Презентация по литературе на тему "Русские народные сказки" (5 класс). Литература сказки 5 класс


Список литературы на лето 5 класс русские народные сказки

Список литературы на лето. 5 класс.

Русские народные сказки:

- «Царевна-лягушка»

- «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

- «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»

Из древнерусской литературы:

- «Повесть временных лет»

- «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Из литературы VIII века:

- Михаил Васильевич Ломоносов «Случались вместе два астронома в

пиру…»

Из литературы XIX века

Русские басни:

- Иван Андреевич Крылов «Ворон и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»

- Василий Андреевич Жуковский «Спящая царевна», «Кубок»

- Александр Сергеевич Пушкин «Няне», «У лукоморья дуб зелёный…», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Русская литературная сказка:

- Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

- Всеволод Михайлович Гаршин «Attalea Princeps»

- Михаил Юрьевич Лермонтов «Бородино»

- Николай Васильевич Гоголь «Заколдованное место»

- Николай Алексеевич Некрасов «На Волге», «Есть женщины в русских селеньях…», «Мороз, Красный нос», «Крестьянские дети»

- Иван Сергеевич Тургенев «Муму»

- Афанасий Афанасьевич Фет «Весенний дождь»

- Лев Николаевич Толстой «Кавказский пленник»

- Антон Павлович Чехов «Хирургия»

Поэты XIX века о Родине и родной природе:

- Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной»

- А. Н. Плещеев «Весна» (отрывок)

- И. С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок)

- А. Н. Майков «Ласточки»

- И. З. Суриков «Зима» (отрывок)

- А. В. Кольцов «В степи»

Из литературы XX века:

- Иван Алексеевич Бунин «Косцы»

- Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»

- Сергей Александрович Есенин «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

- Павел Петрович Бажов «Медной горы Хозяйка»

- Константин Георгиевич Паустовский «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы»

- Самуил Яковлевич Маршак «Двенадцать месяцев»

- Андрей Платонович Платонов «Никита»

- Виктор Петрович Астафьев «Васюткино озеро»

«Ради жизни на Земле...»:

- К. М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»

- А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

Произведения о Родине и родной природе:

- И. Бунин «Помню – долгий зимний вечер…»

- А. Прокофьев «Алёнушка»

- Д. Кедрин «Алёнушка»

- Н. Рубцов «Родная деревня»

- Дон-Аминадо «Города и годы»

Писатели улыбаются:

- Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»

Из зарубежной литературы:

- Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мёд»

- Даниель Дефо «Робинзон Крузо»

- Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева»

- Жорж Санд «О чём говорят цветы»

- Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

- Джек Лондон «Сказание о Кише»

Список литературы на лето. 6 класс.

Устное народное творчество:- Обрядовый фольклор. Пословицы, поговорки, загадки

Из древнерусской литературы:

- «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе»

Из литературы XVIII векаРусские басни:- Иван Иванович Дмитриев «Муха»

Из русской литературы XIX века:

- Иван Андреевич Крылов «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей»

- Александр Сергеевич Пушкин «Узник», «Зимнее утро», «И. И. Пущину», «Зимняя дорога», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Дубровский»

- Михаил Юрьевич Лермонтов «Тучи», «Листок», «На севере диком…», «Утёс», «Три пальмы»

- Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг»

- Фёдор Иванович Тютчев «Листья», «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…»

- Афанасий Афанасьевич Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…»

- Николай Алексеевич Некрасов «Дедушка», «Железная дорога»

- Николай Семёнович Лесков «Левша»

- Антон Павлович Чехов «Толстый и тонкий»

Родная природа в стихотворениях русских поэтов:

- Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…»

- Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…»

- А. Толстой «Где гнутся над омутом лозы…»

Из русской литературы XX века:

- Андрей Платонович Платонов «Неизвестный цветок»

- Александр Степанович Грин «Алые паруса»

- Михаил Михайлович Пришвин «Кладовая солнца»

Произведения о Великой Отечественной войне:

- К. М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

- Д. С. Самойлов «Сороковые»

- Виктор Петрович Астафьев «Конь с розовой гривой»

- Валентин Григорьевич Распутин «Уроки французского»

- Николай Михайлович Рубцов «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице»

- Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

Родная природа в русской поэзии XX века:

- А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»

- С. Есенин «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша»

- А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

- Василий Макарович Шукшин «Срезал», «Критики»

Из литературы народов России (обзор):

- Габдулла Тукай «Родная деревня», «Книга»

- Кайсын Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»

Из зарубежной литературы

Мифы народов мира:

- Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»

- Геродот «Легенда об Арионе»

- Гомер «Одиссея», «Илиада»

Произведения зарубежных писателей:

- Мигель Сервантес Сааведра «Дон Кихот»

- Фридрих Шиллер «Пречатка»

- Проспер Мериме «Маттео Фальконе»

- Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна»

- Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Список литературы на лето. 7 класс.

Устное народное творчество:

- Предания «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Пётр и плотник»

- Былины «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей -разбойник», «Садко», «Калевала»

- Пословицы и поговорки

Из древнерусской литературы:

- «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок)

- «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

- «Повесть временных лет»

Из русской литературы XVIII века:

- Михаил Васильевич Ломоносов «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок)

- Гавриил Романович Державин «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание»

Из русской литературы XIX века:

- Александр Сергеевич Пушкин «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов», «Станционный смотритель»

- Михаил Юрьевич Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел»

- Николай Васильевич Гоголь «Тарас Бульба»

- Иван Сергеевич Тургенев «Бирюк»; стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»

- Николай Алексеевич Некрасов «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), «Размышления у парадного подъезда»

- Алексей Константинович Толстой «Василий Шибанов», «Михайло Репнин»

- Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»

- Лев Николаевич Толстой «Детство»

- Иван Алексеевич Бунин «Цифры», «Лапти»

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»:

- Антон Павлович Чехов «Хамелеон», «Злоумышленник», «Размазня»

- В. Жуковский «Приход весны»

- И. Бунин «Родина»

