Рабочая программа факультатива по духовно-нравственному воспитанию для 5 класса «Беседы о добрых качествах». Факультатив по духовно нравственному воспитанию
Программа факультатива по духовно – нравственному воспитанию для учащихся 1-4 классов «Учиться быть Человеком»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 Лесозаводского городского округа»
Программа факультатива
по духовно – нравственному воспитанию для учащихся 1-4 классов
«Учиться быть Человеком»
Программу разработали:
Ахмадуллина Галина Павловна – учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОБУ СОШ № 5 ЛГО;
Москаленко Елена Тихоновна – учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МОБУ СОШ № 5 ЛГО;
Панкевич Ольга Викторовна – библиотекарь МОБУ СОШ № 5 ЛГО.
г. Лесозаводск, 2013
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания школьников продолжает оставаться актуальной. Согласно Конституции РФ – эта проблема государственная.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Дети, пришедшие за парты уже не те, что были 50, 30, даже 10 лет назад. Младшие школьники в результате преобразований в обществе приобрели новые черты, не свойственные предыдущим поколениям детей данного возраста. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее, требовательнее к уровню жизни, ориентированы на авторитет героев из телевизионных передач, мультфильмов и фильмов, имеющих низкое качество с точки зрения нравственности и высокую популярность среди юных россиян. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.
В представлениях детей о главных человеческих ценностях, духовные ценности вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно - вещевые" по характеру.
И всё же, детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь.
Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
В этом поможет художественная литература. Она воздействует на сознание своими особыми средствами – образами, картинами жизни и человеческих характеров, что более всего соответствует детскому восприятию.
Знакомясь с художественной литературой, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.
Важно как можно раньше приобщить ребёнка к литературе, как к ценности русского народа. «Крайне важно, - писал В.Брюсов, - чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное».
Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако наиболее важным для развития нравственно-ценностных ориентаций является возраст 6-12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя.
С поступлением в школу наступает перелом в условиях развития детей. Весь уклад жизни и ценностей становится иными. У младшего школьника происходит интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих возможность новых устремлений и необходимого уровня отношений к действительности.
Но для того, чтобы литература стала средством приобщения детей к духовному миру, необходимо грамотно определять круг чтения школьников, принимая во внимание, во-первых, влияние литературы на эмоциональную сферу развивающейся личности ребенка и, во-вторых, высокую информативность этого средства. Поэтому, необходимо отбирать литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, былины, басни, стихи - и разного содержания - познавательные, юмористические, на темы морали. Конечно, определяя круг чтения, необходимо помнить о возрастных возможностях в области восприятия художественных произведений.
Программа «Учиться быть Человеком» состоит из четырех разделов в соответствии с четырьмя ступенями младшего школьного возраста (1 - 4 класс).
Первый раздел «Я познаю мир» предоставляет возможность педагогу работать с детьми 1 класса. В данном разделе ребенку раскрывается многообразие и красота природы нашей страны, внутренний мир, нравственные и отрицательные качества человека; расширяются представления о семье и мире взаимоотношений в ней, о дружбе и необходимости ее в жизни каждого человека. Итогом работы по этому разделу является обретение ребенком стремления(желания) к (заботе о своей семье о своих близких и друзьях, умение дорожить дружбой) созиданию прекрасного в своей душе, к духовному единению в семье, в кругу друзей.
Второй раздел - «Мир, который окружает меня», для детей 2 класса. В разделе раскрывается гармоничные взаимоотношения человека с миром во всех его проявлениях, человеческие способности и качества, сложный и увлекательный мир живой природы, дети приобщаются к национальным ценностям, формируют свой взгляд на мир с позиции духовно и нравственно воспитанного человека, воспитывают нравственные качества, способности, привычки, любовь к Родине. Ребенок приобретает практический опыт духовно-нравственной жизни.
Третий раздел - «Мир моих чувств» предназначен для работы с детьми 3 класса. В этом разделе раскрывается богатство и разнообразие мира чувств человека, противоречий в человеке; дети знакомятся с традициями воспитания на Руси; расширяются представления об истории, богатстве и красоте нашей Родины. У ребенка развивается чувственное восприятие и познание мира, нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства, художественно-эстетический вкус, воспитывается ответственность за свои поступки, стремление к совершенствованию самого себя.
Четвертый раздел - «Быть Человеком – соблюдать законы жизни», для работы с детьми 4 класса. В разделе раскрывается смысл и значение законов нравственности в жизни человека, у ребенка воспитывается способность и потребность в практической реализации общекультурных норм и правил. В течение года больше внимания уделено развитию у ребенка способностей к творчеству и к саморазвитию. Взаимодействуя с окружающим миром, ребенок учиться умению анализировать, делать выводы, проявлять инициативу, свободно высказывать собственные мысли и быть независимым в суждениях. Данный раздел поможет повысить уровень общей социальной самостоятельности, ответственности и активности ребенка, а также степень психологической устойчивости.
В программе сделана попытка использования лучших традиций и ценностей духовно-нравственного воспитания. В программу включена лучшая часть наследия русской культуры: поэзия, проза, народное творчество, изобразительное искусство.
Цель: Обучение учащихся осмысленно понимать для чего существует человек, ценности существования других людей, формирование гармонической, всесторонне развитой личности.
Задачи:
- познание окружающего мира во всем его многообразии, сложности,
противоречивости и неоднозначности;
- воспитание любви к Родине, к земле, где родился и вырос, чувство гордости
за свою страну;
- воспитание доброты, милосердия, внимания к старшему поколению,
бережному отношению к природе;
- углубить знания об истории и культуре нашего народа;
- пропаганда подвигов защитников Отечества.
Основу воспитательного процесса должны составлять следующие принципы:
воспитывать в соответствии с потребностями ребенка и общества на данный момент;
давать возможность ребенку сознательно формировать свою личность;
давать ребенку право на самостоятельный выбор высказывания поведения в различных ситуациях;
создавать ситуации успеха, находить возможность стимулирования ребенка за активную самостоятельную деятельность;
обеспечить доверительные отношения между учителем и учеником, проявлять любовь и уважение к детям;
обеспечить целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности ребенка;
ненавязчиво осуществлять воспитательный процесс, избегать сопротивления со стороны воспитанников.
Заповеди воспитания:
не воспитывай в плохом настроении;
определи, чего хочешь для ребенка, узнай, что он думает по этому поводу;
предоставь возможную самостоятельность;
не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему;
не пропусти первый успех ребенка;
делай своевременные замечания;
оценивай поступок, а не личность;
а главная заповедь - не навреди.
Ожидаемые результаты:
вежливый воспитанный ученик;
устойчивое положительное отношение к учебе;
проявление уважительного отношения к старшим;
развитое чувство гордости, любви к родному краю и своей стране;
повышение уровня социальной комфортности;
проявление самостоятельной творческой активности.
Запланированные мероприятия:
1 класс
№
Тема мероприятия
Формы работы
Цели
Литература
1
Знай и люби родную природу.
беседа
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе своей страны и родного края
А. Гарьковенко «В гостях у Бабушки Тайги»
2
Нет лучшего дружка, чем родимая матушка.
беседа
Развивать чувство благодарности и уважения к матери, родителям.
