Конспект урока по технологии на тему "Вторые блюда казахской национальной кухни" (9 класс). Первые блюда в казахской национальной кухне 8 класс план урока


План-конспект урока "«Особенности национальной кухни Казахстана. Приготовление мучного изделия – бауырсаки".(9 класс)

9 класс

Тема урока: «Особенности национальной кухни Казахстана.

Приготовление мучного изделия – бауырсаки»

Цель урока: Ознакомиться с казахской Национальной кухней, с гостеприимством как отличительной чертой казахского народа, его традициями и обычаями. Используя ранее полученные знания по теме: «Виды теста», научить приготовлению мучного изделия – бауырсаки.

Тип урока: Комбинированный

Воспитательная цель: Развивать ответственность, культуру поведения, уважения к обычаям и традициям народов.

Наглядность: Плакаты, посуда, скатерть, салфетки, сервированный достархан, иллюстрированная книга-альбом, «Национальная кухня казахов».

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Повторение пройденного материала.

  3. Объяснение нового материала

Запишите тему урока . Сегодня мы познакомимся с традициями и обычаями гостеприимного казахского народа. Научимся приготовлению мучного изделия – бауырсаки.

Отличительной чертой казахского народа было гостеприимство.

«Төрге шығыңыз» так приглашали гостей на почетное место за дастарханом. Угощали лучшим, что было в доме. Гостеприимство казахского народа связано с теплым отношением к человеку, будь то близкий родственник или случайный гость. Принять любого путника из дальних краев – это был древний дедовский обычай казахов. При этом было принято не спрашивать гостя кто он и откуда. Необходимо обогреть, угостить, дать отдых. Согретый вниманием гость расскажет вам все сам. Гостя не отпускали, пока он не насытится. Обеденным столом у казахов служил низкий круглый столик – Дастархан.

Традиционное казахское застолье начинается с молочных блюд. Подавали қымыз, айран, шұбат, көже, сүт. Қымыз – Это кобылье молоко. Заквашивается особым способом.

Шұбат – Это кислое верблюжье молоко.

Айран – Это кисло-молочный продукт, национальный напиток, приготовленный из коровьего молока. В казахской кулинарии предпочтенье отдавалось кисло-молочной продукции, потому что ее проще и легче было сохранить.

Затем следует чай со сливками, к которому подают лепещки, бауырсаки,қытырлак, Құрт, ірімшік, талқан.

Құрт – Это творог, скатанный в колобки и высушенный на солнце.

Ірімшік – это жирный рассыпчатый творог.

Мясо – главный продукт национальных блюд. Мясо – основа и гордость казахского стола.Сорпа – его непременное дополнение.

Деликатесные изделия готовтли в основном из конского мяса. После чая следуют разные закуски из мяса: қазы-қарта жал-жая сүр-ет – это деликатесы.

Қазы – это конские ребра, обработанные особым способом, которые укладывают в кишечную оболочку.

Шұжык – это конское мясо, пропущенное через мясорубку, диаметром 16-25 мм. Этот фарш набивают в кишечную оболочку вместе со специями.

В конце застолья подают Беспармак, который является главным блюдом на торжествах. Беспармак состоит из отваренного мяса, лепешек, крепкого бульона. В переводе означает пять пальцев и называется так потому, что его принято есть руками. Большое блюдо с беспармаком ставили на середину стола.

В казахском дастархане чай занимает особое место. Заваривают его в специальном фарфоровом чайнике – аккуман. Кипяток наливают в самовар. Считается, чай, заваренный из самовара, имеет особый вкус. Чай по - казазахски пьют с небольшим количеством кипяченых сливок или молока.

К чайному дастархану обязательно подавали мучные изделия: кытырлак, лепешки, бауырсаки. Хлеб выпекали в виде лепешек, но наибольшей популярностью пользуются бауырсаки. Сегодня мы с вами на втором уроке научимся приготовлению мучного изделия – бауырсаки.

  1. Закрепление новой темы:

Вопросы:

  1. Какая отличительная черта у казахского народа? (гостеприимство)

  2. С чего начинается казахское застолье? (с молочных блюд)

  3. Какие молочные блюда подавались? (айран, Шұбат)

  4. Что такое курт? (Это творог, скатанный в колобки и высушенный на солнце).

  5. В виде чего выпекали хлеб? (В виде лепешек и бауырсаков).

  6. Что такое Ірімшік? (это жирный рассыпчатый творог)

Запишите рецепт приготовления дрожжевого теста на бауырсаки в тетрадь:

1 Литр теплой воды

2-3 столовые ложки дрожжей, соль

Замешиваем крутое тесто

Дать отстояться тесту 2-3 Часа для подъема

Тесто на бауырсаки должно быть густым.

5. Практическая работа

Приготовление бауырсаков

  1. Прочитайте технологическую карту – приготовление дрожжевого теста

  2. Инструктаж по технике безопасности и распределения, учащихся по бригадам

  3. Текущий инструктаж.

Обход – проверка замеса теста и соблюдения техники безопасности

Обход – проверка раскатывания лепешек и правильности выполнения трудовых приемов.

Обход – проверить завершение этапа работы.

6.Заключительный инструктаж

1.Анализ ошибок и их причины

2. Сообщение оценок

3. Домашнее задание: повторить традиции и обычаи казахского народа.

Словарная работа

  1. Дастархан – обеденный стол

  2. Бауырсаки – хлеб

  3. Аккуман – фарфоровый чайник

  4. Кытырлак – розенцы.

7.Уборка класса.

infourok.ru

Конспект урока на тему "Блюда Казахской национальной кухни" 9 класс

Поурочный план по технологии.

Дата: Класс: 9 Б.

тема урока: «Блюда казахской национальной кухни».

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся со вторыми блюдами казахской национальной кухни, с технологией их приготовления.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к продуктам, прививать навыки культуры труда и аккуратности, воспитывать эстетический вкус¸ внимательность. Воспитывать уважение к обычаям и традициям казахского народа.

Развивающая: развивать любознательность, расширять кругозор.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесно-наглядный, практический.

Литература: учебник «Технология» 9 класс, Интернет-ресурсы.

Оборудование: фото вторых блюд казахской национальной кухни, листы бумаги А4, книги и журналы по кулинарии.

Межпредметные связи: история, русский язык.

План

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

III. Изложение нового материала.

1. Особенности казахской национальной кухни.

2. Вторые блюда казахской национальной кухни.

IV. Практическая часть.

V. Заключительная часть.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Приветствие.

- Отметить отсутствующих.

- Проверить готовность к уроку: наличие рабочих тетрадей

- Настрой учащихся на работу.

- Доведение до учащихся плана урока.

II. Повторение пройденного материала.

1. Расскажите о классификации соусов.

2. Что нужно сделать, чтобы в готовом соусе не образовалась пленка?

3. Какие гарниры и соусы подают к отварным мясным блюдам; тушеным; жаренным?

III. Изложение нового материала.

Тема: «Вторые блюда казахской национальной кухни».

Цель: познакомить учащихся со вторыми блюдами казахской национальной кухни, с технологией их приготовления.

1. Рассказать:

Сегодня на уроке мы познакомимся со вторыми блюдами казахской национальной кухни.

Вопрос: Какие блюда казахской национальной кухни вы знаете?

Ответы учащихся.

Вопрос: Какие из перечисленных блюд относятся ко вторым блюдам?

Ответы учащихся.

Из глубин веков до наших дней сохранилась весьма своеобразная, оригинальная казахская кухня, блюда которой славятся сочностью и нежным вкусом.

Мясо - основа большинства блюд, именно мясные продукты украшают любой дастархан, по обилию мясных блюд судят о богатстве и разнообразии праздничного стола. Исстари казахская кулинария отличалась своеобразной технологией. Особенность жизненного уклада казахского народа наложила отпечаток на способы приготовления пищи.

Характерная особенность казахской кухни – преобладание мясных и мучных изделий, а также сочетаний из мяса и муки.

Наиболее распространенное мясное блюдо – бешбармак – сваренные в бульоне, баранина и куски раскатанного теста. «Бешбармак» в переводе означает «пять пальцев». Названо кушанье так потому, что его принято есть руками. Большое блюдо с бешбармаком ставят на середину стола, еда источает неповторимый аромат. Хозяин тут же разрезает мясо и подает его гостям вместе с костями. Голову барана преподносят самому почетному гостю, который отрезает от нее уши и передает молодым мужчинам, затем отделяет небо и передает девушкам. После этого уважаемый гость передает сотрапезникам отрезаемые им от головы кусочки мяса, а затем голова переходит по кругу от одного гостя к другому. Бешбармак гости запивают сорпой – крепким бульоном, налитым в большие пиалы.

Казахская кулинария славится своеобразной мягкостью и нежностью вкусовых оттенков. Она строго дозирует специи, отличается длительностью процесса варки при слабом кипении, что придаёт продукту особую сочность и мягкость.

Современный казахский стол, конечно не ограничивается одними блюдами национальной кухни. Он значительно разнообразнее по составу продуктов, поскольку наряду с мясом включает в себя рыбу, овощи, различные крупы, фрукты, консервированные продукты.

2. Рассказать:

В казахской кухне вторые блюда готовится в основном из баранины, конины, говядины, верблюжатины, иногда из птицы, дичи и рыбы. При этом их комбинируют с овощами, крупами, изделиями из муки или употребляют в натуральном виде - в виде шашлыков. Некоторые вторые блюда готовят из рыбы, овощей.

Любят казахи куырдак – жаркое из бараньей печени, легкого и мяса с картофелем.

Дать под запись:

КУЫРДАК (КАЗАХСКАЯ ПОДЖАРКА)

Нашинкованный репчатый лук и субпродукты (легкое, печень и сердце), нарезанные мелкими кусочками, обжарить с курдючным салом. Добавить немного бульона, соль, перец и тушить до готовности.

Это блюдо можно готовить также из говядины, баранины или конины.

Легкое 170, печень (говяжья) 110, сердце 60, сало курдючное 90, лук репчатый 40, перш 0,5.

ЛАГМАН

Для теста: 1 кг муки, 2 яйца, 1 чайная ложка соли, 1 пиала воды.

Для туздука: 500 г мяса, 300 г курдючного сала или жира для тушения, 300 г капусты, 3-4 луковицы, 3-4 картофелины, 1-2 моркови, 3-4 помидора, 5-6 долек чеснока, 2 болгарских перца, соль и перец - по вкусу.

Приготовленное тесто тонко раскатывают, сворачивают и нарезают соломкой толщиной 4-5 мм. Отваривают в кипящей соленой воде, вынимают, промывают в холодной воде, дают воде стечь.

Для подливы мясо и курдючное сало нарезают мелкими ломтиками, картофель - кубиками, морковь, редьку, капусту и болгарский перец - соломкой, лук - кольцами, помидоры - дольками, чеснок - рубят.

В растопленом жире пассеруют лук, кладут мясо и жарят его, пока не выделится сок.

Добавляют чеснок, картофель, помидоры, перец и морковь. Все тщательно перемешивают и обжаривают до полуготовности. Заливают водой, добавляют соль, перец, редьку и к пусту и тушат на медленном огне до полной готовности.

ПЛОВ ПО-КАЗАХСКИ

600 г баранины, 3 столовые ложки топленого жира, 3 головки лука, 5-6 штук крупной моркови, 1 пиала риса, 1 пиала сухого урюка или яблок, соль и перец - по вкусу.

В хорошо разогретый в казане жир кладут нарезанный кольцами лук и обжаривают до золотистого цвета.

Мясо, нарезанное крупными кусками, вместе с луком обжаривают до образования румяной корочки. Затем добавляют нарезанную соломкой морковь, перец и соль и жарят все до полуготовности.

Хорошо промытым рисом покрывают содержимое казана и заливают водой из соотношения: на 1 порцию риса - 1,5 порции воды. Доводят плов до кипения, прокалывая его в нескольких местах, чтобы лучше впитался жир. Сверху выкладывают мелко нарезанный урюк или сушеные яблоки и тушат не мешая на медленном огне в течение часа.

Казан с готовым пловом укутывают и дают постоять минут 10-15. После чего плов хорошо перемешивают и, выложив на блюдо, подают на стол.

IV. Практическая часть.

Раздаю учащимся дополнительную литературу. Учащиеся самостоятельно исследуют её и составляют инструкционно-технологическую карту приготовления вторых мясных блюд казахской национальной кухни на листах А4 (2-3 рецепта).

V. Заключительная часть.

Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание (читать §11 «Вторые блюда казахской национальной кухни» стр.44-47, ответить на вопросы в конце параграфа, доделать инструкционные карты).

КУЫРДАК (КАЗАХСКАЯ ПОДЖАРКА)

Нашинкованный репчатый лук и субпродукты (легкое, печень и сердце), нарезанные мелкими кусочками, обжарить с курдючным салом. Добавить немного бульона, соль, перец и тушить до готовности.

Это блюдо можно готовить также из говядины, баранины или конины.

Легкое 170, печень (говяжья) 110, сердце 60, сало курдючное 90, лук репчатый 40, перш 0,5.

ЛАГМАН

Для теста: 1 кг муки, 2 яйца, 1 чайная ложка соли, 1 пиала воды.

Для туздука: 500 г мяса, 300 г курдючного сала или жира для тушения, 300 г капусты, 3-4 луковицы, 3-4 картофелины, 1-2 моркови, 3-4 помидора, 5-6 долек чеснока, 2 болгарских перца, соль и перец - по вкусу.

Приготовленное тесто тонко раскатывают, сворачивают и нарезают соломкой толщиной 4-5 мм. Отваривают в кипящей соленой воде, вынимают, промывают в холодной воде, дают воде стечь.

Для подливы мясо и курдючное сало нарезают мелкими ломтиками, картофель - кубиками, морковь, редьку, капусту и болгарский перец - соломкой, лук - кольцами, помидоры - дольками, чеснок - рубят.

В растопленом жире пассеруют лук, кладут мясо и жарят его, пока не выделится сок.

Добавляют чеснок, картофель, помидоры, перец и морковь. Все тщательно перемешивают и обжаривают до полуготовности. Заливают водой, добавляют соль, перец, редьку и к пусту и тушат на медленном огне до полной готовности.

ПЛОВ ПО-КАЗАХСКИ

600 г баранины, 3 столовые ложки топленого жира, 3 головки лука, 5-6 штук крупной моркови, 1 пиала риса, 1 пиала сухого урюка или яблок, соль и перец - по вкусу.

В хорошо разогретый в казане жир кладут нарезанный кольцами лук и обжаривают до золотистого цвета.

Мясо, нарезанное крупными кусками, вместе с луком обжаривают до образования румяной корочки. Затем добавляют нарезанную соломкой морковь, перец и соль и жарят все до полуготовности.

Хорошо промытым рисом покрывают содержимое казана и заливают водой из соотношения: на 1 порцию риса - 1,5 порции воды. Доводят плов до кипения, прокалывая его в нескольких местах, чтобы лучше впитался жир. Сверху выкладывают мелко нарезанный урюк или сушеные яблоки и тушат не мешая на медленном огне в течение часа.

Казан с готовым пловом укутывают и дают постоять минут 10-15. После чего плов хорошо перемешивают и, выложив на блюдо, подают на стол.

Поурочный план по технологии

Дата: Класс: 9Б.

Тема: Закуски из мяса.Цели урока: 1. Обучающая - Изучить приготовление и отпуск блюд из мяса жареного крупными, порционными и мелкими кусками. Ознакомить с правилами жаренья мяса, с подбором ганиров и соусов с применением знаний и навыков полученных во время учебной практики. 2. Развивающая - Способствовать формированию специалиста умеющего связывать теоритические знания с реальной жизнью, способствовать воспитанию любви к избранной профессии 3. Воспитательная - Способствовать развитию мышления, эстетического вкуса, творческой активности, показывая слайды оформления блюд и изделий. 

Межпредметные связи 1. Организация обслуживание в предприятиях питания 2. Товароведение пищевых продуктов 3. Тепловое и механическое оборудование 4. Организация производства в предприятиях питания Литература: сборник рецептур стр.274-278, Көрнекі құралдар, жабдықтар, үлестірме қағаздар Наглядные пособия, оборудование, раздаточный материал: персональный компьютеры, экран, слайды, тесты по теме « Блюда из жареного мяса», опорный конспект – гарниры и соусы. 

Ход урока I. Организационная часть: Приветствие, готовность аудитории, студентов к уроку, проверка посещаемости - 2мин. 

II.Оқушының бірінші субъективті тәжірибесінің өзектілігі II. Актуализация первичного, субъективного опыта учащихся: При прохождении производственного обучения, вы ознакомились с приемами тепловой обработки продуктов, полуфабрикатами из мяса. Какие виды жаренья знаете? Как осуществляют жаренье основным способом? Что такое жаренье в замкнутом объеме? Какие части говядины относят к мясу высшего, первого сортов? Какие полуфабрикаты готовят из вырезки говядины? Какие полуфабрикаты готовят из толстого и тонкого краев? Назовите полуфабрикаты из баранины для жаренья крупными кусками. 5-6мин 

III. Жаңа тақырыпты оқыту уәждемесі III. Мотивирование изучения новой темы: Мы с вами знаем правила варки, сегодня изучаем правила жаренья мяса, приготовления блюд, подбор гарниров и соусов для подачи жареного мяса. Процессы, происходящие при тепловой обработке продуктов. Какие они бывают, причины их возникновения. Что такое денатурация белков мяса? За счет, какой реакции происходит образование румяной корочки? Причины потери массы мяса при жаренье. Повар должен уметь определять виды, сорта мяса, правильно подобрать приемы тепловой обработки, гарнир и соус, строго контролировать выполнение всех операции в процессе приготовления блюд и изделий. 8-10мин 

IV. Жаңа материалды зерделеу және оның меңгерілуі IV. Изучение нового материала и его усвоение План\Жоспар 1. Правила жаренья мяса – 2 способа 10мин. Для жаренья мясо подготавливают в виде крупных кусков массой 1,5 – 2кг. Крупные куски должны быть одинаковой толщины. Подготовленные куски мяса посыпают солью и перцем, укладывают на разогретый противень или сковороду с жиром так, чтобы куски не соприкасались друг с другом, обжаривают на плите при t 180-200ºС и доводят до готовности в жарочном шкафу при t 150-160ºС. Во время жарки мяса надо переодически через каждые 10-15 минут поливать выделившимся мясным соком и жиром для образования румяной корочки. При таком режиме мяса получается сочным и вкусным. Готовность мяса опреджеляют поварской иглой. В прожаренное мясо игла входит легко, а в месте прокола выделяется прозрачный сок. 2. Приготовление и отпуск блюд из мяса жареного крупными кусками. Ростбиф. Английское блюдо, ставшее интернациональным в ресторанной кухне. Приготавливается из говяжьей вырезки. Вырезку грилируют на решетке, либо тушат ее на подобье штуфата. Мясо плотно обвязывают суровой нитью, чтобы во время грилирования оно не теряло формы, поэтому ростбиф имеет форму цилиндра. Ростбиф грилированный не проваривается в центре, имеет поэтому по всей оси в середине ярко-розовый цвет свежего мяса. Поэтому для полного доведения до готовности ростбиф тушат. Едят ростбиф как горячим, так и холодным( англичане), гарнируют по-разному, в зависимости от страны. Очень часто ростбиф подают с зеленым горошком, с хреном и горчицей. Штуфат – мясо тушеное с кореньями в бульоне с пивом и обжаренное в духовке. Ростбиф жарят три степени готовности: - с кровью; - с розовым оттенком; - прожаренное до готовности Отпускают ростбиф на порцию 1- 2 куска 

Грудинка фаршированная. У грудинки вдоль реберных костей прорезать пленки. Между наружным слоем мяса и ребром прорезать пленку в виде мешка. Образовавшееся пространство заполнить фаршем и края зашить. Фарш: Сварить кашу, добавить мелко рубленое вареное яйцо, зелень, пассерованный лук. Отпускают грудинку фаршированную полив мясным соком. Буженина Готовят из окорока свинины. Окорок подвергают частичной обвалке, затем мясо распластовывают и натирают солью, перцем, чесноком. На поверхность мясо кладут сой шпика толщиной 1см, заворачивают в виде рулет, а перевязывают шпагатом и жарят. Поросенок жареный. Для этого используют поросят 2-3месячных. Подготовленного поросенка натирают солью, перцем, пяточек и ушки обкладывают тестом, поверхность смазывают сметаной и жарят. В процессе жарки поверхность периодический смазывают сметаной. Подают с соусом сметанным с хреном. Гарниры – картофель жареный из сырого, тыква, кабачки, баклажаны жареные, сложный гарнир. Баранина жареная – Седло – бараньи бок, Жиго – баранина жареная, Рулет из лопатки. Подготовленные крупные куски (окорок, корейка) натирают солью, перцем, модно шпиговать морковью, чесноком, укладывают на противень. При отпуске нарезают мясо поперек волокон по 1-2 куска на порцию, заливают мясным сочком. Такая нарезка способствует меньшей деформации куска мяса при тепловой обработке и легкому разжевыванию в готовом виде. На гарнир подают гречневую кашу, картофель жареный или отварной, фасоль в масле или в соусе. V.Өздік жұмыс V. Самостоятельная работа: Изучить историю происхождения ростбифа, бифштекса, лангета и антрекота. Гарниры и соусы к жареному мясу. 10-15мин VI. Нығайту Закрепление: Способы подачи бифштекса, филе , лангета, атрекота, ростбифа. Слайды №10,11,12,13,14,15,16,17,18,19. 10-15мин 1. Тесты по теме: Блюда из жаренного мяса, нарезанного крупным куском. Слайд №20,21. 2. «Уберите лишнее». 3. Анаграмма. 15минут. VIII.Үй тапсырмасы VIII. Домашнее задание 1. Изучить Приготовление и отпуск блюд из жареного мяса. 2. Составить таблицу « Сроки хранения, требование к качеству и реализации блюд из жареного мяса».1. Ковалев Н.И. « Технология приготовления пищи».М., 1988г.стр. 187-191. Задание для закрепления нового материала. 1. Тестирование. 1. Ростбиф жарят, используя мясо туши: А) баранины С) конины В) свинины D) говядины 2.Способ тепловой обработки блюдо ростбиф: А) варка С) жарка В) бланширование D) тушение 3. Для появления румяной корочки, мясо во время жарки: А) взбрызгивают масло С) взбрызгивают водой В) поливают мясным соком D) делают надрезы 4. Температура жарки мяса крупным куском: А) 250ºС С) 120-150ºС В) 180-200ºС D) 200-270ºС 5. Для «Грудинки фаршированной» в качестве фарша используют: А) овощной фарш В) котлетное мясо С) каши рассыпчатые гречневая или рисовая D) грибы жареные 6. Ростбиф имеет степени прожаренности: А) 3 С) 7 В) 2 D) 5 7. «Грудинку фаршированную» при отпуске поливают: А) растопленным сливочным маслом В) мясным соком С) майонез с корнишонами D) томатным соусом 8. Для приготовления баранины жареной, мясо шпигуют: А) морковь, чеснок С) картофель В) соленые огурцы D) свекла 9. Мяса жареное крупным куском при отпуске нарезают: А) наискось В) под прямым углом С) поперек волокон D) не имеет значения 10. Ростбиф готовят, используя части туши у говядины: А) лопаточная часть В) тазобедренная часть С) покромка или грудинка D) вырезка, толстый и тонкий края 2. Зачеркнуть лишние продукты. 3. Анаграмма. анаграмма слово 1. Аургдник 1. 2. Фстрибо 2. 3. Нирагр 3. 4. Езркыва 4. 5. Анарибна 5. 6. Короок 6. 7. Еньераж 7. 8. отепрньви 8. 9. Нижубеан 9. 10. Ороскоадв 10.

infourok.ru

Открытый урок по технологии 6 класс "Казахские национальные блюда"

1

Фамилия, имя , отчество

Вейц Елена Николаевна

2

Название учреждения

ГУ «Средняя общеобразовательная школа №5 города Павлодара»

3

Должность

Учитель технологии

4

Направление

Конспект урока технологии

5

Квалификация

Высшая

6

Тема

«Национальные блюда: жент, ашыған көже, қымыз, шұбат, айран, шалап»

7

Класс

6

8

Форма проведения

Урок

9

Год проведения

2017

6 класс

Тема: «Национальные блюда:жент,ашыған көже, қымыз, шұбат, айран, шалап».

Цель урока:Ознакомить с казахской национальной кухней, с гостеприимством как отличительной чертой казахского народа, его традициями и обычаями.

Содействовать развитию воли, нстойчивости посредством решения проблемных задач,вовлечение учащихся в дискуссию.

Развитие мыслительных операций – анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать.

Воспитательная цель: Развивать ьтворческую активность, культуру поведения, уважения к обычаям и традициям народов, Воспитывать патриотизм, толерантность.

Тип урока: комбинированный

Наглядность : плакаты, посуда, скатерть сервированный дастархан, альбом «Национальная казахская кухня», подготовленные учащимися (по группам) кластеры (предварительное задание).

Методы обучения: словесные, наглядные.

Формы урока: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Приветствие, проверка подготовки к уроку.

2.Повторение.

1)Молоко каких животных употребляют в пищу?

2)Какие питательные вещества входят в состав молока?

3)Какие молочные напитки и продукты из молока вы знаете?

Работа в парах.(с проверкой)

Какие национальные блюда зашифрованы?

Ответы: жент. ашыған көже, қымыз, шұбат, айран, шалап.

Выход на тему урока. Запись в тетрадях.

3.Изучение новой темы.

Казахстан объединил под своим шаныраком людей разных национальностей, которые живут на этой земле в дружбе и согласии. И не редко их объединяет совместное застолье, праздничный дастархан. Во время дастархана люди знакомятся с национальной кухней, обычаями и традициями. Обеденным столом у казахов служил низкий круглый столик – Дастархан.

Традиционное казахское застолье начинается с молочных блюд: көже, қымыз, шұбат, айран.

Выступление первой группы учащихся о молочных блюдах.

Затем следует чай со сливками, к которому подают лепешки, бауырсаки,кытырлак,қурт,ірімшик, талқан.

Қурт – это творог, скатанный в колобки и высушенный на солнце.

Ірімшик – это жирный рассыпчатый творог.

Выступление второй группы учащихся жент, шалап.

В конце застолья подают беспармак, который является главным блюдом на торжествах. Беспармак состоит из отварного мяса, лепешек, крепкого бульона. В переводе означает пять пальцев и называется так потому, что его принято есть руками. Большое блюдо с беспармаком ставили на середину стола.

В казахском дастархане чай занимает особое место. Заваривают его в специальном фарфоровом чайнике – аккуман. Кипяток наливают в самовар. Считается,чай, заваренный из самовара, имеет особый вкус. Чай по-казахски пьют с небольшим количеством кипяченых молока или сливок.

К чайному дастархану обязательно подают мучные изделия: кытырлак, лепешки, бауырсаки. Хлеб выпекают в виде лепешек, но наибольшей популярностью пользуются бауырсаки.

Предварительное домашнее задание. Ученицы записывают рецепт приготовления дрожжевого теста для приготовления бауырсаков в тетрадь.

1 литр теплой воды

2-3 столовые ложки дрожжей, соль

Замешиваем крутое тесто. Даем отстояться 2-3 часа для подъема.

Жарим в большом количестве растительного масла или жира.

Учащиеся готовят бауырсаки дома, в тетрадях приносят отзыв родителей.

Дастархан –это не только традиции пира, но целая философия гостеприимства, семейных и общественных отношений. «Речь без пословиц, что пища без соли» - гласит казахская мудрость. Как пресно блюдо без соли, так пресна и скучна речь без пословиц и поговорок. А казахскую речь без этих произведений народной мудрости нельзя представить.

Изменив всего лишь одно слово, верните пословицам и поговоркам их прежнее звучание.

-Одна голова хорошо, а две – некрасиво. (Одна голова хорошо, а две – лучше)

-Труд человека кормит, а лень спаивает (Труд человека кормит, а лень портит)

-Скучен день до вечера. Коли делать уроки (Скучен день до вечера. Коли делать нечего)

-Кто мало говорит, тот много съедает (Кто мало говорит, тот много делает)

-Землю красит Солнце, а человека парикмахер (Землю красит Солнце, а человека труд)

4.Закрепление новой темы.

Вопросы

1.Какая тличительная черта казахского народа? (гостеприимство)

2.С чего начинается казахское застолье? (с молочных блюд)

3.Какие молочные блюда подавались? (көже, қымыз, шұбат, айран)

4.Что такое курт? (творог, скатанный в колобки и высушенный на солнце)

5.В виде чего выпекали хлеб? ( в виде лепешек)

6.Самый популярный вид хлеба у казахов? (бауырсаки).

5.Рефлексия.

6.Выставление оценок.

7.Домашнее задание: подготовить буклет, презентацию «Забытые рецепты».

infourok.ru

Конспект урока по технологии на тему "Вторые блюда казахской национальной кухни" (9 класс)

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Урока Технологии в 9 классе

Тема: Вторые блюда казахской национальной кухни.

Практическая работа № 5: Орамы.

Занятие № 9

Цель: ознакомить учащихся с вторыми блюдами казахской национальной кухни - орамы; развивать у учащихся интерес к приготовлению пищи; прививать навыки труда; воспитывать бережное отношение к продуктам питания.

Оборудование: тетрадь, ручка, технологические карты, рабочая форма, продукты и инвентарь для проведения практической работы.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Вводно – мотивационный момент

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

1. В казахской национальной кухне, как в зеркале, отразилась душа народа, его история, обычаи и традиции. С давних пор наиболее отличительной чертой казахского народа было гостеприимство. Дорогого гостя радушно встречали, усаживали на самое почетное место, угощали лучшим, что было в доме ...

В наше время застолье во многом изменило формы, но не утратило древних законов гостеприимства. Напротив, границы его раздвинулись: за дастарханом сегодня собираются не только казахи, но и многочисленные гости, живущие в большой многонациональной республике - русские, татары, украинцы, узбеки, немцы, уйгуры, дунгане, корейцы ... Прожив рядом с казахами не одно десятилетие, делясь с ними горем, хлебом и радостью, братские народы не могли не оказать влияние на кулинарное мастерство, быт и культуру казахского народа, заимствовав одновременно лучшие из его культуры и быта. Современная казахская кухня включает в себя не только традиционные казахские блюда, но и полюбившиеся блюда узбекской, уйгурской, русской, татарской, корейской и других кухонь. Именно поэтому в современной казахской кулинарии при сохранении чисто национальных черт нетрудно заметить интернациональные черточки. 

Во многом изменился набор продуктов, из которых сегодня готовится пища. Если за многовековую историю казахский народ накопил огромный опыт обработки и приготовления мясной и кисломолочной продукции, то современная жизнь пополнила этот ассортимент блюдами из овощей, фруктов, рыбы, морских продуктов, печеными, мучными изделиями и сладостями. 

И все-таки наиболее популярным продуктом в казахской национальной кухне было и остается мясо.

  1. Повторить Т.Б. при работе на кухне.

  2. Практическая работа № 5: «Орамы (мясной рулет приготовленный на пару)»

Посуда и инвентарь: большое плоское блюдо, разделочные доски ОС, МС, вилки, скалка, мантоварка, нож.

Ингредиенты:

Для фарша: 1 кг. баранины, лук-4шт., курдючное сало -100гр., 0,5ч.л. – черного молотого перца, соль по вкусу.

Для теста: муки – 500гр., воды или бульона – 0,5 пиала, яйца -2-3шт, соль - 1ч.л.

Для смазывания мантоварки: 2ст.л. растительного масла.

Технология приготовления:

  1. Приготовить фарш, добавить соль, перец, лук, тщательно перемешать.

  2. Замесить тесто согласно рецептуре. Тесто разделить ровно на 2-3 части, каждую часть раскатать в большой тонкий пласт не менее 50см в диаметре.

  3. Выложить фарш. Равномерно распределив его по лепешке, не доходя 1-2 см до края.

  4. Тесто аккуратно скатать в рулет (не надо заворачивать туго, иначе может порваться), залепить швы.

  5. Получившиеся своеобразные рулеты, выкладывать по одному на решетки мантоварки и готовить на пару 40-45 минут.

  6. Готовую орамы нарезать на крупные куски и подать с бульоном или соусом.

  7. Оформить готовое блюдо можно посыпав его рубленной зеленью, майонезом или кетчупом.

Проведение органолептической оценки блюда

4. Подведение итогов.

5. Уборка рабочего места.

6. Выставление оценок.

7. Домашнее задание: _____________________

infourok.ru

План-конспект урока 7 класс«Казахские национальные блюда».

Тема «Казахские национальные блюда».

7 класс

Цель урока: ознакомить учащихся с правилами поведения за столом, ознакомить с обычаями.

    1. Ознакомить с национальной посудой, величие национальных бдюд.

    2. Развитие навыков выразительного чтения, словарного запаса, развитие речи, равитие эстетического вкуса.

    3. Воспитание соблюдения и уважение национальных традиций, пониманию важности и роли хлеба и других продуктов.

Наглядности: пословицы – поговорки, рисунки посуды, выставка юрты, красиво иэображённый пейзаж горы, у подножия которого расположен аул.

Методы: объяснение, демонстрация, вопрос – ответ, поощрение, перессказ, разминка.

Ход урока:

Организационный момент:

      1. Good morning, children. I am very happy to say you that we are going to visit Abai’s aul today. All talented pupils, artists, axtors were invited by Abai. That is why you ll do your best to take part in this competition.

      2. Let’s go, please. Ребята подходят к экспозиции – гора , у подножия которой расположен аул и видны юрты. За юртой женщины в белых платках.

P1: Good afternoon, dear grandmothers!

P2: Good afternoon. How are you? We are very glad to see you. I am Abai’s grandmother. My name is Zere.

And I am Abai’s mother. My name is Ulzhan. We are waiting for Abai from school.

II. Now I think its high time to have a bite.

Zere: There are a lot of manners of behavior at the table.

        1. The most important traditional food is bread.

        2. It is necessary to keep silence and cleanness.

        3. Before the meals it is necessary to wash hands.

        4. There are special tables for holidays

Правила, которые соблюдаются за столом.

          1. At first it is necessary to bring bread.

          2. Don’t eat meals lying.

          3. Don’t step over meals.

          4. Не перешагивай еду. Ты не выше еды.

          5. Делись всегда едой .

III. Zere: Dear, children, take our refreshments and I am going to tell you about our traditional customs.

Ulzhan: You know, children. The main dishes of Kazakh cuisine are as follows: cooked mutton and horse – beef (beshbarmak), kuurdak (fried mutton pluck) horse – beef delicatessen (chuzhuk, kazy, karta, zhal, zhaya). You will try for our dinner. Now, let’s drink tea with milk. There are some products from cow’s milk, sheep’s milk, such as katyk, kurt, irimshik. If you wish koumiss (from mare’s milk )I ll take it our shubat.

IV. Работа с книгой.упр. 16, 69 стр.

V. Ulzhan: Now, children. Let’s have a game.

Игра: change one letter and make a new word.

Coat - bed - work - box –

Song - ski - toy - money –

Bus - wan - year - ball –

VI. Make up dialogues:

P1: I think, its high time to have a bite. I am hungry.

P2: So I am. Let’s go to the canteen.

P1: I wonder if there is anything to your taste on the menu.

P2: Oh, yes, all kinds of things. Let’s have some soup.

P1: I d like some salad to begin with. What do you say to a cup of coffee?

P2: No coffee, thanks. I prefer a glass of soda – water or a cup of tea with milk. To tea like kuimak or puff flat cakes fried on oil.

P1: All right. Here you are, please. What about tasty plov (pilaf) – (cooked of rice and mutton).

P2: Oh, no. I d like some fruit, Apples and oranges.

P1: Yes, but I am afraid you forget about the meeting of our English club.

P2: Right you are. Let’s pay for the dinner and be off.

VII. Загадки.

White water – tasty,

When you are thirsty,

Drink it (koumiss)

Беттескен қос табақ,

Ортасында бос табақ,

Көз бен шоққа ораса

Дәм піседі тамаша.

Бұл не? (таба нан)

Бір жансыздың қаны бар,

Тіл үйірген дәмі бар.

Шөлдесең іш, қанып ал.

Бұл не? (Кесе мен шай)

Домбыра, ою, пияз, доп - ball

VIII. исполняется песня «Дастарқан әні»

IXbeshbarmak. Ulzhan: dear children, our beshbarmak (horse - beef) is ready. Please, eat it. Beshbarmak which began to be served with large pieces of rolled dough. This is the sogim meat, which we had kept from winter..

X. fill in the diagram about eating in Kazakhstan.

Делаем кластер.

Food in Kazakhstan drink

XI. проверка домашнего задания.

  1. Оценивание.

  2. Домашнее задание: составить рассказ про национальные блюда, найти и приготовить пословицы – поговорки, загадки.

infourok.ru

Конспект урока на тему "Блюда Казахской национальной кухни" 9 класс

Поурочный план по технологии.

Дата: Класс: 9 Б.

тема урока: «Блюда казахской национальной кухни».

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся со вторыми блюдами казахской национальной кухни, с технологией их приготовления.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к продуктам, прививать навыки культуры труда и аккуратности, воспитывать эстетический вкус¸ внимательность. Воспитывать уважение к обычаям и традициям казахского народа.

Развивающая: развивать любознательность, расширять кругозор.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесно-наглядный, практический.

Литература: учебник «Технология» 9 класс, Интернет-ресурсы.

Оборудование: фото вторых блюд казахской национальной кухни, листы бумаги А4, книги и журналы по кулинарии.

Межпредметные связи: история, русский язык.

План

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

III. Изложение нового материала.

1. Особенности казахской национальной кухни.

2. Вторые блюда казахской национальной кухни.

IV. Практическая часть.

V. Заключительная часть.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Приветствие.

- Отметить отсутствующих.

- Проверить готовность к уроку: наличие рабочих тетрадей

- Настрой учащихся на работу.

- Доведение до учащихся плана урока.

II. Повторение пройденного материала.

1. Расскажите о классификации соусов.

2. Что нужно сделать, чтобы в готовом соусе не образовалась пленка?

3. Какие гарниры и соусы подают к отварным мясным блюдам; тушеным; жаренным?

III. Изложение нового материала.

Тема: «Вторые блюда казахской национальной кухни».

Цель: познакомить учащихся со вторыми блюдами казахской национальной кухни, с технологией их приготовления.

1. Рассказать:

Сегодня на уроке мы познакомимся со вторыми блюдами казахской национальной кухни.

Вопрос: Какие блюда казахской национальной кухни вы знаете?

Ответы учащихся.

Вопрос: Какие из перечисленных блюд относятся ко вторым блюдам?

Ответы учащихся.

Из глубин веков до наших дней сохранилась весьма своеобразная, оригинальная казахская кухня, блюда которой славятся сочностью и нежным вкусом.

Мясо - основа большинства блюд, именно мясные продукты украшают любой дастархан, по обилию мясных блюд судят о богатстве и разнообразии праздничного стола. Исстари казахская кулинария отличалась своеобразной технологией. Особенность жизненного уклада казахского народа наложила отпечаток на способы приготовления пищи.

Характерная особенность казахской кухни – преобладание мясных и мучных изделий, а также сочетаний из мяса и муки.

Наиболее распространенное мясное блюдо – бешбармак – сваренные в бульоне, баранина и куски раскатанного теста. «Бешбармак» в переводе означает «пять пальцев». Названо кушанье так потому, что его принято есть руками. Большое блюдо с бешбармаком ставят на середину стола, еда источает неповторимый аромат. Хозяин тут же разрезает мясо и подает его гостям вместе с костями. Голову барана преподносят самому почетному гостю, который отрезает от нее уши и передает молодым мужчинам, затем отделяет небо и передает девушкам. После этого уважаемый гость передает сотрапезникам отрезаемые им от головы кусочки мяса, а затем голова переходит по кругу от одного гостя к другому. Бешбармак гости запивают сорпой – крепким бульоном, налитым в большие пиалы.

Казахская кулинария славится своеобразной мягкостью и нежностью вкусовых оттенков. Она строго дозирует специи, отличается длительностью процесса варки при слабом кипении, что придаёт продукту особую сочность и мягкость.

Современный казахский стол, конечно не ограничивается одними блюдами национальной кухни. Он значительно разнообразнее по составу продуктов, поскольку наряду с мясом включает в себя рыбу, овощи, различные крупы, фрукты, консервированные продукты.

2. Рассказать:

В казахской кухне вторые блюда готовится в основном из баранины, конины, говядины, верблюжатины, иногда из птицы, дичи и рыбы. При этом их комбинируют с овощами, крупами, изделиями из муки или употребляют в натуральном виде - в виде шашлыков. Некоторые вторые блюда готовят из рыбы, овощей.

Любят казахи куырдак – жаркое из бараньей печени, легкого и мяса с картофелем.

Дать под запись:

КУЫРДАК (КАЗАХСКАЯ ПОДЖАРКА)

Нашинкованный репчатый лук и субпродукты (легкое, печень и сердце), нарезанные мелкими кусочками, обжарить с курдючным салом. Добавить немного бульона, соль, перец и тушить до готовности.

Это блюдо можно готовить также из говядины, баранины или конины.

Легкое 170, печень (говяжья) 110, сердце 60, сало курдючное 90, лук репчатый 40, перш 0,5.

ЛАГМАН

Для теста: 1 кг муки, 2 яйца, 1 чайная ложка соли, 1 пиала воды.

Для туздука: 500 г мяса, 300 г курдючного сала или жира для тушения, 300 г капусты, 3-4 луковицы, 3-4 картофелины, 1-2 моркови, 3-4 помидора, 5-6 долек чеснока, 2 болгарских перца, соль и перец - по вкусу.

Приготовленное тесто тонко раскатывают, сворачивают и нарезают соломкой толщиной 4-5 мм. Отваривают в кипящей соленой воде, вынимают, промывают в холодной воде, дают воде стечь.

Для подливы мясо и курдючное сало нарезают мелкими ломтиками, картофель - кубиками, морковь, редьку, капусту и болгарский перец - соломкой, лук - кольцами, помидоры - дольками, чеснок - рубят.

В растопленом жире пассеруют лук, кладут мясо и жарят его, пока не выделится сок.

Добавляют чеснок, картофель, помидоры, перец и морковь. Все тщательно перемешивают и обжаривают до полуготовности. Заливают водой, добавляют соль, перец, редьку и к пусту и тушат на медленном огне до полной готовности.

ПЛОВ ПО-КАЗАХСКИ

600 г баранины, 3 столовые ложки топленого жира, 3 головки лука, 5-6 штук крупной моркови, 1 пиала риса, 1 пиала сухого урюка или яблок, соль и перец - по вкусу.

В хорошо разогретый в казане жир кладут нарезанный кольцами лук и обжаривают до золотистого цвета.

Мясо, нарезанное крупными кусками, вместе с луком обжаривают до образования румяной корочки. Затем добавляют нарезанную соломкой морковь, перец и соль и жарят все до полуготовности.

Хорошо промытым рисом покрывают содержимое казана и заливают водой из соотношения: на 1 порцию риса - 1,5 порции воды. Доводят плов до кипения, прокалывая его в нескольких местах, чтобы лучше впитался жир. Сверху выкладывают мелко нарезанный урюк или сушеные яблоки и тушат не мешая на медленном огне в течение часа.

Казан с готовым пловом укутывают и дают постоять минут 10-15. После чего плов хорошо перемешивают и, выложив на блюдо, подают на стол.

IV. Практическая часть.

Раздаю учащимся дополнительную литературу. Учащиеся самостоятельно исследуют её и составляют инструкционно-технологическую карту приготовления вторых мясных блюд казахской национальной кухни на листах А4 (2-3 рецепта).

V. Заключительная часть.

Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание (читать §11 «Вторые блюда казахской национальной кухни» стр.44-47, ответить на вопросы в конце параграфа, доделать инструкционные карты).

КУЫРДАК (КАЗАХСКАЯ ПОДЖАРКА)

Нашинкованный репчатый лук и субпродукты (легкое, печень и сердце), нарезанные мелкими кусочками, обжарить с курдючным салом. Добавить немного бульона, соль, перец и тушить до готовности.

Это блюдо можно готовить также из говядины, баранины или конины.

Легкое 170, печень (говяжья) 110, сердце 60, сало курдючное 90, лук репчатый 40, перш 0,5.

ЛАГМАН

Для теста: 1 кг муки, 2 яйца, 1 чайная ложка соли, 1 пиала воды.

Для туздука: 500 г мяса, 300 г курдючного сала или жира для тушения, 300 г капусты, 3-4 луковицы, 3-4 картофелины, 1-2 моркови, 3-4 помидора, 5-6 долек чеснока, 2 болгарских перца, соль и перец - по вкусу.

Приготовленное тесто тонко раскатывают, сворачивают и нарезают соломкой толщиной 4-5 мм. Отваривают в кипящей соленой воде, вынимают, промывают в холодной воде, дают воде стечь.

Для подливы мясо и курдючное сало нарезают мелкими ломтиками, картофель - кубиками, морковь, редьку, капусту и болгарский перец - соломкой, лук - кольцами, помидоры - дольками, чеснок - рубят.

В растопленом жире пассеруют лук, кладут мясо и жарят его, пока не выделится сок.

Добавляют чеснок, картофель, помидоры, перец и морковь. Все тщательно перемешивают и обжаривают до полуготовности. Заливают водой, добавляют соль, перец, редьку и к пусту и тушат на медленном огне до полной готовности.

ПЛОВ ПО-КАЗАХСКИ

600 г баранины, 3 столовые ложки топленого жира, 3 головки лука, 5-6 штук крупной моркови, 1 пиала риса, 1 пиала сухого урюка или яблок, соль и перец - по вкусу.

В хорошо разогретый в казане жир кладут нарезанный кольцами лук и обжаривают до золотистого цвета.

Мясо, нарезанное крупными кусками, вместе с луком обжаривают до образования румяной корочки. Затем добавляют нарезанную соломкой морковь, перец и соль и жарят все до полуготовности.

Хорошо промытым рисом покрывают содержимое казана и заливают водой из соотношения: на 1 порцию риса - 1,5 порции воды. Доводят плов до кипения, прокалывая его в нескольких местах, чтобы лучше впитался жир. Сверху выкладывают мелко нарезанный урюк или сушеные яблоки и тушат не мешая на медленном огне в течение часа.

Казан с готовым пловом укутывают и дают постоять минут 10-15. После чего плов хорошо перемешивают и, выложив на блюдо, подают на стол.

Поурочный план по технологии

Дата: Класс: 9Б.

Тема: Закуски из мяса.Цели урока: 1. Обучающая - Изучить приготовление и отпуск блюд из мяса жареного крупными, порционными и мелкими кусками. Ознакомить с правилами жаренья мяса, с подбором ганиров и соусов с применением знаний и навыков полученных во время учебной практики. 2. Развивающая - Способствовать формированию специалиста умеющего связывать теоритические знания с реальной жизнью, способствовать воспитанию любви к избранной профессии 3. Воспитательная - Способствовать развитию мышления, эстетического вкуса, творческой активности, показывая слайды оформления блюд и изделий. 

Межпредметные связи 1. Организация обслуживание в предприятиях питания 2. Товароведение пищевых продуктов 3. Тепловое и механическое оборудование 4. Организация производства в предприятиях питания Литература: сборник рецептур стр.274-278, Көрнекі құралдар, жабдықтар, үлестірме қағаздар Наглядные пособия, оборудование, раздаточный материал: персональный компьютеры, экран, слайды, тесты по теме « Блюда из жареного мяса», опорный конспект – гарниры и соусы. 

Ход урока I. Организационная часть: Приветствие, готовность аудитории, студентов к уроку, проверка посещаемости - 2мин. 

II.Оқушының бірінші субъективті тәжірибесінің өзектілігі II. Актуализация первичного, субъективного опыта учащихся: При прохождении производственного обучения, вы ознакомились с приемами тепловой обработки продуктов, полуфабрикатами из мяса. Какие виды жаренья знаете? Как осуществляют жаренье основным способом? Что такое жаренье в замкнутом объеме? Какие части говядины относят к мясу высшего, первого сортов? Какие полуфабрикаты готовят из вырезки говядины? Какие полуфабрикаты готовят из толстого и тонкого краев? Назовите полуфабрикаты из баранины для жаренья крупными кусками. 5-6мин 

III. Жаңа тақырыпты оқыту уәждемесі III. Мотивирование изучения новой темы: Мы с вами знаем правила варки, сегодня изучаем правила жаренья мяса, приготовления блюд, подбор гарниров и соусов для подачи жареного мяса. Процессы, происходящие при тепловой обработке продуктов. Какие они бывают, причины их возникновения. Что такое денатурация белков мяса? За счет, какой реакции происходит образование румяной корочки? Причины потери массы мяса при жаренье. Повар должен уметь определять виды, сорта мяса, правильно подобрать приемы тепловой обработки, гарнир и соус, строго контролировать выполнение всех операции в процессе приготовления блюд и изделий. 8-10мин 

IV. Жаңа материалды зерделеу және оның меңгерілуі IV. Изучение нового материала и его усвоение План\Жоспар 1. Правила жаренья мяса – 2 способа 10мин. Для жаренья мясо подготавливают в виде крупных кусков массой 1,5 – 2кг. Крупные куски должны быть одинаковой толщины. Подготовленные куски мяса посыпают солью и перцем, укладывают на разогретый противень или сковороду с жиром так, чтобы куски не соприкасались друг с другом, обжаривают на плите при t 180-200ºС и доводят до готовности в жарочном шкафу при t 150-160ºС. Во время жарки мяса надо переодически через каждые 10-15 минут поливать выделившимся мясным соком и жиром для образования румяной корочки. При таком режиме мяса получается сочным и вкусным. Готовность мяса опреджеляют поварской иглой. В прожаренное мясо игла входит легко, а в месте прокола выделяется прозрачный сок. 2. Приготовление и отпуск блюд из мяса жареного крупными кусками. Ростбиф. Английское блюдо, ставшее интернациональным в ресторанной кухне. Приготавливается из говяжьей вырезки. Вырезку грилируют на решетке, либо тушат ее на подобье штуфата. Мясо плотно обвязывают суровой нитью, чтобы во время грилирования оно не теряло формы, поэтому ростбиф имеет форму цилиндра. Ростбиф грилированный не проваривается в центре, имеет поэтому по всей оси в середине ярко-розовый цвет свежего мяса. Поэтому для полного доведения до готовности ростбиф тушат. Едят ростбиф как горячим, так и холодным( англичане), гарнируют по-разному, в зависимости от страны. Очень часто ростбиф подают с зеленым горошком, с хреном и горчицей. Штуфат – мясо тушеное с кореньями в бульоне с пивом и обжаренное в духовке. Ростбиф жарят три степени готовности: - с кровью; - с розовым оттенком; - прожаренное до готовности Отпускают ростбиф на порцию 1- 2 куска 

Грудинка фаршированная. У грудинки вдоль реберных костей прорезать пленки. Между наружным слоем мяса и ребром прорезать пленку в виде мешка. Образовавшееся пространство заполнить фаршем и края зашить. Фарш: Сварить кашу, добавить мелко рубленое вареное яйцо, зелень, пассерованный лук. Отпускают грудинку фаршированную полив мясным соком. Буженина Готовят из окорока свинины. Окорок подвергают частичной обвалке, затем мясо распластовывают и натирают солью, перцем, чесноком. На поверхность мясо кладут сой шпика толщиной 1см, заворачивают в виде рулет, а перевязывают шпагатом и жарят. Поросенок жареный. Для этого используют поросят 2-3месячных. Подготовленного поросенка натирают солью, перцем, пяточек и ушки обкладывают тестом, поверхность смазывают сметаной и жарят. В процессе жарки поверхность периодический смазывают сметаной. Подают с соусом сметанным с хреном. Гарниры – картофель жареный из сырого, тыква, кабачки, баклажаны жареные, сложный гарнир. Баранина жареная – Седло – бараньи бок, Жиго – баранина жареная, Рулет из лопатки. Подготовленные крупные куски (окорок, корейка) натирают солью, перцем, модно шпиговать морковью, чесноком, укладывают на противень. При отпуске нарезают мясо поперек волокон по 1-2 куска на порцию, заливают мясным сочком. Такая нарезка способствует меньшей деформации куска мяса при тепловой обработке и легкому разжевыванию в готовом виде. На гарнир подают гречневую кашу, картофель жареный или отварной, фасоль в масле или в соусе. V.Өздік жұмыс V. Самостоятельная работа: Изучить историю происхождения ростбифа, бифштекса, лангета и антрекота. Гарниры и соусы к жареному мясу. 10-15мин VI. Нығайту Закрепление: Способы подачи бифштекса, филе , лангета, атрекота, ростбифа. Слайды №10,11,12,13,14,15,16,17,18,19. 10-15мин 1. Тесты по теме: Блюда из жаренного мяса, нарезанного крупным куском. Слайд №20,21. 2. «Уберите лишнее». 3. Анаграмма. 15минут. VIII.Үй тапсырмасы VIII. Домашнее задание 1. Изучить Приготовление и отпуск блюд из жареного мяса. 2. Составить таблицу « Сроки хранения, требование к качеству и реализации блюд из жареного мяса».1. Ковалев Н.И. « Технология приготовления пищи».М., 1988г.стр. 187-191. Задание для закрепления нового материала. 1. Тестирование. 1. Ростбиф жарят, используя мясо туши: А) баранины С) конины В) свинины D) говядины 2.Способ тепловой обработки блюдо ростбиф: А) варка С) жарка В) бланширование D) тушение 3. Для появления румяной корочки, мясо во время жарки: А) взбрызгивают масло С) взбрызгивают водой В) поливают мясным соком D) делают надрезы 4. Температура жарки мяса крупным куском: А) 250ºС С) 120-150ºС В) 180-200ºС D) 200-270ºС 5. Для «Грудинки фаршированной» в качестве фарша используют: А) овощной фарш В) котлетное мясо С) каши рассыпчатые гречневая или рисовая D) грибы жареные 6. Ростбиф имеет степени прожаренности: А) 3 С) 7 В) 2 D) 5 7. «Грудинку фаршированную» при отпуске поливают: А) растопленным сливочным маслом В) мясным соком С) майонез с корнишонами D) томатным соусом 8. Для приготовления баранины жареной, мясо шпигуют: А) морковь, чеснок С) картофель В) соленые огурцы D) свекла 9. Мяса жареное крупным куском при отпуске нарезают: А) наискось В) под прямым углом С) поперек волокон D) не имеет значения 10. Ростбиф готовят, используя части туши у говядины: А) лопаточная часть В) тазобедренная часть С) покромка или грудинка D) вырезка, толстый и тонкий края 2. Зачеркнуть лишние продукты. 3. Анаграмма. анаграмма слово 1. Аургдник 1. 2. Фстрибо 2. 3. Нирагр 3. 4. Езркыва 4. 5. Анарибна 5. 6. Короок 6. 7. Еньераж 7. 8. отепрньви 8. 9. Нижубеан 9. 10. Ороскоадв 10.

infourok.ru

Конспект урока на тему "Блюда Казахской национальной кухни" 9 класс

Поурочный план по технологии.

Дата: Класс: 9 Б.

тема урока: «Блюда казахской национальной кухни».

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся со вторыми блюдами казахской национальной кухни, с технологией их приготовления.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к продуктам, прививать навыки культуры труда и аккуратности, воспитывать эстетический вкус¸ внимательность. Воспитывать уважение к обычаям и традициям казахского народа.

Развивающая: развивать любознательность, расширять кругозор.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесно-наглядный, практический.

Литература: учебник «Технология» 9 класс, Интернет-ресурсы.

Оборудование: фото вторых блюд казахской национальной кухни, листы бумаги А4, книги и журналы по кулинарии.

Межпредметные связи: история, русский язык.

План

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

III. Изложение нового материала.

1. Особенности казахской национальной кухни.

2. Вторые блюда казахской национальной кухни.

IV. Практическая часть.

V. Заключительная часть.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Приветствие.

- Отметить отсутствующих.

- Проверить готовность к уроку: наличие рабочих тетрадей

- Настрой учащихся на работу.

- Доведение до учащихся плана урока.

II. Повторение пройденного материала.

1. Расскажите о классификации соусов.

2. Что нужно сделать, чтобы в готовом соусе не образовалась пленка?

3. Какие гарниры и соусы подают к отварным мясным блюдам; тушеным; жаренным?

III. Изложение нового материала.

Тема: «Вторые блюда казахской национальной кухни».

Цель: познакомить учащихся со вторыми блюдами казахской национальной кухни, с технологией их приготовления.

1. Рассказать:

Сегодня на уроке мы познакомимся со вторыми блюдами казахской национальной кухни.

Вопрос: Какие блюда казахской национальной кухни вы знаете?

Ответы учащихся.

Вопрос: Какие из перечисленных блюд относятся ко вторым блюдам?

Ответы учащихся.

Из глубин веков до наших дней сохранилась весьма своеобразная, оригинальная казахская кухня, блюда которой славятся сочностью и нежным вкусом.

Мясо - основа большинства блюд, именно мясные продукты украшают любой дастархан, по обилию мясных блюд судят о богатстве и разнообразии праздничного стола. Исстари казахская кулинария отличалась своеобразной технологией. Особенность жизненного уклада казахского народа наложила отпечаток на способы приготовления пищи.

Характерная особенность казахской кухни – преобладание мясных и мучных изделий, а также сочетаний из мяса и муки.

Наиболее распространенное мясное блюдо – бешбармак – сваренные в бульоне, баранина и куски раскатанного теста. «Бешбармак» в переводе означает «пять пальцев». Названо кушанье так потому, что его принято есть руками. Большое блюдо с бешбармаком ставят на середину стола, еда источает неповторимый аромат. Хозяин тут же разрезает мясо и подает его гостям вместе с костями. Голову барана преподносят самому почетному гостю, который отрезает от нее уши и передает молодым мужчинам, затем отделяет небо и передает девушкам. После этого уважаемый гость передает сотрапезникам отрезаемые им от головы кусочки мяса, а затем голова переходит по кругу от одного гостя к другому. Бешбармак гости запивают сорпой – крепким бульоном, налитым в большие пиалы.

Казахская кулинария славится своеобразной мягкостью и нежностью вкусовых оттенков. Она строго дозирует специи, отличается длительностью процесса варки при слабом кипении, что придаёт продукту особую сочность и мягкость.

Современный казахский стол, конечно не ограничивается одними блюдами национальной кухни. Он значительно разнообразнее по составу продуктов, поскольку наряду с мясом включает в себя рыбу, овощи, различные крупы, фрукты, консервированные продукты.

2. Рассказать:

В казахской кухне вторые блюда готовится в основном из баранины, конины, говядины, верблюжатины, иногда из птицы, дичи и рыбы. При этом их комбинируют с овощами, крупами, изделиями из муки или употребляют в натуральном виде - в виде шашлыков. Некоторые вторые блюда готовят из рыбы, овощей.

Любят казахи куырдак – жаркое из бараньей печени, легкого и мяса с картофелем.

Дать под запись:

КУЫРДАК (КАЗАХСКАЯ ПОДЖАРКА)

Нашинкованный репчатый лук и субпродукты (легкое, печень и сердце), нарезанные мелкими кусочками, обжарить с курдючным салом. Добавить немного бульона, соль, перец и тушить до готовности.

Это блюдо можно готовить также из говядины, баранины или конины.

Легкое 170, печень (говяжья) 110, сердце 60, сало курдючное 90, лук репчатый 40, перш 0,5.

ЛАГМАН

Для теста: 1 кг муки, 2 яйца, 1 чайная ложка соли, 1 пиала воды.

Для туздука: 500 г мяса, 300 г курдючного сала или жира для тушения, 300 г капусты, 3-4 луковицы, 3-4 картофелины, 1-2 моркови, 3-4 помидора, 5-6 долек чеснока, 2 болгарских перца, соль и перец - по вкусу.

Приготовленное тесто тонко раскатывают, сворачивают и нарезают соломкой толщиной 4-5 мм. Отваривают в кипящей соленой воде, вынимают, промывают в холодной воде, дают воде стечь.

Для подливы мясо и курдючное сало нарезают мелкими ломтиками, картофель - кубиками, морковь, редьку, капусту и болгарский перец - соломкой, лук - кольцами, помидоры - дольками, чеснок - рубят.

В растопленом жире пассеруют лук, кладут мясо и жарят его, пока не выделится сок.

Добавляют чеснок, картофель, помидоры, перец и морковь. Все тщательно перемешивают и обжаривают до полуготовности. Заливают водой, добавляют соль, перец, редьку и к пусту и тушат на медленном огне до полной готовности.

ПЛОВ ПО-КАЗАХСКИ

600 г баранины, 3 столовые ложки топленого жира, 3 головки лука, 5-6 штук крупной моркови, 1 пиала риса, 1 пиала сухого урюка или яблок, соль и перец - по вкусу.

В хорошо разогретый в казане жир кладут нарезанный кольцами лук и обжаривают до золотистого цвета.

Мясо, нарезанное крупными кусками, вместе с луком обжаривают до образования румяной корочки. Затем добавляют нарезанную соломкой морковь, перец и соль и жарят все до полуготовности.

Хорошо промытым рисом покрывают содержимое казана и заливают водой из соотношения: на 1 порцию риса - 1,5 порции воды. Доводят плов до кипения, прокалывая его в нескольких местах, чтобы лучше впитался жир. Сверху выкладывают мелко нарезанный урюк или сушеные яблоки и тушат не мешая на медленном огне в течение часа.

Казан с готовым пловом укутывают и дают постоять минут 10-15. После чего плов хорошо перемешивают и, выложив на блюдо, подают на стол.

IV. Практическая часть.

Раздаю учащимся дополнительную литературу. Учащиеся самостоятельно исследуют её и составляют инструкционно-технологическую карту приготовления вторых мясных блюд казахской национальной кухни на листах А4 (2-3 рецепта).

V. Заключительная часть.

Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание (читать §11 «Вторые блюда казахской национальной кухни» стр.44-47, ответить на вопросы в конце параграфа, доделать инструкционные карты).

КУЫРДАК (КАЗАХСКАЯ ПОДЖАРКА)

Нашинкованный репчатый лук и субпродукты (легкое, печень и сердце), нарезанные мелкими кусочками, обжарить с курдючным салом. Добавить немного бульона, соль, перец и тушить до готовности.

Это блюдо можно готовить также из говядины, баранины или конины.

Легкое 170, печень (говяжья) 110, сердце 60, сало курдючное 90, лук репчатый 40, перш 0,5.

ЛАГМАН

Для теста: 1 кг муки, 2 яйца, 1 чайная ложка соли, 1 пиала воды.

Для туздука: 500 г мяса, 300 г курдючного сала или жира для тушения, 300 г капусты, 3-4 луковицы, 3-4 картофелины, 1-2 моркови, 3-4 помидора, 5-6 долек чеснока, 2 болгарских перца, соль и перец - по вкусу.

Приготовленное тесто тонко раскатывают, сворачивают и нарезают соломкой толщиной 4-5 мм. Отваривают в кипящей соленой воде, вынимают, промывают в холодной воде, дают воде стечь.

Для подливы мясо и курдючное сало нарезают мелкими ломтиками, картофель - кубиками, морковь, редьку, капусту и болгарский перец - соломкой, лук - кольцами, помидоры - дольками, чеснок - рубят.

В растопленом жире пассеруют лук, кладут мясо и жарят его, пока не выделится сок.

Добавляют чеснок, картофель, помидоры, перец и морковь. Все тщательно перемешивают и обжаривают до полуготовности. Заливают водой, добавляют соль, перец, редьку и к пусту и тушат на медленном огне до полной готовности.

ПЛОВ ПО-КАЗАХСКИ

600 г баранины, 3 столовые ложки топленого жира, 3 головки лука, 5-6 штук крупной моркови, 1 пиала риса, 1 пиала сухого урюка или яблок, соль и перец - по вкусу.

В хорошо разогретый в казане жир кладут нарезанный кольцами лук и обжаривают до золотистого цвета.

Мясо, нарезанное крупными кусками, вместе с луком обжаривают до образования румяной корочки. Затем добавляют нарезанную соломкой морковь, перец и соль и жарят все до полуготовности.

Хорошо промытым рисом покрывают содержимое казана и заливают водой из соотношения: на 1 порцию риса - 1,5 порции воды. Доводят плов до кипения, прокалывая его в нескольких местах, чтобы лучше впитался жир. Сверху выкладывают мелко нарезанный урюк или сушеные яблоки и тушат не мешая на медленном огне в течение часа.

Казан с готовым пловом укутывают и дают постоять минут 10-15. После чего плов хорошо перемешивают и, выложив на блюдо, подают на стол.

Поурочный план по технологии

Дата: Класс: 9Б.

Тема: Закуски из мяса.Цели урока: 1. Обучающая - Изучить приготовление и отпуск блюд из мяса жареного крупными, порционными и мелкими кусками. Ознакомить с правилами жаренья мяса, с подбором ганиров и соусов с применением знаний и навыков полученных во время учебной практики. 2. Развивающая - Способствовать формированию специалиста умеющего связывать теоритические знания с реальной жизнью, способствовать воспитанию любви к избранной профессии 3. Воспитательная - Способствовать развитию мышления, эстетического вкуса, творческой активности, показывая слайды оформления блюд и изделий. 

Межпредметные связи 1. Организация обслуживание в предприятиях питания 2. Товароведение пищевых продуктов 3. Тепловое и механическое оборудование 4. Организация производства в предприятиях питания Литература: сборник рецептур стр.274-278, Көрнекі құралдар, жабдықтар, үлестірме қағаздар Наглядные пособия, оборудование, раздаточный материал: персональный компьютеры, экран, слайды, тесты по теме « Блюда из жареного мяса», опорный конспект – гарниры и соусы. 

Ход урока I. Организационная часть: Приветствие, готовность аудитории, студентов к уроку, проверка посещаемости - 2мин. 

II.Оқушының бірінші субъективті тәжірибесінің өзектілігі II. Актуализация первичного, субъективного опыта учащихся: При прохождении производственного обучения, вы ознакомились с приемами тепловой обработки продуктов, полуфабрикатами из мяса. Какие виды жаренья знаете? Как осуществляют жаренье основным способом? Что такое жаренье в замкнутом объеме? Какие части говядины относят к мясу высшего, первого сортов? Какие полуфабрикаты готовят из вырезки говядины? Какие полуфабрикаты готовят из толстого и тонкого краев? Назовите полуфабрикаты из баранины для жаренья крупными кусками. 5-6мин 

III. Жаңа тақырыпты оқыту уәждемесі III. Мотивирование изучения новой темы: Мы с вами знаем правила варки, сегодня изучаем правила жаренья мяса, приготовления блюд, подбор гарниров и соусов для подачи жареного мяса. Процессы, происходящие при тепловой обработке продуктов. Какие они бывают, причины их возникновения. Что такое денатурация белков мяса? За счет, какой реакции происходит образование румяной корочки? Причины потери массы мяса при жаренье. Повар должен уметь определять виды, сорта мяса, правильно подобрать приемы тепловой обработки, гарнир и соус, строго контролировать выполнение всех операции в процессе приготовления блюд и изделий. 8-10мин 

IV. Жаңа материалды зерделеу және оның меңгерілуі IV. Изучение нового материала и его усвоение План\Жоспар 1. Правила жаренья мяса – 2 способа 10мин. Для жаренья мясо подготавливают в виде крупных кусков массой 1,5 – 2кг. Крупные куски должны быть одинаковой толщины. Подготовленные куски мяса посыпают солью и перцем, укладывают на разогретый противень или сковороду с жиром так, чтобы куски не соприкасались друг с другом, обжаривают на плите при t 180-200ºС и доводят до готовности в жарочном шкафу при t 150-160ºС. Во время жарки мяса надо переодически через каждые 10-15 минут поливать выделившимся мясным соком и жиром для образования румяной корочки. При таком режиме мяса получается сочным и вкусным. Готовность мяса опреджеляют поварской иглой. В прожаренное мясо игла входит легко, а в месте прокола выделяется прозрачный сок. 2. Приготовление и отпуск блюд из мяса жареного крупными кусками. Ростбиф. Английское блюдо, ставшее интернациональным в ресторанной кухне. Приготавливается из говяжьей вырезки. Вырезку грилируют на решетке, либо тушат ее на подобье штуфата. Мясо плотно обвязывают суровой нитью, чтобы во время грилирования оно не теряло формы, поэтому ростбиф имеет форму цилиндра. Ростбиф грилированный не проваривается в центре, имеет поэтому по всей оси в середине ярко-розовый цвет свежего мяса. Поэтому для полного доведения до готовности ростбиф тушат. Едят ростбиф как горячим, так и холодным( англичане), гарнируют по-разному, в зависимости от страны. Очень часто ростбиф подают с зеленым горошком, с хреном и горчицей. Штуфат – мясо тушеное с кореньями в бульоне с пивом и обжаренное в духовке. Ростбиф жарят три степени готовности: - с кровью; - с розовым оттенком; - прожаренное до готовности Отпускают ростбиф на порцию 1- 2 куска 

Грудинка фаршированная. У грудинки вдоль реберных костей прорезать пленки. Между наружным слоем мяса и ребром прорезать пленку в виде мешка. Образовавшееся пространство заполнить фаршем и края зашить. Фарш: Сварить кашу, добавить мелко рубленое вареное яйцо, зелень, пассерованный лук. Отпускают грудинку фаршированную полив мясным соком. Буженина Готовят из окорока свинины. Окорок подвергают частичной обвалке, затем мясо распластовывают и натирают солью, перцем, чесноком. На поверхность мясо кладут сой шпика толщиной 1см, заворачивают в виде рулет, а перевязывают шпагатом и жарят. Поросенок жареный. Для этого используют поросят 2-3месячных. Подготовленного поросенка натирают солью, перцем, пяточек и ушки обкладывают тестом, поверхность смазывают сметаной и жарят. В процессе жарки поверхность периодический смазывают сметаной. Подают с соусом сметанным с хреном. Гарниры – картофель жареный из сырого, тыква, кабачки, баклажаны жареные, сложный гарнир. Баранина жареная – Седло – бараньи бок, Жиго – баранина жареная, Рулет из лопатки. Подготовленные крупные куски (окорок, корейка) натирают солью, перцем, модно шпиговать морковью, чесноком, укладывают на противень. При отпуске нарезают мясо поперек волокон по 1-2 куска на порцию, заливают мясным сочком. Такая нарезка способствует меньшей деформации куска мяса при тепловой обработке и легкому разжевыванию в готовом виде. На гарнир подают гречневую кашу, картофель жареный или отварной, фасоль в масле или в соусе. V.Өздік жұмыс V. Самостоятельная работа: Изучить историю происхождения ростбифа, бифштекса, лангета и антрекота. Гарниры и соусы к жареному мясу. 10-15мин VI. Нығайту Закрепление: Способы подачи бифштекса, филе , лангета, атрекота, ростбифа. Слайды №10,11,12,13,14,15,16,17,18,19. 10-15мин 1. Тесты по теме: Блюда из жаренного мяса, нарезанного крупным куском. Слайд №20,21. 2. «Уберите лишнее». 3. Анаграмма. 15минут. VIII.Үй тапсырмасы VIII. Домашнее задание 1. Изучить Приготовление и отпуск блюд из жареного мяса. 2. Составить таблицу « Сроки хранения, требование к качеству и реализации блюд из жареного мяса».1. Ковалев Н.И. « Технология приготовления пищи».М., 1988г.стр. 187-191. Задание для закрепления нового материала. 1. Тестирование. 1. Ростбиф жарят, используя мясо туши: А) баранины С) конины В) свинины D) говядины 2.Способ тепловой обработки блюдо ростбиф: А) варка С) жарка В) бланширование D) тушение 3. Для появления румяной корочки, мясо во время жарки: А) взбрызгивают масло С) взбрызгивают водой В) поливают мясным соком D) делают надрезы 4. Температура жарки мяса крупным куском: А) 250ºС С) 120-150ºС В) 180-200ºС D) 200-270ºС 5. Для «Грудинки фаршированной» в качестве фарша используют: А) овощной фарш В) котлетное мясо С) каши рассыпчатые гречневая или рисовая D) грибы жареные 6. Ростбиф имеет степени прожаренности: А) 3 С) 7 В) 2 D) 5 7. «Грудинку фаршированную» при отпуске поливают: А) растопленным сливочным маслом В) мясным соком С) майонез с корнишонами D) томатным соусом 8. Для приготовления баранины жареной, мясо шпигуют: А) морковь, чеснок С) картофель В) соленые огурцы D) свекла 9. Мяса жареное крупным куском при отпуске нарезают: А) наискось В) под прямым углом С) поперек волокон D) не имеет значения 10. Ростбиф готовят, используя части туши у говядины: А) лопаточная часть В) тазобедренная часть С) покромка или грудинка D) вырезка, толстый и тонкий края 2. Зачеркнуть лишние продукты. 3. Анаграмма. анаграмма слово 1. Аургдник 1. 2. Фстрибо 2. 3. Нирагр 3. 4. Езркыва 4. 5. Анарибна 5. 6. Короок 6. 7. Еньераж 7. 8. отепрньви 8. 9. Нижубеан 9. 10. Ороскоадв 10.

infourok.ru