Конспект познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе: «В гостях у Снежной королевы». Конспект по познавательно исследовательской деятельности в старшей группе


Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе ДОУ

Название: Конспект НОД по познавательно — исследовательской деятельности в старшей группе ДОУ «Вода и масло»Номинация: Детский сад, Конспект занятий, НОД , опытно-экспериментальная деятельность, Старший возраст Автор: Клишина Валентина Викторовна

Конспект занятия по опытно — исследовательской деятельности в старшей группе ДОУ «Вода и масло»

 

Тема : Вода и подсолнечное масло .

Цель: Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды, познакомить со свойствами масла

Задачи:

-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становления сознания;

-развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

-продолжать учить читать схемы;

—развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.

Развивающие:

— Развивать коммуникативные навыки.

— Способствовать формированию социального партнерства, желание действовать вместе со сверстниками, получая удовольствие от совместной деятельности.

Воспитательные:

— Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру .

Демонстрационный материал:

Иллюстрации растений , круги Эйлера , схема свойств воды, две бутылочки темного цвета с подсолнечным маслом и водой .

Раздаточный материал : рабочие карточки для исследования , фишки красного и зеленого цвета , одноразовые стаканчики, ложечки , соль, кисточки , набор картинок подсолнуха и капельки воды , клей, салфетки, дощечки.

Предварительная работа:

— Беседа о воде.

— Рассматривание иллюстраций и картин с изображением подсолнухов.

— Отгадывание загадок.

-Экспериментальная деятельность с водой, сравнение камня с древесиной с использованием листов исследования.

-Экскурсия на кухню.

Также интересное занятие в ДОУ: Познавательно- исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы в детском саду «Путешествие в подземное царство»

Ход НОД :

1.Беседа воспитателя с детьми о времени года.

-Какое время года?

-Как изменилось вокруг?

2.Мотивация.

Раздается телефонный звонок.

Воспитатель: Извините ,ребята, можно я отвечу .Возможно, что-то важное.

(Телефонный звонок с просьбой ,помочь повару определить , в какой бутылочке масло.)

-Ребята, мне позвонила наш повар , она просит помочь ей. Надо определить в какой бутылочке масло, а в какой вода .Совсем случайно она налила в 2 одинаковые непрозрачные бутылочки воду и масло. Пришло время варить обед , а она боится ошибиться и испортить еду. Поможем? Справимся ли

мы ?

3.Беседа.

Воспитатель : Что такое масло ? Для чего повару масло ? Из чего делают масло и как оно называется ?

Название: Конспект НОД по познавательно — исследовательской деятельности в старшей группе ДОУ «Вода и масло»

4 .Дидактическая игра «Назови растение».

Дети встают в круг , каждому раздается картинка с растением. Воспитатель первый показывает, называет растение и масло, которое образуется. (Тыква, орех, оливки, томат, кукуруза, подсолнух, горчица, лен,

репей, хлопок, виноград, огурец .)

— Поместите, пожалуйста, на магнитную доску те растения, из которых делают масло.

5.Исследовательская деятельность .

-Будем проводить исследование .Необходимо надеть фартуки ,занимаем места за столом. У вас есть листы для исследования ,мы будем приклеивать красные кружки ,если нет данного свойства, зеленые кружки , если вещество обладает данным свойством .

Давайте вспомним свойства воды: прозрачность, бесцветность, нет запаха, нет вкуса, нет формы, растворитель .( воспитатель на магнитную доску помещает картинки свойств воды)

Перейдем к исследованию .

6.Практическая деятельность.

Дети подходят к столу . где проводится эксперимент.

В стаканчики наливается содержимое из 1 бутылочки и проводится экспериментальная деятельность .

1.Дети нюхают воду.

2 . Пробуют на вкус.

3. Кладут сахар и размешивают.

4. Наливают немного воды в тарелочку.

После проведенных опытов. дети заполняют листы исследования, отвечая на вопросы:

— Вода не имеет цвета? ( Да – зеленый кружок)

— Вода прозрачная? (Да – зеленый кружок)

-Вода не имеет формы ? ( Да – зеленый кружок)

— Не имеет запаха ? ( Да – зеленый кружок )

— Не имеет вкуса ? ( Да – зеленый кружок )

— Растворитель? ( Да – зеленый кружок )

— Можно мыть руки ? ( Да –зеленый кружок )

7.Физминутка.

Две сестрицы — две руки

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки —

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

8.Продолжить экспериментирование со 2 бутылочкой.

— определить прозрачность,

-имеет ли вещество цвет ;

— есть ли запах;

— растворяет ли сахар в нашем случае ;

— остается ли след на руках.

9.Вывод.

-Читаем ,дети, что у нас получилось на листах.

В какой бутылочке вода ? Почему?

Приклеиваем подсолнух к строчке, капельку воды к воде по признакам .

Сверяемся по контрольному листу воспитателя.

10.Работа с кругами Эйлера.

В красный круг помещаем признаки воды, в синий – масла.

Что общего? Какой признак поместим в пересечение ?

( посмотреть по листу)

11.Работа с микроскопом.

— Все , что окружает нас имеет еще внутреннее строение , которое можно рассмотреть и увидеть только в микроскоп.

(микроскоп подключен к ноутбуку).

Помещается стеклышко с каплей воды, затем стеклышко с каплей масла.

— Чем отличаются изображения ?

( капелька масла желтого цвета )

Итог занятия.

-Что вы узнали нового? Что хотели еще узнать ?

Хорошее мы дело сделали?

На следующем занятии мы поговорим о том , как делают масло .

А теперь надо отдать масло на кухню , чтобы нам приготовили обед.

Подготовила воспитатель Клишина В.В.

Название: Конспект занятия по опытно — исследовательской деятельности в старшей группе ДОУ «Вода и масло»Номинация: Детский сад, Конспект занятий, НОД , опытно-экспериментальная деятельность, Старший возрастАвтор: Клишина Валентина Викторовна Должность: воспитатель высшей квалификационной категорииМесто работы: МБДОУ№ 189Месторасположение: г. Оренбург

portal2011.com

Конспект НОД "Свет мой, зеркальце" (познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе)

Конспект ООД в области познавательного развития

(опытно-экспериментальная деятельность)

«Свет мой, зеркальце»

(старшая группа)

Составитель: воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 «Золотой ключик» р.п. Мордово Коростелева Т.И.

