Урок литературы в 5-м классе "Загадки". Что такое загадка определение для школьников 5 класса


Определение: Что такое загадка

В детстве в садике, а теперь в школе, нам очень часто загадывают загадки. Их и мы загадываем своим друзьям и веселимся. Ведь правильно отгадать ответ не сразу получается. Для этого нужно пустить в ход свою логику и фантазию. Вот и получается, что загадки это замечательное развлечение для праздника, и поверьте каждый приглашенный оценит подобные конкурсы, особенно, если они будут шуточными. Но что такое загадка по определению для детей? Какую функцию она несет? И очень интересна история загадки, которая уносит нас к истокам жизни наших предков.

Что такое загадка?

Если опираться на определение, то загадка - это метафоричекое выражение или изображение, которое требует разгадки. Проще говоря, это словесное описание какого-то предмета, явления, качеств, благодаря которому начинаешь понимать, о чем же идет речь. Чаще загадка - это поэтическое стихотворное выражение, которое легко запоминается и ориентируется на испытание сообразительности отгадывающего. Они небольшие, но четкие, с понятной структурой. Может кто-то в загадках видит лишь возможность развлечься, но по природе у них более серьезная функция. Благодаря загадкам, у детей развивается мышление, логика и воображение. При этом дети с удовольствием участвуют в процессе поиска разгадки, ведь все проходит в веселой атмосфере. С помощью загадок дети могут изучать и окружающий мир,его явления, свое тело и многое другое.

История загадки

Если обратиться к истории загадок, то еще в давние времена наши предки пользовались таким видом творчества, чтобы описать явления, объяснить происходящее в мире, природе, вокруг себя. Предки верили в силу загадок, видимо поэтому, чтобы показать, насколько смекалист герой, загадки часто загадываются в сказках. Время шло, а загадка не теряла свою силу. Единственное, со временем она стала претерпевать изменения, и стала больше не иносказательным объяснением предмета или явления, а рассматриваться как развлечение.

В христианские времена загадки также используются в быту и даже в священном писании. Только там она выступает уже в виде мудрых вопросов, где не даются ответы. Человек сам должен понять и отыскать для себя значение отгадки. Самое интересное, на мудрые вопросы каждый может ответить по-разному, с точки своего видения и это будет правильным ответом.

В девятнадцатом веке и по настоящее время загадки стали собирать и сортировать по научным точкам зрения, темам и классификациям. Загадки теперь не только передаются из уст в уста, но и размещаются в книгах, в сборниках загадок, которые покупаем и мы с вами.

Определение: Что такое загадка

А какую оценку поставите вы?
На этой странице искали :
  • что такое загадка
  • загадка определение
  • что такое загадка определение
  • что такое загадки
  • что такое загадки определение 5 класс литература

sochinyshka.ru

Понятие загадки и история загадки

Что такое загадка

Чтобы понять, что такое загадка, нужно в первую очередь знать определение метафоры. Что ж, метафорой называют такое слово или выражение, которым можно описать предмет, при этом, не называя его самого. То есть, это выражение в переносном смысле словно сравнивает предмет с ему похожим, используя их единое свойство. Например, если вам скажут: “я вышел из себя”, вы сразу поймете, что человек расстроен и зол.

Итак, загадка – это метафорическое выражение, то есть такое выражение, которое описывает предмет при помощи его связи с каким-нибудь другим предметом, при наличии у этих предметов общего свойства. Суть заключается в том, что человек должен отгадать о каком предмете идет речь.

Предположим, вам загадывают загадку:

Два близнеца - два братца,

На нос верхом садятся,

Сами верхом, а ноги — за ушами.

Ответ – очки.

Вот мы и разобрались, что такое загадка. Стоит только отметить, что загадки – это не простонародное творчество или развлечение, это отличный способ развития логики у детей при приятном времяпрепровождении. С маленькими детьми таким методом можно изучать части тела, зверей и птиц, сказочных героев и многое другое.

