Разработка занятия по шахматам для детей дошкольного возраста. Занятия по шахматам для дошкольников
"Конспект занятия по шахматам" - дошкольное образование, прочее
Конспект занятия по шахматам
Воспитателя старшей логопедической группы МДОУ «Детский сад №54»
Сидоровой Ольги Валентиновны.
Тема: «Шахматные фигуры».
Цель: повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ), белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами.
Задачи по ФГОС:
Познавательные: повторить направления на шахматной доске (горизонталь, вертикаль, диагональ), познакомить шахматными фигурами.
Обучающие: выработать навык работы с шахматной доской, повторить правила игры.
Развивающие: развивать логическое мышление ;ориентацию на плоскости, способствовать развитию внимания, памяти.
Речевое развитие: обогащение словаря (король, ферзь, ладья, пешка).
Социально-коммуникативные: учить приёмам сотрудничества, культурному общению; учить внимательно слушать и не перебивать товарища.
Воспитательные: воспитывать навыки работы в коллективе; вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру.
Личностные: прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь и усидчивость.
Оборудование: комплекты шахмат, демонстрационная доска с магнитными фигурами, сказочный герой Незнайка, кубик с изображением шахматных фигур, «репка», чёрные и белые квадраты для выкладывания шахматной доски, «Волшебный мешочек», сундучок.
Предварительная работа: Чтение отрывков из книги И.Г. Сухина «Приключение в Шахматной стране» ознакомление с шахматной доской.
Организационный момент:
Раздаётся стук в двери. Входит Незнайка в руках держит шахматную доску.
Незнайка: - Здравствуйте ребята, мне друзья подарили настольную игру, «Шахматы», а как играть не научили. Научите, пожалуйста.
Вос-ль: - Незнайка, мы знаем, что эта игра не простая и не лёгкая. Поэтому проходи, садись внимательно слушай и выполняй задания вместе с нами.
В шахматы обычно играют два Противника. Их ещё называют Партнёрами Они садятся лицом друг к другу. Шахматная доска между противниками располагается так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета.
Центр – это четыре поля в середине шахматной доски. В центре два белых поля и два черных.
Незнайка:- Ой, подождите, у меня внутри шахматной доски лежит тетрадка с загадками.
Попробуйте отгадать.
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают. (Все отгадки ребёнок показывает на шахматной доске).
Ребята, что делают противники за шахматной доской? (играют в шахматы).
Какого цвета поля на шахматной доске? (белое и чёрное)
Что следует за чёрным полем? (белое поле)
Какую форму имеет центр: круглую или квадратную? (квадратную)
Сколько белых полей в центре? (два) А чёрных? (два)
Есть ли в центре рядом два поля одинакового цвета? (нет)
«Доскажи словечко».
В поле много есть дорожек.
Будь и смел и осторожен.
Вверх и вниз пойдёшь – это…(вертикаль),
Вправо- влево -…(горизонталь).
А с угла на угол, вдаль
Нас ведёт…(диагональ).
Вос-ль: Дети, покажите Незнайке, как можно из квадратов построить
вертикальную дорожку, горизонтальную (построение на столе)
-Сколько вертикальных, горизонтальных дорожек на шахматной доске?(8)
-Построй самую длинную диагональ шахматной доски (построение)
-Сколько полей содержит самая длинная диагональ(8), самая короткая(2).
Вос-ль: Ребята, посмотрите у меня в руках волшебный сундучок, что же там внутри?
Да это же шахматные фигуры! На шахматной доске сражаются две армии шахматных фигур. Один из противников командует армией светлых фигур. Это Белые. Другой шахматист командует армией тёмных фигур. Это Чёрные.
Воспитатель достаёт из сундучка шахматные фигуры: белая и чёрная ладья, называет их.
Дети все вместе повторяют. Так же знакомимся с остальными фигурами.
У каждого ребёнка на столе коробочка с шахматными фигурами. Воспитатель просит показать и назвать шахматную фигуру.
Игра «Волшебный мешочек».
Достать из мешочка заданную фигуру (в мешочке находятся все фигуры сразу, а дети на ощупь ищут определённую).
Игра «Кубик».
Кубик бросается по очереди. Бросивший должен назвать фигуру, которая выпадает на верхней грани кубика.
Вос-ль: Ребята я предлагаю вам рассказать сказку «Репка», используя при этом шахматные фигуры.
Игра «Шахматная репка».
Посадили « репку». Около нее ребёнок по росту выстраивает шахматные фигуры, поясняя:
«Дед – это король, бабка – это ферзь, внучка – это слон, Жучка – это конь, кошка – это ладья, мышка–
это пешка».
Физкультминутка.
Незнайка потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянутся, поднявшись на носочки)
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся, (наклон корпуса вперёд)
Руки в сторону развёл, (руки развести в стороны)
Пешку, видно, не нашёл (поворот вправо и влево)
Чтобы пешку отыскать ,(погрозить указательным пальцем)
Нужно шахматные фигуры знать (круговые движения пальцем по голове).
Вос-ль: - У нас ещё остались загадки в тетрадке.
Покажи белую и чёрную пешки, коня, слона, ладью, короля, ферзя. Какая шахматная фигура имеет рот и уши? (конь)
У какой фигуры головка круглая? А на верхушке маленький шарик? (пешка, ферзь)
Какая шахматная фигура похожа на башенку? На лошадку? (ладья, конь)
Какая фигура выше: конь или король? (король)
Какая фигура ниже: ладья или ферзь? (ладья)
Назови самую высокую фигуру и самую низкую (король, пешка).
У какого слона нет хобота?(у шахматного)
Что это за чудо-клетка, где тесно мышке, но свободно слону? (шахматное поле).
Словесная игра «Доскажи словечко».
Ни к чему, ребята, спешка –
Потеряться может… (пешка)
На доске есть у меня
Две лошадки, два …(коня)
Мне приснился странный сон:
С муравьем боролся…(слон)
В углу стоит бадья,
В бадье плывёт…(ладья)
Кто сможет подсказать пароль?
Его Величество…(король).
Вос-ль : Дети, шахматные фигуры устали ,им пора отдохнуть.
Игра «Полна горница»
Шахматные фигуры стоят на столе. Шахматная доска лежит полями вниз. Предлагаю детям взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить «спать» в шахматную доску. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого дети защёлкивают шахматную доску.
Вос-ль:- Что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? - Незнайка, а ты что узнал?
Незнайка: - Спасибо, ребята, за то что вы познакомили меня с шахматными полями и шахматными фигурами. Я очень рад что попал к вам на занятие.
Вос-ль: Мы с ребятами тебя приглашаем посещать занятия по шахматам.
Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться,
Думать, размышлять, играть -
Сильным шахматистом можно стать!
Дети, спасибо вам за ваше старание, внимание на занятие.
kopilkaurokov.ru
Конспект занятия по шахматам с детьми
Дети и руководитель шахматного кружка одеты в черно-белую одежду.
Ведущий (В.). Дети, мы с вами сегодня заглянем в «Шахматное королевство». Давайте задумаемся и расскажем, как вокруг, в жизни сочетается черный и белый свет. Я начну, а вы продолжите.
1. Черные буквы…
на белых страницах.
2. Черные птицы…
сидят на снегу.
3. Белые аисты…
в черном гнезде.
4. Черные кошки…
на белой трубе.
5. Черный котенок…
сметаны поел.
6. Черный чертенок…
схватил белый мел.
Ведущий предлагает записать на карточках мелками «шахматный диктант».
Как обозначаются сильные фигуры в шахматах?
Король
Слон
Ладья
Ферзь
Конь
Дети пишут на листочках, а ведущий — на доске, затем называют фигуру и букву, которой она обозначается.
В дверь стучат, входит посыльный и передает ведущему конверт от Белой Королевы. В конверте — вопросы и задания, красиво оформленные на черных и белых клеточках (по числу детей). Дети отвечают по желанию.
Сколько рядов занимает на шахматной доске построение каждой армии?
Чей ход всегда первый?
Какая фигура самая слабая, как она называется, и почему?
Расскажи про чудесные превращения пешки.
Какая фигура самая сильная? Какое у нее имя? На какую клетку она становится при построении в начале игры?
Расскажи правила построения шахматных фигур перед началом игры («Шахматная считалочка»).
Почему конь ходит буквой «Г»?
Проводится игра с «Шахматным ковриком», по клеткам которого дети могут передвигаться, изображая, как ходит шахматный конь.
Что такое «шах» и что такое «мат»?
В. Белая Королева прислала в конверте не только задание, но и призы для ребят, которые были лучшими капитанами команд в течение года. Поздравим их все вместе! (Ребятам-капитанам вручаются книги.) Дети, поприветствуем своих друзей аплодисментами.
В. Мы любим шахматы! А за что мы любим шахматы?
В. С шахматами можно…
Дети. Поиграть.
В. С шахматами можно…
Дети. Помечтать.
В. С шахматами можно…
Дети. Победить!
В. С шахматами можно…
Дети. Подвиг совершить!
Считалка построения
На черно-белом крыльце сидели:
Король, Королева,
Два офицера,
У них — два Коня
Возле башен — Ладьи
И строй солдат
Стоит впереди.
