Сравните былины заполните таблицу 3 класс


Тест по литературному чтению (3 класс) УМК 21 век

3 «А»

2014

Проверочная работа по литературному чтению: Былины и Басни.

МБОУ СОШ п. Селекция

  1. Кто перевёл былину Добрыня и змея?

  1. Н.П. Колпакова

  2. И. Крылов

  3. А.С. Пушкин

  1. Соедини стрелками название былин и героев из них.

Вольга и Микула Добрыня и Змея

Аким Иванович Илья Муромец и Соловей – разбойник

Соловей – разбойник Алёша Попович и Тугарин Змеёвич

Забава Путятична Вольга и Микула

  1. Сравни былины заполнив таблицу.

Название былины

Герои

Подвиг, которые они совершили.

положительные

отрицательные

Добрыня и Змея

Алёша Попович и Тугарин Змеёвич

Илья Муромец и Соловей – разбойник

  1. Напиши, каких былинных героев – богатырей ты знаешь?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Перечитайте отрывки из былин, назовите былины.

«Маковки на теремах покривились, крылечки от стен отвалились, стёкла в горницах полопались, разбежались кони из конюшен, все богатыри на землю упали…»_____________________________________

«Не бей, не губи меня, Добрынюшка! Не буду больше на Русь летать, людей русских в плен уносить. Помиримся! И ты моих детёнышей не трогай впредь».___________________

«Из славного Ростова красна города

Как два ясные сокола вылётывали –

Выезжали два могучих богатыря:

Что по имени Алёшенька Попович млад

А с молодым Якимом Ивановичем.

Они ездят, богатыри, плечо о плечо,

Стремено в стремено богатырское». _________________________________________

  1. Что такое былина?

  1. Поэтическое произведение русского фольклера, написанное особым былинным стихом.

  2. Поэтическое или стихотворное произведение которое имеет скрытый смысл.

  3. Произведение фольклера, в котором сочитаются труднопроизносимые вместе слова.

  1. Где на Добрыню напала Змея?

  1. На Горе-Сороченской

  2. В Пучай-реке

  3. В Киев-граде

  1. Кого пленила Змея в Киев-граде?

  1. Забаву-Путятичну

  2. Князя Владимира

  3. Мать Добрыни

  1. Где бились Добрыня и Змея?

  1. В Киев-граде

  2. На Пучай-реке

  3. На Горе-Сороченской

  1. Где родился Илья Муромец?

  1. В Киеве

  2. В Москве

  3. В Карочарове

  1. Кого пленил Илья Муромец по дороге в Киев?

  1. Соловья Разбойника

  2. Тугарина Змеевича

  3. Змею

  1. Где родился Алеша Попович?

  1. В Ростове

  2. В Киеве

  3. В Муроме

  1. С кем бился Алеша Попович?

  1. Со Змеей

  2. С Соловьем Разбойником

  3. С Тугариным Змеевичем

  1. Чем занимался Микула Селянинович когда встретился с Вольга Святославовичем?

  1. Бился с Змеей

  2. Пахал землю

  3. Спал в чистом поле

  1. Сколько молодцев было в дружине Вольга Святославовича?

  1. Десять

  2. Сорок

  3. Тридцать

Басня

  1. Что такое басня?

  1. Поэтическое произведение русского фольклера, написанное особым былинным стихом.

  2. Поэтическое или стихотворное произведение которое имеет скрытый смысл.

  3. Произведение фольклера, в котором сочитаются труднопроизносимые вместе слова.

  1. Что сказала себе Лисица не достав виноград в басне Изопа «Лисица и Виноград»?

  1. Они еще зеленые

  2. Они не вкусные

  3. Не хочу я виноград

  1. Где лиса увидела виноград в басне Крылова «Лисица и Виноград»?

  1. В доме

  2. В беседке

  3. В саду

  1. Что Ворона держала во рту?

  1. Сыр

  2. Колбасу

  3. Хлеб

  1. Что сделала лиса что бы получить сыр у вороны?

  1. Ругала Ворону

  2. Хвалила Ворону

  3. Ничего не делала

  1. Соедини стрелками название былин и героев из них.

Голодная Лисица Ворона и Лисица

Ворона Лисица и Виноград

(Эзоп)

Голодная кума Лиса Лисица и Виноград

(Крылов)

  1. Заполните таблицу

Название басни

Автор басни

Герой басни

Действия героя басни

Лисица и виноград

Эзоп

Лисица и виноград

Крылов

Ворона и Лисица

Крылов

infourok.ru

Начальные классы ГБОУ СОШ № 5

С помощью таблицы сравни фрагмент летописи «И вспомнил Олег коня своего» и стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Если затрудняешься заполнить таблицу, можешь воспользоваться подсказкой.

Признаки

Летопись

Стихотворение

Точные даты событий

 

 

Рифма

 

 

Точные названия места событий

 

 

 

 С помощью таблицы объясни, почему летописи – это жанр ИСТОРИЧЕСКОЙ прозы.

 

С помощью таблицы сравни былину «Ильины три поездочки» и известные тебе народные сказки. Если затрудняешься заполнить таблицу самостоятельно, можешь воспользоваться подсказкой.

Признаки

Былина

Народная сказка

Является жанром устного народного творчества

 

 

Для кого предназначена

 

 

Чудеса, волшебство

 

 

Подвиги, героические сражения, которые были на самом деле

 

 

Основа сюжета – реальные события

 

 

Читаются нараспев, сопровождаются игрой на гуслях

 

 

Троекратные повторы

 

 

Особый песенный ритм текста

 

 

Кто является главным героем    

С помощью таблицы объясни, в чём главные сходства и отличия между былинами и народными сказками.

 

 

Признаки

Летопись

Стихотворение

Точные даты событий

есть

нет

Рифма

нет

есть

Точные названия места событий

нет

есть

 

 

 

 

 

 

 

Признаки

Былина

Народная сказка

Является жанром устного народного творчества

Да

Да

Для кого предназначена

В основном – для взрослых

В основном – для детей

Чудеса, волшебство

Нет

Есть

Подвиги, героические сражения, которые были на самом деле

Да

Нет

Основа сюжета – реальные события

Да

Да

Читаются нараспев, сопровождаются игрой на гуслях

Да

Нет

Троекратные повторы

Есть

Есть

Особый песенный ритм текста

Есть

Нет

Главные герои Богатыри Разные персонажи

 

 

mono5.ucoz.com

Прочитайте былину Вольга и Микула Селянинович. Подготовте сравнительную характеристику главных героев былины. Таблицу

Нам теперь идти былину читать и тебе отвечать? Нельзя до такой степени уж ничего не делать. Сравнительную характеристику легко же делать.

Образ Вольги является одним из самых древних среди былинных богатырей. Основной отличительной чертой Вольги является хитрость, способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и животных. Как говорится в былине, когда шёл Вольга, «подрожала сыра-земля, стряслося славно царство Индийское, и сине море колебалося.. .Рыба пошла в морскую глубину, птица полетела высоко в небеса.. .а волки, медведи по ельникам разбежалися... » Когда богатырю исполнилось семь лет, пошёл Вольга «обучаться всяких хитростей-мудростей: птицей летать да под облака, рыбою ходить да во глубоки стана, зверями ходить да во темны леса» , а также понимать язык птиц и зверей. Вольга Святославович, как и всякий богатырь, в первую очередь является воином. Собрал себе Вольга дружинушку храбрую. Племянник киевского князя получил от Владимира в подарок три города: Гурчевец, Ореховец, Крестьяновец. Он едет за данью и в чистом поле видит пахаря Микулу, который, работая на поле, проявляет недюженную силу: «пенья-коренья вывертывает, большие камни в борозду валит» . Спрашивает пахарь у князя, далеко ли он держит путь, и узнав, куда он с дружиной направляется, рассказывает ему, какие разбойные люди живут в этих городах. Вольга, видя его силу, предлагает пахарю ехать с ним «в товарищах» . Пахарь соглашается, его участие в поездке необходимо – одной княжеской дружине борьба с разбоем не под силу. Микула просит дружинников князя выдернуть из земли его соху и бросить ее под ракитовый куст. Однако оказывается, что эту работу не могут выполнить ни дружина, ни Вольга. И только богатырская сила Микулы позволяет ему играючи, одной рукой выдернуть сошку из земли. таблицу сделаеш уж)

touch.otvet.mail.ru