Разработка урока по биологии на тему: "Разнообразие живой природы"; 5 класс. Урок биологии 5 класс разнообразие живой природы фгос пасечник
Презентация "Разнообразие живой природы", 5 класс УМК В.В. Пасечник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ. ЦАРСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ЖИВОГО. Муравлева Н.Н. МБОУ СОШ № 2 г. Донецка
2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда:РАСТЕНИЯ ГРИБЫ БАКТЕРИИ ЖИВОТНЫЕ ЦАРСТВА
4 слайд Описание слайда:Растут
6 слайд Описание слайда:Питаются
7 слайд Описание слайда:Дышат
8 слайд Описание слайда:Размножаются
9 слайд Описание слайда:Воспринимают воздействия окружающей среды и определенным образом на них реагируют
10 слайд Описание слайда:Какие признаки объединяют живые организмы и неживую природу?
11 слайд Описание слайда:Живые организмы Неживая природа Растут
12 слайдЖивые организмы Неживая природа Состояние покоя
13 слайд Описание слайда:Какие признаки объединяют все живое и отличают его от неживой природы?
14 слайд Описание слайда:Состоят из клеток 1
15 слайд Описание слайда:Сходный химический состав 2
16 слайд Описание слайда:Поступление энергии 3 Энергия Энергия Энергия
17 слайд Описание слайда:Обмен веществ 4 Дыхание Питание Выделение
18 слайд Описание слайда:Раздражимость 5
19 слайдРост 5
20 слайд Описание слайда:Развитие 6
21 слайд Описание слайда:Размножение 6
22 слайд Описание слайда:Домашнее задание § 3
23 слайд Описание слайда:Спасибо за внимание!
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-024579
Похожие материалы
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Урок по ФГОС "Многообразие живых организмов". 5-й класс
Разделы: Биология
Урок входит в состав раздела “Многообразие организмов”. Рабочая программа составлена на основе Закона Российской Федерации “Об образовании”, Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, программы общего образования по биологии для 5 класса “Биология. Бактерии, грибы, растения” под редакцией В. В. Пасечника. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией профессора В.В. Пасечника “Биология. 5-6 классы”. Москва “Просвещение”, 2012 (академический школьный учебник “Линия жизни”).
Класс: 5.
Место проведения: кабинет биологии.
Дидактические цели (для учителя): создание условий для обобщения знаний каждым учащимся по теме урока.
Цель (для учащихся): обобщение знаний о многообразии живых организмов и их взаимосвязи.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных.
Обучающие задачи:
- углубить и расширить знания об особенностях жизнедеятельности бактерий, грибов, растений, животных;
- углубить и расширить знания о значении живых организмов в природе и для человека.
Развивающие задачи:
- развивать умения учащихся работать с учебником, дополнительной литературой, с различными ЭОР;
- учиться находить главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
Воспитывающие задачи:
- формировать интерес к предмету;
- осуществлять эстетическое воспитание учащихся;
- формировать культуру общения при работе в группе;
- формировать умение давать самооценку своей деятельности, позитивно относиться к успехам и неудачам товарищей.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей биологических знаний как компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели, задачи, умение вести самостоятельный поиск необходимой учебной информации, умение взаимодействовать с товарищами, высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладевать практическими навыками, уметь применять полученные знания на практике.
Предметные: знать особенности строения, жизнедеятельности представителей царств живой природы, уметь вести описание биологических объектов, решать биологические задачи, делать выводы и обобщения изученного, проводить наблюдения и ставить опыты над живыми организмами, находить черты отличия и сходства.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения живой природы.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Познавательные: извлекать информацию о царствах живой природы, делать отбор и анализ информации, обобщать и систематизировать полученную ранее информацию.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма работы учащихся: индивидуальная, коллективная, работа в группах, парах.
Техническое оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, ЭОР.
Ход урока
Организационный момент. Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы заканчиваем изучение многообразия живых организмов.
Презентация.
Слайд 2. Урок - проект приведёт нас к достиженеию поставленной цели: доказать, что всё многообразие живой природы взаимосвязано между собой.
Слайд 3.
Поделиться по 4 человека в группу (можно выполнять работу в парах).
Проделать работу так, чтобы потом можно было её защитить.
На выполнение 20 минут.
На защиту по 2 минуты.
Слайд 4.
По слайдам презентации ответить на вопросы и загадки.
Создать синквейн.
Актуализация знаний. Задание: по ходу презентации, выписывайте ключевые слова. НО, ВНИМАНИЕ! Вы не должны исправлять написанное, на обсуждение и запись даётся 1 минута.
Слайд 5. Пять царств, в которых организмов много, мы называем матушкой-...
Ответ детей: природой.
Слайд 6. Загадка:
Предметы природы, которые дышат,Растут, размножаются, бегают, слышат,Могут ходить и вертеть головой, —Это предметы природы...
На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: живой.
Обобщение знаний. Все живые организмы в природе связаны через пищевые цепочки.
Слайд 7. Вопрос: Кто первым и откуда берёт энергию для пищевых цепочек?
На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: растения от солнца.