Чей ход первый,
тот — выходи!
Считалочка пешки
А3 — иди и смотри,
А4 — плечи шире,
А5 — за границей воевать,
А6 — в засаде сесть,
А7 — близко совсем,
А8 — в Королевы просим!
Чей ход первый?
Утро вечера мудренее,
Белый цвет начинает бой,
Черный цвет может быть сильнее,
Если ты владеешь собой.
Конь
Звук «Г» подобен ржанию коня.
Спросите вы сегодня у меня,
Как ходит конь на шахматной доске?
И я отвечу: ну, конечно, буквой «Г»!
Пешка
Солдатик усталый, идущий пешком,
Зовется Пешкой, ему не легко,
Но если дойдет до восьмого ряда,
Шаг за шагом, то ждет его награда:
Корона Ферзя или мощь Ладьи.
Иди вперед, назад не гляди!
Королева
Когда враги ворвались в царство,
Отстригла косу Королева,
Надела на себя мужское платье
И воевать в доспехах захотела.
Есть клетки белые, а есть, как чернозем,
А Королеву смелую зовут с тех пор Ферзем.
Конспект занятия по шахматам с дошкольниками выполнила Васильева М.
vscolu.ru
План - программа обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы Составитель: воспитатель детского сада Х27 Колпинского района Санкт- Петербурга Куликова Елена Николаевна Шахматы - магическая игра. Их чары испытали на себе почти все великие люди всех времен и народов - от царей и полководцев до писателей и музыкантов. Люди играют в шахматы уже почти полторы тысячи лет, а исчерпать все возможности древней игры, постичь все тайны шахматного королевства до сих пор никому не удалось. Даже современные ЭВМ в миллионы раз превосходящие по быстродействию человеческий мозг, не могут сосчитать, сколько вариантов возникает в ходе одной шахматной партии. Кроме этого, шахматы необычайно эмоциональны, они дарят своим приверженцам сильные переживания и яркие образы, помогают приобщиться к многовековой человеческой культуре. Из всех видов игр, придуманных человечеством, это единственная игра, которая близка и к спорту, и к науке, и к искусству. Творческая деятельность, яркое эстетическое переживание, некая спортивная борьба, логика научного исследования и большое воспитательное действие присущи шахматам. Видимо, поэтому они сумели выделиться из множества других интеллектуальных игр и, пройдя сквозь эпохи, не только сохранили, но и приумножили интерес к себе со стороны общества. Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой маленький непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней, зазнайка- самокритичнее. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы - замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских и добрососедских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья». Шахматы дают детям возможность более целостно взглянуть на окружающий мир. Основная задача - вызвать у детей интерес к игре, заразить их «шахматной лихорадкой» и по возможности отвлечь немного от телевизоров, фишек, наклеек, комиксов, тетрисов, тамагоч, картиджей, кепсов и прочих «мымриков», В наше время шахматы стали прочно входить и в образовательный процесс. Во многих школах нашей страны и за рубежом, на протяжении многих лет, ведутся шахматные уроки. В Калмыкии шахматы уже преподают во многих школах. Занятия шахматами в детском саду помогут детям лучше усвоить учебные предметы в школе. Например, с такими понятиями как «центр», «горизонталь», «вертикаль», «диагональ» и другими дети познакомятся в детском саду раньше, чем на уроках математики или геометрии в школе. Шахматная партия требует умения рассчитывать многочисленные варианты, а этот навык поможет детям в школе решать математические задачи любой сложности. Пояснительная записка. Данная программа предназначена для работы с детьми старших и подготовительных групп детского сада в течение года. За это время дети получат основы шахматных знаний, необходимые им для успешного ведения игры, узнают много интересного. Занятия по данной программе проводились в нашем саду в течение четырех лет. Все дети, прошедшие обучение, научились играть в шахматы. Некоторые воспитанники настолько увлеклись игрой и достигли таких хороших результатов, что смогли принять участие в районных соревнованиях по шахматам (в подгруппе новичков среди детей младших классов, в то время, когда сами посещали еще детский сад) и выйти победителями. Семенов Фрол ( 6 лет) принимал участие в городских соревнованиях на приз газеты «Санкт - Петербургские ведомости» и занял в личном зачете третье место. Борисова Юля, обучавшаяся ранее по этой программе (ученица первого класса 446 гимназии Колпинского района) на этих же соревнованиях заняла первое место по городу. Кроме того, дети имеют возможность заниматься дальше и повышать свое мастерство уже в школе, т.к. установлена тесная связь со спорткомитетом района. Представитель спорткомитета приходит в детский сад и формирует из детей подготовительной группы шахматный кружок уже в школе. В программе не ставится задача подготовка спортсменов. Прежде всего, она направлена на разностороннее развитие личности ребенка, расширение круга, навыков общения и полноценного самовыражения, раскрытие способностей детей. В ней даны сведения обо всех стадиях шахматной партии (дебют, середина игры и окончание), игровые приемы, знания по самостоятельному изучению шахмат, а так же некоторые сведения исторического характера. Занятия проводятся по принципу кружковой работы, но могут проводится И воспитателями на группе. Объем занятий - один час в неделю с каждой подгруппой (6- 8 человек). Программа рассчитана на проведение 32 занятий в год. В конце года желательно провести турнир на 4 разряд и шахматную викторину совместно с родителями. Преподаватель может варьировать занятия по разделам и темам программы, опираясь на свой опыт и учитывая подготовленность детей. Одним из важнейших условий, обеспечивающих успешность занятий детей, является' помощь родителей (повторение дома изученного материала, выполнение домашних заданий, практические игры), бабушек, дедушек и знакомых, умеющих играть в шахматы. В случае, если в окружении детей никто не умеет играть в шахматы, можно посоветовать взрослым учиться вместе с детьми. Общее увлечение благоприятно скажется на отношениях в семье, еще более сблизит родителей с детьми.Цели программы. На первый план выдвигаются следующие цели: 1. заложить основы гармоничного развития детей и расширить их представление об окружающем мире. 2. приобщить детей к общечеловеческим и культурным ценностям, искусству и спорту, используя богатые игровые ресурсы шахмат,. 3. стимулировать социально-личностное развитие ребенка и его творческие способности.Задачи программы. 1. вызвать у детей интерес к шахматам. 2. обучить детей основным приемам игры в шахматы. 3. развивать образное, логическое и ассоциативное мышление. 4. обеспечивать эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие. 5. расширять кругозор ребенка. 6. формировать познавательную активность. 7. развивать способность к самооценке и самоконтролю. 8. учить планировать свою игру и работу.Знания и умения к концу учебного года. Обучающиеся должны знать: • шахматные термины: поля, горизонтали, вертикали, диагонали, центр, фланги и др .. • правильное название шахматных фигур и их ходы. • название и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита. • 3 стадии шахматной игры: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. • что такое шах, мат, пат. • способы защиты от шаха • правила разыгрывание дебюта • простейшие тактические удары: вилка, связка, двойной шах, вскрытый шах. • приемы и способы матования одинокого короля • правило квадрата и ключевых полей • некоторые исторические сведения об истории возникновения и развития шахмат. • что такое «мельница» и цугцванг. • сравнительную ценность фигур. К концу обучения дети должны уметь: • хорошо ориентироваться на шахматной доске • правильно делать рокировку • играть фигурами без нарушения правил • читать и записывать шахматную нотацию (до 1 О - 15 ходов) • видеть тактические удары • разыгрывать несколько дебютов • решать простейшие задачи на мат и пат в 1 - 2 хода • провести пешку на поле превращения • взаимодействовать фигурами в игре • ставить линейный мат, мат ферзем, мат ладьей, мат двумя слонами, с помощью пешек • выполнять шахматные упражнения (типа «сходи конем в гости», «огонь», «объедение» и др.) • рассчитывать варианты в уме • планировать свои действия • играть в «морской бой», в «овцу и волков», «шахматные поддавки». Исторические сведения о возникновении и развитии шахматной игры рекомендую взять из книги: «шахматы для детей и родителей» В. Костров, Д. Давлетов. (ч.1, СПб, 2001 г.) Распределение учебного материала При обучении игре в шахматы рекомендуется параллельно в группе использовать в работе с детьми интеллектуальную игру А.З.Зака: «Как гусеница и муравей в гости ходили»!Занятие 1. Краткая историческая справка о возникновении шахматной игры, шахматная доска, фигуры, горизонтали, вертикали, диагонали, центр, край, угол,. Шахматная нотация: адреса фигур. Игры: «Прогуляйся по улице» (а, в, с ... ), «Поднимитесь на лифте» (до нужной цифры), «Ракеты на старте»(пролететь по черным диагоналям, по белым, по самым длинным, по диагоналям из пяти белых клеток, четырех черных и т .