Презентация к уроку "Золотая хохлома" 3 класс. Сообщение хохлома 3 класс литературное чтение
Реферат Хохлома
Реферат на тему:
План:
- Введение
- 1 История
- 2 Центры хохломы
- 3 Технология
Введение
И. М. Баканов. Хохломские художники за работой. Палех. 1929 г.
Марка СССР, 1979 г.
Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную черным и красным (а также, изредка, зелёным, жёлтым) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
Традиционные элементы Хохломы — травяные узоры, красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
1. История
Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.
На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи вот 2 наиболее распространенные:
1 версия
По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам.
Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «утеклецов», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».
Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.
В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. На рубеже XVII-XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев - живописную культуру, мастерство «тонкой» кисти. И, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.
2 версия
Но есть документы, свидетельствующие о другом. Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды еще в 1640-1650 годах, до появления старообрядчества. (Т.Емельянова, Рождение Хохломы.ж. «Народное творчество», N1, 1992, стр. 19). В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково И Мурашкино, в заволжском «селишке Семеновское» (будущий город Семенов - один из центров хохломской росписи) изготовлялась деревянная посуда - братины, ковши, блюда для праздничного стола - окрашенная "на оловянное дело", то есть с применением оловянного порошка. «Способ окраски деревянной посуды «на оловянное дело., вероятно, предшествовавший хохломскому, сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла. (там же, стр. 20).
Факторы, давшие толчок к развитию хохломской росписи
Производство хохломской посуды долгое время сдерживалось дороговизной привозимого олова. Обеспечить оловом мастеров мог только очень состоятельный заказчик. В Заволжье такими заказчиками оказались монастыри. Так, села Хохлома, Скоробогатово и около 80 селений по рекам Узоле и Керженцу работали на Троице-Сергиев монастырь. Из документов монастыря видно, что крестьяне этих сел вызывались для работы в мастерских Лавры, где могли познакомиться с производством праздничных чаш и ковшей. Не случайно, что именно хохломские и скоробогатовские села и деревни стали родиной оригинальной росписи посуды, так похожей на драгоценную.
Обилие леса, близость Волги - главной торговой артерии Заволжья - также способствовало развитию промысла: груженные "щепным товаром" суда направлялись в Городец, Нижний Новгород, Макарьев, славившиеся своими ярмарками, а оттуда - в Саратовскую и Астраханскую губернии. Через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию. Англичане, немцы, французы охотно скупали заволжскую продукцию в Архангельске, куда она доставлялась через Сибирь. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».
Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.
2. Центры хохломы
В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях — филиалы).
В Семёнове Школу основал Г. П. Матвеев.
3. Технология
Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала делают заготовки из древесины, Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа. Потом основу покрывают грунтовкой. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы. Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покрывают олифой 3-4 раза. Последний слой сушат до момента когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап — втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются темперные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи, - красный и чёрный, но для оживления узора допускаются и другие краски — коричневый, зелёный, жёлтый. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.
wreferat.baza-referat.ru
Презентация "Хохлома" - Начальные классы
Хохлома - странное, веселое слово.
В нем и смех слышится, и восхищенное ОХ! И восторженное АХ!
Сказка
- Как же начиналось это удивительное, хохломское художество? Разное рассказывают старики. Говорят, будто полторы тысячи лет назад поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол, да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Вот, мол, откуда пошла на Руси золотая посуда.
Это, конечно, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров - иконописцев. Свои иконы они писали на деревянных досках, которые покрывали льняным маслом, прогревали в печи. Потом уж и посуду стали по такому способу золотить.
Издавна делали посуду в лесных Заволжских деревеньках Виноградово , Семино , Куличино , Разводино , Хрящи . Но зовут ее не виноградовской или куличинской, а хохломской . Почему? А вот почему:
Стук-бряк! - катят груженые подводы вдоль извилистой речки Узолье.
Стук-бряк! - погромыхивает деревянный товар. Везут его в ближнее древнее село-Хохлому виноградовские, разводинские мастера. Оттуда разлетаются Жар-птицами миски да ложки по ярмаркам:
- Кому посуда для каши, окрошки? Чудо-блюдо, да чашки, ложки!
- Откуда посуда?
- К вам приехала золотая Хохлома!
