Контрольные вопросы с выборочными ответами на тему «Устное народное творчество». Вопросы на тему устное народное творчество
Контрольные вопросы с выборочными ответами к теме «Устное народное творчество»
Фольклор. Народные сказки. «Библия для детей» - Контрольные вопросы к теме «Устное народное творчество»
Контрольные вопросы с выборочными ответами к теме «Устное народное творчество»
Что такое фольклор и какие его виды вы знаете?
Когда люди поют песни?
На какие группы можно разделить народные песни?
Среди народных песен выделяют песни колыбельные, календарные, обрядовые, исторические и лирические.
Что характерно для исторических песен?
Обращение к важным событиям народной жизни: войнам, восстаниям и отражение народного отношения к историческим событиям. В исторических песнях выразились непосредственные впечатления людей от происходящих событий и оценка народом исторических личностей, народных героев, таких, как Ермак, Емельян Пугачев и др.
Какие песни называются Лирическими?
Это песни, в которых передано богатство и разнообразие человеческих чувств, переживаний: печаль, радость, любовь, стремление к воле, протест против угнетения.
Какова тематика лирических песен?
Какова роль песни в развитии русской национальной культуры?
Песня сыграла огромную роль в познании национального характера, быта, языка и истории народа. Народная песня способствовала развитию поэзии. Русские писатели (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Шолохов) использовали народные песни в прозаических произведениях. Композиторы Даргомыжский, Балакирев, Чайковский, Римский-Корсаков высоко ценили мудрость и красоту народной песни и использовали ее в своем творчестве.
kontrolnye-voprosy-k-teme-ustnoe-narodnoe-tvorchestvoконтрольные вопросы с выборочными ответами к теме «устное народное творчество»Что такое фольклор и какие его виды вы знаете?
Когда люди поют песни?
На какие группы можно разделить народные песни?
Среди народных песен выделяют песни колыбельные, календарные, обрядовые, исторические и лирические.
Что характерно для исторических песен?
Обращение к важным событиям народной жизни: войнам, восстаниям и отражение народного отношения к историческим событиям. В исторических песнях выразились непосредственные впечатления людей от происходящих событий и оценка народом исторических личностей, народных героев, таких, как Ермак, Емельян Пугачев и др.
Какие песни называются Лирическими?
Это песни, в которых передано богатство и разнообразие человеческих чувств, переживаний: печаль, радость, любовь, стремление к воле, протест против угнетения.
Какова тематика лирических песен?
Какова роль песни в развитии русской национальной культуры?
Песня сыграла огромную роль в познании национального характера, быта, языка и истории народа. Народная песня способствовала развитию поэзии. Русские писатели (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Шолохов) использовали народные песни в прозаических произведениях. Композиторы Даргомыжский, Балакирев, Чайковский, Римский-Корсаков
www.school-essays.info
Урок – викторина по теме «Устное народное творчество», ФГОС
Цель:
обобщить знания учащихся 2 класса по разделу «Устное народное творчество».
Ход урока
I. Вхождение в урок.
Звучит русская народная песня «Во саду, ли в огороде»
II. Ситуация интриги, постановки учебной задачи.
Учитель: Сегодня на уроке мы отправимся в удивительную страну, название которой вы отгадаете, решив ребусы.
А) Старинное название губ(рта),+ное =устное
Б) Синоним слова ЛЮДИ +ное= народное
В) (твори-и)+(честь-ь)+(волк-лк)=творчество
Устное народное творчество
Учитель: УНТ-это удивительная страна, но ей можно дать и другое название.
Какое?( фольклор).
III. Актуализация знаний.
Проанализируйте некоторые тексты с точки зрения жанра фольклора. Сегодня мы работаем в группах, поэтому прошу подойти капитанов за заданиями.
Конверт №1
«Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Всё бы хорошо, да одно горе – детей у них не было. Вот пришла зима снежная. Высыпали ребятишки на улицу, а старик со старухой глядят на них да про своё горе думают.» (сказка)
«ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости» (былина)
«Свалился как снег на голову. Надоел как горькая редька.» (поговорка)
– Что везёшь?– Сено.– Какое сено? Ведь это дрова!– А коли видишь, так чего спрашиваешь? (шутка)
«А то ещё не чудо. Не диковинка,А были чудеса и почуднее того:По поднебесью медведь летитУшками, лапками он помахивает,Серым хвостиком поправливает..» (небылица)
Проверка.
IV. Работа над пословицами.
Учитель: Ну вот, ребята, «Кончил дело – гуляй смело!»
К какому жанру можно отнести это предложение ? ( это пословица)
Учитель: Посмотрим, знаете ли вы пословицы: Соедините начало и окончание пословицы.
Терпенье и труд | а не ученье – тьма. |
Ученье – свет, | там и счастье. |
Не спеши языком, | всё перетрут. |
Труд кормит, | торопись делом. |
Где труд, | а лень портит. |
(От каждой команды выходит по одному человеку, выполняя задание)
Читаем хором, объясняя смысл.
Учитель: Что скрывает каждая пословица? ( в каждом народном изречении скрывается поучительный смысл – народная мудрость)
V. Загадка. Игра. Считалочка.
Конверт №2
Учитель: Прочитайте задание. О ком идёт речь? По каким признакам догадались, что это медведь? (ответы) Какой жанр УНТ перед вами? (Загадка)
ФИЗМИНУТКА-игра.