Слайд 8. Давайте проверим, кто даёт первичную энергию.
Ну-ка, кто из вас ответит:Не огонь, а больно жжет,Не фонарь, а ярко светит,И не пекарь, а печет?
На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: солнце.
Слайд 9. Давайте теперь проверим кто первым стоит в цепочке питания.
Вырос мягкий стебелек,Он и ростом невысок,Достает до ног едва,Называется...
Слайд 10. Ответьте на вопрос: а мы с вами можем сами создавать органические вещества как растение? Ответ детей: нет. Подумайте и угадайте, какое растение для нас является очень важным!
В поле росла,Под жерновом была,Из печки на столКараваем пришла.
На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: пшеница (возможен вариант рожь).
Слайд 11. Угадайте, кто стоит в цепочке питания на 2 и на 3 месте?
Белый по беломуНаписал белым.Рыжая пойдет,Белого найдет.
На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: заяц - 2, лиса - 3 место.
Вопрос учителя: кто из животных травоядный, кто плотоядный. Ответ детей: заяц – травоядный, лиса – плотоядное животное.
Итак, мы выяснили, что в цепочке питания растение стоит на первом месте, так как оно связывает энергию Солнца в энергию органических веществ.
Слайд 12. Но растения для животных являются не только источником питания, но и для многих животных это дом.
Высоченный великанБудто угодил в капкан,Никуда он не идет,На одной ноге растет.Как огромными руками,По ветру шуршит ветвями.
На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: дерево (возможен вариант “дуб”).
Слайд 13. Если мы говорим о взаимоотношениях царства Растений и царства Грибов, то деревья и грибы создают микоризу - взаимовыгодное сожительство.
Разместился под соснойЭтот гриб, как царь лесной.Рад найти его грибник.Это — белый...
На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: боровик.
Слайд 14. Грибы также участники пищевой цепочки: Они разрушают отмершее органическое вещество.
Слайд 15. Итак, кроме трав и деревьев, есть ещё одна жизненная форма растений.
Он деревьев младший брат,Только ростом маловат,А еще стволов полноУ молодчика того.
На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: кустарник.
Слайд 16. Растения являются пищей, жильём для животных, но и роль животных для растений то же велика. Без этих животных не могут опылиться многие растения.
Полетала над цветами,Полетала над полями.Весело жужжала.Набрала нектара.И добычу понеслаПрямо в дом к себе...
На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: пчела.
Мы должны беречь этих маленьких тружениц.
Слайд 17. Обобщаем знания. Если не будет солнца, то...
Работа индивидуальная. Даются 2 минуты. Ответ детей: солнце – первоначальный источник энергии, растения связывают солнечную энергию в энергию органического вещества.
Слайд 18. Обобщаем знания. Если не будет растений, то...
Работа индивидуальная. Даются 2 минуты. Ответ детей: не будет первоначального звена, готовых органических веществ для животных.
Слайд 19. Обобщаем знания. Если не будет бактерий, червей, грибов, то...
Работа индивидуальная. Даются 2 минуты. Ответ детей: не будет разложения органических веществ до минеральных.
Слайд 20. Правда ли, что всё взаимосвязано? Ответ детей: да.
Вправе ли человек поступать с Землёй так, как изображено на рисунке?
Ответ детей: нет.
Слайд 21. Итак, мы приступаем к созданию синкве?йна (от фр. cinquains, англ. cinquain) - пятистрочной стихотворной формы.
- Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
- Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
- Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
- Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
- Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Работа индивидуальная. Даётся 5 минут. Первое слово “Жизнь”.
Заключительный этап урока: малые группы зачитывают лучший синквейн. Обсуждение. Сдаются листочки, на которых дети писали ответы на вопросы и загадки, а также индивидуально созданный синквейн. Учитель выставляет отметку.
Спасибо за внимание!
Литература.
1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014.
2. Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2014г.
