Конспект занятия про грибы в средней группе детского сада. Беседа о грибах в средней группе
Конспект занятия про грибы в средней группе детского сада
«Грибы»
Путешествие в лес в гости к старичку Боровичку.
Цель: Знакомство с грибами как с растениями леса. Рассмотреть внешний вид, сравнить с другими растениями. Запомнить название 2 х грибов. Дать понятие съедобные и несъедобные. Воспитывать бережное отношение (нельзя вырывать гриб с грибницей, а нужно срезать ножом).
М-Л: Ст.боровичок с корзинкой, картинки грибов, загадки и схема.
Ход: Звучит музыка леса. Ст.боровичок приглашает вас в свой чудесный лес. Чтобы показать им свои владения. Кто – ни будь был в лесу? Давайте вспомним с вами какое время года сейчас наступило? Назовите приметы осени. А сейчас мы с вами пойдем в лес. Мы возьмем с собой корзинки. Посмотрите, сколько корзинок у меня? (Две). Какие они? (Большие). Как вы думаете, зачем нужны корзинки? Что можно в них положить?
- С этими корзинками мы отправимся в лес по грибы. В одну корзину мы будем собирать съедобные грибы, в другую – несъедобные.
- Но лес далеко. Пешком мы не доберемся. На чем можно доехать?
(Включается аудиозапись «Звуки леса»), наступает тишина, дети строят автобус и поехали. Ехали по полям и лугам. Светит солнце и вдруг оно скрылось за ветвями деревьев. Посмотрите, как много разных деревьев, это и называется лес. Ну, вот мы и приехали в лес! Пришли на полянку.
- Ст.Б.: Кто знает, что растет в лесу?
Стоит Антошка на одной ножке. Что это? Правильно грибы. Давайте рассмотрим гриб. У гриба, как и другого растения, есть корень (грибница), которой он держится за землю. У него есть шляпка и ножка. Грибов бывает очень много, и все они разные, бывают съедобные и несъедобные. А кто мне скажет, почему называют грибы несъедобные? Правильно, они ядовитые и от них можно погибнуть.
Ст.Боровик: достает из корзинок грибы и загадывает загадки:
И на горке и под горкой
Под березой и под елкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят (поганки)
Прибежал на косогор
И сказал: «Хочу в лукошко»
А ему в ответ: «Антошка,
Нам не нужен мухомор!»
Ребята, это плохие грибы.
А сейчас отгадаем загадки про хорошие грибы:
Под осиной гриб на кочке
В красном гладеньком платочке( подосиновик)
Рядышком с иголками
Рыжики под елками
Не малы. Не велики
И лежат как пятаки
Вот гриб боровик
И красив он и велик
В толстой шапке на бекрень
Ножка толстая как пень.(белый гриб)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных
Издали заметных.
Собирай не мешкай
Это ….сыроежка
Молодцы, ребята! Запомнили все грибы вот мы сейчас и проверим как вы их запомнили.
Физкультминутка «Мы по лесу ходим…»
Мы по лесу ходим,
Грибочки находим.
Мы наклонимся, сорвем,
И в корзинку их кладем.
Мы по лесу ходим,
Ягодки находим.
Мы наклонимся, сорвем,
И в корзинку их кладем.
П/И « Разбери грибы по корзинкам»
Ст. Боровик: Предлагает детям раскрасить мухомор, и подводим итог.
Дети садятся в поезд и возвращаются в детский сад под музыку они приезжают в дет. сад где воспитатель отмечает работы детей и подводит итог.
infourok.ru
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. "Грибы".
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13 «Колосок»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по познавательному и речевому развитию
в средней группе
«Грибы»
Подготовила и провела Воспитатель: Гаева И.Л. |
п. Октябрьский, 2017г.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Цель: формирование знаний детей о царстве грибов.
Задачи:
закрепить представления детей о лесе; уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Грибы»;
познакомить с названиями грибов, их внешними признаками, строением, обобщающим словом «Грибы». Учить согласовывать числительные с существительными, образовывать прилагательные от глаголов; закрепить употребление предлогов;
развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух, память, координацию речи с движением;
формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: чтение сказки и просмотр мультфильма В. Сутеева «Под грибом», рассматривание картинок с грибами, раскрашивание изображений грибов.
Оборудование: корзинки, раздаточные карточки с изображениями грибов, муляжи, магнитола с записями «Голоса леса», песенкой «Вот мы в автобусе сидим», предметные картинки «Грибы» (подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор, бледная поганка, рыжик, белый гриб, масленок, опенок), печенье «Грибочки».
Методические приёмы.
Создание ситуации занимательности.
Методы словесной передачи (объяснение, рассказ, беседа)
Наглядные методы (наблюдение, показ образца, показ способа действия и дидактических пособий).
Игровые методы (пальчиковая гимнастика, физкультминутка, дыхательная гимнастика).
Содержание НОД:
1) Приветствие.
– Здравствуйте, ребята!
2) Мотивация к занятию. Эмоциональный настрой: звучит запись «Голоса леса».
Воспитатель: Сегодня я хочу предложить вам путешествие в осенний лес. А чтобы попасть в лес, надо сесть на автобус и уехать далеко от детского садика.
А во время нашего пути я предлагаю вам отгадать загадку.
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает – повезло!
Ответы детей. (Гриб)
Воспитатель: Правильно! Мы сегодня пойдем по грибы. А что в лесу мы можем о них узнать?
Дети: названия грибов, где растут, как их нужно собирать.
Воспитатель: Хорошо. Мы узнаем. Ребята вот мы и приехали, выходим из автобуса. Вот и лес. Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес.
Ребята, вспомните, мы с вами читали сказку, смотрели мультфильм «Под грибом». Что удивило муравья, когда закончился дождь, и он выбрался из-под гриба?
