ФиЗкУлЬтМиНуТкИ на уроках русского языка в 5 – 9 классах. Интересные физкультминутки для старших классов
Веселые физминутки для младших школьников
Баландина Марина Николаевна учитель начальных классовГБОУ СОШ № 4 ПГТ Алексеевка г.о. Кинель Самарской области
№ 1.Мы присядем десять раз. Мышцы не болят у нас. (Приседания.)Десять раз подпрыгнуть нужно, скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
№ 2.Мы колени поднимаем —Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
№ 3.Чтоб коленки не скрипели, чтобы ножки не болели,Приседаем глубоко, поднимаемся легко. (Приседания.)Раз, два, три! Чеканим шаг. (Ходьба на месте.)Подаёт учитель знак. Это значит, что пораНам за парты сесть. Ура! (Дети садятся за парты.)
№ 4.Руки в стороны и вверх. Повторяем дружно!Засиделся ученик —Разминаться нужно!(Руки к плечам, потом вверх; потом снова к плечам, потом в стороны и т.д.)
№ 5. Мы сначала всем в ответГоловой покрутим: нет! (Вращение головой.)Энергично, как всегда, головой покажем: да! (Подбородок прижимать к груди, затем запрокидывать голову назад.)Раз, два, три — вперёд наклон,Раз, два, три — теперь назад! (Наклоны вперёд, назад.)Головой качает слон —Он зарядку делать рад! (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)
№ 6.Отожмёмся мы сейчас, если сможем — десять раз.Если меньше — не волнуйся, просто больше тренируйся! (Отжимания от парты.)
№ 7.Вот лягушка поскакала. Здесь воды ей, видно, мало.И квакушка бодро скачет прямо к пруду, не иначе. (Прыжки на месте.)Ну а мы пройдём немного. Поднимаем выше ногу! (Ходьба на месте.)Походили, порезвились, и на травку опустились! (Дети садятся за парты.)№ 8.А теперь мы приседаем и колени разминаем.Ноги до конца сгибать! Раз-два-три-четыре-пять! (Приседания.) Напоследок пошагаем, выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.)Мы размяться были рады, но пора опять за парты. (Дети садятся за парты.)
№ 9. Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.Прочь, усталость, лень и скука!Будем мышцы разминать! (Руки к плечам, вращения вперёд и назад.)А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем!Как упрямые все дети, скажем: «Нет!» — на всё на свете. (Вращение головой в стороны.)
№ 10. Для разминки из-за парт поднимаемся на старт!Бег на месте! Веселей! И быстрей, быстрей, быстрей! (Бег на месте.)Делаем вперёд наклоны —Раз-два-три-четыре-пять! (Наклоны.)Мельницу руками крутим, чтобы плечики размять. (Вращение прямыми руками.)Начинаем приседать — раз-два-три-четыре-пять! (Приседания.)А потом прыжки на месте, выше прыгаем все вместе! (Прыжки.) Руки к солнышку потянем,Руки в стороны растянем. (Потягивания — руки вверх, потом в стороны.)А теперь пора учиться,Да прилежно! Не лениться! (Дети садятся за парты.)
№ 11. А по небу ходят тучи,Вот пробился солнца лучик. (Потягивания , руки вверх.) И вокруг запели птицы!(Потягивания , руки в стороны.)Ну а нам пора учиться. (Дети садятся за парты.)
№ 12.Ловко прыгают зайчата: прыг да прыг, скок да скок!Быстро бегать зайцам надо, чтоб не скушал серый волк! (Прыжки на месте.)
№ 13.Медвежонок не боится Волка, Кабана, Лисицы.Мишка по лесу идёт: «Где здесь пчёлы, где здесь мёд?» (Ходьба на месте, изображая медведя .)Это трасса мотокросса. Крутятся вперёд колёса.Если их назад вращать, мотоцикл поедет вспять. (Вращение руками вперёд и назад.)
№ 14.А в лесу растёт черника, земляника, голубика.Чтобы ягоду сорвать, надо глубже приседать. (Приседания.) Нагулялся я в лесу! Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
№ 15.Поглядите: чайки важно ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте, изображая чаек.)Сядьте, дети на песок. Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)
№ 16. Разминая поясницу, мы не будем торопиться.Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.Раз и два, раз и два, закружилась голова! (Вращение головой в стороны.)Для начала мы с тобой крутим только головой. (Вращения головой.) Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно, сможем! (Повороты туловища вправо и влево.)А теперь мы приседаем! Мы прекрасно понимаем:Нужно ноги укреплять! Раз-два-три-четыре-пять! (Приседания.) Приседания у нас, приседает целый класс!Раз-два-три-четыре-пять! Ноги надо нам размять! (Приседания.) Напоследок потянулись вверх и в стороны прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)От разминки раскраснелись и за парты снова сели. (Дети садятся за парты.)
