Внеклассное мероприятие на тему: " Язык - душа народа". Классный час язык живая душа народа 10 класс
Внеклассное мероприятие на тему "Язык
Iс-шара шегінде тілдің аптасының
«Тіл - ұлттың бәсінің халықтың бесігінің»
Внеклассное мероприятие в рамках недели языков
«Язык-колыбель народа, ценность нации»
Бастық ӘБ:
Шнайдер С.В.
құрастырды.
Подготовила:
Руководитель МО
Шнайдер С.В.
жыл/год
Іс – шараның өткізілген күні:
Дата проведения мероприятия: 27.10.2014
Өткізілетін орны:
Место проведения актовый зал
Сыныптар:
Классы: 5-7
Іс-шараның мақсаты мен міндеттері:
Цели и задачи мероприятия:
Образовательные задачи:
закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках казахского, английского, русского языков.;
вовлечение в словарный запас общеупотребляемых слов и выражений;
2. развитие коммуникативных навыков, творческого мастерства;
3. осуществление межпредметных связей.
Коррекционные задачи:
1.развитие памяти, внимания;
2. развитие образного мышления;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие восприятия;
5. повышение самооценки, снижение тревожности.
Воспитательные задачи:
1.воспитание любви и уважения к Родине, е( истории, национальностям, проживающим на территории РК, изучаемым языкам;
2. развитие творческих способностей учащихся;
3. самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.
Цель: воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за историческое прошлое настоящее и светлое будущее народов Казахстана; закрепление знаний по истории Казахстана; развитие навыков устной речи учащихся и обогащение словарного запаса, привитие любви к изучению языков.
Құрал-жабдықтар:
Оборудование: проектор, слайды о природе Казахстана, сцена украшена в виде шанырака.
Іс-шараның өткізілу барысы:
Ход мероприятия
Петр Андреевич Вяземский
Язык - есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной.
У русских и казахов общий путь –
Путь дружбы – и с него нельзя свернуть!
Народы вместе сквозь века прошли,
В пути друзей надежных обрели.
Ведущий 1:
Қош келдіңіздер, құрметті достар! Тіл – халықтын жаны, сәні, тұтастай кескін-келбеті, болмысы. Адамды мұратқа жеткізетін – ана тілі мен ата дәстүрі. Қазақстан – көп ұлтты мемлекет. Осында тұратын барлық ұлттардың құқтары бір.
Ведущий 2:
Дорогие ученики и гости! Добро пожаловать на наш праздничный вечер, посвященный празднованию Дня языков народов Казахстана! Родной язык- это история, культура и духовное богатство каждого народа. Этот праздник, своего рода, дань уважения всем национальностям, проживающим на территории Казахстана".
Ведущий 1:
Сегодня учащиеся 5-7 классов покажут сказки, притчи на иностранных языках. Оценивать конкурсы будет компетентное жюри… (представление жюри)
Ведущий 2:
Итак , давайте же начнем наш праздник.
1 конкурс Домашнее задание. Каждый класс показывает сценку из сказки.
5а –
5б – «Репка на русском языке»
6а –« Богач и бедняк» На казахском языке
6б -
7аи 7б « Принц Лягушонок» - на английском языке
Ведущий 1:
А теперь приглашаем по 5 человек в команды от каждого класса.
Задания:
Придумайте название команды , девиз (желательно на трех языках.))
Ведущий 2:
Внимание, к нам спешит сказочный персонаж, кто же это? Алдар косе
Под музыку появляется Русский язык и Буковка со своими заданиями
Задание по русскому языку для 5-7 классов
1.Конкурс
Русский язык:
Здравствуйте, дети!
Слышал, что звали Вы
Русский язык
И добром вспоминали.
Вот и решил я прийти к вам,
А со мной и королева Буковка.
Королева Буковка:
Здравствуйте, ребята. Мы пришли к вам не с пустыми руками. У вас на столе лежат мои подданные – буквы. Мы будем загадывать загадки, а вы отгадывать. Первую букву отгадки нужно записать на листке , чтобы получилось слово. Кто первый составит слово или несколько слов, тот получает 10 баллов.
Закутан ребёнок в сто пелёнок | К | апуста |
По горам, по долам ходят шуба да кафтан. | О | вца |
Кто один имеет рог? Ну конечно… | Н | осорог |
Ох, не трогайте меня, обожгу и без огня. | К | рапива |
Две антенки на макушке, а сама сидит в избушке. | ||
На себе её везёт, очень медленно ползёт. | У | литка |
Под водой живёт народ, ходит задом наперёд. | Р | аки |
Лежит лентяй на раскладушке, | ||
Грызёт, похрустывая … | С | ушки |
Лист бумаги по утрам на квартиру носят к вам. | ||
На одном таком листе много разных новостей. | Г | азета |
Если её работу дашь – зря работал карандаш. | Р | езинка |
Стоит на крыше всех труб выше. | А | нтенна |
Чернокожий карапуз не по росту тянет груз. | М | уравей |
Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут. | О | блака |
Поэт закончил строчку, в конце поставил … | Т | очку |
Зимой и летом одним цветом. | Е | ль |
Что же это за девица? Ни швея, не мастерица. | ||
Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год. | Е | жиха |
Кто зимой холодной ходит злой, голодный? | В | олк |
Молодцы, ребята! Как думаете, вы грамотеи? Конечно, грамотеи, если смогли расшифровать наше не очень простое задание.
2 конкурс
Загадки про русский язык с ответамиВсему название дано,
И зверю, и предмету.
Вокруг вещей – полным-полно,
И безымянных – нету.
И все, что может видеть глаз,
За нами, перед нами,
И все, что в памяти у нас,
Означено…(словами.)
Любой он речи государь –
Наш всезнающий …(словарь.)
На словесном склоне
Выстроились кони.
Черные стоят все в ряд,
С нами мудро говорят.
(Слова.)
В текст слова чужие вставим,
И в кавычки их поставим.
Вы же знаете, ребята,
Что в кавычках, то …(цитата).
Слово делим мы на части.
Это ведь – большое счастье.
Сможет каждый грамотей
Сделать слово из частей.
(Слоги).
Мы приставимся всегда
Лишь к началу слова.
И меняем без труда
Смысл его на новый.
В речи – очень много нас:
У, ЗА, ДО, ПО, БЕС, НЕ, РАЗ.
И еще другие есть,
Всех нас трудно перечесть.
И запомните, друзья,
В языке без нас нельзя!
(Приставки).
Он предметы оживляет,
И в дела их привлекает.
Что им делать – говорит.
Строго сам за всем следит.
Он три времени имеет,
И спрягаться сам умеет.
Дети долго ходят в школы,
Чтобы выучить…(глаголы).
Все, что существует,
Оно обозначает.
На вопросы «Кто?» и «Что?»
Четко отвечает.
Всегда оно имеет
И число, и род,
Чтоб не обижался
На него народ.
Падежей различных –
Сразу целых шесть
На любые случаи
У него уж есть.
(Имя существительное).
Художницу эту
Знает весь свет.
Раскрасит талантливо
Всякий предмет.
Ответит всегда
На вопросы такие:
«Какая?», «Какой?»,
«Какое?», «Какие?»
(Имя прилагательное).
Быстро предметы оно сосчитает.
Строгий порядок при счете их знает.
На два вопроса ответит вам только:
Это вопросы который? и сколько?
Цифры частенько ответ заменяют.
Люди его очень часто склоняют.
Часто при этом они ошибаются.
Как он зовется? Кто догадается?
(Имя числительное).
Пух каков? Всегда пушист.
И красив кленовый лист.
А зима-то, какова?
Очень снежна, холодна.
Каково мое оконце?
Широко! В нем видно солнце.
Совы – серы и темны.
Мышкам ночью не видны.
Все похожие слова –
Форма прилагательных.
Нам каков и какова –
Скажут обязательно.
(Краткие прилагательные).
Мы зашли в лесную чащу.
Бродит там медведь рычащий.
Там – протоптанные тропки.
Еж испуганный и робкий.
Там – ползущий муравей
И поющий соловей.
В строках этих, я замечу,
Есть особая часть речи.
(Причастие).
Признаки действий оно означает.
Всем любопытным оно отвечает,
«Где?» и «Когда?», «Почему?», «Отчего?»
«Как?» и «Куда же?», «Зачем?», «Для чего?»
Род не имеет, не хочет склоняться,
Очень не любит оно изменяться.
Степень сравнения может иметь.
Как его имя? Скорее ответь.
(Наречие).
Черные, кривые,
От рождения немые.
А встанут в ряд –
Вмиг заговорят.
(Буквы.)
На дороге кот сидит.
За дорогой столб стоит.
По тропинке побегу
До дороги добегу,
Там подземный переход.
От дороги кот идет.
У дороги – поворот.
Над дорогой – облака.
Шел к дороге пешеход
Полчаса издалека.
Едем с мамой на попутке.
Мы в дороге будем сутки.
Нам с дорогой повезло.
В дождь ее не развезло.
Нам в рассказе о дороге
Очень помогли …(предлоги).
Применяем мы все это
Вместо имени предмета.
И в количестве предметов
Применяем также это.
Нам оно на все укажет,
Только вот, имен не скажет.
Очень часто это применяется.
Очень сильно это изменяется.
Без него, как ни вертись,
В речи нам не обойтись.
(Местоимение).
Других предлогов не люблю.
С собой их рядом не терплю.
Мои вопросы: «Что?» и «Кто?»
Не перепутает никто.
(Именительный падеж).
Чего там нет? Я очень беспокоюсь.
Кого же нет? Пойду, увы, я на поиск.
Прошу скорей, кто сможет, помогите!
Какой падеж мне нужен, подскажите!
(Родительный.)
Кому писать? К чему призвать?
Один лишь я могу узнать.
С предлогом «По» – всегда дружу.
С предлогом «К» – гулять хожу.
Запомни, обязательно, падеж,
Мой друг, ты – (дательный).
Кого винить? Не спрашивай меня.
Без обвинений не живу ни дня.
Ведь не со зла я обвиняю,
Я просто долг свой выполняю.
Что вижу, тоже вам могу сказать.
С предлогами «В», «На» и «Под»
Всегда живу я без хлопот.
Предлоги «Через», «Про» и «За» –
Мои и уши, и глаза.
Так, кто же из сидящих тут,
Подскажет, как меня зовут?
(Винительный падеж.)
Творить? А чем? Творить? А с кем?
А для меня в том нет проблем.
Предлогам «Перед «, «Под» и «Над»
Я, без сомненья, очень рад.
А, если ты сообразительный,
Узнаешь ты всегда падеж …(творительный.)
О ком вздыхают все? О чем мечтают?
Я их секреты, безусловно, знаю.
А мне же без предлогов свет не мил.
Без них бы я и дня на свете не прожил.
Так, что меня вам угадать не сложно.
Коль я с предлогами, то я (предложный.
Звучит музыка Клуб Микки Мауса выходит Мини Маус
Мини Маус: Hello children! How are you? I am fine. I am a Minnie Mouse / I am a Mackie Mouse sister. Let`s play with me:I give you cards with tasks. You have 10 minutes to do it.
А пока ребята решают задания, проверяя свои знания английского языка я хочу поиграть со зрителями. Игра называется «Договори». Я читаю стихотворение, а вы называете последнее слово. Договорились?
Цвета. Colours
Учить цвета я стала
Цвет по-английски … colour.
У меня сомнений нет
Красный цвет конечно … red.
Облизнувшись, кошка съела
Желток желтый.
Желтый … yellow.
Я тону, иду ко дну
Синий цвет конечно … blue.
Очень черный негр Джек,
Черный по-английски … black.
Коричневое платье купила эта фрау,
Мы знаем очень точно, коричневое … brown.
Ох, не спелый мандарин.
Он зеленый, просто … green.
Мышонок серый, убегай быстрей!
Серый по-английски … grey.
Мышка – … mouse, кошка – … cat
Белый … white, а черный … black.
Розовые розы падают на ринг.
Цвет красивый розовый, по-английски … pink.
Золотистый цвет – он модный.
Золотистый просто - … golden.
Цвет серебряный, красивый.
По-английски просто … silver.
Темный, темный наш чердак.
Темный по-английски dark.
Светлый тон, запоминай: Светлый по-английски … light.
Чудо-краска цвета беж.
Бежевый – иначе beige.
Уверен, ты запомнишь: Оранжевый цвет… orange.
В ярко-красных кедах топал.
Ярко-красный – значит … purple.
Голубоватый цвет ты любишь? Голубоватый - значит bluish.
Молодцы, а теперь давайте проверим ответы команд.
Второй конкурс, “Linking words” похоже на игру города. Я называю слово “pen”, слово заканчивается на букву н, вторая команда должна назвать слово на букву н, например “no” третья на букву o –orange, четвертая на букву е eleven. Итак слово «pencil». Каждая команда составляет цепочку слов, чья цепочка будет длиной та и выигрывает.
Пока команды составляют слова, мы повеселимся! Под песню if you are happy!
if you are happy and you know it clap your hands 2 раза
if you are happy and you know and you really are to show it
if you are happy and you know it stamp your feet 2 раза
if you are happy and you know it stamp your feet
if you are happy and you know and you really are to show it
if you are happy and you know it stamp your feet
if you are happy and you know it shout hooray 2 раза
if you are happy and you know it shout hooray
if you are happy and you know and you really are to show it
if you are happy and you know it shout hooray
Завершая мероприятие, слово предоставляется жюри, объявляются итоги конкурса, победителям вручаются сувениры, ведущие благодарят зрителей за внимание, а команды за активное участие в вечере и приглашают всех пойти на дискотеку.
Ведущий 1 Сау болыңыз! Good bye!
Ведущие уходят
videouroki.net
Внеклассное мероприятие на тему: " Язык
Внеклассное мероприятие " ЯЗЫК –ДУША НАРОДА"
Цель проведения мероприятия: активизировать и расширить имеющиеся знания учащихся о языках, воспитывать любовь интерес к языкам, дружбу и взаимопонимание между учащимися .
Показать значение языка для каждого народа, рассмотреть отношение к языкам в нашем государстве. Развитие умения учащихся выступать перед аудиторией, а также эрудиции и памяти.
Задачи:
1. Расширять знания о языках, традициях разных национальностей.
2.Воспитывать любовь и уважение к родному языку и своей стране.
3.Прививать интерес к знанию государственного языка, формирование патриотизма через изучение культурного наследия народа. Оформление: стен газета на тему « Язык- живая душа народа», кроссворд, шарики, цветы, фломастер.
Слайд- шоу, музыкальное сопровождение ( минусовка песни).
Слайд 1
Ведущий 1: Қош келдіңіздер, құрметті достар!
Ведущий 2: Добрый день, дорогие друзья!
Ведущий 3: Good afternoon, dear friends!
Ведущий 1: Құрметті оқушылар! Бүгін тіл мейрамына арналған салтанатты жиынды бастаймыз.
Слайд 2
Ведущий 3: Язык – это общественное явление, которое действует на протяжении всего существования человечества. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно. Человек живет в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. Средством общения служит язык. При помощи языка люди передают свои мысли, желания, чувства.
Слайд 3 Ассамблея народов Казахстана
Ведущий 1: Our language is connected with our thought and sense. It appeared in antiquity. It’s close to the society’s life. All languages developed under influence of economic, political and geographical conditions.
Ведущий 2: В глубинах народного языка отражается вся история духовной жизни народа. В сокровищницу родного языка одно поколение за другим складывает весь след своей духовной жизни.
Ведущий 3: Тіл – халықтын жаны, сәні, тұтастай кескін-келбеті, болмысы. Адамды мұратқа жеткізетін – ана тілі мен ата дәстүрі. Қазақстан – көп ұлтты мемлекет. Осында тұратын барлық ұлттардың құқтары бір.
Ведущий2 :Казахстан многонациональное государство. Все народы населяющие его равноправны, так как наш президент Н.Назарбаев проводит такую национальную политику, что все народы имеют полное право развивать свой язык и национальную культуру.
Стихи ( учащихся 5 « Б» и 5 «В» класса)
Ученик :Сейчас мы послушаем стихотворение Е.Елубаева «Самый богатый человек».
«Самый богатый человек».
Знать язык сегодня стало
Лишь один, не скрою, мало.
Если два- вопросов нет,
Ты для всех – авторитет.
Тех, кто три прекрасно знают,
Все за гениев считают.
Ну, а, если все четыре-
Нет людей богаче в мире.
Музыкальный номер.
Слайд 4 Конституция РК
Ведущий 1: Исторически сложилось так, что на территории Казахстана действует и развивается более 100 языков, но государственным языком является казахский язык.
Ведущий 2:
Қымбат маған ана тілім, бал тілім, Қымбат маған дана тілім, ар тілім. Ақ сүтімен бірге сіңген бойыма, Ана тілім – ардақ тұтар алтыным. Ана тілін жырлап өткен талайлар, Жырлап өткен Ыбырай мен Абайлар. Қасиетті менің ана тілімде, Өшпес мәңгі алаулаған арай бар. Өлен-жырмен арайланса, тау күліп, Ардақтымды жырлап өтем әң қылып. Мағжан, Қасым, Мұқағали жырларын, Жалғастырып жаза берем мәңгілік, - Деп мен өз тілімді жырлағым келеді.
гуд монин – по-английски
гутен таг – по-немецки
бонжур – по-французски
Meraba- по - турецки
буэнос диас – по-испански
А как поздороваться по-украински- здоровеньки булы.
А как поздороваться по-казахски– сәлеметсіз бе?
А как поздороваться по-русский? А вы не забываете поздороваться по утрам?
Музыкальный номер
Слайд 5 -6 Пословицы
Ведущий 3:
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой.
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной.
Ведущий 1: Oh, friend unseen, unborn, unknown,
Student of sweet English tongue,
Read out my words at night alone:
I was a poet, I was young
Since I can never see your face,
And never shake you by the hand,
I send my soul through time and space
To greet you. You will understand.
Ведущий 2: В основном законе государства – Конституции Республики Казахстан – записано, что русский язык является языком межнационального общения.
Слайд 7 Карта Казахстана
Ведущий 3: Русский язык, как один из мировых языков, получил широкое распространение в мире. Его изучает, знает почти все население Казахстана. Знание русского языка сближает народы нашей независимой республики, укрепляет дружбу с народами других республик и зарубежных стран.
Конкурс 2 «Лексический»
Слайд 7-8
Ведущий 1: На земном шаре много языков. Особую роль в развитии человечества сыграли, так называемые, мировые языки. Таких языков шесть: английский, французский, русский, испанский, китайский и арабский.
Слайд 9-10. Ребята назовите слова на 3 языках:
1. Как называется большой праздник у казахов?
2. Комната для занятий в школе.
3. Цифра после шести.
4. Он бывает русским и казахским, но не американским.
5. Каким фруктом отравилась царевна в пушкинской «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»?
1.Той- свадьба- wedding
2.Класс- сынып бөлмесі- classroom
3.Семь-жеті- seven
4.Язык-тіл- language
5.Яблоко-алма-apple
Ведущий 2: На любом из этих шести языков могут осуществляются межгосударственные, научные и культурные контакты, проводиться международные встречи, совещания на мировом уровне.
Ведущий 3: Эти языки провозглашены в качестве официальных рабочих языков ООН. Мировые языки являются средством межнационального общения народов, населяющих различные регионы нашей планеты.
Слайд 11-12
Ведущий 1: Каждый язык – это целый мир. Язык – это живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Нет такого языка, который бы не заслуживал бы уважения.
Ведущий 2: Каждый народ имеет свой язык, который дорог его детям, как голос матери, как хлеб родной земли.
Слайд
Ведущий 3: Тұған тілім – тірлігімнің айғағы,
Тілім барда айтылар сыр ойдағы.
Өссе тілім, мен де бірге өсемін,
Өшсе тілім, мен де бірге өшемін.
Ведущий 1: Но как родной люблю язык я русский:
Он нужен мне, как небо, каждый миг.
На нем живые трепетные чувства открылись мне,
И мир открылся в них.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой.
Забыв родной язык, я онемею.
Утратив русский - стану я глухой.
Кроссворды.
Ведущий 2: Каждый человек с раннего детства, впервые сказав на родном языке слова «мама», «хлеб», «земля», «снег», «дождь», «звезды», начинает любить свою родную речь – язык своей матери. Речь культурного, образованного человека должна быть правильной, точной и красивой. Высокая культура речи – это умение правильно и точно, верно и выразительно передавать свои мысли средствами языка.
Ведущий 3: Языковеды подсчитали, что ребенок употребляет примерно 3500 слов, подросток – 9000, взрослый 12000-14000. А.С. Пушкин в своих произведениях использовал более 21000 слов. В Санкт-Петербурге есть словарная картотека, содержащая информацию более, чем 500000 слов.
Слайд .Кони
Игра с болельщиками.
Игра «Байга» «Знаешь ли ты свою Родину?»
1. Крупный промышленный центр. (Караганда)
2. Исчезающее море на юго-западе Казахстана. (Аральское)
3. Сорт яблок, которым славится Алматы. (Апорт)
4.Самое большое озеро Казахстана. (Балхаш)
5. Город, в районе которого был расположен военный полигон. (Семипалатинск)
6. Одна из крупных рек в Казахстане. (Иртыш)
7. Выдающийся казахский писатель, автор романа "Путь Абая". (М. Ауэзов)
8.Что добывают на западе Казахстана. (Нефть)
9.Столица Казахстана? (Астана)
10. Герой русских сказок (Иванушка-дурачок)
11.Источник знаний (Книга)
Слайд 12 Высказывание на английском языке
Ведущий 1: Президент нашего государства Нурсултан Назарбаев выступает за знание нескольких языков. И сегодня мы, нынешнее поколение, изучаем английский язык, так как это язык международного уровня.
Слайд.
Ведущий 2: English is a world language. It’s the language of progressive science and technology, trade and Cultural relations, commerce and business. English is spoken by more than 350 million people. Geographically, it’s the most widespread language on earth.
Ведущий 3: Это язык Уильяма Шекспира, Джорджа Гордона Байрона, Джека Лондона, Теодора Драйзера. Это оффициальный язык множества стран, в частности Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и других.
Дамир: У великого дагестанского поэта Расула Гамзатова есть прекрасные слова: «Для меня языки народов – как звезды на небе. Я хотел бы, чтобы все звезды слились в одну огромную, занимающую полнеба звезду. То есть, солнце. Пусть сияют и звезды. Пусть у каждого будет своя звезда. Я люблю свою звезду – мой родной язык. Я верю тем геологам, которые говорят, что и в маленькой горе может оказаться много золота» .
Ведущий 1: Хорошее знание и развитие родного языка, умение пользоваться выразительными средствами иностранных языков – самая лучшая опора для каждого человека в его общественной и творческой деятельности. Каждый язык чрезвычайно богат, гибок и живописен. Настанет время – и оно не за горами – языки станут изучать везде и всюду, и знание нескольких языков станет само собой разумеющимся. Еще Максим Горький говорил: «Надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к гравюрам, к хорошей музыке».
Пожелания.
Ведущий 2: Вот и подошла к концу наша встреча !! Желаем всем всего доброго и прекрасного!
Ведущий 3: Қош болыңыздар!
Ведущий 1: Good bye!
Песня «Дорого добра»
infourok.ru
Язык – живая душа народа
Автор: учитель русского языка и литературы Мажитова Ж.Д.
Саумалкольская школа №1, Казахстан, Северо-Казахстанская область, Айыртауский район, с.Саумалколь
Тема: Язык – живая душа народа
Цель: привитие интереса к изучению языков
Задачи: формирование патриотизма через изучение культурного наследия народа;
развивать языковую, речевую компетенции; активизировать мыслительную деятельность, умение слушать;
воспитание чувства гордости за свой народ, уважение к представителям другой национальности , проживающим на территории Казахстана.
Создание на уроке условий успешного учения учащихся: поддерживать на уроке доброжелательную обстановку, уважительно выслушивать ответы каждого ученика.
Оснащение урока, наглядность: интерактивная доска, Презентация « Мой Казахстан», « Астана-столица Казахстана», Конституция Республики Казахстан, контур физической карты Республики Казахстан, тематическая выставка, таблички с речевым материалом.
Музыкальное оформление: кюй Курмангазы « Сары Арка», « Родная земля».
Структура и содержание урока:
1. Вступительное слово учителей. Приветствие ( на разных языках)
- 22 сентября ежегодно отмечается « День языков народов Казахстана». Казахстан - многонациональное государство. Все народы, населяющие его равноправны, так как наш президент Н. А. Назарбаев проводит такую национальную политику, что все народы имеют полное право развивать свой язык и национальную культуру.
И сегодня наш урок мы посвящаем теме « Язык - живая душа народа» (объявляется тема и эпиграф к уроку на трёх языках)
Презентация « Мой Казахстан»
- Народная мудрость гласит: « Все земли хороши, а своя земля лучше всех». Предлагаем посмотреть презентацию о нашей стране. ( просмотр)
2. Учёт уровня самоподготовки учащихся:
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слова «Республика Казахстан» (ответы учащихся звучат на разных языках: родина, гордость, стремление к знаниям, будущее, традиции народа, уважение и т.д.)
Цели нашего урока состоят из ключевых слов, которые вы сейчас назвали ( на трёх языках озвучиваются цели слайд 3)
Наш урок будет проходить в форме беседы, поэтому ознакомимся с правилами нашего урока: уметь выступать с речью и делать самостоятельные выводы; уметь слушать других, нести ответственность за собственную точку зрения; излагать свои мысли ясно; помнить, что любая мысль проверяется и оттачивается , когда ею делятся с другими (на столах у каждого)
3.Организация познавательной деятельности учащихся( использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных ЗУН и необходимых новых)
Опережающим было задание подготовить сообщения на трёх языках по теме нашего урока ( выступления уч-ся)
4.Приёмы и формы работы,обеспечивающие активность и самостоятельность
А сейчас мы обратимся к высказываниям великих людей, ведь недаром древнегреческий философ Демокрит сказал: Послушай мудрого - сам ума наберёшься. Для меня слово мудрости ценнее золота. ( на слайде 4 высказывания великих писателей и поэтов о языках, уч-ся делятся своими примерами и мыслями)
5.Обучение повышенному уровню понимания:
1)Следующая страничка нашего урока называется « А знаете ли вы?»
Жусип Баласагуни - учёный, один из основоположников тюркской литературы, родившийся в знатной тюркской семье, в совершенстве владел арабским и персидским языками;
известный учёный, этнограф, путешественник Шокан Уалиханов в родительском доме получил своё начальное образование, именуемое в среде знати как « знание семи восточных языков»;
Ибрай Алтынсарин-основоположник современной педагогической науки Казахстана- азы образования на казахском языке получил дома от учителей. В девять лет он поступил в в Оренбургскую русскую школу, которую окончил с золотой медалью. Когда ему было 19 лет, областное правление предложило ему открыть школу для казахских детей в Тургайском укреплении с преподаванием русского языка;
Великий Абай сначала обучался дома у муллы, а затем его отправили для продолжения образования в медресе имама Ахмед Ризы. Одновременно он учился в
русской школе;
восточные языки и литературу с четырех лет.
2) Проверим знание государственного языка.
Задание: подобрать к данным русским пословицам аналогичные казахские:
Язык- ключ к душе человека.
Прожиты й день не вернётся, а мудрое слово останется.
Кто слов не ценит, сам себя не ценит.
Ветер озеро приводит в движение, слово- мысль.
Спрашивая, можно и до Мекки дойти.
3) Для знатоков английского языка
Задание: вспомнить пословицы на англ.
6. Развитие творческих способностей одарённых детей:
( опережающее задание)
Сценка « Эзопов язык».
7. Формирование умений рассуждать и делать умозаключения:
вопрос: Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего на свете нет, в другом утверждает, что язык- это самое худшее, что есть на свете? Как вы понимаете это противоречие? (рассуждения ребят)
Учитель:
Есть слова- словно раны, слова - словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть… В. Шефнер
О значении вашего имени (каждый учащийся называет своё имя и что оно означает в переводе, примерные ответы учащихся: я знаю, что моё имя Марина - в переводе с греч. означает «морская»;я знаю, что моё имя Олжас - в переводе с казахского « подарок»; моё имя Айдар в переводе с тюркского « идущий впереди» и др.
Рефлексия.
Значения ваших имён в очередной раз доказывает, что язык - живое явление, в нём живая душа народа, память, сокровище и нет такого языка, который бы не заслуживал уважения!
infourok.ru
живая душа народа (конспект классного часа)
Цель:
Привитие интереса к знанию государственного языка, формирование патриотизма через изучение культурного наследия народа.
Задачи:
1. Формирование стремления к овладению казахского, русского и английского языков;
2. Изучение традиций и обычаев народов, населяющих территорию Казахстана;
3. Воспитание уважения и желания изучать, знать языки.
Оборудование: плакаты, презентация.
Ход классного часа.
Учитель: Сәлеметсіздер ме!
Здравствуйте! Здоровеньки буллы! Гуд монин! Гутен таг! Буэнос диас!
Беседа:
22 сентября ежегодно отмечается «День языков народов Казахстана» наш Президент Н. Назарбаев выступает за знание нескольких языков. И сегодня наш классный час мы посвящаем теме: «Язык - живая душа народа».
Акылбек Шаясменов
Земные языки.
Когда с природой я наедине, то различаю языки земные:
Беседуют деревья в тишине. Друг с другом птицы говорят лесные.
Есть говор свой у волн вдали, насвистывает что-то тихий ветер...
Мне не узнать всех языков Земли за краткий срок, отпущенный на свете.
Так тяжко на Земле без языка! Не высказать ни счастья, ни печали...
Безмолвны горы долгие года. О чём они, возвысясь, замечали?
Всё в языке: рожденье, первый шаг, любовь и смерть, и жизнь на новом взлете.
И если вдруг исчезнет мой язык. То и меня вы больше не найдете!
Прочитайте слова на казахском и русском языках:
«Тіл-достық көпірі», «Язык-мост дружбы».
- Как вы их понимаете?
Язык существует на планете столько, сколько живут люди. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно, человек существует в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. И общаются люди при помощи языка - передают свои мысли, желания, чувства.
Первые уроки русского языка в этом году были посвящены теме
«Язык - важнейшее средство общения».
1 ведущий: Казахстан многонациональное государство. Все народы, населяющие его равноправны, так как наш президент Н.А..Назарбаев проводит такую национальную политику, что все народы имеют полное право развивать свой язык и национальную культуру. Исторически так сложилось, что на территории Казахстана действует и развивается более 100 языков, но государственным языком является казахский язык.
Учитель:
Я люблю свой родной язык.
Он понятен для всех.
Он певуч...
Хочешь - песни, гимны пиши,
Хочешь - выскажи боль души,
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земли, живуч.
Все, что люди совершают в мире, совершается при помощи языка. Без него нельзя работать, немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство, жизнь.
Язык - это самое великое творение человека. Трудно было бы представить, что было бы, если бы язык исчез. Слово самое совершенное средство общения.
2 ведущий: С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Ребенок ещё не научился говорить, а его чистый слух уже ловит ласковое журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки, прибаутки, песни- это тоже язык.
Ученик: Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказал «мама»,
На нем я клялся я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой.
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной.
Весь материал - в документе.
www.videouroki.by
Линейка " Язык -живая душа народа"
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
-Формирование чувства бережного отношения к культуре своего народа и языку.
Прививать чувство любви к Родине и ответственности за сохранение родного языка.
Развивать уважение и признательность к разным языкам и показать своеобразие русского языка.
Повысить культуру речи учащихся и развивать умение выразительного чтения.
Воспитывать устойчивый интерес к родному языку.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ :
-Гимн
-Казахский танец
-Песня
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА :
-Конституция
-Сборник стихов
-Журналы «Внеклассная работа в школе»
ХОД ЛИНЕЙКИ:
Учитель:
Мы рады приветствовать всех на линейке «Язык-живая душа народа», которая проходит под девизом «Под шаныраком дружбы живут народы Казахстана».
В нашей многонациональной Республике Казахстан дружно живут десятки разных народов.На протяжении веков делят они землю и небо,почитая и уважая традиции друг друга.
Выступление группы детей на казахском языке.
1 ученик:
Язык- общественное явление, которое действует на протяжении всего существования человечества. История не знает ни одного человеческого коллектива,который бы не пользовался языком.
2 ученик:
И это понятно . Человек существует только в обществе. Он постоянно связан с другими людьми.Средством общения служит язык.При помощи языка люди передают свои мысли,желания,чувства.
3 ученик:
Язык наш прекрасный-
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нём есть и усмешка,
И мягкость,и ласка.
Написаны им
И рассказы и сказки-
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
4 ученик:
Язык связан с мышлением, сознанием людей. Он возник в глубокой древности. Он тесно связан с жизнью общества. Языки образовались и развивались под влиянием экономических,политических и географических условий.
5 ученик:
Пока, юный друг, ты за партой сидишь,
Маршрут себе чертишь во взрослую жизнь,
Со словом сдружись,
Добро в нём найдёшь,
Как с компасом,верным путём ты пойдёшь.
6 ученик:
О слове издавна поэты писали,
Оружием грозным его почитали.
Оно- и меч острый из стали и бронзы,
Оно- и цветок распустившейся розы.
7 ученик:
Пусть речь твоя станет певучей и сильной,
Пусть будет она и могучей , и стильной,
Красивой для друга, для недруга- крепкой,
И нежной, и стойкой,
И плавной, и цепкой.
8 ученик:
Как воину острый увесистый меч,
Как всаднику конь, наша русская речь
Служить хочет только умелым и сильным,
А слабых сбивает на землю в бессилье,
В ней блеск твоих знаний и разума мощь,
Твоя доброта и стремленье помочь.
9 ученик:
Ты твёрдой рукою за книгу возьмись,
К вершинам познаний ты с ней устремись,
И станет твой язык остёр и силён,
Преград на пути не почувствует он,
К удаче и счастью тебя поведёт
И место достойное в жизни найдёт!
Учитель:
Казахстан-многонациональное государство.Все народы, населяющие его, равноправны,развивают свой язык, национальную культуру.
10 ученик:
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком.
11 ученик:
Ребёнок ещё не научился говорить, а его чистый слух уже ловит ласковое журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки- это язык.
12 ученик:
Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нём впервые я сказала «мама»,
На нём клялась я верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нём.
13 ученик:
Ребёнок идёт в школу, шагает в университет. Сквозь живые беседы учителей, через страницы сотен книг, целое море слов, шумный океан речи подхватывает его.
14 ученик:
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой.
Забыв родной язык- я онемею.
Утратив русский- стану я глухой.
15 ученик:
Но как родной
Люблю язык я русский,
Он нужен мне как небо,
Каждый миг.
На нём живые , трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
16 ученик:
Исторически сложилось так, что на территории Казахстана действует и развивается более 100 языков.
17 ученик:
У любого человека
Должно быть обязательно,
Кроме родителей,
Четыре корня, как четыре матери:
Родная земля,
Родной язык,
Родная культура,
Родная история.
И все они-
В облике одной
Собственной матери родной.
18 ученик:
Тогда любишь свой корень,
Ценишь его,-
Понимаешь боль и любовь
Всех и всего,
Приобретаешь такое же чувство
К другой земле,
К другому языку,
К другой культуре,
К другой истории.
19 ученик:
Наша республика многонациональная, в ней проживает более 140 национальностей.Государственным языком Республики Казахстан является казахский, а официально употребляемым русский. Это записано в нашей Конституции.
20 ученик:
Статья 7
В РК государственным является казахский язык.
В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык.
Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана.
21 ученик:
Каждый язык- это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его боль, его память, сокровище.Он должен вызывать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение.
22 ученик:
Язык- это самое великое творение человека.Трудно было бы представить, что было бы, если бы язык исчез. Слово- самое совершенное средство общения.
23 ученик:
Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твёрдые и мягкие.
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые,
Но непременно дело
Стоит за каждым словом.
24 ученик:
Много слов на свете,
Много дел на свете,
Если дела нету,
Слово- это ветер.
Слово улетает,
Не поймаешь снова.
Человек без дела
Человек без слова.
КАЗАХСКИЙ ТАНЕЦ
1 ученик:
Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса,
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
2 ученик:
Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,В быт обыденный верни,
Чтобы речь- людское чудо
Не скудела в наши дни.
3 ученик:
О родной язык!
Без него, как весна без ручья,
Как в далёком пути
Пересохший родник.
Есть закон,
По которому не только я,
Но и всё живое
Чтит свой язык.
4 ученик:
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нём ветра в предгорьях наших свищут,
На нём впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зелёною порой.
5 ученик:
Родной язык- язык моих предков-
Это мой язык!
Родной язык моей матери-
Это мой язык!
Родной язык моей степи-
Это мой язык!
Родной язык- язык казаха
Это мой язык!
6 ученик:
Потому и тревожусь всегда и везде
Разве без этой речи,
Жизнь могла бы предстать во всей красе?-
Обеднел бы хор человечий.
7 ученик:
Пусть сердце моё, не зная покоя,
Себя показывает до конца.
Я же верю ; не смолкнет слово родное,
Пока голос акына волнует сердца.
8 ученик:
Цвет кожи и лица черты-
Быть узнанным по ним – не ново
Земля!
Меня узнаешь ты
По действиям без суеты
И звукам языка родного!
9 ученик:
Наряду с казахским и русским языками в Казахстане свободно развиваются и все другие национальные языки.
10 ученик:
Работают национальные культурные центры, имеются школы и классы на корейском. Татарском, немецком, польском, турецком и других языках.
11 ученик:
Знать язык сегодня стало
Лишь один, не скрою, мало.
Если два- вопросов нет,
Ты для всех – авторитет.
Тех, кто три прекрасно знают,Все за гениев считают.
Ну, а, если все четыре-
Нет людей богаче в мире.
12 ученик:
Эта школа- наш дом
Наше общее счастье .
С нею встречи мы ждём
Чтобы вместе собраться.
13 ученик:
Разных народов сыны
Здесь как одна семья.
Разные мы, но равны-
Будь это ты или я.
14 ученик:
Много классов у нас,
Много разных здесь наций.
На родных языках
Здесь мы можем общаться.
15 ученик:
В этой школе нас всех
Учёба сдружила
И обычаи наши
Уважать научила.
16 ученик:
Пожмём покрепче мы друг другу рук
И насладимся радостью бесед.
17 ученик:
На языке общаемся мы русском,
Он ,словно воздух, нужен людям всем.
18 ученик:
Многообразен, уникален, строен,
Проблемам вечным мчась наперекор.
19 ученик:
Объединяет судьбы и народы.
И создаёт уверенность, покой.
20 ученик:
С ним легче переносятся невзгоды,
Ему навечно другом нашим быть.
ВСЕ ВМЕСТЕ:
Он помогает мчаться нам сквозь годы,
Мечтать о счастье, верить и любить.
ПЕСНЯ НА РУССКОМ И КАЗАХСКОМ ЯЗЫКАХ.
Посмотри скорей вокруг
Я твой друг и ты мой друг
Между нами нет преград
Я твой брат и ты мой брат.
ПРИПЕВ:
Белый, чёрный и цветной,
Дети мы семьи одной.
Жаксылыкка бакытка
Талпынган эр уакытта
Бала б!ткен дос бауыр
Болмасын ел тоскауыл
Акпыз , кара, сарымыз
Агайынбыз бэр!м!з.
ГИМНАЗИЯ «БЕСТ»
ЛИНЕЙКА : « ЯЗЫК – ЖИВАЯ ДУША НАРОДА»
ПОДГОТОВИЛА: ЧЕРНОВА С.А.
Г. ПЕТРОПАВЛОВСК 2013 Г.
infourok.ru
Классный час посвященный Дню языков
Цель: Привитие интереса к знанию государственного языка, формирование патриотизма через изучение культурного наследия народа. Задачи: 1. Формирование стремления к овладению казахского, русского и английского языков; 2. Изучение традиций и обычаев народов, населяющих территорию Казахстана; 3. Воспитание уважения и желания изучать, знать языки.
Оборудование: плакаты, презентация.
Ход классного часа.
Учитель: Сәлеметсіздер ме!
Здравствуйте! Здоровеньки буллы! Гуд монин! Гутен таг! Буэнос диас!
Беседа:
22 сентября ежегодно отмечается «День языков народов Казахстана» наш Президент Н. Назарбаев выступает за знание нескольких языков. И сегодня наш классный час мы посвящаем теме: «Язык - живая душа народа».
Акылбек Шаясменов
Земные языки.Когда с природой я наедине, то различаю языки земные: Беседуют деревья в тишине. Друг с другом птицы говорят лесные. Есть говор свой у волн вдали, насвистывает что-то тихий ветер... Мне не узнать всех языков Земли за краткий срок, отпущенный на свете. Так тяжко на Земле без языка! Не высказать ни счастья, ни печали... Безмолвны горы долгие года. О чём они, возвысясь, замечали? Всё в языке: рожденье, первый шаг, любовь и смерть, и жизнь на новом взлете. И если вдруг исчезнет мой язык. То и меня вы больше не найдете!
Прочитайте слова на казахском и русском языках:
«Тіл-достық көпірі», «Язык-мост дружбы».
- Как вы их понимаете?
Язык существует на планете столько, сколько живут люди. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно, человек существует в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. И общаются люди при помощи языка - передают свои мысли, желания, чувства.
Первые уроки русского языка в этом году были посвящены теме
« Язык - важнейшее средство общения».
Казахстан многонациональное государство. Все народы, населяющие его равноправны, так как наш президент Н.А..Назарбаев проводит такую национальную политику, что все народы имеют полное право развивать свой язык и национальную культуру. Исторически так сложилось, что на территории Казахстана действует и развивается более 100 языков, но государственным языком является казахский язык.
Учитель:
Я люблю свой родной язык.
Он понятен для всех.
Он певуч... Хочешь - песни, гимны пиши,
Хочешь - выскажи боль души, Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земли, живуч.
Все, что люди совершают в мире, совершается при помощи языка. Без него нельзя работать, немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство, жизнь.
Язык - это самое великое творение человека. Трудно было бы представить, что было бы, если бы язык исчез. Слово самое совершенное средство общения.
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Ребенок ещё не научился говорить, а его чистый слух уже ловит ласковое журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки , прибаутки, песни- это тоже язык.
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказал «мама»,
На нем я клялся я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой.
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной.
В основном законе государства - Конституции Республики Казахстан - записано, что русский язык является языком межнационального общения. Во всех школах дети изучают кроме родного языка ещё и русский.
Русский язык, один из мировых языков. Его изучает, знает почти все население Казахстана. Знание русского языка сближает народы нашей независимой республики, укрепляет дружбу с народами других республик и зарубежных стран.
Учитель: вы уже изучаете английский казахский и русский языки. Наряду с казахским и русским языками в Казахстане свободно развиваются и все другие национальные языки. Работают национальные культурные центры, имеются школы и классы на уйгурском, корейском, татарском, немецком, польском, турецком и других языках.
Сейчас мы послушаем стихотворение Е.Елубаева «Самый богатый человек».
«Самый богатый человек».
Знать язык сегодня стало
Лишь один, не скрою, мало.
Если два- вопросов нет,
Ты для всех – авторитет.
Тех, кто три прекрасно знают,
Все за гениев считают.
Ну, а, если все четыре-
Нет людей богаче в мире.
Учитель: На земном шаре много языков: Русский, казахский, английский, немецкий, французский и др. Особую роль в развитии человечества сыграли так называемые мировые языки. Таких языков 6: английский, французский, русский, испанский, китайский, арабский. На любом из этих шести языков проводятся международные встречи, совещания на мировом уровне.
Итак, ребята, каждый язык-это целый мир. Язык-это живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения.
Давайте немного заглянем в гости к представителям разных национальностей, проживающих в нашем многонациональном государстве.
Просмотр презентации «22 сентября - День языков народов Казахстана».
Учитель: Народ не может быть большим и малым. Это количественное измерение. Родной язык таким измерениям не подлежит. Он всегда великий. Он - образ колыбели, родного очага, родного отечества. Неуважительное отношение к родному языку никого не украшает.
Кто путь забыл к родительскому дому.
Тот не заслуживает сам любви большой. Кто равнодушен к языку родному,
Тот и к чужому холоден душой.
Главное богатство любой страны – человек. У каждого народа свой характер, и он определяет лицо страны. Русский характер - это удаль, великая сила, стремительный бег тройки, широта души.Казахский характер - это бескрайние степи, байга и гостеприимство. Хотите принять участие в нашей «байге»?
Конкурс «Байга» -Столица Казахстана? (Астана) - Герой русских сказок (Иванушка-дурачок) - Источник знаний (Книга)
- Какой день 16 декабря 1991 года (День Независимости)
-Какой язык является государственным в нашей стране? (казахский)
И в итоге нашего классного часа я хочу рассказать вам один случай:
«Маленький мальчик однажды спросил у мамы, что означает слово «всегда», ему объяснили. Мальчик запрыгал по садовой дорожке и начал повторять это слово, прибавляя к нему другие. Так получились стихи: Пусть всегда будет солнце, небо, мама, я!» Об истории создания этих строк рассказал в своей книжке известный русский писатель К. Чуковский. Рассказ прочитал художник и нарисовал плакат- детский рисунок со словами мальчика. На этом не кончилась история детского стишка. Она попала на глаза поэту Льву Ошанину и композитору Аркадию Островскому.
Родилась песня. Зазвенела она детскими голосами. А потом перешагнула границы, запели её дети всего мира. Припев этой песни стал символом дружбы детей всех стран. Давайте вместе исполним припев этой песни: « Солнечный круг»
Исполнение припева учащимися.
Учитель: Вот и подошёл к концу наш классный час, посвященный Дню языков! Желаем всем всего вам доброго и прекрасного! И в заключение мне хотелось бы прочесть следующие строки:
У русских и казахов общий путь –
Путь дружбы – и с него нельзя свернуть!
Народы вместе сквозь века прошли,
В пути друзей надежных обрели.
Объединяет много наций Казахстан И Президент наш утверждает: "Нужно, Чтоб был один язык народов разных стран, И это, несомненно, - язык Дружбы".
-Мира, благополучия, единения нашим народам!
Открытый классный час
посвящённый
Дню языков народов Казахстана
«Язык - живая душа народа»
22 сентября
1 класс
Классный руководитель
Сайгакова О.И.
infourok.ru
«Язык – живая душа народа»
Круглый стол
Тема: «Язык – живая душа народа»
Цель:
Показать значение изучения языков для укрепления межнациональных отношений в Р.К. Способствовать возникновению интереса к изучению Законов «О языках в Р.К.» и повышению общей речевой культуры. Формировать нравственные ценности и нормы.
План:
Қ.Р. халықаралық қатынастарды нығайтудағы тілдердің мәні.
Значение языков для укрепления межнациональных отношений в Р.К.
Телегина Н.А.
Необходимость изучения Закона «О языках в Р.К.»
Айсабаева А.М.
Қазақстан халықтарының өміріндегі орыс тілінің рөлі.
Роль русского языка в жизни народов Казахстана.
Комиссарова Е.А.
Халықтың байлығы тілде.
Богатство народа в языке.
Сава Л.Н.
Викторина.
Қостанай қаласы әкімдігінің
«Қостанай қаласы әкімдігінің білім
бөлімінің № 44 бөбекжай - бақшасы»
Мемлекеттік Коммуналдық Қазыналық Кәсіпорны
Тақырып:
«Қ.Р. Тіл туралы» Заңын оқудың қажеттілігі.
Тема :
Необходимость изучения Закона «О языках в Р.К.»
Подготовила: Айсабаева А.М.
2012 г.
В интересах дальнейшего совершенствования межнациональных отношений в республике, укрепления дружбы народов, предупреждения всяческих недоразумений в отношении национальных чувств и достоинства каждой нации и народностей, проживающих на территории Казахстана, с первого июня 1990 г. введен в действие Закон «О языках Казахской ССР» ст. 8 Конституции Республики Казахстан (1993, 28 января), согласно которым – казахскому языку придан статус государственного. В документах изложен основной смысл: «С развитием языка, расширением его общественных функций непременно связаны расцвет национальной культуры и будущее самой нации как исторический сложившейся устойчивой общности людей». Русский язык признан языком межнационального общения, ему обеспечено свободное функционирование на всей территории республики наравне с государственным.
В мировой практике в государственном образовании имеется безусловное правило: названием государства определяется государственный язык. Название государства, в свою очередь, обозначается именем того народа, который образовывает государство. Такова мировая практика, и этот опыт действует в отношении более чем 160 государств, входящих в ООН.
Из этого порядка есть исключение, среди них наша республика. К сожалению, сегодня стало реальностью, что казахи, как нация, дав имя суверенному государству – Казахстану, во всем остальном лишились национальной самобытности. Исторические особенности казахов – культура, быт, традиции, обычаи и т.д. – были объявлены пережитками феодализма, а та, кто настаивал на духовном возрождении казахского народа – националистами. На таком фоне 40 % казахов лишились своего родного языка, не умеют разговаривать на казахском языке, культивируют язык, традиции, обычаи, ритуалы общения русского народа. Конечно, общение с русской культурой нельзя считать отрицательным явлением, но если интенсивность превращения казахского языка и дальше будет продолжаться в таком духе, то он может совсем исчезнуть как главный отличительный признак нации и казахи вполне могут превратиться в одну из русскоязычных племен со всеми вытекающими отсюда последствиями. Все это случилось в последние полвека.
Казахский язык имеет свои исторические глубинные корни развития, благодаря которым культурный литературный талант казахского народа вошёл в мировую сокровищницу. Известный востоковед французский учёный Г.Ю. Кнопрот в 1805 – 1807 гг. одним из первых в Европе совершил ознакомительную поездку в Казахстан. В результате он написал специальную статью о казахском языке, которую опубликовал в Париже в декабре 1825 года в журнале «Азия». К этой обширной статье был приложен французско – казахский словарь из 400 слов. Ученый в своей статье дает краткий обзор мест проживания, жизни, быта, истории языка казахов. Он был удивлен тем, что казахи всех трех жузов говорят на едином языке, без диалектов.
В пекинском архиве были обнаружены 36 эпических сказаний знаменитого Бухар – жырау, которые являются одним из величественных памятников духовной культуры казахского народа в XVIII – XIX веках. Здесь не найдена поэма Кожабергена Толыбаева, датируемая 1723 годом, посвященная великому бедствию от джунгаро – калмыцкого нашествия.
На многие языке народов мира переведена книга Мухтара Ауезова «Абай», написанная им на казахском языке. Все это говорит о том, что казахский язык, которому есть угроза исчезновения, до сих пор был и остается цельным, могучим орудием общения многочисленной нации. И еще об одном факте: казахский художественный литературный перевод имеет уникальные традиции. Начатый Абаем с перевода произведений А.С.Пушкина, продолженный М.Ауезовым, открывшим для казахских переводчиков много нового в теории художественного перевода с русского и других языков, опыт этот уникален. Культура языка является одной из проблем в нашей языковой практике. Сегодня от литературной речи зависит будущее языка. О чистоте казахского слова много спорят и говорят наши писатели, терминологи, языковеды и переводчики. Г.Мусрепов сказал на одной из конференции, прошедшей в нашей республике в 1984 году – «Борьба за культуру родного языка давно идет. Ведь наша казахская словесно – художественная культура имеет длительную историю развития, и представлена она многими различными художественными формами, богата замечательными именами создателей слова. Это словесное богатство должно храниться и передаваться из поколения в поколение. Это задача нынешнего поколения.» Богата и многообразна речь, удивителен язык моего народа. Многие слова имеют десятки синонимов. И все же особое место здесь отводится таким словам, как «Айналайын», «Қарағым», «Шырағым», «Құлыным», «Күнім», «Боташым». Это самые нежные слова, которые редко встречаются у других народов. Издревле в народе прислушивались к старикам, слово мудрого аксакала было законом для молодых. В семьях учили: «уступи дорогу старшему», «Не перебивай взрослых», «Не говори плохих слов», «Родная земля – твой рай, родной язык – солнце твое». Все эти и другие добрые пожелания впитывались с раннего детства. Родной язык – основа духовной жизни народа, верный показатель уровня его культуры, искусства, философской мысли. Относиться к нему нужно очень бережно, не забывать, потому что он сохраняет наши корни и наши истоки. Родной язык – это чистый родник, дающий нам силу и радость познания.
Язык – достояние народа, он способствует единству и сплоченности нации, является средством воспитания, связующей нитью во взаимоотношениях людей в семье, в быту. Чтобы сохранить нацию и её язык надо делать самое простое и доступное: говорить между собой на своем языке, приучать к разговорной речи детей и внуков, при первой же возможности отдавать их в детсады, школы и классы на казахском языке, воспитывать их в духе уважения национальной культуре, к её внешним признакам: одежде, поведению, уважительности, гостепреимству, участию в горе и радости.
«Жизнь народа в его языке» - это слова Расула Гамзатова. Лучше, наверное, и не скажешь. Это не просто слова, а концепция о роли языка. Каждый человек к какой бы он нации не принадлежал, должен знать и любить свой родной язык. Но это вовсе не означает, что знать он должен только свой язык и отнестись небрежно к другим. Нужно знать и другие языки и уважать их также как и родной. Достоевский Ф.М. говорил: «Только через родной язык можно познать и овладеть другими языками.» Родной язык – духовное богатство каждого, в нем – нравственное и совесть народа.
Со звездами, украшающими ночной небосвод, сравнивал Ч.Айтматов – языки народов мира, вместе и раздельно представляющие бесценное достояние человеческой цивилизации. У каждого языка своя история становления, возмужания и расцвета. У каждого языка своя судьба, связанная неразрывными нитями с языками других народов. И каждый язык переживает очень сложные и болезненные процессы, волнующие и тревожащие нас. Чем дорог алмаз? Количеством граней. И язык любой нации для нас бесценен. И любой из них, если мы стали забывать, то надо непременно возрождать. Сегодняшнее начало возрождения казахского языка, первые шаги по нелегкому и сложному пути, и думается, продолжительного по времени – ведь восстанавливать разрушенное труднее. Языковая политика в Казахстане и пути её реализации зависят от каждого из нас, от нашей общечеловеческой культуры, дружбы народов, утверждения национального согласия в нашем общем доме. Через возрождение языков мы вернемся к истории, культуре народа и восстановим подлинный интернационализм. Напомним слова К.Маркса «Каждый представитель одной нации должен и обязан учиться у другой. Ведь язык – это прежде всего отношение. Через язык же люди находят друг друга и совершают то гуманное, что есть на земле.»
Как часто бывает, что рядом бьется сердце другого народа чистый и трепетный родник, питающий его душу – язык. И когда он непонятен живущему рядом, это становится препятствием к пониманию людьми друг друга, причиной искаженности оценок и представлений о прошлом и настоящем. Люди хотят научиться языку друг друга, чтобы лучше понимать традиции, культуру наших народов. И надо способствовать этому всячески.
Казахский язык сопряжен решительно со всем, что у нас в стране происходит. Можно проиллюстрировать примером из нашей истории: наполовину вымерший после «коллективизации» казахский народ в 30 – е годы лишили старого алфавита, который был так распространен, что им мог пользоваться рядовой степняк. В 50 – е годы предприняли попытку избавиться от национальных музыкальных инструментов, в 60 – е закрывались казахские школы в северных областях Казахстана и прилегающих районах России. А в последнее время стало «модным» и вовсе обходиться без родного языка.
Как Арал, ставший жертвой интернациональной безответственности отошел от своих берегов на десятки километров, так и казахский язык, сужая сферу применения в городах республики, на сотни километров «отошел» в степь, ауылы. При двухкратном росте населения на одного жителя коренной национальности приходится лишь 1 – 3 книги на родном языке, а выпуск и использование литературы на казахском языке в библиотеках вызывает особую тревогу. При заметном росте интереса к литературе на казахском языке её движение к читателю в ряде областей нельзя считать активным, в целом она не превышает 22 процента в общей книговыдаче. Отрицательно влияет на уровень формирования и использования библиотечных фондов на государственном языке республики, слабое знание многими библиотечными работниками казахского языка и литературы. Возродить пропаганду литературного наследия известных и неизвестных поэтов, акынов, термеши, мастеров художественного слова задача сегодняшнего дня.
Для обеспечения полной реализации государственной программы необходимо поднять работу по активному и повсеместному изучению казахского языка в учреждениях культуры. Работники библиотек, в соответствии со статьей 16 Закона, в течении 5 лет должны обеспечить прием читателей и вести беседы и другие мероприятия на языке обращения, а по мере создания необходимых условий – овладеть казахским языком. В связи с этим научно – методическим отделом Национальной библиотеки Республики Казахстан готовится к выпуску «Кітапхана ісі – терминдік сөздік» /Библиотечное дело – терминологический словарь/ сост. Тазабекова Ш.Х., Имашева Т.Р. который, надеемся, поможет библиотекарям в овладении языком и окажет помощь в практической работе с читателями. Ведущая роль в возрождении казахского языка отводится обществу «Қазақ тілі» при библиотеках. Главная цель – претворение в жизнь требований Закона о языках, и прежде всего, о казахском языке, воспитанию молодежи на принципах уважительного отношения к добрым обычаям и традициям казахского народа. Необходимо внести практику библиотек проведение «Наурыза», что способствует возрождению забытого или утерянного казахами, разовьются такие истинно народные виды творчества как айтыс акынов, домбристов, такие виды народно – прикладного искусства, как изготовление кошмы, алаша, текемет, түкті – тақыр кілем, кожанных изделий.
Можно провести конкурсы девушек, невест под названием «Девушки – цвет народа», «Қыз - сыны», «Ақ келін», конкурс для джигитов «Жігіттің сұлтаны», в котором должны принять участие заслуженные многодетные матери, учителя, уважаемые люди, которые должны поделиться с молодежью своим жизненным опытом. Конкурс для лиц неказахской национальности можно провести под девизом «Язык – ключ к сердцу народа», в котором необходимо продемонстрировать знание обычаев и традиций народностей живущих на территории Казахстана.
Каждая область богата своим историческим наследием, культурой, искусством – необходимо это донести до читателя.
«Язык народа – лучший не увядающий и вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в мысль, в картину и звук небо отчизны, её воздух … её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы – весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов».
К.Д.Ушинский
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык. Это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».
И.С.Тургенев
«Всем хорошим во мне я обязан книгам».
М.Горький
«Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена».
Вольтер
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!... Нельзя не верить, чтоб такой язык не был дан великому народу!».
И.С.Тургенев
«Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».
А.Н.Толстой
«Русский язык сыграл роль языка – моста, соединившего впервые в истории художественные берега народов, которые незадолго до этого не знали о существовании один другого. И если мои произведения изданы ныне через посредничество русского языка на многих языках мира, то тем самым русский язык укрепляет позиции моего родного киргизского языка».
Ч.Айтматов
«Я счастлив, что на древней, родной мне земле, именуемой Казахстан, живут более ста национальностей, и каждый из них, наречии, но и на музыкальном, полнозвучном, прекрасном русском языке».
М.Каратаев
Пожмем покрепче мы друг другу руки
И насладимся радостью бесед.
На языке общаемся мы русском,
Он, словно воздух, нужен людям всем.
Многообразен, уникален, строен,
Проблемам вечным мчась наперекор,
Объединяет судьбы и народы
И создает уверенность, покой …
С ним легче переносятся невзгоды,
Ему навечно другом нашим быть.
Он помогает мчаться нам сквозь годы,
Мечтать о счастье, верить и любить.
В прекрасные мгновенья, в день ненастный
В душе и сердце каждого живет
Надежность тыла и движение вперед.
А.Купчишин
Слово - Сөз - A word
Переводчик – аудармашы - An interpreter
Словарь - Сөздік - A dictionary
Книга – Кітап - A book
Школьник – Оқушы - A pupil
Друг – дос - Friend
Народ – Халық - People
Земля – Ел - Earth
Президент – Елбасы - President
Урок – Сабақ - lesson
kopilkaurokov.ru