Учитель: Отдохнём, поиграем. (Дети встают в круг.)
Надо выбрать водящего. Как это сделать? (надо посчитаться)
Какой жанр фольклора мы использовали для этого ? (считалочку)
Водящему надеваем маску-медведя.
Игра «У медведя во бору»
У медведя во бору грибы, ягоды беру.А медведь не спит, всё на нас рычит.
Учитель: Каким жанром фольклора мы начали игру? ( Игровым приговором)
VI. Работа над потешкой.
Учитель: Чтобы отгадать следующий жанр, надо из букв сложить слово.
Каждая команда из набора букв выкладывает слово – ПОТЕШКА.
Вспомним одну из них – дети инсценируют потешку.
– Федул, чего губы надул?– Кафтан прожёг.–Зашить можно?– Да иглы нет.– А велика ли дыра?– Один ворот остался.
VII. Народная песня.
Поиграем в игру «Ремонт». Отремонтируйте слово.
ЧСТШК ( частушка)
Учитель: Впервые о частушках упоминалось в 60-ые годы 19 века. Это короткая песенка быстрого темпа, которую часто исполняли (частая песня). Называли её в давние времена «приговорка», «сбирушка», «перевирка», «набирушка», «коротушка» и по-другому. А термин «частушка» ввёл в литературу русский писатель Глеб Иванович Успенский.
– А к какому жанру мы отнесём частушку? ( к песне)
3. Послушаем частушки
Чтобы печка разгорелась,Надо жару в ней поддать.Чтоб частушка лучше пелась,Надо пляской помогать.
Эх, топни, нога,Топни, правенькая,Всё равно пойду плясать,Хоть и маленькая.
Если б не было воды,Не было бы кружки.Если б не было девчат,Кто бы пел частушки?!
VIII. Закличка.
1. Слышим колокольный звон.
Учитель: Как вы думаете, о чём может рассказать этот звон? (ответы)
– Любой народ очень чтит свои традиции, обычаи, обряды. Одной из традиций на Руси была и есть – встреча Весны. Ведь весна-это надежда на хороший урожай, который принесёт достаток, благополучие в дом; надежда на здоровье близких, счастье в доме. Люди зазывали к себе Весну, т.е. кликали.
2. Для того, чтобы определить название следующего жанра, выберите из родственных слов имя существительное
КЛИКАТЬ, ЗАКЛИКАЛИ, ЗАКЛИЧКА, ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ
3. Учитель: Давайте и мы попробуем покликать Весну – добрую, радостную, солнечную, благополучную. Вы должны будете прочитать закличку выразительно, соблюдая знаки препинания.
Конверт №3 (Капитаны сами выбирают себе закличку)
А) Ау-ау, аукаемВесну приаукиваем:Март, март –Солнцу рад;Апрель, апрель –Откроет дверь;Май, май –Сколько хошь гуляй!Ау-ау, аукаем!Б) Ласточка, ласточка,Милая касаточка!Ты где была,Ты с чем пришла?За морем побывала,Весну добывала,Несу, несуВесну красну.В) Синички-сестрички,Тётки-чечётки,Краснозобые снегирюшки,Щеголята-молодцы,Воры-воробьи!Вы на волю полетите,Вы на вольной поживите,К нам весну скорей верните!Г) Весна, весна красная!Приди Весна с радостью;С радостью, с радостьюС огромной милостью.Со льном большим,С корнем глубоким,С хлебом великим.Весна красна, на чём пришла?На сомочке, на бороночке,На овсяном снопочке,На ржаном колосочке.Д) Синички-сестрички,Чечётки-тётки,Куличики-мужички,Скворцы-молодцы.Из-за моря к нам летите,Весну красную несите!С шёлковой травой,С жемчужной росой,С тёплым солнышком,С пшеничным зёрнышком!(Дети зачитывают заклички по одному)
IX. Скороговорка.
Учитель: Вы хорошо потрудились.
– А сейчас вам надо поработать группой .Надо будет быстро говорить, очень СКОРО. О чём сейчас пойдёт речь? ( о скороговорке)
Вы сейчас сами будете сочинять скороговорки. Дети зачитывают полученные скороговорки.