- А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест»

Из русской литературы XX века:

- Максим Горький «Детство», «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»)

- Владимир Владимирович Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям»

- Леонид Николаевич Андреев «Кусака»

- Андрей Платонович Платонов «Юшка», «В прекрасном и яростном мире»

- Борис Леонидович Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме…»

На дорогах войны- А. Ахматова (стихотворения о войне)

- К. Симонов (стихотворения о войне)

- А. Твардовский (стихотворения о войне)

- А. Сурков (стихотворения о войне)

- Н. Тихонов (стихотворения о войне)

- Фёдор Александрович Абрамов «О чём плачут лошади»

- Евгений Иванович Носов «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя»

- Юрий Павлович Казаков «Тихое утро»

«Тихая моя Родина»:

- В. Брюсов (стихотворения о Родине)

- Ф. Сологуб (стихотворения о Родине)

- С. Есенин (стихотворения о Родине)

- Н. Заболоцкий (стихотворения о Родине)

- Н. Рубцов (стихотворения о Родине)

- Александр Трифонович Твардовский «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…»

- Дмитрий Сергеевич Лихачёв «Земля родная»

Писатели улыбаются, - М. Зощенко «Беда»

Песни на слова русских поэтов XX века:

- А. Вертинский «Доченьки»

- И. Гофф «Русское поле»

- Б. Окуджава «По смоленской дороге…»

Из литературы народов России:

- Расул Гамзатов «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей Родине»

Из зарубежной литературы:

- Роберт Бернс «Честная бедность»

- Джордж Гордон Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!»

- Японские хокку

- О. Генри «Дары волхвов»

- Рей Дуглас Брэдбери «Каникулы»

Список литературы на лето. 8 класс.

Устное народное творчество:

- Народные песни «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён»

- Частушки

- Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком…»

Из древнерусской литературы:

- «Жития Александра Невского»

- «Шемякин суд»

Из литературы XVIII века:

- Денис Иванович Фонвизин «Недоросль» (сцены)

Из литературы XIX века:

- Иван Андреевич Крылов «Лягушки, просящие царя», «Обоз»

- Кондратий Фёдорович Рылеев «Смерть Ермака»

- Александр Сергеевич Пушкин «Туча»

- К*** («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября», «История Пугачёва» (отрывки), «Капитанская дочка», «Пиковая дама»

- Михаил Юрьевич Лермонтов «Мцыри»

- Николай Васильевич Гоголь «Ревизор», «Шинель»

- Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин «История одного города»

- Николай Семёнович Лесков «Старый гений»

- Лев Николаевич Толстой «После бала»

Поэзия родной природы:

- А. С. Пушкин «Цветы последние милей…»

- М. Ю. Лермонтов «Осень»

- Ф. И. Тютчев «Осенний вечер»

- А. А. Фет «Первый ландыш»

- А. Н. Майков «Поле зыблется цветами…»

- Антон Павлович Чехов «О любви»

Из русской литературы XX века:

- Иван Алексеевич Бунин «Кавказ»

- Александр Иванович Куприн «Куст сирени»

- Александр Александрович Блок «Россия»

- Сергей Александрович Есенин «Пугачёв»

- Иван Сергеевич Шмелёв «Как я стал писателем»

Писатели улыбаются-

Журнал «Сатирикон». Тэффи

- О. Дымов

- А. Аверченко

- «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”» (отрывки)

- М. Зощенко «История Болезни»

- Тэффи «Жизнь и воротник»

- Михаил Андреевич Осоргин «Пенсне»

- Александр Трифонович Твардовский «Василий Тёркин»

- Андрей Платонович Платонов «Возвращение»

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов:

- М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»

- Б. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»

- А. Фатьянов «Соловьи»

- Л. Ошанин «Дороги»

- Виктор Петрович Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

Русские поэты о Родине, родной природе:

- И. Анненский «Снег»

- Д. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»

- Н. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»

- Н. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…»

- Н. Оцуп «Мне трудно без России…» (отрывок)

- З. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»

- Дон-Аминадо «Бабье лето»

- И. Бунин «У птицы есть гнездо…»

Из зарубежной литературы:

- Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта», «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…»

- Жан Батист Мольер «Мещанин во дворянстве»

- Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера»

- Вальтер Скотт «Айвенго»

Список литературы на лето. 9 класс.

Из древнерусской литературы:

- «Слово о полку Игореве»

Из литературы XVIII века:

- Михаил Васильевич Ломоносов «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

- Гавриил Романович Державин «Властителям и судиям», «Памятник»

- Александр Николаевич Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

- Николай Михайлович Карамзин «Бедная Лиза», «Осень»

Из русской литературы XIX века:

- Василий Андреевич Жуковский «Море», «Невыразимое», «Светлана»

- Александр Сергеевич Грибоедов «Горе от ума»

- Александр Сергеевич Пушкин «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Цыганы», «Евгений Онегин», «Моцарт и Сальери»

- Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени», «Фаталист», «Смерть поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи – значенье…», «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…»

- Николай Васильевич Гоголь «Мёртвые души»

- Александр Николаевич Островский «Бедность не порок»

- Фёдор Михайлович Достоевский «Белые ночи»

- Лев Николаевич Толстой «Юность»

- Антон Павлович Чехов «Тоска», «Смерть чиновника»

Из русской литературы XX века

- Иван Алексеевич Бунин «Тёмные аллеи»

- Михаил Афанасьевич Булгаков «Собачье сердце»

- Михаил Александрович Шолохов «Судьба человека»

- Александр Исаевич Солженицын «Матрёнин двор»

Александр Александрович Блок «Ветер принёс издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…»

- Сергей Александрович Есенин «Вот уж вечер…», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…»

- Владимир Владимирович Маяковский «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок)

- Марина Ивановна Цветаева «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве»

- Николай Алексеевич Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание»

- Анна Андреевна Ахматова «Чётки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны»

- Борис Леонидович Пастернак «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всём мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…»

- Александр Трифонович Твардовский «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом»

Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков:

- А. С. Пушкин «Певец»

- М. Ю. Лермонтов «Отчего»

- В. Соллогуб «Серенада»

- Н. Некрасов «Тройка»

- Е. А. Баратынский «Разуверение»

- Ф. И. Тютчев «К. Б.»