д.) Дома: игра в «Крестики-нолики», повторить цифры и буквы на шахматной доске. Занятие 2.Начальная позиция. «Адреса» фигур, правила хода; пешка (без правила превращения и взятия на проходе ), ладья, слон, ферзь, король. Игра: «Почтальоныэяразные фигуры разносят «письма» по адресам, где буква - название улицы, а цифра - «номер дома») Дома: игра «Морской бой», повторение названий: горизонталь, вертикаль, диагональ. Написание букв. Начертить в блокноте шахматную доску. Занятие 3. На занятие дети приходят с блокнотами в крупную клетку, где начерчен квадрат 8х8 см. И обозначены буквы и цифры, как на шахматной доске. Шахматная нотация: Игра «Кто быстрее?». Преподаватель записывает на доске шахматные поля, дети находят их у себя в блокноте и обозначают буквой и цифрой (предварительно потренироваться дома печатать буквы). Повторение правил хода ладьи, слона, ферзя, короля и пешки (кроме правила превращения и взятия на проходе). Игра: «Путешествие» (разные фигуры путешествуют по доске, стараясь как можно скорее попасть на названное преподавателем шахматное поле: страну). Дома: обозначить в блокноте все поля буквами и цифрами, повторить буквы и изучение правила хода фигур. Игра «Морской бой». Занятие 4. Ладья и слон. Ходы: взятие, сила. Линейные и двойные удары. Игра: «Огонь». (Отметить фишками, сколько полей «обстреляет» ладья и слон с середины поля, с угла и края. Определить, кто сильнее в бою.) Игра: «Соберем урожай», (Расставить на доске пешки-овощи и постараться счесть их «собрать» ладьей и слоном, стараясь затратить не более двух ходов на каждую пешку. Можно провести на разных досках с элементом соревнования.) Дома: попытаться белопольным слоном уничтожить пешку, стоящую на черном поле и наоборот. Расставить на поля одного цвета слона и ладью (любые поля). Определить, сколькими способами может ладья побить слона и наоборот. Занятие 5. Король и ферзь. Ходы, взятия, удары, сила, первое понятие «шах». Игра: «Огонь» (отметить фишками, сколько полей обстреливает король и ферзь в центре, сбоку, в углу, определить силу) Игра: «Поставь шах королю» (посоревноваться, кто больше шахов поставит королю за один ход). Игра: «Гости». (Белый и черный ферзь ходят в гости друг к другу. Варианты.) Правило двух королей (нельзя подходить близко). Дома: потренироваться делать шах королю ферзем. Игра «Собери урожай» с королем (съесть королем все пешки на доске, стараясь не попадать под шах). Занятие 6. Конь. Ходы, взятие, сила, удары. Нарисовать в блокноте букву «Г» в восьми положениях. Показать, как скачет конь по шахматной доске. Игра «Огонь» (выложить фишками все поля, которые обстреливает конь, определить силу, напомнив, что он еще может перепрыгивать через фигуры). Игра «Гости». (Путешествие конями из угла в угол - сосчитать углы). Можно с элементом соревнования на двух досках. Игра «Гости» (путешествие конями с поля вl на д8 и с а2 на п7). Дома: нарисовать букву Г в разных положениях. Определить силу коня в углу и с краю доски. Поиграть в «Гости». Занятие 7.Конь. Закрепление. Понятие «Вилка». Игра «Соберем урожай» ( съесть конем все пешки, можно с элементами соревнования). Нападение конем на две фигуры - вилка (варианты с шахом и без шаха) - показ. Затем дети придумывают вилки сами. Игра «Кто быстрее - передвижение коня из угла в угол; на соседнее с ним поле. Дома: посоревнуйтесь с детьми в скачках конем. В блокноте начертите квадрат 5х5 и ходом коня обойдите как можно больше клеток, останавливаясь в каждой не более раза. Кто больше займет клеток, тот победит. Занятие 8. Пешка. Ходы, взятия, правило превращения, сила (без правила взятия на проходе ) Игра «Огонь» (определить, сколько полей обстреливает пешка) Игра «Соберем урожай» (побить пешкой как можно больше фигур и провести на последнюю горизонталь) Игра «Война пешею> (играют одни пешки, действуя по шахматным правилам, выигрывает тот, кто проведет больше пешек или съест больше пешек противника). Дома:игра «Соберем урожай»(разные варианты), "Война пешею”. Занятие 9. Шах и мат. Примеры. Способы защиты от шаха. Поставить короля на шахматное поле. Предложить обстрелять короля фигурой противника. Объяснить, что такой «обстрел» называется нападение, а нападение называется «шах». Объяснить, как должен поступать король при шахе: • Побить фигуру противника другой фигурой или королем. • Поставить защиту (закрыться какой-либо фигурой) • Уйти из-под шаха на другое поле. Продемонстрировать на доске варианты а, б, в. Продемонстрировать несколько вариантов матов (можно линейных, с помощью пешек, ферзя и др.). предложить спасти короля от этого «шаха». Сделать вывод, что «мат» - это шах, то которого нет защиты и конец шахматной игры. «Шаху - мат» - королю пришел конец (в переводе с индийского). Шах обозначается знаком «+», мат - «х», Дома: игра «кто объявит больше шахов королю?» (варианты шахов разными фигурами). Игра «Поставь защиту». Поупражнять детей в умении правильно защищать короля - закрыть со стороны нападения. Обратить внимание, что от коня защиты нет. Занятие 10. Рокировка. Закрепление понятий «шах» и «мат». Сказать, что т.к. король самая главная фигура и его надо защищать, для него придумали специальный ход, который называется рокировка. В этом ходе принимают участие две фигуры: король и ладья. Поставить на начальную позицию короля и две ладьи. Показать, как делать рокировку в длинную и короткую сторону (король делает два шага по направлению к ладье, вставая на поле того же цвета, а ладья через него перепрыгивает и становится рядом). Запись о - о; о - о - о. Потренировать в выполнении рокировки без других фигур. Правила, когда рокировку делать нельзя: 1. если король уже ходил. 2. если ладья уже ходила. 3. если между королем и ладьей есть другие фигуры. 4. если королю шах. 5. если после рокировки попадает под шах. б. если во время перемещения король переходит через поле «обстрелянное» другой фигурой (битое поле). Показать все варианты. Игра: «Кто первый ?» (из 2-3 предложенных позиций найти где мат). Дома: повторить, все случаи, когда нельзя делать рокировку. Предложить детям придумать несколько вариантов, когда рокировку делать можно, а когда - нельзя.Занятие 11. Начало шахматной партии (дебют). Развитие фигур (8 - 10 ходов). Показать несколько вариантов начала партий. Игры в парах. Цель - развитие фигур (8 - 1 О ходов). Оценка с позиции трех главных правил дебюта (занять центр, развить все легкие фигуры, сделать рокировку). Дома: проиграть варианты испанской партии, итальянской, защиту Филидора (по возможности) или просто потренироваться развивать фигуры. Занятие 12. Основные законы дебюта. Детский мат. Мат Легаля. Нападение на поле f7 и f2 . Выполнить правила дебюта (занят центр, развит легкие фигуры, сделать рокировку, дополнить эти правила: лучше не выводить ферзя вначале партии, не ходить несколько раз одной и той же фигурой, не заниматься охотой на пешек). Показать варианты нападения на поле f7 - f2 (мат на втором, четвертом, седьмом ходах) и защиту от него. Показать мат Легаля (конем). Игра: в парах с целью поставить мат в начале партии. Дома: потренироваться в постановке мата в дебюте, в умении поставить защиту. Занятие 13. Относительная ценность фигур. Размен. Выполнить игру «огонь» (сколько полей «обстреливает» каждая фигура). Рассказать детям о приблизительной стоимости фигур, приняв за единицу измерения одну пешку (пешка - одна единица, конь и слон три единицы, причем слон в конце партии сильнее коня, а конь сильнее в начале, ладья (тяжелая фигура)- пят единиц, ферзь (тяжелая фигура) - девять единиц, король бесценен). Решение примеров на нахождение эквивалента в боевых единицах другими фигурами (С - ЗП, Л=С+2П=5П, Ф=2С+К=9П=Л+С+П и др.). Шахматные задачи на определение выгоды размена. Игра: «кто внимательнее ?». Показать несколько «ловушек», в которые можно попасть, если соблазниться «приманкой» противника. Дома: сравнить силу 2 коней и 2 слонов в конце игры. Игра на «объедение» (за 10 - 15 ходов съесть большее количество фигур). Занятие 14.Мат и пат. Решение задач в один ход на мат и пат. Показать детям 2 позиции в конце игры. Предложить их оценить, определить, где мат, рассказать, что во 2 позиции получилась ничья, которая называется пат. Показать несколько позиций и рассказать, как получился пат. Определить, кому выгоден пат, а кому - нет. Сказать детям об осторожности в конце игры, что бы «не загнать» короля противника под пат. Игры в парах. Эндшпиль (поставить мат за один - три хода). Дома: решение задач на пат и мат (отгадать, что королю : мат или пат), предложить детям придумать несколько вариантов, когда королю - пат; дать детям возможность поохотиться за вашим «голым» королем, ферзем и ладьями, стараясь поставить мат. Занятие 15.