История загадки

Древние загадки – это зеркало души наших предков. Часто они отражают их мистические верования, объяснения природных явлений и вообще всего происходящего вокруг них. Конечно, с течением времени люди стали смотреть на загадки больше как на развлечение, чем как на поэтическое описание происходящего вокруг в иносказательной форме. В русских народных сказках часто герою приходится разгадывать загадки, чтобы показать смекалку или исполнить какое-то заветное желание, ведь наши предки верили в силу загадок.

Отношение к загадкам изменилось в христианские времена. Понятие загадки в Священном писании имеет особое значение. Обычно, загадки используются как мудрые вопросы о происхождении нашего мира. Например, загадка Самсона:

Что слаще мёда, и что сильнее льва?

Ответы не приводятся, их нужно найти для себя самим. Для кого-то наиболее подходящим и простым ответом может показаться сон человека, а кто-то может подумать, что любовь слаще мёда и сильнее льва…

История загадки на этом только начинается. С течением времени загадка как жанр только всё быстрее получала развитие. Древние греки, римляне по-разному, но всё же активно использовали этот творческий вариант изложения происходящего и окружающего. И вот уже в 19 веке началось научное собирание загадок и размещение их в сборниках, которые и доходят до нас с вами.

deti-online.com

Загадки Определение загадок. Их происхождение

Загадка получила определение со времен Аристотеля, кото­рый называл ее хорошо составленной метафорой. В.И. Даль писал, что загадка — это "иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, пред­лагаемое для разгадки"1. Наиболее точное определение загадки принадлежит В.П. Аникину: "Загадка — это поэтическое за­мысловатое описание какого-либо предмета или явления, сде­ланное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность".2

Загадка – это краткое описание умалчиваемого предмета или явления по сходным или намекаемым признакам другого предмета и явления.

Загадка развивает у человека поэтический взгляд на действительность, создает неограниченный простор для фантазии. Поэтому можно заметить, что загадка – это поэтически замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека и в то же время привить ему поэтический взгляд на действительность.

Истоки загадок восходят к тайной речи первобытного обще­ства, к табуированной речи (т.е. к словам, которые определенным членам племени или рода произносить вслух было запрещено в силу их возраста, пола или социального положения в этом конкретном обществе). Загадки распространены у всех народов.

Кроме того, происхождение загадок связано с желанием человека отпугнуть и обмануть нечистую силу, которая, как считали раньше, могла повлиять негативно на жизнь и судьбу человека, ребенка, скотины и пр. Враждебную силу следовало перехитрить, чтобы обеспечить благополучие себе и своему роду, поэтому предмет или человека называли не так, как звучит его имя или название на самом деле.

Большую роль загадка также играла и в обрядах инициации (обряде посвящения мальчика в мужчины), распространенных у всех древних народов. Посвящаемый мальчик испытывался с помощью загадок: отгадав их, он считался благополучно прошедшим данное испытание и проходил в следующий этап посвящения, — без знания тайной речи юноша не мог стать мужчи­ной.

Загадки встречаются в мифологии древних народов (на­пример, в древнегреческих мифах).

В древности загадки имели мистическое, религиозное и обрядовое применение, загадывание и отгадывание загадок считалось признаком особой мудрости. Загадки можно было загадывать лишь в определенное время – летом и днем загадывать нельзя. Загадывание было позволено по окончанию полевых работ, осенью и зимой. Особое значение придавалось загадыванию во время празднования святок (с 25 декабря по 6 января).

Русские загадки по проис­хождению также связаны с условной речью — зашифрованным языком охотников, с обрядами и магическими действиями, на­правленными на обеспечение урожая и успеха в скотоводстве и земледелии.

Загадки выполняли и выполняют следующие функции:

  1. Познавательную (содействовали активизации познания окружающего мира, особенно у ребенка),

  2. Развивающую (развивают наблюдательность, логическое мышление)

  3. Развлекательную, т.к. позволяли развлечь, занять себя, семью и детей в свободное от работы и хозяйства время

  4. Художественную (способствовали формированию у человека образного мышления, способности видеть мир в образах).