X. Рефлексия.
– Проверим, как вы разбираетесь в жанрах УНТ. (Капитаны выбирают листок с заданием, в котором надо соединить отрывок и жанр фольклора – Конверт №4)
А) Радуга-дуга,Не давай дождя,Давай солнышко,Красно вёдрышко. | пословица |
Добры бобры идут в боры. | сказка |
Потянушеньки,потягушеньки,Поперёк толстунушеньки!А в ножки ходунушки,А в ручки хватунушки.А в роток говорок,В головку разумок. | |
Семь раз отмерь, один отрежь. | скороговорка. |
Б) От топота копыт пыль по полю летит. | считалка |
Во поле берёзка стояла,Во поле кудрявая стояла.Ой,люли,стояла,Ой,люли,стояла! | былина |
Захотелось Илье свою силу попробовать. Он подъехал к Оке-реке, упёрся плечом в высокую гору, что на берегу была, и свалил её в реку Оку… | скороговорка |
Раз, два, три, четыре, пять!Вышел зайчик погулять.Вдруг охотник выбегает,Прямо в зайчика стреляет:Пиф-паф! Ой-ой-ой!Умирает зайчик мой… | загадка |
Золотое коромыслоНад рекою повисла. | песня |
В) Стучит, бренчит по улице,Фома едет на курице,Тимошка-на кошке,По кривой дорожке. | сказка |
Катилось яблокоМимо сада, мимо сада,Мимо града.Кто поднимет,Тот и выйдет. | потешка |
Свалился как снег на голову. | небылица |
Растёт Снегурочка не по дням, а по часам. Что ни день – всё умнее да милее становится… | считалка |
Старину скажу стародавнюю,Небывальщину да неслыхальщину.Как среди моря овин горит,А по чистому полю корабль бежит. | поговорка |
Г) – Ты пирог съел?– Нет, не я!– А вкусный был?– Очень! | былина |
Гори-гори ясно,Чтобы не погасло.Глянь на небо,Птички летят,Колокольчики звенят… | пословица |
Верное слово молвил поповский сын –не гоже богатырю на пиру сидеть, живот растить. Отпусти меня, князь, в широкие степи, поглядеть, не рыщет ли враг по родной Руси… | песня |
Родина – мать, умей за неё постоять. | шутка |
Домашнее задание: расскажите дома родителям о нашей викторине и сделайте книжку –малышку «Устное народное творчество»
Творческая работа «Книжка-малышка «Устное народное творчество»
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Викторина по литературе на тему: "Устное народное творчество"
Обобщающий урок по теме: «Устное народное творчество»
Викторина
Цель:
обобщить знания об устном народном творчестве; в игровой форме вспомнить виды сказок, символику сказочных предметов.
Задачи:
развивать речь; способствовать обогащению словарного запаса учащихся.
Оборудование:
распечатки с заданиями, листы для записи, клубок, яблоко, зеркало, стрела, полотенце, иллюстрации к сказкам.
Ход урока.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет сказочная викторина, на которой мы вспомним устное народное творчество и проверим ваше знание о нем.
Ребята, вы будете играть каждый за себя. Но, чтобы начать викторину, нужно придумать себе псевдоним. Не забывайте, что у нас сказочный урок, а значит и псевдоним должен быть сказочным. Придумайте его и аккуратно запишите на листе. На это у вас есть 3 минуты (после каждая команда представляет свое название)
-Ребята, раз у нас викторина, то вы будете соревноваться друг с другом. За верно выполненные задания вы получаете серебряные яблочки.
-Ребята, что такое сказка?
(занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях)
-Давайте мы с вами вспомним виды сказок.
(о животных, волшебные, бытовые)
-Вспомните, в чем особенности сказок?
1 конкурс (на доске)
-Ребята, давайте подумаем, почему нам интересно читать сказки?
(здесь и увлекательный сюжет, и красочные эпитеты, фольклорные формулы)
-Что такое постоянные эпитеты?
(образные определения, которые употребляются с одним словом)
-В первом задании я попрошу вас вспомнить и дописать постоянные эпитеты к словам (задание на доске)
Поле …(чистое)
Лес …(дремучий)
Девица …(красная)
Солнце …(ясное)
Молодец …(добрый)
Волк …(злой)
Вода …(живая, мертвая)
На выполнение этого задания у вас есть 2 минуты (после проверка, вручение серебряных яблок за верно выполненное задание)
2 конкурс (устно)
-Из сказки в сказку переходят фольклорные формулы. А вы знаете, что это такое?
(устойчивые словосочетания, встречающиеся в разных сказках)
-Подумайте, зачем нужны фольклорные формулы?
(начинают и заканчивают сказку, связывают ее части, придают напевность, красоту сказке)
-Сейчас мы проверим, кто знает больше таких формул. Задание выполним устно: вы по очереди называете формулы, за каждую получите яблочко.
(«жили-были…», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…», «долго ли, коротко ли…», «не в сказке сказать, не пером описать…», «я там был, мед, пиво пил…», «избушка, избушка, встань ко мне передом…», «русским духом пахнет…», «вот и сказке конец, а кто слушал…», «видимо-невидимо», «много ли, мало ли времени прошло…», «как мне не печалится…», «еще пуще пригорюнился…», «стали они жить-поживать да добра наживать/горя не знать»)
3 конкурс (на доске)
-Следующий конкурс называется «Угадай сказку». Я буду читать вам слова, а вы попробуйте узнать, в какой сказке они упоминаются.
Серебряное яблочко получит тот, кто первый поднимет руку и назовет верный ответ.
путь-дорога, терем, прялка, солнце, месяц, ветер, свадьба. «Сказка о мертвой царевне…»
откуп, изба, терем, жемчуг, царица, корыто, дурачина. «Сказка о рыбаке и рыбке»
каравай, свадьба, ковер, Кощей Бессмертный, игла, стрела. «Царевна-лягушка»
пшеница, Иванушка-дурачок, Елена Прекрасная, золотой перстень, конь, свадьба. «Сивка-бурка»
4 конкурс (сундучок с предметами)
-Раз у нас урок сказочный, то обязательно должны быть и сказочные предметы. Ребята, посмотрите, какой сказочный сундучок я вам принесла. Ему больше ста лет и в нем хранятся предметы из сказок. Сейчас каждый из вас достанет из сундучка один предмет и попробует нам рассказать, кому принадлежит этот предмет, из какой сказки к нам пришел и какую роль он в ней играет.
КЛУБОК.
