Конспект логопедического занятия в старшей группе по развитию речи "Деревья осенью". Конспект логопедического занятия деревья
Конспект логопедического занятия "Лес. Деревья"
Подгрупповое логопедическое занятие по развитию связной речи
На тему: Деревья. Лес.
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о лесе и деревьях.
Задачи:
Образовательные:познакомить с названиями деревьев: береза, дуб, клен, рябина; обогащение словаря по теме: «Лес. Деревья»; образование прилагательных от существительных.
Коррекционные: развитие общей и мелкой моторики, слухового восприятия, выработка устойчивой воздушной струи.
Воспитательные: воспитание бережного отношения к родной природе.
Оборудование: предметные картинки по теме: «Деревья. Лес», сенсорная дорожка, программный комплекс «Игры для Тигры», песочный стол.
Ход занятия
I.Организационный момент.
1.Коммуникативная игра «Поздоровайся, дружок!».
Дети входят в сенсорную комнату и встают в круг.
Бегали, ходили,
Озорными были,
А как встали в кружок,
Поздоровайся, дружок!
Дети садятся на пуфики.
2.Беседа.
Здравствуйте ребята, к нам пришло письмо. Пишет его Лесовичок. Давайте прочитаем что в нем написано. «Дорогие ребята, здравствуйте! Я Лесовичок- хранитель леса. Охраняю я лес от людей, которые не ценят и не берегут лес. Оставляют мусор, жгут костры, вырубают и ломают деревья и кустарники. Я очень надеюсь, что вы этого делать не будете. Ведь без леса, без деревьев нам не прожить. Помните это! Прошу вас, относится к лесу бережно!»
II.Основная часть
3. Введение в тему.
Правильно ребята, лес и деревья – друзья всего живого на земле. Скажите, а что же такое лес? Лес- это место где растет много деревьев. Деревья на нашей планете бывают самых разных видов. Лес, ребята, - это богатство нашей Родины- России. Лес, такой красивый и нарядный во все времена года, дарит всем окружающим свежий и чистый воздух, богатый кислородом, который так необходим людям и животным. Лес является домом для зверей и птиц. Плоды разных деревьев кормят животных и птиц.
Сегодня мы с вами поговорим о лесе. И тема нашего занятия «Лес».
4.Отгадай загадки.
Ребята, мы знаем, что в лесу растет много деревьев. А вот какие деревья растут в лесу, мы узнаем, когда отгадаем загадки.
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.(береза)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок-
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
Сучки рогатые, плоды крылатые,
А лист- ладошкой, с длинной ножкой. (клен)
Весною зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (рябина)
Давайте попробуем найти картинку с деревом, которое вы назвали, у меня на столе и прикрепим ее на доску.
(дети называют деревья, находят картинку дерева, которое называет и прикрепляют на доску)
5.Опиши дерево.
Посмотрите сколько деревьев в нашем лесу.
Береза- гладкий белый тонкий ствол с черными пятнами, тонкие ветки, опущенные вниз, треугольные листья.
Дуб- толстый ствол и ветки, листья овальные, есть желуди.
Клен- ствол темно-серый, листочки похожи на растопыренную ладошку.
Рябина- ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.
6. Сенсорная дорожка.
Ребята, вам нравится гулять в лесу? (ответы детей)
А теперь давайте представим, что мы прогуляемся с вами по лесным дорожкам.(Дети ходят по сенсорной дорожке под музыку и проговаривают стихотворение)
Друг за другом мы идем
И ничуть не устаем.
Поднимаем ножки
На лесной дорожке.
Левой раз, правой раз,
Посмотрите вы на нас.
Всем в лесу на удивленье
Разные растут деревья:
Распустила ветви-косы
Белоствольная береза.
Дуб раскинул свои ветви,
И не страшен ему ветер.
Шелестят листвой деревья,
Словно разговор ведут,
Руки-ветви распустили,
Птичек в гости пригласили.