Легенда
Давным-давно жил мастер икон,
который очень изящно рисовал
иконы, но душа художника была в природе, живой жизни. Мастер поселился в глухих Керженских лесах и стал заниматься промыслом: делать чаши, кухонную утварь, украшая их видами природы – цветами, ветками, листьями, травой, ягодами, рыбами, птицами.
Слава о мастере быстро разнеслась по земле, у него появились продолжатели его ремесла.
Такова легенда.
Хохлома
Хохломская роспись, русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель)
отличается тонким растительным
узором, выполненным красным и
черным (реже зеленым) тонами и
золотом по золотистому фону.
/ БЭС,1991.Т.2-768 с., илл. /
Хохлома
Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична и нарядна. Она поражает своей удивительной красотой. Не случайно Хохлома так любима не только туристами, но и самими россиянами.
В моду сейчас постепенно возвращается искусство Древней Руси с ее характерными самобытными элементами. Хохлома – это снова модно и стильно!
Из истории хохломской росписи
Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги. Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси и даже иноземцы. Поэтому волжане изготавливали вещи на продажу. Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами.
Золотая хохлома развозилась по всей
России. Доходила она и до Средней Азии,
Турции, Индии и Европы, заслужив
всемирную славу.
Цвета хохломы
Рисунок Хохлома из древне привлекал своей красочностью и яркостью.
Особенностью рисунка Хохлома является то, что он изображается всегда на черном фоне. Несмотря на это, рисунок Хохлома выглядит праздничным благодаря красным и золотистым узорам, которые наносятся поверх черного фона.
Традиции хохломского рисунка пришли к нам в народное
искусство с украшениями древнерусских рукописных книг
и икон. Хохломские ремесленники расписывали свои изделия
только тремя красками. На любом предмете, украшенном
хохломским узором, можно увидеть красные ягоды, рассыпанные
по черному фону. Яркие пятна ягод кажутся такими сочными и
выделяются на черном так четко, что смотрятся настоящими
сочными плодами кислой брусники, рябины или клюквы.
Ягоды украшены золотистыми стебельками и лепестками.
Такой выбор не случаен. Раньше красный цвет считался
праздничным и не мог встречаться в повседневной жизни
часто. Да и золотистая роспись была дорогим украшением –
не каждая невеста могла похвастать таким приданым, и не в
каждой семье можно было встретить расписную хохломскую
ложку.
Рисунок хохломы
- В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. В этом разнообразии орнаментов проявляется фантазия художников. Но самым любимым мотивом остается орнамент «травка», изогнутая, кустиком или одной былинкой. «Травку» обычно пишут красным или чёрным цветом, она обязательный элемент хохломской росписи. Самые замысловатые узоры называются «кудрины». Травка превращается здесь в кудри-завитки, похожие на перья жар-птицы. «Кудрины» всегда пишутся золотом.
- Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи. Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого необходимо большое мастерство, точность руки и глаза.
Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась. Рядом с листиком трехпалым Земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, Сладким соком налилась. А трава, как бахрома, Золотая хохлома!
Хохломской орнамент
- Хохломской орнамент удивителен. Его отличает богатство красок медово-золотого цвета. Орнамент хохломской росписи очень разнообразен и декоративен. Художники передают красоту нашей жизни, которую мы, обычные люди, порой и не замечаем. Яркую осень с ее яркой листвой, красочные цветы, многочисленные разноцветные ягоды.
- Орнаменты наносятся красными и черными цветами. Листья получаются сочными, кончики листьев тонкими, ягодки на стеблях – спелыми и сладкими, в связи с чем, рисунки получаются легкими, изящными и живыми. Бывает, что мастера по росписи под хохлому, рисуют между травой цветы, птиц и рыбок.
- Хохломские мастера роспись подчиняют форме предмета (чаше, ковшу, вазе, шкатулке, ложке). Они украшают изделия нарядной росписью, и от этой красоты в наш дом приходит радость, счастье увиденного и умиротворенность.
- Хохломские мастера делают не только отдельные предметы
посуды, но и расписывают мебель для детей. Которой
любуются не только дети в своих спальнях и детских
садах, но и взрослые люди поражаются умельцам
хохломской росписи.
