Отдел образования администрации города Рассказово. Домики для звуков и букв картинки
Звуковой домик | Отдел образования администрации города Рассказово
Участник выставки
Воспитатель:Медведева Таисия Ивановна
МБДОУ «Детский сад №6 «Цветик»Дидактическое пособие «Звуковой домик»
Дидактическое пособие«Звуковой домик»
Дидактическое пособие «Звуковой домик»
Данное дидактическое пособие предназначено для детей 5-6 лет.
Цель:
Развитие у детей фонематического и речевого слуха, формирование ориентировки в звуковой системе языка.
Задачи:
- Обучать звуковому анализу слов;
- Устанавливать последовательность звуков в слове;
- Дать понятие о звуках гласных и согласных, об отличии их друг от
друга по произношению;
- Научить различать твёрдые и мягкие согласные на слух и по
артикуляции;
- Привить навык обозначения звуков условными значками;
- Развивать связную речь, обогащать словарь.
Описание пособия
Пособие «Звуковой домик» изготовлено из плотного картона, оно легко переноситься в удобное место для работы с ним. Его можно поставить, положить, повесить. Жители данного домика – звуки.
На крыше домика помещаются картинки с изображением предмета, название которого состоит из трёх, четырёх, пяти звуков и которое ребёнок должен проанализировать. Картинки меняются и фиксируются с помощью зажимов.
На стенке располагаются окошки-клеточки. Их количество соответствует количеству звуков в слове, обозначающем название предмета на картинке.
К домику прикрепляется леска для подвешивания на неё окошек-клеточек. В каждое окошко поселяется один звук. Он обозначается фишкой-карточкой:
гласный звук – красная фишка – карточка;
согласный твёрдый звук – синяя фишка – карточка;
согласный мягкий звук – зелёная фишка – карточка.
Дверь домика служит карманом, в котором находятся все фишки – карточки.
Играя с жильцами домика, дети учатся слышать звук. Они устанавливают последовательность и количество звуков в данном слове, дают им полную характеристику, называют по имени звук в указанном окошке, производят слияние звуков, определяют позицию звука в слове, «вселяют» звуки только в своё окошко и «выселяют» по команде играющих, считают каких звуков больше или меньше, производят замену одного звука на другой.
Данное пособие совершенствует слуховое восприятие ребёнка и обучает проводить звуковой анализ слов.
Версия для печати:МБДОУ «Детский сад №6 «Цветик» – Медведева Таисия Ивановна – Дидактическое пособие «Звуковой домик»
rasskazovogorono.68edu.ru
Веселые липучки Дома для букв с буквами
Развивающее дидактическое пособие ковролиновый конструктор Дома для букв с буквами – это отличная возможность научить своего ребёнка в интересной игровой форме различать гласные и согласные, запомнить буквы. Фигурки легко при помощи липучек прикрепляются в домиках. Игра уже давно успешно используется в детских садах.
Ковролиновый конструктор – реализм и качество:
- материал очень плотный и качественный, не рвётся, не мнется, не теряет форму;
- проклейка и разрисовка – ручная работа;
- многоразовые липучки;
- реалистичные легко узнаваемые элементы.
В набор входят:
- 4 дома;
- надписи Гласные, Согласные;
- буквы 36 штук;
- 2 дерева, 3 элемента травы, облако 3 штуки.
Как играть?
Поселите буквы в правильные домики: гласные и согласные. Можно делать это по очереди, можно устроить среди детей соревнование, раздать каждому по домику – кто быстрее наполнит свой. Или взрослый показывает букву – кто первый правильно отгадает, тот её и забирает. Можно также спрашивать про согласные: глухой-звонкий, про гласные: один звук или два.
Буквы ходят в гости
Начинаем учиться читать. Приведите гласную букву в гости к согласным, пусть она споет песню в паре с каждым из них. Потом наоборот какая-то согласная идет к гласным в домик. Предложите ребёнку самостоятельно выбирать букву, чтобы повысить интерес к занятию.
Дождик начинается!
Игра для весёлого запоминания названий букв. Берём несколько букв и выпускаем их гулять играть на травке. Проговариваем названия всех. Дальше прикрепим облако, символизирующее начало дождя. И теперь начинаем звать буквы в домик по имени: «Буква А, беги домой, дождь начинается». Ребёнок будет помогать буквам. Меняйтесь местами.
