Классный час на тему "Поговорим о дружбе" (5 класс). 5 класс классный час что такое дружба
Классный час на тему "Поговорим о дружбе" (5 класс)
Классный час на тему «Поговорим о дружбе»
Цели:
1. расширить понятие учащихся о дружбе,
2. сформулировать правила дружбы,
3. развивать критическое мышление, творческую активность учащихся,
4. развивать умение слушать и слышать собеседника, работать в группе.
Планируемые результаты:
личностные:
– коррекция нравственных качеств учащихся;
- умение работать в группе;
– сплочение классного коллектива;
метапредметные:
– оптимизация межличностного общения учащихся;
- развитие критического творческого мышления;
– умение слушать и слышать собеседника, высказывать собственное мнение, отстаивать свою позицию;
Участники: учащиеся 5 класса
Оборудование: раздаточный материал (таблица со словами), ромашка Блума (на доске)
Ход классного часа
I. Стадия вызова
Слово учителя
Начинаем классный час,
Речь пойдёт здесь всё о нас.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Добрый день, ребята! Сегодняшний классный час я хотела бы начать с притчи. Притча – это краткий рассказ поучительного характера.
«Давным – давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.
Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и
угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на
выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.
Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи».
Беседа
1. Ребята, как вы поняли притчу?
2. Чему она нас учит?
3. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Слово учителя
Да, сегодня мы поговорим о дружбе, узнаем, кого можно назвать настоящим другом и сформулируем правила дружбы.
Дружба — неотъемлемая часть нашей жизни. Не зря народ сложил такое огромное количество пословиц о дружбе.
Ребята, какие пословицы о дружбе вы знаете?
Ответы детей
Ребята, а с какими словами-понятиями у вас ассоциируется слово «дружба»? Давайте заполним кластер (на доске)
Заполнение кластера
Слово учителя
У нас осталось много незаполненных фигур кластера. В конце классного часа мы должны вернуться к кластеру и постараться заполнить его.
II. Стадия осмысления
Слово учителя
Без дружбы трудно прожить на свете. Я знаю, что у вас у всех есть друзья. Расскажите, пожалуйста, о них.
Рассказы детей
Слово учителя
Я уверена вы любите читать сказки. Ответьте, кто с кем дружит.
1. Забавный Вини Пух и …(Пятачок).
2. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).
3. Добрый малыш и…(Карлсон).
4. Доверчивый Буратино и …(Мальвина, Пьеро)
5. Зелёный крокодил Гена и …(Чебурашка).
6. Добрый доктор Айболит и … (звери)
Ребята, я попросила вас прочитать дома рассказ современной писательницы Елены Чепилки «Друзья» (См. приложение). Ответьте, пожалуйста, на вопросы (прием Ромашка Блума)
Желающие учащиеся идут к доске, берут лепесток, читают вопрос и отвечают.
Простой вопрос: Как давно дружат Женя и Саша?
Оценочный вопрос: Можно ли Сашу и Женю назвать настоящими друзьями?
Уточняющий вопрос: Если я правильно поняла, ты думаешь, что этот рассказ о дружбе?
Практический вопрос: Как бы поступил ты, если бы сломал велосипед друга?
Интерпретационный вопрос: Почему Саша сказал, что это он сломал велосипед?
Творческий вопрос: Как ты думаешь, как будут дальше развиваться отношения Жени и Саши?
Слово учителя
Спасибо за ответы.
Давайте еще раз скажем, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом.
Ответы детей
Слово учителя
Давайте сейчас попробуем сформулировать правила поведения с друзьями.
Учащиеся предлагают правила
Возможный вариант
- уважай друга,
- не оставляй друга в беде,
- будь требовательным в дружбе,
- умей прощать другу,
- будь бескорыстен в дружбе,
- не смейся над недостатками и неудачами друга.
Слово учителя
А какие качества человека вредят дружбе? Что разрушает дружбу?
Давайте попробуем разобраться в этом. Сейчас мы разделимся на две группы. Каждая группа получит карточку с таблицей. Таблицу нужно заполнить, распределив правильно слова на карточках.
Укрепляет дружбу | Разрушает дружбу |
Слова: честность, верность, вранье, взаимовыручка, драчливость, зазнайство, задиристость, сострадание, предательство, грубость
III. Стадия рефлексии
Слово учителя
Вот и подходит к концу наш классный час. Давайте вернемся к началу нашего занятия и постараемся заполнить кластер до конца.
Итак, сегодня мы с вами поговорили о дружбе. Предлагаю вам составить акрослово по нашей теме.
Составление акрослова
Возможный вариант
Д- добро
Р- радость
У- уважение
Ж- жизнь
Б- благородство
А- активность
Желающие читают свои ответы
Слово учителя
Молодцы! Наш классный час я бы хотела закончить такими слова:
Дружба – это только счастье,Дружба – у людей одна.С дружбойне страшны ненастья,С дружбой –жизнь весной полна.Верь, храни, цени же дружбу,Это высший идеал.Тебе она сослужит службу.Ведь дружба – это ценный дар!
Всем спасибо за работу!
Друзья
Саша и Женя дружат с раннего детства, или, как говорят, с пелёнок. Ведь дружат не только они, но их папы и мамы. Мальчики вместе ходят в школу в один класс, вместе учат уроки и вместе играют. Они очень любят друг друга. Поэтому всё у них ладится. Стоит только одному заболеть, другой тут как тут: книжку почитает, историю расскажет, уроки разъяснит, а если одного из них родители накажут, кто как ни друг поймёт и утешит. Это большое счастье иметь настоящих друзей.
Однажды Сашин папа купил ему велосипед, как раз такой, о каком он мечтал – синий, блестящий, со слегка скрипучим мягким сиденьем и голосистым звонком. Первым об этом, конечно же, узнал Женя. Он был очень рад за друга, так как такого велосипеда у него ещё не было. Ведь в семье у Жени растёт ещё много маленьких братиков и сестрёнок. А Саша у своих родителей единственный.
– Женя, тебе нравится мой велосипед? – спросил Саша друга. – Хочешь, дам тебе покататься? Вот, держи. Будем ездить по очереди. Давай вокруг нашего дома. Ты первый, а я пока на лавочке посижу.
Женя радостно вскочил на Сашин велосипед, весело нажал на звонок и поехал. Вокруг дома он объехал сразу несколько раз.
– Здорово! Даже сердце замирает от радости.
– Ох, попробовать бы побыстрее. Вот это да! Вот это велосипед!
И вдруг – бабах!
Как это случилось, трудно понять, но Женя угодил на всей скорости в клумбу. Врезался в посаженное посредине дерево и упал. С разбитых коленок тонкими струйками стекала кровь. Ныло и щипало плечо, опухал разбитый нос. Но всё это было бы не так страшно, если бы не то, что там, возле дерева, лежал Сашин новый велосипед с восьмёркой на переднем колесе и уродливо изогнутым рулём. Да и ещё и красивый блестящий щиток лопнул и тоскливо свисал над колесом. У Жени от ужаса замерло сердце. Что же теперь делать? Как быть?
А к клумбе уже спешил встревоженный долгим отсутствием друга Саша.
– Саша, я не специально. Ты меня прости, пожалуйста! Я что-нибудь придумаю, ты только не переживай. Ладно?!
