Презентация на тему: Русская матрёшка. Русская матрешка
РУССКАЯ МАТРЁШКА
РУССКАЯ МАТРЁШКА
Бачурина В.Б. 11
Нечепуренко Е.В. 11
Текст работы размещён без изображений и формул.Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение
Моя исследовательская работа посвящена наиболее известному и любимому русскому сувениру, своеобразному символу русской культуры и просто деревянной игрушке – матрешке. Эта тема заинтересовала меня не случайно. Дома у меня есть эта милая расписная красавица. Она всегда завораживала своей простотой и загадочностью. Я всегда удивлялась, как из одной игрушки появляется еще четыре, пять, шесть и т.д. С этой игрушкой я встречалась в детском саду, в школе на уроках изобразительного искусства. Много раз задумывалась о ее происхождении, где, когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки, почему она пользуется всенародной любовью. И вот я решила побольше узнать об этом чуде – русской матрешке с помощью исследования.
Цель моего исследования: изучить особенности и разнообразие русского сувенира – матрешка.
Задачи, узнать:
- почему куклу назвали Матрешкой;
- изучить историю возникновения матрёшки на Руси;
- кто сделал первую матрешку, сколько ей лет;
- изучить виды матрёшек;
- изучить мнения сверстников о матрёшке;
- создать презентацию по результатам исследования;
- нарисовать свою авторскую матрёшку и расписать её, используя фантазию и творчество.
Объектом моего исследования является матрешка.
Во время исследования я использовала следующие методы:
1. Теоретические: изучение литературы по проблеме исследования, работа в сети Интернет.
2. Практические: анкетирование, создание собственной матрешки и росписи узора (рисунок).
В процессе исследования хочу подтвердить гипотезу о том, что русская матрёшка благодаря своим качествам остаётся любимым и популярным русским сувениром во всём мире.
1. Кто такая «матрёшка»?
МАТРЁШКА - русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно шесть или более. У них нет рук (они просто нарисованы). По традиции рисуется женщина в сарафане, хотя внутри может быть и мужчина. Самой маленькой фигурой, которая уже не раскладывается, является ребенок. Матрешка сегодня – одно из популярных произведений декоративно-прикладного искусства не только в нашей стране, но и за рубежом. Ее увозят как сувенир во все страны мира, поэтому русская матрешка и стала великой путешественницей.
Я заметила, что мы все говорим матрешка да матрешка... Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь ее сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой – Матрена, и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подошло.
Матрешка - это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. И по сей день, матрешка остается символом материнства, плодородием, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.
2.Происхождение русской матрёшки.
Русская матрёшка была выточена по образцу, привезённому из Японии с острова Хонсю забавного божка в 1890 году хозяйкой усадьбы Мамонтова в подмосковном Абрамцеве.
Кукла эта, понятно, была японкой, точнее даже, японцем - сердитым на вид, узкоглазым стариком. Игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья.
Разъемная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. Удивительно, что родная наша матрешка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье – имеет японского родственника, который стал предшественником и прообразом русской матрешки. Японцы утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил русский монах.
Первая русская матрешка
Первую русскую матрёшку изобрел токарь В. П. Звёздочкин, а автором первой росписи был художник С. В. Малютин. В руках первая матрешка держала черного петуха. У более поздних будут узелки, самовары, бублики, букеты.
У нашей первой матрешки бутылочная» форма. Высота старшей куклы 19 см.
Первая матрешка была восьмиместной – внутри большой девочки помещался мальчик поменьше и так далее – мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, «неделимой», была матрешка – спеленатый младенец. Важным моментом является то, что первая русская матрёшка улыбалась. Да так задорно, что в ответ ей улыбался и весь мир! В 1900 году на Всемирной выставке в Париже она получила Золотую медаль. Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки. В 2000 году отметили ее столетие.
3. Виды матрёшек
Я заметила, что названия видов матрешек зависит от места ее изготовления.
-
Загорская матрешка (приложение 2)
Настоящей родиной матрешки все же стал подмосковный Сергиев – Посад.
Рассмотрев знаменитую загорскую матрешку, я заметила, что она приземистая и плотная чем-то похожа на первую русскую матрешку. Так же наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Загорская матрешка – городская, более строга в одежде.
2. Семеновская матрешка (приложение 3)
Семеновская – яркая, будто из хоровода выхвачена, румянец на щеках – запыхалась. И пошла она такой в свет. И была с радостью принята.
Семеновские мастера точили матрешку более стройной и вытянутой, несколько зауженной книзу. Изображали бойких девушек-красавиц в ярких полушалках.
3. Вятские матрешки (приложение 4)
Наиболее сложной технологией изготовления отличается матрешка из Вятки. Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется оригинальный художественно – технологический прием, вообще характерный для изделий этого региона – инкрустация соломкой.
4. Тверская матрешка (приложение 5)
Мастера Твери владеют старинными секретами изготовления матрешки. Матрешки вытачиваются из дерева и расписываются художниками вручную, желая передать людям тепло своей души и мастерство своих рук. Каждая кукла – это авторская работа. Художники передают в рисунке исторические образы; из-под их кисти появляются знакомые персонажи: Снегурочка, царевна Несмеяна и др., но каждый раз они красуются в новом наряде!
-
Тематические матрешки (приложение 6)
Позже появились тематические матрёшки, изображавшие, например, персонажи литературных героев. Мастера русской матрёшки рисовали героев сказок «Репка», «Иван царевич», «Жар-птица». Матрешке к лицу оказался убор хоккеиста и моряка, тракториста и космонавта.
4. Результаты анкетирование и творческой группы класса
Одним из методов сбора информации в ходе исследования было анкетирование наших одноклассников. Обработка и анализ полученных данных позволили нам сделать некоторые выводы о месте матрешки в жизни современного человека. Рассмотрим результаты данного этапа исследования.
Для анкетирования мы взяли пять вопросов. Всего в опросе участвовало 25 учеников.
Вот так распределились ответы на заданные вопросы.
-
Знаете ли вы, что такое «матрешка»?
24 ребенка из 25 знают, что такое матрешка. Один ребенок не знает что такое матрешка.
-
Есть ли у вас дома «матрешка»?
И также у 24 из 25 матрешки дома нет. Одному ребенку очень повезло, у него есть матрешка дома.
3. Чем вы считаете «матрешку»?
А) детская игрушка;
Б) сувенир;
В) украшение для дома.
17 ребят считают, что матрешка, скорее игрушка, 2- сувенир, а 6 человек относят ее к украшению дома.
4. Чем вам нравится « матрешка»?
А) красивая;
Б) она с секретом;
13 школьникам матрешка нравиться красотой, а 12 тем, что она с секретом.
5. Какая польза « матрешки»?
А) с ней можно играть;
Б) можно научиться рисовать;
В) можно научиться считать.
18 ребят из нашего класса видят пользу матрешки как в игрушке, четверо, как помощнике в рисовании, а трое за помощь в счете.
Итак, мы видим, что матрешка не потеряла свою значимость в современном мире, а наоборот стала еще популярнее.
