Педагогический совет «Мини-музей как часть предметно-развивающей среды ДОУ для социализации личности детей дошкольного возраста». Музейная педагогика в доу педсовет


пед. совет. "Музейная педагогика в ДОУ", илюшенко в.в.

Педагогикалық кеңес

Тема. Музейная педагогика в нравственно- патриотическом воспитании.

Цель: Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей. Повышать методический уровень работы. Способствовать творческому поиску.

№ р/р

Қызметтің мазмұны

Жауапты орындаушы

Қорытынды құжат

Подготовка к педсовету

1.

Подготовка и оформление документации в группах

Воспитатели всех возрастных групп

-

2.

Подбор метод. лит-ры и метод. рекомендаций

Методист

Илюшенко В.В.

-

3.

Обновление и оформление уголков по патриот. воспитанию

Воспитатели всех возрастных групп, родители

-

Повестка дня

1

Итоги решения предыдущего педсовета.

Значение музейной педагогики в нравст-патриот. воспитании

Заведующая

Протокол, сборник материалов

«Мини- музей- как средство познавательного развития детей»

Методист

2

Организация мини-музея в условиях ДО.

Богданова Е.А.

Психологический тренинг

Педагог-психолог

3.

4.

Из опыта работы

«Использование дидактических и народных игр в нравственно- патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.

Воспитатели:

Практическая часть

5.

Работа в группах

Разработка мини- музея в рамках проектной деятельности

Методист.

6.

Анализ тематической проверки по нравственно- патриотическому воспитанию

Методист.

Задания воспитателям

6

Конкурс мини музеев в группе по нравственно- патриотическому воспитанию

Воспитатели всех возрастных групп

7.

Конспектработы с родителями «Как воспитать маленького патриота»

Воспитатели всех возрастных групп

Открытые просмотры

8.

«Мой город»

Средняя группа

9.

«Край, в котором я живу»

Старшая группа

Алгоритм проведения педсовета

Психологический тренинг

Приветствие «Мои пожелания»

Цель: создание настроя на предстоящую работу, снятие барье­ров общения.

Задание: приветствие участников тренинга оформить в виде по­желания.

Инструкция: сегодняшнее занятие начнем с того, что выскажем друг другу пожелания на день. Они должны быть краткими, жела­тельно в одно слово. Адресовать пожелания участникам тренинга мы будем с помощью мяча. Выберем форму игры: можно бросать мяч любому из участников и при этом говорить пожелание. Сле­дим, чтобы мяч побывал у всех, а можно передавать мяч по кру­гу, и тогда ваше приветствие будет относиться к соседу.

1.Итоги решения предыдущего педсовета

Заведующая:

2. «Мини- музей как средство познавательного развития детей»

Методист :

3. Из опыта работы

- «Использование дидактических и народных игр в нравственно- патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

www.prodlenka.org

Педагогический совет «Мини-музей как часть предметно-развивающей среды ДОУ для социализации личности детей дошкольного возраста»

Педагогический совет

«Мини-музей как часть предметно-развивающей среды ДОУ для социализации личности детей дошкольного возраста»

Цель: систематизировать знания педагогов по проблеме создание мини-музея в группе ДОУ для социализации личности детей дошкольного возраста.

Задачи:

• Совершенствовать работу педагогов по созданию мини-музея, закрепить знания о требованиях по их созданию.

• Выделить наиболее перспективные идеи в ДОУ по созданию мини-музеев, обобщить опыт работы, определить наиболее значимые этапы создания мини-музея.

• Вызвать у педагогов осознание необходимости создания мини-музея, как части ППРС в группе для социализации личности детей.

Участники педагогического совета: педагоги ДОУ

Предварительная работа:

  • Знакомство с литературой по теме педагогического совета;

  • Консультации: «Музейная педагогика в ДОУ: новые подходы в организации мини-музеев как средство реализации ФГОС ДО»;

«Мини-музей в ДОУ как интегративная развивающая среда».

