Презентация к классному часу по теме "Добро и Зло". Классный час добро и зло презентация 3 класс
Классный час по теме "Добро и зло" (3 класс)
Классный час «Добро и зло» 3в класс.
Цель: познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло», с закономерностями проявления их в личности человека.
Задачи: 1) формировать умение различать данные понятия;
2) показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому;
3) повышать уровень сплочённости, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.
Оборудование: плакаты с пословицами: презентация, рисунки учащихся, плакат «Дерево добра».
Ход занятия.
Орг. момент.
Определение темы разговора. Чтение сказки Л.Н.Толстого «Белка и волк».
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пушу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.
- О чём эта сказка? (о добре и зле)
- Тема нашего классного часа «Добро и зло» (Слайд 1)
- Эпиграфом к нашему разговору будут слова (Слайд 2):
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
– Готовясь к классному часу, вы получили задание, изобразить добро и зло с помощью рисунков. Посмотрите, какие удивительные работы получились, как по разному раскрывает эту тему каждый из вас.
- Ребята, когда вы рисовали добро, что вы представляли? (Ответы детей)
- Что вы представляли, когда рисовали зло? (Ответы детей)
- Чего на Земле больше: добра или зла?
4. Ученица читает стихотворение О. Слепенькой «Что такое добро?»
Добро – это ты!
Добро – это я!
Добро – это целая наша Земля!
Добро – это праздник в семье,
Добро – это песня ручья по весне,
Добро – это радости море и смеха,
Добро – это также прекрасно, как лето!
Когда мама с папою рядом – добро!
И люди идут, улыбаясь в метро,
Ну, в общем, добро – это что-то такое,
Что объяснить не в силах порою!
- Добро – это всё хорошее, доброе, красивое. Зло – это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье. Мы живём с вами на планете Земля. Если существуют на ней добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? (Ответы детей)
5. Путешествие на Планету Добра.
- Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправились с вами на ракете в космическое пространство. Итак, мы приземлились с вами на планету Добра.
Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Ответы детей)
- А теперь вернёмся на родную планету, чтобы делать добрые дела.
Стать добрым волшебником
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово!
На клумбе цветок,
Его листья повисли.
Грустит он… О чём?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик спустился из лейки твоей.
А что же сестрёнка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестрёнке!
И ты обернулся
Ретивым конём –
Галопом сестрёнка
Помчится на нём!
Хоть мама ещё не вернулась с работы,
Не трудно узнать её думы, заботы.
«Вернусь, хорошо бы пошить, почитать…
Да надо с уборкой возиться опять».
И ты совершаешь великое чудо –
Пол засверкал, засияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись домой:
- Да это, как в сказке, волшебник ты мой!
- Какого человека называют добрым? (Ответы детей)
- Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережёт природу.
Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьёзных котят
И щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла –
Тот людям навеки не делает зла. (Р. Сеф)
- Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
6. Беседа по содержанию стихотворений.
- Давайте послушаем стихотворение А.Л. Барто «Любочка». Поразмышляем, добрые в этом стихотворении герои или нет.
- Какая же Любочка на самом деле?
- Внимательно послушайте стихотворение А. Антонова «Вежлив Витя или нет».
- Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит русская пословица «Не одежда красит человека, а его добрые дела». А ещё вам необходимо помнить, что начатое дело нужно доводить до конца.
- Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице. В транспорте, в природе?
- Как вы думаете, трудно ли быть добрым?
- Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце)
7. Есть такая пословица «Доброе слово и кошке приятно». Как вы понимаете её смысл?
- Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова. Эти слова называют ещё волшебными словами. Почему?
- Есть ещё одна пословица «Доброе слово, что дождь в засуху». Как вы понимаете её смысл?
- Какие добрые, волшебные слова звучат в нашей речи? Что они означают?
- Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни. И есть приветствия и пожелания, в которые входит само слово «добро»:
Добро пожаловать! (Вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти, проехать, войти в дом)
В добрый час! ( Пожелание удачи, благополучия при начинании какого-либо дела)
В добрый путь! (Доброе пожелание тому, кто уезжает куда-нибудь)
Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! (Говорим мы при встрече со знакомыми и близкими нам людьми)
- А знаете ли вы историю слова «добро»? Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом можно судить по огромному количеству пословиц и поговорок, сказок. Слышали ли вы такие выражения «Дать добро», «Получить добро»?
Дать добро – дать согласие, разрешение на что-либо, одобрение.
Получить добро – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.
- Много тёплых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
8. – Представим себе, что у каждого из нас есть маленькое солнышко. Это солнышко – доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает. Ведь любовь и помощь согревают как солнце.
Послушайте притчу и поразмышляйте над её смыслом.
Давным-давно в старинном городе жил мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. А потом подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любой момент сжать их ради истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках.
- Вот и в ваших руках и в вашем сердце решить для себя: творить добро или зло.
Стоит только захотеть, и мир вокруг нас может измениться к лучшему. Помните сказку В.Катаева «Цветик-семицветик», в которой девочка Женя, благодаря сказочному цветку, смогла исполнить свои заветные желания.
9. Игровое задание «Цветок желаний»
- Я предлагаю вам побывать в роли волшебников и попробовать загадать желание для близких вам людей. А все ваши желания вместе помогут распуститься на нашей доске волшебному цветку. (Дети озвучивают желания, на доске появляется лепесток за лепестком.)
В этом мире огромном, в котором живём я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звёзды светить.
- Возьмите друг друга за руки и мысленно пожелайте своему соседу что-то очень хорошее, но только пожелать надо искренно, от чистого сердца.
- Наш классный час подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Хочется верить, что вы сможете сделать нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро- это здорово. Хорошо, если мы сможем найти с вами в жизни дорогу добра и идти по ней долгие годы.
10. Звучит песня «Дорога добра».
infourok.ru
Классный час по теме "Добро и зло" (3 класс)
Классный час «Добро и зло» 3в класс.
Цель: познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло», с закономерностями проявления их в личности человека.
Задачи: 1) формировать умение различать данные понятия;
2) показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому;
3) повышать уровень сплочённости, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.
Оборудование: плакаты с пословицами: презентация, рисунки учащихся, плакат «Дерево добра».
Ход занятия.
Орг. момент.
Определение темы разговора. Чтение сказки Л.Н.Толстого «Белка и волк».
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пушу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.
- О чём эта сказка? (о добре и зле)
- Эпиграфом к нашему разговору будут слова (Слайд 2):
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
– Готовясь к классному часу, вы получили задание, изобразить добро и зло с помощью рисунков. Посмотрите, какие удивительные работы получились, как по разному раскрывает эту тему каждый из вас.
- Ребята, когда вы рисовали добро, что вы представляли? (Ответы детей)
- Что вы представляли, когда рисовали зло? (Ответы детей)
- Чего на Земле больше: добра или зла?
4. Ученица читает стихотворение О. Слепенькой «Что такое добро?»
Добро – это ты!
Добро – это я!
Добро – это целая наша Земля!
Добро – это праздник в семье,
Добро – это песня ручья по весне,
Добро – это радости море и смеха,
Добро – это также прекрасно, как лето!
Когда мама с папою рядом – добро!
И люди идут, улыбаясь в метро,
Ну, в общем, добро – это что-то такое,
Что объяснить не в силах порою!
- Добро – это всё хорошее, доброе, красивое. Зло – это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье. Мы живём с вами на планете Земля. Если существуют на ней добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? (Ответы детей)
5. Путешествие на Планету Добра.
- Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправились с вами на ракете в космическое пространство. Итак, мы приземлились с вами на планету Добра.
Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Ответы детей)
- А теперь вернёмся на родную планету, чтобы делать добрые дела.
Стать добрым волшебником
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово!
На клумбе цветок,
Его листья повисли.
Грустит он… О чём?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик спустился из лейки твоей.
А что же сестрёнка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестрёнке!
И ты обернулся
Ретивым конём –
Галопом сестрёнка
Помчится на нём!
Хоть мама ещё не вернулась с работы,
Не трудно узнать её думы, заботы.
«Вернусь, хорошо бы пошить, почитать…
Да надо с уборкой возиться опять».
И ты совершаешь великое чудо –
Пол засверкал, засияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись домой:
- Да это, как в сказке, волшебник ты мой!
- Какого человека называют добрым? (Ответы детей)
- Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережёт природу.
Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьёзных котят
И щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла –
Тот людям навеки не делает зла. (Р. Сеф)
- Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
6. Беседа по содержанию стихотворений.
- Давайте послушаем стихотворение А.Л. Барто «Любочка». Поразмышляем, добрые в этом стихотворении герои или нет.
- Какая же Любочка на самом деле?
- Внимательно послушайте стихотворение А. Антонова «Вежлив Витя или нет».
- Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит русская пословица «Не одежда красит человека, а его добрые дела». А ещё вам необходимо помнить, что начатое дело нужно доводить до конца.
- Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице. В транспорте, в природе?
- Как вы думаете, трудно ли быть добрым?
- Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце)
7. Есть такая пословица «Доброе слово и кошке приятно». Как вы понимаете её смысл?
- Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова. Эти слова называют ещё волшебными словами. Почему?
- Есть ещё одна пословица «Доброе слово, что дождь в засуху». Как вы понимаете её смысл?
- Какие добрые, волшебные слова звучат в нашей речи? Что они означают?
- Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни. И есть приветствия и пожелания, в которые входит само слово «добро»:
Добро пожаловать! (Вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти, проехать, войти в дом)
В добрый час! ( Пожелание удачи, благополучия при начинании какого-либо дела)
В добрый путь! (Доброе пожелание тому, кто уезжает куда-нибудь)
Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! (Говорим мы при встрече со знакомыми и близкими нам людьми)
- А знаете ли вы историю слова «добро»? Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом можно судить по огромному количеству пословиц и поговорок, сказок. Слышали ли вы такие выражения «Дать добро», «Получить добро»?
Дать добро – дать согласие, разрешение на что-либо, одобрение.
Получить добро – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.
- Много тёплых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
8. – Представим себе, что у каждого из нас есть маленькое солнышко. Это солнышко – доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает. Ведь любовь и помощь согревают как солнце.
Послушайте притчу и поразмышляйте над её смыслом.
Давным-давно в старинном городе жил мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. А потом подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любой момент сжать их ради истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках.
- Вот и в ваших руках и в вашем сердце решить для себя: творить добро или зло.
Стоит только захотеть, и мир вокруг нас может измениться к лучшему. Помните сказку В.Катаева «Цветик-семицветик», в которой девочка Женя, благодаря сказочному цветку, смогла исполнить свои заветные желания.
9. Игровое задание «Цветок желаний»
- Я предлагаю вам побывать в роли волшебников и попробовать загадать желание для близких вам людей. А все ваши желания вместе помогут распуститься на нашей доске волшебному цветку. (Дети озвучивают желания, на доске появляется лепесток за лепестком.)
В этом мире огромном, в котором живём я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звёзды светить.
- Возьмите друг друга за руки и мысленно пожелайте своему соседу что-то очень хорошее, но только пожелать надо искренно, от чистого сердца.
- Наш классный час подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Хочется верить, что вы сможете сделать нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро- это здорово. Хорошо, если мы сможем найти с вами в жизни дорогу добра и идти по ней долгие годы.
10. Звучит песня «Дорога добра».
infourok.ru
Классный час "Урок о доброте" (3 класс)
Технологическая карта внеклассного занятия.
Дата:.23. 04.16
Школа: МАОУ "СОШ №78"
Класс: 3 Б
Учитель: Родькина Наталья Григорьевна
Классный час: беседа – игра
Тема: Урок о доброте
Цель: воспитание доброжелательного отношения к людям, взаимопонимания, стремления к самосовершенствованию.
Задачи:
Воспитательная:
содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру и толерантному отношению к детям и взрослым.
Развивающая:
создать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся.
Познавательная:
формировать знания о понятиях добро, толерантность, равнодушие; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта.
УУД:
Личностные: находить способ увлечь детей знаниями; осознавать смысл учения и понимать личную ответственность за будущий результат.
Регулятивные: планировать и контролировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; формировать и высказывать свою точку зрения; задавать вопросы; аргументировать свою позицию; уметь вступать в диалог.
Познавательные: включение детей в открытие новых знаний; использование развивающих заданий; использование интерактивных возможностей ИКТ.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, мультфильм о доброте
Используемые источники: интернет, международный центр гуманной педагогики «Добро творящий творит жизнь». (Сборник уроков доброты). М., Амрита-Русь., 2012 год.
Ход занятия
Деятельность детей:
Планируемые результаты:
Время:
I. Вступительный
1. Орг. Момент
-Вот и снова добрый день,
Первым делом гоним лень.
На занятье не зеваем,
Дружно что-то получаем.
- А вот, что мы получим с вами вы узнаете, если будете работать дружно и активно.
- Ребята, у всех ли этот день начался с улыбки? (Да)
- Это очень хорошо, ведь сегодня мы узнаем много нового и интересного.
2. Ритуальное приветствие
- Сегодня на классном часе мы постараемся увидеть свой внутренний мир и понять самого себя. Закройте глаза, представьте себе яркое солнышко, которое своими лучами согревает нас и делится теплом не только с нами, но со всем миро вокруг. Сегодня на занятии я очень хочу, чтобы частичку тепла, которую вы получили от солнышка, вы отдали всем нам, чтоб вокруг мир стал добрее.
– Откройте глаза, и всё ваше внимание я хотела бы обратить на экран.
3. Сообщение темы и постановка задач
классного часа
Приветствуют учителя.
Учувствуют в ритуальном приветствии.
Коммуникативные УУД: формируется способность ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
координировать различные позиции в совместном общении.
5-7 мин
II. Основной
-Вы просмотрели отрывок из мультфильма «Приключения Фунтика».
-Ребята, как вы думаете, чему будет посвящено наше с вами занятие?
- Тема нашего сегодняшнего занятия «Урок о доброте».
1. Беседа о понятии «добро».
- Скажите, что такое добро?
2. Работа с народной мудростью.
- Неслучайно народная мудрость гласит: «Доброта – что солнце». Как вы понимаете это выражение?
-Да, правильно, солнышко всех озаряет своими лучами. И от этих лучей, что мы ощущаем?
(На интерактивную доску я вывожу солнышко. На его лучиках написаны слова: любовь, забота, понимание, милосердие, благодарность, теплота, внимание.)
-Итак, каждый лучик солнышка дарит людям теплоту, заботливость, внимание. Получается, что лучик – какой? А давайте мы с вами сейчас это проверим.
-Я беру волшебную палочку, взмахиваю ею – и посылаю с лучиком пожелание Мише. Это лучик с вниманием и заботой. Он делает тебя, Миша, внимательным и заботливым.
-К кому бы вы хотели проявить своё внимание и заботу? Что бы вы для этого сделали? Почему?
-Есть ещё желающие взмахнуть волшебной палочкой и передать лучик солнца своему однокласснику?
3. Работа со словарём Сергея Ожегова
«Доброта-это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
-С. Ожегов отметил качества личности, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный.
-Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами. А какого человека вы бы назвали добрым?
4. Примеры добрых дел
-Правильно, добрый человек это тот, кто совершает добрые дела. Ребята, а какие добрые дела вы знаете?
• Перевести пожилого человека через дорогу
• Улыбнуться прохожему
• Придержать дверь
• Вежливо и ласково поговорить с кем-либо
• Сделать кормушку для птиц
• Покормить бездомных кошек и собак
• Позвонить родственникам, поздравить их с праздником
• Сделать подарок своими руками и кому-нибудь его подарить
• Испечь угощение и угостить кого-нибудь
-Вот видите, как много добрых дел мы можем с вами совершать каждый день и для этого не нужно особенное время, особенный день, всё это можно совершать неожиданно! Попробуйте привыкнуть делать добро. Сначала по одному доброму поступку в день, а потом и больше.
4. Работа с мудрой мыслью
-Народная мудрость гласит: «… во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
-Как вы понимаете это высказывание?
Физминутка (видео)
5. Беседа о сказках.
Рисование добра и зла.
-Ребята, а вы любите сказки?
-Какие герои встречаются в сказках?
-Какие герои положительные? Какие герои отрицательные?
- Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла.
- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
-Сейчас я вам предлагаю взять свои листы, карандаши, фломастеры и ручки (цветные). Лист разделите на две части: на одной части нарисуйте добро, а на другой части – зло.
-А теперь, желающие, ну или кто быстрее всех нарисовал, я прошу вас по очереди выйти к доске и объяснить то, что вы нарисовали.
7. Словарная работа
-А сейчас мы с вами попробуем к словам, записанным в столбике с лева, подобрать слова противоположные по значению.
-А кто знает, как называются такие слова?
- Плохо
Зло
Война
Жадность
Грубость
Жестокость
Ложь
Предательство
-Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше. В жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки - в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
8. Работа с пословицами
-Доброта - это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость! Вспомните некоторые из них:
-А теперь мы с вами поработаем в группах, по 4 человека.
-Вам даны карточки, в них 2 столбика, вы к началу пословицы из второго столбика должны подобрать продолжение, соединить стрелками. Кто быстрее.
Доброе слово и кошке приятно.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Кто добро творит, того Бог отблагодарит.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Не ищи красоты - ищи доброты.
-Молодцы, вы все так хорошо знаете пословицы о доброте.
Смотрят мультфильм.
Доброта-это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим
Лучик - волшебный.
.
Передают лучи солнца друг другу с пожеланиями
Добродетель - высокая нравственность.
Доброжелатель - доброжелательно относящийся к кому-нибудь.
Добросердечность - ласковое, доброе сердце.
Добросовестный -честно выполняющий свои обязательства, обязанности.
.
Каждый человек хочет, чтобы окружающие любили его, заботились о нём, но мало только желать этого, нужно самому делать всё так, чтобы поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости
Хорошо,
добро,
мир,
щедрость,
вежливость,
ласка,
правда,
преданность.
Дети приводят примеры пословиц и доброте и раскрывают их смысл.
Познавательные УУД будет формироваться способность: вычленять необходимую информацию из сообщения учителя для решения познавательной задачи; узнавать и фиксировать информацию об окружающем мире.
Коммуникативные УУД: будет формироваться способность ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;
контролировать свои действия м действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
Познавательные УУД: будет формироваться способность: вычленять необходимую информацию из сообщения учителя для решения познавательной задачи; узнавать и фиксировать информацию об окружающем мире.
Коммуникативные УУД: формируется способность контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия
Коммуникативные УУД: будет формироваться способность: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
30- 40 мин
III. Заключительный
1. Итог занятия
- Ребята, к сожалению наше занятее подходит к концу.
- Какая тема была на нашем занятии?
- Как вы поняли тему нашего занятия?
2. Рефлексия «Не законченное предложение».
- Итак, на слайде высвечено несколько предложений:
Мне было интересно узнать…
Занятее мне понравилось, тем что …
Что для тебя было примером на нашем занятии…
- Вам нужно выбрать одно из этих предложений и продолжить его.
-Дети, встаньте, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.
(Включаю красивую, приятную мелодию).
Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
3. Напутствие
- Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.
-Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этого класса. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами.
-Спасибо вам за занятие, мне очень приятно было с вами сегодня поработать. До свидания!
Выбирают предложения и заканчивают его участвуют в рефлексии
Личностных УУД будет формироваться способность: ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей
Коммуникативные УУД: будет формироваться способность: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.
5 мин
infourok.ru
Презентация к классному часу по теме "Добро и Зло"
Вовсе не обязательно быть волшебником, чтобы творить чудеса. Простые человеческие добрые дела окажутся для кого-то чудом. Каждое доброе дело несет в этот мир положительную энергию, которая рано или поздно, как бумеранг, возвращаются к нам.
С. Маршак
Согласны ли вы?
1. В нашем современном мире встречается очень много зла.
2. Совершать добрые дела приятно.
3. Люди всегда задумываются над тем, хорошо или плохо они поступают.
4. Все в жизни возвращается бумерангом.
Проект на тему:
«Добро и Зло»
Цель:
научиться быть добрее
Проблема:
как сделать людей добрее?
Задачи:
1. Провести опрос, чтобы определить, знают ли наши сверстники, что такое добро и зло; какие поступки они совершают, каким человеком себя считают.
2. Узнать, как объясняются понятия «добро» и «зло» в разных источниках информации.
3. Проанализировать детскую литературу.
4. Провести акции «Добрые дела».
5. Создать книгу «Твори Добро» и памятки для учеников.
«Добро» «Зло»
Опрос
1. Что такое добро?
2. Что такое зло?
3. Какие добрые поступки вы совершали?
4. Какие злые поступки вы совершали?
5. Считаете ли вы себя добрым человеком?
Что такое добро?
Что такое зло?
Какие добрые поступки вы совершаете?
- помогла бабушке перейти через дорогу,
- защищаю девочек,
- кормлю собак и кошек на улице ,
- помогаю друзьям делать уроки,
- мою посуду,
- помогаю маме и папе по дому,
- сижу с братиком,
- помогаю маме готовить кушать,
- помогаю папе чинить компьютеры .
Какие злые поступки вы совершали?
- накричала на соседей,
- обидел кошку,
- обидела сестру,
- обзывала одноклассника,
- уронила банку с водой,
- обманул родителей,
- подрался с одноклассником.
Считаете ли вы себя добрым человеком?
Толковый словарь Даля:
Добро – это нечто положительное, полезное, противоположное злу; добрый поступок.
Зло – это нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок.
Опрос
1. Какие произведения о добре и зле вы читали?
2. Каких героев считаете добрыми?
3. Каких злых героев сказок, мультфильмов, фильмов, компьютерных игр можете назвать.
Произведения о добре и зле:
«Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Филиппок», «Тайное становится явным»
Добрые герои:
Злые герои:
Герои компьютерных игр
Список агрессивных и жестоких компьютерных игр
- – Stalker
- Хал – флайф
- Зомби вирус
- Кубизумие
- Блокада
- Танки онлайн
- Портал
- GTA
- Дота
- CS
- World of warlayes
Список произведений о добре и зле
- В. Осеева «Кто хозяин?»
- В. Драгунский «Тайное становиться явным»
- К. Троипольский «Белый Бим, черное ухо»
- С. Аксаков «Аленький цветочек»
- А.Пушкин «Сказка о царе Салтане и семи богатырях»
- Г. Андерсен «Гадкий утенок»
- Русская народная сказка «Морозко»
- Л. Андреев «Кусака»
- А. Гайдар «Тимур и его команда»
- Л. Чарская «Сибирочка», « Лесовичка»
- В. Короленко «Дети подземелья»
- Ф. Достоевский « Мальчик у Христа на ёлке»
Акция «Делай ДОБРО»
Твори добро
всегда и везде,
и оно вернется к тебе
вдвойне!!!
Помоги детям
Д ушевными
Д ушевными
О тзывчивыми
Д ушевными
О тзывчивыми
Б лагородными
Д ушевными
О тзывчивыми
Б лагородными
Р адушными
Д ушевными
О тзывчивыми
Б лагородными
Р адушными
О бходительными
Дарите свою доброту родным и близким, друзьям и просто людям, которые в ней нуждаются! Давайте постараемся быть добрыми каждый день , бескорыстно и с любовью!
Спасибо за внимание!
kopilkaurokov.ru
Классный час 3 класс Тема: Добро и зло
Классный час 3 классТема: Добро и зло
Цель: продолжить формировать представление учащихся о добре и зле;
Задачи: воспитывать доброе отношение к окружающим людям;
воспитывать стремление совершать добрые поступки, дела;
развивать самооценку;
На доске: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху».
«Спешите делать добро».
«Не одежда красит человека, а его добрые дела».
а также название классного часа «Добро и зло»
Оборудование, наглядность: 1)чашечные весы
2)чистый лист ватмана
3)Стих. А.Барто «Вовка - добрая душа».
У детей: аппликации из цветной бумаги: дом, деревья, фигурки детей, солнце, облака, цветы, фигурки птиц, зверей, клей, маленькие игрушки.
Выставка книг.
^
Учитель: Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее-
Начнем скорей урок!
- Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок - урок доброты.
-А что такое добро? (ответы детей)
^
Учитель: А что такое зло? (ответы детей)
У:- Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.
-Мы живем с вами на планете Земля. Коль существует на планете добро и зло, значит люди могут творить и добрые и злые поступки. Вспомните, когда вы в жизни встречали добро, а когда зло? (ответы детей)
- Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы попали на планету Добра. Мы приземлились, вышли из ракеты, и что же мы увидели? (ответы детей).
А теперь вернемся на нашу планету, чтобы делать добрые дела.
Ученик. Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьезных котят и щенков беззаботных,
Кто может любить и козла и осла-
Тот людям вовеки не сделает зла.
- Какого же человека можно назвать добрым?
Учитель: Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее. Добрый человек любит птиц, зверей, помогает им выжить в трудную зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым, уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
^
- Какими «волшебными» словами пользуетесь в жизни?
- А теперь прочитаем пословицу.
- Как вы понимаете ее смысл?
- Но не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит пословица « Не одежда красит человека, а его добрые дела».
- А еще, ребята, вам надо помнить, что начатое дело нужно доводить до конца.
- Подумайте и скажите, какие добрые дела вы сможете сделать в классе, дома, в транспорте, на улице, в природе? (Ответы детей)
- Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце)
^
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Учитель: А сейчас я раздам вам листочки с текстом. Вы прочитаете и ответите на вопросы. Необходимо обсудить прочитанный текст: (учитель раздает листочки с напечатанным текстом).
Это было в Копенгагене, перед Новым годом. В тот день одна девочка продавала спички. «Спички, купите, пожалуйста, спички». Хрустел снег под ногами, деревья покрылись инеем, прохожие торопились домой, к тёплым каминам, и никто не хотел останавливаться. А девочке так нужна была хотя бы одна монетка! Робкая девочка, словно тоненькая свеча, стояла на углу: «Купите, пожалуйста!» Все проходили мимо. И вдруг она услышала голос: «Вот, возьми». Драгоценная монетка опустилась в ладонь. Девочка подняла глаза и увидела, что вместо шарфа у человека, отдавшего монетку, старенькое полотенце. Опечаленная, девочка вернула монетку.
- Вы очень добры, но я не могу взять последнее.
По мотивам биографии Г.Х. Андерсена.
Учитель: Давайте поразмышляем.
1. Какие чувства у вас вызывает эта история? Почему?
2. Как вы думаете, почему девочка назвала этого человека добрым?
3. Почему девочка отказалась взять монетку?
Учитель: Этот эпизод из жизни великого сказочника Г.Х. Андерсена стал основой сюжета его известной сказки «Девочка со спичками». Если вам захотелось узнать о том, что произошло в этой сказке Г.Х Андерсена дальше, найдите ее в любом сборнике сказок этого замечательного датского писателя.
- Проверим, как вы ответили на поставленные вопросы.
Учитель: Все вы любите сказки? В них часто встречаем добрых и злых героев. Сейчас я буду называть имена героев, а вы дружно отвечайте. Добрый - радостно хлопайте в ладоши, а злой - закрывайте лицо.
Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-Яга, Золушка, Морозко, Мальвина.
-На какого героя хотели бы быть похожим? Почему?
-Представим себе, что у каждого из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце. Как вы думаете чего на земле больше: добра или зла? Может нам помогут это узнать старинные весы.
(Учитель показывает весы)
-На одну чашу мы будем класть «зло», а на другую «добро».
(Таблички с надписями: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь, лень, сквернословие, осуждение, лесть висят на доске.)
- Куда надо положить эти слова, к какому из понятий.
- Чтобы победить зло, надо вспомнить свои добрые дела, и по капельки положить на другую чашу весов.
(дети подходят к столу учителя, называют добрый поступок, и на чашу весов кладут мелкий предмет «капельку» добра.)
-Что же произошло на наших глазах?
-Почему так получилось?
- Вот также и в жизни: капельки добра сливаясь, превращаются в реки, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец сказал: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад, воспитал ребенка. Давайте сейчас тоже сделаем доброе дело. Мы будем создавать картину.
(Учитель готовит детали из цветной бумаги: дом, деревья, облака, солнце, цветы, фигурки зверей птиц, людей).
-Какая получилась картина? Как мы ее назовем? Какое чувство испытали, делая добро?
- Познакомьтесь со стихотворениям А. Барто.
- О чем они заставили вас задуматься?
- Как вы полагаете, что значит делать добро?
- Как вы понимаете смысл русской пословицы: Доброе дело само себя хвалит?
Готов для человечества
Он многое свершить,
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить?
Пока ещё он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!
Когда судьбой назначено
Вселенную спасти,
К чему сестрёнку младшую
На скверике пасти?!
Пока ещё он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!
В своём платочке клетчатом
В углу ревёт сестра: –
Я тоже человечество!
И мне гулять пора!
Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
Он старый инвалид.
С утра Наташка мечется
(Гуляйте с ней с утра!).
Она не человечество,
А младшая сестра.
Старайся видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.
Будь добрым к людям!
Учись добру у добрых!
Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
Не причиняя зла, добрей становишься!
( учащиеся пишут свою памятку)
Учитель: Наш классный час подходит к концу. Вы еще дети, но впереди у вас много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой, но, прежде всего, должны вырасти настоящими людьми.
-А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. С сегодняшнего дня мы с вами будем записывать добрые дела в «Тетрадь добрых дел», постепенно она превратится в «Книгу добрых дел». Ведь делать добро-это здорово.
. Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьезных котят и щенков беззаботных,
Кто может любить и козла и осла-
Тот людям вовеки не сделает зла.
^
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Это было в Копенгагене, перед Новым годом. В тот день одна девочка продавала спички. «Спички, купите, пожалуйста, спички». Хрустел снег под ногами, деревья покрылись инеем, прохожие торопились домой, к тёплым каминам, и никто не хотел останавливаться. А девочке так нужна была хотя бы одна монетка! Робкая девочка, словно тоненькая свеча, стояла на углу: «Купите, пожалуйста!» Все проходили мимо. И вдруг она услышала голос: «Вот, возьми». Драгоценная монетка опустилась в ладонь. Девочка подняла глаза и увидела, что вместо шарфа у человека, отдавшего монетку, старенькое полотенце. Опечаленная, девочка вернула монетку.
- Вы очень добры, но я не могу взять последнее.
По мотивам биографии Г.Х. Андерсена.
1. Какие чувства у вас вызывает эта история? Почему?
2. Как вы думаете, почему девочка назвала этого человека добрым?
3. Почему девочка отказалась взять монетку
Зависть
Жадность
Грубость
Предательство
Война
Ложь
Лень
Сквернословие
Осуждение
Лесть
lit-yaz.ru
Презентация к классному часу на тему "Добро и зло"(4 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:Цитаты известных людей о добре
8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда:Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда:Спасибо за внимание!
infourok.ru
"Добро и зло"(классный час с презентацией)
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество | Львова Ирина Вячеславовна |
Район | г. Кстово Нижегородская область |
Место работы | МБОУ СШ № 5 |
Должность | Учитель начальных классов |
Общая информация | |
Модуль | Классный час |
УМК | Любой |
Тема | Добро и зло |
Цели, задачи | Сформировать представления о добре и зле, как об одних из самых сильных нравственных чувств личности; Раскрыть смысл понятий «стыд», «совесть», «раскаяние» Формировать умение «жить и поступать по совести» в различных жизненных ситуациях |
Оборудование | Мультипроектор, компьютер, доска |
План |
|
Литература | рассказ«Совесть» А.П.Гайдар, интернет-ресурсы ://school-collection.edu.ru http://eor.edu.ru/ |
Ход урока
Учитель: Узнать тему сегодняшнего урока нам поможет рассказ А. П. Гайдара, послушайте его. ( учитель читает рассказ «Совесть»).
Как вы поняли, почему же у Нины было так плохо на душе? Почему ей захотелось заплакать? ( дети: потому что её мучила совесть)
Сегодня на уроке мы поговорим о совести.
Тема урока Совесть и раскаяние.( на слайде)
Учитель: Ребята, давайте откроем учебник на стр. 36 и прочитаем, что мы сегодня узнаем. (дети: мы узнаем о подсказках совести и как исправлять ошибки)
Работа в группах
Учитель: Я предлагаю вам немного поиграть, пофантазировать и вспомнить положительных и отрицательных героев сказок. Кто несёт добро, а кто творит зло? (дети: Кащей Бессмертный и Иван- царевич, Баба Яга и Алёнушка, Снежная королева и Герда, Змей Горыныч и богатырь русский и т. д. )
Так в чём же проявляется добро? (дети: Добро проявляется в любви, в заботе, в бескорыстной помощи человеку, которого любишь, к своему ближнему. Когда мы что – то делаем и ничего не требуем взамен)
В православии добро – это то, что: (появляется на слайде)
А какого человека можно назвать добрым? Давайте послушаем притчу о доброй старушке и её молодой душе.
Слайд «Добрый человек»
Притча:
У одной доброй, мудрой старушки спросили: «Бабушка! Ты прожила такую тяжёлую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет?» Бабушка ответила: «Есть, милые. Всё хорошее, что мне сделали, я записываю в своём сердце, а всё плохое на воде. Если бы я делала наоборот, сердце моё сейчас было бы всё в страшных рубцах, а так оно- рай благоуханный. Бог дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его.
На слайде запись: Добро-помнить, зло-забывать!
Учитель: Ребята, так кого можно назвать добрым человеком? (дети отвечают). Послушайте, как об этом сказал русский историк В.О. Ключевский: «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».
Слайд. Зло, грех
Учитель: А что такое, по-вашему, зло? (дети: беда, несчастье, горе, вред) Давайте прочитаем, как об этом говориться в учебнике ( дети читают на стр.36)
Как вы поняли, какой синоним в православии есть у слова «зло»? (Правильно – это грех)
Грех – это не только недоброе дело, но даже и недоброе чувство и мысль. Как вы поняли из прочитанного, кто же указывает человеку на его грех? ( дети: Его совесть, его больная душа).
Учитель: Всякое ли преступление есть грех? (да), но не всякий грех государство считает преступлением. Человеку на его грех указывает его собственная совесть.
Кстати, слово грех, возможно, происходит от слова греть, гореть: от греха просыпается совесть и начинает «жечь» душу.
Учитель: Ребята, а это хорошо, что в каждом из нас есть такой «огонёк», который постоянно напоминает о себе? ( дети: да, это хорошо, потому что у человека появляется возможность стать лучше, быть ближе к Богу, не загубить душу в своих грехах)
Вот послушайте, что произошло с одним из самых близких учеников Христа – апостолом Петром.
На слайде: «Отречение Петра», «Апостол Пётр», «Христос предсказывает Петру предательство»
Отречение Петра
Евангелие рассказывает, как один из самых близких учеников Христа апостол Пётр убежал в минуту ареста учителя. Всю ночь он таился людей. Наконец одна женщина присмотрелась к нему и сказала: «Так вот он всегда ходил с этим арестованным Иисусом!» Пётр стал отпираться: «Не знаю, что ты говоришь». Он сделал несколько шагов, и вновь люди заголосили: «Да, точно, этот был с тем преступником!». И снова Пётр отрёкся, даже поклявшись, что не знает Иисуса. Через час ему пришлось ещё раз поклясться в том же самом. Так за одну ночь он трижды отрёкся от Христа.
И тут петух пропел утреннюю зарю. И Пётр вспомнил, что ещё вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: « Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от меня». Тогда Пётр мужественно ответил: «хотя бы и надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от тебя». Теперь же при крике петуха Пётр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда. В этих слезах обновилась его душа. С той минуты Пётр никогда не забывал своего падения. Святой Климент, ученик Петра, рассказывает, что Пётр в продолжении всей остальной жизни, при полуночном пении петуха, становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своём отречении, хотя сам Господь, вскоре по воскресении Своём, простил его. Сохранилось ещё древнее предание, что глаза апостола Петра были красны от частого и горького плача. Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнён.
Учитель: отречение это не предательство. Предательство прямо вредит тому, кого предают. Отречение же вредит самому отрекающемуся. Среди учеников Христа был Иуда – он именно предал Учителя и помог арестовать Его. Пётр же не предал. Но своим отречением он причинил боль своей совести.
Слайд «Работа совести»
Дети работают в парах по учебнику стр. 37-38, один ученик находит «первое важнейшее дело совести, которое ей поручил Господь» и приводит примеры из своей жизни; другой ученик находит «второе важнейшее дело совести» и приводит пример из своей жизни. (заслушиваются ответы детей)
Учитель: Какой можно сделать вывод из всего сказанного, что самое главное в жизни человека? (дети: Быть в ладу со своей совестью, то есть надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои ошибки)
Переходим ко второй части нашего урока- как исправлять ошибки? И здесь Господь помогает нам, « протягивает руку помощи», только было бы желание – покайся или раскайся в содеянном.
Слайд «Раскаяние или покаяние»
Учитель: найдите в учебнике и прочитайте, что такое раскаяние ( дети : раскаяние ( или покаяние) – это изменение той оценки, которую человек даёт своим поступкам. Тот свой поступок, который раньше виделся тебе хорошим, смешным, остроумным, даже необходимым, теперь ты оцениваешь как глупый, нечестный, трусливый.
Тебе казалось таким забавным спрятать сменную обувь своей одноклассницы. Дело сделано. А потом, увидев слёзы на глазах девочки, которую наказали за опоздание на урок, ты спохватился: «Её наказали за мою шалость? Зачем я так! Я же хотел улыбки, а не слёз»
Учитель: Откуда исходит зло? (дети: от плохого человека, от нехороших мыслей, от злых поступков)
Правильно, то есть из злого сердца. А чтобы уничтожить зло, нужно изменить сердце.
А может ли кто-нибудь другой изменить наше сердце?
Нет. Насильно это сделать нельзя. Человек должен научиться судить себя и измениться в покаянии.
На слайде:
Первый шаг покаяния – согласие с протестующим криком твоей совести ( ты сожалеешь о том, что сделал)
Второй шаг в покаянии – это переворот твоих стремлений, исправление своей ошибки.
Работа с учебником.
Учитель: Найдите и прочитайте чем отличается кающийся человек от обычного человека? (дети: кающийся человек именно ненавидит свой поступок, выталкивает его из своей жизни, из своего сердца, даже плачет)
Давайте прочитаем, что об этом говорят Святые отцы в рубрике «Это интересно» ( дети находят на стр. 39 и зачитывают: если ты заболел и ищешь исцеления, то прежде всего позаботься о совести. Всё, что она говорит, сделай – и найдёшь пользу. Святой Марк Подвижник. Дверь покаяния всегда открыта, и неизвестно, кто прежде войдёт в неё, -ты ли осуждающий, или осуждаемый тобою. Святой Серафим Саровский) На слайде появляются их изображения.
Учитель: Представьте такую ситуацию: мальчик бросил мяч в чужое окно и целых полчаса всем приятелям с гордостью рассказывал о своём « подвиге». А через полчаса в этот двор въехала «скорая помощь», и врачи побежали в ту самую квартиру с разбитым окном. Оказывается, осколки разбитого стекла попали в лицо ребёнку, который спал у окна. И теперь недавний «герой» готов отдать всё на свете, лишь бы не было этого его «подвига». То, чем он гордился, теперь для него стало поводом для глубочайшего стыда и позора. Вот так бывает в жизни, и таких случаев, к сожалению, не мало. Но исправлять свои ошибки нужно не только словом, но и делом.
Посмотрите на доску, прочитайте слова, найдите дело, противоположное совершённому греху и соедините с верным высказыванием.
Украл Попроси прощения
Солгал Верни
Пожадничал Наберись силы сказать правду
Сказал злое слово Подари
Учитель: У христиан есть и третий шаг в раскаянии: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них- «Господи, прости».
Послушайте, как она звучит в исполнении в исполнении Архиерейского хора Нижегородской епархии (аудиозапись)
Учитель: Ребята, подумайте и ответьте на такой вопрос: «Всякое ли покаяние помогает?» (можете обратиться за помощью к учебнику на стр. 39)
Дети: Нет не всякое, как работать надо до пота, так и каяться надо искренне, порой до слёз. Но после таких слёз приходит радость.
Учитель: Давайте подведём итог нашего урока и составим синквейн к слову раскаяние
Раскаяние
чистосердечное, открытое
согласие, переворот, исправление
радость от воссоединения с Богом, душой и совестью
Облегчение
Учитель: Наш урок закончился. Молодцы! Все работали хорошо. Дома прочитаете параграф 10, ответите на вопросы после параграфа и подберите пословицы и поговорки о совести и стыде.
kopilkaurokov.ru