Дети: Сначала муравью одному было мало места, а потом всем место нашлось.
Воспитатель: Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно было, а потом всем пятерым место нашлось?
Дети: Пока шёл дождь гриб вырос.
Воспитатель: Правильно, грибы растут после дождя. А в какое время года бывает больше всего грибов?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Мы с вами попали в настоящее царство грибов. Грибы очень разнообразные. Все ли грибы можно собирать?
Дети: нет, есть съедобные и несъедобные (ядовитые).
Воспитатель: почему грибы называют несъедобными?
Дети: Их нельзя употреблять в пищу.
Воспитатель: Правильно! Помните, что не каждый гриб в корзину кладут. Есть грибы ядовитые (несъедобные). Есть в них яд, который может вызвать отравление. Собирать грибы нужно только хорошо известные вам. Посмотрите, пожалуйста, на картинки и постарайтесь определить, какие грибы несъедобные.
Дети: мухомор.
Воспитатель: Правильно, но есть ещё и бледная поганка, ложные опята.
(Демонстрация и рассказ воспитателя)
МУХОМОР — самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор.
Шляпка красная, в горошек,
Воротник на тонкой ножке.
Этот гриб красив на вид,
Но опасен, ядовит.
Не правда ли, красавец? Алый кафтан, белые крапинки. Но не спешите сшибать мухоморы ногами и топтать их. Есть их нельзя, но люди научились делать из них лекарство.
БЛЕДНАЯ ПОГАНКА — смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет, воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.
Кто съест меня — отравится.
Я не привыкла нравиться,
Ребята, я попрошу вас внимательно посмотреть на рисунки и запомнить ядовитые грибы.
Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу
Мы идем грибы искать
Этот пальчик в лес пошел Начинают загибать по одному пальчику, Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел
Потому и потолстел.
Воспитатель: Сбор грибов называют «тихой охотой». Мы в лесу не хозяева, а гости. А если пришли в гости – уважайте хозяев леса – растительный и животный лесной народ. На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами. Но перед тем как собирать грибы, мы должны узнать правила сбора грибов:
1.Грибы можно собирать только вместе со взрослыми, которые хорошо знают лес;
2.Не срывать, не топтать ядовитые грибы — они нужны многим жителям леса;
3.Не раскапывать грибницу—она может высохнуть, если не прикрыта листвой;
4.Не собирать грибы у проезжей части;
5.Собирать только известные грибы;
6.Не срывать старые и очень маленькие грибы.
7.Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их - можно повредить грибницу. А что такое грибница?
Дети: затрудняются ответить.
Воспитатель даёт понятие грибницы.
Воспитатель: Грибы нужно не срывать, а срезать. А для чего?
Дети: Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без грибницы новые грибы не вырастут.
Воспитатель: Верно, грибы нельзя вырывать из земли вместе с грибницей. Погубив грибницу, вы не найдете больше на этом месте грибов. А ведь грибницы некоторых грибов живут сотни лет! Если вы нашли лесной клад - молодой свежий гриб, его нужно срезать ножом. А грибницу слегка присыпать землей, прикрыть листвой или веткой хвои и крепко прижать ладонью, чтобы на следующий год снова вырос гриб. Настоящий грибник, находя хороший гриб, сначала полюбуется им, запомнит, где этот гриб вырос, и только потом осторожно срежет его и положит в лукошко шляпкой вниз. Вот какие подарки преподносит нам лес.
Дыхательная гимнастика
Теперь вы грибники. Тихо пойдем по лесу, вдыхаем свежий запах опавшей листвы, собираем грибы. Внимательно смотрим под ноги, поднимаем нижние ветки (собирают грибы). Дети встают и ходят по комнате, находя расставленные грибы (муляжи) и складывают в корзину.
Затем дети садятся на «пенёчки» (расставленные полукругом стульчики).
Воспитатель: Как можно назвать одним словом то, что вы собрали?
Дети: Грибы.
Рассказ воспитателя о грибах.
Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка.
Воспитатель вынимает из корзины по одному грибу и описывает вместе с ребёнком внешний вид и особенности строения (размер, форма и цвет шляпки и ножки, особенности произрастания)
БЕЛЫЙ ГРИБ — шляпка коричневая, круглая, ножка толстая.
В глухом бору стоять привык.
ПОДБЕРЕЗОВИК — растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.
ПОДОСИНОВИК — с красной шляпой, ножка высокая.
ЛИСИЧКИ — желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.
ОПЯТА — грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями».
Где любят расти опята? (Ответы детей). Верно, на пеньках. Слово «опенок» происходит от слова «пень». С одного пенька целую корзинку опят можно насобирать.
Это МАСЛЯТА. Уж до того дружные ребята, что целыми семьями из земли лезут. Маслята – сосновые детки. Это значит, что они растут под какими деревьями?
Дети: Под соснами.
Воспитатель: Взгляните, к шляпкам маслят прилипли и травинка и хвоинка. Почему?
Дети: наверно потому, что липкие, масляные.
Воспитатель: Да потому, что шляпка у них блестящая и липкая, как бы маслом смазана. Очень вкусные грибочки маслята.
Познакомить детей с многозначными словами: лисички, шляпка, ножка.
Объяснить разницу в значениях этих слов. Путем сравнения.
Физкультминутка:
Звучит музыка – песня «Вот мы в автобусе сидим»
Дети, сидя на стульчиках, подпевают и показывают движения.
Воспитатель: Ребята, мы приехали обратно в детский сад. У нас в корзинке много грибов. А можно ли есть грибы сразу после того как мы их собрали?
Ответ детей: Нет.
Воспитатель: Их нужно приготовить, вот и узнаем, умеете ли вы готовить грибы.
