Урок литературного чтения. 2-й класс Тема. Яков Лазаревич Аким. «Неумейка»,«Жадина». Стихотворение я аким жадина
Сказки и стихи для детей
Рис. О.Кондаковой
В праздники на улицахВ руках у детворыГорят, переливаютсяВоздушные шары.
Разные-разные,Голубые,Красные,Жёлтые,ЗелёныеВоздушные шары!
Очень любят шарики Ребята в эти дни, У каждого за пуговку Привязаны они.
Разные-разные,Голубые,Красные,Жёлтые,ЗелёныеВоздушные шары!
Вот над демонстрацией Летят они, легки,Как будто в небе вспыхнули Цветные огоньки.
Разные-разные,Голубые,Красные,Жёлтые,ЗелёныеЦветные огоньки!
Выходит солнце из-за крыш — И на мою кровать Садится чиж, Мой верный чиж:— Чив-чив, чего,Чего ты спишь, Чив-чив, пора вставать, Чив-чив!.. —И я уже не сплю, Постель стелю, Чижа кормлю — В кормушку сыплю коноплю.
А он клюёт, Своё поёт,Мне прохлаждаться не даёт:— Чив-чив, пей чай, Чив-чив, пора!Где ранец?— За спиной!— Бегом по лестнице! Ура!Мой чиж летит со мной.Я улицу перехожу.
— Не торопись, — шепчу чижу.—А ну, летим! Зелёный свет! — Ребята нам кричат:— Привет!
Ещё минута до звонка. Я говорю чижу:— Пока!Давай лети домой!
Рис. О.Кондаковой
Он делает прощальный круг, Мой верный чиж, Мой славный друг, Приятель храбрый мой.
Я часто думаю о нём. И он, поди, грустит. В большую перемену, днём, Я знаю, прилетит.
— Привет, чив-чив, Я тут, я жив, Давно тебя ищу! —И я в ответ ему: «Чив-чив» — Тихонько просвищу.
И на плечо Позволю сесть, Спрошу:— Чего молчишь? Я рад,Что ты на свете есть,Мой друг,
Мой верный чиж!
Облако за облаком По небу гналось — За облаком-лодкой Облако-лось.
Лось шагает ходко, Не хочет отстать, Но рогами лодку Не может достать.
А ветер гонит, гонит, Торопит облака, То с налёту тронет, То шевельнёт слегка.
Стала меньше лодочка, Вытянулся лось. И от лося облачко Вдруг оторвалось.
Где же лось прыгучий? Позабудь о нём. Обернулась туча Скачущим конём.
А за ним ребёнок — Белый жеребёнок. Вот какая конница Теперь за лодкой гонится!
А ветер пуще, пуще Поднялся, И выросли у лодки Паруса.
Догоняйте, рысаки, Лодочка вертка...
Я лежу у реки, Я гляжу из-под руки, И бегут надо мной В небе облака.
...А листок в конверте чист, Нет на нём ни букв, ни строчек. Пахнет осенью листочек — С дерева опавший лист.
Только адрес твой да имя На конверте напишу, Синий ящик отыщу, Свой листочек опущу.
Ты письмо моё получишь И обрадуешься вдруг — Жить на свете много лучше,Если друга вспомнил друг.
Сразу мне ответ пиши! А кончаются чернила — Просто пёрышко вложи, Что синица обронила.
Рис. О.КондаковойКто держит Конфету свою В кулаке, Чтоб съесть её Тайно от всех В уголке,
Кто, выйдя во двор, Никому из соседей Не даст Прокатиться На велосипеде,
Кто мелом, Резинкой,Любою безделицей В классе Ни с кемНи за что Не поделится —
Имя томуПодходящее дадено,Даже не имя, А прозвище: ЖАДИНА!
Жадину Я ни о чём Не прошу. В гости я Жадину Не приглашу.
Не выйдет из жадины Друга хорошего, Даже приятелем Не назовёшь его.
Поэтому —Честно, ребята, скажу —С жадными Я никогда Не дружу!
Яблоки-веники, Вихрем лечу, Вихрем лечу я, Куда захочу!
Яблоки-веники, Конь мой устал, Конь мой устал И скакать перестал.
Яблоки-веники,Где ж водопой, Где водопой С ключевою водой?
Конь мой да я Напились из ручья, Дальше торопится Песня моя.
Яблоки-веники, Яблоки-веники,Скачет весёлая Песня моя!
Друг уехал далеко. Мне без друга нелегко.
День прошёл, Потом неделя. Три недели Пролетели. Летом — дождь, Зимою — вьюга. Очень скучно мне Без друга.
Скоро год пройдёт...
Больше я не усижу, Жить без друга не могу. Щётку с мылом уложу И на станцию сбегу.
По полю Да по лесу К утреннему Поезду.
Скорый поезд: «Тук-тук, Где ты, где ты, Друг-друг?»
СкорыйМедленно ползёт —ПересядуВ самолёт.
Я лечу, Я кричу, Я пою на лету: «Быстрый «Ту», Сильный «Ту», Набирай высоту!»
Сели.
А-Э-РО-ВОК-ЗАЛ. (Слово очень длинное!) Пробегаю через зал, Прыгаю в машину я.
Рис. О.КондаковойКрасный свет. Терпенья нет! Дайте мне Зелёный свет!