«Царевна-лягушка»: помогает герою найти дорогу, указывает дорогу.
-Ребята, кто в этой сказке дает клубок Ивану-царевичу?
(старичок)
-Кто еще может дарить клубок?
(Баба-Яга)
-Верно. Клубок указывает дорогу в подземный мир. Клубок – круглый предмет, он катится вниз. В сказках других народов его роль могут выполнять яйцо, еж.
Спуск в подземный мир равносилен смерти, и для того, чтобы вернуться назад, герою нужна дополнительная жизнь, которую он получает в виде клубка.
Нить клубка – это отрезок времени, жизни. В греческой мифологии жизнь человека представлялась так: 3 греческие богини судьбы прядут каждая свою нить. Нить – это жизнь человека. Если на ней появляется узелок, то в жизни человека наступят неприятности, беда. Нить ровная означала удачную, счастливую жизнь. А если нить обрывается – человек умирает.
Нить клубка обязательно приведет героя к цели, покажет верную дорогу.
ЯБЛОКО.
«Сказка о мертвой царевне…» - отравило царевну
«Иван-царевич и серый волк» - золотые яблоки.
В русских народных сказках много сюжетов связано с яблоней и яблоками. Именно на это дерево чаще всего прилетает жар-птица, чтобы поклевать золотых яблок; яблоки возвращают здоровье и молодость, иногда дарят бессмертие; именно яблоней или яблоком стремятся обернуться нечистые силы, чтобы соблазнить доверчивых сказочных героев и погубить их. Яблоко имеет нежный золотистый цвет, «румянец» его связан с красотой, здоровьем и молодостью, сладость и аромат – с удовольствием и наслаждением. А в 6 классе из античных мифов вы узнаете о яблоке раздора, которое послужило причиной начала долгой, кровопролитной Троянской войны.
ЗЕРКАЛЬЦЕ.
«Сказка о мертвой царевне…»
«Снежная королева»
Наши предки считали, что зеркало – вход в потусторонний мир. Раньше верили: зеркало связано с миром духов предков. В большинстве гаданий используется зеркало: в нем пытались увидеть будущее, суженого. Для этого ставили свечу перед зеркалом. Вы, конечно, знаете примету о разбитом зеркале.
СТРЕЛА.
«Царевна-лягушка»
Стрела – выбор судьбы. Именно стрела определяет жизнь царевича.
Для всех достаю ПОЛОТЕНЦЕ
-Вспомните, какую роль играет полотенце в сказках?
(Баба-Яга подает его герою)
Ребята, полотенце сопровождает человека всю жизнь: в полотенце встречают новорожденного, провожают в последний путь. Оно играет важную роль во многих обрядах: полотенцем связывают руки жениха и невесты.
Ребята, а что сейчас у меня в руках? (делаю вид, что достаю из сундучка шапку-невидимку)
5 конкурс (Иван – Царевич)
(за дверью слышим шум) входит Иван-царевич.
Я: Иван-царевич, ты как здесь оказался?
И-ц: бедный я, несчастный, никто мне не поможет. Задала мне Василиса Премудрая одну загадку. Не знаю я, что такое «скоговорки», зачем они нужны, и не умею эти «скоговорки» говорить. Я только петь умею (поет).
Я: Ребята, давайте и здесь поможем Ивану-царевичу.
-Что такое скороговорки?
(фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов)
Мы сейчас покажем Ивану-царевичу, как надо произносить скороговорки. Посмотрите на распечатки, здесь вы найдете скороговорки и через 2 минуты их расскажете. Но будьте внимательны, не перепутайте скороговорки со считалочками! Иван-царевич определит, кто лучше справится с заданием, и подарит серебряное яблочко.
На золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой?
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей, а две мыши поплоше несли по два гроша.
Вышли мыши как-то раз посчитать, который час. Раз-два-три-четыре – мыши дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон – убежали мыши вон.
Осип охрип. Архип охрип.
И-ц: Спасибо вам, ребята! Помогли вы мне, уму-разуму научили. Пора мне в путь-дорогу за тридевять земель, в тридевятое царство в тридесятое государство. (уходит)
6 конкурс (пословицы наоборот)
-Ребята, что такое пословицы?
(краткое суждение, в котором содержится поучение)
Сейчас мы проверим, как вы знаете пословицы и умете объяснять их смысл. Посмотрите на распечатки, вы заметили, что слова в пословицах перепутались. Попробуйте расставить их по местам.
Те, кто правильно выполнит задание и сумеет объяснит смысл пословицы, получит серебряное яблочко. (3 минуты)
Белые ручки чужие труды любят.
(ленивый человек сам не работает, а чужим трудом пользуется)
Корень учения горек, да плод его сладок.
(учиться тяжело, но результат того стоит)
На чужой каравай рот не разевай, а сам пораньше вставай и свой затевай.
(не пользуйся плодами чужого труда)
Чего в других не любишь, того и сам не делай.
Счастье не лошадь: его не запряжешь.
(счастьем управлять нельзя)
7 конкурс (иллюстрации)
-Ребята, а вы любите рисовать?
Я принесла вам иллюстрации. А вам предстоит угадать, что за сказка изображена на ней, и пересказать этот эпизод.(5-6 предложений)
8 конкурс (устно)
Следующий конкурс называется «Кто говорит эти слова?». Я буду читать слова из сказок, а вы, если узнали героя, поднимаете руки.
«Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать…» (лягушка)
«Зачем, добрый молодец, ко мне пожаловал? Дело пытаешь или…(от дела лытаешь)?» (Баба-Яга)
«Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти-разыскать, теперь я…(твоя весь век буду!)» (Василиса Премудрая)
«Ты, конечно, спору нет…» (зеркало)
«Я ль на свете…» (злая мачеха)
«Милые мои дети! Стерегите пшеницу…(каждую ночь по очереди)» (старик)
«Отпусти ты меня, Иванушка, …(на волю)» (конь)
9 конкурс (на листах)
-Ребята, в сказке всегда действуют силы природы. Давайте вспомним, к кому обращался Елисей за помощью?
(к солнцу, месяцу, ветру)
зачитываю отрывок
Свет наш солнышко! Ты ходишь Аль откажешь мне в ответе? Круглый год по небу, сводишь Не видало ль где на свете Зиму с тёплою весной, Ты царевны молодой? Всех нас видишь под собой. Я жених ей…
****
Месяц, месяц, мой дружок, Аль откажешь мне в ответе? Позолоченный рожок! Не видал ли где на свете Ты встаёшь во тьме глубокой Ты царевны молодой? Круглолицый, светлоокий, Я жених ей… И, обычай твой любя, Звёзды смотрят на тебя.
****
Ветер, ветер! Ты могуч, Кроме Бога одного. Ты гоняешь стаи туч, Аль откажешь мне в ответе? Ты волнуешь сине море, Не видал ли где на свете Всюду веешь на просторе, Ты царевны молодой? Не боишься никого, Я жених её…
Давайте представим, что царевич обращался к земле, воде, огню, небу. Подумайте, как бы он это сделал? (у команд на партах лежат отрывки из сказки и листы). Обратите внимание, что сначала Елисей обращается к стихии, затем укоряет, а потом просит о помощи.
10 конкурс.
- Сейчас настало время конкурса капитанов (капитаны выходят к доске). Вы по очереди называете сказки, которые читали. Победит тот, кто знает больше всего сказок. Он и получит золотое яблочко для своей команды.
Подведение итогов. Награждение.
-Ребята, мы сегодня многое успели, с вами было очень интересно. В конце урока мне хотелось бы сказать, что сказки будут вас сопровождать всю жизнь. Вы будете читать их своим детям, внукам. А пока читайте их для себя, ведь у нас существует столько сказок!
До свидания!
(Вручить грамоту победителю; за активное участие)
На золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой?
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей, а две мыши поплоше несли по два гроша.
Вышли мыши как-то раз посчитать, который час. Раз-два-три-четыре – мыши дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон – убежали мыши вон.
Осип охрип. Архип охрип.
На золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой?
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей, а две мыши поплоше несли по два гроша.
Вышли мыши как-то раз посчитать, который час. Раз-два-три-четыре – мыши дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон – убежали мыши вон.
Осип охрип. Архип охрип.
На золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой?
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей, а две мыши поплоше несли по два гроша.
Вышли мыши как-то раз посчитать, который час. Раз-два-три-четыре – мыши дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон – убежали мыши вон.
Осип охрип. Архип охрип.
Белые труды любят чужие ручки.
Корень горек, да плод учения его сладок.
На чужой пораньше вставай рот не, а сам разевай и свой каравай затевай.
Чего в других того и сам не любишь, не делай.
не лошадь не: его Счастье запряжешь.
Белые труды любят чужие ручки.
Корень горек, да плод учения его сладок.
На чужой пораньше вставай рот не, а сам разевай и свой каравай затевай.
Чего в других того и сам не любишь, не делай.
не лошадь не: его Счастье запряжешь.
Белые труды любят чужие ручки.
Корень горек, да плод учения его сладок.
На чужой пораньше вставай рот не, а сам разевай и свой каравай затевай.
Чего в других того и сам не любишь, не делай.
не лошадь не: его Счастье запряжешь.
Свет наш солнышко! Ты ходишь Аль откажешь мне в ответе? Круглый год по небу, сводишь Не видало ль где на свете Зиму с тёплою весной, Ты царевны молодой? Всех нас видишь под собой. Я жених ей…
****
Месяц, месяц, мой дружок, Аль откажешь мне в ответе? Позолоченный рожок! Не видал ли где на свете Ты встаёшь во тьме глубокой Ты царевны молодой? Круглолицый, светлоокий, Я жених ей… И, обычай твой любя, Звёзды смотрят на тебя.
****
Ветер, ветер! Ты могуч, Кроме Бога одного. Ты гоняешь стаи туч, Аль откажешь мне в ответе? Ты волнуешь сине море, Не видал ли где на свете Всюду веешь на просторе, Ты царевны молодой? Не боишься никого, Я жених её…
Свет наш солнышко! Ты ходишь Аль откажешь мне в ответе? Круглый год по небу, сводишь Не видало ль где на свете Зиму с тёплою весной, Ты царевны молодой? Всех нас видишь под собой. Я жених ей…
****
Месяц, месяц, мой дружок, Аль откажешь мне в ответе? Позолоченный рожок! Не видал ли где на свете Ты встаёшь во тьме глубокой Ты царевны молодой? Круглолицый, светлоокий, Я жених ей… И, обычай твой любя, Звёзды смотрят на тебя.
