Конспект урока русского языка "Как из слов составить предложение?"; 2 класс. 2 класс предложение текст
«Предложение и текст» 2 класс
Конспект урока по русскому языку по теме: «Предложение и текст»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: создать условия для формирования представлений о тексте.
Предполагаемые результаты:
Предметные: овладение способом выявления отличия текста от предложения и от набора предложений; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.
Метапредметные:
личностные: формирование интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
регулятивные: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, развивать умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
познавательные: развивать умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: осознавать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, монологической и диалогической речи.
.
Оборудование: «логическая цепочка» - набор слов, раздаточный материал - тексты, мультимедиа, презентация.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие учащихся. Позитивный настрой на урок. Проверка готовности рабочего места.
Вот и прозвенел звонок – Начинается урок. Упражнения и задачи, Игры, шутки – всё для вас. Пожелаю всем удачи – За работу! В добрый час!
- Подарите улыбку друг другу, учителю. Мы начинаем урок русского языка. Открываем тетради, запишем число и классная работа.
- Какое название носит наш учебник русского языка? Почему его так назвали?
-Да, нас ждут открытия. Сегодня мы откроем ещё один «секрет» русского языка.
Учащиеся оформляют запись в тетради.
-«К тайнам нашего языка». Нам предстоит делать открытия, раскрывать «секреты» русского языка.
Р - организация своего учебного места;
Л- освоение роли ученика;
К - соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
Л - интерес к урокам русского языка, уважение к нему, понимание его богатства; положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать школьные затруднения;
П- осознавать познавательную задачу.
II. Актуализация опорных знаний.
- Узнаёте сказочных героев? Из какого они произведения?
- Давайте покажем героям, что мы знаем о единицах речи. Восстановим логическую цепочку единиц речи:
Предложение, звук и буква, слово, слог.
- Каким, словом заканчивается логическая цепочка?
- Повторим известные сведения о предложении.
- Это Знайка и Незнайка из произведения Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
Дети на доске восстанавливают:
Звук и буква – слог – слово – предложение.
- Предложение.
Дети повторяют все известные сведения о предложении.
В предложении выражается законченная мысль, чувство.
Предложение состоит из 1и более слов, связанных друг с другом по смыслу.
Предложение произносятся с интонацией конца мысли.
При письме большой буквой обозначают начало предложения, а точкой или другим знаком - его конец.
Предложения по цели бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.
По интонации бывают восклицательные и невосклицательные.
П- понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, изобразительной, модельной; переводить её в словесную;
К- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность;
П- проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение.
IV. Введение в тему урока. Постановка проблемы.
- Знайка принёс нам ещё одно новое понятие – текст. Он утверждает, что это тоже единица речи. В таком случае, как определить, где место в цепочке единиц речи новому понятию и почему оно занимает это место?
- Вы, наверняка, не первый раз слышите это понятие. Знайка и Незнайка предлагают нам два набора предложений. А можем ли мы сейчас сразу определить, какой набор является текстом, а какой – нет?
(Наборы предложений:
№.1
Белку легко можно приручить. На высоком дереве жили две беспокойные белки. Бельчонок быстро освоился в гнезде.
№ 2
На лугу раскинулась ковром молодая травка. А из травки выглядывали жёлтенькие цветочки. Они как маленькие солнышки.)
- Какие цели поставим сегодня на уроке?
Дети затрудняются ответить.
- Нет. Мы мало знаем о тексте.
- Найти место новому понятию в цепочке единиц речи и научиться отличать текст от набора предложений.
П- читать и слушать, извлекать нужную информацию;
умение отвечать на вопросы; сравнивать, находить общее.
К-участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи.
V. Работа над новой темой.
- Прочитайте предложение к этой картинке в учебнике в упражнение 234 «В одном сказочном городе жили коротышки».
-Всё понятно из данного предложения о жителях городка или вы ждете продолжения мысли?
-А если одного предложения мало, что тогда делать? О чём бы вам хотелось узнать?
-Может ли следующее предложение быть таким:
В особенности Незнайка прославился после одной истории.
- Уточните и дополните своё рассуждение
С.109, упр.235. Читаем хором.
- Так о чём или о ком говорится в нашем первом предложении?
- О чём же мы продолжим речь?
