Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе: «Фрукты». Фрукты развитие речи старшая группа
Развитие речи в старшей группе тема: Фрукты
МКДОУ «Детский сад 459»
Конспект обобщающего занятия
На тему « Фрукты»
Подготовительная группа
Воспитатель: Л.Г.Лахина.
Г. Новосибирск
Цель: Закрепить знания детей о фруктах. Учить описывать предметы по опорной схеме , составлять предложения на 2-3-4 слов по картинке. Закреплять умение преобразовывать существительные в прилагательные .Учить правильно подбирать существительные во множественном числе. Развивать речь детей , активизировать словарь, развивать память и внимание.
Оборудование: Плакат-дерево, картина, яблоки среднего размера красного, зеленого, желтого цвета по количеству детей , опорная схема «Фрукты» , муляжи фруктов , игрушка Тигруля, конверт с заданиями.
Ход занятия:
Организационный момент- игра « Меж еловых мягких лап»
Меж еловых мягких лап
Дождик тихо кап, кап, кап!
Где сучок давно засох
Вырос серый мох, мох, мох!
Где листок к листу прилип,
Появился гриб, гриб, гриб!
Кто нашел его, друзья?
Это я, это я, это я!
- Здравствуйте ,ребята! Посмотрите, сколько пришло к нам гостей, давайте с ними поздороваемся.
-Ребята, а кто ещё к нам пришел?( около доски на стуле сидит игрушка Тигруля , держит конверт.) .Да, это наш друг, Тигруля. Ребята , посмотрите, он сегодня не обычный . Что-то приготовил нам в конверте.
- Ребята, Тигруля, предлагает нам отгадать загадки.
1. Было зеленое платье -атласное ,
Нет, не понравилось выбрала красное,
Но надоела также и это
Платье надела синего цвета. (слива)
2. Круглое, румяное с дерева достану я ,
На тарелку положу , «Кушай, мамочка»,- скажу. ( яблоко)
- Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.
- Ребята, как одним словом назвать яблоко, сливу, банан , гранат?
- Ребята, где растут фрукты?
- Как называются деревья, на которых растут фрукты?
- Где растут фруктовые деревья?
- Как называется сад, в котором растут фруктовые деревья?
- Ребята, мы сегодня отправимся в путешествие в сказочный фруктовый сад. На улице какое время года? А мы побываем в саду, где всегда бывает лето.
- Но дорога у нас будет не простая, мы будем играть.
Игра « Приготовим свежий сок»
Воспитатель называет фрукт, а кому из детей досталась фишка , называет название сока из этого фрукта.
Сок из апельсина- апельсиновый.
Сок из граната- гранатовый.
Сок из персика- персиковый.
Физминутка « Девочки и мальчики»
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Начал заинька скакать.
Лапки вверх и лапки вниз
На носочках подтянись
Влево, вправо поклонись,
Наклонись и поднимись .
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо заиньке поскакать.
Девочки и мальчики,
Представьте , что вы зайчики.
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг- и ускакал.
- Ребята, а теперь давайте расскажем о фруктах, используя опорные схемы. ( дети описывают фрукты по желанию)
1. Фрукт- название.
2. Где растет?
3. Большое или маленькое?
4. Цвет.
5. Форма.
6.Много или мало на дереве?
7.На ощупь, на вкус.
8.Способ приготовления.
Игра « Найди лишний»
Яблоко , малина , груша , слива.
Гранат , апельсин, масленок , банан.
Мандарин , персик, айва, репа.
Яблоко , слива, абрикос, картошка.
- Ребята, следующее задание – составить предложение по картинке ,из 2-3-4 слов. На картинке изображены дети , поэтому можете подбирать имена. ( 4-5 ответов детей)
Игра «Один- много» ( с фруктами)
Один мандарин- много мандарин.
Одно яблоко- много яблок.
Один гранат- много гранат.
Загадка- Я румяную Матрешку
От подруг не оторву,
Подожду, пока Матрешка
Упадет сама в траву. ( яблоко)
- Ребята, у вас на столах находятся яблоки- красное, зеленое, желтое.Возьмите зеленое яблоко тот, кому сегодня было очень интересно, понятно и нетрудно. Желтое яблоко возьмет тот , кому было интересно, но немного трудно выполнить задание.Красное яблоко возьмет тот, кому сегодня на занятии было очень трудно и не интересно . Давайте теперь ваши яблоки прикрепим на дерево в саду и увидим какая яблоня будет расти в нашем саду.
-Посмотрите. Ребята какая красивая яблоня у нас получилась.
infourok.ru
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему "Фрукты".
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Фрукты»
Цель: расширение и уточнение знаний детей о фруктах и фруктовых деревьях и уходом за ними, этапах роста, разновидностях плодов, пользе для здоровья человека.Задачи:Образовательные: упражнять детей в образовании имен прилагательных, имен существительных в родительном падеже множественного числа. Развивающие: развивать наблюдательность, мелкую и общую моторику, связную речь.Воспитательные: воспитывать любознательность.Раздаточный материал: фрукты в корзинке, картинки с изображением этапов роста плодового дерева, листы бумаги с нарисованными цветными фруктами и их тенью — черным силуэтом, цветные карандаши, листы бумаги с нарисованным деревом, муляжи фруктов для эстафеты, лупа.
Ход занятия
Воспитатель:- Здравствуйте, ребята! ( Здравствуйте!)- Ребята, а кто еще к нам пришел?(Ежик и Лисенок) - Да, это наши постоянные друзья. Ребята, посмотрите, Ёжик и Лисенок что – то приготовили нам в корзине и хотят загадать загадки. Отгадав загадки мы узнаем , что в корзине лежит. Ягоды зеленыеИ всеми хваленые,Растут с костями,Висят кистями.(Виноград)Золотые, наливные,На ветвях они висят,С аппетитом их едят,Они старых молодят.(Яблоки)Апельсина брат родной,С золотистой кожурой.Дольки в тонкой оболочке,Только меньше фрукт росточком.(Мандарин)В саду есть плод, Он сладок, как мед,Румян, как калач,Но не круглый, как мяч,-Он под самой ножкойВытянут немножко. (Груша)- Ребята, как одним словом можно назвать яблоко, апельсин, мандарин, грушу, сливу? (фрукты)- Ребята, где растут фрукты? (на деревьях)- Как называются деревья на которых растут фрукты? (фруктовые)- Где растут фруктовые деревья? (в саду)- Как называется сад где растут фруктовые деревья? (фруктовый сад)- Молодцы!- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие по сказочному саду. - Кого мы пригласим с собой в путешествие? (Ёжика и Лисенка)- Наше путешествие будет увлекательным и интересным.А теперь в путь! А чтобы веселей было нам путешествовать, мы будем повторять скороговорку.На горе АраратРастет крупный виноград.- Вот и пришли в фруктовый сад. Давайте присядем на травку.(садятся)-Ребята, фруктовые деревья в саду требуют много внимания и заботы. Вокруг дерева вскапывают землю, защищают деревья от паразитов, подрезают ветви, чтобы плоды были более крупными. С приходом весны, на деревьях появляются почки. Когда солнышко начинает припекать, почки раскрываются и превращаются в цветы. Насекомые собирают с них пыльцу. Лепестки цветов после этого опадают, а на их месте завязываются плоды. Плоды собирают с деревьев руками, используя лестницу, если дерево высокое.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»Перед вами картинки с изображением этапов роста дерева (дерево с почками, с цветками, с незрелыми плодами, с созревшими плодами) расставьте картинки в правильном порядке. А на каком дереве собирают урожай каких плодов, вы подскажите мне сами.
Дидактическое упражнение «С какого дерева плод?»С яблони собирают урожай … чего? Яблок.С сливы собирают урожай … чего? Слив.С груши собирают урожай … чего? Груш.С айвы собирают урожай … чего? Айвы.С персика собирают урожай … чего? Персиков.С абрикоса собирают урожай … чего? Абрикосов.А хорошо ли вы знаете, как выглядят эти фрукты. Сейчас мы узнаем.
Дидактическое упражнение «Найди тень»Детям предлагается соединить линиями цветные картинки фруктов с их черным силуэтом (тенью).
Динамическая пауза «Фруктовая эстафета»Дети делятся на команды и по- очереди переносят муляжи фруктов из одной точки (фруктовый сад) в другую точку (магазин), преодолевая по пути препятствия.А теперь скажем красивые слова фруктам.
Дидактическая игра «Красивые слова»Яблоко какое?( вкусное, сладкое, душистое, нежное, сочное, наливное, румяное, желтое, золотистое, полосатое, спелое, мягкое, (не) большое, маленькое)Яблоки (какие?) (крупные, сушеные, печеные, летние, осенние, зимние, поздние, южные, антоновские…)Груша (какая?) (сладкая, вкусная, ароматная, душистая, сочная, мягкая, твердая, желтая, зеленая…)-Молодцы!- А теперь дальше продолжаем наше путешествие по саду (идут по группе)- Повторяем скороговорку:Дед Данила,Дели дыню-Дольку Диме,Дольку Дине.- Ребята посмотрите на эти интересные косточки и семечки (на столе в тарелочке лежат косточки и семечки фруктов)- Внутри фруктового плода находятся семена. Они нужны растению для размножения. Если эти семена посадить в землю, из них вырастут новые растения. Но в некоторых плодах есть только одно семя. Оно крупное и покрыто прочной оболочкой. Его называют косточкой. А все фрукты с косточкой называют косточковыми. Косточковые фрукты — это персик, абрикос, слива. Взгляните на косточки, можете рассмотреть их с помощью лупы. А есть фрукты, внутри которых находится несколько семян. Они небольшого размера и не очень твердые. Такие фрукты называют семечковыми. Семечковые фрукты — это яблоки, груши, айва.Взгляните на семечки, можете рассмотреть их с помощью лупы (дети рассматривают семена)
Польза фруктов
Дети здоровыми растут, Если фрукты жуют,Потому что фрукты –Лучшие продукты.Все без исключенья!В этом нет сомненья.В каждом польза есть и вкус,И решить я не берусь,Кто из них вкуснее,Кто из них нужнее.Чтобы быть здоровыми,Ешьте дары садовые!Витаминная родня –Дети солнечного дня!- В фруктах содержатся очень много полезных витаминов. Витамины это такие вещества, которые помогают детям расти крепкими и здоровыми. - Ребята, а что можно приготовить из фруктов?(Кисель, варенье, джем, повидло, желе, компот, кисель, морс, сок, начинку для пирога, торта, салаты, сухофрукты)-А знаете ли вы интересные названия сушеных фруктов?Виноград - изюмАбрикос - курага Слива - черносливЯблоко свежее - яблоко сушеноеГруша свежая - груша сушеная.
Дидактическая игра «Узнай название соков»Сок из яблок – ( яблочный сок)Сок из вишни – (вишневый сок)Сок из сливы – (сливовый сок)Сок из ананаса – (ананасовый сок)Сок из граната – (гранатовый сок)Сок из винограда – (виноградный сок)Сок из груши – (грушевый сок)Сок из персика –( персиковый сок)
- Ребята, путешествие по фруктовому саду подходит к концу. Вам оно понравилось? Где мы путешествовали? Почему сад называется фруктовый? Что нового узнали? Ежик, Лисенок, а вам понравилось? Ежик говорит, что путешествие им очень понравилось, и они хотят угостить вас вкусными фруктами.
infourok.ru
Конспект занятия по развитию речи Тема: «Фрукты»
Долженко Татьяна Геннадьевна
Северо-Казахстанская область
Айыртауский район
Ясли-сад «Балапан»
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе
Тема: «Фрукты»
Цель: Способствовать развитию речи как средства общения.
Задачи:
расширять словарный запас;
совершенствовать грамотную структуру речи;
формировать первоначально представление о количественных и качественных различиях предметов;
тренировать память на запоминание коротких стишков и потешек;
способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания;
помогать детям отвечать на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более сложные вопросы.
Занятие построено с использованием таких методов в развитии речи, как: «Волшебный сундучок», выставка иллюстраций, загадывание загадок, заучивание коротких стишков и потешек, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, игры с песком и водой, ответы на вопросы по алгоритму.
Предварительная работа
В приемной комнате выставляется сундучок для записок. Детям и родителям дается задание придумать новые слова к каждому блоку занятий. Графически изобразить новое слово на небольшом листке бумаги (родители выполняют вместе с детьми). Утром, придя в группу положить этот листок в волшебный сундучок.
Для занятия на тему «Фрукты», родителям необходимо нарисовать фрукт вместе с детьми, а на обратной стороне написать загадку к нему и познакомить с ней ребенка.
Знакомим детей с чистоговоркой:
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Посадили алычу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
И вот поспела алыча.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Собираем алычу.
Чо-чо-чо, чо-чо-чо
Подставляй свое плечо.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Сварили сок из алычи.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
Всем полезна алыча.
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Фрукты»
Цель: способствовать развитию связной речи.
Задачи:
уточнить и закрепить слова по теме;
закрепить навыки словообразования и словоизменения;
помогать детям отвечать на вопросы по алгоритму.
Ход занятия
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько сегодня пришло к нам гостей, давайте с ними поздороваемся.
- Ребята, а кто еще к нам пришел? (около доски на стульях сидят Мишка и Зайка, держат конверт).
- Да, это наши постоянные друзья. Ребята, посмотрите, они сегодня необычные, Мишка что - то приготовил нам в конверте (записки из волшебного сундучка). Давайте его откроем и прочитаем.
- Ребята, наши друзья предлагают нам поиграть, отгадать загадки. (демонстрируем рисунки которые нарисовали ребята с родителями) билингвальный компонент.
1.Круглое, румяное
Я расту на ветке
Любят меня взрослые
И маленькие детки (яблоко-алма)
(Повесить на доску картинку яблока и рассказать, какое оно и так со всеми фруктами).
Яркий, сладкий, налитой
2.Весь в обложке налитой!
Не с конфетной фабрики
Из далекой Африки (апельсин-)
3.Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? (арбуз-қарбыз)
4.Синий мундир,
Желтая подкладка
А в середине сладко (слива-алхоры)
- Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.
- Ребята, как одним словом назвать яблоко, апельсин, арбуз, сливу? Что это? (фрукты).
- Ребята, где растут фрукты? (на деревьях).
- Как называются деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые)
- Где растут фруктовые деревья? (в саду)
- Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).
- Молодцы!
Физминутка
А теперь немного отдохнем и поиграем.
По дорожке в сад пойдем
Яблок спелых наберем
Руку протяни, яблоко сорви.
Стал ветер яблоню качать,
Трудно яблоко сорвать.
Подпрыгну, руку протяну-
Быстро яблоко сорву.
- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в сказочный фруктовый сад. На улице у нас сейчас какое время года? (поздняя осень). А мы побываем в саду, где всегда бывает лето.
- Ребята, кого мы пригласим с собой в путешествие? (М. и З.)
- Ребята, вот мы и пришли в сад. Давайте присядем на травку.
- Ребята, какие деревья растут в саду? (яблони, сливы, вишни, груши, апельсиновое дерево)
- Какие фрукты растут на яблони, груши, вишни, сливе и т. д. ?
- Молодцы!
Игра «Угощения»
- Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Угощения» (игра с мячом)
Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и спрашивает: Сок из апельсина, какой? - апельсиновый», и так далее с каждым ребенком.
- А теперь давайте потихоньку сядем на травку. Ребята, посмотрите внимательно, фрукты у нас все одинаковые? (нет)
- Чем отличаются фрукты друг от друга? (форма, цвет, размер)
- Какую форму имеют фрукты (круг, овал)
- Ребята, какого цвета фрукты? (красные, желтые, синие, оранжевые и др.)
- Как фрукты отличаются размером? (большие, маленькие).
- Ребята, наши друзья предлагают вам еще поиграть. Они хотят, чтобы вы сходили во фруктовый сад и рассказали, какие фрукты там растут, а поможет вам в этом волшебный домик (ответы на вопросы с использованием центрического алгоритма).
А теперь давайте попробуем сварить сок из такого фрукта как алыча (дети повторяют за воспитателем чистоговорку).
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Посадили алычу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
Вот поспела алыча.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Собираем алычу.
Чо-чо-чо, чо-чо-чо
Подставляй свое плечо.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Сварили сок из алычи.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
Всем полезна алыча.
- Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
- Где мы путешествовали?
- Почему сад называется фруктовый?
- Ребята, а где продают фрукты? (в магазине)
Ребята, вот какие Вы молодцы рассказали мне про фрукты, отгадали все загадки и сварили вкусный сок!
А теперь пришло время подкрепиться и попробовать Ваши любимы фрукты на вкус (фруктовые угощения).
kopilkaurokov.ru
Конспект логопедического занятия по теме [Фрукты]
16 Окт 2010 Автор EkaterinaКонспект фронтального занятия в старшей группе по лексической теме «Фрукты. Сад»
(Первый год обучения)
Программное содержание:
Цель: расширение и активизация словаря.
Задачи:
1. Учить образовывать от существительных прилагательные.
2. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.
3. Учить согласовывать числительные с существительными.
4. Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы о фруктах.5. Развивать фонематическое восприятие, мышление.6. Развивать координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи.7. Развивать мелкую моторику.8. Развивать зрительно-предметный гнозис.9. Развивать плавный речевой выдох.
Оборудование: картинки с изображением фруктов, мяч, фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках, план-схема для составления описательного рассказа, муляжи или картинки фруктов для счета.
I. Организационный момент
1. Логопед: – Сядет тот, кто назовет фрукты.
Логопед: – Молодцы! Сейчас я буду выставлять на панно по одной картинке, а вы будете отвечать на вопросы Какой? Какая? Какое?
Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;
Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;
Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;
Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;
Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;
Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий;
Логопед: – Молодцы! Теперь поиграем с мячом.
II. Игра «Найди быстро ошибку» (с мячом)
2. Логопед: – Я буду произносить предложение и бросать вам мяч, а вы будете находить ошибку, исправлять предложение и бросать мне мяч обратно.
На дереве растут (красота) яблоки. Какие яблоки растут на дереве?
Мы собрали (богатство) урожай груш. Какой урожай мы собрали?
Мама купила дочке (сладко) персик. Какой персик купила мама?
Бабушка запрещает есть (грязно) фрукты. Какие фрукты запрещает есть бабушка?
В магазине купили (крупно) сливы. Какие сливы купили в магазине?
3. Логопед: – Ребята, хорошо выполнили задание. Возьмите по одному фрукту и назовите его. Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и фрукты на веточках тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, фрукты на ветках сильно качаются.
(Дети дуют на фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках.)
Логопед: – Молодцы, ветер закончился. Положите фрукты в конвертик.
Теперь поиграем с пальчиками.
4. Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»
Палец толстый и большой Поочередно загибать палец,
В сад за сливами пошел. о котором рассказывается,
Указательный с порога а затем его разогнуть.
Указал ему дорогу.
Средний пальчик – самый меткий:
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
5. Составление описательного рассказа о фруктах по плану. (картинка)
Что это?
Какого цвета?
Где растет?
Какой формы
Какой на вкус?
Что из него можно приготовить?
1. Физминутка «Садовник»
Мы вчера в саду гуляли, Идут по кругу, взявшись за руки.
Мы смородину сажали. «Выкапывают» яму и «сажают» в нее куст.
Яблони белили мы известью, белилами. Движения правой рукой вверх, вниз.
Починили мы забор, «Ударяют» молотком.
Завели мы разговор: В круг выходит один ребенок.
– Ты скажи, садовник наш,
Что ты нам в награду дашь?
– Дам в награду слив лиловых, Загибают по одному пальцу.
Груш медовых, самых крупных,
Спелых яблок, вишен целый килограмм.
Вот что вам в награду дам!
7. Игра «Какие ты видишь фрукты?»
Логопед: – Посмотрите на картинку и назовите какие фрукты вы видите.
8. Игра «Посчитаем фрукты»
Логопед: – я предлагаю вам посчитать фрукты, которые буду выставлять на панно:
Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов.
Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.
Логопед: – Все фрукты сосчитали, молодцы.
9. Игра «Что мы приготовим из фруктов»
Логопед: – Сейчас я буду называть фрукт, а вы будете отвечать что из него можно приготовить:яблоко – яблочный сок, пирог, компот апельсинслива – сливовый сок, варенье, компот арбуз
груша – грушевый сок, компот персикананас – ананасовый сок виноград
10. Игра «Доскажи словечко»
Спорим мы с братом доныне, Ох, обманщики вы, вруши,
Что же вкусней: арбуз или … не растут на елках…
Если мы в гостях у Наты- Спеет на ветке она горделиво,
Безопасные гранаты, Синяя с косточкой …
Не бросают их солдаты,
Ох, вкусны, сочны гранаты.
Гость тропический у нас Нужен сахара вагон,
Длиннохвостый … Чтоб с улыбкой съесть …
А в подарке у Марины Детвора и обезьяны
Вкусно пахнут… Любят сладкие…
11. Итог занятия. Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка детей.
Рекомендую прочесть:
Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 484 статей.Предыдущий материал из рубрики - Конспекты логопедических занятий:
www.logolife.ru
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе: «Фрукты»
Задачи:
- знакомить детей с фруктами и их названиями
- учить детей самостоятельно составлять условно-графические схемы, используя их, предложения;
-добиваться правильного согласования слов в предложении, прилагательных с существительными, существительных с числительными;
- развитие внимания, мышления
- воспитание эстетического вкуса у детей.
Оборудование: предметные картинки по теме «Фрукты», альбом Васильевой С. А.; сюжетная картина «Сад».
Словарь: названия фруктов.
Многие материалы на нашем сайте именно для воспитателей, как это занятие.
Занятие по развитию связной речив старшей группе. Ход занятия
1. Орг.момент
2. Формирование понятия «фрукты», актуализация имеющихся представлений, называние фруктов.
(Рассматривание сюж. картины «Сад»)
- В саду тоже созрел урожай. Что там выросло? (Дети называют).
- Как можно назвать одним словом то, что выросло в саду? ФРУКТЫ
_ Повторите вместе со мной это слово и запомните.
- еще раз назовите фрукты, которые вы знаете.
3. Дидактическая игра «Сказочное дерево»
- В саду выросло сказочное дерево. Сейчас мы будем собирать с него плоды.
- Почему я назвала это дерево сказочным? (Так не бывает, чтобы на одном дереве росли разные фрукты, только в сказке!)
Это груша. Это слива. Это яблоко. Это вишня.
Я сорвал грушу. Я сорвал вишню…
4. Дидактическая игра «4-ый лишний»
(группировка предметов)
- Это Незнайка. Он решил собрать фрукты. Кто хочет ему помочь? Помните: собирать нужно только фрукты.
5. Отгадывание загадки и заучивание ее наизусть.
Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (ЯБЛОКО)
6. Физминутка
Руки поднимаем, яблоки срываем. (Дети повторяют движения)
Руки опускаем. В корзину собираем.
Руки поднимаем и в корзину убираем. (Дети садятся)
А теперь ребята встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять. (Дети повторяют движения)
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
7. Дидактическая игра«Сосчитай предметы»
-Будем считать яблоки, груши, апельсины.
8. Составление условно-графических схем.
- Будем составлять схемы.
- Какой формы яблоко? (Круглое)
- Какой значок поставим на схему? (Круг)
- Какого цвета яблоко? (Красное)
- Как это можно обозначить?
- Яблоко твердое или мягкое?
- Каким значком мы можем обозначить слово «твердое»?
- Какая получилась схема?
- Кто хочет еще раз рассказать.
9. Дидактическая игра «Раскрась фрукты»
(Закрепление названий цветов спектра и оттенков)
- На доске нарисованы фрукты, но художник забыл их раскрасить.
- Вспомните, какого цвета каждый из фруктов. Раскрасьте картинки мелками и правильно назовите цвет фруктов.
Груша желтая
Яблоко красное
Апельсин оранжевый
Лимон желтый
Слива фиолетовая
Вишня бордовая
10. Итог занятия.
mirdoshkolnikov.ru
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Овощи и фрукты»
Конспект открытой образовательной деятельности по развитию речи
в старшей группе
тема: «Овощи и фрукты»
Подготовила логопед: Кривогузова О.П.
Цели:
закреплять в речи детей обобщающие понятия «фрукты» и «овощи»;
учить классифицировать фрукты и овощи;
развивать устную речь, активизировать тематический словарь;
закрепить умение составлять рассказы описательного характера с опорой на картинно-графическую схему;
учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
относительные прилагательные от существительных;
развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.
Оборудование: муляжи овощей и фруктов, мяч, картинки с изображением фруктов и овощей, зеркала, изображения ведра и кастрюли.
Ход занятия
Организационный момент (Разминка)
Утро настало.
Солнышко встало.- Эй, братец Федя,Разбуди соседей!- Вставай, Большак!- Вставай, Указка!- Вставай, Середка!- Вставай, Сиротка!- И Крошка-Митрошка!-Привет, Ладошка!Все потянулись и проснулись.
Артикуляционная гимнастика (Упражнения выполняются перед зеркалами)
«Улыбка», «Хоботок», «Лопата», «Иголочка», «Часики», «Укольчики»,
«Вкусное варенье».
Сообщение темы занятия
-Я подготовила для вас загадки. Слушайте их внимательно и постарайтесь отгадать.
(Муляжи фруктов и овощей раскладываются по тарелкам)
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали-
Не одну нашли, а десять!
Как ее названье, дети? (картошка)
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней… (помидора)
Оранжевый нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только оранжевый нос. (морковь)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (яблоко)
С оранжевой кожей
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно. (апельсин)
Этот фрукт на вкус хороший
И на лампочку похожий. (груша)
-Посмотрите, что лежит в первой тарелке? Как назовем это, одним словом? (Овощи)
-А что лежит на второй тарелке? Назовите, одним словом. (Фрукты)
-Кто догадался, о чем мы будем сегодня разговаривать на занятии?
Работа по теме занятия
-Давайте вспомним, где растут овощи?
-Упражнение «Опиши овощ»
(Название, цвет, форма, вкус)
-Что можно приготовить из овощей?
-Как называется салат из моркови? (морковный)
-А как называется салат из капусты, свеклы, огурца, моркови, тыквы?
Давайте выйдем на ковер и поиграем.
-Игра «Огород гнома»
Представьте, что мы попали на огород к маленькому гномику и овощи на его огороде, тоже очень маленькие.
Если у нас выросла картошка, то у него … (огурец, помидор, лук, капуста, чеснок, морковь).
ФИЗМИНУТКА
В огород пойдем,(дети идут по кругу)
Урожай соберем. (дети идут по кругу)
Мы моркови натаскаем («таскают»)
И картошки накопаем. («копают»)
Срежем мы кочан капусты («срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный. (показывают)
Щавеля нарвем немножко («рвут»)
И вернемся по дорожке. (идут на свои места)
-А теперь расскажите, что вы знаете о фруктах. Где они растут? На чем?
-Как называются деревья, на которых растут фрукты?
-Упражнение «Опиши фрукт». Давайте поговорим о фруктах, какие они?
-А теперь я предлагаю вам всем вместе дружно рассказать, о фруктах.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Мы с закрытыми глазами
Фрукты собирали.
Их потрогали, поели –
Сразу угадали.
Мягкий, сладкий был банан,
Очень кислый был лимон.
Сладкий, сочный апельсин
Нам попался лишь один.
Яблоко гладкое,
Хрустящее и сладкое.
И на вкус приятная
Груша ароматная.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «Душистые фрукты»
Душистые фрукты выросли в саду. Давайте понюхаем их аромат. Вдох, не поднимая плеч. Выдох: «А-а-ах!»
-Заключительное задание: распределите овощи в ведро, а фрукты в кастрюлю.
Беседа о пользе овощей и фруктов
Чтобы быть здоровым, умным, сильным, человек должен получать витамины с пищей. Если ребёнок получает этих витаминов мало, то он начинает часто болеть, теряет аппетит и плохо растёт.
-А как вы думаете, в какое время года мы получаем витаминов больше всего? (летом и осенью). Почему?
- Особенно богаты витаминами овощи и фрукты (угощение детей витаминами)
Итог занятия
multiurok.ru
Конспект НОД в старшей группе "Фрукты" ⋆ Планета Детства
Образовательные области: «Познание», «Речевое развитие», «Художественное творчество», «Социализация», “Физическое развитие”.
Цель. Развитие всех компонентов устной речи в различных видах деятельности.
Задачи.
Образовательные:
— упражнять различать слова, обозначающие действие предмета;
— учить задавать вопросы к словам, обозначающим действие предмета;
— учить образовывать прилагательные из существительных;
— учить детей составлять описательные рассказы по схеме.
Развивающие:
— способствовать развитию связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, мышления, артикуляционной, координации речи с движением;
— развивать умение отгадывать загадки;
— развивать тактильные ощущения.
Воспитательные:
-воспитывать умение выслушивать рассказы других детей;
— прививать бережное отношение к природе.
Материал и оборудование: альбомный лист, цветные карандаши, картинки фруктов, схема для составления описательных рассказов, муляжи фруктов,«чудесный мешочек».
Методические приёмы: рассматривание иллюстраций; выразительное чтение; составление рассказов по картинке; чтение стихотворения С. Михалкова«Овощи», Бокова «Урожай»; рисование,«чудесный мешочек» с муляжами фруктов, изображения фруктов и овощей, схема для составления описательных рассказов.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель.- Ребята, какое сейчас время года?
Дети — Осень.
Воспитатель.- Какие приметы осени вы знаете?
Дети — Опадают листья, птицы улетают в тёплые края, становится холоднее, люди надевают тёплую одежду, собирают урожай.
Воспитатель.-Да, осенью люди собирают с полей и в садах урожай. Какие плоды собирают осенью вы узнаете, если отгадаете загадки.
Загадки
Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала… (груша)
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его? (лимон)
Этот фрукт в рубашке яркой
Любит, чтобы было жарко.
Не растет среди осин
Круглый рыжий… (апельсин)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран.
Высоко растет… (банан)
Воспитатель. — Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словомназвать то, что вы видите на картинках?
Дети — Фрукты.
Воспитатель — Где растут фрукты?
Дети — Фрукты растут в саду.
Воспитатель — Чем занимаются люди в садах и огородах осенью?
Дети — Собирают урожай
Воспитатель — Как вы думаете, зачем выращивают, собирают и хранят фрукты?
Дети — Люди употребляют в пищу фрукты.
Воспитатель — А как вы думаете, фрукты полезны для здоровья?
Дети: Да, в них содержатся витамины.
Дидактическая игра «Опиши фрукт»
Воспитатель. — Ребята, сейчас я буду показывать фрукт, а вы мне его опишите (цвет, форма, размер, на вкус)
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Воспитатель — Сейчас мы поиграем в игру «Чудесный мешочек» (муляжи яблока, груши, апельсина, банана, лимона)
Дети на ощупь определяют и называют фрукт, затем вынимают из мешочка и кладут на стол.
Физминутка:
Будем мы варить компот(маршировать на месте)
Фруктов нужно много. Вот. (показать руками «много»)
Будем яблоки крошить, (имитировать как крошат)
Грушу будем мы рубить, (рубят)
Отожмем лимонный сок, (отжимают)
Слив положим и песок. (кладут, насыпают песок)
Варим, варим мы компот, (повернуться вокруг себя)
Угостим честной народ. (хлопать в ладоши).
Дидактическая игра «Назови ласково»
Воспитатель: Сейчас, ребята, встанем в круг и поиграем с вами в игру «Назови ласково». Я буду вам бросать мяч и называть фрукты, а вы возвращаете мне мяч обратно и называете этот фрукт ласково:
Яблоко-яблочко
Банан- бананчик
Апельсин-апельсинчик
Лимон-лимончик
Воспитатель — Спасибо, садитесь на свои места.
Дидактическая игра «Один-много»
Воспитатель: А теперь, ребята, я показываю на картинке фрукт, а вы мне ответите, как мы говорим, если фруктов много:
Один мандарин — много мандарин
Одно яблоко — много яблок
Одна груша — много груш
Один апельсин — много апельсин
Дидактическая игра «Назови»
Сок из апельсина какой? (апельсиновый)
Повидло из яблок? (яблочное)
Компот из груш? (грушёвый)
Сок из граната? (гранатовый)
Составление описательного рассказа про фрукты
План рассказа:
Что это? Где растет?
Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?
Какой на вкус? Что из него готовят?
Воспитатель — Ребята, сейчас мы будем составлять рассказы по схеме.
Дети с опорой на схему составляют рассказы о фруктах.
Итог занятия.
Воспитатель — О чем сегодня мы говорили? Что больше всего вам понравилось?
Игра «Дорисуй фрукт»
Воспитатель — Ребята, а сейчас вам надо дорисовать картинку и определите, что за фрукт вы изобразили. (На листе бумаги пол яблока, пол груши, детям рекомендуется дорисовать, раскрасить, определить)
Воспитатель — Ребята, вы молодцы! Вы сегодня многое узнали, многому научились.
Автор: Ковина Юлия Викторовна, воспитатель,ГБОУ Лицей № 1561 город Москва, Россия
Статья размещена в авторской редакции
planetadetstva.net