7. Слуховая гимнастика.
Давайте закроем глаза и послушаем звуки леса.
Дети закрывают глаза и слушают звуки леса.
Ребята, какие звуки вы слышали в лесу? (пение птиц, шум листьев, дуновение ветра)
8. Дыхательная гимнастика (игры для Тигры)
Давайте по очередиподуем на одуванчик.
Дети дуют на одуванчик.
9. Артикуляционная гимнастика
10.Игра «С какой ветки детки».
Давайте поиграем в игру. Найдите, с какого дерева упаллисточек, и назовите его.
Лист с березы (какой?)… березовый
Лист с дуба (какой?) …дубовый
Лист с рябины (какой?)…рябиновый
Лист с клена (какой?)…кленовый
( на доске висят картинки деревьев, дети поднимают с пола листок и находят, с какого дерева он упал)
Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.
11.Пальчиковая гимнастика «В лесу»
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы пошли в лесок гулять.
Этот пальчик - по дорожке. сжимают и разжимают кулаки
Этот пальчик - по тропинке,
Этот пальчик - за грибами.
Этот пальчик - за малинкой.
Этот пальчик птиц увидел.
Птицы с шумом улетели, встряхивают кистями
С ним играть не захотели. сжимают и разжимают кулаки
12. Рисование на песке.
Давайте нарисуем на песке листочки, которые вы нашли, но сначала вспомним правила рисования на песке.
Дети вспоминают правила и рисуют на песке листочки.
13. Правила поведения в лесу. А вы знаете как нужно вести себя в лесу?
1.Не разоряйте птичьигнезда.
2.Нешумите в лесу.
3.Не разжигайте костры в лесу.
4.Не оставляйте мусор в лесу.
Запомнили как нужно себя вести в лесу.
III. Итоги занятия
Давайте с вами вспомним, какие деревья мы с вами встретили, гуляя по лесу. Повторяйте за мной движения. (дети изображают деревья)
Могучий дуб – руки к плечам, пальцы сжать в кулаки.
Стройная береза – руки подняты вверх, кисти рук слегка наклонены в стороны.
Клен – кисти рук скрещены вверху над головой, наклонены вперед
Молодцы, ребята, замечательно изобразили деревья.
Сегодня мы побывали в лесу. Вспомнили, какие деревья растут в лесу. Вспомнили правила поведения в лесу. Я уверена, Лесовичок может быть спокоен, вы будем к лесу относиться бережно. А чтобы вы не забыли правила поведения в лесу, вот вам дом. задание. Вам надо раскрасть рисунок.
Конспект логопедического занятия по лексической теме "Деревья"
14 Сен 2010 Автор EkaterinaЛогопедическое занятие лексическая тема : «Деревья»
Коррекционно-образовательные цели. Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать слова-антонимы; закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме.
Коррекционно-развивающие цели. Развивать слуховое внимание и память , артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением листьев разных деревьев.
Ход занятия:
I. Сядет тот кто назовёт- какая осенью бывает погода?( холодная, ветряная, тёплая, солнечная, пасмурная, серая, скучная, грустная)
II.1. Чтение стихотворения
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки.
О чём это стихотворение? ( о дереве.)
2. Беседа о деревьях
— Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.
— Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.)
— Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.)
— Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах, и т.д.)
— Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)
Логопед рассказывает о каждом дереве.
БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы.
СОСНА — ствол толстый, стройный, коричневый, вместо веток иголки.
РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.
ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.
ИВА — ствол темно-зеленого цвета, листья зеленые, осенью желтеют, по форме листья ивы продолговатые.
КЛЕН — ствол у клена темно-серый, диет имеет форму звездочки.
ОСИНА — ствол у осины серый, листья по форме круглые.
Ствол у ели, сосны, лиственницы — коричневого цвета. У елки ствол зеленого цвета. Все хвойные деревья имеют маленькие овальные шишечки. У ели и сосны шишки крупные, а у лиственницы — маленькие.