Мат двумя ладьями (линейный мат, варианты). Повторение шахматной нотации. Сказать детям, что сегодня королю придется побегать, т.к. мы будем учиться делать мат двумя ладьями, который называется линейным, т.к. получается на одинаковых линиях доски - горизонталях или вертикалях. Поставить короля на одну из центральных клеток доски ( d4, d5, е4, е5). Предложить определить (посчитать клетки) к какой крайней вертикали или горизонтали король находится ближе всего. Показать, как поставить мат, отрезая королю путь одной ладьей, а другой - нападая (по горизонтали и по вертикали). Напомнить, что бы ладьи не подходили близко к королю, что бы он их не съел. Упражнения в постановке мата двумя ладьями (со всей подгруппой, аргументируя предложения хода). Тренировка в парах (дети по очереди играют королем и ладьями, педагог наблюдает, как дети научились ставить линейный мат). Спросить какая фигура может заменить одну и ладей (ферзь). Записать в блокноте обозначения - символа для записи шахматной нотации. Дома: поупражняться в постановке линейного мата с записью в блокноте. Занятие 16. Мат ферзем. Повторение понятия «пат». Сказать детям, что сегодня королем опять придется побегать, т.к. мы будем учиться ставить мат с помощью ферзя. Помнить, что такой мат получается в углу или на крайней вертикали или горизонтали, и что ферзь должен оттеснять короля, отставая от него на «ход коня». При этом в углу немного отступит, чтобы не получился «пат», пока свой король идет на помощь ферзю. Показать варианты постановки мата ферзем и как может получиться пат. Игра детей в парах на постановку мата ферзем (разные варианты). Педагог следит, как дети усвоили материал занятия, и помогает затрудняющимся детям). За постановку мата дети получают одно очко, за пат - о. Подсчитать очки и похвалить победителя. Дома: поупражняться в постановке мата ферзем с записью в блокноте. Повторить постановку линейного мата. Занятие 17. Мат ладьей. Понятие «оппозиция». Сказать детям, что сегодня обоим королям придется побегать, т.к. мы сегодня познакомимся с понятием «оппозиция». Объяснить, что оппозиция это такое положение королей, когда они стоят друг против друга по вертикали или диагонали, при этом они стоят на клетках одного цвета. Если короли стоят через одну клетку, то оппозиция называется ближней. С помощью оппозиции короли борются друг с другом. Упражнение в постановки королей в оппозицию по горизонтали, вертикали, диагонали. Показать, как, используя знания оппозиции поставить мат ладьей с помощью короля: заставлять короля противника вставать в ближнюю оппозицию и в это время делать шах ладьей, своим королем стараться вставать на ход коня, подгонять короля к краю доски. Упражнение в парах в постановке мата ладьей и королем. Проверить усвоение материала. Дома: повторить понятие «оппозиция», поупражняться в постановке мата ладьей и королем. Занятие 18.Решение задач на линейный мат, мат ладьей, мат ферзем, пат. (постараться выяснить усвоение материала каждым ребенком). Совместное обсуждение четырех вариантов; линейный мат, мат ладьей, мат ферзем, пат. Решение задач в парах: дети придумывают задачи друг для друга, в случае затруднения педагог помогает. Соревнование с подсчетов очков( одно очко за придуманную самим ребенком задачу и одно очко за решение кратчайшим способом, 1\2 очка за задачу, придуманную с помощью педагога 1 \2 очка за нерациональное решение; О очков, если задачу придумает за ребенка педагог и О очков, если задача не решена). Впервые определяется победитель. Дома: тренировка в придумывании и решении задач по теме. Записать варианты в блокнот. Занятие 19.Проверка домашнего задания по теме 18. Проигрывание лучших вариантов. Шахматные игры на объединение. Правило взятие на проходе. Совместное решение лучших вариантов придуманных дома задач. Сказать детям, что у нас сегодня будет соревнование на «объедение» (цель: съесть большее количество фигур за 10 - 15 ходов). Перед началом соревнования познакомить с правилом взятия на проходе (показать несколько вариантов). Турнир на «объедение» (за каждую съеденную фигуру - 1 очко + очки за стоимость каждой фигуры (пешка - 1, конь и слон - 3, ладья -5, ферзь - 9)). за 10 - 15 ходов. Определить победителя, наградить шахматным конем (силуэт из картона). Дома: повторить правило взятия на проходе, посоревноваться с родителями, знакомыми в игре на «объедение». Игра «гости» на закрепление хода коня (переправиться на заданное поле (в гости к другому коню)) самой короткой дорогой. Занятие 20. Вилка и связка. Двойной шах. Спросить, знают ли дети, что такое «ловушка» ? сказать, что в шахматной игре тоже можно поставить противнику ловушки, но можно и самим в них угодить, если не знать некоторые тактические приемы, используемые в шахматной игре. Сказать, что такое вилка, сколько , сколько у нее может быть концов. Показать вилки, которые могут подстроить пешки, слоны, ладья, ферзь, король. Рассказать о «коварстве» коня. Показать, как конь может подстроить вилку - шах с потерей ладьи. Рассказать, как можно связать «в игре фигуры противника» и показать разные варианты связок. Показать, как получается двойной шах. Обратить внимание, что защититься от него с помощью других фигур нельзя, король спасается сам. Игровые упражнения «Сделай вилку с двумя, тремя, четырьмя зубьями», «Свяжи фигуру», «Поставь двойной шах». Дома: закрепить понятие «вилка», «связка», «двойной шах», Записать варианты в шахматный блокнот. Занятие 21. Защита от связки. Вскрытый шах, спертый мат. Напомнить о необходимости следить за ходами противника, стараться разведать план его действий, своевременно выставлять защиту. Показать, как по возможности защититься от связки (думать о последствиях каждого хода, не допуская «связывания» фигур, а если фигура уже «связана», постараться тоже совершить равнозначное нападение на фигуры противника) показать защиту от вилки конем и спертый мат (исп. Коня). Объяснить понятие «вскрытый шах». Показать варианты постановки такого шаха. Игровые упражнения со всей подгруппой детей: «Придумай конечный вариант спертого мата», «Покажи варианты мата Легаля», «Расставь фигуры, предложенные педагогом, так, чтобы противнику не удалось сделать вилку», «Придумай позицию, из которой противник получит вскрытый шах», Дома: игры с родителями, знакомыми, используя знания, полученные на занятиях 20 и 21. Занятие 22. Пешки против королей. Правило квадрата. Расставить 2 позиции: король с пешкой против короля. Сказать, что когда в эндшпиле (конце игры) получается такая позиция опытные шахматисты доигрывать уже не будут, т.к. смогут подсчитать в уме, дойдет ли пешка до поле превращения или король противника ее догонит (в результате- ничья ). Показать позицию, где пешка побеждает. Познакомить справилом квадрата, если король уже в квадрате или своим первым ходом попадает в квадрат пешки, то пешка не пройдет. Упражнения на прохождения квадрата пешек (сторона квадрата - длина пути пешки до поля превращения). Выложить на доске фишками квадрат каждой пешки. По казать позицию, где побеждает король. Попросить рассчитать в уме, кто побеждает, объяснить и проверить в игре. Показать 2 случая исключения из правила: пешка победит, даже если король находится в квадрате, если: 1. пешка стоит на начальной позиции (горизонталь 2 или 7), т.к. она может пойти сразу на 2 поля. 2. если король в погоне за пешкой натыкается на препятствие - свою пешку. Потребуется лишний ход, чтобы обойти препятствие или убрать его (сделать ход этой пешкой) соревнование на расчет вариантов в уме «кто быстрее всех считает». За каждый правильный расчет - 1 очко. Дома: научить родителей находить квадрат пешки и пользоваться правилом квадрата. Потренироваться, кто быстрее считает варианты. Занятие 23.Пешечные окончания. Расчет вариантов. Сказать, что сегодня на шахматной доске будут сражаться одни пешки. Их цель - добраться до поля превращений (восьмая и первая горизонталь) Показать пример простейшего расчета вариантов, когда пешки стоят на начальной позиции, на соседних вертикалях. Помочь сделать вывод, что в этой позиции проигрывает тот, кто начинает. Упражнение в парах. Рассчитать варианты при двух пешках, стоящих в начальной позиции на одинаковых вертикалях (с2, d2, и с7, dl0). Сделать вывод. Игровое упражнение «Война пешею> - игра одними пешками с целью добраться до поля превращения. За каждую прошедшую пешку очко. Дома: игра в «Войну пешею> - закрепить умение рассчитывать варианты в уме. Повторение правила квадрата и правила взятия на проходе. Занятие 24. Король с пешкой против короля. Правило «ключевых полей». Сказать, что сегодня король будет сам помогать своей пешке добираться до поля превращения. Не смотря на то, что чужой король уже находится в квадрате пешки, ей может помочь свой король. Для этого нужно знать правило «ключевых полей». «Ближние ключевые поля» (БКП) находятся через ряд по ходу движения пешки. Далее следуют «поля шестой горизонтали» (ПШГ). Вокруг поля превращения пешки находятся «решающие ключевые поля» (РКП) , король сам идет в наступление, стараясь занять одно из БКП, а затем одно из ПШГ, затем одно из РКП. В нужный момент, когда король противника встает в оппозицию, пешка помогает своему королю и делает промежуточный ход. Проиграть со всей подгруппой варианты прохода пешки, потренироваться, в расчете вариантов. Показать когда правило не действует (для пешек на крайних вертикалях, если чужой король стоит на той же вертикали, что и пешка). Тренировка в парах. 1. задание: определить БКП, ПШГ и РКП. 2. задание: провести пешки на поле превращения. 3. задание: король противника побеждает и делает ничью. Дома: отметить в блокноте «ключевые поля» для пешек 2Й, 3Й, 4Й горизонтали (7Й, 6Й, SЙ - для черных). Потренироваться проводить пешку с помощью короля, а также наоборот - делать, ничью. Занятие 25.Мат двумя слонами. Варианты пата. Сказать, что сегодня воевать с королем противника будут слоны и сам король, т.е. мы будем учиться ставить мат двумя слонами. Объяснить, что, чтобы поставить мат двумя слонами нужно оттеснить одного короля в угол. Мат двумя слонами похож на линейный мат ладьями, только слоны будут вести двойной огонь по диагонали, а король будет им помогать. Показать конечную позицию с матом, сказать, что король, помогающий слонам, должен обязательно встать от угловой клетки на ход коня, иначе мат не получится. Расставить на доске позицию и показать, как ставить мат двумя слонами. Напомнить об осторожности, т.к. можно вместо мата поставить пат. Показать, как это может случиться. Тренировка в парах: поставить мат двумя слонами из разных напольных позиций (игры). За каждый мат - 1 очко, а пат - О, помощь преподавателя 1/2 очка. Дома: поупражняться в постановке мата двумя слонами. Поиграть в «войну» слонов против пешек (цель - уничтожить всех пешек противника). Занятие 26. Шахматные игры. Предложить решить задачу на мат в 1 ход. Сказать, что сегодня мы должны вспомнить все, чему мы учились и применить это в игре. Дети играют партию до постановки мата (если мат поставлен быстро, играют вторую партию, если мат не получается - преподаватель помогает). Обратить внимание, как дети усвоили правила разыгрывания дебюта, кто применяет в игре связки, вилки, как научились действовать пешками, как играют в эндшпиле. На следующем занятии повторить с детьми приемы, которые дети усвоили плохо. Дома: игра в шахматы до мата. Занятие 27. Повторение приемов шахматной игры. На основе наблюдения, проведенного за игрой детей на занятии NQ26 , проиграть плохо усвоенные детьми приемы шахматной игры. Не шахматная игра на шахматной доске: «овца и волки» (1 белая пешка - овца, 4 черные - волки, стоят на черных клетках как шашки и ходят наискосок на клетку. Волки не могут ходить назад. Цель волков поймать овечку. Цель овцы - пройти сквозь цепь волков до 8Й горизонтали). Дома: игра в шахматы до мата. Занятие 28.Проигрывание учебных партий. (можно взять из «шахматный букварь раскраска» - А. Кентлера). Сказать детям, что, чтобы научиться хорошо играть в шахматы, нужно про играть партии шахматистов, сыгранные ранее, используя запись партии (шахматную нотацию). Про играть несколько партий (варианты мата Легаля, защиту Филидора, ферзевый гамбит, партию с красивой жертвой). По ходу игры задавать детям вопросы: зачем был сделан ход? Как можно было исправить положение? Всегда ли хорошо польститься на жертву? Сделать вывод, что во время игры надо быть внимательным, хорошо видеть все шахматное поле, уметь развивать фигуры, точно рассчитывать свою комбинацию и предвидеть комбинации противника, намечать план игры, рассчитывать все возможные способы достижения победы, не допуская ошибок. Дома: проиграть несколько вариантов разыгрывания дебюта. Проиграть одну - две рабочие партии с разбором. Сыграть целую партию с записью ходов. Занятие 29.Решение задач на мат в два хода. Разделить детей на две команды. Каждая команда решает одну и ту же задачу на своей доске. Кто решит первый - тот получает одно очко. Перед тем, как дети начнут решать задачу, спросить, как они думают, кто в данной позиции победит? Затем дети ставят мат в два хода (4 - 5 задач). Если останется время, то команды сами придумают по одной задаче для противника. Дома: придумывание задач на постановку мата в 1 - 2 хода. Повторение мата двумя слонами, ферзем, ладьёй. Занятие 30.Мельница. Цугцванг. Рассказать детям, что во время шахматной партии, встречается комбинация под названием «мельница» (серия чередующихся шахов при которой можно съесть почти все неприятельские фигуры). Показать комбинацию мельница. Сказать, что встречается такое положение на доске, которое называется «цугцванг» (когда один из соперников вынужден делать единственные, как правило, проигрывающие ходы). Показать позицию, когда один из соперников находится в положении цугцванга. Повторить понятия «двойной удар», предложить расставить варианты позиций на доске. Если останется время, можно рассказать о наиболее знаменитых гроссмейстерах. Дома: шахматные игры до постановки мата. Занятие 31. Шахматная эстафета. Разделить детей на две команды, предложить решить занимательные задачки с шахматными фигурами на скорость. 1. проходная решетка, 2. «запри фигуры в ящик» (чтобы они могли сделать как можно меньше ходов), 3. «расставь часовых» (расставить пять ферзей на доске, что бы они контролировали как можно больше полей), 4. «поставь защиту» , 5. «самый быстрый джигит» (упражнения с конями) 6. «расставь конечную позицию» (мат двумя слонами, линейный мат, мат ладьёй, мат ферзём, мат с помощью пешек). Эстафета может быть проведена совместно с родителями (команда детей - команда родителей или две команды детей, две - родителей, если родителей мало - сделать смешанные команды из детей и родителей) победившая команда награждается (силуэт шахматного коня на тесемке). Дома: подготовка к шахматному турниру: повторение правил разыгрывания дебюта, шахматных ловушек, правило квадрата и ключевых полей, постановку мата в эндшпиле. Занятие 32. Шахматный турнир. Сказать, что сегодня у нас начинается настоящий шахматный турнир на звание чемпиона детского сада. Нужно быть предельно собранными, и внимательными. Проигравшим не надо сильно расстраиваться, т.к. даже все выдающиеся гроссмейстеры когда-нибудь проигрывали. Из проигрыша нужно извлечь уроки на будущее. Разбить всю группу на 2 подгруппы, приблизительно равные по силам. Затем выигравшие играют друг с другом, а проигравшие с проигравшими и т. д. за мат получают одно очко, ничью - 1/2 очка, поражение о. Результаты фиксируются в таблице. Затем определяются дети, занявшие 1 место (чемпион детского сада), 2 м, 3 м. Победители награждаются грамотами и призами. Если времени не хватит, провести еще на одном занятии шахматный турнир. Рекомендуемая литература для преподавателя в детском саду: 1. В. Костров, Д. Давлетов «Шахматы для детей и родителей» (СПб, 2001 г.), ч. 1. 2. А. Кентлер «Шахматный букварь - раскраска» (СПб, 1998 г. Изд. «Образование - культура»). 3. Г.М. Зенков «Первый шаг» (<<Пласт», 1993г., Кемеровская область). 4. И.Весела «Шахматный букварь» (Петрозаводск «Кругозор» 1994г.) 5. в.г. Гришин «Малыши играют в шахматы» (Москва «Просвещение» 1991г.) |
pochemu4ka.ru
Методика обучения шахматам детей дошкольного возраста (дошколят)
Здравствуйте дорогие друзья. С вами на связи папа Жорика, Александр Борисов и сегодня мы поговорим с вами о методике обучения игре в шахматы детей дошкольного возраста, или как их еще называют, юных дошколят.
Чтобы вы понимали сразу, что я имею право сейчас вас чему-то учить и давать какие-то советы и рекомендации как родителю или педагогу, то сразу представлю вам своего 4-х летнего сынишку Жорика, который научился играть в 3 года и 11 месяцев, а через 3 месяца занял 2 место на этапе кубка России по шахматам в Петергофе, побеждая детей возраста 6-8 лет.
Более подробнее о нем вы можете почитать ЗДЕСЬ. Кто он такой и какие у него есть награды и достижения. Мы с Жориком приготовили целый обучающий курс о том, как нужно родителям и педагогам, правильно учить играть в шахматы дошколят и вообще детей любого возраста.
В целом вы сразу можете приобрести курс по ссылке выше и можно сказать методика у вас в кармане. Научите ребенка играть за 1-2 недели. Но я же не только пишу эту статью, для того чтобы продать вам курс верно? Давайте я коротко расскажу вам о самом главном.
Я это говорю постоянно на каждом нашем вебинаре и в каждой нашей статье.
Совет №1 — Не надо вести ребенка в шахматную школу.
Мне вот и на почту пишут и в скайпе и в онлайн-чат, — «Александр посоветуйте в какую школу отдать ребенка, чтобы его там научили играть...». Я обычно отвечаю так, — «Ни в какую. Учить ребенка вы должны сами в стенах дома».
И тут у человека сразу возмущение, — «В смысле сами? А разве не специалист должен обучать детей?». =) Давайте, чтобы мне не повторяться, я лучше вам дам почитать вот эту статью. Вот реально почитайте в ней самый первый совет и все поймете.