Но глаза Саши наполнились слезами. О, если бы он знал, что так случится. Ведь он даже ещё не успел накататься на своём велосипеде.
Тут, откуда ни возьмись, к мальчикам подбежал их сосед Стёпа. Его давно уже злила их дружба. Или, может быть, завидовал мальчишка, так как не имел своих друзей.
– Вот это да. – Стёпа удивлённо присвистнул. – Говорил я тебе Саша, зря ты с Женей дружишь. Он же это специально сделал. Ведь у него такого велосипеда нет. Что ты теперь своим родителям скажешь?
Женя, чуть не плача, возмутился:
– Неправда. Я не мог специально. Не верь ему, Саша.
Жене из-за всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват. Печально подобрал Саша с земли разбитый велосипед и пошёл к дому. А рядом с ним, громко крича, шёл Стёпа:
– Да, я сам в окно видел, как он разогнался и в клумбу заехал. Вот тебе и дружок.
Женю душили слёзы обиды и бессилия. Когда он вернулся домой, мама была на кухне. Мальчик потихонечку шмыгнул в свою маленькую комнату. Жене сейчас так хотелось побыть одному, обо всём подумать, помолиться... Он попросил у Господа помощи. Как бы хотелось Жене, чтобы Саша ему поверил и простил, чтобы всё было, как и прежде. Да, такого между друзьями ещё не бывало.
Всю ночь Женя плохо спал. Он часто встревоженно просыпался. Только под утро Женя крепко заснул, и тут его разбудил будильник: пора в школу. Вчерашние события врезались в память, как острый нож. Как же быть?
Женя заглянул в комнату папы. Отец читает. Лицо спокойное и доброе. Папе можно верить.
Женя шагнул к нему, еле сдерживая слёзы.
– Папа, помоги, у меня беда.
Отец внимательно выслушал своего старшего сына и, конечно же, нашёл выход.
– Сегодня я работаю. Пойдём в магазин и купим Саше новый велосипед, а поломанный забери себе. Деньги, сынок, я даю тебе взаймы. Летом в трудовом лагере заработаешь и отдашь. Согласен?
– Согласен, папочка! Спасибо тебе!
– Собирайся быстрее, чтоб тебе успеть в школу.
В свой класс Женя вошёл радостный. Взглядом поймал хмурые Сашины глаза. Улыбнулся ему.
После уроков Женя бежал домой как на крыльях. Новый блестящий уже собранный папой велосипед стоял в прихожей и был ещё лучше прежнего. Какой же чудесный у Жени папа. Он всегда готов выручить сына из беды. Женя поставил на пол портфель, схватил велосипед и покатил его в квартиру Саши. Надо ведь успеть, пока друг не вернулся из школы.
Дверь открыла тётя Клара, Сашина мама. Удивилась. Женя быстро поздоровался, как можно короче и понятней всё объяснил, хотя ему показалось, что тётя Клара ничего не поняла.
– А кто разбил велосипед? Ты? Разве не Саша? Странно.
Это всё, что она успела сказать, пока Женя вкатывал в узкий коридор новую Сашину технику и взамен уже забирал разбитый им велосипед. Как всё удачно! Женя успел до возвращения Саши из школы. Повезло. Теперь у них с папой впереди интересное дело – технику ремонтировать. Вдвоём они обязательно справятся. В этом Женя не сомневался. Ну, подумать только, какой же у него хороший друг Саша. Не выдал его родителям. Наверно, они поверили, что Саша сам разбил велосипед. Досталось же бедняге, наверное. Ничего. Женя этого никогда не забудет. Зря, выходит, старался Стёпа. Слава Богу!
Не успел Женя обо всё хорошенько подумать, как в дверь позвонили. У двери стоял Саша. Молчит. И Женя молчит. Сейчас они только смотрят друг на друга. Да и зачем им слова? И так всё ясно.
Великая вещь – дружба.
Елена Чепилка
kopilkaurokov.ru
Классный час для 5 класса «Что такое дружба» (ФГОС)
Габриелян Юлия Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
классный руководитель 5 класса
МАОУ «СШ№72» г. Ульяновска
Классный час «Что такое настоящая дружба». 5 класс
Цель: - формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Ход классного часа
I. Мотивация: Звучит музыка «Дружба крепкая не сломается…»
2. Актуализация знаний. Постановка проблемного вопроса.
Кл.руководитель читает текст. Затем просит ответить на вопрос. О чём идёт речь в этом рассказе? (О настоящей и ложной дружбе.)
(1)Во всех временах дружество почитали из числа первых благ в жизни; сие чувствование родится вместе с нами; первое движение сердца состоит в том, чтобы искать соединиться с другим сердцем, и между тем целый свет жалуется, что нет друзей. (2)С начала мира все веки вместе едва-едва произвели три или четыре примера дружества совершенного. (3)Но если все люди согласны, что дружество прелестно, почто же не ищут наслаждаться сим благом? (4)Не есть ли сие заблуждение слепого человечества и следствие развращения оного — желать блаженства, иметь его в своих руках и убегать его?
(5)Выгоды дружества блистательны сами собою: вся природа единогласно подтверждает, что они приятнейшие изо всех благ земных. (6)Без дружества жизнь теряет свои приятности; человек, оставленный самому себе, чувствует в своём сердце пустоту, которую единое дружество наполнить может; от природы заботливый и беспокойный, в недрах дружества утишает он свои чувствования.
(7)Коль полезно пристанище дружбы! (8)Она охраняет от коварства людей, которые почти все непостоянны, обманчивы и лживы. (9)Первое достоинство дружбы есть вспомоществовать добрым советом. (10)Сколь бы ни рассудителен кто был, но всегда нужен проводник; не должно без опасения вверяться своему собственному разуму, который страсти наши заставляют часто говорить по их воле.
(11)Древние познали всё благо любви, но они описания дружества сделали столь огромными, что заставили почитать оное за прекрасную выдумку, которой нет в природе. (12)Кажется, они худо знали свойства человека, когда умышляли прельщать его такими описаниями и заставлять искать дружбы, столь богато раскрашенной ими: они как будто позабыли, что человек более склонен знатным примером удивляться, нежели им последовать.
...(13)Первое достоинство, которое должно сыскивать в друге, есть добродетель: она-то уверяет нас в нём, что он способен к дружеству и оного достоин. (14)Не надейся нимало на ваши обязательства, как скоро не на сем основании они утверждены: ныне не выбор, но нужды соединяют людей, и для того-то нынешнее дружество так же скоро кончится, как и начинается: дружатся без разбору и ссорятся не раздумывая; ничто столь не презренно: худой выбор оказывает или дурное сердце, или дурной разум. (15)Из тысячи умей выбрать себе друга, ничто столь не важно, как сей выбор, ибо от него зависит наше благополучие.
(По И.А. Крылову)
3. Формулирование темы классного часа:
Тема нашего классного часа: “Что такое настоящая дружба»
Постановка целей
4. Закрепление материала
Во все времена, у всех народов высоко ценились дружба, верность и преданность. Дерево живет корнями, а человек друзьями. (пословица)
Обратите внимание на доску. Здесь написаны пословицы. Но, по-моему, в них что-то перепутано. Помогите разобраться.