Как уже указывалось исследователями, знаменитый русский путеше­ственник XVIII в. С.П. Крашенинников отметил остатки древней тай­ной речи у русских охотников на соболя. Артель избирала "передовщика", он назначал себе помощников и наказывал им, между прочим, "что­бы по обычаю предков своих ворона, змею и кошку прямыми именами не называли, а называли б верховым, худою и запечен/сою". Дальше Кра­шенинников писал: "Промышленные сказывают, что в прежние годы го­раздо больше вещей странными именами называли, например: церковь — востроверхою, бабу — шелухою или белоголовкою, девку — простыгою, коня — долгохвостым, корову — рыкушею, овцу — тонконогою, свинью — низкоглядою, петуха — голоногим и прочее..." Крашенинни­ков отмечал, что все эти слова, кроме замены ворона, змеи и кошки, оставили, то есть не стали употреблять3.

У русских отзвуки загадок древнего периода сохранились в былинах, сказках, песнях. Например, многие подблюдные пес­ни имеют форму загадок: они не описывают судьбу человека, а под­меняют ее описанием предмета или действия. В сказке «Умная дочка» или «Семилетка» царь задает девушке несколько загадок, разгадав которые, она выходит замуж за царя – таким образом, здесь сказка служит способом проверки героя на сметливость, ум. Самой интересной загадкой в этой сказке является та загадка, когда хитрый царь приказывает девушке прийти к нему не пешим. Не верхом, не раздетой, не одетой, не с подарком , но и не без подарка, и девочка приходит к нему в рыболовной сете, верхом на зайце, который тут же убегает, и с перепелкой в руках, которая выпархивает из ее рук.

С течением времени древняя функция загадок постепенно угасла, но осталась их поэтическая форма. К загадке начали относиться как к способу испыта­ния сообразительности, стали создавать новые загадки о пред­метах и явлениях. Сложился фольклорный жанр, который не имел никаких иных целей, кроме художественных и развлека­тельных. Сказка стала жанром детского фольклора.

Д.Н. Садовников в предисловии к своему собранию загадок указал на основное различие пословиц и загадок. "В первых, — писал он, — отразились взгляды народа на природу и окружаю­щую обстановку, в последних — вся житейская мудрость и нрав­ственная личность простолюдина. В загадке, более древней по форме и происхождению, открылся полный простор для твор­ческой фантазии народа; в пословице — для его здравого смыс­ла и критики"4.

studfiles.net

Загадка это что такое Загадка: определение — История.НЭС

ЗАГАДКА

малый жанр фольклора, представляющий собой «зашифрованное» образное описание предмета, явления или ситуации. Состоит из двух компонентов – собственно загадки и отгадки. Исполнение загадок предполагает состязание между загадчиком и отгадчиком, в ходе которого не только выявляется способность отгадчика «расшифровать» загадку, но и осуществляется идентификация посвященных, тех, кто знает отгадку. Значительное число загадок заведомо рассчитано не на отгадывание, а на знание правильного ответа. Загадки бытуют не только самостоятельно, они включены во многие другие жанры фольклора: сказки, обереги от нечистой силы, свадебный обряд и др., где служат для опознания «своих».

Оцените определение:

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия

ЗАГАДКА

Суд 14:12-18) — древнейший пример загадки, в общем значении этого слова, мы видим в загадке, предложенной во время пиршества своим гостям Самсоном, именно в следующих словах: из “ядущего вышло ядомое и из сильного вышло сладкое (ст. 14). В Еврейском языке слово загадка употребляется в смысле притчи сравнения, аллегории и иносказания. Приточная мудрость и пророческие иносказания большею частью выражаются в форме загадок; (Иез 17:2-10 и др.). Загадки вообще пользовались большою популярностью между жителями Востока. Особенно забавлялись ими, как это было у Евреев, Греков, Римлян, во время торжественных обедов и пиршеств. Из 3Цар 10:1 мы знаем также, что царица Савская, услышав о славе Соломона, во имя Господа, пришла испытать его загадками.

