Урок литературы в 7 классе "Предания - поэтическая автобиография народа". Устное народное творчество предания 7 класс конспект урока
Урок литературы в 7 классе на тему "Устное народное творчество. Предания"
Методическая разработка
урока литературы в 7 классе по теме «Предания»
Цель: знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей, знакомство с героями — государственными деятелями.
Методические приемы: краткий пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение.
Оборудование: мультимедийная презентация, проектор.
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературы.
Тема нашего урока «Устное народное творчество. Предания» (Слайд 1). Запишите её в тетрадь.
Подумайте, чему мы будем учиться? (Ответы детей.)
- Цели урока вынесены на слайд для того, чтобы в конце нашей кропотливой работы над преданиями мы смогли определить, всё ли задуманное успели сделать. Познакомимся с ними – Слайд 2.
III. Изучение нового материала.
Слово учителя.
- Удивительное путешествие по волшебному миру литературы мы начинаем с устного народного творчества, с фольклора.
- Знаком ли вам этот термин? (Дети отвечают. Слайд 3).
- История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическими представлениями человека о мире. У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, французские трубадуры и т.д. Ещё в XVI в. на Руси даже при царском дворе держали сказочников, которые знали на память до десяти произведений.
- А теперь вспомним теорию литературы. (Слайд 4.) Как и авторские произведения, фольклорные делятся на 3 рода: эпические, лирические и драматические. Каждый из родов имеет свои жанры (Слайд 4). Наиболее древними жанрами являются былины, легенды, песни, отражающие религиозные представления и верования; позднее возникли исторические песни и народные баллады. Перенесите информацию со слайда в тетрадь.
- Как вы уже знаете, сегодня мы будем работать над преданиями. С этим жанром вы познакомились ранее. Какие предания вы помните? Может быть, кто-то попытается дать определение этому понятию? (Слайд 5.) Запишите определение в тетрадь.
- Создателями этой литературы были простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство. В древности, когда сама земля еще была молода, к преданиям относились очень серьезно. Они представляли собой историю рода, государства. Старшее поколение бережно передавало эти рассказы молодым, чтобы они также трепетно хранили их, передавая из уст в уста. И хотя предания порой до краев наполнены вымыслом, они все же четко отражают сущность событий.
— Какова же была основная тема «устной живописи»? На что обращают наше внимание народные сказители? Обратимся к «преданьям старины глубокой».
2. Проверка д/задания (выразительный пересказ преданий) + аналитическая беседа по произведениям.
1) – Дома вы познакомились с преданиями из цикла жизни Ивана Грозного и Петра I. Начнём работу над этими произведениями. Коротко перескажите предание «Воцарение Ивана Грозного». (Cлайд 6.)
(1 ученик пересказывает + оценивание выступления)
- Кто герой предания? (Иван IV.) За что народ, согласно преданию, прозвал его Грозным? (За жестокость.)
- Как вы думаете, соответствует ли сюжет действительности? (Нет.)
- Этот сюжет полностью вымышлен. В действительности же трехлетний Иван IV унаследовал престол от отца Василия III. Предание «Воцарение Ивана Грозного» отражает сочувственное отношение народа к царю как к борцу с противопоставленным ему боярством, завоевателю Казанского ханства.
2) Краткий пересказ предания «Сороки-ведьмы» (1 ученик пересказывает + оценивание выступления).
— Каким предстает перед нами Иван IV?
— С какой целью он решил уничтожить колдовство? Найдите цитату в тексте предания. («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете...»)
- В предании «Сороки-ведьмы» народ показывает свое негативное отношение к колдовству и чародейству. В нем также отражается веяние нового времени — борьба самого царя с нечестью. Этот мотив выражен очень ярко.
3) - Не менее интересен и такой персонаж преданий, как Петр I. (Слайд 7). Обратимся к преданию «Петр и плотник». (1 ученик пересказывает + оценивание выступления.)
— Каким человеком предстает перед нами Петр? (Если плохо исполняешь свое дело, плохо знаешь ремесло, то терпи и учись прилежно. За науку надо благодарить.)
— На что обращает внимание народный сказитель? (На справедливость царя. Взялся мужик ли, царь ли за работу — делай хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его.)
III. Изучение новой темы (с. 7—8).
1. Чтение статьи «Предания».
2. Беседа по вопросам.
- Что нового узнали из статьи?
- Кто чаще всего является героями преданий?
- Откуда взяты эти строки? (Слайд 8.)
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету...
В начале поэмы и в конце ее:
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой!
(А. С. Пушкин «Руслан и Людмила».)
- Ребята, для чего я зачитала эти строки? (Ответы детей.)
- Вывод: предания использовались поэтами для создания произведений; предания запечатлевали для последующих поколений образы героев и исторические события.
- Предания принято делить на 2 группы (слайд 10): исторические и топонимические. С первой группой мы с вами сегодня познакомились: герои Иван Грозный и Петр I - исторические. Вторая группа преданий - топонимические - древняя, популярная в народе разновидность преданий. Они представляют собой рассказы о географических объектах (местностях, реках, озерах, горах и проч.) и населенных пунктах.
- Послушайте внимательно топонимическое предание, записанное в Саратовском крае академиком А. А. Шахматовым. (Учитель читает.)
«Я слышал от старых людей насчет одного места, что там жил Стенька Разин. Это место и теперь можно очень хорошо узнать: огромная гора, похожая на двор, имя ее теперь - Каменный двор, на середине ее бугор, на бугре дубовый лесок, а на самой середине, на вершине около бугра, три березы, под березами родник. Старики говорят, что на том самом месте жили разбойники, а наружная сторона той горы с одной стороны похожа на ворота. А вокруг нее как есть двор. По самой вершине горы - лесок, словно крыша, в низ ее словно каменная стена. Эту стену называют лицевою стороной Каменного двора. В стороне от этого двора расположены высокие горы... Имя этих гор - Караульные горы. Старики рассказывают, что когда жил Стенька Разин, то разбойники на этих горах подкарауливали проезжих по дороге, и будто оттуда сквозь землю была протянута цепь. Как только увидят проезжающих, они и дернут эту цепь, а к кольцу этой цепи был привязан колокол. Как услышат их товарищи этот колокол, они и выйдут на дорогу. А еще дальше к большой дороге есть овраг по имени Банный овраг, будто они ходили туда париться в баню».
- Скажите, о каких географических объектах говорилось в предании? (О Каменном дворе и Караульных горах, Банном овраге.)
IV. Подведение итогов урока + оценивание учащихся за анализ преданий.
- Вспомните, какие цели в начале урока мы ставили. (Вернуться по ссылке на слайд 2.) Достигли мы их? (Нажать на стрелку для перехода на слайд №11 «Итоги урока».)
- Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Какой вид работы вызвал у вас затруднение?
- Подводя итог по теме «Предания», хочется сказать следующее: все свои надежды, представления, суждения, мечты и страхи вложил народ в устное творчество. Но самое главное, пожалуй, это то, что, читая «преданья старины глубокой», в каждом слове мы ощущаем великую русскую душу, глубоко чувствующую и переживающую историю своей Родины.
V. Домашнее задание (слайд 12):
Письменный ответ на вопрос «Каково отношение народа к событиям и героям преданий (на примере одного предания)?»,
Инд.задание: рассказ о собирателе былин.
infourok.ru
Разработка урока литературы в 7 классе "Предания"
Методическая разработка
урока литературы в 7 классе по теме «Предания»
Цель: знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей, знакомство с героями — государственными деятелями.
Методические приемы: краткий пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение.
Оборудование: мультимедийная презентация, проектор.
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературы. Помимо учебника, нам понадобится тетрадь для выполнения необходимых записей. Все готовы к работе?
Сообщение темы урока. Целеполагание.
Тема нашего урока «Предания» (Слайд 1). Запишите её в тетрадь.
Подумайте, чему мы будем учиться? (Ответы детей.)
- Цели урока вынесены на слайд для того, чтобы в конце нашей кропотливой работы над преданиями мы смогли определить, всё ли задуманное успели сделать. Познакомимся с ними – Слайд 2.
III. Изучение нового материала.
Слово учителя.
- Удивительное путешествие по волшебному миру литературы мы начинаем с устного народного творчества, с фольклора.
- Знаком ли вам этот термин? (Дети отвечают. Слайд 3).
- История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическими представлениями человека о мире. У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, французские трубадуры и т.д. Ещё в XVI в. на Руси даже при царском дворе держали сказочников, которые знали на память до десяти произведений.
- А теперь вспомним теорию литературы. (Слайд 4.) Как и авторские произведения, фольклорные делятся на 3 рода: эпические, лирические и драматические. Каждый из родов имеет свои жанры (Слайд 4). Наиболее древними жанрами являются былины, легенды, песни, отражающие религиозные представления и верования; позднее возникли исторические песни и народные баллады. Перенесите информацию со слайда в тетрадь.
- Как вы уже знаете, сегодня мы будем работать над преданиями. С этим жанром вы познакомились ранее. Какие предания вы помните? Может быть, кто-то попытается дать определение этому понятию? (Слайд 5.) Запишите определение в тетрадь.
- Создателями этой литературы были простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство. В древности, когда сама земля еще была молода, к преданиям относились очень серьезно. Они представляли собой историю рода, государства. Старшее поколение бережно передавало эти рассказы молодым, чтобы они также трепетно хранили их, передавая из уст в уста. И хотя предания порой до краев наполнены вымыслом, они все же четко отражают сущность событий.
— Какова же была основная тема «устной живописи»? На что обращают наше внимание народные сказители? Обратимся к «преданьям старины глубокой».
2. Проверка д/задания (выразительный пересказ преданий) + аналитическая беседа по произведениям.
1) – Дома вы познакомились с преданиями из цикла жизни Ивана Грозного и Петра I. Начнём работу над этими произведениями. Коротко перескажите предание «Воцарение Ивана Грозного». (Cлайд 6.)
(1 ученик пересказывает + оценивание выступления)
- Кто герой предания? (Иван IV.) За что народ, согласно преданию, прозвал его Грозным? (За жестокость.)
- Как вы думаете, соответствует ли сюжет действительности? (Нет.)
- Этот сюжет полностью вымышлен. В действительности же трехлетний Иван IV унаследовал престол от отца Василия III. Предание «Воцарение Ивана Грозного» отражает сочувственное отношение народа к царю как к борцу с противопоставленным ему боярством, завоевателю Казанского ханства.
2) Краткий пересказ предания «Сороки-ведьмы» (1 ученик пересказывает + оценивание выступления).
— Каким предстает перед нами Иван IV?
— С какой целью он решил уничтожить колдовство? Найдите цитату в тексте предания. («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете...»)
- В предании «Сороки-ведьмы» народ показывает свое негативное отношение к колдовству и чародейству. В нем также отражается веяние нового времени — борьба самого царя с нечестью. Этот мотив выражен очень ярко.
3) - Не менее интересен и такой персонаж преданий, как Петр I. (Слайд 7). Обратимся к преданию «Петр и плотник». (1 ученик пересказывает + оценивание выступления.)
— Каким человеком предстает перед нами Петр? (Если плохо исполняешь свое дело, плохо знаешь ремесло, то терпи и учись прилежно. За науку надо благодарить.)
— На что обращает внимание народный сказитель? (На справедливость царя. Взялся мужик ли, царь ли за работу — делай хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его.)
III. Изучение новой темы (с. 7—8).
1. Чтение статьи «Предания».
2. Беседа по вопросам.
- Что нового узнали из статьи?
- Кто чаще всего является героями преданий?
- Откуда взяты эти строки? (Слайд 8.)
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету...
В начале поэмы и в конце ее:
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой!
(А. С. Пушкин «Руслан и Людмила».)
- Ребята, для чего я зачитала эти строки? (Ответы детей.)
- Вывод: предания использовались поэтами для создания произведений; предания запечатлевали для последующих поколений образы героев и исторические события.
- Предания принято делить на 2 группы (слайд 10): исторические и топонимические. С первой группой мы с вами сегодня познакомились: герои Иван Грозный и Петр I - исторические. Вторая группа преданий - топонимические - древняя, популярная в народе разновидность преданий. Они представляют собой рассказы о географических объектах (местностях, реках, озерах, горах и проч.) и населенных пунктах.
- Послушайте внимательно топонимическое предание, записанное в Саратовском крае академиком А. А. Шахматовым. (Учитель читает.)
«Я слышал от старых людей насчет одного места, что там жил Стенька Разин. Это место и теперь можно очень хорошо узнать: огромная гора, похожая на двор, имя ее теперь - Каменный двор, на середине ее бугор, на бугре дубовый лесок, а на самой середине, на вершине около бугра, три березы, под березами родник. Старики говорят, что на том самом месте жили разбойники, а наружная сторона той горы с одной стороны похожа на ворота. А вокруг нее как есть двор. По самой вершине горы - лесок, словно крыша, в низ ее словно каменная стена. Эту стену называют лицевою стороной Каменного двора. В стороне от этого двора расположены высокие горы... Имя этих гор - Караульные горы. Старики рассказывают, что когда жил Стенька Разин, то разбойники на этих горах подкарауливали проезжих по дороге, и будто оттуда сквозь землю была протянута цепь. Как только увидят проезжающих, они и дернут эту цепь, а к кольцу этой цепи был привязан колокол. Как услышат их товарищи этот колокол, они и выйдут на дорогу. А еще дальше к большой дороге есть овраг по имени Банный овраг, будто они ходили туда париться в баню».
- Скажите, о каких географических объектах говорилось в предании? (О Каменном дворе и Караульных горах, Банном овраге.)
IV. Подведение итогов урока + оценивание учащихся за анализ преданий.
- Вспомните, какие цели в начале урока мы ставили. (Вернуться по ссылке на слайд 2.) Достигли мы их? (Нажать на стрелку для перехода на слайд №11 «Итоги урока».)
- Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Какой вид работы вызвал у вас затруднение?
- Подводя итог по теме «Предания», хочется сказать следующее: все свои надежды, представления, суждения, мечты и страхи вложил народ в устное творчество. Но самое главное, пожалуй, это то, что, читая «преданья старины глубокой», в каждом слове мы ощущаем великую русскую душу, глубоко чувствующую и переживающую историю своей Родины.
V. Домашнее задание (слайд 12): стр. 7-8 пересказ, знать записи в тетради, подготовить выразительное чтение баллады «Вольга и Микула Селянинович» (стр. 17-23).
multiurok.ru
Конспект урока по теме "Предания" 7 класс
Урок 2 ПРЕДАНИЯ
Цели: знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей; знакомство с героями преданий – государственными деятелями.
Методические приемы: краткий пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
1. Слово учителя.
Удивительное путешествие по волшебному миру литературы мы начинаем с устного народного творчества, с фольклора.
Создателями этой литературы были простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство.
– Какова же была основная тема «устной живописи»?
– На что обращают наше внимание народные сказители?
Обратимся к «преданьям старины глубокой».
2. Задания.
1) Коротко перескажите предание «Воцарение Ивана Грозного».
– Кто герой предания? (Иван IV, за жестокость прозванный Грозным.)
2) Краткий пересказ предания «Сороки-ведьмы».
– Каким предстает перед нами Иван IV?
– С какой целью он решил уничтожить колдовство? («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете…»)
3) Пересказ предания «Петр и плотник».
– Каким человеком предстает перед нами Петр? (Если плохо исполняешь свое дело, плохо знаешь ремесло, то терпи и учись прилежно. За науку надо благодарить.)
– На что обращает внимание народный сказитель? (На справедливость царя. Взялся мужик ли, царь ли за работу – делай хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его.)
III. Изучение новой темы (с. 7–8).
1. Чтение статьи «Предания».
2. Беседа по вопросам.
– Что же называется преданием? (Это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение.)
– Кто чаще всего является героем преданий?
– Откуда взяты эти строки?
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…
В начале поэмы и в конце ее:
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой!
(А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила».)
Вывод. Предания использовались поэтами для создания произведений; предания запечатлевали для последующих поколений образы героев и исторические события.
IV. Подведение итогов урока.
– Что вы узнали о преданиях по статье, которую прочитали?
– Какие былины и предания были прочитаны вами в предыдущих классах?
– Какие славянские мифы вы прочитали в V и VI классах?
Домашнее задание: прочитать статью учебника, подготовить пересказ преданий.
infourok.ru
Урок 2 ПРЕДАНИЯ | Поурочные планы по русской литературе 7 класс
Урок 2 ПРЕДАНИЯ
02.02.2012 36078 2760Урок 2 ПРЕДАНИЯ
Цели: знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей; знакомство с героями преданий – государственными деятелями.
Методические приемы: краткий пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
1. Слово учителя.
Удивительное путешествие по волшебному миру литературы мы начинаем с устного народного творчества, с фольклора.
Создателями этой литературы были простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство.
– Какова же была основная тема «устной живописи»?
– На что обращают наше внимание народные сказители?
Обратимся к «преданьям старины глубокой».
2. Задания.
1) Коротко перескажите предание «Воцарение Ивана Грозного».
– Кто герой предания? (Иван IV, за жестокость прозванный Грозным.)
2) Краткий пересказ предания «Сороки-ведьмы».
– Каким предстает перед нами Иван IV?
– С какой целью он решил уничтожить колдовство? («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете…»)
3) Пересказ предания «Петр и плотник».
– Каким человеком предстает перед нами Петр? (Если плохо исполняешь свое дело, плохо знаешь ремесло, то терпи и учись прилежно. За науку надо благодарить.)
– На что обращает внимание народный сказитель? (На справедливость царя. Взялся мужик ли, царь ли за работу – делай хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его.)
III. Изучение новой темы (с. 7–8).
1. Чтение статьи «Предания».
2. Беседа по вопросам.
– Что же называется преданием? (Это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение.)
– Кто чаще всего является героем преданий?
– Откуда взяты эти строки?
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…
В начале поэмы и в конце ее:
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой!
(А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила».)
Вывод. Предания использовались поэтами для создания произведений; предания запечатлевали для последующих поколений образы героев и исторические события.
IV. Подведение итогов урока.
– Что вы узнали о преданиях по статье, которую прочитали?
– Какие былины и предания были прочитаны вами в предыдущих классах?
– Какие славянские мифы вы прочитали в V и VI классах?
Домашнее задание: прочитать статью учебника, подготовить пересказ преданий.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.На странице приведен только фрагмент материала.
tak-to-ent.net
Урок литературы в 7 классе "Предания
Тема урока: «Предания – поэтическая автобиография народа»
Класс: 7
Предмет: литература
Дидактические характеристики урока
Целевой компонент.
Педагогические цели:
создание условий для формирования универсальных учебных действий (УУД): личностных, метапредметных, предметных;
развитие логического и критического мышления, умения отбирать материал, аргументировать свою точку зрения;
удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников;
формирование предметных знаний и умений.
Предметные цели:
знакомство с новым для учащихся фольклорным жанром и его особенностями;
обучение написанию сочинения-рассуждения;
работа над средствами выразительности;
Ожидаемые результаты
ученик способен построить произвольное и осознанное речевое высказывание;
ученик может осуществить выбор оснований и критериев для сравнения;
ученик может построить логическую цепь рассуждений;
ученик может выдвигать гипотезы и их обоснование;
ученик способен формулировать проблемы.
ученик может планировать свою деятельность;
ученик способен с достаточной точностью выражать свои мысли.
Предметные
ученик может проводить анализ преданий;
ученик способен находить и систематизировать информацию в научном тексте;
ученик может написать сочинение-рассуждение по литературоведческому высказыванию.
Педагогическая технология – проблемно-диалоговое обучение.
Методы обучения:
метод проблемного изложения;
частично-поисковый;
репродуктивный;
творческий.
Средства обучения:
Организационные формы:
План урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Сообщение темы и целей урока
Организация побуждающего к гипотезам диалога
Записывают тему в тетрадь.
Формулируют цели и задачи урока, планируют работу.
Предания – поэтическая автобиография народа
Организация проблемного диалога, в ходе которого ученики анализируют предания, знакомятся с новыми терминами.
Выдвигают и доказывают гипотезы о происхождении, значении термина «предания», особенностях данного жанра фольклора, тематике произведений.
Выразительно читают предания.
Анализируют предания.
Читают, анализируют статью учебника, систематизируют полученную информацию.
Узнают новый термин – «лиризм»
Домашнее задание
Написание сочинения-рассуждения
Организация самостоятельной работы по написанию сочинения-рассуждения
Работают самостоятельно: пишут сочинение-рассуждение.
Рефлексия
Организация подведения итогов
Формулируют учебную проблему.
Формулируют новое знание.
Вспоминают, какая работа помогла совершить «открытие».
Ход урока
Сообщение темы и целей урока
Знать историю и культуру своей страны — обязанность всех, населяющих территорию государства, ибо древние мудрецы говорили: «Кто не помнит своего прошлого, не имеет и будущего».
Чему будет посвящён сегодняшний урок?
Тема нашего урока – предания.
Как вы думаете, в каком разделе находится данная тема?
Как по-другому называется УНТ?
Кто автор фольклора?
Назовите жанры фольклора.
Сформулируйте цели сегодняшнего урока. Что мы должны узнать, чему научиться, что сделать?
Узнать, что такое предание.
Познакомиться с особенностями данного жанра фольклора.
Познакомиться с произведениями, написанными в этом жанре.
Познакомиться со своеобразием языка преданий.
Предания – поэтическая автобиография народа
Предание как жанр фольклорной прозы
Предание — это то, что нам передали из уст в уста, из поколения в поколение, стремясь сохранить что-то важное для потомков (поэтому и значение приставки пре- равно значению приставки пере-).
Ученые считают, что предание — это созданный устно рассказ, имеющий установку на достоверность, основное содержание которого составляет описание реальных или вполне возможных фактов. Предание даёт объяснение или пояснение причин каких-либо событий или существования какого-либо факта. Т.о., предание - широко известный в народе устный эпический рассказ с установкой на правдоподобное объяснение реальных фактов прошлой истории, быта.
Предания говорят о достоверных памятных событиях истории, о деяниях реально живших людей, содержат объяснение какого-то явления, названия, обычая.
К преданиям можно отнести устный рассказ о расселении славян, отраженный впоследствии в летописях русского народа, а также повествования «Призвание варяжских князей», «Смерть Олега». В преданиях часто говорится об известных событиях прошлого:
о завоевании Сибири казачьим атаманом Ермаком;
об основании Петром Первым Санкт-Петербурга;
о переходе Суворова через Альпы;
о походе Наполеона в Россию 1812г. и другие.
Предание «Воцарение Ивана Грозного».
О ком/чём это предание? (о воцарении Ивана IV, за жестокость прозванного Грозным.)
Соответствует ли исторической действительности это предание? Что хотел объяснить нам автор предания?
Предание «Сороки-ведьмы».
Каким предстает перед нами Иван IV?
С какой целью он решил уничтожить колдовство? («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете…»)
Что хотел объяснить нам автор предания?
Всё ли является правдой в преданиях?
В преданиях далеко не всегда сообщаются достоверные сведения. В них много домысла. Так, рассказывались предания о том, что в древности жили не обыкновенные люди, а исполины, великаны. Поэтому на местах сражений русских с врагами будто бы можно было найти кости огромной величины.
Почему мы не можем назвать предания сказкой? Сказом? Легендой?
Почему же в преданиях появляется вымысел?
Предание «Петр и плотник»
Безусловно, на справедливость Петра. Если взялся за работу, не важно, кто ты: царь, ремесленник или крестьянин – выполнять эту работу нужно хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его, и тогда будет тебе за эту работу вознаграждение. Вознаградил и царь плотника.
Царь-плотник — памятник Петру I, установленный на Адмиралтейской набережной в 1996 году. Скульптор Л. А. Бернштам. «Царь-плотник» является копией памятника Петру I, установленного в 1911 году в Нидерландах
Памятник Петру I — бронзовая скульптура на гранитном постаменте, находящаяся в Петровском сквере Воронежа. Памятник был торжественно открыт 30 августа 1860 года. До его появления были только такие известные памятники, как Медный всадник, памятник перед Михайловским замком и скульптура в Кронштадте. На пьедестале из накладных бронзовых букв выполнены надписи: «Императору Петру Великому. 1860» (на лицевой стороне) и «Воронежские дворяне и граждане» (на задней стороне).
Работа по учебнику
Откройте учебник «Литература. 7 класс» на с. 7—8, статья «Предания».
— Расскажите, что нового вы узнали о преданиях из статьи учебника.
Домашнее задание
— Дома прочитайте статью из учебника еще раз самостоятельно. В своих тетрадях запишите, какие большие циклы преданий выделяются в русском фольклоре. Будет замечательно, если вы сможете включить в свою работу не только информацию, прочитанную в учебнике, но и те сведения, которые узнали на уроке.
Написание сочинения-рассуждения
Обратимся к первому предложению статьи учебника: «Предания – поэтическая автобиография народа». Как вы его понимаете?
Что такое биография? Автобиография? Кто её пишет?
Почему предания названы автобиографией? (Народ сам создаёт свою историю, свою биографию, рассказывая об исторических событиях и лицах.)
Какой эпитет у слова «биография» в данном высказывании? (поэтическая)
Что он обозначает?
Чем поэзия отличается от прозы помимо внешней формы? (лиризмом)
Лиризм – прямое, открытое выражение эмоций, чувств, настроений персонажей и автора в художественном произведении. Лиризм может быть свойством произведения любого рода литературы.
Поэтическая автобиография – это биография, наполненная лиризмом.
Давайте ещё раз повторим, какими чувствами и настроениями проникнуты прочитанные нами предания.
А теперь напишем сочинение-рассуждение по данному высказыванию.
Я согласна с высказыванием Н Криничной: «Предания – поэтическая автобиография народа». Попробую его доказать на основе прочитанных преданий.
Во-первых, автобиография – это художественное описание автором собственной жизни. Различные циклы преданий позволяют увидеть историю жизни народа, их создавшего: расселение славян, призвание варяжских князей, цикл сказаний об Иване Грозном, Петре Первом и многие другие. Во-вторых, предания проникнуты лиризмом: мы чувствуем восхищение сказителя справедливостью Петра Первого в предании «Пётр и плотник».
Таким образом, я доказала, что предания как фольклорный жанр поэтически передают историю народа, им же и созданную.
Рефлексия
Какие цели мы поставили в начале урока?
Все ли их выполнили? Что нам помогло в этом?
Какое новое знание вы открыли?
infourok.ru
Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме «Предания»
Методическая разработка
урока литературы в 7 классе по теме «Предания»
Цель: знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей, знакомство с героями — государственными деятелями.
Методические приемы: краткий пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение.
Оборудование: мультимедийная презентация, проектор.
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературы.
Тема нашего урока «Устное народное творчество. Предания» (Слайд 1). Запишите её в тетрадь.
Подумайте, чему мы будем учиться? (Ответы детей.)
- Цели урока вынесены на слайд для того, чтобы в конце нашей кропотливой работы над преданиями мы смогли определить, всё ли задуманное успели сделать. Познакомимся с ними – Слайд 2.
III. Изучение нового материала.
Слово учителя.
- Удивительное путешествие по волшебному миру литературы мы начинаем с устного народного творчества, с фольклора.
- Знаком ли вам этот термин? (Дети отвечают. Слайд 3).
- История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическими представлениями человека о мире. У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, французские трубадуры и т.д. Ещё в XVI в. на Руси даже при царском дворе держали сказочников, которые знали на память до десяти произведений.
- А теперь вспомним теорию литературы. (Слайд 4.) Как и авторские произведения, фольклорные делятся на 3 рода: эпические, лирические и драматические. Каждый из родов имеет свои жанры (Слайд 4). Наиболее древними жанрами являются былины, легенды, песни, отражающие религиозные представления и верования; позднее возникли исторические песни и народные баллады. Перенесите информацию со слайда в тетрадь.
- Как вы уже знаете, сегодня мы будем работать над преданиями. С этим жанром вы познакомились ранее. Какие предания вы помните? Может быть, кто-то попытается дать определение этому понятию? (Слайд 5.) Запишите определение в тетрадь.
- Создателями этой литературы были простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство. В древности, когда сама земля еще была молода, к преданиям относились очень серьезно. Они представляли собой историю рода, государства. Старшее поколение бережно передавало эти рассказы молодым, чтобы они также трепетно хранили их, передавая из уст в уста. И хотя предания порой до краев наполнены вымыслом, они все же четко отражают сущность событий.
— Какова же была основная тема «устной живописи»? На что обращают наше внимание народные сказители? Обратимся к «преданьям старины глубокой».
2. Проверка д/задания (выразительный пересказ преданий) + аналитическая беседа по произведениям.
1) – Дома вы познакомились с преданиями из цикла жизни Ивана Грозного и Петра I. Начнём работу над этими произведениями. Коротко перескажите предание «Воцарение Ивана Грозного». (Cлайд 6.)
(1 ученик пересказывает + оценивание выступления)
- Кто герой предания? (Иван IV.) За что народ, согласно преданию, прозвал его Грозным? (За жестокость.)
- Как вы думаете, соответствует ли сюжет действительности? (Нет.)
- Этот сюжет полностью вымышлен. В действительности же трехлетний Иван IV унаследовал престол от отца Василия III. Предание «Воцарение Ивана Грозного» отражает сочувственное отношение народа к царю как к борцу с противопоставленным ему боярством, завоевателю Казанского ханства.
2) Краткий пересказ предания «Сороки-ведьмы» (1 ученик пересказывает + оценивание выступления).
— Каким предстает перед нами Иван IV?
— С какой целью он решил уничтожить колдовство? Найдите цитату в тексте предания. («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете...»)
- В предании «Сороки-ведьмы» народ показывает свое негативное отношение к колдовству и чародейству. В нем также отражается веяние нового времени — борьба самого царя с нечестью. Этот мотив выражен очень ярко.
3) - Не менее интересен и такой персонаж преданий, как Петр I. (Слайд 7). Обратимся к преданию «Петр и плотник». (1 ученик пересказывает + оценивание выступления.)
— Каким человеком предстает перед нами Петр? (Если плохо исполняешь свое дело, плохо знаешь ремесло, то терпи и учись прилежно. За науку надо благодарить.)
— На что обращает внимание народный сказитель? (На справедливость царя. Взялся мужик ли, царь ли за работу — делай хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его.)
III. Изучение новой темы (с. 7—8).
1. Чтение статьи «Предания».
2. Беседа по вопросам.
- Что нового узнали из статьи?
- Кто чаще всего является героями преданий?
- Откуда взяты эти строки? (Слайд 8.)
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету...
В начале поэмы и в конце ее:
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой!
(А. С. Пушкин «Руслан и Людмила».)
- Ребята, для чего я зачитала эти строки? (Ответы детей.)
- Вывод: предания использовались поэтами для создания произведений; предания запечатлевали для последующих поколений образы героев и исторические события.
- Предания принято делить на 2 группы (слайд 10): исторические и топонимические. С первой группой мы с вами сегодня познакомились: герои Иван Грозный и Петр I - исторические. Вторая группа преданий - топонимические - древняя, популярная в народе разновидность преданий. Они представляют собой рассказы о географических объектах (местностях, реках, озерах, горах и проч.) и населенных пунктах.
- Послушайте внимательно топонимическое предание, записанное в Саратовском крае академиком А. А. Шахматовым. (Учитель читает.)
«Я слышал от старых людей насчет одного места, что там жил Стенька Разин. Это место и теперь можно очень хорошо узнать: огромная гора, похожая на двор, имя ее теперь - Каменный двор, на середине ее бугор, на бугре дубовый лесок, а на самой середине, на вершине около бугра, три березы, под березами родник. Старики говорят, что на том самом месте жили разбойники, а наружная сторона той горы с одной стороны похожа на ворота. А вокруг нее как есть двор. По самой вершине горы - лесок, словно крыша, в низ ее словно каменная стена. Эту стену называют лицевою стороной Каменного двора. В стороне от этого двора расположены высокие горы... Имя этих гор - Караульные горы. Старики рассказывают, что когда жил Стенька Разин, то разбойники на этих горах подкарауливали проезжих по дороге, и будто оттуда сквозь землю была протянута цепь. Как только увидят проезжающих, они и дернут эту цепь, а к кольцу этой цепи был привязан колокол. Как услышат их товарищи этот колокол, они и выйдут на дорогу. А еще дальше к большой дороге есть овраг по имени Банный овраг, будто они ходили туда париться в баню».
- Скажите, о каких географических объектах говорилось в предании? (О Каменном дворе и Караульных горах, Банном овраге.)
IV. Подведение итогов урока + оценивание учащихся за анализ преданий.
- Вспомните, какие цели в начале урока мы ставили. (Вернуться по ссылке на слайд 2.) Достигли мы их? (Нажать на стрелку для перехода на слайд №11 «Итоги урока».)
- Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Какой вид работы вызвал у вас затруднение?
- Подводя итог по теме «Предания», хочется сказать следующее: все свои надежды, представления, суждения, мечты и страхи вложил народ в устное творчество. Но самое главное, пожалуй, это то, что, читая «преданья старины глубокой», в каждом слове мы ощущаем великую русскую душу, глубоко чувствующую и переживающую историю своей Родины.
V. Домашнее задание (слайд 12):
Письменный ответ на вопрос «Каково отношение народа к событиям и героям преданий (на примере одного предания)?»,
Инд.задание: рассказ о собирателе былин.
multiurok.ru
Разработка урока литературы в 7 классе "Предания"
Методическая разработка
урока литературы в 7 классе по теме «Предания»
Цель: знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей, знакомство с героями — государственными деятелями.
Методические приемы: краткий пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение.
Оборудование: мультимедийная презентация, проектор.
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературы. Помимо учебника, нам понадобится тетрадь для выполнения необходимых записей. Все готовы к работе?
Сообщение темы урока. Целеполагание.
Тема нашего урока «Предания» (Слайд 1). Запишите её в тетрадь.
Подумайте, чему мы будем учиться? (Ответы детей.)
- Цели урока вынесены на слайд для того, чтобы в конце нашей кропотливой работы над преданиями мы смогли определить, всё ли задуманное успели сделать. Познакомимся с ними – Слайд 2.
III. Изучение нового материала.
Слово учителя.
- Удивительное путешествие по волшебному миру литературы мы начинаем с устного народного творчества, с фольклора.
- Знаком ли вам этот термин? (Дети отвечают. Слайд 3).
- История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическими представлениями человека о мире. У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, французские трубадуры и т.д. Ещё в XVI в. на Руси даже при царском дворе держали сказочников, которые знали на память до десяти произведений.
- А теперь вспомним теорию литературы. (Слайд 4.) Как и авторские произведения, фольклорные делятся на 3 рода: эпические, лирические и драматические. Каждый из родов имеет свои жанры (Слайд 4). Наиболее древними жанрами являются былины, легенды, песни, отражающие религиозные представления и верования; позднее возникли исторические песни и народные баллады. Перенесите информацию со слайда в тетрадь.
- Как вы уже знаете, сегодня мы будем работать над преданиями. С этим жанром вы познакомились ранее. Какие предания вы помните? Может быть, кто-то попытается дать определение этому понятию? (Слайд 5.) Запишите определение в тетрадь.
- Создателями этой литературы были простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство. В древности, когда сама земля еще была молода, к преданиям относились очень серьезно. Они представляли собой историю рода, государства. Старшее поколение бережно передавало эти рассказы молодым, чтобы они также трепетно хранили их, передавая из уст в уста. И хотя предания порой до краев наполнены вымыслом, они все же четко отражают сущность событий.