3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2014 г.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Автор, УМК | В. В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. Дрофа. 2012г. | ||||||||||||||||||||
Цели | Образовательная –формирование знаний о классификации живых организмов, их многообразии. Развивающая – продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника. Воспитательная – стимулировать развитие познавательного интереса. | ||||||||||||||||||||
Задачи |
| ||||||||||||||||||||
Тип урока | Вводный урок-семинар | ||||||||||||||||||||
Методы обучения | информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), проблемное изложение, частично – поисковый, соотношение актов обучения с потребностями и мотивами учащихся. | ||||||||||||||||||||
Планируемые результаты | Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||||||||||||||||
Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении. | Познавательные: умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.Регулятивные (метапредметные):развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям.Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь. | Учащиеся имеют представление о мхах, как представителях высших споровых растений и их характерных признаках. | |||||||||||||||||||
Основные понятия | Таксон, царства, растения, бактерии, грибы, животные | ||||||||||||||||||||
Ресурсы | Информационный материал: Интерактивный материал: ноутбук, проектор, экран | ||||||||||||||||||||
Технология проведения | Деятельностьучителя | Деятельностьучащихся | УУД | ||||||||||||||||||
1. Организационный момент (1 мин).Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха. | - Здравствуйте, уважаемые ребята! Сегодня у нас необычный урок, а урок-семинар. Это значит, что вы сегодня будете выступать в роли докладчиков, экспертов! Что это значит? | Приветствуют гостей.(Учащиеся дают определение понятиям «докладчик» и «эксперт») | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам.Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. | ||||||||||||||||||
2.Мотивация к учебной деятельности (2 мин).Цели:формулирование темы урока и постановка целей и задач, прогнозирование предстоящей деятельности | Итак, начнем! Дети, посмотрите на слайд и постарайтесь сформулировать тему урока. Ваши варианты? (Слайд №2, приложение №1) Выслушав ваши предложения, формулируем тему урока: «Разнообразие царств живой природы». (Слайд №3, Приложение №1) | (Учащиеся формулируют тему урока, а также задачи к уроку) Записывают число и тему урока. | Регулятивные:самостоятельное формулирование целей и задач, планирование, прогнозирование. | ||||||||||||||||||
3.Изучение нового материала. (15 мин)Цели: познакомить с печеночными мхами | Ребята, как вы думаете: живые организмы объединяют в какие-нибудь группы? И если объединяют, то, в какие? Вы правы, живые организмы разделяют на группы, эти группы называются «таксонами». В таксономические группы объединяют живые организмы, которые обладают несколькими общими признаками. Как называется самый высший таксон? Правильно, высшая таксономическая группа – Царство. А какие царства живой природы вы знаете? Царств живой природы 4: Царство Бактерии, Царство Растения, Царство Грибы, Царство Животные. Как вы догадались, каждая команда будет представлять определенное царство живой природы. (Слайд №4, Приложение №1) Во время урока я попрошу вас заполнить таблицу «Общая характеристика царств живой природы». В конце урока мы проверим правильность заполнения (Слайд №5, Приложение №1).
Итак, слово предоставляется капитану первой команды, представляющей Царство Бактерий (Слайд №6, Приложение №1). (Приложение №2). Слово предоставляется команде, представляющей Царство Бактерий. (Учащиеся выступают по плану: Сине-зеленые водоросли, Молочно-кислые бактерии, Бактерии группы кишечной палочки, Азотобактер или азотфиксирующие бактерии, Патогенные бактерии) (Приложение №3). Итак, слово предоставляется капитану второй команды, представляющей Царство Грибы(Слайд №7, Приложение №1). (Приложение №2). Слово предоставляется команде, представляющей Царство Грибы. (Учащиеся выступают по плану: Одноклеточные грибы — Дрожжи, Базидиомицеты, Аскомицеты, Зигомицеты) (Приложение №3). | (Учащиеся отвечают на поставленные вопросы) (Учащиеся отвечают) (Капитан выступает по плану: количество видов в Царстве, образ жизни представителей, способ питания представителей, способ размножения представителей, значение царства для человека | Личностные: Умение ориентироваться в учебнике, правильно находить ответ на поставленные вопросы. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.Познавательные:умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. | ||||||||||||||||||
4.Динамическая пауза (физкультминутка) (2мин)Цель: произвести релаксационную разгрузку учащихся, произвести смену видов деятельности. | Физминутка включить музыкукаждая команда собирает рисунки: растения, животные, бактерии, грибы | Собирают рисунки | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке.Коммуникативные: умение выполнять действия в коллективе. | ||||||||||||||||||
5.Защита (8 мин)Цели: познакомить со мхами «Кукушкин лен, сфагнум, риччия» | Итак, слово предоставляется капитану первой команды, представляющей Царство Растения (Слайд №8, Приложение №1).(Приложение №2). Слово предоставляется команде, представляющей Царство Растения. (Учащиеся выступают по плану:Моховидные растения, Папоротникообразные растения, Саговниковидные растения, Хвойные растения, Цветковые растения:) (Слайд №9,10,11, Приложение №1, Приложение №3). Итак, слово предоставляется капитану первой команды, представляющей Царство Животные (Слайд №12; Приложение №1). Слово предоставляется команде, представляющей Царство Животные. (Учащиеся выступают по плану:Кишечнополостные животные, Кольчатые черви, Членистоногие животные, Рыбы, Птицы, Млекопитающие) (Слайд №13, Приложение №1, Приложение №3). | Капитан выступает по плану: количество видов в Царстве, образ жизни представителей, способ питания представителей, способ размножения представителей, значение царства для человека) | Личностные: умение работать в паре, помогать друг другу. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.Познавательные:овладение умением работать с текстом учебника, рисунками. | ||||||||||||||||||
6. первичное закрепление. (2 мин)Цель: закрепить полученные знания | Мы с вами познакомились с царствами живой природы, давайте проверим правильность заполнения ваших таблиц. | (Учащиеся проверяют друг друга - взаимопроверка | Личностные: умение правильно построить ответ на поставленный вопрос. Регулятивные: умение делать выводы по результатам работы, коррекция знаний. Познавательные: умение структурировать материал и выделять главное. | ||||||||||||||||||
7.Итог урока.(2 мин)Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса | Мы с вами познакомились с царствами живой природы, давайте проверим правильность заполнения ваших таблиц. (Учащиеся проверяют друг друга - взаимопроверка) давайте сделаем вывод – мир живой природы огромен, представлен многообразием видов, очень красив. Что нового узнали? Что хотели бы узнать? | Отвечают на вопросы делают выводы. | Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы. Познавательные: структурирование знаний. Личностные: понимание значения представителей Царства мхов в жизни человека и в природе. | ||||||||||||||||||
8. Домашнее задание. (1мин)Цель: провести комментарий домашнего задания | Возьмите карточки с домашним заданием и выполните одно из них - Собрать пословицы, стихи и поговорки о царствах. -составить кроссворд | Выбирают домашнее задание, записывают в дневники | Познавательные: поиск информации | ||||||||||||||||||
9.Рефлексия | (ВКЛЮЧИТЬ МУЗЫКУ) Понравилось ли вам быть докладчиком? Мне было интересно с вами сотрудничать! Спасибо за урок! |
multiurok.ru
Презентация и план - конспект урока по биологии 5 класс на тему "Царства живой природы"
ПЛАН УРОКА
учителя биологии и химии первой квалификационной категории
МКОУ «Кирчиженской СОШ» Ивановой Людмилы Васильевны.