Оцените определение:

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора

Загадка

У греков З. пользовалась популярностью с древнейших времен. Согласно преданию, Гомер не смог разгадать заданную ему мальчиками-рыболовами З.: «То, что мы увидели и поймали, остается не с нами, а то, что не увидели и не поймали, носим с собой» (подразумеваются вши). Получила известность З., заданная Эдипу Сфинксом: «Что ходит на четырех, двух и трех ногах?» (имеется в виде человек, который в младенчестве передвигается на четвереньках, а в старости опирается на палку). Часто форму З. имели прорицания оракулов. Существовали многочисл. виды З.: числовые, буквенные, рисуночные и др. Неоднократно составлялись сборники З. (сборники Пифагора, Клеарха из Сол). В эллинистич. эпоху Ликофрон написал эпич. поэму-З. «Александра». Меньшее распространение нашла З. у римлян. Некоторое число З. содержит роман Петрония; ок. 400 н. э. Симфозий сочинил 100 стихотворений-З.

Оцените определение:

Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.

interpretive.ru

загадка - это... Что такое загадка?

Морфология: (нет) чего? зага́дки, чему? зага́дке, (вижу) что? зага́дку, чем? зага́дкой, о чём? о зага́дке; мн. что? зага́дки, (нет) чего? зага́док, чему? зага́дкам, (вижу) что? зага́дки, чем? зага́дками, о чём? о зага́дках

1. Загадкой называют образное описание (иногда в стихотворной форме) какого-то предмета или явления, по которому надо понять, о каком предмете или явлении говорится.

Такие загадки, как «сидит девица в темнице, а коса на улице» (о морковке), не всегда понятны современным детям, которые морковь видят только в магазине.

2. Если вы загадываете кому-то загадки, значит, вы воспроизводите образное описание какого-то предмета или явления, а другой человек должен понять, о чём говорится.

Чтобы развивать интеллект ребёнка, загадывайте ему загадки, решайте вместе простые логические задачки.

3. Если вы отгадываете загадку, значит, вы пытаетесь понять и ответить, о чём говорится в образном описании какого-то предмета или явления.

Чудовище не давала покоя жителям Фив, нападало на людей и требовало отгадать загадку: «Кто ходит утром на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?» Не угадавших ответ чудовище пожирало.

4. Если кто-то говорит загадками, значит, этот человек говорит не прямо, а намёками, поэтому трудно понять, что именно он хочет сказать.

В последние дни она всё чаще говорила загадками, намёками, словно ожидая, что я пойму её с полуслова.

5. Если кто-то играет в загадки, значит, он специально говорит не прямо, а намёками, чтобы его было труднее понять.

Он не играл с ней в загадки, а говорил всё прямо, честно, а потому очень жестоко.

6. Загадкой называют сложный вопрос, на который нет ответа, сложную проблему, которую не решить.

Механизм отношений, который сегодня определяет формирование разных группировок среди подростков, для многих взрослых людей загадка.

7. Загадкой называют то, что нельзя понять, объяснить, тайну.

Понять загадку необыкновенной привлекательности этой некрасивой женщины — вот чего он хотел.

8. Если ответ на какой-то вопрос остался для вас загадкой, значит, вы не смогли найти ответ на этот вопрос.

Какой крупный морской хищник оборвал снасть, навсегда осталось для меня загадкой.

9. Загадкой природы называют явление природы, причины которого человек не может объяснить.

Утром над водой появлялось зеленоватое сияние — мы не могли и не хотели понимать эту загадку природы и относились к ней как к чуду.

dic.academic.ru

Конспект урока по Литературе "Русские народные загадки" 5 класс

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №843

Черномазова Елена Николаевна

Цели и задачи: продолжить знакомство с устным народным творчеством , дать определение загадок, рассмотреть особенности построения, соотношение загадки и отгадки , раскрыть роль загадки в фольклоре и литературе , познакомить с типами и циклами загадок , дать понятие о художественных средствах ( метафоре , сравнении , антитезе , гиперболе ) , закрепить понятие об эпитете , обучать говорить образно .

Словарная работа : загадка , иносказание, прямое и отрицательное сравнение , антитеза , гипербола , метафора .

Эпиграф урока : Начало искусства слова - в фольклоре . М. Горький

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания .

Дети зачитывают пословицы и поговорки . Определить тему .

Нет друга - так ищи , а нашёл- так беги . ( о дружбе)

2. Отгадывание кроссворда « Жанры и виды устного народного творчества ».

1.« В некотором царстве, в некотором государстве жил- был царь » . (сказка)

2. Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковатьи выколпаковать. ( скороговорка )

З.В трёх соснах заблудился, (поговорка)

4. Ох, милка моя, Семечко рассадно... До сих пор неграмотна , Разве не досадно? (частушка)

5. Федя-бредя Съел медведя, Упал в яму, Кричал маму!(дразнилка)

6. « Ладушки, ладушки! Где были?- У бабушки. Что ели?- Кашку. Что пили?- Бражку » ( потешка )

7. На чужой сторонушке

Рад родной воронушке . ( пословица )

Ключевое слово - тема нашего урока. Загадка.

3. Запись темы. Постановка задач урока .

Что же такое загадка ? Запись определения загадок .

Загадки - это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание , которое предлагается разгадать . Загадка состоит из вопроса и ответа .

4.Сообщение учащегося об истории возникновения загадок

5. Типы загадок

По форме

1. Загадки-вопросы.

Что на свете слаще всего ? (сон)

Кто бежит без провода? (река )

2. Загадки-задачи.

Летела стая гусей, навстречу им один гусь . « Здравствуйте , - говорит ,-сто гусей! » - « Нет, нас не сто гусей . Кабы было ещё столько , да полстолька, да четверть столька, да ты ,гусь, так нас было бы сто » Сколько гусей летело ? ( 36 гусей)

3. Загадки-иносказания.

( переносный смысл )

За тёмными лесами двое лебедей плясали . (серьги)

4. Загадки-описания.

Сам с вершок , голова с горшок . (самовар)

По теме

1. Человек

2. Изба

3. Двор

4. Огород

5. Сад

6. Пасека

7. Поле

8. Луг

9.Лес

10.Явления природы

11.Профессии

12.Герои сказок

13.Птицы

14.Домашние животные

15.Небо

Загадка : Краткость Ритмичность

Конкретность Рифмованность

Иносказательное описание предмета вопроса

Форма вопроса

6. Как « сделана» загадка .

Познакомим учащихся с основными художественными

особенностями загадки .

В основу загадки может быть положены:

1. Метафора- употребление слов в переносном смысле на основе сходства , сравнения .

Голубое поле серебром усыпано . (небо и звёзды )

Меж двух светил Я в середине один . ( нос )

Белые хоромы, Красные подпоры, (гусь)

2. Антитеза - противопоставление .

Маленькая птичка , а громко поёт . (сверчок)

3. Гипербола- преувеличение .

Рассыпался горох по сту дорог, Никто его не соберёт . (звёзды)

4. Эпитет

Красная девица в зеркало глядится, (заря)

5. Сравнение.

Бела , как снег, зелена , как лук, черна, как жук. ( сорока )

Образование метафоры- загадки можно представить через сравнение :

поле как в серёжках ( сравнение ) Небо как шатёр ( сравнение ) небо = шатёр Шатёр неба , небесный шатёр ( метафора )

Голубой шатёр весь мир покрыл ( небо ) загадка

Поле в серёжках (метафора )

Всё поле в серёжках стоит ( овёс ) загадка

Загадываемый предмет чаще всего не называется , а полностью заменяется уподоблением.

Уподобление может происходить по нескольким качествам или характеристикам.

Среди двора стоит копна,

Спереди вилы,

Сзади метла ( корова )

Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный, бархатный . (арбуз)

В любой загадке должны быть названы качества , присущие загаданному предмету , - иначе загадка теряет смысл

7.Знакомство с литературными загадками.

Многие детские поэты сочиняют загадки , следуя народным образцам . Авторские загадки легче отгадываются . Явления и предметы в них знакомы детям , взяты из современной жизни . Это паровоз , велосипед , очки , фонтан , мяч и т. д. В то же время авторские загадки по- новому обыгрывают предметы , излюбленные народной поэзией . Например народная загадка о печке , огне и дыме :

Мать толста, Дочь красна, Сын - бес, Долетел до небес —

Пересказана Е.Благининой так:

Наша толстая Федора Наедается не скоро, Но зато , когда сыта, От Федоры - теплота !