****
Ветер, ветер! Ты могуч, Кроме Бога одного. Ты гоняешь стаи туч, Аль откажешь мне в ответе? Ты волнуешь сине море, Не видал ли где на свете Всюду веешь на просторе, Ты царевны молодой? Не боишься никого, Я жених её…
Свет наш солнышко! Ты ходишь Аль откажешь мне в ответе? Круглый год по небу, сводишь Не видало ль где на свете Зиму с тёплою весной, Ты царевны молодой? Всех нас видишь под собой. Я жених ей…
****
Месяц, месяц, мой дружок, Аль откажешь мне в ответе? Позолоченный рожок! Не видал ли где на свете Ты встаёшь во тьме глубокой Ты царевны молодой? Круглолицый, светлоокий, Я жених ей… И, обычай твой любя, Звёзды смотрят на тебя.
****
Ветер, ветер! Ты могуч, Кроме Бога одного. Ты гоняешь стаи туч, Аль откажешь мне в ответе? Ты волнуешь сине море, Не видал ли где на свете Всюду веешь на просторе, Ты царевны молодой? Не боишься никого, Я жених её…
infourok.ru
Планы и вопросы с ответами К теме «Устное народное творчество»
Почему к фольклору можно применить слово богатство? Что такое богатство? Это обилие материальных ценностей, например денег. Но есть и богатство духовное, например пословицы, поговорки, легенды, сказки. Рожденные среди народа, они передаются из уст в уста. При этом они изменяются по форме и содержанию. Это — духовная работа народа. Вот почему плоды такого труда называются «фольклор», т.е. то, что принадлежит к словесной народного творчества. Богатства душе каждого творческого человека воплощены в фольклоре. Почему, когда говорят о фольклоре, то непременно употребляют и слово «казна»? Сокровищница — это нагромождение чего-то очень ценного. К этой сокровищнице принадлежит устное народное творчество, которую еще называют фольклором. Итак, фольклор — это сокровищница украинской культуры. У всех народов есть такая духовная сокровищница.
Что характерно для пословица 'я? Пословицы — это небольшой высказывание, что укладывается в одном предложении. Краткая мнение высказывается доступным языком, но таким метким, что пословица за памьятовуеться сразу.
Что такое сказка? Повествовательный произведение, преимущественно небольшой по размеру, в котором говорится о вымышленных событиях.
Кто может быть персонажами сказок? Персонажами сказок могут быть люди, животные, растения, предметы, абстрактные понятия. Назовите основные группы сказок. Сказки о животных, героико-фантастические и бытовые сказки. О чем заспорили дядя и его племянник в сказке «Про правду с насилием? Как лучше жить: правдой или неправдой.
Докажите, что произведение «Про правду с насилием» является сказкой. Небольшой по размеру повествовательный произведение с элементами фантастического.
Докажите, что «Мудрая девушка» — это бытовая сказка. В сказке изображены обычные люди и обычные, будничные события, без вмешательства чудодейственных сил. Кем был на самом деле дед? (По сказке «Названный отец») Дед был воплощением человеческой правды, справедливости. И 8 Чем поговорка отличается от пословицы? Пословицы имеют выводы поучительного характера, а в поговорках их нет. О какой период в истории украинского народа рассказывает перевод «Борьба с ордынцами? В переводе рассказывается о борьбе украинского народа с монголо-татарскими ордами. Какими изображены казаки в переводе «Запорожцы в урочище Сагайдачному»?
Как по содержанию можно различить мифы и легенды? Произведения, связанные с животным миром, явлениями природы, верованиями, богами, человеком, принадлежат к мифам.
Чем мифы отличаются от сказок и легенд? Сказки всегда воспринимались как вымысел, фантазия, а к мифам относились как к чему вероятного, настоящего, истинного. Легенды в своей основе могут иметь какие реальные исторические события или реальные историческиелица, а в мифах этого нет.
Верите ли вы в мифы и легенды?
Кого называют фольклористом? Ученого, который собирает и исследует произведения устного народного творчества.
Чем не только в сказках, но и в легендах действуют герои-богатыри?, В трудные времена борьбы народ всегда воспевал такие черты характера человека, как сила, сообразительность, храбрость, независимость. И все герои были из рода великанов, сильными, мужественными.
К теме «Литературные сказки»
1. Какие говори называются литературными. Сказки, созданные писателями.
2. Назовите признаки литературных сказок. Реальные события переплетаются в них с фантастическими, невероятными, вымышленными; сказочными героями могут быть люди, животные, растения, чудодейственные предметы.
3. Чем литературные сказки отличаются от народных? Литературе сказки могут иметь как прозаическое, так и стихотворную форму. Этим они отличаются от народных сказок, которые имеют только прозаическую форму.
4. Определите основные черты характера Лиса Никиты (по сказке Ивана Франко «Крашеный Лис»), Лис Микита хвастливым, высокомерный, нечестный, хитрый, ленивый.
5. Оцените поступки домового из сказки Василия Королей-Старому «потерчата. Домовой — это персонаж, который оберегает дом и двор дьячка Оверка. Удостоверившись, что в хозяйстве везде порядок, домовой поспешил на помощь хозяину. Без домового дьяк не смог бы выбраться из болота, поэтому он спас ему жизнь.
6. С какой целью первый брат построил причудливый домик? (По сказке Ивана Липы «Близнецы») Чтобы людям было весело, чтобы чувствовали себя счастливыми и жизнерадостными.