- А. К. Толстой «Средь шумного бала, случайно…»

- А. А. Фет «Я тебе ничего не скажу…»

- А. А. Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь…»

- К. М. Симонов «Жди меня, и я вернусь…»

- Н. Заболоцкий «Признание»

Из зарубежной литературы

Античная лирика:

Гай Валерий Катулл «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…»

Гораций «Я воздвиг памятник…»

- Данте Алигьери «Божественная комедия» (фрагменты)

- Уильям Шекспир «Гамлет»

- Иоганн Вольфганг Гёте «Фауст»

textarchive.ru

Конспект урока по Литературе "Русские народные сказки" 5 класс

Урок литературы в 5 классе

Учитель русского языка

и литературы

МБОУ «Будоговищенская ООШ»

Белёвского района

Тульской области

2012 г.

Тема урока: Русские народные сказки.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма: нетрадиционная.

Класс: 5.

Цель урока: Познакомить школьников с основными типами сказом, некоторыми изобразительно-выразительными средствами, встречающимися в сказках.

Задачи:

Образовательные:

  • развить представление о сказке;

  • показать особенности жанра сказки;

  • дать представление о систематизации сказок.

Развивающие:

  • развивать творческое мышление, активность учащихся;

  • развивать навыки работы с учебником, выразительного чтения, пересказа;

Воспитательные:

  • привить любовь к слову, повысить интерес к русской литературе;

  • воспитывать бережное отношение к родному языку.

  • способствовать воспитанию добрых чувств.

Оборудование урока: учебник литературы; сборники русских народных сказок; репродукции картин В.М. Васнецова, И.Я. Билибина; иллюстрации к сказкам; рисунки учеников; проектор, компьютер, экран, презентация.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Звучит песня из к/ф «Там на неведомых дорожках».

- Наш урок, как вы уже догадались по оформлению кабинета, посвящен одному из самых интересных фольклорных жанров – сказке. Пожалуй, нет человека, который не знал бы и не любил их. Сказки сопровождают нас всю жизнь, начиная с рождения. По мотивам народных сказок создано множество спектаклей, художественных и мультипликационных фильмов, которые с удовольствием смотрят не только дети, но и взрослые. Народные сказки - основа сказок литературных, музыкальных, источник вдохновения художников. Репродукции картин по мотивам русских народных сказок вы видите на стендах класса, на цветных вклейках учебника- хрестоматии.

2. Беседа по сказкам.

Вы уже опытные читатели сказок и знаете их довольно много. Какие русские народные сказки вы вспомнили?

- За что вы любите сказки?

- Назовите ваши любимые народные сказки.

- Что, по-вашему, отличает сказку от других произведений устного народного творчества?

- Каких сказочных героев вы особенно любите? За что они вам нравятся?

Демонстрируется титульный слайд 3, тему урока дети записывают в тетрадь.

3. Работа с репродукциями и иллюстрациями к сказкам.

- Рассмотрите репродукции с картин В.М. Васнецова, И. Я. Билибина (слайд 4-7), назовите сказочных героев.

- Вспомните и перескажите эпизоды, изображенные на картинах.

4. Чтение и обсуждение статьи учебника «Русские народные сказки» (с.8-10)

- Давайте попробуем дать определение, что такое сказка. Обратимся к учебнику литературы. Внимательно прочитаем и запишем в тетради формулировку. (Слайд 7). Кто запомнил? Расскажите.

Комментарии учителя.

Сказки – это «душа народа», в них нашла выражение его вера в торжество добра и справедливости… Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты – все те, кто скитался по белому свету. Сама жизнь и труд крестьян способствовали распространению сказок.

Зимой на рубку леса из деревень уходило много народу. Днем – тяжелая работа, а длинными вечерами – отдых в землянке у огня. Каким желанным гостем был тогда сказочник! Любили слушать сказки и на мельнице, где крестьяне подолгу ждали своей очереди, чтобы помолоть зерно. Затаив дыхание, слушали они о подвигах Ивана-царевича в тридевятом царстве, а потом весело смеялись над глупым и жадным барином, которого одурачил мужик.

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Как и в жизни, герои сказок пахали землю, ловили рыбу, охотились, работали от зари до зари. Но, живя в нужде, страдая от холода и голода, мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, построенных за одну ночь, о скатерти-самобранке, которая сможет накормить всех голодных. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло.

Народные сказки делятся на три группы: сказки о животных, бытовые сказки и волшебные.

Самыми древними являются сказки о животных. (Слайд 8). В них свой круг героев. Каждый из них наделен одной, присущей только ему чертой характера: лисица – всегда хитрая и ловкая, петух – самоуверен и легкомыслен, волк – глуп и жаден. Животные разговаривают и ведут себя как люди, в их жизнь переносятся и отношения, существующие между людьми.

Герои бытовых сказок (Слайд 8) – крестьянин, солдат, сапожник – живут в реальном мире и борются чаще всего не со сказочными чудовищами, а с обычными людьми – барином, попом, генералом. Нужда учит их выходить из трудного положения. И они побеждают благодаря своей находчивости, уму и смелости.

Особая группа сказок – волшебные (Слайд 8). Герои их борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей. Большинство

doc4web.ru

Урок литературы в 5 классе по теме "Литературная сказка"

«Берестянская ОШ» - филиал МКОУ «Демушкинская СШ»

Конспект урока литературы

на тему: «Русская литературная сказка»

Автор:

учитель русского языка и литературы

Васильева Лариса Александровна

2015 - 2016

Тема: «Русская литературная сказка»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Обучающие цели:

-организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний теории литературы;

- выявить различия авторской сказки от народной

Развитие цели:

- создать условия для развития у школьников умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;

- создать условия для развития умения находить в произведении отличительные особенности

Воспитательные цели:

- создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручке.