  • Клуб педагогического мастерства: «Современная концепция музейной педагогики»;

  • Педагогическая гостиная «Музейная педагогика как средство воспитания основ гражданского самосознания» ; «Музейная педагогика в ДОУ: новые подходы в организации мини-музеев как средство реализации ГОС ДО».

  • Методическое объединение «Использование музейной педагогики , как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС»

  • Открытые просмотры «Использование материала мини-музея в группе для расширения и укрепления знаний»

  • Смотр – конкурс: Лучший мини-музей ДОУ»

  • Подготовка наглядной информации о проведенных исследованиях по теме педагогического совета.

Ход проведения педагогического совета.

  1. Об исполнении решения предыдущего педагогического совета №2.

Решение педсовета №2 от 06.12.2016г. выполнено.

Об исполнении рекомендаций тематической проверки от 14.11-05.12.2016г. «Система работы по патриотическому воспитанию»-

Рекомендации п. 2п.3,п.4 исполнены.

Воспитатели старшей и подготовительных групп разработали конспекты занятий по ознакомлению детей с героями, имена которых носят улицы нашего города.

Воспитатели младших групп ведут накопительную папку о г. Кемерово.

  1. Теоретическая часть.

Вступительное слово по теме педсовета -Лунина А.Б.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.

Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.

Музейная деятельность в условиях детского сада является нетрадиционной образовательной технологией, а значит твечает требованиям ФГОС, в разделе «Требования к условиям реализации ООП ДО» говорится: условия, необходимые для создания ситуации развития детей предполагают построение вариативного развивающего образования. А если читать внимательно Стандарты, то почти все положения подходят к музейной педагогике, а точнее работа в музее соответствует требованиям стандартов.

  1. Практическая часть.

«Организация и система работы в мини-музеев детского сада» в форме «Деловой игры».

Деловая игра.

Участники игры: 2 команды

Деление на команды выбор капитана и имени команды.

Капитан каждой команды отвечает на заданный вопрос после его обсуждения в команде. За правильный ответ команда получает фишку.

Ход игры.

Вопрос первой команде:

Что такое «музей»? В чем его отличие от мини-музея в ДОУ?

Музей— учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

- профессиональный музей создается взрослыми профессионалами, а мы приходим туда «гостями».

- в музее ничего руками трогать нельзя, там выставляются редкости, раритеты, крайне дорогие предметы, их надо сохранять;

- в настоящий музей редко ходишь;

- в настоящем музее мы - пассивные созерцатели.

Вопрос второй команде:

Какова особенность мини-музея и почему о музее в детском саду мы говорим «мини-музей»?

Возрастные особенности таковы, что дети не могут воспринимать окружающее как взрослый, т. е. восприятие ребенка отличается от восприятия взрослого;

жизненный опыт ребенка также крайне недостаточен, что тоже мешает ребенку понять музейное окружение.

Поэтому слово «мини» и отражает и возрастные особенности, и размер экспозиции, и определенную ограниченность тематики, и своеобразие методов работы музея.

-мини- музей в группе создается детьми, родителями при участии педагога;

- в наших музеях все можно и нужно трогать, с отдельными экспонатами – поиграть. И только небольшая часть является неприкосновенной;

- мини-музей можно посещать каждый день, или он вообще находится в группе и дети в него «заходят» по желанию;

– в мини-музее дети и педагоги - участники, соучастники и создатели, т. е. дети соавторы, творцы экспозиции, причем вместе с семьей.

Вывод: мини-музей – это территория совместного общения детей и педагога, совместной деятельности семьи и ребенка.

Музей в детском сад у- это особое, специальное организованное пространство ДО, способствующее расширению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Вопрос первой команде:

Не понимая значения музея в работе с дошкольниками, нельзя полноценно организовать эту работу, каково же оно?