Без беды друга не узнаешь. Без друга в жизни туго.
Без друга, который потерян, плохо, но плохо и с другом, который неверен.
Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.
Бой красен мужеством, а приятель — дружеством.
Был бы друг, будет и досуг.
Был я у друга, пил воду: слаще меду.
Вдруг не станешь друг.
Верному другу цены нет.
Вешний лед обманчив, а новый друг ненадежен.
Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.
Всякий выбирает себе друга по своему нраву.
Говорить правду — потерять дружбу.
Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости.
Гору разрушает ветер, людскую дружбу — слово.
Гусь свинье не товарищ.
(пословицы распечатаны отдельно и разрезаны на части, учащиеся должны собрать их)
Рефлексия
- Что же такое дружба? (Дру́жба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение).
- А кто может быть другом, настоящим другом? (Тот, кто способен поддержать в трудную минуту, дать совет, может вместе с тобой порадоваться удачам).
У вас на столе лежат тексты. Давайте прочитаем притчу и обсудим ее.
Жил на берегу моря старец. Был он совершенно один, и никого у него не было на всём белом свете. И вот однажды поздним вечером он услышал стук в дверь. Старик спросил:
- Кто там?
За дверью ему ответили:
- Это твоё богатство.
Но старец ответил:
- Когда-то я был сказочно богат, но это не принесло мне никакого счастья.
И не открыл дверь. На следующий день он вновь услышал стук в дверь.
- Кто там? - спросил он.
- Это твоя любовь! - услышал он ответ.
Но старец сказал:
- Я был любим, и сам любил безумно, но это мне не принесло счастья! - и опять не открыл дверь.
На третий день к нему снова постучали.
- Кто там? - спросил старик.
- Это твоя дружба! - услышал он в ответ.
Старец улыбнулся и открыл дверь:
- Друзьям я всегда рад. Но вдруг... вместе с дружбой к нему в жилище вошли и любовь, и богатство. И старец сказал:
- Но ведь я пригласил только дружбу!
На это вошедшие ответили ему:
- Ты столько лет прожил на земле и до сих пор не понял одну простую истину?
Рефлексия: Какой смысл в этой притче? Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство!
Юрий Энтин
Дружит с солнцем ветерок,А роса – с травою.Дружит с бабочкой цветок,Дружим мы с тобою.Всё с друзьями пополамПоделить мы рады!Только ссориться друзьямНикогда не надо!
Как вы, ребята, понимаете эти слова.
(Дружба важна для каждого, не нужно ссорить. Нужно уметь находить способы решения проблем мирным путем).
IV. Законы дружбы
Ребята, как вы думаете. А если ли какие-то правила, которые должны соблюдать все товарищи?
Рефлексия: Если мы будем следовать эти правилам, мы будем сильными, непобедимыми. Это и есть настоящая дружба – быть поддержкой и опорой друг другу.
Учащиеся читают заготовленные стихи о дружбе.
Г. Акулов
Хорошо быть одиноким,Если ты не одинок,Хорошо, когда под бокомЕсть и север, и восток,Есть и запад осторожный,Есть и теплый, тихий юг,Когда рядом есть надёжный,Бескорыстный, верный друг.
Виктория Ватулко
А разве друга надо звать,Когда темно в пути,Когда дороги не узнатьИ нету сил идти?Когда беда со всех сторон,Когда при солнце – ночь,Да разве не увидит он,Не ринется помочь?Ведь он не сможет есть и спать,Когда такое вдруг!
Но… если друга надо звать –То вряд ли это друг…
ПОДАРОКЕлена Благинина
Пришла ко мне подружка,И мы играли с ней.И вот одна игрушкаВдруг приглянулась ей:Лягушка заводная,Весёлая, смешная.Мне скучно без игрушки –Любимая была!Но всё же я подружкеИгрушку отдала.
Стихотворения звучит как рефлексия к законам о дружбе.
VI. Заключительное слово.
Дружба – важное качество. Без близкого верного и надежного человека рядом трудно. Давайте же беречь друг друга и ценить.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Классный час в 5 классе на тему "Что такое дружба?"
Кушпелева Ольга Викторовна,
Учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ №111» г. Перми
Классный час на тему:«Что такое настоящая дружба?»
Форма проведения классного часа – деловая игра.
Цель – воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу.
В оформлении класса можно использовать плакат с надписью: "Дружба - это ..." И в завершении классного часа попросить ответить учеников на этот вопрос.
В результате классного часа участники смогут:
- сформулировать понятие «дружба»,
- практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем,
- приобрести навыки работы в сотрудничестве,
- понять, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.
Необходимые материалы:
- скотч и ножницы в каждую группу,
- цветные карандаши или фломастеры,
- белые листы бумаги А-4,
Блок – схема занятия.
1. Введение в тему. Притча. - 5 мин.
2. Объявление темы и ожидаемых результатов занятия. - 1 мин
3. Мозговой штурм «Дружба – это …» - 4 мин.
4. «Моделирование дружбы». - 15 мин.
6. Подведение итогов занятия. - 5 мин.
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада Вас видеть!
Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного часа.
Мы будем говорить… а вот о чём, вы узнаете, когда послушаете сказку.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать.
Притча:
Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое. – Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух. – Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь – выбирай сам! Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба… а с ней пришло счастье, появилось и богатство.
– Ребята, это вступление к нашей игре не случайно. О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты и писатели, учёные и философы, крестьяне и дворяне. Например, философ Сократ писал так: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”.
Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы.
Кл.рук: А перед этим мы проведем операцию под названием «Мозговой штурм». Эту операцию проводят, когда нужно быстро решить какой-нибудь вопрос. А вопрос у нас такой: настоящий друг, какой он?
Ваша задача: называть слова или словосочетания, относящиеся к данной вопросу. Ваши слова я буду записывать на доске.
Ребята называют слова: помогает, доверяет, уважает, защищает, говорит правду, поддерживает в беде, откровенный.
Ну а теперь попробуем ответить на вопрос: кого можно назвать настоящим другом?
- Настоящий друг – тот, кто тебя уважает, кто помогает в трудную минуту.
- Настоящий друг – тот, что не льстит тебе, а говорит правду.
- Настоящий друг – тот, кому ты доверяешь, с кем ты можешь быть откровенным.
- Настоящий друг – тот, на кого можно положиться, кто не бросит в беде.
- Настоящий друг – тот, кто умеет хранить тайны.
Молодцы ребята! Вы имеете хорошее представление о дружбе. В таком случае, я думаю, вам несложно будет смоделировать дружбу в нашем классе. Перед уроком вы вытянули кружочки разных цветов. Таким образом, вы выбрали себе команду.
За 1ый стол садятся… за 2ой… за 3ий…
Каждая команда будет заниматься своим делом. Итак, …
1 группа
Разработать законы дружбы, то есть, какие правила мы должны соблюдать, чтобы дружба была крепкой. И, конечно же, оформить эти законы на ватмане.
2 группа
Украсить «Дерево Дружбы». Вы должны будете сделать отпечатки своих ладошек. На них нужно будет написать те качества характера, которыми обладают настоящие друзья.
3 группа
Работает со словарем. Вам нужно найти определения понятий: друг, товарищ, приятель и знакомый. А также расположить их по степени возрастания.
Все необходимые принадлежности находятся у вас на столе. Время работы – 10 минут. По окончанию времени представитель каждой группы кратко рассказывает о своей работе. Представителя, конечно же, вам нужно будет выбрать самим. Время пошло!
– Молодцы, вы все справились с заданиями.
– Глядя на наше Дерево Дружбы, старайтесь развивать в себе эти качества, и вы никогда не потеряете друзей. Будьте добрыми, дружелюбными, чуткими, вежливыми друг к другу. Соблюдайте законы дружбы и не путайте её с другими понятиями.
Рефлексия.
– Мы достигли своей цели? Узнали что такое дружба, каким должен быть настоящий друг?
– Ребята, что было главным лично для каждого из вас на занятии?
Для меня было главным увидеть, научились ли вы работать дружно в группах, сотрудничать друг с другом.
– Выберите шарик, соответствующий вашему настроению: жёлтый – весёлое настроение, красный – радостное, зелёный – спокойное, синий – грустное.
Подведение итогов занятия. (5 мин.)
Учитель вместе с детьми подводит итог классного часа:
- Что вы сегодня делали на уроке?
- Каковы результаты работы?
- Как вы чувствовали себя во время работы?
- Взаимодействие в группе помогало или мешало вам?
- Что нового о дружбе узнали в процессе работы?
- Можно ли назвать наш класс дружным?
Примерные законы дружбы:
1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
infourok.ru
Классный час "Дружба" (5 класс)
Классный час на тему: «Истинная и ложная дружба»
Цели: способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, взаимовыдержки, сплочению коллектива
2 Что же такое дружба в вашем понимании?
(Возможное определение: это очень близкие отношения, основанные на взаимном доверии и общих интересах.)
В словаре В. Даля дружба определяется так: взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; в добром смысле - бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении; в дурном - тесная связь, основанная на взаимных выгодах.
3 Вспомните из своей жизни, жизни друзей, когда пришлось усомниться в истинной дружбе или укрепить мысль о ней?
4 Ситуации
Как ты поступишь?
А) твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы списать
Б) твой друг совершает плохой поступок и об этом узнают все, в том числе и ты
В) твой друг не умеет играть в пионербол и подводит команду
5 Давайте создадим правила дружбы:
Например:
- умей вовремя улыбнуться!
- не обижайся из-за каждого пустяка!
- не оставляй друга в беде!
- умей признать ошибку и извинись!
Тест
«НАСТОЯЩИЙ ЛИ ТЫ ДРУГ?»
1. Вспомните вашего самого лучшего друга. Какие из перечисленных ниже качеств вы цените в нем больше всего?
а) надежность - он никогда вас не подведет;
б) солидарность - он всегда будет только на вашей стороне;
в) чуткость - он всегда знает о вашем настроении прежде, чем вы о нем поведаете;
г) верность - он всегда с вами, что бы вы ни сделали;
д) совместимость - вам хорошо в его компании.
2. Если друг пришел к вам поздно вечером в слезах, что вы сделаете?
а) угостите чаем и успокоите;
б) не откроете дверь, изобразите, что вас нет дома;
в) сделаете вид, будто вам нужно уходить;
г) пригласите его войти, но укажете, что вам надо рано утром вставать;
д) извинитесь, что не можете его впустить сейчас, но пообещаете встретиться завтра.
3. Вы выслушиваете длинную историю бед одного друга, а в это время появляется другой, который тоже нуждается в вашем сочувствии. Что вы сделаете?
а) предложите первому другу присоединиться к беседе;
б) объясните первому другу, что вас ждут в ином месте;
в) объясните второму другу, что заняты проблемами первого;
г) оставите их вдвоем, чтобы они поддерживали друг друга;
д) начнете отвергать все просьбы, с которыми к вам обратятся.
4. Сколько у вас было друзей в первые десять лет вашей осознанной жизни?
а) ни одного;
б) один;
в) два;
г) трое;
д) четверо и более.
5. Сколько ваших друзей знакомы друг с другом?
а) все;
б) почти все;
в) не все;
г) немногие;
д) двое или никто.
6. Друг хочет одолжить у вас новый костюм прежде, чем вы успели его хотя бы раз надеть. Что вы сделаете?
а) согласитесь без всяких сомнений;
б) согласитесь, но неохотно;
в) согласитесь, но только если просит человек, которому вы доверяете;
г) скажете, что сами хотели его надеть;
д) признаетесь, что хотели бы быть первым, кто его наденет, но предложите что-то взамен.
7. Если один друг попросит вас солгать ради него другому, вы:
а) наотрез откажетесь;
б) откажетесь брать на себя такое обязательство, пока не разузнаете всех обстоятельств;
в) откажетесь и сообщите второму другу о просьбе первого;
г) предложите вместо этого посредничество с условием сказать правду;
д) согласитесь, но поясните, что ненавидите такие дела и занимаетесь ими первый и последний раз.
8. Какое из следующих животных вам наиболее симпатично:
а) панда;
б) кошка;
в) собака;
г) обезьяна;
д) слон.
9. Ваши друзья:
а) люди примерно одного типа, но отличаются от вас;
б) все похожи друга на друга;
в) разные и по-разному к вам относятся.
10. Считаете ли вы своих одноклассников:
а) настоящими друзьями;
б) друзьями на время, пока вы в школе;
в) может быть, друзьями, а может, нет, в зависимости от конкретной личности;
г) вы редко заводите дружбу с одноклассниками;
д) вы никогда ни заводите дружбу с ними.
11. Какое качество, на ваш взгляд, является главным для того, чтобы быть настоящим другом:
а) внимательно выслушивать жалобы на ваши беды;
б) избавлять от одиночества;
в) доставлять удовольствие от общения;
г) всегда быть на вашей стороне;
д) оказывать вам практическую помощь иногда или даже всякий раз, когда вы в этом нуждаетесь.
12. Что вы считаете наиболее важным в дружбе:
а) оказывать поддержку другу в любой ситуации, какой бы она ни была;
б) изъявлять желание дать совет, когда вы считаете, что в нем есть потребность;
в) изъявлять желание дать совет, когда об этом просят;
г) следить за тем, чтобы никогда не давать советов;
д) всегда быть готовым выслушать друга.
ОЧКИ
№
а
б
в
г
д
1
10
5
15
0
20
2
20
0
5
15
10
3
15
10
10
15
20
4
0
5
10
15
20
5
15
20
10
5
0
6
20
10
10
0
15
7
15
10
0
5
0
8
8
5
0
10
15
9
0
5
10
-
-
10
0
10
20
15
5
11
10
15
20
0
5
12
15
0
5
10
20
От 0 до 70. Вы уверены в своей способности быть наилучшим другом - вот только надо убедить в этом других. Но в глубине души вы понимаете, что друзей у вас не так уж много, только узкий круг ваших почитателей, которых привлекает ваша сила. Вас согревает их уважение, но вы человек, который берет все и ничего не дает. Если они намереваются вас о чем-либо попросить, вы отказываетесь либо заводите новую дружбу.
От 75 до 125. Ваши друзья не так уж плохи, но вы порой проявляете эгоизм, когда сталкиваются ваши и их интересы. Представляйте себя на их месте. Если вы подводите друзей, то, как правило, это происходит потому, что вы не разделяете их точку зрения. Если вы стремитесь к подлинной дружбе, вы должны быть готовы к самопожертвованию ради окружающих.
От 130 до 185. Вы самый лучший из возможных друзей - великодушный, внимательный, верный, полный сочувствия, но не рабской преданности. Ваши друзья знают, что на вас можно положиться, и вы всегда готовы уделить время, чтобы попытаться им помочь.
От 190 до 220. Вероятно, вы хотели бы считать себя самым лучшим из возможных друзей, но вы таковым не являетесь.
Работа со сказкой. Ученики слушают и обсуждают сказку, рисуют иллюстрации к ней.
Шиповник (Е. Голованова)
Садитесь поудобней, закройте глаза и представьте себе теплое лето, березовую рощу, а посреди рощи — большую солнечную поляну. На поляне растет множество самых разных цветов. И вот однажды на этой поляне вырос маленький зеленый кустик. Он не был похож на других: его стебель был покрыт жесткой корой, а веточки — маленькими шипами.
— Какой противный колючий куст вырос на нашей поляне! —говорили друг другу цветы. — Ему бы расти в дремучейчаще, а не здесь, в солнечной березовой роще.
Бедный кустик огорчался, слыша такие слова. Ему хотелось поиграть с цветами, которые росли вокруг, и он протягивал к ним свои веточки, но цветы отворачивались от него.
— Он совсем на нас не похож, этот колючий урод, — пре-;: небрежителыю говорили они. — Это же просто сорняк! Не■,-, стоит обращать на него внимание.
,н Кустику было очень обидно, и от огорчения его шипы становились все длиннее. Пролетавшие мимо бабочки перестали садиться на его веточки, так как боялись пораниться об острые колючки. Над кустиком уже не смеялись, но и разговаривать с ним тоже перестали. Ему было грустно и одиноко. Однажды на поляну пришли мальчишки из деревни.
— Смотрите, какой противный колючий сорняк! — закричали они. — Давайте его сорвем, от него все равно нет никакой пользы.
. Но мальчишки не смогли ухватиться за колючие ветки и Л только оборвали зеленые листочки. Никто на поляне не пожа-. я лел бедный кустик.
— Лучше бы они тебя вырвали с корнем! — злорадно говорили цветы.
«Почему все меня так не любят? — расстроенно думал кустик. — Я же никому не делал зла. Но мальчишки хотели меня погубить. Меня спасли только колючки». От этих мыслей он становился еще угрюмее, а его колючки — еще длиннее.
Пришла зима, цветы увяли, а земля покрылась снегом. Кустик остался совсем один посреди пустой поляны. Ему было страшно, холодно и одиноко. «У меня нет друзей, я никому не нужен, — грустно думал он, — Лучше бы мне замерзнуть этой зимой».
Но он не замерз... Весеннее солнышко растопило снег и согрело землю. На поляне снова стали появляться цветы. Но кустик оставался угрюмым и колючим... Однажды на поляну выбежал испуганный заяц, за которым гнался голодный зубастый волк. У бедного зайца уже не было сил бежать, и он упал рядом с кустом. И тогда куст прикрыл его своими колючими ветками. Волк ткнулся носом прямо в шипы и, воя от боли, убежал обратно в лес. Заяц горячо поблагодарил своего спасителя:
— Если бы не ты, если бы не твои острые колючки, волк наверняка поймал бы меня. Как здорово, что ты вырос на этой поляне! Я был бы очень рад, если бы у меня был такой друг, как ты.
Куст просто не верил своим ушам. Значит, и его колючки могут послужить доброму делу! «Оказывается, и я кому-то нужен, и со мной хотят дружить», — радостно думал он. И от этих мыслей на его колючих ветках стали распускаться прекрасные цветы.
«Какой красавец», — прощебетала пролетавшая мимо ласточка. «Настоящее украшение этой поляны», — прожужжала ей в ответ пчела. Цветы, появившиеся на поляне весной, гордились тем, что они растут рядом с таким отважным и красивым шиповником. А счастливый куст расцветал и становился все прекраснее. «Как хороша жизнь! — с восторгом думал он теперь. — Как приятно знать, что ты нужен другим, и чувствовать, что тебя любят».
«Объясни значение». Подростки записывают в тетрадь качества человека (например: тактичный, отзывчивый) и по очереди пытаются как можно точнее объяснить их значение. Затем говорят вслух и записывают в тетради, кому из ребят данное качество присуще больше всего.
Работа в группах. Разбор ситуаций (приложение 1)
Игра “Угадай героя». Учитель дает характеристику ученика, учащиеся отгадывают кто это.
Рефлексия
Закончи предложение:
Сегодня я узнал(а) (понял)а))…..
Заключительное слово: Мы с вами поговорили о влиянии дружбы на жизнь людей. Я хочу, чтобы сегодняшний разговор, обмен мнениями, суждениями, нашими знаниями в поисках общего решения мы продолжили. А урок, который мог каждый вынести сегодня, был бы для вас очень важным и значимым
Приложение 1
Ситуация 1
Старшие парни предлагают тебе сигарету. Говорят, сто если не попробуешь – ты слабак!
Ситуация 2
Девчонки смеются над твоей прической….
Ситуация 3
Мальчишки зовут сбежать с урока
Ситуация 1
Старшие парни предлагают тебе сигарету. Говорят, сто если не попробуешь – ты слабак!
Ситуация 2
Девчонки смеются над твоей прической….
Ситуация 3
Мальчишки зовут сбежать с урока
infourok.ru
Разработка классного часа "Поговорим о дружбе"( 5-6 класс)
Цель: расширение знаний детей о дружбе.
Задачи:
1. Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения, развивать речевые умения.
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу.
Предварительная работа.
1. Разделение класса на группы, которые должны будут выполнить задания:
Проект «Примеры дружбы в истории человечества»
Сообщение. « Невыдуманные истории о дружбе» ( на примере своих родителей)
Сообщение. «Дружба. Какой мы её видим»
«Законы дружбы. Какими им быть»
Оборудование:
1. Проектор.
2. Ноутбук.
3. Смайлики для обозначения настроения.
4. Цветок «Ромашка». Лепестки на партах у детей.
4. Конверты с пословицами.
5. Листки бумаги с обведённой ладошкой, на которых написаны хорошие качества детей.
6. Для дополнительного задания конверты с вырезанными фигурками из бумаги.
В результате занятия участники смогут:
- сформулировать понятия «друг», «дружба», назвать правила дружбы.
- практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем.
- приобретут навыки работы в сотрудничестве.
Ход классного часа.
1. Организационный момент.( 2 мин)
– Я рада видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний классный час принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
- С каким настроением вы начинаете наш классный час? «Просигнальте» мне, пожалуйста. ( Дети поднимают смайлик-настроение)
2. Объявление темы и постановка целей занятия (3мин.)
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Ну, а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?
- Как вы думаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить? Определите тему.
- Какие вопросы вы хотели бы обсудить?
Учитель обобщает высказывания детей.
( слайд 1)
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
3. Основная часть ( 33 мин)
3.1. Мозговой штурм «Дружба – это…»( 3 мин)
( слайд 2)
Работа над понятием «дружба».
«Дружба – это …»
Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «дружба» и зачем она нужна людям?
Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».
( слайд 3)
ДРУГ – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью
( слайд 4)
«Дружба - …это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.
3.2.Работа с пословицами. Работа в парах. (4 мин.)
- О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. У вас на партах конверты с разрезанными пословицами (в каждом конверте 4 пословицы). Соберите их.
Проверка выполнения задания.
( слайд 5)
Старый друг лучше новых двух
Был бы друг, найдется и недруг
Доброе братство дороже любого богатства
Не забывай друга ни в радости, ни в горе
Друга ищи, а найдешь, береги
Сам пропадай, а товарища выручай
Друга за деньги не купишь
Друг познается в беде
Друга иметь – себя не жалеть
3.3. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу (6 мин.)
- Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять' Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.
Ситуация №1 (слайд 6)
Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть».)
Ситуация № 2 (слайд 7)
Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. {Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)
Ситуация № 3 ( слайд 8)
Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь».)
3.4. Диспут. (6 мин.)
( слайд 9)
-А сейчас выскажите свое мнение, согласившись или не согласившись со мной.
-У плохих людей не бывает друзей.
- Друг и приятель - одно и то же.
- Животные не могут быть друзьями.
- Друг всем – никому не друг.
-Не может быть дружбы между людьми разного возраста.
- Дружный класс – это класс, где каждый дружит сам с собой, любит только сам себя, переживает за себя.
Дети высказывают свое мнение.
3.5 Физминутка: ( 2 мин)
( слайд 10)
Встаньте дети, встаньте в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди
Учитель: Что свойственно дружеским отношениям?
3.6. Работа в группах( 5 мин)
( слайд 11)
Учитель:Поиграем в игру «Ромашка». Игра-тренинг «Ромашка». У каждой группы 5 лепестков. Каждый из вас назовёт необходимое качество для дружбы и запишет его на лепестке ромашки. Каждый предлагает своё качества, но прежде чем записать прислушивается к оценке товарищей.
Правило: записать одно самое необходимое качество для дружбы.
(Группы по очереди выходят к доске, куда прикрепляют свою ромашку и называют качества необходимые для дружбы.
Учитель:Какими качествами должен обладать человек,умеющий дружить?
Лепестки ромашки:(не бросать друга в беде,умеет хранить секреты,честный,должен уметь дружить,заступаться друг за друга)
3.7 Проверка домашнего задания ( 9 мин)
( слайд 12)
Проект «Примеры дружбы в истории человечества»
Сообщение. « Невыдуманные истории о дружбе» ( на примере своих родителей)
Сообщение. «Дружба. Какой мы её видим»
«Законы дружбы. Какими им быть»
3. 8 Разбор ситуаций. Диалоги друзей
Классный руководитель. Сейчас мы посмотрим несколько сценок, в которых участвуют двое друзей. Посмотрите внимательно и послушайте, как ведут себя ребята в разных ситуациях, и дайте оценку их поступкам.
Ситуация первая. Знакомьтесь: Даша и Маша.
К доске выходят два ученика.
Даша уже 2 часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Маша.
Маша. Гулять пойдешь?
Даша. Да я еще задачу по математике не решила. Никак не получается! Еще и сочинение по русскому писать!
Маша. Да не переживай! Я все решила, как всегда, дам списать!
Даша. О! Ее! Ты настоящая подруга!
Классный руководитель. Как вы считаете, можно ли назвать Машу настоящей подругой? Как бы вы поступили на месте Маши?
Примерные ответы детей:
- Маша настоящая подруга. Она не жадная, дает списать.
- Машу нельзя назвать настоящей подругой, она думает только о своих интересах - сейчас хочется гулять.
- Я бы сделал так: зашел бы к Даше, помог бы ей все решить, чтобы она сама во всем разобралась. А потом с чистым сердцем пошел бы с ней гулять.
Классный руководитель. Итак, настоящий друг думает не о своих интересах, а о том, как помочь товарищу.
Еще одна ситуация. В ней участвуют Сергей и Антон.
К доске выходят 2 мальчика.
На самостоятельной по математике Сергей обнаружил, что в ампуле закончились чернила.
Сергей. Ой, ампула закончилась!
Антон. А у меня запасная ручка есть!
Сергей. Будь другом, дай, а то мне Татьяна Николаевна пару влепит!
Антон. А что ты мне за это дашь?
Сергей. Ну, денег дам, сколько ручка стоит?
Антон. Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить всю неделю! Годится?
Сергей. Да ладно, давай уж!
Классный руководитель. Как вы считаете, Антон поступил, как настоящий друг? Как бы вы поступили на его месте?
Примерные ответы детей:
- Конечно, он же мог скрыть, что у него есть ручка.
- Он выручил Сергея, но и про себя не забыл.
- Если бы Антон был настоящим другом, он дал бы ручку просто так и ничего бы за это не потребовал.
- Сергей просил ручку не насовсем, а только на один урок, и даже из такой мелочи Антон захотел извлечь выгоду.
- Я не хотел бы иметь такого друга, как Антон. Он воспользовался тем, что Сергей оказался в безвыходной ситуации.
- Антона нельзя назвать другом, он жадный, из всякой мелочи хочет получить выгоду.
- Я бы дал ручку просто так, а потом бы Сергей меня выручил - так поступают настоящие друзья.
Классный руководитель. Ребята, хотели бы вы иметь такого друга, как Антон?
Дети отвечают хором, что не хотели бы.
Таким образом, из этой ситуации мы делаем вывод, что настоящий Друг должен быть бескорыстным.
А теперь рассмотрим третью ситуацию. В ней участвуют Гриша и Вова.
Гриша и Вова - друзья. Вова сидит возле окна, а Гриша - возле Двери. Они любят играть в футбол на переменках. Для этого Гриша Приносит из дома мячик для тенниса. Так случилось и в этот раз. Прозвенел звонок с урока.
К доске выходят 2 мальчика. Один становится возле окна, другой отходит к двери.
Вова. Гришка, мячик принес?
Гриша. Конечно!
Вова. Давай пас!
Гриша. Лови!
Гриша размахивается и делает вид, что бросает мячик.
Вова. К сожалению, я не смог поймать мяч и он угодил в окно.
Классный руководитель. Так-так! Кто разбил стекло?
Вова. Это он бросил. Я тут ни при чем!
Классный руководитель. Ты бросил мяч?
Гриша. Ну, я.
Классный руководитель. Давай дневник! Получишь выговор! Еще и родителей твоих приглашу, чтобы они вставили стекло! Безобразие! (Поворачивается, отходит в сторону.)
Вова. Ну, что в футбол играть будем?
Гриша. Да нет, что-то не хочется! Участники сценки садятся на место.
Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, почему Грише расхотелось играть в футбол? Как бы вы поступили на месте Вовы?
Примерные ответы детей:
- Он расстроился из-за выговора.
- Ему было обидно, что друг его выдал.
- Вова повел себя не по-товарищески, он выдал Гришу, поэтому Гриша обиделся.
- Гриша обиделся, потому что он один понес наказание, а ведь его друг тоже виноват.
- Вова тоже виноват. Если бы он был настоящим другом, он бы взял часть вины на себя, тогда бы Грише не было так обидно.
- Вова даже больше виноват: это он попросил бросить ему мячик, а сам не смог поймать. Из-за него стекло разбилось. А у него не хватило мужества признаться.
Классный руководитель. Хотели бы вы, ребята, чтобы у вас бал такой друг, как Вова?
Дети дружно отвечают, что нет.
Из этой ситуации мы можем сделать вывод, что друг познаете" в беде.
3.9. Интерактивная беседа «Друзья и товарищи»
Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, много ли должно быть у человека настоящих друзей?
Примерные ответы детей:
- У человека должен быть только один настоящий друг.
- Друзей может быть много, но настоящих друзей очень мало, их нужно искать.
- Близких друзей у человека должно быть немного, а просто товарищей - сколько угодно.
- Чтобы узнать, кто твой настоящий друг, с ним нужно съесть пуд соли, поэтому настоящих друзей мало.
Классный руководитель. Действительно, многие мыслители говорят о том, что настоящих, близких друзей немного, не у каждого человека они есть. Но мы живем среди людей. Все одноклассники не могут быть нам близкими друзьями. Как же нам строить отношения в коллективе?
Примерный ответ детей:
- Отношения должны быть дружескими, товарищескими, доброжелательными.
Дополнительное задание.
Классный руководитель. Действительно, отношения в коллективе должны быть дружескими, товарищескими. И от этого зависит успех любого дела. Недаром многие современные бизнесмены тратят большие деньги, чтобы сдружить своих сотрудников, устраивают совместные вечера, путешествия, собрания. От этого выигрывает бизнес.
И в нашем маленьком классном коллективе будет намного легче жить и интересней учиться, если мы сможем создать атмосферу дружбы и сотрудничества.
Сейчас мы проведем деловую игру. Объявляется набор в экипаж космического корабля. Нужно подобрать такие группы людей, которые смогут вместе решать трудные задачи.
Всем претендентам нужно пройти испытание - за 5 минут собрать картинку из нескольких деталей (прямоугольники, треугольники, круги, трапеции), наклеить эти детали на лист бумаги и прикрепить к доске.
Итак, нам нужно 9 человек. Кто хочет пройти испытание? Выбираем 3 тройки.
Желающие поднимают руки, выходят к доске.
Предлагаю каждому вытащить один кружок из коробки. Те, у кого оказались кружки одного цвета, оказываются в одной группе.
Дети вытягивают круши. Учитель группирует детей, устанавливает очередность работы.
Претенденты выбраны. А мы все выступим в роли специалистов, которые будут оценивать, какая тройка оказалась самой сплоченной и дружной. Первая тройка, приглашаю вас занять рабочее место. Засекаю время - начали!
Время истекло. Покажите ваш результат.
Дети прикрепляют картинку к доске.
Приглашаем вторую тройку претендентов. Внимание - время пошло!
В течение 5 минут дети пытаются собрать аппликацию.
5 минут прошло, прикрепите вашу картинку к доске. И последняя тройка может занять свое рабочее место. Готовы? Начинаем!
В течение 5 минут дети собирают аппликацию.
Испытание закончилось. И третья группа показывает нам свою работу. Спасибо всем ребятам за работу. А теперь у меня по 2 вопроса к командам. Довольны ли вы результатом? Что вам мешало работать?
Примерные ответы детей:
- Работой довольны, вместе работать здорово, интересно.
- Могло получиться лучше, но не было согласованности, сотрудничества.
- Не понравилось работать в этом составе, все критиковали друг друга, ссорились, ругались.
- Плохо поработали, кто-то все хотел делать сам.
Классный руководитель. А теперь послушаем мнение специалистов. Ребята, как вы считаете, какая группа была самой сплоенной, дружной и показала лучший результат? Кого можно взять в экипаж космического корабля? Кто показал себя лидером, командиром?
4. Подведение итога.( 7 мин)
( слайд 13)
4.1 Игра «Слова». Инструкция. Педагог называет слова. Если слово подходит для дружной жизни, обучающиеся хлопают в ладоши, если нет – тишина. • Доброта • Честность • Отзывчивость • Внимание • Помощь • Грубость • Уважение • Ссора • Предательство • Вежливость • Мир
4.2 Игра «Волшебная рука». Инструкция: Дети на альбомных листах обводят свою руку. Предлагается на пальчиках написать свои достоинства и хорошие качества, свои ладошки подарить тому, с кем бы они хотели подружиться.
4.3 Показать смайлик с каким настроением вы уходите с классного часа.
( слайд 14)
Д/3. Прочитать одно из литературных произведений о дружбе. Презентовать это произведение на следующем классном часе.
.
infourok.ru
классный час «Что такое ДРУЖБА?» (5 класс)
Қостанай ауданы әкімдігі білім бөлімінің
«Московский ОМ» ММ
ГУ «Московская СШ» отдел образования
акимата Костанайского района
Классный час
«Что такое ДРУЖБА?»
учитель: Кажитова Г.Р.
с Московское
октябрь 2014
Цель классного часа:
Содействие в формировании представления о дружбе, осознании своих обязанностей перед друзьями.
Ход классного часа
Звучит песня о друге В. Высоцкого.
Сегодня мы собрались на классный час, а вот тему я вам предлагаю сформулировать самостоятельно, прослушав притчу.
Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Первый спросил его: – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Да, ребята, сегодня мы с вами будем говорить о дружбе.
Омар Хайям сказал:
И с другом и с врагом ты должен быть хорош! Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь. Обидишь друга — наживешь врага ты, Врага обнимешь — друга обретешь.
А что для вас значит это слово? Какое значение вы придаете дружбе?
Продолжите фразу: «Дружба – это…»
Предлагаю обсудить следующие вопросы:
* Нужна ли дружба вообще?
* Почему люди дружат?
* Почему люди ценят дружбу?
* От чего зависит дружба?
Да, ребята, дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом. .
– Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним небольшой тест.
Выполнение теста и анализ его результатов.
Тест «Хороший ли ты друг»
1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?
А) Пойдешь в кино одна (один). Б) Одолжишь подруге (другу) денег. B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.
2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?
А) Проведешь вечер одна (один). Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье. В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).
3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?
А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться. Б) Бросишься на помощь подруге (другу). В) Расскажешь об этом ее (его) отцу…когда увидишь его.
4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?
А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку. Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом. В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.
– Итак, подведем итог.
Больше ответов А:
Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.
Больше ответов Б:
Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!
Больше ответов В:
Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.
Беседа по вопросам:
– Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой. Давайте подумаем, существует ли некий кодекс дружбы?
– Какие качества и навыки потребуются для того, чтобы постоянно поддерживать теплые отношения? Этот вопрос поставили перед собой английские психологи. Они составили опросник и опросили англичан, итальянцев, жителей Гонгонга и японцев в возрасте от 18 до 60 на тему: «Что вы считаете самым важным для дружбы?». Всего получилось 43 общих правила. Выяснилось, что при всех межкультурных различиях все опрошенные имеют сходный неформальный кодекс дружбы (авторы исследования утверждают, что эти законы универсальны для любой культуры).
Коллективное обсуждение и составление кодекса дружбы.