7. Какая сказка по зарубежной литературе по тематике подобная сказки Ивана Липы «Близнецы»? Сказка Дж. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень».
8. Почему победил Лоскотон в сказке Василия Симоненко «Царь Плаксий и Лоскотон»? У дяди Лоскотона было много друзей, его любили и малые, и взрослые. В трудную минуту все пришли на помощь. А Плаксия и его семью не любили, не уважали.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ТЕМ
1. Чего учат нас народные сказки.
2. Борьба со злом — главная тема народных сказок.
3. Пословицы и поговорки — их прямое и переносное значение.
4. «Жить — это значит работать» (содержание пословица.
5. "Наука и труд всегда вместе идут» (содержание пословица.
6. «Сила человечества в дружбе и взаимопомощи» (содержание пословица.
7. Почему братьев Гримм называют собирателями сказок.
8. Перевод сказки «Госпожа Метелица».
9. Прославление любви к труду в сказке «Госпожа Метелица».
10. Лень не доводят до добра (по сказке «Госпожа Метелица»).
11. Что понял господин Крук (по тексту «Романа о Ренара»).
12. Как Улитка повилять помог своему войску («Роман о Ренара»).
13. Почему не надо выдавать себя за другого (по индийской сказкой «красочная
ный шакал »).
14. Как вернули белок (пишем сказку.
15. Волшебный скворец (пишем сказку.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ТЕМ
Народное представление о добре и зле в сказке. Мудрость — лучшее богатство (по сказке «Мудрая девушка»). Реальное и фантастическое в сказке «Названный отец». Победа правды над ложью (по сказке «Про правду и неправду». Сказка — художественная жемчужина народного творчества Мой любимый сказочный герой. Берегиня — богиня добра и защитница людей Чудеса страны Сльозолий (по сказке В. Симоненко «Царь Плаксий и Лоск-тон»). Мифологические персонажи Василия королеве-Старому «потерчата» В чем счастье человека? (По сказке Ивана Липы «Близнецы») Сравнительная характеристика братьев (по сказке Ивана Липы «Близнецы») в мире Франко сказки. Пословицы — это сгустки разума и знания жизни.свободных помог своему войску («Роман о Ренара»).
13. Почему не надо выдавать себя за другого (по индийской сказкой «красочная
ный шакал »).
14. Как вернули белок (пишем сказку.
15. Волшебный скворец (пишем сказку.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ТЕМ
Народное представление о добре и зле в сказке. Мудрость — лучшее богатство (по сказке «Мудрая девушка»). Реальное и фантастическое в сказке «Названный отец». Победа правды над ложью (по сказке «Про правду и неправду». Сказка — художественная жемчужина народного творчества Мой любимый сказочный герой. Берегиня — богиня добра и защитница людей Чудеса страны Сльозолий (по сказке В. Симоненко «Царь Плаксий и Лоск-тон»). Мифологические персонажи Василия королеве-Старому «потерчата» В чем счастье человека? (По сказке Ивана Липы «Близнецы») Сравнительная характеристика братьев (по сказке Ивана Липы «Близнецы») в мире Франко сказки. Пословицы — это сгустки разума и знания жизни.
www.1kessay.ru
Контрольные вопросы с выборочными ответами на тему «Устное народное творчество»
1. Почему к фольклору можно применить слово богатство? Что такое богатство? Это множество материальных ценностей, например денег. Но есть и богатство духовное, например пословицы, поговорки, легенды, сказки. Родившиеся среди народа, они передаются из уст в уста. При этом они изменяются по форме и содержанию. Это - духовный труд народа. Вот почему плоды такого труда имеют название «фольклор», т.е. то, что принадлежит к словесному народному творчеству. Богатства души каждого творческого человека воплощены в фольклоре.
2. Почему, когда говорят о фольклоре, то непременно употребляют и слово «казна»? Казна - это накопление чего-то очень ценного. К этой казне принадлежит устное народное творчество, которое еще называют фольклором. Итак, фольклор - это казна украинской культуры. У всех народов есть такая духовная казна.
3. Что характерно для пословиц? Пословица - это небольшое выражение, которое помещается в одном предложении. Краткая мысль высказывается доступным языком, но так точно, что пословица запоминается сразу.
4. Найдите пословицы, которые имеют одинаковую тематику, но принадлежат разным народам:
а) жить - означает работать;
б) наука и работа;
в) дружба.
а) Не напоит землю вода, которая не бежит (араб.).
Был бы ум, а дело найдется (укр.).
б) Тот, кто много знает, тот и создает (япон.).
Стремление к науке не позволит жить, сложив руки (укр.).
Накапливать знания - все равно, что счет в банке пополнять (англ.).
в) Дружба и братство дороже богатства (укр.).
Дружба сильнее камня (тур.).
Вода камень точит, а дружба народы соединяет (исп.). Дружба с пользой врозь идут (араб.). Беда друга - моя беда; радость друга - моя радость (кит.).
Больше сочинений по этой теме
Больше рефератов этого автора
www.uznaem-kak.ru
Тест по теме "Устное народное творчество" 7 класс
б) рассказ в) загадка г) пословица2. «Петр и плотник» по жанру - это А) былина б)поговорка в)предание г) рассказ
3. Произведения УНТ о русских богатырях и народных героях - этоА) пословицы б) былины В) предания Г) загадки
4. «Вольга и Микула Селянинович» - этоА) былина Б) предание в) летопись
5. Под какой музыкальный инструмент исполняли былины:
А) балалайка Б)арфа в)гусли
6. Какие два основных цикла былин выделяют литературоведы?