Панькин «Легенда о матерях», Артюхова «Трудный вечер»
3
Люби свою Родину.
беседа
Прививать любовь к Родине и отчизне.
В. Степанов. «Моя родина — Россия».
4.
Терпение и труд – все перетрут.
обсуждение
Формирование умения понимать причины успеха
Е. Пермяк. «Торопливый ножик».
5.
Сумел ошибиться -сумей и исправиться.
беседа
Развивать чувства взаимопомощи, взаимовыручки, товарищества
В.Осеева «Синие листья», «Почему?»
6.
Не хвастай и не ври.
беседа
Дать понять, что хвастовство и ложь до добра не доведут.
В. Берестов. «Змей-хвастунишка».
7.
Умей прийти на помощь другому.
беседа
Помощь свою проявляй не на словах, а в поступках.
В.Осеева «Три товарища», «На катке»
8.
Живое вокруг нас
беседа
Воспитание гуманного отношения к животным
В. Лунин «Никого не обижай», В.Осеева «Плохо»
9.
Воля есть сила, а твёрдая воля — победа.
познавательно – образовательная беседа
Формирование волевых качеств
«Два мороза» - народная сказка.
2 класс
№
Тема мероприятия
Формы работы
Цели
Литература
11.
Сумел ошибиться - сумей и исправиться.
беседа
Формирование умения быть внимательным к своим близким.
В. Осеева «Хорошее»,
«В одном доме»
2.
Без терпенья –
нет ученья.
обсуждение
Показать к чему приводит небрежность
Б. Гераськина.
«В стране невыученных уроков»
33.
Умение и труд, все перетрут.
беседа
Помочь понять необходимость быть целеустремленным в достижении цели
М. Зощенко «Самое главное»
44.
Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
обсуждение
Воспитание чувства уважения к старшим
Э. Мошковская
«Я маму мою обидел»
В. Осеева «Сыновья»
55.
Все работы хороши, выбирай на вкус.
обсуждение
Объяснить важность и необходимость всех профессий.
Д. Родари. «Чем пахнут ремесла?»
66.
Дал слово – держи.
беседа
Воспитывать ответственность за свои слова и поступки
Л. Пантелеев «Честное слово», В. Осеева
«Что легче?»
77.
Слава греет –
позор жжёт.
беседа –рассуждение
Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Н. Носов «Огурцы»
88.
Ежели вы вежливы.
обсуждение
Объяснить как нельзя вести себя в обществе
Г. Остер «Вредные советы»,
В Осеева «Волшебное слово»
99.
Без друга в жизни туго.
беседа
Дать понятие, что такое настоящая дружба и в чем заключается взаимовыручка.
С. Козлов
«Сказки о ежике и медвежонке»,
В. Осеева «До первого дождя», «Долг»
3 класс
№
Тема мероприятия
Формы работы
Цели
Литература
1.
Кто не уважает старшего, тому неведомо уважение.
беседа
Сформировать уважение к своим предкам.
Е. Шварц «Два клена»,
В. Осеева «Печенье»
2.
Любовь к Родине сильнее смерти.
Познавательно - образовательная беседа
Прививать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
В. Галявкин
«Мой добрый папа»
3.
Сострадание - начало человеколюбия.
обсуждение
Воспитывать гуманное отношение к людям
Д. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»
4.
Добрая слава дороже богатства.
беседа
Учить хорошим поступкам на примере произведения
А. Гайдар «Горячий Камень»
5.
Сумел ошибиться, сумей и поправиться.
беседа
Формирование умения видеть свои ошибки и их признавать
А. Гайдар
«Голубая чашка»
6.
Всякому своя честь дорога.
беседа
Формирование уважительного отношения к чужому мнению
В. Морозов «Неблагодарные»,
Б. Заходер «Перемена»
7.
Тебе смешно,
а мне до сердца дошло.
обсуждение
Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим.
Е. Чарушин «Кошка Маруська», «Кто всех глупее»,
8.
Друг за друга стой –
и выиграешь бой.
обсуждение
Учить дорожить дружбой, помогать друзьям
В. Солоухин «Мститель»
9.
Не будь жадным.
обсуждение
Воспитывать, что жадность – это плохо
В. Сухомлинский
«Жадный мальчик».
4 класс
№
Тема мероприятия
Формы работы
Цели
Литература
1.
Кто не любит природу, тот не любит человека.
беседа
Воспитывать чувство бережного отношения к природе и ее обитателям
К.Г. Паустовский «Заячьи лапы», В.Бианки «Рассказы»
2.
Совесть и раскаяние.
обсуждение
Воспитывать чувство уважения к старшим
В. Осеева
«Бабка»
3.
Доброта – счастью сестра.
беседа
Показать, что добрые отношения разрушить легко, восстановить - трудно
В. Железняков «Голубая Катя»
4.
Береги честь смолоду.
обсуждение
Показать на примере данного произведения, что совесть не позволяет поступить неправильно
В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»
5.
Береги Родину, как зеницу ока.
обсуждение
Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма
Л. Кассиль «Главное войско», «Твои Защитники»
6.
Лень добра не делает.
беседа
Показать, что если лениться, тогда ничего не добьешься.
Я. Ерманк
«Сказка о лени».
7.
Бархатный весь, а жальце есть.
обсуждение
Показать что, льстить для достижения своей цели очень нехорошо.
Крылов «Басни»
8.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
обсуждение
Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма
Л. Кассиль «Сестра»,
«Таран»
9.
За все приходится отвечать.
обсуждение
Воспитывать чувство ответственности, умение правильно анализировать свои поступки
Н.Васильева «Полынья»
Используемая литература:
[Духовно-нравственное воспитание школьников] : методический материал // Начальная школа. - 2006. - N 11. - с.45-57.