Музей в условиях детского сада:

- Позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы

- Является действенным модулем развивающей интерактивной предметной среды

- Выступает средством индивидуализации образовательного процесса

- Способствует воспитанию основ музейной культуры

- Расширяя кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности

- Обеспечивает интегрированность образовательных областей

- Обеспечивает деятельностный подход в работе с детьми

- дети + родители собирают экспонаты

- готовятся дети-экскурсоводы

- совместная художественно-творческая деятельность в музее

- Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива с родителями и представителями социума за пределами д/сада

Вопрос второй команде:

Какова цель создания мини-музея?

- Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и родителями

Чтобы достичь этой цели необходимо решить определенные задачи:

- Обогащение предметно-развивающей среды

- Развитие познавательной активности и творческих способностей

- Формирование активной жизненной позиции

- Вовлечение родителей в педпроцесс и жизнь детского сада

- Систематизация и анализ полученных знаний

- Формирование проектно-исследовательских умений

Вопрос первой команде:

Как должна проходить организация мини-музея в группе поэтапно?

1 этап включает в себя:

• Родительское собрание (зачем нужен мини-музей в группе, каково их участие)

• Консультации

• Индивидуальная работа

• Выбор места расположения

2 этап - оформление музея, которое требует соблюдения ряда условий

1) Гигиенические требования и требования безопасности и расположения и экспонатов

2) Эстетика оформления

3 этап – разработка тематики выставок на учебный год и содержание её, т. е. разделы выставки или номинации

4 этап - сбор и оформление экспонатов

5 этап – работа с экскурсоводами (подготовка детей-экскурсоводов)

6 этап - непосредственная работа с детьми, включающая разные формы

7 этап – обобщение материала о работе мини-музея (по конкретной теме и в целом за год)

Вопрос второй команде:

Организуя музей в группе, необходимо придерживаться определенных требований к организации экспозиции назовите их.

1) Все выставки должны отвечать возрастным особенностям детей

2) Экспозиция должна быть эстетически оформлена

3) Должна быть доступна взгляду ребенка (на уровне глаз)

4) Организация музея должна решать триединые задачи: - образовательные, развивающие, воспитательные и обеспечивать работу во всех образовательных областях

5) Должны быть задействованы все виды детской деятельности: игровая, трудовая, исследовательская, творческая

Вопрос первой команде:

Что дает мини-музей детям мы говорили много, а что дает работа мини-музея педагогу?

- повышает профессиональную компетентность

- возможность лучше узнать семью и самого воспитанника

- обогащение РППС

- обогащение самой образовательной деятельности

- ачественно улучшить педпроцесс

- реализовать свои потенциальные возможности, творческие способности

- повысить свой профессиональный уровень (аттестоваться на более высокую категорию)

Вопрос второй команде:

Что дает мини-музей родителям:

- участие в жизни д/сада и группы, а значит шанс лучше узнать педагогическую деятельность, повысить свою компетенцию в деле образования

- шанс лишний раз пообщаться со своим ребенком, выполняя совместные задания

- повышение самооценки, самоудовлетворение

- возможность применения своих творческих способностей

- возможность представить свою семью с разных сторон: традиции, успехи, достижения членов семьи

- реализовать активную жизненную позицию

Вопрос первой команде:

Экскурсионная работа. Она проводится в 2-х вариантах. Каких?

- экскурсовод им может быть воспитатель

- экскурсоводом могут быть дети

Экскурсовод- воспитатель дать какую-то общую информацию о выставке в целом, элементарную научную информацию надо донести детям, и наоборот – обобщить все знания.

А конкретную информацию о конкретном экспонате дают дети- экскурсоводы. Большое место отводится подготовке детей-экскурсоводов. Они проводят экскурсии для детей другой группы, для своей группы, для родителей.

Во время экскурсии может проводится и другая работа -детям могут быть предложены загадки, пословицы, мини-викторины)

Вопрос второй команде:

Какие критерии могут служить положительным результатом работы музея?

