3 класс. Чтение. Летние путешествия и приключения. К. Паустовский "Кот - ворюга", "Жильцы старого дома". К паустовский жильцы старого дома загадки о героях


"К. Г. Паустовский "Жильцы старого дома"

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

1. Способствовать полноценному восприятию произведения.

2. Развивать представления о точках зрения автора и рассказчика, о способах изображения персонажей.

3. Формировать систему читательских умений.

4. Совершенствовать навык чтения.

5. Развивать мышление, воображение эмоции.

Ход урока:

I. Повторение

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с разделом «Человек и природа», но сначала проверим, как вы знаете авторов предыдущего раздела.

- Соедините фамилию с именем и отчеством автора.  

- Проверка. Итог.

- Чья фамилия по-вашему лишняя? (Крылов). Почему? (работал в стихотворном жанре, а остальные в прозе).

II. Сообщение целей урока и плана работы

- А с творчеством какого писателя - прозаика мы познакомились на прошлом уроке? (Константин Георгиевич Паустовский).

- Рассказ называется «Жилицы старого дома». Вашим домашним заданием было прочитать рассказ ещё раз, уметь ориентироваться в тексте.

- Назовите героев рассказа, не удивляйтесь, если это будут не только люди и животные, но и предметы.  (Кот Степан, пес Фунтик, петух Горлач, черная курица, лягушка, ходики, музыкальная шкатулка, мастер Гальвестон и др.)

- Прочитайте последний абзац рассказа и подумайте, чего же хотел Паустовский, создавая это произведение? (Верно, цели создания этого рассказа соответствуют строчки, которые я приводила на прошлом уроке. Прочитай их:

В своих рассказах Паустовский указывает, что за оболочкой видимого скрывается «тайна», которую читатель должен увидеть и понять.

Т.е. писатель хотел помочь нам увидеть то, чего мы никогда не видели, ярко представить себе эти картины, полюбить жильцов старого дома.

Работать над рассказом будем по плану, прочитай его:

1. Домашние животные в рассказе.

2. Дождливые дни и вечера в старом доме.

3. Старые вещи.

4. Таинственный мастер Гальвестон. 

- А также постараемся на уроке не только увидеть характер персонажей – обитателей дома, но и подумать, каким человеком предстает со страниц своего рассказа Паустовский.

III. Чтение и анализ текста

1. Домашние животные в рассказе

- Прочитайте 1 абзац рассказа.

- Для кого начались неприятности? Почему?

- Прочитайте эпизод знакомства Степана и Фунтика ( до  … война была объявлена).

- Кто же начал войну? (Степан).

- Почему? (Фунтик унизил его достоинство).

- Как об этом сказано в тексте, прочитайте. (с.175)

- Давайте сравним эти две клички:

- О каком характере свидетельствует кличка кота? (степенный, спокойный, уверенный в себе, с чувством собственного достоинства, немного ленивый).

- Что может сказать о характере героя кличка Фунтик? (любопытный, веселый, задиристый, неуклюжий, игривый).

- Вернитесь на с. 174 и прочитайте фрагменты, в которых представлена точка зрения Степана на происходящее. (Нечего было и думать…)

- От чьего лица ведется описание? (описание ведется от лица автора, но оценка событий дается с точки зрения кота Степана, причем взгляд Степана представлен в авторской речи).

- Итак, жизнь для Степана потеряла всякую прелесть. Что же заставило степенного, серьезного Степана единственный раз за все лето усмехнуться?

- Прочитайте этот эпизод (с.175-176).

- Что вы можете сказать о характере Петуха?

- Как вы думаете, почему его так звали – «Горлач»? (м.б. был очень громкий голос, от слова «горластый»).

- Что значит «сварливый»?

сварливый – ворчливый, склонный к ссорам

- Знал ли Фунтик, что петух разозлился? А кто об этом узнал? (Степан).

- Прочитайте этот эпизод.

- Почему же Степан усмехнулся? (удалось хоть как-то отомстить Фунтику за те неудобства, которые он доставил Степану).

- Рассмотрите иллюстрацию к этому эпизоду. Какие ошибки допущены в рисунке? Докажите текстом.  ( Кот должен сидеть на крыше и наблюдать).

- Автор все время пишет о том, что чувствует Степан, Фунтик, Горлач. Откуда он это знает? (Он - человек наблюдательный и этому учит нас, своих читателей).

- Кто из жильцов старого дома был гораздо страшнее петуха? (черная курица).

- Прочитайте этот отрывок (с.176-177). Чья точка зрения здесь представлена?

(автора). Почему? (т.к.  люди говорили, что нельзя её покупать, т.к. черный цвет делал её похожим на черного ворона. А в литературе черный ворон – символ темных сил, черный цвет – цвет зла, смерти, поэтому от вида её становилось страшно).

- На какие воспоминания наталкивал автора вид этой курицы, стоящей на печной трубе? (вспомнились средневековые харчевни, о которых в своих романах писал английский писатель Вальтер Скотт.

- А откуда они знакомы с этими романами? (читали в дождливые и пасмурные дни).

2. Дождливые дни и вечера в старом доме

- Каким новым героем скреплены воспоминания автора о днях и вечерах в доме? (лягушка)

- Прочитайте, что делала лягушка во время дождя? (с.177)

- Как она вела себя, когда дождя не было, прочитайте. (с.178)

- Рассмотрите иллюстрацию. Какие неточности здесь допущены, чего не хватает? (лягушка приходила смотреть на огонь керосиновой лампы).

- Вообще многие люди любят смотреть на огонь и о чем-то думать. Я предлагаю вам поставить себя на место лягушки – 1 мин. посмотреть на огонь, а потом поделиться мыслями, которые у вас возникли. (Учитель зажигает свечи, звучит музыка).

- О чем вы думали, глядя на огонь?

- А что, по мнению автора, могла увидеть лягушка, смотрящая на огонь? Докажите текстом.  

- Как вы думаете, кого характеризует это описание? (автора - это видит автор, смотрящий на огонь).

- Т.е. все эпизоды рассказа проникнуты личным отношением автора к описываемому.

- Вспомните начало урока: я сказала, что в своих произведениях Паустовский указывает читателю, что за оболочкой видимого скрывается «тайна», которую читатель должен увидеть и понять. Так вот, особенною таинственностью в доме обладали старые вещи.

3. Старые вещи

- К какой из вещей был неравнодушен Фунтик? (часы-ходики)

- Прочитайте этот эпизод (с.179).

- Какие слова использует Паустовский, чтобы говорить о часах, как об одном из героев произведения? (знали, были настороже, не позволяли себе вольности, не убегали и не останавливались).

- Т.Е. Паустовский подчеркивает, что вещи тоже являются полноценными жильцами этого дома и у каждого из жильцов свой характер.

- Кто из героев рассказа жил на чердаке? Прочитайте, как об этом сказано.

(В доме жило много старых вещей).

- Зачем  Паустовский одушевляет вещи? (учит наблюдательности, любовному отношению не только к живому, но и к вещам, которые несут в себе историю и хранят тепло создавших их рук).