Ход урока.

Здравствуйте, ребята. Мир литературы в 5 классе мы начинали открывать для себя со знакомства с народными сказками. А недавно мы познакомились с творчеством писателей, которые также работали в жанре сказок. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить? Попробуйте сами сформулировать цели урока.

(Дадим определение сказки; покажем отличия авторской сказки от народной).

Итак, ребята, вспомним, что такое сказка? (Занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях).

Вспомните, какие сказки мы с вами уже прочитали? (Называют сказки)

Хорошо, вы перечислили сказки народные и литературные . Рассмотрим, чем отличаются эти сказки. Как ещё по-другому называют литературную сказку ? Почему?

(Авторской. У литературной сказки есть автор, а у народной сказки автора нет, ее создавал народ).

Правильно. В этом и заключено первое отличие народной сказки от литературной. В какой форме существовала сказка народная? Почему?

(Когда книгопечатание не было развито, сказка передавалась из уст в уста, т.е. существовала в устной форме . Литературная сказка же существует в письменной форме)

Правильно. Это второе отличие. Из этого вытекает следующее: когда появилась возможность напечатать текст, он стал неизменяемым. А каков был в этом плане текст народной сказки?

(Народная сказка передавалась из уст в уста, из поколения в поколение и не записывалась, поэтому текс ее постоянно изменялся. Каждый сказитель вносил что-то свое. )

Хорошо. Запишите третье отличие. Можно ли определить дату «создания» народной сказки, когда она появилась? А литературной?

(Нет. А дату создания литературной сказки можно определить, т.к. автор всегда датирует свое произведение )

Хорошо. Это ещё одно отличие. Запишите его в таблицу.

Так как народная сказка существовала в устной форме, было ограничение по времени . Что это значит?

(Народная сказка была невелика по объёму, т.к. и рассказывать , и слушать долго невозможно. Литературную сказку можно читать в свободное время и с перерывами). 

Правильно. Это следующее отличие. Теперь обратимся к внутреннему содержанию сказок. Вспомните, как начинаются народные сказки?

( В некотором царстве, в некотором государстве…)

Можем ли мы точно определить место и время действия?

(Точное место и время определить невозможно ).

А место и время действия в литературной сказке? Приведите пример .

(В литературной сказке автор называет место и время, а если нет, то оно угадывается. Например, в сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» точно указано и время, и место событий ).

Правильно. Какие сказки вам кажутся более волшебными? Почему?

(Действие происходит будто бы в нереальном месте и пространстве, поэтому и события кажутся более волшебными, фантастическими. А события литературной сказки привязаны к действительности, которая нам близка).

Кроме этого, ребята, каждую литературную сказку отличает неповторимый авторский стиль, язык, способ решения художественной задачи. Таким образом, мы выявили следующие отличия:

Народная сказка

Нет автора. Автор - народ

Литературная сказка

Есть автор

Народная сказка

Устная форма

Литературная сказка

Письменная форма

Народная сказка

Изменяемый текст

Литературная сказка

Неизменяемый текст

Народная сказка

Нет даты

Литературная сказка

Есть дата

Народная сказка

Небольшая по объему

Литературная сказка

Больший объём

Народная сказка

Неопределенное пространство и время

Литературная сказка

Пространство и время определено

Народная сказка

События более волшебные

Литературная сказка

События приближены к реальности

Подведение итогов.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру по теме: « За что я люблю сказки?»

infourok.ru

Урок литературы в 5 классе по теме "Русские народные сказки"

Проведен

в 5 классе

учителем

русского языка

и литературы

Череминой И.В.

Тема учебного занятия: «Русские народные сказки».

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: комбинированный урок.

Эпиграф: Волшебные сказки, волшебные мысли,

Волшебные звуки, волшебные числа…

Цели учебного занятия:

  1. Повторить и обобщить пройденный материал;

  2. развивать умение анализировать поступки и характер героев;

  3. провести проверочную работу с целью диагностики усвоения содержания произведения;

  4. Обогащать словарный запас учащихся.

  5. Развивать память, речь, внимание, логическое мышление, творческие возможности детей.

  6. Воспитывать любовь к чтению, к книге.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Дидактические материалы к учебному занятию:

1. Игровые уроки по литературе. 5 класс. О.Г. Черных, М.: «Вако», 2008

2. Литература. 5 класс. Г.С. Меркин. М.: «Русское слово», 2009.

3 Карточки- задания по теме.

5. Презентация, выполненная учителем.

6. Кроссворд

Ход урока

Музыкальное сопровождение

  1. Организация класса.

  2. Слово учителя

-Здравствуйте, гости дорогие, добры молодцы, красны девицы. Пришла я к вам слово молвить, а зовут меня Ирина Викторовна.

В некотором районе, в некотором селе стоит в дороге теремок, теремок. Он ни низок, ни высок, ни высок. И трудятся в этом теремке замечательные люди – педагоги и учатся в этом теремке не менее замечательные дети!

- Что сейчас я вам сказывала?

- (Сказка)

- Как вы уже поняли, наш сегодняшний урок посвящен русской народной сказке.

1 слайд

3. Сообщение целей и задач урока (2 слайд)

-Сегодня мы обобщим знания о фольклоре, а в частности о русских народных сказках, продолжим развивать умение анализировать поступки и характеры героев, урок должен способствовать воспитанию любви к чтению, к сказкам, воспитывать в вас самые лучшие человеческие качества на примере положительных сказочных героев, а также мы будем развивать память, внимание, речь, мышление.

- Но прежде чем мы остановим наше внимание на сказках, давайте разгадаем кроссворд и вспомним какие же существуют жанры и виды фольклора.

- Я буду читать вам фольклорные произведения, а вы угадывать, что это такое?

1. Чай пить, не дрова рубить (пословица)

2. Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать и выколпаковать. (скороговорка)

3. Ох, милка моя,

Семечко рассадно…

До сих пор не грамотна,

Разве не досадно? (частушка)

  1. Федя-бредя

Съел медведя,

Упал в яму,

Кричал маму! (дразнилка)

  1. Ладушки-ладушки!

Где были? – У бабушки.

Что ели? – Кашку!

Что пили? – Бражку. (потешка)

6. Через речку лег, пробежать помог (загадка)

7. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…» (сказка)

- А что такое сказка?

- Сказка – рассказ, который повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны фантастичны. Учат добру, сказка имеет мораль.

- Сказки рассказываются не так, как все другие интересные истории. Слова в них звучат непривычно, как будто они становятся волшебными, напевность, мелодичность, интонация, жесты, мимика.

- Давайте прочитаем несколько слов о сказках (ученик) (3 слайд)

- А какие сказки вы знаете? (4 слайд)

(Бытовые, волшебные, сказки о животных)

- Будет сказка занимательна, слушайте ее внимательно. Кто уши раскроет, много-много всякой всячины усвоит, кто невзначай уснет, тот ни с чем и уйдет (Присказка)

-Что это такое?

- Для чего нужна присказка?

(Пробудить интерес слушателя, привлекая внимание. Присказка речь ведет, что сразу ясно - история будет сказываться небывалая, слушать хорошо нужно, а то начало пропустишь.)

- А как называется начало сказки?

Начало. Зачин (Зачинать: начинать, начало).

- А какие зачины вам известны?

- В некотором царстве, в некотором государстве…

- В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.

- Жили были…

-Может и мы вспомним концовки (Сказка вся, боле врать нельзя. Вот какая я маленькая да удаленькая.(Помощники)

Вывод:

- Для чего нужны присказки, зачины, концовки?

- Они делают сказку такой красивой и необыкновенной, настраивают нас на особый лад: переносят в удивительный сказочный мир.

Слайд 6

-Давайте прочитаем все вместе приметы сказки (вымысел, занимательность, поучительность).

- Каковы же сказочные премудрости? Давайте вспомним особенности сказок. (7 слайд).

1. Ритм сказки

2. Повторы

3.Постоянные эпитеты.

4. Сказочное число.

5. Сказочные формулы.

-А сейчас давайте вспомним, прочитанные нами сказки, и проведем Литературную игру. (8 слайд)

Послушайте отрывок из сказки

1 – найти среди сказочных героев отрицательных

2 – в каких сказках живут эти предметы? (9 слайд)

-Все мы знаем, что в сказках есть чудеса или чудесные превращения.

- Следующее задание называется «Из каких сказок эти чудеса?»

  1. Лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушачью кожу и обернулась красавицей. («Царевна-лягушка»)

  2. У двора дуб стоит, на дубу ясен сокол сидит. Слетел сокол с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем. («Марья Моревна»)

  3. Царевич ударился об пол и сделался перышком. Она положила перышко в коробочку и отворила дверь.. (Финист – ясный сокол)

  1. Вернулись домой, не успели сесть, как ударил гром, раздвоился потолок и влетел ворон; ударился ворон об пол и сделался добрым молодцем (Марья Моревна)

  2. Потом обратилась Баба Яга к воротам и вскрикнула: «Эй, запоры мои крепкие, отомкнитесь, ворота мои широкие, отворитесь». (Василиса прекрасная)

  3. Махнула левым рукавом – появилось озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди. («Царевна Лягушка»)

Гимнастика для глаз

- А сейчас давайте немного отдохнем и проведем гимнастику для глаз.

Встаньте, пожалуйста, закройте глаза, откройте, поморгайте, еще раз закройте, откройте, посмотрите наверх, теперь вниз, направо, налево, еще раз закройте, расслабьте глазки, они отдыхают, откройте, теперь можете садиться.

3 – к каким иллюстрациям сделали художники иллюстрации? (презентация)

- А сейчас творческое задание: «Смешные названия сказок».

Я вам говорю смешное название сказок, а вы правильное.

1. Уточка Ряба (Курочка Ряба)

2. Крошечка-Терешечка (Крошечка-Хаврошечка)

3. Бегунок (Колобок)

4. Царевна-квакушка (Царевна-лягушка)

5. Сугробочка (Снегурочка)

6. Холодок (Морозко)

7. Василиса Мудреная (Василиса Премудрая)

8. Финист – ясный ворон (Финист – ясный сокол)

-А сейчас задание по карточкам «Вспомните сказку»

(каждому – подписать сказку, и Ф.И.)

Презентация

4 – выберите из приведенных образных выражений устойчивые сказочные обороты.

5 – выберите из ряда признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказке.

Следующее задание называется «Дополни имя»

Если есть время, то каждому на стол, они дописывают, а если нет, устно

У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Я проговариваю первую часть названия, а вы вторую:

Кощей - (Бессмертный)

Елена - (Прекрасная)

Иван - (Царевич)

Финист - (ясный сокол)

Братец (Иванушка)

Змей (Горыныч)

Крошечка (Хаврошечка)

Марья (Моревна)

Василиса - (Прекрасная)

Гуси - (Лебеди)

Мальчик - (с пальчик)

Скатерть - (самобранка)

Сапоги - (скороходы)

-Задание «Загадки из сказки»

А дорога – далека,

А корзинка – нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть пирожок. (Маша и медведь)

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел

А от тебя, лиса и подавно уйду. (Колобок)

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка. («Кот, петух и лиса»)

Итог урока

Наш урок подходит к концу, понравилось вам наше сегодняшнее занятие?

«Сказка – складка, песня – быль», - гласит пословица. В этом народном изречении метко подмечена сущность сказок: в них рассказывается о том, чего не было и не могло быть. Сегодня многие считают народные сказки наивными и неинтересными, ведь они уходят корнями в далекое прошлое. Но это не так! И в наш компьютерный век мы можем поучиться у народной сказки осознавать себя в окружающем мире, ценить лучшие человеческие качества: доброту, преданность в дружбе и любви, справедливость, умение преодолевать любые жизненные невзгоды. Вечные ценности: семья, дружба, любовь к родине – зерна народной сказки. Поэтому и живут они много веков и будут жить вечно.