Дидактическое упражнение "Приготовим грибы".
-Если грибы сварить, то они будут вареные,
-а если грибы пожарить, тогда они будут жареные,
-если засолить, они будут соленые,
- если замариновать, они будут маринованные,
- засушить - сушеные.
Заключительная часть.
Воспитатель: Сейчас мы с вами подведём итоги нашей прогулки. Что нового вы узнали? Где растут грибы? Какие бывают грибы? Какие можно собирать грибы, а какие нельзя? С кем можно ходить в лес за грибами?
(Ответы детей)
Дети: Где растут грибы, съедобные и несъедобные, части гриба, как и где нужно собирать грибы.
Воспитатель: Молодцы! Когда пойдете в лес за грибами с родителями, расскажите о своих наблюдениях!
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, мы с вами соблюдали все правила леса и лесные жители решили нас отблагодарить. Они передали вам угощения. Детям раздается угощение - печенье «Грибочки».
multiurok.ru
Октябрь Тема недели: «Грибы» Цель: Создание социальной ситуации развития познавательного интереса в процессе совместной деятельности. |
|||||
Дни недели Распорядок дня | 16.10.17 | 17.10.17 | 18.10.17 | 19.10.17 | 20.10.17 |
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
«Здравствуйте, дети!» Беседы. Групповое общение. Игры. Чтение художественной литературы. |
Приём детей в группе. Свободное общение: Как провел выходные, что видели?» Цель: создание условий для активизации внимания и речи детей. Рассматривание иллюстраций, с изображениями грибов. Чтение художественной литературы В. Сутеев «Под грибом» Цель: создание условий для формирования интереса и потребности в чтении. |
Приём детей в группе. Свободное общение: «Где растут грибы?», «Зачем грибы в лесу?» Цель: Создание условий для активизации внимания и речи детей. Рассматривание и сравнение грибов (по форме, размеру, длине, цвету). Чтение художественной литературы Толстой А. «Грибы» Цель: создание условий для формирования интереса и потребности в чтении.
|
Приём детей в группе. Свободное общение: «Что такое безопасность?», «Как не заблудиться в лесу?» Цель: создание условий для активизации внимания и речи детей. Д/и" "Подскажи словечко" Цель: создание условий для развития звуковой культуры речи. Чтение художественной литературы Чтение рассказа В. Зотова из книги «Лесная мозаика» «Подберезовик» Цель: создание условий для формирования интереса и потребности в чтении. |
Приём детей в группе. Беседа «Почему нельзя собирать ядовитые грибы?», «Кто питается грибами» Цель: создание условий для активизации внимания и речи детей. Пальчиковая гимнастика “Хозяйка однажды с базара пришла” Чтение художественной литературы С. Аксаков «Грибы» Цель: создание условий для формирования интереса и потребности в чтении. |
Приём детей в группе. Беседа: «Почему нельзя употреблять в пищу сырые грибы?» Игра "Чей? Чья?" Цель: создание условий для развития диалогической речи по типу: «вопрос-ответ». Чтение художественной литературы Алиева Н. «Гриб-волшебник» Цель: создание условий для формирования интереса и потребности в чтении. |
Утренняя гимнастика | Комплекс утренней гимнастики в средней группе (под музыку). Цель: создание условий для развития двигательной активности. | ||||
Гигиенические процедуры | Тщательное мытьё рук до локтей, вытирание насухо своим полотенцем. Цель: создание условий для совершенствования навыков самообслуживания. | ||||
Подготовка к завтраку, завтрак. |
Формирование навыка тщательно пережёвывать пищу, выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола не закончив еду, говорить "спасибо". Формирование навыка пользоваться салфеткой по мере необходимости. Практическое упр. «Послушные локоточки». Цель: создание условий для формирования культуры поведения за столом. |
||||
ООД |
ФЦКМ «Съедобные и несъедобные грибы» Физ.культура на улице : Ходьба в колонне.Бег врассыпную. Прыжки на месте с ноги на ногу. Прыжки на месте на одной ноге.
|
Рисование «Мухомор»
Физкультура (по плану физ. инструктора) |
ФЭМП «Помоги листовичкам сосчитать грибочки. Присчитывание и отсчитывание по1 в пределах 4»
Музыкальное занятие (по плану музыкального руководителя) |
Лепка «Изготовление драгоценностей для листовичков» (Доронова Т.Н. с.13)
Физкультура (по плану физ. инструктора) |
Аппликация «Заготовим грибочки для белочки» (работа с незавершённым продуктом) Музыкальное занятие (по плану музыкального руководителя) |
2 Завтрак
|
Формирование навыка тщательно пережёвывать пищу, выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола не закончив еду, говорить "спасибо". Формирование навыка пользоваться салфеткой по мере необходимости. |
||||
«Вместе на природу». Подготовка к прогулке. Прогулка. Знакомство с природой. Игры, труд.
|
Перед выходом для одевания обращаю внимание на погоду за окном, уточняю у детей, в какой одежде будет комфортно гулять в такую погоду. Обращаю внимание детей на то, что вещи из шкафчика нужно доставать последовательно, не все сразу.
Октябрь Прогулка 1 (Картотека прогулок) «Наблюдение за березой» |
Перед выходом для одевания обращаю внимание на погоду за окном, уточняю у детей, в какой одежде будет комфортно гулять в такую погоду. Обращаю внимание детей на то, что вещи из шкафчика нужно доставать последовательно, не все сразу.
