Конспект урока по ОРКСЭ на тему" Правила общения для всех". Презентация правила общения для всех светская этика 4 класс
Правила общения для всех. Урок в 4 классе по ОРКСЭ.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Тема урока. «Правила общения для всех» Цели урока. Научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики.
2 слайд Описание слайда:Почему люди заинтересованы в общении друг с другом? Работа с учебником стр.16 Тактичность – это чувство меры, которую необходимо соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов или действий начинается обида у человека, с которым мы общаемся.
3 слайд Описание слайда:«Что тебе кажется плохим, ты не должен делать товарищам». Ахикар. «Те поступки других, которые человек для себя не желает, что самому не приятно, пусть не делает другим людям» Бхишма «Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам» Питтак «Не делай сам того, что осуждаешь в других». Фалес «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе» Гилель Чему же учат эти правила? Что их объединяет?
5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда:Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-215714
Похожие материалы
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Основы светской этики 4 класс
Правила общения для всех
Цели урока:
Образовательные:
- изучить основные понятия «общение», «тактичность», «чуткость», деликатность»;
- сформировать умение применять принципы общения;
- научить руководствоваться в жизни золотыи правилом этики.
Воспитательные:
- воспитывать потребность в общении, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление быть тактичным и деликатным.
Развивающие:
- развивать память;
- развивать умения преодолевать трудности;
- развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.
Задачи:
- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;
- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;
- развивать самостоятельность и оригинальность мышления;
-формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
-учить прогнозированию последствий своих поступков;
-развивать готовность к социальному взаимодействию.
ХОД УРОКА:
Мотивация на урок. Игра «Три задания».
К доске приглашаются дети. Они встают в пары, лицом друг к другу. Предлагается придумать задания для человека, стоящего напротив него (выбор заданий не ограничен). Задания проговариваются вслух. Затем предлагается выполнить эти задания тому, кто их и придумал.
Вопрос: какую тему урока Вы предполагаете после проведенной игры игра?
Работа над темой урока
1.Проблемный вопрос: почему люди заинтересованы в общении друг с другом?
- работа с учебником – прочитайте первые два абзаца на стр.16 и ответ запишите в тетрадь.
2. Работа над понятиями «тактичность», «чуткость», «деликатность».
3.Работа со сказкой братьев Бондаренко «Солнечный зайчик»
Жил на кургане Хомяк. Рядом с ним на том же кургане жил Суслик. И был у Суслика кусочек зеркальца. Суслик целыми днями сидел с ним у своего домика на крылечке и показывал Хомяку солнечного зайчика. Часто говорил он:
- У нас с тобой, сосед, на двоих одно солнышко и один солнечный зайчик.
Хомяку стало обидно, что у него нет зеркальца и нет своего солнечного зайчика. И однажды, когда Суслик побежал на поле один ужинать, Хомяк забрался к нему в дом и унёс зеркальце. Завернул его в тряпочку, спрятал к себе под подушку и сказал:
- Зеркальце теперь моё, и солнечный зайчик тоже мой.
Всю ночь ему снилось, будто сидит он у своего домика на крылечке и ловит в зеркальце солнышко. Просыпаясь, он говорил:
- Завтра будет так, как снится сегодня. Утром он достал из-под подушки зеркальце и хотел было бежать с ним на улицу, но остановился. Нельзя ему показываться с ним на кургане. Увидит Суслик и скажет:
- Так это ты украл моё зеркальце? И Хомяк опять завернул зеркальце в тряпочку и сунул под подушку. Весь день сидел он скучный на крылечке своего домика, а Суслик – у себя на крылечке и говорил Хомяку:
- У нас с тобой, сосед, одно в небе на двоих солнышко, и нет ни одного солнечного зайчика, потому что кто-то украл у меня зеркальце.
Так было и на другой день и много, много дней. Тосковал о солнечном зайчике и Хомяк…
Тосковал о солнечном зайчике и Хомяк. И однажды не вытерпел, достал зеркальце и отнёс Суслику, когда его не было дома.
Утром прибежал к нему Суслик и забарабанил в окошко:
- Идём скорее: я нашёл своё зеркальце. Сейчас у нас с тобой опять будет солнечный зайчик.
И всё опять стало хорошо. По целым дням они сидят каждый возле своего домика. Суслик ловит в зеркальце солнышко и говорит Хомяку:
- У нас с тобой, сосед, на двоих одно солнышко в небе и на двоих один солнечный зайчик. А Хомяк говорит Суслику:
- Что ж, пусть лучше будет один солнечный зайчик на двоих, чем ни у тебя, ни у меня не будет.
Вот только не знает Суслик, почему он так говорит.
4.Работа над содержанием сказки.
- Какие чувства вы испытываете к Хомяку?
- Зачем Хомяку понадобилось зеркальце?
- О чём забыл Хомяк? Что не мог предугадать Хомяк, когда брал зеркальце?
- Какие другие средства были у Хомяка, чтобы иметь своего солнечного зайчика?
5. Работа с учебником.
- Прочитайте рассказ В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» и проанализируйте поведение героинь.
6. Слово учителя.
Чтобы легче было выбрать, как поступить в той или иной ситуации, можно руководствоваться правилом. Давайте попробуем его сформулировать, поработав в группах.
7.Работа с высказываниями древних и своя формулировка золотого правила этики.
Ахикар «Что тебе кажется плохим, ты не должен делать товарищам».
Конфуций «Не делай другим того, чего не пожелаешь себе»
Бхишма «Те поступки других, которые человек для себя не желает, что самому не приятно, пусть не делает другим людям»
Гилель «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе»
Питтак «Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам»
Фалес «Не делай сам того, что осуждаешь в других»
7. Иисус Христос «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
8. Проверка выполенного задания.
9. Работа с учебником (стр.18):
– чтение золотого правила этики;
Так «золотое правило» вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. И сегодня остается главным правилом доброго человека.
- Чему учат эти правила? Что их объединяет?
- Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы делать добро?
(ответы детей).
– знакомство с принципами общения (работа с учебником).
Закрепление изученного материала.
1.Работа с притчами.
Мальчик, выросши у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.
Сперва мальчик в зеркале ему понравился, потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, обидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозит в ответ.
Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев растет. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, утирает слезы и нежно говорит:
- Не ты ли первым стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?
- Я.
- А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он к тебе тоже, ты не сердешься – и он не дуется:вот так люди друг с другом и живут – и добро наше возвращается к нам же.
Один из приятелей пришёл к Афанди в гости, но хозяина не застал. Он рассердился и написал на двери: «Осёл».
Через несколько дней Афанди встретил друга и сказал:
-Ты приходил ко мне, но, к сожалению, меня не было дома.
-Почему ты думаешь, что приходил именно я, а не кто-нибудь другой?- спросил приятель.
-Ка же не знать, дорогой! Ведь ты на двери написал своё имя!- воскликнул Афанди.
2. Выбери правильный ответ:
Если кто-то из приятелей и друзей начинает сплетничать, то надо:
- принять участие в осуждении чужих недостатков
- осудить осуждающих;
- сказать ребятам, что осуждать нехорошо и попытаться перевести разговор на другую тему.
3.Попробуй придумать примеры того, как действует золотое правило этики в жизни. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.
Например, «Я не буду обзываться, так как мне это бы не понравилось».
Я не буду …., так как …. .
IV. Домашнее задание.
- подобрать пословицы по теме урока;
-вспомни, кого ты нечаянно обидел и найди способ загладить вину.
infourok.ru
Презентация по курсу ОРКСЭ на тему "Этикет" (4 класс)
Инфоурок › Другое › Презентации › Презентация по курсу ОРКСЭ на тему "Этикет" (4 класс)Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Этикет
2 слайд Описание слайда:Модуль «Основы светской этики» Презентация урока № 27 Тема: Этикет Выполнила: Романова Н.А., социальный педагог МБОУ ЧСОШ №2
3 слайд Описание слайда:Этикет (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила поведения людей в обществе. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV — гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён. Этикет
4 слайд Описание слайда:История этикета Правила этикета вырабатывались более пяти тысяч лет назад и всегда главным в них было радушное и доброе отношение к людям.
5 слайд Описание слайда:Этикет в эпоху средневековья Традиционно принято считать, что странами-родоначальницами этикета являются Англия и Франция, но уклад жизни в этих странах в то время был таков, что в данных жестоких и грубых условиях человек не мог совершенствоваться в своих духовных и нравственных начинаниях. Определённые моральные правила и манеры поведения зародились примерно в XIV веке в Италии. В России же одним из первых сводов правил поведения считается «домострой» (XVI в.).
6 слайд Описание слайда:«Юности честное зерцало» Пётр I составил свод правил поведения: 1 Дети не имеют без имянного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должни учинить вежливо и учтиво. 2. У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью, или на что иное, не опираться, и не быть подобным деревенскому мужику, которой на солнце валяется, но стоять должни прямо.
7 слайд Описание слайда:Этикет нового времени Пётр I в России приказал устраивать ассамблеи- празднования, балы. В программу ассамблеи входили еда, напитки, танцы, игры и беседы. Этикет поведения на них был утверждён петровским приказом. Под музыку полагалось танцевать, но гости не умели. Пётр приказал всем без исключения построиться парами и повторять за ним все движения.
8 слайд Описание слайда:Современный этикет Этикет включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, правила ведения разговора, правила поведения за столом, в общественных местах и т.д. Этикет рассматривает манеры поведения человека.
9 слайд Описание слайда:Особенности современного этикета Манеры – способ держать себя Выраженияречи Походка Жестикуляция Интонация Осанка Мимика
10 слайд Описание слайда:Хорошие манеры Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение. К хорошим манерам относят скромность и сдержанность, умение контролировать свои поступки , внимательно и тактично относиться к людям. Хорошие манеры располагают окружающих , они начинают вам симпатизировать. Но всегда в обществе осуждались дурные манеры. К ним относят привычку громко разговаривать, грубить, неаккуратно принимать пищу.
11 слайд Описание слайда:Этикет в культуре общения Этикет - это особый язык общения, помогающий достигать взаимопонимания и взаимоуважения, а в конечном итоге формировать ту часть человеческой культуры, в которой только и может нормально существовать и развиваться человек.
12 слайд Описание слайда:Правила этикета О друзьях и дружбе - с друзьями разговаривай вежливо, приветливо. - помогай другу, не жди, когда он попросит тебя о помощи. - надо искренне радоваться успехам товарищей – тебя будут считать хорошим другом, честным человеком. - поделись с другом игрушками, книгами, яблоком, конфетами. -останови товарища, если он поступает плохо. - чтобы у тебя были друзья, умей сам быть хорошим другом. - за свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на другого.
13 слайд Описание слайда:Правила гостеприимства - Надо уметь вежливо принимать гостей. - За поздравления и подарки благодарят. -Хозяин должен быть приветливым – радушно встретить гостя, помочь раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поудобнее, развлечь. -Хозяин должен быть внимательным, видеть всех своих гостей, уделять каждому внимание. -Быть предупредительным – значит заранее подумать не только о том, чем угостит своих гостей, но и чем занять их. - Надо быть щедрым – не жалеть для гостей угощения, игрушек, времени, стараний, чтобы они остались довольны. - Надо быть бескорыстным – не требовать благодарности за то, что вы сделали.
14 слайд Описание слайда:Правила поведения за столом -пищу надо брать с тарелки вилкой или ложкой. - Когда ешь, не откусывай больших кусков – это некрасиво. - Не разговаривай с полным ртом, старайся кушать беззвучно. - Если тебе нужно что-нибудь взять, не тянись через стол, а вежливо попроси передать. - Из блюда бери ближний к себе кусок, не выбирай. - Никогда не отзывайся о блюде, которое едят твои соседи. Если ты сам его не любишь, не порть аппетит другим. - Не сиди боком к столу – это некрасиво. - Не кроши хлеб, доедай кусок до конца. Не забывай, сколько людей трудилось, чтобы этот кусочек попал к тебе на стол.
15 слайд Описание слайда:Этикет в пословицах Не важно звание, важно воспитание. Кстати промолчишь — что большое слово скажешь. Вежливость на базаре не купишь. От учтивых слов язык не отсохнет. Поклониться - вперёд пригодиться. Не ссылайся, сын, на отцовский чин. Кто злословит с вами, будет злословить и о вас. Дома, как хочу, а в людях, как велят. Мил тот гость, что недолго гостит.
16 слайд Описание слайда:Викторина Что такое – этикет? Что было толчком к возникновению этикета? Назовите принципы этикета? Чем отличается этикет от культуры общения? Назовите правила поведения возле кабинета врача, в транспорте, общения по телефону?
17 слайд Описание слайда:Литература 1. Лихачева Л.С. Школа этикета: поучения на всякий случай. Екатеринбург: Сред. Урал.кн. Изд-во, 1995. - 448 с. 2. Ягер Д. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. Москва. Изд-во «Джон Уайли энд Санз», 1994. - 288 с. 3. Максименко О.И. Энциклопедия этикета. – М.: Астрель: АСТ, 2008, - 511 с. 4. Иванова В. В. Этикет и антиэтикет: книга для стильной молодежи. – М.: Лабиринт – К, 1999, 384 с. 5. Кузнецов И.Н. Современный этикет. – 4-е изд. – М.: Издательско – торговая компания «Дашков и К», 2008. – 496 с.
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДA-008751
Похожие материалы
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Презентация по светской этике на тему "Этика и этикет" (4 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Этика и этикет
2 слайд Описание слайда:Этика – означает «НРАВ», «ОБЫЧАЙ». Этика изучает мораль – систему норм и правил поведения, выработанных и охраняемых обществом
3 слайд Описание слайда:добро ЗЛО наука о нормах поведения этика Любовь Милосердие Верность Честность Щедрость ТО, ЧТО ПРОТИВОРЕЧИТ ДОБРУ насилие, обман, подлость, воровство хулиганство, жестокость, предательство, доносительство Наука о нормах поведения Наука о нормах поведения
4 слайд Описание слайда:Из словаря С. Ожегова: «Добро (доброта)- это все положительное, хорошее, полезное»
5 слайд Описание слайда:Игра «Доскажи словечко» И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро продлится до вечера. Зазеленеет старый пень, Когда услышит: «Добрый день!» Растает ледяная глыба От слова доброго «Спасибо!» Когда бранят за шалости, Мы говорим: «Прости, пожалуйста!» Если больше есть не в силах, Скажем маме мы: «Спасибо!»
6 слайд Описание слайда:Поступки
7 слайд Описание слайда:Задание 2 объясните смысл пословицы Задание 1 Соедини половинки пословиц Чего в другом не любишь, у Карпа свой Береги платье снову, того и сам не делай У Сидора обычай, а честь смолоду Мил тот гость, а думай быть опрятным Не думай быть нарядным, что недолго гостит
8 слайд Описание слайда:Гласит легенда, в смутное то время, Воды с тех пор немало утекло, Сев на коней, слегка поправив стремя, Сражались на Земле Добро и Зло. И белого коня вперед направив, Добро открыто мчалось на врага. Но Зло, оно не соблюдает правил, Ударило ножом исподтишка. Добро едва успело увернуться, А может, ему просто повезло, С тех пор они сражаются, дерутся, И кто из них сильней, Добро иль Зло?
9 слайд Описание слайда:Вот, кажется, Добро уж победило, Мы воспоем победу храбреца, Но живо зло, оно лишь затаилось, Оно не умирает до конца. И что поделать, им не примириться, Никто из них не может победить. Менялись их доверенные лица, Добро и Зло – их некем заменить
10 слайд Описание слайда:Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них. Золотое правило этики
11 слайд Описание слайда:Этикет – установленный, принятый порядок поведения
12 слайд Описание слайда:Первые правила этикета появились более пяти тысяч лет назад
13 слайд Описание слайда:900 лет назад появился обычай посвящения в рыцари. Рыцарь – благородный, воспитанный человек
14 слайд Описание слайда:Слово этикет появилось во Франции более 300 лет назад во время правления короля Людовика 14
15 слайд Описание слайда:этикетки
16 слайд Описание слайда:На пышном приеме гостям вручили этикетки (карточки) с указаниями правил поведения
17 слайд Описание слайда:Этикет рассматривает манеры поведения человека
18 слайд Описание слайда:Манеры - способ держать себя Выражения речи Походка Жестикуляция Интонация Осанка Мимика
19 слайд Описание слайда:Хорошие манеры Скромность Сдержанность Умение контролировать свои поступки Внимательно относиться к другим людям
20 слайд Описание слайда:Дурные манеры Громко говорить Спорить Грубость в разговоре Неряшливость в одежде Бестактность Сквернословие Употребление унизительных прозвищ
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-221239
Похожие материалы
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Урок по этике "Этикет" (4 класс)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ковернинского муниципального района Нижегородской области
«Ковернинская средняя общеобразовательная школа №2»
Конспект открытого урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики»
Тема урока: «Этикет»
Подготовила: учитель начальных классов
МОУ «КСШ №2»
Носовцева Галина Кузьминична
п.Ковернино
2016 год
Цели и задачи урока:
Овладение картиной мира: познакомить детей с первичным представлением об этикете. Объяснить, что такое правила поведения.
Чувственно-эмоциональное отношение к миру: замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат правилам этикета. Предлагать, что сам можешь сделать для исправления видимых нарушений. Создать атмосферу доброжелательности, комфортности на уроке.
УУД:
А) учебная (образовательная компетентность): производить самооценку и оценку действий другого человека на основе заданных критериев, выполнять задание на основе заданного алгоритма;
Б) компетентность взаимодействия (коммуникации): договариваться и приходить к общему мнению внутри малой группы, учитывать разные точки зрения, аргументировать своё согласие (несогласие) с мнением участников учебного диалога;
В) информационная компетентность: формулировать поисковый запрос и выбирать способы получения информации, производить самостоятельные наблюдения, формулировать вопросы к взрослому и сверстникам.
Г) социальный опыт: организовывать рабочее место, планировать работу, руководствоваться выработанными правилами жизни в классе, управлять проявлениями своих эмоций.
Планируемые результаты:
Личностные: искать свою позицию в многообразии общественных позиций, эстетических и культурных предпочтений.
Регулятивные: учиться обнаруживать формулировать учебную проблему, использовать дополнительные справочные средства.
Познавательные: самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе, слушать других. Пытаться принимать другую точку зрения.
Методы и технологии обучения:
деятельностный метод;
проблемный диалог;
исследовательская деятельность.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
Технические средства, наглядность: персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебное пособие «Основы светской этики, карточки с заданиями, индивидуальный раздаточный материал, словари, энциклопедии, сигнальные карточки.
Конспект урока
1.Оргмомент (Эмоциональный настрой на урок)
Игра «Комплимент»
Учитель говорит комплимент одному из учеников, а ученик говорит комплимент следующему ученику и т.д.
2.Актуализация знаний.
(Разгадывание кроссворда).(слайды 2-9)
Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)
Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (совесть)
Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (эгоизм)
Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям.(порок)
Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (добродетель)
Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (справедливость)
3. Целеполагание.
Учитель: Какое ключевое слово получилось? (этикет)
Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей: этикет – ключевое слово в кроссворде).
Заполнение таблицы ЗХУ.
- Немного подумайте и скажите, что вы знаете на эту тему и что хотели бы узнать. (Заполнение таблицы ЗХУ) (слайд 10)
Работа над понятием «этикет».
На экране появляются слова: ЭТИКЕТ и ЭТИКЕТКА.( слайд 11)
_ Что общего между этими словами? (Высказывания детей)
Этикетку все видели, все знают. На спичечных коробках, на бутылках с газированной водой, на новых брюках, купленных в магазине, яркая наклейка, цветной ярлычок, которые привлекают наше внимание и рассказывают (информируют) о предмете.
Этикетка — словно маленький представитель вещи. И от того, как нам понравился этот «полномочный посол», во многом зависит отношение к его «хозяину»— самой вещи.
А этикет? Этикет определяет, как человек обращается с другими людьми, определяет его внешний вид, манеру вести себя. Но ведь жесты, движения, позы, способы приветствий, поведение за столом, вкус в одежде и т. п. тоже являются своеобразной ЭТИКЕТКОЙ. Именно эти наши свойства и особенности прежде всего бросаются в глаза при знакомстве, и по ним нередко судят о нас самих. (слайд 12)
Все-таки этикетка много значит. Ну, представьте себе: на бутылке вкуснейшего лимонада кислая наклейка «Уксус». Захочется ли кому-нибудь поближе познакомиться с содержимым бутылки? Полагаю, что нет. Так и в отношениях с людьми: неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий часто отталкивают от нас тех, кто мог бы любить и уважать нас, будь мы чуточку воспитаннее.(слайд 13)
Вот и получается, что этикет и этикетка — слова-родственники. И корень у них один (французский).
Так что же такое этикет?
Этикет – это правила хорошего поведения.( слайд 14)
Произошло название «этикет» от французского названия карточек - «этикеток».
Слайд 15. На одном из пышных приемов у Людовика XIV гостям вручили карточки с правилами поведения. Нарушить этикет означало исключить себя из общества воспитанных людей.
Слайд 16. Стремление обозначить нормы поведения в обществе наблюдалось еще в Древнем Египте, Греции и Риме. Ведь как только люди стали жить вместе, появилась потребность в правилах мирного сосуществования. Так появился дипломатический этикет – важное условие мира между государствами.
Слайд 17. Затем возник придворный этикет – сложные торжественные церемонии.
Слайд 18. Потом появился гражданский этикет: правила поведения в повседневной жизни для высших и низших сословий.
Слайд 19. Россия, начиная от Х века, руководствовалась сводом правил «Домострой», в основе которого лежали:
- строгое сословное деление,
- подчинение младших старшим, низших чинов высшим.
Слайд 20. История российского этикета знает еще один документ «ПОУЧЕНИЕ» от Великого князя Киевского Владимира Мономаха – мудрого правителя и доблестного военачальника, который, оставляя на княжение сыновьям русскую землю, завещал им:
«Иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне»…
Слайд 21. С эпохой Петра I появились европейские нормы поведения, отраженные в книге «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов».
Работа в группах.
Итак, сегодня мы говорим об образцах поведения в жизни каждого человека. Именно эти образцы вырабатывались многие сотни лет. Многие правила этикета вы определите сами, работая в группах. Выполняйте задания, данные на карточках. Готовясь к ответу, можно использовать материал учебника, энциклопедий, жизненный опыт. На подготовку- 10 мин. Обратите внимание на памятку для работы в группе.
Памятка для работы в группе: ( слайд2210
Распределит роли: кто что будет делать.
Внимательно выслушайте друг друга.
Выберите выступающих.
Ответьте на возможные вопросы.
Внимательно слушайте выступления других групп!!!
Задание 1 группе:
Приведите примеров соответствия одежды и внешности в определённой ситуации. При подготовке используйте материал учебника с.56 и собственный опыт.
Задание 2 группе:
Приведите примеры приветствия и прощания; как говорить и слушать. При подготовке используйте материал учебника на с. 56-57 и собственный опыт.
Задание 3 группе:
Прочитайте стихотворение Г.Остера «Вредные советы» и определи, что в них неправильно. Запиши правильные советы.
Если ты пришел к знакомым
Не здоровайся ни с кем,
Слов “пожалуйста”, “спасибо”
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома:-
Пригодиться самому.
Сесть старайся рядом с тортом.
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Девчонок надо никогда
Нигде не замечать
И не давать проходу им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла...
Если к папе или маме
Тетя взрослая пришла
И ведет кокой-то важный
И серьезный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
“Стой, сдавайся! Руки
вверх!”
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот
Задание 4 группе:
Составить кластер «Составляющие этикета».
Ученикам предлагается разделить карточки на 3 группы и приклеить на ватман.
Карточки:
1. Внешность
2. Речевой этикет
3. Этикет в общественных местах
- Разговаривать с человеком следует вежливо и ровным голосом.
-При разговоре следует смотреть в глаза своему собеседнику.
- Нельзя во время разговора гримасничать.
- Обращайтесь к собеседнику только по имени.
-Не перебивайте и не прерывайте собеседника.
-Не ходите по клумбам и не срывайте с них цветы.
-Не бросайте мусор.
-Мальчик или девочка не должны сидеть в общественном транспорте, если рядом стоят пожилые женщины или женщины с детьми на руках.
-При посадке в транспорт придерживаться очереди, уступая первенство старшим, стоящим рядом, мужчины - женщинам.
-В кино или театр нужно приходить без опоздания, занимать места, указанные в билетах.
- Не оставляй волосы взъерошенными, не выходи с такой причёской на улицу, иначе станешь объектом насмешек.
- Лицо без макияжа не становится хуже, а чаще, напротив, выглядит красивее.
- Умей беречь и выбирать одежду.
- Придя из школы, переоденься в домашнюю одежду.
- Одежда не должна стеснять твоих движений, она должна быть чистой, опрятной, соответствовать времени года, предохранять от переохлаждения и перегревания.
Физкультминутка. Игра «Если нравится тебе…»Слайд 23
7 .Выступления групп.
Мы продолжаем разговор о том, что такое правила этикета. Ведь ещё Джонатан Свифт сказал: «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».
(один человек от группы выступает с подготовленной информацией.)
Учитель подводит к обобщению: Если рассмотреть все правила поведения в различных местах, мы можем прийти к выводу о том, что существуют 3 основных составляющих этикета:
1.Умение вести себя правильно в общественных местах в различных ситуациях.
2. Внешний вид, одежда.
3. Культура речи.(слайд 24)
Закрепление полученных знаний в форме игры «Своя игра»
Правил этикета много. А вот основа у всех одна – здравый смысл и уважение к другим людям. Знание правил этикета не передаётся по наследству. Многие правила вы уже знаете, исходя из своего жизненного опыта. Сейчас мы проверим эти знания. (Презентация «Своя игра»)
Перед вами категории и соответствующие баллы. Группы по очереди выбирают категорию, нужный им балл и отвечают на вопрос.
9. Подведение итогов игры.
Короткий тест поможет Вам увидеть себя со стороны и подскажет, что нужно изменить в своем поведении.
Такт – наиболее тонкая, деликатная, осторожная линия поведения по отношению к окружающим. Вы обладаете чувством такта? ДА. НЕТ.
Скромность– отсутствие привычки показать себя лучше, способнее, умнее других. Вы человек скромный? ДА. НЕТ.
Вежливость – качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. Всегда ли Вы вежливы? ДА. НЕТ.
Пунктуальность – умение не заставлять себя ждать, выполнять обещанное в срок. Это есть в вашем характере? ДА. НЕТ.
Речевой этикет – это правила о том, как говорить, о чем говорить, где говорить и с кем говорить. Вами эти правила соблюдаются? ДА. НЕТ.
Вы ответили «Да» на все вопросы? Ваши манеры безукоризненны, а отношение к окружающим – образец для подражания.
Вы не на все вопросы ответили «Да»? Не расстраивайтесь, совершенству нет предела. Зато теперь Вы знаете к чему стремиться
Рефлексия.
Вспомним таблицу, которую заполняли в начале урока и ответим на вопрос, что мы узнали на уроке.
Ребята, немного подумайте и поднимите:(слайд 27)
Урок понравился: я справился со всеми заданиями.
Я доволен собой.
Было трудно, но мне помогли друзья.
Задания на уроке оказались слишком трудными.
Мне нужна помощь!
Домашнее задание.( слайд 28)
Вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый школьник.
infourok.ru
Конспект урока по ОРКСЭ на тему" Правила общения для всех"
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Правила общения для всех
(Тема урока)
Аннотация к уроку: Урок в 4 классе по теме «Правила общения для всех» соответствует программе, учебник Шемшуриной А.И.. Это комбинированный урок. На уроке используются различные методы: проблемное обучение, тестовая работа, групповая работа, индивидуальная работа, работа с учебником.
Цели урока:
Образовательные:
- изучить основные понятия «общение», «тактичность», «чуткость», деликатность»;
- сформировать умение применять принципы общения;
- научить руководствоваться в жизни золотыи правилом этики.
Воспитательные:
- воспитывать потребность в общении, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление быть тактичным и деликатным.
Развивающие:
- развивать память;
- развивать умения преодолевать трудности;
- развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.
Задачи:
- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;
- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;
- развивать самостоятельность и оригинальность мышления;
-формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
-учить прогнозированию последствий своих поступков;
-развивать готовность к социальному взаимодействию.
Оборудование:
эпиграфы, материалы для работы в группах, индивидуальной работы
Тип урока:
комбинированный.
ХОД УРОКА:
Мотивация на урок. Игра «Три задания».
К доске приглашаются дети. Они встают в пары, лицом друг к другу. Предлагается придумать задания для человека, стоящего напротив него (выбор заданий не ограничен). Задания проговариваются вслух. Затем предлагается выполнить эти задания тому, кто их и придумал.
Вопрос: какую тему урока Вы предполагаете после проведенной игры игра?
Работа над темой урока
1.Проблемный вопрос: почему люди заинтересованы в общении друг с другом?
- работа с учебником – прочитайте первые два абзаца на стр.16 и ответ запишите в тетрадь.
2. Работа над понятиями «тактичность», «чуткость», «деликатность».
3.Работа со сказкой братьев Бондаренко «Солнечный зайчик»
Жил на кургане Хомяк. Рядом с ним на том же кургане жил Суслик. И был у Суслика кусочек зеркальца. Суслик целыми днями сидел с ним у своего домика на крылечке и показывал Хомяку солнечного зайчика. Часто говорил он:
- У нас с тобой, сосед, на двоих одно солнышко и один солнечный зайчик.
Хомяку стало обидно, что у него нет зеркальца и нет своего солнечного зайчика. И однажды, когда Суслик побежал на поле один ужинать, Хомяк забрался к нему в дом и унёс зеркальце. Завернул его в тряпочку, спрятал к себе под подушку и сказал:
- Зеркальце теперь моё, и солнечный зайчик тоже мой.
Всю ночь ему снилось, будто сидит он у своего домика на крылечке и ловит в зеркальце солнышко. Просыпаясь, он говорил:
- Завтра будет так, как снится сегодня. Утром он достал из-под подушки зеркальце и хотел было бежать с ним на улицу, но остановился. Нельзя ему показываться с ним на кургане. Увидит Суслик и скажет:
- Так это ты украл моё зеркальце? И Хомяк опять завернул зеркальце в тряпочку и сунул под подушку. Весь день сидел он скучный на крылечке своего домика, а Суслик – у себя на крылечке и говорил Хомяку:
- У нас с тобой, сосед, одно в небе на двоих солнышко, и нет ни одного солнечного зайчика, потому что кто-то украл у меня зеркальце.
Так было и на другой день и много, много дней. Тосковал о солнечном зайчике и Хомяк…
Тосковал о солнечном зайчике и Хомяк. И однажды не вытерпел, достал зеркальце и отнёс Суслику, когда его не было дома.
Утром прибежал к нему Суслик и забарабанил в окошко:
- Идём скорее: я нашёл своё зеркальце. Сейчас у нас с тобой опять будет солнечный зайчик.
И всё опять стало хорошо. По целым дням они сидят каждый возле своего домика. Суслик ловит в зеркальце солнышко и говорит Хомяку:
- У нас с тобой, сосед, на двоих одно солнышко в небе и на двоих один солнечный зайчик. А Хомяк говорит Суслику:
- Что ж, пусть лучше будет один солнечный зайчик на двоих, чем ни у тебя, ни у меня не будет.
Вот только не знает Суслик, почему он так говорит.
4.Работа над содержанием сказки.
- Какие чувства вы испытываете к Хомяку?
- Зачем Хомяку понадобилось зеркальце?
- О чём забыл Хомяк? Что не мог предугадать Хомяк, когда брал зеркальце?
- Какие другие средства были у Хомяка, чтобы иметь своего солнечного зайчика?
5. Работа с учебником.
- Прочитайте рассказ В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» и проанализируйте поведение героинь.
6. Слово учителя.
Чтобы легче было выбрать, как поступить в той или иной ситуации, можно руководствоваться правилом. Давайте попробуем его сформулировать, поработав в группах.
7.Работа с высказываниями древних и своя формулировка золотого правила этики.
Ахикар «Что тебе кажется плохим, ты не должен делать товарищам».
Конфуций «Не делай другим того, чего не пожелаешь себе»
Бхишма «Те поступки других, которые человек для себя не желает, что самому не приятно, пусть не делает другим людям»
Гилель «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе»
Питтак «Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам»
Фалес «Не делай сам того, что осуждаешь в других»
7. Иисус Христос «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
8. Проверка выполенного задания.
9. Работа с учебником (стр.18):
– чтение золотого правила этики;
Так «золотое правило» вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. И сегодня остается главным правилом доброго человека.
- Чему учат эти правила? Что их объединяет?
- Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы делать добро?
(ответы детей).
– знакомство с принципами общения (работа с учебником).
Закрепление изученного материала.
1.Работа с притчами.
Мальчик, выросши у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.
Сперва мальчик в зеркале ему понравился, потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, обидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозит в ответ.
Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев растет. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, утирает слезы и нежно говорит:
- Не ты ли первым стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?
- Я.
- А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он к тебе тоже, ты не сердешься – и он не дуется:вот так люди друг с другом и живут – и добро наше возвращается к нам же.
Один из приятелей пришёл к Афанди в гости, но хозяина не застал. Он рассердился и написал на двери: «Осёл».
Через несколько дней Афанди встретил друга и сказал:
-Ты приходил ко мне, но, к сожалению, меня не было дома.
-Почему ты думаешь, что приходил именно я, а не кто-нибудь другой?- спросил приятель.
-Ка же не знать, дорогой! Ведь ты на двери написал своё имя!- воскликнул Афанди.
2. Выбери правильный ответ:
Если кто-то из приятелей и друзей начинает сплетничать, то надо:
- принять участие в осуждении чужих недостатков
- осудить осуждающих;
- сказать ребятам, что осуждать нехорошо и попытаться перевести разговор на другую тему.
3.Попробуй придумать примеры того, как действует золотое правило этики в жизни. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.
Например, «Я не буду обзываться, так как мне это бы не понравилось».
Я не буду …., так как …. .
IV. Домашнее задание.
- подобрать пословицы по теме урока;
-вспомни, кого ты нечаянно обидел и найди способ загладить вину.
Использованная литература:
Основы религиозных культур и светской этики. «Основы светской этики» 4: учебник для 4 кл. образоват. учреждений/ А.И.Шемшурина – М.: Просвещение, 2014.
Основы религиозных культур и светской этики. «Основы светской этики» 4: Рабочая тетрадь для 4 кл. образоват. учреждений/ А.И.Шемшурина – М.: Просвещение, 2014.
infourok.ru
Этика. Урок №3 "Правила общения для всех"
Урок №3 "Правила общения для всех"
П. результаты: Познавательные: Смысловое чтение, структурирование знаний курса ОРКСЭ. Выбор способов решения этических задач..
Регулятивные: Способность к прогнозированию и оценке своего поведения на основе этических категорий добродетель и порок.
Коммуникативные: Умение работать в команде.
Умение определять общую цель и достигать ее. Умение выражать свою мысль и защищать этическую позицию.
-ХОД УРОКА:
Мотивация на урок. Игра «Три задания».
К доске приглашаются дети. Они встают в пары, лицом друг к другу. Предлагается придумать задания для человека, стоящего напротив него (выбор заданий не ограничен). Задания проговариваются вслух. Затем предлагается выполнить эти задания тому, кто их и придумал.
Вопрос: какую тему урока Вы предполагаете после проведенной игры игра?
Работа над темой урока
1.Проблемный вопрос: почему люди заинтересованы в общении друг с другом?
- работа с учебником – прочитайте первые два абзаца на стр.16 и ответ запишите в тетрадь.
2. Работа над понятиями «тактичность», «чуткость», «деликатность».
3.Работа со сказкой братьев Бондаренко «Солнечный зайчик»
Жил на кургане Хомяк. Рядом с ним на том же кургане жил Суслик. И был у Суслика кусочек зеркальца. Суслик целыми днями сидел с ним у своего домика на крылечке и показывал Хомяку солнечного зайчика. Часто говорил он:
- У нас с тобой, сосед, на двоих одно солнышко и один солнечный зайчик.
Хомяку стало обидно, что у него нет зеркальца и нет своего солнечного зайчика. И однажды, когда Суслик побежал на поле один ужинать, Хомяк забрался к нему в дом и унёс зеркальце. Завернул его в тряпочку, спрятал к себе под подушку и сказал:
- Зеркальце теперь моё, и солнечный зайчик тоже мой.
Всю ночь ему снилось, будто сидит он у своего домика на крылечке и ловит в зеркальце солнышко. Просыпаясь, он говорил:
- Завтра будет так, как снится сегодня. Утром он достал из-под подушки зеркальце и хотел было бежать с ним на улицу, но остановился. Нельзя ему показываться с ним на кургане. Увидит Суслик и скажет:
- Так это ты украл моё зеркальце? И Хомяк опять завернул зеркальце в тряпочку и сунул под подушку. Весь день сидел он скучный на крылечке своего домика, а Суслик – у себя на крылечке и говорил Хомяку:
- У нас с тобой, сосед, одно в небе на двоих солнышко, и нет ни одного солнечного зайчика, потому что кто-то украл у меня зеркальце.
Так было и на другой день и много, много дней. Тосковал о солнечном зайчике и Хомяк…
Тосковал о солнечном зайчике и Хомяк. И однажды не вытерпел, достал зеркальце и отнёс Суслику, когда его не было дома.
Утром прибежал к нему Суслик и забарабанил в окошко:
- Идём скорее: я нашёл своё зеркальце. Сейчас у нас с тобой опять будет солнечный зайчик.
И всё опять стало хорошо. По целым дням они сидят каждый возле своего домика. Суслик ловит в зеркальце солнышко и говорит Хомяку:
- У нас с тобой, сосед, на двоих одно солнышко в небе и на двоих один солнечный зайчик. А Хомяк говорит Суслику:
- Что ж, пусть лучше будет один солнечный зайчик на двоих, чем ни у тебя, ни у меня не будет.
Вот только не знает Суслик, почему он так говорит.
4.Работа над содержанием сказки.
- Какие чувства вы испытываете к Хомяку?
- Зачем Хомяку понадобилось зеркальце?
- О чём забыл Хомяк? Что не мог предугадать Хомяк, когда брал зеркальце?
- Какие другие средства были у Хомяка, чтобы иметь своего солнечного зайчика?
5. Работа с учебником.
- Прочитайте рассказ В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» и проанализируйте поведение героинь.
6. Слово учителя.
Чтобы легче было выбрать, как поступить в той или иной ситуации, можно руководствоваться правилом. Давайте попробуем его сформулировать, поработав в группах.
7.Работа с высказываниями древних и своя формулировка золотого правила этики.
Ахикар «Что тебе кажется плохим, ты не должен делать товарищам».
Конфуций «Не делай другим того, чего не пожелаешь себе»
Бхишма «Те поступки других, которые человек для себя не желает, что самому не приятно, пусть не делает другим людям»
Гилель «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе»
Питтак «Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам»
Фалес «Не делай сам того, что осуждаешь в других»
7. Иисус Христос «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
8. Проверка выполенного задания.
9. Работа с учебником (стр.18):
– чтение золотого правила этики;
Так «золотое правило» вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. И сегодня остается главным правилом доброго человека.
- Чему учат эти правила? Что их объединяет?
- Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы делать добро?
(ответы детей).
– знакомство с принципами общения (работа с учебником).
Закрепление изученного материала.
1.Работа с притчами.
Мальчик, выросши у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.
Сперва мальчик в зеркале ему понравился, потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, обидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозит в ответ.
Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев растет. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, утирает слезы и нежно говорит:
- Не ты ли первым стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?
- Я.
- А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он к тебе тоже, ты не сердешься – и он не дуется:вот так люди друг с другом и живут – и добро наше возвращается к нам же.
Один из приятелей пришёл к Афанди в гости, но хозяина не застал. Он рассердился и написал на двери: «Осёл».
Через несколько дней Афанди встретил друга и сказал:
-Ты приходил ко мне, но, к сожалению, меня не было дома.
-Почему ты думаешь, что приходил именно я, а не кто-нибудь другой?- спросил приятель.
-Ка же не знать, дорогой! Ведь ты на двери написал своё имя!- воскликнул Афанди.
2. Выбери правильный ответ:
Если кто-то из приятелей и друзей начинает сплетничать, то надо:
- принять участие в осуждении чужих недостатков
- осудить осуждающих;
- сказать ребятам, что осуждать нехорошо и попытаться перевести разговор на другую тему.
3.Попробуй придумать примеры того, как действует золотое правило этики в жизни. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.
Например, «Я не буду обзываться, так как мне это бы не понравилось».
Я не буду …., так как …. .
IV. Домашнее задание.
- подобрать пословицы по теме урока;
-вспомни, кого ты нечаянно обидел и найди способ загладить вину.
infourok.ru