- Вопросы детей к взрослым по теме выставки и отдельным экспонатам. Это значит, что у ребенка активизировался познавательный интерес – одна из основных целей музея.

Подсчет фишек. И подведение итогов.

С января по март 2017 г. мы с вами работали над созданием, разработкой плана, содержанием и названием, а также накоплением экспонатов для мини-музеев в группах ДОУ. В результате чего в ДОУ созданы мини-музеи, соответствующие требованиям и принципам ФГОС в каждой группе, с наличием паспорта и соответствующей документации. Сейчас мы совершим визуальную экскурсию по мини-музеям нашего ДОУ.

Показ презентации «Мини-музей как часть ППРС».

1.2. Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем.

У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

IV. Аналитическая часть

Итоги конкурса «Лучший мини-музей ДОУ»

Заведующая ДОУ - Сидорова Е.А. отметила хорошую организационную работу педагогов по созданию мини-музеев. Каждый мини-музей, создан совместными усилиями педагогов, родителей и детей имеет свою индивидуальность, разнообразие материала. Особо интересным и запоминающимся для жюри было представление своего мини-музея в старшей и подготовительной группе №2. Воспитатели использовали колпачки «Буратино», национальные русские костюмы, художественное слово и т.д. К сожалению, не все группы организовали представление музея. Педагогам следует обращать внимание на разнообразие экспонатов, представить их историю, разработать представление.

Дипломом победителя награждается

  • подготовительная группа «Лисята» представившая на конкурс мини-музей «Матрешка»;

  • старшая группа «Мышата» представила мини-музей «Золотой ключик»;

  • средняя группа «Зайчата» с мини-музеем «Любимый город Кемерово».

Дипломами за участие в конкурсе награждены:

  • подготовительная группа «Лягушата» представившая мини-музей «Любимый питомец»;

  • младшая группа «Медвежата» с мини-музеем «Детской книги»;

  • 1 младшая группа «Волчата» и мини-музей «Мягкой игрушки»;

  • за создание мини-музея «Музыкальное творчество» Серебрякова А.Е.(хореограф) и Власова Т.Г (музыкальный руководитель).

Итоги тематического контроля «Изучение системы работы по социально-личностному развитию дошкольников» (приложение №1)

Решение педсовета:

  1. Принять к сведению результаты тематической проверки по теме «Изучение работы по социально-личностному развитию дошкольников» и рекомендации данные старшим воспитателем.

  2. Продолжать работу по наполнению мини-музеев в группах ДОУ.

  3. Провести выездные экскурсии мини-музеев с привлечением старших дошкольников в роли экскурсоводов. Срок до 31.05.2017г.

  4. Считать удовлетворительной работу коллектива по созданию мини-музеев в группах ДОУ.

infourok.ru

План педсовета музейная педагогика в доу

ПедагогикалыK кеSес Тема. Музейная педагогика в нравственно- патриотическом воспитании.Цель: Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей. Повышать методический уровень работы. Способствовать творческому поиску.№ р/рJызметтіS мазмaныЖауапты орындаушыJорытынды Kaжат

Подготовка к педсовету

1.Подготовка и оформление документации в группахВоспитатели всех возрастных групп-

2.Подбор метод. лит-ры и метод. рекомендацийМетодист Илюшенко В.В.-

3.Обновление и оформление уголков по патриот. воспитаниюВоспитатели всех возрастных групп, родители-

Повестка дня

1Итоги решения предыдущего педсовета.Значение музейной педагогики в нравст-патриот. воспитанииЗаведующая

Протокол, сборник материалов

«Мини- музей- как средство познавательного развития детей»Методист

2Организация мини-музея в условиях ДО. Богданова Е.А.

Психологический тренинг Педагог-психолог

3.

4.Из опыта работы «Использование дидактических и народных игр в нравственно- патриотическом воспитании детей дошкольного возрастаДуховно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.