- Зачем на чердаке устраивались раскопки? (старые вещи хранят историю и могут о многом рассказать).

- Почему взрослые люди занимались переводными картинками? (чтобы больше узнать из них о прошлом).

- Какая ещё старинная вещь привлекла внимание автора на чердаке? (музыкальная шкатулка). Кто её сделал? (мастер Гальвестон).

4. Таинственный мастер Гальвестон

- Знал ли что-нибудь автор о мастере Гальвестоне? (нет). Прочитайте, как он представлял себе голландского мастера? (с.181)

- Почему, ничего не зная о человеке, писатель описывает его так, как будто это его хороший знакомый? (Паустовский – человек начитанный, знает о Шотландии, о людях этой страны, он много путешествовал и может быть там и был, а также ему помогает  фантазия).

- Паустовский пишет, что с тех пор – таинственный мастер Гальвестон стал одним из обитателей дома. Какой эпизод наиболее образно подчеркивает его присутствие? Прочитайте (с.182-183 … мышей).

- Поздней осенью вдруг сама собой заиграла музыкальная шкатулка. И автор воспринимает это как маленькое чудо. Эта часть является кульминацией рассказа. Неслучайно автор так нестандартно закончил рассказ: «Но если после этого маленького рассказа вам приснится ночная веселая игра музыкального ящика, звон дождевых капель в медный таз, ворчанье Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона – я буду думать, что рассказал вам все это не напрасно». Именно с этой цитаты мы и начали сегодня урок. Прочитав рассказ, мы познакомились не только с жильцами старого дома, но и с замечательным писателем.  Каким человеком вам представляется К.Г. Паустовский? (чуткий, внимательный, наблюдательный, начитанный, образованный, любит природу, людей, уважительно относится к вещам).

IV. Итог урока

- Сегодня мы закончили знакомство с чудесным рассказом Паустовского «Жильцы старого дома», который полон лирики, включает в себя великолепнейшие образцовые описания и наблюдения автора. (Действительно, как мастерски автор переходит от сюжета к воспоминаниям, лирическим отступлениям). Паустовский учит внимательного читателя чуткости, наблюдательности, любовному отношению не только к природе, но и к вещам, которые несут в себе историю и хранят тепло создавших их рук.

V. Домашнее задание

- Придя домой, постарайтесь в комнате остаться одни, притушите свет и внимательно присмотритесь к вещам, которые вас окружают. Пофантазируйте немного, придумайте историю об одном из жильцов вашего дома. На следующем уроке мы будем слушать ваши рассказы.

VI. Оценивание. Рефлексия

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

3 класс. Чтение. Летние путешествия и приключения. К. Паустовский "Кот - ворюга", "Жильцы старого дома". - К. Паустовский "Жильцы старого дома".

Комментарии преподавателя

Летние путешествия и приключения.

К. Паустовский «Жильцы старого дома»   

Введение

                http://cs409231.vk.me//v409231363/a1c7/nPEsn6uIRys.jpg

- С творчеством какого писателя - прозаика мы познакомились на прошлом уроке? (Константин Георгиевич Паустовский). Это занятие посвящено еще одному произведению писателя. Рассказ называется «Жильцы старого дома». - Назовите героев рассказа, не удивляйтесь, если это будут не только люди и животные, но и предметы.  (Кот Степан, пес Фунтик, петух Горлач, черная курица, лягушка, ходики, музыкальная шкатулка, мастер Гальвестон и др.)      - Прочитайте последний абзац рассказа и подумайте, чего же хотел Паустовский, создавая это произведение?  (В своих рассказах Паустовский указывает, что за оболочкой видимого скрывается «тайна», которую читатель должен увидеть и понять.  Т.е. писатель хотел помочь нам увидеть то, чего мы никогда не видели, ярко представить себе эти картины, полюбить жильцов старого дома. )

Постараемся   не только увидеть характер персонажей – обитателей дома, но и подумать, каким человеком предстает со страниц своего рассказа Паустовский. 

Чтение и анализ текста. 

Домашние животные в рассказе.   - Прочитайте 1 абзац рассказа. (Неприятности начались в конце лета, когда в старом деревенском доме  появилась кривоногая такса Фунтик. Фунтика привезли из Москвы. ) - Для кого начались неприятности? Почему?  - Прочитайте эпизод знакомства Степана и Фунтика ( Однажды черный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и, не торопясь, умывался. Он лизал растопыренную пятерню, потом, зажмурившись, тер изо всей силы обслюненной лапой у себя за ухом. Внезапно Степан почувствовал чей-то пристальный взгляд. Он оглянулся и замер с лапой, заложенной за ухо. Глаза Степана побелели от злости. Маленький рыжий пес стоял рядом. Одно ухо у него завернулось. Дрожа от любопытства, пес тянулся мокрым носом к Степану - хотел обнюхать этого загадочного зверя.       - Ах, вот как!       Степан изловчился и ударил Фунтика по вывернутому уху. ). - Кто же начал войну? (Степан). - Почему? (Фунтик унизил его достоинство).        - Как об этом сказано в тексте, прочитайте. (с.175) - Давайте сравним эти две клички: 

                 СТЕПАН                      ФУНТИК    - О каком характере свидетельствует кличка кота? (степенный, спокойный, уверенный в себе, с чувством собственного достоинства, немного ленивый).  - Что может сказать о характере героя кличка Фунтик? (любопытный, веселый, задиристый, неуклюжий, игривый). - Вернитесь на с. 174 и прочитайте фрагменты, в которых представлена точка зрения Степана на происходящее. (Нечего было и думать…) - От чьего лица ведется описание? (описание ведется от лица автора, но оценка событий дается с точки зрения кота Степана, причем взгляд Степана представлен в авторской речи). - Итак, жизнь для Степана потеряла всякую прелесть. Что же заставило степенного, серьезного Степана единственный раз за все лето усмехнуться?  - Прочитайте этот эпизод (с.175-176). (Один только раз за все лето Степан, сидя на крыше, усмехнулся.       Во дворе, среди курчавой гусиной травы, стояла деревянная миска с мутной водой - в нее бросали корки черного хлеба для кур. Фунтик подошел к миске и осторожно вытащил из воды большую размокшую корку.       Сварливый голенастый петух, прозванный "Горлачом", пристально посмотрел на Фунтика одним глазом. Потом повернул голову и посмотрел другим глазом. Петух никак не мог поверить, что здесь, рядом, среди бела дня происходит грабеж.       Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у него что-то заклокотало, как будто в петухе гремел далекий гром. Степан знал, что это значит, - петух разъярялся.       Стремительно и страшно, топая мозолистыми лапами, петух помчался на Фунтика и клюнул его в спину. Раздался короткий и крепкий стук. Фунтик выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем бросился в отдушину под дом. ) - Что вы можете сказать о характере Петуха? - Как вы думаете, почему его так звали – «Горлач»? (может быть, был очень громкий голос, от слова «горластый»). - Что значит «сварливый»? /может быть работа с толковым словарём/                сварливый – ворчливый, склонный к ссорам. - Знал ли Фунтик, что петух разозлился? А кто об этом узнал? (Степан).  - Прочитайте этот эпизод.  - Почему же Степан усмехнулся? (удалось хоть как-то отомстить Фунтику за те неудобства, которые он доставил Степану). - Рассмотрите иллюстрацию к этому эпизоду. 

