Методическая разработка Сценария конкурса чтецов «Родная природа в поэзии ХХ века». Конкурс чтецов о природе стихи
Литературный конкурс чтецов С любовью к природе
Методическая разработка Сценария конкурса чтецов «Родная природа в поэзии ХХ века»
Сценарий конкурса чтецов «Родная природа в поэзии ХХ века»
Цель: воспитание любви к Родине и родной природе
Задачи:
способствовать раскрытию творческого потенциала школьников, стимулированию их читательской деятельности через ознакомление с художественными произведениями патриотической тематики;
воспитывать квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
выявлять и поощрять талантливых исполнителей литературных произведений.
Возраст участников: обучающиеся 5-11 классов.
Россия! Твой гений – природа,
Разлив широты, доброты,
Источник отваги народа,
Премудрости и красоты.
В. Боков
Звучит музыкальная композиция «Осенние листья». Исполнитель – ученик 11Г класса.
Ведущий 1. Доброе утро! Мы приветствуем всех любителей русской поэзии на секции «Искусство звучащего слова».
Наш праздник поэзии открыл ученик 11Г класса, лауреат музыкальных конкурсов; в его исполнении прозвучала музыкальная композиция Жозефа Косма «Осенние листья».
Ведущий 2. У Константина Паустовского есть такие слова: «Если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что одной жизни мало, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей российской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране».
Ведущий 1.
Россия! Твой гений – природа,
Разлив широты, доброты,
Источник отваги народа,
Премудрости и красоты.
Ведущий 2.
Природа - неисчерпаемый источник поэтического вдохновения. В этом нас бесконечно убеждают художники слова ХХ века, которые в своих произведениях признаются ей в любви и создают яркие, запоминающиеся образы.
Ведущий 1.
Сегодняшний конкурс чтецов «Родная природа в поэзии ХХ века» в номинации «Исполнение поэзии» в трех возрастных категориях: 5-6 классы; 7-8 классы и 9-11 классы будет оценивать жюри в составе:
Ведущий 2:
Заведующая библиотекой лицея
Ведущий 1.
Педагог дополнительного образования, руководитель пресс-центра лицея.
Ведущий 2.
Ученица 10Б класса, неоднократный победитель городских и региональных конкурсов мастеров художественного слова.
Ведущий 1.
Только по-настоящему тонкий и чуткий человек способен любить природу, умеет восхищаться ею. Произведения о природе оставляют в нас ощущение волшебства, восторга и неповторимого очарования.
Наш конкурс открывает ученик 5В класса . Стихотворение В.Ф. Бокова «Поклон».
Ведущий 2.
Русская природа многих людей исцеляла своей мягкостью, добротой, красотой. Она умеет и околдовывать, и очаровывать, и пьянить, и дурманить. Именно она делает людей поэтами, философами, мечтателями…
Приглашаем следующего участника – ученика 6Б класса. Стихотворение Александра Яшина «Только на родине».
Ведущий 1.
Сергей Есенин – это один из самых знаменитых певцов русской природы. «Чувство Родины – основное в моем творчестве»,- говорил поэт. Этим светлым чувством проникнуто все его творчество. Рязанская земля, где «мужики косили, где сеяли свой хлеб», была страной его детства. Здесь он впервые увидел, как березы отражаются в пруду, как играет солнечный зайчик в бороде старого деда, как тоскуют тощие тополя…
Выступает ученица 5А класса . Сергей Есенин «Сосна и река» .
Ведущий 2.
Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру, отчетливо ощутить неразрывную связь с окружающим миром.
Выступает ученица 6В класса со стихотворением Игоря Северянина «Роза».
Ведущий 1.
Приглашаем следующего участника ученицу 5Бкласса. Иван Бунин Стихотворение «Змея».
Ведущий 2:
«Весна на поэтическом языке есть утро года,» – писал А. Н. Афанасьев. Вместе с весенним обновлением природы происходит обновление в душе человека, появляется надежда на счастье.
Выступает ученица 6В класса . Николай Заболоцкий «Поэма весны»
Ведущий 1.
Тема осени звучит в произведениях многих писателей, поэтов, художников, музыкантов. Пришвин, Левитан, Паустовский ждали осени как самого дорогого и мимолетного времени года. Осень – это удивительно прозрачный воздух, солнечный свет, иногда ярче летнего, но мягкий, ласкающий, не греющий; летающие блестящие нити паутины, листопад, краснеющие гроздья рябины, стаи птиц, улетающие к югу…
Наш конкурс продолжает ученик 6В класса, стихотворение Булата Окуджавы «Осень ранняя».
Ведущий 2:
Приглашаем следующего участника – ученицу 5Бкласса. Стихотворение Людмилы Осокиной «В сосновой кроне заблудился солнца луч...»
Ведущий 1:
Приглашаем следующего участника – ученика 6В класса. Николай Заболоцкий «Уступи мне, скворец, уголок»
Ведущий 2.
Завершает выступление учащихся 5-6 классов – ученица 6Вкласса со стихотворением
Ведущий 1.
Николай Рубцов - поэт всечеловеческой широкой лирической темы, и его поэзия, его высокое ощущение мира – это не только все краски русской природы, русской деревни, это мир неохватных радостей и печалей, огромных переживаний, и в нём кипит жажда настоящей смелости, дерзаний, русской вольности.
Выступает ученица 8Б класса. Николай Рубцов «По мокрым скверам проходит осень»
Ведущий 2.
Приглашаем следующего участника – ученицу 7А класса. Николай Рубцов «Березы».
Ведущий 1.
Продолжает конкурс ученица 8В класса. Стихотворение Ольги Фокиной «Северная Двина».
Ведущий 2.
Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Выражение чувств через явления природы - одна из особенностей есенинской лирики.
Выступает ученица 8А класса . Сергей Есенин «Пропавший месяц».
Ведущий 1:
Приглашаем следующего участника – ученицу 8Вкласса. Галина Курзаева «Танец снежинок».
Ведущий 2:
Весной душа подобна птице, свободно парящей в лазурном небе. Созерцание природы пробуждает в человеке стремление к высоким чувствам, к идеалу. Обновление и возрождение природы весной вызывает у него желание слиться с весенним днем, раствориться в нем.