Стоп, машина, Вот он, дом С голубым окошком. Загляну в окошко, Отдышусь немножко.
Вытру ноги На пороге,
Громко в двери постучу. — Открывай скорей! — кричу.
Вышел друг, А я молчу.
Я спешил к нему пешком, Я бежал к нему бегом, В поезде качался, На машине мчался, Даже по небу летел — Я сказать ему хотел, Столько я сказать хотел... Всё забыл!
На улице московской Зацокали копытца. Повсюду удивлённые, Смеющиеся лица:
«Ослик! Ослик! Поглядите, ослик!»
Но я-то с этим осликом Не первый год знаком, Он возит на тележке Бидоны с молоком.
Ослик? Ослик. Ну конечно, ослик.
Его, к великой радости Московской детворы, Прислали для детсадовцев Из жаркой Бухары.
Ослик! Ослик! Настоящий ослик!
И вот по перекрёстку он. Не глядя на запрет, Упрямо и задумчиво Бредёт на красный свет.
Ослик! Ослик! Вот упрямый ослик!
В лес грибной тебя зову Тихим утром осени. Видишь, под ноги листву Нам деревья бросили.
Было лето и прошло, Песенное, знойное. А теперь в лесу светло, Строже и спокойнее.
Только белка на виду — Все углы облазила, Витаминную еду Запасая на зиму.
Под стволами двух дубов Помолчим немножко. Принесём домой грибов Полное лукошко.
Шубу покупали летом, Мама говорит:— Примерь, Будешь ты к зиме одетым,Как лесной мохнатый зверь!
Я на майку примеряю Жаркий ворох меховой —И как будто бы ныряю В печку прямо с головой.
— Да, — вздохнула мама грустно,— Не дорос ещё пока.У меня такое чувство, Шуба сыну велика.
— Нет, — сказала продавщица,— Ещё долго до зимы,В первый класс пойдём учиться, Подрасти успеем мы!
...И глазам своим не веря, К зеркалам я подхожу: Вижу там большого зверя, А себя не нахожу.
Рис. О.КондаковойУтром кот Принёс на лапах Первый снег! Первый снег!
Он имеет Вкус и запах, Первый снег! Первый снег!
Он кружится,Лёгкий,Новый,У ребят над головой,
Рис. О.КондаковойОн успел Платок пуховый Расстелить На мостовой;
Он белеет Вдоль заборов, Прикорнул на фонаре.
Значит, скоро, Очень скоро Полетят салазки С горок.
Значит, можно будет СноваСтроить крепость Во дворе!
Рис. О.КондаковойОсенью дождливой Прямо сплю и вижу: По снежку хрустящему С горки бы, на лыжах!
А зимою лютою Вечером, в мороз Вспомню двор весенний, Листики берёз.
У апрельской лужицы Жду я, не дождусь — Поскорей бы лето, В речку бултыхнусь.
— Где ты ходишь, осень? — В августе спрошу, Потому что в школу Я к друзьям спешу.
вернуться к содержанию
sskazki.ru
Конспект воспитательского часа "О жадности и жадных".
«О жадности и жадных»
Цель:
способствовать формированию желания преодолеть в себе плохие качества характера.
Задачи:
Научить разграничивать понятие жадный и бережливый; объяснить сущность понятия «жадность».
Развивать мышление, речь.
Воспитывать положительных качества характера.
Оборудование: костюмы, карточки со словами.
Ход мероприятия
Организационный момент.
- Ребята, давайте разделимся на 3 группы.
Воспитатель читает стихотворение Я.Акима «Жадина»
Кто держит конфету свою в кулаке.Чтоб съесть её тайно от всех в уголке.Кто, выйдя во двор, никому из соседейНе даст прокатиться на велосипеде?Кто мелом, резинкой – любою безделицейВ классе ни с кем ни за что не поделитсяИмя тому подходящее дадено.Даже не имя, а прозвище – ЖАДИНА!Жадину я ни о чём не прошуВ гости я жадину не приглашу.Не выйдет из жадины друга хорошего.Даже приятелем не назовёшь его.Поэтому - честно ребята скажу. С
жадным я никогда не дружу!
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на нашем мероприятии?
- В своей жизни вы, наверное, слышали такое слово как «жадность», часто можно услышать такое слово как «жадина». Вот сейчас попробуйте нарисовать жадность.
- Представитель от каждой группы объясняет, что они нарисовали.
- А сейчас послушайте сказку. Венгерская сказка «Два жадных медвежонка».
- Послушайте, что бывает с жадными.
- А вам бы хотелось иметь только положительные качества? Очень точно сказал М.Горький: «Нет людей чисто беленьких или чисто чёрненьких – люди все пёстрые». Поэтому все мы «пёстренькие». Важно лишь то, какие
поступки мы совершаем. Иногда наше мнение о себе не совпадает с мнением окружающих. Наши поступки, поведение создают совсем другой образ. Чтобы увидеть себя со стороны, обычного зеркала недостаточно. Это может сделать «волшебное зеркало».
На стене прикреплён кармашек. В этот кармашек каждый из вас может положить просьбу, пожелание, записку, где написаны ваши плохие качества, в том числе и жадность. Будем считать, что вы избавились от отрицательных качеств характера.