Заключение
В заключении задаю себе вопросы: «Чем для меня была полезна эта работа?» «Чему она научила?»
Во-первых, я узнала много нового, интересного и полезного. Мне было трудно, но старалась находить и выделять главное в огромном мире информации. Научилась сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, приобрела большой опыт работы по исследовательской деятельности.
Но главное я поняла, что русская матрёшка благодаря своим качествам остаётся любимым и популярным русским сувениром во всём мире.
Матрёшка стала символом нашей страны потому, что олицетворяет дружбу и любовь, пожелание счастья и благополучия.
«Кроме незатейливой красоты эта кукла обладает чем-то необъяснимо притягивающим к себе больше, чем яркие краски», которыми создается роспись. Может это от той энергетики, что заключена в нашей матрешке. Суть русской матрешки остается прежней – дружба да любовь! А об этом мечтает каждый на Земле. Матрешка остается символом материнства, плодородием, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.
Ну а если еще связать ее с той землей, откуда она ушла в мир уже не игрушкой, а символом русского народного искусства.
Список литературы
1. Народные художественные промыслы., общ. ред.
2. Прекрасное своими руками: народные художественные ремесла.: сост. С. Таразян 4-е издание 1989.
3. Русская матрешка. М.: Мозаика 1995.
4. Русская игрушка.: Советская Россия 1987.
Приложение
Приложение 1
АНКЕТА
1. Знаете ли вы, что такое «матрешка»?
2. Есть ли у вас дома «матрешка»?
3. Чем вы считаете «матрешку»?
А) детская игрушка;
Б) сувенир;
В) украшение для дома.
4. Чем вам нравится « матрешка»?
А) красивая;
Б) она с секретом;
5. Какая польза « матрешки»?
А) с ней можно играть;
Б) можно научиться рисовать;
В) можно научиться считать.
Приложение 2
Загорская матрёшка
Приложение 3
Семёновская матрёшка
Приложение 4
Вятская матрёшка
Приложение 5
Тверская матрёшка
Приложение 6
Тематические матрёшки
Просмотров работы: 598
school-science.ru
Русская матрёшка - Обзор. 21 век ...
История русской матрёшкиСамое удивительное, что до конца XIX века никаких матрёшек в России вообще не было. Во второй половине столетия Великая реформа Александра II даёт свои плоды: бурно развивается промышленность, строятся железные дороги. Одновременно растёт уровень национального самосознания, появляется интерес к отечественной истории и культуре, возрождаются народные промыслы. С 60-х годов XIX век аначинает формироваться новая ветвь изящных искусств, получившее название «русский стиль». В советское время он презрительно именовался “псевдорусским” или, даже, “петушиным” стилем – по резным и вышитым “петухам” – излюбленному мотиву художника и архитектора И.П.Ропета. Многие знаменитые художники, включая В.М. Васнецова, К.А.Сомова, М.А. Врубеля, В.А.Серова, Ф.А.Малявина, К.А.Коровина, С.В.Малютина, Е.Д.Поленову самым активным образом участвовали в создании русского стиля в искусстве. Их поддерживали известные меценаты: Савва Иванович Мамонтов – создатель Абрамцевского художественного кружа, пригласивший этих живописцев в своё подмосковное имение Абрамцево. У Мамонтова художники обсуждали пути развития русского искусства и тут же, на месте, создавали его. Также Мамонтовы старались возродить старинные народные промыслы, коллекционировали предметы народного искусства, включая крестьянские игрушки. Брат Саввы Ивановича, Анатолий Иванович Мамонтов был владельцем магазина-мастерской «Детское воспитание».А.И.Мамонтов нанимал на работу высококвалифицированных кустарей-игрушечников и требовал от них нестандартного подхода при изготовлении игрушек. Для расширения кругозора мастеров и развития их творческой фантазии в мастерской выписывали образцы игрушек из разных стран мира. В это время возникает повышенный интерес к восточному, в особенности японскому искусству. Выставка японского искусства, состоявшаяся в Петербурге во второй половине 90-х годов, немало способствовала возникновению и развитию моды на “всё японское”. В числе экспонатов на этой выставке была представлена фигурка буддийского мудреца Фукуруму, добродушного лысого старика, в которую было вложено ещё несколько деревянных фигурок. Статуэтка Фукуруму была привезена с острова Хонсю, согласно японскому преданию первым такую фигурку вырезал некий русский монах, неведомыми путями попавший в Японию. Считается, что фигурка Фукуруму и стала прообразом русской матрёшки.Автор русской матрёшки
Автор первой русской матрёшки неизвестен, но её появление было предопределено широким интересом к национальному искусству во всех сферах жизни общества, желанием владельца и мастеров магазина-мастерской «Детское воспитание» заинтересовать публику, создать что-то новое и необычное в русском духе. Наконец, появление фигурки Фукуруму на выставке японского искусства стало некоей точной кристаллизации этой идеи.Первая русская матрёшка была вырезана в мастерской А.И.Мамонтова. На ней стоит штамп: «Детское воспитание». Выточил её потомственный мастер-игрушечник Василий Петрович Звёздочкин, а расписал С.В. Малютин, который сотрудничалс А.И.Мамонтовым, иллюстрируя детские книги.
Почему матрёшка так называется
Название “матрёшка” для деревянной разъемной расписной фигурки оказалось впору. В старой русской провинции имя Матрёна было одним из самых распространённых и любимых женских имён. Это имя происходит от латинского «mater», что означает ” мать”. Имя Матрёна вызывает образ настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой.Первая русская матрёшка выглядела примерно так.Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку. Её расписаннал Сергей Малютин, Она состояла из 8 мест: девочка с чёрным петухом, потом мальчик, за ним следовала опять девочка и т. д. Все фигурки художник расписал по-разному, а последняя изображала спелёнутого младенца.
Из чего и как сделана русская матрёшка
Матрёшку обычно режут из липы, берёзы, ольхи и осины. Более твёрдые и прочные хвойные породы для такого “баловства” не используют. Самый лучший материал для изготовления матрёшек – это липа. Дерево, из которого будут резать матрёшки, заготавливают весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Дерево очищают от коры, обязательно оставляя кольца коры на стволе, иначе оно потрескается при сушке. Брёвна укладывают в штабель, оставляя между ними зазор для воздуха. Древесину выдерживают на открытом воздухе два года и более. Только опытный резчик может определить степень готовности материала. Токарь проделывает с липовой чуркой до 15 операций , прежде чем она станет готовой матрёшкой.Самой первой вытачивают маленькую неразъемную фигурку. Для раскрывающихся матрёшек сначала вытачивают нижнюю часть – донышко. После токарной работы деревянную куклу тщательно зачищают, грунтуют клейстером, добиваясь идеально гладкой поверхности. После грунтовки матрёшка готова к росписи.Первенцем в изготовлении матрёшек стала мастерская«Детское воспитание», а после её закрытия этот промысел освоили в Сергиевом Посаде. Тамошние мастера создали собственный тип матрёшки, которая по сей день именуется сергиево-посадской.
Роспись русской матрёшки
В 1900 году русская матрёшка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль, и мировую известность. Тогда же пошли международные заказы, выполнить которые было по силам только высококвалифицированным мастерам из Сергиева Посада. Для работы в мастерской этого города приехал и В. Звёздочкин.Первые русские матрёшки были очень разнообразны и по форме и по росписи. Среди ранних сергиево-посадских образцов помимо девушек в русских сарафанах с корзинками, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове, часто встречаются и мужские персонажи: жених и невеста, держащие в руках венчальные свечи, пастушок со свирелью, старик с окладистой бородой. Иногда матрёшка представляла из себя целую семью с многочисленными чадами и домочадцами.Модный русский стиль привёл к появлению исторической матрёшки изображавшей бояр и боярынь, представителей русской знати, былинных богатырей. На украшение матрёшки влияли и различные памятные даты, например, столетие со дня рождения Н.В.Гоголя, отмечавшееся в 1909 году. К юбилею была выполнена серия матрёшек по произведениям писателя («Тарас Бульба», «Плюшкин», «Городничий»).Матрёшка “Тарас Бульба”
К 100-летней годовщине войны 1812 года появляются матрёшки, изображающие М.И.Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались фигурки русских и французских военачальников.Очень популярны были матрёшки, расписанные по мотивам сказок, легенд и, даже, басен:«Царь Додон» и «Царевна-лебедь» из сказок А.С. Пушкина, «Конёк-горбунок» из сказки П.П.Ершова, персонажи басен И.А.Крылова. В Сергиевом Посаде делали также матрёшки, украшенные выжиганием. Обычно выжиганием выполняли орнаментальный узор по всей матрёшке, её одежду, лицо, руки, платок и волосы.
Международное признание матрёшки
Матрёшка получает международное признание: в 1905 году в Париже был открыт магазин, куда сразу же поступил заказ на изготовление партии матрёшек-бояр. В 1911 году сергиево-посадские мастера выполнили заказы из 14 стран мира. В прейскуранте Сергиевской земской учебно-показательной мастерской в 1911 году перечисдег двадцать один вид матрёшек. Они отличались росписью, размерами, количеством вкладышей. Сергиево-посадские матрёшки имели от 2 до 24 вкладышей. В 1913 году токарь Н.Булычёв выточил 48-местная матрёшку специально для проходившей в Петербурге выставки игрушек.
Сергиево-Посадские матрёшки
В начале ХХ века токарь играл довольно важную роль в создании матрёшки, вытачивая фигурки с тончайшими стенками. В это время резчики резонно считали себя авторами матрёшек, роспись матрёшки играла второстепенную роль. Профессиональные художники, которые расписывали первые игрушки, относились к этому занятию не особенно серьёзно.Самая большая сергиево-посадская матрёшка была выточена токарем Мокеевым в 1967 году. Она состоит из 60 (!) мест. Матрёшку из Сергиева Посада отличает приземистая форма, верх, плавно переходящий в расширяющуюся нижнюю часть фигурки, роспись гуашью, покрытая лаком. Предпочтительная пропорция матрёшки – 1:2 – это соотношение ширины матрёшки к её высоте.Семёновская матрёшкаОгромная популярность сергиево-посадской матрёшки привела к появлению конкуренции. Мастера из других мест могли увидеть новинку на ярмарках, в особенности на крупнейшей в стране Нижегородской. Сергиево-посадские матрёшки привлекли внимание нижегородских резчиков-игрушечников. В Нижегородской губернии появляется свой крупный кустарный центр по производству матрёшки – город Семёнов (по нему матрёшка зовётся семёновской).Традиции росписи семёновской матрёшки ведут своё начало от потомственных мастеров-игрушечников Майоровых из деревни Мериново. Деревня расположена недалеко от Семёнова. В 1922 году Арсентий Фёдорович Майоров привёз из Нижнего Новгорода нераскрашенную сергиево-посадскую матрёшку. Его старшая дочь Люба гусиным пером нанесла на матрёшку рисунок и расписала её кисточкой анилиновыми красками. На голове она изобразила русский кокошник, а в центре расположила ярко-алый цветок, похожий на ромашку. Почти 20 лет Мериновские матрёшечники занимали первое место среди мастеров Нижегородской области на протяжении 20 лет.Роспись семёновской матрёшки, который более яркая и декоративная по сравнению с сергиево-посадской. Роспись семёновских матрёшек берёт свое начало в народных традициях «травного» орнамента Древней Руси. У мастеров-семёновцев оставлено больше некрашеных поверхностей, они применяют более современные анилиновые краски также покрытые лаком.Основа композиции в росписи семёновской матрёшки – это фартук, на котором изображается пышный букет цветов. Современные мастера создают роспись в три цвета – красный, синий и жёлтый. Они меняют сочетание цветов фартука, сарафана и платка. Букет на фартуке по традиции пишут не в центре, а несколько сместив вправо. Семёновские токари придумали особую форму матрёшки. Она, в отличие от сергиево-посадской, более стройная. Верхняя её часть относительно тонкая резко переходит в утолщённую нижнюю.Семёновская матрёшка отличается от других тем, что она многоместная и состоит из 15-18 разноцветных фигурок. Именно в Семёнове была вырезана самая большая 72-местная матрёшка. Её диаметр – полметра, а высота 1 метр.Семёнов считается крупнейшим центром по созданию матрёшек в России.
Матрёшка из Полховского МайданаНа юго-западе Нижегородской области находится ещё один знаменитый центр изготовления и росписи матрёшек – это село Полховский Майдан.Это старинный кустарный центр, жители которого специализировались на резьбе по дереву и изготовлении деревянных игрушек. Первые полховские матрёшки, выполненные по примеру сергиево-посадских, были отделаны выжиганием. Позже местные жители стали расписывать их, используя растительный орнамент. Мастера Полховского Майдана, также как и Семёнова, пишут анилиновыми красками. Колорит Полховско-майдановская матрёшка отличается ещё более яркой, звучной цветовой гаммой и более крупной росписью.Полховско-майдановская матрёшка по стилю относится к т.н. крестьянскому примитиву, её роспись напоминает собой детский рисунок., Художники Полховского Майдана, подобно мастерам Семёнова уделяют главное внимание цветочной росписи на фартуке, опуская все бытовые детали костюма. Главный мотив их росписи – это многолепестковый цветок шиповника(«роза»). Этот цветок издавна считается символом женского начала, любви и материнства. Изображение “розы” обязательно присутствует в любом варианте росписи, созданным мастерами Полховского Майдана.Матрёшка, инкрустированная соломкойВятская матрёшка - самая северная из всех русских матрёшек. Особое своеобразие она получила в 60-е годы ХХ века. Тогда матрёшку стали не только -расписывать, но и инкрустировать соломкой. Это очень сложная, кропотливая работа, включающая в себя подготовку особого вида соломы и её использование в украшении деревянной фигурки. Соломенная инкрустация делает вятские изделия уникальными.Авторская матрёшкаС конца 80-х, начала 90-х годов 20-го века начинается новый этап в развитии искусства матрёшки – так называемый период авторской матрёшки. Политические и экономические изменения, известные как горбачёвская “перестройка” вызвали огромный интерес в мире к русской культуре, её самобытному, народному началу. Экономические изменения позволили открыть частные мастерские. Мастер-ремесленник получил возможность свободно продавать свои изделия, как это было 100 лет назад. Среди тех, кто охотно занялся росписью матрёшек, были и профессиональные художники. На место стандартной одинаковой матрешки, сложившейся в советское время , пришла новая, авторская. Прежде всего матрёшечники вернули то тематическое разнообразие в росписи, которое существовало в ранний сергиево-посадский период.Современная матрёшкаХарактерная черта современной авторской матрёшки – её необычайная живописность. Её рисунок похож на цветистую ткань и создает приздничное настроение. Одной из основных тем росписи становится окружающий мир. Многие художники обращаются к мотивам из русской истории- от похода князя Игоря до современной истории. Получилось, что в матрёшке заложен огромный потенциал для передачи событий, развёрнутых во времени и пространстве. Это движение как бы на глазах возникает и так же на глазах может быть «свёрнуто и убрано» в футляр матрёшки.Скажем, так называемая политическая матрёшка представляет портретную галерею русских государей, отечественных и зарубежных государственных деятелей. Матрёшки с изображением современных политиков больше похожи на добрые шаржи – традиция, идущая от раннего периода развития матрёшки. Известна, к примеру, матрёшка-шарж, расписанная В.А.Серовым. В турецких костюмах были представлены С.И.Мамонтов, сам В.А.Серов, Н.А.Римский-Корсаков и другие участники мамонтовских театральных постановок. «Субординация» в матрёшке политического характера выражена очень чётко. Стоит упомянуть, что для инаугурации Билла Клинтона в России специально заказывались матрёшки с изображением будущего президента США и его ближайших соратников.Очень часто современные художники обращаются к традиционным темам росписи матрёшки – «Семья», «Материнство». Впервые мать с младенцем на руках изобразили в своих матрёшках мастера из села Крутец Нижегородской области. Подобной традиции росписи мы не встречаем в матрёшках раннего сергиевского типа, но в период расцвета авторской матрёшки эта тема стала активно развиватьсяС темой материнства связана идея успокоения, утешения, заступничества.Это и колыбельная песня, спетая на ночь, и чудесная сказка, рассказанная уже подросшим детям. Сюжеты русских сказок, изображённые на фартуке матрёшки весьма разнообразны. Иногда только одна сказка проиллюстрирована на одной матрёшке, иногда на каждой из вкладывающхся кукол мы увидим героев разных сказок, народных или авторских- Пушкина, Ершова, Аксакова, Толстого и др. Чем не замечательная книга сказок, сюжет которых подсказывают иллюстрации, логическая последовательность которых постепенно открывается на каждой из фигурок? И, как в книге, прослеживается замысел художника-автора, в отличие от неё открывается простор детской фантазии.Очень часто художники рисуют на передниках матрёшки памятники архитектуры. Такая матрёшка – лучший сувенир, он напомнит о посещении того или иного места. Часто в орнаменте матрёшки встречается ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, памятники архитектуры Москвы, Владимира, Суздаля, Новгорода и многих других городов России.Часто можно встретить матрёшку, расписанную под «гжель», «жостово», «хохлому», «палех». Иными словами, современная матрёшка как бы концентрирует всё богатство художественных традиций русского прикладного искусства.Авторская матрёшка по праву может считаться новым видом искусства, обогатившим мировое художественное наследие и ставшим желанным предметом коллекционирования для музеев и частных собирателей.Матрёшка – это явление большого художественного значения, это произведение одновременно и скульптурное и живописное, это душа и образ России.kraeved1147.ru/russkaya-matryoshka/
Всё и обо всём Обзор. 21 век ...Есть что почитать Новости, обзоры, факты...banallex.livejournal.com
Русская матрёшка (23 фото)
Русская матрёшка является практически символом русской культуры, особенно для иностранцев наряду с медведем и шапкой-ушанкой. Матрёшка — это деревянная игрушка в виде полой расписной куклы, внутри которой располагаются матрёшки поменьше. Предположительно само название произошло от слова Матрёна — статная дама. Число вложенных кукол обычно начинается от трёх и до нескольких десятков. Традиционно изображалась женщина в красном одеянии и платке. Однако в наше время вариантов росписи существует самое огромное количество, начиная от исторических образов и заканчивая медийными лицами. Последние, как правило, называются пародийные матрёшки.
Для изготовления матрёшки чаще всего используют липу за счёт её мягкой и податливой древесины. Изготавливают, начиная с самой маленькой игрушки, что бы уже под неё делать новую. Тем самым достигается возможность изготовления неограниченного числа вложения. В наше время изготовлением занимаются несколько центров, такие как Сергиев Посад, Полховский Майдан, Крутец и другие. Это если не считать отдельных мастеров, которые делают их на продажу и зачастую не зарегистрированы. Учёные-историки утверждают, что первые матрёшки были сделаны в 19 веке, так сказать, по образу и подобию, японской игрушки привезённой в Россию.
Вам необходимы запчасти для грузовиков? Только тут находится всё, что вы так долго искали. Сервис Авто Селлинг — большой выбор продукции от самых известных производителей.
art-assorty.ru
Матрёшка — русская игрушка | Гипотезы и факты
Когда и где впервые появилась матрёшка, кто её придумал? Почему деревянная раскладная кукла-игрушка называется «матрёшка»? Что символизирует такое уникальное произведение народного творчества? Попробуем ответить на эти и другие вопросы.
С самых первых попыток найти внятные ответы оказалось невозможным – сведения о матрёшке оказались довольно запутанными. Так, например, существуют «Музеи матрёшки», в СМИ и в сети Интернет можно прочесть множество интервью и статей на эту тему. Но музеи или экспозиции при музеях, а также многочисленные публикации, как выяснилось, посвящены, в основном, различным художественным образцам матрёшки, изготовленным в разных регионах России и в разное время. Но мало что сказано об истинном происхождении матрёшки.
Для начала напомню основные версии-мифы, исправно переписываемые под копирку и кочующие по страницам различных изданий.Часто повторяющаяся общеизвестная версия: появилась матрёшка в России в конце 19 века, придумал её художник Малютин, выточил токарь Звездочкин в мастерской «Детское воспитание» Мамонтова, а прообразом русской матрёшки послужила фигурка одного из семи японских богов удачи – бога учёности и мудрости Фукурумы. Он же Фукурокуджу, он же Фукурокудзю (в разных источниках указана разная транскрипция имени).Ещё одна версия появления будущей матрёшки в России – якобы первым вырезал подобную игрушку некий русский православный монах-миссионер, побывавший в Японии и скопировавший составную игрушку с японской. Сразу оговоримся: точных сведений, откуда взялась легенда о мифическом монахе – нет, и ни в одном источнике конкретной информации не существует. Более того, какой-то странный монах получается с точки зрения элементарной логики: стал бы христианин копировать языческое, по сути, божество? Зачем? Игрушка понравилась? Сомнительно, хотя с точки зрения заимствования и желания переделать на свой лад, возможно. Это напоминает легенду о «христианских иноках, воевавших с врагами Руси», однако носивших (после крещения!) почему-то языческие имена Пересвет и Ослябя.Версия третья – японскую фигурку будто бы привезли с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево. «Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину. Первую матрёшку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично.Вот мы все матрёшка да матрёшка… Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь её сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой – Матрёна. Ещё говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имён – и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет».
Остановимся пока на этом моменте. Судя по приведённому отрывку, первую матрёшку выточили в Сергиевом Посаде. Но, во-первых, токарь Звездочкин не работал до 1905 года в Сергиево-Посадских мастерских! Об этом будет рассказано ниже. Во-вторых, другие источники говорят о том, что «родилась она (матрёшка – прим.) именно здесь, в Леонтьевском переулке (в Москве – прим.), в доме № 7, где раньше находилась мастерская-магазин «Детское воспитание», принадлежавшая Анатолию Ивановичу Мамонтову, брату знаменитого Саввы. Анатолий Иванович, как и его брат, увлекался национальным искусством. В его мастерской-магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей. И один из образцов сделали в виде деревянной куклы, которая была выточена на токарном станке и изображала крестьянскую девочку в платочке и переднике. Кукла эта раскрывалась, и там была еще одна крестьянская девочка, в ней – еще одна…».В-третьих, сомнителен тот факт, что матрёшка могла появиться в 1890 или 1891 годах, о чём далее будет сказано более подробно.Вот уже и создалась путаница, по принципу «кто, где и когда был, иль не был». Пожалуй, наиболее кропотливое, тщательное и взвешенное исследование провела Ирина Сотникова, её статью «Кто придумал матрёшку» можно найти в сети Интернет. Аргументы, которые приводит автор исследования, наиболее объективно отображают реальные факты появления такой необычной игрушки, как матрёшка, в России.О точной дате появления матрёшки И. Сотникова пишет следующее: «…иногда появление матрёшки датируют 1893-1896 годами, т.к. эти даты удалось установить по отчетам и докладам Московской губернской земской управы. В одном из таких отчетов за 1911 год Н.Д. Бартрам 1 пишет о том, что матрёшка появилась на свет около 15 лет назад, а в 1913 году в докладе Бюро кустарному совету он сообщает, что первая матрёшка была создана 20 лет назад. То есть опираться на такие приблизительные сообщения довольно проблематично, поэтому во избежание ошибки обычно называется конец 19 века, хотя есть упоминание и 1900 года, когда матрёшка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже, и за границей появились заказы на её изготовление».Далее следует весьма любопытное замечание о художнике Малютине, о том, являлся ли он на самом деле автором эскиза матрёшки: «Все исследователи, не сговариваясь, называют его автором эскиза матрёшки. Но самого эскиза в наследии художника нет. Нет и свидетельств того, что художник когда-либо делал этот эскиз. Более того, токарь Звездочкин приписывает честь изобретения матрёшки себе, совершенно не упоминая Малютина».Что касается происхождения нашей русской матрёшки от японского Фукурумы, то и здесь Звездочкин о Фукуруме ничего не упоминает. Теперь следует обратить внимание на немаловажную деталь, почему-то ускользающую от других исследователей, хотя видно это, как говорится, невооружённым глазом – речь идёт о некоем этическом моменте. Если брать за основу версию «происхождения матрёшки от мудреца Фукурумы», возникает довольно странное ощущение – ОНА и ОН, т.е. русская матрёшка, мол, произошла от него, от японского мудреца. Подозрительным образом напрашивается символическая аналогия с ветхозаветной сказкой, где Еву создали из ребра Адама (т.е. она произошла от него, а не наоборот, как это происходит естественным образом в природе). Очень странное впечатление складывается, но о символизме матрёшки мы поговорим ниже.Вернёмся к исследованию Сотниковой: «Вот как описывает возникновение матрёшки токарь Звездочкин: «…В 1900 (!) году изобретаю трех- и шестиместную (!) матрёшку и посылаю на выставку в Париж. Проработал у Мамонтова 7 лет. В 1905 году В.И. Боруцкий 2 выписывает меня в Сергиев Посад в мастерскую Московского губернского земства в качестве мастера». Из материалов автобиографии В.П. Звездочкина, написанной в 1949 году, известно, что Звездочкин поступил в мастерскую «Детское воспитание» в 1898 году (родом он был из деревни Шубино Подольского района). Значит, матрёшка не могла появиться на свет ранее 1898 года. Поскольку воспоминания мастера были написаны почти 50 лет спустя, за их точность всё-таки трудно поручиться, поэтому датировать появление матрёшки можно приблизительно 1898-1900 годами. Как известно, Всемирная выставка в Париже открылась в апреле 1900 года, значит, эта игрушка была создана немного раньше, возможно, в 1899 году. Кстати, на парижской выставке Мамонтовы получили бронзовую медаль за игрушки».А что же с формой игрушки и заимствовал ли Звездочкин идею будущей матрёшки, или нет? Или всё-таки первоначальный эскиз фигурки создал художник Малютин?«Интересные факты удалось собрать Е.Н. Шульгиной, которая в 1947 году заинтересовалась историей создания матрёшки. Из бесед со Звездочкиным она узнала, что он увидел как-то в журнале «подходящую чурку» и по её образцу выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова он выточил её иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате. Эту игрушку отобрали на выставку в Париж. Мамонтов получил на неё заказ, а затем Боруцкий купил образцы и распространил их по кустарям.Наверное, нам никогда не удастся точно узнать об участии С.В. Малютина в создании матрёшки. По воспоминаниям В.П. Звездочкина получается, что форму матрёшки придумал он сам, а вот насчет росписи игрушки мастер мог и запамятовать, прошло много лет, события не фиксировались: ведь тогда никто не мог и предположить, что матрёшка так прославится. С.В. Малютин в то время сотрудничал с издательством А.И. Мамонтова, иллюстрировал книги, так что он вполне мог расписать и первую матрешку, ну а затем по его образцу игрушку расписывали уже другие мастера».Вернёмся ещё раз к исследованию И. Сотниковой, где она пишет, что изначально по количеству матрёшек в одном комплекте тоже не было согласия – к сожалению, и на этот счёт в разных источниках имеется путаница:«Токарь Звездочкин утверждал, что первоначально сделал две матрёшки: трёх- и шестиместную. В Музее игрушки в Сергиевом Посаде хранится восьмиместная матрёшка, которая считается первой, та самая круглолицая девушка в сарафане, переднике, платочке в цветочек, которая держит в руке чёрного петуха. За ней следуют три сестрёнки, братишка, еще две сёстренки и младенец. Очень часто утверждается, что кукол было не восемь, а семь, говорят ещё, что девочки и мальчики чередовались. Для комплекта, хранящегося в Музее, это не так.Теперь о прототипе матрешки. А был ли Фукурума? Некоторые сомневаются, хотя почему тогда появилась эта легенда, да и легенда ли? Вроде бы деревянный божок до сих пор хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде. Возможно, это тоже одна из легенд. Кстати, сам Н.Д. Бартрам, директор Музея игрушки, сомневался в том, что матрёшка «заимствована нами от японцев. Японцы большие мастера в области токарных игрушек. Но их всем известные «кокеши» в принципе своего построения на матрёшку не похожи».Кто же такой наш загадочный Фукурума, добродушный лысый мудрец, откуда он все-таки взялся? …По традиции японцы на Новый год посещают храмы, посвященные божествам удачи, и приобретают там их маленькие статуэтки. Может быть, легендарный Фукурума содержал внутри себя шесть остальных божеств удачи? Это только наше предположение (достаточно спорное).В.П. Звездочкин совсем не упоминает Фукуруму – фигурку святого, которая раскладывалась на две части, затем появлялся другой старичок и так далее. Заметим, что в русских народных промыслах разъёмные деревянные изделия также пользовались большой популярностью, например, всем известные пасхальные яйца. Так что был Фукурума, не было его, узнать затруднительно, да не так уж и важно. Кто его теперь помнит? А вот нашу матрешку знает и любит весь свет!».
Имя матрёшки
Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся. То есть теоретически матрешка могла бы называться и мотькой (или муськой). Звучит, конечно, странно, хотя чем хуже, например, «марфушка»? Тоже хорошее и распространенное имя — Марфа. Или Агафья, между прочим, популярная роспись по фарфору называется «агашка». Хотя согласимся, что «матрёшка» название очень удачное, кукла действительно стала «знатной».Само имя Матрона действительно означает «знатная женщина» в переводе с латыни, и включено в Православный церковный календарь. Но, что касается утверждения многих исследователей о том, что Матрёна – женское имя, очень любимое и распространённое в среде крестьянства в России, то и здесь имеются любопытные факты. Некоторые исследователи попросту забывают, что Россия большая. А это значит, что одно и то же имя, или один и тот же образ могут заключать в себе как положительное, так и отрицательное, иносказательное значение.Так, например, в «Сказках и преданиях Северного края», собранных И.В. Карнауховой, есть сказка «Матрёна». В которой повествуется о том, как баба по имени Матрёна чуть было не умучила чёрта. В публикуемом тексте прохожий-горшечник избавляет чёрта от ленивой и вредной бабы и, соответственно, в дальнейшем пугает ею чёрта.В данном контексте Матрёна является неким прообразом злой жены, которую боится сам чёрт. Подобные описания встречаются и у Афанасьева. Сюжет о злой жене, популярный на Русском Севере, неоднократно записывался экспедициями ГИИС в «классических» версиях, в частности, от А.С. Крашанинниковой, 79 лет, из д. Мешкарево Повенецкого уезда.
Символизм матрёшки
Рассматривая одну из версий о происхождении матрёшки, я уже упоминал «японское начало». Но подходит ли вообще по своему символическому значению к нашей матрёшке упомянутая иноземная версия?На одном из форумов на тему культуры, в частности, развёрнутой в сети Интернет, прозвучало буквально следующее: «Прототип русской матрешки (имеет ещё и индийские корни) – японская деревянная кукла. За образец взяли японскую игрушку – даруму, куклу-неваляшку. По своим истокам она представляет собой изображение древнего индийского мудреца Дарумы (санскр. Бодхидхарма) в V веке перебравшегося в Китай. Его учение в средние века широко распространилось в Японии. Дарума призывал к постижению истины через молчаливое созерцание, и в одной из легенд он – пещерный затворник, располневший от неподвижности. По другой легенде, от неподвижности у него отнялись ноги (отсюда безногие скульптурные изображения Дарумы).Тем не менее, матрёшка сразу снискала небывалое признание как символ русского народного искусства.Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Матрёшка – это тепло и уют в доме».С последним трудно не согласиться – чем больше мест в матрёшке, т.е. чем больше внутренних фигурок, одна меньше другой, тем больше можно положить туда записочек с желаниями и ждать, когда они исполняться. Это своего рода игра, и матрёшка здесь выступает в роли очень обаятельного, милого, домашнего символа, настоящего произведения искусства.Что касается восточного мудреца Дарумы (вот ещё одно имя «предшественника» матрёшки!) – честно говоря, располневший от неподвижности, да ещё с отнявшимися ногами «мудрец» крайне плохо ассоциируется с русской игрушкой, в которой каждый человек видит позитивный, нарядный символический образ. И ведь благодаря этому прекрасному образу наша матрёшка пользуется огромной известностью и популярностью практически во всём мире. Речь вовсе не идёт о «матрёшках» в виде политических деятелей мужского (!) пола, карикатурными ликами которых предприимчивые кустари в девяностые годы наводнили весь Старый Арбат в Москве. Речь идёт, прежде всего, о продолжении старых традиций разных школ в росписи русской матрёшки, о создании разных по количеству (так называемой, «местности») матрёшек.В процессе работы над этим материалом возникла необходимость задействовать и смежные источники, не только посвящённые теме русской народной игрушки. Не стоит забывать, что в древности, и не только на Руси, различные украшения (женские и мужские), предметы обихода, а также игрушки, вырезанные из дерева или сделанные из глины, играли роль не просто предметов, скрашивающих быт – но являлись ещё и носителями определённой символики, имели какой-то смысл. А само понятие символизма тесно переплеталось с мифологией.Так, удивительным образом встретилось совпадение имени Матрона, перекочевавшего (по общепринятой версии) из латинского в русский язык, с древнеиндийским образами:МАТРИ (др.-инд. «мать»), ударение ставится на первый слог – в индуистской мифологии божественные матери, олицетворяющие созидательные и губительные силы природы. Идея активного женского начала получила широкое признание в индуизме в связи с распространением культа шакти. Матри рассматривались как женские персонификации творческой энергии великих богов: Брахмы, Шивы, Сканды, Вишну, Индры и т.д. Число Матри колебалось от семи до шестнадцати; в некоторых текстах о них говорилось как о «великом множестве».Вам ничего это не напоминает? Матрёшка – она же «мать», которая символизирует собой, по сути, СЕМЬЮ, да ещё состоящую из разного количества фигурок, которые символизируют детей разного возраста. Это уже не просто совпадение, а доказательство общих, индоевропейских корней, что имеет прямое отношение и к славянам.Отсюда можно сделать следующий вывод: образно говоря, если символическое «путешествие» необычной деревянной фигурки начинается в Индии, затем получает своё продолжение в Китае, оттуда фигурка попадает в Японию, а уже затем «неожиданно» находит своё место в России – утверждение о том, что наша русская матрёшка была скопирована с фигурки японского мудреца, несостоятельно. Хотя бы потому, что сама фигурка некоего восточного мудреца не является исконно японской. Вероятно, гипотеза об обширном расселении славян и распространении их культуры, которая оказала впоследствии своё влияние на культуры других народов, в том числе проявившая себя и в языке, и в божественном пантеоне имеет под собой общую для индоевропейской цивилизации основу.Однако, скорее всего, идея деревянной игрушки, которая состоит из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была навеяна мастеру, создавшему матрёшку, русскими сказками. Многие, например, знают и помнят сказку о Кощее, с которым борется Иван-царевич. Например, сюжет о поисках царевичем «кощеевой смерти» звучит у Афанасьева: «Чтобы совершить такой подвиг, нужны необычайные усилия и труды, потому что смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо – и Кощей мгновенно умирает» [8].Я соглашусь с тем, что сюжет мрачен сам по себе, т.к. связан со смертью. Но здесь речь идёт о символическом значении – где спрятана истина? Дело в том, что этот, практически идентичный мифологический сюжет встречается не только в русских сказках, да ещё в разных вариантах, но и у других народов! «Очевидно, что в этих эпических выражениях таится мифическое предание, отголосок доисторической эпохи; иначе как бы могли возникнуть у разных народов столь тождественные сказания? Кощей (змей, великан, старый чародей), следуя обычному приему народного эпоса, сообщает тайну своей смерти в форме загадки; чтобы разрешить её, нужно подставить метафорические выражения общепонятными».Это наша философская культура. И поэтому высока вероятность того, что мастер, выточивший матрёшку, помнил и хорошо знал русские сказки – на Руси часто проецировался миф на реальную жизнь.Другими словами, одно в другом спрятано, заключено – и чтобы найти истину, необходимо дойти до сути, открыв, одну за другой, все «шапочки-нахлобучки». Может быть, именно в этом и заключается истинный смысл такой замечательной русской игрушки, как матрёшка – напоминание потомкам об исторической памяти нашего народа?И не случайно замечательный русский писатель Михаил Пришвин написал когда-то следующее: «Я думал, что у каждого из нас жизнь, как наружная оболочка складного пасхального яйца; кажется, так велико это красное яйцо, а это оболочка только, – раскроешь, а там синее, поменьше, и опять оболочка, а дальше зелёное, и под самый конец выскочит почему-то всегда жёлтенькое яичко, но это уже не раскрывается, и это самое, самое наше».Вот и выходит, что не так проста русская матрёшка – эта составная часть нашей жизни.Гончаров Константин Юрьевич, действительный член АФН и РАЕН, Всероссийского Геральдического общества Доклад на Первом международном конгрессе «Докирилловская славянская письменность и дохристианская славянская культура» Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина, г.Санкт-Петербург, 12 – 14 мая 2008 года
gifakt.ru
Русская матрешка-Разное
Матрешка – это русская деревянная игрушка, состоящая из подобных кукол разного размера. Обычно число этих деревянных кукол не менее трех. Все эти деревянные куклы имеют правильную яйцевидную форму с плоским основанием, и состоят из двух частей, верхней и нижней.
Само слово матрешка - это уменьшительное от имени Матрена или Матреша. Эти имена были очень распространены в дореволюционной России. В их основе лежит латинское слово «mater» которое означает «мать». И, по прошествии лет, слово матрешка стало нарицательным и теперь его знают во всем мире, ведь именно матрешка ассоциируется у многих иностранцев с Россией.
Матрешка символизирует собой мать многочисленного семейства, которая обладает хорошей детородной фигурой и отличным здоровьем, о чем свидетельствует румянец на ее щеках.
До сих пор происхождение матрешки остается загадкой. Но одним из самых правдоподобных можно считать, что какой-то русский мастер просто напросто изобразил в этой деревянной кукле древнеславянские образы. Ведь технология изготовления деревянных игрушек, которые вкладывались друг в друга, была известна испокон веков. Взять, к примеру, те же пасхальные яйца. Принцип изготовления матрешки был аналогичным и мало чем отличался, поэтому-то она и получил столь широкое распространение.
Существует так же мнение о том, что матрешка могла быть заимствована в Японии, но никаких подтверждений этому нет.
В основном матрешек изготавливают из мягких пород древесины, таких как ольха, береза, липа и осина. Но самым лучшим и изысканным материалом по праву считается липа. Процесс заготовки древесины для изготовления матрешек весьма трудоемок. Деревья спиливают ранней весной, предпочтительней в апреле месяце, когда по дереву бежит сок. Затем эти деревья очищают от коры, но не полностью. В определенных местах, с необходимым интервалом кольца коры все же оставляют. Это делается затем, чтобы при высыхании ствол дерева не дал трещины. Заготовленные таким способом бревна аккуратно укладывают штабелями, оставляя зазор для циркуляции воздуха. И в таком положении древесина выдерживается минимум два года и определить какое бревно созрело для изготовления матрешек, а какое нет, может только настоящий мастер.
Перед тем как заготовка окажется в руках токаря и превратится в настоящую матрешку, она проходит через пятнадцать различных этапов обработки. Как правило, первой вытачивают самую маленькую цельную фигурку и лишь после этого все остальные. Готовые деревянные куклы грунтуют специальным клеем, сушат и лишь после всего этого матрешка готова к финальной стадии, к своей росписи.
Мировое признание матрешка получила в 1990 году на Всемирной выставке, проходившей в Париже. Там она получила медаль, а с ней и всеобщею любовь. Именно благодаря этой любви и популярности в России и стали появляться центры по ее изготовлению и росписи.
И если первые матрешки своей росписью и формами олицетворяли обычную деревенскую девушку в традиционном убранстве, то сегодня можно найти матрешек, расписанных под хохлому, жостово, гжель и палех. Матрешка вбирает все свежее и яркое и новое из постоянного меняющегося общества.
Матрешка не только живописное и скульптурное произведение народного промысла, это еще и истинная душа России.
www.krupenichka.ru
Русская матрёшка - презентация для начальной школы
Презентация на тему: Русская матрёшкаСкачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда:Русская матрёшка Болвина Ирина ВладимировнаУчитель начальных классовБоровская СОШ №1Тюменского района, Тюменской области
№ слайда 2 Описание слайда:Матрёшка – символ русского духовного изобилия, великолепное изделие декоративно-прикладного искусства.
№ слайда 3 Описание слайда:История матрёшки Город Загорск – родина русской расписной матрёшки, точёной из дерева и оригинально расписанной многоместной куклы.В 1890 году, в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с о. Хонсю кто-то привёз японскую точёную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с «сюрпризом» – разымалась на две части.
№ слайда 4 Описание слайда:Первым расписал русскую матрёшку более 100 лет назад С.А. Малютин, а выточил токарь Звёздочкин. Всем полюбилась весёлая крестьянская девочка. Она представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой.
№ слайда 5 Описание слайда:Имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой.
№ слайда 6 Описание слайда:Алгоритм изготовления матрёшки Чтобы изготовить матрёшку, требуется большое мастерство. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу.
№ слайда 7 Описание слайда:Затем надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было.
№ слайда 8 Описание слайда:Когда готова каждая кукла, её покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости.
№ слайда 9 Описание слайда:После окончательной сушки и полировки, гладкая поверхность позволяет художнику равномерно нанести краски.
№ слайда 10 Описание слайда:Яркими весёлыми красками художник распишет матрёшек, словно оденет их в нарядные одежды.И вот уже улыбается нам русская красавица.
№ слайда 11 Описание слайда:Матрёшкины одежды Много видов у матрёшкиВедь она из разных мест.Есть загорская, тверская, И семёновская есть,Полховская, вятская – Вот какая разница! Давайте их сейчас сравним.Наряд её определим.Ведь чтоб её нарисовать,Отличия необходимо знать.
№ слайда 12 Описание слайда:Сергиево-Посадская игрушка – старейшая русская матрёшка Матрёшка плотная, приземистая, с плавным переходом головки в туловище. В образах первых таких матрёшек мастера воплощали персонажи, взятые из жизни, изображая крестьянских девушек, пастушков со свирелью, стариков. Сочетанием красного, синего, жёлтого и зелёного цветов добивались красочности, нарядности.
№ слайда 13 Описание слайда:Семёновская матрёшка стройнее, с маленькой головкой и более округлой формой туловища. Эту матрёшку отличает большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая весь фартук. Основной цвет сарафана – красный. Чёрный контур обозначает край фартука и рукава рубахи. На голове традиционный платок, украшенный по кайме.
№ слайда 14 Описание слайда:Полхов-Майданская матрёшка Разнообразны по формам: есть среди них вытянутые одноместные матрёшки–столбики, матрёшки-кубышки, плотные и приземистые, но преобладают несколько вытянутые формы с узкой, как бы срезанной сверху головкой с покатыми плечиками. Ягоды и листья сплошным ковром закрывают фигурку.Рядом с малиновым ложится тёмно-зелёный цвет, а синий – с жёлтым цветом.Все элементы объединяет чёрный контур.
№ слайда 15 Описание слайда:Загорская матрёшка На голове у матрёшки разноцветные платки в цветочек или в горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу. В руках держит корзинку, маленький букет чёрных цветов или чёрного петуха. На кукле чётко обозначены чёрным контуром края матрёшки Эта матрёшка – труженица.
№ слайда 16 Описание слайда:Вятская матрёшка близкая по типу загорской, наряду с росписью украшена узором из соломки, колосков, зёрен. Отличается яркой, сочной росписью, сделанной вручную. Лица матрёшек светятся добротой и теплом.
№ слайда 17 Описание слайда:Наверно хватит объяснять,Давайте будем рисовать!Но сначала повторим,Знания наши закрепим.
№ слайда 18 Описание слайда:Отличительные особенности матрёшек
№ слайда 19 Описание слайда:Одень свою матрёшку * Платок* Рубаха* Сарафан* Фартук
№ слайда 20 Описание слайда:Сарафан Верхняя женская одежда, одевалась на рубаху.
№ слайда 21 Описание слайда:Рубаха В старину рубахи шили из цельного полотнища льняного холста. Рукава, плечи и ворот рубахи расшивались узорами со значением. Они играли роль оберегов.
№ слайда 22 Описание слайда:ФартукПредмет домашней кухонной одежды.
№ слайда 23 Описание слайда:ПлатокЗамужняя женщина, по древним обычаям, должна была прятать волосы от постороннего взгляда.
№ слайда 24 Описание слайда:Практическая часть Берите краски не ленитесь. А если в чём – то затруднитесь, То ко мне вы обратитесь.Матрёшку ты рисуй любуюХоть «Загорскую», хоть «Семёновскую».Рисуй аккуратно, не спеши,Чтобы было от души!Положите перед собою С матрёшкою листок.И распишите аккуратно ей платок. Вспоминая отличий планРазрисуй ей сарафан.
№ слайда 25 Описание слайда:Нарисую свою матрёшку 1.Выбери образец матрешки;2.Составь эскиз будущего наряда;3.Выполни матрешку в цвете, в соответствии с ее видом;4.Распиши матрешку яркими цветами.
№ слайда 26 Описание слайда:Выставка работ
№ слайда 27 Описание слайда:Кроссворд 1.В каком городе была изготовлена первая русская матрешка?2.Как фамилия художника, расписавшего первую русскую матрешку?3. От какого русского имени произошло название матрешки?4.Как называется заграничная игрушка, прообраз матрешки?5.Из какого природного материала изготавливают матрешку?6. Ростом разные подружки,Но похожи друг на дружку,Все они сидят друг в дружке,А всего одна …7. Какой головной убор носят матрешки?8. Чаще всего в какой наряд одета матрешка?
№ слайда 28 Описание слайда:На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958г. наша матрёшка получила золотую медаль. Самая крупная матрёшка – ростом с первоклассницу, самая маленькая – не больше семечка подсолнуха.
№ слайда 29 Описание слайда:Рефлексия Что нового узнали на уроке …Что вызвало наибольший интерес … Хотели бы вы продолжить работу, которую мы начали сегодня на уроке …Молодцы! Спасибо за урок!
№ слайда 30 Описание слайда:Используемая литература 1. Комарова Т.С.Обучение детей техники рисования. – М.: Столетие, 1994.2. В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. Изобразительное искусство. 3 класс. М.: Дрофа, 2008. 3.Материал с сайта свободной энциклопедии Википедия www.wikipedia.org/wiki/Матрёшка .
ppt4web.ru
Русская матрёшка
Алый шёлковый платочек, яркий сарафан в цветочек, упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: может – три, а может, шесть. Разрумянилась немножко наша русская Матрешка!
В конце 19 века привезли из Японии деревянную игрушку: старика-мудреца с вытянутой от раздумий головой, звали его Фугурума. Русским художникам-умельцам понравилась игрушка и они придумали свой национальный вариант - художник Сергей Малютин придумал нашу русскую матрешку, выточил её токарь Михаил Звёздочкин. Своё название игрушка получила от русского имени Матрёна.
Первая матрешка изображала девочку в сарафане с петухом в руках. Классическая русская матрешка состоит из пяти или семи кукол, самая маленькая из которых является ребенком. Сделана русская матрешка из дуба или ольхи, покрыта известковым раствором, предотвращающим рассыхание, и лаком. Расписывают матрешек гуашью либо не расписывают вообще, а выжигают рисунок (на первый взгляд и не поймешь, что краски на матрешке нет).
В настоящее время существует несколько центров по изготовлению и росписи матрёшек: подмосковный Сергиев Посад, нижегородские центры в городе Семёнове, в сёлах Полховский Майдан и Крутец. Наряд у русской матрешки может быть самым разнообразным, но, как правило, присутствует расписной платок или кокошник и цветочный орнамент. В руках у матрешки может быть корзина с ягодами-грибами, ведро с водой, серп. Можно встретить матрешку-невесту и даже матрешку-жениха, матрешку-девушку на выданье и матрешку – зрелую женщину. Иногда художник «одевает» матрешку в зимний наряд – полушубок, теплый платок и даже валенки. По росписи можно узнать место рождения матрешки. Так, в наряде полоховско-майдановской матрешки обязательно присутствует цветок шиповника.
Стремительное развитие получило искусство авторской матрешки.
globallab.org