Выступает Станулевич Даниил. 8Б класс Борис Пастернак «Весна».
Ведущий 1:
Продолжает конкурс ученица 8В класса . В ее исполнении прозвучит стихотворение северодвинского поэта Олега Евгеньевича Раменского «Вечер».
Ведущий 2:
Стихи о природе – это трепетный рассказ о собственной душе. Поэты видят русскую природу по-разному, каждый по-своему, испытывая порой сложные чувства, помогая нам понять, почему мир видится и именно таким.
Приглашаем следующего участника – ученицу10В класса. В.Ф. Боков «Поклон».
Ведущий 1:
Борис Пастернак – лирический живописец. В постоянном внимании поэта к земным пространствам, к временам года, к солнцу сокрыта главная
тема его поэтического творчества.
Известно, что почти четверть века он прожил в Переделкине на
писательской даче. Все ручьи, овраги, старые деревья этого чудесного места
вошли в его пейзажные зарисовки.
Выступает ученица 10А класса . Борис Пастернак «Липовая аллея».
Ведущий 2:
«Так знать и любить природу, как умеет Бунин, - мало кто умеет, - писал А. Блок. – Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты».
Продолжает конкурс ученица 9В класса . Иван Бунин «Три ночи»
Ведущий 1:
Приглашаем следующего участника – ученицу 10Бкласса. Стихотворение
Ведущий 2:
Продолжает наш конкурс ученик 9В класса . Стихотворение Николая Рубцова «Доволен я буквально всем…»
Ведущий 1:
Общение с природой пробуждает в человеке стремление к высоким чувствам, к идеалу; вызывает состояние радости, внутренней просветленности, ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром, ведет к глубокому осознанию бесконечности жизни.
Выступает ученица 10В класса. Б. Ахмадулина «Плохая весна».
Ведущий 2:
Учёный наблюдает природные явления и открывает всемирные законы; техник ставит их на службу людям. А поэт... поэт находит в природе созвучия своим переживаниям, воплощает их в неповторимые образы.
Ведущий 1:
О чем бы ни писали в своих стихах русские поэты: о временах года, о музыке и красках наших полей и лесов, о родных просторах – они всегда думали и помнили о главном. Это главное – любовь к родине, бережное отношение к русскому слову и вера в великое будущее русского народа.
Ведущий 2:
Наш праздник художественного слова подходит к концу. Мы выражаем благодарность всем участникам и педагогам, которые подготовили конкурсантов. Вели сегодняшний конкурс ученики 11Г класса.
Ведущий 1:
А пока жюри подводит итоги, для вас звучит музыкальная композиция Энио Морриконе «Одинокий пастух» в исполнении ученика 11Г класса .
Звучит музыкальная композиция «Одинокий пастух». Исполнитель – ученик 11Г класса .
Ведущий 2:
Слово предоставляется жюри.
Награждение победителей конкурса чтецов. Вручение дипломов призерам и победителям.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Конкурс чтецов "О природе с любовью"
Сценарий конкурса чтецов «О природе с любовью»
Добрый день, дорогие ребята и гости! Сегодня мы собрались в этом зале на конкурс чтецов «О природе с любовью» , который посвящен прекрасному - природе. Почему с любовью? Потому что все мы любим природу, восхищаемся еѐ красотой. Её красоту музыканты воспевают в музыке, художники пишут картины, а поэты – стихи.
Наши конкурсанты будут состязаться в чтении стихов о природе. Пожелаем нашим участникам вдохновения! Вдохновение и, конечно же, ваша, дорогие зрители, поддержка им очень нужны. Ведь наши участники немного волнуются. Я предлагаю поддержать конкурсантов аплодисментами!
Звучат аплодисменты.
Ни один конкурс не проходит без жюри, поэтому разрешите вам представить компетентное жюри:
Гусева Н.В.- библиотекарь школы
Зацепина И.И.- учитель музыки
Соколова С.И. – учитель русского языка и литературы
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома,
— Значит, к нам пришла... (зима)
Зима долгая, студёная. Морозом сковала реки и озёра, укрыла землю снеговой шубой. Долгих три месяца отдыхает природа от хлопот, дремлет, копит силы.
Вот и сегодня мы послушаем стихи об этом самом загадочном, волшебном времени года, о зиме.
- Снегерева Ольга 4-б «Крещенская ночь» ( авт. Иван Бунин)
- Подъячева Ульяна 2-б «Поет зима- аукает» ( авт. Сергей Есенин)
- Слепченко Софья 3-а «Зима» ( авт. Константин Бальмонт)
Зима – это снег, это катание на лыжах, на санках. Зима – это время весѐлых игр на снегу, время, когда вся природа – волшебное, сверкающее царство.
- Ладанова Василиса 1-а «Пришла зима» ( авт. Ольга Высотская)
- Дроздов Илья 2-а «Зимнее утро» ( авт. Александр Пушкин)
- Щербакова Настя 3-б «Крещенская ночь» ( авт. Иван Бунин) отрывок
Три долгих зимних месяца: снежный декабрь, морозный солнечный январь и сердитый метелями февраль. Зимняя природа погружена в сладкий сон, надежно укрывшись под белым покрывалом пушистого снега.
- Горголь Олег 1-б «Зимний вечер» ( авт. Наталия Баух)
- Лазуткина Саша 2-а « К зиме» ( авт. Константин Бальмонт)
- Парфенова Настя 4-б «Морозные узоры» ( авт.Татьяна Дворникова)
- Щегольков Александр 3-а «Календарь зимы» ( авт. Александр Пушкин)
Рыхлый снегНа солнце тает,Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голосаЗначит,К нам пришла… (Весна)
Весна – замечательное время года! Это пробуждение природы, появление первых листьев, травы, это яркое теплое солнышко, это звонкое щебетанье птиц. Стихи о весне в творчестве русских поэтов передают радостное настроение смены природы с зимнего времени года на весну.
Следующие конкурсанты расскажут нам - какая она наша весна.