3. Физкультминутка
Мы вокруг березы
Весело пойдем, Дети становятся в круг и идут,
Руки вверх поднимем, поднимают,
Покружимся слегка. кружатся,
И подбросим листья
Вверх под облака. делают движения подбрасывания.
4.Общая артикуляционная гимнастика( см. картотеку)
5. Подбор слов-действий
Деревья — качаются, стоят, шумят, растут.
Листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.
6. Подбор слов-признаков
Логопед показывает картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагает детям найти такой же.
— Лист клена. Лист какой? — Кленовый.
— Лист березы …
— Лист липы …
— Лист тополя …
Как называется явление в природе, когда падают листья? (Листопад.)
8.Дидактическая игра «Скажи ласково»
(дождь, туча, дерево, ствол, лист, почка, ветка, листопад)
9. Штриховка
III. Итог занятия
Логопед предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии, какие задания оказались интересными? Оценка детей.
Автор: Пермякова Татьяна
Рекомендую прочесть:
Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 484 статей.Предыдущий материал из рубрики - Конспекты логопедических занятий:
Конспект логопедического занятия по теме деревья
Тема: Деревья
Цель: Активизация словаря по темам «Деревья».
Угадай загадки о деревьяхДети отгадывают и показывают картинки
Активизация словаря
Упражнение «Разноцветные листочки».
Логопед убирает с наборного полотна картинки и ставит на стол корзинку с листьями.
Л о г о п е д. По дороге в детский сад я набрала целую корзинку листьев. Посмотрите, какие они красивые, резные, разноцветные. Выберите по одному листочку, скажите, с какого он дерева, какого цвета.
1 -й р е б е н о к. Это оранжевый лист клена.
Логопед. Правильно. Это оранжевый кленовый лист.
2-й ребенок. А у меня желтый лист березы.
Логопед. Верно. Это желтый березовый листок.
3-й ребенок. Я взяла красный лист осины
Пополнение пассивного словаря относительными прилагательными.
Упражнение «Осенние листочки».
Логопед предлагает детям встать около стульчиков.
Логопед. Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте ее от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились и воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.
Упражнение выполняется три-четыре раза по команде логопеда. Логопед следит за тем, чтобы дети не надували щеки и не поднимали плечи.
Дети дуют на листочки
Развитие длительного плавного выдоха.
Упражнение «Каштаны».
Логопед достает ведерко с каштанами и предлагает детям взять по два каштана в ведущую руку.
Логопед. Давайте вспомним упражнение «Каштаны». Держите каштаны крепко, катайте их вокруг друг друга, старайтесь не уронить.
Каштаны в ладошке я крепко держу,
Каштаны в ладошке кручу и кружу.
Я ловко катаю каштаны в ладошке,
Они убегают, как мышки от кошки
Развитие тонкой моторики и ловкости. Расширение и активизация словаря прилагательных.
Раскрась осеннее дерево
Дети раскрашивают деревья
Итог
Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже, составление простых предложений и распространение их прилагательными).
Развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.
infourok.ru
Конспект интегрированного занятия «Деревья». Старшая группа.
Название: Конспект интегрированного занятия «Деревья» Номинация: Детский сад, Занятия логопеда, Старшая группа Автор: Блинова Елена Анатольевна Должность: воспитательМесто работы: МКДОУ Детский сад комбинированного вида № 15 «Березка»Месторасположение: обл. Ивановская г. Родники
Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе по теме: «Деревья».
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Продолжать знакомить детей со строением дерева, его характерными особенностями.
- Закрепить умение детей различать деревья по стволу и по листьям.
- Формировать представление о «хвойном» и «лиственном» деревьях.
- Продолжать обогащать связную речь; поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения на поставленный воспитателем вопрос.
- Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, справа — слева).
- Учить рисовать ветки берёзы.
Развивающие задачи:
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику пальцев рук.
- Развивать умение общаться в доброжелательном тоне, высказывать согласие или несогласие с ответом товарища.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость при познании окружающего мира.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
- Продолжать воспитывать аккуратность при работе красками. Материал: иллюстрации деревьев, кора деревьев, сухие листья, «мультимедийка», рисунок берёзы, рисовальные принадлежности.
Ход занятия.
1.Раздаётся звонок мобильного телефона.
Н: — Алло! Это детский сад?
В:- Да. А кто звонит?
Н: — Это я Незнайка. Попросите, пожалуйста, ребят помочь мне отгадать загадку.
В: — Ребята, идите скорее сюда. Звонит Незнайка, он просит вас помочь ему отгадать загадку. Поможете? Тогда слушайте внимательно.
Н: — Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. ( дерево)
В: — Что же это такое? Как вы думаете? Скажите погромче, чтобы Н. услышал.
Н: — Спасибо! До свидания.
В: Ребята, а вы знаете деревья? Посмотрите как много у меня деревьев.(выставляю картинки деревьев). Отгадайте, о каком дереве я загадала загадку (могучий, сильный, крепкий – дуб; белоствольная, кудрявая – берёза; колючая, вечнозеленая – ёлка.) О каком дереве я не загадала загадку?
2. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Посмотрите внимательно и скажите, какое дерево здесь лишнее и почему. Объясните свой выбор.
2варианта:
1 берёза – потому что у неё белый ствол;
2 ель – потому что у неё иголки, а не листья.
Оба варианта правильны. Ребята, если на дереве растут листья, то как мы его называем? (лиственным). А у ели вместо листьев иголки. Их называют по-другому хвоя. И дерево с иголками ель – хвойное дерево. Скажите все вместе.
3. Ребята, деревья бывают разные: ствол у деревьев может быть и толстым и тонким, и тёмным и белым. Деревья бывают и с листьями, и с иголками. Но все же у всех деревьев много общего. А убедится в этом, нам поможет волшебный экран.
Мультимедийка «Строение дерева»
-Ребята, какая часть дерева появилась на экране? (корни). Почему мы их не видим у дерева?( потому что они под землёй ).
У каждого дерева есть корни. У одних они уходят глубоко в землю, у других расположены неглубоко и раскинуты во все стороны.
-Ребята, как вы думаете, для чего дереву нужны корни? Корни не только удерживают дерево, но и забирают из почвы, растворённые в ней питательные вещества и минеральные соли.
-Ребята, а как называется эта часть дерева? (ствол). Ствол дерева сверху покрыт корой. Она может быть гладкой, а может быть шершавой. Потрогайте, какая кора. А чем ещё она может отличаться? (цветом) Правильно. Она может быть светлой или тёмной взависимости от породы и возраста дерева. Чем дерево старше, тем кора темнее.
-Ребята, а зачем дереву нужна кора? Она, как одежда человека, защищает дерево от морозов и от жарких солнечных лучей. Ребята, как вы думаете, что сейчас появится на экране? Что ещё есть у дерева? У каждого дерева есть ветви и листья. Они образуют крону дерева. А какое сейчас время года? Какого цвета крона осенью? Подул осенний ветер, подхватил осенние листочки и начался листопад. Вокруг себя повернись и в листочек превратись.
4. Физ. минутка.
Листья, словно бабочки, «летают»
Кружатся, порхают, «кружатся»
И крыльцо, и лавочку «приседают»
Листья осыпают.
Листопад, листопад «кружатся»
Осыпает старый сад.
5.Работа за столами.
Ребята, давайте выложим из наших листьев «Осенний ковёр»- возьмите правой рукой жёлтый лист клёна и положите его в центр салфетки. Справа – лист дуба, слева кленового листа – лист рябины, Сверху над кленовым листом – лист липы, снизу под жёлтым кленовым листом – красный кленовый лист.
Ребята, посмотрите, правильно ли вы выложили осенний ковёр. Кто выполнил задание правильно, похлопайте в ладоши и подойдите ко мне.
6. Ребята, угадайте, какое дерево здесь спряталось.
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет.
В шубке белой – зимой,
Вся в серёжках – весной.
Сарафан зелёный – летом.
В день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит.
Золотистый плащ — шуршит.(берёзка)
Выставляется картинка « Берёзка».
7.Пальчиковая игра
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья
Красный, жёлтый, золотой
Как хорош ты лист цветной.
Чем отличается берёза от других деревьев? (стволом) Правильно. Ствол у берёзки белый, с чёрными крапинками. А ещё — расположением веток. Покажите куда растут веточки у деревьев? (вверх), а у ёлочки – вниз. А у берёзки – плакучие веточки: сначала вверх, а потом вниз. Давайте покажем. Вот какие красивые берёзки.
Сегодня мы с вами будем учиться рисовать плакучую берёзку. Стволы у деревьев мы с вами уже учились рисовать. Давайте вспомним. Покажите ручками: рисуем ствол, потом веточки берёзы: вверх и вниз, вверх и вниз плавно. Молодцы. Ребята, скажите, а как можно быстро нарисовать листву берёзки? (тычком). Правильно. Краску для листвы набираем на жесткую, сухую кисточку немного и делаем несколько пробных тычков на бумаге.
8. Самостоятельная деятельность.
9. Итог. Посмотрите, какие замечательные берёзки у нас получились, настоящая берёзовая роща. Ребята, скажите чем занимались? Что запомнилось? Что понравилось? Что было трудно?
скачать презентацию
portal2011.com
Конспект логопедического занятия в старшей группе по развитию речи "Деревья осенью"
КГКОУ Красноярский детский дом "Родничок", г. Красноярск, Красноярский край
Цели:
- Развитие связной речи;
- Развитие мелкой моторики.
Задачи:
- продолжать углублять знания детей об осени;
- учить выделять характерные признаки;
- активизировать и обогащать словарь детей прилагательными по теме занятия;
- закреплять названия оттенков цветов;
- закреплять названия геометрических фигур;
- развивать мелкую и общую моторику;
- воспитывать усидчивость, навыки сотрудничества, интерес к занятию;
- воспитывать любовь к природе и заботливое отношение к ней;
- Формировать ответственное отношение к выполнению задания.
Активизация словаря: осенний лист, листопад, кленовые, рябиновые, березовые, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Предварительная работа: наблюдение за погодой на прогулке.
Оборудование: геометрические фигуры (тропа), наглядный материал (аппликация дерева), осенние листья (березовый, рябиновый, кленовый, тополиный), цветная бумага, клей.
ХОД УРОКА
Л. – Дети, сегодня к нам в группу пришло письмо, я его без вас открывать не стала. Давайте откроем его вместе и прочитаем. "Приглашаю в гости, посмотреть каким стал красивым осенний лес. Мишутка", но перед тем как отправиться в путь, давайте вспомним:
Беседа об осени.
Л.– Какое сейчас время года?
Д.– Осень.
Л. – А как вы думаете каким стал осенний лес?.
Л. – Чем может пахнуть в осеннем лесу?
Л.– Что можно услышать?
Л.– Какие осенью листья на деревьях?
Д.– Желтые, красные, оранжевые
Л. – Как можно назвать одним словом желтые, красные, оранжевые листья? Какие они? /Разноцветные/ (проговаривание хором и индивидуально)
Л. – Отправляемся в лес по необычной тропинке. Из чего наша дорожка?
Д.– Из фигур.
Л. – Из каких фигур? Назовите одним словом.
Л. – Геометрических фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник).Ребята, что можно делать в лесу? А чего нельзя делать?
Д. – В лесу можно гулять (отдыхать, слушать пение птиц, собирать грибы и ягоды).Пальчиковая гимнастика
Л.– Раз, два, три, четыре, пятьБудем листья собирать, Листья березы, листья рябины,Листики тополя, листья осины,Листики дуба мы соберемВ группу осенний букет принесем.
Игра "Чего в лесу много?"
Л. – давайте скажем чего в лесу много. Например: "В лесу много грибов. В лесу растут грибы".Гриб — грибы — много грибов;Ягода — ягоды – много ягод;Дерево — деревья — много деревьев;Лист – листья — много листьев;
Л. – Посмотрите, сколько у меня здесь листьев. А вы знаете с каких деревьев они упали?
Д. –Да.
Л. – Возьмите в руки любой один листок и скажите с какого дерева он упал.
Д. – (берут листок и называют с какого дерева он упал). (лист упал с березы, значит лист какой? березовый)
Л.– Как называется явление в природе, когда падают листья? (Листопад.)А теперь давайте вспомним все, что говорили о деревьях. /Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые./
Л.– А давайте сейчас попробуем сделать аппликацию осеннего дерева из цветной бумаги, различного цвета и отправим эту поделку Мишутке на память. Как вы думаете чем занят сейчас Мишутка?
Дети совместно с логопедом выполняют аппликацию осеннего дерева из цветной бумаги, закрепляя оттенки цветов (бордовый, коричневый, оранжевый, желтый, красный).
Итог занятия
Л. – Что вам сегодня понравилось на занятии? Вы все сегодня были молодцы, отвечали правильно на все вопросы. А сейчас до свидания.
kssovushka.ru
Конспект логопедического занятия "Деревья и кустарники весной" для детей старшего дошкольного возраста с заиканием - Логопеду - Дошкольное образование - Методическая копилка - Международное сообщество педагогов "Я
Тема занятия: Деревья и кустарники веснойЗадачи:• развитие силы и продолжительности выдоха;• развитие слухового внимания и памяти, логического невербального мышления;• развитие пальчиковой моторики и координации общих движений;• развитие лексической и грамматической стороны речи;• воспитание любви к окружающей природе, навыков самоконтроля.Оборудование: лесные часы с изображением всех времен года, картинки деревьев и кустарников, цветы для поддувания, листья разного цвета, стихотворный материал.Ход занятия1. ОргмоментЛогопед и дети приветствуют друг друга шепотом.– Ребята, сегодня мы с вами будем говорить тихо, тихо – шепотом, потому что в нашей комнате с этого момента начнут происходить разные чудеса.2. Развитие логического мышления, временных представлений- Попробуйте отгадать, кто эти чудеса принес с собой.
1) Я раскрываю почки,В зеленые листочки.Деревья одеваю,Посевы поливаю.Движения полнаЗовут меня… (весна)2) Тает снежок,Ожил лужок,День прибывает,Когда это бывает? (весной)
- Да, это весна. Значит мы стрелку на наших лесных часах поставим на весну. А кто мне назовет весенние месяцы? (март, апрель, май)3. Развитие продолжительности выдоха- В нашей последней загадке оживал лужок весной. Пусть оживет и наш с вами лужок. (Дети встают в круг)- Самые первые цветы появляются именно весной. Возьмите каждый по цветочку и сдуйте их на луг. Плечи не поднимаем, щечки не надуваем.4. Психогимнастика. Мышечная релаксация по контрасту с напряжением- Вот какая красивая полянка стала. Посмотрите внимательно, что недалеко от полянки растет? (Деревья и кустарники)- Посадили люди осенью саженцы, маленькие, хрупкие. Дули на их цветочки ветра холодные, поливали их дожди сильные. Когда наступила зима, деревца и кустики уснули, так как по их стволам перестал двигаться сок. Отдыхали они три долгих месяца – декабрь, январь, февраль. Но вот наступила весна, выглянуло солнышко, саженцы расправили свои веточки и потянулись к солнцу. Деревца выросли высокие, а кустарники остались низкие, но их веточки вытянулись и окрепли.5. Развитие лексической стороны речи (антонимия)- Давайте скажем, чем отличаются деревья от кустарников.высокие – низкиеодин ствол – много стволовветви толстые – ветки тонкиекора толстая – кора тонкая6. Развитие сенсомоторики, психомоторики- Ребята, как вы думаете – листочки крупнее у дерева или у кустарника? Выберите листья, в которые оденутся деревья и кустарники.(Дети прикрепляют листья к дереву и кустарнику, оставляя желтые и красные листья)7. Развитие математических представлений (согласование существительного с числительным)- Теперь давайте посчитаем, сколько у нас листьев на дереве, а сколько на кустарнике. (Дети считают хором)8. Развитие логического мышления, слухового внимания и памяти- Вы многое узнали об особенностях деревьев и кустарников. И чтобы проверить ваши знания сыграем в игру, хорошо всем известную. Она называется «Четвертый лишний», только не забываем, что говорить надо шепотом. Дуб, береза, тополь, шиповник; Клен, сосна, крыжовник, ива; Ясень, смородина, крыжовник, малина, Малина, верба, шиповник, береза; Ель, липа, яблоня, смородина.- Вот теперь я вижу, что вы поняли, чем отличается дерево от кустарника и что происходит с ними весной.9. Развитие общей моторики- Ой, кажется, над нашей полянкой появилось облако. Что оно нам принесло, отгадайте?Меня часто зовут,Дожидаются.А приду – от меня укрываются. (дождик)- Мы боимся дождя? (Нет) Тогда повторяйте за мной!Дождик, дождик, дождик лей!(Прыжки на месте)Нам с тобою веселей(Хлопаем в ладоши)И под дождичком – дождемВ нашу группу мы придем!(Маршируют на месте)Не боимся сырости,Только лучше вырасти!(Встаем на носочки)10. Итог занятия- Молодцы, ребята! Славно мы с вами поиграли, много чудес увидели!
ya-uchitel.ru
План-конспект открытого логопедического занятия по теме: «Такие разные деревья»
Цель: Уточнение и расширение словаря детей по теме: «Деревья».
Упражнение в образовании относительных прилагательных от названий деревьев.
Формирование практического усвоения и понимания антонимов.
Формирование понимания и практического употребления предлогов.
Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления.
Воспитание навыков организационного поведения.
Оборудование: предметные картинки по теме: «Деревья», картинки на сравнение, «Четвёртый лишний».
Ход занятия
- Организационный момент. Сядут дети, которые назовут деревья.
- Вспомним названия деревьев.
Где растут деревья? (в лесу, в парке, в саду)
Назовём части дерева (ствол, ветки, крона, листья или хвоя, корни)
- Образование относительных прилагательных:
ствол у сосны (берёзы, клёна, дуба, ели, липы) какой?
крона у сосны (берёзы, клёна, дуба, ели, липы) какая?
корни у сосны (берёзы, клёна, дуба, ели, липы) какие?
- «Скажи наоборот»
Ствол у дуба толстый, а у рябины –
Листья у клёна большие, а у берёзы –
Сосна высокая, а ива –
Ствол у берёзы светлый, а у клёна –
- Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять вышел дождик погулять …»
- «Исправьте мои ошибки»:
Жёлуди опадают … дуба.
Серёжки висят … берёзе.
Заяц спрятался … ёлкой.
Листья опали … клёна.
- «Четвёртый лишний»:
Дуб, клён, ромашка, берёза.
Яблоко, апельсин, банан, сосна.
Ель, подберёзовик, лисички, подосиновик.
Черника, тополь, ива, каштан.
- Физминутка «Дождик».
- «Слушай внимательно – повтори правильно обязательно!»
С дуба опали листья.
Осенью с дуба опали листья.
Осенью с дуба опали зелёные листья.
Осенью с дуба опали все зелёные листья.
Осенью с дуба опали все зелёные листья на землю.
- Итог занятия.
lazareva-olga.edumsko.ru