Тема урока: Царства живой природы Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока(для учителя): формирование представления о систематике как науке.
Планируемый результат: учащиеся должны знать о существовании классификации живых организмов. Знать о существовании царств клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных и о вирусах — как представителях неклеточной формы жизни, знать о меры профилактики вирусных заболеваний.
Задачи урока:
Воспитывающая: установить необходимость ответственного отношения к окружающей среде, формировать основы здорового образа жизни.
Развивающая: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний, развивать представление о многообразии живых организмов и биологических дисциплин, изучающих живую природу. инициативно сотрудничать в поиске и сборе информацииОбучающая: Научить объяснять сущность термина «классификация»,
Определять предмет науки систематики. Различать основные таксоны классификации — «царство» и «вид».
Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации.
Устанавливать связь между царствами живой природы на схеме, приведённой в учебнике.
Выделять отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов
Оборудование: презентация, таблица «Вирусы», учебник
Описание хода урока
Здравствуйте! Ребята, мы начинаем наш очередной урок биологии, очередное путешествие в мир познаний.
А для любого путешественника необходимо: журнал наблюдений – это рабочие тетради, письменные принадлежности и хорошее настроение.
Скажите, готовы отправиться в путешествие?
Но для того, чтобы сесть в наш биологический поезд, необходимо приобрести билеты. Для этого нужно выполнить задания.
(выполнение теста И САМОПРОВЕРКА) заполнение лестницы успеха.
А теперь нам необходимо определить тему нашего путешествия:
Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг?
Небо светло-голубое. Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет. Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава. Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса. Гром, туманы и роса.
Человек и время года -Это все вокруг...
(природа) правильно, ребята, а какую природу мы с вами изучаем?
Какая наука изучает живую природу?
Ребята мы с вами прошли главу №1 «Биология – наука о живом мире.» И сегодня мы приступаем к изучению главы №2 «Многообразие живых организмов.» А как вы думаете , ребята о чем мы будем говорить в этой главе?
Живых организмов много, что необходимо сделать чтобы легко ориентироваться в таком многообразии организмов? (учащиеся предлагают – знать названия организмов и т. д.)
Ребята, выполните задания. Найти среди такого многообразия (на доске на магнитах расположены рисунки организмов) хломидомонаду. Легко ли это сделать? .. Ребята, пожалуйста выйдите кто желает для выполнения задания.
Желающие выходят и убеждаются , что данное задание выполнить невозможно.
Ребята, как не запутаться в этом потрясающем разнообразии? Надо навести среди них порядок
Следующее задание:
Выйдите пожалуйста сюда желающие.
Задание: пожалуйста наведите порядок на моем столе.
Ребята группируют предметы лежащие на столе
Какой вывод можно сделать из данного задания?
(учащиеся делают вывод, что для того чтобы быстро отыскать предмет, необходимо, чтобы предметы были распределены на группы)
Как вы считаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
(о группах организмов существующих на Земле, в какие царства входят разные организмы ,одноклеточные, многоклеточные и неклеточные.)
Что мы сегодня на уроке научимся делать? Прочитайте на стр. 35
Какие основные понятия мы сегодня узнаем ?
(группы организмов, вид, царство, вирус , систематика.)
Урок на тему: Царства живой природы.
«Нет ничего более изобретательного, чем
природа. »
« Нет, ничего более упорядоченного, чем
природа.»
Марк Цицерон.
В конце урока ,подводя итоги вы должны ответить на вопросы : «Какое царство природы вам важнее всех и почему?» и «Почему вирусы занимают особое место среди царств живой природы?»
Какую цель мы поставим себе: 1. Изучить какие царства живой природы существуют? (растения, животные, грибы, вирусы и бактерии).
2. Привести примеры живых организмов? (ландыш, слон, подберёзовик, вирус гриппа, и молочно кислые бактерии).
Что нам поможет узнать о различных царствах живой природы? (учебник, научная информация)
А что такое Царство? (самая крупная единица систематики.) Запись в тетради.