Программные задачи:

  • Расширить представления детей об окружающем мире;

  • Познакомить с историей появления зеркала;

  • Закрепить знания о необходимости этого предмета;

  • Закрепить правила безопасного обращения с хрупкими материалами;

  • Развивать стремление к поисково-исследовательской деятельности;

  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать, делать соответствующие выводы;

  • Активизировать речь детей, расширять словарный запас;

  • Развивать интерес к познанию окружающего мира.

Материалы и оборудование:

  • Шкатулка;

  • Зеркала различной формы;

  • Семена плодовых деревьев и овощей, крупы, бобы;

  • Металлические предметы;

  • Ноутбук со слайдами.

На каждого ребенка:

  • Прозрачные ванночки с водой на каждого ребенка;

  • Листы белого, желтого, зеленого и черного картона;

  • Металлические пластины;

  • Шерстяные тряпочки;

  • Стекла;

  • Пластилин;

  • Салфетки.

Ход занятия

( «Минутка вхождения» в НОД)

Дружно за руки возьмемся,

Все друг другу улыбнемся,

1, 2, 3, 4, 5 – пора занятие начинать!

Т-с-с, к нам идет тишина,

В историю вещей зовет нас она.

Ребята вы любите путешествовать? (Ответ детей) Сегодня я предлагаю вам совершить необычное путешествие – это путешествие в далекое прошлое. А отправимся мы туда для того, чтобы узнать об истории возникновения одного предмета. Его можно найти в каждом доме и в нашей группе тоже, он нужен всем: и взрослым и детям. Эта вещь особенно необходима, когда мы собираемся куда-то, примеряем новую одежду, делаем прическу. Кстати, этот предмет спрятан у меня вот в этой шкатулке. Как вы думаете, что это? (Дети высказывают свои предположения, если не догадались, то загадываю загадку

Не смотря в окошко, был один Антошка.

Посмотрел в окошко, там второй Антошка.

Что это за окошко, куда смотрел Антошка?)

Правильно, ребята, это зеркало. (Достаю из шкатулки и показываю) Кто мне ответит, какие бывают зеркала? Для чего нужно зеркало? (Ответы детей) Что будет, если исчезнут зеркала? (Размышления детей) Как вы думаете, всегда ли существовали зеркала? Тогда где же люди могли увидеть свое отражение? (Ответы детей) Откуда вы это знаете? (Ответы детей)

Действительно, давным-давно человек в качестве зеркала использовал воду. Смотря в реку, озеро, пруд, он видел там свое отражение. Ребята, у нас тоже есть вода, пройдите, пожалуйста, к столам. (Дети подходят к столам, где на белом картоне стоят ванночки с водой, рядом лежат листы цветного картона) Представьте себе, что это маленькое озеро, посмотрите в воду. Вы видите свое отражение? Как вы думаете, почему? Чем вода в реке или озере отличается от нашей? (Ответы детей) Кто догадался, что нужно сделать, чтобы увидеть свое отражение? (Предложения детей) Проверьте свои предположения.

Опыт №1 «Найди свое отражение»

Опытным путем приходим к выводу: чтобы увидеть свое отражение, дно должно быть темным.

Такое зеркало было удобным для людей? Почему, кто объяснит? (Высказывания детей) Подуйте на воду, что происходит с отражением? (Выводы детей) Действительно, такое зеркало не очень удобно: с собой его не возьмешь, и безветренная погода бывает не всегда.

Поэтому человек продолжил свои поиски. Он научился добывать руду и делать металлические предметы. Однажды человек заметил, что если хорошо отполировать металл, то в нем можно увидеть отражение. Что значит «отполировать»? (Ответы детей) Давайте проверим, действительно ли это так. Игра «Возьми и объясни». (Каждый ребенок подходит к столу, выбирает металлический предмет и объясняет полированный он или нет.) Подходим к выводу: для получения более четкого отражения помимо темной основы, необходима гладкая, полированная поверхность.

Ребята, как вы думаете, легко ли было делать такие зеркала? (Ответ детей) Давайте с вами вот из этих металлических пластин попробуем сделать зеркало. Опыт №2 «Полируем металл»

Дети шерстяными тряпочками пытаются отполировать металлическую пластину, чтобы увидеть свое отражение и приходят к выводу, что это сделать очень трудно.

Устали, мои изобретатели? Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Зеркало»: Будь зеркальным отраженьем,

Повторяй мои движенья.

1, 2, 3 – мое движенье повтори!

Вот видите, ребята, какая это трудоемкая работа – сделать зеркало из металла, поэтому металлические зеркала были очень дорогими и иметь их могли только очень богатые люди. (Слайды вельможей с зеркалами на золотых цепочках у пояса, на шее, у дам на веере)

Прошло время, и человек научился производить очень гладкий, прозрачный, но хрупкий материал. Кто догадался, о чем идет речь? (Ответы детей) Как необходимо обращаться со стеклом? (Ответы детей) Аккуратно возьмите стекло, посмотрите на свет, вы видите там свое отражение? Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Как же люди использовали стекло для изготовления зеркал? (Предположения детей) Давайте проверим ваши предположения.

Опыт №3 «Изготовление зеркала»

Дети из стекла, черного картона и пластилина делают простые зеркальца, украшая рамку природным материалом (косточками плодовых деревьев, семенами овощей, крупами и бобами)

У каждого из вас получилось замечательное зеркальце. Настоящие зеркала изготавливают, соблюдая те же условия. Какие, назовите мне (Ответы детей). Только в настоящем зеркале отражение дает тонкий слой серебра, нанесенный на одну из сторон стекла, а чтобы его не поцарапать, зеркало помещают в специальную рамку или футляр, посмотрите (Рассматриваем разные зеркала, в том числе и те, которые находятся в группе, раздевалке, обращая внимание на их обратную сторону).

Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам оно понравилось? Что понравилось больше всего? Что нового вы сегодня узнали? Хотели бы вы еще раз побывать в прошлом? Ребята, это не последнее наше путешествие. Мы ещё не раз с вами побываем там и узнаем много интересного об истории, казалось бы, таких простых предметов. (Далее благодарю детей за активную работу.)

kopilkaurokov.ru

«В гостях у Снежной королевы»

Цель:

- познакомить детей со свойствами льда: скользкий, хрупкий, легкий, имеет форму емкости, в которой замерзла вода, быстро тает в горячей воде.

- учить устанавливать взаимосвязь между явлениями природы на примере несложных опытов.

- способствовать развитию познавательного интереса у дошкольников и стимулировать детскую интеллектуальную деятельность.

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь; бережное отношение к своему здоровью и жизни.

Оборудование: одноразовая посуда: мелкие тарелки, глубокие тарелки, ложки, стаканы, белые халаты, салфетки.

Материал: теплая вода, холодная вода, кубики льда.

Ход занятия в старшей группе детского сада

Вступительная часть

Приветствие.

Первая часть: (информационно-познавательная)

Воспитатель. - Малыши, скажите, какое сейчас время года? (ответ детей)

- Почему вы думаете, что сейчас зима? (рассуждения детей)

-  Дети, сегодня утром почтальон принес нам письмо, но оно без адреса. (воспитатель достает из конверта изображение Снежной королевы)

-  Как вы думаете, от кого это письмо? (ответ детей)

Воспитатель читает письмо.

 «Дорогие дети, приглашаю вас в свое королевство, ледяную лабораторию. Вас ждут интересные открытия. Посылаю вам свое фото».

-  Как вы думаете, где живет Снежная королева? (ответы детей)

- Давайте вспомним, что такое лаборатория. (помещение, в котором проводятся исследования)

- Дети, а вы хотите попасть в лабораторию?

-  А чтобы попасть туда, вам нужно закрыть глаза, а я произнесу волшебные слова:

«В руки палочку возьму

Волшебство я призову,

Чудо в гости к нам придет,

В лабораторию нас унесет».

- Вот мы и на месте. Посмотрите, здесь все изо льда, поэтому будьте осторожны. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. (Воспитатель показывает сигнальные карточки)

Нельзя громко разговаривать.

- Почему? (ответы детей)

Нельзя бегать, толкаться.

- Почему?

Быть аккуратными и внимательно слушать.

- Почему?

- Хорошо, молодцы. Теперь, я думаю, мы можем занять свои места. (Дети надевают халаты и садятся за столы)

Основная часть

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

- Малыши, в этом письме королева написала нам задачи, которые мы должны выполнить.

Опыт № 1

Проверить: лед - скользкий?

Дети берут кубик льда, кладут на тарелочку и проводят пальцем по кубику. Пальчик скользит.

-  Так какой лед? (скользкий)

-  Если лед скользкий, когда это может быть опасно?

- Какое удовольствие доставляет нам лед? (рассмотрение иллюстраций. Выставляется карточка с результатом опыта)

Опыт № 2

Проверить: лед хрупкий или нет?

Дети ломают кусочек льда руками.

-  Малыши, что мы с вами только что проверили? (ответы детей)

-  А где вы могли это видеть? (ответы детей, рассматривание иллюстраций)

- Можно ли ходить по льду? (предположение детей)

- Почему? (ответы детей. Выставляется карточка с результатом опыта)

Опыт № 3

-  Детки, а давайте сделаем королеве ледяной подарок? Вот есть формы. На что они похожи? (клубника, виноград, яблоко) Нальём в эти формы цветную воду и поставим на некоторое время в холодильник. А потом посмотрим, что мы получим.

Физкультминутка

Ла-ла-ла, ла-ла-ла, (Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить (в форме шара, тучи)

Туча по небу плыла.

Вдруг из тучи над землей (Поднять руки вверх, пальцы развести в стороны)

Полетел снежинок рой. ( Поворачивать кисти рук, медленно опуская руки)

Ветер дунул, загудел - (Подуть на кисти рук, губы округлить и слегка вытянуть)

Рой снежинок вверх взлетел. (Встряхнуть кисти рук, вращая и поднимая их вверх).

Ветер с ними кружится, (Вращать кистями рук, кружась на месте, вокруг себя).

Может быть, подружится.

Опыт № 4

- Давайте проверим, тонет лед, или нет? Возьмите глубокие тарелочки с водой и осторожно положите кубик льда в тарелочку. Что происходит? (Лед в воде не тонет)

-  А что это значит? (Лед легкий)

- А если бы было наоборот? (лед бы утонул в воде)

-  А кто живет в реках? (ответы детей)

- И что произошло бы с жителями рек? (вода замерзла бы и рыбки погибли)

- Итак, лед легкий и не тонет в воде и жители рек чувствуют себя хорошо и зимой.

Выставляется карта с результатом опыта.

Опыт № 5

Нам нужно проверить, где быстрее растает лед: в теплой воде, холодной или в пустом стакане. (Перед детьми стаканы с холодной и теплой водой, а также пустой стакан. Дети опускают кубик льда в каждый из стаканов. Наблюдают, что происходит. Ответы детей. Выставляется карточка с результатом опыта)

- Где вы могли такое видеть в вашем домашнем быту? (ответы детей)

- А теперь, пожалуй, можно принести наши ледовые сладости.

- Похожи леденцы на эти формы? (Похожи)

-  А что это значит? (когда воду налить в какую-нибудь форму и поставить в холодное место, то вода превратится в лед и будет такой же формы)

- А малышам можно есть так холодные леденцы? (нет, нельзя)

-  Почему? (так как можно заболеть)

-  Так, малыши, правильно. Детям это есть нельзя.

Воспитатель. -  Дети, мы с вами выполнили все задания Снежной королевы и можем возвращаться в садик. Закрываем глаза и я произнесу волшебные слова:

«Крибле, Крабле, покрутись,

И в саду окажись.»

Заключительная часть

-  Малыши, не зря все результаты наших задач мы изображали на вот таких очаровательных кристалликах. А чтобы еще лучше нам запомнить о свойствах льда, мы эти кристаллики должны сложить в большой кристалл.

Итог. Рефлексия

Дети составляют «кристаллики-пазлы» в один и объясняют, что означает каждое изображение.

- Так какую опасность несет в себе лед? (ответы детей)

- Какую радость приносит нам лед? (ответы детей).

data-matched-content-rows-num="2" data-matched-content-columns-num="2"

Метки: старшая группа, занятие в старшей группе, занятие в детском саду

chudor.ru

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Приключения Карандаша и гвоздя Гвоздовича"

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Солнышко»

Купинского района Новосибирской области

Конспект открытого занятия

Познавательно-исследовательская деятельность

в старшей группе

Тема: «Приключения Карандаша и Гвоздя Гвоздовича».

Воспитатель: Гордиенко

Елена Владимировна

2016 год

Познавательно-исследовательская деятельность

Тема: «Приключения Карандаша и Гвоздя Гвоздовича».

Направление развития: познавательно-речевое.

Образовательная область: познание

Программное содержание: совершенствование представлений детей о свойствах и качествах дерева и металла; формирование умения сравнивать предметы по характерным признакам; формирование умения изучать свойства материалов опытным путем; обучение умению высказывать свои предположения, самостоятельно делать элементарные выводы и устанавливать причинно-следственные связи; формирование элементарных навыков самосохранения своего здоровья и жизни; развитие сообразительности, смекалки, гибкости и логичности мышления; развитие интереса к экспериментированию.

Методические приемы: сюрпризный момент, загадки, действия с предметами, дидактическая игра «Из чего сделано?», элементарные опыты, наблюдения опыта, рассказ – беседа, рассматривание предметов, имитация действий, выполнение действий по словесной инструкции, объяснение педагога, оценка действий и деятельности детей, музыкальное сопровождение.

Активизация словаря: металлический, деревянный, гладкий, тяжелый, легкий.

Обогащение словаря: шероховатый, теплопроводность.

Материалы и оборудование; большой гвоздь, карандаш, молоток, металлическая пластина, деревянный брусок, 2 гвоздя; таз с водой, гвоздики и деревянные палочки по количеству детей; картина с изображением реки, костра; металлические пластины, деревянные бруски, спички, гвозди по количеству детей; металлическая и деревянная ложки; миска с горячей водой; картинки с изображением предметов, сделанных из разных материалов, картинки – портреты героев на каждого.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и улыбнёмся им.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Громче дудочка поёт, на занятие зовёт!

А сейчас, мои ребятки, отгадайте-ка загадки.

  1. Загадки детям:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я нашла в группе вот эти коробочки. Как вы думаете, кто их сюда положил? А вот и записка, наверное, это подсказка. Надо отгадать загадки и мы узнаем, что в них лежит.

Цветной Ивашка

Деревянная рубашка,

Где носом проведет

Там след кладет.

Любим нос везде совать,

И чертить и рисовать.

Все раскрашиваем сами

Разноцветными носами

(карандаш)

Металлический Антошка

На очень тонкой ножке,

По головке постучишь

Что-нибудь да смастеришь.

Весь я сделан из железа,

У меня ни рук, ни ног

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все стук да стук.

(гвоздь)

Воспитатель: Молодцы, ребята, загадки отгадали.

В гости приходят герои-дети: Гвоздь и Карандаш.

Гвоздь: Здравствуйте, ребята. Мы с Карандашом большие друзья, но не можем никак решить, кто из нас прав?

Карандаш: Я самый главный, вон, сколько нужных вещей делают из дерева!

Гвоздь: Нет, я главней, из металла гораздо больше нужных вещей делают!

Воспитатель: Ребята, а давайте поможем нашим друзьям разобраться, кто из них прав.

  1. Дидактическая игра: «Из чего сделано?»

Воспитатель: Посмотрите, на столе разложены картинки, на которых изображены предметы, сделанные из разных материалов. Выберите картинки для Карандаша и для Гвоздя Гвоздовича. Назовите, какие предметы делают из дерева?

Дети: Стол, стул, кровать, диван, дверь.

Воспитатель: А какие предметы делают из металла?

Дети: Ложка, вилка, кастрюля, плита.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, кто прав – гвоздь или карандаш?

Вывод: И из дерева и из металла делают много очень нужных предметов. Значит и Гвоздь и Карандаш прав!

  1. Сравнение дерева и металла.

Воспитатель: Но гвоздь все не унимается:

Гвоздь: А у металла поверхность – гладкая! Вот!

Воспитатель: Что ему ответит Карандаш, как вы думаете? Давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла? Возьмите металлическую пластину и деревянный брусок.

Отличаются ли они? Чем?

Какие они на ощупь?

Какая поверхность у металлической пластины?

Дети: Гладкая.

Воспитатель: А какая у деревянного бруска?

Дети: Шероховатая, шершавая.

Воспитатель: Теперь приложите к одной щеке брусок, а к другой пластину. Что вы чувствуете?

Дети: Пластина – холодная.

Брусок – теплый.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Металл – холодный.

Дерево – теплое.

Воспитатель: И Карандаш гордится этим. А еще он говорит, что дерево мягче металла.

Как вы думаете, прав Карандаш?

Давайте проверим.

  1. Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл» (показ воспитателя)

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети: Дерево – мягко, а металл – твердый.

Воспитатель: Но спор не утихает.

Гвоздь говорит, что он очень прочный!

Проверим? Возьмите в руки гвоздик и попробуйте

его сломать. Не получилось? Значит он какой?

Дети: Прочный.

Воспитатель: Теперь попробуйте сломать спичку.

Что можно сказать?

Дети: Спичка – хрупкая.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети: Дерево – хрупкое.

Металл – прочный.

Гвоздь и Карандаш: Теперь мы поняли, что оба нужны и важны людям. И больше не будем ссориться.

Воспитатель: Вот и хорошо.

А сейчас я предлагаю всем немного отдохнуть.

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. А сейчас все дружно вышли все ко мне в кружок, начинаем по порядку нашу бодрую зарядку.

  1. Физминутка .

Раз, два, три, четыре (дети маршируют).

Нужна нам мебель для квартиры (наклоны вперед)

Грузчиков мы пригласим (повороты туловища влево и вправо)

И поедем в магазин (руки перед собой сжаты в кулак –

поворачиваем влево- вправо, изображая руль)

Что там сегодня продают? (повороты вправо-влево).

Кресла, стулья, табуреты, шкафы, диваны и буфеты (приседания).

Воспитатель: Молодцы. Немного отдохнули. А тем временем

Гвоздь Гвоздович и Карандаш отправились в обратный путь, в свою сказочную страну. Шли они шли и вышли к речке (появляется макет). Обрадовался Карандаш: «Сейчас вплавь доберемся, заодно и освежимся!» А Гвоздь Гвоздович приуныл. Как вы думаете почему?

Ответы детей (гвоздь может утонуть).

Воспитатель: Давайте проверим, что поплывет, а что потонет?

  1. Опыт «Тонет – плывет».

Воспитатель: Дети, возьмите все гвоздь и палочку и опустите в таз с водой.

Дети опускают в таз с водой гвоздь и палочку.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети: Металл – тяжелый,

А дерево – легкое.

Воспитатель: Как же тогда Гвоздю Гвоздовичу перебраться на другой берег?

Дети: Его может перевести Карандаш, плот (ребенок показывает).

Воспитатель: Так наши друзья и поступили. Перебрались на другой берег.

Гвоздь: Как я устал!

Карандаш: А я есть очень хочу!

Гвоздь: Давай сварим уху!

Карандаш: Я пойду рыбу ловить.

Гвоздь: И я пойду.

Карандаш: А кто будет костер разводить?

Воспитатель: Как вы думаете, кому нужно разводить костер, а кто пойдет рыбу ловить?

Дети: Карандаш должен рыбу ловить, он воды не боится. Гвоздь – костер разводить, он не боится огня.

Воспитатель: Сварили друзья ухи, сели есть. Гвоздь Гвоздович достал металлическую ложку, а Карандаш – свою деревянную. Карандаш быстро управился, а Гвоздь все дул и дул на свою ложку. Почему?

Дети: Дерево нагревается очень медленно и не очень сильно, а металл быстро становится раскаленным.

Воспитатель: металлы обладают еще одним свойством, которое называется теплопроводность – от слов «проводить тепло».

  1. Сейчас мы убедимся в этом на опыте.

Воспитатель: Я очень осторожно положу в чашку с горячей водой деревянную и металлическую ложки.

Как вы думаете, что произойдет?

Дети: Металлическая ложка нагрелась, а деревянная – нет.

Воспитатель: Это свойство называется – теплопроводность.

Какой вывод можно сделать?

Дети: Металл проводить тепло.

  1. Проблемная ситуация:

Воспитатель: Как же быть Гвоздю Гвоздовичу – все время обжигаться во время еды?

Ответы детей (кушать деревянной ложкой).

Воспитатель: Карандаш поступил как настоящий друг – подарил Гвоздю Гвоздовичу деревянную ложку.

Поели наши друзья, посидели у костра, решили идти дальше.

Как затушить костер?

Дети: Залить водой – это может сделать Карандаш.

Закидать песком – с этим может справиться Гвоздь.

Воспитатель: Так они и сделали. Потом отправились в путь к новым приключениям.

  1. Итог:

Гвоздь и Карандаш: «Спасибо вам, ребята, за то, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного. На память мы дарим вам свои фотографии. И хотим, чтобы вы помнили о свойствах дерева и металла».

Воспитатель: У меня есть волшебная палочка. Передавая ее друг другу, назовите какие свойства дерева и металла вы сегодня узнали.

Дети: Дерево – шершавое, легкое, теплое, мягкое, хрупкое, боится огня, не нагревается.

Металл – гладкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый, ржавеет, притягивает магнит, нагревается.

infourok.ru

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Чудесные свойства воздуха»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Снегурочка»

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Чудесные свойства воздуха»

Автор: Гимазитдинова Юлия Викторовна

воспитатель старшей группы

г. Салехард, 2017 год

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Чудесные свойства воздуха»

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования

Задачи:

«Познавательное развитие»

Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.

Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая за­нимательные опыты, привлекая к простейшим экспериментам.

Побуждать устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства познавательных действий. Способствовать самостоятельному использо­ванию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств.

«Речевое развитие»

Продолжать развивать речь как средство общения на занятиях познавательно-исследовательской деятельности.

Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми раз­нообразными впечатлениями, вы­сказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

«Социально-коммуникативное развитие»

Формирование готовности детей к совместной деятельности,

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща заниматься.

«Физическое развитие»

Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предуп­реждение утомления.

«Музыкальное развитие»

Развивать чувство ритма, уме­ние свободно ориентироваться в пространстве, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.

Методы и приёмы:

Словарная работа: невидимый, целлофановый, зубочистка

Материалы: воздушные шары, ленты разных цветов, целлофановые пакеты, листы бумаги, пластмассовые бутылочки с пенопластовыми шариками, трубочки, зубочистки, картинки, апельсин, чемодан.

Ход занятия:

Мери Поппинс: Здравствуйте, ребята, меня зовут Мэри Поппинс. 

Там, где я появляюсь, происходят самые невероятные вещи.

Я самая лучшая няня на свете,

Об этом, конечно, знают все дети.

Мой метод доступный и очень простой.

Все дети должны заниматься с душой.

- Я летаю по разным странам и континентам со своим волшебным чемоданчиком и знакомлюсь с новыми городами и их жителями. И сегодня я прилетела к вам за помощью. Вы мне поможете?

Дети: Да, поможем.

Мэри Поппинс: Вот посмотрите, получила я приглашение, но оно не обычное. (показывает и читает приглашение) Уважаемая Мэри Поппинс! Приглашаем Вас, посетить нашу страну Воздухоландию!

Я ребята побывала в разных странах, в Кукляндии, в Спортландии, а в Воздухоландии ещё не бывала. Но знаю, что туда можно долететь только на воздушном шаре.

Мэри Поппинс: Купила много шаров, привязала ленточки, взяла чемоданчик с подарками для своих друзей, а взлететь почему-то не могу (берёт в руки все шарики с ленточками и пытается подуть на них, но они не взлетают). Чудеса не получаются, что же случилось? Как же я отправлюсь в путешествие?

Вы не подскажите, почему мои шары не летят, может я не знаю каких-то волшебных слов, подскажите, пожалуйста.

Дети: Нужно шары надуть. Нужны воздух, ветер.

Мэри Поппинс: Где мне взять воздух и ветер? Как надуть, чем надуть?

Дети: Воздухом, насосом.

Мэри Поппинс: Да, да я вспомнила.

«Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!»

Мэри Поппинс: Правильно, это воздух! Я знаю, что воздух вокруг нас. Дети, вы видите воздух?

Дети: Нет.

Мэри Поппинс: И я ничего не вижу. Где же он? Куда он спрятался?

Мэри Поппинс: Давайте попробуем его найти. А как можно его поймать?

Ребята, нам нужно определить свойства воздуха. Я предлагаю вам пройти к столу, где лежат разные предметы. Посмотрите внимательно на стол, эти предметы нам помогут определить свойства воздуха.

1 картинка: «Ловушка для невидимки-воздуха»

Ребята, посмотрите внимательно на картинку и возьмите тот предмет со стола, который вы видите на картинке.

Мэри Поппинс: Что нарисовано на картинке?

Дети: Целлофановый пакет

Мэри Поппинс: Обычный целлофановый пакет. Посмотрите, что внутри пакета? Как вы думаете, для чего он нам понадобится?

Ответы детей.

Мэри Поппинс: А можно ли поймать этого неуловимого невидимку-воздуха? Оказывается - да! Сделаем ловушку из обычного целлофанового пакета. И поймаем воздух. Сначала широко раскроем пакет. Воздух, ничего не подозревая, заберется во внутрь. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом?

Дети: Пакет надулся, увеличился.

Мэри Поппинс: Что в нём находится?

Дети: Воздух.

Мэри Поппинс: Сразу ясно, что там что-то есть. Попался, невидимка! Ребята, а можно ли воздух выпустить из пакета? А как можно его выпустить?

Дети: Ответы детей.

Мэри Поппинс: Ну что, отпустим его? Чтоб услышать, как воздух выходит из нашей ловушки мы проткнём его зубочисткой и услышим, как воздух выходит из пакета.

Давайте проверим. Возьмите острую зубочистку и осторожно проколите пакет. Поднесите его к лицу и помните его руками. Что вы почувствовали? (мы его не видим, но чувствуем).

Дети: как из пакета выходит воздух и он сразу сдулся.

Мэри Поппинс: Но мы-то теперь знаем, что наш невидимка-воздух все равно здесь, в нашем окружении.

Выводы с детьми:

Воздух можно поймать и выпустить, хоть мы его и не видим, но его можно почувствовать, воздух не имеет цвета.

Мэри Поппинс: Как здорово, воздух вокруг нас, чтобы мои шары полетели, нужен воздух.

2 показ листа бумаги: «Звук» (на столе лежат листы бумаги)

Мери Поппинс: Ребята, а как вы думаете, для чего же нам нужны листы бумаги? Можно ли с помощью листа бумаги услышать воздух?

Дети: Да. Нет.

Мери Поппинс: Может, вы подскажете, как это сделать?

Дети: Ответы детей.

Мери Поппинс: А сейчас мы все вместе попробуем услышать воздух. Возьмите лист бумаги и приложите край листа к губам и подуйте, вдоль него так, чтобы мы услышали звук. Что происходит? Мы с вами выдуваем струю воздуха изо рта, а край бумаги дрожит.

Вывод: Воздух заставляет дрожать лист бумаги и поэтому возникает звук.

А сейчас мы свами немного отдохнём. А потом опять вернёмся к рабочим столам.

Музыкальная разминка «Шарики воздушные» (используется аудиозапись)

Мери Поппинс: Давайте пройдем за столы и посмотрим, что же нас там ещё интересного ждёт?

3 картинка: «Метелица» (бутылка наполненная шариками из пенопласта – трубочка в бутылочке)

Мэри Поппинс: Посмотрите внимательно на следующую картинку. Что нам нужно взять со стола?

Дети: Бутылочки.

Мэри Поппинс: Ребята, для чего нам нужны бутылочки?

Ответы детей.

Мэри Поппинс: А мне интересно, можно ли поднять «метель» с помощью воздуха?

Дети: Да. Нет.

Мэри Поппинс: А как это мы можем сделать?

Дети: Подуть

Мэри Поппинс: Поднимем «метель», в обычной пластмассовой бутылочке. Посмотрите в нашей бутылочке спокойно лежат маленькие белые шарики. Но стоит нам подуть в бутылочку, через трубочку, то поднимется «метель». Давайте попробуем. Получилось ли сдвинуть с места наши маленькие шары?

Дети: Да.

Мэри Поппинс: Что делает воздух?

Дети: Воздух поднимает шарики.

Мэри Поппинс: Если мы будем дуть медленно, то шарики будут двигаться медленно. А если сильнее подуть, то можно поднять «метель».

Мы привели в движение воздух и получили в бутылочке «метель»

Значит, с помощью силы воздуха, усиливается сила ветра.

Выводы с детьми:

Без потока силы воздуха шар не подвижен. Обязательно нужна сила ветра.

Только так шар может взлететь.

Мэри Поппинс: Теперь я точно знаю, шары так просто не полетят, нужен ветер.

4 картинка «Апельсин»

(На столе лежит в тарелочке апельсин)

Мери Поппинс: Ребята, а мне интересно, имеет ли воздух запах? А как вы думаете?

Дети: ответы детей.

Мери Поппинс: Попробуйте втянуть воздух носиком. Пахнет?

Дети: Да. Нет.

Мери Поппинс: А сейчас мы проверим, имеет ли воздух свой запах.

Мери Поппинс: Что на этой картинке вы видите?

Дети: Апельсин.

Мери Поппинс: Что я делаю с апельсином?

Дети: Чистите его.

Мери Поппинс: Ребята, каким сейчас запахом, ароматом наполняется воздух?

Дети: Апельсиновым запахом, ароматом.

Мери Поппинс: Воздух не имеет запаха. Запах передается по воздуху. В каждом помещении пахнет по-разному. В аптеке – лекарством, в столовой – разной едой.

Итак, ребята, давайте вспомним, какие свойства воздуха вы запомнили.

Ребята, чем мы с вами дышим?

Давайте посмотрим на доску.

Воздухом?

А только ли для человека нужен воздух?

Дети: (животным, растениям, рыбам и т.д.) используется Интерактивная доска

1 слайд – воздух; 2 слайд – человек, 3 слайд – все живое

Правильно, всему живому.

Ребята, какие вы молодцы, все знаете.

Мери Поппинс: А теперь я вам покажу настоящее чудо.

В чудеса всё превращу

и рукою я взмахну-

чудеса вам покажу.

(открывает волшебное покрывало, а там надутые воздушные шары.

Всем детям Мэри Поппинс дарит по шарику). Вот они, воздушные шарики, я вам их дарю.

«Звучит голос за кадром» (используется аудиозапись)

«Внимание, внимание!

Желающие лететь в страну Воздухоландию

проводится посадка на воздушные шары, на площадке у детского сада.

Дети, полетели со мной. Посмотрим страну и вернёмся, обратно. Ребята, нам нужно поторопиться.

Воспитатель берёт чемоданчик и с детьми улетает.

kopilkaurokov.ru

Конспект совместной деятельности в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности «Чудо

 Цель: формировать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с природным веществом - солью.

Задачи: 1.Формировать у детей представления о свойствах и видах соли, применении и значении в жизни человека;

2. Формировать умения детей наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов с солью.

3. Развивать интерес к окружающему, открывая новое в знакомом, мышление, любознательность.

4. Воспитывать привычку взаимопомощи, интерес к проведению опытов.

5.Активизация словаря: кристаллики, растворяется, ученые, лаборатория.

Оборудование: лупы, пипетки, стаканы с водой, стаканы с солью, ложка, конверт, презентация, халаты.

Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий, просмотр видеофильма, беседа о соли, чтение загадок, пословиц о соли.

Ход:

1.Вхождение в ситуацию (стук в дверь) Ребята, сегодня нам с вами передали конверт. Как вы думаете, что в нём? (письмо). Как узнать, от кого оно? (надо прочитать).

«Здравствуйте ребята! Сегодня произошёл сбой в главном компьютере нашего научного института, и результаты многих экспериментов пропали, теперь их необходимо восстановить, посовещавшись, мы решили поручить это задание вам, как опытным специалистам. В нашем архиве остались только схемы, надеюсь, они вам помогут» Знайка.

Что же нам делать, как вы думаете? (надо помочь Знайке)

Давайте думать все вместе, как помочь? (Надо провести опыты, и отправить письмо).

Хотите узнать, с чем будем проводить опыты? Послушайте загадку:

«Отдельно я не так вкусна

Зато красива, солона

И в пище – каждому нужна» (соль).

Скажите, с каким веществом будем проводить опыты? (с солью). А как называется помещение, где проводят опыты? ( лаборатория) А кто там работает? Ученые. Что они делают в лаборатории? (проделывают разные опыты, исследуют вещества). Я предлагаю вам стать учёными. Но прежде чем приступить к исследованиям, давайте побольше узнаем о соли (садятся на стулья).

Кто из вас скажет, что такое соль? Соль – это белое вещество с острым солёным вкусом. Слайд 1

Слайд 2 В глубокой древности люди добывали соль, сжигая на костре некоторые растении, а золу использовали в качестве приправы. (слайд 3)У нас в Тотьме был первый в России соляной завод. (слайд4) Вот по такой соляной трубе раньше поднимали соль из глубины земли. (слайд5) Так вываривали соль в соляной варнице. (слайд6) Соль раньше была дороже золота, а для продажи её возили на лошадях, в мешках в разные города.

А какая соль бывает? (морская, каменная, поваренная) слайд 7,8.9

Подумайте и скажите, пожалуйста, как добывают соль?

Люди научились добывать соль различными способами. Морскую соль добывают из моря, путём испарения воды под воздействием горячего солнца (слайд 10) В морской соли есть полезное вещество – йод.

Каменную соль добывают в соляных шахтах. В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх. Так добывают каменную соль (слайд11, 12, 13,14, 15)

Как вы думаете, для кого полезна соль? Слайд16,17,18

Не только для людей, но и для животных. Животным дают специальную кормовую соль.

Воспитатель: Скажите мне, где человек применяет соль? (Ответы детей).

Воспитатель: Да, соль используют для засолки продуктов.

А как вы думаете, для чего засаливают продукты?

-Правильно. Для длительного хранения. Соль убивает микробы, не дает портиться продуктам). Слайд 19

Слайд 20. Целебные свойства соли были известны с древности. В медицине при боли в горле соляным раствором полощут горло. С помощью соли очищают посуду от загрязнения. Слайд 21

А теперь подумайте: соль человеку необходима или нет? Почему она необходима? Вывод: Конечно, соль необходимое вещество. Она отвечает за работу мышц. Но употреблять её нужно разумное количество, т.к. слишком большое количество может нанести вред человеку.

Игра с мячом «Соль нужна для того, чтобы…

(солить пищу; засаливать овощи на зиму; полоскать горло; для принятия ванн, рисовать; кормить животных).

А сейчас, пройдем в лабораторию, где продолжим узнавать о свойствах соли. Но пройти в неё можно только, назвав правило поведения в лаборатории. (проходят, одевают белые халаты). Назвав правило, выбери себе пару с кем ты , будешь работать.

Правило№1. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№2. Работая с солью, нельзя трогать глаза руками.

Правило№3. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал — убери на место.

Воспитатель: итак, мы в лаборатории, вот первая схема-картинка (показываю картинку -нос). Как вы думаете, что будем определять? (есть ли запах) Как определить? (понюхать)

Воспитатель: Возьмите стаканчик с солью и определим, есть ли у соли запах? (перечеркнуть нос)

По этой схеме что определим? (показываю язык). (Какая соль на вкус). Что надо сделать? (попробовать). Какая соль на вкус? (солёная). Насыпьте немного соли на крышку. Что вы сделали? (насыпали соль). Значит, соль, какая? (сыпучая, рассыпчатая). Какого она цвета?

Воспитатель: На что похожа соль? С виду соль похожа на порошок, на снег. Чем она похожа на снег? Давайте попробуем надавить ложкой на соль, что слышите? (слышен хруст, скрип)

А теперь давайте ее рассмотрим через лупу. Что вы видите? Правильно – это маленькие кристаллики. Возьмите пипетку и капните на соль воду. Что произошло? Соль впитала воду.

А как вы думаете, почему соль не растворилась в воде, а впитала её? (соли много, а воды мало).

А теперь продолжим изучать свойства соли. Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится». Как понимаете эту поговорку? А действительно ли соль боится воды?

Работа в паре: рассмотрите схему и скажите, как это можно проверить? (надо соль положить в воду и посмотреть)

Опыт: Возьмите стакан с водой и насыпьте в неё 1 ложку соли, размешайте. Что произошло? (соль растворилась). Изменился ли цвет воды?

Какой можно сделать вывод? (Она сыпучая, без запаха, на вкус солёная, растворяется в воде) Схема – на мольберт

Соль – незаменимый помощник в гололёд. Может кто-то знает, какова её польза?

