Классный час (тренинг общения) для учащихся 8-х классов "Уход из семьи: вызов или отчаяние?". Тренинг классный час 8 класс


Классный час (тренинг общения) для учащихся 8-х классов "Уход из семьи: вызов или отчаяние?"

Разделы: Классное руководство, Социальная педагогика

Цель и задачи: определить причины ухода ребенка из семьи; учиться находить пути разрешения трудных жизненных ситуаций и преодолевать их; умению сосуществовать друг с другом, коммуникабельности; сформировать у учащихся позитивное отношение к себе и окружающим.

Оборудование: плакаты с изображением солнышка и дерева, листы для раздачи в виде тучек и листьев, советы психолога.

Ход занятия

Проведению тренинга предшествует подготовительная работа в форме проведения анкетирования и интервьюирования среди учащихся класса и их родителей по вопросу взаимоотношений в семьях между детьми и родителями, а так же формах и методах семейного воспитания. На основе этого построен классный час в 8 классе, проведенный в форме тренинга общения.

I. Постановка целей и задач:

На доске по центру в верхней части написана тема классного часа. Центральная часть доски свободна.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Ежегодно по нашей школе около 20 учащихся и 10 семей стоят на различных формах учета. Многие из детей попали в "трудную жизненную ситуацию, есть дети беспризорные, безнадзорные. Что такое беспризорность? Как вы считаете. Давайте обратимся к закону. Согласно закону беспризорные и безнадзорные дети - это "лица, не достигшие 18 лет, которые не имеют контроля со стороны родителей или лиц их заменяющих". Дети, а как вы думаете, какие причины толкают детей из семьи на улицу? Голод, пьянство родителей, насилие в семье, пренебрежение к личности ребенка. Итак, главной причиной безнадзорности несовершеннолетних и их противоправного поведения является неблагополучие в семье и невыполнение воспитательных функций родителями, на которых законом возложены данные обязанности. Я рада, что вы так активно ответили на этот вопрос, так как в анкете родителей большинство его игнорировали, 6 человек сказали не при каких обстоятельствах, двое высказались о том, что обстановка в семье хорошая причин для ухода нет.

Человек биосоциальное существо Что такое "био" понятно. Наш рост и развитие наше становление происходит в обществе, т.е. в социуме. Формируется характер, черты личности, сама личность. Большую роль в этом играют отношения. Вообще, ребята, межличностные отношения сложная вещь. Тебя принимают или не принимают. Ты понимаешь что-либо или кого-либо или нет. Где могут возникнуть проблемы, которые приводят к уходу из семьи? Исходя из мнения ребят, рисуем на доске кластер.

Используя цветной мел, дети рисуют кластер в центре доски, составляющие части которого определяются путем дискуссии. Классный руководитель помогаем при необходимости.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Ребята нам с вами предстоит разобраться в причинах уходов, из семьи и определить пути разрешения таких ситуаций. Поможет нам в решении поставленной проблемы тренинг общения.

Правила тренинга я просила вас изучить перед началом классного часа, и обсудив принять их.

II. Тренинг СОЛНЫШКО

На доске с левой стороны закреплен большой плакат, с изображением Солнца с лучами. Каждому из детей розданы изображения тучи, листья дерева размером в половину тетрадного листа, и тетрадные листы для работы.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Отношения, как мы уже говорили, сложная вещь. И не важно где в семье, школе, классе, на улице. Представьте, что Солнышко - это тепло отношений с родственниками, с одноклассниками, с друзьями. Солнышко - это тепло наших отношений, его лучи согревают наши души, дарят нам понимания, поддержку. Но очень часто в отношениях нас не всё устраивает, так как мы оцениваем новое общение с позиций своего "Я".

Какие возникшие проблемы, на ваш взгляд, могут привести к уходу ребенка из семьи?

Дети на местах в розданных тучах пишут свое мнение. Встают и прикрепляют тучи скотчем на Солнце.

Вывод Ребята посмотрите тучи закрыли часть солнца, а возникшие проблемы общения мешают нашим отношениям. Этот тренинг показывает, что у вас есть общие проблемы, которые волнуют всех__________________________ (классный руководитель озвучивает написанные общие проблемы)

Но есть и такие высказанные мнения, которые поднимает не весь класс, в частности_____________ (классный руководитель комментирует индивидуальные точки зрения)

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Хочется отметить, что обозначенные проблемы совпали с результаты ваших анкет. Но были высказаны и новые проблемы общения.

Классный руководитель просит ребят высказать свое мнение и обосновать его.

- Как вы думаете, эта проблема действительно важна для вашей семьи, или она не имеет к этому вопросу отношения? Выскажите свои суждения?

Ребята высказываю свое мнение. Классный руководитель старается систематизировать высказанные суждения ребят с их согласия.

Вывод: Нам необходимо учиться поведению при неудачах. Уметь преодолевать конфликты внутрисемейного общения.

III. тренинг ДЕРЕВО нашей поддержки.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Мы отразили причины ухода из семьи. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо обладать роскошью человеческого общения!

- Вас может поддержать семья? Да

- Вас могут поддержать друзья? Да

- Вас могут поддержать одноклассники? Да

- А может поддержать старший? Учитель?

- Как вы считаете, можно ли выделить из вышеперечисленного самое главное или все они могут препятствовать уходам из семьи?

- А вы со мной согласны?

- На ваш взгляд поддержка должна быть комплексной?

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Давайте спрогнозируем ситуацию. Представьте, что вы оказались в трудной жизненной ситуации.

Что или кто могут вас поддержать? Что бы вам хотелось услышать?

Ребята на местах записывают свои мнения на листочках дерева. По окончании работы каждый подходит и крепит свой листочек к дереву.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Закрепите листки надежды на дерево поддержки. Пусть оно зазеленеет.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Озвучивает мнения, систематизирует их. Спрашивает почему были высказаны такие пожелания, просит ребят аргументировать свою точку зрения.

Вывод ребята из этого тренинга можно сделать вывод, что наравне с семьей вы говорили о членах коллектива нашего класса. Это очень важно поддержка друзей и коллектива. Я рада, что наш класс вы считаете второй семьей Вам здесь комфортно и легко общаться.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Каждый человек должен искать выход из сложившейся трудной ситуации, и не допустить ухода из семьи.

Основной выход мы совместно с вами нашли - это поддержка. Но кроме этого есть много способов, как выйти из ситуации отчаяния и беспомощности. Я с точки зрения науки даю вам рекомендации, советы как поступить

Обсуждение советов с детьми.

А вы считаете этот способ для вас приемлемым?

Как вы думаете, мы можем их учитывать? Почему?

Давайте считать, что эта памятка для поведения в трудной жизненной ситуации. Способы преодоления.

IV. Итоговый вывод / рефлексия/

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Вернёмся к теме нашего занятия. Определите ключевое слово? Бродяжничество

Я предлагаю вам составить синквейн с ключевым словом бродяжничество.

Зачитываем результаты составленных ребятами синквейнов. Похвала за разные мнения, глубокие мысли или за единичность мнения.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

А теперь вернемся к проблеме обозначенной в нашей теме. Уход из семьи вызов или отчаяние?

Выскажите свое мнение. Аргументируйте его.

Дети высказывают мнения.

Если вызов

Вызов- чтобы привлечь внимание к проблеме, заявить о себе, способ защиты, самореализация, протест против социальных норм, которые приняты в обществе и семье.

Если отчаяние

Отчаяние - крик души, последний шанс, когда все испробовано, нет сил, слабость характера, беззащитность, неустоявшаяся психика подростка, неумение отстоять свое мнение.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Одним словом однозначным ответ быть не может.

Тренинг убедил нас в том, что жить в обществе очень трудно. Это и жизненные, семейные неурядицы, конфликты. Некоторые мы учились сегодня с вами преодолевать. Получили практические советы. Это наше очередное занятие из системы классных часов - тренингов которые учат нас главной ценности общению. Умению сосуществовать друг с другом, коммуникабельности, коммуникационной компетентности.

Благодарю вас всех за интересное общение. Мне было приятно с вами работать. До свидания!

Приложение.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект классного часа "Игры на сплочение" (8 класс)

Внеклассное мероприятие на сплочение коллектива

Классный час

«Мы вместе, и это здорово!»

Цель: достижение внутригруппового сплочения

 Задачи:

-обобщить полученный опыт взаимодействия в группе; развивать умение оказывать

и принимать поддержку окружающих;

 -осмыслить себя как члена группы

 - вовлечь родителей в активную деятельность совместно с детьми

 Участники: ученики 7 «В» класса

 

Ход классного часа:

 

1.Тренинг «Круг с закрытыми глазами»Цели и возможности применения: дать возможность осознать, что для выполнения общей цели требуется сплочение всего коллектива, определить средства, помогающие в этом; развивать умение прогнозировать ситуацию и взаимодействовать друг с другомВремя: 1-3 минутыПроцедура: участники собираются плотной группой в центре аудитории. По команде классного руководителя все закрывают глаза и, не произнося ни слова, пытаются выстроиться в круг. Через несколько минут по команде классного руководителя все замирают и открывают глаза и обсуждают, что получилось, какие были трудности, что помогало в работе.Обсуждение и выводы: теперь все обсуждают, что получилось, какие были трудности, что помогало в работе. Учащиеся должны придти к выводу о том, что они в своей группе сейчас как слепые котята и ничего добить пока не могут. Для успешного достижения цели (получения профессии и сплочения группы) им необходимо узнать друг друга и научиться взаимодействовать.

2.Тренинг «Я и мои соседи»Цели и возможности применения: знакомство учащихсяВремя: 5 минутПроцедура: участники стоят в кругу, взявшись за руки (классный руководитель и мастер с ними в кругу). Начиная с классного руководителя каждый называет свои фамилию и имя и что-то о себе (например: «Меня зовут Калашникова Светлана Юрьевна. Я хочу с вами подружиться»). После этого следующий учащийся (по часовой стрелке) тоже называет себя и повторяет то, что сказал классный руководитель. Третий учащийся называет себя, и предыдущего представившегося. Когда весь круг назовет себя и соседа, классный руководитель просит случайно выбранного учащегося назвать того, кто стоит напротив него в кругу. Так до тех пор пока кто-то не вспомнит имени противостоящего учащегося.Обсуждение и выводы: затруднение в назывании друг друга возникло из-за избытка информации (много учащихся и информации о них, а так же из за того, что каждый во время тренинга больше думал, что сказать о себе и старался запомнить соседа, пропуская при этом информацию о других. Чтобы взаимодействие было успешным надо научиться слышать друг друга и учиться усваивать много информации сразу, что и ждет учащихся в училище. Но важно помнить, что многую информацию можно переспросить у учителей и товарищей, т.е. находясь в группе, ты всегда можешь получить помощь и оказать ее другим.Учащиеся садятся за столы на свои места.

3.Тренинг «Игра в лотерею»Цели и возможности применения: показать учащимся последствия случайного выбора, дать понять необходимость активных действий по выбору профессии, деятельности, отношения к учебеВремя: 5 минутНеобходимый материал: карточки из картона трех цветов (это необходимо для следующего тренинга «Автобусная остановка»), авторучки (все по количеству учащихся)Процедура: каждый учащийся пишет на цветной стороне своей карточки то, что ему сейчас хотелось бы сделать больше всего (например: спать, есть, уйти домой, слушать музыку, находиться здесь и т.д.), затем карточки сдаются классному руководителю и перемешиваются. После этого классный руководитель разрешает каждому наугад вытянуть одну карточку из общей колоды (все карточки перевернуты не цветной стороной к учащимся). Далее классный руководитель просит встать тех учащихся, которые вытянули свою карточку, если такие есть. Далее он подсчитывает процент совпадений (обычно, он очень мал или равен 0) и записывает его на доске.Обсуждение и выводы: если человек полностью отдается воле судьбы, вероятность, что ему повезет, ничтожно мала. Для того, чтобы добиться успеха каждому необходимо сделать правильный выбор в жизни, будь то профессия, место учебы, супруг, увлечения и др. Надеюсь вы пришли учиться в училище осознано и готовы потрудиться, приложить усилия для получения профессии, если так, то вас ждет успех и высокий профессиональный разряд по окончании училища.

4.Тренинг «Автобусная остановка»Цели и возможности применения: сбор ожиданий учащихся от обучения в училище, нацеливание на учебуВремя: 5 минутНеобходимый материал: три ватманских листа с надписями наверху «ЗНАТЬ», «УМЕТЬ», «ИСПЫТАТЬ»; три маркераПроцедура: учащиеся делятся на три группы (по цвету той карточки, которая осталась у каждого от предыдущего тренинга). Каждой группе предлагается стать у одного из ватманов, повешенных на противоположных стенах кабинета написать маркером, все то, что ждет и хочет получить от обучения в училище (примерно три ожидания от группы, можно совещаться). Теперь, как автобусы двигаются по городу и останавливаются на каждой остановке, каждая группа должна по сигналу классного руководителя «проехать» до следующего ватмана и сделать у него «остановку». Теперь каждая группа опять вписывает уже на эти ватманы свои ожидания от учебы, но повторять, то что записала предыдущая группа нельзя, надо написать, что-то новое. Затем классный руководитель вновь дает сигнал о передвижении и, когда каждая из групп побывает у каждого из трех ватманов, учащиеся садятся на свои места.Обсуждение и выводы: вместо обсуждения классный руководитель просто зачитывает то, что записали учащиеся на ватманах и, тем самым, нацеливает учащихся на дальнейшее обучение.

5.Тренинг «Сказка о Красной Шапочке»Цели и возможности применения: научить находить свою долю ответственности за принятые решения и качество обучения профессииВремя: 5 минутПроцедура: Классный руководитель просит вспомнить известную сказку Шарля Перро «Красная Шапочка» и предлагает учащимся оценить, кто из персонажей (Красная Шапочка, Волк или Мама) в наибольшей степени был виноват в том, что волк съел и девочку и бабушку. Почему? Для наглядности классный руководитель чертит на доске график или круговую диаграмму ответственности. Далее учащимся предлагается нарисовать такую же диаграмму (график) ответственности за качество обучения в училище. Кто отвечает за ваши успехи в учебе в большей степени: • Учителя• Родители• Условия обучения• Сокурсники и друзья• Я Обсуждение и выводы: итак мы с вами наглядно продемонстрировали, что ваши успехи зависят в основном от вас, вашего желания, усердия, правильного выбора в разных жизненных ситуациях. 6.Законы нашего коллектива

Каждая группа должна сформулировать законы для нашего коллектива. Представители от групп защищают свои законы, аргументируя их.

(принятые законы сдаются )

А давайте немного поиграем? У нас уже есть 3 группы.

7.Игра называется "Жадина"

Команды получают по шоколадке. Все игроки по очереди откусывают по кусочку. Побеждает та команда, которая быстрее съест шоколадку, причем шоколадки должно хватить на всех игроков.

8.Следующая игра "Атомы - молекулы".

Атом - это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Ведущий произносит: "Атомы". Все игроки начинают хаотично передвигаться. После слова "молекула по трое" играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах.

9.«По порядку становись!»

 

1этап. 2 Команды учеников становится напротив друг-друга. По команде они должны построится по алфавиту, начиная с буквы «А». ( по именам)

2 этап. Команды остаются в таком же положении. По команде должны выстроится по датам дня рождения. Начиная с января месяца. Подводится итог, кто быстрее справился.

10.«Маленькие зелененькие человечки» Инструкция: "Представьте себе, что вы выехали отдохнуть своей группой на природу. Вы находитесь на лугу. Вокруг полно зелененькой травки, цветочков. Бабочки летают. Чуть подальше прозрачное чистое озерцо, в котором так и хочется искупаться. Приятно пригревает солнышко. И самое классное, что здесь вся группа! Представили? По моей команде вы пойдете гулять по этому лужку: нюхать цветочки, гоняться за бабочками, греться на солнышке. А когда я закричу: "Внимание! На вас напали маленькие зелененькие человечки!", ваша задача сбиться в кучку, спрятав в середину самых слабых, а затем хором прокричать: "Дадим отпор маленьким зелененьким человечкам!" В зависимости от того, как будет выглядеть группа как команда в процессе выполнения упражнения, его можно провести несколько раз, обсуждая после каждого их поведение.

 11."Путаница"

 

Выбирается один ведущий, который должен отвернуться от ребят. Ребята становятся в круг. По команде дети должны запутаться. Как только ученики запутаются, ведущий должен их распутать.

Руки расцеплять нельзя. Игру можно повторить несколько раз с разными ведущими.

12.Мы вместе

Представьте, что наш коллектив - это живое существо, которому будет очень приятно в свой адрес услышать добрые слова. С помощью волшебного шара мы попробуем высказать свое отношение к нашему классу. Передавая шар друг другу, каждый из нас дает определение нашему классу. Например, неугомонный и т.д.

(Учитель все определения записывает в силуэте, который нарисован в центре ватмана)

Каждый из нас может быть хорошим другом, а наш коллектив может стать самым сплоченным. Друзьям всегда хочется сказать что-нибудь хорошее, поэтому предлагаю вам на листочке-смайлике написать самое лучшее качество того человека, имя которого там уже написано. ( Эти смайлики  ребята закрепляют на ватмане вокруг силуэта.).

Какой замечательный портрет класса у нас получился! А сегодня все приняли законы нашего классного коллектива, по которым мы с вами и будем жить. Этот портрет мы оставим в классном уголке.

V этап.

«Итоговая рефлексия» по 5 бальной системе.

Утверждение

На тренинге я приобрел много новой информации

В ходе тренинга я чувствовал себя комфортно

Информация, полученная на тренинге пригодится мне в дальнейшем

Я обязательно поделюсь с друзьями полученной информацией.

В ходе тренинга я получил ответы на все свои вопросы по теме занятия!

13.«Я желаю тебе завтра…»

 

 Перед конкурсом всех ребят построить в большой круг и каждому дать надувной шарик. Ребята надувают шарики. Когда все шарики будут надуты объяснить правила. Все стоят в кругу и, по очереди, дарят шарик и желают соседу справа, чего-нибудь хорошего на завтрашний день.

 

5. ЗаключениеНа этой прекрасной ноте мы с вами и закончим нашу встречу.!!!

        Мы показали, какие все сплоченные, дружные.

infourok.ru

Занятие по психологии 7 класс. Классный час

Занятие по психологии.7-8 класса

Классный час - тренинг на сплочение коллектива

Цель: Сплочение коллектива и повышение самооценки детей.

Актуальность:  В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнута только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

– Здравствуйте. Мы сегодня проведем для вас тренинг на сплочение. Цель нашего тренинга – это сплочение нашего  коллектива. Сплочение – это возможность для коллектива стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, нужно уметь  услышать и помочь, когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Ход занятия

Погружение. Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать. Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья. В тренинге есть одно важное условие: задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не кто лучше или быстрее, а чтобы сделали все.

Вначале вспомним притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: "Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья".

Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем.

  • Упражнение "Строй". Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного: А теперь - по алфавиту, но сделать это молча. (Варианты - по цвету глаз, по дате рождения и др.).

  • Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного поиграть, станьте по парам

Упражнение «Слепой и поводырь»Это очень хорошее упражнение для создания в группе атмосферы взаимного доверия.

  • Инструкция. Разбейтесь на пары. Тот, кто стоит слева, закрывает глаза — он будет «слепым». Второй партнер станет «поводырем». Поводырь берет слепого за руку и медленно ведет его через комнату. У поводыря необычная задача — он отвечает не только за себя самого, но и за партнера, он должен настроиться на это новое состояние. Выберите себе темп таким образом, чтобы слепой начал чувствовать себя все увереннее. Пожалуйста, не разговаривайте друг с другом, используйте другие способы общения (2–3 мин).Поменяйтесь ролями.По окончании — обсуждение: не было ли участникам страшно, уверенно ли они себя чувствовали, насколько они могли доверять друг другу, насколько принимали на себя ответственность за безопасность другого.

  • (на слайде правило помогать друг другу) -1

  • Садитесь на места

  • Ребята, как вы считаете, сколько у человека может быть настоящих друзей? (ответы детей)

  • На самом деле люди, которые говорят, что имеют много друзей, в трудной ситуации оставались либо с самим собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждают, что друзей у них мало (1-2 человека) всегда находят у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.

  • Упражнение «Без маски»

  • Вы знаете, что в дружбе очень важна честность. А знаете ли вы, что честным быть очень непросто? Часто хочется быть лучше, чем мы есть на самом деле. Вот в честности мы сейчас поупражняемся.

  • Каждый участник получает карточку, на которой написана фраза, не имеющая окончания. Без всякой предварительной подготовки надо продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. После того, когда все высказались, обобщить – честность в дружбе играет большую, если мы не будем честными, потеряем своих друзей, они просто отвернутся от нас.

  • Все становятся в круг

  • Упражнение «Связующая нить»

  • Ребята, вы когда-нибудь слышали выражение – быть связанными с кем-то? Что это значит? Давайте мы с вами попробуем почувствовать, что это значит? Участники встают в круг. Первый участник, держа в руках клубок, представляется и передает клубок следующему участнику. Каждый участник должен назвать свое имя и свое увлечение, обмотать нитью свою руку и передать клубок. И так по кругу. Когда клубок возвращается к первому участнику, все оказываются «связаны» одной нитью. Ребята, попробуйте отойти назад. Что произошло? (ответы детей: «Ниточка натянулась»). Получается вы одно целое. Вы видите, как нас объединяет эта нить? А что еще, кроме нити, объединяет вас? (ответы детей: «мы учимся в одном классе, сидим за одной партой…») (на слайде правило дружбы – сплоченность)-3

  • Ребята, а что означает слово «сотрудничать». (ответы детей: «чтобы вместе делать сложное дело, которое одному не под силу»)

  • А теперь мы с вами попробуем почувствовать на себе, что значит сотрудничать. Взять карандаши, выйти к доске и объединиться в пары.

  • Упражнение «камешки»

  • Вы должны постараться удержать камешки пальцами, стоя друг напротив друга.

  • Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются напротив друг друга на расстоянии 70 см и пытаются удержать два камешка, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская камешки, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.

  • После подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см). Соседи должны зажать камешки между подушечками указательных пальцев. Группа, не отпуская камешки, синхронно выполняет движения.

  • - поднять руки, опустить их;

  • - сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед;

  • - наклониться вперед, назад, выпрямиться;

  • - присесть, встать.

  • Трудно ли было выполнять задание? Почему?

  • Какие действия должен был выполнять каждый участник, чтобы камешки не падали (на слайде сотрудничество

СИТУАЦИЯ1-й ученик. В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная передача по телевизору, мне звонит Олег (лучше называть вымышленные имена, не встречающиеся в классе) и просит помочь ему разобраться с заданием по геометрии. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь Олег - мой друг! И вместо телевизора я просидел за книгой вместе с другом. Но я видел, насколько Олег был признателен мне. Я думаю, что если бы мы поменялись местами, то есть не ему, а мне была нужна его помощь, то он тоже не задумываясь помог бы мне. А как бы вы поступили на моем месте?

«Психологическая загадка».

По описанию детям необходимо догадаться, какое качество характера человека загадал ведущий:

  • «Человек, умеющий жить мирно, дружно, без ссор». (Миролюбивый).

  • «Человек, умеющий сам выполнять свои обязанности» (Ответственный).

  • «Человек, любящий трудиться» (Трудолюбивый).

  • «Человек, который знает свои недостатки» (Самокритичный).

  • «Человек, всегда готовый помочь» (Отзывчивый)

Тест«НАСТОЯЩИЙ ЛИ ТЫ ДРУГ?»1. Вспомните вашего самого лучшего друга. Какие из перечисленных ниже качеств вы цените в нем больше всего?а) надежность - он никогда вас не подведет;б) солидарность - он всегда будет только на вашей стороне;в) чуткость - он всегда знает о вашем настроении прежде, чемвы о нем поведаете;г) верность - он всегда с вами, что бы вы ни сделали;д) совместимость - вам хорошо в его компании.2. Если друг пришел к вам поздно вечером в слезах, что вы сделаете?а) угостите чаем и успокоите;б) не откроете дверь, изобразите, что вас нет дома;в) сделаете вид, будто вам нужно уходить;г) пригласите его войти, но укажете, что вам надо рано утромвставать;д) извинитесь, что не можете его впустить сейчас, но пообещаете встретиться завтра.3. Вы выслушиваете длинную историю бед одного друга, а вэто время появляется другой, который тоже нуждается в вашем сочувствии. Что вы сделаете?а) предложите первому другу присоединиться к беседе;б) объясните первому другу, что вас ждут в ином месте;в) объясните второму другу, что заняты проблемами первого;г) оставите их вдвоем, чтобы они поддерживали друг друга;д) начнете отвергать все просьбы, с которыми к вам обратятся.4. Сколько у вас было друзей в первые десять лет вашей осознаной жизни?а) ни одного;б) один;в) два;г) трое;д) четверо и более.5. Сколько ваших друзей знакомы друг с другом?а) все;б) почти все;в) не все;г) немногие;д) двое или никто.6. Друг хочет одолжить у вас новый костюм прежде, чем вы успели его хотя бы раз надеть. Что вы сделаете?а) согласитесь без всяких сомнений;б) согласитесь, но неохотно;в) согласитесь, но только если просит человек, которому вы доверяете;г) скажете, что сами хотели его надеть;д) признаетесь, что хотели бы быть первым, кто его наденет, нопредложите что-то взамен.7. Если один друг попросит вас солгать ради него другому, вы:а) наотрез откажетесь;б) откажетесь брать на себя такое обязательство, пока не разузнаете всех обстоятельств;в) откажетесь и сообщите второму другу о просьбе первого;г) предложите вместо этого посредничество с условием сказатьправду;д) согласитесь, но поясните, что ненавидите такие дела и занимаетесь ими первый и последний раз.8. Какое из следующих животных вам наиболее симпатично:а) панда;б) кошка;в) собака;г) обезьяна;д) слон.9. Ваши друзья:а) люди примерно одного типа, но отличаются от вас;б) все похожи друга на друга;в) разные и по-разному к вам относятся.10. Считаете ли вы своих одноклассников:а) настоящими друзьями;б) друзьями на время, пока вы в школе;в) может быть, друзьями, а может, нет, в зависимости от конкретной личности;г) вы редко заводите дружбу с одноклассниками;д) вы никогда ни заводите дружбу с ними.11. Какое качество, на ваш взгляд, является главным для того,чтобы быть настоящим другом:а) внимательно выслушивать жалобы на ваши беды;б) избавлять от одиночества;в) доставлять удовольствие от общения;г) всегда быть на вашей стороне;д) оказывать вам практическую помощь иногда или даже всякий раз, когда вы в этом нуждаетесь.12. Что вы считаете наиболее важным в дружбе:а) оказывать поддержку другу в любой ситуации, какой бы она нибыла;б) изъявлять желание дать совет, когда вы считаете, что в неместь потребность;в) изъявлять желание дать совет, когда об этом просят;г) следить за тем, чтобы никогда не давать советов;д) всегда быть готовым выслушать друга.ОЧКИА Б В Г Д1 10 5 15 0 202 20 0 5 15 103 15 10 10 15 204 0 5 10 15 205 15 20 10 5 06 20 10 10 0 157 15 10 0 5 08 5 0 10 20 159 0 5 10 - -10 0 10 20 15 511 10 15 20 0 512 15 0 5 10 20От 0 до 70. Вы уверены в своей способности быть наилучшим другом - вот только надо убедить в этом других. Но в глубине души вы понимаете, что друзей у вас не так уж много, только узкий круг ваших почитателей, которых привлекает ваша сила. Вас согревает их уважение, но вы человек, который берет все и ничего не дает. Если они намереваются вас о чем-либо попросить, вы отказываетесь либо заводите новую дружбу.От 75 до 125. Ваши друзья не так уж плохи, но вы порой проявляете эгоизм, когда сталкиваются ваши и их интересы. Представляйте себя на их месте. Если вы подводите друзей, то, как правило, это происходит потому, что вы не разделяете их точку зрения. Если вы стремитесь к подлинной дружбе, вы должны быть готовы к самопожертвованию ради окружающих.От 130 до 185. Вы самый лучший из возможных друзей - великодушный, внимательный, верный, полный сочувствия, но не рабской преданности. Ваши друзья знают, что на вас можно положиться, и вы всегда готовы уделить время, чтобы попытаться им помочь.От 190 до 220. Вероятно, вы хотели бы считать себя самым лучшим из возможных друзей, но вы таковым не являетесь.Обобщение. Рефлексия тренинга:

Подведение итогов, развитие обобщающей рефлексии. Обсуждается примерный план подведения итогов конкретного дня методом пяти пальцев: М (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания, я сегодня получил. Б (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг. С (средний) - состояние духа: каким было сегодня мое настроение. У (указательный) - услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или поспособствовал. Б (большой) - бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие (каждый пишет свое мнение на ватмане).

Обсуждаются различные высказывания, в которых хранится мудрость веков:

  • Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.

  • Не бойся! Трус обречен на поражение.

  • Трудись! Другого пути к успеху не дано.

  • Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и ты научишься не совершать ошибок, накопишь опыт.

  • Не лги! И ты будешь иметь друзей.

  • Не обманывай себя. Научись смотреть на себя и свои поступки как бы со стороны, глазами других и ты многое поймешь, избежишь многих бед, добьешься уважения других людей.

  • Оставайся всегда и во всем самим собой, иди своим путем. В этом случае ты состоишься как личность и достигнешь желаемой цели.

infourok.ru

Классный час в 8 классе с элементами тренинга на тему: «Что такое труд?»

Классный час в 8 классе с элементами тренинга на тему:

« Что такое труд?»

Цели нравственного классного часа:

-просвещение учащихся с целью выработки собственного взгляда на труд;

-осмысление опыта старших;

-осмысление собственных поступков и поступков сверстников;

-воспитание ответственного отношения к труду;

-общение, сотрудничество, сплочение классного коллектива.

Предварительные индивидуальные задания.

1.Определение труда ( своими словами и по словарю). Примеры из жизни.

2.Что даёт человеку труд? В древние времена и сейчас.

3.Пословицы о труде.

Вступительное слово учителя.

В своей повседневной жизни мы вынуждены трудиться: убирать свою кровать, ходить в магазин, делать уроки и т. п. Вы часто слышите в школе и дома, что кого-то из ваших сверстников называют трудолюбивым , а о ком-то говорят, что он ленится. Так что же такое труд, и как жить с ним в мире, чтобы он приносил радость и успех?

^

1.Люди обеспечивают свою семью всем необходимым , зарабатывая трудом себе на хлеб. Ещё в библейские времена Бог заповедал человеку трудом добывать себе пропитание. Всё, что человек заработал, он ценит, т.к. это далось ему нелегко. Труд- это активное возделывание жизни, обеспечивающее человеку средства к существованию. Как потрудился, так и будет жить твоя семья: В достатке или очень бедно.

2.Раньше труд давал человеку в основном материальные блага: жилище, одежду, пищу. Сейчас это тоже есть. Раньше труд был преимущественно физическим, а с развитием науки , техники, культуры особое место стал занимать труд интеллектуальный. Людям нужно не только питаться и одеваться, у них появилась необходимость в красоте, в развлечениях, в духовном росте. Появляются такие виды труда как труд художника, певца, учителя, поэта и т. д. Труд создаёт не только материальные ценности , но и духовные.

3.Пословицы о труде:

-Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

-Не потопаешь, не полопаешь.

-Терпение и труд всё перетрут.

-Кто не работает. тот не ест.

-Дело мастера боится.

-Без труда и отдых не сладок.

-Любовь к труду – у людей на виду.

-Делу- время, потехе- час.

-От труда здоровеют, а от лени болеют.

^

Да , труд – это , безусловно, ценность для человека. А ценен ли он сам по себе? Можно ли сказать, что смысл человеческой жизни в труде?

^

СИТУАЦИЯ 1. Двоечника спросили, почему он не учит уроки. Он сказал…

ЗАДАНИЕ 1. Как вы думаете, что он ответил ? Сформулируйте ответ так, чтобы было понятно, на что же он тратил своё время после школы.

ОТВЕТЫ: / Записываются на доску слева/

-Я гуляю с друзьями.

-Я смотрю телевизор.

-Я «сижу» в «контакте».

-Я играю в «стрелялки».

-Я ничего не делаю.

-Я играю в хоккей во дворе.

-Я сижу с маленьким братиком.

Сделайте общий вывод: « Почему не делает уроки этот школьник?» При ответе учитывайте его систему ценностей.

ОТВЕТЫ:

-У него есть « дела» , которые для него важнее учёбы.

-Он делает то , что любит, что для него легче всего.

ЗАДАНИЕ 2. А когда этот человек начнёт учиться или трудиться? Что он может сам об этом думать?

ОТВЕТЫ: /Записываются на доску справа/

-Буду учиться потом, а сейчас отдохну.

-Я буду поваром, мне ни к чему школьные предметы.

-Кем-нибудь устроюсь.

ЗАДАНИЕ 3. Почему у этого школьника не ладятся отношения с трудом? Какие черты характера ему мешают?

ОТВЕТЫ: /Записываются посередине/

-Он глуп, не задумывается о будущем

-Его избаловали родители, или им на него наплевать.

-Он очень ленивый, не привык трудиться.

-У него нет серьёзной цели в жизни.

/Середина доски оформляется как ствол дерева, а ответы слева и справа – как ветки /. Принесёт ли хорошие плоды такое дерево? Давайте ему поможем.

ЗАДАНИЕ 4./ Каждому ряду по одному вопросу/. Каждый сам на листочке напишет:

1.Что надо делать, чтобы хорошо учиться?

2.Какими качествами характера для этого нужно обладать?

3.Зачем нужно хорошо учиться?

При проверке может получиться такое « дерево»:

-Ствол: У меня есть цель( перспективная работа, крепкая семья, хочу увидеть мир и т. д.).

-Ветви: Знания пригодятся в будущем. Качественно выполняю задания. Внимателен на уроках. Серьёзен. Терпелив в преодолении трудностей. И т. п.

^ .

Наши наблюдения показали, что человек трудится не ради самого труда, а ради конечной цели, результата труда, ради своей мечты, своего счастья.

^

Кто успешнее выполнит одну и ту же работу , например, помоет окно ?

ОТВЕТЫ:

-Тот , кто любит мыть окна.

-Тот, у кого это лучше получается.

А почему кто-то любит что-то делать больше. чем другой? Почему у него лучше получается?

ОТВЕТЫ:

-Он старательнее, у него терпения больше.

-Он находит в этом «изюминку», то, чего другой не увидит.

-Он усерднее этому учился, он ответственнее.

^

Та работа удаётся нам лучше, которую мы делаем не из-под палки, а с душой, в которую привносим элемент творчества. Ну и, конечно ,та, которой мы усердно учились. А если ещё повезёт , и труд станет любимым делом всей жизни, такому человеку повезло, он испытал счастье от процесса труда. И другие люди заметят его успехи, оценят, похвалят, поучатся у него.

Приведите примеры из истории и из жизни.

1.Труд бесплодный:

-Сизифов труд.

-«Труд» лентяя.

2.Труд усердный:

-Труд отличника или хорошиста.

-Труд мамы по дому.

-Труд хорошего специалиста.

3.Творческий, самоотверженный труд на благо людям:

- Открытия учёных.

- Труд великих писателей, артистов.

- Труд тех, кто работает не ради славы и

денег, а потому, что не может жить иначе.

^

Существует такое высказывание о труде: « Трудолюбие возгорается только в очаге высоких побуждений». Проиллюстрировать эти слова можно таким примером. В 1942 году в блокадном Ленинграде оркестр ослабленных, истощённых музыкантов исполнил симфонию № 7 Д. Шостаковича. Композитор и исполнители были сподвигнуты на свой великий труд верой в победу, общей борьбой с врагом, стремлением поддержать жизнь в ленинградцах. Это был священный труд! Не говоря уже о труде фронтовиков ВОв!

Итак, чтобы быть успешным в труде, нужно хотеть работать и уметь это делать, желательно на высоком уровне , с осознанием смысла своих усилий.

Рефлексия.

Какие синонимы-ассоциации вызывает у вас слово «труд»?

ОТВЕТЫ:

- старание ,ответственность, усидчивость, терпение, сосредоточенность, аккуратность;

-целеустремлённость, интерес, желание, успех , помощь;

- работа, учёба.

Как побороть лень?

ОТВЕТЫ:

- Поставить перед собой цель, например, похудеть. Начать качаться. Сначала будет трудно, но если перетерпеть, привыкнешь трудиться, и всё получится.

- Не думать , что за тебя всё сделают другие, а побольше делать самому для родных и друзей.

- Не делать из лени привычку. Бороться с ней постоянно.

- Привносить в любое дело частичку души.

-Когда я ленюсь, я не доволен собой. От этого портится настроение. Поэтому я себя иногда уговариваю, а иногда заставляю работать. И мне нравится, если поработал не зря.

litcey.ru

Классный час "Зависимость" (8 класс)

«ЗАВИСИМОСТЬ»

Классный час по профилактике алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних

2013 – 2014 учебный год

Цели: дополнить представления восьмиклассников о вредных привычках;

табакокурению, алкоголю, наркомании;

  • побуждать детей к сопротивлению вредным привычкам, учить противостоять давлению сверстников;

  • развивать критическое мышление, воспитывать активную жизненную позицию в положительном отношении к здоровью как величайшей ценности.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран. Конверты с творческим заданием для каждой группы, памятки «Мое здоровье в моихруках» (по количеству учеников).

Перед началом классного часа разложить на столы конверты (по количеству групп) с листками для самодиагностики (№1) с памятками (№2).

План классного часа:

1. Вступительное слово. «Главный выбор в вашей жизни – здоровье!»

2. Слайд-фильм «ЗДОРОВЬЕ И ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ!»

3. Самодиагностика «Сможешь ли ты устоять?»

4. Рефлексия: акция «Мы против…»

5. Заключительное слово (вручение памяток «Мое здоровье в моих руках!»)

Ход классного часа

  1. Вступительное слово.

-Добрый день, ребята. Здравствуйте, сегодня я проведу с вами классный час.

Вы семиклассники, люди почти уже взрослые. Вы готовы для серьезного

разговора?

Ребята, вы не раз говорили на классных часах о вредных привычках. Так что

же такое – вредные привычки? (Ученики называют их.) Действительно, наша

жизнь так многообразна: полна разных интересов, увлечений, соблазнов, к

сожалению, порой пагубных. Я предлагаю вам сегодня поговорить о вредных

привычках и о вашем здоровье, о выборе, который нам постоянно приходится делать (Слайд «ЗДОРОВЬЕ И ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ»).

2. Самодиагностика «Сможешь ли ты устоять?»

Вопросы:

1. Любишь ли ты смотреть телевизор?

2. Хотелось ли тебе играть в компьютерные игры больше 3 часов ежедневно?

3. Хотелось ли тебе попробовать закурить?

4. Можешь ли ты просидеть перед телевизором, оставив все свои дела?

5. Пробовал ли ты алкогольные напитки?

6. Любишь ли ты уроки физкультуры?

7. Если друзья предложат тебе сбежать с уроков, согласишься ли ты?

8. Умеешь ли ты не повторять своих ошибок?

9. Если бы тебе прямо на улице незнакомый предложил коробку конфет,

взял бы ты ее?

10. Друзья зовут тебя в игровые автоматы, а ты еще не сделал уроки?

Сможешь отказаться?

-Теперь подсчитайте, сколько раз вы ответили словом «да»? Умножьте

полученное число на 5. Вы получили количество баллов. Итак:

0 – 15 баллов: вы умеете управлять своими желаниями. Как и все люди, вы

любите получать удовольствия. Но в нужный момент вы в состоянии понять,

что удовольствие ради удовольствия может принести вред. Получается, что

если вам кто-нибудь предложит «побалдеть» от какой-либо дряни, то вы

легко откажетесь. Вас не так-то просто купить на всякую дешевку. У вас

впереди интересная жизнь, полная настоящих удовольствий.

20 – 40 баллов: ваша «зона удовольствий» нередко вас подводит. Вы, быть

может, и хотели бы лучше управлять своими желаниями, но это не всегда

получается. Не хватает воли. Видимо, вы очень много времени теряете зря.

Вы стремитесь к сиюминутным удовольствиям. Из-за этого вы можете

потерять очень много приятного в будущем. Если вам предложат « немного

кайфа», вы можете согласиться. К сожалению, большинство наркоманов так

и начинали. Рекомендуем быть настороже – слишком дорогой может

оказаться цена сомнительного удовольствия.

40 – 50 баллов: вас, как говорится, можно брать голыми руками. Вы

буквально заряжены на получение всяческих удовольствий. За любой вид

«кайфа» вы будете готовы отдаться в рабство какому-нибудь подонку. Таких,

как вы слабаков не так уж и много. Вам грозит беда!

- Помните: если вы не избавитесь от вредных привычек, то они

избавятся от вас!

3. Рефлексия.

(Каждой группе раздается карточка с заданием: продолжите фразу:

1. Если мне предложат наркотик, то … .

2. Я выберу спорт вместо … .

3. Если я буду участвовать в акции против вредных привычек, то выберу

девиз: … .)

( Учитель вывешивает ватман «Акция «Мы против…». Каждая группа встает и хором называет девиз. А один ученик от группы записывает его на ватман).

Были выбраны девизы:

1. Мы за здоровый образ жизни!

2. Мы за спорт!

3. Спорт – это жизнь! Вредные привычки – это смерть!

4. Живи здоровым!

4.Заключительное слово: Дорогие восьмиклассники! Я надеюсь, что

наш час общения не прошел для вас даром: этот час стал для вас пусть

маленькой, но победой на пути к здоровью! Пусть каждый час, каждый

день только приумножают ваше здоровье! Каждый день начинайте и

заканчивайте словами «Мое здоровье в моих руках!»

В память о нашем классном часе вы можете взять памятки

-Желаю вам крепкого здоровья! До свиданья!

infourok.ru

Конкурсная работа Классный час. Тема: «НЕЗРИМЫЕ УГРОЗЫ» Форма занятия: семинар-тренинг для 5-8 классов

 

 Конкурсная работа

 

 

Классный час.

Тема: «НЕЗРИМЫЕ УГРОЗЫ»

 

Форма занятия: семинар-тренинг

для 5-8 классов

 

 

НАПРАВЛЕНИЕ:

профилактика негативных зависимостей,пропоганде здорового образа жизни среди подростков и молодёжи.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МБОУ «Шимолинская средняя школа»

 

АВТОР Горовая Надежда Владимировна

                               учитель технологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

C.Шимолино

2013г.

 

 

 

 

Тема:«Незримые угрозы».

Цель:способствовать формированию знаний о вреде вредных привычек,зависимости ;

 формировать у учащихся убеждения о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности.

 Форма занятия:семинар-тренинг.

Методы работы:

-           ролевая игра,

-           мозговой штурм,

-           мини-лекция.

Этапы проведения классного часа:

1.      Вступительное слово учителя

2.      Мозговой штурм.

3.      Игра «Рисунок

4.      Игра-активатор “Пирамида”

5.      Игра «Что там лежит?»

6.      Работа в группах.

 

Ход занятия

1. Все участники рассаживаются по кругу.

Ведущий называет себя.

Ведущий..Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о вреде вредных привычек и зависимости среди молодежи.

Последнее время в обществе часто обсуждаются эти проблемы . Самые распространенные из них – это курение, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами; специалисты упоминают также про игровую зависимость и зависимость от компьютерных игр и Интернета.

Проблема зависимого поведения волнует многих людей, она вызывает множество споров - среди подростков и взрослых, среди родителей и педагогов, среди врачей и психологов. Люди хотят знать, что на самом деле представляет собой состояние зависимости, кто находится в «группе риска» и можно ли помочь самим себе и своим близким.

Мозговой штурм

Вопрос.

Что такое зависимость? (Ответы детей)

Ведущий. Зависимость – это болезненное пристрастие и сверхценное отношение к выбранному «объекту», стремление полагаться на него с целью ухода от реальности и получения позитивных эмоций. «Объектом» зависимости может стать и алкоголь, и наркотик, и религия, и работа, и еда, и игра, и другие люди. (Слайд 2)

Вопрос:

А есть ли у вас какие-либо зависимости? (Ответы детей)

 Телевизионная, интернет, игровая

Ведущий.

Игровая зависимость – предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми, а также лудомания – патологическая склонность к азартным играм заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, которые доминируют в жизни человека и ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, такой человек не уделяет должного внимания своим обязанностям в этих сферах. (Слайд 3)

Телевизионная зависимость. Телевидение стало самым распространенным способом бегства от себя в мир иллюзий. Оно вошло в жизнь практически каждого современного человека, стало привычным спутником его жизни. ( Слайд 4)

По статистическим данным в среднем каждый человек примерно по 3 часа в день проводит перед телевизором. Это составляет примерно половину его свободного времени и около 9 лет из жизни каждого.

Интернет-зависимость — психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Интернет-зависимость является широко обсуждаемым вопросом, но её статус пока находится на неофициальном уровне (Слайд 5)

Вопрос.

Как вы думаете, какие факторы влияют на наше здоровье? (Ответы детей)

Одно из наиболее эффективных и доступных средств удовлетворения этой потребности – соблюдение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек.

Вопрос.

Что такое привычка? (Ребята дают понятие “вредная привычка”) (Слайд 6)

Ведущий.

Привычка - это то, что мы неизменно повторяем изо дня в день, в отличие от наших ошибок, на которых мы учимся.

Привычки бывают вредные, дурные, неразумные и порой опасные. Первые привычки берут свои истоки из детства. Самое неприятное в нашей жизни - это плохие привычки Мы знаем. Что они плохие, а зачастую ничего с собой сделать не можем - привыкли!

Вопрос.

Какие привычки бывают хорошие. (Ответы детей) (Слайд 7)

Вопрос.

Какие бывают вредные привычки? (Ответы детей) (Слайд 8)

Вредная привычка – это автоматически повторяющееся многое число раз действие, причем действие это вредоносное с точки зрения общественного блага, окружающих или здоровья самого человека, который подпал под кабалу вредной привычки.

Вопрос:

А какие вредные привычки у вас и как вы с ними боретесь? (По очереди называют свои вредные привычки)

Самое главное — постарайтесь найти причины этой привычки Если уж ты решил отказаться от вредных привычек, ни в коем случае не давай себе поблажек.

Борьба с вредными привычками - дело, которым должен заняться практически каждый человек (все мы, увы, несовершенны).

 

Алкоголизм – самая распространенная вредная привычка, зачастую превращается в серьезное заболевание, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него, сопровождающаяся систематическим потреблением алкогольных напитков несмотря на негативные последствия.

 

Вопрос:

 Чем же вредно пьянство? (Ответы детей: пагубно действует на мозг; речь становится нечеткой, непонятной; неровная походка; проснувшись после принятия большой дозы алкоголя, человек испытывает разбитость, слабость, вялость, отсутствие аппетита, сухость во рту и повышенную жажду; снижение работоспособности и др.) Приводит пьянство к автомобильным авариям, преступлениям, несчастным случаям на производстве.

 

Курение — вдыхание дыма препаратов, преимущественно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях.

Вопрос.

Почему же люди пробуют курить? (Ответы детей: за компанию, хотят казаться взрослыми и т. д.)

Наркомания – хроническое прогредиентное (развитие болезни с нарастанием симптоматики) заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков.

 

Разные наркотики вызывают разную зависимость. Одни наркотики вызывают сильную психологическую зависимость, но не вызывают физической зависимости. Другие же, напротив, вызывают сильную физическую зависимость. Многие наркотики вызывают и физическую, и психологическую зависимость.

 

Различают позитивную привязанность — приём наркотика для достижения приятного эффекта (эйфория, чувство бодрости, повышенное настроение) и негативную привязанность — приём наркотика для того, чтобы избавиться от напряжения и плохого самочувствия. Физическая зависимость означает тягостные и даже мучительные ощущения, болезненное состояние при перерыве в постоянном приёме наркотиков (т.н. абстинентный синдром, ломка). От этих ощущений временно избавляет возобновление приёма наркотиков.

 

                                                                     Игра «Рисунок»

Учащимся, на каждые 2-4 человека, выдается заранее приготовленный рисунок карикатурного изображения человека, употребляющего наркотики, вокруг которого размещены вопросы с местом для ответов. Задача учащихся в том, чтобы, исходя из своих впечатлений и вновь полученной информации, описать как они представляют наркомана.

Как он выглядит?

Что он думает?

Что он чувствует?

В процессе игры отражается степень усвоения полученной информации и формируется негативный образ человека, зависящего от наркотиков. По окончании игры проводится анализ

и обсуждение различных мнений.

Вывод:

Если в нашей жизни есть хотя бы несколько занятий, которые:

1) интересны нам, радуют нас и хорошо у нас получаются;

2) помогают найти настоящих друзей и единомышленников;

3) делают нас более творческими, самостоятельными, здоровыми, умными и свободными,

то мы вряд ли будем разрушать себя разными видами зависимостей и плохими привычками. Мы не будем бежать от реальности, а сможем почувствовать гармонию с собой и с окружающим миром.

Ведущий. Сейчас я предлагаю каждому из вас письменно перечислить те занятия вашей жизни, которые отвечают этим требованиям. Это будут ваши ресурсы, ваша защита. То, что может сделать вас сильнее и счастливее.

Выполнение задания (желающие могут поделиться результатами.)

 

Схема здоровья (слайд 9)

 

 

Ведущий. Иногда бывает так, что из-за трудных жизненных событий или из-за долгого плохого настроения у человека нет сил и желания заниматься чем-то интересным. Что делать в этом случае?

Ответ. Посоветоваться с близкими людьми, поразмышлять о проблемах и постараться их решить, попросить помощи у друзей, обратиться к психологу.

Ведущий. Любому человеку очень важно получать поддержку и помощь в трудных жизненных ситуациях.

Игра «Сюрприз»

Материалы: непрозрачная коробочка, морковка.

Ведущий  кладёт в непрозрачную коробочку или мешочек морковку. Участникам говорят, что то, что там лежит - "нельзя", "плохо", "запрещено", не объясняя причин. Коробочку кладут посередине круга. При этом ведущий говорит о том, что каждый участник может проявить себя по отношению к этой коробочке, как хочет.Обычно больше половины участников выражают свое любопытство и заглядывают внутрь. Всем напоминают, что то, что лежит в коробочке - это "плохо", "нельзя", но, несмотря на это, многие не захотели принять это во внимание.                                                         Игра Пирамида.

- Давайте попробуем поиграть в одну интересную игру – ПИРАМИДУ. Я выберу одного из вас. Он выйдет на середину и пригласит к себе ещё двух других. Те двое выберут каждый себе ещё по двое игроков и т.д. Игра заканчивается, когда не остаётся никого, кто ещё сидит на своём месте.

 Ребята выстраиваются в “пирамиду”. Посмотрите, как мало времени вам потребовалось, чтобы поднять всех присутствующих со своих мест!

Вот с такой же скоростью, словно эпидемия, распространяется и наркомания. Каждый человек знает, какое страшное горе приносят наркотики. Но почему же наркоманов становится всё больше и больше?

 Ведущий.

Как сказать "Нет!" - (дети придумывают убедительные ответы - отказ от употребления психотропных веществ).

Итоговый круг “Интересное-полезное”

Большое спасибо всем! Вы очень старательно работали.

Теперь давайте все по кругу скажем, что на этом занятии для вас оказалось интересным и полезным. А может быть, кому-нибудь что-то показалось неправильным или обидным? Каждый может говорить полминуты-минуту или просто сказать несколько слов.

И в заключение– сюрприз. Для всех.

С помощью всех учителей нашей школы мы составили для каждого вот такой из вас «похвальный лист», в котором перечислили ваши способности и хорошие качества. Вы сможете их забрать, прочитать, попросить своих друзей и близких дополнить эти листы, что-то дописать самостоятельно. Пусть эти «похвальные листы» станут вашими помощниками.

 

 

 

 

Похвальный лист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спасибо всем за участие и за вашу активность.

                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

1.      ПНП «Здоровье»

2.      Социальные игры .Пособие для педагогов, психологов, социальных работников и вожатых. Костанай, 2007

3.       http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-96914

4.       http://www.foxyface.ru/psikhologiya/internet-zavisimost

5.       http://naturomed.ru/zdorove/6062.htm

6.       http://akshi.ru/kl-chas.htm

7.      http://myunivercity.ru/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%94%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B0_%D1%81_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8_%D0%BF%D0%BE/42311_1255456_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B08.html

 

 

 

 

 

 

 

 

infourok.ru

Классный час (тренинг общения) для учащихся 8-х классов "Уход из семьи: вызов или отчаяние?"