           http://img1.liveinternet.ru//images/attach/c/11/115/367/115367425_i_016.png  

- Автор все время пишет о том, что чувствует Степан, Фунтик, Горлач. Откуда он это знает? (Он - человек наблюдательный и этому учит нас, своих читателей).  - Кто из жильцов старого дома был гораздо страшнее петуха? (черная курица). - Прочитайте этот отрывок (с.176-177).  ( Но гораздо страшнее петуха была худая черная курица. На шее у нее была накинута шаль из пестрого пуха, и вся она походила на цыганку-гадалку. Купили эту курицу напрасно. Недаром старухи по деревне говорили, что куры делаются черными от злости.       Курица эта летала, как ворона, дралась и по нескольку часов могла стоять на крыше и без перерыва кудахтать. Сбить ее с крыши, даже кирпичом, не было возможности. Когда мы возвращались из лугов или из леса, то издалека была уже видна эта курица - она стояла на печной трубе и казалась вырезанной из жести. )

Чья точка зрения здесь представлена? (автора). Почему? (т.к.  люди говорили, что нельзя её покупать, т.к. черный цвет делал её похожим на черного ворона. А в литературе черный ворон – символ темных сил, черный цвет – цвет зла, смерти, поэтому от вида её становилось страшно). - На какие воспоминания наталкивал автора вид этой курицы, стоящей на печной трубе? (вспомнились средневековые харчевни, о которых в своих романах писал английский писатель Вальтер Скотт.) - А откуда они знакомы с этими романами? (читали в дождливые и пасмурные дни).Дождливые дни и вечера в старом доме.  - Каким новым героем скреплены воспоминания автора о днях и вечерах в доме? (лягушка) - Прочитайте, что делала лягушка во время дождя? (с.177) ( От ударов маленьких дождевых капель вздрагивали мокрые листья на деревьях, вода лилась тонкой и прозрачной струей из водосточной трубы, а под трубой сидела в луже маленькая зеленая лягушка. Вода лилась ей прямо на голову, но лягушка не двигалась и только моргала. )

                    http://i6.pixs.ru//storage/3/4/3/363676jpg_8998694_11128343.jpg - Как она вела себя, когда дождя не было, прочитайте. (с.178)  ( Когда не было дождя, лягушка сидела в лужице под рукомойником. Раз в минуту ей капала на голову из рукомойника холодная вода. Из тех же романов Вальтера Скотта мы знали, что в средние века самой страшной пыткой было вот такое медленное капанье на голову ледяной воды, и удивлялись лягушке. )

- А что, по мнению автора, могла увидеть лягушка, смотрящая на огонь? ( Иногда по вечерам лягушка приходила в дом. Она прыгала через порог и часами могла сидеть и смотреть на огонь керосиновой лампы.       Трудно было понять, чем этот огонь так привлекал лягушку. Но потом мы догадались, что лягушка приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном сказку. Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоравших в ламповом стекле зеленых мошек. Должно быть, он казался лягушке большим алмазом, где, если долго всматриваться, можно увидеть в каждой грани целые страны с золотыми водопадами и радужными звездами.       Лягушка так увлекалась этой сказкой, что ее приходилось щекотать палкой, чтобы она очнулась и ушла к себе, под сгнившее крыльцо, - на его ступеньках ухитрялись расцветать одуванчики. ) - Как вы думаете, кого характеризует это описание? (автора - это видит автор, смотрящий на огонь). - Т.е. все эпизоды рассказа проникнуты личным отношением автора к описываемому.   Итак,  в своих произведениях Паустовский указывает читателю, что за оболочкой видимого скрывается «тайна», которую читатель должен увидеть и понять. Так вот, особенною таинственностью в доме обладали старые вещи.Старые вещи. - К какой из вещей был неравнодушен Фунтик? (часы-ходики) - Прочитайте этот эпизод (с.179).  (Во время дождя кое-где протекала крыша. Мы ставили на пол медные тазы. Ночью вода особенно звонко и мерно капала в них, и часто этот звон совпадал с громким тиканьем ходиков. Ходики были очень веселые - разрисованные пышными розанами и трилистниками. Фунтик каждый раз, когда проходил мимо них, тихо ворчал - должно быть, для того, чтобы ходики знали, что в доме есть собака, были настороже и не позволяли себе никаких вольностей - не убегали вперед на три часа в сутки или не останавливались без всякой причины.)  - Какие слова использует Паустовский, чтобы говорить о часах, как об одном из героев произведения? (знали, были настороже, не позволяли себе вольности, не убегали и не останавливались). - Т.Е. Паустовский подчеркивает, что вещи тоже являются полноценными жильцами этого дома и у каждого из жильцов свой характер. - Кто из героев рассказа жил на чердаке? Прочитайте, как об этом сказано. (В доме жило много старых вещей). - Зачем  Паустовский одушевляет вещи? (учит наблюдательности, любовному отношению не только к живому, но и к вещам, которые несут в себе историю и хранят тепло создавших их рук). - Зачем на чердаке устраивались раскопки? (старые вещи хранят историю и могут о многом рассказать).  - Почему взрослые люди занимались переводными картинками? (чтобы больше узнать из них о прошлом). - Какая ещё старинная вещь привлекла внимание автора на чердаке? (музыкальная шкатулка). Кто её сделал? (мастер Гальвестон).  Таинственный мастер Гальвестон.

http://v.900igr.net//datai/izo/Kak-risovat-zhivotnykh/0020-028-Taksa-slushaet-muzykalnuju-shkatulku.jpg

- Знал ли что-нибудь автор о мастере Гальвестоне? (нет). Прочитайте, как он представлял себе голландского мастера? (с.181) ( Все сошлись на том, что это был веселый пожилой шотландец в клетчатом жилете и кожаном фартуке. Во время работы, обтачивая в тисках медные валики, он, наверное, насвистывал песенку о почтальоне, чей рог поет в туманных долинах, и девушке, собирающей хворост в горах. Как все хорошие мастера, он разговаривал с теми вещами, которые делал, и предсказывал им их будущую жизнь. Но, конечно, он никак не мог догадаться, что эта черная шкатулка попадет из-под бледного шотландского неба в пустынные леса за Окой, в деревню, где только одни петухи поют, как в Шотландии, а все остальное совсем не похоже на эту далекую северную страну. )  - Почему, ничего не зная о человеке, писатель описывает его так, как будто это его хороший знакомый? (Паустовский – человек начитанный, знает о Шотландии, о людях этой страны, он много путешествовал и может быть там и был, а также ему помогает  фантазия). - Паустовский пишет, что с тех пор – таинственный мастер Гальвестон стал одним из обитателей дома. Какой эпизод наиболее образно подчеркивает его присутствие? Прочитайте (с.182-183 … мышей).( Но как-то осенью, поздней осенью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия:       В милые горы       Ты возвратишься...       Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались, и даже Фунтик слушал, осторожно подымая то одно, то другое ухо. Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина.       Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления.       Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить ее снова играть мы не смогли.       Сейчас, поздней осенью, когда я живу в Москве, шкатулка стоит там одна в пустых нетопленных комнатах, и, может быть, в непроглядные и тихие ночи она снова просыпается и играет, но ее уже некому слушать, кроме пугливых мышей. )

- Поздней осенью вдруг сама собой заиграла музыкальная шкатулка. И автор воспринимает это как маленькое чудо. Эта часть является кульминацией рассказа. Неслучайно автор так нестандартно закончил рассказ: «Но если после этого маленького рассказа вам приснится ночная веселая игра музыкального ящика, звон дождевых капель в медный таз, ворчанье Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона – я буду думать, что рассказал вам все это не напрасно».   Прочитав рассказ, мы познакомились не только с жильцами старого дома, но и с замечательным писателем. Каким человеком вам представляется К.Г. Паустовский? (чуткий, внимательный, наблюдательный, начитанный, образованный, любит природу, людей, уважительно относится к вещам). 

Итоги

Мы закончили знакомство с чудесным рассказом Паустовского «Жильцы старого дома», который полон лирики, включает в себя великолепнейшие образцовые описания и наблюдения автора. (Действительно, как мастерски автор переходит от сюжета к воспоминаниям, лирическим отступлениям).

Паустовский учит внимательного читателя чуткости, наблюдательности, любовному отношению не только к природе, но и к вещам, которые несут в себе историю и хранят тепло создавших их рук. 

 Внимательно присмотритесь к вещам, которые вас окружают. Пофантазируйте немного, придумайте историю об одном из жильцов вашего дома. 

ИСТОЧНИК

http://www.youtube.com/watch?v=8D8X8vKbiFI

https://www.youtube.com/watch?v=dcpoPsbHILA

http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/urok-litieraturnogho-chtieniia-k-g-paustovskii-zhil-tsy-starogho-doma

http://all-biography.ru/alpha/p/paustovskij-konstantin-paustovsky-konstantin?print=pdf

http://prezentacii.com/uploads/ppt/08-14/paustovskiy-zhilcy-starogo-doma-prezentaciya-3-klass.rar

 

www.kursoteka.ru

Разработка урока по литературному чтению для начальных классов "К. Паустовский "Жильцы старого дома""

Тема: К. Паустовский. «Жильцы старого дома». (1 урок)

Цель: Познакомятся с рассказом К. Паустовского, повторят его биографию, будут обучаться выразительному чтению с опорой на знаки препинания; будут развивать умение анализи­ровать произведение, творческие способности; будут развивать воображение, речь, память, мышление; прививать любовь к животным.

Тип урока: комбинированный

Ожидаемые результаты:

предметные: смогут анализировать услышанное, вспомнят литературный прием олицитворение.

личностные: смогут работать в группе;

системно-деятельностные: смогут запомнить услышанное

Материальное обеспечение: выставка книг, портрет писателя, картинки по теме, видеозапись.

Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство.

Ход урока

I. Организационный момент. (Приветствие)

Я рада вас всех видеть.

Улыбнемся друг другу.

Садитесь.

- Ребята, мне хочется узнать с каким настроением вы пришли на урок. Если у вас хорошее настроение выберете себе цветной цветок, а если у вас плохое настроение возьмите себе черный цветок.

Покажите ваше настроение. Деление на группы по цветам.

Речевая разминка

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово четко. О чем эта скороговорка? (Скороговорка говорит о том, как нужно пра­вильно говорить.)

Прочитайте в разговорном темпе. Прочитайте в ускоренном темпе.

- Ребята, как мы должны говорить?

II. Проверка домашнего задания.

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

- Кто его автор?

Проверка д/з (Загадки и рисунки о верблюде)

- А кто помнит, как называется новый раздел?

- А вы хотите все знать?

III. Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением из этого раздела, которое написал К. Паустовский.

Этот автор нам уже знаком. Кто помнит, какие его произведения мы изучали?

-А что мы знаем о писателе К. Паустовском? (Константин Георгиевич Паустовский, известен многим читателям. В своих произведе­ниях он сердечно и просто, с большой теплотой изображал нашу родную природу. Его произведения автобиографичные, рассказ ведется от лица ав­тора. К. Паустовский - талантливый писатель, настоящий художник слова. Вспомните, как красиво, подобно поэту он рассказал про кота-ворюгу, как помогал открывать нам прекрасное и удивительное в простом и обычном. И сегодня, мы еще раз убедимся в этом.

-А с каким его произведением мы познакомимся сегодня, вы узнаете сами, когда соберёте из букв слова.

Ж и л ь ц ы

с т а р о г о дома

- А что означает слова «жильцы»?

-Рассмотрите иллюстрацию к этому рассказу и предположите, кто эти жильцы? (Пес и кот, люди)

IV. Чтение и анализ текста.

Просмотр видео 10 минут

Анализ

- Подтвердились ли ваши предположения?

- Кто из жильцов вам больше всего понравился? (Ответы детей)

- Давайте, сделаем разминку с котом.

Физкультминутка

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия. (Ходьба.)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее. (Поднимание рук.)

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз. (Приседание.)

И сказали три кота:

Красота! Красота! (Хлопки в ладоши)

- Мы отдохнули, а теперь вспомнить всех жильцов старого дома.

Будем работать в группах. Назовите правила работы в группе.

(Работа в группе)

Вам нужно будет составить кластер.

- Что вы запишите в центре кластера?

Обсуждение.

Сейчас проверим всех ли жильцов, вы назвали?

- Найдите в тексте с.19 кто был жильцами старого дома.

- На какие две группы можно разделить жителей?

1. Домашние животные

2. Вещи

- Как называется литературный прием, когда о не живом, говорят как о живом?

- К какой вещи автор его применил? (Ходики)

- К какой вещи был неравнодушен Фунтик?

Какие слова использует К. Паустовский, чтобы говорить о часах как об одном из героев произведения? (Знали, были настороже, не позволяли себе вольности, не убегали и не останавливались.)

-Т. е. Паустовский подчеркивает, что вещи тоже являются полноценны­ми жильцами этого дома и у каждого из жильцов свой характер.

Резерв времени

Составьте синквейна (с. 14)

Фунтик – такса

Степан - кот

  • Давайте сравним эти две клички - Степан и Фунтик.

  • О каком характере свидетельствует кличка кота? (Степенный, спо­койный, уверенный в себе, с чувством собственного достоинства, немного ленивый.)

-Что может сказать о характере героя кличка Фунтик? (Любопытный, веселый, задиристый, неуклюжий, игривый.)

--Понравилось ли вам новое произведение?

V. Подведение итогов урока.

- Как оно называется?

- Кто автор этого произведения?

Оценивание

VI. Рефлексия.

-А теперь определим ваше настроение . Если у вас хорошее настроение, то нарисуйте улыбающийся смайлик, а если плохое, то грустный.

Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал...

На уроке я похвалил бы себя за ...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

VII. Домашнее задание.

С14-20 читать, нарисовать иллюстрацию

Любопытный,

уверенный в себе,

с чувством собственного достоинства,

веселый,

задиристый,

немного ленивый.

неуклюжий,

игривый,

Работа по вопросам учебника.

2-й урок.

Анализ текста по частям.

1. Домашние животные в рассказе.

-Для кого начались неприятности? Почему?

  • Прочитайте эпизод знакомства Степана и Фунтика (до ... война была объявлена).

  • Кто же начал войну? (Степан.)

  • Почему? (Фунтик унизил его достоинство.)

  • Как об этом сказано в тексте, прочитайте.

  • Давайте сравним эти две клички - Степан и Фунтик.

  • Зачитайте отрывок, в котором представлена точка зрения Степана на происходящее. (Нечего было и думать...)

  • От чьего лица ведется описание? (Описание ведется от лица автора, но оценка событий дается с точки зрения кота Степана, причем взгляд Степана представлен в авторской речи.)

  • Итак, жизнь для Степана потеряла всякую прелесть. Что же заставило степенного, серьезного Степана единственный раз за все лето усмехнуться? Прочитайте этот эпизод.

  • Что вы можете сказать о характере Петуха?

  • Как вы думаете, почему его так звали - Горлач?

  • Знал ли Фунтик, что петух разозлился? А кто об этом узнал? (Степан.)

  • Прочитайте этот эпизод.

  • Почему же Степан усмехнулся? (Удалось хоть как-то отомстить Фун­тику за те неудобства, которые он доставил Степану?)

  • Кто из жильцов старого дома был гораздо страшнее петуха? (Черная курица.)

  • Прочитайте этот отрывок .

  • На какие воспоминания наталкивал автора вид этой курицы, стоящей на печной трубе?

-А откуда они знакомы с этими романами? (Читали в дождливые и пас­мурные дни.)

2. Дождливые дни и вечера в старом доме.

3. Старые вещи

  • К какой из вещей был неравнодушен Фунтик? (Часы-ходики.)

  • Прочитайте этот эпизод .

Какие слова использует К. Паустовский, чтобы говорить о часах как об одном из героев произведения? (Знали, были настороже, не позволяли себе вольности, не убегали и не останавливались.)

-Т. е. Паустовский подчеркивает, что вещи тоже являются полноценны­ми жильцами этого дома и у каждого из жильцов свой характер.

- Кто из героев рассказа жил на чердаке? Прочитайте, как об этом сказано.(В доме жило много старых вещей.)

  • Зачем Паустовский одушевляет вещи? (Учит наблюдательности, лю­бовному отношению не только к живому, но и к вещам, которые несут в себе историю и хранят тепло создавших их рук.)

  • Зачем на чердаке устраивались раскопки? (Старые вещи хранят исто­рию и могут о многом рассказать.)

  • Какая еще старинная вещь привлекла внимание автора на чердаке? (Музыкальная шкатулка.) Кто ее сделал? (Мастер Гальвестон.)

4. Таинственный мастер Гальвестон

  • Как автор описывает мастера Гальвестон?

  • Паустовский пишет, что с тех пор таинственный мастер Гальвестон стал одним из обитателей дома. Какой эпизод наиболее образно подчеркивает его присутствие? Прочитайте.

  • Поздней осенью вдруг сама собой заиграла музыкальная шкатулка. И автор воспринимает это как маленькое чудо.

Что является кульминацией рассказа?

Почему автор так нестандартно закончил рассказ: «Но если после этою маленького рассказа вам приснится ночная веселая игра музыкального ящи­ка, звон дождевых капель в медный таз, ворчанье Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона - я буду думать, что рассказал вам все это не напрасно»?

Выполнение заданий в тетрадях.

Кем был Фунтик?

а) поросенок;

б)петух;

в) кот;

г) собака.

Найдите олицетворение в рассказе и запишите его в тетрадь? Главная мысль рассказа К. Паустовского «Жильцы старого дома». Что показалось тебе наиболее интересным в этом тексте? Заполни таб­лицу (работа на карточках).

Самое интересное

Почему интересное

videouroki.net

К.Г.Паустовский. «Жильцы старого дома».

Тема: К.Г.Паустовский. «Жильцы старого дома».

Цели урока: совершенствование умения анализировать произведение, давать характеристику главным героям; и автору произведенияЗадачи: формирование умение сжато излагать прочитанное, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; оценивать поступки героев

-развитие воображения, памяти, речи учащихся

-прививать любовь к животным, воспитывать умение видеть «прекрасное в обыкновенном».

План урока

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Актуализация знаний.

  4. Работа по теме:

    1. Выборочное чтение и анализ

    2. Работа в парах

  5. Физ. Минутка

  6. Закрепление:

    1. Игра «Три ашыпки»

    2. Составление синквейна

    3. Кластер

  7. Подведение итогов, оценивание

  8. Домашнее задание

  9. Рефлексия.

Ход урока

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Сегодня, дети, у нас на уроке гости. Давайте улыбнемся друг другу и гостям подарим частичку тепла своей души.

Речевая гимнастика (слайд №1):

Как у котика усы

Удивительной красы

Глаза смелые

Зубки белые

Выйдет котя в огород

Всполошится весь народ,

И петух, и курица

С деревенской улицы.

  1. Актуализация знаний.

- Героем какого произведения является кот? (Кот-Ворюга, Жильцы старого дома)

- Кто автор? (К. Г. Паустовский)

- Мы сегодня продолжим работу над произведением К.Г. Паустовского "Жильцы старого дома".

- С биографией и творчеством писателя мы познакомились на прошлом уроке. А сейчас мы вспомним ее по ключевым словам и датам. (слайд №2)

1892 – 1968 гг.

Киевская гимназия

Московский университет

Военный корреспондент

1965 г.

(дополнительно ученик: К. Г. Паустовский – известный русский писатель. На его необычную жизнь пришлось две войны. В первую Мировую войну он служил на санитарном поезде. Во время Второй Работал военным корреспондентом. Это его очень увлекало, и после войны он решил продолжить литературную деятельность: стал писателем. Его произведения связаны с природой. Он считал: именно через мир природы можно лучше понять мир человека)

- Поэтому особое место в творчестве писателя занимают рассказы и сказки о животных для детей. Среди них «Тёплый хлеб», «Стальное колечко», «Барсучий нос», «Кот-Ворюга», которые вы можете взять в библиотеке и почитать.

- Произведение «Жильцы старого дома» является сказкой или рассказом? (рассказом, т.к. рассказывается правдивая история, воспоминания писателя о старом доме).

3. Проверка домашнего задания: (фронтальный опрос)

а) подобрать синонимы к выражениям (проверка по слайду №3)

б) составить рассказ про кота Степана

в) составить рассказ про щенка Фунтика

4. Работа по теме.

- Работать над рассказом будем по плану (дети составляют план, выходит план на слайде № 4), а также постараемся на уроке не только увидеть характер персонажей – обитателей дома, но и подумать, каким человеком предстанет со страниц своего рассказа К. Паустовский.

- С чего начинается рассказ? (чтение первого абзаца)

- Для кого начались неприятности? Почему?

- Давайте сравним две клички. (слайд №5)

А) работа в парах

- Подберите черты характера каждому герою. (проверка по слайду №6)

- От чьего имени ведется рассказ? (от имени автора)

- Но оценка событий идёт с точки зрения кота.

- Что же спокойного степенного кота заставило усмехнуться?

чтение эпизода с петухом (слайд №7)

- Знал ли Фунтик, что петух разозлится? А кто знал?

- Автор пишет что чувствует Степан (недовольство, Фунтик – обиду, Петух – возмущение)

- Откуда он это знает?

(он – человек наблюдательный и этому учит нас, своих читателей)

- С каким новым героем связаны воспоминания автора о дождливых днях и вечерах в старом доме (с лягушкой)

- Какие чувства испытывали к ней жильцы? Почему? (слайд №8)

- Что она могла видеть, по мнению автора? Прочтите описание.

- Что хотел этим показать автор? (что за обычными вещами скрывается «тайна», которую должен увидеть и понять читатель)

- Многие люди любят смотреть на огонь и о чём-либо думать. Давайте и мы посмотрим. (Видео №1)

- О чём вы думали? (ответы детей)

- Особенной таинственностью обладают старые вещи. Как о них говори Паустовский?

Чтение отрывка

- Какой приём использует автор? (олицетворение)

- Зачем он одушевляет их? (учит наблюдательности, любовному отношению не только к живому, но и к вещам)

- Зачем на чердаке устраивают раскопки? (старые вещи могут рассказать о многом)

- А вы дома перебираете старые вещи?

- Представьте себе, что вы нашли старый бабушкин магнитофон и нажали кнопку

5(Физ. Минутка (Видео №2))

- Какая старинная вещь привлекла внимание автора? Кто её сделал?

- Почему автор рассказывает о мастере, словно хорошо его знает? (он начитан, знает о Шотландии, о людях этой страны)

- Это говорит о том, что писатель был образованным человеком.

- С того момента таинственный мастер стал жильцом этого дома.

- Какой эпизод наиболее образно подчеркивает присутствие мастера? (когда шкатулка вдруг заиграла, словно мастер сам ее завёл) (Видео №3)

- Как назвать этот эпизод? (кульминацией, точно наивысшего напряжения)

- Автор воспринимает это как маленькое чудо. Не случайно он так нестандартно заканчивает свой рассказ.

6. Индивидуальная работа по тексту:

А) игра «Ашыпки» (Слайд №9) (проверка, оценивание)

Б) Групповая работа, составление синквейна по иллюстрациям. (проверка)

В) Составление кластера по Паустовскому (на доске)

7. Подведение итогов, оценивание

- Чему учит произведение Паустовского ?(Пписатель хотел помочь нам увидеть то, чего мы никогда не видели, ярко представить себе эти картины, полюбить жильцов старого дома.

В чём основная мысль рассказа? (умению увидеть и понять в обычном тайное, любить природу, ведь через мир природы можно лучше узнать мир людей)

- В старом доме живут такие разные герои, можно сказать, что и люди, живущие на планете Земля тоже разные?

- Как следует жить в доме? Составьте правила (дружно, уважать мнение других, не обижать слабых, уступать старшим, заботиться не только о живом, но и о вещах)

Тест (индивидуальная работа. Слайд №10)

8. Домашнее задание

- Придя домой, постарайтесь в комнате остаться одни, притушите свет и внимательно присмотритесь к вещам, которые вас окружают. Пофантазируйте немного, придумайте историю об одном из жильцов вашего дома. На следующем уроке мы будем слушать ваши рассказы.

9. Рефлексия (слайд №11)

-я на уроке узнал…

- мне понравилось

- мне было трудно понять

infourok.ru

«Жильцы старого дома». К. Г. Паустовский

Тема: К.Г.Паустовский. «Жильцы старого дома».

Цели урока: совершенствование умения анализировать произведение, давать характеристику главным героям; и автору произведенияЗадачи: формирование умение сжато излагать прочитанное, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; оценивать поступки героев

-развитие воображения, памяти, речи учащихся

-прививать любовь к животным, воспитывать умение видеть «прекрасное в обыкновенном».

План урока

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Актуализация знаний.

  4. Работа по теме:

    1. Выборочное чтение и анализ

    2. Работа в парах

  5. Физ. Минутка

  6. Закрепление:

    1. Игра «Три ашыпки»

    2. Составление синквейна

    3. Кластер

  7. Подведение итогов, оценивание

  8. Домашнее задание

  9. Рефлексия.

Ход урока

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Сегодня, дети, у нас на уроке гости. Давайте улыбнемся друг другу и гостям подарим частичку тепла своей души.

Речевая гимнастика (слайд №1):

Как у котика усы

Удивительной красы

Глаза смелые

Зубки белые

Выйдет котя в огород

Всполошится весь народ,

И петух, и курица

С деревенской улицы.

  1. Актуализация знаний.

- Героем какого произведения является кот? (Кот-Ворюга, Жильцы старого дома)

- Кто автор? (К. Г. Паустовский)

- Мы сегодня продолжим работу над произведением К.Г. Паустовского "Жильцы старого дома".

- С биографией и творчеством писателя мы познакомились на прошлом уроке. А сейчас мы вспомним ее по ключевым словам и датам. (слайд №2)

1892 – 1968 гг.

Киевская гимназия

Московский университет

Военный корреспондент

1965 г.

(дополнительно ученик: К. Г. Паустовский – известный русский писатель. На его необычную жизнь пришлось две войны. В первую Мировую войну он служил на санитарном поезде. Во время Второй Работал военным корреспондентом. Это его очень увлекало, и после войны он решил продолжить литературную деятельность: стал писателем. Его произведения связаны с природой. Он считал: именно через мир природы можно лучше понять мир человека)

- Поэтому особое место в творчестве писателя занимают рассказы и сказки о животных для детей. Среди них «Тёплый хлеб», «Стальное колечко», «Барсучий нос», «Кот-Ворюга», которые вы можете взять в библиотеке и почитать.

- Произведение «Жильцы старого дома» является сказкой или рассказом? (рассказом, т.к. рассказывается правдивая история, воспоминания писателя о старом доме).

3. Проверка домашнего задания: (фронтальный опрос)

а) подобрать синонимы к выражениям (проверка по слайду №3)

б) составить рассказ про кота Степана

в) составить рассказ про щенка Фунтика

4. Работа по теме.

- Работать над рассказом будем по плану (дети составляют план, выходит план на слайде № 4), а также постараемся на уроке не только увидеть характер персонажей – обитателей дома, но и подумать, каким человеком предстанет со страниц своего рассказа К. Паустовский.

- С чего начинается рассказ? (чтение первого абзаца)

- Для кого начались неприятности? Почему?

- Давайте сравним две клички. (слайд №5)

А) работа в парах

- Подберите черты характера каждому герою. (проверка по слайду №6)

- От чьего имени ведется рассказ? (от имени автора)

- Но оценка событий идёт с точки зрения кота.

- Что же спокойного степенного кота заставило усмехнуться?