Октябрь Прогулка 2 (Картотека прогулок) «Наблюдение за погодой» |
Перед выходом для одевания обращаю внимание на погоду за окном, уточняю у детей, в какой одежде будет комфортно гулять в такую погоду. Обращаю внимание детей на то, что вещи из шкафчика нужно доставать последовательно, не все сразу. Октябрь Прогулка 3 (Картотека прогулок) «Наблюдение за состоянием погоды» |
Перед выходом для одевания обращаю внимание на погоду за окном, уточняю у детей, в какой одежде будет комфортно гулять в такую погоду. Обращаю внимание детей на то, что вещи из шкафчика нужно доставать последовательно, не все сразу. Октябрь Прогулка 4 (Картотека прогулок) «Наблюдение за птицами» |
Перед выходом для одевания обращаю внимание на погоду за окном, уточняю у детей, в какой одежде будет комфортно гулять в такую погоду. Обращаю внимание детей на то, что вещи из шкафчика нужно доставать последовательно, не все сразу.
Октябрь Прогулка 5 (Картотека прогулок) «Наблюдение за уборкой на цветнике» |
Гигиенические процедуры. |
Закрепление культурно-гигиенических умений: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать пену, мыть лицо, насухо вытираться своим полотенцем, вешать полотенце на своё место. |
||||
Подготовка к обеду |
Формирование навыка тщательно пережёвывать пищу, выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола не закончив еду, говорить "спасибо". Формирование навыка пользоваться салфеткой по мере необходимости. Практическое упр. «Послушные локоточки». Цель: создание условий для формирования культуры поведения за столом. |
||||
Подготовка ко сну. Дневной сон. |
Совершенствование умения снимать с себя одежду, аккуратно складывать и развешивать её на стуле. | ||||
Чтение худ. лит. перед сном: русская народная сказка «Самое дорогое» |
Чтение худ. лит. перед сном: Л.Н. Толстой «Котёнок», «Ёж и заяц» |
Чтение худ. лит. перед сном: русская народная сказка в обработке С. Маршака «Двенадцать месяцев» |
Чтение худ. лит. перед сном: русская народная сказка в обработке С. Маршака «Двенадцать месяцев»(продолжить чтение) |
Чтение худ. лит. перед сном: Сказка про мишку и порядок. |
|
Подъём. Воздушные, водные процедуры. |
Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам, гигиенические процедуры. Цель: Формирование потребности в здоровом образе жизни и навыков самообслуживания. |
||||
Подготовка к полднику. Полдник. |
Формирование навыка тщательно пережёвывать пищу, выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола не закончив еду, говорить "спасибо". Формирование навыка пользоваться салфеткой по мере необходимости. |
||||
Игры, самостоятельная деятельность детей. |
Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в лес» Цель: создание условий для отображения полученных ранее впечатлений . Слушание музыки: Абелян Л. «По грибы», Соколова Е. «Осень к нам пришла». Обыгрывание «Листовички расставляют мебель в соём домике» Пазлы, раскраски, рисование по трафарету, настольно-печатные игры, игры со строительным материалом. Цель: создание условий для развития фантазии, усидчивости, умения играть вместе. |
Игровые ситуации: « Если ты оказался один в лесу» Цель: создание условий для формирования безопасных основ поведения. Математическая гра по карточкам с точками из детского календаря «Обозначь правильно» Пазлы, раскраски, рисование по трафарету, настольно-печатные игры, игры со строительным материалом. Цель: создание условий для развития фантазии, усидчивости, умения играть вместе. |
Занятие по кружку ниткографии «Волшебный клубочек» Дидактическая игра «Можно- нельзя» Цель: создание условий для закрепления представления о правилах безопасного поведения в лесу. Игры с карточками из детского календаря «Деревья» Пазлы, раскраски, рисование по трафарету, настольно-печатные игры, игры со строительным материалом. Цель: создание условий для развития фантазии, усидчивости, умения играть вместе. |
Театрализация по сказке «Теремока» Слушание музыки: Соколова Е. «Осень к нам пришла», Раухвергер М. «Грибок», Беседа на тему: «Растения тоже любят умываться» Коллективный труд: Протереть листочки у растений в группе. Цель: создание условий для воспитания трудолюбия. Пазлы, раскраски, рисование по трафарету, настольно-печатные игры, игры со строительным материалом. Цель: создание условий для развития фантазии, усидчивости, умения играть вместе. |
Сюжетно – ролевая игра «Кафе» Д.и. «Что лишнее?» (грибы и ягоды) Цель: создание условий для развития внимания, памяти, логического мышления. «Перекати мяч»Цель: создание условий для закрепления навыка играм с мячом; развивать внимание и быстроту реакции. Пазлы, раскраски, рисование по трафарету, настольно-печатные игры, игры со строительным материалом. Цель: создание условий для развития фантазии, усидчивости, умения играть вместе. |
Подготовка к ужину, ужин. |
Формирование навыка тщательно пережёвывать пищу, выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола не закончив еду, говорить "спасибо". Формирование навыка пользоваться салфеткой по мере необходимости. Практическое упр. «Послушные локоточки». Цель: создание условий для формирования культуры поведения за столом. |
||||
Игры, прогулка, уход детей домой. |
П.и. «У медведя во ору грибы, ягоды беру» П.и. «Кто быстрее соберёт съедобные грибы» П.и. «Пешеходы и автомобили» Загадки о грибах |
||||
Взаимодействие с родителями. |
Консультация «Давайте учиться вместе: ребенок +родитель +воспитатель» (Советы по работе с детским календарём) |
Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения). |
Индивидуальные беседы с родителями о важности прививки против гриппа. Беседа о профилактике ОРВИ. |
Показать родителям различные варианты использования материалов «Детского календаря» в семье для сюжетной игры и игры с правилами. | Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр. |
blog.dohcolonoc.ru
КОНСПЕКТ ООД В СРЕДНЕЙ ГРУППЫ "ГРИБЫ"
КОНСПЕКТ ООД В СРЕДНЕЙ ГРУППЫ "ГРИБЫ"
Бажмина Татьяна Александровна, воспитатель, МБУ детский сад №138 «Дубравушка» г.о. Тольятти
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно — исследовательская, продуктивная.