— Какова же была основная тема «устной живописи»? На что обращают наше внимание народные сказители? Обратимся к «преданьям старины глубокой».
2. Проверка д/задания (выразительный пересказ преданий) + аналитическая беседа по произведениям.
1) – Дома вы познакомились с преданиями из цикла жизни Ивана Грозного и Петра I. Начнём работу над этими произведениями. Коротко перескажите предание «Воцарение Ивана Грозного». (Cлайд 6.)
(1 ученик пересказывает + оценивание выступления)
- Кто герой предания? (Иван IV.) За что народ, согласно преданию, прозвал его Грозным? (За жестокость.)
- Как вы думаете, соответствует ли сюжет действительности? (Нет.)
- Этот сюжет полностью вымышлен. В действительности же трехлетний Иван IV унаследовал престол от отца Василия III. Предание «Воцарение Ивана Грозного» отражает сочувственное отношение народа к царю как к борцу с противопоставленным ему боярством, завоевателю Казанского ханства.
2) Краткий пересказ предания «Сороки-ведьмы» (1 ученик пересказывает + оценивание выступления).
— Каким предстает перед нами Иван IV?
— С какой целью он решил уничтожить колдовство? Найдите цитату в тексте предания. («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете...»)
- В предании «Сороки-ведьмы» народ показывает свое негативное отношение к колдовству и чародейству. В нем также отражается веяние нового времени — борьба самого царя с нечестью. Этот мотив выражен очень ярко.
3) - Не менее интересен и такой персонаж преданий, как Петр I. (Слайд 7). Обратимся к преданию «Петр и плотник». (1 ученик пересказывает + оценивание выступления.)
— Каким человеком предстает перед нами Петр? (Если плохо исполняешь свое дело, плохо знаешь ремесло, то терпи и учись прилежно. За науку надо благодарить.)
— На что обращает внимание народный сказитель? (На справедливость царя. Взялся мужик ли, царь ли за работу — делай хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его.)
III. Изучение новой темы (с. 7—8).
1. Чтение статьи «Предания».
2. Беседа по вопросам.
- Что нового узнали из статьи?
- Кто чаще всего является героями преданий?
- Откуда взяты эти строки? (Слайд 8.)
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету...
В начале поэмы и в конце ее:
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой!
(А. С. Пушкин «Руслан и Людмила».)
- Ребята, для чего я зачитала эти строки? (Ответы детей.)
- Вывод: предания использовались поэтами для создания произведений; предания запечатлевали для последующих поколений образы героев и исторические события.
- Предания принято делить на 2 группы (слайд 10): исторические и топонимические. С первой группой мы с вами сегодня познакомились: герои Иван Грозный и Петр I - исторические. Вторая группа преданий - топонимические - древняя, популярная в народе разновидность преданий. Они представляют собой рассказы о географических объектах (местностях, реках, озерах, горах и проч.) и населенных пунктах.
- Послушайте внимательно топонимическое предание, записанное в Саратовском крае академиком А. А. Шахматовым. (Учитель читает.)
«Я слышал от старых людей насчет одного места, что там жил Стенька Разин. Это место и теперь можно очень хорошо узнать: огромная гора, похожая на двор, имя ее теперь - Каменный двор, на середине ее бугор, на бугре дубовый лесок, а на самой середине, на вершине около бугра, три березы, под березами родник. Старики говорят, что на том самом месте жили разбойники, а наружная сторона той горы с одной стороны похожа на ворота. А вокруг нее как есть двор. По самой вершине горы - лесок, словно крыша, в низ ее словно каменная стена. Эту стену называют лицевою стороной Каменного двора. В стороне от этого двора расположены высокие горы... Имя этих гор - Караульные горы. Старики рассказывают, что когда жил Стенька Разин, то разбойники на этих горах подкарауливали проезжих по дороге, и будто оттуда сквозь землю была протянута цепь. Как только увидят проезжающих, они и дернут эту цепь, а к кольцу этой цепи был привязан колокол. Как услышат их товарищи этот колокол, они и выйдут на дорогу. А еще дальше к большой дороге есть овраг по имени Банный овраг, будто они ходили туда париться в баню».
- Скажите, о каких географических объектах говорилось в предании? (О Каменном дворе и Караульных горах, Банном овраге.)
IV. Подведение итогов урока + оценивание учащихся за анализ преданий.
- Вспомните, какие цели в начале урока мы ставили. (Вернуться по ссылке на слайд 2.) Достигли мы их? (Нажать на стрелку для перехода на слайд №11 «Итоги урока».)
- Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Какой вид работы вызвал у вас затруднение?
- Подводя итог по теме «Предания», хочется сказать следующее: все свои надежды, представления, суждения, мечты и страхи вложил народ в устное творчество. Но самое главное, пожалуй, это то, что, читая «преданья старины глубокой», в каждом слове мы ощущаем великую русскую душу, глубоко чувствующую и переживающую историю своей Родины.
V. Домашнее задание (слайд 12): стр. 7-8 пересказ, знать записи в тетради, подготовить выразительное чтение баллады «Вольга и Микула Селянинович» (стр. 17-23).
multiurok.ru