Цель и задачи: определить причины ухода ребенка из семьи; учиться находить пути разрешения трудных жизненных ситуаций и преодолевать их; умению сосуществовать друг с другом, коммуникабельности; сформировать у учащихся позитивное отношение к себе и окружающим.

Оборудование: плакаты с изображением солнышка и дерева, листы для раздачи в виде тучек и листьев, советы психолога.

Ход занятия

Проведению тренинга предшествует подготовительная работа в форме проведения анкетирования и интервьюирования среди учащихся класса и их родителей по вопросу взаимоотношений в семьях между детьми и родителями, а так же формах и методах семейного воспитания. На основе этого построен классный час в 8 классе, проведенный в форме тренинга общения.

I. Постановка целей и задач:

На доске по центру в верхней части написана тема классного часа. Центральная часть доски свободна.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Ежегодно по нашей школе около 20 учащихся и 10 семей стоят на различных формах учета. Многие из детей попали в "трудную жизненную ситуацию, есть дети беспризорные, безнадзорные. Что такое беспризорность? Как вы считаете. Давайте обратимся к закону. Согласно закону беспризорные и безнадзорные дети - это "лица, не достигшие 18 лет, которые не имеют контроля со стороны родителей или лиц их заменяющих". Дети, а как вы думаете, какие причины толкают детей из семьи на улицу? Голод, пьянство родителей, насилие в семье, пренебрежение к личности ребенка. Итак, главной причиной безнадзорности несовершеннолетних и их противоправного поведения является неблагополучие в семье и невыполнение воспитательных функций родителями, на которых законом возложены данные обязанности. Я рада, что вы так активно ответили на этот вопрос, так как в анкете родителей большинство его игнорировали, 6 человек сказали не при каких обстоятельствах, двое высказались о том, что обстановка в семье хорошая причин для ухода нет.

Человек биосоциальное существо Что такое "био" понятно. Наш рост и развитие наше становление происходит в обществе, т.е. в социуме. Формируется характер, черты личности, сама личность. Большую роль в этом играют отношения. Вообще, ребята, межличностные отношения сложная вещь. Тебя принимают или не принимают. Ты понимаешь что-либо или кого-либо или нет. Где могут возникнуть проблемы, которые приводят к уходу из семьи? Исходя из мнения ребят, рисуем на доске кластер.

Используя цветной мел, дети рисуют кластер в центре доски, составляющие части которого определяются путем дискуссии. Классный руководитель помогаем при необходимости.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Ребята нам с вами предстоит разобраться в причинах уходов, из семьи и определить пути разрешения таких ситуаций. Поможет нам в решении поставленной проблемы тренинг общения.

Правила тренинга я просила вас изучить перед началом классного часа, и обсудив принять их.

II. Тренинг СОЛНЫШКО

На доске с левой стороны закреплен большой плакат, с изображением Солнца с лучами. Каждому из детей розданы изображения тучи, листья дерева размером в половину тетрадного листа, и тетрадные листы для работы.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Отношения, как мы уже говорили, сложная вещь. И не важно где в семье, школе, классе, на улице. Представьте, что Солнышко - это тепло отношений с родственниками, с одноклассниками, с друзьями. Солнышко - это тепло наших отношений, его лучи согревают наши души, дарят нам понимания, поддержку. Но очень часто в отношениях нас не всё устраивает, так как мы оцениваем новое общение с позиций своего "Я".

Какие возникшие проблемы, на ваш взгляд, могут привести к уходу ребенка из семьи?

Дети на местах в розданных тучах пишут свое мнение. Встают и прикрепляют тучи скотчем на Солнце.

Вывод Ребята посмотрите тучи закрыли часть солнца, а возникшие проблемы общения мешают нашим отношениям. Этот тренинг показывает, что у вас есть общие проблемы, которые волнуют всех__________________________ (классный руководитель озвучивает написанные общие проблемы)

Но есть и такие высказанные мнения, которые поднимает не весь класс, в частности_____________ (классный руководитель комментирует индивидуальные точки зрения)

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Хочется отметить, что обозначенные проблемы совпали с результаты ваших анкет. Но были высказаны и новые проблемы общения.

Классный руководитель просит ребят высказать свое мнение и обосновать его.

- Как вы думаете, эта проблема действительно важна для вашей семьи, или она не имеет к этому вопросу отношения? Выскажите свои суждения?

Ребята высказываю свое мнение. Классный руководитель старается систематизировать высказанные суждения ребят с их согласия.

Вывод: Нам необходимо учиться поведению при неудачах. Уметь преодолевать конфликты внутрисемейного общения.

III. тренинг ДЕРЕВО нашей поддержки.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Мы отразили причины ухода из семьи. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо обладать роскошью человеческого общения!

- Вас может поддержать семья? Да

- Вас могут поддержать друзья? Да

- Вас могут поддержать одноклассники? Да

- А может поддержать старший? Учитель?

- Как вы считаете, можно ли выделить из вышеперечисленного самое главное или все они могут препятствовать уходам из семьи?

- А вы со мной согласны?

- На ваш взгляд поддержка должна быть комплексной?

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Давайте спрогнозируем ситуацию. Представьте, что вы оказались в трудной жизненной ситуации.

Что или кто могут вас поддержать? Что бы вам хотелось услышать?

Ребята на местах записывают свои мнения на листочках дерева. По окончании работы каждый подходит и крепит свой листочек к дереву.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Закрепите листки надежды на дерево поддержки. Пусть оно зазеленеет.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Озвучивает мнения, систематизирует их. Спрашивает почему были высказаны такие пожелания, просит ребят аргументировать свою точку зрения.

Вывод ребята из этого тренинга можно сделать вывод, что наравне с семьей вы говорили о членах коллектива нашего класса. Это очень важно поддержка друзей и коллектива. Я рада, что наш класс вы считаете второй семьей Вам здесь комфортно и легко общаться.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Каждый человек должен искать выход из сложившейся трудной ситуации, и не допустить ухода из семьи.

Основной выход мы совместно с вами нашли - это поддержка. Но кроме этого есть много способов, как выйти из ситуации отчаяния и беспомощности. Я с точки зрения науки даю вам рекомендации, советы как поступить

Обсуждение советов с детьми.

А вы считаете этот способ для вас приемлемым?

Как вы думаете, мы можем их учитывать? Почему?

Давайте считать, что эта памятка для поведения в трудной жизненной ситуации. Способы преодоления.

IV. Итоговый вывод / рефлексия/

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Вернёмся к теме нашего занятия. Определите ключевое слово? Бродяжничество

Я предлагаю вам составить синквейн с ключевым словом бродяжничество.

Зачитываем результаты составленных ребятами синквейнов. Похвала за разные мнения, глубокие мысли или за единичность мнения.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

А теперь вернемся к проблеме обозначенной в нашей теме. Уход из семьи вызов или отчаяние?

Выскажите свое мнение. Аргументируйте его.

Дети высказывают мнения.

Если вызов

Вызов- чтобы привлечь внимание к проблеме, заявить о себе, способ защиты, самореализация, протест против социальных норм, которые приняты в обществе и семье.

Если отчаяние

Отчаяние - крик души, последний шанс, когда все испробовано, нет сил, слабость характера, беззащитность, неустоявшаяся психика подростка, неумение отстоять свое мнение.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Одним словом однозначным ответ быть не может.

Тренинг убедил нас в том, что жить в обществе очень трудно. Это и жизненные, семейные неурядицы, конфликты. Некоторые мы учились сегодня с вами преодолевать. Получили практические советы. Это наше очередное занятие из системы классных часов - тренингов которые учат нас главной ценности общению. Умению сосуществовать друг с другом, коммуникабельности, коммуникационной компетентности.

Благодарю вас всех за интересное общение. Мне было приятно с вами работать. До свидания!

Приложение.

www.poznanie21.ru