- Мещанов Виталий 2-б «Весенние воды» ( авт. Федор Тютчев)
- Прусова Маша 1-а «Ландыш» ( авт. Самуил Маршак)
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это...» (осень)
Осень – чарующее время года! Как только сказочное лето уходит со двора, так все меняется. Осень – это удивительно прозрачный воздух, солнечный свет, летящие блистающие нити паутины, краснеющие гроздья рябины, стаи птиц, улетающих на юг. Природа готовится к длительному отдыху.
- Романенко Светлана 4-а «Осень» ( авт. Романенко Светлана )
О чем бы ни писали в своих стихах русские поэты: о временах года, о красоте наших полей и лесов, о родных просторах – они всегда думали и помнили о главном. Это главное – любовь к своей родине. О любви к природе родного Подмосковья расскажут нам следующие конкурсанты.
1.Михалева Настя 1-б «Подмосковье родная природа» ( авт.Ирина Бутримова)
- Киселева Даша 4-а «Русский лес» ( авт. Юрий Визбор)
- Кураева Вика 3-б « Подмосковье» ( авт. Сергей Парфенов)
Молодцы, ребята! Этим выступлением мы заканчиваем нашу конкурсную программу. Как много стихотворений о природе написано поэтами в разное время, и как красиво их читали наши конкурсанты. А сейчас мы предлагаем жюри подвести итоги конкурса (жюри совещается).
Жюри оглашают результаты, поздравляют детей и вручают дипломы
Вот и подошел к концу наш поэтический конкурс! Желаем, чтобы вы всегда бережно относились к природе, любовались её красотами, дружили со стихами, любили их и читали выразительно.
uskova-td-vos-school-17.edumsko.ru
Финал конкурса чтецов стихотворений С.А.Есенина
К 120-летию со дня рождения С.А. Есенина
Финал конкурса чтецов стихотворений поэта.
«Певец русской природы»
(Возраст участников 10 – 16 лет)
Беззубова Наталья Александровна
Старшая вожатая
ОГКОУ «Вичугская школа VIII вида»
г. Вичуга, Ивановская обл.
2015 г.
Цели:
1.Нравственно – эстетическое воспитание детей.
2.Увлечь учащихся поэтическим творчеством С. Есенина.
3.Формировать читательский кругозор и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
4.Воспитывать интерес к книге и чтению.
Предварительная работа:
знакомство с произведениями Есенина, разучивание стихотворений, выступление
на отборочном туре конкурса чтецов стихов С. Есенина.
Оборудование:
портрет С. Есенина, цветы, выставка поэтических сборников, тема русской избы
на заднем плане, мультимедийная презентация, ноутбук.
Звучит медленная музыка.
Участники сидят за столами. Выходит ведущий.
Ведущий: Сто двадцать лет тому назад в тихий октябрьский вечер в крестьянской семье родился будущий поэт – певец и гордость России Сергей Александрович Есенин.
Этому событию посвящено наше мероприятие, на котором мы познакомимся
с жизнью и творчеством поэта Есенина.
Родился Сергей Александрович в селе Константиново Рязанской губернии 3 октября 1895 года. Родился в бедной многодетной семье, поэтому в двухлетнем возрасте его отдали воспитывать более обеспеченному деду, Фёдору Андреевичу. Азбуку будущий поэт освоил в 5 лет, а первые стихи написал в 9 лет.
Природа наделила Сергея Есенина поэтической внешностью голубоглазого,
с кудрявой головой цвета спелой ржи и красивой фамилией.
В Рязанской области, родине Сергея Есенина, слово есеня означает осень.
В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Синь берёз и синь рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут – «Сергей Есенин»
Всей России встают черты…
У каждого из нас в душе свой образ этого великого поэта и человека, у каждого в сердце свои любимые есенинские стихи.
Нежной любовью пронизаны стихи Сергея Есенина о Родине, он воспевает свою землю, наслаждается красотой родного края, безмерно счастлив возможности жить там, где он чувствует себя частью своего народа.
Послушайте одно из таких стихотворений «Гой ты, Русь, моя родная…»
Звучит видеозапись стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная...»
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Ведущий: Привольно чувствовал себя будущий поэт в константиновских лугах. Вокруг такая ширь, “такой простор, что не окинешь оком”.
На горе как на ладони видны протянувшиеся на многие километры села и деревни.
Вдали, в дымке, синеют леса; воздух чист и прозрачен.
Поэт искренно любил красивую русскую природу, очеловечивал её. Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами.
В 1912 году Сергей Есенин приехал покорять Москву, в этом же году было написано стихотворение «Весенний вечер» удивительно чистое и светлое, в каждой строчке которого передаётся любовь к родному краю.
Давайте послушаем его.
Звучит стихотворение «Весенний вечер»
«Весенний вечер»
Тихо струится река серебристаяВ царстве вечернем зеленой весны.Солнце садится за горы лесистые.Рог золотой выплывает луны.
Запад подернулся лентою розовой,Пахарь вернулся в избушку с полей,И за дорогою в чаще березовойПесню любви затянул соловей.
Слушает ласково песни глубокиеС запада розовой лентой заря.С нежностью смотрит на звезды далекиеИ улыбается небу земля.
Ведущий: Для Есенина природа – это вечная красота и вечная гармония мира.Он как бы говорит нам, остановитесь хотя бы на мгновенье, послушайте шелест луговых трав, песню ветра, голос речной волны, посмотрите на звездное ночное небо, посмотрите на восход солнца.
Предлагаю остановиться и послушать стихотворение «Восход солнца»
и полюбоваться на зарождение нового дня.
«Восход солнца»Загорелась зорька краснаяВ небе темно-голубом,Полоса явилася яснаяВ своем блеске золотом.
Лучи солнышка высокоОтразили в небе свет.И рассыпались далекоОт них новые в ответ.
Лучи ярко-золотыеОсветили землю вдруг.Небеса уж голубыеРасстилаются вокруг.
Ведущий: Мама поэта, Татьяна Федоровна, наделенная от природы умом, красотой, чудесным песенным даром, замечательно исполняла русские народные песни:
и шуточные, и обрядные. Топила ли печку, пряла — она всегда пела.
Сергей и его сестры незаметно для себя приобщились к русской песенной культуре. Поэтому и стихи С. Есенина близки народным песням. Они очень напевны, мелодичны. Многие стихотворения Есенина похожи на музыку. Известно более 300 вокальных произведений на его стихи, в том числе оперы, песни, романсы.
Предлагаю послушать романс на стихотворение «Отговорила роща золотая»
Отговорила роща золотая...
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.
Ведущий: Ребята, как вы думаете, какое русское дерево соединяет в себе сразу несколько образов – Родины, девушки, матери? (Берёза).
Берёза – символ радости, гармонии и утешения, а у Есенина с берёзой связаны наиболее яркие и волнующие воспоминания детства.
Наблюдая за берёзой под своим окном, как она меняется в течение года, поэт увековечил её в стихотворении «Берёза».
Давайте его послушаем.
Берёза
Белая берёзаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром.
На пушистых веткахСнежною каймойРаспустились кистиБелой бахромой.
И стоит берёзаВ сонной тишине,И горят снежинкиВ золотом огне.
А заря, ленивоОбходя кругом,обсыпает веткиНовым серебром.
Ведущий: Есть люди, которые любят зиму или же мечтают о солнечном лете. Сергей Есенин с одинаковым восторгом воспринимал любое время года, считая, что природа прекрасна в любом своём проявлении. Даже в осенних осиротевших лесах, скошенных полях и «взрытых дорогах» видит особую красоту, которую описал в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы…»
«Нивы сжаты, рощи голы…»
Нивы сжаты, рощи голы,От воды туман и сырость.Колесом за сини горыСолнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.Ей сегодня примечталось,Что совсем-совсем немногоЖдать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкойУвидал вчера в тумане:Рыжий месяц жеребенкомЗапрягался в наши сани.
Ведущий: Сергей Александрович до 1912 года осваивал профессию учителя в селе Спас – Клепики, закрытой церковно-приходской школе. В эти годы были написаны более – менее серьёзные стихи, которые сам поэт не планировал печатать. Но благодаря местному учителю русского языка и литературы Евгению Михайловичу Хитрову, который попросил переписать стихи в тетрадь и передать ему на память, они были опубликованы в рукописном журнале и дошли до наших дней.
Одно из таких стихотворений «Ночь» .
Ночь
Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна,
Погасло солнце, и над миром
Плывет задумчиво луна.
Долина тихая внимает
Журчанью мирного ручья.
И темный лес, склоняся, дремлет
Под звуки песен соловья.
Внимая песням, с берегами,
Ласкаясь, шепчется река.
И тихо слышится над нею
Веселый шелест тростника.
Ведущий: Огромное влияние на будущего поэта в юные годы оказала его мать , вынужденная жить вдали от сына. “Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет”,– скажет Есенин позднее, с величайшим чувством благодарности, в стихотворении – исповеди “Письме матери”. В трудные минуты он обращался к ней как к самому верному и преданному другу. Любовь к матери, к ее проникновенным песням Есенин сохранил и пронес через всю жизнь.
Поэт также не упускает возможности запечатлеть в рифмах то, что дорого ему с детства и ранние его произведения словно дышат чистотой и свежестью. К ним относится стихотворение «Пороша».
Пороша
Еду. Тихо. Слышны звоны.Под копытом на снегу,Только серые вороныРасшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,Дремлет лес под сказку сна,Словно белою косынкойПодвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,Оперлася на клюку,А над самою макушкойДолбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много,Валит снег и стелет шаль.Бесконечная дорогаУбегает лентой вдаль.
Ведущий: Есенина называют певцом русской природы, он мог часами любоваться природой, черпая в ней вдохновение. Именно стихи о родной природе принесли известность поэту, так как каждый, кто их слышит или читает, мысленно совершает увлекательное путешествие вместе с поэтом.
Особенность есенинских стихов – выражение чувств через явления природы.
Послушаем стихотворение «Буря»
Буря
Дрогнули листочки, закачались клены,С золотистых веток полетела пыль...Зашумели ветры, охнул лес зеленый,Зашептался с эхом высохший ковыль...
Плачет у окошка пасмурная буря,Понагнулись ветлы к мутномы стеклу,И качают ветки, голову понуря,И с тоской угрюмой смотрят в полумглу...
А вдали, чернея, выползают тучи,И ревет сердито грозная река,Подымают брызги водяные кручи,Словно мечет землю сильная рука.
Ведущий: В настоящее время на родине поэта, в селе Константиново, бережно хранится память о С.А.Есенине в Государственном музее-заповеднике.
Давайте совершим виртуальную экскурсию.
Фото из музея.
Ведущий: У Сергея Есенина было много любимых женщин. Первую любовь он испытал в 15 лет, к своей односельчанке Анне Сардановской. Её судьба сложилась трагически, она умерла, когда поэт уехал в Москву. Но Есенин до самой смерти помнил свою детскую влюблённость и посвящал Анне Сардановской стихи.
Одно из них «Королева» .
Королева
Пряный вечер. Гаснут зори.
По траве ползет туман.
У плетня на косогоре
Забелел твой сарафан.
В чарах звездного напева
Обомлели тополя.
Знаю, ждешь ты, королева,
Молодого короля.
Коромыслом серп двурогий
Плавно по небу скользит.
Там, за рощей, по дороге
Раздается звон копыт.
Скачет всадник загорелый,
Крепко держит повода.
Увезет тебя он смело
В чужедальни города.
Пряный вечер. Гаснут зори.
Слышен четкий храп коня.
Ах, постой на косогоре
Королевой у плетня.
Ведущий: Сергей Есенин мечтал о том, что сможет стать знаменитым поэтом. Но он не предполагал, что за это придется платить слишком высокую цену. Жизнь в Москве оказалась для Есенина слишком сложной и унылой. Сельская жизнь представлялась Есенину чем-то бесконечно счастливым и прекрасным.
И он часто мечтал о возвращении в родное село, хотя и понимал, что этого никогда не произойдет.
В 1918 году Есенин публикует стихотворение «Вот оно, глупое счастье…», в котором вспоминает о том, каким свободным и беззаботным он был в юности.
Стихотворение «Вот оно, глупое счастье…».
«Вот оно, глупое счастье…»
Вот оно, глупое счастье,С белыми окнами в сад!По пруду лебедем краснымПлавает тихо закат.
Здравствуй, златое затишье,С тенью березы в воде!Галочья стая на крышеСлужит вечерню звезде.
Где-то за садом несмело,Там, где калина цвететНежная девушка в беломНежную песню поет.
Стелется синею рясойС поля ночной холодок…Глупое, милое счастье,Свежая розовость щек!
Ведущий: Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет.
А факел его поэзии, его души до сих пор светит ярко и, думается, будет светить вечно. Поэзия Есенина привлекать композиторов, которых покоряет его страстная любовь к Родине, к жизни, к природе, к своему народу, его песням.
Наша встреча подходит к концу, я прошу вас показать какое настроение у вас сейчас. На берёзку приклейте листочки зелёные – отличное настроение, жёлтые – немного грустное.
Получившуюся берёзовую рощу вывесить около портрета С.Есенина.
13
kopilkaurokov.ru
Конкурс чтецов стихов Календарь природы.Весна, 1-4 классы
чтецов стихов о весне
«Календарь природы. Весна»
Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами собрались на конкурс чтецов стихов о весне. Называется наш конкурс «Календарь природы. Весна»
(Представление жюри)
Весна – замечательное время года! Это пробуждение природы, это яркое теплое солнышко, это звонкое щебетанье птиц.
Е.Баратынский
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
…Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
поёт
Заздравный гимн весне.
Иван Бунин
Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.
Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
теплом и светом.
А в полдень под окном
Так разливаются и блещут,
пятном
По залу «зайчики» трепещут.
Меж крупных рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.
Весна, весна! И все ей радо.
каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
Владимир Степанов
По опушке шла Весна,
Ведра с дождиком несла.
Оступилась на пригорке –
Опрокинула ведерки.
Зазвенели капли –
Загалдели цапли.
Испугались муравьи –
Двери заперли свои.
Ведра с дождиком Весна
До села не донесла.
А цветное коромысло
Убежало в небеса.
И над озером повисло –
!
Весна.
В.Татаринов
Розовый, березовый,
В поле встал рассвет.
Дни грозят морозами,
Стелют белый след.
невидимкою
Плачет и поет,
льдинкою
Облачко плывет.
Но теплом повеяло
Утром из леска,
И земля поверила,
Что весна близка.
Покружит, уляжется
И растает снег…
Это только кажется,
Что зима – навек!
Весеннее
В.Бахревский
Как солнце – так синицы,
От свистов брызжет свет,
И небо в синих ситцах –
красны привет.
По снегу искры, искры,
Мы жмуримся до слез,
И скачет ветер быстрый
По веточкам берез.
Весна
Р.Сеф
В каждом человеке
Прячется весна,
Если ты печален,
Значит, спит она.
Но когда прохожий
В хмурый день дождливый
Закричит «ку-ка-ре-ку!»,
Как петух счастливый,
Если вдруг он запоет
На бульваре в стужу, -
Это значит, в нем весна
Вылезла наружу.
Мы с вами прослушали стихи, в которых авторы восхищаются прекрасным временем года – весной!
А сейчас мы послушаем песню о весне.
4 класс исполняет песню
Весной заканчивается учебный год и у старшеклассников начинаются экзамены. Сейчас мы с вами тоже сдадим небольшой экзамен.
(Детям предлагаются задания на карточках)
Для первого класса:
порядку (весна, осень, зима, лето)
Для второго класса:
Какой месяц не является весенним? (апрель, март, июнь, май)
Для третьего класса:
Чем занимаются люди весной (сажают семена, убирают урожай, катаются на санках)
Для четвертого класса:
Чего не бывает весной? (птицы прилетают, появляются подснежники, желтеют листья, бегут ручьи, у птиц появляются птенцы)
Сейчас дети расскажут стихи о весенних месяцах.
Март
Я.Аким
Треплет ветер за окном
Дерево без листьев,
Воробей сидит на нем,
Перышки почистив.
Погляжу на воробья –
Весело качается!
Понимаем он и я,
Что зима кончается.
Март
А.Лугарев
Весна уже не за горами,
Она спешит, она идет,
И средь чернеющих проталин
Подснежник пробужденья ждет.
Мороз скрипит еще ночами,
И землю сковывает лед,
Но днем под яркими лучами
Капель весенняя поет.
Апрель
А.Лугарев
Все уверенней капель,
Начинается апрель.
Оседая, тает снег,
Наполняя русла рек.
Ручейки и там, и тут
Воды талые несут,
Дышит негою земля,
Просыпаются поля.
Ветер землю обдувает,
Дождик грусть с нее смывает,
И, стряхнув остатки сна,
Улыбается весна.
Апрель
Ю.Вронский
Я добрый, я нежный,
Я месяц Апрель!
Я синий подснежник
И первая трель!
Ручей напевает:
-ля-ля!»
И снег убывает,
И преет земля.
Кораблик бумажный
Пустился в поход,
Он очень отважный –
Он к морю плывет!
Апрель
Я.Аким
…Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня – прямиком
Шлепает по лужам.
Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зеленым.
-
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба…
Май
Ю.Вронский
Кто черемухой душистой
Забросал родимый край?
Кто травою шелковистой
Выстлал землю? Это май!
Не грусти, коль я холодный
И частенько дождь идет –
Значит, будет плодородный,
Хлеборобный будет год.
Весной тает на речке лед, на берегах рек и озер появляются рыбаки с удочками. А кто из вас, ребята, любит ловить рыбу?
рыбка»
Мы не случайно вспомнили о рыбке. Весной пробуждается природа. Кто может сказать, как пробуждается природа? (Ответы детей: расцветают цветы, на деревьях появляются почки, сережки, начинают цвести деревья, и т.д.)
Правильно вы сказали, ребята. Сейчас мы все это услышим в стихах.
Подснежник
П.Соловьева
В саду, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна;
правда, что это весна?»
Черемуха
С.Есенин
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Птицы весной прилетают из дальних стран обратно. Они рады этому.
Ласточка
А. Плещеев
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей …
с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой ...
Ласточка
А. Майков
Ласточка примчалась
Из-за синя моря,
Села и запела:
,
Как ты, март, ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик –
Все весною пахнет!»
