Рабочая программа внеурочной деятельности "Почемучки" для 1 класса по ФГОС. Внеурочная деятельность в 1 классе по фгос творческая деятельность
Внеурочная деятельность в 1 классе: особенности организации
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет особые требования как к образовательной деятельности в целом, так и к внеурочным занятиям. Как видно из названия, внеурочная деятельность организуется вне классно-урочных занятий. Она является одной из форм организации досуга обучающихся и направлена на:
- закрепление знаний, полученных в процессе обучения;
- воспитание различных качеств личности;
- расширение кругозора детей;
- формирование мотивации к саморазвитию.
Возрастные особенности первоклассников
Внеурочная деятельность в 1 классе особенно важна, так как именно она в большей степени помогает детям адаптироваться к новому ритму жизни, влиться в коллектив. С поступлением в школу в жизни ребенка меняется практически все: друзья по детскому саду могут пойти в другую школу, взрослые становятся более требовательными, сам режим дня существенно меняется, сончаса больше нет, вместо воспитательницы учительница.
Первокласснику очень сложно психологически. Поэтому внеурочная деятельность младших школьников строится с обязательным учетом таких возрастных особенностей, как быстрая утомляемость, неусидчивость, сложности с переключением внимания и его концентрацией, недостаточность развития произвольной памяти, потребность в движении, несобранность и недисциплинированность, предпочтение игровой деятельности, зависимость от мнения взрослого, повышенная потребность в поощрении и одобрении. Во внеурочной деятельности ребенок оказывается в более привычных ему условиях. Именно поэтому такой вид занятий очень важен и требует качественной работы со стороны учителя.
Педагоги разрабатывают специальные программы внеклассных занятий. Такая программа внеурочной деятельности по ФГОС включает в себя ряд обязательных разделов. Вначале дается пояснительная записка, в которой указываются цель и задачи внеурочной работы, обозначены принципы организации данного вида деятельности, количество отведенных часов, необходимых для успешного усвоения темы. Далее детально описываются формы работы с учащимися и виды деятельности согласно основным направлениям внеурочной деятельности, приведенным ниже. Также приводятся условия реализации данной программы, к которым относятся кадровое и научно-методическое обеспечение обучающихся. В конце программы даются прогнозируемые достижения первоклассников. Программа внеурочной деятельности включается как раздел в основную образовательную программу. Также педагог должен заниматься подготовкой тематического и поурочного плана внеурочной работы с детьми.
Основные направления внеурочной деятельности по ФГОС
- Спортивно-оздоровительное направление. Здоровье детей и умение соблюдать элементарную технику безопасности признаются приоритетными навыками. В рамках данного направления используются такие формы реализации, как прогулки, соревнования, факультативы, физкультурные праздники, кружки, выезды на природу.
- Духовно-нравственное направление призвано формировать общечеловеческие ценности, развивать внутреннюю культуру ребенка, умение жить в гармонии с самим собой и с коллективом. Способствует становлению гражданской позиции. Часто это направление связывают с патриотическим воспитанием. Организация внеурочной деятельности по ФГОС в данном случае предусматривает такие формы работы, как беседы, конкурсы, игры, экскурсии, встречи с интересными людьми, викторины, соревнования, издание стенгазет и т.д.
- Общекультурное направление. Иногда его называют художественно-эстетическим. Оно развивает творческие задатки ребенка, учит понимать и ценить прекрасное, формирует вкус. Благодаря работе в этом направление ребенок учится неординарно мыслить, выходить за рамки стандартного восприятия действительности. Обычно используются следующие виды организации: экскурсии, кружки, посещения выставок, кинотеатров, драматических театров, музыкальных выступлений, творческие конкурсы, выставки собственных работ обучающихся, постановка спектаклей и т.п.
- Общеинтеллектуальное направление связано с научно-познавательной деятельностью учеников. Развивает аналитическое мышление, умение находить причинно-следственные связи, обобщать, делает ум ребенка более пытливым. Ему становится интересным сам процесс познания, он учится сам получать информацию и анализировать ее, благодаря этому его дальнейшее обучение будет более легким и интересным. В этом направлении актуальны такие формы работы, как дискуссии, обсуждения, игры «За и против», олимпиады, конференции, интеллектуальные марафоны, исследовательские проекты, факультативы, кружки и т.д.
- Социальное направление основано на деятельности, связанной с общественно-полезным трудом, с пониманием особенностей взаимоотношений, умением жить, учиться и работать с другими людьми. В ребенке закладываются такие качества, как толерантность, умение решать конфликты мирно, стремление к сотрудничеству при сохранении собственной индивидуальности, уверенность в себе и способность отстаивать свое мнение, уважение и самоуважение. По данному направлению внеурочная деятельность в 1 классе предусматривает следующие формы работы: дежурства в классе, озеленение кабинета, субботники, профориентационные беседы и знакомства с людьми различных профессий, экскурсии, выставки собственных поделок, коллективные творческие дела и т.д.
- игровая,
- спортивная,
- оздоровительная,
- туристическая,
- краеведческая,
- трудовая,
- творческая,
- познавательная,
- волонтерская,
- развлекательная,
- коммуникативная.
Анализ методических материалов показывает, что внеурочная деятельность по ФГОС должна иметь результатом планомерный переход от знания и понимания учеником общественной жизни к умению ценить ее и положительно относиться к основным общественным ценностям. И далее – к самостоятельной деятельности в общественной жизни.
Трудности в организации внеурочной деятельности первоклассников
В настоящее время можно отметить, что внеурочная деятельность в начальной школе в процессе организации вызывает ряд трудностей:
- Все чаще возникают проблемы с кадровым обеспечением, в том числе с нехваткой педагогов дополнительного образования, которые могут вести различные секции и кружки.
- Определенные трудности иногда может вызвать организация питания первоклассников, особенного горячего.