Кодекс дружбы
Если хочешь быть хорошим и верным другом:
Делись своими успехами, неудачами и новостями.
Умей слушать.
Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.
Доверяй другу и будь уверенным в нем.
Сохраняй тайны своего друга.
Не критикуй друга публично.
Не будь назойливым и не поучай.
Не обсуждай друга в его отсутствие.
Не ревнуй друга к другим его друзьям.
Уважай внутренний мир и чувства своего друга.
Возвращай долги.
Радуйся успехам своего друга.
Итог:
– Подведем итог. На столе у вас лежат листочки. Я попрошу вас написать на них, что такое дружба, какими качествами должен обладать человек, чтобы быть верным другом.
– Написали? А сейчас мы прикрепим эти листочки к нашему классному уголку, и я надеюсь, что каждый из вас сумеет не только найти настоящего, верного друга, но и стать им.
Заключительное слово классного руководителя:
– А напоследок я вам покажу один фильм о настоящей дружбе.
Я очень надеюсь, что сегодняшний классный час научит вас быть настоящими друзьями....Всем спасибо.
infourok.ru
Открытый классный час в 5Б классе « ДРУЖБА» - 5-8 классы - Классные часы - Каталог статей
БОУ ТР ОО «Троснянская средняя общеобразовательная школа»
Открытый классный час
5 б класс
«ДРУЖБА»
Подготовила:
Классный руководитель
Тороян О.Л.
Тросна 2016г.
Тема: Дружба.
Цели:
1. Расширение знаний детей о дружбе.
2.Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Развивать речевые умения.
3.Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу.
4. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Оборудование:
1.Проектор
2. Презентация к уроку
3.Раздаточный материал для работы в парах, подарки-цветы
Ход занятия:
Объявление темы и постановка целей занятия (5мин.)
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Ну, а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?
- Как вы думаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить? Определите тему.
Слайд 1.
- Какие вопросы вы хотели бы обсудить?
Учитель обобщает высказывания детей. Давайте обсудим вопросы: Нужна ли дружба вообще?, От чего зависит дружба? Какими качествами должен обладать человек, чтобы к нему было дружеское отношение? …
Основная часть (33 мин.)
1.Работа с пословицами. (4 мин.)
- О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. У вас на партах конверты с разрезанными пословицами (в каждом конверте 4 пословицы). Соберите их.
Работа в парах.
Проверка выполнения задания.
Слайд 2.
Старый друг лучше новых двух.
Был бы друг, найдется и недруг.
Доброе братство дороже любого богатства.
Не забывай друга ни в радости, ни в горе.
Друга ищи, а найдешь, береги.
Сам пропадай, а товарища выручай.
Друга за деньги не купишь.
Друг познается в беде.
Друга иметь – себя не жалеть.
2. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу (6 мин.)
- Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять.' Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.
Ситуация №1 Слайд 3.
Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть».)
Ситуация № 2 Слайд 4.
Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. {Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)
Ситуация № 3 Слайд 5.
Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь».)
3. Диспут. (6 мин.)
-А сейчас выскажите свое мнение, согласившись или не согласившись со мной.
-У плохих людей не бывает друзей.
- Друг и приятель - одно и то же.
- Животные не могут быть друзьями.
- Друг всем – никому не друг.
-Не может быть дружбы между людьми разного возраста.
- Дружный класс – это класс, где каждый дружит сам с собой, любит только сам себя, переживает за себя.
Дети высказывают свое мнение.
4.Упражнение «Мой идеальный друг» (7мин.)
- С любым ли человеком дружат?
- А каким должен быть настоящий друг?
- А какими качествами обладают ваши друзья? Какие они – ваши друзья?
- Возьмите тексты, которые лежат у вас на парте и подчеркните те качества личности, которые важны для дружбы.
Текст
уважение и доверие к другу, злоба, готовность оказать помощь и поддержку, принципиальность, эгоизм, лицемерие (лесть), умение критиковать (и себя в том числе), прямота, подлость, принципиальность, искренность, лень, жадность, честность, забота, зависть, бескорыстие, равенство, преданность, верность, трусость, богатый внутренний мир, хвастовство, требовательность.
Работа в парах.
- Проверьте, все ли качества вы выбрали?
Слайд 6.
Для дружбы важно:
- уважение и довериек другу,
- готовность оказать помощь и поддержку,
- умение критиковать (и себя в том числе),
- прямота, принципиальность,
- богатый внутренний мир.
- Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы – верность, постоянство, честность… Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям.
- Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы товарищи прислушивались к их мнению, беспрекословно им подчинялись. Высокомерие, эгоизм, корысть мешают установлению доверительных, дружеских отношений между людьми.
- Дружба несовместима с эгоизмом, предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, опасности.
5. Обсуждение вопроса для чего нужны друзья? (3 мин.)
- А для чего нужны друзья?
Учитель обобщает ответы детей.
- Существует мнение, что слово друг образовано от слова другой, то есть иной, не Я. И настоящая тайна дружбы содержится в том, что благодаря ей маленькое человеческое Я расширяется, включает в себя другую жизнь, обогащается ею. В этом понятии — глубина человеческой сущности, заключающаяся в том, что человек не может быть счастлив один. Уместно вспомнить библейское «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему», то есть сотворим друга, другого, который разделит жизнь, ее заботы и радости.
Слайд 7.
- Аристотель считал: "Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает жизни без друзей, даже если он имел бы все остальные блага".
6. Игра «Знаю ли я своего друга?» (7мин.)
- Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.
Одну пару учитель приглашает к доске.
- Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?». В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.
Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.
Учитель задает вопросы, один из участников пишет ответ на доске, когда ответ будет написан, другой отвечает.
Слайд 8.
- Какой урок у него любимый?
-На чем он любит кататься?
-Какое время года у него любимое?
-Какой вид спорта любит?
-Кем хочет стать, когда вырастет?
-Какое животное он хотел бы иметь дома?
- Мы видим, что {имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Это значит, что между ними установились доверительные отношения, что, безусловно, служит признаком настоящей дружбы.
Подведение итогов занятия (2мин)
- Полезно ли для вас было наше сегодняшнее занятие? Какие выводы для себя вы сделали?
Слайд 9.
Помните
- Дружба – величайшая нравственная ценность.
- Необходимо терпимо относиться к друзьям, учиться быть настоящим другом.
- Сохраняйте веру в хороших и добрых друзей.
Дружба означает близость взаимное тяготение людей друг к другу. Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь. Товарищеские отношения строятся на основе взаимопонимания, уважения друг к другу.
Рефлексия (5мин.)
Слайд 10.
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Упражнение “Подарок”
- Друзьям обычно дарят подарки и говорят комплименты. Комплимент – это добрые, тёплые, искренние слова, от которых становится приятно на душе.
-Я предлагается взять из коробки по одному или по два цветка и подарить их тому, кому вы хотите, но обязательно со словами: “Я дарю тебе цветок, потому что ты самый…(сказать о том, что тебе нравится в этом человеке).
Тем детям, которым никто не подарит цветок, это нужно сделать учителю, который обязательно отмечает лучшие качества каждого ребенка, которому он делает подарок.
Занятие закончено.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Работа с пословицами
trosnaschool.ucoz.ru