С.Маршак загадка о часах .

За стеклянной дверцей Бьётся чьё-то сердце...

По правилам народной загадки тут нужно поставить точку , но у авторской поэзии свои правила . Поэт не может вынести мучений ребёнка над отгадкой , поэтому и подсказывает :

...Бьётся чьё-то сердце-

Тихо так,

Тихо так.

Одна из любимых форм подсказки- рифма . Последнее слово в стихе- загадке - это отгадка . Срифмовав свою догадку с предыдущей строчкой , ребёнок легко находит ответ . Например

Мимо рощи , мимо яра .Мчит без дыма , мчит без пара Паровозова сестричка. Кто такая?

(электричка )

8. Чтение статьи из учебника М. Снежневской .

9. Итог урока .

С чем вы сегодня познакомились на уроке ? Из чего состоит загадка ? Назовите типы загадок .

10. Домашнее задание .

Сочинить загадку .

Подготовить рассказ о загадке .

Составить кроссворд из загадок ( по желанию )

5

doc4web.ru

Урок литературы в 5-м классе "Загадки"

Разделы: Литература

Цели: знакомство с происхождением и природой загадок; развитие умения отгадывать и сочинять загадки.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Сообщение темы и целей урока.
  4. Беседа о загадках.
  5. Как сделана загадка.
  6. Творческая работа.
  7. Итог урока.

Словарная работа. Загадка, иносказание, прямое и отрицательное сравнение, метафора.

Оборудование: карточки с загадками, иллюстрации острова загадок, летучего корабля.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня, ребята, мы с вами продолжим наше путешествие по стране Фольклора. И из царства сказок отправимся на остров Загадок.

II. Проверка домашнего задания.

Но прежде, чем мы отправимся на остров, давайте вспомним,

Какие виды сказок вы знаете?

Кто автор сказок?

Как сказки дошли до нас?

Какие средства передвижения используют сказочные герои?

Молодцы!

III. Сообщение темы и целей урока. На доске: "ЗАГАДКИ".

А совершим мы наше путешествие на летучем корабле. Поудобнее устраивайтесь. Отправляемся на остров загадок. А чтобы вы не скучали во время путешествия; мы с вами узнаем, как появились загадки, будем учиться их отгадывать, а также попробуем сами сочинить загадку.

IV. Сообщение учителя.

Одним из малых жанров детского фольклора являются загадки. Загадки – увлечение детей. Они развивают сообразительность. Раньше их сочиняли взрослые люди, и они несли ответственность за них, так как зачастую от загадок зависела жизнь человека.

Во многих сказках предлагается герою загадка, и от этого ответа будет зависеть его жизнь или судьба.

В Древней Греции есть город Фивы, в одной из легенд жило там страшное чудовище Сфинкс, и он загадывал загадку, а кто не мог отгадать, то съедал и только один герой отгадал.

– Попробуйте и вы эту загадку отгадать.

Что ходит утром на 4 ногах,

В полдень – на 2 ногах,

А вечером на 3 ногах?

Ответ: Человек.

Почему вы так думаете?

Утро сравнивается с малышом, который не может ходить. Полдень с человеком, который хорошо ходит, а вечер сравнивается с пожилым человеком.

Знание загадок приносило счастье. В загадках используется иносказательная речь, т.е. это сравнение, иными словами рассказывается явление. Загадывающие стараются спрятать ответ.

– Как создаются загадки?

– Кто создает загадки?

А создают загадки люди с поэтическим дарованием. Посмотрите, какое воображение нужно иметь человеку, чтобы в горящей лучине увидеть "красного петушка, что по жердочке бежит", или посмотришь на обыкновенную редьку и сравнишь ее с девицей, томящейся в темнице:

"Сидит девица в темнице,

А коса на улице".