Муртазина В. М. Адаптированная программа нравственного воспитания младших школьников / В. М. Муртазина // Завуч начальной школы. - 2008. - N 1. - с.114-121
Соколова И. И. Формирование ценностных орриентаций личности младшего школьника : методический материал / И. И. Соколова // Начальная школа. - 2007. - N 6. - с.82-85
Шитякова Н. П. Анализ программ духовно-нравственного воспитания младших школьников : методический материал / Н. П. Шитякова // Начальная школа. - 2006. - N 12. - с.16-21
Тихомирова И.И. Доброта – счастью сестра// Школьная библиотека.- 2013.- №5.-с.35-39
http://ru.znatock.com/docs/index-5762.html
http://cdo-revda.edusite.ru/p514aa1.html
http://todnb.ru/sections/specialists/netinform/dux
http://festival.1september.ru/articles/212640/
www.metod-kopilka.ru
Духовно-нравственное воспитание учащихся через факультативную деятельность
Духовно-нравственное воспитание учащихся через факультативную деятельностьВ современном обществе социальный заказ казачьему кадетскому образованию как системе воспитания подрастающего поколения определяется кругом понятий, ведущим из которых является духовно-нравственное развитие обучающихся, то есть осуществляемое в процессах воспитания и социализации усвоение и принятие обучающимся традиционных ценностей, идеалов, норм поведения казачьей семьи, казачества, Православия, российского гражданского общества, многонационального народа Российской Федерации, человечества. Целью данного направления является воплощение в жизнь современного казачьего воспитательного идеала – высоконравственный, творческий, компетентный, ответственный и социально активный гражданин России, готовящийся для службы Отечеству на военном и гражданском поприщах, укорененный в православной вере, казачьей культуре, традициях казачьего воинского, трудового и общественного служения. Теоретической основой для реализации данной цели служит Концепция традиционного духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах и школах, разработанная в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации «Об образовании», «О свободе совести и религиозных объединениях», Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. Концепция обеспечивает реализацию требований ФГОС общего образования в части духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся с учетом православных и культурно-исторических особенностей традиционной казачьей педагогики, в контексте задач возрождения казачества и модернизации России. Образование на основе культурно-исторических традиций казачества – это усвоение систематизированных знаний и навыков по казачьей тематике в основном в гуманитарной сфере обучения. Целенаправленное воспитание высоких духовных, морально-нравственных, служебно-деловых качеств и патриотического духа. И поскольку наша школа – казачья - актуальным представляется включение изучения истории и традиционной культуры казачества России в процесс воспитания и образования современных кадет-казаков. Ввиду отсутствия готового методического материала по данному направлению, педагоги нашей школы занимаются созданием программ факультативов. Группой учителей разработан факультатив для учащихся средних классов «Духовное наследие казаков», где культурологический аспект предполагает изучение народного творчества казаков, быта, традиций, литературных произведений о казачестве и произведений, написанных казаками. Этот аспект несет не только знания и умения, но и формирует убеждения, определяет качества личности, направленность жизненных интересов. Также мною разработан и ведется факультатив «История казачества России» Актуальность разработки факультативов заключается: - в необходимости изучения объективных знаний о возрождении культуры, традиционных устоев и народного творчества казаков в Забайкалье; - обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. Новизна программ факультативов состоит в подаче материала, каждый из которых предполагает разные направления деятельности, что создаёт поле для диалога с обучающимися, способствует формированию направленности жизненных интересов на всю последующую жизнь. Программы факультативов включает в себя: - исторические сведения о возникновении и развитии казачества в Забайкалье как культурно-этнической общности с момента первых упоминаний в документах и по сегодняшний день; - роль забайкальского казачества в становлении, укреплении и защите Российского государства; - знакомство с традиционными промыслами казаков и способами ведения хозяйства; - народное художественное и песенное творчество казачества; - изучение истории и традиций российского казачества, бытовых и духовных традиции казаков; - исторические факты образования, становления, развития казачества, участия казачьих войск в служении России и охране границ Отечества; - краткое изучение биографии наиболее известных казачьих вождей. На занятиях факультатива «Духовное наследие казаков» учащиеся в 1 четверти, которая носит название «Эх, казачата, ребята удалые!» знакомятся с историей казачьих игр, забав, разучивают их для дальнейшего использования в проведении народных и казачьих праздников и обрядов. Во второй четверти - «Память предков» - ученики составляют словарь местных диалектных слов, казачий словарь, знакомятся с традициями и обычаями жизни наших соседей – бурят и тунгусов (эвенков.), изучают историю станицы Торгинской и историю Забайкальского казачества в судьбах торгинских казаков. Второе полугодие обозначено темой «Казачьему роду нет переводу». Здесь целью становится формирование духовно богатой личности через знакомство с историей, традициями и культурой казаков, в том числе Забайкальского казачества. Учащиеся изучают такие темы как: -казачий фольклор как форма сохранения традиций казачьей культуры; -роль фольклорных казачьих ансамблей в сохранении и возрождении культуры казаков; -заповеди казаков, казачья символика и казачьи знаки; - казачьи пляски, бытовые казачьи, плясовые, хороводные и святочные песни; - казаки в быту, казачья хата, праздники и посиделки
www.uchportfolio.ru
Рабочая программа факультатива по духовно-нравственному воспитанию для 5 класса «Беседы о добрых качествах»
МБОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
« »______2017 г., протокол № директор школы
Руководитель МО __________ М.Н. Горностай
_________ (ФИО) приказ № от « » ______2017 г.
Рабочая программа
факультатива по духовно-нравственному воспитанию
для 5 класса
«Ступени мудрости »
( Уроки о добрых качествах)
Учитель Новикова Л.Н.
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка.
Курс «Ступени мудрости»(Уроки о добрых качествах)
состоит из практических занятий для детей 5 класса средней школы. Занятия включают в себя сказки, подвижные игры и творческие задания, просмотры и обсуждения фильмов и мультфильмов, направленные на проживание темы ребенком и осмысление проблемы с позиции собственного опыта. Курс призван способствовать тому, чтобы дети задумывались над важными нравственными проблемами, причем не только над теми, которые актуальны для них в настоящий момент, но и над теми, с которыми им предстоит столкнуться в будущем.
Курс призван научить ребенка не только размышлять о разных сторонах жизни и свойствах человеческого характера, но и значительно уточнить его восприятие и оценку всего окружающего, способствовать глубокому проникновению в себя и в сложный мир межчеловеческих отношений.
Цель курса - комплексное воспитание гармоничного и культурного человека, человека с красивой душой.
Задачи курса:
-системно и поэтапно познакомить детей с общечеловеческими ценностями, с главными положениями в области этики и эстетики,
-формировать духовную основу для мудрого и высоконравственного поведения в будущем.
Календарно-тематическое планирование.
Урок 1. Взаимопонимание.
Игра «Кто понимает без слов»
О чем мы думаем (А. Лопатина)
Две страны (М. Скребцова) .
Творческое задание «Учимся пониманию»
Сценка «Пойми меня»
Сочиняем сказку «О чем рассказали вещи»
Урок 2. Секрет трудолюбия
Игра « Король и разбойники»
Самое дорогое. .Русская сказка
Урок 3. Мастерство.
Урок 4.Как найти друга.
Творческое задание «Разговор о дружбе»
Лучшая подруга (А. Лопатина)
Игра «Помощь друга»
Хорошо дружить с девчонкой (М. Скребцова)
Рисунок «Дерево дружбы»
Сам пропадай, а товарища выручай (М. Скребцова)
Сценка «Настоящая дружба»
Урок 5. Преданность друга.
Игра «Верные друзья»
Заира и Амир (Г. Радлей)
Творческое задание «Верность идеалам»
Мой лучший друг (М. Скребцова)
Рисунок «Верные друзья»
Сценка «Два друга»
Урок 6. Великодушный поступок.
Творческое задание «Великодушный поступок»
Корень добра не сохнет (Индийская сказка)
Сценка «Великодушные министры»
Свет великодушия (М. Скребцова)
Рисунок «Великодушное сердце»
Урок 7. Учимся доверию.
Творческое задание «Кому мы доверяем»
Кочан капусты (Итальянская сказка)
Сценка «Нужно ли доверять людям»
Доверяйте мне (М. Скребцова
Игра «Цепочка доверия»...
Рисунок «Глаза доверия»
Сочиняем сказку «Плащ доверия»
Урок 8. Благородная жертва.
Творческое задание «Дерево жертвенности»
Горячее сердце (М. Горький)
Сочиняем сказку «Сердце Данко» .
Сценка «Жертвуем друг для друга»
Кумирня рыбака (Китайская сказка)
Рисунок «Памятник герою»
Кто на жертву способен – свету подобен (М. Скребцова)
Забота о других
Игра «Учимся заботиться»
Незримая забота (А. Лопатина)
Творческое задание «Забота о близких»
Забота (М. Скребцова
Сценка «Заботливая пара»
Урок9. Сила единства.
Игра «Цепочка помощи»
О ссоре птиц (Индийская сказка)
Игра «Быстро в стаю собирайся»
Рисунок «Птица мира»
Разногласие в семье (М. Скребцова)
Сочиняем сказку «Если все вместе»
Сценка «Помири друзей»
Урок 10. Мир красоты.
Игра «Колечко красоты»
Есть же разница (Г. Андерсен)
Рисунок «Самое прекрасное».
Творческое задание «Как украсить мир»
Мир красоты (М. Скребцова)
Сценка «Кто прекраснее»
Красота души.Игра «Угадай цветок»
Волшебный цветок (А. Лопатина)
Рисунок «Цветок души»
Красота души (М. Скребцова)
Творческое задание «Творец красоты».
Сценка «Красота лица и души»
Урок 11. Кроткий характер.
Игра «Шапка кротости»
Кроткий одуванчик (А. Лопатина)
Кроткий нрав (М. Скребцова)
Сценка «Кроткая речь»
Творческое задание «Самый кроткий»
Кроткий все простит (М. Скребцова)
Рисунок «Фея кротости»
Урок 12. Дар любви.
Игра «Круг любви»
Великан-эгоист (О.Уайльд)
Творческое задание «Спасение любовью»
Рисунок «Букет любви»
Сценка «Как научиться любить»
Как тебе объяснить (М. Скребцова)
Сочиняем сказку «Ворота любви»
Урок 13. Сокровища мудрости.
Игра «Сокровища мудрости»
Завещание отца (Сказка народов Бирмы)
Страна мудрости (М. Скребцова)
Творческое задание «Качества мудрого»
Новогодний подарок (Китайская сказка)
Рисунок «Мудрый подарок»
Сочиняем сказку «Мудрый мир земли»
Сценка «Семья качеств»
Урок 14. Мужественный поступок.
Игра «Мужественный поступок
Мост матери и сына (Китайская легенда)
Творческое задание «Школа мужества»
Наш спаситель (М. Скребцова)
Рисунок «Что такое мужество»
Сценка «Диалог матери и сына
Урок 15. Помогаем другим.
Творческое задание «Помогаем людям»
Как домовой Настеньке помог (А. Лопатина)
Сочиняем сказку «Мой домовой»
Творческое задание «Взаимопомощь»
Заботливая медсестра (М. Скребцова
Рисунок «Фея медсестра»
Сценка «Для тех, кто нуждается»
Урок 16 .Приветливые слова.
Игра «Кто самый приветливый»
Кто собирал грибы? (Н. Абрамцева)
Рисунок «Подарок для лягушат»
Сочиняем сказку «Зонт грибника»
Здравствуй, Привет (М. Скребцова)
Сценка «Приветливые и неприветливые»
Урок 17 .Законы гостеприимства.
Игра «Гостеприимные хозяева»
Два дерева (Индийская сказка)
Сочиняем сказку «Два дерева»
Гость доволен, хозяин рад (М. Скребцова) .
Сценка «Гость и хозяин»
Урок 18. Трудно ли быть добрым.
Творческое задание «Добрый поступок»
Про сову (Н. Абрамцева)
Игра «Кто добрее»
Добро без ума (Древняя китайская история)
Учись доброму – плохое на ум не пойдет (М. Скребцова)
Рисунок «Солнце доброты»
Сценка «Ум и доброта»
Урок 19 .Хвастовство и зависть-два проявления эгоизма.
- Как лилипуты гномами стали
Урок 20. О справедливости и несправедливости.
-Сердце подскажет.
-Справедливый ветерок.
Урок 21. Что посеешь ,то и пожнешь
-Как кактус свое получил.
Урок 22.Вред от зломыслия ,злословия, ругани.
-Тайна Злюки и Клюки.
Урок 23.Сила материнской любви.
-Бьющийся громко.
Урок 24.Осуждение и нетерпимость
-Нетерпимая к другим пчелка.
Урок 25. О полезности прощения.
-Болезнь непрощения.
Урок 26.Вежливость важное средство примирения людей.
-Как вежливый поступок жизнь спас.
-Чудище с двумя хвостами.
Урок 27.О щедрости и жадности.
-Два брата.
-Про ненасытную Жадюгу- Хапугу.
Урок 28.Ученье –свет,а неученье -тьма.
-Когда все учиться перестанут.
Урок 29.Преодолевая трудности человек растет.
-Злая вода.
-Три сна мартышки.
Урок 30.Свободный выбор между добром и злом.
-Белыш и Черныш.
-Дорога добра и дорога зла.
Урок 31.Непротивлениезлу,не отвечать на зло новым злом.
-Как Река зло остановила.
Урок 32.О вредных привычках и борьбе с ними.
-Просто так.
Урок 33.С кем поведешься от того и наберешься.
-Портятся не сразу ,а незаметно
-Как родничок свою воду испортил.
-Плохой пример заразителен.
Урок 34.Урок подведения итогов. Тестирование.
Литература:
1.Лопатина А., Скребцова М.
Ступени мудрости: 50 уроков о добрых качествах: Конспекты
занятий, сказки, стихи, игры и творческие задания: Для занятий с
детьми 9-11 лет / А. Лопатина, М. Скребцова. — 4-е изд. —
М.:Философская Книга, 2014.
2. М. А. Андрианов.
Философия для детей в сказках и рассказах : пособие по
воспитанию детей в семье и школе /
- Минск :Букмастер, 2012. - 280 с.
3.м/сериал « Хуторок»
4. м/сериал « Кто-то рядом»
5. м/сериал « Команда Познавалова»
6. м/сериал « Живи как мы»
7. х\ф «Чучело», «Щенок»
Урок 1. ВЗАИМОПОНИМАНИЕ
Урок 2. ВЕЛИКОДУШНЫЙ ПОСТУПОК
Урок 3. ЗАКОНЫ ГОСТЕПРИИМСТВА
Урок 4. ТРУДНО ЛИ БЫТЬ ДОБРЫМ
Урок 5. УЧИМСЯ ДОВЕРИЮ
Урок 6.КАК НАЙТИ ДРУГА
Урок 7. БЛАГОРОДНАЯ ЖЕРТВА
ЗАБОТА О ДРУГИХ
Урок 8. СИЛА ЕДИНСТВА
Урок9. МИР КРАСОТЫ
КРАСОТА ДУШИ
Урок 10. КРОТКИЙ ХАРАКТЕР
Урок 11. ДАР ЛЮБВИ
Урок 12. СОКРОВИЩА МУДРОСТИ
Урок 13. МУЖЕСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК
Урок 14. ПОМОГАЕМ ДРУГИМ
Урок 15. ПРЕДАННОСТЬ ДРУГА
Урок 16 ПРИВЕТЛИВЫЕ СЛОВА
Урок 17 .Секрет трудолюбия
infourok.ru
Доклад по теме "Духовно-нравственное воспитание школьников на факультативных занятиях по ОПК"
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Веселовская средняя общеобразовательная школа»
Глушковского района Курской области
307452, Курская обл., Глушковский р-н, с. Весёлое, ул. Советская, 2
Тел.: 8(47132)3-21-33, E-mail [email protected]
Выступление на общешкольном родительском собрании по теме:
Духовно-нравственное воспитание школьников на занятиях факультативного курса ОПК
Якушко О.В., учитель ОПК
I квалификационная категория
Веселое - 2017
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность.
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, происходит переориентация со «знание центристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.
В последние годы Президент Путин В.В. уделяет проблеме духовно-нравственного воспитания пристальное внимание: «если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» и поставил задачу «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества». Впервые в постсоветское время президент страны сформулировал стандарт воспитанности молодого человека: «Формирование нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России» и обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». Президент назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши ценности, - подчеркнул он, - таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией».
Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Так и детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями плохо, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка, хотя без помощи родителей не обойтись.Уже несколько лет я преподаю уникальный предмет ОПК – Основы православной культуры. ОПК - это особый предмет, который развивает духовную культуру ребенка, его внутреннюю свободу, эстетический вкус; дает представление о мире и человеке. Это предмет, который отвечает на многие вопросы, возникающие в душе ребенка.
Основы православной культуры - предмет не для запоминания, не для оценок, менее всего располагает к традиционным формам опроса. Связанный с мироощущением и мировидением ребенка, он призван сформировать внутреннюю свободу, культуру чувств, культуру понимания и общения. Все это должно прийти к детям через миф, сказку, поэзию, театр, изобразительное искусство, через собственные раздумья, индивидуальный поиск своего места в мире, ощущения своей неповторимости. Ребенок должен понять, что самое великое благо – это жизнь, которую он должен прожить с пользой. Работая с детьми на уроках, я стараюсь научить ребят понимать, что есть добро и зло, любовь и ненависть, преданность и предательство.
Отсюда, главная цель предмета:
Помочь ребенку отыскать бессмертный смысл своего существования;
Раскрыть возможности духовной свободы;
Открыть ребенку путь к правде о мире и о человеке.
Структура предмета ОПК состоит из разных разделов (Например в начальных классах - «Этот загадочный мир», «Моя Родина», «Планета людей», «Отчий дом», «Час души», «Наедине с собой», «Жизнь и свобода», «Ступени жизни»), которые расположены таким образом, что помогут ребенку охватить разные стороны жизни: вечный мир, бесконечно дорогая родина, планета людей, культура эпох, отчий дом, внутренний мир человека, жизнь и свобода как бытие личности в огромном и далеко не всегда добром мире, периоды человеческой жизни от детства до мудрой старости и бессмертия. Повторяясь из года в год, они наполняются каждый раз новым содержанием, а вместе с этим изменяются и формы самовыражения личности.
Предмет дает возможность узнать о лучших людях Отечества, прикоснуться к трагическим сторонам жизни, услышать о кровавых страницах истории, распаде человеческой души, о восхождении на Голгофу Христа – все это помогает раскрыть перед детьми трудный путь познания, показать им высоты и бездны в истории Человечества.Через приобщение к трагедии душа ребенка становится чище, добрее, а сам он обретает внутреннюю стойкость, столь необходимую в суровом и далеко не всегда справедливом мире.
Однако, доминирующим при изучении Основ православной культуры должно стать ощущение радости жизни, ее полноты и неисчерпаемости, понимание того, что добро неизмеримо сильнее зла, внутренняя потребность в духовном саморазвитии. Л.Н.Толстой утверждал, что нам в жизни нашей дано такое великое благо - жизнь, выше которого нет, и ничего не может быть.
На своих занятиях мы говорим с учащимися о добре и зле, о правде и лжи, о смысле жизни и месте человека на Земле. Из урока в урок мы пополняем наши знания очень важными и необходимыми каждому человеку понятиями: добром, жизнью, правдой, друзьями, песней, добрыми поступками. Мы учимся понимать, что есть правда и ложь, добро и зло, в чем смысл человеческой жизни.
Кратко представлю несколько уроков (из разных разделов), помогающие раскрыть ученику суть основных человеческих ценностей.
Урок «Человек приходит в мир», на котором у детей формируется понимание неповторимости человеческой жизни, предназначение человека на Земле. Через стихотворения, музыку, рассказ-притчу К.Д.Ушинского, притчу Н.Спириной ученики делают вывод в конце занятия: если все люди на земле будут совершать добрые поступки, дарить друг другу тепло своей души, то жизнь на земле станет радостной и насыщенной.
Очень важный и сложный урок «Молитва», который требует большой предварительной внутренней подготовки и учителя и учеников. Перед его проведением проводится экскурсия в храм, встреча со священнослужителем, беседы с родителями. На уроке используются церковные песнопения, видеосюжеты церковных служб, притчи и стихотворения, происходит знакомство с одной из самых значимых православных молитв – молитвой Господней.
В конце занятия я ставлю вопросы перед ребятами: ЧТО нужно делать людям, чтобы получить истинную благодать, чтобы зажглась радость в их глазах и сердцах? (Верить) Ребята говорят еще и том, что нужно быть благодарным Господу за то, что мы живем. Жизнь – это подарок. Нет ничего дороже на Земле, чем человеческая жизнь.
Спрашиваю, о чем бы вы помолились сегодня? Может быть кому – то неудобно говорить об этом вслух, пусть подумает об этом про себя. Ребята переживают о здоровье своих родных и близких, о брошенных детях, о своих неудачах в школе, о бездомных животных, о том, что трогает тонкие струны их души. По традиции, в конце урока, мы передаем друг другу зеленую веточку с пожеланиями друг другу всего самого светлого и доброго.
Урок - презентация проекта «Моя малая Родина».
Целью проведения этого урока является: получение и усвоение новых знаний о родном крае; воспитание любви к своей малой родине, уважения к людям своей земли. Проведение этого урока требовало большой подготовки и работы ребят, родителей. Учащиеся самостоятельно искали материалы об освоении Земли Глушковской, образовании родного села. Знакомились с интересными людьми, живущими в селе, с занятиями и увлечениями жителей села, изучали устное народное творчество, создавали символику села, писали сочинения, рисовали. В итоге было решено направить материал на областной конкурс проектных работ «Лествица»
Беседуя из урока в урок с детьми, я вижу результаты этих занятий. Ребята заметно меняются, они становятся более раскрепощенными, свободно выражают свои мысли и эмоции. Они стали более терпимы, дружелюбны, искренни, развивается их творчество, индивидуальные способности.
Считаю, такие предметы как Основы православной культуры призваны разбудить разум и душу ученика, решить проблему отношений между своим «Я» и людьми, между природой и собой, разбудить дар сердца, основы духа.Труд учителя, как посаженое плодовое деревце, не сразу даёт результаты. Приходится ждать годы. Но плоды обязательно принесут радость, наполнят сердце счастьем. Хорошо, если дети отождествят себя со святым Александром Невским или Ильёй Муромцем, а не с Гарри Потером. Большая радость будет, когда в сердцах детей засветится теплый огонёк любви, который, несомненно, скажет нам, что наши дети готовы стать в единый ряд русских людей, которые испокон веков созидали немеркнущую славу России.
Литература 1. Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие /Под редакцией игумена Киприана (Ященко). М.: Институт экспертизы образовательных программ 2. Басаргина А.А. Народоведение. 1 – 4 кл. : Кн. для учителя. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. 3. Дик Н.Ф.Классные часы и нестандартные уроки в 1 – 2-х классах. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. 2004. 5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. Практическое пособие. М.: ТЦ «Учитель», 200
multiurok.ru
Доклад по теме "Духовно-нравственное воспитание школьников на факультативных занятиях по ОПК"
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Веселовская средняя общеобразовательная школа»
Глушковского района Курской области
307452, Курская обл., Глушковский р-н, с. Весёлое, ул. Советская, 2
Тел.: 8(47132)3-21-33, E-mail [email protected]
Выступление на общешкольном родительском собрании по теме:
Духовно-нравственное воспитание школьников на занятиях факультативного курса ОПК
Якушко О.В., учитель ОПК
I квалификационная категория
Веселое - 2017
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность.
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, происходит переориентация со «знание центристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.
В последние годы Президент Путин В.В. уделяет проблеме духовно-нравственного воспитания пристальное внимание: «если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» и поставил задачу «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества». Впервые в постсоветское время президент страны сформулировал стандарт воспитанности молодого человека: «Формирование нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России» и обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». Президент назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши ценности, - подчеркнул он, - таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией».
Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Так и детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями плохо, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка, хотя без помощи родителей не обойтись.Уже несколько лет я преподаю уникальный предмет ОПК – Основы православной культуры. ОПК - это особый предмет, который развивает духовную культуру ребенка, его внутреннюю свободу, эстетический вкус; дает представление о мире и человеке. Это предмет, который отвечает на многие вопросы, возникающие в душе ребенка.
Основы православной культуры - предмет не для запоминания, не для оценок, менее всего располагает к традиционным формам опроса. Связанный с мироощущением и мировидением ребенка, он призван сформировать внутреннюю свободу, культуру чувств, культуру понимания и общения. Все это должно прийти к детям через миф, сказку, поэзию, театр, изобразительное искусство, через собственные раздумья, индивидуальный поиск своего места в мире, ощущения своей неповторимости. Ребенок должен понять, что самое великое благо – это жизнь, которую он должен прожить с пользой. Работая с детьми на уроках, я стараюсь научить ребят понимать, что есть добро и зло, любовь и ненависть, преданность и предательство.
Отсюда, главная цель предмета:
Помочь ребенку отыскать бессмертный смысл своего существования;
Раскрыть возможности духовной свободы;
Открыть ребенку путь к правде о мире и о человеке.
Структура предмета ОПК состоит из разных разделов (Например в начальных классах - «Этот загадочный мир», «Моя Родина», «Планета людей», «Отчий дом», «Час души», «Наедине с собой», «Жизнь и свобода», «Ступени жизни»), которые расположены таким образом, что помогут ребенку охватить разные стороны жизни: вечный мир, бесконечно дорогая родина, планета людей, культура эпох, отчий дом, внутренний мир человека, жизнь и свобода как бытие личности в огромном и далеко не всегда добром мире, периоды человеческой жизни от детства до мудрой старости и бессмертия. Повторяясь из года в год, они наполняются каждый раз новым содержанием, а вместе с этим изменяются и формы самовыражения личности.
Предмет дает возможность узнать о лучших людях Отечества, прикоснуться к трагическим сторонам жизни, услышать о кровавых страницах истории, распаде человеческой души, о восхождении на Голгофу Христа – все это помогает раскрыть перед детьми трудный путь познания, показать им высоты и бездны в истории Человечества.Через приобщение к трагедии душа ребенка становится чище, добрее, а сам он обретает внутреннюю стойкость, столь необходимую в суровом и далеко не всегда справедливом мире.
Однако, доминирующим при изучении Основ православной культуры должно стать ощущение радости жизни, ее полноты и неисчерпаемости, понимание того, что добро неизмеримо сильнее зла, внутренняя потребность в духовном саморазвитии. Л.Н.Толстой утверждал, что нам в жизни нашей дано такое великое благо - жизнь, выше которого нет, и ничего не может быть.
На своих занятиях мы говорим с учащимися о добре и зле, о правде и лжи, о смысле жизни и месте человека на Земле. Из урока в урок мы пополняем наши знания очень важными и необходимыми каждому человеку понятиями: добром, жизнью, правдой, друзьями, песней, добрыми поступками. Мы учимся понимать, что есть правда и ложь, добро и зло, в чем смысл человеческой жизни.
Кратко представлю несколько уроков (из разных разделов), помогающие раскрыть ученику суть основных человеческих ценностей.
Урок «Человек приходит в мир», на котором у детей формируется понимание неповторимости человеческой жизни, предназначение человека на Земле. Через стихотворения, музыку, рассказ-притчу К.Д.Ушинского, притчу Н.Спириной ученики делают вывод в конце занятия: если все люди на земле будут совершать добрые поступки, дарить друг другу тепло своей души, то жизнь на земле станет радостной и насыщенной.
Очень важный и сложный урок «Молитва», который требует большой предварительной внутренней подготовки и учителя и учеников. Перед его проведением проводится экскурсия в храм, встреча со священнослужителем, беседы с родителями. На уроке используются церковные песнопения, видеосюжеты церковных служб, притчи и стихотворения, происходит знакомство с одной из самых значимых православных молитв – молитвой Господней.
В конце занятия я ставлю вопросы перед ребятами: ЧТО нужно делать людям, чтобы получить истинную благодать, чтобы зажглась радость в их глазах и сердцах? (Верить) Ребята говорят еще и том, что нужно быть благодарным Господу за то, что мы живем. Жизнь – это подарок. Нет ничего дороже на Земле, чем человеческая жизнь.
Спрашиваю, о чем бы вы помолились сегодня? Может быть кому – то неудобно говорить об этом вслух, пусть подумает об этом про себя. Ребята переживают о здоровье своих родных и близких, о брошенных детях, о своих неудачах в школе, о бездомных животных, о том, что трогает тонкие струны их души. По традиции, в конце урока, мы передаем друг другу зеленую веточку с пожеланиями друг другу всего самого светлого и доброго.
Урок - презентация проекта «Моя малая Родина».
Целью проведения этого урока является: получение и усвоение новых знаний о родном крае; воспитание любви к своей малой родине, уважения к людям своей земли. Проведение этого урока требовало большой подготовки и работы ребят, родителей. Учащиеся самостоятельно искали материалы об освоении Земли Глушковской, образовании родного села. Знакомились с интересными людьми, живущими в селе, с занятиями и увлечениями жителей села, изучали устное народное творчество, создавали символику села, писали сочинения, рисовали. В итоге было решено направить материал на областной конкурс проектных работ «Лествица»
Беседуя из урока в урок с детьми, я вижу результаты этих занятий. Ребята заметно меняются, они становятся более раскрепощенными, свободно выражают свои мысли и эмоции. Они стали более терпимы, дружелюбны, искренни, развивается их творчество, индивидуальные способности.
Считаю, такие предметы как Основы православной культуры призваны разбудить разум и душу ученика, решить проблему отношений между своим «Я» и людьми, между природой и собой, разбудить дар сердца, основы духа.Труд учителя, как посаженое плодовое деревце, не сразу даёт результаты. Приходится ждать годы. Но плоды обязательно принесут радость, наполнят сердце счастьем. Хорошо, если дети отождествят себя со святым Александром Невским или Ильёй Муромцем, а не с Гарри Потером. Большая радость будет, когда в сердцах детей засветится теплый огонёк любви, который, несомненно, скажет нам, что наши дети готовы стать в единый ряд русских людей, которые испокон веков созидали немеркнущую славу России.
Литература 1. Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие /Под редакцией игумена Киприана (Ященко). М.: Институт экспертизы образовательных программ 2. Басаргина А.А. Народоведение. 1 – 4 кл. : Кн. для учителя. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. 3. Дик Н.Ф.Классные часы и нестандартные уроки в 1 – 2-х классах. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. 2004. 5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. Практическое пособие. М.: ТЦ «Учитель», 200
multiurok.ru
Программа курса по духовно-нравственному воспитанию «жизнь в гармонии» для учащихся 1-4 классов - Программа курса
«Жизнь в гармонии» программа по дух.-нравст. воспитанию
РОГУЛЕВА ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА
Учитель начальных классов средней общеобразовательной школы № 35. Работает по авторской программе «Жизнь в гармонии» по духовно-нравственному воспитанию. Участник творческой лаборатории «Мастерская гуманности» (система гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе Шалвы Александровича Амонашвили).
ПРОГРАММА КУРСА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ
ВОСПИТАНИЮ «ЖИЗНЬ В ГАРМОНИИ»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
Разделы программы «Природа глазами души» и «Жизнь Сердца» прошли апробацию в 1998/99, 1999/00, 2000/01 учебных годах. Программа доработана с учетом перехода на 4-летнюю систему обучения, добавлен раздел «Учимся общению». Утверждена Экспертным советом Управления образования администрации г. Пензы (протокол от 05.12.01 г.).
Под общей редакцией Веры Георгиевны Акимовой, члена совета Международного центра гуманной педагогики (г. Москва), руководителя творческой лаборатории «Мастерская гуманности».
Рецензенты:
Игорь Львович Беккер, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ПГПУ им. В.Г. Белинского.
Владимир Евгеньевич Коноваленко, кандидат педагогическихнаук, заместитель директора МНМЦО г. Призы.
ПОЯСНИТЕЛЬНА» ЗАПИСКА
Человечество по-прежнему слишком далеко от построения общества, в котором царят мир и согласие, в котором нет войн... Если мы хотим привить людям новый образ мыслей, если мы желаем изменить или улучшить обычаи своей страны, инструментом воздействия должен быть ребенок.
М. Монтерссори. Разум ребенка.
Человек — это емкое, многогранное существо, которое рассматривается педагогикой с различных сторон: интеллектуальной, физической, психологической и духовной.
К сожалению, в настоящее время школа уделяет внимание в основном интеллектуальной, физической, а с недавних пор и психологической стороне человека. Развитие духовно-нравственной сферы ребенка в российской школе упущено.
Образовательная система не предлагает учебного или воспитательного курса, где все 40-45 минут рассматривалось бы, например, такое необходимое душевное качество личности, как доброта, где ребенок задумался бы над вопросами:
что такое доброта?
где она живет в человеке?
с рождения она появляется в людях или позже?
можно ли разбудить в человеке доброту?
Именно поэтому возникает необходимость введения в школе специальных курсов, направленных на постижение духовно Нравственного опыта народа.
Программа курса «Жизнь в гармонии» позволит развить в ребенке духовно-нравственную сторону его личности.
Написанию данной программы способствовали ознакомление и работа в течении 3 лет но системе гуманно-личностного подхода к детям в общеобразовательном процессе Ш.Л. Амонашвили.
Система Ш.А. Амонашвили включает два обязательных условия:
1) содержание образования должно вобрать в себя все исходные данные базовых образовательных (учебных) планов и программ;
2) содержание образования должно быть расширено, углублено, дополнено такими курсами, которые способствовали бы развитию духовно-нравственной стороны ребенка.
Данная система предполагает, что духовно-нравственное воспитание человека, находящегося на пути становления, должно опережать обучение, так как «знания есть действительно сила, но добрая или злая — это будет зависеть от качества сердца и духовности человека» (Ш.А. Амонашвили. Школа жизни).
Основная цель курса по духовно-нравственному воспитанию «Жизнь в гармонии» — помочь ребенку находиться в гармонии с самим собой, с окружающими его людьми и с природой.
Данную цель можно достичь с помощью решения следующих задач:
помогать детям осознавать огромную силу добрых чувств, слов, мыслей, поступков;
помогать осознавать ответственность за свои поступки, мысли;
помогать познавать, что значит Любовь, Сострадание, Милосердие, Мудрость, Смелость, Честность;
помогать познавать себя, свой внутренний мир;
помогать постигать красоту природы и чувствовать ее состояния;
воспитывать желание радовать людей, помогать им;
развивать интерес к духовной жизни, к философствованию;
развивать наблюдательность, внимательность, догадливость, умение давать точное и ясное описание событий, природных явлений, людей;
развивать умение работать самостоятельно, умение сотрудничать;
поощрять смелость высказывания, обдумывание и постановку познавательных вопросов, стремление знать больше.
Основные формы и способы проведения занятий:
беседы, рассказы учителя;
свободные обсуждения, высказывания, аналитические суждения с привлечением собственного опыта;
чтение легенд, сказок;
анализ литературных произведений;
мечтания о полетах в дальние миры, о строительстве своих городов, государств;
молчание и думание о разных проблемах — о самом себе, о близких и родных, о добре и зле в жизни людей, об улучшении жизни людей;
обращение к своему сердцу;
занятия по саморазвитию умения видеть сердцем, любить сердцем, болеть душой;
повседневная практика посылки добрых и благих мыслей близким и родным, людям планеты, детям Земли;
философствование;
иллюстрирование сказок, легенд, своих размышлений, «путешествий» в дальние миры, страны;
ведение записей своих наблюдений;
экскурсии в музеи, картинную галерею, планетарий, в лес;
посещение студии светоживописи.
Оборудование для проведения занятий данного курса:
магнитофон;
аудиокассеты с записями классической музыки;
слайдопроектор;
слайды;
бумага;
гуашь или акварельные краски, кисти;
свеча, подсвечник.
Необходимые условия для реализации данной программы.
Для успешной реализации данной программы весьма важная роль отводится таким факторам как:
Личность учителя. Важно, чтобы учитель любил детей, верил в особенность и неповторимость каждого (!) своего ученика, был наполнен оптимизмом; знаком с системой Ш.А. Амонашвили.
Взаимодействие учителя и ребенка. Это взаимодействие должно основываться на уважение друг к другу. Ребенка необходимо окружить в школе атмосферой любви и понимания, чтобы он почувствовал интерес учителя к его духовной жизни, готовность учителя прийти ему на помощь.
Взаимодействие учителя и родителей. Необходимо, чтобы темы, которые затрагивались на занятиях, обсуждались бы и в семье. Для этого на родительских собраниях учитель должен знакомить родителей с изучаемыми вопросами, с рассуждениями детей, с их письменными работами, рисунками.
Духовно-нравственная направленность каждого учебного предмета. Высшей целью своей работы педагог должен видеть не сумму знаний (умений и навыков), а создание духовно-нравственного фундамента личности.
Программа курса по духовно-нравственному воспитанию «Жизнь в гармонии» предназначена для учащихся 1-4 классов общеобразовательной средней школы и может быть реализована через предметы, факультативные курсы и классные часы. Она рассчитана в 1 классе на 16 часов, во 2, 3, 4 классах — на 34 часа (1 раз в неделю).
Программа курса состоит из трех разделов (рассчитана на четыре года обучения):
Природа глазами души.
Учимся общению.
Жизнь сердца.
Такое построение программы обусловлено следующим:
а) учитываются возрастные и психологические особенности ребенка в каждом классе,
б) границы каждого раздела будут расширяться по сравнению с предыдущим годом обучения. Это будет способствовать более глубокому прочувствованию, проживанию ребенком тем соответствующих разделов.
1 раздел. «ПРИРОДА ГЛАЗАМИ ДУШИ»
Удивление и восхищение, интерес и познавательное стремление, благоговение и любовь развиваются в детях через видение необычного в обычных природных явлениях...
Ш.А. Амонашвили. Школа жизни.
В данном разделе темы расположены таким образом, что они пересекаются с учебным материалом, изучаемым на уроках природоведения. Такое пересечение тем способствует, с одной стороны, более полному усвоению учебного материала на уроках, природоведения, а с другой стороны, более глубокому погружению в образы, явления, тайны природы на занятиях по духовно-нравственному воспитанию.
2 раздел. «ЖИЗНЬ СЕРДЦА»
Видеть глазами сердца, слышать гул мира ушами сердца, прозревать будущее сердцем... таков стремительный путь восхождения.
Е.И. Рерих.
Возрождение духовности непосредственно связано с развитием сердечной утонченности, воспитанием высоких чувств, переживаний, благородных стремлений.
Доброта, милосердие, трудолюбие, храбрость, любовь, дружба, осмысленное отношение к страданиям и испытаниям — все эти качества и добродетели составляют основу полноценной жизни любого человека.
Важно не давать детям свое уже оформившееся понимание, свои взрослые мысли, а пригласить, детей в мир добродетелей, открыть им добрые сердца людей, живших и живущих в этом мире, помочь им захотеть жить такой же счастливой нравственной жизнью, как эти люди.
3 раздел. «УЧИМСЯ ОБЩЕНИЮ»
Мы научились летать в небе, как птицы, плавать в море, как рыбы, но так и не научились одной простой вещи — идти по земле, как братья.
Мартин Лютер Кинг.
На этих занятиях важно помочь ребенку в постижении самого себя, своего предназначения, создать условия, помочь найти собственные способы и средства для самопознания, самовыражения, самодеятельности, самооценки.
Игры и задания в разделе «Учимся общению» помогут показать детям, что общение друг с другом — это радость, это возможность стать намного богаче и одновременно, это помощь другому человеку в развитии и совершенствовании, так как внимание и интерес к другому человеку всегда оказывают благотворное влияние на его душу и характер.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРОГРАММЫ КУРСА «ЖИЗНЬ В ГАРМОНИИ»
1 класс (16 часов)
Тема | Показ видеофильмов, слайдов | Практические занятия | Всего часов | ||
Упражнения, ч. | Экскурсии, ч. | Дискуссии, ч. | |||
1 раздел «Природа глазами души» | |||||
Удивительный мир природы | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Чудо природы | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 1 | |
Палитра года | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 1 | |
Осенняя мелодия | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 1 | |
Зимняя сказка | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Утро природы | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 1 | |
За что мы любим лето | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 1 | |
Подарки времени года | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 1 | |
2 раздел «Учимся общению» | |||||
Мир внутри меня | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Что я люблю | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Мой смешной портрет | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Когда я был маленьким | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Я в будущем | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Что я умею и не умею | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Заветное желание | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
На кого я похож | 0,5 | 0,5 | 1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРОГРАММЫ КУРСА «ЖИЗНЬ В ГАРМОНИИ»
2 класс (34 часа)
Тема | Показ видеофильмов, слайдов | Практические занятия | Всего часов | ||
Упражнения, ч. | Экскурсии, ч. | Дискуссии, ч. | |||
1 раздел «Природа глазами души» | |||||
Дерево и человек | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 1 | |
Жизнь дерева | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Мудрый дуб | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 1 | |
Липкины дары | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 1 | |
Добрая черемуха | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 1 | |
Елочкин день рождения | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 1 | |
Сосна Иголочка | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 1 | |
Облепиха | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 1 | |
Земляники | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Черника | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Малина | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Грибная аптека | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 1 | |
2 раздел «Учимся общению» | |||||
Интервью самим собой | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Когда мне хорошо | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Волшебный стул | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Наши любимые дела | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Рисуем друг друга | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Я познакомлю вас со своей семьей | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Любимая игрушка | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Правила совместного обсуждения вопросов | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Каждый из нас особенный | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Нам очень нужны друзья | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Забота о других | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
3 раздел «Жизнь сердца» | |||||
Мудрость. Мудрый человек | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Как стать мудрым | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Сердце | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 1 | |
Что сердце подскажет | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Кто живет в нашем сердце? | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
«С рожденья в каждом сердце доброта» | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Должно ли добро быть умным? | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Храбрость | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Служение людям | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Голос прекрасного | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 1 | |
Поиск прекрасного | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 1 |
textarchive.ru
В Средней Елюзани хотят ввести факультатив по духовно-нравственному воспитанию
На прошлой неделе в селе Средняя Елюзань Пензенской области для жителей была организована работа Общественной приемной. Населенный пункт посетили начальник ГУВД области Александр Касимкин и Уполномоченный по правам человека Светлана Пинишина. Помимо жителей, пришедших со своими проблемами, на приеме побывали также руководитель благотворительного фонда «Радуга» Рашид-хаджи Куряев и один из имамов села Рифат-хазрат Абузяров. Об этом рассказал «Ансар.Ru» рассказали участники встречи.
Основные вопросы, которые волнуют елюзанцев, как выяснилось, - вопросы налогообложения и различного вида платежей. А вот религиозных деятелей села беспокоит другое.
Как отметил на встрече в Общественной приемной Рифат-хазрат, с тех пор как в 2005 году в селе закрылось медресе, молодежь стала больше подвергаться негативному воздействию, вернулись вредные привычки. Какие меры предпринимать, чтобы их искоренить? Как воспитывать подрастающее поколение? Как уберечь ребят от связей в криминальных структурах? Ответы на эти вопросы пытались найти участники Общественной приемной.
Как один из вариантов решения проблемы Рашид Куряев предложил ввести в школах факультативный курс по духовно-нравственному воспитанию. «Допуск духовных наставников в школы не должен быть ограничен», - отметил он. При этом глава «Радуги» подчеркнул, что этот курс будет отличаться от предмета «Основы религиозных культур», вводимого с апреля в школах 19 регионов страны. «Этот предмет будут преподавать обычные учителя, а не представитель религии, имам. Разница огромная», - заключил он.
В селе Средняя Елюзань 2 средние школы и одна начальная.
12:11 09 февраля 2010
0 комментариев
Информация доступна только зарегистрированным пользователям.
| |
|
www.ansar.ru