Жаворонок
Н. Кукольник
Между небом и землей
Песня раздается,
Неисходною струёй
Громче, громче льется.
Не видать певца полей,
Где поет так громко
Над подруженькой своей
Жаворонок звонкий.
Ветер песенку несет,
А кому – не знает …
Та, кому она, поймет,
От кого – узнает!
Лейся, песенка моя,
Песнь надежды сладкой:
Кто-то вспомнит про меня
И вздохнет украдкой.
Жаворонок
В. Жуковский
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны …
Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь Божий мир здесь вижу я,
И славит Бога песнь моя».
Даже домашние и дикие животные весной ведут себя по-особому.
)
Васенька
А.Санин
Непоседа Васенька не сидит на месте,
Непоседа Васенька всюду с нами вместе.
Есть усы у Васеньки, на усах сединки,
Хвост дугой у Васеньки,
И пятно на спинке.
Из колодца принесла курица водицы,
И цыплята всей семьей побежали мыться.
стоит в сторонке, не желает мыться,
Потому что как огня он воды боится.
И сказала мама строго:
Мыться дети все должны,
играть не будет с нами –
.
4 класса.
Уважаемое жюри может приступать к подведению итогов конкурса. А мы с вами, ребята, поиграем.
Проводится игра «Собери мусор»
Дополнительный материал:
Загадки о временах года:
Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой)
Я раскрываю почки, зеленые листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движением полна, зовут меня… (весна)
Я соткано из зноя,
Тепло несу с собою,
Я реки согреваю.
«Купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это вы все меня.
Я…..(лето)
Несу я урожаи, поля я засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю, но не касаюсь
Сосен и елочек. Я …(осень)
Жюри подводит итоги конкурса, объявляются победители. Всем вручаются призы.
referat-4all.ru
Конкурс на лучшее чтение стихотворений о природе. Предлагаю сценарий внеклассного мероприятия
«Конкурс чтецов, посвящённый80- летию творчества Т.М. Белозёрова»
Автор: учитель русского языка и литературы МОУ «Победовская СОШ»
Нововаршавского муниципального района Омской области
Ейда Татьяна Александровна
ПРЕДИСЛОВИЕ
В жизни современного общества расширилась сфера воздействия живого, звучащего слова на человека. Всё это заставляет предъявлять высокие требования к правильности звучащей речи учащихся. Задача сознательного овладения нормами устной речи, воспитания максимального уважения к богатым традициям русского языка и сейчас не только выдвигается на первый план, но и определяется как важнейшая общественная задача нашего времени, как социальный заказ общества.
Внеклассное мероприятие можно провести как конкурс на лучшее чтение стихотворений о природе.
Предлагаю сценарий внеклассного мероприятия «Конкурс чтецов, посвящённый 80- летию творчества Т.М. Белозёрова»
Цель данного мероприятия заключается в обеспечении нужной и интересной информации о жизни и творчестве омского поэта Т.М. Белозёрова. Его глубоко содержательные стихотворения пронизаны теплом лиризма. Творчество поэта и поныне волнует и захватывает нас, является призывом любви к родному краю.
Для подготовки к мероприятию нужно дать задание по классам: подготовить выразительное чтение стихотворений.
Значение таких мероприятий в том, что они вводят ребят в мир прекрасного, помогают сопереживать поэтическому миру поэта.
Материал может быть использован на уроках литературы, внеклассных мероприятиях, кружковой работе.
«Я исходил и изъездил свой край…» литературная композиция.
Ведущий 1: Скоро вся Россия и мы с вами будем отмечать 80 - летие со дня рождения омского поэта Тимофея Максимовича Белозёрова. Он родился 23 декабря 1929 года в селе Камыши Куртамышского района Курганской области в многодетной крестьянской семье.
Ведущий 2: Детство поэта прошло в предгорьях Алтая в небольших городах Усть - Каменогорск и Лениногорск.
Ведущий 1. Потеряв родителей в годы войны, он переехал в Омскую область. Здесь, в Старо – Карасукской средней школе, получил семилетнее образование.
Ведущий 2: Работал столяром на станции Калачинск, рабочим по очистке железнодорожных путей, был учеником художника, лесозаготовителем по найму.
Ведущий 1: Закончив в 1952 году Омское речное училище, Тимофей Белозёров много лет работал мастером на заводе, учился заочно в литературном институте имени М. Горького.
Ведущий 2: За годы учёбы в институте в различных издательствах вышли большими тиражами 56 детских книг.
Ведущий 1: Критика хорошо приняла книги Тимофея Белозёрова. Иван Яган писал в одной из своих рецензий: «Представляю ту огромную территорию, на которой разойдутся книжки нашего земляка, вижу тысячи малышей, слушающих и читающих эти стихи. И радуюсь: много полезного и интересного узнают дети».
Ведущий 2: А Ефим Беленький, оценивая творчество Белозёрова, сказал, что «это серьёзный и полезный труд поэта – педагога, в меру своего дарования помогающего духовно встать на ноги большой массе маленьких читателей».
Ведущий 1: «Читаю и не перестаю удивляться: как много неожиданных стихов может человек талантливый написать про давно знакомое, не раз виденное …Вы вместе со мною будете гордиться знакомством с ярким, самобытным русским поэтом», - такую высокую оценку стихам дал известный поэт Яков Аким.
Ведущий 2: Стихи Т. Белозёрова знают и любят ребята в разных уголках нашей Родины. Они учат понимать, любить и беречь родную природу.
Ведущий 1: Мы приглашаем вас в небольшое путешествие по страницам книг, посвящённых нашему сибирскому краю.
Ведущий 2: «Я исходил и изъездил свой край вдоль и поперёк … Все мои книги о том, что я видел», - говорил Тимофей Белозёров. А видеть довелось очень много! И обо всём этом поэт рассказывает в своих замечательных стихах.
Чтец: (чтение стихотворения «Люблю Иртыш в вечерние часы…»).
Люблю Иртыш в вечерние часы.
Вон вспыхнул бакен, сумраком зажжённый.
И на краю белеющей косы
Притих рыбак, блесной вооружённый.
Прошёл буксир с тяжёлою баржой,
С цветами в рубке, с музыкой прощальной.
И куличок, как будто всем чужой,
Заплакал вдруг
На отмели печальной…
Ведущий 1: Читаешь и удивляешься, как поэт всё увидел, всё заметил: говорок лесного ручья и шелест берёз, громыхание грозы и синеву июльского лета, и щебет пеночки в гнезде. Учись и ты наблюдать, видеть в самой обычной вещи интересное, замечательное, увлекательное.
Чтец: (чтение стихотворения «Цветные голоса»).
Вот чудеса! Лишь зажмурю глаза –
Вижу, как в зеркале, все голоса!
Вижу у дворника голос усатый,
Шарканье ног и брюзжанье лопаты.
Вижу я серые крики ворон,
Жёлтый и красный
Трамвайный трезвон.
Вижу на лестнице скрип деревянный,
Голос сестрёнки, с мороза румяный.
Ведущий 2: Поэт Яков Аким очень точно заметил, что Тимофей Белозёров «живёт, ощущая себя частью родной сибирской природы, царства листвы, трав, бегущей воды, слышит и открывает нам удивительную музыку этого волшебного мира».
Чтец: (чтение стихотворения «Никак не усну, хоть за окнами ночь …»).
Никак не усну, хоть за окнами ночь.
И дождик весенний решил мне помочь:
Прошёлся по крыше, помедлил немножко –
И вот за окошками свесились ножки
В серебряных туфельках, в синих чулках,
По стёклам скользнули, скользнули, и – ах!
Зашлёпал мой дождик по листьям берёзы …
- Уж ты извини, - зашептал он сквозь
слёзы.-
Сейчас я тебя убаюкаю, друг!
… И в комнату солнце нагрянуло вдруг!
Ведущий 1: Поэт учит доброте, внимательности, готовности прийти любому на помощь –как важны эти нравственные уроки сегодня.
Чтец:
У дороги качается ель,
Воет в поле шальная метель …
Нет лица на усталом шофёре –
На исходе бензин и еда,
Снегом свечи забило в моторе,
В радиаторе стынет вода.
Вся надежда теперь – на подмогу!
Ждёт на крючья намотанный трос,
А метель заметает дорогу,
Гнётся ель и крепчает мороз …
Ведущий 2: Тимофей Белозёров знает родную сибирскую землю, её природу, её людей. Знает и любит любовью искренней и трепетной. Эта любовь и трепетность передаётся совершенно естественно, без малейшего нажима. Вот отрывок из стихотворения «Ручей».
Чтец:
Подкралась я на цыпочках
К весеннему ручью.
Играет он на скрипочке
Песенку свою.
Выводит тонко – тоненько
Невидимым смычком,
Танцует вальс соломинка
С берёзовым сучком.
Ведущий 1: Сколько раз ты видел размытую дождём тропинку и, наверное, не подозревал, как образно, как красиво можно об этом сказать:
Чтец:
Моет туча синюю тайгу,
Сбросив с плеч цветное коромысло …
От дождя промокла и раскисла,
Порвалась тропинка на лугу …
Тёплый ветер дует - подувает,
Не спеша тропинку
Зашивает.
«Порванная тропинка» - так мог сказать только большой художник!
Ведущий 2: А вот мальчонка забрался на берёзу, и сколько увидеть довелось вокруг!
Чтец: (чтение стихотворения «На берёзе»).
Я сижу на берёзе и вижу
Чёрных галок на дальнем жнивье,
В огороде подсолнушек рыжий,
Белый пух на гусиной траве.
Вижу речку, заросшую тиной,
У конторы гнедого коня,
Паучка с золотой серединой,
Пролетевшего мимо меня …
Ведущий 1: Отличительная черта дарования Тимофея Белозёрова – наблюдательность. Даже в самой обычной вещи поэт умеет открыть нечто интересное, заманчиво увлекательное. Он раскрывает перед тобой красоту мира и питает этим любовь к нему. Таковы его стихи «Таёжный светофор», «На радуге», «В жаркий полдень» и многие другие.
Чтец: (чтение стихотворения «Таёжный светофор»)
На перекрёстке двух тропинок,
Едва разведрился денёк,
В омытой ягодке малины
Зелёный вспыхнул огонёк.
Прохожий шагу не сбавлял,
Смотрел и знай себе шагал!
А вот, когда окрепло лето
И стал наряднее рассвет,
На тонких проволочках веток
Зажгла малина
Жёлтый свет.
Его, заметив, пешеход
Сбавлял неторопливо ход.
Тайга просторная - не город,
Но здесь бывают чудеса:
Вчера под красным светофором
Мы простояли полчаса!
Ведущий 2: Фантазия, изобретательность позволяют поэту показать знакомый мир в новом свете, в обыденном увидеть необычайное, в прозаическом почувствовать поэзию. Он придумал страну сосулек, синий час, огородного Подрастая, цветные голоса.
Чтец: (чтение стихотворения «Зимнее утро»)
Ночью выпал на деревья
Иней в палец толщиной.
Стала сказочной деревня
И такой родной – родной!
Тишина в ограду льется,
Всё молчит, молчу и я;
Только слышно, как в колодце
Бултыхается
Бадья…
Ведущий 1: Раскрыть тайны и загадки природы, её красоту, сделать это просто и тонко – дело очень и очень трудное. Тимофей Белозёров умеет это делать.
Чтец: (чтение стихотворения « В лесу – сорочьи сизые хвосты…»)
В лесу – сорочьи сизые хвосты
В пустых полях – янтарная солома,
Сырой земли тяжёлые пласты… -
Как это всё давным-давно знакомо!
И этот бор на берегу реки,
И тот загон с крапивой и бурьяном –
Ну что мне в них? И чем берёт в тиски
Вон тот овражек,
застланный туманом?
Но я иду сюда – в который раз! –
И сладко мне, и радостно, и грустно…
И пусть себе для посторонних глаз
Здесь всё кругом и холодно, и пусто!
Ведущий 2: Удивительно красив белозёровский лес! Его зима русская, деревенская, сибирская!
Чтец: (чтение стихотворения « В зимнем лесу»)
Сквозь иней леса одиноко
Дрожат далёкие огни.
На хрупкой ветке спит сорока –
Лишь только руку протяни.
В берлоге, между трёх сосёнок,
Храпит доверчивый медведь.
И месяц так беспечно тонок,
Что даже боязно глядеть…
Ведущий 1: Прекрасные стихи о природе! Читаешь их, и будто прохладный ветерок подул с реки, будто глотнул свежего лесного воздуха. И снова автор старается помочь тебе увидеть то, о чём пишет:
Чтец: (чтение стихотворения «Нет ничего прекраснее зари …»)
Нет ничего прекраснее зари,
Её багряно-алое свеченье
Неторопливо гасит фонари
И сад приводит в трепет и движенье.
Встаёт заря. Идёт издалека,
Уже стрижи купаются в лазури,
И нежатся на небе облака,
Вчера под крыши загнанные бурей.
Ведущий 2: Стихи Тимофея Белозёрова трогают сердца читателей любого возраста. Своими стихами поэт создал огромный, многокрасочный ковёр родной природы. И ты не перестаёшь восхищаться яркими красками этого прекрасного полотна.
Чтец: (чтение стихотворения « В лугах»)
Выезжают на покосы
Пристанские мужики.
В жирных травах свищут косы,
В небе стонут кулики.
Полдень плавит облака,
Отдохнуть зовёт река.
Как брусок, песок шершавый
Пахнет солнцем и росой,
И вода блестит сквозь травы
Запотевшею
Косой.
Ведущий 1: Вот и подошло к концу наше маленькое путешествие по творчеству Тимофея Максимовича Белозёрова. Ты только заглянул в некоторые стихи поэта. Увидеть удалось далеко не всё.
Ведущий 2: Мы уверены: теперь, окажись ты в лесу или на поляне, на реке или в поле, - на всё ты посмотришь уже другими глазами, глазами доброго волшебника. Пройдут годы, ты станешь взрослым и через всю жизнь пронесёшь большое и сильное чувство – любовь к Родине. Родина – это всё, что тебя окружает с детства, это – родная природа, родная сибирская земля!
Чтец: (чтение стихотворения «Где я был и что я видел»)
Был я в Глуховке и Таре,
Видел клюкву на базаре,
На весах, возле саней,-
Глыбы щук и окуней,
Был в Черлаке и Васисе,
В Чебоклах и в Интенисе,
Был в ауле Рыжий Лис,
Ел махан и пил кумыс;
Видел кедры я и вязы;
Бани,
кузницы,
лабазы;
Видел школы и дворцы,
И степные солонцы;
Видел свет звезды падучей,
Между пряслами – ботву,
Снег да серенькие тучи –
Что люблю
И чем живу.
Литература:
- Белозеров Т.М. «Волшебный посошок» - Омское книжное издательство, Омск – 1976, 143 с.
- Белозёров Т.М. «Подснежники»: Стихи и сказки - Омское книжное издательство, Омск – 1982, 272 с.
- Окунёва И. Тимофей Белозёров. Беседы о книгах. – Омское книжное издательство, Омск – 1989.
- -
edu.znate.ru
Конкурс чтецов по теме «Стихи о природе» - 24 Октября 2017
В нашей школе 24 октября 2017 года состоялся районный конкурс чтецов среди учащихся начальных школ Пировского района по теме «Стихи о природе».
Цель данного конкурса:
выявление лучших чтецов среди детей, предоставление им возможности для самовыражения таланта.
Задачи конкурса:
- воспитывать положительное эмоциональное отношение к литературным поэтическим произведениям;
- формировать у младших школьников навыки выразительного чтения, артистических умений;
- выявление лучших чтецов среди детей, предоставление им возможности для самовыражения таланта.
Природа - неисчерпаемый источник поэтического вдохновения. В этом нас бесконечно убеждают поэты - художники слова, которые в своих произведениях признаются ей в любви и создают яркие, запоминающиеся образы. На этом конкурсе наши маленькие конкурсанты представили нам свои любимые стихотворения о природе.
Перед районным этапом конкурса каждая школа Пировского района тщательно отбирала конкурсантов.
Итак, 24 октября наступил волнительный и торжественный день, когда Пировская средняя школа тепло встречала талантливых и артистичных чтецов нашего района. Здесь юным чтецам предстояло показать своё умение, свой талант читать стихи перед строгим жюри и учениками других школ района.
Принять участие в конкурсе могли учащиеся 1-4 классов. В конкурсе определялись 2 возрастные категории:
- учащиеся 1-2 классов;
- учащиеся 3-4 классов.
Конкурс проводила учитель МБОУ «Пировская средняя школа»: Толстихина Е.Г.. В состав жюри были включены библиотекарь Попова В.И. (из детской библиотеки), учителя русского языка и литературы: Шайдуллина Г.Р., Цыренова И.В..
В зале царила атмосфера переживания, радости и доброжелательности. Дети очень искренни в своих эмоциях, пожеланиях!
Любовь к родной природе неотделима от любви к своему краю, к своей Родине, к своей стране. Полюбить Родину можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть родной природы, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям литературного творчества.
Ребята выбрали стихи А.С. Пушкина, А.Фета, С. Чёрного, Е.Трутневой, Е. Благининой и др.. Участники рассказывали о красоте природы, о бережном отношении к ней, о том, что называется природой…
В ходе данного конкурса выявили самых талантливых и артистичных чтецов, способных выразить художественный замысел автора.
Таковыми стали среди 1 – 2 классов:
I место – Ходкина Ангелина (2 класс, «Б – Кетская СШ»)
II место – Зинченко Дарья (2 класс, «Троицкая СШ»)
III место – Климова Анисья (2 класс, «Пировская СШ»)
2 возрастная категория: ученики 3 – 4 классов
I место – Игнатова Валя (4 класс, «Пировская СШ»)
II место – Иксанова Эльвира (4 класс, «Икшурминская СШ»)
III место – Комолова Лола (4 класс, «Б – Кетская СШ»)
Номинации: «За чисторечие» - Гафарова Рауза (4 класс, «Комаровская СШ»)
«За исключительную душевность» - Низамутдинов Назир (3 класс, «Солоухинская СШ»)
Кроме грамот ребята получили памятные подарки – книги
pirshkola.ucoz.ru