Многие образы в загадке поражают неожиданностью и красочностью. Загадка, обычно указывает на особые признаки к свойствам, которые присущи только загадываемому предмету. Недаром о загадке говорят, что она "без лица в личине". Настоящее лицо загадки скрывается под "личиной", и нам с вами отгадать надо, разоблачить того, что спрятано и скрыто в образе и качестве.

V. Как “сделана” загадка.

"Стоит девица в избе, А коса – на дворе".

Кого надо нам разоблачить?

Девицу с косой.

Образ девицы с косой иносказательно говорит нам о каком-то предмете.

Что это за предмет?

Печь.

Как получилась эта загадка?

Кто-то из наших предков посмотрел на печь и уподобил ее девице, а дым сравнил длинной косой, и получилась загадка.

В каждой загадке есть главные слова.

На какие слова нужно обратить внимание при отгадке?

"Серый, маленький Денис На веревочке повис. (Паук.)

Имя человека нас запутывает (это имя взято для рифмы). Ребята, отгадать загадку бывает довольно трудно. Загадка – это очень хитро поставленный вопрос. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее представить как поэтические образы и проинтонировать эти образы в движениях.

"Выше леса стоячего, Ниже облака ходячего, Стоит безуглый дом, Без дверей, без окон". (Гора.)

Первое движение (1 строка) – руки потянулись вверх,

Второе движение (2 строка) – руки опустились вниз,

Третье движение (3 строка) – руки пошли волнами (широким округлым движением показываем что-то большое и округлое).

Загадки бывают различных типов.

1. Где перечисляются различные признаки:

Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач.

На вкус, как сахар сладок,

А сам похож на мяч. (Арбуз.)

2. Краткая характеристика предмета:

Голубая простыня весь свет одевает. (Небо.)

(Здесь признак предмета и сравнение.)

3. Сравнение. Отрицательное сравнение.

Серебряные нити сшивают землю и небо. (Дождь.)

Летит, а не птица,

Воет, а не зверь. (Ветер.)

4. Метафора – свойства живого существа переносятся на неживое.

Под одной крышей четыре братца живут (стол, стул).

Отгадывание загадок и определение их тематики.

Итак, кратко о загадке мы можем сказать следующее:

ЗАГАДКА Краткость, конкретность

Иносказательное описание

Предмета (метафора)

+ ритмичность и рифмованность, форма вопроса

VI. Составление загадок. Вот мы с вами и на острове загадок.

Со страницы книжки в гости К вам я шла, Чтобы разгадали вы меня, друзья, Очень торопилась, и случилось так, Что на куски разбилась, не собрать никак. Помогите, помогите! Из кусков меня сложите, А потом вы вспомните меня, узнаете И конечно разгадаете.

На парте у каждого ученика лежат наборы рассыпанных загадок, в цветных конвертиках.

– Из рассыпанных слов составить загадку.

1) Да, лежала, с иголками, под елками, побежала, подушечка, лежала, лежала.

Лежала под елками Подушечка с иголками. Лежала, лежала Да и побежала. (Ежик.)

2) Скрываюсь, весной, летом, появляюсь, спать, ложусь, осенью, зимой, веселюсь, опять.

Зимой скрываюсь, Весной появляюсь, Летом веселюсь, Осенью опять спать ложусь. (Река.)

3) Грызет, резвится, живет, и, орешки, не мышь, на, деревьях, в, лесу, не, птица.

Не мышь, не птица, В лесу резвится, На деревьях живет И орешки грызет. (Белка.)

Перед вами иллюстрация к сказке А.С. Пушкина, угадайте, к какой. (Сказка о царе Салтане.)

– Каждая девица загадывает загадку и нам необходимо отгадать их.

1) Все его любят, А поглядят на него, Так каждый морщится. (Солнцею)

2) Расколи лед – Возьми серебро. Разрежь серебро – Возьми золото. (Яйцо.)

3) Зелена, а не луг, Белая, а не снег, Кудрява, а без волос. (Береза.)

VII. Подведение итога урока.

Д/з: приготовить "рассыпную" загадку, попробуйте сочинить свою.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai