Конспект НОД "Моя малая Родина- моя семья". Моя семья моя малая родина
Моя родина - это...Что такое "малая родина"?
Очень часто можно услышать фразу от человека: «Моя Родина – это…». Но однозначного продолжения этой фразы нет. Каждый повествует о своей Родине по-разному.
У истоков…
Для одного Родина - это место его рождения, для другого – город, где он живёт в данный момент. Подобных мнений существует множество, и все они по-своему верны. Человек выбирает своей Родиной то, что дорого его душе, что дорого его мыслям, что обуславливает его поведение и восприятие окружающего мира.
"Моя Родина" – это понятие, которое берёт своё начало с древних времён, и о нём говорили ещё задолго до современной истории государств. О нём написали массу книг и стихотворений, создали немало песен и различных рассказов. И для каждого это понятие было тёплым и радостным. А порой – вызывало тоску. Обязательно ли Родиной является именно то государство, в котором был рождён гражданин? Любой человек сможет ответить на этот вопрос самостоятельно.
Огромная страна
«Моя Родина – Россия», - так с гордостью говорят патриоты. Люди, рождённые и выросшие в этом государстве, почитают его историю. Ежегодно из жизни уходят наши предки, те, кто застал эпоху войны, кризиса, перестройки. Но эти люди никогда не жаловались на свою судьбу, на то, что им пришлось пережить голод, утрату близких, всевозможные иные трудности.
Напротив, их характер стал прочнее стали, и свои воспоминания они передавали нам в рассказах, песнях, стихотворениях, фильмах. Это огромная ценность каждого русского человека. Моя Родина – это герб, гимн, слова которого мы знаем с детства. Соблюдая традиции и законы России, человек уважает свою страну, относится к ней с любовью. Весь мир обсуждает это государство: кто-то ругает, кто-то поддерживает, кому-то неясна политика. Двуглавый орёл изображается на денежных знаках, печатях, документах, паспортах, а в силе Российской армии просто невозможно усомниться.
Бескрайние поля и леса, множество красивых мест, огромное количество полезных ископаемых, широкая русская душа – прекрасный повод для гордости каждого россиянина. А любой побывавший в этой стране иностранец возвращается домой с незабываемыми впечатлениями и, конечно же, набором матрёшек.
Такая разная Родина
Моя Родина – это не только определённая страна, в которой родился тот или иной гражданин. Другими словами, если человек родился в СССР, что же теперь? У него нет Родины? Это совершенно не так. Родина — это то, где человеку было хорошо в какие-то моменты его жизни.
Та земля, где человек ощущает себя её частью, куда возвращаются его мысли и воспоминания, о которой он тоскует – всё это и есть его родная сторона. Дело в том, что первым «институтом» для познания Родины становится непосредственное окружение человека.
"Моя малая Родина" – так человек может назвать край или город, в котором вырос, часть земли, которая связана с его друзьями, с улицей, на которой в детстве он играли с ними в прятки. Бывает и так, что человек покидает свой родной край в поисках лучшей жизни, но это совсем не значит, что он забывает о своём любимом городе.
Вспоминая родные края
Моя Родина – это город, посёлок или село, где прошло детство, где были сказаны первые слова, где были сделаны первые шаги. Повзрослев, мы просматриваем старые фотоснимки и возвращаемся в те далекие дни, где впервые познали горечь и радость.
Помним, как впервые упали с велосипеда, разбив себе коленки, как с соседскими ребятами строили снежные тоннели, как тайком от родителей выносили кусок свежеиспечённого маминого хлеба для бездомного щенка. Моя малая Родина – это все эти памятные моменты, которые навечно будут со мной, их невозможно отнять у человека, их невозможно продать или купить. Цветущие деревья возле дома, скрипящие качели, утреннее пение птиц за окном, дорога в школу – это всё часть души каждого, это Родина человека.
О самом важном
С чего начинается Родина? Откуда человек узнаёт об этом слове? Родина начинается с близких, родных людей. Родина – это моя семья. С малых лет наши родители, дедушки и бабушки, братья и сёстры прививают нам любовь к своей Отчизне. Они учат нас ценить и почитать родные традиции и культуру, рассказывают поучительные истории, раскрываются интересные исторические факты о нашей Родине.
Кто ещё сможет дать нам такой ценный опыт? Конечно, патриотизм в нас взращивают и в школе, но всё же больший вклад вносит семья. Наши дедушки со слезами на глазах рассказывали о героизме молодых ребят на фронте, о самоотверженных поступках во имя родных земель. Именно семья должна помогать ребёнку в воспитании патриотичности, а полноценная личность не может воспитываться без гордости за свою страну, край или город. Семья учит нас быть ответственными за свои поступки, за свои слова и, конечно же, за свою Родину.
Родные края
По всем этим примерам легко понять: "моя малая родина" – это обширное понятие. Каждый понимает его по-своему. Ясно одно – Родиной мы называем то место, где наши воспоминания, где наши мысли. Это то, с чем связаны самые лучшие моменты жизни.
Сейчас по всему миру люди покидают свои дома в поисках лучшего финансового положения. А кто-то надолго уезжает отдыхать в другие страны и города. Но отправляясь в чужие края или страны, встретив там человека со своей родной стороны, мы радуемся. Нам проще понимать его. Мы быстро находим с ним общий язык. Нам хочется быть ближе к нему. Этот человек – часть Родины, часть того большого, что вызывает у нас нежные и в то же время тоскливые чувства. Стоит ли воспитывать в детях такие чувства? Конечно, стоит! Ведь где бы человек ни находился, он всегда должен знать: утешение можно найти в родных краях.
fb.ru
Презентация "Россия -моя малая родина,моя семья, моя судьба
Инфоурок › Другое › Презентации › Презентация "Россия -моя малая родина,моя семья, моя судьбаОписание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:«Россия - моя малая родина, моя семья, моя судьба»
2 слайд Описание слайда:Россия — крупнейшее государство мира.
3 слайд Описание слайда:Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.
4 слайд Описание слайда:МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа… МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны. РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Происхождение слова «РОДИНА» Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством (Родня).
6 слайд Описание слайда:РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети. (слайд) РОДИЧ – родственник, член рода. РОДНЯ – родственники. РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека. НАРОД – нация, жители страны. РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
7 слайд Описание слайда:Игра «Составь пословицу» Родина – мать, Родине служить. Жить- , умей за неё постоять. Человек без Родины, там и пригодится. Где кто родится, что соловей без песни.
8 слайд Описание слайда:Правильные ответы Родина – мать, умей за неё постоять. Жить- Родине служить. Человек без Родины, что соловей без песни. Где кто родится, там и пригодится.
Человек без Родины, что соловей без песни. Нет в мире краше Родины нашей. Родной край – сердцу рай. Одна у человека мать, одна у него и родина. У народа один дом – Родина. Родина – всем матерям мать. Береги Родину, как зеницу ока. Родная земля и в горсти мила. Всякому мила своя сторона. Кто за Родину горой, тот истинный герой. Родину-мать учись защищать. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
10 слайд Описание слайда:Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном. Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём, И под небом синим-синим Флаг России над Кремлём. (В. Степанов)
11 слайд Описание слайда:«Родина» «родина»
12 слайд Описание слайда:«Родина» -когда мы говорим о нашем государстве, о нашей большой стране под названием Россия. «родина» - когда мы говорим о нашем селе, где мы родились и живем.
Мы испытываем чувство гордости за свою Родину, за свой народ и страну, за свою землю и её историю.
14 слайд Описание слайда:Мы знаем много знаменательных дат олицетворяющих историю нашей Родины. Одной из самых важных является День народного единства, или День Казанской иконы Божией Матери, который мы будем отмечать 4 ноября. Это вовсе не новый праздник, а возвращение к старой традиции. Этот праздник был установлен в 1649 году первым Российским царём, из династии Романовых, Алексеем.
15 слайд Описание слайда:Олицетворяют родную землю её символы. Каждое государство имеет свои символы – это Герб, Флаг, Гимн. Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран. Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный Герб России появился в конце 15 века, первый Флаг - в 18 веке, а первый Гимн – в 19 веке.
16 слайдГерб – это отличительный знак государства изображаемый на флагах и других официальных документах. В нем отражена история. Герб России представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённое на красном щите. Это символ единства народов России. Над орлом – три короны, в лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краёв, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите – не только символ столицы России – Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов.
17 слайд Описание слайда:Наш российский флаг – трёхцветный. Каждому цвету придаётся своё значение. Белый цвет – цвет чистоты и надежды.Красный – цвет крови, жизни.елый цвет – цвет чистоты и надежды Белый цвет – цвет чистоты и надежды Синий – цвет безоблачного мирного неба. Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников, торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатических представительств России за рубежом. Флаг – наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием.
Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях. Его слушают и исполняют стоя. Гимн имеет огромное значение для своего народа как в прошлом так и в настоящем. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения – такова идея гимна. Обязательная традиция иметь каждой стране свои герб, флаг, гимн установилась в XX веке. Отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству. Мы познакомились с государственными символами величия и могущества России. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем – зависит только от нас.
19 слайд Описание слайда: 20 слайд Описание слайда:Исправь ошибки Город Ханка Горы Командорские Вулкан Челюскин Полуостров Врангеля Залив Кольский Приволжская низменность
Озеро Ханка Острова Командорские Мыс Челюскин Остров Врангеля Полуостров Кольский Приволжская возвышенность
22 слайд Описание слайда:Варианты ответов. 1) Таймыр 2) Сахалин 3) Чукотка 4) Волга 5) Енисей 6) Берингово 7) Охотское 8) Новая Земля Ответы: 1 – 2), 2 – 1), 3 – 6), 4 – 5). Вопросы: 1.Самый большой по площади остров России. 2.Самый большой по площади полуостров России. 3.Самое глубокое море России. 4.Самая многоводная река России.
23 слайд Описание слайда:Кавказ Альпы Уральские горы Какие горы расположены на территории России? Алтай Саяны Гималаи
24 слайд Описание слайда:Говорят, что этот ученый открыл всем известный закон во сне. На основании этого закона он создал таблицу, которой мы пользуемся до сих пор.
25 слайд Описание слайда:Дмитрий Иванович Менделеев
26 слайд Описание слайда:Этот ученый оглох в десятилетнем возрасте, не смог учиться в школе и поэтому занимался самостоятельно. В дальнейшем он стал школьным учителем физики. Именно он первым разработал теорию полетов реактивных аппаратов.
27 слайд Описание слайда:Эдуард Константинович Циолковский
28 слайд Описание слайда:О каком русском учёном великий поэт А.С. Пушкин сказал, что он создал первый в России университет, что «он лучше сказать, сам был первым русским университетом»
29 слайд Описание слайда:Михаил Васильевич Ломоносов
30 слайд Описание слайда:Родина
31 слайд Описание слайда:Столица
32 слайд Описание слайда:С=Б , Балалайка
33 слайд Описание слайда: 34 слайд Описание слайда:___________________________ Мы бы нищими стали, пожалуй, Если б не были слиты душой С той единственной родиной малой, Где начало отчизны большой!
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-302695
Похожие материалы
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Статья «Моя семья - моя малая Родина»
Моя семья - моя малая Родина.
Личность ребенка формируется не только под воздействием специально созданных условий, но и окружающей среды, ее традиций, обычаев. Среда, которая окружает ребенка с детства, - это не только социальная, но также среда эстетическая и этническая. Необходимо целенаправленно использовать возможности естественной эстетической поликультурной среды, в том числе при создании предметно-пространственной среды жизни в дошкольном учреждении.
В дошкольном учреждении, возможно создавать картотеки подвижных и досуговых игр народов Урала, дидактические игры на развитие у детей толерантности, демонстрационный и раздаточный материал на темы: «Моя семья», «Мой город», «Моя страна», «Мои друзья» и т.д. д.
Также в работе музыкального руководителя не обойтись без взаимодействия с родителями воспитанников: на начальном этапе знакомства с малой Родиной необходимо познакомить детей с традициями и обычаями семьи – его малой родины.
Родители являются постоянными участниками мероприятий приуроченных к закреплению знаний в области традиций и обычаев его родного города, края, области. Происходит внедрение в педагогический процесс так называемого семейного воспитания, одна из форм привлечения родителей в процесс создания элементов образовательной инфраструктуры (развивающей среды), вовлечение родителей в организацию воспитательного процесса: активное участие в досуговых мероприятиях и развлечениях.
В нашем детском саду традиционно проходят мероприятия, в процессе проведения которых дети закрепляют свои знания в области своей Родины, народов, живущих на ее территории. Например: Капустниц, Никольская ярмарка, Новый год, Масленица, Рождество, Синичкин день и другие.
Таким образом, шутя и забавляясь, ребята учатся общению, умению действовать в команде, уважению и бережному отношению к национальным традициям друг друга.
Большая радость для детей и педагогов, когда родители являются поддержкой и опорой в воспитательном процессе. Очень приятно, когда родители проявляют желание участвовать в совместной деятельности. Хочется выразить огромную благодарность за участие в совместных проектах, и дальнейшее сотрудничество.
Музыкальный руководитель Сидорова Т.В.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Конспект НОД "Моя малая Родина- моя семья"
Конспект Нод "Моя малая Родина- моя семья" во второй младшей группе.
Цель: Формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду. Развивать внимание и память - узнавать на фотографии членов семьи, знать и называть их роли в семье; совершенствовать общую моторику, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать логическое мышление, умение отгадывать загатки.
Задачи:
- дать детям элементарные представления о семье её роли в жизни человека;
-расширять и систематизировать представления о семье;
-учить называть членов семьи;-
-учить отвечать на вопросы взрослого.
Предварительная работа: Рассматривание семейных фотографий, рассказы детей о своих близких, аппликация на тему: "Большой дом".
Методика проведения:
Воспитатель. Сегодня мы поговорим о Родине. Наша Родина - Россия, а главный город - Москва. Как называется город, в котором мы живем?(ответы детей). Мы живем в городе Карталы- это наша Родина.А вместе с вами живут родители- ваша семья. Семья для каждого человека- это малая Родина.
Воспитатель. Послушайте одно стихотворение: "Для чего нужна семья?"
У себя спросила я.
Для чего семья нужна,
Вам ответить я должна.
Папа- деньги доывает,
Мама- моет и стирает,
Рядом- дочки, сыновья,
Верно рассудила я?
А теперь скажу без шуток.
Да, в любое время суток
Каждый, кто живет в семье,
Счастлив, радостен вдвойне.
Воспитатель. О чем это стихотворение?
(ответ детей).
Воспитатель. Молодцы, ребята ! Сейчас я предлагаю вам пройти к своим столам и присесть на стульчики. На ваших столах находятся домики и фигурки людей. Мальчики и девочки -это вы, остольные фигурки- ваши родственники. Родственники- это родные вам люди.
Пальчиковая гимнастика про семью: "Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик- папа,
Этот пальчик- мама,
Этот пальчик- я.
Вот и вся моя семья.
Воспитатель: Молодцы. А теперь, скажите мне, хотите вы в этом доме жить?(ответы детей).
Тогда я предлогаю вам "поселить" себя в домике. Давайте и "заселим" и других родственников. Заселять мы их будем по очереди. Я буду загадывать загадки, а вы их угадывать. Согласны? (ответы детей).
"Кто нежнее всех на свете? Кто не в шутку, а всерьез
Кто готовим нам обед? Нас забить научит гвоздь?
И кого так любят дети? Кто научит смелым быть?
И кого прекрасней нет? С велика упав, не ныть,
Кто читает на ночь книжки? И коленку расцарапов,
Разгребая горы хлама,Не ругает нас с братишкой. Не реветь? Конечно, (папа).
Кто же это? Наша (мама)
Пусть не хожу я в детский сад, Он- мужчина, и он сед,
Я дома ем оладушки. Папе- папа, мне он - (дед)
Пенсионерка, я и рад
Моя родная (бабушка).
Воспитатель: Как хорошо вам теперь живется в своем домике! Не скучно! Все заботятся друг о друге, играют с детьми, любят друг друга. Хорошо, что у вас у всех есть семья! Дети в вашей семье любят заниматься спортом? (ответ детей).
Воспитатель: Тогда я предлогаю вам првести физминутку, которая называется "Семейная зарядка".
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам посетить выставку семейных фотографий, которые вы принесли из дома.
nastya-ds48kar.educhel.ru
" Моя малая Родина (дом, семья, детский сад)"
проект
"Моя малая родина (дом, семья, детский сад) "
Подготовила и провела
воспитатель: Коновалова Т.Ю.
Вид проекта: творческий.
Продолжительность: среднесрочный
Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели группы.
Актуальность темы:
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Мы горим желанием воспитывать любовь к Родине, а оказывается, не в состоянии воспитать в ребенке любовь к самому близкому – родному дому и детскому саду, а ведь это – основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом – гражданином России и только потом – жителем планеты Земля.
Ребенку необходимо создать условия для формирования эмоционально-насыщенного образа родного дома, детского сада.
Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, помогать словом и делом.
Цель проекта:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Гипотеза:
Воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо. Все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы очага. В процессе воспитания у ребенка любви к родному дому, семье, детскому саду происходит осознание им себя как личности и тем самым закладывается уважение к своей малой родине, народу, к его истории и в целом к государству.
Задачи:
1. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
4. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
5. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
6. Соблюдать права ребенка на игру, на досуг, на свою территорию.
7. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Предполагаемые результаты.
Дети должны знать и называть:
1. Иметь представления о культурных традициях своей семьи. Знать родословную семьи.
2. Знать своё имя, фамилию, отчество, пол, возраст, место работы родителей. Иметь представления о том, как образуются отчества и взрослое имя человека.
3. Иметь представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми (женщина - любящая мать, на работе труженица, в свободное от работы время имеет хобби, увлечение) .
4. Правильно понимать слова, выражающие моральную оценку качеств личности (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый) .
5. Иметь представления о некоторых особенностях характера и поведения своих сверстников.
6. Узнавать и называть разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе.
Этапы работы над проектом:
1 этап – Подготовительный
1. Определение темы проекта. Обоснование его актуальности.
2. Постановка целей и задач работы.
3. Определение уровня знаний детей о семье, доме, детском саде. (Наблюдение за общением детей в группе)
4. Формирование у дошкольников представлений о взаимоотношении в детском коллективе.
5. Подборка художественной литературы по тематическим блокам: «Родная семья», «Детский сад», «Дома бывают разные».
6. Чтение художественной и познавательной литературы.
7. Создание картотеки дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию.
8. Конспекты познавательных занятий, бесед.
9. Подбор консультационного материала для родителей.
2 этап: Познавательно – исследовательский (основной)
Реализация проекта через разные виды деятельности.
Игровая деятельность
• Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Дом», «Семья», «Кто работает в детском саду? », «Профессия моих родителей», «День рождения».
• Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо? », «Мои хорошие поступки», «Как мы живем в детском саду», «Моя семья, моя родословная», «День рождения», «Дарю подарки», «Мое имя», «Моя комната», «Найди предметы».
• Коммуникативные игры: «Я расту… », «Назови ласково», «Пусти имя по ветру», «У меня есть голова», «С днем рождения».
Образовательная область «Коммуникация» (Речевое развитие)
• НОД
Тема «Моя семья». Цель: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью, активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.
Тема: «О моем любимом папе». Задачи: обучит навыкам пересказа небольших историй на основе личного опыта.
Тема: «Моя любимая мама». Задачи: учить отвечать на вопросы воспитателя, составлять короткий рассказ (при педагогической поддержке) пользуясь алгоритмом.
• Беседы на темы: «С кем я живу», «Хорошо у нас в саду», «Мои мама, папа, бабушка, дедушка», «Мамины, бабушкины руки», «Моя комната», «Мое любимое занятие», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Каким я хочу быть».
Чтение художественной литературы.
• Чтение: «Моя бабушка», С. Капутикян; «Мой дедушка», Р. Гамзатов; «Мама», Ю. Яковлев; «Заплатка», Н. Носов; «Грипп», «Прививка», А. Барто; «О мальчиках и девочках», С. Маршак; «Мой додыр», «Айболит», К. Чуковский; «Вместе тесно, врозь скучно», К. Ушинский.
• Заучивание стихотворений: «Если был бы я девчонкой», Э. Успенской; «Бабушкины руки», Л. Квитко; «Мама, почему? », Г. Виеру; «Не мешайте мне трудиться», «Вот так мама», Е. Благинина.
• Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».
Художественное творчество
Рисование на тему: «Моя семья»
Аппликация : «Герб моей Родины», «Дом где я живу».
Оформление выставок: «Моя семья».
Музыка
• Утренник «Моя родина» (разучивание стихов и песен к празднику)
• Прослушивание аудиозаписей. (В. Шаинского «Рано утром детский сад малышей встречает», слушание песни М. Танича и В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».
Экскурсия по детскому саду «Что хорошо, а что плохо».
Работа с родителями.
• Оформление выставки «Моя семья».
• Выставка детско-родительских поделок «Мы украсим детский сад».
• Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка? »
• Консультации: «Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка», «Будем вежливы… », «Мама, купи собаку» или зачем ребёнку домашнее животное? », «Неуправляемые детки: ну и как их воспитывать? », «Как правильно общаться с детьми».
• Выставка литературы «Библиотека семейного чтения» по разделу «Общение с детьми».
3 этап – заключительный.
Стенгазета «Моя семья плюс детский сад»
Выставка поделок для детского сада
Продукт проектной деятельности:
В группе была оформлена фотовыставка «Семейные увлечения», которую ребята подготовили вместе с родителями.
В завершении проекта был проведён досуг по теме: «Моя родина».
Список используемой литературы.
1. Программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы.
2. Вераксы Н.Е «Конспекты занятий в старшей группе детского сада: практическое пособие для воспитателей
3. Волчкова В.Н. Степанова Н.В «Конспекты по ИЗО»
4. Хрестоматия для детей 4-5 лет.
5. «С чего начинается Родина» опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ под редакцией Кондрыкинской Л.А.
6. «Мы живем в России» Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова (старшая группа)
kopilkaurokov.ru
Моя семья и моя малая Родина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение национально-регионального компонента является одним из направлений модернизации образования и совершенствования гражданского воспитания:
- воспитание школьников в качестве граждан России
а) осознание своего места в окружающем мире (я и мой город)
б) значение своего города, области в истории и культуре России (я – мой город – моя область – мое Отечество)
в) понимание роли своего края в мировой истории и культуре (я – мой город моя область – мое Отечество – мир)
- осознание места родного края в системе многообразных направлений жизни страны
- воспитание у детей уважения к национальным и универсальным ценностям, способность понимать и принимать свою культуру
За 18 лет работы в МОУ «Гимназия №30» у меня сложилась система преподавания краеведения в начальной школе:
- внеклассная и внешкольная работа
- сотрудничество с областным краеведческим музеем
- совместная работа с родителями
В октябре 2008 года состоялось обобщение моего опыта работы как классного руководителя по теме «Взаимодействие с семьей как способ повышения качества образования» (городской уровень)
В рамках обобщения опыта мною проведено занятие кружка по истории родного края «Юный краевед»: Краеведческая гостиная «Моя семья и моя малая родина».
В основу отбора необходимого материала для занятия были положены следующие принципы:
- Учет особенностей детей и взрослых как представителей разных поколений.
- Принцип уважительного отношения к истории семьи как составной части истории города и области.
- Принцип рассмотрения человека как части социального организма, формирующий представление о важности созидательной деятельности людей в жизни региона.
- Принцип бережного отношения к историческому наследию.
- Принцип соразмерности и сопричастности, предполагающий подход к изучению региональных проблем через призму своей семьи, города.
Соблюдение данных принципов позволило успешно организовать занятия кружка.
Для подготовки и проведения краеведческой гостиной была выбрана воспитательная технология коллективно-творческого воспитания. Организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в подготовке и проведении занятия кружка:
- анкетирование родителей, бабушек и дедушек, других близких родственников
- проведение бесед
- оформление материалов о своей семье
- во время занятий работали по разновозрастным группам (дети, родители, бабушки, дедушки)
Когда школьники изучают историю края через историю семьи, тогда происходит практическое присвоение нравственных ценностей, которые не остаются на уровне понятий и слов, а применяются ребенком осознанно в его повседневной жизни.
Успешной работе краеведческой гостиной способствовала выстроенная система работы по краеведению; использование информационно-коммуникативных технологий (презентация «Моя семья»). Во время проведения викторины «Наш молодой Магадан» и игры «Собери карту Магаданской области» использовались диски с записями песен о Магадане.
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕРОПРИЯТИЯ
Тема мероприятия: «Краеведческая гостиная «Моя семья и моя малая Родина».
Аудитория: учащиеся второго класса, родители, бабушки, дедушки (разновозрастная аудитория от 8 до 60 лет).
Время проведения: продолжительность занятия 40 минут
Цель: Сформировать представление о себе как юном гражданине на основе истории своей семьи и ее ценностей как составной части истории малой Родины
Задачи:
1. Учить уважительно относиться к истории других семей как составной части малой Родины
2. Развивать представления о взаимосвязи и взаимопроникновения семьи, города, области, страны. Способствовать развитию ориентации юного гражданина на социально значимые ценности.
3. Сформировать начальные исследовательские навыки у учащихся (анкетирование, проведение бесед, оформление материалов) через историю рождения своей семьи в городе и области.
При подготовке занятия была проведена диагностико-аналитическая работа:
- Заполнение анкет учащимися и родителями (Приложение)
- Анализ учителем материалов анкет
Второклассники беседовали с родными. Узнали, кто приехал в Магадан (область), по каким причинам, а кто родился здесь. Выясняли, кто магаданец во втором поколении, а кто в третьем?
Учащиеся выполнили творческое задание, оформили презентацию о своих бабушках и дедушках (фотографии, рассказ о них (Приложение).
Во время проведения занятия был поставлен проблемный вопрос: как связаны между собой история семьи и история родного края?
Краеведческий курс отличается высокой эмоциональностью, приподнятостью, что пробуждает познавательный интерес:
- Рассказы одноклассников и своих семьях
- Узнали, какой был Магадан в годы молодости бабушек и дедушек (конкурс «Наш молодой Магадан»)
Работа проходила по группам. Очень важный момент, что группы были разновозрастными. Происходила передача практического опыта от старшего поколения к младшему. Во время игры «Собери карту» дети узнавали, где чья семья, вызвал большой интерес момент, когда среди фотографий семей была фотография и моей семьи (то есть учителя Истоминой М.Б.)
В конце занятия, отвечая на проблемный вопрос, поставленный в начале занятия, учащиеся дали ответ: «История края складывается из истории наших семей»
Самое главное, что происходит принятие жизненных ценностей в совместной практической деятельности детей и взрослых.
История государства начинается с изучения истории родного края и семьи.
На мой взгляд, следует уделять больше внимания периоду истории с 50-х годов 20 века по настоящее время. Это история прабабушек, прадедушек, бабушек, дедушек, близких родственников, мам, пап и самого ребенка. История для детей тогда оживает в близких людях
РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
- Организационный момент.
Приветствие
Представление гостей.
- Вступление.
Сегодня мы открываем работу краеведческой гостиной.
- Сегодня наша встреча посвящена теме «Моя семья и малая Родина».
- 1 сентября во время семейной игры «Моя малая Родина» я рассказывала, что будем изучать историю не только края, но и своей семьи. Как же связаны наша семья и наша малая родина? Ответить на этот вопрос постараемся в конце занятия.
- Визитка класса. «Рождение моей семьи в родном крае».
- Начинаем знакомство с историей наших семей (рассказ детей со слайдовой презентацией)
Дмитрий
Мама мамы приехала работать, а дедушка и бабушка Мягковы – по распределению.
Юрий:
Дедушка – по назначению и по комсомольской путевке, а бабушки – за ними.
Ксения:
Родители мамы – за романтикой, а мама папы – работать.
Максим:
Одну бабушку родители привезли, другая – приехала работать. Один дедушка на Колыме, а другой – приехал работать.
Аня
Бабушку родители привезли, а дедушка приехал на работу после армии.
Александра:
Родители папы – по распределению, другую бабушку привезли родители, а дедушка приехал после армии.
Вячеслав:
Родителей мамы и дедушку привезли их родители, а мама папы – по распределению.
Диана:
Бабушки и дедушки приехали работать.
Арина:
Дедушка приехал работать, а бабушка – вслед за мужем.
Дарья:
Родители мама – работать, а мама папы – по распределению.
Карим:
Родители мамы работали в п. Оротукан, мама папы родилась в Магаданской области, а дедушка приехал к ней.
Анастасия:
Бабушка родилась в п. Ягодном.
Ирина:
Бабушка папы приехала в Магадан.
Екатерина:
Дедушку привезли родители, а бабушка приехала к нему. А другая бабушка – по распределению, а дедушка – за ней.
Владислав:
Родителей мамы привезли родители. А папа папы приехал на работу.
Николай:
Бабушка и дедушка приехали по распределению.
Степан:
Дедушка приехал на работу, а бабушка с ним.
Аня
Бабушка и дедушка приехали на работу.
Можно подвести итоги. Что привело в Магадан членов ваших семей:
По комсомольской путевке – 1 чел.
По распределении – 10 чел.
Романтика – 2 чел.
Работать – 12 чел.
Родились – 3 чел.
После армии – 2 чел.
Привезли родители – 9 чел.
Приехала с мужем – 4 чел.
Приехал с женой – 2 чел.
- Семейная викторина «Наш молодой Магадан».
(Команда – несколько семей: дети, родители, бабушки, дедушки).
- Историю нашего города нам могут рассказать наши родные и близкие люди. Каким он был? Как выглядели раньше здания и дома?
- Перелистаем фото – страницы нашего молодого Магадана. А помогут нам с Вами наши бабушки, дедушки, родители. (Гостей тоже приглашаем в команды).
- Посмотрите внимательно фотографии и попробуйте догадаться, что это за здания, улицы нашего города, они изменились, что-то уже не увидишь, к сожалению.
(У каждой команды по 4 фотографии. Время … минут.)
(Показ фотографий по мультимедиа).
- Отвечаем по очереди (по одной фотографии показываю на экране).
1 команда
|
2 команда
|
3 команда
|
4 команда
|
5. Подведение итогов гостиной. «Наша малая Родина и мы»
- Из чего складывается история малой Родины? Ответить на этот вопрос попробуем с помощью игры «Собери карту Магаданской области».
- Перед Вами пазлы, каждая команда собирает свою часть, а потом соединяем все части. Посмотрим, что получится. (Команды работают. Идет песня про Магадан, видеофильм).
- Соединяем части карты. Получилось? А что получилось? (Пазлы карты – это семейные фотографии детей0
- Из чего складывается история малой Родины? (Из истории наших семей).
- Как связаны наша семья и наша малая Родина? (Общая история).
6. Благодарность за помощь в подготовке и проведении занятия
ЛИТЕРАТУРА
1. Архипова С. В., Вяземский Е. Е., Карпова В. В. Особенности методики преподавания пропедевтического курса истории. Учебно-методическое пособие. Серия: «Историческое образование в современной российской школе», - М., 2001
2. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе. Практическое пособие для учителя.- Гуманитарный издательский центр «Владос», М., 1999
3. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. Пособие для учителя, - М., Просвещение, 2000
4. Концепция регионального содержания образования в Магаданской области. Составители: Цепляева Н. С., Баранов Г. П., Шантина Э. Д., -Магадан, 2004
5. Магадан: Путеводитель-справочник – Магадан: Книжное издательство, 1989 г.
6. Магадан: Фотоальбом. – Магадан: Книжное издательство, 1996 г.
7. Магадан – город утреннего солнца: Альбом. – «Книжное издательство Пента», Москва, 2004 г.
8. Парамонова О. М., Сухвалова О. В., Чекунова Л. П. Познаем свою малую Родину. // Начальная школа, 1998, № 5
9. Сайт в Интернете: www. kolyma.ru
semyarossii.ru
Город Ивангород - Моя малая Родина
Моя малая Родина
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; дерево у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть - родное место.
Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая прекрасная. Родина там, где тебя всегда ждут, понимают и любят.
Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством.
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.
Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах: Родина – мать, умей за неё постоять. Жить – Родине служить. Человек без Родины, что соловей без песни. Где кто родится, там и пригодился.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но, где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России. Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну. Гордись тем, что ты - гражданин великой многонациональной России!
А в родимом краю и березки другие, И душистей сирень, зеленей тополек. Много мест на земле, только в нашей России, Может каждый по сердцу найти уголок.
Может, где-то, в лесу, в чистом поле, быть может, Может, у океана, на дикой скале, Человек, своей жизни, фундамент заложит… И свой выстроит дом, лучший дом на земле.
И введет в дом жену, без хозяйки он пуст, И ребенок родится, как положено, в срок… На большой своей Родине, с именем Русь, Назовет малой Родиной, тот уголок.
И куда бы он не был заброшен судьбой, И каких бы дорог после не было пройдено, Человек будет знать, у него за спиной, Есть всегда крепкий тыл - его малая Родина.
Николай Турченков
КДНиЗП при АМО «Город Ивангород»
www.ivangorod.ru