Секреты орнамента
Секреты орнамента
Процесс производства
- Процесс производства различных изделий расписанных под хохлому (ложки, чашки, подносы, самовары, мебель и другая утварь), не изменился со времени своего зарождения, но все же благодаря современным материалам и некоторым измененным принципам производства, хохломские изделия стали более прочными и долговечными.
- Этот процесс заключается в следующем. Вначале вытачивается само изделие, которое получается белого цвета. После этого мастера грунтуют изделие, то есть покрывают его раствором глины, после чего умельцы вылуживают его оловом, серебром или алюминием. Затем изделие становиться готовым для росписи, т.е. блестящим и гладким. Далее изделия с нанесенной росписью закрепляются сушкой в печи. Последним этапом является лакировка или сушка под высокой температурой, это зависит от лака. Получаемые готовые поделки устойчивы как к жаре, так и к холоду. Они изящны, красивы, легки как весенний ветерок и ярки как летний солнечный лучик
Ложки
Одним из крупнейших специализированных мест производства хохломских ложек может считаться Семенов. Хохломская ложка – один из популярнейших сувениров из России.
Это изделие сделано решения задач использования в повседневной жизни посуды изготовленной в домашних. Композиционный орнамент ложки - змеящийся стебель, покрытый травой, где каждое ветвь оканчивается насыщенными ягодами. Воздушная, звучная, расписная ложка радует глаз и будет надежной помощницей и дома, и на природе, и загородом. Ложки, в основном обрабатываются в ручную. Ложки изготавливают в основном из осины, липы, березы, а дорогие – из пальмы и клена.
Существует различные виды ложек, например:
тонкая, полубасская, ложка для варенья, сувенирная,
детская, салатная.
Хохломская ложка, бесспорно, пользуется
немалым спросом, а умельцами общенародного
искусства разрабатываются всевозможные её
конфигурации и орнаменты.
Шкатулки
Когда умельцы перешли к занятию на широких поверхностях золотистого фона, выразилась присущая русскому орнаменту тяготение к широте письма, что хорошо видно на расписанных под хохлому шкатулках.. Дерзкий кистевой мазок делается одним из главных составляющих травяного узора. И так и эдак совмещая вытянутые мазки черной и красной краски, большие и маленькие, густые и воздушные, умельцы творили мелодии цветов, травок, деревьев и кустов с роскошной кучерявой кроной. Узор дополнялся мелодией цветов и ягод, наносившихся при помощи пористой губки
или тампона. Невесомость и естественность
почерка умельца становиться мерой художест-
венных достоинств произведения. Претворение
в жизнь росписи от руки кистью воспитывало у
виртуозов обыкновение легко изменять орнамент.
На специфику травных узоров влияли и форма
посуды. В ходе работыдля любого вида изделий в
хохломе имелись стандартные композиции росписи,
часто отвечающие нраву их размеров и формы.
Изделия
Характерной чертой хохломских изделий является
традиционный рисунок: узорчатая тонкая роспись из
вьющихся растений и ягод. Хохломская роспись встречается
практически на всех предметах домашнего и кухонного
обихода. Самовары и ложки, ушата и миски – изделия, какими
пользовалась русская крестьянская семья и которые находились
всегда под рукой заботливой хозяйки – именно они и стали предметом народного искусства.
Хохлома стала славиться расписными предметами не так уж давно. Именно таким образом изделия начали украшать только в 17 веке – возможно, тогда и были привезены дорогие и редкие краски, которые не стирались с течением времени. Сейчас хохломская роспись стала забытой историей, к которой возвращаются, чтобы скорее порадовать иностранных да иногородних гостей, чем вспомнить о своих истоках. Драгоценность хохломских украшений перестала быть редкостью – купить ее может практически каждый, кто заинтересован культурой русского народа. В Нижегородской области хохломские изделия по-прежнему остаются востребованным товаром – недалеко от села Хохлома работают две ремесленные фабрики, которые пытаются сохранить и передать традицию русского народа. Традицию, которую ни забыть, ни купить нельзя
Посуда
Современная хохлома
Андрей Кленин "Чужая хохлома
Сувениры
Хохлома в наши дни
Вот так хохлома!
Такая сладкая хохлома!!!
Рекордсмены
Мастера хохломской росписи придумывают изумительные, самобытные образцы ложек, настоящие творения искусства. Искусство виртуозов хохломы, ошеломляет, воспитывает и радует самые превосходные чувства. Хохломская ложка, бесспорно, пользуется немалым спросом, а умельцами общенародного искусства разрабатываются всевозможные её конфигурации и орнаменты.
- Ведь настоящие трофеи «дикой» охоты по культурным прериям России – это отнюдь не янтарные драгоценности и меха – это хорошо забытые старые, привычные для нас изделия русских ремесленников.
multiurok.ru
Сочинение про Хохлому 3 класс, литература
ПоЗитИв1422 нояб. 2016 г., 6:37:56 (год назад)
Хохлома - старинный русский народный промысел, возникший в 17 веке в Заволжье (селе Семино Нижегородской губернии). Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Он представляет собой декоративную роспись по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. Удивительно то, что при выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. Потом изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза обрабатывают в печи. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной. Традиционный хохломской орнамент - сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки.Первоначально слово Хохлома означало название одной из торговых деревень. Сюда мастера из окрестных деревень приносили свои изделия. Это было время возрождения России, наступившего после освобождения от опустошительного татаро-монгоьского ига, время обновления храмов и церквей.вления храмов и церквей.бежавшим от своих хозяев крестьянам и староверам. Эта земля была бедна, и народные промыслы стали новым источником существования. Новый промысел объединил вековые традиции местных жителей и беженцев, особенно староверов.
Народный промысел развивался постоянно. Уже в конце19 века хохлома была представлена на каждой отечественной и иностранной ярмарке. И после небывалого успеха на Международной выставке в Париже экспорт хохломы резко вырос в различные страны. Особенно много покупали торговые фирмы Германии, Англии, Франции и Индии. Даже один из немецких предпринимателей взялся за производство деревянных ложек, которые выдавал за хохлому. С началом 20 века народные промыслы пережили кризис, вызванный Мировой и гражданской войнами. Из-за этого многие мастера лишились заказов и закрыли свои мастерские. В советское время хохлома получила второе дыхание, появилось новое поколение мастеров. И теперь Хохлома "возвращается" к нам в Россию и мир.
literatura.neznaka.ru
Хохлома — доклад
Доклад по географии на тему «Хохлома»
Подготовила ученица 9 «А» класса Молчанова Александра.
Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным и золотым цветом по чёрному фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. радиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Хохлома (откуда и появилось название росписи), Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи. Центры производства хохломы:В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в д.Сёмино). В данный момент деятельность предприятия сведена практически к нулю. В д.Семино расположено также предприятие, занимающееся 19 лет выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью (ООО "Промысел").В Семёнове Школу основал Г. П. Матвеев. Технология:Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, поставцы и чашки.Изготовление «белья»После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию. Лужение и художественная росписьВыделяют роспись «верховую» (когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок (криуль — основная линия композиции, на нее «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки т.д.) красным и черным цветом) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остается золотым). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:«пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами; Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».
student.zoomru.ru
"Произведения прикладного искусства" 3 класс.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ:
3 класс
«Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская
игрушка»
ВЫПОЛНИЛА:
Учитель начальных классов
МБОУ Бутурлиновская СОШ
Устименко Юлия Анатольевна
2015-2016уч.г.
ГЖЕЛЬ .ПОСУДА ,
При слове "гжель" мы сразу же представляем себе белоснежную посуду, расписанную синими и голубыми рисунками.
Гжельский фарфор - это вазы, предметы для сервировки, украшения стола и интерьера, сервизы, а также разнообразные сувениры.
Родина Гжели – подмосковный регион. Своё название она получила от названия села, что находится в 60 км от Москвы.
Издавна край был богат залежами гончарных глин. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной.
Расписывалась эта посуда
по белой обожжённой глине кобальтовой краской.
Эта краска у гжельских мастеров с секретом: серый порошок (кобальт) даёт узор на посуде серый, почти чёрный. А как покроют готовые поделки глазурью для блеска да ещё раз в печь для закалки поставят – так и заиграют они волшебными синими да голубыми красками.
.
Традиционная роспись фарфора - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты.
Роспись силуэтов посуды под Гжель
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует
на Вятской земле более четырёхсот лет.
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Дымковская игрушка — рукодельное изделие. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.
Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.
БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА
Богородские игрушки
«Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом
для жителей подмосковного села Богородское.»
Все игрушки делаются из липы, которое просушивается около четырех лет . Дерево мягкое и с ним легко работать .
Богородская фабрика игрушек
После просушки, дерево отправляется на зарубку.
Заготовки размечаются по лекалам, и вырезаются богородским ножом и стамеской. У опытного мастера на одно изделие уходит около 15 минут.
Следующий этап - сборка игрушки.
Самый красочный и заключительный этап - раскраска.
ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА
Отличительная особенность хохломской посуды в том, что все изделия вытачивались из дерева - липы или осины. Но прежде чем нанести рисунок, посуду покрывают серебристым по цвету оловянным порошком, пишут по нему красками, потом покрывают все слоем специально сваренной олифы и ставят в протопленную вычищенную печь калить. И еще несколько раз покрывали и калили, что серебристое казалось уже золотым и светилось.
Для "травного" орнамента характерно сочетание рисунка, выполненного красным и черным цветом с золотой поверхностью фона.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОМЫСЛА
РОСПИСЬ
ЛУЖЁНОЕ ИЗДЕЛИЕ
«БЕЛЬЁ»
ГРУНТ
Источники:
- http ://nevsedoma.com.ua/index.php?newsid=70438 текст и фотографии
- http://nevsedoma.com.ua/images/2010/13/4/02480000.jpg
- http://nevsedoma.com.ua/images/2010/13/4/25220000.jpg
- http://www.nkj.ru/upload/iblock/99f/99f6466f4356e9d714c753ec93e4c60e.jpg
- http://ryabinka-08.edusite.ru/images/p89_168.jpg
- http://www.zolotoe-koltso.ru/goroda_new/sergievposad/pics_sp/sp_bogorodskaya_igr.jpg
- http://ecotoys.su/image/cache/data/bogorod_toys/215-500x500.jpg
- http://gallery.forum-grad.ru/files/6/1/2/9/3/1_1218731981.jpg
- http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2012/09/rusderigr-4.jpg
- http://www.orfey.net/upload/iblock/483/bogorbear.gif
- http://media.nn.ru/data/ufiles/4/93/96/939667.458.jpg
- http://kupidonia.ru/images/goods/big/21_2.jpg
- http://www.moscow.org/moscow_tours/moscow_excursions/traditions_and_crafts/photo/bogorodskie_zabavi_3.jpg
- http://www.moscow.org/moscow_tours/moscow_excursions/traditions_and_crafts/photo/bogorodskie_zabavi_4.jpg
- http://www.moscow.org/moscow_tours/moscow_excursions/traditions_and_crafts/photo/bogorodskie_zabavi_5.jpg
- http://www.moscow.org/moscow_tours/moscow_excursions/traditions_and_crafts/photo/bogorodskie_zabavi_6.jpg
- http://www.moscow.org/moscow_tours/moscow_excursions/traditions_and_crafts/photo/bogorodskie_zabavi_7.jpg
- http://www.rebziki.com/images/Derevjannye%20igrushki/BI_zayac_baraban.jpg
- http://www.avokado-toys.ru/published/publicdata/AVOKADO/attachments/SC/products_pictures/1819_enl.gif
multiurok.ru
Презентация к уроку "Золотая хохлома" 3 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:История хохломского деревянного промысла. Зарисовка элементов хохломской росписи ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА
2 слайд Описание слайда:Давным-давно от царской немилости сбежал в леса за Волгу мастеровой человек. Срубил он себе избу, смастерил из дерева лавки, стол, полки, потом дело дошло и до посуды. Опять же из дерева он вырезал себе чашки, плошки, ложки. Стали прилетать к нему птицы. Стал человек кормить их пшеном. Однажды к нему пожаловала и сама Жар-птица. Понравилось ей жить в необычной семье. Но долго задерживаться на одном месте она не могла — надо было лететь дальше. Когда она улетала, в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, — и стала та золотой.
3 слайд Описание слайда:На Руси всегда было много лесов. Древесину использовали как для постройки домов, церквей так и для изготовления мебели, посуды. Деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина и в царском обиходе. Народные мастера сумели сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользоваться ею могли и крестьяне, потому что была дешёвой. Так появилась посуда с хохломской росписью. А начали её расписывать в лесном Заволжье мастера-иконописцы около 300 лет назад. Своё название промысел получил от большого торгового села Хохлома, куда крестьяне свозили для продажи свой товар. Сейчас в городе Семёнове работает фабрика, где изготовляют хохломские изделия. И сейчас процветает хохломской промысел росписи по дереву История хохломского деревянного промысла
4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда:Технология производства посуды Вытачивание посуды из липы или осины Многократное покрытие жидким раствором глины, маслом, олифой и блестящим металлическим порошком, Чередующееся с сушкой (изделие становится серебристым) Роспись изделия, сушка. Покрытие лаком Закаливание в печи при определённой температуре
6 слайд Описание слайда:Какие цвета используют мастера Хохломы?
7 слайд Описание слайда:Хохломская посуда
8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда:Какие цвета используют мастера Хохломы? Красный Черный Жёлтый Зелёный
16 слайд Описание слайда:Травный орнамент В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками. Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, Кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.
17 слайд Описание слайда:Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-582252
Похожие материалы
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Дымковская игрушка (доклад, 3 класс)
Дымковская игрушка очаровывает своими простыми, плавными линиями , яркими красками и заложенными в нее хорошими эмоциями. Более четырехсот лет в Кировской области производят эти традиционные игрушки, давно уже переставшие быт только детской забавой и превратившиеся в предмет коллекционирования.
Откуда взялась дымковская игрушка?
Считается, что изначально все дымковские игрушки имели форму свистулек и создавались к ежегодному весеннему празднованию, частью которого были песни, пляски, свист и ярмарка. Форма первых дымковских свистулек была незамысловата – чаще всего это были барашки, утки, лошадки или другие животные. Годы спустя, когда праздник уже перестали отмечать, мастерицы продолжили создавать дымковскую игрушку для детей или в подарок.
С тех времен популярными стали разные композиции: мамы с малышами, барашки, петушки, играющие дети, скоморохи, богато одетые барыни и кавалеры.
Как делают дымковскую игрушку?
Каждая дымковская фигурка неповторима. И в самом начале истории дымковской игрушки и в наши дни ее лепят вручную опытные мастера, прошедшие специальное обучение.
Основой для изготовления фигурки служит глина, перемешанная с мелким песком. Из этой пластичной массы создают тело и мелкие детали игрушки, а потом их аккуратно соединяют и приглаживают так, чтобы все части стали единым целым.
Для того, чтобы изделие стало крепким, игрушку хорошо просушивают и обжигают в печи, как это делают с глиняной посудой. После обжига игрушка покрывается белилами и раскрашивается. В древние времена для росписи дымковских фигурок использовали природные красители, но сегодня мастера работают с современными синтетическими красками, которые превосходят натуральные красители по стойкости и яркости. Для придания игрушке особой праздничности, ее узоры дополняют деталями из очень тонких листочков настоящего золота или другого металла золотистого цвета.
Современная роспись на дымковской игрушке отличается от того, что можно было увидеть на игрушках столетия назад. В самом начале дымковского промысла у мастериц не было кистей, им приходилось работать палочками и перышками. Из-за этого рисунок на игрушках был прост и лаконичен. В наши дни художникам доступны разнообразные кисточки, отличающиеся по жесткости и толщине. Это позволяет украсить игрушку затейливым орнаментом изящных завитков и привнести что-то новое в старые традиции.
Особенности росписи дымковских игрушек
Роспись, украшающая игрушку, может показаться незатейливой. Но все детали этого простого орнамента складываются на игрушке в удивительную яркую мозаику цветов. Основными элементами росписи являются круги, прямые и волнистые линии. Все эти делали расположены на игрушке таким образом, чтобы контрастность цветов подчеркивала яркость каждого элемента.
Дымковский промысел в наши дни
Многие знакомятся с дымковской игрушкой еще в детстве: в образовательную программу детского сада и школы входят уроки, на которых детям показывают изделия дымковского промысла и рассказывают об особенностях и истории дымковской игрушки.
Несмотря на многовековые корни, производство дымковской игрушки существует и по сей день. Из года в год, от мастера к мастеру передаются особые секреты мастерства, делающие игрушку такой интересной и живой.
dokladiki.ru