Урок биологии в 6 а классе по теме: «Виды корней и типы корневых систем». Урок фгос 6 класс виды корней и типы корневых систем 6 класс


Урок биологии в 6-м классе по теме "Виды корней и типы корневых систем"

Разделы: Биология

Цель: познакомиться с корнем, как функциональной системой.

Задачи урока:

  • Сформировать у учащихся знания о видах корней и типах корневых систем. Продолжить работу с биологическими терминами.
  • Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка. Изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений.
  • Выработать умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем.
  • Продолжить формировать умения делать выводы на основании результатов лабораторных работ.
  • Формировать у детей умение пользовать знаниями, полученные на других уроках, связывать во-единое целое предметы естественного и гуманитарного цикла.
  • Воспитывать художественный вкус, дисциплинированность, ответственность.

Оборудование: проростки фасоли, гороха, пшеницы с развитыми корнями, гербарии с различными типами корневых систем, таблица “Строение стержневой и мочковатой систем”.

Ход урока

  1. Организация класса. Девиз урока: “Поменьше учителя – побольше ученика”.

Как вы понимаете эти слова? Постановка задач к уроку.

  1. Повторение домашнего задания

СК, ВК (по вопросам, подготовленным заранее дома, используется педагогическая технология-обмен заданиями), КУ: вставить пропущенные слова: Семя состоит из …, … и содержит запас …. ….. Запас питательных веществ семени находиться в …. В зародыше различают …, …, … и …. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют … если же в зародыше семени две семядоли, то такие растения называют …. Горох и яблоня – это … растения. А лук и кукуруза … растения.

  1. Изучение нового материала.

Ученик читает стихотворение В.Жака.

Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко, Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются! Почему осыпались и вянут? Без корней расти и жить не станут! Как ни тонок, неприметен Под землёю корешок, Но не может жить на свете Без него любой цветок!

Анализ стихотворения по вопросам:

  • Какова главная мысль стихотворения?
  • О каком органе цветкового растения идёт речь?
  • Это вегетативный или генеративный орган?
  • Как вы думаете: какие функции выполняет корень?

Дети приходят к выводу: корень удерживает растение в почве, всасывает воду с минеральными веществами, в них откладывается в запас питательные вещества.

Для формирования вывода о функции корня, они знакомятся с разделом “Функции корня” параграфа 19 учебника. Учащиеся заполняют логико- смысловую модель (ось 1) (индивидуальная работа)

Беседа с классом о прочности корня, силе корня, корнях больших и маленьких, необычных корнях.

Приводятся сведения о корнях ивы и ризофоры из книги А.В. Смирнова “Жизнь растений” стр. 178 и 283 (сообщения учащихся, подготовленные дома).

Беседа с классом: где вы ещё могли слышать слово “корень”?

  • Русский язык: корень – основная часть слова.
  • Математика: корень уравнения.
  • Биология: часть волоса, зуба, ногтя.
  • Как вы понимаете выражение: “Пустить корни”, “Смотреть в корень”, “Покраснеть до корней волос”, “Уезжать нам некуда, наши корни здесь!”?
  • А что такое зачаточный корешок, грибокорень?
  • Виды корней (работа по таблице и рисунку № 59 учебника, стр. 89) (парная работа).

Дети самостоятельно формируют вывод: существует 3 вида корней: главный, боковой и придаточный. Объясняют, из каких органов они развиваются.

Для формирования знаний о видах корней, они знакомятся с разделом “Виды корней” параграфа 19 учебника (заполнение логико – смысловой модели,ось 2).

Учителем приводятся сведения: у одного куста ржи, выращенной в теплице, общая длина всех корней составила 623 км. Географы определили, что это расстояние от Москвы до Санкт – Петербурга. Рассказывает о корнях баньяна, мангрового дерева.

Длина корней и ширина корней:

  • Капуста – 1,5 м. 1,2 м.
  • Пшеница – 2 м. 1,2 м.
  • Кукуруза – 2,5 – 4 м. до 2 м.
  • Осот – 6 м. 4 м.
  • Люцерна – 12 м. 1,5 м.
  • Яблоня – 2 – 6 м. до 15 м.
  • Кактус – до 15 м.

Типы корневых систем (коллективная работа). Изучение начинается с того, что учащиеся читают записи наблюдений за прорастанием пшеницы и фасоли, рассматривают рисунки, сделанные во время наблюдений.

Отвечают на вопросы:

  • Какой орган растения первым трогается в рост при прорастании семян?
  • Как шло развитие корней у проростков фасоли и пшеницы?
  • В чём различие в развитии и внешнем строении корней проростков пшеницы и фасоли?

Лабораторная работа: “Стержневая и мочковатая корневая системы” (парная работа).

Учащиеся выполняют лрактическую работу стр. 90 учебника. Заполняют таблицу в рабочей тетради, формируют выводы. Учащиеся составляют схему. Заполнение логико – смысловой модели (ось 3)

  1. Закрепление.

Учитель (или можно дать заранее ученику) читает стихотворение, один ученик сопровождает чтение показом по таблице (коллективная работа).

Для чего же служит корень? Корень нужен для того, Что бы удержать растения, В почве укреплять его. А ещё он как насос Надо нам решить вопрос: Как он воду доставляет, Как он соли добывает? Не добывает у растений Знаем, корня одного. Есть придаточный и главный Боковые сверх того. И система корневая Тоже разная бывает. Если в сумме всех корней Мы увидим главный корень, То его сравним со стержнем, Он как стержень, что тут спорить. Если главного мы корня среди прочих не найдём, То такую вот систему Мочковатой назовём. Стержневая та система Для двудольных характерна. Называем мы системой Сумму всех корней растения Для гороха и моркови, Для бобов и для фасоли. У пшеницы, ржи и риса, У тюльпана и нарцисса Главный корень не найдёшь. К однодольным отнесёшь. А теперь скажи, дружок, Коль меня понять ты смог: Так какая же система Для пшеницы характерна? Почему нельзя бобы К однодольным отнести?

Игра “Кто лишний” (индивидуальная работа).

  • Фасоль, горох, соя, лук.
  • Пшеница, морковь, рис, кукуруза.
  • Одуванчик, щавель, овёс, картофель.

Составьте синквейн с понятием “Корень” (индивидуальная работа).

Собери таблицу: учащимся на парту дается разрезанная таблица, её нужно собрать (парная робота).

Основные понятия Определение понятий
Корни -подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растение в почве
Корневая система - система всех корней растений
Главный корень -корень, уходящий в почву глубже всех
Боковые корни -корни, отходящие по бокам от главного и и придаточных корней
Придаточные корни -корни, отходящие по бокам от стебля
Стержневая корневая система -система, состоящая из главного и боковых корней
Мочковата корневая система -система, состоящая из придаточных и боковых корней
  1. Домашнее задание: параграф №19, вопросы к параграфу.

Ниже приводиться логико – смысловая модель урока по темам: “Виды корней и типы корневых систем”, “Клеточное строение корня”, “ Видоизменения корней”.

Составление “логико – смысловых моделей” (по В.Э. Штейнбкргу) позволили мне представлять знания в виде многомерной модели. Данная модель содержит смысловые элементы и порядок расположения смысловых элементов. Такие схемы, выстроенные детьми на уроке с моей помощью, способствуют формированию целостного восприятия любой информации. Схема составляется не на одном уроке, а на нескольких. В данной схеме отражён материал трёх уроков.

Дети могут на схеме делать короткие записи, типа: примеры видоизменённых корней, расположение тканей на определённых зонах, делать рисунки. К схеме могут возвращаться в течение года, дополняя её. Данная схема своего рода - конспект урока. По нему дети легко запоминают ключевые моменты урока или нескольких уроков и легко воспроизводят изученный материал.

Приложение

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок биологии в 6 классе "Корень. Виды корней и типы корневых систем".

Здравствуйте, ребята!

Послушайте, пожалуйста стихотворение!

Мы в букет собрали маки жаркие,Много незабудок голубых.А потом цветов нам стало жалко,Снова в землю посадили их.Только ничего не получается:От любого ветерка качаются!Почему осыпались и вянут?Без корней расти и жить не станут!Как ни тонок, неприметенПод землёю корешок,Но не может жить на светеБез него любой цветок!

Анализ стихотворения по вопросам:

  • Какова главная мысль стихотворения?

  • О каком органе цветкового растения идёт речь?

  • Это вегетативный или генеративный орган?

  • Как вы думаете: какие функции выполняет корень?

Итак, ребята, как вы думаете о чем будет наш сегодняшний урок?

Тема нашего с вами сегодняшнего с вами занятия: «Корень. Виды корней и типы корневых систем».

И какова же цель нашего урока?

Ну что ж давайте начинать знакомство!!!

Откройте учебники стр. 12 параграф 2, прочитайте текст на странице 12 «Функции корня», и выпишите их в рабочие листы которые лежат у вас на столах.

Молодцы, а теперь давайте рассмотрим виды корней!

У вас на столах лежат растения, посмотрите, основной корень, который развивается из зародышевого корешка – это главный корень.

От главного корня отходят – боковые корни.

Ну и на стебле могут развиваться придаточные корни.

То есть сколько всего типов корней?

Какие?

Подпишите типы корней в ваших рабочих листах.

Ребята, как вы видите у растений не один единственный корень, а множество, так вот вся совокупность корней растения называется - корневая система.

Сейчас перед вами два растения, посмотрите чем отличаются их корневые системы, обсудите это в парах и дайте ответ?

Все верно, ребята, выделяют два типа корневых систем: стержневая – можно выделить главный корень, характерна для двудольных растений и мочковатая – главного корня нет, характерна для однодольных растений.

Заполните небольшую схему в ваших рабочих листах!

А сейчас давайте поработаем с гербарием и заполним небольшую таблицу! Работаем в парах.

Ну что, ребята наша работа на сегодня заканчивается, давайте вспомним цель нашего урока «Познакомится с видами корней и типами корневых систем, узнать их функции».

Достигли мы поставленной цели?

Какие виды корней мы узнали?

А что такое корневая система?

Какие бывают корневые системы?

Для каких растений характерна стержневая система?

А для каких мочковатая?

Ну что ж молодцы!

Дома читать параграф 2 отвечать устно на вопросы 1-3 стр. 15, термины знать.

А сейчас я предлагаю вам выполнить еще одно задание это тест и оценить свою работу на уроке.

Дети здороваются!

Высказывают свои предположения

Познакомится с видами корней и типами корневых систем, узнать их функции.

Выписывают, зачитывают!

Рассматривают и отвечают, у одной корневой системы можно выделить главный корень, а у другой – нет.

Заполняют схему!

Гербарий на пару, заполняют таблицу!

multiurok.ru

Технологическая карта урока биологии в 6 классе на тему «Виды корней и типы корневых систем»

Практическая работа 3 (Задание 2). Конева Алена Владимировна

Технологическая карта урока биологии в 6 классе на тему «Виды корней и типы корневых систем»(урок открытия новых знаний).

Автор УМК –В.В. Пасечник, изучаемая глава – «Строение и многообразие покрытосеменных растений».

Цель урока: Углубить знания о строении растений, сформировать понятие о корне как о вегетативном органе.

Задачи урока:

  • Сформировать у учащихся знания о видах корней и типах корневых систем. Продолжить работу с биологическими терминами.

  • Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка. Изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений.

  • Выработать умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем.

  • Продолжить формировать умения делать выводы на основании результатов лабораторных работ.

  • Формировать у детей умение пользовать знаниями, полученные на других уроках, связывать во-единое целое предметы естественного и гуманитарного цикла.

  • Воспитывать художественный вкус, дисциплинированность, ответственность.

Этап урока

Задачи этапа

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация учебной деятельности.

Создать благоприятный настрой на работу.

2 мин.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Сообщают о готовности к уроку.

Самоопределение(л)

2. Актуализация знаний, создание проблемной ситуации.

Актуализировать опорные знания, заинтересовать учащихся, подвести к теме урока.

4-5 мин.

Использует прием работы с недостаточностью информации для подведения к определению объекта изучения на уроке.

Предлагает отгадать, что находится в секретном ящике.

-В ящике орган цветкового растения.

-Это вегетативный орган.

-Человек может улучшить рост растения и повлиять на урожайность, если окажет воздействие на этот орган.

-Этот орган первым появляется при прорастании семени.

-Конечно, это корень.

Работают с учителем, отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свою точку зрения.

Анализ, обобщение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, прогнозирование (п).

Аргументация своего мнения, учет разных мнений (к)

3. Постановка цели и задач урока.

Обеспечить принятие ими задач урока.

3-4 мин.

Вместе с учениками определяет цель, задачи урока. Руководит процессом построения плана урока.

Определяют задачи урока, распределяют их по порядку. (Предполагают сумму знаний , которую смогут получить).

Целеполагание (р), планирование(п), смыслообразование(л), умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли(к).

4. Открытие новых знаний.

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемой темы.

12-13 мин.

Рассказывает, задает вопросы.

-Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку открытый зонтик. Трудно? Какую функцию корня можно выделить, представив в роли зонтика, например, березу? (Закрепление растений в почве)

-Мамы каждый день твердят: «Будешь хорошо кушать -вырастешь большим и здоровым». Проводя аналогию с растениями, какую функцию корня можно выделить? (питание)

- Народная мудрость гласит «Кто хочет победить сорняки, должен воевать с корнями». Почему так говорят? (если мы не вырвем корень полностью, вместо одного растения может появиться несколько). Следующая функция корня -вегетативное размножение)

-Какую функцию корня демонстрируют свекла и морковь? (запас питательных веществ)

Беседа с классом: где вы ещё могли слышать слово “корень”?

  • Русский язык: корень – основная часть слова.

  • Математика: корень уравнения.

  • Биология: часть волоса, зуба, ногтя.

  • Как вы понимаете выражение: “Пустить корни”, “Смотреть в корень”, “Покраснеть до корней волос”, “Уезжать нам некуда, наши корни здесь!”?

  • А что такое зародышевый корешок?

Виды корней (работа по рисунку № 3 учебника стр.12(парная работа)

-Организует работу в группах.

1 группа изучает строение стержневой корневой системы:

1. Пользуясь материалом учебника, используя рисунки составить рисунок, т.е. строение корня.

Предлагает ученикам из предложенных составных частей собрать корень растений и выбрать гербарии растений с подобной корневой системой.

2. Доказать, что стержневая корневая система отличается от других корневых систем.

2группа изучает строение мочковатой корневой системы:

1. Пользуясь материалом учебника, используя рисунки составить рисунок, т.е. строение корня.

Предлагает ученикам из предложенных составных частей собрать корень растений и выбрать гербарии растений с подобной корневой системой.

Организует выступления групп.

Отвечают на вопросы учителя, адекватно воспринимают информацию учителя.

Самостоятельно формируют вывод: существует 3 вида корней: главный, боковой и придаточный. Объясняют, из каких органов они развиваются.

Фиксируют ключевые моменты, на протяжении всей работы на данном этапе.

Изучают, выбирают информацию, согласно заданию. Озвучивают результат, перепроверяют правильность выполнения.

Познавательная инициатива(р), выдвижение гипотез и их обоснование(п),формулирование и аргументация своего мнения(к),развитие способности преобразования информации из одной знаковой системы в другую.

5.Физкультминутка

Сменить вид деятельности.

2 мин.

Обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся.

Отдыхают, развивают память и внимание.

6. Первичное закрепление знаний с самопроверкой по эталону

Выявить качество усвоения знаний, установить причины выявленных недостатков.

2 -3 мин

Выступает в роли тьютера.

Учитель (или можно дать заранее ученику) читает стихотворение, один ученик сопровождает чтение показом по таблице (коллективная работа).

Для чего же служит корень?Корень нужен для того, Что бы удержать растения,В почве укреплять его.А ещё он как насосНадо нам решить вопрос:Как он воду доставляет,Как он соли добывает?Не добывает у растенийЗнаем, корня одного.Есть придаточный и главныйБоковые сверх того.И система корневаяТоже разная бывает.Если в сумме всех корнейМы увидим главный корень,То его сравним со стержнем,Он как стержень, что тут спорить.Если главного мы корня среди прочих не найдём,То такую вот системуМочковатой назовём.Стержневая та системаДля двудольных характерна.Называем мы системой Сумму всех корней растенияДля гороха и моркови,Для бобов и для фасоли.У пшеницы, ржи и риса,У тюльпана и нарциссаГлавный корень не найдёшь.К однодольным отнесёшь.А теперь скажи, дружок,Коль меня понять ты смог:Так какая же системаДля пшеницы характерна?Почему нельзя бобыК однодольным отнести?

Самостоятельно выполняют задание в тетради с.7 №8 и сверяют с эталоном.

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям(л),выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(к),

7.Включение нового знания в систему знаний.

Закрепить полученные знания на практике.

11-12 мин

Объясняет смысл задания, контролирует работу.

Выполняют лабораторную работу стр. 14 учебника, оформляют результаты в тетрадь стр.7.

Развитие способности использования теоретических знаний на практике, извлечение необходимой информации.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых, инициировать рефлексию детей по поводу их собственной деятельности.

3-4 мин.

Дифференцирует домашнее задание, объясняет задание рефлексии.

Выбирают смайлики, рисуют улыбку(настроение) и размещают на лесенке знаний в зависимости от удовлетворенности уроком.

Развитие способности объективно оценивать себя и анализировать условия достижения цели, повышение уровня знаний по предмету, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

infourok.ru

Урок биологии в 6 классе "Корень. Виды корней и типы корневых систем".

Здравствуйте, ребята!

Послушайте, пожалуйста стихотворение!

Мы в букет собрали маки жаркие,Много незабудок голубых.А потом цветов нам стало жалко,Снова в землю посадили их.Только ничего не получается:От любого ветерка качаются!Почему осыпались и вянут?Без корней расти и жить не станут!Как ни тонок, неприметенПод землёю корешок,Но не может жить на светеБез него любой цветок!

Анализ стихотворения по вопросам:

  • Какова главная мысль стихотворения?

  • О каком органе цветкового растения идёт речь?

  • Это вегетативный или генеративный орган?

  • Как вы думаете: какие функции выполняет корень?

Итак, ребята, как вы думаете о чем будет наш сегодняшний урок?

Тема нашего с вами сегодняшнего с вами занятия: «Корень. Виды корней и типы корневых систем».

И какова же цель нашего урока?

Ну что ж давайте начинать знакомство!!!

Откройте учебники стр. 12 параграф 2, прочитайте текст на странице 12 «Функции корня», и выпишите их в рабочие листы которые лежат у вас на столах.

Молодцы, а теперь давайте рассмотрим виды корней!

У вас на столах лежат растения, посмотрите, основной корень, который развивается из зародышевого корешка – это главный корень.

От главного корня отходят – боковые корни.

Ну и на стебле могут развиваться придаточные корни.

То есть сколько всего типов корней?

Какие?

Подпишите типы корней в ваших рабочих листах.

Ребята, как вы видите у растений не один единственный корень, а множество, так вот вся совокупность корней растения называется - корневая система.

Сейчас перед вами два растения, посмотрите чем отличаются их корневые системы, обсудите это в парах и дайте ответ?

Все верно, ребята, выделяют два типа корневых систем: стержневая – можно выделить главный корень, характерна для двудольных растений и мочковатая – главного корня нет, характерна для однодольных растений.

Заполните небольшую схему в ваших рабочих листах!

А сейчас давайте поработаем с гербарием и заполним небольшую таблицу! Работаем в парах.

Ну что, ребята наша работа на сегодня заканчивается, давайте вспомним цель нашего урока «Познакомится с видами корней и типами корневых систем, узнать их функции».

Достигли мы поставленной цели?

Какие виды корней мы узнали?

А что такое корневая система?

Какие бывают корневые системы?

Для каких растений характерна стержневая система?

А для каких мочковатая?

Ну что ж молодцы!

Дома читать параграф 2 отвечать устно на вопросы 1-3 стр. 15, термины знать.

А сейчас я предлагаю вам выполнить еще одно задание это тест и оценить свою работу на уроке.

Дети здороваются!

Высказывают свои предположения

Познакомится с видами корней и типами корневых систем, узнать их функции.

Выписывают, зачитывают!

Рассматривают и отвечают, у одной корневой системы можно выделить главный корень, а у другой – нет.

Заполняют схему!

Гербарий на пару, заполняют таблицу!

multiurok.ru

Конспект урока для 6 класса "Корень. Виды корней. Корневые системы"

Чтобы лучше узнать материал и повторить все термины и понятия §– вопросы после §.

Исходя из темы нашего сегодняшнего урока, для изучения нового материала я начну со стиха.

(слайд1)

Как ни тонок, неприметен Под землёю корешок,Но не может жить на свете Без него любой цветок!

(В.Жак)

Каким органом является корень?(слайд 2)

Корень – вегетативный орган растения.

Как вы думаете, почему растение не может жить без корня?

Как вы думаете, каковы основные функции корня?

а) укрепляют,

б) размножение,

в) почвенное питание,

г) запасание питательных веществ. (слайд 3)

Вспомните, какой орган первым появляется из семени?

Маленький корешок зародышевый растет, постепенно удлиняется и утолщается, превращаясь в мощный корень, способный удержать целое растение. Представьте себе, насколько мощной д.б. корневая система у таких растений, как сосна или дуб, чтобы удержать ствол со всеми ветками и листьями! Для того, чтобы отдаленно представить себе, какие нагрузки испытывает корень, попробуйте в сильный ветер раскрыть зонт и удержать его в руках. (слайд 4-5) А кто из вас пробовал вырвать с корнем одуванчик, лопух или, к примеру, полынь? Насколько сложно это сделать. А почему? На протяжении всей жизни у растения образуются новые корни и растут старые. (слайд 6)

Так как у растения много корней, и можно выделить разнообразные их виды, главный корень, боковые и придаточные.

Сейчас вы работаете самостоятельно с рисунками, у вас нарисованы корни растений, вам необходимо определить, где какие корни нарисованы, а так же предложить определение разнообразных видов корней.

Подземная часть растения называется корнем. Это осевой орган высшего растения (в отличие от побега на корне никогда не возникает листьев). С помощью этого органа происходит минеральное питание. Корень необходим для закрепления растения в почве, для хранения питательных веществ и вегетативного размножения. От побега корень отличается отсутствием листьев и почек. Поглощение воды, воздуха и минеральных веществ осуществляется не всей поверхностью корня.

Совокупность всех корней растения образует единую корневую систему. В состав корневой системы входят корни разной морфологической природы: главный, боковые и придаточные. Главный корень развивается из корешка зародыша. В течение жизни от главного корня отходят боковые корни, приблизительно сходные между собой по строению.

В состав корневой системы входят также придаточные корни, развивающиеся из основания побега, они тоже могут давать боковые корни. Если главный корень развит больше остальных, то такую корневую систему называют стержневой (ОДУВАНЧИК, БЕРЁЗА, ФАСОЛЬ, МОРКОВЬ) . Если корневая система представлена придаточными и боковыми корнями, а главный корень не выделяется, то её называют мочковатой (ЛУК, ПШЕНИЦА, ТЮЛЬПАН). (слайд 7)

Ребята, как вы думаете, как мы можем назвать всю совокупность корней растений?

Корневая система

(совокупность всех корней растений)

стержневая мочковатая

Как вы думаете, чем отличается корневая система пшеницы от корневой системы фасоли (одуванчика)?

? Сколько мы можем выделить типов корневых систем?

Две: стержневая и мочковатая. (слайд 8)

Для того, чтобы научиться определять тип корневой системы(слайд 9) растений и различать виды корней, проведем лабораторную работу.

Лабораторная работа № 12. (слайд 11-15)

Изучение внешнего строения корней. Рассмотрение главного, боковых и придаточных корней у растений.

научиться различать виды корней и типы корневых систем у однодольных и двудольных растений.

гербарий

Ход работы:

1.Рассмотри гербарии. Зарисуй корневую систему и подпиши виды корней (слайд 12)

2.Зарисуй и подпиши типы корневых систем. (слайд 13)

3.Заполни таблицу: (слайд 14)

Вывод: ответь на вопросы (слайд 15)

Растение

doc4web.ru

Урок биологии 6 класс "Виды корней. Типы корневых систем"

Цель: познакомиться с корнем, как функциональной системой.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Продолжить знакомство учащихся с органами растения.
  • Познакомить школьников с функциями корня, сформировать у школьников представление о многофункциональности этого органа,
  • Показать, что каждое растение имеет не один корень, а корневую систему,
  • Показать, что корни различны по происхождению, а корневые системы разнообразны по форме.
  • Развивающие:

  • Развить у учащихся навыки распознавать на учебных объектах типы корневых систем.
  • Воспитательные:

    1. Показать значимость корневой системы для растения.

    2. Воспитывать дисциплинированность, ответственность, любовь к природе.

    Личностные

    Регулятивные:

    1.Сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы

    Познавательные:

    2. Сформировать интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, делать выводы)

    Метапредметные:

    1.Овладение навыками смыслового чтения, умение анализировать, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения.

    2. Формировать у детей умение пользоваться знаниями, полученными на других уроках, связывать во- единое целое предметы естественного и гуманитарного цикла.

    Тип урока: Комбинированный.

    Методы:

  • Беседа со школьниками с целью выявления их знаний об органах цветкового растения;
  • Рассказ учителя с привлечением их знаний о функциях корня. Самостоятельная работа учащихся с гербарным материалом.
  • Методические приемы:

    Демонстрация гербарных материалов, презентация .

    Оборудование:

    Демонстрационное:

    Презентация по теме « Виды корней. Типы корневых систем»

    Раздаточное:

    Гербарий растений со стержневой и мочковатой корневой системой;

    Таблица с понятиями и определениями

    Формы работы учащихся: работа в парах, фронтальная, индивидуальная.

    Автор: Вострикова Оксана Ивановна

    pedportal.net

    «Виды корней и типы корневых систем»

    Министерство образования и науки Республики Татарстан

    ГАОУ ДПУ «Институт развития образования Республики Татарстан»

    Отдел образования исполнительного комитета

    Спасского муниципального района РТ

    Научно-практический семинар

    «ФГОС. Механизмы реализации, модели внедрения»

    Урок биологии в 6 а классе

    по теме: «Виды корней и типы корневых систем»

    Учитель биологии

    I квалификационной категории

    Авдеева Наталья Геннадьевна

    2011 г.

    Тема: Виды корней и типы корневых систем

    Цели урока:

    Деятельностная:

    • Формирование у учащихся знаний о видах корней и типах корневых систем,
    о развитии корня из зародышевого корешка. Изучение особенностей строения

    корневых систем двудольных и однодольных растений.

    Содержательная:

    • Расширение понятийной базы школьников за счет дополнительного материала, сведений.
    Развивающая:
    • Развивать практические навыки по определению и распознаванию корневых систем. Развивать интерес к предмету,умения сравнивать, анализировать, делать выводы, связывать в единое целое.
    Оборудование: таблицы "Строение стержневой и мочковатой корневой системы", гербарный материал, раздаточный материал,мультимедийная презентация.

    Ход урока

    I. Организация класса. Здравствуйте, ребята. Добрый день, уважаемые гости. Я рада приветствовать всех вас на нашем уроке.

    II. Стадия осмысления Изучение нового материала.

    Учитель читает стихотворение В.Жака.

    Мы в букет собрали маки жаркие,Много незабудок голубых.А потом цветов нам стало жалко,Снова в землю посадили их.Только ничего не получается:От любого ветерка качаются!Почему осыпались и вянут?(Вопрос учителя)Предполагаемый ответ учащихсяБез него расти и жить не станут!Как ни тонок, неприметенПод землёю корешок,Но не может жить на светеБез него любой цветок!

    Учитель- О каком органе цветкового растения идет речь?

    Почему растения не может жить без корня?

    (Ученики высказывают свои соображения.)

    Учитель: Все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Нарушив эту целостность, мы обрекаем организм на гибель.

    Учитель – Сегодня мы будем говорить о видах корней и типах корневых систем и ответим на главный вопрос урока -Какова роль корней в жизни растений? Слайд №1

    1.Рассказ учителя о прочности корня, силе корня, корнях больших и маленьких, необычных корнях.

    Учитель: Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать! А ведь корней у каждого растения очень много и идут они далеко вглубь и вширь.

    2.Все ли корни растения одинаковы? Изучение видов корней по рисунку № 59 учебника, стр. 89,п.19 пункт 2 (парная работа).

    На партах учащихся лежат вопросы.

    Учитель– о каких видах корней вы узнали при работе с текстом?

    Из каких органов они развиваются?

    Дети самостоятельно формируют вывод: существует 3 вида корней: главный, боковой и придаточный. Объясняют, из каких органов они развиваются. Их рассказ сопровождается показом слайда-схемы №2( рис.)

    Учитель - Различают три вида корней: главные, придаточные, боковые. При прорастании семени первым делом развивается зародышевый корешок. Он превращается в главный корень. Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, называют придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни.

    Учителем приводятся дополнительные сведения: у одного куста ржи, выращенной в теплице, общая длина всех корней составила 623 км. Географы определили, что это расстояние от Москвы до Санкт – Петербурга.

    Длина корней: Слайд №3

    • Капуста – 1,5 м.
    • Пшеница – 2 м.
    • Кукуруза – 2,5 – 4 м..
    • Яблоня – 2 – 6 м.
    • Кактус – до 15 м.
    От чего зависит длина и расположение корня ?

    Учитель.Работа с раздаточным материалом. Дети приходят самостоятельно к выводу:

    (в зависимости от местных условий корневые системы растений располагаются по-разному)

    На равнине корни обычно растут в глубину.

    У горных растений проникают в трещины, расширяют их и разрушают скалы.

    В песчаной пустыне вместо земли песок, но и к этим условиям приспособились растения. У кустарника джузгуна корни тянутся вдоль поверхности песков на 20 метров. Как бы не бушевала буря, корневая система держит растение как якорь.

    Учитель – Что ищет корень в почве?

    Корень ищет в почве воду и доставляет растению необходимые вещества.

    Учитель -Какова роль корней в жизни растений?

    Дети приходят к выводу: корень удерживает растение в почве, всасывает воду с минеральными веществами, в них откладывается запас питательных веществ

    Физкультминутка

    4. Типы корневых систем. Учитель - Все корни одного растения образуют корневую систему

    Учитель - Посмотрите на слайд №4 "Типы корневых систем" .

    Проблемный вопрос

    Будут ли отличаться корневые системы у однодольных и двудольных растений?Выполнив лабораторную работу ,мы ответим на этот вопрос.

    Лабораторная работа выполняется по инструктивной карточке

    Лабораторная работа:“Стержневая и мочковатая корневая системы” (парная работа).

    Цель: научиться определять виды корней и тип корневой системы, используя гербарные материалы.

    Задания: 1. Рассмотрите корневые системы предложенных вами растений. Чем они различаются?

    2.Прочитайте в учебнике, какие корневые системы называют стержневыми, какие мочковатыми.

    3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

    4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.

    5. Заполните таблицу.

    Название растения Тип корневой системы Особенности строения

    корневой системы.

    Вывод:
    III.Закрепление материала

    Соберите таблицу: учащимся на парту дается разрезанная таблица, её нужно собрать (парная работа).

    Основные понятия Определение понятий
    Корни -подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растение в почве
    Корневая система - система всех корней растений
    Боковые корни -корни, отходящие по бокам от главного и придаточных корней
    Придаточные корни - корни, отходящие по бокам от стебля
    Стержневая система -система, состоящая из главного и боковых корней
    Мочковатая корневая система - система, состоящая из придаточных и боковых корней
    VI. Рефлексия: Каким было общение на уроке?

    На доске – поляна из цветов, над каждым цветком написано:радостное,интересное,познавательное,занимательное,необычное,дружелюбное,скучное. Перед каждым уч-ся - бабочка. Учитель предлагает прикрепить свою бабочку на тот цветок, каким было ваше общение на уроке.

    V. Домашнее задание: параграф №19, где вы ещё могли слышать слово “корень”?

    100-bal.ru