Цель: формирование представлений у детей о грибах.
Задачи:
- Формировать знания о грибах.
- Закреплять умения лепить знакомые предметы, используя усвоенные приемы (раскатывания пластилина прямыми и круговыми движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами для уточнения формы) и лепить грибы из двух частей (шляпка, ножка)
- Воспитывать бережное отношение к грибам.
Материалы и оборудование: Презентация «Осенний лес с грибами», «Грибы», интерактивная доска, пластилин, дощечки для лепки, салфетки.
Содержание организованной деятельности детей
I. Организационный момент.
1слайд. Осенний лес с грибами.
Воспитатель:
-Ребята, я хочу загадать вам загадки, а вы попробуйте отгадать:
Нет грибов дружней, чем эти, -Знают взрослые и дети -На пеньках растут в лесу,Как веснушки на носу.
Дети: Опята
Я в красной шапочке растуСреди корней осиновых.Меня увидишь за версту -Зовусь я — …
Дети: Подосиновик
Не спорю — не белый,Я, братцы, попроще.Расту я обычноВ берёзовой роще.
Дети: Подберёзовик.
В мягкой травке на опушкеВсюду рыженькие ушки.Золотистые сестричкиНазываются...
Дети: Лисички
Кто растет в лесуУ дорожки?Есть у них шляпкиИ ножки.
Дети: Грибы
Воспитатель: Ребята, а где же растут грибы?
Дети: В лесу
Воспитатель: А все ли грибы можно собирать в лесу?
Дети: Нет
Воспитатель: Давайте вспомним, какие грибы съедобные и не съедобные.
II. Работа с интерактивной доской. Игра: «Съедобный — несъедобный»
2слайд. Воспитатель называет гриб, а дети показывают на этот гриб и говорят, можно его есть или нет.
Воспитатель: Молодцы, все вспомнили.
Воспитатель: Ребята внимательно рассмотрите их и скажите, чем они похожи?
Дети: У грибов есть ножка и шляпка.
Воспитатель: Правильно дети! А чем они отличаются?
Дети: Грибы бывают разных размеров и разных цветов.
Воспитатель: Долго с вами мы играли наши глазки так устали, давайте отдохнем.
III. Гимнастика для глаз
«Чудеса»
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (Закрывают оба глаза).
Наши глазки отдыхают, (Продолжают стоять с закрытыми).
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем, (Открывают глаза, взглядом рисуют мост).
Через речку мост построим.
Нарисуем букву о, получается легко. (Глазами рисуют букву о).
Вверх поднимем, глянем вниз, (Глаза поднимаем вверх, опускаем вниз).
Вправо, влево повернем, (Глаза смотрят вправо- влево).
Заниматься вновь начнем. (Глазами смотрят вверх, вниз).
Появляется игрушка – белочка.
Белочка. Ребята, я очень люблю грибы и заготавливаю их на зиму. Скоро уже зима, а я не успела их посушить. Ребята, а может вы поможете?
Воспитатель: А где мы возьмем грибы?
-Ребята, вспомним, как можно слепить гриб.
Дети вместе с воспитателем, используя интерактивную доску (алгоритм лепки гриба) обсуждают, как можно слепить гриб.
- Ножка: берем кусочек глины и делаем ножку гриба – раскатываем валик (цилиндр);
- Шляпка: берем кусочек глины и лепим шляпку – раскатываем шар, сплющиваем и выгибаем, чтобы получилась чаша; если лепим маленький грибочек, можно оставить шляпку в виде шара, если большой гриб, то изгибаем шляпку краями внутрь (наружу), или делаем плоской, как тарелку. Обязательно в середине шляпки делаем углубление для ножки.
- Соединяем: две детали, шляпку и ножку-гриб готов!!!
IV. Самостоятельная деятельность детей (лепка).
(Помощь воспитателя по необходимости)
V. Рефлексия.
- О чем мы сегодня с вами разговаривали?
- Что вы узнали о грибах?
- Молодцы! Хорошо постарались. Ребята, посмотрите, какие у нас красивые грибы получились. Расскажите, какими движениями ладоней мы лепили грибы? (прямыми и круговыми). Из каких частей состоит гриб (ножка и шляпка) А какие грибы мы слепили (Подосиновик, подберезовик). Дети грибочки передают белочке.
Список литературы:
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильвой — М.: МОЗАЙКА — СИНТЕЗ, 2014 — 352 с.
- Комарова Т. С. — Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа.
Следующая > |
doshkolnik.ru
Конспект занятия "Грибы" в средней группе - 19 Мая 2015
Образовательные цели:Закрепление представлений о лесе. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы».
Познакомить с названиями грибов, их внешними признаками, строением, обобщающим словом «Грибы». Учить согласовывать числительные с существительными, образовывать прилагательные от глаголов ; закрепить употребление предлогов.
Развивающие цели:
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха, памяти, координации речи с движением.
Воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Предварительная работа: чтение сказке и просмотр мультфильма В . Сутеева «Под грибом».
Оборудование :интерактивная доска, корзинки, раздаточные карточки с изображениями съедобных и несъедобных грибов, муляжи, магнитофон, запись «Голоса леса», «пеньки» (модули), предметные картинки «Грибы» (подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор, бледная поганка, рыжик, белый гриб, масленок, опенок) ,печенье «Грибочки».
Методические приёмы .
1.Создание ситуации занимательности .
2.Методы словесной передачи (объяснение, рассказ, беседа)
3. Наглядные методы (наблюдение ,показ образца ,показ способа действия и дидактических пособий.
4. Игровые методы (пальчиковая гимнастика ,физкультминутка, дыхательная гимнастика)
Ход занятия:
I. Организационный момент.
1) Приветствие.
– Здравствуйте, ребята!
2) Мотивация к занятию.
Эмоциональный настрой: звучит запись «Голоса леса»
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу предложить вам путешествие в осенний лес. А чтобы попасть в лес, надо сесть на автобус и уехать далеко от детского садика.
А во время нашего пути я предлагаю вам отгадать загадку .
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки? С виду он похож на зонтик, Только меньше во сто крат. Коль гроза на горизонте, Он бывает очень рад. Если дождик и тепло, Он считает – повезло! -Ответы детей .(Гриб)
В:Правильно! Мы сегодня пойдем по грибы. А что в лесу мы можем о них узнать?
Дети: названия грибов, где растут, как их нужно собирать.
Воспитатель: Хорошо. Мы узнаем .
Ребята вот мы и приехали.(выходим из автобуса)
. Вот и лес.Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес.
Ребята, вспомните мы с вами читали сказку и смотрели мультфильм «Под грибом». Что удивило муравья, когда кончился дождь, и он выбрался из под гриба?
Дети: Сначала муравью одному было мало места, а потом всем место нашлось.
Воспитатель: Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно было, а потом всем пятерым место нашлось?
Дети: Пока шёл дождь гриб вырос.
Воспитатель: Правильно, грибы растут после дождя.
Недаром и в пословицах сказано: «Будет дождь – будет и гриб» . А в какое время года бывает больше всего грибов?
Дети: Осенью.
Воспитатель: И про то пословица имеется: «Весна красна цветами, а осень – грибами».
-Мы с вами попали в настоящее царство грибов. Грибы очень разнообразные .Все ли грибы можно собирать?
Дети: нет, есть съедобные и несъедобные( ядовитые)
Воспитатель: почему грибы называют несъедобными? Дети: Их нельзя употреблять в пищу.
Воспитатель: Правильно! Помните, что не каждый гриб в корзину кладут .Есть грибы ядовитые(несъедобные). Есть в них яд, который может вызвать отравление. Собирать грибы нужно только хорошо известные вам. А про тех, кто ядовитые грибы в кузовок кладет, говорят: «Ходить в лесу – видеть смерть на носу».
Посмотрите, пожалуйста картинки и постарайтесь определить какие грибы несъедобные.
Дети: мухомор.
Воспитатель: Правильно, но есть ещё и бледная поганка , ложны е опята.
(Демонстрация и рассказ воспитателя).
МУХОМОР — самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор.
Шляпка красная, в горошек,
Воротник на тонкой ножке.
Этот гриб красив на вид,
Но опасен, ядовит.
Не правда ли, красавец? Алый кафтан, белые крапинки. «Мухомор красен, да для здоровья опасен». Но не спешите сшибать мухоморы ногами и топтать их. В лесу мухомор – гриб нужный. Для человека ядовит , а лесным обитателям сгодится. Олени жадно ищут мухоморы и съедают их. Улитки и слизняки прогрызают в шляпках мухоморов дырки. Белки даже сушат их на зиму. В лечебных целях. Люди, кстати, тоже уже научились использовать мухоморы как лекарство от некоторых серьезных болезней.
БЛЕДНАЯ ПОГАНКА — смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет, воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная .
Я не привыкла нравиться, Кто съест меня — отравится.
Ребята, я попрошу вас внимательно посмотреть на рисунки и запомнить ядовитые грибы.
Пальчиковая гимнастика «Грибы» Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу
Мы идем грибы искать
Начинают загибать по одному пальчику
Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел
Потому и потолстел.
Воспитатель: Сбор грибов называют «тихой охотой». Мы в лесу не хозяева, а гости . А коль уж пришли в гости – уважайте хозяев леса: растительный и животный лесной народ. На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами.
Но перед тем как собирать грибы, мы должны узнать правила сбора грибов:
1.Грибы можно собирать только со взрослыми, которые хорошо знают лес;
2.Не срывать, не топтать ядовитые грибы — они нужны многим жителям леса;
3.Не раскапывать палкой грибницу—она может высохнуть, не покрытая листвой;
4.Не собирать грибы у проезжей части;
5.Собирать только известные грибы;
6.Не срывать старые и очень маленькие грибы.
7.Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их— можно повредить грибницу.
А что такое грибница?
Дети: затрудняются ответить.
Воспитатель даёт понятие грибницы.
Воспитатель: Грибы нужно не срывать, а срезать. А для чего?
Дети: Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без грибницы новые грибы не вырастут.
Воспитатель: Верно, грибы нельзя вырывать из земли вместе с грибницей. Погубив грибницу, вы не найдете больше на этом месте грибов. А ведь грибницы некоторых грибов живут сотни лет! Если вы нашли лесной клад - молодой свежий гриб, его нужно срезать ножом. А грибницу слегка присыпать землей, прикрыть листвой или веткой хвои и крепко прижать ладонью, чтобы на следующий год снова вырос гриб. Настоящий грибник, находя хороший гриб, сначала полюбуется им, запомнит, где этот гриб вырос, и только потом осторожно срежет его и положит в лукошко шляпкой вниз. Вот какие подарки преподносит нам лес!
Теперь, вы, грибники. Тихо пойдем по лесу, вдыхаем свежий запах опавшей листвы (дыхательная гимнастика), собираем грибы. Внимательно смотрим под ноги, поднимаем нижние ветки( собирают грибы). Дети встают и ходят по комнате, находя расставленные грибы (муляжи) и складывают в корзину.
Затем дети садятся на «пенёчки» (расставленные полукругом)
Воспитатель: Как можно назвать одним словом, то что вы собрали?
Дети: Грибы.
Рассказ воспитателя о грибах.
Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка.
Воспитатель вынимает из корзины по одному грибу и описывает вместе с ребёнком внешний вид и особенности строения (размер, форма и цвет шляпки и ножки, особенности произрастания)
БЕЛЫЙ ГРИБ — шляпка коричневая, круглая, ножка толстая.
В глухом бору стоять привык.
ПОДБЕРЕЗОВИК — растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.
ПОДОСИНОВИК — с красной шляпой, ножка высокая.
ЛИСИЧКИ — желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.
ОПЯТА — грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями».
Где любят расти опята? (Ответы детей). Верно, на пеньках. Слово «опенок» происходит от слова «пень». С одного пенька целую корзинку опят можно насобирать.
Это МАСЛЯТА . Уж до того дружные ребята, что целыми семьями из земли лезут. Маслята – сосновые детки. Это значит, что расти они любят под какими деревьями?
Дети: Под соснами.
Воспитатель: Взгляните, к шляпкам маслят прилипли и травинка и хвоинка. Почему?
Дети: наверно потому, что липкие, масленые.
Воспитатель: Да потому, что шляпка у них блестящая и липкая, как бы маслом смазана. Очень вкусные грибочки маслята.
Познакомить детей с многозначными словами: лисички, шляпка, ножка.
Объясните разницу в значениях этих слов. Путем сравнения.
Физкультминутка:
Все зверушки на опушке ищут грузди и волнушки, белочки скакали, рыжики срывали. Лисичка бежала, лисички собирала, Скакали зайчатки, искали опятки. Медведь проходил, мухомор раздавил.
Воспитатель : Ребята, а грибы после того как мы собрали можно ли есть сразу? Ответ детей : Нет. Воспитатель: Их нужно приготовить, вот и узнаем умеете ли вы готовить грибы.
Упражнение "Какие грибы" (учимся образовывать отглагольные прилагательные).
-Если грибы сварить, то они будут вареные,
-а если грибы пожарить, тогда они будут жареные,
-если засолить, они будут соленые, - если замариновать, они будут маринованные, - засушить- сушенные.
Воспитатель: как много грибов мы собрали! Давайте их сосчитаем.
Упражнение "Посчитай"( на согласование числительных с существительными)
1 гриб,.., 3 ..., 5 ...
1 лисичка3 ..., 5 ...
1 опенок, 3 ..., 5 ...
Воспитатель: Ребята вот и подошла наша прогулка к концу , пора возвращать в детский сад. Прошу вас пройти к автобусу и занять свои места .
Заключительная часть.
Воспитатель:
А во время обратного пути мы с вами подведём итоги нашей прогулки .
Что нового вы узнали? Какие бывают грибы? Какие можно собирать грибы , а какие нельзя?(Ответы детей)
Дети: Где растут грибы, съедобные и несъедобные, части гриба, правила сбора грибов.
Воспитатель:
Молодцы! (Добавляет)
А дома я попрошу вас вместе с родителями уточнить, почему нельзя собирать грибы у проезжей части и вблизи фабрик и заводов?
Воспитатель: Ребята , мы с вами соблюдали все правила леса и лесные жители решили нас отблагодарить .Они передали вам угощения.
Раздаю детям печенье «Грибочки».
udarenieru.my1.ru
Беседа на тему "Съедобные и несъедобные грибы"
Беседа с медсестрой по ОБЖ,
«Съедобные и несъедобные грибы»
для детей подготовительной группы
Холодняк Л.В. Воспитатель
МБОУ «Червоновская СОШДС
Цель: Научить детей различать грибы съедобные и несъедобные по внешнему виду, уметь собирать грибы.
Задачи:
Закрепить представление детей об особенностях внешнего вида грибов (боровик, подосиновик, подберезовик, лисички, опята, волнушки, мухомор).
Развивать чувство формы и композиции.
Воспитывать интерес к природе.
Материалы и оборудование:
Плакат «Грибная полянка», «Березовая роща, муляжи, рисунки грибов, фланелеграф, пластилин, стеки, зубочистки, салфетки, корзиночки, деревья.
Методы и приемы:
Загадки
Вопросы к детям
Чтение стихотворения К.Бальмонта «За грибами»
Сюрпризный момент – приход Лунтика
Загадки от Лунтика
Игра
Напоминание основных правил грибника
Пальчиковая гимнастика
Лепка грибов
Потешка «Грибочки»
Предварительная работа:
Беседа о грибах, загадки о грибах, рисование грибов, разучивание правил грибника.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку. А куда, попробуйте отгадать сами:
Здесь растет деревьев много:
Лип, осин, берез и кленов,
А еще грибов и ягод-
Не собрать их даже за год.
Место то полно чудес,
А зовем его мы…..(лес)
Дети: Лес!
В.- Кто из вас был в лесу?
Д.-
В.- Вам понравилось в лесу? Почему?
Д.- Да! В лесу свежий воздух, красиво, много деревьев, пахнет грибами.
В.- Кто живет в лесу?
Д.- Животные: медведи, волки, лисы, белка, птицы, бобры.
В.- Что люди собирают в лесу?
Д.- Грибы, ягоды, лекарственную траву.
В.- Ребята, послушайте К.Бальмонта «За грибами»
Вот мы дружною семьей-
За грибами в лес.
Я да он, да ты со мной,
Старый лес воскрес.
Был он тихий -темный бор,
Пасмурно глядел.
А как наш раздался хор,
Весь он загудел.
Белка слушала в сосне,
И с размаху – прыг!
Там сорока в вышине
Подняла свой крик.
Ну, товарищи, вперед,
Врассыпную вдруг.
Тот, кто первый гриб найдет,
Он мой лучший друг.
Только, братцы, примечай,
Вот вам уговор:
Чтоб этот гриб, пускай
Был не мухомор.
В.- Ребята, мы возьмем лукошки, по тропинке в лес пойдем и грибочков наберем. Пока до грибочков доберемся, отлично прогуляемся на свежем воздухе. А сколько раз нагнешься, пока по лесу ходишь! Вот тебе и гимнастика! Как же радостно, когда гриб найдешь!
Входит Лунтик с корзинкой грибов.
Лунтик: Я давно в лесу гуляю,
От росы я весь промок,
Но зато теперь я знаю
Про березу и про мох,
Про малину, ежевику,
Про ежа и про ежиху,
У которой за ежат
Все иголочки дрожат.
Лунтик: Здравствуйте, ребята!
Д.- Здравствуй, Лунтик!
В.- Ну-ка, посмотрим, что за грибы ты насобирал.
Л.- Сейчас достану. А вы, ребята, отгадайте мои загадки про грибы:
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладкий, красивый,
С ножкой толстой и прямой. ( Подосиновик)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это… (сыроежка)
Рыжие лисички
Ростом невелички. (Лисички)
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка,
Ядовитый….(мухомор)
В.- Стой, Лунтик. Ребята, разве можно употреблять в пищу мухоморы?
Д.- Нет!
В.- Давай-ка, Лунтик, мы поможем тебе собрать только съедобные грибы. Поиграй с нами в игру «Собери съедобные грибы в корзинку».
На полу расставляют грибы съедобные и несъедобные. Дети собирают только съедобные грибы, называют их и показывают Лунтику, и затем складывают в корзинку.
Л.- Спасибо вам, ребята!
В.- Помните, ребята и Лунтик, никогда не собирайте незнакомые грибы. Они могут оказаться ядовитыми. «Не всякому грибу место в лукошке». Всего в нашей стране растет более 2500 разных видов съедобных и несъедобных грибов. Есть среди них и очень ядовитые, которые и в руки брать не разрешается. Попадет яд на руки, а потом, если ты, по забывчивости, возьмешь этими руками хлеб, то и отравиться можешь. Почти все ядовитые грибы похожи на съедобные. Помни об этом и будь осторожен. Самые опасные грибы – мухомор и бледная поганка.
В.- Ребята, а вы ходили в лес за грибами?
Д.- Да!
В.- А с кем вы ходили?
Д.- С папой, мамой, дедом, бабулей.
В.- А вы видели, как старшие собирают грибы?
Д.- Да! Они срезают их ножом.
В.- Да, ребята, гриб, а точнее шляпку гриба и часть ножки срезают ножом, и не в коем случае не вырывают из земли вместе с корнем. Почему? Как вы думаете?
Д.- Чтобы не повредить грибницу.
В.- Ребята, слушайте внимательно и смотрите. Вот такими мы видим грибы в лесу (показ картины).А вот такими, на самом деле, вы видите под травой, в земле паутинку или сеточку. Это грибница. Если вы аккуратно срежете гриб, то на следующий год на этом месте вырастет еще гриб, и даже не один. А если вы вырвете гриб с корнем, то грибница повредится, и грибы здесь больше никогда не вырастут.
В.- Ребята, давайте вспомним основные правила грибника.
Дети по очереди называют:
Незнакомые грибы не трогай, оставляй их в лесу на поляне.
Ядовитые грибы не губи, ими лечатся животные.
Не разрывай палкой мох и листву около грибов – можно повредить грибницу.
Гриб осторожно срежь ножом или осторожно, придерживая ножку гриба, отломи шляпку.
Не бери старые грибы, оставь их насекомым.
В.- Ребята, запомните, что нельзя собирать грибы около шоссе. Они впитывают в себя ядовитые вещества, которые содержаться в выхлопных газах автомобилей.
В.- Ну что, ребята и Лунтик, вы запомнили правила хорошего грибника? Научились отличать съедобные от несъедобных? Вот и хорошо! А теперь, ребята, давайте немножко поиграем с пальчиками, перед тем как мы начнем лепить грибы.
Пальчиковая игра «Грибы»
Топ-топ – пять шагов Идут на месте.
В туесочке пять грибов Переплетают пальцы «корзиночкой»
Мухомор красный- Показывают пять пальцев, поочередно
Гриб опасный. массируя каждый палец,
А второй лисичка- начиная с большого.
Рыжая косичка.
Третий гриб – волнушка,
Розовое ушко.
А четвертый гриб – сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб- белый,
Ешь его смело.
Дети садятся за столы.
В.- Ребята, я предлагаю слепить грибное лукошко и наполнить его разными грибами, только съедобными и подарить Лунтику.
Дети сначала лепят грибное лукошко, а затем грибы.
В.- Молодцы! Слепили только съедобные грибы, красивые получились они у вас.
Л.- Спасибо вам, ребята. Я корзиночку с грибами подарю бабе капе. Она приготовит вкусный пирог с грибами. До свидания, ребята!
Д.- До свидания, Лунтик!
В.- Я по лесу по осеннему бреду
Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осиннике рыжики беру,
По березнячку – подберезовики,
По сосновым пням – опеночки,
А под елкой – белый гриб – боровик.
В.- Ребята, понравилось вам занятие?
Д.- Да! Было интересно. Приходил Лунтик, мы ему помогли собрать съедобные грибы.
В.- А что нового сегодня вы узнали? О чем вы расскажите своим близким, друзьям?
Д.- Что грибы бывают съедобные и несъедобные, что у них есть грибница, собирать их нужно осторожно, чтобы не повредить.
В.- Ребята, будьте внимательны и осторожны. И помните правила хорошего грибника «НЕ всякому грибу место в лукошке»
infourok.ru