чтение эпизода с петухом (слайд №7)

- Знал ли Фунтик, что петух разозлится? А кто знал?

- Автор пишет что чувствует Степан (недовольство, Фунтик – обиду, Петух – возмущение)

- Откуда он это знает?

(он – человек наблюдательный и этому учит нас, своих читателей)

- С каким новым героем связаны воспоминания автора о дождливых днях и вечерах в старом доме (с лягушкой)

- Какие чувства испытывали к ней жильцы? Почему? (слайд №8)

- Что она могла видеть, по мнению автора? Прочтите описание.

- Что хотел этим показать автор? (что за обычными вещами скрывается «тайна», которую должен увидеть и понять читатель)

- Многие люди любят смотреть на огонь и о чём-либо думать. Давайте и мы посмотрим. (Видео №1)

- О чём вы думали? (ответы детей)

- Особенной таинственностью обладают старые вещи. Как о них говори Паустовский?

Чтение отрывка

- Какой приём использует автор? (олицетворение)

- Зачем он одушевляет их? (учит наблюдательности, любовному отношению не только к живому, но и к вещам)

- Зачем на чердаке устраивают раскопки? (старые вещи могут рассказать о многом)

- А вы дома перебираете старые вещи?

- Представьте себе, что вы нашли старый бабушкин магнитофон и нажали кнопку

5(Физ. Минутка (Видео №2))

- Какая старинная вещь привлекла внимание автора? Кто её сделал?

- Почему автор рассказывает о мастере, словно хорошо его знает? (он начитан, знает о Шотландии, о людях этой страны)

- Это говорит о том, что писатель был образованным человеком.

- С того момента таинственный мастер стал жильцом этого дома.

- Какой эпизод наиболее образно подчеркивает присутствие мастера? (когда шкатулка вдруг заиграла, словно мастер сам ее завёл) (Видео №3)

- Как назвать этот эпизод? (кульминацией, точно наивысшего напряжения)

- Автор воспринимает это как маленькое чудо. Не случайно он так нестандартно заканчивает свой рассказ.

6. Индивидуальная работа по тексту:

А) игра «Ашыпки» (Слайд №9) (проверка, оценивание)

Б) Групповая работа, составление синквейна по иллюстрациям. (проверка)

В) Составление кластера по Паустовскому (на доске)

7. Подведение итогов, оценивание

- Чему учит произведение Паустовского ?(Пписатель хотел помочь нам увидеть то, чего мы никогда не видели, ярко представить себе эти картины, полюбить жильцов старого дома.

В чём основная мысль рассказа? (умению увидеть и понять в обычном тайное, любить природу, ведь через мир природы можно лучше узнать мир людей)

- В старом доме живут такие разные герои, можно сказать, что и люди, живущие на планете Земля тоже разные?

- Как следует жить в доме? Составьте правила (дружно, уважать мнение других, не обижать слабых, уступать старшим, заботиться не только о живом, но и о вещах)

Тест (индивидуальная работа. Слайд №10)

8. Домашнее задание

- Придя домой, постарайтесь в комнате остаться одни, притушите свет и внимательно присмотритесь к вещам, которые вас окружают. Пофантазируйте немного, придумайте историю об одном из жильцов вашего дома. На следующем уроке мы будем слушать ваши рассказы.

9. Рефлексия (слайд №11)

-я на уроке узнал…

- мне понравилось

- мне было трудно понять

Но если после этого маленкого рассказа , вам померещется ночьная весёлая игра музыкальнава ящика , звон дождевых капель , падающих в медный таз, мяуканье Фунтика, недовольного ходиками и кашель дабряка Гальвестона – я буду думать ,что рассказал вам всё это не напрасно.

Но если после этого маленкого рассказа , вам померещется ночьная весёлая игра музыкальнава ящика , звон дождевых капель , падающих в медный таз, мяуканье Фунтика, недовольного ходиками и кашель дабряка Гальвестона – я буду думать ,что рассказал вам всё это не напрасно.

Но если после этого маленкого рассказа , вам померещется ночьная весёлая игра музыкальнава ящика , звон дождевых капель , падающих в медный таз, мяуканье Фунтика, недовольного ходиками и кашель дабряка Гальвестона – я буду думать ,что рассказал вам всё это не напрасно.

Но если после этого маленкого рассказа , вам померещется ночьная весёлая игра музыкальнава ящика , звон дождевых капель , падающих в медный таз, мяуканье Фунтика, недовольного ходиками и кашель дабряка Гальвестона – я буду думать ,что рассказал вам всё это не напрасно.

Но если после этого маленкого рассказа , вам померещется ночьная весёлая игра музыкальнава ящика , звон дождевых капель , падающих в медный таз, мяуканье Фунтика, недовольного ходиками и кашель дабряка Гальвестона – я буду думать ,что рассказал вам всё это не напрасно.

Но если после этого маленкого рассказа , вам померещется ночьная весёлая игра музыкальнава ящика , звон дождевых капель , падающих в медный таз, мяуканье Фунтика, недовольного ходиками и кашель дабряка Гальвестона – я буду думать ,что рассказал вам всё это не напрасно.

Но если после этого маленкого рассказа , вам померещется ночьная весёлая игра музыкальнава ящика , звон дождевых капель , падающих в медный таз, мяуканье Фунтика, недовольного ходиками и кашель дабряка Гальвестона – я буду думать ,что рассказал вам всё это не напрасно.

Но если после этого маленкого рассказа , вам померещется ночьная весёлая игра музыкальнава ящика , звон дождевых капель , падающих в медный таз, мяуканье Фунтика, недовольного ходиками и кашель дабряка Гальвестона – я буду думать ,что рассказал вам всё это не напрасно.

kopilkaurokov.ru

Урок литературного чтения по произведению К.Г.Паустовского «Жильцы старого дома»

Урок литературного чтения в 3 классе /программа М.П.Воюшиной/

Тема: К.Г. Паустовский «Жильцы старого дома» (второй урок по произведению).

Цели урока:Способствовать полноценному восприятию произведения. Развивать представления о точках зрения автора и рассказчика, о способах изображения персонажей. Формировать систему читательских умений. Совершенствовать навык чтения.Развивать мышление, воображение, эмоции.

Пояснительная запискаЭто второй урок по произведению К.Г.Паустовского «Жильцы старого дома». Умение анализировать художественное произведение – умение творческое, предполагающее способность читателя найти решение в том случае, когда заранее неизвестен набор правил и операций, последовательное осуществление которых приведет к цели. Овладение этим умением происходит в процессе творческой деятельности учащихся, в процессе чтения и анализа художественного произведения.

Оборудование к уроку: подсвечник, свечи, компьютерная презентация.

Ход урока:I. Повторение.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с разделом «Человек и природа», но сначала проверим, как вы знаете авторов предыдущего раздела. - Соедините фамилию с именем и отчеством автора /на карточке/Иван Андреевич

Куприн

Владимир Карпович

Железников

Виктор Юзефович

Драгунский

Радий Петрович

Крылов

Александр Иванович

Погодин

- Проверка /на экране/. Итог.- Чья фамилия по-вашему лишняя? (Крылов). Почему? (работал в стихотворном жанре, а остальные в прозе).

II. Сообщение целей урока и плана работы.

- А с творчеством какого писателя - прозаика мы познакомились на прошлом уроке? (Константин Георгиевич Паустовский).- Рассказ называется «Жилицы старого дома». Вашим домашним заданием было прочитать рассказ ещё раз, уметь ориентироваться в тексте. - Назовите героев рассказа, не удивляйтесь, если это будут не только люди и животные, но и предметы. (Кот Степан, пес Фунтик, петух Горлач, черная курица, лягушка, ходики, музыкальная шкатулка, мастер Гальвестон и др.) - Прочитайте последний абзац рассказа и подумайте, чего же хотел Паустовский, создавая это произведение? (Верно, цели создания этого рассказа соответствуют строчки, которые я приводила на прошлом уроке. Прочитай их: В своих рассказах Паустовский указывает, что за оболочкой видимого скрывается «тайна», которую читатель должен увидеть и понять. Т.е. писатель хотел помочь нам увидеть то, чего мы никогда не видели, ярко представить себе эти картины, полюбить жильцов старого дома. Работать над рассказом будем по плану, прочитай его: Домашние животные в рассказе. Дождливые дни и вечера в старом доме.Старые вещи. Таинственный мастер Гальвестон. - А также постараемся на уроке не только увидеть характер персонажей – обитателей дома, но и подумать, каким человеком предстает со страниц своего рассказа Паустовский.

III. Чтение и анализ текста.

1. Домашние животные в рассказе. - Прочитайте 1 абзац рассказа. - Для кого начались неприятности? Почему?- Прочитайте эпизод знакомства Степана и Фунтика ( до война была объявлена).- Кто же начал войну? (Степан).- Почему? (Фунтик унизил его достоинство). - Как об этом сказано в тексте, прочитайте. (с.175)- Давайте сравним эти две клички:

СТЕПАН ФУНТИК

- О каком характере свидетельствует кличка кота? (степенный, спокойный, уверенный в себе, с чувством собственного достоинства, немного ленивый). - Что может сказать о характере героя кличка Фунтик? (любопытный, веселый, задиристый, неуклюжий, игривый).- Вернитесь на с. 174 и прочитайте фрагменты, в которых представлена точка зрения Степана на происходящее. (Нечего было и думать)- От чьего лица ведетс

weburok.com

К.Г.Паустовский. «Жильцы старого дома». - литература, уроки

Урок: литературное чтение

Тема: К.Г.Паустовский. «Жильцы старого дома».

Цели урока: совершенствование умения анализировать произведение, давать характеристику главным героям; и автору произведенияЗадачи:-формирование умение подробно излагать прочитанное, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; оценивать поступки героев

-развитие воображения, памяти, речи учащихся

-прививать любовь к животным, воспитывать умение видеть «прекрасное в обыкновенном».

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Сегодня ,дети , у нас на уроке гости. Давайте улыбнемся друг другу и гостям подарим частичку тепла своей души (сердечки с пожеланиями)

2. Сообщение темы и цели урока.

прочитайте слова К.Г. Паустовского.

« Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы» Из рассказа К.Паустовского«Колотый сахар»

- Как вы думаете, что имеет в виду автор , говоря «сухая душа? Как вы понимаете это выражение? Подберите синонимы.

- Назовите антонимы к этому выражению.

- Как вы считаете, какая душа у писателя Паустовского?

- Вы правы, только человек с доброй, щедрой, живой душой способен увидеть чудесное в простом.. Мы продолжим работу над рассказом К.Г. Паустовского "Жильцы старого дома".

Игра "Поп-корн" .

-Что знаете о жизни и творчестве писателя?

3. Проверка домашнего задания. (дети пересказывают по плану)

4. Новая тема урока.

Работать над рассказом будем по плану, а также постараемся на уроке не только увидеть характер персонажей -обитателей дома, но и подумать, каким человеком предстанет со страниц своего рассказа К. Паустовский.

Анализ текста по частям.

1 часть

- для кого начались неприятности? Почему?

-кто же начал войну? Почему?

-Как об этом сказано в тексте, прочитайте.

Давайте попробуем дать характеристику коту Степану.

(степенный, серьёзный, с чувством собственного достоинства, немного ленивый)

-Что можете сказать о Фунтике?

Не спроста автор подобрал именно эти клички. (слайд- что означают имена и клички)

-И так , жизнь для Степана потеряла всякую прелесть. Что же заставило степенного, серьёзного кота единственный раз за всё лето усмехнуться?

Прочитайте этот эпизод.

Что вы можете сказать о характере петуха?

-Почему его прозвали Горлач?

-Знал ли Фунтик, что петух разозлился?

- А кто знал?

-2 часть

-Каким новым героем скреплены воспоминания автора о днях и вечерах в доме?

- Прочитайте что делала лягушка во время дождя?

-Как вела себя, когда дождя не было, прочитайте.

-Чем казался огонь лягушке? зачитайте этот отрывок.

-Вообще многие люди любят смотреть на огонь и о чем то думать. А что, по мнению автора могла увидеть лягушка, смотрящая на огонь? Докажите текстом

-Как вы думаете откуда знает это К.. Паустовский?

Физкультминутка

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия.(ходьба)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее.(поднимают руки)

Сели киски на карниз, Посмотрели вверх и вниз.(приседание)

И сказали три кота:

-Красота! Красота!(хлопки в ладоши)

- В начале урока я говорила вам , что в своих произведениях Паустовский указывает читателю на то , что даже в обычных простых вещах можно увидеть что-то чудесное, особенное. Так вот, особенностью, таинственностью в доме обладали старые вещи.

3 часть

К какой из вещей был неравнодушен Фунтик?

Прочитайте этот эпизод..

- Какие слова использует автор, чтобы говорить о часах как об одном из героев произведения? Какой литературный прием использовал Паустовский?

-А что такое олицетворение?

-Зачем Паустовский одушевляет вещи?

-- Зачем на чердаке устраивались раскопки?

-Какая еще старинная вещь привлекла внимание автора на чердаке?

Кто ее сделал?

-В этой части Паустовский хотел на что обратить наше внимание?

4 часть.

-Как автор описывает мастера Гальвестон?

- Паустовский пишет, что с тех пор таинственный мастер Гальвестон стал одним из обитателей дома. Какой эпизод наиболее образно подчеркивает его присутствие? Прочитайте..

Что является кульминацией этого рассказа?

Почему автор так нестандартно закончил рассказ?

-В чем заключается основная мысль рассказа?

-Напишите синквейн о писателе. Тема К.Паустовский

5.Подведение итогов урока.

Чему учит нас рассказ К.Г. Паустовского?

Рефлексия:

Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал….

На уроке я похвалил бы себя за….

6.Домашнее задание.

- Придя домой, постарайтесь в комнате остаться одни, притушите свет и внимательно присмотритесь к вещам, которые вас окружают. Пофантазируйте немного, придумайте историю об одном из жильцов вашего дома. На следующем уроке мы будем слушать ваши рассказы.

kopilkaurokov.ru