А что такое систематика? (раздел биологии, посвященный классификации живой природы.) Запись в тетради.
Итак , у нас возникла трудность ,мы не знаем , что нужно сделать с большим объемом информации. Создадим проект выхода из создавшейся ситуации.
Работа в группах по вопросам.
Задание для группы 1.
• 1.Пользуясь учебником узнайте , что такое классификация? Какие признаки используются при классификации живых организмов?
• 2.Рассмотрите рис. 28. Какие из указанных царств вам знакомы?
3.В чем особенности строения вирусов? Какие вирусные заболевания вам известны? Каковы меры профилактики против вирусных заболеваний?
Дополнить схему для царства «Растений»
Царство
вид
Задания для группы 2.
Пользуясь учебником узнайте, что такое вид? Рассмотрите рис.27,стр.36, по каким признакам ученые относят организмы к одному виду?
• 2.Назовите царства живых организмов состоящие из клеток. Почему вирусы занимают особое место в живой природе?
• 3.В чем особенности строения вирусов? Какие вирусные заболевания вам известны? Каковы меры профилактики против вирусных заболеваний?
Дополнить схему для царства «Растений»
Царство
вид
Сообщение от групп, взаимооценка в группах, заполнение лестницы успеха.
Физминутка
Просмотр презентации о растениях, животных, грибах, бактериях и вирусах.
Беседа по вопросам:
1. Какими признаками характеризуются растения?
2.Какими признаками характеризуются животные?
3.Какими признаками характеризуются грибы?
4.Какими признаками характеризуются бактерии?
Самостоятельная работа.
Задание. Допишите предложения в тетради:
1.Распределение организмов по группам – это …
2.Основная и наименьшая единица классификации - это ….
3.Раздел биологии, посвященный классификации живой природы - это…
4.Предсттавители неклеточной формы жизни - это….
Тысячелетие природа трудилась, чтобы подарить нам эти загадки, нам же осталось быть внимательней ловить её красоты и облачать в текст, чтобы загадывать своим детям
ПОВТОРЕНИЕ: 1. ЗАГАДКИ
1.Кто растет в лесу
У дорожки?
Есть у них шляпки
И ножки.
Ответ (грибы
2. Знают даже малыши
Красно-белые грибы
Те, что с мухами не дружат.
Не бери ты их на ужин -
Несъедобен этот гриб,
Хоть красавец он на вид.
Называют с давних пор
Гриб тот - красный...
Ответ (мухомор)
3. Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой.
Ответ (Подосиновик)
4. Был он желтеньким цветком —
Белым стал, как снежный ком.
Дунут девочка и мальчик —
Облетает... (одуванчик)
5. Горделивая сестрица,
Всех цветов она царица.
Страшен ей приход мороза.
А зовут царицу... (роза)
6. Куст в овраге вырастает,
Лишь дотронешься — кусает.
Не цветет весной красиво.
Что за куст такой? (Крапива)
7. Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
8. Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам. (Верблюд)
9. И по соснам, и по елям
Быстро бегает она,
Видит, шишки где поспели,
Где грибная целина. (Белка)
10. Хоть меня не видит глаз,
Заразить могу я вас.
И холерой, и ангиной,
Насморком и скарлатиной. (вирусы)
11. Без меня не сваришь сыра,
И не сделаешь кефира.
Простоквашу и творог,
Приготовить я помог (бактерии)
2. Ответить на вопросы:
1. «Какое царство природы вам важнее всех и почему?»
2. «Почему вирусы занимают особое место среди царств живой природы?»
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1. Есть ли у вас затруднения?
2. На чём стоит остановиться ещё раз?
3. Чему мы научились на этом уроке?
Выразить своё отношение к уроку (нарисовать смайлику улыбку)
Во время дальнейшей учебы вы получите много новых знаний о царствах природы, но главное правило, надеюсь, вы усвоите: берегите и преумножайте богатство родной природы! Не вредите ей!
Домашнее задание п.8, вопр. прочитать текст на стр. 38, определить цель эксперимента, наблюдения и вывод по результатам проведенного эксперимента; по р.т. стр 25-27.
Список литературы
1.Биология. 5 класс (авт. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.)
2. Примерная программа по биологии. 5-9 классы
3. Программа курса биологии для 5 - 9 классов (авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова)
infourok.ru
Ответ Разнообразие живой природы - Рабочая тетрадь по биологии 5 класс Пасечник (ракушка)
1) Биология изучает живые организмы и подразделяет их на четыре царства. Изучив текст параграфа, заполните таблицу «Царства живой природы».
Царства живой природы
Название царства | Примеры организмов |
Животные | Заяц, белка, медведь |
Бактерии | Кишечная палочка |
Растения | Береза, венерин башмачок |
Грибы | Мухомор, белый, лисички |
2) Выясните, что означают указанные ниже понятия, и допишите предложения.
Обмен веществ – например растения впитывают углекислый газ, а выделяют кислород.Рост – увеличение размеров и массы.Размножение – способность воспроизводить себе подобных.Раздражимость – реакция на воздействия окружающей среды.
3) Выявите признаки, по которым можно отличить объекты живой природы от объектов неживой природы. Для этого заполните таблицу «Сравнительная характеристика объектов живой и неживой природы».
Критерии сравнения | Живая природа | Неживая природа |
Клеточное строение | + | Только отмершие организмы |
Наличие энергии для существования | + | - |
Обмен веществ (питание, дыхание и выделение) | + | - |
Рост | + | Кристаллы |
Развитие | + | - |
Раздражимость | + | - |
Передвижение | + | - |
4) Приведите примеры свойств живого, характерные для объектов неживой природы. Например, рост – кристаллы.
Клеточное строение – отмершие организмы.
5) Изучив инструкцию на с. 9 учебника, составьте план параграфа «Разнообразие живой природы».
1) Царства живой природы.2) Отличие живого от неживого.
bio-gdz.ru
Урок биологии 5 класс ФГОС "Царства живой природы"
Урок по биологии 5 класс ФГОС
Урок-обобщение « Царства живой природы»
Тип урока: комбинированный урок
Цели урока:
Образовательные:
обобщить и закрепить знания учащихся о многообразии форм живых организмов;
определить биологическое значение всех царств живой природы для сохранения биосферы;
сформировать познавательный интерес на изучение живой природы;
Развивающие:
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе.
Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам
Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Оборудование: карточки с заданиями, таблицы, компъютер , проектор, интерактивная доска, используем на уроке ФЦИОР, мультимедийная презентация.
Ход урока:
1. Организационный момент:
Я рада приветствовать вас на подведении итогов нашего путешествия по царствам живой природы: от царства самых маленьких и просто устроенных Вирусов к царствам Грибов ,Растений и Животных.
Сегодня на уроке в игровой форме мы с вами вспомним все самые интересные и сложные моменты нашего довольно долгого путешествия. Обобщим знания по изученным темам. Выявим отличительные особенности изученных царств природы.
Соревноваться будут несколько команд. Победят в этой игре те, кто будут самыми собранными организованными. остроумными и смекалистыми. Желаю успеха!
2. Учащиеся делятся на пять команд- «Бактерии», «Вирусы» «Растения», « Грибы», «Животные». Каждая из команд получает листок с заданием. На каждом из листов напечатаны вперемешку по пять представителей каждого из царств живой природы. Задача каждой из команд - выбрать из перечня представителей своего царства. Учитывается скорость и качество выполнения задания. После того как команды закончат выполнять задание, учитель начинает конкурс.
Первый этап конкурса заключается в том, что представитель каждой из команд представляет свое царство: рассказ о царстве + эмблема команды.
После приветствия оглашаются результаты конкурса по карточкам.
Далее учитель проводит блиц опрос.
На какие царства ученые разделяют живую природу?
Каково строение клетки?
В чем различие между клетками растений и бактерий?
Что такое фауна?
Чем животные отличаются от всех других организмов?
Какие организмы носят название «простейшие»?
Какова роль грибов в природе?
Назовите меры по предотвращению отравлению грибами.
Как питаются бактерии?
Почему надо лечить вирусы?
Назовите основные виды растений.
Почему у растений есть различные ткани?
Где растут лишайники?
Почему растения называют автотрофом?
Каких животных человек содержит дома? Для чего ему это нужно?
Заключительный этап конкурса заключается в том, что представители каждой из команд читают стихи о своих царствах.
Бактерии
Собрались как-то вдруг бактерии на форум,
Всех посчитали-получился кворум
И главная бактерия сказала:
"Поговорим о том,как нас осталось мало.
Нас люди беспощадно истребляют
И что-то новое всегда изобретают.
Все эти кОметы,доместосы и ферри,
Так обнаглели,так офонарели!
Ну ладно бы они плохих травили,
Тех,кто заразный-тех бы и убили,
Но убивают почему-то всех подряд,
Не разбираясь, кто тут прав,кто виноват?
И даже в космос люди нас не допустили,
А сами там такое натворили.
Смириться с этим нам никак нельзя,
Давайте предложения,друзья!"
Решили дружно,что на время все исчезнем,
А люди пусть попробуют прожить,как прежде.
И что тут началось-еда пропала,
Не стало хлеба,йогуртов не стало.
Не стало пива,кваса и вина
И для чего такая жизнь теперь нужна?
Так в битве этой люди проиграли
И убивать не всех подряд пообещали.
Что будет завтра,нам покажет жизнь сама,
Ну а пока приостановлена война!
Вирусы
Когда-то, миллионы лет назад,
На нашей замечательной планете
Возникла жизнь, и начался парад
Невиданных существ на этом свете.
Бактерии, простейшие, грибы,
Не счесть червей, и так от века к веку
Жизнь становилась гуще и сложней
И, наконец, дошла до человека.
Все хорошо! Но, видимо, Природа
Иль просчиталась где, иль что недоучла,
Но в этой распрекрасной бочке меда
И ложку дегтя нам преподнесла!
Иль существа, а может, вещества
Об этом долгий спор не утихает,
Но вирусы- и все об этом знают
Среди других живут и процветают
Печальная реальность такова!
Грозит нам СПИД- себя как уберечь?!
И птичий грипп откуда-то вдруг взялся!
Как сделать, чтобы затупился меч,
А щит непробиваемым остался!
Грибы
Пропах грибами каждый куст.
Под запашистой елью
Отлит из солнца жёлтый груздь,
Чуток поперчен прелью.
Волнушка издали видна –
Красавица с пелёнок, -
Она всегда окружена
Гурьбой своих сестрёнок.
И роща белая зовёт,
У ней свои подарки:
Тут подберёзовик растёт,
Лисичка в шапке яркой.
От них приходим мы в восторг,
Мы все сегодня – дети.
Нарядный хитрый мухомор
Сердит на чувства эти.
Идём, как в сказку, по грибы,
Идём тропинкой узкой.
И не устанем от ходьбы
Грибной тайгой июльской.
Растения.
В лесу
Краснеют на солнце
Сосен стволы,
Разносится всюду
Запах смолы;
А ландышей белых
Кисти висят;
Как тонок и нежен
Их аромат.
По лесу иду я,
Песню пою,
И слушают сосны
Песню мою.
Сквозь ветви густые
Солнце глядит;
Зяблик в ответ мне
Песней звенит…
Животные
Стреляют по птице, стреляют по зверю,
И с выстрелом каждым все меньше зверья:
Природа приносит нам с детским доверьем
Не только добычу - приносит себя.
Стреляет добытчик и меры не знает,
Вот снова к ружью потянулась рука.
Не слышно, как лис по лисице рыдает,
Зайчиха уже не увидит сынка.
Как лось протрубил нам прощальную песню
И как застонал каждой веткою лес.
Частичка природы уже не воскреснут,
В крови запечется на сердце порез.
Не чувствует боли пришелец азартный,
Кого бы ни встретил - пощады не даст,
Лесное богатство - козырная карта,
Он ради наживы и душу продаст.
Хапугам отпор дать природа не может,
И нет у нее ни замков, ни оград:
- Кто их остановит? Природе поможет?-
Деревья и птицы тревожно кричат
В заключении учитель с учениками работают с учебником на странице 73-74 ( Задания)
В заключении урока учитель подводит итоги, объявляет команду-победителя.
Этап урокаСодержание учебного материала
Функции и виды деятельности преподавателя
Формы и виды деятельности учащихся
Планируемые результаты УУД
Оценка результатов деятельности ученика
1. Организационный момент
Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу.
Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.
Личностные:
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.
Устная оценка учителя
2. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока
Учитель объявляет , что, урок будет проходить в виде игры, делит участников на команды, раздает задания на карточках
Команды, сформированные из учеников, получают задания, готовятся к игре
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя.
Устная оценка учителя
3. Повторение изученного, в игровой форме( викторина)
учитель собирает выполненные задания, комментирует результаты, выслушивает и дополняет ответы учащихся, задает вопросы, демонстрирует презентацию
Учащиеся, докладывают, каждый по своему царству, отвечают на вопросы учителя
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Устная оценка учителя
5. физкультминутка
Музыкальная физкультминутка
Учащиеся выполняют действия, предложенные на экране
Устная оценка учителя
Рефлексия
Учитель обращается к командам, спрашивает добились ли мы поставленной цели. Смогли ли мы в ходе урока-игры повторить царства живой природы
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, работают с заданиями на стр учебника 73-74
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.
.
Устная оценка учителя
8. Итог урока
Учитель подводит итоги игры, объявляет команду –победителя и оценки
Учитель оценивает учащихся оценкой
9. Домашнее задание
Повторить параграфы 8-16
Устно объясняет домашнее задание
Записывают задание в дневник
infourok.ru
Разработка урока по биологии на тему: "Разнообразие живой природы"; 5 класс - Разработки уроков - Биология и экология
Автор: Пупышева Виктория Викторовна, учитель биологии и химии
МБОУ «СОШ №15»
г. Краснотурьинск
2015 г.
Технологическая карта урока по биологии в 5 классе
на тему: «Разнообразие живой природы»
Цель урока: формирование знаний о классификации живых организмов, их многообразии.
Компоненты содержания урока: знания о мире, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения.
Способы усвоения содержания урока: восприятие, осознание, запоминание; переживание.
Методы обучения: информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), проблемное изложение, частично – поисковый, соотношение актов обучения с потребностями и мотивами учащихся.
Формы реализации методов обучения: демонстрация, чтение проблемных текстов, пример, убеждение, поощрение самостоятельности и самовыражения, уважение личности.
Организационная форма урока: вводный урок - семинар.
Задачи урока:
предметные – дать определение понятию «таксон», познакомиться с Царствами живой природы, изучить основные таксономические единицы (классификацию живых организмов на разных уровнях организации), научиться классифицировать организмы по таксономическим группам.
личностно-ориентированные - научиться бережно относиться к редким и вымирающим видам растений и животных, видеть красоту и многообразие живой природы;
развивающие - развивать умение работать в группах, анализировать информацию, делать выводы.
Приложения:
Презентация «Разнообразие живой природы».
Задания для капитанов.
Задания для команд.
Пояснения к занятию.
Для проведения мероприятия учащихся необходимо заранее разделить на 4 команды по 6-7 человек, в каждой команде учителю необходимо выделить лидера-координатора или «капитана». Занятие проводится в виде семинара, где команды выступают с мини-проектами на заданные темы (Приложение №3). Для капитанов предполагается отдельные задания, которые помогут им выполнять функцию организатора в группе учащихся (Приложение №2).
Для проведения мероприятия необходима презентация (Приложение №1)
План урока:
Организационный момент (1-2 мин.)
Актуализация знаний (5 мин.)
Изучение нового материала (20-25 мин.)
Закрепление (6 мин.)
Рефлексия (2 мин.)
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, уважаемые ребята! Сегодня у нас необычный урок, а урок-семинар. Это значит, что вы сегодня будете выступать в роли докладчиков, экспертов! Что это значит?
(Учащиеся дают определение понятиям «докладчик» и «эксперт»)
Учитель: Итак, начнем! Дети, посмотрите на слайд и постарайтесь сформулировать тему урока. Ваши варианты? (Слайд №2, приложение №1)
(Учащиеся формулируют тему урока, а также задачи к уроку)
Учитель: Выслушав ваши предложения, формулируем тему урока: «Разнообразие царств живой природы». (Слайд №3, Приложение №1)
Учитель: Ребята, как вы думаете: живые организмы объединяют в какие-нибудь группы? И если объединяют, то, в какие?
(Учащиеся отвечают на поставленные вопросы)
Учитель: Вы правы, живые организмы разделяют на группы, эти группы называются «таксонами». В таксономические группы объединяют живые организмы, которые обладают несколькими общими признаками.
Как называется самый высший таксон?
(Учащиеся отвечают)
Учитель: Правильно, высшая таксономическая группа – Царство. А какие царства живой природы вы знаете?
(Учащиеся отвечают)
Учитель: Царств живой природы 4: Царство Бактерии, Царство Растения, Царство Грибы, Царство Животные.
Как вы догадались, каждая команда будет представлять определенное царство живой природы. (Слайд №4, Приложение №1)
Учитель: Во время урока я попрошу вас заполнить таблицу «Общая характеристика царств живой природы». В конце урока мы проверим правильность заполнения (Слайд №5, Приложение №1).
Название Царства | Общая характеристика | Примеры |
Бактерии | ||
Растения | ||
Грибы | ||
Животные |
Учитель: Итак, слово предоставляется капитану первой команды, представляющей Царство Бактерий (Слайд №6, Приложение №1).
(Капитан выступает по плану: количество видов в Царстве, образ жизни представителей, способ питания представителей, способ размножения представителей, значение царства для человека) (Приложение №2).
Учитель: Слово предоставляется команде, представляющей Царство Бактерий.
(Учащиеся выступают по плану: Сине-зеленые водоросли, Молочно-кислые бактерии, Бактерии группы кишечной палочки, Азотобактер или азотфиксирующие бактерии, Патогенные бактерии) (Приложение №3).
Учитель: Итак, слово предоставляется капитану второй команды, представляющей Царство Грибы (Слайд №7, Приложение №1).
(Капитан выступает по плану: количество видов в Царстве, образ жизни представителей, способ питания представителей, способ размножения представителей, значение царства для человека) (Приложение №2).
Учитель: Слово предоставляется команде, представляющей Царство Грибы.
(Учащиеся выступают по плану: Одноклеточные грибы — Дрожжи, Базидиомицеты, Аскомицеты, Зигомицеты) (Приложение №3).
Учитель: Итак, слово предоставляется капитану первой команды, представляющей Царство Растения (Слайд №8, Приложение №1).
(Капитан выступает по плану: количество видов в Царстве, образ жизни представителей, способ питания представителей, способ размножения представителей, значение царства для человека) (Приложение №2).
Учитель: Слово предоставляется команде, представляющей Царство Растения.
(Учащиеся выступают по плану: Моховидные растения, Папоротникообразные растения, Саговниковидные растения, Хвойные растения, Цветковые растения:) (Слайд №9,10,11, Приложение №1, Приложение №3).
Учитель: Итак, слово предоставляется капитану первой команды, представляющей Царство Животные (Слайд №12; Приложение №1).
(Капитан выступает по плану: количество видов в Царстве, образ жизни представителей, способ питания представителей, способ размножения представителей, значение царства для человека)
Учитель: Слово предоставляется команде, представляющей Царство Животные.
(Учащиеся выступают по плану: Кишечнополостные животные, Кольчатые черви, Членистоногие животные, Рыбы, Птицы, Млекопитающие) (Слайд №13, Приложение №1, Приложение №3).
Учитель: Мы с вами познакомились с царствами живой природы, давайте проверим правильность заполнения ваших таблиц.
(Учащиеся проверяют друг друга - взаимопроверка)
Учитель: давайте сделаем вывод – мир живой природы огромен, представлен многообразием видов, очень красив.
Учитель: Что нового узнали? Что хотели бы узнать?
(Учащиеся отвечают)
Спасибо за урок!
pedsovet.su