- Внеурочная деятельность часто требует отдельных звонков, что тоже не всегда возможно устроить.
- Недостаточное методическое и материально-техническое обеспечение, дефицит качественных программ именно для первоклассников также затрудняют проведение внеурочной работы.
- Подмена внеурочной деятельности внеклассной воспитательной работой. Она по своей сути несколько уже внеурочной деятельности и может быть ее частью, но не заменять ее. Поэтому необходимо искать механизмы оптимального интегрирования трех видов деятельности: внеурочной, внеклассной и учебной.
Организация внеурочной деятельности обучающихся 1 класса будет продуктивной и результативной при совместной и целенаправленной работе всех педагогов. Знание детской психологии поможет выстроить программу работы с детским коллективом с учетом интересов и потребностей первоклассников, сделает процесс адаптации к школе легче, разовьет интерес к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Школы должны уходить от хаотичного набора кружков и секций и переходить к четко структурированной организации внеурочной работы.
Автор статьи: Григорьева Елена Александровна
www.rastut-goda.ru
Внеурочная деятельность в 1 классе по ФГОС
Внеурочнаядеятельность
в 1 классе по ФГОС
Абагинская начальная школа является муниципальной собственностью (муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение), осуществляет образовательную деятельность по реализации образовательной программы начального образования УМК «Гармония».
Внеурочная деятельность организуется в 1 классе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования с 1 сентября 2011 года.
Цель внеурочной деятельности:
Создать условия для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи организации внеурочной деятельности:
- Научить ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать
результаты своего труда;
- Развивать информационную грамотность;
- Развивать духовно-нравственные, эстетические, национальные, гуманистические и демократические ценности у учащихся, прививать им моральные нормы;
- Воспитывать коммуникативные способности;
- Укреплять физическое и духовное здоровье обучающихся;
- Прививать сознательное отношение к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Название кружка |
Направление деятельности |
Количество часов |
Мои первые проекты |
Исследовательское |
1 ч. |
|
Патриотическое |
1 ч. |
Наглядная геометрия |
Интеллектуальное |
1 ч. |
ФОЗ |
Здоровьесберегающее |
2 ч. |
Изонить |
Художественное |
1 ч. |
Цветоводство |
Экологическое |
1 ч. |
Умелые руки |
Эстетическое |
2 ч. |
ИТОГО: |
9 ч. |
МОИ ПЕРВЫЕ ПРОЕКТЫ
Цель:
Формирование ключевых компетентностей учащихся (коммуникативной, информационной, решение проблем)
Приняли участив конкурсе исследовательских и творческих проектов детей младшего школьного возраста "Я - исследователь» Иванова Алина, тема: «Моя первая вышивка по технике изонить»; Ильина Наталия, тема: «Необыкновенное рисование»; Павлова Виктория, тема: «Зимующие птицы Центральной Абаги»
ОЛЕКМОВЕДЕНИЕ
Цель: Воспитать любовь и уважение к родному краю
ИЗОНИТЬ
Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук, сенсорного восприятия, глазомера, волевых качеств, художественных способностей и эстетического вкуса
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Цель:
Способствовать улучшению здоровья учащихся
НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ
Цель:
формировать способность к саморазвитию
ЦВЕТОВОДСТВО
Цель:
Создать зеленый уголок у себя дома и в учебном помещении
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Что изменится?
1. Уровень сформированности духовно-нравственной культуры учащихся, готовность родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;
2. Активное использование воспитательного потенциала регионально-культурной среды в процессе духовно-нравственного воспитания личности;
3. Приоритетность и общепризнанность в школьном коллективе ценностей гуманизма, уважения к своей «малой родине», толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь, путем активного вовлечения младших школьников в самоуправление;
4. Развитость нравственно-духовного компонента в преподавании учебных дисциплин;
5. Приобщение детей к здоровому образу жизни, проявление готовности к добросовестному труду в коллективе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приобщение всех детей к кружковой работе, является важным звеном в воспитательной системе школы. Важно, что для развития ребенка необходимо наличие постоянной системы стимулирующих и направляющих факторов, в роли которых выступает успех. Именно успех придаст силы, веру в возможность преодоления любых препятствий, создает основу для формирования высокой самооценки, проявление неординарности и индивидуальности ребенка, без которой становление здоровой психики невозможно.
Именно создание культурной среды способствует воспитанию чувства социальной ответственности, терпимости, доброжелательного отношения к окружающим.
Образовательный процесс происходит в условиях неформального сотрудничества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью и совместной деятельностью.
Большой диапазон направлений, многообразные формы, применяемые во внеурочной работе, позволяет удовлетворять потребности детей и дают им возможность проявить себя в различных видах творческой деятельности.
Поэтому, кружковые занятия создают своеобразное образовательное пространство, в котором не только формируются духовные и нравственные качества ребенка, но и постоянно реализуются в практической деятельности детей достижения и ценности науки, культуры и т.д.
multiurok.ru
«Организация внеурочной деятельности в 1 классе»
ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №13
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
ДОКЛАД
на тему:
«Организация внеурочной деятельности в 1 классе»
учитель-логопед:
Абдурахманова Сожида Гайнидиновна
2016 год
Организация внеурочной деятельности в 1 в классе
Значительное место в полноценном развитии личности по новому стандарту отводится занятиям по внеурочной деятельности. Главной отличительной особенностью нового стандарта является не предметный, а личностный результат, индивидуальный подход к каждому обучающемуся
Известно, что ребенок развивается в любое время – будь это игра или учеба, встречи или экскурсии, кружки или спортивные мероприятия. И каждый из нас понимает, что задача школы заключается в том, чтобы помочь нашим детям с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться в жизни этой непростое время для подрастающего поколения, подготовиться к самостоятельной взрослой жизни. Поэтому важно – уже сейчас, в начальной школе, научить ребенка самостоятельности, правильно ориентироваться в потоке информации, ставить собственные поисковые задачи в разных областях знаний, находить осмысленные основания для решения и оценивания своих возможностей.
В соответствии с требованиями нового Стандарта занятий по внеурочной деятельности в 1 классе организуется по следующим направлениям развития личности:
- досугово-познавательное «В мире слов»;
- художественное творчество - «Волшебные краски»;
- логопедическое занятие по внеурочной деятельности - «В Стране правильной речи».
Занятия проходят один раз в неделю по 30 минут по всем направлениям.
Цель внеурочной деятельности по логопедии «В Стране правильной речи» - это развитие связной речи обучающихся. В 1 «в» классе обучаются дети с различными нарушениями речи, поэтому на этих занятиях особое внимание уделяется на формирование связной речи, развитие и обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи в процессе практической деятельности после тщательного обследования речи по всем показаниям в начале учебного года.
Проводя традиционные занятия с детьми, было замечено, что очень трудно бывает удержать внимание детей, пробудить интерес к содержанию занятия, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.
Работа с ребенком должна быть динамичной, эмоционально интересной, неутомительной, разнообразной. И поэтому на занятиях я стараюсь использовать нетрадиционные игровые приемы и методы, которые способствуют (помогают) развитию личностных способностей детей:
- мелкой моторики
- фонематического восприятия
- речевого дыхания
- слухового и зрительного внимания
- памяти не только тактильной, но и других видов памяти: вербальной, образной, двигательной, эмоциональной
- формированию лексико-грамматических категорий
- закрепление звукопроизношения поставленных звуков речи
- укрепление — здоровья.
А также, известно о доминирующей роли руки, развитие артикуляционного аппарата в произвольной моторной организации речи, что обуславливает необходимость работы над артикуляцией и одновременным развитием функциональных возможностей пальцев рук. Движение пальцев руки стимулирует созревание ЦНС, и одним из проявлений этого будет совершенствование речи ребенка в целом.
Поэтому необходимо с детьми с ограниченными возможностями здоровья постоянно быть в поиске новых методов, открывать новые направления и искать более интересные пути в обучении и развитии детей .
На занятиях я использую такие игры, как:
Игры с прищепками
Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловка, одним словом для наших детей. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному).
Игры с прищепками вполне могут занять почетное место на полке среди других игрушек. Они вызывают у них большой интерес и способствуют их бытового и практического речевого опыта.
«Цвет — звук» - ученику предлагают выбрать карточку с буквой и соотнести цвет прищепки со звуком на карточке. Например: буква А — гласная (красная прищепка), буква М — согласная (негласная) синяя прищепка. Затем можно усложнить — карточки со слогом. Например: АМ — красная и синяя прищепка.
Су-джок
В своей практике я применяю су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать труднодоступные места. Как известно, самомассаж — это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки.
Разноцветные бутылочки
Огромное значение в развитии письменной и устной речи ребенка имеет зрелость, готовность его сенсомоторики, в особенности — развитие руки. Ведь письменная речь требует сложнейших мелких движений пальцев, теснейшим образом связанных с высшими психическими процессами.
Пустые бутылки (из-под воды) с разноцветными колпачками. Ученик открывает определенную бутылку и наполняет мозаику определенного цвета.
Бутылочки-шумелочки»
Бутылочки заполнены различными сыпучими материалами (крупами, фасолью, песком), монетками, макаронами. Различные звуки по громкости, издаваемые бутылочками, шуршание — приводит детей в восторг. Активно эту игру я применяю на занятиях по формированию неречевого слуха.
Игры на песке
Песочная терапия — это способность общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
Цели песочной терапии
-эмоциональное благополучие обучающегося, самоактуализация, коррекция речевых нарушений, мелкой моторики.
Рисование пальчиками, кисточками, ладошками делает занятие интересным, хорошо привлекает внимание ребенка, помогает закреплять и изучать материал, а также вовлекать его в атмосферу сотрудничества.
«Клад букв» - в песке спрятаны буквы, ученик должен найти буквы в песке и назвать какая эта буква. Можно усложнить задание. Логопед произносит слог, слово, а ученик составляет слоги, слова из найденных букв.
«Напиши на песке» - ученик пишет заданные буквы, слоги, слова, а логопед читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ученик читает.
«Полоски» - ученик чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слова.
«Собери букву» - из разноцветных камушек, карандашей, счетных палочек необходимо составить букву, слог.
2. Внеурочная деятельность по досугово-познавательной деятельности «В мире слов» также проходит один раз в неделю.
Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения учебных предметов. На занятиях по курсу “В мире слов ” задания направлены на развитие устной речи обучающихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка, как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. На занятиях большое внимание уделяется использованию словесно-ролевых игр с опорой на русские народные сказки, пословицы, поговорки, загадки. Курс “В мире слов” позволяет закреплять в устной и письменной речи коррекцию звукопроизношения, употребление фонем русского языка, формирование лексико-грамматического строя и развитие связанной речи.
Содержание и методы обучения курса “В мире слов ” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий по программе используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, речевые рифмовки, считалки, сказки, обучающие компьютерные программы. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к обучающимся.
Занятия по внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы.
Занятия провожу в форме:
- беседы; - игры; - реализация дополнительных образовательных программ.
Средства обучения, которые я использую — это: - упражнения; - творческие задания; - развивающие игры; - аудиозаписи сказок, стихов, пословиц, поговорок; - обучающие компьютерные программы по темам.
При проведении беседы большое место отводится самостоятельной работе обучающихся. Мне, как учителю, необходимо четко управлять внеклассным занятием, давать учащимся конкретные задания, следить за ходом их выполнения, анализировать правильность мыслительной деятельности обучающихся, контролировать конечный результат.
На занятиях использую такие игры:
1)игры инструментальные – игры, в которых ученики пользуются различными предметами, комментируя свои действия;
2)игры-сопровождение действия словом;
3)игры-соревнования, главная движущая сила – «спортивный интерес»: кто быстрее, точнее, оригинальнее выполнит какое-либо задание;
4)ролевые игры;
5)игры-дискуссии – учитель, используя общую проблему, вызывающую интерес учащихся, побуждает их к развернутым высказываниям, в которых они выражают и отстаивают свою точку зрения;
6)«гибридные» формы игр – ролевая игра/игра-конкурс, ролевая игра/инструментальная игра и т.п.
Пример игры-соревнования. Тема «Знакомство. Представление». «Сколько у человека имен?»
Подготовка к игре. Учащиеся должны знать, от каких русских имен образуются производные (уменьшительные).
Задание. Выберите два полных русских имени: одно мужское, одно женское. Придумайте от них как можно больше производных. На игру дается 3 минуты.
Реализуемый материал. Образование русских уменьшительно-ласкательных имен.
Пример инструментальной игры. Тема «Питание». «Составление меню».
Задание. Составьте меню на завтрак — чай, каша бутерброд, яичница (обычного, праздничного) дня.
Реализуемый материал. Лексика по теме – названия блюд.
Комментарий. Игра ведется в быстром темпе.
Основная задача – научить учащихся пользоваться названиями блюд.
Пример «гибридной» формы игры – ролевая игра и микроэтюд. Тема «Позвольте Вам представить».
Задание. А. В Ваш класс пришел новый ученик. Познакомьте его с учителем.
Б. Вы новый учащийся класса. Один из учеников знакомит Вас с учителем. Представьтесь, ответьте на все вопросы учителя.
Реализуемый материал. Знакомство в ролевых отношениях.
Такие игры можно составить на любые темы: «Учеба», «Труд», «Отдых», «Мои интересы», «Родной край», «Мои друзья», «Будни и праздники» и т.д.
При изучении особых курсов программы русского языка я пользуюсь фонетическими, лексическими, орфографическими, грамматическими играми.
Пример фонетических игр.
Игра «Догадайся». Учитель показывает немую артикуляцию гласных и согласных, а ученики должны по движению губ назвать, какой это звук – гласный или согласный.
Игра «Побольше эмоций». Возьмем одну фразу. Кто сумеет ее произнести с наибольшим количеством интонаций.
Игра «Невидимые буквы»
Пример лексических игр.
Игра «Самый внимательный». Кто назовет больше предметов, изображенных на рисунке. (Рисунок демонстрируется не более одной минуты).
Игра «Сортировка предметов». Предлагается предметные карточки. Их следует рассортировать по группам. Например: живые, неживые предметы; по цвету; съедобный - несъедобный и т.д.
Игра «Подскажи последнее словечко».
1. Не хотел котенок мыться – убежал он от …
2. Я рубашку сшила Мишке, я сошью ему…
3. Голосок твой так хорош, очень сладко ты…
4. Наша Маша маленька, на ней шубка…
5. Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку …
6. Нет, напрасно мы решили прокатить кота в …
Он кататься не привык – опрокинул…
7. Спать пора! Уснул бычок, лег в кроватку на …
8. Целый день поет щегол в клетке на окошке.
Третий год ему пошел, а он боится …
3. Следующее направление — художественное творчество «Волшебные краски».
На занятиях по внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы обучающегося, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Занятия по художественной деятельности увлекают, будят воображение, интерес к творчеству; большое внимание уделяется развитию художественной наблюдательности у детей. Это помогает ребенку более уверенно излагать на листе свои мысли, идеи и фантазии. Ведь для первоклассников еще необходимо раскрашивать и перерисовывать.
С помощью отпечатка ладони можно создать уникальные и неповторимые картины. Это могут быть различные животные, цветы, птицы, деревья.
Рисование пальчиками уже немного сложнее, чем ладошкой, но они учатся сосредотачиваться и рисовать различные картины, на которых будут изображены дождик, травка, цветы, солнышко, небо, тучки.
Пальчиковое рисование развивает у детей восприятие мира, обостряет их тактильные ощущения, позволяет прикоснуться к яркому и красочному миру.
«Точечный рисунок»
Весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится кончиком кисти, пальцем, «тампоном», точки могут быть разного размера. Предварительно простым карандашом наносится контур рисунка или вырезается предмет. Например: «чайник» или «кошка»
Рисование с помощью трафарета.
Набрызг и рисование зубной щёткой. Можно изобразить дождь набрызгом, всем ворсом щетки - волны, густую траву, цветок и т.д.
Таким образом, ребенок, вовлеченный в разные виды деятельности, приобретает необходимый социальный опыт, развивают качества, помогающие успешному личностному развитию.
Вся внеурочная деятельность соответствует требованиям ФГОС. Когда ученик делает, он осваивает нечто новое и продвигается по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в результате этой деятельности. Он пробует различные инструменты ,которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу. приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия, которые его утверждают в социуме.
«Запасы профессиональных умений и секретов, имеющиеся у специалистов, должны стать достоянием коллег по работе. Тогда лучшее в опыте одного может принести десятикратную пользу.»
Т.А.Ткаченко
infourok.ru
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Творческая мастерская" 1 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Гармония» г. Можайска
Рег. №____
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол №___
руководитель ШМО
Коршунова И.В._______
от «___»______ 20___
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Чекрышева О.А.____________
от «___»______ 20___
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ
«Гармония» г. Можайска
______________________
Евтушенко Н.Н.
Приказ от _______ №____
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Творческая мастерская»
Класс (ы) – 1а, 1б, 1в
Учитель: Матвиенко А. Н.
Срок реализации программы, учебный год : 2015- 2016гг.
Количество часов по учебному плану:
1 класс
в год
33
в неделю
1
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочую программу составила:
Матвиенко А.Н.
г. Можайск
2015
Пояснительная записка
Нормативно – правовыми документами создания данной программы являются:
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
6. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010
7. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;
В наше время, в век автоматизации и компьютеризации, становится актуальной проблема сохранения и возрождения народных промыслов. Дополнительное образование имеет большой потенциал для пробуждения интереса детей к секретам старинных ремесел, к рукотворчеству через различные формы и методы обучения: кружковые занятия, экологические праздники, массовые мероприятия. Достижению этой цели способствует разработка новых программ образования и воспитания в объединениях по интересам в учреждениях дополнительного образования.
Процесс вторичного использования отходов легкой промышленности и природных материалов дает детям знания об основах экологических законов жизни. Известный американский эколог Барри Коммонер сформулировал 4 закона: «Все связано со всем», «Природа знает лучше», «Все надо куда-то девать», «За все надо платить». Знание этих законов позволяет ребенку научиться жить в гармонии с окружающей средой, испытывать радость творчества, пробуждает и развивает детскую фантазию.
Очень важно, что на занятиях идет воспитание осознанного отношения детей к природе и выработка практических навыков правильного, бережного природоиспользования, необходимых общетрудовых знаний и умений, способствующих развитию конструктивных и творческих способностей.
В программе делается основной упор на формирование экологической культуры и активной гражданской позиции в деле сохранения окружающей среды, что отвечает требованиям образования для устойчивого развития.
Цель программы: формирование нравственно-эстетического отношения к природе, освоение технологических приемов и способов работы с природными и со вторичными материалами, развитие склонностей и дарований учащихся к рукодельным работам.
Задачи программы:
совершенствование практических умений;
развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов;
развитие мышления, воображения, фантазии, художественного вкуса;
расширение методов познания окружающей действительности;
формирование умений ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повтора образца до воплощения собственного замысла;
формирование умения планирование последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы; ознакомление с происхождением материалов, ручного ремесла, видов художественного творчества.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности и этапах проектирования.
Программа адресована младшим школьникам и рассчитана на 33 часа в год при занятиях один раз в неделю по 1 часа.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению:
В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о творческом проекте.
Умеет:
1 год обучения:
использовать природный материал для изготовления различных сувениров, поделок;
имеет представление о вторичном использовании тканей, бумаги, нитей при работе с природным материалом.
- самостоятельно или с помощью учителя ориентироваться в задании на точное повторение образца;
У учащихся будут сформированы универсальные учебные действия:
1) личностные:
- понимание необходимости учения;
- приобщение детей к книге как главному средству интеллектуального и духовного развития;
- личностная саморефлексия, способность к саморазвитию.
2) регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности;
- составлять план выполнения задач;
- умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
- развивать творческие способности детей, художественный вкус, конструктивные умения, интерес к окружающему миру, к произведениям народных мастеров.
3) познавательные:
- ориентироваться в системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
- выстраивать логическую цепь рассуждений;
- использовать информацию в проектной деятельности.
- углубление знаний детей об использовании природного материала для создания художественных произведений; о свойствах различных материалов для изготовления поделок.
4) коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций:
- учиться критично относиться к собственному мнению.
Для оценки планируемых результатов освоения программы применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений воспитанников (метод анкетирования).
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала посредством творческих заданий (педагогическое наблюдение).
Итоговый контроль – индивидуальные и коллективные мини-проекты по декоративному оформлению изделий (анализ творческих продуктов детей). Для подведения итогов совместно с воспитанниками их работы просматриваются и анализируются, проводятся выставки творческих работ детей.
Для достижения и реализации поставленных целей и задач используются различные методы работы с детьми: беседа, рассказ, лекция.
Формы проведения занятий самые различные – урок-путешествие, сказка, викторина, интегрированное занятие, урок-конкурс и др.
Содержание учебной программы
В первом классе в силу возрастных особенностей ребёнку трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса построены по принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.
Основные виды заданий:
динамические – развитие мелкой моторики рук, физические упражнения (зарядка) с элементами актерского мастерства и развитие речевого аппарата;
познавательно-логические;
коммуникативные.
Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребёнка.
Развитие мелкой моторики пальцев рук непосредственно связано с успешным освоением навыков письма у каждого ребёнка.
Кроме того, современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движения пальцев и движения органов речи, расположены в непосредственной близости друг от друга. Поэтому нервные импульсы, возникающие при движениях пальцев, стимулируют активность речевых органов.
В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно речевых органов – язык, губы и т.п., так и на развитие мелкой моторики рук. Это упражнение «Разминка для лица», «Ловкие ладошки», задания, предлагающие раскрасить, заштриховать, пройти лабиринт и другие.
Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях.
Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.
Формы занятий могут быть разнообразными – групповая, индивидуальная (при занятиях с родителями в домашних условиях), интегрированная.
Виды занятий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи), наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Методическое обеспечение
примерная рабочая программа курса;
поурочные разработки для учителя;
рабочие тетради для ученика.
Материально-техническое обеспечение
материалы для оформления и детского творчества;
наличие канцелярских принадлежностей – цветные карандаши, ручки, белая и цветная бумага, клей, ножницы и т.д.
Список литературы
Гвоздева Е., Плотникова Н. Волшебные лабиринты. – М.: Речь, 2011.
Гурьев А. Большая книга игр и головоломок для умного ребёнка. – М.: Ридерз Дайджест, 2006.
Надеждина В. Танграм. 1000 + 1 фигура. – Минск: Харвест, 2007.
Перельман Я. И. Веселые задачки и головоломки. – М.: АСТ, 2010.
Тюлле Эрве. Каляки-маляки. – М., 2012.
Федин С. В стране головоломок. Магические квадраты, игры со словами, числовые ребусы, кроссворды, лабиринты. – М.: Ридерз Дайджест, 2008.
Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
Содержание программы «Творческая мастерская»
(1-й год обучения)
Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: наблюдение, умение задавать вопросы, делать умозаключения и выводы, объяснять и защищать свои идеи. Также занятия по проектной деятельности имеют акценты на формирование продуктов проектной деятельности, презентацию проектов.
Проект
Выполнение практической части, заданий и их последовательности. Практические задания по созданию заготовок и готовых изделий, по эстетическому оформлению изделий. Сбор и обработка информации. Совершенствование владения основными методами работы. Фиксация полученных знаний.
1. Введение в тему. Знакомство с задачами и планом работы кружка. Ознакомление с правилами поведения и требованиями к кружковцам. Уточнение расписания. Вводный инструктаж по технике безопасности труда. Инструменты и материалы, необходимые для работы.
2. Основы экологических законов жизни на примере вторичного использования различных материалов.
Экологические законы жизни Б.Коммонера. Поделки из остатков пряжи. Аппликации из ниток «Котенок». Игрушки из помпонов «Цыпленок», «Пингвин», «Совенок». Творческие работы из гофрированного картона. Аппликация «Корзина с цветами». Объемная коробка из старых открыток. Игрушки из спичечных коробок: «Лягушонок», «Собачка». Изготовление забавных игрушек из цветной бумаги и картона «Рыбка», «Птичка». Аппликация из цветной бумаги. Аппликация из лоскутов ткани.
3.Поделки из цветной бумаги.
Аппликация из цветной бумаги. Изготовление фигурок животных из цветной бумаги в технике оригами. Из истории оригами. Знакомство с базовыми формами. Квиллинг. Используемые материалы, необходимые инструменты. Элементы, наиболее часто используемые в работе. Различные композиции в технике квиллинг.
4. Мягкие игрушки из ткани и меха. Сырье, технология и методика их изготовления.
Биоразнообразие планеты. Источники получения меха и тканей. Натуральные и синтетические материалы. Пушные сокровища планеты.
Виды швов, отдельные технологические процессы.
Техника выполнения основных швов: петельного, «через край», стыковочного, «назад иголку». Правила раскроя, соединения деталей, оформление игрушек. Увеличение и уменьшение выкроек.
Изготовление кукол-пальчиков «Птичка», «Собачка», «Кошка» и
«Лягушка». Беседы об образе жизни животных, птиц.
Изготовление плоских игрушек: «Заяц», «Медведь».
Изготовление объемных игрушек: «Мячик», «Цыпленок», «Ёжик», «Мышка», «Кролик», «Слоненок», «Лягушка», «Обезьяна» и другие. Беседы об образе жизни животных, птиц.
5. Поделки из природного материала.
Природное богатство родного края. Творческие работы из соломки. Аппликация из круглой соломки. Аппликация из плоской соломки. Изготовление игрушек из скорлупы яйца. Мозаика из скорлупы яйца. Мозаика из семян, косточек. Творческие работы из скорлупы грецкого ореха. Поделки из глины. Аппликации из тополиного пуха, из цедры лимона. Выжигание по дереву. Украшения из кожи.
Представление результатов деятельности.
6. Заключительное занятие. Итоговый конкурс с организацией выставки творческих работ учащихся. Умение презентабельно представить работу и отвечать на незапланированные вопросы.
Программа «Творческая мастерская» в первый год предусматривает работу с отходами легкой промышленности: кожа, мех, ткани, пряжа и природным материалом: береста, соломка, скорлупа яиц, орехи, семена, глина, в процессе которой дети получают знания об основах экологических законов жизни.
На занятиях объединения дети имеют возможность смастерить немало изящных и полезных изделий из остатков пряжи, ниток, лоскутов ткани, картона, цветной бумаги. Даря вторую жизнь различным материалам, дети испытывают радость творчества.
Изготовление мягких игрушек – самоделок из отходов легкой промышленности – занятие исключительно творческое, способное пробуждать и развивать детскую фантазию. Вместе с тем рукоделие – важный компонент трудового обучения детей: занимаясь им, дети приобретают навыки шитья, работы с ножницами, клеем, развивают глазомер, объемное мышление, учатся терпению и настойчивости в достижении цели.
Большое внимание в программе уделяется изготовлению поделок из природных материалов: цветов и аппликаций из бересты, соломки, кожи, тополиного пуха, мозаики из семян овощей и косточек фруктов и т.д.
Очень важно, что на занятиях идет воспитание осознанного отношения детей к природе и выработка практических навыков правильного, бережного природоиспользования. В процессе изготовления предложенных изделий дети приобретают необходимые общетрудовые знания и умения, способствующие развитию конструктивных и творческих способностей
Учебно-тематический план
(1-й год обучения)
№ п/п
ТЕМА
Всего часов
Теория
Практика
Массовые мероприятия
Экскурсия
1.
Введение в тему
2
2
-
-
2.
Основы экологических законов жизни на примере вторичного использования различных материалов.
11
2
10
-
3.
Поделки из цветной бумаги.
6
1
5
-
-
4.
Пушные сокровища планеты. Мягкие игрушки из ткани и меха. Сырье, технология и методика их изготовления
4
1
3
-
-
5.
Поделки из природного материала
9
1
8
1
1
6.
Заключительное занятие
1
-
-
-
-
ИТОГО:
33
5
26
1
1
Календарно-тематическое планирование с указанием видов деятельности.
№ занятия
Кол-во часов
Тема занятия
Основные виды учебной деятельности обуяающихся и развиваемые способности.
Дата проведения
Введение в тему 2 часа
1
1
Вводный инструктаж по ТБ. Знакомство с задачами и планом работы.
Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Вводный урок.
2
1
Правила поведения на занятиях. Инструменты, материалы.
Рассказ детей о правилах безопасной работы.
Основы экологических законов жизни на примере вторичного использования различных материалов. 11 часов.
3
1
Экологические законы жизни Б. Коммонера.
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Урок-беседа.
4
1
Аппликация из ниток «Котик».
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Работа с нитками.
5
1
Игрушки из помпонов «Цыпленок», «Пингвин».
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Работа с нитками.
6
1
Игрушка из помпонов «Совенок».
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Работа с нитками.
7
1
Творческая работа из гофрированого картона «Ежик в лесу»
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Самостоятельное составление композиции.
8
1
Аппликация «Корзина с цветами».
Творческая работа в технике рваной аппликации.
9
1
Объемная коробка из старых открыток.
Совершенствование воображения. Вырезание из открык.
10
1
Игрушки из спичечных коробков «Лягушка», «Собачка».
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Конструирование из коробок.
11
1
Изготовление игрушек из цветной бумаги и картона «Рыбка», «Птичка».
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Работа с цветной бумагой.
12
1
Лоскутное шитье. История.
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Работа с тканью.
13
1
Каллаж из цветной бумаги, ткани, ваты.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Работа с цветной бумагой.
Поделки из цветной бумаги. 6 часов.
14
1
История оригами. Знакомство с базовыми формами.
Изготовление объёмных поделок из бумаги.
15
1
Изготовление игрушек в технике оригами.
Изготовление объёмных поделок из бумаги.
16
1
Изготовление игрушек в технике оригами.
Изготовление объёмных поделок из бумаги.
17
1
Изготовление игрушек в технике оригами.
Изготовление объёмных поделок из бумаги.
18
1
Квиллинг. Используемые материалы, необходимые инструменты.
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Работа с бумагой.
19
1
Изготовление композиции в технике квиллинг.
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Работа с бумагой.
Пушные сокровища планеты. Мягкие игрушки из ткани и меха. Сырье, технология и методика их изготовления. 4 часа.
20
1
Биоразнообразие планеты. Виды швов. Правила раскроя.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Урок- беседа.
21
1
Изготовление кукол-пальчиков.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Работа с тканью.
22
1
Изготовление плоских игрушек.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Работа с тканью.
23
1
Изготовление объемных игрушек.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Работа с тканью.
Поделки из природного материала. 9 часов.
24
1
Природное богатство родного края.
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Урок-путешествие.
25
1
Творческие работы из соломы.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Работа с соломой.
26
1
Изготовление игрушек из скорлупы яиц.
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Урок-путешествие.
27
1
Мозаика из скорлупы яиц.
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Работа со скорлупой.
28
1
Мозаика из семян.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Работа с семенами.
29
1
Мозаика из косточек.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Работа с косточками.
30
1
Поделки из глины.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Работа с глиной.
31
1
Аппликация из тополиного пуха.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Работа с тополиным пухом.
32
1
Творческая работа из веточек.
Творческая групповая работа по конструированию. Создание макета из простейших фигур.
Заключительное занятие. 1 час.
33
1
Конкурс-выставка. Презентация работ.
Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления на конец года. Самостоятельная защита проекта.
infourok.ru
Рабочая программа внеурочной деятельности "Почемучки" для 1 класса по ФГОС
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Стадницкая основная общеобразовательная школа
Семилукского муниципального района Воронежской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла.
Протокол №1 от 27.08.2015 г.
Принято педагогическим советом
Протокол № 1
от 28. 08. 2015 г.
«Утверждаю»
_________
Директор школы
А.Т. Калинин
Приказ № 1
от 31.08.2015 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
для 1 класса
Грачевой Валентины Николаевны
учителя начальных классов
с.Стадница, 2015г.
Содержание программы
1. Пояснительная записка
2. Цель и задачи программы
3. Описание места учебного курса в учебном плане
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
5. Содержание курса
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
7. Список литературы
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности младших школьников Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Стадницкая Основная общеобразовательная школа» разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения.
Данная программа сформирована с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Начальная школа – особый этап в жизни ребенка, связанный:
• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности.
Внеурочная деятельность является взаимодополняющим компонентом базового образования и объединяет все виды деятельности школьников, направленных на формирование нравственных ориентиров, этнокультурной компетенции, социализации личности.
Цель программы:
Создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития личности ребенка на основе общечеловеческих нравственных ценностей.
Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:
• создать условия для полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья;
• формировать коммуникативную, этническую, социальную компетентность школьников;
• формировать у детей социокультурную идентичность;
• развивать личностные качества на основе общечеловеческих нравственных ценностей: гуманизма, любви, толерантности;
• развивать творческое мышление, необходимое для практической деятельности в окружающем мире.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное ,общеинтеллектуальное, духовно-нравственное.
Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующей образовательной программы ОУ.
Для реализации образовательного процесса в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
• игровая деятельность
• познавательная деятельность
• проблемно-ценностное общение
• досугово-развлекательная деятельность
• художественное творчество
• социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)
• трудовая
• спортивно-оздоровительная
• патриотическая деятельность
Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой.
Внеурочная деятельность позволяет педагогу выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы. Помочь им их реализовать. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе. Между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
Внеурочная деятельность строится на принципах :
Принцип гуманизации и гуманитаризации способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействует включению обучающихся в диалог разных культур.
Принцип внешней и внутренней дифференциации – выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности, предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или возможности работать на разных уровнях глубины освоения каждого конкретного предмета
Принцип свободы выбора – предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты.
Возможность свободного самоопределения и самореализации;
Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка
Принцип единства – единство обучения, воспитания, развития.
Принцип экологизации – развитие у ребенка чувства ответственности за окружающий мир.
Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Описание места учебного курса в учебном плане
Курс рассчитан на 1 час в неделю в 1 классе, всего 33 часа.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.
Педагогу, работающему вместе с детьми по настоящей программе, предоставляется возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно переходить от простых результатов к более сложным.
Программа ориентирована на школьников младшего возраста и может быть реализована в работе педагога с отдельно взятым классом. Ресурсная база школы даст возможность осуществить с учетом возрастных особенностей учащихся:
• взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования;
• непрерывность дополнительного образования;
• развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;
• системность организации управления учебно-воспитательным процессом;
• обеспечит баланс между двигательно-активными и теоретическими занятиями.
Ожидаемые результаты реализации программы (универсальные учебные действия)
• приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни
• формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом
.приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
В основе воспитания развитие личности обучающегося, признание его индивидуального своеобразия, его право проявлять свое «Я» на том уровне, которого он достиг в своей жизни.
Исходя из этого приоритетными становятся технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка:
- дифференциация по интересам;
- проектная деятельность
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационные и коммуникативные технологии.
Воспитательным результатом, участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и раскрыть свои личные творческие способности.
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Общеинтеллектуальное направление «Почемучка»
Содержание занятий
1 класс (33 часа)
1. Классификация предметов (6 часов). Признаки предметов. Отличие предметов по цвету, форме, величине (размеру). Сравнение предметов по величине: больше, меньше, такой же. Классифицирование предметов по разным признакам (цвет, форма, размер). Расположение предметов относительно друг друга. Расположение предметов по порядку.
2. Геометрические фигуры и их свойства (6 часов). Точка. Отрезок. Прямые и кривые линии. Замкнутые и незамкнутые линии. Кривая линия. Точки пересечения кривых линий. Области и границы. Замкнутые линии как границы области. Вертикальные и горизонтальные прямые. Первоначальное знакомство с сетками.
3. Закономерности (5 часов). Выявление закономерности расположения предметов и фигур. Установление закономерности расположения чисел. Продолжение ряда чисел на основе понимания закономерности их расположения.
4. Множества (1 час). Введение понятия множества. Установление соответствия между двумя множествами.
5. Нетрадиционные задачи (2 часа). Задачи-шутки; головоломки; топологические задачи; лабиринты.
6.Игры со словами (8 часов). Особенности устной речи. Лексическое значение слов. Наблюдение над звуковой стороной слова. Тематическая группировка слов. Толковый словарь. Шифровки на основе алфавита.
7. Выявление уровня развития познавательных процессов (4 часа).
Конкурсы, интеллектуальные игры. Входные и итоговые тесты.
итоговые тесты.
Общеинтеллектуальное направление «Почемучка»
Тематическое планирование
№ п/п
Название модуля и занятий
Кол-во часов
Дата
Универсальные учебные действия
Основные виды деятельности обучающихся
1 класс
33
1
Классификация предметов
6
Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные - Оформлять свои мысли в письменной речи.
Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
1
Признаки предметов
1
2
Отличие предметов по цвету, форме, величине (размеру)
1
Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания.
3
Сравнение предметов по величине: больше, меньше, такой же
1
4
Классифицирование предметов по разным признакам (цвет, форма, размер)
1
5
Расположение предметов относительно друг друга
1
6
Расположение предметов по порядку
1
2
Геометрические фигуры и их свойства
6
П. - Перерабатывать полученную информацию К. - Умение рассуждать и доказывать свою точку зрения Р. - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Конструировать модели геометрических фигур, преобразовывать модели. Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов. Обобщать данные.
7
Точка Области и границы
1
8
Отрезок Замкнутые линии как границы области
1
.
9
Прямые и кривые линии Вертикальные и горизонтальные прямые
1
10
Замкнутые и незамкнутые линии Первоначальное знакомство с сетками
1
11
Кривая линия
1
12
Точки пересечения кривых линий
1
3
Закономерности
5
П - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. К - Слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения Р- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
13
Выявление закономерности расположения чисел
1
Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность
14
Нахождение лишнего числа в ряду чисел
1
15
Продолжение ряда чисел на основе закономерностей их расположения
1
16
Знакомство с правилом числового магического квадрата
1
17
Решение магических квадратов сложения из девяти клеток
1
4
Множества
2
П. - Перерабатывать полученную информацию К. - Умение рассуждать и доказывать свою точку зрения Р. - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.
18
Введение понятия множества
1
19
Установление соответствия между двумя множествами
1
Анализировать и оценивать результаты работы
5
Нетрадиционные задачи
2
П. - Перерабатывать полученную информацию К. - Умение рассуждать и доказывать свою точку зрения Р. - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.
20
Задачи-шутки Лабиринты
1
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях
21
Головоломки Топологические задачи
1
6
Игры со словами
8
Коммуникативные:
умение понимать партнера; работа в парах
Регулятивные: определить цель, запомнить алгоритм действий.
Познавательные: составить модели слов.
22
Особенности устной речи
1
23
Лексическое значение слов
1
24
Наблюдение над звуковой стороной слова
1
25
Тематическая группировка слов
1
26-27
Толковый словарь
2
28-29
Шифровки на основе алфавита
2
7
Выявление уровня развития познавательных процессов
4
30
Конкурсы
1
31-32
Интеллектуальные игры
2
33
Входные и итоговые тесты
1
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – приказ Министерства образования и науки РФ от 06.2009 года № 373.
«Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности ОУ, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и напрвленности» - письмо МО РФ от 15.10.2003 года
«О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в ОУ» - письмо МО РФ от 02.04.2002 года.
Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. /Текст/: Л. Васильева – Гангнус. – М.: «Педагогика», 1888, - 145 с.,
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
Субботина Л.Ю. Игры для развития и обучения. Ярославль, Академия развития, 2001 г.
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
infourok.ru