Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста подготовил: педагог-психолог мбдоу №15. Коррекционно развивающие занятия для дошкольников с психологом


Занятие психолога в старшей группе: «Интересности повсюду»

Цель: развивать ассоциативное мышление, репродуктивное воображение, логическое мышление, память и саморегуляцию; воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Оборудование: картинки с определенным сюжетом, карточки с предметными изображениями, геометрические фигуры, графические изображения.

Ход занятия психолога в старшей группе

1. Приветствие.

2. Игра «Я знаю».

Задача: назвать как можно больше предметов или явлений, которые можно объединить одним словом. К примеру:

Я знаю такие цветы ...

Я знаю такие овощи ...

Я знаю такие фрукты ...

Я знаю такие предметы одежды ...

Я знаю таких птиц ...

Я знаю таких зверей ...

Я знаю такие деревья ...

Я знаю такие сказки ... и т.д.

3. Игра «Цвета».

Психолог называет цвет, а дети быстро называют предметы, которые имеют такой цвет.

4. Игра «Последовательные картинки».

Детям предлагается рассмотреть картинки и определить, какая из них должна быть первой, второй и т.д. Затем составить логически связанный рассказ по картинке.

5. Физминутка «Утро»

(с соответствующими движениями)-психологическая разгрузка, положительное психоэмоциональное состояние).

Солнышко проснулось (глаза закрыты, руки поднимаются вверх)

В разные стороны повернулось (глаза открыты, выражение удивления)

Затем весело улыбнулось (улыбка)

Вокруг себя повернулось (поворачивают голову вправо-влево)

Стали цветы оживать (выдох - Ах!)

Птички весело кричать (губы трубочкой)

Дети стали танцевать (танцуют)

С солнышком вместе играть.

6. Игра «Придумай сам» (ассоциации).

Психолог называет слово, а дети называют слово, соответствующее по смыслу услышанному слову. К примеру:

Дом - кирпич, окно

Коньки - лед

Игла - нить и т.д.

Обувь, телевизор, солнце, зима, девочка, куртка, мяч, тетрадь.

7. Игра «Интеллектуальное лото».

Детям раздаются карточки с изображением предметов, о которых они будут слушать загадки. Затем им предлагается отгадать загадки и закрыть геометрическими фигурками соответствующие изображения-отгадки на своих карточках.

8. Графическое задание «Дорисуй».

Детям нужно обвести по контуру изображение и заштриховать его.

9. Прощание.

Создано: 10 Август 2016 Автор: Елена Просмотров: 10265

psichologvsadu.ru

Занятие № 19 «Взрослые дети» из коррекционно-развивающей программы психолога «Социализация дошкольников»

Начало.

Цель: учить детей быть сдержанными, волевыми;

воспитывать самоуважение и уважение к другим;

развивать умение принимать важные решения, саморегуляцию, логическое мышление.

Оборудование: листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Ход занятия:

Приветствие

Упражнение «Как взрослый»

Цель: развивать умение принимать важные решения; самоуважение.

Психолог предлагает детям представить себя взрослыми и решить следующие задачи:

- Ты - директор зоопарка и тебе нужно взвесить слона. Как ты это будешь делать?

- Какой велосипед ты смастерил бы для почтальона, чтобы облегчить ему работу?

- Необходимо придумать кровать, которая никогда не даст тебе проспать.

- Придумай удобную парту для первоклассника.

- Тебе нужно отправиться в дальний путь. Что ты возьмешь с собой?

Беседа с детьми о взрослых людях

Цель: закреплять знания об ответственности, силе воли.

Дети отвечают на следующие вопросы:

1. Кого мы называем взрослыми?

2. Что умеют делать взрослые?

3. Каким должен быть взрослый (положительные черты человека)?

Если детям трудно ответить на вопрос, психолог рассказывает детям о взрослых людях, обращая их внимание на силу воли, сдержанность, ответственность, профессию, ум, доброту и отзывчивость взрослых, которых любят и уважают.

Игра «Я»

Цель: развивать сдержанность, сосредоточенность, логическое мышление.

Психолог предлагает детям отгадать несколько загадок. Ответ необходимо не выкрикивать, а отвечать, подняв руку. Делать это нужно после того, как вызовет психолог.

Игра «Будь внимателен»

Цель: развивать саморегуляцию.

Психолог предлагает детям идти по кругу друг за другом. Когда он хлопнет в ладони 1 раз, нужно остановиться и замереть, как «аист» (стоя на одной ноге, разведя руки в стороны), когда хлопнет дважды - прыгать, как «лягушка», трижды - продолжить ходьбу.

Тренинг на саморегуляцию «Возьми себя в руки».

Психолог. Дети, как только вы чувствуете, что вам неспокойно, вы - сердитесь, вам хочется кого-то обидеть, нужно обхватить себя руками за плечи, сильно прижимая руки к груди - это поза сдержанного, сильного духом человека.

Также можно сделать так: стать ровно, закрыть глаза и сосчитать до 10, пока не почувствуете, что вы успокоились.

Психолог несколько раз вместе с детьми выполняет эти тренировочные упражнения.

Рисование на тему «Каким я буду в будущем»

Цель: развивать самоуважение, уверенность в себе.

Психолог спрашивает у детей, какими они будут взрослыми, кем они станут, а затем предлагает детям нарисовать себя в будущем. По завершению работы дети рассказывают о своих рисунках.

Психологу нужно обратить свое внимание на рисунки, где дети нарисовали себя маленькими, злыми, нечеткими. Возможно, эти дети имеют заниженную самооценку и требуют индивидуальной работы по социальному развитию.

Итог занятия

Дети закрепляют знания о взрослых, рассказывают, каким должен быть взрослый, чтобы его уважали и любили.

Прощание

Дети берутся за руки, легко ими покачивают и с улыбкой говорят: «Всем, всем, до свидания!»

Создано: 31 Май 2016 Автор: Елена Просмотров: 1814

psichologvsadu.ru

Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста подготовил: педагог-психолог мбдоу №15

«РАЗУМНЫЕ ЗАБАВЫ»

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подготовил: педагог-психолог МБДОУ №15

г. Ковров Владимирской области

Сидорова Любовь Юрьевна

г. Ковров 2013

ЦЕЛЬ: синхронизация работы полушарий головного мозга.

ЗАДАЧИ: - развитие межполушарной специализации;

- развитие межполушарного взаимодействия;

- развитие мелкой моторики;

- развитие способностей;

- развитие памяти, внимания, речи, мышления;

- устранение дислексии.

^ помещение для занятий психолога (кабинет или зимний сад).

Продолжительность занятий: 15-25 минут (в зависимости от цикла программы).

Периодичность: 2 раза в неделю.

Инвентарь и материалы: стол, стулья, карандаши с гранями, бумага, фломастеры, еловые и сосновые шишки разного размера.

^ занятия проводятся с малой группой детей (4-6 человек), которые отбираются по результатам диагностики зрелости психических процессов у старших дошкольников (дети 6-7 лет), а именно уровня готовности детей к школьному обучению после первого этапа обследования (в начале учебного года) и показавших результаты «ниже среднего» и «низкие».

Программа состоит из 12 занятий, которые разделены на 3 цикла по 3, 4 и 5 занятий в каждом. Отдельный цикл предполагает различный уровень сложности и продолжительность каждого из занятий (I цикл – 15 мин.,II цикл – 20 мин., III цикл – 25 мин.)

^ вводную часть (1 и 2 упражнения), основную часть (3 и 4 упражнения) и заключительную часть (5 и 6 упражнения). Вводная часть состоит из приветствия и массажа кистей и пальцев рук. Упражнение 1 («Ладони») в каждом занятии одно и то же, что способствует скорейшему настрою детей на организованную деятельность. Основная часть включает кинезиологическое и психогимнастическое упражнения. Заключительная часть предполагает расслабление через дыхательные упражнения. Упражнения 5 и 6 («Подрастаем» и «Воздушный шар») , так же повторяются каждое занятие и помогают детям быстро снять напряжение.

Все упражнения психолог выполняет вместе с детьми. Кроме того, выполнение дыхательных упражнений контролируется психологом индивидуально у каждого ребенка с целью коррекции или обучения полноценному акту дыхания.ЦИКЛ IЗАНЯТИЕ 1

  1. Упражнение «Ладони»: психолог соприкасается ладонями обеих рук с каждым из детей и приветствует: «Здравствуй…(имя ребенка), я рада тебя видеть». Ребенок отвечает на приветствие: «Здравствуйте…(И.О. психолога)» и садится за стол.
  2. ^ - упражнение выполняется по внешней стороне ладони: Очень холодно зимой,
Мерзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

  1. ^ поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом ( от указательного пальца к мизинцу ) и в обратном ( от мизинца к указательному пальцу ) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
  2. ^ разучиваем с детьми фразу «Идет бычок качается». В первый раз произносим вслух все 3 слова, во второй раз произносим вслух только слова «Идет бычок», а слово «качается» произносим про себя, хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз произносим вслух только слово «идет», а слова «бычок качается» произносит про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз произносим все три слова про себя, заменяя их тремя хлопками. Итак, это выглядит следующим образом:
        1. Идет-бычок-качается.
    1. Идет-бычок-(хлопок).
    2. Идет-(хлопок)-(хлопок).
    3. (Хлопок)-(хлопок)-(хлопок).
  3. Упражнение «Подрастаем»: стоя поднимаем руки вверх через стороны и делаем глубокий вдох, опуская руки – выдох.
  4. Упражнение «Воздушный шар»: выполняется стоя, руки вдоль туловища. Психолог считает до трех - все делают глубокий вдох и задерживают дыхание («надуваются»,как воздушный шар), психолог снова считает до трех и все делают плавный выдох (воздушный шар сдувается).

^

  1. Упражнение 1. «Ладони» - см. занятие 1.
  2. Массаж кистей «Добываем мы огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо. Добываем мы огонь,
Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим –

И огонь себе добудем.

Как вариант, возможно выполнение упражнения с катанием карандаша между ладонями.

  1. ^ Детям показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти 8-10 повторений. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем – двумя руками вместе.
  2. ^ (по прежней схеме, см занятие 1):
1) Ехал-грека-через-реку.

2) Ехал-грека-через-(хлопок).

3) Ехал-грека-(хлопок)-(хлопок).

4) Ехал-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок).

5) (Хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок).

5. Упражнение «Подрастаем» (см. занятие 1).

6. Упражнение «Воздушный шар» (см. занятие 1).

^

  1. Упражнение «Ладони» (см.занятие 1).
  2. Упражнение «Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо: Раскатаем колобок,
Колобок – румяный бок.

Будем сильно тесто мять,

Будем маме помогать.

  1. . Закрепление упражнения «Кулак-ребро-ладонь» (см. занятие 2).
  2. Закрепление «считалочки-бормоталочки» «Ехал-грека-через-реку» (по прежней схеме, см. занятие 2)
  3. Упражнение «Подрастаем» (см занятие 1)
  4. Упражнение «Воздушный шар» (см. занятие 1).
^ 1. Упражнение «Ладони» (см занятие 1).

2. Упражнение «Стряпаем» с использованием прокатывания шишки между ладонями.

3 .Упражнение «Лезгинка»: левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук в течении 6-8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.

  1. ^ (по прежне схеме):
1) Золотое-решето-черных-домиков-(хлопок).

2) Золотое-решето-черных-(хлопок)-(хлопок).

3) Золотое-решето-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок).

4) Золотое-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок).

5) (Хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок).

5. Упражнение «Подрастаем» (см. занятие 1).

6.Упражнение «Воздушный шар» (см. занятие 1).

^

  1. Упражнение «Ладони» (см занятие 1).
  2. Упражнение «Зажигалка» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди ( с указательного по мизинец ), растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя: «Зажигалку зажигаю,
Искры, пламя,

Выбиваю!»

  1. Закрепление упражнения «Лезгинка» (см. занятие 4).
  2. Закрепление «считалочки-бормоталочки» «Золотое-решето-черных-домиков-полно» (см.занятие 4).
  3. Упражнение «Подрастаем» (см. занятие 1).
  4. Упражнение «Воздушный шар» (см. занятие 1).

^

  1. Упражнение «Ладони» (см. занятее 1).
  2. Закрепление упражнения «Зажигалка».
  3. Упражнение «Зеркальное рисование»: положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу. Рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения важно почувствовать, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.
  4. ^ 1) Подарил-утенку-ежик-пару-кожаных-сапожек.
2) Подарил-утенку-ежик-пару-кожаных-(хлопок).

3) Подарил-утенку-ежик-пару-(хлопок)-(хлопок).

4) Подарил-утенку-ежик-хлопок-(хлопок)-(хлопок).

5) Подарил-утенку-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок).

6) Подарил-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок).

7) (Хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок).

5. Упражнение «Подрастаем» (см. занятие 1).

6. Упражнение «Воздушный шар» (см. занятие 1).

^

  1. Упражнение 1 «Ладони» (см. занятие 1).
  2. Упражнение «Мельница» - сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу: Закружилась мельница,
Быстро мука мелится.
  1. Закрепление упражнения «Зеркальное рисование».
  2. Закрепление упражнения «считалочка-бормоталочка»: Подарил-утенку-ежик-пару кожаных-сапожек (по прежней схеме, см. занятие 6).
  3. Упражнение «Подрастаем» (см занятие 1).
  4. Упражнение «Воздушный шар» (см. занятие 1).

^

  1. Упражнение «Ладони» (см. занятие 1).
  2. Упражнение «Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза: Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

  1. ^ левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
  2. ^ (по прежней схеме): 1) 1) Мы-писали-мы-писали-наши-пальчики-устали.
2) Мы-писали-мы-писали-наши-пальчики-(хлопок).

3) Мы-писали-мы-писали-наши-(хлопок)-(хлопок).

4) Мы-писали-мы-писали-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок).

5) Мы-писали-мы-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок).

6) Мы-писали-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок).

7) Мы-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок).

8) (Хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок).

  1. Упражнение «Подрастаем» (см. занятие 1).
  2. Упражнение «Воздушный шар».(см. занятие 1).

^

  1. Упражнение «Ладони» (см. занятие 1).
  2. Упражнение «Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз: Ножик должен острым быть,
Будем мы его точить.

Раз, два, три, четыре –

Острый ножик наточили.

  1. Закрепление упражнения «Ухо-нос» (см. занятие 8).
  2. Закрепление упражнения «считалочка-бормоталочка»: Мы-писали-мы-писали-наши-пальчики-устали (по прежней схеме, см. занятие 8).
  3. Упражнение «Подрастаем» (см. занятие 1).
  4. Упражнение «Воздушный шар» (см.занятие 1).
^ 1. Упражнение «Ладони» (см. занятие 1).

2. Упражнение «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки: Пилим, пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться

И терпения набраться.

3^ : скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

4^ ь (по прежней схеме):

1) Раз-два-три-четыре-пять-я-опять-иду-искать.

2) Раз-два-три-четыре-пять-я-опять-иду-(хлопок).

3) Раз-два-три-четыре-пять-я-опять-(хлопок)-(хлопок).

4) Раз-два-три-четыре-пять-я-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок).

5) Раз-два-три-четыре-пять-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок).

6) Раз-два-три-четыре-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок).

7) Раз-два-три-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок).

8) Раз-два-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок).

9) Раз-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок).

10) (Хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок).

5. Упражнение «Подрастаем» (см. занятие 1).

6. Упражнение «Воздушный шар» (см. занятие 1).

^

  1. Упражнение «Ладони» (см. занятие 1).
  2. Упражнение «Человечки» - указательным и средним пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечья (человечки маршируют, прыгают, бегают).
Для маршировки: Человечки на двух ножках

Маршируют по дорожке

Левой-правой, левой-правой

Человечки ходят браво.Для прыжков: Человечки на двух ножках

Стали прыгать по дорожке,

Прыг-скок, прыг-скок,

Все быстрее скок-поскок.

Для бега: Человечки на двух ножках

Стали бегать по дорожке,

Побежали-побежали,

Вдруг споткнулись и упали.

  1. Закрепление упражнения «Змейка» (см.занятие 10).
  2. Закрепление упражнения «считалочка-бормоталочка»: Раз-два-три-четыре-пять-я-опять-иду-исакть (по прежней схеме, см.занятие 10).
  3. Упражнение «Подрастаем» (см. занятие 1).
  4. Упражнение «воздушный шар» (см. занятие1).

^

  1. Упражнение «Ладони» (см. занятие 1).
  2. Закрепление упражнения «Человечки» (см. занятие 11).
  3. Детям предлагается по очереди выбирать понравившееся упражнение и выполнять его вместе с другими.
  4. Упражнение «считалочка-бормоталочка»: На-златом-крыльце-сидели-царь-царевич-король-королевич-саапожник-портной (по прежней схеме): 1) На-златом-крыльце-сидели-царь-царевич-король-королевич-сапожник-портной.
2) На-златом-крыльце-сидели-царь-царевич-король-королевич-сапожник-(хлопок).

3) На-златом-крыльце-сидели-царь-царевич-король-королевич-(хлопок)-(хлопок).

4) На-златом-крыльце-сидели-царь-царевич-король-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок).

5) На-златом-крыльце-сидели-царь-царевич-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок).

6) На-златом-крыльце-сидели-царь-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок).

7) На-златом-крыльце-сидели-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок).

8) На-златом-крыльце-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок).

9) На-златом-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок).

10) На-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок).

11) (Хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок).

  1. Упражнение «Подрастаем» (см. занятие 1).
  2. Упражнение «Воздушный шар» (см. занятие 1).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А.Е. Белая, В.И. Мирясова Пальчиковые игры. М., 1999 2. Л.И. Савина Пальчиковая гимнастика. М., 1999.

3. А.Л. Сиротюк Коррекция развития интеллекта дошкольников. М., 2003.

shkolnie.ru

Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога детского сада

  Работа педагога-психолога с детьми в дошкольном образовательном учреждении осуществляется по нескольким направлениям, одно из которых – коррекционно-развивающая деятельность. Цель коррекционно-развивающего направления: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. Что бы разграничить коррекционную и развивающую работу необходимо помнить, если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Этот уровень может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского коллектива и  отдельного ребенка.

         Перед тем как работа психолога будет реализоваться в коррекционно-развивающей деятельности, необходимо провести психодиагностику. Всегда дальнейшая коррекционная и развивающая работа с детьми строится на основе полученного после обследования заключения.

Коррекционно-развивающая работа психолога ведется в группах и индивидуально. В современной системе работы психолога имеются разнообразные подходы к проведению коррекционной и развивающей работы с детьми. Коррекционно-развивающее направление может быть необходимо в работе с интеллектуальной сферой, вниманием, памятью, воображением, поведенческими аспектами, личностными, эмоциональными проблемы и т. д.

Данная статья имеет в большей степени практический характер, чем теоретический и раскрывает работу педагога-психолога детского сада на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста в направлении активизации познавательной сферы. Психические процессы, с помощью которых ребенок изучает мир (а именно – восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.) развиваются по мере роста детского организма, но их так же можно совершенствовать с помощью целенаправленных упражнений. Необходимо отметить, что определенные способности, психологические навыки, психические новообразования успешнее возникают, развиваются и формируются, если создана особая среда.

Можно выделить два направления коррекционно-развивающей работы:

1) собственно развивающую, направленную на всех детей

2) психокоррекционную, ориентированную на устранение проблем определенных линий развития, выявленных у конкретных детей.

Разработка содержания развивающей и психокоррекционной работы с детьми осуществляется в рамках некоторых принципов:

1. Содержание развивающей и психокоррекционной работы прежде всего должно соответствовать тем компонентам развития ребенка, которые на данном возрастном этапе наиболее актуальны. Реализация этого принципа, позволяющего психологу выделить приоритетные направления работы с детьми опирается на знание психологических закономерностей развития психики на данном возрастном этапе.

2. Развивающая и психокоррекционная работа организуется, прежде всего, по итогам проведения психодиагностического обследования.

При организации работы в выбранном направлении педагогу-психологу следует воспользоваться системой психолого-педагогических требований и определиться в содержании работы. Для проведения коррекционно-развивающей работы психолог составляет маршрут для группы детей или для одного ребенка. Занятия, которые в своей работе использует специалист, могут быть основаны на программах и конспектах определенных авторов, а так же составлены психологом самостоятельно из отдельных упражнений, заданий и игр. Каждое упражнение, почерпнутое из какой-либо разработки, необходимо оценить с точки зрения его важности и целесообразности в зависимости от системы психолого-педагогических требований.

Приведем алгоритм построения коррекционно-развивающей работы:

1. Определение сути проблемы (организационный этап).

2. Разработка представлений о предполагаемых результатах коррекционно-развивающей работы (задачи работы).

3. Приемы и методы работы, которые соответствуют поставленным задачам. Конкретные виды коррекционной работы (упражнения, техники, задания).

Для получения положительных результатов и большей эффективности занятия следует проводить 1–2 раза в неделю. В группах- по 6 и менее человек. Время проведения занятий для детей старшего дошкольного возраста не превышает 20-30 мин.

Когда педагог-психолог приступает непосредственно к проведению таких занятий необходимо помнить, что перегрузка занятий новизной и разнообразием снижает эффективность и значимость проводимой работы. Чтобы этого не произошло, необходимо разработать общую структуру коррекционно-развивающих занятий:

-ритуал начала занятия,

-разминка, рефлексия прошлого занятия,

-основное содержание занятия,

-ритуал окончания.

Ритуал начала и окончания занятия. Это очень важный момент групповой работы, способствующий сплочению участников, созданию атмосферы группового доверия и принятия, что очень важно для плодотворной работы. Ритуалы необходимо выполнять регулярно, начиная с первого занятия.

Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, настраивает на продуктивную групповую деятельность. Она может проводиться как в начале занятия, так и между отдельными упражнениями. Разминочное упражнение надо выбирать с учетом актуальности для данной группы и предстоящей работы, потому что одни упражнения позволяют поднять настроение и настроить ребенка на работу, а другие, напротив, предназначены для снятия эмоционального напряжения.

Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений, приемов, игр, направленных на решение определенной задачи. Предпочтение необходимо отдавать многофункциональным упражнениям, в которых можно отработать много моментов, например развитие внимания, мышления, речи, социальных навыков и др. Важны также порядок предъявления упражнений, т. е. их последовательность, и их количество. Последовательность упражнений предполагает смену психофизического состояния детей: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и т. д. Упражнения надо выстраивать в порядке усложнения, от простого к сложному.

Рефлексия – это оценка занятия, которая дается на эмоциональном уровне (понравилось, не понравилось), смысловом (для чего мы это делали, что это нам дало). Рефлексия прошлого занятия дает возможность вспомнить, что интересного и познавательного было на предыдущей встрече.

         Пример разработанного занятия:

Занятие, направленное на развитие (коррекцию) познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:  развивать (корректировать) воображение, внимание, творческое мышление (мыслительные процессы обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков и др.), мелкую моторику, познавательную активность, память, восприятие, речь.

Продолжительность занятия — 25 - 30 мин.

Оборудование:

-         листы на каждого ребенка с нарисованными кругами;

-         простые и цветные карандаши для каждого ребенка;

-         мешочек с муляжами фруктов, ягод, овощей.

Ход занятия:

1) Ритуал начала занятия – 3 мин.

- Ритуал приветствия – «Дружба начинается с улыбки» (развитие доброжелательного отношения друг к другу). Стоящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

2) Разминка -5 мин.

- Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики рук, памяти, речи) - Крючки. Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом.

Цепочка. Сцепляются колечки, образованные сомкнутыми большими пальцами и мизинцами правой и левой руки.

- Массаж ушных раковин (упражнение из кинезиологической программы) - Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

3) Основное содержание занятия -18 мин.

- «Играем в противоположности» (развитие мышления, памяти, внимания, речи)- дети стоят на ковре.

Светлый – (темный)     Холодный – (горячий)                   Белый – (черный)

Чистый – (грязный)     Глубокий – (мелкий)            Горячий – (холодный)

Твердый – (мягкий)     Храбрый – (трусливый)       Медленный – (быстрый)

Сухой – (мокрый)        Новый – (старый)                  Злой – (добрый)

- «Рассказать о форме, цвете, вкусе...»- психолог достает из мешка муляжи разных фруктов, ягод и овощей - ЯБЛОКО, АРБУЗ, ОГУРЦ, РЕДИСКУ, отдает их детям, а они их описывают по определенной схеме. В конце все муляжи возвращаются в мешок.

- Игра «Преврати кружок» (развитие творческого мышления, воображения памяти, внимания, речи)- дети садятся за столы. Задание на листочках: «Превратите каждый кружок в какое-нибудь интересное, необычное изображение. Постарайтесь придумать что-то такое, что бы никто другой придумать не смог».

- Подвижная игра «Закончи слово» (развитие скорости мышления)

Дети выходят на ковер и выстраиваются в ряд перед психологом. Детям предлагается поиграть в такую игру: Психолог будет начинать слово, произнося первый слог, а дети - его заканчивать. «Отгадай, что я хочу сказать! По...». Кто первый закончил слово делает шаг вперед и остается на месте, и так все дети постепенно начинают продвигаться к ведущему игры-психологу.

1) ПО..., (половник, полотенце)                       11) ША..., (шар)

2) ЛЕ..., (лестница)                                           12) БА..., (бабушка)

3) ЗА..., (завтрак)                                              13) СО..., (сорока, собака)

4) МИ..., (минута, милиционер, министр)       14) ЛИ..., (лиса)

5) МУ..., (муравей, мусор)                               15) ЧА..., (чашка)

6) ДО..., (дом, доска)                                        16) ВО..., (ворона)

7) ЧЕ..., (черепаха)                                           17) НО..., (носки, носорог)

8) МА..., (машина, мальчик)                                     18) ПА..., (папа, паста)

9) КУ..., (курица)                                              19) ВИ..., (вишня, вилка)

10) ЗО....(зоопарк)                                            20) ДЕ..., (девочка)

4) Ритуал окончания – 4 мин.

– «Круг друзей» (развитие доброжелательного отношения друг к другу)

Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.

Психолог хвалит детей. Дети припоминают ход занятия, рассказывают об играх, в которые играли, прощаются с психологом.

xn----htbdjd0ah9an.xn--p1ai

«Преодоление гиперактивности и агрессивного поведения»

Цель:

- создать в группе атмосферу, которая будет способствовать выявлению у детей чувств и помогать говорить о них;

- развивать у детей умение управлять своим настроением;

- развивать коммуникативные навыки у дошкольников, чувство взаимопомощи и взаимоуважения;

- способствовать снятию эмоционального напряжения;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы: магнитофон с аудиозаписями, три стакана воды, блестки, кусочек глины, разноцветные кубики льда, маленькие зеркальца, черно-белые рисунки агрессивных персонажей сказок, фломастеры, текст рассказа «Мальчик-забияка», маленькие подушки.

Ход занятия психолога со старшими дошкольниками

Игра «Настоящий друг»

Цель: создание положительной атмосферы.

Под мелодию песни «Если с другом вышел в путь» дети, шагая входят в зал и поют песню:

Прекрасно в мире жить,

И по-настоящему дружить,

И в садик наш ходить,

И абсолютно всех любить.

Приветствие «Спой свое имя»

Цель: развивать у детей чувство единства, улучшить настроение, подготовить детей к сотрудничеству.

Здравствуйте, дети! Я рад вас приветствовать на нашем занятии. Давайте с вами поздороваемся таким необычным способом: каждый из вас, дети, по очереди споет свое имя. (Дети поют имена). А теперь споем все вместе каждый свое имя. (Поют).

Дети, приглашаю вас сесть в круг.

Игра «Меняем лицо»

Цель: учить детей различать эмоции по выражению лица, развивать невербальную знаковую систему.

Дети, как вы хорошо поздоровались с гостями, какие вы сегодня красивые и веселые! А хотите увидеть, какие вы красивые? Возьмите, пожалуйста, ваши зеркала, посмотрите в них и искренне улыбнитесь. Нравитесь ли вы себе? А почему вы такие красивые, веселые, улыбающиеся? (Потому что у нас хорошее настроение). Скажите, а каким еще может быть настроение? (Печальным). Возьмите, пожалуйста, ваши зеркальца и покажите на лице плохое настроение. Нравитесь ли вы себе? Почему? Какое настроение лучше? Действительно, дети, лучше, когда у нас хорошее настроение.

(Рассказ психолога)

А знаете ли вы, что наше настроение зависит от наших мыслей, которые бывают разными? Иногда они похожи на праздничный фейерверк – яркие, быстрые, как вода в этом стакане: они блестят, играют, летят. И мир вокруг кажется таким разноцветным! У нас появляются прекрасные идеи и тогда настроение у нас прекрасное. (Психолог демонстрирует стакан с водой и добавляет блестки).

Но не всегда наши мысли похожи на фейерверк. Иногда они – как озеро – спокойные и тихие, светлые-пресветлые, как отражение в чистой прозрачной воде. Когда у нас такие мысли, мы чувствуем себя уверенно и хорошо. (Психолог демонстрирует стакан с чистой, прозрачной водой).

И иногда мы чувствуем себя очень плохо, даже безобразно. То, что происходит с нами, напоминает что-то неприятное и унылое, нам грустно и плохо. И тогда наши мысли похожи на мутную воду в непогоду, как в этом стакане. (Психолог демонстрирует стакан с водой, добавляет кусочек глины и размешивает воду).

Детки, приглашаю вас сесть за столы.

Игра «Ладошки настроения»

Цель: развивать умение детей ассоциировать свое настроение с соответствующим цветом.

Дети, у вас на столах лежат разноцветные кубики льда. Давайте вместе с вами подумаем, с каким цветом можно сравнить хорошее, веселое, радостное настроение? (Желтый). А когда вы спокойны, уравновешены, уверены, то какого тогда цвета будет ваше настроение? (Зеленый). А если вы мрачные, тревожные, неуверенные? (Синий).

Сейчас каждый возьмите в руки один кубик льда, цвет которого будет соответствовать вашему настроению. Что вы чувствуете? Дети, а теперь вместе с вами создадим картину, которая будет называться «Ладошки настроения». Сейчас каждый из вас подойдет к доске и коснется ладошкой белого листа так, чтобы на нем остался отпечаток вашей ладошки. После того как картина будет создана, каждый должен рассказать, кубик льда какого цвета он выбрал и почему.

«Конкурс художников»

Цель: изменить стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и мультфильмов.

Дети, сейчас я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе художников. У каждого из вас на столах лежат черно-белые рисунки сказочных агрессивных героев. Сделаем вместе этих героев добрыми. Представьте себя художниками-волшебниками и дорисуйте героям «добрые» детали: это может быть и пушистый хвост, яркую шляпку, красивые игрушки. Затем раскрасьте свои рисунки. (Дети рисуют под тихую спокойную музыку, затем презентуют свои работы).

Игра-этюд «Грустное-веселое деревце»

Цель: упражняться в выразительности движений тела, жестов, мимики.

Уже, наверное, устали сидеть? Встанем и немножечко поиграем. (Дети становятся в круг). А знаете ли вы, дети, что веселыми и печальными могут быть не только люди, но и деревья. Сейчас мы с вами представим себя веселыми деревцами. Встанем и поднимем ручки вот так. Мы – маленькие деревца, которые своими веточками тянутся к солнцу, улыбаются ему, набираются силы. Чувствуете, какие мы крепкие, наши ножки-корешки сильные, и мы все набираемся силы. Как приятно трепещут листочки от ветра! Мы – очень радостные деревца.

Вот прилетел резкий ветрище, ударил мороз, стало очень холодно. Ножки-корешки подогнулись, деревца опустили веточки, листочки скрутились. Деревца качаются грустные-прегрустные. Холодно им, неуютно. Вот так.

Снова выглянуло солнышко. Стало тепло, и деревце повеселело. (Дети выполняют движения под сопровождение музыки).

Дети, приглашаю вас сесть на коврик. Скажите, пожалуйста, каким деревцем вам понравилось быть? Почему? Какое настроение было у вас, когда вы изображали грустное деревце?

Психологический этюд «Мальчик-забияка»

Цель: формировать положительные черты характера, хорошие отношения со сверстниками.

Сейчас я хочу вам рассказать историю, которая случилась с одним мальчиком, а вы внимательно слушайте.

Жил-был себе мальчик Ваня. Он был умный, опрятный, хорошенький, но никто с ним не дружил.

Мальчик понял, что друзей у него нет из-за того, что он всегда злой, со всеми дерется. Показывая свою силу, Ваня думал, что все будут его уважать, но получалось почему-то иначе.

Ваня одиноко ходил по улице, во дворе подходил то к одной группке детей, то к другой, но никто не принимал его к игре.

-Иди отсюда, ты – забияка, со всеми дерешься, все ломаешь. Ты нам не нужен! Иди отсюда! – говорили дети.

И вот к мальчику подошел дедушка. Заглянул в его глаза и сказал:

-Я – волшебник и знаю, как тебе помочь! Хочешь помогу?

-Хочу! – ответил Ваня.

-Я расскажу тебе, что надо сделать, чтобы все дети захотели с тобой играть. Если ты будешь выполнять волшебные правила, то все будет хорошо.

Дедушка рассказывал, а Ваня слушал и запоминал. После встречи с волшебником у мальчика все изменилось.

Обсуждение:

Почему дети не принимали Ваню в игры?

Кто помог мальчику?

Как вы думаете, о каких волшебных правилах рассказал дедушка Ване? (Дети называют правила поведения)

С кем из вас был похожий случай?

Упражнение «Убегай злость»

Цель: снять агрессию у детей.

Детки, а вы бываете злыми и рассерженными? Если с вами такое случится, я научу вас преодолевать злость.

Дети сидят на коврике, на коленях у них – подушки. Закрыв глаза, они бьют руками по подушке и говорят «Убегай злость». Так продолжается 3 минуты.

А еще, малыши, когда вы начинаете сердиться, можете спеть веселую песенку, поиграть с мячиком, рассказать про свою злость друзьям или просто тихонько полежать, слушая спокойную музыку. А сейчас лягте на коврик, примите удобное положение тела, закройте глазки, расслабьтесь.

Релаксация

Цель: обучать приемам саморасслабления.

(Дети ложатся на коврик, закрывают глаза и отдыхают 3 минуты, слушая спокойную музыку).

Ну что, детки, отдохнули? Вот и подошло к окончанию наше занятие. А теперь вместе вспомним:

Рефлексия

Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии?

Что вы для себя поняли?

Какое упражнение вам больше всего запомнилось?

Игра-прощание «Подари всем огонек хорошего настроения»

Цель: поддержать у детей положительные эмоции, формировать доброжелательное отношение к другим.

Дети, вы были умницами, хорошо справились со всеми заданиями, а теперь настало время попрощаться с нашими гостями. Давайте станем рядом друг с другом, ладошки прижмем к груди и на мгновение закроем глаза. Ой, что это? Что это за волшебные лучики бросили нам в ладошки? Быстро смыкаем ладошки. Осторожно посмотрим, что там? А там невидимые огоньки хорошего настроения. Согреем их своим дыханием. Они такие крошечные и нежные! А могут вырасти от наших улыбок. Улыбнемся друг другу. Как приятно!

А теперь давайте подарим наше хорошее настроение друг другу, вот так (дети дуют в расставленные ладони), и скажем «До свидания!».

До свидания! До следующей встречи!

Создано: 13 Март 2018 Автор: Елена Просмотров: 2723

psichologvsadu.ru

Коррекционно-развивающее занятие психолога по развитию когнитивной сферы с детьми старшего дошкольного возраста: «Веселый мяч»

Цель:

- развивать дивергентное мышление, мыслительные операции, связную речь, скорость реакции, творческие способности, память, воображение и внимание детей;

- способствовать развитию психических процессов дошкольников;

- формировать положительную учебную мотивацию и коммуникативные способности в отношениях «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый».

Вспомогательный материал: мяч, три фигуры из цветного картона: красная, желтая, синяя.

Раздаточный материал: рисунки сказочных героев для игры «Отгадайте»; бланки для корректурной пробы; цветные карандаши, листы бумаги формата А4.

Ход занятия психолога в детском саду:

Психолог. - Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, и сделаем им подарок - подарим свою улыбку. Пусть гостям станет хорошо от вашего тепла.

А теперь улыбнитесь друг другу и мне.

Психолог. Дети, посмотрите, к нам в группу закатился мяч.

- Как вы думаете, почему он к нам пришел? (Познакомиться, поиграть)

- В какие игры можно играть с мячом? (Футбол, баскетбол, катить, бросать) Давайте поиграем в игру.

Игра «Кто кем станет?»

Цель: развитие мышления, воображения, скорости реакции, обогащение словаря.

Дети становятся в круг, психолог бросает каждому ребенку мяч и задает вопрос, ребенок дает ответ и бросает мяч обратно.

- Кем будет яйцо?

- Кем будет цыпленок?

- Кем будет мальчик?

- Чем будет желудь?

- Чем будет искра?

- Кем будет гусеница?

- Чем будет мука?

- Чем будет железо?

- Чем будет глина?

- Чем будет ткань?

(Дети бросают мяч и могут давать несколько вариантов ответов)

Игра «Отгадай».

Психолог. - Мячик принес с собой карточки с изображением сказочных героев. Сейчас я раздам ​​вам эти карточки, вы посмотрите на них, но никому их не показывайте. Попробуйте рассказать, какой сказочный герой изображен на  карточке, но не называйте его. А ваши товарищи попробуют его отгадать.

Молодцы! Вы прекрасно знаете сказки. А мячик предлагает новое задание.

Упражнение «Корректурная проба»

Цель: развитие внимания, самоконтроля.

Дети раскрашивают кружочки - яблоки - на дереве в желтый, красный и зеленый цвет.

- Дети, а как вы думаете, почему на дереве плоды разного цвета? (Одни созрели, другие - еще нет).

Игра «Кричалки - шепталки - молчанки»

Цель: развитие наблюдательности, волевой регуляции, умение действовать по правилам.

Когда ведущий поднимает красную фигуру - «кричалку» - можно бегать, кричать, шуметь; желтую - «шепталку» - можно тихо передвигаться и шептать; синюю - «молчанку» - дети должны замереть на месте и не шевелиться.

Игра заканчивается сигналом «молчанка».

Игра «Найди лишнее слово»

Цель: развитие процессов мышления (классификация, обобщение).

Психолог. Мячик еще хочет с нами поиграть и предлагает следующую игру. Найдите лишнее слово и объясните, почему вы так думаете.

- Воробей, ворона, лошадь, ласточка;

- Тополь, береза, тюльпан, ель;

- Молоко, компот, чай, стол;

- Сапоги, кроссовки, перчатки, туфли;

- Стол, диван, лимон, шкаф;

- Картофель, свекла, яблоко, капуста;

- Собака, кот, медведь, коза;

- Ворона, орел, щука, синица.

Психолог. - Мячику очень понравилось с вами играть. Давайте ему на память оставим свои автопортреты, то есть нарисуем самих себя.

Дети рисуют автопортреты.

- Дети, мячику очень понравились ваши работы, посмотрите, как он обрадовался.

Итог. Рефлексия.

- А вам понравилось сегодня играть в игры?

- Какая игра вам понравилась больше всего?

А теперь давайте попрощаемся с нашим мячиком и гостями.

Создано: 15 Ноябрь 2016 Автор: Елена Просмотров: 8237

psichologvsadu.ru

Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога детского сада

Подробности

Авторы:   Журанкова В.В.,   педагог-психолог, Государственное бюджетное образовательное учреждение  детский сад №888

  Работа педагога-психолога с детьми в дошкольном образовательном учреждении осуществляется по нескольким направлениям, одно из которых – коррекционно-развивающая деятельность. Цель коррекционно-развивающего направления: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. Что бы разграничить коррекционную и развивающую работу необходимо помнить, если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Этот уровень может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского коллектива и  отдельного ребенка.

         Перед тем как работа психолога будет реализоваться в коррекционно-развивающей деятельности, необходимо провести психодиагностику. Всегда дальнейшая коррекционная и развивающая работа с детьми строится на основе полученного после обследования заключения.

Коррекционно-развивающая работа психолога ведется в группах и индивидуально. В современной системе работы психолога имеются разнообразные подходы к проведению коррекционной и развивающей работы с детьми. Коррекционно-развивающее направление может быть необходимо в работе с интеллектуальной сферой, вниманием, памятью, воображением, поведенческими аспектами, личностными, эмоциональными проблемы и т. д.

Данная статья имеет в большей степени практический характер, чем теоретический и раскрывает работу педагога-психолога детского сада на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста в направлении активизации познавательной сферы. Психические процессы, с помощью которых ребенок изучает мир (а именно – восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.) развиваются по мере роста детского организма, но их так же можно совершенствовать с помощью целенаправленных упражнений. Необходимо отметить, что определенные способности, психологические навыки, психические новообразования успешнее возникают, развиваются и формируются, если создана особая среда.

Можно выделить два направления коррекционно-развивающей работы: 1) собственно развивающую, направленную на всех детей, и 2) психокоррекционную, ориентированную на устранение проблем определенных линий развития, выявленных у конкретных детей.

Разработка содержания развивающей и психокоррекционной работы с детьми осуществляется в рамках некоторых принципов:

1. Содержание развивающей и психокоррекционной работы прежде всего должно соответствовать тем компонентам развития ребенка, которые на данном возрастном этапе наиболее актуальны. Реализация этого принципа, позволяющего психологу выделить приоритетные направления работы с детьми опирается на знание психологических закономерностей развития психики на данном возрастном этапе.

2. Развивающая и психокоррекционная работа организуется, прежде всего, по итогам проведения психодиагностического обследования.

При организации работы в выбранном направлении педагогу-психологу следует воспользоваться системой психолого-педагогических требований и определиться в содержании работы. Для проведения коррекционно-развивающей работы психолог составляет маршрут для группы детей или для одного ребенка. Занятия, которые в своей работе использует специалист, могут быть основаны на программах и конспектах определенных авторов, а так же составлены психологом самостоятельно из отдельных упражнений, заданий и игр. Каждое упражнение, почерпнутое из какой-либо разработки, необходимо оценить с точки зрения его важности и целесообразности в зависимости от системы психолого-педагогических требований.

Приведем алгоритм построения коррекционно-развивающей работы:

1. Определение сути проблемы (организационный этап).

2. Разработка представлений о предполагаемых результатах коррекционно-развивающей работы (задачи работы).

3. Приемы и методы работы, которые соответствуют поставленным задачам. Конкретные виды коррекционной работы (упражнения, техники, задания).

Для получения положительных результатов и большей эффективности занятия следует проводить 1–2 раза в неделю. В группах- по 6 и менее человек. Время проведения занятий для детей старшего дошкольного возраста не превышает 20-30 мин.

Когда педагог-психолог приступает непосредственно к проведению таких занятий необходимо помнить, что перегрузка занятий новизной и разнообразием снижает эффективность и значимость проводимой работы. Чтобы этого не произошло, необходимо разработать общую структуру коррекционно-развивающих занятий:

-ритуал начала занятия,

-разминка, рефлексия прошлого занятия,

-основное содержание занятия,

-ритуал окончания.

Ритуал начала и окончания занятия. Это очень важный момент групповой работы, способствующий сплочению участников, созданию атмосферы группового доверия и принятия, что очень важно для плодотворной работы. Ритуалы необходимо выполнять регулярно, начиная с первого занятия.

Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, настраивает на продуктивную групповую деятельность. Она может проводиться как в начале занятия, так и между отдельными упражнениями. Разминочное упражнение надо выбирать с учетом актуальности для данной группы и предстоящей работы, потому что одни упражнения позволяют поднять настроение и настроить ребенка на работу, а другие, напротив, предназначены для снятия эмоционального напряжения.

Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений, приемов, игр, направленных на решение определенной задачи. Предпочтение необходимо отдавать многофункциональным упражнениям, в которых можно отработать много моментов, например развитие внимания, мышления, речи, социальных навыков и др. Важны также порядок предъявления упражнений, т. е. их последовательность, и их количество. Последовательность упражнений предполагает смену психофизического состояния детей: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и т. д. Упражнения надо выстраивать в порядке усложнения, от простого к сложному.

Рефлексия – это оценка занятия, которая дается на эмоциональном уровне (понравилось, не понравилось), смысловом (для чего мы это делали, что это нам дало). Рефлексия прошлого занятия дает возможность вспомнить, что интересного и познавательного было на предыдущей встрече.

         Пример разработанного занятия:

Занятие, направленное на развитие (коррекцию) познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:  развивать (корректировать) воображение, внимание, творческое мышление (мыслительные процессы обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков и др.), мелкую моторику, познавательную активность, память, восприятие, речь.

Продолжительность занятия — 25 - 30 мин.

Оборудование:

-         листы на каждого ребенка с нарисованными кругами;

-         простые и цветные карандаши для каждого ребенка;

-         мешочек с муляжами фруктов, ягод, овощей.

Ход занятия:

1) Ритуал начала занятия – 3 мин.

- Ритуал приветствия – «Дружба начинается с улыбки» (развитие доброжелательного отношения друг к другу). Стоящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

2) Разминка -5 мин.

- Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики рук, памяти, речи) - Крючки. Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом.

Цепочка. Сцепляются колечки, образованные сомкнутыми большими пальцами и мизинцами правой и левой руки.

- Массаж ушных раковин (упражнение из кинезиологической программы) - Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

3) Основное содержание занятия -18 мин.

- «Играем в противоположности» (развитие мышления, памяти, внимания, речи)- дети стоят на ковре.

Светлый – (темный)     Холодный – (горячий)                   Белый – (черный)

Чистый – (грязный)     Глубокий – (мелкий)            Горячий – (холодный)

Твердый – (мягкий)     Храбрый – (трусливый)       Медленный – (быстрый)

Сухой – (мокрый)        Новый – (старый)                  Злой – (добрый)

- «Рассказать о форме, цвете, вкусе...»- психолог достает из мешка муляжи разных фруктов, ягод и овощей - ЯБЛОКО, АРБУЗ, ОГУРЦ, РЕДИСКУ, отдает их детям, а они их описывают по определенной схеме. В конце все муляжи возвращаются в мешок.

- Игра «Преврати кружок» (развитие творческого мышления, воображения памяти, внимания, речи)- дети садятся за столы. Задание на листочках: «Превратите каждый кружок в какое-нибудь интересное, необычное изображение. Постарайтесь придумать что-то такое, что бы никто другой придумать не смог».

- Подвижная игра «Закончи слово» (развитие скорости мышления)

Дети выходят на ковер и выстраиваются в ряд перед психологом. Детям предлагается поиграть в такую игру: Психолог будет начинать слово, произнося первый слог, а дети - его заканчивать. «Отгадай, что я хочу сказать! По...». Кто первый закончил слово делает шаг вперед и остается на месте, и так все дети постепенно начинают продвигаться к ведущему игры-психологу.

1) ПО..., (половник, полотенце)                       11) ША..., (шар)

2) ЛЕ..., (лестница)                                           12) БА..., (бабушка)

3) ЗА..., (завтрак)                                              13) СО..., (сорока, собака)

4) МИ..., (минута, милиционер, министр)       14) ЛИ..., (лиса)

5) МУ..., (муравей, мусор)                               15) ЧА..., (чашка)

6) ДО..., (дом, доска)                                        16) ВО..., (ворона)

7) ЧЕ..., (черепаха)                                           17) НО..., (носки, носорог)

8) МА..., (машина, мальчик)                                     18) ПА..., (папа, паста)

9) КУ..., (курица)                                              19) ВИ..., (вишня, вилка)

10) ЗО....(зоопарк)                                            20) ДЕ..., (девочка)

4) Ритуал окончания – 4 мин.

– «Круг друзей» (развитие доброжелательного отношения друг к другу)

Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.

Психолог хвалит детей. Дети припоминают ход занятия, рассказывают об играх, в которые играли, прощаются с психологом.

 

Литература:

1. Савенков А, Савенкова Н. «Обучение одаренных детей в учебно-воспитательном комплексе», Москва, «Прометей» 1998.

2. Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников», М., «Сфера», 2003

3. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников», Ярославль, Академия развития, 2004.

4. Цукарь А. «Уроки развития воображения», Москва, «Айрис- пресс», 2000г.

journal.preemstvennost.ru