- Итак, ребята, вы, наверное, поняли, что жадный человек никогда не будет счастлив, потому что у него нет друзей, а жизнь без друзей пуста и неинтересна. В русской литературе много примеров, в которых люди проявляют бескорыстие и великодушие (приводят примеры).
- А самый простой пример – сказка «Теремок».
Показ сказки воспитанниками.
- Очень часто слышишь слово жадность и бережливость; жадность – скупость; жадность – расчетливость.
«жадность=скупость; жадность=бережливость».
- Можно ли между этими словами поставить знак =? (обсуждение)
- И в заключение нашего мероприятия хочу прочитать стихотворение.
Играют в песочнице детки
Танюша и Галя-соседки.
Галя у Тани игрушки берёт,
Сама же, простите, ей не даёт.
Боится, что Таня сломает
Или в песке потеряет.
Танюше обидно, ведь ей же не жалко
Дать Гале и куклу, и шарик – пищалку,
И формы, и сито, и даже ведро,
Ведь вместе играть веселей всё равно.
Коль щедрости Галя не ценит теперь,
То может стать жадиной Галя - поверь.
- Ну, что ж, завершая наше мероприятие, нам осталось подвести итоги.
- Вы видите нарисованное дерево и яблоки разных цветов, я предлагаю вам подумать и повесить на него яблоки нужного цвета.
Желтое яблоко – я не считаю себя жадным.
Зеленое яблоко – во мне есть черты жадности.
Красное яблоко – я жадина.
- Пусть каждый самому себе ответит: есть ли у меня черты жадности, а не жадина ли я? И если они есть, надо обязательно их исправить, ведь так тяжело жить в мире одному без друзей.
infourok.ru
Урок – стихотворение Якова Лазаревича Акима “Жадина” Конспекты уроков
I. Проверка домашнего задания
(Учащиеся разыгрывают театрализованные сценки по рассказу В. А. Осеевой “До первого дождя”. Они выходят к доске группами, на которые разбиваются заранее, и представляют “живые картинки ” по всему рассказу или по эпизоду из него.)
П. Работа над новым материалом
1. Вступительное слово учителя
Учитель. Сегодня на уроке мы будем читать стихотворение Якова Лазаревича Акима “Жадина”. Подумайте, почему оно помещено сразу после рассказов Валентины Александровны Осеевой?
Дети. – Потому что в этих текстах говорится об одном и том же: о жадности.
– Только Осеева об этом в своих рассказах прямо не
Говорит, а Аким уже в заглавии стихотворения сообщает,
О чем пойдет речь и о ком.
Учитель. Давайте послушаем это стихотворение, и вы скажете, могли бы вы подружиться с таким человеком.
2. Чтение текста стихотворения учителем
3. Беседа после чтения
Учитель. Почему автор дал герою не имя, а прозвище? Что такое прозвище?
Дети. – Прозвище – это обидное название, данное человеку за какиенибудь действия и поступки.
– Автор не называет героя по имени, он показывает к
Нему свое неуважение, осуждает за жадность, поэтому и дает
Ему прозвище.
4. Чтение первой части стихотворения
Учитель. А теперь давайте прочитаем, как автор описывает “жадину”, кого он считает жадным человеком. Какой человек заслуживает прозвище “жадина”? Ответьте на этот вопрос словами из текста.
(Дети находят нужные строчки в тексте и читают их.)
Учитель. А как вы понимаете значение слов “дадено” и “безделица”? Найдите эти слова в цепочках перед текстом.
(Дети объясняют: дадено – дано; безделица – безделушка.)
5. Чтение второй части стихотворения
Учитель. А теперь найдите в... тексте, как автор относится к жадинам? Он об этом прямо говорит?
(Дети находят нужные строки и читают их.)
Учитель. А как автор говорит: может жадина быть настоящим другом?
Дети. Нет, не может, автор говорит:
“Не выйдет из жадины Друга хорошего,
Даже приятелем Не назовешь его”.
Учитель. А как надо понимать слова “даже приятелем не назовешь его”? Кто такой “приятель”? Разве “приятель” и “друг” не одно и то же? Как вы думаете?
Дети. – Нет, приятель – это не друг, а просто знакомый человек.
– Этого человека, наверное, так называют, потому что
Он “приятный”, с ним приятно общаться.
Учитель. Как вы думаете, зачем автор написал это стихотворение?
Дети. – Чтобы показать читателю, что жадность – это плохой показатель дружбы.
– Что жадных людей не любят и осуждают за эту чер
Ту.
– Если хочешь, чтобы с тобой дружили, надо делиться.
Учитель. А легко ли делиться с людьми, отдавать свое?
Были в вашей жизни такие случаи? Расскажите. (Ребята делятся своими воспоминаниями.)
6. Самостоятельная работа
(На заключительной части урока учащиеся самостоятельно работают с текстом О. Е. Григорьева “Кто прав?”.
Сначала ребята читают текст перед стихотворением, затем само стихотворение, отвечают на вопросы, после чего проводится выразительное чтение стихотворения с обсуждением.
С помощью учителя школьники приходят к выводу, что люди должны быть честными и принципиальными: даже своим друзьям не должны давать никаких поблажек, а честно указывать на их недостатки, помогать им исправиться.)
Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения Я. Л. Акима “Жадина”. Выучить наизусть стихотворение О. Е. Григорьева “Кто прав?” и подготовить “живую картинку” по его содержанию.
Урок – стихотворение Якова Лазаревича Акима “Жадина”ege-russian.ru
Стихи про жадность
Что такое жадность? Скупость, корыстолюбие, чрезмерное стремление удовлетворить свое желание, страсть к накопительству. Иногда ярлык «жадный» мы навешиваем на человека необоснованно.
«Жадность»Кто держит конфету свою в кулаке.Чтоб съесть её тайно от всех в уголке.Кто, выйдя во двор, никому из соседейНе даст прокатиться на велосипеде?Кто мелом, резинкой – любою безделицейВ классе ни с кем ни за что не поделитсяИмя тому подходящее дадено.Даже не имя, а прозвище – ЖАДИНА!Жадину я ни о чём не прошуВ гости я жадину не приглашу.Не выйдет из жадины друга хорошего.Даже приятелем не назовёшь его.Поэтому- честно ребята скажуС жадным я никогда не дружу!Автор: Я.Аким
Но слушай: человек, всегда корысти жадный,Берется ли за труд наверно безнаградный?Купец расчетливый из добрых барышейВверяет корабли случайностям морей.Из платы, отогнав сладчайшую дремоту,Поденщик до зари выходит на работу;На славу громкую надеждою согрет,В трудах возвышенных, возвышенный поэт;Но рвенью моему что будет воздаяньем:Не слава ль громкая? я беден дарованьем…Автор: Е.Баратынский
В гости в первый день неделиК нам синицы прилетели,А во вторник, посмотри,Прилетели снегири.Три вороны были в среду,Мы не ждали их к обеду,А в четверг, со всех краёв —Стая жадных воробьёв.Автор: З.Александрова
«Жадный Егор»Ой, какой стоит галдеж!Пляшут комсомолки.Так танцует молодежь,Что не хочешь, да пойдешьТанцевать на елке.
Тут поет веселый хор,Здесь читают басни…В стороне стоит Егор,Толстый третьеклассник.
Первым он пришел на балВ школьный клуб на елку.Танцевать Егор не стал:— Что плясать без толку?
Не глядит он на стрекозИ на рыбок ярких.У него один вопрос:— Скоро будет Дед МорозВыдавать подарки?
Людям весело, смешно,Все кричат: — Умора!—Но Егор твердит одно:— А подарки скоро?
Волк, и заяц, и медведь —Все пришли на елку.
— А чего на них глазеть?Хохотать без толку?—Началось катанье с гор,Не катается Егор:— Покатаюсь в парке!
У него один вопрос:— Скоро будет Дед МорозВыдавать подарки?—
Дед Мороз играет сбор:— Вот подарки, дети!—Первым выхватил ЕгорЗолотой пакетик.
В уголке присел на стул,Свой подарок завернулС толком, с расстановкой,Завязал бечевкой.
А потом спросил опять:— А на елке в паркеЗавтра будут раздаватьШкольникам подарки?Автор: А.Барто
detskiychas.ru
Литературное чтение. Тема. Я. Аким. Слово «Друг», А. Барто. «В пустой квартире» (3 класс)
Литературное чтение.
3 класс
Тема. Я. Аким. Слово «Друг», А. Барто. «В пустой квартире»
Цель:
продолжение изучение темы дружбы, через творчество Я. Акима и А. Барто.
Задачи:
Обучать осознанному и выразительному чтению стихотворений;
определять тему и идею стихотворения;
осмысление проблемы дружбы и возможных сложностей в дружеских отношениях, корысти, лицемерия;
расширение представлений учащихся о способах художественного изображения:
развивать представления учащихся о способах передачи чувств и настроения человека в лирике;
развивать память, мышление, речь учащихся.
прививать любовь к поэзии, воспитывать у учащихся умение быть верным и преданным другом.
Оборудование: портреты Я.Л.Аким, А.Л. Барто, выставка книг с произведениями Я.Л.Акима и А.Л. Барто, таблица с пословицами о дружбе.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
1. Ассоциации, когда вы слышите слово «друг».
2. Работа по словарю.
Близкий человек, приятель, хороший знакомый; а в самом тесном смысле, связанный узами дружбы.
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Слово «дружба», что обозначает? (Рассуждения детей)
Вывод: Дружба – это привязанность, возникшая в следствии взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает их взаимопонимание. Недаром говорят: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».
- Разберем слово ДРУЖБА по буквам
Д – доверие
Р – радость
У – уважение
Ж – желание
Б- борьба
А - активность
- Сердечность, забота друг о друге, верность – основа дружбы. Без чего же невозможна дружба между людьми? Прочитайте еще раз эти слова… (Сердечность, забота друг о друге, верность).
- Сегодня мы продолжаем работу над произведениями детских поэтов и писателей о дружбе. Вспомним, как называется изучаемый раздел учебника? (Мои друзья)
Актуализация опорных знаний.
- Вспомним, какие произведения о дружбе вы уже читали? (Я.Л.Аким. Жадина, О.Е.Григорьев. Кто прав? Н. Носов Фантазеры…
- Сначала послушаем выразительное чтение стихотворения «Жадина» Я.Л.Акима. (…)
Жадина
Кто держит
Конфету свою
В кулаке,
Чтоб съесть ее
Тайно от всех
В уголке,
Кто, выйдя во двор,
Никому из соседей
Не даст
Прокатиться
На ве-ло-си-педе,
Кто мелом,
Резинкой,
Любою безделицей
В классе
Ни с кем
Ни за что
Не поделится, -
Имя тому
Подходящее дадено,
Даже не имя,
А прозвище:
ЖАДИНА!
Жадину
Я ни о чем
Не прошу.
В гости я
Жадину
Не приглашу.
Не выйдет из жадины
Друга хорошего,
Даже приятелем
Не назовешь его.
Поэтому -
Честно, ребята, скажу -
С жадными
Я никогда
Не дружу!
- Итак, скажите, почему автор именно так назвал свое стихотворение?
(В произведении говорится о жадном человеке)
- Кого мы называем жадиной?
(Того, кто «ни с кем, ни за что, ничем не поделится)
- Как автор относится к жадным людям? Может быть поэтому автор дал герою не имя, а прозвище?
(Автор отрицательно относится к жадным людям)
- Может ли жадный человек стать хорошим другом?
(Не может, потому что друг всегда готов делиться, дарить, угощать и т.д.)
- Прочитайте, как об этом говорит в стихотворении автор
(«Не выйдет из жадины
Друга хорошего,
Даже приятелем
Не назовешь его.
Поэтому –
Честно, ребята, скажу –
С жадными
Я никогда
Не дружу!»)
Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Знакомство с творчеством Я.Л.Акима.
- Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о настоящей дружбе и познакомимся со стихотворением Я.Л.Акима «Друг». Мы подробнее узнаем об этом поэте, о его жизни и творчестве. Посмотрите на доску, на доске портрет Я.Л.Акима. Обратите внимание, какой задумчивый взгляд, какие добрые глаза у этого человека. Только человек, у которого такой добрый и искренний взгляд может писать книги для детей.
Однажды Яков Аким заметил, что каждый человек, кроме биографии, мог бы поведать и свою душевную географию. А география его собственной души? Какая она?
Я родился на зеленой улице,
В деревянном тихом городке,
А по улице гуляла курица,
А коза паслась невдалеке.
Это – о детстве, которое прошло недалеко от старинного города Костромы. Здесь будущий поэт, а пока ученик второго класса, напишет свое первое стихотворение. Потом семья переедет в Москву.
Меняется география – меняется жизнь… 1941 год стал трагическим для поэта. Вначале – все, как обычно, - учеба в школе, поездка вожатым в пионерлагерь, а потом… война. Фашисты бомбили Москву, и во время одной из бомбежек погиб отец. Поэт вспоминал: «Отца я очень любил. До сих пор мне снится, что он вернулся».
В 1942 году Аким ушел в армию. После школы связистов был фронт: Воронежский, Донской, Сталинградский. Военную форму снял только в 1946 году. И, естественно, перед ним встал вопрос: «Кем быть? Он работал на «Мосфильме», поступал в химический институт. В это же время он начинает писать стихи.
Первое стихотворение «Дождик» было опубликовано в 1950 в журнале «Пионер». Через четыре года будет много: стихи, сказки. Толстые и тонкие, веселые и грустные – разные.
У каждого стихотворения своя биография. В одной из книг Яков Аким написал: «Как и большинство людей, я не вел дневника… Стихи заменили дневник. Скорее даже это были письма к дорогим мне людям. Иногда такое письмо оборачивалось стихотворением для детей».
А затем – новый виток географии.
Словно книгу, читаю
Бескрайнюю степь,
Для себя открываю
Пустыню мою…
Это стихотворение туркменского поэта Каюма Тангрыкулиева, по-русски «рассказанное» поэтом Яковом Акимом. Для него, поэта-переводчика, родными становятся дольние края. Он переводит стихи Г.Виеру (с молдавского), В.Витки (с белорусского) и многие-многие другие. За свою книгу переводов («Спешу к другу») Яков Аким был награжден Почетным дипломом имени Х.К.Андерсена.
Много у Акима произведений о дружбе. И прежде чем познакомиться со стихотворением «Друг», познакомимся со значением некоторых слов
2.Словарно-лексическая работа:
3.Первичное чтение и анализ стихотворения .
Чтение стихотворения учителем.
Друг уехал далеко.Мне без друга нелегко.
День прошёл,Потом неделя.Три неделиПролетели.Летом дождь,Зимою - вьюга.Очень скучно мнеБез друга.Скоро год пройдёт...
Больше я не усижу.Жить без друга не могу.Щётку с мылом уложуИ на станцию сбегу.
По полюДа по лесу,К утреннемуПоезду.
Скорый поезд:"Тук-тук,Где ты, где ты,Друг, друг?"
СкорыйМедленно ползёт -ПересядуВ самолёт.
Я лечу,Я кричу,Я пою на лету:"Быстрый Ту,Сильный Ту,Набирай высоту!"
Сели.А-Э-РО-ВОК-ЗАЛ.(Слово очень длинное!)Пробегаю через зал,Прыгаю в машину я.
Красный свет.Терпенья нет!Дайте мнеЗелёный свет!
Стоп, машина.Вот он, домС голубым окошком.Загляну в окошко,Отдышусь немножко.
Вытру ногиНа пороге,Громко в двери постучу.- Открывай скорей! - кричу.
Вышел друг.А я молчу.
Я спешил к нему пешком,Я бежал к нему бегом,В поезде качался,На машине мчался,Даже по небу летел -Я сказать ему хотел,Столько я сказать хотел...
Всё забыл!
- Мы познакомились со стихотворением Я.Л.Акима «Друг».
- О чем говорится в этом стихотворении? (О переживаниях героя, когда уехал его друг).
- Понравилось вам это стихотворение?
4. Вторичное чтение стихотворения учащимися
Чтение по цепочке.
5. Проверка восприятия содержания текста. Анализ текста.
- Можно ли героя стихотворения назвать настоящим другом? Почему?
(Можно, потому что он очень тосковал, скучал в разлуке с другом. Тяжесть разлуки была настолько сильной, что герой не выдержал и помчался к нему пешком, бегом, на машине, летел на самолете)
- Почему же поэт Яков Аким подробно описывает путь героя к другу?
(Для того, чтобы показать, что для настоящей дружбы нет преград, герой стихотворения проделал очень долгий путь для встречи с другом)
- Как вы думаете, что хотел сказать своему другу герой стихотворения?
(Герой хотел сказать своему другу, как он скучал, насколько тяжело ему было переносить разлуку.)
- А почему он молчал при встрече?
(Он настолько был рад встрече с другом, настолько был взволнован, что просто растерялся)
- Ребята, кого же можно назвать настоящим другом? Легко быть другом? (…)
- Как вы понимаете пословицу «Друга любить себя не щадить»? (Помогать другу, жалеть друга, дарить улыбку, совершать добрые поступки и тогда друг будет поступать с вами так же)
- А о чем пословица «Хочешь дружбы – будь другом»?
(Чтобы иметь друзей, надо самому стать другом)
- А у кого из вас уже есть настоящий друг?
- Что вы можете о нем рассказать?
Дружба, доброта и отзывчивость – человеческие качества, которые помогают каждому из нас обрести друзей, стать настоящим Человеком. Настоящая дружба правдивая и искренняя. Дружба начинается с чуткости к другому, с умения поставить себя на место друга.
- Найдите в тексте место, где очень короткие строчки.
- Почему эти строчки такие короткие?
(Короткие строчки создают особый ритм – короткие энергичные строчки. Такая звукопись дает возможность понять, «прочувствовать» как двигался поезд, как летел самолет и как ощущал себя в это время герой, что чувствовал.)
- Изменилась бы стихотворение, если бы автор написал их в одну строчку?
(Изменилось бы, т.к. потерялся энергичный ритм звукописи и мы не поняли всего внутреннего волнения героя, его чувств и эмоций.)
- Какие же звуки чаще других повторяются в описании скорого поезда и самолета: гласные или согласные? Зачем это делает поэт?
(В описании поезда чаще повторяются согласные звуки. Таким образом создается ощущение движения поезда по рельсам. А в описании самолета чаще повторяются гласные звуки, особенно звук «у». Таким образом создается ощущение полета, гула самолета.)
6. Актуализация знаний о творчестве А. Барто
- Сегодня мы с вами продолжим наше знакомство с творчеством Агнии Львовны Барто.
- Давайте вспомним, что мы знаем об А.Л.Барто и её творчестве? Разгадаем кроссворд.
По горизонтали:
В каком городе родилась А.Л. Барто? (в Москве)
Кто был самым строгим ценителем её первых стихов? (отец)
Кем мечтала стать А. Барто в детстве? (танцовщицей)
Ученик (заранее подготовленный): Агния Львовна родилась в Москве 17 февраля 1906 года. Здесь училась и выросла. Стихи А. Барто начала писать в первых классах гимназии. Самым строгим ценителем первых стихов А. Барто был ее отец Лев Николаевич Волохов, ветеринарный врач. Отец требовательно следил за ней, учил, как надо «правильно» писать стихи. Но Агнию Львовну в ту пору манило другое. Она мечтала стать танцовщицей, поэтому и поступила учиться в хореографическое училище, но и там продолжала сочинять стихи. Прошло несколько лет, и Агния Львовна поняла, что поэзия для нее важнее. И в 1925 г. (ей тогда было всего только 19 лет) вышла в свет ее первая книжка «Китайчонок Ван Ли и мишка-воришка». Стихи очень понравились читателям.
Учитель: А теперь о её творчестве:
По вертикали:
Подруга Тамары, с которой она ходила парой? (Таня)
Имя мальчика у которого добрая душа? (Вовка)
Как звали девочку, у которой синенькая юбочка, ленточка в косе? (Любочка)
Весна, весна на улице
Весенние деньки… (Веревочка)
- Молодцы! Я вижу, что вам нравятся стихи А. Л. Барто. Хотите больше узнать об авторе и ее произведениях?
Рассматривание портрета писательницы.
- Всмотритесь в это доброе лицо женщины, девизом творчества которой стали слова: «Я дарила детям радость, а дети возвратили мне молодость. Даже в 75 лет!» Это - известная детская писательница, чьи стихи в нашей стране знает каждый ребенок. Но Агния Барто была не только детским автором. В годы Великой Отечественной Войны она написала много стихов героических. Выступала по радио в Москве, Свердловске, печатала военные стихи и статьи в центральных газетах. В 1942 году побывала на Западном фронте, как корреспондент «Комсомольской правды». С 1964 по 1973 год негромкий, спокойный голос Агнии Барто можно было услышать на радио. Она вела передачу «Найти человека». Ей удалось соединить 927 семей разлученных войной.
Всё же большую часть своей жизни посвятила А. Барто детской поэзии и оставила нам много замечательных стихотворений. В рабочем кабинете писательницы на стене в рамке висел небольшой листок бумаги. На нем крупным, четким почерком написано:
Уронили мишку
На пол:
Ю. Гагарин
- Этот автограф дал Агнии Барто первый космонавт Земли на встрече с писателями.
А вот С. Михалков так писал об А. Барто: «Спросите у любого пятилетнего человека, еще и книгу-то в руках не умеющего держать: «Почитать тебе Барто?» - и он кивнет головой. Барто - это для него значит - понятные, веселые и интересные стихи Это значит - он услышит о таких же ребятах, как он сам, или постарше. И услышит чистую правду, потому что поэтесса отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, и умеет весело обо всем рассказывать, и может весело пошутить».
7. Чтение и анализ стихотворения «В пустой квартире»
А) чтение учащихся про себя.
Б) словарная работа
В) чтение вслух
Г) беседа – анализ
- Представьте себе пустую квартиру… (словесное описание).
- Какие чувства вы испытали бы?
- Сопоставьте с чувствами героя стихотворения: «Нет, я ничуть не огорчен, что я в пустой квартире» В чем разница?
- Чем собирался заняться мальчик?
- Как заканчивается стихотворение?
Д) выразительное чтение стихотворения
-Какова основная мысль стихотворения «В пустой квартире»? (иногда хочется побыть в одиночестве, но стоит ли радоваться, если рядом никого нет и ты можешь делать все, что захочешь?)
Закрепление знаний и способов действия.
- Что объединяет стихотворения Я. Акима и А. Барто? Или они разные?
- Почему в стихотворении А.Барто повторяется «Никто не скажет»?
- Над чем заставляет задуматься содержание этих произведений?
Игра с рифмами.
Я.Л.Аким признавался детям, хотел, чтобы дети знали, как рождаются настоящие стихи – «из ничего, из воздуха, из чуда первого снега, из души». Чем отличаются стихи от прозы. (Наличие рифмы в стихотворных текстах.) Сейчас мы с вами будем учиться сочинять стихи. Для этого мы поиграем в игры, будем упражняться в рифмовании.
1. «Подберите слово в рифму».
-Расскажи, охотник, толком:
Как же справился ты с волком?
-Я поймал его.
-А как?
-Забежал он в тот овраг,
Где растет трава-дурман,
Скок – и прямо в мой ка… (капкан)
Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную ко… (корку)
Собаки не троньте верблюда.
Для вас это кончится худо:
Он ловко дерется с врагами
Своими большими но… (ногами)
- Молодцы! Справились с заданием, подобрали последнее слово стихотворения в рифму.
2. Игра «Слова – в рифму».
- А сейчас учимся самостоятельно подбирать слово в рифму.
Жук – лук, … (сук)
Вова – корова, …
Катушка – кормушка, … (избушка)
Бор – спор, … (сор)
Юла – легла, … (игла)
Дом – гром, … (сом)
- Молодцы! Мы учились подбирать слова в рифму, а теперь другое задание.
3. Игра «Создаем стихотворение».
У нас есть рифма, вы должны придумать остальные слова в строках, чтобы получилось стихотворение.
(Нынче щедрый) урожай –
(Не ленись, а) собирай!
(За обедом) крокодил
(Пять лягушек) проглотил!
(Прилетели) белобоки –
(Длиннохвостые) сороки.
- Молодцы, ребята! Я думаю, теперь многим из вас захочется заняться стихосложением. Стихи можно сочинять на любую тему, помните, что поэзию от прозы отличает рифма. Больше читайте, больше думайте, мыслите и удивляйтесь простым вещам, которые вас окружают.
Рефлексия.
- С какими произведениями вы познакомились на уроке?
- Кто автор стихотворений?
- Можно ли сказать, что прочитанные стихотворения о настоящей дружбе?
- Определите свои чувства и эмоции
Мне очень понравилось…
Я не мог представить себя…
Я сочувствовал…
- Ребята, а что сам человек должен делать, чтобы у него были друзья?
(Быть самому другом)
- Желаю вам иметь настоящих друзей и самим быть верными друзьями, честными и отзывчивыми.
Домашнее задание.
1. Написать мини – сочинение «Что такое одиночество»?
2. Выучить стихотворение (на выбор).
infourok.ru
Аким Яков. Девочка и лев (сборник)
Вы прочитали большой сборник избранных произведений Якова Лазаревича Акима. Здесь всё лучшее, что он написал за тридцать лет работы в детской литературе. Стихи, как и любое творчество, не могут пройти мимо судьбы их автора. А судьба у Якова Акима была непростая, как и у всех советских людей, юность которых совпала с Великой Отечественной войной. Писатель родился 15 декабря 1923 года в старинном русском городе Галиче Костромской области. Первое стихотворение написал, когда учился во втором классе. Выпускал школьную стенную газету, играл в драмкружке. Был председателем совета пионерского отряда, секретарём комсомольской организации школы. Весной 1941 года комсомолец Яков Аким закончил девятый класс и поехал вожатым в подмосковный пионерский лагерь. Через три дня началась Великая Отечественная война. Осенью 1942 года, после окончания военной школы связистов, в составе 85-го гвардейского миномётного Московского комсомольского полка Я. Аким отправляется сначала на Воронежский, а потом на Донской-Сталинградский фронт. …Только в 1946 году снял сержант Аким военную форму. Но и после победы, как и в дни войны, советских людей выручало и поддерживало мужественное товарищество, настоящая дружба. Может быть, поэтому в стихотворениях Якова Акима чаще всего встречаются слова «друг», «дружба», «товарищ». В 1950 году в журнале «Пионер» публикуется первое стихотворение поэта «Дождик», а в 1954 году выходит первый сборник его стихотворений «Всегда готовы!». С тех пор Я. Аким опубликовал много поэтических книг. Они переведены на языки народов СССР и зарубежных стран. Яков Лазаревич Аким часто встречается с читателями в школах, библиотеках, Домах пионеров, пионерских лагерях. Однажды на литературном вечере он получил такую записку: «Я взрослая, но меня часто называют ребёнком (это не надо читать вслух). Ответьте, что Вам больше всего нравится в детях и что бы Вы хотели взять у них для своего характера?» Аким прочёл записку и сказал: – Не взять, а оставить! Понимаете, что это значит? Если писатель способен сохранить в себе детство, он настоящий детский писатель. Вот, думаю, почему читателям нравятся звонкие и озорные, ласковые и грустные стихотворения и переводы из книг Якова Акима. Поэт любит писать и сказки. Умение фантазировать, придумывать удивительное – тоже роднит писателей и детей. «Хорошо помню, как был маленьким, – говорит поэт, – и никогда этого не забуду. Потому что если забуду, ничего не смогу больше для вас написать». В одном стихотворении Якова Акима есть строчки: Стихи мои как письма:Им нужен адресат. К любому своему произведению поэт относится как к личному письму, письму к другу. Вот и книгу свою он назвал «Пишу тебе письмо». Это письмо каждому из вас, правдивое и сердечное. Ты письмо моё получишьИ обрадуешься вдруг:Жить на свете много лучше,Если друга вспомнил друг. Многие поэты, создающие произведения для детей на языках народов СССР, любят, чтобы на русский язык их книжки переводил Яков Аким. В книге «Пишу тебе письмо» вы найдёте переводы с самых различных языков, будто побываете у друзей поэта в советских республиках и даже за рубежом. География дружбы Якова Акима богата, любопытна и красочна. За свои переводы он награждён международным Почётным дипломом имени датского сказочника Ганса Христиана Андерсена. Яков Аким поэт лёгкий для читателя и трудный – для себя. Стихи у него складываются медленно, зато живут долго, потому что в них есть то, что всегда необходимо людям: доброта, сердечность, красота окружающего мира. Поэту хочется, чтобы с детских лет каждый понял, как обогащает человека душевная щедрость. Быть добрым и щедрым – это счастье. А ещё большее счастье – взаимные доброта и щедрость, связывающие людей. Герои произведений поэта не только дети, но и взрослые. Есть у Якова Акима дорогая ему повесть-сказка «Учитель Так-Так и его разноцветная школа». Герои сказки – Ленточка, Мультик, Понимальчик, Фок, Ушастик – растут рядом с учителем, вместе с учителем. После опубликования этой сказки многие дети в письмах серьёзно предлагали: «Пусть бы и наша школа была разноцветной хоть раз в неделю…» Ребята читают книгу, а думают-то о своей школе, о своих товарищах и учителях. Давно известно – дети не любят, когда их пытаются воспитывать «по вторникам и пятницам», как это делала вежливая старушка в повести-сказке про разноцветную школу. Настоящее уважение ребят завоёвывают те их старшие товарищи, взрослые, которые вдумчиво и бережно передают растущему человеку свой жизненный опыт, душевное тепло свою любовь к людям. Именно таким и должен быть детский писатель. Он делит со своими читателями ответственность за всё, что происходит вокруг. Яков Аким достойно несёт эту добрую традицию советской литературы для детей.Владимир Александровthelib.ru
Урок литературного чтения. 2-й класс Тема. Яков Лазаревич Аким. «Неумейка»,«Жадина»
Урок литературного чтения. 2-й класс
Тема. Яков Лазаревич Аким. «Неумейка», «Жадина». Цели:
- Познакомить с творчеством Я. Л. Акима,
- Учить постигать глубинный смысл произведения и понимать идею,
- Учить доказывать свое мнение посредством выборочного чтения,
- Развивать воображение, мышление, речь,
- Понимание и отличие хороших качеств от плохих,
- Воспитывать культуру поведения в школе, дома, в общественных местах, трудолюбие, самостоятельность, уважение к окружающим,
- Прививать навыки культурного общения.
- портрет писателя,
- плакаты с пословицами,
- условные знаки правил поведения
- звукозаписи детских песен: «прививка», «все сумею, все успею сделать»
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
docus.me