Воспитатели:

Практическая часть

5.Работа в группахРазработка мини- музея в рамках проектной деятельности

Методист.

6.Анализ тематической проверки по нравственно- патриотическому воспитаниюМетодист.

Задания воспитателям

6Конкурс мини музеев в группе по нравственно- патриотическому воспитаниюВоспитатели всех возрастных групп

7.Конспект работы с родителями «Как воспитать маленького патриота»

Воспитатели всех возрастных групп

Открытые просмотры

8.«Мой город»Средняя группа

9.«Край, в котором я живу»Старшая группа

Алгоритм проведения педсоветаПсихологический тренинг

Приветствие «Мои пожелания»Цель: создание настроя на предстоящую работу, снятие барьеров общения.Задание: приветствие участников тренинга оформить в виде пожелания.Инструкция: сегодняшнее занятие начнем с того, что выскажем друг другу пожелания на день. Они должны быть краткими, желательно в одно слово. Адресовать пожелания участникам тренинга мы будем с помощью мяча. Выберем форму игры: можно бросать мяч любому из участников и при этом говорить пожелание. Следим, чтобы мяч побывал у всех, а можно передавать мяч по кругу, и тогда ваше приветствие будет относиться к соседу.1.Итоги решения предыдущего педсоветаЗа

schoolfiles.net

Педагогический совет «Мини-музей как часть предметно-развивающей среды ДОУ для социализации личности детей дошкольного возраста»

Педагогический совет «Мини-музей как часть предметно-развивающей среды ДОУ для социализации личности детей дошкольного возраста» Цель: систематизировать знания педагогов по проблеме создание мини-музея в группе ДОУ для социализации личности детей дошкольного возраста. Задачи: • Совершенствовать работу педагогов по созданию мини-музея, закрепить знания о требованиях по их созданию. • Выделить наиболее перспективные идеи в ДОУ по созданию мини-музеев, обобщить опыт работы, определить наиболее значимые этапы создания мини-музея. • Вызвать у педагогов осознание необходимости создания мини-музея, как части ППРС в группе для социализации личности детей. Участники педагогического совета: педагоги ДОУ Предварительная работа: Знакомство с литературой по теме педагогического совета; Консультации: «Музейная педагогика в ДОУ: новые подходы в организации мини-музеев как средство реализации ФГОС ДО»; «Мини-музей в ДОУ как интегративная развивающая среда». Клуб педагогического мастерства: «Современная концепция музейной педагогики»; Педагогическая гостиная «Музейная педагогика как средство воспитания основ гражданского самосознания» ; «Музейная педагогика в ДОУ: новые подходы в организации мини-музеев как средство реализации ГОС ДО». Методическое объединение «Использование музейной педагогики , как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС» Открытые просмотры «Использование материала мини-музея в группе для расширения и укрепления знаний» Смотр – конкурс: Лучший мини-музей ДОУ» Подготовка наглядной информации о проведенных исследованиях по теме педагогического совета. Ход проведения педагогического совета. Об исполнении решения предыдущего педагогического совета №2. Решение педсовета №2 от 06.12.2016г. выполнено. Об исполнении рекомендаций тематической проверки от 14.11-05.12.2016г. «Система работы по патриотическому воспитанию»- Рекомендации п. 2п.3,п.4 исполнены. Воспитатели старшей и подготовительных групп разработали конспекты занятий по ознакомлению детей с героями, имена которых носят улицы нашего города. Воспитатели младших групп ведут накопительную папку о г. Кемерово. Теоретическая часть. Вступительное слово по теме педсовета -Лунина А.Б. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.

schoolfiles.net

Проект "Музейная педагогика в ДОУ как средство развития познавательных процессов у дошкольников"

Проект по теме «Музейная педагогика в ДОУ как средство развития познавательных процессов у дошкольников»

Подготовила: Ресненко Е.В. воспитатель

Актуальность

Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС. В части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно - следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Вид: познавательно – исследовательский.

