31. Виды и способы лепки в детском саду. Лепка в детском саду


Организация лепки в детском саду, виды и особенности

Особенности лепки в детском саду

Содержание статьи

Лепка в детском саду из пластилина, глины или теста играет немалую роль в образовании и воспитании детей дошкольного возраста, она также является и разновидностью искусства.

Лепка для детей является частью изобразительного искусства, при помощи которой они отображают свои эмоции и окружающий их реальный мир. Дети передают свои ощущения мировоззрения. Чаще всего материалами детского творчества является глина, пластилин, тесто для лепки. Они являются наиболее подручными для детей по своим пластичным свойствам. Даже самый простой предмет или фигура для детей является творчеством.

Ребёнок в ходе создания своей творческой работы получает огромное удовольствие от пластичных свойств и объёмности форм используемых материалов. Ребёнок, при лепке, развивает свои конструктивные способности, глазомер и точность движения рук. Если воспитатель правильно организует занятие, то лепка для ребёнка станет любимым увлечением. Этот вид развития творческой способности у детей преследует цели не только выработать у детей определённые навыки и умения, но и в приоритете подготовить ребёнка к школе.

Лепка в детском саду используется в качестве эстетического воспитания детей. Дошкольники способны на многое, их умения зависят от знаний и навыков, а также от возрастных особенностей. Учитывая детский возраст, формы предметов и образов в их творческих решениях, значительно упрощены. Например, человек или животное имеют круглую форму головы, цилиндрические формы конечностей и туловища. В основном больше уделяется внимания мелким, второстепенным деталям: плавники, уши, хвост, нос и т.д. Основная цель ребёнка создать не точный образ, а похожий, с которым можно поиграть. Чаще всего дети выбирают для лепки образы из знакомых животных, окружающих их или образы сказочных животных из книжных картинок.

В старшем дошкольном возрасте дети уже начинают осознавать, что можно красиво слепить, а что лучше получится нарисовать или сделать из других материалов. В ходе занятий дети осваивают и другую форму лепки, когда для создания творческих работ используют природные материалы и другие подручные материалы, как для создания дополнительных аксессуаров для своих фигур, так и заменяя или дополняя основные их составляющие.

Существует три вида лепки, используемые в детских садах:

  1. Предметная лепка – ребёнок лепит отдельно взятый предмет. Для детей это удаётся порой легче, чем рисование. Здесь используется одна фигура или образ человека, животного или другого предмета, но быстрее и лучше у детей начинают получаться конструктивные или растительные предметы;
  2. Сюжетная лепка – изображение действий нескольких персонажей или персонаж и предметы. Сюжетная лепка отличается от рисования, здесь нет второго плана на плоскости, удаления с уменьшением или приближения с крупным планом.

В лепке фигуры имеют более реалистичные размеры и не зависят от плоскости. В основном дошкольники изображают пару предметных образов, находящихся в статичном состоянии. Дети ещё пока не умеют передавать в своих творениях другие состояния образов и не любят разворачивать сюжеты. Детям для игры достаточно двух персонажей, с которыми они будут играть и даже общаться. В общении двух персонажей наблюдается сюжетный эпизод, который придумывает сам ребёнок по ходу действия. Уже в ходе развития событий и приобретения большего интереса, ребёнок начинает разворачивать сюжет и обогащать его при помощи новых персонажей и предметов.

Наряду с игрой и увлечением сюжетная лепка это очень трудоёмкий процесс для ребёнка. Ребёнку предстоит слепить несколько персонажей, разместить их согласно замыслу и дополнить сюжет окружающими предметами. Это полноценная композиция, представленная на определённой платформе.

В представлении ребёнка, на начальном этапе, платформа для них обычная плоскость, на которой ставятся предметы, их не озадачивает то, как должен выглядеть низ, внимание концентрируется только на самих образах.

Эта задача стоит именно перед воспитателем любой группы детского сада. Он должен научить детей оформлять композицию целиком: и делать объёмную подставку с декоративными элементами, и логически правильно размещать предметы на подставке.

Например, на подставке вылеплен грунт, трава, цветы, норка, где живёт лиса или мышка, дерево с белкой. Композиция должна быть похожа на сюжет из сказки или окружающей реалии. Композиция это не только отдельно взятые образы, но взаимосвязь их действий между собой. Сюжетная лепка посильна только дошкольникам средних и старших групп, в связи с её многосторонним разнообразием, а для этого нужен необходимый багаж знаний и представлений.

3. Декоративная лепка – напрямую связана с эстетическим воспитанием дошкольников, так как воспитатель знакомит и учит их с творчество народных мастеров различных культур. Лепка сопровождается росписью по изделиям. Детям это не только нравится, но и расширяет их культурные знания и мир фантазий. Дошкольникам нравятся замысловатые сосуды, предметы быта, посуда с яркой краской и неповторимым внешним видом.

Старшие дошкольники, после тренировок с воспитателем способны сами создавать декоративные изделия, с которыми можно и играть и даже использовать как предметы дизайнерской мысли для украшения комнаты, или просто как сувениры.

Дети при помощи декоративной лепки учатся мыслить, планировать и создавать эскизы своих замыслов. Дошкольников надо учить видеть красоту своими глазами. Обычная солонка, кружка или ваза в руках ребёнка по замыслу и воплощению его в жизнь, могут превратиться в лебедя, растение, может стать просто декоративным произведением искусства. Обычный пластилин, глина и дополнительные аксессуары дошкольники используют для того, чтобы незаурядную вещь, превратить в нечто прекрасное. В ходе своих работ дети не только учатся лепить, но и правильно держать и использовать различные инструменты.

Помимо всех перечисленных достоинств, лепка из пластилина развивает гибкость, чувствительность и моторику пальцев ребёнка.

Оборудование и материалы для занятий лепки в детском саду

Обычно в группе детского сада используют пластилин, но возможности работы с ним ограничены. Наиболее эффективно получится использовать в творческой работе глину. Жирная глина подойдёт лучше всего. Из неё можно лепить несколько крупных объектов, создавать предметы с последующей термической обработкой, для увековечения и расписывать их красками. Пластичность глины можно регулировать водой, что облегчает детям сам труд.

В образовании практичнее использовать глину, так как пластилин предназначен для мелких изделий, а мелкие формы не способны передать полноту и чёткость линий деталей фигуры. Использование пластилина осложняет занятия с детьми младшего возраста, так как он достаточно твёрдый и для мягкости его надо постоянно разминать, а маленьким детям это не всегда под силу. Пластилиновая лепка больше подходит для детей с развитой мускулатурой пальцев рук, в более старшем возрасте 5-7 лет, однако его использование должно ограничиваться лишь в небольшом количестве занятий.

Если у детского сада достаточно бюджетных средств, то глину можно приобрести в магазине, но в сельской местности проще её накопать. Слой глины находится прямо под плодородным слоем земли, поэтому это сделать не составит особой трудности. Приготовить смесь для лепки тоже не составит никакого труда. В глину просто нужно добавить воды и размять её, а затем сложить в плотный целлофановый кулёк, и тогда рабочий материал можно хранить целый год.Для обжига глины потребуется потратиться только на муфельную печь. Потребуются и краски. Таким образом, после обработки, детские поделки превратятся в настоящие керамические изделия и сувениры. Глина сама по себе в сыром виде не является несущим материалом и для изготовления изделий потребуется запастись каркасами.

В роли каркасов могут сгодиться обыкновенные палочки или куски проволоки. Каркас необходимо делать так, чтобы была возможность его изъять из изделия после того, как подсохнет глина, иначе глина на каркасе может потрескаться при высыхании. Для вырисовывания отдельных элементов, выемок можно использовать пластмассовые ножи как в пластилине, лопатки и гвоздики. Чем лучше и удобнее организовано место для творческой деятельности ребёнка, тем качественнее получаются его работы. Обычно для рабочей поверхности используют досочки, но лучше иметь поворотный станок для удобства работы, с любой стороны, над изделием.

В конце хочется добавить, что лепка в детском саду важна дошкольникам для развития сенсорного восприятия. Дети не только должны видеть, но и осязать предметы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДУЮ ПОЧИТАТЬ

podrastu.ru

Лепка в детском саду: какая от нее польза?

Лепка — это создание объемных и рельефных образов из таких пластических материалов, как пластилин, тесто, глина, воск.

Изображения предметов в лепке является для ребенка занятием намного проще, чем рисование. Здесь он имеет дело с реальным объемом, где не надо прибегать к условным средств изображения. Легче всего дети учатся лепить предметы конструктивных и растительных форм, с большими трудностями воспроизводят фигуры человека и животных.

Занятия с пластическими материалами открывают большие перспективы для развития и обучения детей. Лепка позволяет моделировать мир и свои представления о нем в пространственно-пластических образах. Игры, упражнения и разминки развивают такие возможности:

— Мелкую моторику пальцев;

— Воображение;

— Пространственное мышление;

— Навыки ручного труда;

— Координацию движений рук.

Представленные материалы также помогают детям:

— Приобретать новый сенсорный опыт — ощущение пластина, формы, цвета и веса;

— Формировать умение планировать работу по реализации задума, предвидеть результат и достигать его, в случае потребности корректируя первоначальный замысел;

— Воплощать зрительные образы, анализируя их форму, пропорции и детали.

Лепка в детском саду: особенности обучения

Четырехлетние дети уже начинают выделять некоторые функциональные признаки предметов. У малышей чаще оказываются эстетические чувства по отношению к окружающему миру. Но, несмотря на это, им еще трудно изображать форму, они отклоняются от пропорциональных соотношений частей предметов, не умеют вполне самостоятельно применять приемы лепки. Поэтому на начальном этапе дети овладевают такими проймами лепки, как скачивание, вжимание пальцами.

Дети в средней группе работают с целым куском глины различными способами: скульптурным, конструктивным и способом комбинации.

Овладевают следующими операциями:

— Оттягивание деталей из цельного куска;

— Соединение частей путем примазывания;

Дети средней группы также приобретают новые технические умения: учатся втискивать пальцами округлую форму, плотно скрепляют части, замазывая пальцами места скреплений, защипывают края формы кончиками пальцев, создают рельефные изображения.

В конце года на занятиях по лепке дети осваивают различные способы создания образов из пластических материалов: скульптурный (из целого куска глины), конструктивный и комбинированный; осваивают операции оттягивания деталей из целого куска, соединение частей путем примазывания и прижимания; украшают изделия узорами, выполненных ними с помощью стеки и налепки.

Малыши отчетливо передают образы объектов окружающего мира, изображают типичные

признаки предметов и явлений, видят общее и отличное в похожих объектах изображения.

В процессе лепки осуществляется развитие мелкой моторики рук, умственной активности, творчества, художественного вкуса и — это качества, без которых невозможно формирование начальных основ социально активной личности. Лепить ребенку проще, чем рисовать, так как во время лепки она имеет дело с реальным объектом. На занятиях по лепке ребенок знакомится с предметом в целом (название, форма, строение, цвет, назначение), он стремится найти сходство с реальных предметов или предложенным образцов. Благодаря узнаванию полученных в лепке образов меняется характер его деятельности от случайных ассоциаций в прямой связи движений руки с графическим или пластическим изображением. Дети лепят с удовольствием людей, овощи, фрукты, посуду, животных, игрушки затем предметы, которые они создают, используются во время игр.

В процессе лепки в детском саду можно использовать различные формы работы:

  • индивидуальное исполнение задач в условиях групповых занятий;
  • выполнение задач парами;
  • выполнение задач небольшой группой;
  • коллективная работа;
  • совместная работа с воспитателем;
  • совместная работа с детьми старшего возраста;
  • самостоятельная художественная деятельность;
  • кружковая работа.

Задачами обучения лепке детей дошкольного возраста являются:

  • познакомить детей с материалами их свойствам (например, глина мягкая, хорошо мнется в руках, легко делится на кусочки и снова соединяется в шарик, из нее можно лепить)
  • изучить различные способы лепки (скатывание, раскатка, расплющивание, вытягивание, отрыв, сочетание, загибание и заточка валикообразных форм, загибание краев расплющенной формы, соединение частей и прижим (младший дошкольный возраст))
  • создавать художественный образ средствами пластического материала, передавать величину, форму, характерное строение, особенности различных предметов.
  • Создавать объемные изображения, рельефы, барельефы на пластине (с проработкой деталей стекой, пальцами), с введением в композицию нескольких персонажей, связанных сюжетом, выполнять коллективные композиции по мотивам любимых сказок (старший дошкольный возраст).

Занятия по лепке делятся на:

  1. Тематические. Тему предлагает педагог. Во время этих занятий осуществляется повторение, закрепление, изучение и усвоение нового программного материала.
  2. По замыслу. Дети самостоятельно выбирают тему, продумывают композицию, определяют последовательность работы, ищут приемы выполнения. Такие занятия являются ярким показателем уровня усвоенных детьми умений и навыков.

Важным условием при работе с пластилином является обеспечение каждого ребенка необходимым оборудованием и материалами такими как:

  1. Доска для лепки (деревянная, пластмассовая и т.д.) размером 20х25см;
  2. Влажная салфетка для вытирания рук.
  3. Детям старшего возраста для обработки изделия нужны стеки,
  4. Вода для заглаживания поверхности вылепленных фигурок. Воду лучше подавать в блюдцах.

Детей нужно рассаживать так, чтобы каждый ребенок хорошо видела образец, который лепит педагог, одновременно рассказывая о приемах работы и ее последовательность выполнения.

Занятия по лепке должны проходить в игровой форме. Во время занятия педагог должен создать приятную эмоциональную атмосферу, вызвать интерес, хорошее настроение, восторг, обеспечивая обязательное достижением успеха и положительной оценки каждому ребенку. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал уважение к своим произведениям, значимость своей работы. Поэтому чаще хвалите его за старания и не бойтесь перехвалить. Такое отношение к ребенку сегодня поможет поддерживать постоянный творческий поиск, чувствовать себя уверенным и востребованным в будущем.

Педагог должен помнить, что он должен научить ребенка лепить, а не сделать из нее скульптора. Лепка — не самоцель, а лишь средство всестороннего развития и воспитания ребенка. Обязательно нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, так как у каждого свои возможности, свои увлечения.

Народная игрушка и ее значение для творческого воспитания детей

Большое значение для эстетического и творческого развития детей дошкольного возраста имеет народная игрушка. Она разнообразна по тематике, материалами, средствами художественной выразительности, в игрушке народные умельцы отображают сцены труда и праздников, образы фольклора, птиц, животных, предметы домашнего обихода. Благодаря ей в раннем детстве малыш знакомится с искусством, у него просыпается эстетическое чутье и восприятие.

Народная игрушка очень близка детям своей образностью и формой. Ее образ — обобщенный и реалистично декоративный, как показали исследования, активно воспринимается даже самыми маленькими детьми. Это объясняется, прежде всего,  ритмичностью народной игрушки. Цвет и ритм, пластичность формы, эмоциональность росписи, обобщенность и реалистичная декоративность образа привлекает детей.

Скульптурный образ лепки состоит в том, что изделие изготавливают из одной целой грудки глины, применяя такие приемы, как вытягивание с целью продления формы (шея), оттягивание, прищипывание, разрезание стекой, сглаживания пальцами. Таким образом, лепка требует от детей четкого представления о форме, пропорции, конструктивном устройстве изображаемого.

Материал для лепки

Глина — наиболее доступный, естественный материал для занятий по лепке в детском саду. Глина встречается практически во всех местностях. Глина имеет разнообразные цвета: желто-коричневый, белый, серовато — белый, зелено-голубой, коричневый, кирпично-красный и другие.

В зависимости от имеющихся примесей глину разделяют на жирную и посную. Жирная глина пластичнее. Пластичность — это способность сохранять форму без разрывов и трещин. Поэтому глину надо проверить на пластичность: смочить кусочек водой, хорошо размять, протереть в руках и слепить бублик. Если он не потрескается, а после высыхания не раскрошится и не деформируется, это означает, что глина пригодна для лепки.

Чтобы приготовить глиняную массу, надо залить глину водой, хорошо размешать, чтобы была, как густая сметана, и оставить на сутки раскисать, или, как говорят керамисты, распускаться. На следующий день хорошо размешать, процедить сквозь сито и оставить на сутки. Она отстоится, опустится на дно. Воду надо слить, а глину немного подсушить. Готовую глиняную массу вымесить, как тесто, чтобы из нее вышел воздух, тогда во время высыхания изделия не будут трескаться. Рабочая масса должна быть умеренно влажной, не приставать к рукам, но и не быть хрупкой. Чистую, однородную глину можно хранить в целлофановых пакетах или пластмассовых ведерках.

Рельефная лепка: пример занятия в детском саду

Тема. Дождик и тучка.

Цель: пробуждать у детей сознательное восприятие объектов неживой природы, желание передавать их образы путем лепки; обучать приемам размазывания пластилина на плоскости (облако) и создания одинаковых модулей (капелек), развивать фантазию, глазомер, умение ориентироваться на плоскости, самостоятельность; воспитывать аккуратность во время работы с пластилином.

Оборудование: изображение облака с дождем; образец; картон 8 × 10 см; брусок пластилина (синий, черный, голубой или фиолетовый цвета) салфетка; дощечка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог предлагает детям представить, что они дождевая туча. По команде «дождик» дети начинают двигаться на цыпочках; на словах «дождик льет» — идут быстрым шагом; по команде «идет ливень» — бегут.

Мотивация

Маленький зайчик совсем недавно родился. Он выглянул с домика — и что-то неожиданно намочило его носик. И здесь зайчонок впервые в жизни увидел серебряные ниточки капель. Что же это его так удивило, дети? (Дождик.) Зайчик долго пробовал капельки на вкус и не мог понять, откуда они берутся. А вы, ребята, знаете? (С облачка.) Какие вы молодцы! А вы знаете, что бывает солнечный дождик? Он льется, корда светит солнышко, а он, как слепой, его не замечает и капает через солнечные лучи. Как вы думаете, как он называется? (слепой) Как называют очень сильный дождь? (Ливень). А еще, дети, есть дождик, после которого начинают расти грибы. Догадайтесь, как он называется. (Грибной.) А какой показалась зайчику тучка, как вы думаете? (Синего, черного, голубой, фиолетового цвета). Попробуем изобразить ее с помощью пластилина!

Разминка для рук «Дождь»

Дети, повторяя за взрослым, имитируют дождь:

— Мелкий дождик (малыши едва барабанят пальчиками по столу)

— Ливень (малыши барабанят пальчиками с большей скоростью и интенсивностью)

— Сильный ливень (капли становятся тяжелее, скорость движения пальцев увеличивается).

Практическая работа:

  1. Решите, какого цвета будет ваша облачко. Найдите пластилиновый брусок такого же цвета.
  2. Отщипните от бруска кусочек пластилина величиной с фасоль.
  3. Размажьте кусочек в верхней части картонного прямоугольника.
  4. Предайте пластилиновому брусочку форму облака, круглую и неровную.
  5. Отщипните от остального пластилина несколько кусочков размером с зернышко и скачайте их в маленькие шарики.
  6. Разложите шарики на листе под облаком. Указательным пальчиком немного растяните шарики с небольшим уклоном (наискосок) так, чтобы получились дождевые капельки.
  7. Посчитайте свои капельки. Сколько их получилось?

Для проведения занятий по лепке в детском саду советуем вам изучить популярные методические пособия по этой теме.

detskiisadik.ru

31. Виды и способы лепки в детском саду.

Во время занятий лепкой в детском саду существуют определенные задачи для воспитателей: воспитание детского творчества, обучение детей изобразительным и техническим умениям, развитие интереса к этому виду деятельности. Также лепка в детском саду имеет особое содержание. Практически всегда дети, в отличие от скульпторов, лепят не живых существ, а окружающие предметы. Ведь чаще всего дети лепят не объект эстетического наслаждения, а предмет, с которым после можно играть. При надлежащем обучении и наставлений воспитателя дети в процессе лепки используют стеку, осознанно производят подбор каркаса и употребляют их для соединения разрозненных элементов и для передачи специфических особенностей формы. Виды лепки в детском саду:

• предметную;

• сюжетную;

• декоративную.

Предметная лепка в детском саду предназначена для воссоздания отдельных предметов. Дети с увлечением лепят фигурки людей и животных. Только быстрее всего они овладевают изображением предметов растительной и конструктивной формы. В связи с этим фактом перед воспитателями детского сада появляется задание обучить детей способности изображать ключевую форму предметов в лепке и наиболее яркие, свойственные им признаки.

Сюжетная лепка в детском саду сопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями.

Воспитателю необходимо обучить детей умению изготавливать плотную, довольно объемную подставку и логично, красиво распределять предметы на ней. Это даст возможность успешно выполнить задачу создания композиционного сюжета.

Декоративная лепка в детском саду. Знакомство малышей с народным прикладным искусством является одним из способов эстетического воспитания, в процессе познания различных его видов, в частности и мелкой декоративной пластики народных умельцев, дети могут приобрести много полезных навыков. Хорошо и с удовольствием малыши лепят бусы и другие украшения для кукол, изготавливают декоративные сосуды: подставки для яиц, солонки и вазы для небольших весенних цветов, подносы и стаканы для ручек и карандашей. Декоративная лепка в детском саду способствует обучению детей предварительному обдумыванию темы работы, созданию заранее эскиза в качестве рисунка, обучает условно подбирать роспись и форму предмета. В процессе работы над декоративной пластинкой дети обучаются правилам обращения с инструментом, различным приемам лепки, а что более важно — красивому декоративному наполнению пространства.

32. Виды аппликации. Способы создания аппликационных работ.

Аппликация – один из самых доступных и понятных видов детского творчества. Ведь аппликация развивает моторику у детей, мышление, эстетический вкус и воображение. Кроме того, любой вид аппликации поможет вашему ребёнку изучить своими тактильные ощущения, особенно, если вы будете работать с различными видами аппликаций, и будете брать для своих поделок не только бумагу, но ткань, крупу, засушенные листья и цветы. Виды аппликации бывают.

Аппликация из бумаги - самый привычный способ сделать красивую детскую поделку.

Аппликации из семян и круп. Арбузные, тыквенные и кабачковые семечки лучше не выбрасывать, а немного подсушить и в дальнейшем использовать для создания чудесных аппликаций. Прежде всего, сам материал – крупа или семечки. Кроме того, вы можете сочетать разные крупы и семена и сделать довольно сложную оригинальную аппликацию. Ещё нужны карандаши или же фломастеры, лист бумаги или кусок картона, ватман и клей – лучше всего для наших целей подойдёт ПВА. Сначала на ватмане или картоне нужно сделать рисунок с помощью фломастеров или карандашей, потом те места рисунка, на которых должна быть крупяная аппликация нужно щедро промазать ПВА, а затем посыпать выбранной крупой.

Аппликации из соломки. Солома - известный поделочный материал. Игрушки из соломки и плётёнки, коврики и сумочки уже давно заняли свою нишу в прикладном искусстве. А об аппликации из соломки не знает только ленивый – ведь наверняка в каждом доме есть хоть одна рамочка или шкатулка, украшенная соломкой. Для того, чтобы работать с соломкой, нужно её подготовить должным образом – то есть, собрать в нужное время, затем отварить для получения гибкости и просушить. После этого необходимо срезать «узлы» соломки. После соломку разрезают и проглаживают утюгом для того, чтобы материал получил глянцевый, почти зеркальный блеск. Для того, чтобы получить различные оттенки соломы, нужно срезать её на различных стадиях зрелости – чем моложе солома, тем она светлее. Некоторые моменты работы должны выполнять только взрослые, но дети вполне могут вам помогать.

Аппликации из сухих растений. Работая с сухими растениями, можно сделать аппликации на природную тематику – деревья из соцветий, грибы и яблоки из листьев. Такие занятия способствую развитию детского творчества, фантазии и моторики. Просто соберите понравившиеся вам листья, цветочки. Соцветия и засушите их , переложив свежей зеленью листья старой и ненужной книги. Сохнут в таком виде примерно неделю – полторы. Но если очень хочется сделать аппликацию немедленно после сбора растений, то процесс сушки растений можно ускорить, взяв два листа газетной бумаги и положив между ними заготовки. Стоит только пару раз прогладить собранные материалы утюгом, и они будут готовы к работе.

Аппликации из ваты и тополиного пуха. С помощью аппликаций из ваты или же тополиного пуха можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить пух растений, облака – простор для фантазии весьма широк. Из маленьких ватных катышков можно выложить пуделя и барашка, из истончённых и разорванных кусков ваты - облака, из ватных дисков можно делать цыплят и цветы, снеговиков. Вату можно подкрасить акварелью либо гуашью, и тогда простор для творчества и фантазии увеличится в несколько раз.

Выбор для аппликации очень широк – можно использовать пуговицы, спички, мох, высушенный ягоды, бумагу, пенопласт, крышечки от бутылок, кусочки цветных стаканчиков от йогурта, пластилин, фольгу, специи, вырезки из журналов и газет, пряжу и многое другое.

studfiles.net

Лепка в детском саду

Под словосочетанием лепка в детском садуобычно имеется в виду изобразительная деятельность, в ходе которой дети производят отображение предметов окружающей действительности, делают элементарную скульптуру, используя при этом глину или пластилин.

Процесс создания детьми даже самых элементарных скульптур всегда имеет творческий характер. Так, шарообразный комочек глины малышу представляется мячиком, яблоком или апельсином, а замкнутый глиняный столбик - рулем или баранкой. Также в ходе работы с глиной или пластилином ребенок обретает эстетическое наслаждение, наблюдая ее пластичность, объемность форм, вырисовывающиеся в процессе лепки.

Кроме этого занятия лепкой в детском саду знакомит ребенка с различными свойствами глины и пластилина, с объемной формой, построением и пропорциями объектов, у него формируется точность движений и глазомер, развиваются конструктивные навыки. Если данный вид творчества правильно организован, то лепка в детском садуможет стать излюбленным занятием детей.

Задачи, содержание и виды лепки в детском саду

Во время занятий лепкой в детском саду существуют определенные задачи для воспитателей: воспитание детского творчества, обучение детей изобразительным и техническим умениям, развитие интереса к этому виду деятельности.

Также  лепка в детском саду имеет особое содержание. Практически всегда дети, в отличие от скульпторов, лепят не живых существ, а окружающие предметы. Ведь чаще всего дети лепят не объект эстетического наслаждения, а предмет, с которым после можно играть.

При надлежащем обучении и наставлений воспитателя дети в процессе лепки используют  стеку, осознанно производят подбор каркаса и употребляют их для соединения разрозненных  элементов и для передачи специфических особенностей формы.

Виды лепки в детском саду

Для занятий с детьми применяются три вида лепки:

  • предметную;
  • сюжетную;
  • декоративную.

Предметная лепка в детском саду предназначена для воссоздания отдельных предметов. Дети с увлечением лепят фигурки людей и животных. Только быстрее всего они овладевают изображением предметов растительной и конструктивной формы. В связи с этим фактом перед воспитателями детского сада появляется задание обучить детей способности изображать ключевую форму предметов в лепке и наиболее яркие, свойственные им признаки.

Сюжетная лепка в детском саду сопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями.

Воспитателю необходимо обучить детей умению изготавливать плотную, довольно объемную подставку и логично, красиво распределять предметы на ней. Это даст возможность успешно выполнить задачу создания композиционного сюжета.

Чаще всего сюжетом для лепки служат эпизоды из окружающей обстановки, отдельные эпизоды некоторых сказок, повествований. Выразительность сюжетным композициям придает не только то, как умело дети изображают форму, но и то, как они объединяют фигуры в одну композицию изображением действия.

Декоративная лепка в детском саду. Знакомство малышей с народным прикладным искусством является одним из способов эстетического воспитания, в процессе познания различных его видов, в частности и мелкой декоративной пластики народных умельцев, дети могут приобрести много полезных навыков. К примеру, красивые собранные формы, представляющие зверей, кукол, птиц с обусловленной красочной росписью, веселят детей и позитивно влияют на формирование их художественного вкуса, обогащают детские суждения и фантазию.

Хорошо и с удовольствием малыши лепят бусы и другие украшения для кукол, изготавливают декоративные сосуды: подставки для яиц, солонки и вазы для небольших весенних цветов, подносы и стаканы для ручек и карандашей. Такие изделия могут обладать формой листьев, зверей, цветов, их можно красочно расписать гуашью и ангобами.

Декоративная лепка в детском саду способствует обучению детей предварительному обдумыванию темы работы, созданию заранее эскиза в качестве рисунка, обучает условно подбирать роспись и форму предмета. К примеру, солонка в форме цветка, крылья жука или птицы расписываются геометрическим или растительным орнаментом. В процессе работы над декоративной пластинкой дети обучаются правилам обращения с инструментом, различным приемам лепки, а что более важно - красивому декоративному наполнению пространства.

Пример занятия лепкой в детском саду

Тематическое занятие лепкой в детском саду "Курочка" во второй младшей группе.

Целью таких занятий является обучение детей лепки домашних птиц – курочки, прочно и логично соединяя меж собой детали. Сопутствующей целью является закрепление приемов лепки (шар, овал),  скатывания пластилина меж ладонями. В ходе занятий происходит развитие творчества детей, желания самостоятельно дополнять работу добавочными деталями, формировать доброжелательное отношение к различным животным.

Для занятия понадобиться: пластилин, игрушка курочка, стеки, вода, дощечки, тряпочки.

В ходе занятия воспитатель показывает деткам предварительно заготовленную игрушку курочки со словами: «Посмотрите, какая красива курочка пришла к нам на занятие, но ей очень одиноко самой, давайте, слепим ей много друзей-курочек».

Затем обращается внимание на то,  из каких частей состоит курочка: голова, хвост, клюв, туловище и крылышки.

Вначале необходимо разделить на 2 части пластилин. Одна часть используется для лепки головы и туловища, другая понадобиться для изготовления хвоста и клюва. Для формирования туловища необходимо  взять кусочек пластилина и скатать его ладошками, таким образом, изготавливается пластилиновая колбаска. Чтобы создать голову необходимо скатать шар или овал, затем прочно соединить его с туловищем, сглаживающим движением пальцев, с использованием при этом воды. После этого совместно с детьми нужно найти на туловище место, где у курочки находиться хвост, затем надо  прищепнуть и слегка расплющить пластилин. Таким образом, получится хвостик. В окончании работы, на голове немного оттягиваем пластилин, для образования клюва. Специальным стеком рисуются глаза и крылышки курочки. Работа готова.

 

www.gorodnaneve.com

Лепка в детском саду

Конспект урока по дисциплине:

«Методика обучения детей изобразительной деятельности»

«Лепка в ДОУ. Ее виды»

Тема: "Лепка в детском саду"

Количество часов: 2 часа.

Тип урока: лекция с элементами беседы.

Задачи:

1) познакомить учащихся с новым видом изодеятельности - лепкой, ее особенностями, видами, способами.

2) показать значение лепки для развития творчества детей.

3) учить студентов устанавливать межпредметные (с педагогикой,психологией) и внутрипредметные связи (лепки с рисованием, со скульптурным жанром искусства).

4) развивать у учащихся умение конспектировать учебный материал, вступать в диалог с педагогом (задавать вопросы, отвечать на вопросы педаго­га).

5) воспитывать культуру поведения на уроке, интерес к урокам мето­дики изодеятельности.

План:

1.Лепка как прообраз скульптурного жанра изобразительного искусства.

2.Сенсорные основы лепки.

3.Оборудование и материалы для занятии лепкой.

4.Способы, приемы и виды лепки.

5.Значение лепки для развития творчества детей.

Литература;
  1. "Лепка в детском саду" Н.Б.Халезова, Н.А.Курочкина, Г.В.Пантюхина М, "Просвещение", 1986
  2. "Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию" под редакцией Т.С.Комаровой М., 1991
3)"Лепка в начальных классах" Н.М.Конышева М., "Просвещение" 1985.

Ход урока:

Организационный момент

Тема нашего урока - "Лепка в детском саду". Запишите тему в тетрадях. Запишите, пожалуйста, также и план - он написан на доске:

1. Лепка как прообраз скульптурного жанра изобразительного искусства.

2. Сенсорные основы лепки.

3. Оборудование и материалы для занятий лепкой.

4.Способы, приемы и виды лепки.

5 Значение лепки для развития творчества детей.

Рассмотрим первый вопрос нашей темы. Изобразительное искусство имеет место в жизни детей дошкольного возраста. В соответствии с возможно­стями детей - дошкольников оно представлено в упрощенном варианте.

Лепка как вид изодеятельности детей является прообразом скульптурного жанра изобразительного искусства. Какие виды изобразительного искусства вы знаете?

Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную дея­тельность детей, в процессе которой они создают элементарную скульптуру, используя глину или пластилин.

Известно, что конечная цель любого вида изобразительного искусства - воплощение образа (в живописи, в графике, в скульптуре). Особенность скульптурного жанра, а значит и лепки как примитивной его формы, состоит в созда­нии образа с помощью объемной формы. Это и есть язык лепки (как цвет явля­ется средством выразительности в живописи, так объем - средство выразитель­ности в лепке). В результате обучения дети дошкольного возраста могут быть подведены к созданию выразительного образа.

Главная задача изобразительного искусства заключается в переводе эмоциональных ощущений, чувственных переживаний на язык изображения – язык линий и форм - иными словами, важно не то, что изображает искусство, а как это изображает. Вообще, любое искусство имеет целью отразить духовный человека.

Поэтому важной задачей при обучении детей изодеятельности, и в частности лепке, является обучение ребенка художественному мышлению. Надо учить ребенка художественно мыслить, т.к. важнейшим фактором художественного процесса является художественно - образное мышление (т.е. мышление посредством художественных образов) - запишите это. Что это такое? Это мышление, которое обрабатывает данные ощущений, отражает существенные стороны объективного мира и способно проверить истинность отражения. Но образное мышление еще не искусство. Наша задача - подвести детей к искусству как к форме деятельности. Искусством оно становится, когда воплощается образ, материализуется. Т.е. важен и результат воплощения ребенком задуманного образа в предмет материального мира. Отсюда важно обучать ребенка способам воплощения этого образа, т.е. обучение технике (технические и навыки) - запишите это. Вам все понятно по 1-му вопросу? Тогда перейдем ко 2-му.

Зашипите: лепка как создание объемных форм имеет под собой сенсорную основу (т.е. ощущение и восприятие предметов путем перцептивных действий). Для того, чтобы слепить предмет, ребенок должен знать, какой этот предмет (как он выглядит, какого он размера, какой формы). Рассмотрим сенсорные лепки. Здесь 2 вида восприятия играют ведущую роль - запишите – зрительное и осязательное.

Иван Михайлович Сеченов (отец русской физиологии) говорил, что при восприятии предмета глазами необходимо сопровождать его «мышечным чувством». т.е. движениями рук - обследовательскими действиями (это первый и закон восприятия). Поэтому не случайно то, что дети стремятся все потрогать.

Для того, чтобы лепить, ребенок должен знать свойства предмета (объем, форму, структуру), которые легче познаются при непосредственном осязании предметов (зрительного восприятия ребенку недостаточно).

Иными словами, ребенку необходим чувственный опыт, на основе которого он будет лепить. Поэтому педагог должен организовать активное обследование ребенком предметов перед лепкой.

В этом процессе - запишите – можно выделить 4 этапа:

1 – ый этап - это организация восприятия предмета в целом. Она включает последовательное и непрерывное движение пальцев и глаз, начиная с верхней точки вниз по главным характерным линиям. Положение предмета всегда фиксировано (левая рука держит предмет, правая его обследует, предмет может стоять на столе неподвижно).

2 - ой этап - обследование предмета рукой и взглядом сопровождается анализом частей и определением их свойств (форма, величина, пропорции), движения пальцев определяют соотношение и пространственное взаимоотношения частей.

3 – ий этап - выделение более мелких частей предмета и установление их формы, пространственного положения по отношению к основным частям.

4 – ый этап - повторное целостное восприятие предмета. Общее заключительное руки и взгляда сверху вниз позволяет объединить данные, полученные чувственным путем в целостный образ. Распознается структура материала (надавливанием на поверхность предмета). При обследовании предмета перед лепкой важно направить внимание детей предмета (расчленение целого на части) и синтез (объединение свойств и качеств предмета в целостный образ). Сначала ребенок рассмотреть и обследовать предмет по частям (голова, туловище, лапы, - у медведя), а потом обобщить эти части в целостный образ. Обследовать предмет ребенок должен руками (мы об этом уже сказали).

Нужно обучать детей обследовать предмет, правильно называть действия совершаются при обследовании (погладить, надавить, прокатить, предмет круглой формы, обвести по контуру, подержать на руке, тяжелый ли он).

Запишите: обучение обследованию предметов нужно начинать уже с двух лет, т.к. именно в этом возрасте начинает закладываться сенсорный опыт ребенка. Маленьких детей двух - трех лет мы учим воспринимать предмет в целом, а также выделять некоторые свойства, самые характерные (величина, цвет, размер).

Детей четырех - пяти лет уже знакомят с сенсорными эталонами (вы говорили о них на уроках педагогики). Поэтому дети уже осознанно выделяют форму и величину предмета, они уже последовательно воспринимают предмет, могут выделить свойства (мягкость, твердость, массу, характер поверхности).

В 6 лет ребенок обследует предмет в системе, а в 7 лет лепит предмет без осязательного обследования, с опорой на зрительный анализ (т.к. уже сенсорный опыт).

Таким образом, налицо динамика развития у ребенка обследовательских, которая имеет место при правильной организации сенсорного воспитания.

Для того чтобы занятия лепкой были успешны, чтобы ребенок мог с помощью объема воплотить художественный образ, развитие умений обследовать предметы должно занимать большое место в работе воспитателя, т.к. – запишите – сенсорные основы лепки обуславливают специфику овладения ею ребенком дошкольником.

Переходим к рассмотрению 3-го пункта нашего плана. Какие материалы и оборудование используются для занятий лепкой? Запишите: самыми распространенными материалами являются пластилин и глина. Чаще дети лепят из пластилина, т.к. подготовка глины требует специальных условий, времени и усилий. В этом есть свои недостатки и преимущества. Глина как материал немного выразительнее пластилина, она более пластична, работы из глины более художественны. Также глиняные изделия после обжига можно раскрашивать (т.е. работа над созданием поделок из глины ведется в несколько этапов).

Пластилин прост в приготовлении к работе. Он разноцветный, его легко можно использовать много раз. Но зато работы из пластилина не так выразительны, т.к. пластилин менее пластичен, требует хорошего развития мелких мышц руки (иногда ребенку трудно раскатать пластилин и разделить его на части). Поэтому пластилин перед занятием желательно разогреть, чтобы он был мягче. Также цвет пластилина может отвлекать детей от главного – создания формы предмета. Поэтому методически глина считается основным материалом для работы с детьми. Как подготовить глину вы прочтете в книге "Лепка в детском саду" автор Халезова, Курочкина (кому интересно, тот прочтет сам). Запишите: выбор материала для занятий лепкой зависит от возраста де­тей. В младших группах дети лучше работают с глиной, а в старшем возрасте, когда моторика рук и произвольное внимание хорошо развиты, можно использовать цветной пластилин. Глина со старшими детьми используется как материал для создания поделок тематики народных промыслов с дальнейшей роспи­сью (например, дымковская игрушка). Запишите: оборудование для занятий лепкой также зависит от возраста детей. Важно правильно организовать занятие, подобрать подходящий материал и оборудование, чтобы занятие было успешным.

Дети лепят за столами или партами. В младших и средних группах перед лавкой на столы кладется клеенка (или бумага). Доску для лепки в этом возрас­те использовать нецелесообразно, т.к. после занятия дети этого возраста не в состоянии еще очистить эту доску от налипшего пластилина.

В младших группах всю подготовку к занятиям лепкой' проводит воспитатель (дети помогают). Пластилин или глина дается каждому ребенку индивидуально перед занятием или после первой части занятия (сюрпризный момент, объяснение, показ способа действия). В старших группах дети готовятся к занятиям лепкой самостоятельно: подготавливают к работе пластилин, размещают на столах доски, тряпочки для вытирания рук, воду, если предстоит работа с глиной (чтобы макать руки)

Запишите: для проработки мелких деталей (глаза, нос, пуговицы, складки одежды) используются стеки. Стеки можно давать детям со средней группы, мелкие детали приобретают для ребенка особую значимость и стека перестает быть опасным предметом в руках ребенка. В младших группах работа со стекой может проделываться воспитателем после окончания изготовления детьми поделок (он может сделать надрезы, углубления, которые еще недоступны ребенку этого возраста). Ребенок привыкает к использованию этого предмета на занятиях лепкой.

Очень важно продумать организацию места, где будут находиться детские работы (обычно это делается в раздевалке для показа родителям). Каждая работа должна быть подписана и стоять на отдельной подставке (можно использовать крути из картона или маленькие пластмассовые блюдца).

Главная цель всего этого - показать ребенку уважение к его работе, что его труд ценится, индивидуально каждого. Здесь же проявляется важность и необходимость дифференцированной индивидуальной оценки работы ребенка, т.к. каждый ребенок стремится к индивидуальной оценке. Важно сказать хоть несколько слов, но о каждой работе. Самое главное здесь - открыть коммуникативный канал - общение с ребенком по поводу его работы.

Это касается не только лепки, а вообще любого вида изобразительной деятельности ребенка. И еще - ни в коем случае дети не должны видеть, как уничтожаются их работы. Это самый верный путь к снижению мотивации изодеятельности, а мотивация деятельности очень много значит для ребенка. Это всем понятно? Хорошо.

Теперь поговорим о способах и приемах лепки.

Запишите: существует 3 способа лепки:

1) конструктивный (или по частям) - когда сначала лепятся отдельные формы, а потом из них конструируется предмет (например, снеговик). Этим способом лепят дети младших и средних групп.

2) комбинированный –когда какая - то часть поделки делается из целого куска пластилина, а какие -то части добавляются отдельно (например, котик, слон). Это самый распростра­ненный способ в средней группе.

3) скульптурный способ - лепка из целого куска, подобно тому, как создается скульптура. Этим способом лепят дети старших и подготовительных групп.

Запишите: основные приемы лепки:

- примазывание (голова к туловищу) – прищипывание (защипывание)

- оттягивание (вытягивание)

-раскатывание

-скатывание

-сплющивание У всех разное мнение насчет количества приемов лепки, вам достаточно уз­нать эти. Приемам лепки детей обучают постепенно, для каждого способа лепки характерны свои приемы (для конструктивного - примазывание, рас­катывание, скатывание и др.), для комбинированного - то же самое, для скульптурного вытягивание и работа со стекой).

Запишите: в работе с детьми дошкольного возраста используются 3 вида лепки (по характеру создания поделки): предметная, сюжетная и декора­тивная.

Считается, что предметная лепка дается ребенку проще всего, т.к. лепит­ся 1 отдельный предмет (или несколько однородных предметов: несколько неваляшек, несколько яблок). Основная задача предметной лепки - научить ребенка изображать в объеме основную форму предметов и наиболее яркие признаки. Предметная лепка - прерогатива младшего возраста.

Когда ребенок научился лепить отдельные предметы, он может объеди­нить несколько различных предметов в сюжет. Но дети не стремятся к изо­бражению развернутого предмета, т.к. обычно динамика воображаемого действия происходит на мыслительном и речевом уровне.

Сюжетная лепка сложнее предметной, т.к. требует от ребенка большого объема работы, вылепливания каждого предмета, расположения предметов (т.е. композиционных умений), дополнения деталями. Также для сюжетной лепки ребенок должен уметь пользоваться разными приемами лепки. Поэтому занятия лепкой по сюжету проводятся только в старших и подготови­тельных группах. Сюжетом для лепки могут служите эпизоды из реальной жизни, содержание сказок, рассказов, стихов, мультфильмов и т.д.

Для сюжетной лепки важно изображение ребенком действия (в основном дети лепят героев сюжета в статичном состоянии и тут же начинают играть с ними).

Основные задачи при обучении сюжетной лепке следующие:

1) учить де­тей задумывать и изображать лепные композиции из 2 — 3 предметов:

2) учить творчески подходить к решению сюжета;

3) учить использовать во время лепки знание формы, пропорций предметов, свои наблюдения, раз­личные приемы лепки. Давайте это запишем.

В искусстве предметного мира (это 3-ий вид искусства) как подвид выделяется декоративное искусство - это искусство украшения. В работе с детьми детского сада используется "синтез 3-х искусств" (это я так называю - это не надо записывать): народное искусство (хохлома, дымка, гжель), декоративное и прикладное (чашки, ложки, поварешки).

Лепка может быть декоративной - запишите. Декоративность – это эсте­тическая категория, это все, что связано с украшением. Декоративная лепка в детском саду основана на знакомстве детей с народно - прикладным ис­кусством (народные промыслы - каргопольская игрушка, дымковская игрушка).

Основная задача декоративной лепки - запишите - научить ребенка создавать предметы декоративного характера на основе имеющихся знаний о народно - прикладном искусстве, т.е. важно научить ребенка приемам ук­рашения (составление орнаментов, узоров).

Декоративная лепка в полном смысле этого слова доступна лишь детям 7 года жизни, но начинять «учение можно со среднего возраста, когда ре­бенок способен понять принцип элементарных декоративных украшений (рассматривание изделий народных промыслов, прорисовывание элементов узоров, лепка простейших форм).

Создание предметов по мотивам народных промыслов объединяет 2 вида изодеятельности: лепку и рисование: создание лепной формы и роспись, поэтому на занятиях рисованием надо знакомить детей с росписью предме­тов народно - прикладного искусства, с разными видами узоров. Один из видов работы по декоративной лепке - создание детьми декора­тивных пластин. Дети учатся обращаться с инструментом, различным приемам лепки, а главное - красивому декоративному заполнению про­странства. Эта работа проводится на нескольких занятиях, т.к. строится в несколько этапов: сначала картонная пластинка покрывается пластилином, затем на нем делается рисунок стекой, затем по рисунку выкладывается лепной орнамент и последний этап - роспись пластин. Переходим к последнему вопросу нашей темы. Скажите, что такое твор­чество на ваш взгляд? Запишите: творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Оно может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. . Психология исследует процесс, механизм протекания акта творчества, а философия рассматривает вопрос о сущности творчества, который по - разному поднимался в разные истори­ческие эпохи.

Запишите: творческая деятельность протекает в трех фазах:

1) сознатель­ная работа, особое деятельностное состояние, подготовка к озарению новой идеей.

2) бессознательная работа над проблемой (на уровне подкорковых центров больших полушарий головного мозга).

3) переход бессознательного в сознательное (вдохновение), в результате чего в сферу сознания проникает идея в виде замысла.

Рассматривая творческий процесс с точки зрения теоретической деятельности Леонтьева, можно выделить, запишите себе, следующие его этапы: замысел – воплощение – результат. Для ребенка самым важным этапом является этап воплощения, т.е. сам процесс деятельности, а часто не результат.

Любая изобразительная деятельность, будь то рисование, лепка или аппликация, способствует развитию творчества ребенка, т.к. специфика этих занятий состоит в воплощении художественных образов.

Психологи утверждают, что творческая активность является способом разрешения духовных конфликтов. Иными словами, творчество ребенка – это проекция его личностных проблем

(многие психодиагностические материалы основаны на анализе продуктивных видов деятельности ребенка – особенно рисования). Поэтому очень важно развивать и поощрять творчество ребенка, способствовать возникновению у него новых творческих замыслов.

Существует специальный вид занятий, направленный на развитие твор­чества детей - лепка по замыслу. Эти занятия требуют от детей наличие представлений, образов окружающей действительности и технических уме­ний и навыков, для реализации задуманного. Цель этих занятий: развитие творческих способностей ребенка, умения воплотить художественный об­раз в материале, донести свой замысел до окружающих. Но и в процессе тематических занятий лепкой воспитатель должен давать детям творческие задания, которые способствовали бы развитию у детей творческих способ­ностей (украшение предметов деталями, вылепливание нескольких одно­родных предметов, создание сюжета вокруг одного предмета - воображае­мый сюжет).

Большую роль в развитии творчества детей играет воображение. Чем бо­гаче воображение ребенка, тем более творческой будет его лепка, это по­нятно: яркость и обилие образов зависит от возможности придумывать но­вое на основе имеющегося опыта. Поэтому развитие воображения детей -одна из важных задач воспитателя. Этому способствует предварительная работа перед занятиями изодеятельностью: рассматривание предметов и иллюстраций, наблюдения в природе, чтение художественной литературы, слушание музыки и т.д., т.е. все то, что помогает создать в сознании ребен­ка новые образы.

Известно, что на возникновение образов у ребенка влияют эмоции. В лепке, как и в рисунке, ребенок отражает свои эмоции. Поэтому нужно стремиться, чтобы отрицательные, негативные эмоции, если они есть у ре­бенка, нашли выход в деятельности, связанной с воображением, тогда они потеряют свое влияние на ребенка.

Запишите: основные задачи развития детского творчества в лепке:

  1. развивать интерес к лепке.
  2. учить создавать форму предмета на основе восприятия действительно­сти путем обследования и на основе самостоятельных поисков.
  3. подводить к использованию и комбинированию вылепленных форм.
  4. учить детей самостоятельно задумывать тему для лепки, пользуясь впе­чатлениями от окружающего.
  5. учить детей проявлять инициативу в поиске форм, способов лепки.
Говоря о творчестве в лепке, нельзя не сказать о важности

технического момента. Мало знать, что ты хочешь воплотить (т.е. замысел - об­раз), надо знать, как его воплотить (способы деятельности, т.е. технические умения и навыки). Чем больше технических приемов знает ребенок, тем более самостоятельный и творческий характер приобретает его лепка. Вообще, твор­чество в любой деятельности, будь то лепка, танец или кулинарное искусство -показатель высокого уровня освоения человеком этой деятельности, т.к. оно требует самостоятельного использования всего того, что было ранее усвоено -в процессе занятий этой деятельностью.

Вот все, что я хотела вам сказать по теме "Лепка в детском саду". Есть ли у вас вопросы? Пожалуйста, задавайте.

Домашнее задание: по учебнику Н.Б. Халезовой изучить тему «Скульптура. Что такое скульптура. Виды скульптур». Привести примеры монументальной скульптуры в нашем городе, с которыми мы можем познакомить детей.

gagago.ru

Лепка в детском саду

Дошкольный возраст – самый пластичный, «впитывающий» и творческий. В это время ребенок в полной мере осваивает речь, получает знания о мире, развивает мелкую и общую моторику. Кроме того, именно дошкольники считаются самыми творческими натурами. Они фантазируют, выдумывают, творят на уровень выше, чем взрослые люди. Поэтому все виды изобразительной деятельности актуальны и важны в дошкольном возрасте.

Одним из видов изобразительной деятельности является лепка. Лепка развивает у ребенка мелкую моторику, что благотворно сказывается на развитии речи, помогает усвоить малышу цвета и формы, поддержать в нем творческое начало. Кроме того, работа со всеми пластичными материалами помогает снять психологическую нагрузку, оказывает положительное влияние на эмоциональный фон малыша. А еще это весело и интересно!

Лепка в детском саду делиться на предметную, сюжетную и декоративную.

Предметная лепка появляется на занятиях в детском саду самой первой. Дети учатся лепить простые объекты и предметы: животных, людей, мебель, посуду. Наряду с освоением мастерства лепки, малыш познает что-то новое о живой и неживой природе. Например, изображая животных и людей то, какие части тела у них есть. Кроме того, ребенок обогащает свой словарный запас, а также усваивает обобщающие понятия: мебель, посуда, животные.

Сюжетная лепка появляется немного позже. Это достаточно сложный вид изобразительной деятельности, так как требует от малыша серьезных интеллектуальных усилий. Ведь необходимо продумать сюжет, составить план действий (какие детали и фигуры необходимо слепить), расставить все элементы в нужной композиции, а еще соблюсти пропорции предметов. Дети лепят по сюжетам сказок и небольших рассказов, затем учатся связно рассказывать о своем сюжетном изображении. Это развивает плавную, развернутую речь, творческие способности.

Декоративная лепка связана с выполнением заданий на изготовление и украшение различных предметов. Она формирует эстетический вкус малыша, творческие способности, знакомит с народными промыслами. Так как в декоративной лепке много мелких деталей (в орнаментах, узорах), то она активно развивает тонкие и точные движения пальцев малыша. Это стимулирует речевые центры мозга, подготавливает руку к письму. Дети лепят и украшают посуду, изготавливают сувениры, украшения.

Немного о материалах, с которыми работают дошкольники. Классически, малыши работают с пластилином, который имеет ряд преимуществ и недостатков. Он достаточно тугой материал, требует сильных пальцев и хорошего согревания перед лепкой. Не все дети охотно лепят из пластилина. Альтернативой ему может служить соленое тесто. Оно более пластично, хорошо соединяется в местах стыков, при засыхании не теряет форы, а наоборот – становиться твердым и не портится. В лепке также используются различные природные или бытовые материалы: шишки, семена, листья, спичечные коробки, трубочки, стаканчики.

Лепка – это удивительное занятие, которое в, казалось бы, простом действии несет многофункциональную развивающую нагрузку. При этом те положительные эмоции, которые испытывает ребенок во время лепки, помогают усвоить новое весело и без особого труда. Главное подобрать правильный сюжет и создать атмосферу игры на занятии по лепке.

Читайте также:

bobrmama.by

Особенности лепки в детском саду

Современные образовательные программы для дошкольных учреждений в обязательном порядке предусматривают занятия по изобразительному искусству, которые включают в себя работу детей с карандашами, красками, цветной бумагой и пластическими материалами.

Практически все малыши относятся к занятиям лепкой с большим интересом и любовью, а особенной популярностью у них пользуются уроки лепки, проходящие в детском саду.

Лепка в детском саду.

Работая с пластическим материалом, дети могут в полной мере воплотить в жизнь свои фантазии. Ещё одним огромным плюсом таких занятий является развитие мелкой моторики рук ребёнка.

Подобрать материал, который подойдёт для творчества вашего ребёнка, в наши дни не представляет никакой трудности.

В современных магазинах представлен широкий выбор материалов для лепки, предназначенных для детей дошкольного возраста, рассчитанных на любой бюджет.

При выборе пластических материалов для детского творчества родители должны обязательно обратить внимание на то, насколько безопасными они являются, удостовериться в наличии у продавцов сертификатов на эту продукцию.

Кроме того, для лепки можно использовать не только материалы, приобретённые в магазине, но и сделанные своими руками из соли, муки и воды (так называемое солёное тесто).

Занятия по лепке в дошкольных учреждениях имеют свои особенности в зависимости от возраста малышей, поэтому при выборе материала для лепки нужно обращать внимание на то, насколько он пластичен и мягок.

Дети из старших групп могут начинать работать с детской глиной для лепки. Хотя она отличается большей плотностью, чем пластилин, форму изделий держит лучше.

Ребятишкам из ясельных групп с ней работать будет сложно, поскольку для их пальчиков она слишком упругая. А для детей 4-6-летнего возраста эта задача вполне по силам.

Работы, вылепленные из глины.

Более того, от работы с глиной они получают огромное удовольствие.

Глину можно использовать для предметной лепки, делая из неё людей, животных, сказочных героев, машинки.

Тут простор для фантазии неограничен. Выполненные из глины изделия быстро отвердевают, после чего можно приступать ко второму этапу работы с глиной – к раскрашиванию получившихся фигурок.

Нужно помнить, что дети, посещающие ясельные и младшие группы детского сада, ещё находятся в том возрасте, когда всё хочется попробовать в полном смысле слова «на зубок». Поэтому для них в качестве материала для лепки лучше всего подойдёт солёное тесто, приготовленное из натуральных продуктов.

Для детей младшего возраста лепка полезна тем. что развивает мелкую моторику.

Готовые детские работы из этого теста сушат, либо просто оставляя их на открытом воздухе, либо помещая их в духовой шкаф (температура должна быть низкой).

После того, как они высохнут, можно приступать к раскрашиванию.

Пластилин — универсальный материал, с которым могут работать дети всех возрастных групп в детском саду. Его можно использовать для лепки во множестве вариантов. Подходит он для сюжетной и предметной лепки, можно его использовать и при нетрадиционной лепке, комбинируя с другими материалами для детского творчества.

Дети всегда с удовольствием работают с пластичными материалами, поэтому увлечь их этим процессом не составит большого труда.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

mammypage.ru