Сценарий русского народного праздника Осенины на Руси. Сценарий праздника осенины на руси
Сценарий праздника Осенины на Руси начальная школа
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ МБУ СОШ №50 учителей художественно-эстетического цикла. Учителя: Учитель музыки Киселева Е.Г. - высшая квалификационная категория; Учитель музыки Гладких А.С. - первая квалификационная категория; Учитель технологии Хасанова О.Д. -первая квалификационная категория; Учитель технологии Свистунова Н.А.- первая квалификационная категория; Учитель ИЗО Прижелудская Е.Н.- высшая квалификационная категория; Дата проведения: 29.11.2016 Место проведения: актовый зал МБОУ СОШ №50. Тема мероприятия: «Осенины на Руси». Тип мероприятия: обобщение опыта учителей МО художественно- эстетического цикла.
Цель мероприятия: пробудить интерес у детей к народным традициям; способствовать становлению культурной идентичности, укреплению национального чувства; побуждать детей к участию в традиционных народных праздниках.
Задачи мероприятия 1. Ознакомить учащихся с историей, традициями и обрядами народного праздника «Осенины на Руси». 2. Развивать познавательную и творческую активность детей, интерес к рукотворчеству. 3.Формировать представление о красоте труда, многообразии проявления декоративного искусства. 3.Воспитывать уважительное отношение к отечественным традициям, ценностям своего народа через осознание своей этнической и национальной принадлежности, содействовать сближению поколений. Структура мероприятия 1.Встреча гостей; 2.Вступительная беседа о русском народном празднике «Осенины на Руси»; 3.Исполнение учащимися русских народных песен, хороводов; 4.Выставка декоративно - прикладного творчества, рисунков на тему «Осень золотая»; 5.Чаепитие у самовара; 6.Подведение итогов, обсуждение, рекомендации. Методы обучения: игровой, метод беседы и диалога, метод моделирования художественного творческого процесса. Образовательные технологии- информационно-коммуникатив
Сценарий осенины на руси | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ Занятие лектория по духовно-нравственному воспитанию Тема: «Осенины на Руси» Участники: ученики начальных классов Художественно-эстетическое оформление класса: гирлянды из осенних листьев, букет осенних цветов. Изображение иконы Богоматери. Музыкально-исполнительская деятельность: р.н.песни «Как пошли наши подружки». «К нам гости пришли», частушки, игра «Заинька», игра «Капуста» Методическое оснащение: фортепиано, компьютер, проектор, экран Используемые ЦОР: зрительный ряд – компьютерная презентация, музыкальный ряд – аудиозаписи. Видеоряд: клипы «Заинька», «Молитва», мультфильм «Репка». слайд 1 ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, ребята! Добрый день, дорогие гости! Сегодня мы с вами отправимся в русскую старину и поговорим о праздниках русского народа. Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника». Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым и гостеприимным. А уж осенние праздники в русской деревне ожидали все, называли Осень - золотая, хлеборобная, дивная, урожайная, щедрая, богатая. слайд 2 Назывались эти замечательные осенние праздники Осенины. Их было несколько и праздновались они, когда осень уже полностью вступала в свои права. И мы тоже с вами позовем сегодня в гости Осень. слайд 3 Мы с вами привыкли представлять Осень в виде красавицы в разноцветном наряде, с охапкой желтых листьев, а вот на Руси Осень изображали в виде маленького сухонького мужичка. Лицо у него суровое, вместо волос – овощи и фрукты. После уборки урожая он ходил по полям – проверял, все ли убрано, как следует. слайд 4 А для того, чтобы позвать осень в гости, у народа было волшебное заклинание. Давайте произнесём его вместе с вами: «Осень, Осень золотая, приди, Осень, с радостью, с великой милостью, с караваем высоким, с дождями сильными, дарами обильными».слайд 5 Отправляемся путешествовать в ПЕРВЫЕ ОСЕНИНЫ – это начало осени по старинному календарю. В земледельческом календаре слСценарий русского народного праздника Осенины на Руси
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №50 г. НовосибирскаОсенины на Руси СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА Новосибирск 2016 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ. Учителя: Учитель музыки Гладких А. С.- первая квалификационная категория; Учитель музыки Киселева Е. Г. - высшая квалификационная категория; Учитель технологии Хасанова О.Д. - первая квалификационная категория; Учитель технологии Свистунова Н.А.- первая квалификационная категория; Учитель ИЗО Прижелудская Е.Н.- высшая квалификационная категория; Учитель технологии Сельнихин А. В. Дата проведения: 29.11.16 Место проведения: актовый зал Тема мероприятия: «Осенины на Руси» Тип мероприятия: закрепление полученных знаний, интегрированное занятие. Цель мероприятия: формирование интереса обучающихся к русской культуре на уроках и во внеурочной деятельности. Задачи мероприятия 1. Ознакомить учащихся с историей, традициями и обрядами народного праздника «Осенины на Руси». 2. Развивать познавательную и творческую активность детей, интерес к рукотворчеству. 3.Формировать представление о красоте труда, многообразии проявления декоративного искусства. 3.Воспитывать уважительное отношение к отечественным традициям, ценностям своего народа через осознание своей этнической и национальной принадлежности, содействовать сближению поколений. Структура мероприятия 1.Встреча гостей; 2.Вступительное слово: «Формирование интереса обучающихся к русской культуре на уроках и во внеурочной деятельности на примере проведения русского народного праздника «Осенины на Руси»;3.Исполнение учащимися русских народных песен, хороводов, театрализованного представления «Осенины на Руси»; 4.Представление выставки декоративно - прикладного творчества, рисунков на тему «Народный праздник – Осенины на Руси»; 5.Чаепитие у самовара; 6.Подведение итогов, обсуждение, рекомендации. Методы обучения: игровой, метод беседы и диалога, метод моделирования художественного творческого процесса. Образовательные технологии - информационно-коммуникативная технология. Планируемые результаты: Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к восприятию русской культуры, сформированность мотивации к дальнейшему ее изучению, ценностно-смысловые установки и индивидуально-личностные позиции; осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора; повышение мотивации к учебно-творческому процессу. Предметные результаты: • знать и понимать роль народной музыки и искусства в жизни человека, формы построения русских народных песен и наигрышей, виды декоративно – прикладного искусства и практическое применение их в повседневной жизни; • уметь передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности; • формировать эстетические потребности, ценности и чувства; Метапредметные результаты: Регулятивные: • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления; • освоение способов решения проблем творческого характера; освоение способов практическ
profhelp.net
Осенины (Сценарий праздника) - Сценарий
«ОСЕНИНЫ»
(Сценарий праздника)
Праздник проводится в начале октября.Музыкальный зал празднично украшен: на центральной стене фотообои – осенний пейзаж, на боковых стенах – колоски, рябиновые веточки.
ВЕДУЩАЯ: Дети, вот мы и собрались на Осенины – был в старину на Руси такой праздник. Праздновали его в сентябре. Осенины – это встреча осени. Сентябрь – первый осенний месяц, когда осень уже полностью вступила в свои права. В народе его называли «хмурень», «листопад». Осенины встречали у воды. Рано утром 14 сентября женщины выходили к берегам рек, озер, прудов встретить Матушку Осенину с овсяным хлебом. Одна из женщин стояла с хлебом, а другие с песней шли вокруг. Затем хлеб делили по числу народа и скармливали скотине.
(Стучит в дверь).
ВЕДУЩАЯ: Вы слышали? А что, если это сама Матушка Осенина к нам пожаловала?
(Дверь открывается, в грамзаписи звучит «Красный сарафан» в обработке оркестра Д.Ласта, в зал величавой поступью входит Матушка Осенина, останавливается с русским поклоном.При первом появлении в одежде Матушки Осенины преобладают желтые тона (желтый кокошник, желтая лента в косе, желтые бусы, сарафан, расшиты желтыми листьями и т.п.).
МАТУШКА ОСЕНИНА: Здравствуйте, люди добрые!
ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, Матушка Осенина. Дети, давайте встретим Матушку Осенину, как и положено на Руси хлебом-солью.
(Под ту же музыку девочка в русском сарафане несет на расшитом полотенце-рушнике хлеб-соль, с поклоном подает Матушке Осенине, та с поклоном принимает, отламывает кусочек, макает в соль, пробует).
МАТУШКА ОСЕНИНА: Спасибо, вкусный хлеб у вас пекут! (Девочка уносит хлеб).
ВЕДУЩАЯ: А с чем вы к нам пожаловали, Матушка Осенина?
МАТУШКА ОСЕНИНА: Со сказкой осенней. Хотите послушать?
(Присаживается на скамеечку перед сказочным домиком).
Русская народная сказка «БЕЛЕНЬКИЙ ГРУЗДОЧЕК»
… В одном селе жили старик со старухой. И не было у них детей.Вот однажды в погожий день пошел старик в лес за грибами и наше всего один гриб – беленький груздочек. Принес его домой. Жена печь затопила, положила груздочек в горшок и в печь сунула.
Сама запела:
Груздочек маленький, Груздочек удаленький, Сквозь землю прошел, Колпачишко нашел: Перед солнышком стал, Себя показал. Вдруг слышит голос.
ГОЛОС ИЗ ДОМИКА: Ой, дымно! Ой, жарко!
МАТУШКА ОСЕНИНА: Что такое? – Поглядела в горшок, а там мальчик лежит. (Идет за домик, ведет за руку мальчика, одетого «груздочком», в белой шапочке с широкими полями).
И говорит:
– Не было у на с детей, да вот Бог дал! (Усаживает мальчика рядом с собой на скамеечку). Радуются старик со старухой, – сыночек хоть и маленький, чуть повыше валенка, а все делает, все работу по дому справляет. Вот как-то позвали его мальчишки в лес идти, ягоды да орехи собирать. Обрадовался Мальчик-Груздочек, взял корзиночку и пошел в лес. Пришли мальчики в темный лес, принялись ягоды да орехи собирать. Собирали и не заметили, как далеко ушли. Стали искать дорогу, да не нашли, заблудились, а уж вечер наступил, стало темно. Забрался Мальчик-Груздочек на дерево и видит… (к детям). Ну-ка давайте его самого спросим, что он там увидел?
ГРУЗДОЧЕК: Стоит в стороне на опушке кривая избушка.
МАТУШКА ОСЕНИНА: Вот-вот, кривая избушка. Пришли мальчишки к избушке и стучат в дверь. Вышла на порог… Кто, как вы думаете?
ДЕТИ: Баба Яга!
МАТУШКА ОСЕНИНА: Мальчики и говорят:
ГРУЗДОЧЕК: Пустите нас, бабушка, переночевать!
МАТУШКА ОСЕНИНА: Входите, входите, деточки. (Скрипучим голосом). Я вас спать уложу.
Вошли мальчишки в избушку и легли спать. Скоро все уснули, не спал только Мальчик-Груздочек. Спрятался он за печку и видит, как Баба Яга зубы точит.
(Мальчик-Груздочек прячется за домик и выглядывает из-за него).
Вот Баба Яга спрашивает: Спите ли вы, детки? А Мальчик-Груздочек отвечает.
ГРУЗДОЧЕК (из-за домика): Нет, нет, бабушка, не спим!
МАТУШКА ОСЕНИНА: Обозлилась Баба Яга. Час, другой переждала и опять спрашивает:
– Спите ли вы, детки?
ГРУЗДОЧЕК: Нет, не спим, бабушка!
МАТУШКА ОСЕНИНА: Еще больше разозлилась Баба Яга, побежала в лес к серому камню за сон-травой. А Мальчиек-Груздочек разбудил товарищей, рассказал им, что видел. Взялись они за руки и домой побежали.
(Мальчик-Груздочек выбегает на скамеечку рядом с Матушкой Осениной).
МАТУШКА ОСЕНИНА (обнимая Груздочка): Вот и Вся сказка про беленький Груздочек.
ВЕДУЩАЯ: Спасибо, Матушка Осенина, за сказку. А еще с чем пришла к нам, Матушка Осенина?
МАТУШКА ОСЕНИНА: А еще пришла я к вам с осенними хороводами да посиделками. А ну, девицы-красавицы, выходи в хоровод, весели честной народ!
«Уж вы, девицы» Уж вы, девицы, Милые подруженьки! Ты скажи-ка, девица, Не потой, красавица, Как лен сеют, Как лен сеют, Вот так, вот сяк, Вот и эдак, вот и так!
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ: Идут по кругу хороводным шагом, взявшись за руки.То же самое «дробным» шагом.– сужают круг;– расходятся.Имитируют движение: «сеяние льна».(в последующих куплетах – имитация движения, как лет «терплют», «чешут», «прядут», «ткут»).Матушка Осенина пляшет вместе с девочками, в конце обмахивается платочком.
МАТУШКА ОСЕНИНА: Ну, загостилась я у вас. Пора уходить со двора. До свидания, люди добрые! (С поклоном уходит).
ВЕДУЩАЯ: Как же так? Только веселье началось, как тут же Матушка Осенина нас и покинула... Ну что ж, будем дальше веселиться сами.
В старину русские крестьяне умели не только славно потрудиться, но и славно повеселиться. Да и почему бы не повеселиться, когда полевые работы закончены, а урожай собран. Труд всегда был в почете на Руси, а вот лень высмеивалась, как в одной шуточной песенке про ленивого воробья.
(Инсценированная русская народная песня «Воробей»).(Стук в дверь).
ВЕДУЩАЯ: А это что за гостья?
(2-ой выход Матушки Осенины. В одежде преобладает зеленый цвет: зеленый кокошник, зеленая лента, зеленый сарафан или фартук. В руках – поднос, на подносе кочан капусты, накрытый сверху узорчатым платком).
МАТУШКА ОСЕНИНА: А вот и я!
ВЕДУЩАЯ: Матушка Осенина, да Вас и не узнать – один наряд краше другого!
МАТУШКА ОСЕНИНА: Вы, наверное, уж и не ждали меня? Да только неспроста я у вас во второй раз появляюсь. Дело в том, что в старину не один, не два, а целых три раза осенины отмечали. (Вторые Осенины отмечали через неделю после первых – 21 сентября).
ВЕДУЩАЯ: Матушка Осенина, а можно узнать, что это у Вас под платком?
МАТУШКА ОСЕНИНА: А вы попробуйте угадать:
Стоит матрешка На одной ножке Закутана, запутана, Не книжка, а с листьями.
(Капуста)
(Дети пытаются угадать. Если сразу не получается, Матушка Осенина загадывает еще одну загадку про капусту):
Как надела сто рубах – Захрустела на зубах.
МАТУШКА ОСЕНИНА: В сентябре, когда урожай был собран, для русских крестьян начиналась другая работа – заготовка овощей и фруктов на зиму, т.е. их засолка и маринование. Одной из самых важных работ была рубка и засолка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов.Рубили капусту в корытах. Отдельно ту, которая позеленей (с горчинкой), отдельно белую (что послаще) – на вкус. Перед началом рубки полагалось перекреститься «С БОГОМ!» Пересыпая капусту солью, читали молитву на соль. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук. Говорили: «Жвакает, будто по снегу рубят». Ну,, а чтобы зимой капусту есть, нужно было летом хорошо потрудиться, чтобы ее вырастить. Давайте-ка мы сейчас в игру поиграем. Она так и называется – «Капуста». (Очерчивает мелом круг). Это будет наш огород. (кладет в круг кочаны). А в огороде капуста растет.
(Стук в дверь).
ВЕДУЩАЯ: Интересно, а это что за гость? (Появляется Пугало, робко идет, осматривается).
ВЕДУЩАЯ: Вот так гость! Так ведь это же самое настоящее огородное Пугало!
ПУГАЛО: Оно самое… Вы уж простите меня за мой внешний вид. Мне так положено, чтобы ворон пугать. (Осматривается).
ВЕДУЩАЯ: По-моему, Вы что-то потеряли.
ПУГАЛО: Да вот, капуста с моего огорода сбежала.
МАТУШКА ОСЕНИНА: Уж не эта ли капуста?
ПУГАЛО: Она самая…
МАТУШКА ОСЕНИНА: Ну что ж, с одного огорода сбежала, да на наш огород прибежала. Вот только сторожа нет на нашем огороде.
ПУГАЛО: Так ведь я могу за сторожа. (Встает посреди огорода).
МАТУШКА ОСЕНИНА: Ну вот, сторож есть, теперь хозяина выбрать осталось, и можно нашу игру начинать. (Выбирают мальчика-хозяина).
ИГРА «КАПУСТА»
Все участники игры стоят за кругом, а «хозяин» садится рядом с капустой, изображая движениями воображаемую работу поет: «Я на камушке сижу, Мелки колышки тешу. Мелки колышки тешу, Огород свой горожу. Чтоб капусту не украли, В огород не прибегали: Волк и лисица, Бобер и куница, Заинька усатый, Медведь толстопятый».
(Пугало в такт покачивает головой).В конце песни ребята пытаются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» «запятнает», тот в игре больше не участвует. Пугало вместе с хозяином пытается ловить вора. Участник, который больше всех унесет с огорода «капусты», объявляется победителем.
ВЕДУЩАЯ: Уважаемое Пугало, а какие еще овощи, кроме капусты растут на вашем огороде?
ПУГАЛО: А вы угадайте!
Сидит мужичок на грядке, Весь в заплатках, Кто не взглянет – всяк заплачет. (Лук) Маленький, горький, луку – брат. (Чеснок) Без рук, без ног, Ползет на батог. (Горох) Под землей птица гнездо свила, Яиц нанесла. (Картофель) Посреди двора – золотая голова. (Подсолнух) Красная девица росла в темнице. Люди в руки брали, косу срывали. (Морковь)
ПУГАЛО: Да что это я с вами заболталось, мне ж на свой огород пора возвращаться, пока остальные овощи не разбежались. Я вам дарю тележку овощей – винегреты готовить будете, борщи.
МАТУШКА ОСЕНИНА: И мне опять пора со двора. До встречи! (Под руку с Пугалом уходят).
ВЕДУЩАЯ: Ну, что ж, будем ожидать последнего, третьего прихода Матушки Осенины. А пока, честной народ, становись в хоровод!
(Хоровод «Жил на свете «комарочек»)(Стук в дверь.)
ВЕДУЩАЯ: А вот и Матушка Осенина!
3-я встреча Осени (третьи Осенины) праздновались на Руси 27 сентября. (В третьем выходе Матушки Осенины в одежде ее преобладает красный цвет. На голове – венок из гроздьев калины, алая лента в косе, рябиновые бусы на шее, красный сарафан, в руке – ветка калины с гроздьями ягод).
МАТУШКА ОСЕНИНА: Здравствуйте, люди добрые!
ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, Матушка Осенина, с чем на это раз к нам пришли?
МАТУШКА ОСЕНИНА: Пришла я к вам с калиной, красной рябиной.
Посмотрите на гроздья калины. Они горят, как маленькие огоньки. Не зря калину калиной назвали. Она на солнце «каленая», жар и тепло солнечное в себя вобрала. Приглашаю вас в хоровод: «На горе-то калина».
(Хоровод «Как на горке калина»).
ВЕДУЩАЯ: Трижды сегодня мы встречаем Матушку Осенину, и трижды она являясь к нам в разных нарядах – то в желтом, то в зеленом, то в красном. Как вы думаете, почему?(Дети пытаются ответить). А давайте саму Матушку Осенину спросим.
МАТУШКА ОСЕНИНА: Наряды мои краски Осени в себя вобрали. Такое разноцветье в природе бывает только осенью. Войдите в осенний лес – будто художник брызнул разноцветными красками повсюду.
ВЕДУЩАЯ: Не только нарядами нас сегодня порадовала Матушка Осенина. Были и сказки и игры, и хороводы, словом, получился замечательный праздник Осени.
МАТУШКА ОСЕНИНА: Но и это еще не все.
Дарю я девочкам-красавицам бусы рябиновые, а мальчикам-удальчикам пояса узорчатые.
ВЕДУЩАЯ: Матушка Осенина, вас и всех ребят я приглашаю к праздничному столу: капустных пирогов отведать, чаю с малиновым вареньем попить.
(Праздничное чаепитие).
refdb.ru
Сценарий осеннего праздника для детей второй младшей группы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 31 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан. «В гостях у дедушки винограда» Сценарий осеннего праздника для детей второй младшей группы» Зал украшен по-осеннему. В правом углу зала стоит домик, рядом заборчик. У заборчика растет березка без листочков. На полу разбросаны осенние листья. Под спокойную мелодию дети заходят в зал, рассматривают его вместе с воспитателем. Ведущая: Осень по дорожке ходит не спеша, Под ногами осени листики шуршат. Хмурая погода, дождик на дворе, Птицы улетают стаей в сентябре. Ребятки, давайте погуляем и соберем разноцветные осенние листья. Дети ходят по залу и поднимают каждый по 2 листочка. Ведущая: Какие красивые листочки вы собрали. Давайте с ними потанцуем. Пляска с листочками. После танца дети кладут листочки и подходят к ведущему. Ведущая: Ребята, давайте споем песенку про осень. Песня «Осень» После песни ведущий обращает внимание детей на конверт, который висит на березе. Все подходят к березе, ведущая снимает конверт и читает: «Здравствуйте, честной народ! Приезжайте в огород. Пишет дед Виноград, Буду вам я очень рад! Приготовил на обед Ароматный винегрет. Угощу вас от души, Угощайтесь, малыши!» (Дедушка Виноград). Ведущая: А что, давайте поедем в гости к дедушке Винограду? (Дети соглашаются) тогда садитесь в вагончики. Дети строятся друг за другом. Ведущий выбирает ребенка машиниста. Машинист, поехали! Под музыку «Поезд» машинист «везет» детей по всему залу и останавливается возле домика. Из домика выходит дед Виноград, он идет на огород и сгребает листья граблями. Ведущая: Здравствуй, дедушка Виноград! Дедушка: Здравствуйте, мои внучата! Как я рад, что вы ко мне приехали! На дворе осень: птицы улетели в дальние края, солнышко спряталось за тучку, все зверушки к зиме готовятся- остались только мы с березкой вдвоем, да на огороде овощи. Ведущая: Не горюй, дедушка Виноград, мы тебя повеселим песней. Песня «Дождик» Дедушка: Спасибо вам, ребятки, что дедушку повеселили, а моя березка стоит печальная. Ветер- озорник все листочки с нее сорвал. Ведущая: так это дело поправимое. Наши дети занимаются в саду аппликацией и нарядят березку в нарядное платье. Игра «Одень березку в праздничный наряд». Листики для игры приготовлены детьми заранее, на занятиях по аппликации. Дети вешают листочки на веточки березы. Дедушка (обходит березу и восхищается) Ай, да красавица березка, У березки пышная прическа. Ярок ее праздничный наряд, Приглашает танцевать ребят. Ведущая ставит березку на середину зала. Когда дети встают во в красной шапочке в горошке круг березки, раздает всем по платочку. Хоровод «Березка» Дедушка: Спасибо, ребятки. Порадовали вы березку, да и меня тоже. Теперь настал мой черед вас повеселить. Загадаю вам загадки, отгweburok.com