А) Муромский и Киевский Б) Новгородский и Киевский В) Муромский и Петербургский
7. Краткое мудрое изречение, содержащее поучительный смысл, заключающее в себе законченный смысл - этоА) поговорка Б) пословица В )загадка
8. Какое событие на Руси положило основу для возникновения древнерусской литературы?_______________________________________________________
ФИ__________________
1.Малые жанры устного народного творчества:А) былина б) загадка в) поговорка г) предание2. «Сороки-ведьмы» по жанру - это А) былина б)сказание в)предание г) сказка
3. Произведения УНТ о русских богатырях и народных героях - этоА) пословицы б)поговорки В) предания Г) былины
4. Какие два основных цикла былин выделяют литературоведы?
А) Муромский и Киевский Б) Муромский и Петербургский В) Новгородский и Киевский
5. «Садко» - этоА) былина Б) предание в) летопись
6. Под какой музыкальный инструмент исполняли былины:
А) балалайка Б ) гусли в) арфа
7. Краткое мудрое изречение, содержащее поучительный смысл, заключающее в себе законченный смысл - этоА) поговорка Б) пословица В )загадка
8. Когда возникла древнерусская литература?А) в 15 веке Б) в 13 веке в) в 10 веке9. Назовите первый памятник древнерусской литературы:А) «Повесть о Петре и Февронии» б) «Повесть временных лет»В) « Похвала князю Ярославу и книгам».
10. Одна из древнейших французских эпических поэм называлась
А) «Песнь о Нибелунгах» Б) «Песнь о Роланде» В) «Песнь о Карле Великом»
11.Пометьте буквами А и Б жанры фольклора и жанры древнерусской литературы.
А)Фольклор Б)древнерусская литература
Прибаутка, повесть, былина, скороговорка, поучение, житие, пословица, закличка, сказание, сказка
12. Выберите пословицы, близкие по смыслу.а) Любишь кататься, люби и саночки возить. 1) Слово - не стрела, и хуже стрелы разит.б) Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь. 2) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.в) Хоть в лесной избушке жить, а с любимым быть. 3) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь г) С кем поведешься, от того и наберешься. 4) С милым рай и в шалаше.
13. Объясните как вы понимаете арабскую пословицу – «Невежда – враг самому себе».
9. Назовите первый памятник древнерусской литературы:А) «Повесть о Петре и Февронии» б) «Повесть временных лет»В) « Похвала князю Ярославу и книгам».
10. Карело-финские руны были собраны в единую эпопею, которая называлась
А) «Ильмаринене» Б) «Коновалы» В) «Калевала» Г) «Карело-фины»
11 Выберите пословицы, близкие по смыслу.а) Любишь кататься, люби и саночки возить. 1) Слово - не стрела, и хуже стрелы разит.б) Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь. 2) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.в) Хоть в лесной избушке жить, а с любимым быть. 3) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь г) С кем поведешься, от того и наберешься. 4) С милым рай и в шалаше.
12 Пометьте буквами А и Б жанры фольклора и жанры древнерусской литературы.
А)Фольклор Б)древнерусская литература
Прибаутка, повесть, былина, скороговорка, поучение, житие, пословица, закличка, сказание, сказка
13. Объясните как вы понимаете английскую пословицу – «Ничего не делая, мы учимся дурным делам».
infourok.ru
Контрольные вопросы с выборочными ответами на тему «Устное народное творчество»
1. Почему к фольклору можно применить слово богатство? Что такое богатство? Это множество материальных ценностей, например денег. Но есть и богатство духовное, например пословицы, поговорки, легенды, сказки. Родившиеся среди народа, они передаются из уст в уста. При этом они изменяются по форме и содержанию. Это - духовный труд народа. Вот почему плоды такого труда имеют название «фольклор», т.е. то, что принадлежит к словесному народному творчеству. Богатства души каждого творческого человека воплощены в фольклоре.
2. Почему, когда говорят о фольклоре, то непременно употребляют и слово «казна»? Казна - это накопление чего-то очень ценного. К этой казне принадлежит устное народное творчество, которое еще называют фольклором. Итак, фольклор - это казна украинской культуры. У всех народов есть такая духовная казна.
3. Что характерно для пословиц? Пословица - это небольшое выражение, которое помещается в одном предложении. Краткая мысль высказывается доступным языком, но так точно, что пословица запоминается сразу.
4. Найдите пословицы, которые имеют одинаковую тематику, но принадлежат разным народам:
а) жить - означает работать;
б) наука и работа;
в) дружба.
а) Не напоит землю вода, которая не бежит (араб.).
Был бы ум, а дело найдется (укр.).
б) Тот, кто много знает, тот и создает (япон.).
Стремление к науке не позволит жить, сложив руки (укр.).
Накапливать знания - все равно, что счет в банке пополнять (англ.).
в) Дружба и братство дороже богатства (укр.).
Дружба сильнее камня (тур.).
Вода камень точит, а дружба народы соединяет (исп.). Дружба с пользой врозь идут (араб.). Беда друга - моя беда; радость друга - моя радость (кит.).
www.rlspace.com