Конспект урока по окружающему миру 2 класс " В гости к Осени". Конспект урока 2 класс в гости к осени школа россии


Конспект урока по окружающему миру 2 класс " В гости к Осени".

Урок по окружающему миру

во 2 классе

Тема: «В гости к осени. Живая и неживая природа осенью».

Подготовила учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1 Г. Зубцова

Андреева Светлана Александровна.

Цель урока: 1. Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе.

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока.

Личностные: формируем желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

Познавательные: формируем умение самостоятельно находить необходимую информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде таблицы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: формируем умение поставить учебную цель, задачу урока на основе того, что уже известно, и усвоено; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: формируем умение делать        выводы в результате совместной работы, слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Формы работы на уроке: групповая, коллективная, парная.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация в программе Power Point ,учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова 2 класс, рабочая тетрадь к учебнику , карточки с заданиями для групповой работы и для работы в парах.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, жёлтыми листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.

  1. Актуализация знаний

-Учитель читает стихотворение А.С. Пушкина

Уж небо осенью дышало,Уж реже солнышко блистало,Короче становился день,Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.Ложился на поля туман,Гусей крикливый караван тянулся к югу:Приближалась довольно поздняя пора; Стоял ноябрь уж у двора. (Слайд №2)

-О чём говорится в стихотворении А.С. Пушкина? (Об осени)

-Давайте проверим, помните ли вы названия осенних месяцев.

Я читаю пословицу, а вы определяете, о каком месяце идёт речь.

1. КРАСНО ЛЕТО ПРОВОЖАЕТ, ОСЕНЬ ЗОЛОТУЮ ВСТРЕЧАЕТ (слайд №3)

2. ЗЕМЛЮ ПОКРОЕТ, ГДЕ ЛИСТОМ, ГДЕ СНЕЖКОМ.

3. В ОСЕННЕЕ НЕНАСТЬЕ СЕМЬ ПОГОД ВО ДВОРЕ: СЕЕТ, ВЕЕТ, КРУТИТ, МУТИТ, РВЕТ, СВЕРХУ ЛЬЕТ И СНИЗУ МЕТЕТ.

III. Формулирование темы и целей урока

– Попробуйте определить, о чём пойдет речь на уроке? (Предположение учащихся.)

-Тема нашего урока называется «В гости к Осени» (открывается (слайд №4)) А точнее сказать она к нам сама пришла в наши края! Сегодня она заглянула к нам в класс и оставила корзину с разноцветными листьями, которые я разложила вам на парты. ( У каждого ученика лежат по 3 листочка: красный, жёлтый и зелёный для самооценки.)

-Прочитайте целевые установки в рубрике «Что узнаем, чему научимся»

Дети читают учебник на с.36.

IV. Изменение в природе.

- Итак, сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью в неживой и живой природе.

- Как вы думаете, где сначала происходят изменения: в неживой или живой природе? ( В неживой)

1. Осенние изменения в неживой природе

– Ребята, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.) Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом и сразу же, путем исследования, определить осенние изменения. ( Заполнение таблицы в парах, проверка по слайду№5)

КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ ПОГОДА ОСЕНЬЮ?

лето

осень

ОБЛАЧНОСТЬ

Небо чистое, лишь кое-где небольшая облачность.

Небо затянуто облаками. Оно кажется низким

ВЕТЕР

Теплый, не порывистый.

Холодный, порывистый

ОСАДКИ

Дожди кратковременны, теплые, часто бывают грозы.

Дожди затяжные, холодные, мокрый снег

ТЕМПЕРАТУРА

ВОЗДУХА

Тепло, много ясных дней, солнце высоко

Температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно, пасмурно.

Делаются выводы:

а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно). ( Слайд №6)

Работа по учебнику с.36-37

Делается вывод: Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе. ( Слайд №7)

V.Физкультминутка

Мы листочки осенние,

Дети выходят из-за парт.

На веточках мы сидим.

Приседают на корточки.

Дунул ветер — полетели,

Встают на носки, резко подняв руки вверх.

Мы летели, мы летели

Плавные махи руками с продвижением вперед, присесть, опустить руки на землю

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

Встают, взмахнув руками, кружатся на месте.

И за парту тихо сели.

2. Осенние изменения в живой природе

2. -Что изменилось осенью в жизни растений и животных вы сможете ответить сами, поработав в группе. Во время обсуждения звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь»

1 группа - растения

2 группа - птицы

3 группа - звери

Ответив на вопросы, вы расскажите об осенних изменениях в живой природе.

1 группа:

- Определите, как выглядят растения осенью, поставьте +, если можно ответить «да».

Лиственные деревья сохраняют листву?

Хвойные деревья сохраняют иголки?

Травы зеленые?

2 группа:

- Рассмотрите рисунок в учебнике на с.38 и ответьте на вопросы:

- Как называются такие птицы? (перелётные)

- Каких ещё перелётных птиц вы знаете?

- Почему птицы улетают на юг? Чем питаются птицы? (Насекомыми и семенами)

. Все ли птицы улетают осенью в тёплые края? Какие остаются и как они себя ведут.

-Назовите птицу. ( Картинка птицы)

-К какой группе птиц ее можно отнести?

-Подумайте, нуждаются ли птицы в нашей помощи?

3 группа:

Медведь не делают запасы

Белка меняет цвет шерсти

Заяц ложится в спячку

Лиса делает запасы

Выступления от групп. Обобщение ответов (слайд №8)

1группа:

Лиственные деревья сбрасывают листву, травы отмирают, хвойные деревья остаются зелеными

2группа

С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно плодов и семян. Поэтому птицы улетают в тёплые края - туда, где есть корм.