- Давайте посмотрим, как сам автор продолжил свою мысль. Откройте тетради-задачники на стр. 53 упр. 236. Если в каждом следующем предложении развивается мысль предыдущего предложения, будем показывать это стрелкой. Вот так. (Показ на слайде) Читаем хором.
- Сколько здесь предложений?
- Как эти предложения связаны друг с другом?
- Что нового сообщается о коротышках во втором предложении?
- В третьем предложении?
- Как же называется такой набор предложений?
- Прочитайте сообщение на с.109 и скажите, какую новую единицу речи мы получили.
- Найдите место данному слову в нашей логической цепочке.
Вставляем в логическую цепочку:
ЗВУК-БУКВА – СЛОГ – СЛОВО – ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ТЕКСТ.
- Докажите, что новая единица правильно заняла своё место.
- Так что же такое текст?
(На экране появляются основные слова: ТЕКСТ – НЕСКОЛЬКО ПРЕДЛОЖЕНИЙ – ОБ ОДНОМ И ТОМ ЖЕ – ОБЩАЯ МЫСЛЬ.)
- Как предложения связаны между собой в тексте?
- Вернёмся к тексту в упр. А с чем сравнивают коротышек?
- Вам знакомо написание этого слова?
- Давайте включим слово огурец в наш словарь правильных написаний. Из каких элементов состоит слово?
- Запишите это слово каллиграфически верно и отметьте все орфограммы.
- Составьте предложение с этим словом.
- А теперь продолжите мысль первого предложения вторым, чтобы у нас получился уже текст.
-Нет. Мы услышали одно предложение. Мы ждем продолжение мысли.
-Почему их назвали коротышками?
- Нет, это предложение про Незнайку, а не про коротышек. А мы хотели узнать, почему их так назвали. Мысль не продолжается.
Учащиеся читают рассуждение.
- О коротышках.
- Тоже о них, но будем развивать мысль дальше.
Учащиеся работают в задачнике.
- Три.
- Каждое предложение продолжает мысль предыдущего и сообщает новые сведенья.
- Почему их так назвали.
- Какими маленькими они были.
Возможно кто-нибудь ответит.
Дети читают сведения о тексте с. 109 (хором).
- Новая единица речи - текст.
Учащиеся вставляют слово в цепочку.
Рассуждение детей.
- Это несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль.
- Предложения связаны по смыслу, каждое следующее предложение является логическим продолжением предыдущего.
- С огурцом.
- Нет.
Запись слова на новой строке.
Учащиеся работают с элементами слова.
Дети записывают и отмечают орфограммы.
Дети составляют.
П-умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию; структурировать информацию, фиксировать её различными способами.
К - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.
П - умение анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли.
Р - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
VI. Физминутка
доктора Пилюлькина. Слайд №4
Точечный массаж.
1.Точка на лбу между бровями («третий глаз»).
2.Парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние).
3.Парные точки в височных ямках.
Выполняют действие.
К-умение слушать и понимать речь.
VIII. Первичное закрепление.
- Хотите прочитать продолжение текста про коротышек?
- Прочитаем продолжение в упр. 237.
- Можно ли назвать эту запись текстом? Докажите.
- Найдите слова, которыми можно коротко сказать, о чём говорится в отрывке.
- Можно ли эти слова выбрать как название текста? Почему вы так думаете?
- О том, как выбрать правильно название текста мы будем говорить с вами завтра. А сейчас, спишем текст о Цветочном городе, решая орфографические задачи.
- Да.
- Да. Предложения говорят об одном и том же и каждое следующее являются продолжением предыдущего предложения.
- О городе коротышек (или о Цветочном городе).
Дети высказывают свои предположения.
Дети работают с текстом в тетрадях.
К- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Р – осуществлять самоконтроль,.
П - развитие умения
IX. Включение в систему знаний и повторение. Работа в парах.
- Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему?
- Любой ли набор предложений может быть текстом?
- Вернёмся к двум наборам предложений, которые нам предложили Знайка и Незнайка. Определите, какой из них не является текстом.
- Почему вы так решили?
- На парте перед вами карточки с наборами предложений. Ваша задача - определить являются ли данные наборы текстами. Работать будете в парах. Постарайтесь вести рассуждения вместе, учитывая мнение каждого.
Карточка №1.
Лес кормит людей, зверей и птиц. Люди собирают ягоды, грибы. И каждый зверёк тоже делает свои запасы.
Карточка №2.
Деревья в парке были большие. За полем виднеется деревня. Усталые ребята отдыхали на скамейке.
Карточка №3.
Хорош осенний лес! Клюква растет на болоте. Мойте руки перед едой!
Карточка №4.
На улице жара. В такую жару Глеб и Олег отправились на пляж. Море было тёплым, а купание веселым!
- Проверим, как вы справились с работой. Покажите номера карточек, где настоящий текст.
- А на каких карточках обычный набор предложений?
- Когда будем выражать свои мысли, и одного предложения нам будет мало.
- Нет.
Дети выбирают набор № 1
- В этом наборе хоть и говориться об одном и том же, но предложения не связаны друг с другом.
Дети работают в парах.
- 1 и 4 – это тексты.
- 2 и 3 – это просто предложения.
К- осознание практической значимости учебного материала; участвовать в работе группы; допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать и аргументировать свою позицию.
П - развитие умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли.
XI. Итог урока, рефлексия.
- Какие цели ставили сегодня на уроке?
- Смогли ли мы их достичь?
- Каково же место понятия «текст»?
- Докажите это.
- Как думаете, вам достаточно одного урока для знакомства с новой единицей речи? Почему?
- А теперь в столбик напишите любые три буквы. Попробуйте с помощью слов, начинающихся на эти буквы, охарактеризовать урок – какой он для вас был.
- Найти место новому понятию в цепочке единиц речи и научиться отличать текст от набора предложений.
- Да.
Дети отвечают.
- Текст состоит из нескольких предложений, каждое из которых является продолжением предыдущего.
Дети отвечают.
Р – адекватно оценивать свои достижения.
infourok.ru
Конспект к уроку русского языка "Предложение и текст" 2 класс | Уроки по Русскому языку
1.Психолого-педагогический настрой класса на работу.
Прописывание элементов букв по слайду. (Шш)
Лучший дар – ум, худшая беда – невежество.
1. Повторение изученных правил.
* Многозначные слова – это…
* Синонимы – это…
* Антонимы – это…
* Текст – это…
2. Письмо под диктовку:
- Записывайте слова антонимы.
Толстый - …, частый - …, трудный - …, горячий - …, шершавый - …, новый - …., ясный - …, узкий -…., близкий - …
3. Разбор слов по составу:
- Вставьте пропущенные буквы:
СЕРДЕЧНОЕ, ЗВЕРИНЕЦ, ПОЛЕВОЕ, КРИКУНЫ, КОРМУШКА, ДЕРЕВЯННЫЙ.
1) Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы продолжаем работать над темой «Текст» и повторим все, что знаем о предложениях. Что вы знаете о предложениях?
- Что такое предложение?
- Какие бывают предложения?
- Из каких членов состоит предложение?
2) Устная работа на текстом
(стр. 201 упр. 905, 906, 907)
3) Знакомство с правилом, работа по картинке.
4) Физминутка
5) Самостоятельная работа (стр. 202 упр.909)
- Подчеркните главные члены в предложениях
6) Работа по инд. карточкам:
Вставь пропущенные буквы. Расставь знаки препинания.
Была ос…нь солнце ярко св…тило но не грело в субботу р…бята собрались на рыбалку они сели под куст и закинули удочки как х…р…шо было кругом солнце садилось его лучи осв…щ…ли л.сок и бере…
|
Вычеркни «лишнее » слово в каждой строке. В остальных словах обозначь корень.
Сиреневый, фиолетовый, серый.
Преданный, отважный, верный.
Влажная, мокрая, сухая.
|
В предложениях подчеркни главные члены. Вставь пропущенные буквы. Лебеди стаей л_тели в теплые края. Они л_тели много дней и не _тдыхали. Все лебеди очень устали. Впереди л_тели старые, сильные птицы. За ними торопились м_лодые лебеди.
|
Самооценивание по критериям
Итог урока. Самопроверка.
- Что нового узнали?
Домашнее задание: стр. 203 упр. 910 правило
tak-to-ent.net
Конспект урока русского языка "Как из слов составить предложение?"; 2 класс - Русский язык - Начальные классы
Тема: Как из слов составить предложение?
Цели урока: Учить составлять из слов предложения, определять границы предложения и главную мысль предложений. Развивать орфографическую зоркость, кругозор, речь, воображение. Развивать чувства уважения друг к другу. Воспитывать чувство товарищества.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
1.Формирование умения контролировать, оценивать и планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
2.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
Познавательные:
Активное использование речевых средств, а также средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Коммуникативные:
Излагать свою точку зрения, прислушиваться к мнению собеседника, умение вести диалог.
Работать в паре.
Организация пространства:
фронтальная
работа в парах
самостоятельная
Ход урока.
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Помашите мне правой рукой те, у кого сегодня хорошее настроение. Похлопайте мне те, кто сегодня выспался. Поднимите левую руку те, кто сегодня выучил домашнее задание. А сейчас посмотрите друг на друга и подарите улыбку.
2. Актуализация знаний.
1. «Минутка чистописания»
- Сегодня на « Минутке чистописания» мы будем вспоминать написание некоторых строчных букв. А для этого вам надо будет отгадать загадки про эти буквы. Но для начала зарядочка для пальчиков. -покажите , как играют на пианино
- покажите, как щиплют травку
-покажите, как цыплёнок клюёт зернышки
1. Алфавит продолжит наш. Эта буква лесной шалаш.( Л)
2.На прямую палочку справа села галочка.( К)
3.Посмотри на колесо и увидишь букву…(О)
4. Эта буква на мачте парус, вдаль плывёт небес касаясь. ( Р)
5. Буковка с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком ( Б)
6.Вот буква вроде шалаша, не правда ль буква хороша. ( А)
7. Между двух прямых досок одна легла наискосок. ( И)
2.-Обведите красным карандашом буквы, которые дают гласные звуки.
- Обведите синим карандашом буквы, которые дают согласный глухой звук.
- Обведите зелёным карандашом буквы, которые дают звонкий мягкий звук.
3.- Составьте из букв слово, переставив местами буквы . Подсказка: буква К употребляется два раза и стоит в начале и в конце слова.
- Получилось слово: кораблик. Запишите его. Поставьте ударение в слове, разделите слово на слоги, определите сколько в слове букв и звуков.
Самоопределение к деятельности.
-Сегодня мы с вами отправимся на кораблике в увлекательное путешествие к острову с необыкновенным названием. Остров так и называется « Остров слов» На этом необыкновенном острове много жителей. Мы с вами обязательно с ними познакомимся. Итак, в путь, друзья!
-Физминутка.
- Вез корабль карамель. Наскочил корабль на мель и матросы две недели, карамель на мели ели.
-Объяснить значение слова мель
-Преодолев все тяготы морского путешествия, мы с вами прибыли на остров. Немножко пофантазируем. Закройте глазки и представьте себе, как может выглядеть «Остров слов». ( высказывания детей)
- А вот и первые жители. Но, что это? Они все ходят грустные, настроение у них невеселое. А всё потому, что они не дружат между собой.
-Поможем им ребята? Подружим слова? А что нам для этого нужно будет сделать? Кто догадался? ( высказывания детей)
-Конечно же, нужно будет из слов попробовать составить предложения. Потому что, в предложении слова подружатся и будут связаны между собой по смыслу.
-Итак, какая цель нашего путешествия? ( высказывания детей)
-Правильно, будем учиться из слов составлять предложения, а тем самым подружим между собой всех жителей острова. Работа нам предстоит нелёгкая, и поэтому не будем терять время. За работу, друзья!
4.Работа по теме урока.
1. На доске две группы слов. Из какой группы можно составить предложение? Как это сделать?
Листьями, с, ветерок, деревьев, играет, весело, осенний.
Дождик, ярко, ветер, сентябрь, светить, высокий.
(высказывания детей)
- А почему из слов второй группы нельзя составить предложение? ( высказывания детей)
2. Знакомство с правилом с. 27
3. Составление и запись предложений.
- Ребята, чтобы записать предложение в тетрадь, какие правила мы должны с вами помнить? ( высказывания детей) Составьте и запишите предложение из первой группы слов.
Осенний ветерок весело играет с листьями деревьев.
- Ребята, о чем говорится в предложении ? ( высказывания детей)
- В каждом предложении есть важное слово, которое выражает главную мысль предложения.
Знакомство с правилом с. 28
-Какое важное слово будет в этом предложении? ( высказывание детей)
-Подчеркните его одной чертой.
- А что ветерок делает? Это второе важное слово. Подчеркните его двумя чертами.
-Сумели мы с вами подружить слова из первой группы? А как же нам поступить со словами из второй группы? Неужели они никогда не подружатся? Что можно сделать? ( высказывания детей)
- Конечно, если слова не связаны между собой и невозможно составить из них предложение, будем каждое слово изменять и связывать с другими словами.
5. Работа в группах.
Каждой группе даётся слово для составления предложения. Ребята обсуждают составленные предложения и лучшее записывают в тетрадь.
Отчет групп. Чтение записанных предложений.
Подчеркивание главных слов в предложениях
Работа над лексическим значением слов ветерок и ветер.
Работа со словарём. Запись слов ветер и ветерок в словарик.
Физминутка.интерактивная « Морской волк»
5. Закрепление изученного материала.
- Какие вы молодцы, ребята, вы подружили все слова из второй группы.
Но на этом наша работа не закончилась. На острове ещё есть слова, которые тоже хотят подружиться между собой. А вот и они.
На доске написаны слова, из которых нужно составить предложения. И получившийся текст записать красиво в тетрадь.
Росла, поляне, на , рябина.
Часто, гости, ней, прилетали, к.
Их, ягодами, угощала, она.
Тут, корм, тоже, нашли, зайчата.
Кору, они, погрызли.
Проверка составленных предложений.
6. Рефлексия.
- Как вы думаете, ребята, справились ли мы сегодня с поставленной задачей? Удалось ли нам подружить всех жителей « Острова слов»? (высказывания детей)
- А что нужно делать, чтобы никогда не ссориться и дружить между собой? ( высказывания детей)
-Давайте и мы с вами будем уступать друг другу, прислушиваться друг к другу и никогда не ссориться. Вы согласны?
-А сейчас мы покидаем « Остров слов» и возвращаемся на кораблике домой в прекрасном настроении. Кто согласен со мной покажите солнышко, а кто не согласен тучку.( дети оценивают своё настроение)
-Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Он летит себе в волнах. на раздутых парусах….
7. Итог урока.
-Чем же мы сегодня занимались на уроке? Что учились делать? И с какой же трудной задачей мы сегодня справились?
- Урок мы заканчиваем пословицей: Без друга в жизни худо. ( дети объясняют смысл)
-Оцените свою работу на уроке.
Литература:
1.Учебник « Русский язык» 2 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
2.Учебник « Русский язык» 1 класс М.Л.Закожурникова, Ф.Д. Костенко.
3.Сказки А.С. Пушкин
4.В . Волина « Учимся играя»
5. Физминутка « Морской волк» Королёва И. Н.
pedsovet.su
Презентация по русскому языку на тему "Слово. Предложение. Текст" (2 класс"Планета Знаний"
Инфоурок › Начальные классы › Презентации › Презентация по русскому языку на тему "Слово. Предложение. Текст" (2 класс"Планета Знаний"Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Русский язык
2 слайд Описание слайда:Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою: Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь!
3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда:Чистописание
6 слайд Описание слайда:Основной вопрос урока Формулируем цель Сегодня на уроке мы - познакомимся с … - узнаем … - вспомним … - научимся… - будем уметь… Слово. Предложение. Текст.
7 слайд Описание слайда:стр. 14 – 15 Упр. 1 груша слива яблоко айва Груша, слива, яблоко, айва – фрукты. Упр. 3 Лимон – лимончик, лимоновый, лимонный.
8 слайд Описание слайда:Лимонный сок, Упр. 3 стр. 14 – 15 лимоновый чай, лимончик, кислый лимон. Мама в магазине купила лимоны к чаю. Вечером мы пили душистый чай с лимоном. Мне купили куртку лимонового красивый цвета.
9 слайд Описание слайда:Лови шарик!
10 слайд Описание слайда:стр. 14 – 15 Упр. 6 Была гроза. Я целый час Не открывал от страха глаз. Туманы предрассветной ранью Болото затянули тканью Гуляю в роще, но к пруду Через болото не пойду.
11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда:Дома Слов. с. 15 упр.6
14 слайд Описание слайда:Я УЗНАЛ … УДИВИЛСЯ … НАУЧИЛСЯ … ЗАПОМНИЛ…
15 слайд Описание слайда:Молодцы!
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-1365953
Похожие материалы
Оставьте свой комментарийinfourok.ru