-Домашнее задание: Нарисовать иллюстрацию к сказке (по выбору)

-Оценки за урок

infourok.ru

Конспект урока-викторины по литературе на тему "Мои любимые сказки" (5 класс)

Урок-викторина «Мои любимые сказки».

Цель:

  • поддержать интерес учеников к русским народным сказкам;

  • развивать навыки монологической речи, описания иллюстрации;

  • развитие у детей художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений.

Оборудование: сборник сказок, иллюстрации художников к сказкам; рисунки учеников, презентация, выставка «Русские народные сказки».

Ход урока.

  1. Вступительное слово. (Слайд 1)

Сегодня наш урок будет посвящен одному из самых интересных жанров фольклора – сказке. Пожалуй, нет такого человека, которому была бы не интересна сказка. Сказка сопровождает нас всю жизнь, начиная с рождения. По мотивам народных сказок создано много фильмов. Народная сказка – это основа жизни художника, его вдохновение. Итак, мы начинаем, я приглашаю вас в мир удивительной сказки.

  1. Повторительно-обобщающая беседа по сказкам. (Слайд 2)

Всем нам нравятся сказки, и думаю, что у вас наверняка есть любимая сказка и герои сказок.

- За что вы любите сказки?

- Назовите ваши любимые народные сказки.

- Каких сказочных героев вы особенно понравились?

- Чем интересны герои народных сказок?

- Каким героем народной сказки вы могли бы быть?

  1. Викторина. (Слайд 3)

- Сегодня мы с вами продолжим работу с этим прекрасным жанром – сказка. Я думаю, что все вы готовы отправиться в этот мир удивительной сказки. И наше первое задание «Разминка»

Задание 1 - «Разминка» (слайд 4).

  • Одно из имен Василисы? (Премудрая, Прекрасная)

  • Оружие, которым пользовались сказочные богатыри? (Меч)

  • Река, у которой сражался Иван – крестьянский сын? (Смородина)

  • Животное, в которое была заколдована Кощеем прекрасная девушка? (Лягушка)

  • Какой транспорт доставил Василису к дворцу? (Карета)

  • С кем Журавль решил создать ячейку общества? (Цаплей)

  • О какой сказке гласит народная мудрость «Кто ничего не делает, то на перине не уснёт»? (Солдатская шинель)

  • Чем занимались братья Ивана во время дозора? (Спали)

  • Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для Кощея? (Игла)

  • Какая сказочная героиня, прежде чем спрашивать Ивана, должна его была напоить, накормить и выпарить? (Баба-Яга)

- Вы хорошо знаете сказки, но в сказках, как и в других произведениях, встречаются непонятные слова. И следующее ваше задание заключается в том, чтобы объяснить эти непонятные слова.

Задание 2 – «Словарик» (слайд 5).

Объяснить значение слов.

Терем - (дом в Древней Руси).

Рыскучие (звери) - (бегущие).

Зачин – начало сказки.

Концовка – последние слова сказки.

- Если вы внимательно читайте сказки, то вы помните, что в сказках есть волшебные предметы, которые помогают нашим героям в трудной ситуации. Ваша задача определить, что это за волшебный предмет.

Задание 3 –«Чёрный ящик» (слайд 6).

  1. Это то, на что положил каравай Иван-царевич. (Блюдце)

  2. Это то, что использовала Василиса при создании ковра. (Игла)

  3. Это то, что использовала Василиса во время пира. (Кубок)

  4. Это то, что помогало Ивану искать Василису. (Клубок)

- В каждой сказке есть положительный герой, который борется со злом и коварством. И вот сейчас я прошу вас дать этим героям характеристику, но характеристику необычную. А необычность её в том, что охарактеризовать их вы должны пословицами и поговорками.

Задание 4 - «Творческое» (слайд 7).

Подберите пословицы к героям сказки:

1 команда - Василиса Премудрая (Утро вечера мудренее, по одежке встречают, по уму провожают).

2 команда – Иван – крестьянский сын. (Кто скоро помог, тот дважды помог).

- Все мы любим рисовать, создавать иллюстрации к произведениям, создавать тематические рисунки. Но сегодня мы будем писать портрет и не просто портрет, а шуточный портрет героев многих сказок. Во многих сказках они являются героями отрицательными, злыми, даже вызывающими страх, но мы посмотрим на них с другой стороны. Итак, конкурс «Шуточный рисунок».

Задание 5 – «Шуточный рисунок» (слайд 8).

Нарисовать портрет 1 команда – Кощея Бессмертного

2 команда - Бабы-Яги

- Воображение является неотъемлемой частью нашего творческого мышления. Все мы, когда читаем интересное произведение, то живо представляем себе героев произведения, захватывающие события. И нам всегда интересно, а какой же он этот Иван-царевич или Василиса Премудрая? А каким бы я их изобразил? Как бы я их сыграл? Следующий конкурс поможет нам это узнать.

Задание 6 – «Живые картины» (слайд 9).

- Ребята, вам было дано домашнее задание - создать иллюстрацию к народной сказке на ваш выбор, рисунки у вас получились очень хорошие, теперь ваша задача представить свою иллюстрацию в шуточной форме.

Задание 7 – Защита иллюстраций «Мои любимые сказки» (слайд 10).

  1. Подведение итогов (Слайд 11).

- Это был наш заключительный конкурс. Я надеюсь, что вам понравилась викторина, что для многих из вас сегодня открылся какая-то по-новому это жанр - сказка, что каждый из вас усвоил свой урок.

Подсчитываются командные очки и учащиеся награждаются оценками.