Поведете не окрепшего ребенка дошкольного возраста в шахматную школу, примерно 80% вероятности, что вы испортите ему всю шахматную карьеру, которая может и не начаться.
Совет №2 — Не нужно сразу же объяснять правила игры.
С дошкольниками заниматься нужно совсем по другому. Они не слышат, что вы им говорите, им играть хочется. Поэтому главная задача родителя, педагога или тренера при обучении дошколят шахматам — это не вдалбливание правил игры, а именно вызывание интереса и мотивация.
Это достигается множеством способов, о которых я рассказал в курсе.
Совет №3 — Не давайте сладкого перед обучением.
Я вообще рекомендую за 1-2 дня до того, как вы решите начать обучать ребенка шахматам, чтобы он посидел дома в тишине. По собирайте с ребенком пазлы, почитайте книжку в тишине и ему будет очень легко даваться обучение шахматам.
Ни каких мультиков, посещения игровых центров, садиков, гора друзей дома и все в этом духе. Когда у ребенка в попе не остывший моторчик ему будет трудно взять сесть за шахматную доску и начать спокойно слушать ваши нравоучения. =)
А если вы еще и сладким накормили ребенка, то считайте пропало =)
Совет №4 — Держите себя в руках.
Маленькие дети они плохо все схватывают и если вы будете беситься от того, что ну не понимает ребенок что-то и делает ошибки, то вы можете разом отбить все желание играть. И потом уже ни чего нельзя будет сделать. Отказался ребенок от шахмат и все тут.
Шахматы потом будут вызывать у ребенка аллергию и отвращение. Я видел такие случаи лично =)
Совет №5 — Награда за любое достижение.
Научился ходить ладьей — приз, научился прыгать конем — приз, научился делать шах — приз, рокировка — тоже приз и так далее. Притворяйтесь как-будто ребенок вас выигрывает, вы сидите такой(ая) не знаете прямо что делать, зажал вас ребенок в ловушке короля вашего и все, вы сдались...
Похвала для мальчиков очень важна.
Ну вот собственно наверное и все. Главное, что я вас сейчас обезопасил от самых главных ваших ошибок в обучении шахматам дошколят. Все остальные мои советы и рекомендации изучайте в нашем с Жориком видеокурсе.
Эта методика обучения шахматам детей 100% работающая и опробованная уже не десятках ребят и девчат, в том числе и на детях моих друзей. Пользуйтесь ей и увидимся с вами на шахматных соревнованиях.
Выполняйте шахматный разряд, поднимайте свой шахматный рейтинг и становитесь чемпионами! До скорых встреч.
С уважением, Александр Борисов
chessmatenok.ru
Разработка занятия по шахматам для детей дошкольного возраста
ВОЛШЕБНЫЙ МИР ШАХМАТ
Сценарий открытого занятия для детей дошкольного возраста
Разработала Эйхвальд Наталья Сергеевна
Цель занятия: В занимательной игровой форме закрепить знания о «Начальном положении» шахматных фигур, познакомить с «Волшебной историей» возникновения шахмат.
Задачи занятия:
Повторить названия шахматных фигур;
Закрепить расстановку фигур в начальном положении;
Познакомить с «Волшебной историей» возникновения шахмат;
Расширить кругозор и обогатить детскую фантазию;
Предварительная работа:
Просмотр шахматного мультфильма «Буровичок Югорка и заговор Черной Королевы»»;
Беседа на тему: шахматные фигуры, волшебные рукавички, злой волшебник «Ледоног», шахматная королева;
Составление письма шахматной королеве;
Ход занятия:
Воспитатель с детьми входят в зал, дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, вы помните, мы с вами написали письмо Шахматной королеве о том, что хотим узнать о волшебной истории возникновения шахмат. И в этом нам обязательно помогут волшебные рукавички, которые хранятся у неё. А вот и наша гостья.
Входит шахматная королева с волшебным сундучком в руках (музыка)
Шахматная королева: Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые. Ребята, как только я получила ваше письмо, то сразу отправилась к вам.
Воспитатель: Здравствуйте Шахматная королева, мы очень рады потому, что ты пришла к нам. Расскажи нам, пожалуйста, историю о том, как появились шахматы. Видим, ты пришла не с пустыми руками, ты не забыла волшебные рукавички?
Шахматная королева: Конечно, я взяла волшебные рукавички (открывает волшебный сундучок, достает рукавички и замечает подмену), но что это? Ребята! Я не смогу показать и рассказать вам историю шахмат без рукавичек. Кто-то заколдовал одну из них!
Воспитатель: Дети! Вы помните в мультфильме про Югорку, кто старался получить волшебные рукавички? (ответы детей).
Правильно! Злой дух «Ледоног». Видимо он никак не успокоится. Хочет завладеть волшебными рукавичками.
Шахматная королева: Ребята! Не волнуйтесь. Ведь одна рукавичка осталась у нас и с ее помощью, мы обязательно получим вторую рукавичку, только для этого нужна ваша помощь. Вы согласны помочь? (дети отвечают да).
Я буду загадывать шахматные загадки, а вы дружно будете отгадывать и чем больше, будет правильных ответов, тем, колдовство «Ледонога» будет слабеть.
(Шахматная королева, загадывает детям загадки, кто отгадывает, тому надевает шапочку с шахматной фигурой).
Загадки[7].
№ 1
Мы могли на ней бы плыть
С русским князем по воде,
Но позволено ходить
И по клеточкам… (ладье)
№ 2
Обитает не в саванне,
И не так огромен он,
Но такое же названье
У фигуры этой -…(слон)
№ 3
Он, не цокает, конечно,
Но легко перешагнём
Через ряд фигур и пешек
Этим шахматным…(конем)
№ 4
Это правило известно,
Короля нам есть нельзя,
Но свободно можешь есть ты
Вместо этого…(ферзя)
№ 5
Быть особо защищённым –
У него такая роль,
Это правило резонно,
Потому что он -…(король)
№ 6
Кто не любит прыг да скок?
Кто ходить привык без спешки
И берёт наискосок?
Ну конечно, это -…(пешка)
Вперед и назад ходит браво, помчится налево, направо, ту фигуру знаю я, ведь зовут её …….(ладья).
Не живет в зверинце, не берет гостинцы, по косой он ходит, хоботом не водит? (слон)
Прыгнет он, подковы звяк! Получается зигзаг! И повадки у лошадки необычны и смешны: притаится, словно в прятки и скакнет из-за спины, кто это? (конь)
Самый большой, а самого маленького боится? (король и пешка).
Дюймовочка в клеточке? (пешка)
(8 участников – дети шахматные фигуры, остальные разведчики)
Шахматная королева: Молодцы! Вы правильно разгадали шахматные загадки. Давайте проверим, спало ли колдовство «Ледонога» (достает рукавички) Нет. Видать сильно заколдовал рукавичку злой волшебник, и я попрошу уважаемых взрослых посмотрите, пожалуйста, на свои стульчики (на каждом стульчике приклеена шахматная фигура), наденьте шахматные шапочки на голову и помогите нам расколдовать волшебную рукавичку. Спасибо, а теперь, чтобы исчезло злое волшебство нам нужно вспомнить, как располагаются шахматные фигуры перед началом игры.
Воспитатель: Дети, вы помните, как стоят шахматные фигуры в «Начальном положении»? Тогда приготовьтесь слушать внимательно Шахматную королеву.
Шахматная королева: (рассказывает стихотворение и жестами приглашает детей с шахматными шапочками встать на шахматную доску).
«Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены
Наши славные слоны.
И еще два поля есть
А на них король и ферзь.
А теперь без спешки
Идут на место пешки» [5].
- А теперь взрослые займите свои места на шахматной доске, а ребята проверят, правильно ли вы справились с заданием (комментарий шахматной королевы). Вы все сделали правильно, но, чтобы лучше запомнить расстановку шахматных фигур, мы все вместе сейчас поиграем в игру «Разведчики».
Игра «Разведчики»: «Белые разведчики» глазки закрыли, представили волшебную шахматную страну, а «Черные разведчики» в это время поменялись местами, на счет 1,2,3 «Белые разведчики» открыли глазки и внимательно посмотрели, какие черные фигуры перепутались (дети подымают руку и выходят исправлять ошибки).
А теперь «Черные разведчики» закрыли глазки, представили волшебную шахматную страну, а «Белые разведчики» в это время поменялись местами, на счет 1,2,3 «Черные разведчики» открыли глазки и внимательно посмотрели, какие черные фигуры перепутались (взрослые подымают руку и выходят исправлять ошибки, играем по 2раза, музыка ритмичная).
Шахматная королева: Какие вы все молодцы! Я уверена, что вы все запомнили, как располагаются фигуры перед началом шахматного сражения. Но давайте проверим, исчезло ли колдовство «Ледонога» (достает рукавички). Не расстраивайтесь, есть еще одно верное средство, которое я уверена, развеет чары злого волшебника. Для этого мне нужно 2 ребенка и 2 взрослого, вместе с ними мы проявим смекалку и дорисуем шахматные фигуры.
Дорисуй фигуру: (на ватмане нарисованы заготовки шахматных фигур: ладья и конь, нужно дорисовать фигуры, разный уровень сложности для детей и взрослых, музыка спокойная)
Шахматная королева: Посмотрите, как все хорошо справились! Настоящие художники! А ведь это было самое сложное задание! Надо скорее проверить волшебные рукавички!
(достает две одинаковых рукавички). Посмотрите, мы все вместе, дружно победили волшебство злого «Ледонога» и теперь можем отправиться в путешествие по страницам шахматной истории. (королева хлопает в рукавички, звучит волшебная, спокойная музыка, гаснет свет и загорается экран)
Презентация: (Волшебная история возникновения шахмат).
Шахматная королева: Вам понравилось путешествие по страницам шахматной истории? Расскажите дома своим родным, что нового вы сегодня узнали и нарисуйте свои волшебные шахматы, а мне пора уходить. Волшебные рукавички зовут меня обратно в шахматную страну, пока «Ледоног» не затеял вновь что- нибудь плохое. Но на прощанье я хочу подарить вам подарок – мои любимые шахматы.
Вот настал момент прощанья,
Будет кратка моя речь:
Говорю вам до свиданья,
До счастливых новых встреч!
(Шахматная королева уходит под музыку, дети вместе с воспитателем уходят в группу)
РЕКВИЗИТ: шапочки с шахматными фигурами, мольберты (2 шт.), ватман с заготовками фигур, маркеры (4 шт.), ноутбук, Мультимедийное оборудование, шахматный мультфильм «Буровичок Югорка и заговор Черной Королевы», большая шахматная доска, волшебные рукавички, костюм королевы, «Волшебный сундучок».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы - М.: Просвещение, 1991. -158 с
Сухин И. Г. Приключения в шахматной стране. М.: Педагогика, 1991. – 144с.
Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: АСТ: Астрель, 2007. - 460 с.
Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994. - 160 с.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999. – 120с.
Источники:
http://chess555.narod.ru/index.htm
http://www.chessarea.ru/шахматная школа
http://fenix64.com/stix-o-kone/
infourok.ru
Шахматы для ребенка в 5 лет
Интересные статьи
Все родители хотят, чтобы их малыш был умным и достиг успеха в жизни. В пять лет дети уже много что знают и могут поддержать небольшой разговор и сделать выводы. Некоторые дети даже умеют читать в этом возрасте. В настоящее время очень много разных кружков, секций и клубов по развитию дошкольника. Многие родители хотят подготовить ребенка к школе и отдают его на различные подготовительные курсы. Но не стоит забывать, что это ребенок, он хочет играть и веселится. Чтобы не навредить малышу и не отбить у него желание учится, нужно понять его желания и следовать им, немного направляя в сторону развития и обучения. Если ребёнку нравятся настольные игры, он усидчив, и вы заметили интерес к шахматам. То стоит отдать его в шахматную секцию или начать обучение дома. При условии, что ваши навыки игры вам это позволяют. Шахматы для ребенка в 5 лет это самый подходящий момент для начала обучения.
Польза шахмат для детей
«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры.» В.А Сухомлинский — талантливый советский педагог и писатель.
Если ваш малыш гиперактивный, и ему понравились шахматы, поддержите его желание, так как они развивают усидчивость и дисциплину. Если вы хотите развить интеллект ребенка обязательно попробуйте научить его играть в шахматы.
Первые шаги в обучении нужно начинать с близкими родственниками, если мама с папой не имеют соответствующих знаний, это могут быть бабушка или дедушка. После изучения фигур и начальных знаний можно отдать ребенка в секцию шахмат. Вы не пожалеете об этом так как польза от игры в шахматы очевидна:
- развивает мыслительный процесс;
- малыш становится усидчивым и внимательным;
- дает понимание о последствиях его действий, учит быть ответственным;
- развивает логическое мышление;
- учит нестандартно думать;
- учит анализировать действия противника и предугадывать его поведение.
Шахматы с 5 лет и старше
Вашему малышу уже почти пять, и вы хотите начать обучение, тогда нужно знать, что в таком возрасте он не может долго концентрироваться на чем-то одном. Первые занятия нужно делать очень короткими.
Достать доску с шахматными фигурами и просто дать их ребенку поиграть. Далее помаленьку знакомить с каждой фигурой в отдельности.
Можно рассказать сказку или показать мультфильм про шахматы. У Фиксиков есть хорошая серия про шахматы:
После изучения названия фигур и мест их расположения на шахматной доске, можно поиграть в игру, напоминающую лото. Положите в непрозрачный мешок фигуры и пусть ребенок опускает руку в мешок и на ощупь определяет название, и после этого ставит фигуру на ее место, на доске.
Опишите шахматную доску и фигуры в зависимости от предпочтений малыша. Если это мальчик и ему нравятся рыцари, то доска — это поле боя, фигуры это две армии которым нужно захватить короля. Если ему нравятся звездные войны, то опишите все в соответствии с этим сюжетом, можно даже купить шахматы в виде персонажей из звездных воинов.
Главное, чтобы у ребенка были первоначальные ассоциации с чем-то ему знакомым и это напоминало ему какой-то сказочный сюжет.
Расскажите, как ходит каждая фигура и возможно придумайте какую-то историю почему она, так ходит, в зависимости от выбранного вами сюжета. Так юный шахматист лучше запомнит все фигуры и как они ходят.
Проведите сравнение фигур и выстройте шкалу ценностей каждой фигуры. Какая фигура более важная и почему.
Не переходите сразу к игре, закрепите знания создавая разные задачки, на шахматной доске. Например, расставьте пешки противника на доске и пусть малыш с помощью одной фигуры срубит все пешки за наименьшее количество ходов. Для изучения коня, расставьте пешки в виде забора, через который должен перепрыгивать конь, и достигнуть края доски.И главное помните, вы, обучаете ребенка и нужно все преподносить в виде сказочной игры, стараясь не перегружать его и не заставлять.
Видео: Как родителям научить своих детей играть в шахматы
Основы стратегии
После изучения фигур можно переходить к стратегии. Главные моменты, которые должен знать юный шахматист:
- король — это главная фигура и ее нужно защищать;
- захватить контроль над большей частью доски;
- не подвергать опасности свои фигуры, каждая фигура должна быть под защитой;
- прежде чем сделать ход, просчитать все шаги противника, какие он может сделать после вашего хода.
Каждая фигура должна иметь свою ценность, и малыш должен это знать:
- Пешка — 1 очко;
- Конь – 3 очка;
- Слон – 3 очка;
- Ладья — 5 очков;
- Ферзь — 9 очков;
- Король не имеет цены, так как если его срубят игра закончится. Это самая важная фигура.
Ребёнку нужно дать ассоциацию, например, 1 очко это, одна конфета или один рубль, или то, что для него важно, и он хорошо это знает. Или пусть одно очко это одна пешка, тогда конь это три пешки.
Контроль центра доски.
Фигуры, находящиеся в центре, приобретают больший вес в отличии от тех, кто стоит на краю, в первоначальной позиции. У них появляется больше вариантов для нападения и отступления. Лучше всего для этого нужно использовать коней и пешек. А такие фигуры как слон, ладья и ферзь подойдут для контроля и нападения из далека.
Все фигуры должны быть задействованы.
Когда большинство фигур остается на своих изначальных местах, а все действия делает пара фигур, то в ключевой момент вам может не хватить сил для нанесения решающего удара или его отражения. А когда большое количество фигур контролируют поле, то победа неизбежна.
Как играть с юным гроссмейстером
- Не стоит стараться обыграть малыша. Если он будет постоянно проигрывать, то быстро потеряет интерес к игре. Иногда проигрывайте если видите, что ваш маленький ученик делает хорошие ходы и выбрал правильную стратегию, а также можно устраивать ничью;
- Нельзя проигрывать постоянно или часто, т. к. после редкого поражения он будет сильно переживать;
- Каждую партию, сыгранную с малышом, разбирайте. Поощряйте хорошие ходы и обсуждайте не удачные;
- Играть нужно регулярно и не делать больших перерывов;
- Не нужно ждать от ребенка быстрых и серьезных результатов, не оказывайте на него давления;
- Не нужно давать малышу перехаживать, он должен осознавать ответственность за сделанный ход.
Как правильно мотивировать ребёнка
Обычно дети дошкольного возраста живо интересуются каждым новым занятием, но через некоторое время это желание проходит, и ребенок начинает переключатся на что-то другое. В основе шахмат лежат такие понятия как терпение и усидчивость, большинство детей не наделены такими качествами характера, в силу их возраста.
Приведем несколько приемов для мотивации малыша:
- Дети стараются походить на тех, кого считают для себя авторитетом. Прежде всего это конечно же родители или бабушка с дедушкой. Таким образом если малыш будет видеть, как папа играет в шахматы, то у него появится желание сыграть с ним;
- Купите красивую шахматную доску с необычными шахматными фигурами. Для мальчика пусть это будут две армии рыцарей или других персонажей, которые ему в данный момент по душе. Для девочки это могут быть элегантные фигуры с бала из сказки про золушку и т.п.
- Можно организовать небольшой семейный турнир по шахматам. Если у вас, к примеру, мама не умеет играть в шахматы, можно дать юному шахматисту задание научить ее играть. В процессе обучения он будет тренироваться и больше понимать игру. При этом ребенок повысит свой статус и будет стараться поддерживать его. В турнирах он будет занимать не последнее место, за счёт не умеющей мамы или бабушки, и будет стараться продвигаться по турнирной таблице, чтобы выйти на первое место;
- Следующий этап по мотивации юного шахматиста, а также этап развития, нужно посетить шахматный клуб или секцию. Лучше это сделать, когда у них будет проходить турнир, этот процесс еще больше заинтересует малыша и он захочет посещать шахматный кружок.
Напоследок несколько советов от Фиксиков:
semyatut.ru
Разработка занятия по шахматам для детей дошкольного возраста
ВОЛШЕБНЫЙ МИР ШАХМАТ
Сценарий открытого занятия для детей дошкольного возраста
Разработала Эйхвальд Наталья Сергеевна
Цель занятия: В занимательной игровой форме закрепить знания о «Начальном положении» шахматных фигур, познакомить с «Волшебной историей» возникновения шахмат.
Задачи занятия:
Повторить названия шахматных фигур;
Закрепить расстановку фигур в начальном положении;
Познакомить с «Волшебной историей» возникновения шахмат;
Расширить кругозор и обогатить детскую фантазию;
Предварительная работа:
Просмотр шахматного мультфильма «Буровичок Югорка и заговор Черной Королевы»»;
Беседа на тему: шахматные фигуры, волшебные рукавички, злой волшебник «Ледоног», шахматная королева;
Составление письма шахматной королеве;
Ход занятия:
Воспитатель с детьми входят в зал, дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, вы помните, мы с вами написали письмо Шахматной королеве о том, что хотим узнать о волшебной истории возникновения шахмат. И в этом нам обязательно помогут волшебные рукавички, которые хранятся у неё. А вот и наша гостья.
Входит шахматная королева с волшебным сундучком в руках (музыка)
Шахматная королева: Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые. Ребята, как только я получила ваше письмо, то сразу отправилась к вам.
Воспитатель: Здравствуйте Шахматная королева, мы очень рады потому, что ты пришла к нам. Расскажи нам, пожалуйста, историю о том, как появились шахматы. Видим, ты пришла не с пустыми руками, ты не забыла волшебные рукавички?
Шахматная королева: Конечно, я взяла волшебные рукавички (открывает волшебный сундучок, достает рукавички и замечает подмену), но что это? Ребята! Я не смогу показать и рассказать вам историю шахмат без рукавичек. Кто-то заколдовал одну из них!
Воспитатель: Дети! Вы помните в мультфильме про Югорку, кто старался получить волшебные рукавички? (ответы детей).
Правильно! Злой дух «Ледоног». Видимо он никак не успокоится. Хочет завладеть волшебными рукавичками.
Шахматная королева: Ребята! Не волнуйтесь. Ведь одна рукавичка осталась у нас и с ее помощью, мы обязательно получим вторую рукавичку, только для этого нужна ваша помощь. Вы согласны помочь? (дети отвечают да).
Я буду загадывать шахматные загадки, а вы дружно будете отгадывать и чем больше, будет правильных ответов, тем, колдовство «Ледонога» будет слабеть.
(Шахматная королева, загадывает детям загадки, кто отгадывает, тому надевает шапочку с шахматной фигурой).
Загадки[7].
№ 1
Мы могли на ней бы плыть
С русским князем по воде,
Но позволено ходить
И по клеточкам… (ладье)
№ 2
Обитает не в саванне,
И не так огромен он,
Но такое же названье
У фигуры этой -…(слон)
№ 3
Он, не цокает, конечно,
Но легко перешагнём
Через ряд фигур и пешек
Этим шахматным…(конем)
№ 4
Это правило известно,
Короля нам есть нельзя,
Но свободно можешь есть ты
Вместо этого…(ферзя)
№ 5
Быть особо защищённым –
У него такая роль,
Это правило резонно,
Потому что он -…(король)
№ 6
Кто не любит прыг да скок?
Кто ходить привык без спешки
И берёт наискосок?
Ну конечно, это -…(пешка)
Вперед и назад ходит браво, помчится налево, направо, ту фигуру знаю я, ведь зовут её …….(ладья).
Не живет в зверинце, не берет гостинцы, по косой он ходит, хоботом не водит? (слон)
Прыгнет он, подковы звяк! Получается зигзаг! И повадки у лошадки необычны и смешны: притаится, словно в прятки и скакнет из-за спины, кто это? (конь)
Самый большой, а самого маленького боится? (король и пешка).
Дюймовочка в клеточке? (пешка)
(8 участников – дети шахматные фигуры, остальные разведчики)
Шахматная королева: Молодцы! Вы правильно разгадали шахматные загадки. Давайте проверим, спало ли колдовство «Ледонога» (достает рукавички) Нет. Видать сильно заколдовал рукавичку злой волшебник, и я попрошу уважаемых взрослых посмотрите, пожалуйста, на свои стульчики (на каждом стульчике приклеена шахматная фигура), наденьте шахматные шапочки на голову и помогите нам расколдовать волшебную рукавичку. Спасибо, а теперь, чтобы исчезло злое волшебство нам нужно вспомнить, как располагаются шахматные фигуры перед началом игры.
Воспитатель: Дети, вы помните, как стоят шахматные фигуры в «Начальном положении»? Тогда приготовьтесь слушать внимательно Шахматную королеву.
Шахматная королева: (рассказывает стихотворение и жестами приглашает детей с шахматными шапочками встать на шахматную доску).
«Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены
Наши славные слоны.
И еще два поля есть
А на них король и ферзь.
А теперь без спешки
Идут на место пешки» [5].
- А теперь взрослые займите свои места на шахматной доске, а ребята проверят, правильно ли вы справились с заданием (комментарий шахматной королевы). Вы все сделали правильно, но, чтобы лучше запомнить расстановку шахматных фигур, мы все вместе сейчас поиграем в игру «Разведчики».
Игра «Разведчики»: «Белые разведчики» глазки закрыли, представили волшебную шахматную страну, а «Черные разведчики» в это время поменялись местами, на счет 1,2,3 «Белые разведчики» открыли глазки и внимательно посмотрели, какие черные фигуры перепутались (дети подымают руку и выходят исправлять ошибки).
А теперь «Черные разведчики» закрыли глазки, представили волшебную шахматную страну, а «Белые разведчики» в это время поменялись местами, на счет 1,2,3 «Черные разведчики» открыли глазки и внимательно посмотрели, какие черные фигуры перепутались (взрослые подымают руку и выходят исправлять ошибки, играем по 2раза, музыка ритмичная).
Шахматная королева: Какие вы все молодцы! Я уверена, что вы все запомнили, как располагаются фигуры перед началом шахматного сражения. Но давайте проверим, исчезло ли колдовство «Ледонога» (достает рукавички). Не расстраивайтесь, есть еще одно верное средство, которое я уверена, развеет чары злого волшебника. Для этого мне нужно 2 ребенка и 2 взрослого, вместе с ними мы проявим смекалку и дорисуем шахматные фигуры.
Дорисуй фигуру: (на ватмане нарисованы заготовки шахматных фигур: ладья и конь, нужно дорисовать фигуры, разный уровень сложности для детей и взрослых, музыка спокойная)
Шахматная королева: Посмотрите, как все хорошо справились! Настоящие художники! А ведь это было самое сложное задание! Надо скорее проверить волшебные рукавички!
(достает две одинаковых рукавички). Посмотрите, мы все вместе, дружно победили волшебство злого «Ледонога» и теперь можем отправиться в путешествие по страницам шахматной истории. (королева хлопает в рукавички, звучит волшебная, спокойная музыка, гаснет свет и загорается экран)
Презентация: (Волшебная история возникновения шахмат).
Шахматная королева: Вам понравилось путешествие по страницам шахматной истории? Расскажите дома своим родным, что нового вы сегодня узнали и нарисуйте свои волшебные шахматы, а мне пора уходить. Волшебные рукавички зовут меня обратно в шахматную страну, пока «Ледоног» не затеял вновь что- нибудь плохое. Но на прощанье я хочу подарить вам подарок – мои любимые шахматы.
Вот настал момент прощанья,
Будет кратка моя речь:
Говорю вам до свиданья,
До счастливых новых встреч!
(Шахматная королева уходит под музыку, дети вместе с воспитателем уходят в группу)
РЕКВИЗИТ: шапочки с шахматными фигурами, мольберты (2 шт.), ватман с заготовками фигур, маркеры (4 шт.), ноутбук, Мультимедийное оборудование, шахматный мультфильм «Буровичок Югорка и заговор Черной Королевы», большая шахматная доска, волшебные рукавички, костюм королевы, «Волшебный сундучок».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы - М.: Просвещение, 1991. -158 с
Сухин И. Г. Приключения в шахматной стране. М.: Педагогика, 1991. – 144с.
Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: АСТ: Астрель, 2007. - 460 с.
Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994. - 160 с.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999. – 120с.
Источники:
http://chess555.narod.ru/index.htm
http://www.chessarea.ru/шахматная школа
http://fenix64.com/stix-o-kone/
infourok.ru