Участники: Воспитатель, воспитанники старшей группы и их родители.

Сроки реализации проекта: октябрь 2015г. - май2016г.

Цель: Создание условий для развития познавательных процессов у детей

Задачи:

- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

- Формирование у дошкольников представления о музее.

- Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

- Развитие сотрудничества ДОУ с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

- Воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Ожидаемый результат:

Для педагога: повышение уровня компетенции в музейной педагогике; интеграция музейной педагогики с разными видами дошкольной деятельности детей; инновационные изменения в организации воспитательно – образовательного процесса.

Для воспитанников: появление интереса к музейной культуре повышение качества воспитания и образования дошкольников.

Для родителей: повышение музейной культуры у родителей, повышение качества семейного воспитания. Мотивация родителей на активное сотрудничество.

Гипотеза: использование музейной педагогики в образовательном процессе позволит развить познавательный интерес дошкольников.

Этапы реализации проекта:

I Подготовительный

1. Выбор места для размещения музея, оформление.

2. Определение тем и названий мини – музеев, разработка их модели, планирование экспозиций, выбор дизайна оформления мини – музея.

3. Подбор литературы по теме.

II Основной

Работа с детьми:

- организация экскурсии в музей;

- познавательные беседы по темам « Что такое музей?», «Правила поведения в музее», «Что такое коллекция?» и др.;

- коллекционирование;

- создание мини – музеев;

- изготовление экспонатов своими руками;

- игры музейного содержания;

- просмотр видеофильмов о музеях;

- чтение художественной литературы по теме.

Работа с родителями:

- Анкетирование «Музейная педагогика в ДОУ»;

- консультация «Использование музейной педагогики в ДОУ»;

- привлечение к сбору экспонатов;

- награждение грамотами самых активных родителей – участников проекта.

III Итоговый

1.Создание презентации о проведенных выставках.

2.Выступление на педагогическом совете.

Литература

1.Лысикова О.В. Музеи мира.– М.: Флинта: Наука. 2002.-128 с.

2.Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М: Дом “Карапуз”, 2000. – 253 с.

3.Петров Г.Ф. Идём по Русскому музею. – Л.: Лениздат,1982. -192 с.

4.Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. -191 с.

5.Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2008.

6.Рыжова Н.А. От коллекции к музею. Фотосессия и методические материалы на DVD. – М.: Обруч, 2008.

7.Рыжова Н.А. Путешествие по мини-музеям детского сада. Учебный видеофильм и методические рекомендации на DVD. – М.: Обруч, 2008.Мини-музеи природы (часть вторая)

8.Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. – М.: Высш. шк., 2004. -216 с.

9.Трунова М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы. / Дошкольное воспитание. – 2006. – N 4. – С. 38–42.

10.Тельчаров А.Д. Основы музейного дела.– М.: Омега-Л,2005.– 184 с.

11.Юренева Т.Ю. Музееведение. – М.: Академический проект, 2004. – 560 с.

12.Технология музейной педагогики в дошкольном учреждении.

infourok.ru

Проект «Музейная педагогика в ДОУ как средство развития познавательных процессов у дошкольников» — iitu

Проект по теме «Музейная педагогика в ДОУ как средство развития познавательных процессов у дошкольников»

Подготовила: Ресненко Е.В. воспитатель

Актуальность

Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС. В части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно — следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Вид: познавательно – исследовательский.

Участники: Воспитатель, воспитанники старшей группы и их родители.

Сроки реализации проекта: октябрь 2015г. — май2016г.

Цель: Создание условий для развития познавательных процессов у детей

Задачи:

— Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

— Формирование у дошкольников представления о музее.

— Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

— Развитие сотрудничества ДОУ с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

— Воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Ожидаемый результат:

Для педагога: повышение уровня компетенции в музейной педагогике; интеграция музейной педагогики с разными видами дошкольной деятельности детей; инновационные изменения в организации воспитательно – образовательного процесса.