Волшебная история
Рассказываем историю, добавляя в неё слова, выложенные из букв. Это может быть как известная сказка, так и придуманный сюжет. Например, снесла курочка ЯИЧКО. Слово яичко должен дополнить и выложить ребёнок.
Правильно или неправильно
Игра в учителя. Выкладываем слова со смешными и понятными ребёнку ошибками: вместо СУП – СИП, пусть пробует исправить.
Разноцветные Домики для Игр с детьми
Дорогие родители! Сегодня вы узнаете об очень интересном и мало затратном способе изготовления развивающего материала для занятий вместе с Вашим малышомДля этого нам понадобится:- изображение домика- цветные листы (к примеру 4-х основных цветов)- принтер черно-белый- ножницы
Вам необходимо распечатать изображение домика на цветных листках используя принтер.
После того как вы распечатает изображение домиков на листах, используя основные цветовые гаммы, у Вас должны получиться такие красивые домики. Которые желательно приклеить на картон, для того чтобы изображение прослужило дольше. В какие игры можно играть с цветными домиками: 1. Разложить четыре домика перед ребенком . Заранее найти дома все игрушки и любые предметы быта которые можно использовать при игре с ребенком. Необходимо чтобы все эти предметы были таких же цветов что и распечатанные домики. Т.е. зеленые, красные,желты и синие. Если с Вами играют несколько детей, тогда поделите все предметы и игрушки которые вы смогли найти между детьми поровну .По очереди называйте цвет домика и просите приносить к домику предметы того же цвета. 2.Раздать детям игрушки в виде животных или кукол. И просить чтобы к примеру куклу отвели в красный домик, а медведя в зеленый. Смотрите как ещё можно использовать данный способ распечатки на цветных листах для изготовления развивающих карточек для игр с детьмиДидактические игры для детей
Подробности Опубликовано: 22.04.2016 15:48 Просмотров: 2619Кузнецова Елена Александровна,
учитель-логопед
Дидактическая настольная игра «Найди картинку»
Цель игры: научить детей определять гласный звук в начале слова, выучить гласные буквы А, О, У, И, Э.
Задание: у детей на столах карточки с изображением шести картинок и набор карточек с гласными звуками (А, У, О, И, Э)
Карточки с буквами и картинками находятся во вложении (необходимо предварительно распечатать и разрезать).
Необходимо определить какой первый звук в названии картинки и закрыть картинку соответствующей гласной буквой.
А-нанас – первый звук А, О-слик - первый звук О, …
- Какие картинки вы закрыли буквой А? Буквой О? и т.д.
Варианты карточек:
- астры, экскаватор, обруч, утюг, окунь, индюк;
- индеец, овощи, орден, улитка, автобус, этажерка;
- ананас, утята, ослик, избушка, облако, экскаватор;
- апельсин, эскимосы, автомобиль, утка, обруч, игрушки.
Карточки с буквами:
Игра «Домики с гласными звуками»
У детей карточки-домики с буквами и разрезанные карточки с картинками у взрослого. Задание: слушай внимательно, если услышишь слово, которое начинается на букву с твоей карточки – скажи. Кто быстрее заполнит пустые окошечки в домике на своей карточке, тот и выиграл.
Варианты картинок:
Звук А
Звук О
Звук И
Звук У
Звук Э
Домики с буквами
Играйте с удовольствием!!!
ocpmcc.edu35.ru
СКАЗОЧНЫЙ ДОМ Удобным пособием для звуко-бук-венного анализа на протяжении всего периода обучения грамоте является изображение дома. Но дом этот сказочный, в нем живут не люди, а звуки и буквы. При изготовлении пособия обратите внимание на то, что рисунки 1а и 16, 2а и 26 — парные. Они должны точно накладываться один на другой так, чтобы из-за отодвинутой во время занятий шторки показывалась буква, соответствующая данному звуку. Шторки можно делать вставными или наклеивать, как ставенки окошек. Окраска шторок:
— желтый цвет — дополнительноеобозначение звонкости (рис. 2а), Условные обозначения, применяемые при написании букв (рис. 16 и 26), взяты из карты Буквограда:
Буквы Ь и Ъ черного цвета. Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом, слышимым (произносимым) и словом, видимым (записываемым). В процессе письма ребенок должен проделать ряд операций:
«ДОМ» для усвоения понятия «ЗВУК» ^ И ДЛЯ БУКВ, ИХ ОБОЗНАЧАЮЩИХ (рис. 1а, 16) Нас окружают самые разнообразные звуки: свист ветра, шелест листвы, гул машин, пение птиц, шум дождя... С самого раннего утра, проснувшись, мы слышим звон будильника, шум воды в кране и т. д. Но из множества звуков, окружающих нас, мы, как правило, выделяем человеческую речь. Кажется, что говорить очень легко. В действительности это не так. В нашем организме над произнесением звука трудятся легкие, дыхательное горло, рот, нос, губы, язык, голосовые связки, а наши уши контролируют то, что говорит человек. Гласные звуки легко и свободно вырываются наружу, не встречая на своем пути никаких преград. Их можно долго и громко петь — каждый в отдельности и последовательно переставляя: Аааа; Оооо; Уууу; Ээээ; Ыыыы; Аа-Уу; Оо-Аа; Уу-Оо; Уу-Аа. На рис. 1а представлена схема артикуляции гласных звуков. Пока мы видим лишь степень открытия рта при произнесении того или иного гласного. Все окошечки закрыты шторками. За красными кружочками-шторками спрятаны гласные первого ряда, живущие в левой половине ДОМА на улице Певцов. За красно-зелеными шторками притаились гласные второго ряда. Это обитатели правой части ДОМА, выходящей на улицу Улыбчивых певцов. Ребенок одновременно воспринимает изображение артикуляции звука и слышит его песенку. Точно так же мы слышим голос человека, спрятавшегося за занавеской, но его самого не видим. Логопед (учитель или воспитатель), передвигая указку по окошкам, пропевает по очереди все гласные и фиксирует внимание детей на их артикуляции. Схема артикуляции гласных звуко!
Рис.1а ^ 21 непрерывное образованиеСКАЗКА О ЗВУКАХВ одной волшебной стране жили звуки. Страна эта была совсем крохотная. В ней был всего 31 житель. Их никто не видел, так как они были невидимками. А вот слышать их можно было. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. Им подпевали Я, Е, Ю, Ё. За певучесть и голосистость их прозвали гласными. Они очень дружили. Эти звуки распевали волшебные песни. Мы тоже можем петь вместе с ними, но для этого нужно узнавать все звуки и правильно их произносить. (по А. Шибаеву) Обычно эту сказку я зачитываю на групповом занятии. Для закрепления понятия «гласные звуки» раздаю детям кружочки красного цвета, символизирующие гласные звуки А, Э, О, У, Ы, И, и кружки, раскрашенные пополам в зеленый и красный цвета, символизирующие гласные звуки Я, Е, Ё, Ю, которые начинают свою песню с легкой улыбки. Детям можно предложить следующие варианты упражнений:
^ (рис. 2а, 26) Если воздуху при произнесении звуков приходится преодолевать преграду в виде губ, зубов, языка, то получаются звуки, которые мы называем согласными. Чтобы произнести согласный звук, рот нужно прикрыть. Поэтому слышится шум. Но «шумят» согласные по-разному. Согласные бывают звонкие и глухие, твердые и мягкие. Нельзя, например, громко прокричать звуки Ф, П, X, Ш, так как для того, чтобы кричать, нужен голос, а у этих согласных его нет. Они звучат приглушенно и называются глухими. А вот согласные Б, В, Г, Д, Ж, 3, а также Л, М, Н, Р — звонкие. Их можно произносить громко, они образуются с помощью голоса. Если приложить пальцы к гортани, то при произнесении звонких согласных чувствуется вибрация голосовых связок. При произнесении глухих согласных связки «молчат». ^ Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить, и никак... Кашлянули: -Кх! Чихнули: — Пчх!Хмыкнули:-Хм! Зачем-то позвали кошку: - Кс, Кс, Кс!