Опыт: перед вами на блюдце лежат кусочки льда, посыпьте их солью. Послушайте, что происходит (соль трещит). Почему? Так соль растапливает лёд (выставляю схему)

Опыт: Как вы думаете, в солёной воде можно утонуть? А сейчас я вам покажу опыт. У меня в стаканчиках вода: в одном – солёная (стакан отмечен синим кружочком), в другом - простая (дети пробуют на вкус ложечкой). Положу одно яйцо в стакан с простой водой. Что с ним произошло? (яйцо опустилось на дно). Беру другое яйцо, отпускаем в солёную воду. Что происходит с ним? (яйцо подпрыгивает, не тонет). Почему так происходит: в обычной воде тонет, а в солёной не тонет? Соль не даёт яйцу утонуть, чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

Вывод: в солёной воде предметы не тонут, не тонут и люди, когда купаются люди в море.

Все исследования мы провели. Как мы можем передать Знайке результаты наших исследований? Что ж, давайте результаты наших опытов положим в конверт и отправим Научной Комиссии. (складываю схемы в конверт и запечатываю)

3.Заключительная часть: Кому мы с вами сегодня помогали? (помогали Знайке)

Как ему помогли? (провели опыты). Где мы проводили опыты? (в лаборатории)

Как вы думаете, удались нам опыты? Что нам помогло в проведении опытов, как вы думаете? (у нас всё получилось потому что думали все вместе). Что вы смогли понять после проделанных опытов? Какие свойства соли запомнили? Спасибо, ребята, за работу!

МБДОУ «Тотемский детский сад №7 «Солнышко»

Подготовила: воспитатель

Фешина Е.Л.

г.Тотьма 2016г.

infourok.ru

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Автор — Беськаева Елена Анатольевна воспитатель подготовительной группы, МАДОУ №11 «Подковка» г. Химки.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Тема: «Волшебная сила воды»

Цели:

  • Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.
  • Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
  • Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;
  • Развивать навыки проведения лабораторных опытов;
  • Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;
  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту
  • Учить правильно, вырезать силуэт, передавая плавные изгибы формы, дополнять аппликативное изображение графическим (дорисовывать чешуйки, глаза)
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Предварительная работа:

  • Проведение мини-беседы «Если б не было воды»
  • Рассматривание глобуса, карты мира
  • Заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде

Оборудование и материал: Иллюстрации на тему «Вода», плакаты, капельки воды, изготовленные из бумаги, аудиозапись, колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой, фломастеры, клей, цветная бумага, салфетки, заготовка панно «Речка».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего, не может мама,

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы, скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без… (воды)

Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть

I Игровой практикум: «Мама тучка»

Воспитатель: Давайте представим, что я – мама- Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.

— Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки) .

Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку) .

Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу) .

Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама -Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках)

Воспитатель: Где встречается капелька воды?

Дети: В капельке дождя, ручейке, реке, океане…

В: А кто это к нам пришел? Ты кто?

Девочка: Я капелька

В: Как зовут тебя?

Дев: Меня зовут Капитошка.

В: А зачем ты к нам пришла?

Дев: Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.

В: У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички-капельки? Тогда давайте покажем Капитошке, что они делают эти сестрички у нас в группе, какую пользу приносят.

II Дети идут по группе и делают остановки.

1 уголок природы — возле растений.

Д: цветы надо поливать, они живые. Без воды засохнут, завянут – им нужна вода.

В: Правильно ребята. (приклеивают капельку)

2 игровой уголок.

В: А здесь где вода нужна? Зачем?

Д: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду. (приклеивают капельку)

3 мойка в столовой

Д: Помощнику воспитателя надо вода и много, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе. (приклеивают капельку)

4 туалетная комната

Д: Здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо, выполнять гигиенические требования (приклеивают капельку)

5 У стола, где стоит кувшин с водой. (приклеивают капельку)

В: Ну вот Капитошка, сколько в нашей группе живёт сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речке течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы?

Повтори… Повтори…

Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все это выяснить, мы попробуем в нашей лаборатории

III Основная. Исследование: «Волшебная вода»

В: Прежде, чем приступить к исследованиям, послушайте правила поведения в лаборатории:

  • Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.
  • Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
  • Слушать воспитателя
  • Внимательно следить за результатом опыта.
  • Закончив наблюдение, сделать вывод.

В: Ну, что приступим (дети проходят к рабочим местам. На столах емкости, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой)

Исследования

В: Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Д: Нет. Одна чистая, другая – грязная.

В: А как вы думаете, очистить грязную воду можно? Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в неё листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?

Д: Вода становится чистой.

В: А что стало с нашей бумагой?

Д: Грязная стала

В: Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки?

Д: В чистой

В: Да, только в чистой воде могут жить рыбки и лягушки.

Этот опыт провела я. А сейчас вы будете проводить свои опыты.

1 стол – прозрачность воды. Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку видна она или нет. Затем в стакан с водой.

Вывод – Вода прозрачна.

2 стол — есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?

Вывод – не имеет запаха и без вкуса.

3 стол — опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.

В: Где в жизни мы можем наблюдать это?

Д: За завтраком, когда кладем сахар в чай.

В: Каким становится он?

Д: Сладкий

В: Итог эксперимента – вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:

-прозрачность

-нет запаха

-без вкуса

— растворитель.

Молодцы! Хорошо поработали. А сейчас немного отдохнём.

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.

Пальчиковая игра «Дождик»

Дождик капнул на ладошку — правой рукой касаемся левой

На цветы – круговые движения правой рукой

И на дорожку – обе руки перед собой

Льётся, льется –ой-ой-ой! – покачивание головы

Побежали мы домой – бег на месте.

IV Творческая работа

В: Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой речке могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столах есть цветная бумага, трафареты и карандаши.

Обведите рыбок, дорисуйте детали и опустите их в речку (приклеить) .

Старайтесь всё выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.

Самостоятельная работа детей. Играет тихая спокойная музыка (звуки воды)

В: Молодцы дети! Какая веселая чистая речка у нас получилась и рыбки в ней все разные, красивые. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра.

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в речке, в океане,

И в водопроводном кране.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Воду вы в пруду найдёте,

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда,

Наша спутница – вода!

В: Молодцы ребята! Видишь, Капитошка, дети показали хорошие знания о твоих сестричках-капельках.

Капитошка: Спасибо, ребята! На память о себе я дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (вешает каждому капельку) .

В: Ну вот, ребята, и подошло наше занятие к концу.

 

deti-club.ru