№ 17.Вот высокая сосна, к солнцу тянется она!(Потягивания , руки вверх.)Над поляной дуб старинный ветви в стороны раскинул.(Потягивания , руки в стороны.) Хорошо гулять по лесу!Но учиться интересней! (Дети садятся за парты.)
№ 18.Приседаем, приседаем! Ножки полностью сгибаем,Чтобы мышцы упражнять! Раз-два-три-четыре-пять! (Приседания.) Мы готовы для похода, но от парты не отходим.Поднимаем выше ноги, и не нужно нам дороги! (Ходьба на месте.)
№ 19.Птицы учатся летать, плавно крыльями махать. Полетели, полетели! Опустились, посидели. (Руки прямые перед грудью, затем рывком разводятся в стороны.)
№ 20.Ёжик топал по тропинке и грибочек нёс на спинке.Ёжик топал неспеша, тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.) А навстречу скачет зайка,Длинноухий попрыгайка!В огороде чьём-то ловкоРаздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)
www.igraza.ru
Персональный сайт - Физкультминутка
Физкультминутка в игровой форме на уроках математики
-1-
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку
-2-
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.
-3-
(Ученики за учителем повторяют движения)
Из - за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.
-4-
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
-5-
(Ученики повторяют движения за учителем)
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парты сесть опять.
-6-
На поляне стоит сосна,
к небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
быть он хочет подлинней.
(Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх,
потом то же, стоя на другой ноге)
Ветер сильный налетал,
все деревья раскачал.
(Наклоны корпуса влево-вправо)
Ветки гнутся взад-вперёд,
ветер их качает, гнет.
(Рывки руками перед грудью)
Будем вместе приседать –
раз, два, три, четыре, пять.
(Приседания)
А теперь на месте шаг,
выше ноги! Стой, раз, два.
-7-
«Под дождем». (ученики стоя повторяют движения за учителем)
Капля первая упала – кап! (поднимают руки вверх)
И вторая пробежала – кап! (руки в стороны)
Мы на небо посмотрели, (голову поднять вверх)
Капельки кап-кап запели, (наклоны головы вправо-влево)
Намочились лица, (наклоны головы вперёд-назад)
Мы их вытирали. (поднять руки вверх и встряхнуть кистями рук)
Туфли – посмотрите –
Мокрыми стали. (наклоны вперёд)
Плечами дружно поведем (плечи вверх-вниз)
И все капельки стряхнем.(кисти рук встряхнули)
От дождя убежим, (бег на месте)
Под кусточком посидим. (сесть за парту)
-8-
Рисуй глазами треугольник
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась.
Ты – молодец!
-9-
(Ученики повторяют движения за учителем)
Мы все вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу,
Вправо, влево повернемся ( повороты влево- вправо)
И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо)
Все идеи победили,
Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз)
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим путь науки. ( встряхнули кистями рук)
-10-
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела. -11-
Ветер дует нам в лицо (махи руками)
Закачалось деревцо (наклоны в стороны)
Ветерок всё тише, тише (приседания)
Деревцо всё выше, выше (потягивание вверх с прыжком)
-12-
“Гуси серые”
Гуси серые летели (бег на месте или врассыпную,
движения руками, как крыльями).
Да, летели. Да, летели (продолжение бега).
И присели, посидели (два приседа).
Да и снова полетели (снова бег).
А потом опять присели (присед).
Игровое упражнение повторить 2–3 раза.
-13-
“Мы топаем ногами”
Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведем (руки в стороны).
И побежим кругом (бег).
-14-
“Вышла мышка”
Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или
продвигаясь вперед в колонне).
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо,
пальцы “трубочкой” перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с
опусканием рук – “дернули за гири”).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).
Игровое упражнение повторить 2–3 раза.
-15-
“Печка горяча”
Ча-ча-ча (три хлопка в ладоши).
Печка очень горяча (четыре полуприседа).
Чи-чи-чи (три хлопка над головой).
Печет печка калачи (четыре прыжка на месте).
-16-
“Ровным кругом”
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте,
Дружно вместе
Сделаем вот так...
-17-
“У реки росла рябина”
У реки росла рябина (из положения упор присев
постепенное выпрямление туловища, руки вперед вверх).
А река текла, рябила (повороты вправо и влево
с плавными движениями рук).
Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые).
Там гуляла ры-би-на (приседы).
Эта рыба – рыбий царь (прыжки).
Называется – пескарь (ходьба на месте).
chulkowa-marina.narod.ru
Физкультминутки, физкультпаузы и подвижные игры для 1-4,5-7,1-,11 класса
Физкультминутки для начальной школы (1-4 класс)
Письмо и чтение (1 класс)
Тучка
У тучек сегодня
Плохие прически,
(Круговое движение руками перед собой.)
Тучки рыдают,
Капают слезки:
(Наклоны головы вправо-влево, руки на голову.)
А-а-а! А-а-а!
(Встряхивание кистей.)
Ивушки плачут,
Плачут березки,
(Руки поднять вверх, плавные движения руками вправо-влево.)
С листиков капают,
Капают слезки:
(Опускание рук со встряхиванием кистей.)
А-а-а! А-а-а!
(Поворот туловища направо, правую руку в сторону.)
Грустно на свете,
Печально на свете,
(Поворот туловища налево, левую руку в сторону.)
Плачут деревья,
Тучки и ветер:
(Наклоны туловища вправо-влево, руки положить на голову.)
А-а-а-а-а-а-а!
(Руки поднять вверх и расслаблено опустить вниз со встряхивающими движениями кистей.)
Физкультминутки для основной школы (5-9 класс)
Дети, старайтесь (6 класс) (под минусовую «Давай, Россия»)
Дети, стройтесь по порядку
На активную зарядку,
(Ходьба на месте.)
Левая, правая,
Бегая, плавая,
(Бег, имитация движениями руками «брасс».)
Мы растем смелыми,
На солнце загорелыми.
(Руки за голову, прогнуться.)
На носочки поднимайтесь,
(Подняться на носки.)
Руки к солнцу. Улыбайтесь!
(Руки поднять в стороны, вверх.)
Подтянулись, поклонились
(Руки на пояс, наклон вперед.)
И обратно возвратились.
Повернулись вправо дружно,
(Поворот туловища направо.)
Влево то же делать нужно,
(Поворот туловища налево.)
Делай раз и делай два.
Не кружись ты, голова!
Повороты продолжай
И ладошки раскрывай.
(Поворот туловища, руки в стороны.)
А теперь наклон вперед
Выполняет весь народ.
(Наклон вперед, выпрямиться.)
Поднимай колено выше _
На прогулку цапля вышла.
(Поднимание согнутых ног.)
А теперь еще задание –
Начинаем приседание.
(Приседание.)
Физкультминутки для средней школы (10-11 класс)
Ты давай-ка, не ленись! (10 класс)
Руки вверх и руки вниз,
Ты давай-ка, не ленись!
Взмахи делай четче, резче,
Тренируй получше плечи.
(Обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и завести за спину, потом рывком поднять – вверх-назад.)
На одной ноге стою,
А другую подогну.
И теперь попеременно
Буду поднимать колени.
(По очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.)
Корпус вправо,
Корпус влево –
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать.
(Повороты корпуса в стороны.)
Отдохнули, посвежели
И 10 наш весь класс
Дружно сделали вот-так!
(Руки выбрасываем вверх.)
Подвижная игра для 2 класса
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «АВТОБУС»
Перед игрой предлагаю детям «поиграть в автобус»: Возьмите руль – бубен или кольцо от пирамиды. Напевая песенку - крутим «руль». На возглас «Громко все гудим» - нажимаем на сигнал (ритмично стучим по центру бубна или кольца пирамиды). Подкрепите слова жестами, которые будут использоваться в игре.
Под музыку песни «Автобус» исполняется подвижная игра:
Вот мы в автобусе сидим,
И сидим, и сидим.
(Покачиваемся на стульчике.)
И из окошечка глядим
Всё глядим!
(Смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, поворачиваясь в одну и в другую стороны.)
Глядим назад, глядим вперёд
Вот так вот, вот так вот
(Повороты - «скручивания» в одну и в другую сторону, смотрим из-под ладони.)
Ну что ж автобус не везёт
Не везёт?
(Пожимаем плечами.)
Колёса закружились
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились
Вот так вот!
(Выполняем круговые движения руками впереди от себя.)
А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
(Качаем согнутыми в локтях руками перед лицом, имитируя движение «дворников».)
И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!
(«Крутим руль» и бибикаем.)
Пускай автобус нас трясёт
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд
Вот так вот!
(Подпрыгиваем на стульчике.)
infourok.ru
ФиЗкУлЬтМиНуТкИ на уроках русского языка в 5 – 9 классах
Дейкина Татьяна Ивановна,учитель русского языка
ОШ № 109 г. Запорожья
ФиЗкУлЬтМиНуТкИ
на уроках русского языка
в 5 – 9 классах
В последнее время многие учителя заметили, что насыщенность учебной программы, использование на уроках компьютерных технологий привело к тому, что дети стали быстрее утомляться, не следят за своей осанкой, зрением. А ведь всем известно, что именно в подростковом возрасте формируются все системы детского организма: и кровеносная, и опорно-двигательная, и сердечнососудистая. Детям необходимо больше двигаться. Поэтому на каждом уроке необходимо проводить с детьми физкультминутки.
Прочитав много литературы, просмотрев по сайтам работы учителей, свои материалы, я выбрала такие физкультминутки, которые подходят для проведения на уроках русского языка в 5-9 классах. Мне и моим ученикам очень нравятся представленные в работе физкультминутки. Чтобы детям было интересно, я использую на уроках разные физкультминутки. Каждый учитель выберет те, которые понравятся ему и подойдут его ученикам.
Условно я разделила все физкультминутки на такие группы:
1) физкультминутки - дидактические игры;
2) физкультминутки - рифмовки;
3) физкультминутки - комплексы упражнений;
4) физкультминутки - пальчиковые игры.
Физкультминутки - дидактические игры
1. Я буду называть вам слова, а вы будете делать наклоны головы и туловища вправо, если в слове больше согласных звуков,
влево, если в слове больше гласных,
вперед, если гласных и согласных поровну.
2. Я буду называть слова, в которых будут встречаться буквы е, ё, ю, я. Когда эти буквы будут обозначать 1 звук, вы поднимете голову вверх, хлопнете над головой 3 раза и опустите руки вниз. Когда буквы будут обозначать 2 звука, вы повернёте голову влево, а потом вправо и вернётесь в исходное положение.
3. Встаньте ровно, руки опущены.
Если я буду называть буквы правильно, вы опустите голову вперёд и будете делать вращательные движения плечами ВПЕРЁД.
Если неправильно – вы поднимете голову и будете делать вращательные движения плечами НАЗАД.
4. Я буду называть слова-синонимы, слова-антонимы или омонимы. Когда вы услышите синонимы, поднимите руки вверх и хорошо потянитесь кверху. Когда услышите антонимы, присядьте на корточки. Когда я назову омонимы, имитируйте ходьбу на месте, не отрывая носков от пола.
5. Ученик будет называть одушевлённые или неодушевлённые существительные.
Когда он назовёт одушевлённое существительное, 2 раза сделать движения головой вперёд-назад. Когда назовёт неодушевлённое, 2 раза сделать движения головой влево - вправо.
6. Вспомним правописание -н- и -нн- в именах существительных (наречиях, прилагательных, причастиях). Когда услышите слово, которое пишется с двумя н, поднимите руки вверх. Когда с одной н, хлопните в ладоши.
7. А сейчас мы с вами поиграем. Когда я буду называть слово, в котором пишется буква о после шипящей, вы будете делать наклоны вперёд, а когда ё, назад.
Кто сделает неправильное движение, тот выходит к доске и проводит разминку. Или подсчитывается количество неправильных движений, сделанных ребятами ряда (группы). Выигрывает тот ряд (группа), где никто не ошибся.
Физкультминутки-рифмовки
1. Ветер дует нам в лицо – (Машем кистями рук к лицу.)
Закачалось деревцо. (Руки подняли вверх, качаемся влево - вправо.)
Ветер выше, выше, выше.(Поднимаемся на носочках, тянемся вверх руками.)
Мы все ниже, ниже, ниже. ( Медленно приседаем.)
2.Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой - встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч. (Прыжки на месте.)
3. Раз — согнуться-разогнуться.
Два — встать ровно, потянуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять, шесть — тихо сесть.
Семь, восемь — лень отбросим.
4. Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз, два, три, четыре, пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным
движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)
5. Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)
А теперь руками крутим —
И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Тянем наши руки к небу,
В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Повороты вправо-влево,
Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.)
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.)
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке. (Дети садятся.)
6. Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть.
7. Руки на пояс поставьте вначале.
Влево и вправо качните плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки.
Если сумели — все в полном порядке.
(Выполняем движения по тексту.)
8. Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)
Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)
Руки нагнули, кисти встряхнули — (Встряхивание кистей рук.)
Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)
В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.)
Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)
Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.)
Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)
9. Руки ставим перед грудью,
Поворачиваться будем.
Там стена, а там окно,
Это знаем мы давно. (Руки перед грудью, повороты корпуса вправо и влево.)
Головой теперь вращаем
Вправо-влево, а потом, (Вращение головой вправо и влево.)
Три-четыре, приседаем,
Наши ножки разомнём. (Приседания.)
Мы размяться все успели,
И на место снова сели. (Дети садятся.)
10. Руки тянем в потолок,
Будто к солнышку цветок. (Потягивания, руки вверх.)
Руки в стороны раздвинем,
Будто листики раскинем, ( Руки в стороны, встряхивания кистями.)
Руки резко вверх поднимем,
Раз-два, три-четыре.
Машем крыльями, как гуси.
А потом быстрей опустим. ( Поднять прямые руки через стороны, затем опустить.)
Будто в классики, немножко
Прыгаем на правой ножке.
А теперь на левой тоже.
Сколько продержаться сможем? (Прыжки на одной ножке.)
11. Поднимаем руки все – это "раз".
Повернулась голова — это "два".
Руки вниз, вперёд смотри — это "три".
Руки в стороны пошире развернули на "четыре",
С силой их к плечам прижать — это "пять".
Всем ребятам тихо сесть — это "шесть".
12. Приступаем. Для начала
Только корпусом вращаем.
Повторяем упражненье,
Все знакомые движенья. (Вращение туловищем вправо и влево.)
Разминаем наши плечи,
Руки двигаем навстречу:
Вверх летит одна рука,
А другая вниз пока. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Раз, два, три,
Корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)
А теперь прыжки у нас.
Дружно скачет целый класс.
За прыжком — ещё прыжок,
Прыг да скок, прыг да скок. (Прыжки.)
13. Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать! (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)
А теперь покрутим шеей,
Это мы легко сумеем.
Как упрямые все дети,
Скажем: «Нет!» — на всё на свете. (Вращение головой в стороны.)
А теперь мы приседаем
И колени разминаем.
Ноги до конца сгибать,
Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)
Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.)
Физкультминутки-комплексы упражнений
1 комплекс
1. И.п. – сидя, руки на поясе. Поворот головы направо, И.п., поворот головы налево, И.п. Повторить 6 раз. Темп медленный.
2. И.п. – сидя, руки на поясе, кисти тыльной стороной на поясе. Свести локти вперёд, голову наклонить вперёд, локти назад, прогнуться.
3. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счёт 1 – 4 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счёт 1 – 6. Повторить 4 раза.
4. Посмотреть на кончик носа на счёт 1 – 4, а потом перевести взгляд вдаль на счёт 1 – 6. Повторить 4 раза.
5. Не поворачивая головы, делать медленно круговые движения глазами вверх – вправо – вниз – влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счёт 1 – 6. Повторить 4 раза.
2 комплекс
1. Упражнение для улучшения мозгового кровообращения. Исходное положение – сидя, руки на поясе.
1–2. Поворот головы направо. Исходное положение.
3–4. Поворот головы налево. Исходное положение.
5–6. Плавно наклонить голову назад.
Исходное положение. Голову наклонить вперед.
Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
2. Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти. Исходное положение – сидя, руки подняты вверх.
1–2. Сжать кисти в кулак. Разжать кисти.
Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову.
1–2. Поднять правую руку на пояс, левую руку на пояс.
3–4. Правую руку на плечо, левую руку на плечо.
5–6. Правую руку вверх, левую руку вверх.
7–8. Сделать два хлопка руками над головой.
9–10. Опустить левую руку на плечо, правую руку на плечо.
11–12. Левую руку на пояс, правую руку на пояс.
13–14. Сделать два хлопка руками по бедрам.
Повторить 4–6 раз. Темп в первый раз медленный, во второй и третий раз средний, в четвертый и пятый раз быстрый, в шестой раз медленный.
3 комплекс
1. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову.
1. Резко повернуть таз вправо.
2. Резко повернуть таз влево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным.
Повторить 6–8 раз. Темп средний.
2. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову.
1–3. Сделать круговое движение тазом в одну сторону.
4–6. То же в другую сторону.
7–8. Опустить руки вниз и расслабленно потрясти кистями.
Повторить 4–6 раз. Темп средний.
3. Исходное положение – стойка ноги врозь.
1–2. Сделать наклон вправо, правая рука скользит вдоль тела вниз, левая вдоль тела вверх.
3–4. Исходное положение.
5–8. То же в другую сторону.
Повторить 6–8 раз. Темп средний.
4 комплекс
1. Исходное положение – сидя на стуле.
1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч.
Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
2. Исходное положение – сидя, руки на поясе.
1. Поворот головы вправо.
2. Исходное положение.
3. Поворот головы влево.
4. Исходное положение.
Повторить 6–8 раз. Темп медленный.
3. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе.
1–2. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.
3. Исходное положение.
4–5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо.
6. Исходное положение.
Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
5 комплекс
1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе.
1–2. Правую руку вперед, левую вверх.
3–4. Переменить положение рук.
Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе.
1–2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед.
3–4. Локти отвести назад, прогнуться.
Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. Исходное положение – сидя.
1–2. Поднять руки через стороны вверх.
3–4. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук.
Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
6 комплекс
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
Пальчиковые игры
1. Игра «Встречные колечки»
Ее можно использовать для концентрации внимания в начале урока. Правая рука: кончик мизинца встает на кончик большого пальца — это маленькое колечко. Левая рука: кончик округленного указательного пальца встает на кончик большого — это большое колечко.
Колечки размыкаются. Новое колечко для правой руки строят кончики безымянного и большого пальцев, для левой — кончики среднего и большого пальцев. Оба движения производятся одновременно. Следующую пару колечек, опять же одновременно, строят большой палец со средним правой руки и большой с безымянным пальцы левой руки. Последняя пальцевая позиция становится зеркальным отражением первой.
^ Игра «Ладонь-кулак»
Эта игра на концентрацию внимания. Правила ее таковы. Одна рука направлена вверх, ладонь выпрямлена. В основание ладони упираются кончики пальцев выпрямленной ладони другой руки. Это положение называется «ладонь». Одна рука сжата в кулак, в основание кулака упираются кончики пальцев ладони другой руки. Это положение называется «кулак». Ведущий командует, сопровождая слова соответствующими жестами: «Ладонь! Кулак! Ладонь! Кулак!» и т. д. С каждой командой меняется положение рук; то правая рука упирается в основание ладони левой, то наоборот. Играющие должны быстро выполнять команды. По мере освоения игры дети с удовольствием выполняют роль ведущего.
^ Игра «Рожки да ножки»
Она развивает координацию движений, позволяет размять пальцы перед письмом. «Рожки»: средний и безымянный пальцы обеих рук прижаты к ладони, придерживаются большим пальцем, указательный и мизинец вытянуты. «Ножки»: вытянуты средний и безымянный пальцы, указательный и мизинец прижаты к ладони и придерживаются большим. Одна рука показывает «рожки», вторая — «ножки». (рис. 1). Затем руки одновременно меняются ролями.
рис. 1
4. Игра «Перекаты»
Ее можно рекомендовать в качестве физкультминутки, особенно на тех уроках, где приходится много писать. В этой игре используются растяжки. Левая рука повернута ладонью к себе, правая — ладонью от себя, пальцы растопырены, кончик большого пальца правой руки встает на кончик мизинца левой (рис. 2). Руки слегка поворачиваются, сомкнутые пальцы расходятся, и тотчас же безымянный палец левой руки смыкается с указательным правой (рис. 3). Затем поочередно соединяются средние пальцы обеих рук (рис. 4), безымянный правой с указательным левой (рис. 5) и, наконец, мизинец правой с большим левой руки (рис. 6)
Затем следует разворот рук вокруг сомкнутых пальцев, правая ладонь теперь повернута к себе, а левая — от себя (рис. 7). Движения продолжаются. Когда дети освоят игру, учитель может предложить повторить ее с закрытыми глазами.
рис. 2 | рис. 3 | рис. 4 |
рис. 5 | рис. 6 | рис.7 |
Список использованной литературы:
1. http://www.krasilnikova.info/know-thyself/pages-7.html
2. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. СПб.: «Кристалл», 1997.
3. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб.: МиМ, 1998.
4. http://matveyrybka.ucoz.ru/news/fizkultminutki_v_stikhakh/2011-05-22-337
5. www.unn.ru/nelin_mir/files/doronina.doc
Дейкина Татьяна Ивановна,
учитель русского языка
ОШ № 109 г. Запорожья.
izlov.ru