И заскучали...-Тсс! (по А. Шибаеву) Тут придутся кстати стихи В. Берестова: Согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, ^ Ссс — змеиный слышен свист, Шшш - шуршит опавший лист, Жжж — жуки в саду жужжат, Ррр — моторы тарахтят. Рассмотрим рис. 2а. В левой половине ДОМА живут громкие звуки. Окна их квартир выходят на Громкую улицу. Эта звуки барабанят, рычат, гогочут, воют, Рис.2аРис. 26 ^ жужжат, звенят, мычат, долбят и ноют. С этой же стороны на крыше ДОМА подвешен колокол. Шторки на окнах — синие с желтой серединкой (символом звонкости согласного звука).В правой половине ДОМА поселились пыхтелки, сопелки, шипелки, фырчалки, хохоталки, топотушки, цеп-лялки, кашлюны, чудилки и щипалки. Жильцы этой части ДОМА — безголосые. Окна их квартир выходят на Тихую улицу. Шторки на их окнах — синего или зеленого цвета. На каждом этаже, на одной площадке живут два звука-соседа. Слева-звонкий, справа — глухой. Они имеют одну артикуляцию, но различаются отсутствием или наличием голоса. Приемы работы с пособием аналогичны тем, что предложены в предыдущем разделе. Использование пособия «ДОМ» для изучения букв После того, как ребята освоили понятие «звук», им можно предложить прослушать сказку о том, как звуки стали не только слышимыми, но и видимыми. ^ Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, 4io зато любили петь. Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так понравилась страна, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все они — невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, непохожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было увидеть, изобразить, нарисовать, написать. (по А. Шибаеву) После прослушивания сказки можно предложить детям открыть окошечки в ДОМе (рис. 1а). Вместе с педагогом они еще раз проговаривают (или пропевают) все гласные звуки. Затем рассматривают буквы (рис. 16). Логопед обращает внимание ребят на то, что у всех букв яркие, красные платья, но выглядят они по-разному. У каждой есть свое имя, такое же, как и у звука. Чудо-ДОМ — хороший помощник и при изучении букв, соответствующих согласным звукам (рис. 26). ^ Ребенок, даже не умеющий считать, обычно знает, на каком этаже живет он сам и его друзья. Поэтому при изучении той или иной буквы можно приступить к порядковому счету. Например: «В доме 5 этажей. На первом этаже живут Ы и И, на втором — У и Ю, на третьем — О и Ё, на четвертом — Э и Е, на пятом — А и Я». Если при этом буквам присвоить имена: А — Аня, Я — Яна, Э — Эля, Е — Елена, О — Оля, У — Уля, Ю —Юля, И — Ира(или предложить придумать названия животных, птиц...), то освоение счета превратится в интересную игру. Затем можно усложнить задачу и предложить посчитать не только количество этажей в доме, но и количество «квартир» в двух подъездах, количество «квартир» на одном этаже, на двух этажах, на трех этажах... Предлагаю несколько типов задач:
С помощью данного пособия можно отработать понятия «выше»,«ниже». Например: «Какая буква живет выше: буква А или буква Э? Какая из этих букв живет ниже?» Точно так же можно познакомить детей с предлогами ПОД, НАД. Например: «Буква О живет над буквой У, буква Э — под буквой А». Рекомендуется рассмотреть все возможные варианты. Мы знаем, что дети с речевой патологией плохо ориентируются в пространстве и с трудом усваивают понятия: «справа», «слева», «направо», «налево». Предложите детям назвать все буквы, которые поселились в правой (или левой) половине ДОМА. Можно спросить ребенка, звонкие или глухие согласные живут в этой части ДОМА, и как он это определил: какие из согласных могут быть только твердыми, какие — только мягкими, какие могут быть и твердыми, и мягкими. Итак, пособие «ДОМ» помогает уточнить понятия «звук» и «буква»; способствует развитию образного мышления, пространственной ориентации; содействует освоению порядкового счета и счетных операций сложения и вычитания. В дальнейшем данное пособие можно использовать для дифференциации графем, имеющих оптическое сходство, а также для различения тех букв, которые дети путают по кинетическому сходству. Открывая необходимое количество шторок, вы можете детально рассмотреть с ребятами рисунок одной или нескольких букв, их заглавное, строчное или печатное изображение, если заранее приготовите разные варианты рисунков 16 и 26. Литература.
|
userdocs.ru