- Ребята, я думаю, что вам понравилась наша викторина по самому чудесному жанру литературного произведения – сказке. Все мы знаем, что в сказке прославляются лучшие качества человека – в этом нет ничего волшебного. Чудеса только подчеркивают ценность этих качеств, поэтому недаром говориться сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Я надеюсь, что и вы извлечёте для себя самый нужный и важный урок – это урок доброты. Будьте добры и толерантны, тогда и у вас всё будет хорошо.

www.metod-kopilka.ru

Фольклорная сказка. Литература 5 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 1

Сказка – один из самых любимых в народе жанров. Она входила в жизнь человека с детства и сопровождала его до самой смерти. Уменье рассказывать сказки очень ценилось на Руси. Фольклорная сказка – это основной эпический жанр устного народного творчества, в котором на основе фантастической условности дается наиболее полное, обобщенное изображение мира и живущих в нем людей.

Фантастическая условность позволяет несколькими словами описать целую страну, не заботясь об указании ее границ и местоположении (помните: «В некотором царстве, в некотором государстве…»). Она же переносит героя через моря и леса, разрешает героям разговаривать с животными и неодушевленными предметами. В сказках варят кашу из топора, прячут смерть на кончике иглы и рождают богатырей, поев ухи из златоперых ершей.

Фольклорная сказка ориентируется на общенародный идеал, поэтому Иван-богатырь может быть и царевичем, и поповичем, и купеческим сыном, и сыном крестьянским. Все зависит лишь от того, в чьей семье рассказывается сказка. Однако важнее было показать (особенно ребенку) героя, идеального своими человеческими качествами, не зависящими от его происхождения. Изображая сказочных героев и их противников, сказители умело использовали яркие художественные приемы. Они часто прибегали к гиперболе (художественному преувеличению), когда им надо было описать силу героя (например, палица у богатыря весит сто пудов, то есть 1600 килограммов). Очень часто в сказке встречаются приемы сопоставления, когда сравниваются богатыри-побратимы, и антитезы (противопоставления), когда положительный и отрицательный персонажи оказываются наделенными прямо противоположными качествами. Антитеза используется и при описании братьев-соперников, и во многих других случаях.

Обрати внимание на то, как оживляется мир сказки эпитетами – художественными определениями, создающими яркие образы: добрый конь, красная девица, каленая стрела, булатный меч и др.

Многие сказки родились из мифов, оттуда пришли Змей Горыныч и Кощей Бессмертный, когда-то олицетворявшие существа загробного, потустороннего мира.

Немало сказок возникло на основе легенд, поэтому в сказках действуют герои, когда-то реально жившие на Руси: Владимир Красное Солнышко.

Но в любой сказке всегда присутствует отражение реальной жизни людей, их надежд, забот и радостей. Фантастика не мешает сказителям воспитывать у своих слушателей патриотизм, и даже самые маленькие слушатели сказок легко узнают в тридевятом царстве русскую землю и понимают, что Царь Некрещеный Лоб олицетворяет враждебную силу. Любое произведение о чем-то рассказывает, о чем-то повествует, и в нем всегда присутствует какая-то очень важная мысль, которую автор хочет донести до своих слушателей или читателей. То, о чем сообщается в произведении, предмет художественного воплощения, называется темой, а основная мысль художественного произведения называется его идеей.

Сказка – это повествовательный жанр, то есть в ней содержится рассказ о каких-то событиях, происшествиях, приключениях. Причем в сказке всегда заметно присутствие сказителя, ведущего повествование. Он часто лукаво напоминает слушателю, что сам был на пиру, которым заканчивается сказка, да только в рот ему ничего не попало. Он пересыпает повествование традиционными присказками и прибаутками («жили-были», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «долго ли, коротко ли» и др.). Заметь, фольклорная сказка всегда существовала только в прозе и не знала стихотворных вариантов.

Широта и разнообразие этого жанра проявляются в том, что сказки отражают самые разные стороны жизни и рассказывают о самых разных людях: о царях и крестьянах, об умных и глупых. Нет, наверное, в мире такого вопроса, на который не попыталась бы ответить сказка.

Но отвечает на вопросы сказка очень необычно. Сказочники не стремятся рассказать о повседневной жизни, известной каждому человеку. Они придумывают фантастический мир, какое-нибудь тридевятое царство или рассказывают историю какого-нибудь солдата или крестьянского сына, идущего куда-то по дорогам жизни. Фантастическая условность сказочного художественного мира позволяет рассказчику выразить свое отношение и к государственной власти (царям и боярам, например), воплотить свой идеал счастливой жизни.

Наиболее древние из сказок – сказки о животных. В них слышны отголоски тех времен, когда племена считали своими предками и покровителями различных животных. Из далекого прошлого пришли к нам и волшебные сказки. В них тоже нередко сохраняются отзвуки древних мифов, в которых с помощью магии прекрасную девушку можно было превратить в лягушку, а герою, чтобы найти свое счастье, приходилось проходить через загробный мир, вход в который пролегал через избушку на курьих ножках.

Гораздо позже появились бытовые сказки, в которых часто осмеивались различные людские пороки и описывались занятные жизненные ситуации.

За время своего существования, переходя от рассказчика к рассказчику, сказки освобождались от лишнего, случайного и приобретали законченность и художественное совершенство.

Перед тобой три русские народные сказки. Две из них – «Иван-царевич и Серый волк» и «Бой на Калиновом мосту» – волшебные, а сказка «Лиса и козел» относится к фольклорным сказкам о животных.

В волшебных сказках очень часто герою предлагается пройти через ряд испытаний, чтобы доказать свое право на счастье, а слушателям сказки показать те человеческие качества, которые кажутся сказителю наиболее ценными.

В сказке «Иван-царевич и Серый волк» герою помогает волшебный помощник. Этот образ очень часто встречается в волшебных. Его роль могут играть волшебные животные, мудрые старички и старушки, даже Баба-Яга. Волшебный помощник не только помогает герою, но испытывает и воспитывает его. В образе волшебного помощника нередко можно найти черты древних мифов. Так, Серый волк берется помогать Ивану-царевичу потому, что съел его коня. Вспомни, как в древности люди приносили духам жертвы, чтобы умилостивить их и добиться их помощи. Отголосок жертвоприношения коня сохранился и в этой сказке. Но главным героем в этом произведении является конечно же Иван-царевич. Чтобы показать его отличительные черты, сказители сопоставляют его с двумя братьями. Именно это сравнение с самого начала выделяет Ивана. Он честно выполняет свои обязательства перед отцом, борется со сном, пытается поймать похитчика, а потерпев неудачу, не прибегает ко лжи.