Для воспитанников: появление интереса к музейной культуре повышение качества воспитания и образования дошкольников.

Для родителей: повышение музейной культуры у родителей, повышение качества семейного воспитания. Мотивация родителей на активное сотрудничество.

Гипотеза: использование музейной педагогики в образовательном процессе позволит развить познавательный интерес дошкольников.

Этапы реализации проекта:

I Подготовительный

1. Выбор места для размещения музея, оформление.

2. Определение тем и названий мини – музеев, разработка их модели, планирование экспозиций, выбор дизайна оформления мини – музея.

3. Подбор литературы по теме.

II Основной

Работа с детьми:

— организация экскурсии в музей;

— познавательные беседы по темам « Что такое музей?», «Правила поведения в музее», «Что такое коллекция?» и др.;

— коллекционирование;

— создание мини – музеев;

— изготовление экспонатов своими руками;

— игры музейного содержания;

— просмотр видеофильмов о музеях;

— чтение художественной литературы по теме.

Работа с родителями:

— Анкетирование «Музейная педагогика в ДОУ»;

— консультация «Использование музейной педагогики в ДОУ»;

— привлечение к сбору экспонатов;

— награждение грамотами самых активных родителей – участников проекта.

III Итоговый

1.Создание презентации о проведенных выставках.

2.Выступление на педагогическом совете.

Литература

1.Лысикова О.В. Музеи мира.– М.: Флинта: Наука. 2002.-128 с.

2.Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М: Дом “Карапуз”, 2000. – 253 с.

3.Петров Г.Ф. Идём по Русскому музею. – Л.: Лениздат,1982. -192 с.

4.Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. -191 с.

5.Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2008.

6.Рыжова Н.А. От коллекции к музею. Фотосессия и методические материалы на DVD. – М.: Обруч, 2008.

7.Рыжова Н.А. Путешествие по мини-музеям детского сада. Учебный видеофильм и методические рекомендации на DVD. – М.: Обруч, 2008.Мини-музеи природы (часть вторая)

8.Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. – М.: Высш. шк., 2004. -216 с.

9.Трунова М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы. / Дошкольное воспитание. – 2006. – N 4. – С. 38–42.

10.Тельчаров А.Д. Основы музейного дела.– М.: Омега-Л,2005.– 184 с.

11.Юренева Т.Ю. Музееведение. – М.: Академический проект, 2004. – 560 с.

12.Технология музейной педагогики в дошкольном учреждении.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

iitu.ru

пед. совет. "Музейная педагогика в ДОУ", илюшенко в.в., страница №2

Воспитатель:

-Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.

Воспитатель:

Физ. Минутка

Практическая часть:

Разделение на 2-группы ,

« Волшебный сундучок» непростой и внутри он не пустой! Приглашаются представители от каждой команды, которые должны вытащить задание для своей творческой группы:

Назвать активные формы методической работы с педагогами. Разработать и представить мероприятие, способствующее повышению уровня педагогического мастерства.

Назвать формы взаимодействия с родителями. Разработать и представить одну из них.

- Разработка мини- музея в рамках проектной деятельности по нравственно- патриотического воспитания. Цель: Воспитание нравственно- патриотических качеств. Умение рассмотреть предмет или явление с разных сторон и получить о нём полное представление.

Методист :

4. Анализ проверки по нравственно- патриотическому воспитанию

Методист :

5.Презентация мини- музея в группе

Воспитатели.

6. Анализ открытых занятий

       Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной     и религиозной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав Казахстана.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Неоценимую помощь в нравственно – патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика, способствующая становлению творческой личности ребенка. С точки зрения музейной педагогики «подлинная встреча» с культурным наследием помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности, сформировать суждения и оценки. Для этого в развивающей среде ДОУ созданы зоны, позволяющие осуществлять в работе с детьми основные направления музейной педагогики.

www.prodlenka.org