Оседлые птицы остаются зимовать.

3 группа

Медведь не делают запасы

Белка меняет цвет шерсти

Заяц ложится в спячку

Лиса делает запасы

VI. Рефлексия.

- Какие изменения происходят природе с приходом осени? (слайд №9)

Солнышко поднимается невысоко, плохо греет.

Чаще идут дожди.

Похолодало.

Улетают на юг птицы.

Звери готовятся к зиме.

Желтеют и краснеют листья.

Листопад.

VII. Самооценка детьми собственной деятельности на уроке.

Учитель предлагает детям оценить свою работу на уроке при помощи листьев трёх цветов: зелёный — всё получилось, всё запомнил; желтый — были трудные задания, не всё получалось; красный — я ничего не понял, мне нужна помощь.

Оценивают собственную деятельность и результативность работы на уроке при помощи разноцветных листочков (поднимают листочки).

-Заканчивается наш урок, и наше сегодняшнее путешествие в гости к Осени.

- Оно вам понравилось?

-Ребята! А мне понравилась ваша работа на уроке!

-Вы отвечали дружно и активно, поэтому работа получилась успешной! Молодцы!

VIII. Домашнее задание

Учебник – с.36-39

Рабочая тетрадь с. 28-29 задание № 3; № 4

Закончить урок можно стихотворением

Осень

Константин Бальмонт.

Поспевает брусника,Стали дни холоднее,И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетаютПрочь, за синее море.Все деревья блистаютВ разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,Нет в цветах благовонья.Скоро Осень проснетсяИ заплачет спросонья

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по окружающему миру "В гости к осени" 2 класс

ГАОУ СПО НСО «Черепановский педагогический техникум»

Конспект урока по Окружающему миру 2 «Б» класс

Дата проведения: 24.09.2015 Место проведения: МОУ СОШ №3 Студент: Бердникова С.С Методист: Иванова Е.В Учитель: Михалёва С.В

Тема урока: В гости к осени

Тип урока: урок закрепления

Цель: познакомить с осенними изменениями в природе;

Универсальные учебные действия:

Личностные: доброжелательное отношение к окружающему.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объектами.

Коммуникативные: формулировать ответы на вопросы.

Регулятивные: планировать свои действия в течении урока.

Ресурсы: учебник 2 класс «Окружающий мир» Плешаков

2015

Структура

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Оргмомент

-Здравствуйте ребята, меня зовут Светлана Станиславовна, и я сегодня проведу у вас урок окружающего мира.

-проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.

  1. Актуализа-ция знаний

-Что вы изучали на прошлом уроке?

На прошлом уроке, вы изучали погоду. Давайте мы с вами отгадаем загадки. Что бы вспомнить явления природы.

-Как называется сильный ветер со снегом? (метель) слайд 1

-Он давно по окнам лупит,

Видно капли из-за штор,

Если мама зонтик купит-

Я смогу пойти во двор. (дождь) слайд2

-Он спустился утром рано

Белый, белый и густой

Воздух вымазан сметаной

Отгадай, кто он такой? (туман)

слайд 3

-Он вчера совсем не дул,

Флигель даже отдохнул,

А теперь он просто шквал!

Как бы флигель не сломал. (ветер)

Слайд 4

Молодцы ребята! Вот мы с вами и вспомнили явления природы.

Слайд 5

Скажите, это живая природа, или не живая?

Отгадывают загадки

  1. Изучение нового материала

-Послушайте музыку, и предположите, о чём пойдёт речь на нашем уроке.

Аудиозапись

Инструментальная «Приход осени»

-Правильно, это осень. Сегодня мы с вами пойдём «в гости к осени». Это будет не экскурсия, потому что на улице плохая погода, это будет воображаемый урок-экскурсия.

Слайд 6

-Что вы знаете об осени?

-А какая же погода осенью?

-Сколько месяцев длится осень? Назовите их по порядку. Слайд 7

-Какие приметы осени вы наблюдали?

-Световой день укорачивается, утро наступает позже, а вечер раньше.

-Понижается температура воздуха, становится холоднее с каждым днём.

-Солнечный день становится всё меньше, нередко небо скрывают облака и тучи.

-Всё чаще на улице идёт дождь, и дует ветер.

-Ветер стал сильнее и холоднее, воздух наполнен сыростью.

Слайд 8

-Скажите, то что мы с вами перечислили, это живая природа, или не живая?

Слайд 9

-А какого же цвета осень?

-Летом вокруг было много зелёного цвета. А осенью на короткое время вспыхнули самые разные краски. Кажется, что весь мир состоит из ярких, разноцветных листьев. Краски нам эти дарят растения.

  1. Игра «Я диктор»

-А теперь поговорим о погоде осенью. Давайте поиграем в игру. Я буду диктором: расскажу о погоде осенью, а вы скажете, когда такая погода бывает: в начале осени или в конце.

-Уважаемые радиослушатели! Сегодня солнечная, тёплая погода. Лёгкий ветерок раскачивает ветки деревьев, небо безоблачно. Дождь не ожидается в течении всего дня. Температура воздуха 10-12 градусов тепла.

-Уважаемые радиослушатели! Сегодня холодная, дождливая погода, порывистый ветер. Температура воздуха 2-3 градуса выше нуля.

-А почему люди слушают по радио и по телевизору прогноз погоды?

Верно, люди выбирают одежду в зависимости от погоды.

Итак, какие же изменения в живой природе происходят осенью?

1) Что вы знаете о растениях.

-Листья на деревьях теряют зелёный цвет, становятся сухими.

-Трава пожухла, а цветы завяли.

-Листья срываются с деревьев и опадают.

-какие деревья сбрасываю листву?

Какие растения остаются зелеными. Почему?

Осенью все деревья сбрасывают свою листву, а лесная красавица ёлка, так и стоит всю зиму зелёная и нарядная. Правду говорят: зимой и летом одним цветом.

На самом деле зелёные хвоинки-иголки- это видоизменённые листья. Хвоинки такие маленькие и на ели их так много, что если елка сбросит свой колючий наряд, её не хватит весны, чтобы вновь одеться в густую хвою. И всё же ёлка, как и все хвойные деревья, меняет свой зелёный наряд, но делает это очень медленно. Для того чтобы сменились все старые иголки, должно пройти около 9 лет.

Ель имеет различные формы, различающиеся цветом хвои, типом кроны, а так же размером. К тому же ель сохраняет свою декоративность круглый год, поэтому сады, в которых она произрастает, никогда не выглядят тусклыми и безжизненными.

2)Что вы знаете о птицах?

-Как ведут себя птицы?

-Какие улетают на юг?

-Какие остаются зимовать?

3)Что вы знаете о зверях?

-Кто впадает в спячку?

-Какие животные делают запасы на зиму?

4)Как ведут себя насекомые?

А чем занимаются люди осенью?

(Собирают урожай, проводятся работы на участках, перекапывается почва с добавлением органических удобрений, высаживаются некоторые культуры, утепляются грядки с многолетними растениями)

Итог подводим: показываем видеоролик об осени.

-Итак, какие же изменения в живой и неживой природе происходят осенью?

Видеоролик

Слушают аудиозапись

Осень

3 месяца, сентябрь, октябрь, ноябрь.

Жёлтый, красный, зелёный, коричневый, чёрный

Начало осени

Конец осени

  1. Физминутка

Ёлочки-пенёчки

  1. Закрепление изученного материала

-А сейчас мы с вами заполним вот такую таблицу.

Загадки

  1. Зиму всю зарывшись в стог

Спит колючий колобок(ёж)

  1. Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам

Он в шубке серенькой зимой

А в рыжей шубке летом.(белка)

  1. Кто осенью холодной,

Ходит хмурый и голодный.(волк)

  1. Меньше тигра, больше кошки

Над ушами кисти-рожки

С виду кроток, но не верь

Страшен в гневе этот зверь!(рысь)

  1. Зимой беленький, а летом серенький

Никого не обижает, а всех сам боится.(заяц)

  1. Осень, лето ль на дворе

Он всегда сидит в норе!

Дни и ночи напролёт

Роет землю сонный… (крот)

  1. Косолапый и большой

Спит в берлоге он зимой

Любит шишки, любит мёд

Ну-ка, кто же назовёт?(медведь)

  1. Родственники домашней хрюшки

Хоть такие есть и ушки

С пятачком. Большой. Всеядный

А ещё он дикий, стадный.(кабан)

  1. Посмотрите-ка какая-

Вся горит, как золотая

Ходит в шубке дорогой

Хвост пушистый и большой.(лиса)

  1. Итог урока

Что сегодня изучили на уроке? Что вам было уже известно, а что вы узнали?

Что же происходит в неживой природе осенью?

Что происходит в живой природе осенью?

Что делает человек осенью?

  1. Рефлексия

Для последнего этапа нам понадобятся цветные карандаши:

Зелёный и жёлтый цвет, если вам понравился урок поднимите жёлтый карандаш. Если не понравился, то жёлтый.

infourok.ru

Конспект урока окружающий мир 2 класс " В гости к осени"

Конспект урока

Тема : В гости к осени

Класс: 2 а

Выполнила: учитель начальных классов Краснова Мария Александровна

Оборудование: учебник, фотографии, рисунки , презентация « В гости к осени».

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний

Заунывный ветер гонит,

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрой,

За листком летит листок,

И струёй, сухой и острой;

Набегает холодок,

Полумрак на всё ложится,

Налетев со всех сторон,

С криком в воздухе кружится

Стая галок и ворон….

(Н.А.Некрасов)

- А каком времени года говорится в этом стихотворении? (об осени)

- Изменилась ли природа с приходом осени? (да)

- Предположите о чем мы будем говорить на уроке (об осенних изменениях в природе)

- Скажите какая бывает природа? (живая и неживая)

- Какие учебные задачи поставим перед собой? (Узнать об осенних явлениях в живой природе и об осенних явлениях в неживой природе)

III. Изучение нового материала

- Сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью в неживой и живой природе, о том, как животные готовятся к наступлению зимы

- Назовите предметы относящиеся к неживой природе? ( облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах)

- Какие изменения произошли в неживой природе с приходом осени?

- Вспомним погоду летом и сразу же, путем сравнения определите осени изменения (работа в пара с карточками)

1. Облака – летом практически нет, а если есть, то они свежие, легкие, осенью чаще небо затянуто облаками и просветы лишь иногда.

2. Осадки- летом дожди кратковременные и теплые, а осенью дожди затяжные и холодные

3. Небо – летом голубое, а осенью серое

4. Ветер- летом легкий, теплый, а осенью резкий, порывистый, холодный

5. Солнце – летом ярко на улице тепло, осенью почти не видно из-за облаков, на улице прохладно

6. Вода в водоеме – летом теплая, осенью холодная, позже покрывается льдом.

- Вы назвали осенние изменения в неживой природе основываясь на свои наблюдения. Давай те дополним наши таблицы.

СЛАЙД 1 , 2

Летом солнце высоко поднималось в небе, дни были длинными. Поэтому земля получала много тепла. Осенью солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче, чем летом. Поэтому ПОХОЛОДАЛО

СЛАЙД 3

Однажды утром вы посмотрите в окно и увидите, что земля, трава и крыши домов побелели. Это ИНЕЙ. Появился иней – значит на улице легкий морозец – ЗАМОРОЗКИ

СЛАЙД 4.

Над рекой, озером, прудом всё чащи нависают густые туманы.

СЛАЙД 5

Но ранней осенью часто стоят теплые сухие дни. В эти дни мы как бы провожаем лето, прощаемся с ним.

СЛАЙД 6

Поздняя осень бывает холодной, дождливой. Иногда идет мокрый снег. В это время во всём чувствуется приближение зимы. В самом конце осени происходит ледостав- реки, озера, пруды покрываются льдом.

- А теперь давайте поиграем. Я буду диктором: расскажу о погоде осенью, а вы скажите, когда такая погода бывает: в начале осени или в конце.

  • Уважаемые радиослушатели! Сегодня солнечная, теплая погода. Легкий ветерок раскачивает ветки деревьев, небо безоблачно. Дождь не ожидается в течение всего дня. Температура воздуха 10-12 градусов тепла.(Начало осени)

  • Уважаемые радиослушатели! Сегодня холодная, дождливая погода, порывистый ветер. Температура воздуха 2-3 градуса выше нуля. (Конец осени)

- Хорошо. Молодцы!

СЛАЙД 7

Иван Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимания какие краски он увидел в лесу:

Лес точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной…

- С чем сравнивает лес И.Бунин?

-Почему?

- Что означает слово листопад?

На всех ли деревьях одновременно начинается листопад

- Какие деревья раньше сбрасывают листья? (липа, береза, клен)

- Какие деревья не сбрасывают листву? (хвойные)

СЛАЙД 8

- Как вы думаете, почему же природе происходит листопад?

СЛАЙД 9

- Кто догадается, почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелеными круглый год?

Физкультминутка

Мы листочки осенние, на ветках мы сидели

На ветках мы сидели, дунул ветер- полетели,

Мы летели, мы летели и на землю тихо сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

Закружились, полетели и на землю тихо сели

СЛАЙД 10

- Посмотрите на картинку о каких осенних изменения мы с вами еще не поговорили? ( о насекомых)

- Каких насекомых вы наблюдали летом?

-Больше или меньше их стало с приходом осени?

- У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением температуры в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места , другие зимуют в стадии личинки или куколки.

С насекомыми тесно связана жизнь птиц

- Подумайте, почему?

СЛАЙД 11

-Поэтому многие птицы покидают наши края.

- Как называются такие птицы? (перелетные)

- Каких перелетных птиц вы знаете? ( журавль, ласточка, соловей, дрозд)

СЛАЙД 12

- Как называются птицы которые остаются в наших краях (зимующие)

СЛАЙД 13

- Каких зимующих птиц вы знаете (воробей, дятел, ворона, голубь, синица)

- Как мы можем помочь этим птицам зимой?

- А как животные готовятся к зиме?

- У вас на партах лежать карточки, в ней написано письмо. Прочитайте

- Обсудите в паре какое животное прислало вам письмо?

- Какое изменение произошло с ним с приходом осени?

Текст1

А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. Свою добычу находим без всяких уловок, нос и уши помогают.(ЛИСА)

Текст2

Осенью у нас забот не мало. Надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но что бы спокойно проспать до весны, нам нужно накопить запас жира. (МЕДВЕДЬ)

Текст 3

Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам, так безопасней, веточками деревьев, корой с их стебель. (ЗАЯЦ).

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного материала

- А каком времени года мы сегодня говорили (осень) (КАРТОЧКА осень)

Вспомните задачи, поставленные в начале урока.

- Что происходит с температурой воздуха (похолодание) (КАРТОЧКА похолодание)

- Какие изменения происходят с деревьями? (листопад) (КАРТОЧКА листопад)

- Что происходит с водоемами? (замерзают, ледостав) (КАРТОЧКА ледостав)

- Какие особенности в жизни насекомых? (Исчезают, прячутся) ( КАРТОЧКА исчезают насекомые)

- Какие осенние изменения у птиц? (улет птиц) (КАРТОЧКА улет птиц)

- Как осень влияет на жизнь животных? (КАРТОЧКА меняют шерсть, впадают в спячку)

V. Итоги урока. Рефлексия

- Ребята вам понравилось путешествовать по осенней стране?

- Оцените свою работу на уроке. Поднимите сигнальные карточки.

infourok.ru

Урок окружающего мира. 2 класс Тема: «В гости к осени».

Урок окружающего мира. 2 класс

Тема: «В гости к осени».

Тип урока: урок формирования новых умений и навыков.

Цели:

  • дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе;

  • учить рассуждать, сравнивать, делать выводы, опираясь на жизненный опыт;

  • работать над развитием речи;

  • воспитывать любовь к природе.

  • прививать любовь к народным приметам и народным традициям Руси

  • повышать познавательную активность учащихся,

  • способствовать выработке самооценки у учащихся,

  • создавать комфортную среду обучения.

Планируемые результаты:

Учащиеся осознают ценность природы для жизни человека и для себя лично; научатся наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в неживой природе.

Оборудование:

Учебник, стихи, карточки с пословицами и названиями месяцев, аксессуары к сценке

Ход урока:

  1. Организационный момент

Звучит текст:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

А. Пушкин

О чём говорится в этом стихотворении? (Об осени)

Предположите о чём мы будем говорить на уроке. (Ответы детей)

  1. Актуализация знаний.

- Мы с вами уже много говорили об этом сказочном времени года.

А сегодня подведём итоги и сделаем выводы, а также узнаем много нового и интересного.

- Но ведь в гости не ходят с пустыми руками.

Домашнее задание было нарисовать осенний пейзаж, на котором нужно было показать осенние признаки. (Ребята показывают рисунки)

( На своём рисунке я изобразил….небо, Осадки, солнце, погода, птицы, листья.)

  1. Работа по теме урока

Беседа.

Подарки осени очень понравились. Мы отправляемся в гости к осени и первым нас встречают. А кто догадайтесь сами. (Выходят дети с табличками)

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят.

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ,

Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

Объясните, почему вы решили, что это сентябрь?

Пословица говорит: «Холоден сентябрь да сыт». Почему?

(Много овощей и фруктов)

Все мрачней лицо природы,

Почернели огороды, оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса.

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к нам явился? (октябрь)

Объясните, почему вы решили, что это октябрь?

В народе этот месяц называют листопадником. Почему? (в этом месяце опадают листья)

Поле черно – белым стало,

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц подскажи? (ноябрь)

Объясните, почему вы решили, что это ноябрь?

В народе говорят «Ноябрь капризен – то плачет, то смеётся». Почему?

(происходит частая смена солнечных лучей и дождливых дней)

Физминутка.

А сейчас представьте что вы – осенние листочки.

Мы осенние листочки

Мы осенние листочки

Мы на веточке сидели,

Ветер дунул – полетели.

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок

Мы присели все в кружок.

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

- Ребята, а какой месяц сейчас у нас?

14 октября на Руси издавна праздновали праздник Покрова Божьей Матери. К этому дню укрепляли дома и сараи. В этот день россияне начинали готовиться к зиме. Покров землю покроет, где листочком, а где снежком.

Давайте и мы заглянем в одну из русских изб и послушаем разговор деда, бабы и внучки. О чем они говорят? Послушайте и запомните.

СЦЕНКА

Внучка: Бабушка, а если журавли улетают до Покрова, это к чему?

Бабушка: К ранней зиме, внучка.

В: Дедушка, а если ветер в этот день будет северный или восточный?

Д: К холодной зиме, внучка.

В: Интересно, дедушка, а ветер подует в разные стороны, что тогда будет?

Д: Если ветер подует южный – к теплой зиме, а если западный – к сильному снегу в зиму. Ну а если ветер будет переменный, то и зиму жди непостоянную.

В: С ветром понятно, а что еще можно ожидать от Покрова, бабушка?

Б: Посмотри в окно, внучка. Если к этому дню береза и дуб останутся без листьев – быть теплой зиме, а если нет, то к холодной.

С Покрова начинались веселые ярмарки. Вот и мы сейчас отправимся с вами на ярмарку. Составить пословицу из двух частей.

Ярмарка пословиц об осени:

Лето со снопами – осень с пирогами.

Придёт осень за всё спросит.

От осени к лету поворота нету.

Лето со снопами осень с пирогами.

3.Работа с учебником:

Откроем учебник на страницк 36-37

Сегодня на уроке, мы ещё узнаем какие осенние изменения происходят в неживой природе.

. Читаем абзацами.

Что мы узнали в этом абзаце?

Какое слово выделено в абзаце?

Что обозначает это слово?

Работа с новыми словами (похолодало, иней, туманы, ледостав, заморозки)

Туман - природное явление скопление воды в воздухе в виде водяного пара.

Заморозки – понижение температуры воздуха и почвы ниже 0 градусов.

Иней – тонкий слой ледяных кристаллов образующихся благодя испарениям на охлаждающейся поверхности.

Работа с рисунками в учебнике на стр. 36-37

- Расскажите, какие осенние явления в неживой природе родного края вам удалось понаблюдать?

-

4.Рефлексия.

Ребята, сейчас посмотрим, с каким настроением вы заканчиваете урок. На доске замечательное дерево. Отличное настроение зелёный листочек, желтый – хорошее, красный – тревожное.

За что бы вы себя похвалили

Что показалось особенно интересным

На сегодняшнем уроке я узнал

5. Итог урока.

-Какие серьёзные изменения происходят осенью в природе?

Домашнее задание: Учебник стр. 36-37 . Понаблюдать за явлениями неживой природы утром, когда идёте в школу и днём во время прогулки.

Оценки за урок

infourok.ru

" В гости к осени." ( 2 класс.)

В гости к осени

Составила:

учитель начальных классов

Ильина О.Г.

Когда это бывает ?

Утром мы во двор идём - Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят...

осень

Сравним два времени года:

лето и осень.

Что изменяется в природе с наступлением осени ?

Неживая природа

Летом солнце высоко поднималось в небе, дни были длинными. Поэтому земля получала много тепла.

Осенью солнце поднимается в небе не так высоко,

дни становятся короче, чем летом. Поэтому похолодало.

Осенью грозы становятся редкими, а затем и совсем прекращаются. Осенние дожди не похожи на летние,

они мелкие, моросящие, затяжные.

Первые заморозки обычно бывают в начале сентября.

А ближе к середине сентября бывает последняя гроза.

Над рекой, озером, прудом всё чаще нависают густые туманы.

Живая природа

Пришла осень. Всё меньше и меньше становится корма.

Ведь насекомые исчезают, травянистые растения увядают. Поэтому в конце лета и осенью многие птицы улетают

в тёплые края, где корма достаточно.

  • Но не все птицы осенью улетают. Те, которые проводят зиму у нас, называются зимующими .
  • Это синицы, поползни, сойки, дятлы… Они не улетают потому, что и зимой могут найти себе корм. Некоторые из них, например, сойки и поползни, осенью делают запасы корма.

Осенью звери как бы переодеваются – линяют. Вместо негустой летней шерсти осенью вырастает новая – густая, пушистая.

Некоторые звери осенью запасают на зиму корм. Например, белки, прячут в укромных местах жёлуди,

орехи, грибы. Бобры заготавливают много веток, уносят их под воду и складывают в кучу около своего жилья. Мыши запасают в норках жёлуди, орехи, зёрна хлебных растений.

Некоторые звери осенью запасают на зиму корм. Например, белки, прячут в укромных местах жёлуди,

орехи, грибы. Бобры заготавливают много веток, уносят их под воду и складывают в кучу около своего жилья. Мыши запасают в норках жёлуди, орехи, зёрна хлебных растений.

Но есть и такие звери, которые всю зиму спят. Запас корма им не нужен. Ёж делает в ямке на земле небольшое гнездо из сухой листвы, травы, мха. В нём он и залегает в спячку до весны.

Спит зимой и медведь. Поздней осенью он выбирает в лесу

глухой уголок, где много упавших деревьев,

и там устраивает себе берлогу.

Внимание!

Осенний кроссворд

1

п

2

3

о

п

з

м

4

л

к

и

р

о

з

о

а

д

и

х

ь

е

с

о

5

6

н

о

а

в

7

т

т

д

е

о

я

л

с

о

я

о

н

е

п

д

г

у

а

н

а

т

8

м

д

н

2. Солнце поднимается не так высоко, дни становятся короче, и началось … .

8. Молоко над речкой плыло,

7. Осенью на реках, озёрах, прудах начинается … .

6. Он пушистый,

5. Ночи темнее,

4. Верная примета этого явления – лёд на лужах.

3. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву.

9. Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт.

1. Эта осень бывает холодной, дождливой. Иногда идёт мокрый снег.

Дни холоднее,

Но рукой его не тронь,

Ничего не видно было.

Листья пожелтели,

Станет капелькою чистой

Птицы улетели.

Как поймаешь на ладонь.

и

и

й

9

е

н

МОЛОДЦЫ !

Интернет-ресурсы:

  • http://s57.radikal.ru/i155/0811/85/66f3a0d73303.jpg
  • http://www.slavsk.info/foto/foto_priroda/001.jpg
  • http://i025.radikal.ru/0910/27/c84448bf49a4.jpg
  • http://www.v-dozor.narod.ru/tori/lazorevk.jpg
  • http://elabschool6.ucoz.ru/fotokonkurs/bochkareva_pt.jpg
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/3211/catthesun.15/0_1f355_9462d127_XL
  • http://heartandfire.narod.ru/photo11.jpg
  • http://nature.doublea.ru/pix/popolzen14.jpg
  • http://www.sciam.ru/2008/3/img/sprosite1.jpg
  • http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/776/3451776/f_19017703.jpg
  • http://i.i.ua/photo/images/pic/3/1/3627113_8b746782.jpg
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/51/usikn.e/0_157f8_c3c34f8e_XL
  • http://www.geyser-hotel.ru/upload/iblock/84c/1 c294r.jpg
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/5/zubi-trubi.0/0_5118_b9b4f2be_XL
  • http://static.diary.ru/userdir/3/1/9/5/319559/39783389.jpg
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/37/kisss666you.15/0_12f38_bf5c4d_XL
  • http://static.diary.ru/userdir/5/5/8/7/558761/30062462.jpg
  • http://s49.radikal.ru/i123/0904/35/f7d0ac93d68b.jpg

multiurok.ru

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "В гости к осени"

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе

УМК «Школа России»

Тема: В гости к осени

Цели урока:

  1. Усвоение представлений об осенних изменениях в живой и неживой природе, об изменении в жизни растений и животных в связи с приходом осени, усвоение некоторых сведений о перелетных и оседлых птицах родного края, закрепление и развитие умений и навыков работы с таблицей, общеучебных и исследовательских умений и навыков: наблюдения, сравнения, систематизации и классификации и др.

  2. Создание условий для развития творческого потенциала через самостоятельный поиск вариантов решения учебных задач.

  3. Формирование экологического сознания, представлений о взаимосвязи взаимозависимости объектов живой и неживой природы, навыков самоконтроля в учебных ситуациях.

  4. Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

Ход урока

1. Мотивация и самоопределение к учебной деятельности

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей рябой и пестрый

За листком летит листок,

И струей сухой и острой набегает холодок.

Ф.И.Тютчев

-О чем говорится в этом стихотворении?

- Предположите, о чем будем сегодня говорить на уроке?

- Назовите осенние месяцы.

2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

- Давайте вспомним, на какие 2 группы можно разделить природу? (живая и неживая)

- Назовите объекты неживой природы. (небо, облака, осадки, ветер, солнце, вода)

- Сравним погоду летом и осенью.

- Какие объекты можно отнести к живой природе? (человек, звери, растения, птицы, насекомые, рыбы, грибы)

- Как называются изменения происходящие в природе? (природные явления)

Работа на листочках.

Задание: Запишите природные явления, происходящие осенью в неживой и живой природе.

Запись ответов детей на доску.

3. Выявление места и причины затруднения

- Мнения у нас разошлись, ответы разные.

- Значит, каких знаний у нас не хватает?

- Сформулируем тему урока.

- Чему будем сегодня учиться? Какую цель перед собой поставим?

4. Построение проекта выхода из затруднения

- А как же нам узнать правильно ли мы выполнили задание? (посмотреть в учебнике)

5. Реализация построенного проекта

Работа с учебником на стр. 36-37.

- Прочитайте самостоятельно информацию об изменениях, происходящих осенью в неживой природе. Приготовьтесь дать ответ на вопрос, какие же природные явления происходят осенью.

Выслушиваются ответы детей.

Стр.38-39. Природные явления в живой природе.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Встаньте все у своих парт.

- Если я называю природные явления, относящиеся к неживой природе – подпрыгиваете. Если нет – хлопаете.

Похолодание, листопад, первые заморозки, ледостав, отлет перелетных птиц.

- Если я называю природные явления, относящиеся к живой природе – подпрыгиваете. Если нет – хлопаете.

Увядание трав, появление инея, исчезновение насекомых, туман.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Ответь на вопросы:

1. К какой природе относится солнце, облака вода, ветер?

2. Как называется природное явление, когда вода на реках покрывается льдом?

3. К чему приводит уменьшение продолжительности светового дня?

4. К какой природе относятся такие природные явления, как увядание растений, листопад, исчезновение насекомых?

Самостоятельная проверка по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение

Составление схемы.

9. Рефлексия

- Какая была тема урока?

- Что хотели узнать? Какая была цель урока?

- Достигли цели?

videouroki.net

Конспект урока для 2 класса "В гости к осени"

Здесь Вы можете скачать Конспект урока для 2 класса "В гости к осени" для предмета : Окружающий мир. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Конспект урока развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

во 2 классе

Тема: «В гости к осени»

Цель: Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой и живой природе.

Задачи:

1.Расширить знания детей об осенних изменениях в неживой и живой природе.

2.Показать связь живой и неживой природы, а также взаимосвязь природы и человека в осенний период, необходимость смены времен года, зависимость человека от природы, а природы - от человека.

3.Влиять на развитие эмоциональной - волевой сферы учащихся.

4.Развивать связную речь детей. Формировать межличностные отношения, умение контролировать собственное поведение, организуя групповую работу как условие самостоятельного добывания знаний.

5.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, родному краю.

Оборудование: рисунки солнышка и тучки; картины с изображением природы осенью и летом; карточки со словами; рисунки деревьев; фотографии перелетных и оседлых птиц; карточки с творческим заданием; листья и плоды деревьев; учебник.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

2.Психологический настрой.

- На ваших партах лежат рисунки солнца и тучи.

- Подымите рисунок, который соответствует вашему настроению.

В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же сегодня каждый его лучик доберётся до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.- Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.

Беседа о погоде.

2. Сообщение темы и цели урока.

О чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, отгадав загадку

Пришла без красок и без кисти,

А перекрасила все листья.

- Это осень.

Сегодня на уроке мы отправимся в гости к осени за красками, звуками, запахами природы. Узнаем об изменениях в живой и неживой природе.

3.Введение в тему урока

Осень – особая пора, она настраивает на лирическое настроение. Недаром лучшие стихи многих русских поэтов (А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Ф. Тютчева и др.) были посвящены именно этому времени года.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснется –

И заплачет спросонья.

К. Бальмонт (1867-1942)

• Какие стихотворения об осени или об осенней природе знаете вы?

– Послушайте стихи про осень. Ваша задача, узнать про какие месяцы эти строки?

Поле черно-белым стало,

Падает то дождь, то снег,

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи?

(Ноябрь)

Опустел наш школьный сад.

Паутины вдаль летят.

И на каждый край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ,

Что за месяц к вам пришел?

(Сентябрь).

Все мрачней лицо природы –

Почернели огороды, оголяются леса,

Мокнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к вам явился?

(Октябрь).

Творческое задание

Расположите по порядку осенние месяцы-ноябрь, сентябрь, октябрь.(картинки по месяцам )-У меня 3 осенних картины. Вам нужно определить какой месяц изображен на каждой из них?

Какие вы знаете пословицы об осенних месяцах?

Сентябрь – листопад.

В Сентябре лес реже и птичий голос тише.

Сентябрь пахнет яблоками, октябрь – капустой.

Октябрь – грязник.

Плачет октябрь холодными слезами.

Холоден батюшка – октябрь, а ноябрь и его перехолодил.

Ноябрь – полузимник.

В ноябре зима с осенью борются.

В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.

4.Повторение и закрепление ранее изученного материала

а)Изменения в неживой природе осенью.

-Используя картины, назовите предметы, относящиеся к неживой природе ?

Небо

облака

осадки

солнце

ветер

вода в водоёмах

б)Изменения в живой природе осенью.

А к живой?

Растения

А какие предметы живой природы художники не изобразили?

-грибы…

Покажите картину, которая ближе к лету?

- Вспомним, какой была погода летом. Что изменилось с приходом осени?

- Осенью в неживой природе происходит много изменений. В начале осени бывают тёплые солнечные дни. Чем глубже осень, тем становится всё холоднее и холоднее. Вслед за похолоданием изменяются и осадки.

- В начале осени дожди могут быть кратковременными. Но всё чаще небо заволакивают тёмные облака. В такие дни небо кажется низким и серым. Моросит мелкий холодный дождь. Бывают дни, когда вместе с дождём идёт снег.

Упражнение на внимание

Рассмотри картинки. Какое время года нарисовано? Что перепутал художник? Почему? Можно ли в конце осени увидеть в лесу цветы, насекомых? Почему?

Представьте что вы художники - Закрасьте предметы относящиеся к живой природе зеленым цветом, а к неживой – желтым.

-Обратите внимание и на оформление доски-кто самый внимательный. Что лишнее?

5. Гимнастика для глаз.

Проведём, друзья, сейчас

Мы гимнастику для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх, и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

Повторить так 8 раз.

6.Изучение нового материала

- Прочитаем текст «Неживая природа осенью» на стр.26 учебника.

Целью будет выявить -О каких явлениях в неживой природе мы ещё не сказали?

-Так о каких явлениях в неживой природе мы ещё не сказали?

(заморозки, иней, туман, ледостав)

- Кто из вас может объяснить, как образуется туман?

Туман – это облако из водяных капелек, которое возникает в холодном воздухе около земли.

- Что такое иней? Иней – образуется, когда водяной пар соприкасается с предметами, температура которых ниже ноля градусов.

- К концу осени всё реже идут дожди, всё чаще падает мокрый снег.

Постепенно становится холоднее и вода в водоёмах. В отдельных местах на водоёмах появляется лёд. Этот лёд совсем ещё тонкий, легко ломается, поэтому выходить на него очень опасно. От частых осенних дождей намокает почва, а к концу осени она станет замерзать. _

Творческое задание- Закончи предложение об изменениях в неживой природе осенью…

7. Физкультминутка. Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся покажем –

Крылья сложили назад.

- Летом вокруг было больше всего зелёного цвета. А осенью на короткое время вспыхнули самые разные краски.

Кажется, что весь мир из разноцветных листьев. На осине и рябине красная одежда. На листьях берёзы и липы главная краска осени – жёлтая. Красивей всех на «карнавале» листопада, конечно, рябина.

Очень красив осенний лес!

Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный.

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

(И.Бунин)

- Краски осени на листьях хитро перемешаны. Особенно у клёна. Вот на листочке тёмно – жёлтая, оранжевая и коричневая краски. Но кое – где ещё заметна зелёная краска.

- Почему листья бывают сначала зелёными, а потом изменяют свой цвет?(карточки)

- Весь праздник листьев продолжается недолго. С понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев происходит всё быстрее. Осенняя окраска листьев – предвестник листопада.

- Как вы думаете, почему в природе происходит листопад?

ответы детей

- Начало листопада подсказывает листьям укорачивающийся день и понижение температуры воздуха.

Основной смысл ежегодного сбрасывания листьев – сохранение влаги.

Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, так как листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлаждённую воду корни растений не всасывают.

Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.

8. Повторение и закрепление изученного материала.

- Сейчас мы поиграем в игру . Я показываю осенние листья, а вы отгадываете с какого дерева или кустарника этот лист.

- Какие звуки осени вы можете вспомнить?

- Услышать звуки осени – задача посложнее, чем увидеть её краски. Самый главный звук – шуршащий. Летом листья жизнерадостно шелестели, а теперь, осенью, они печально шуршат. Грустный, холодный осенний дождь стучит по листьям из последних сил, сонно, однообразно. А ведь летом дождик был тёплый, ласковый, озорной.

Игра «Озвучь картинку».

•» будете озвучивать шелест листвы (они произносят ш-ш-ш).

• будете голосом передавать пение птиц (например, ку-ку, ку-ку, или фью-фью-фью).

• передаст жужжание насекомых (ж-ж-ж).

Если вы произнесете все звуки все вместе, то мы «услышим» звуки леса.

А теперь послушайте настоящие звуки осеннего леса. Звучит аудиозапись “Осень. Звуки леса”. Правда, у нас похоже получилось?

Жизнь птиц осенью.

Дети,посмотрите на картину и подумайте,а каких звуков не хватает?

- Обратите внимание на птичьи звуки.

Прислушайтесь: птицы уже не поют. Их стало намного меньше. Птицы собираются в стаи. Эти стаи прощально кричат. Особенно печально курлыкают пролетающие высоко в небе журавли. Птицы летят в тёплые страны: косяками, цепочкой, стаями.

_Как вы думаете почему птицы улетают в теплые края?

Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян.

В Карелии в конце лета птицы уже начинают собираться к отлёту. Не слышно стрижей – улетели: ведь насекомых в верхних слоях убавилось. За ними – ласточки. Поодиночке, без родителей улетают кукушата. Собираются в дальний путь и скворцы. Звери и птицы, которые остаются зимовать, готовятся к зиме: кто гнездо утепляет, кто корм заготовляет. Для птиц остающихся на зиму уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.

- Каких перелётных птиц вы знаете?

Отгадайте загадки:

Угадайте, что за птичка –

Тёмненькая невеличка.

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

(ласточка)

В синем небе он высоко

То мелькнёт, то прозвенит,

Даже самый быстрый

сокол медленней его летит.

(стриж)

Между веток новый дом,

Невелик, дверей нет в нём.

Кто в том домике живёт?

Кто весною там поёт?

(скворец)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это?

(соловей)

Листья медленно с крон облетают,

И мороз приударил в ночи.

Собираются в шумные стаи

перед дальней дорогой …(грачи) (П. Ялыгин)

- Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка)

7.Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут ее ... (сорока).

-Ребята,а какая птичка лишняя?Почему?

-Давайте перечислим перелетных птиц?

- Какие запахи осенней природы вам запомнились?

- Главные запахи в осенней природе – это запахи увядания. Среди них запах прелых листьев, сухой травы. А ещё в лесу пахнет грибами. Зайдёшь в лес и по запахам чувствуешь, что кончилось лето.

9.Обобщение изученного материала.

-О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?

- Какие изменения происходят в живой природе с приходом осени?

- Почему осень называют золотой?

Песня «Кто сказал, что осень-грустная пора…!»

10. Домашнее задание.

- Прочитать текст на стр. 27-29 учебника, ответить на вопросы.

11. Итог урока.Рефлексия.

Знания свои вы показали нам прекрасные.

Видим, что ребята очень классные!

Под стульчик дружно загляните

И сюрпризик получите!

(Заглядывают под стул, отрывают листок со словами «Молодцы!»)

Учитель:

Тихо сядьте удальцы, Ну, вы просто … (Молодцы!)

docbase.org