В то же время, чтобы стать подлинным героем, ему надо пройти ряд испытаний, самому понять свои недостатки, и Серый волк помогает Ивану не только выполнить задания Берендея, Кусмана и Далмата, но и увидеть свои отрицательные черты. Нарушение запретов волшебного помощника всякий раз усложняет стоящую перед героем задачу, продлевает срок испытания.

Обрати внимание на разговор Ивана с Серым волком перед их расставанием. Здесь волшебный помощник вновь преподает герою важный жизненный урок: не обольщаться достигнутым и не отрекаться от помощи друзей.

В этой сказке тот, кто ищет красоту и счастье, – добивается своей цели, а цари, имеющие богатства (Афрон, Кусман, Далмат), но желающие приумножить их чужими руками, лишаются даже того, чем обладали раньше. Суровая кара ждет и вероломных братьев Ивана.

В сказке «Бой на Калиновом мосту» в фантастической форме отражена борьба русского народа с нашествием степных полчищ сначала половцев, затем орд Мамая.

Иван-крестьянский сын – национальный герой, богатырь, защищающий свою землю-матушку. Народ наделил его добротой, силой, мужеством, стойкостью, необычайной силой воли, способностью к самопожертвованию во имя блага русской земли. В отличие от двух других братьев он до конца выполняет долг перед матерью-Родиной, народом.

Поразмысли над тем, что заставляет Ивана-крестьянского сына выступить против Чуда-юда.

Знаешь ли ты другие сказки, в которых бы противопоставлялись богатыри, вместе выезжающие на ратный подвиг.

Считается, что сказки о животных – самые древние из народных сказок. Когда-то люди полагали, что предком каждого рода был какой-то зверь и что его качества сохраняются у всех принадлежащих к этому роду. Именно поэтому в сказках о животных всегда подчеркивались какие-то характерные черты определенного зверя. Очень часто маленький и слабый зверек оказывался победителем в столкновении с сильным и злобным противником (заяц побеждает лисицу, кот оказывается сильнее медведя и т. п.). Со временем связь людей с животным миром утратилась, но сказки о животных сохранились, ведь в них говорилось о качествах, присущих человеку.

В сказке «Лиса и козел» сопоставляются ум и глупость. Хитрая лисица, попав в беду, находит способ спастись, а козел по собственной вине подвергает свою жизнь опасности. В этой сказке очень ярко проявляется народный юмор.

Подумай, как он выражается.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

lit.wikireading.ru

Презентация по литературе на тему "Русские народные сказки" (5 класс)

Инфоурок › Русский язык › Презентации › Презентация по литературе на тему "Русские народные сказки" (5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Урок по литературе для 5 класса. Выполнила учитель русского языка и литературы Новикова Галина Андреевна

2 слайд Описание слайда:

В какой народной сказке хитрый герой от всех убежал, а перехитрила его только Лисичка? В какой сказке рассказывается об овоще, который вырос очень большим и этим принес много хлопот хозяевам? В какой сказке домашняя птица обогатила своих хозяев? В какой сказке печь служила герою средством передвижения? Кто из земноводных животных в сказке имел титул царевны?

3 слайд Описание слайда:

Сказка – это один из жанров устного народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях

4 слайд Описание слайда:

Присказка – ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках Зачин – начало сказки, в котором рассказывается о том, где произошло действие, когда и какие герои будут в сказке Концовка – последние слова сказки о том, чем закончилась история

5 слайд Описание слайда:

Языковые средства: эпитеты, повторы, гиперболы Волшебные предметы-помощники Добро всегда побеждает зло Часто животные выступают главными героями

6 слайд Описание слайда:

Сказки о животных Главные герои – это домашний или дикие животные Они наделены человеческой речью, человеческими качествами Сходны с басней Наделены особым качеством: лиса – хитростью, волк - жадностью

7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда:

Волшебные сказки Действуют фантастические герои (Кощей Бессмертный, Баба-Яга) Присутствуют предметы-помощники (ковер-самолёт, волшебный клубок) Происходят чудесные превращения

9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда:

Бытовые сказки Герои проявляют личные качества: ум, ловкость, смекалку, чувство юмора, бесстрашие Нет волшебных предметов Главный герой – простой человек

11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда:

Конек горбунок (волшебная)

13 слайд Описание слайда:

Дюймовочка (волшебная)

14 слайд Описание слайда:

Волк и семеро козлят (о животных)

15 слайд Описание слайда:

Каша из топора (бытовая)

16 слайд Описание слайда:

Прочитать сказку «Царевна-лягушка» (страница 13 – 24) Устно ответить на вопросы 1, 2, 3, 5 (страница 25)

17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда: 19 слайд Описание слайда:

Реальность Реальны бытовые ситуации: семья царя, беспокойство родителей о будущем их детей Достоверны чувства героев: досада, любовь, милосердие, благодарность, горе Это главное содержание сказки, то, что волнует каждого человека

20 слайд Описание слайда:

Вымысел Превращение Василисы Премудрой и её чудесные творения, животные, говорящие человеческим голосом и помогающие герою; Волшебные предметы – клубок, указывающий путь, избушка на курьих ножках

21 слайд Описание слайда:

Иван-царевич помогает животным, проявляет милосердие, жалеет их, действует бескорыстно, не думая о награде

22 слайд Описание слайда:

Василиса Премудрая трудолюбива, добра, мудра, одаривает всех любовью и заботой. Она обладает величественной простотой, недюжинным умом и готова жертвовать собой раджи справедливости

23 слайд Описание слайда:

Сказка «Царевна-лягушка» учит судить человека не по внешности, а по делам Оценивать внутренние качества человека, которые могут скрываться «под лягушачьей кожей»

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-005554

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru