Литературная викторина "Умники и умницы по творчеству К.Г.Паустовского. Викторина по рассказам паустовского
Литературная викторина по произведениям К.Г. Паустовского
государственное казенное образовательное учреждение Ростовской
области «Красносулинская школа-интернат №1»
ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА
ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ
КОНСТАНТИНА ГЕОРГИЕВИЧА ПАУСТОВСКОГО
декабрь 2016
Литературная интеллектуально-познавательная викторина
по произведениям К.Г. Паустовского.
Цель: развитие познавательной и творческой активности воспитанников.
Задачи:
обобщить знания детей по произведениям К.Г. Паустовского.
развивать интеллектуальные способности воспитанников.
воспитывать в детях нравственные качества, милосердие и благодарность; умение наблюдать и восхищаться окружающей нас природой.
Подготовительная работа:
Чтение рассказов и сказок К. Паустовского, героями которых являются животные и люди («Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Резиновая лодка», «Барсучий нос», «Теплый хлеб», «Квакша», «Похождение жука-носорога», «Растрепанный воробей», «Стальное колечко», «Подарок»).
Рисование иллюстраций к произведениям К. Паустовского.
Ход занятия.
На занятиях внеклассного чтения мы с вами познакомились с выдающимся писателем, жившем в XX веке, которого нередко называют «певцом русской природы». (Слайд 1)
Догадались, о ком идет речь?
- Константин Георгиевич Паустовский… Творчество этого автора никого не оставляет равнодушным. Как вы думаете, почему?
- в своих произведениях он сердечно, просто, с большой теплотой изображал не только нашу природу, но и наш народ, нашу историю. Паустовского уже нет с нами, но его произведения по-прежнему интересны людям.
Сегодня мы проведем интеллектуально-познавательную викторину, которая поможет нам вспомнить талантливого человека, его самые лучшие, любимые многими произведения, и определить имена знатоков его жизни и творчества.
На литературной интеллектуально-познавательной викторине вас ждет много интересных конкурсов. За правильный ответ вы будете получать жетон. В нашей викторине победит тот, кто получит больше всего жетонов. Победителя ждет награда-сюрприз.
Прежде чем начать нашу интеллектуально-познавательную викторину я напомню правила поведения на ней.
Правила поведения на литературной интеллектуально-познавательной викторине:
• Вопросы надо слушать внимательно.
• Не перебивать друг друга.
• Если готов ответ, подними руку.
Ну, что готовы? Итак, начнем!
I конкурс «Лучший знаток биографии К.Г. Паустовского».
В каком городе родился К. Паустовский? (Москва)
Какой любимый учебный предмет был у К. Паустовского в гимназии? (география)
Какие профессии сменил К. Паустовский, прежде чем стать писателем? (вожатый трамвая, санитар, учитель, журналист)
Назовите основные темы произведений К.Г. Паустовского? Кто герои его рассказов и сказок? (писал о природе, животных, людях, о Родине)
Назовите 6 известных вам произведений (сказок и рассказов), написанных К.Г. Паустовским? («Стальное колечко», «Похождение жука-носорога», «Теплый хлеб», «Дремучий медведь», «Квакша», «Растрепанный воробей», «Барсучий нос», «Кот-ворюга», «Подарок», «Резиновая лодка», «Заячьи лапы», «Грач в троллейбусе»)
Назовите имя друга К. Паустовского, о котором автор упоминает в своих рассказах? (Рувим Фраерман)
II конкурс «Узнай произведение»
(зачитываются отрывки из произведений, по которым участники узнают и называют произведения)
Какой-то человек в грязном зеленом мундире прицелился в Петра из винтовки, но он с налета ударил этого человека в глаз. Человек пошатнулся, выронил винтовку и убежал. Он полетел следом за Петром, вцепился ему в плечи и слез в сумку только тогда, когда Пётр упал на землю…
(«Похождения жука-носорога»)
На другой день Варюща поймала Сидора, завернула в платок и понесла в лес. Из-под снега торчал только самый кончик еловой ветки. Варюша посадила на ветку Сидора и попросила: ты поищи, поройся! Может, найдешь!
(«Стальное колечко»)
Звери часто видели, как он осторожно пробирался к реке, высовывал из травы морду и принюхивался к телятам, что паслись на другом берегу. Один раз он даже попробовал лапой воду и заворчал. Вода была холодная и он раздумал переплывать реку. Не хотелось ему мочить…
(«Дремучий медведь»)
Филька заплакал от страха, когда мыши начали выбегать из подпола и хорониться под печкой в соломе, где еще оставалось немного тепла. «Да ну вас!» - кричал он на мышей. Филька забрался на печь, укрылся тулупчиком, весь трясся и слушал причитания бабки. Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз – говорила бабка. Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады. Отчего же стрясся тот мороз? – спросил Филька. От злобы людской, - ответила бабка.
(«Теплый хлеб»)
Мы уверены были, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей. Картошка жарилась на сковороде, от неё шёл острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.
(«Барсучий нос»)
Долго спрашивали прохожих про Карла Петровича, но никто толком ничего не ответил. Зашли в аптеку. Толстый старый человек в пенсне и в коротком белом халате сердито пожал плечами и сказал:
- Это мне нравится! Довольно странный вопрос! Карл Петрович Корш – специалист по детским болезням – уже три года как перестал принимать пациентов. Зачем он вам?
(«Заячьи лапы»)
III конкурс “Самый внимательный читатель»
(выбрать из 3 вариантов правильный ответ)
Вопросы к произведению «Похождения жука-носорога».
Как звали героя, который уходил на фронт?
Михаил Петров
Петр Терентьев
Николай Иванов
Как зовут его маленького сына?
Саша
Николай
Степан
Стрекозу
Муравья
Старого жука-носорога
Во что посадил Степан жука?
В носовой платок
В карман
В коробок из-под спичек
Что делал жук в коробке?
Пел песни
Спал
Стучал, грыз травинки, жужжал.
Куда спрятал отец подарок сына?
В сапог
В мешок
В сумку от противогаза
Ка звали маму Степана?
Марфа
Акулина
Авдотья
Без чего не мог жить жук?
Без еды
Без воды
Без воздуха
Как жук спас Петра?
Укусил его
Вылез из коробки
У кого жил жук пока Петр лежал в лазарете?
У охранника
У медицинской сестры
У польского мальчика
Чем закончилось похождение жука?
Узнал родные места и улетел
Остался жить у Степана
Залез обратно в коробку
Вопросы к произведению «Кот-ворюга».
Какого окраса был кот-ворюга?
Черного
Рыжего
Серого
Как выглядел кот?
Он был тощим, полосатым, без одного глаза
У него было разорвано ухо и отрублен кусок хвоста
У него не было ушей
Что однажды разрыл кот в чулане?
Банку консервов
Банку с червями
Банку солений
Что случилось с червями, банку с которыми разрыл кот?
Они высохли на солнце
Их склевали куры
Их собрала мать
Где спрятался кот после того, как спрыгнул с березы?
В сарае
Под домом
Что делал кот, сидя под домом?
Выл и ругался
Шипел
Скреб землю
С помощью чего кота вытащили из-под дома?
С помощью веревки
С помощью рыболовной сети
С помощью мешка
Как ребята подружились с котом?
Он его приласкали
Они его подлечили
Они его как следует накормили
Какой неожиданный поступок совершил кот на следующее утро?
Он принес новым хозяевам мышь
Он проучил ворующих кур
Он напал на воров, влезших в дом
Как петуха Горлача привели в чувство?
Его облили холодной водой
Его накормили гречкой
Ему дали отлежаться в сарае
Вопросы к произведению «Растрепанный воробей».
Как звали нянюшку Маши?
Степановна
Петровна
Кирилловна
Что делала мама Маши в театре?
Танцевала
Пела
Убиралась
Кого готовилась танцевать мама?
Снегурочку
Золушку
Красную шапочку
Из чего был сделан маленький букетик цветов?
Из пластмассы
Из тонкого стекла
Из хрусталя
Когда должен был вернуться папа?
Весной
Зимой
Летом
Чего ждала ворона, сидя на ветке за окном?
Когда все лягут спать
Когда Петровна откроет форточку и уйдет с Машей
Когда Петровна уйдет
Где жила ворона?
В ларьке
В ящике
На чердаке
Кто подобрал воробья?
Милиционер
Доктор
Прохожий
Зачем Пашка утаскивал из ларька ворованные вещи?
Отомстить вороне
Отблагодарить Машу
Забрать себе
Когда растрепанный воробей ворвался в зрительный зал?
Когда спектакль кончился
Когда Золушка потеряла туфельку
Когда Золушка танцевала с принцем
Вопросы к произведению «Стальное колечко».
Название деревни, в которой жил дед Кузьма с Варюшей?
Моховое
Лесное
Простоквашино
Как звали внучку деда Кузьмы?
Ксения
Аленка
Варюша
Чем дед собирался вылечить свой кашель?
Лесными травами
Махоркой
Березовым грибом
Кого Варюша встретила на станции?
Двух стариков
Деревенского врача
Двоих бойцов
Что один из бойцов подарил Варюше за то, что она поделилась с ними махоркой?
Серебряную ложку
Трубку
Стальное колечко
На какой палец нужно было надеть колечко, чтобы дед выздоровел?
На указательный
На средний
На безымянный
Что случилось после того, как Варюша надела колечко на мизинец?
Наступила весна
Колечко соскользнуло в снег
Она оказалась дома
Кого Варюша просила отыскать колечко?
Воробья Сидора
Деда
Собаку
Когда Варюша нашла колечко?
Когда растаял снег
После того, как сделала доброе дело
После того, как попросила колечко найтись
Вопросы к произведению «Теплый хлеб».
Как звали главного героя произведения?
Ванька
Павлик
Филька
Какое прозвище было у Фильки?
Мужичок-с-ноготок
Ну тебя
Гаврош
Откуда в деревне, в которой жил Филька, взялся конь?
Однажды он сам пришел неизвестно откуда
Его, раненого, оставили кавалеристы
Это был старый боевой конь одного из жителей
Кто выходил коня?
Мельник
Бабка Фильки
Кузнец
Почему коня кормили всей деревней?
Потому, что конем мог воспользоваться любой житель деревни
Потому, что любили этого коня
Потому, что мельник не мог один прокормить коня
Как Филька обидел коня?
Он сам съел предназначенный для него хлеб
Он ударил потянувшегося к хлебу коня по морде и забросил хлеб далеко в снег
Он спустил на него собак
7. Что случилось после того, как мальчик плохо обошелся с конем?
Тут же налетел жуткий мороз, который заморозил воду, из-за чего и остановилась мельница
Теперь на Фильку бросалось каждое встречное им животное
Теперь любой хлеб, который ел Филька, становился черствым и невкусным
8. Как Филька спас деревню?
Он попросил прощения у коня
Он уговорил деревенских ребят рубить в реке лед около мельницы, пока не появится вода
Он растопил лед на реке, бросившись в воду
9. Как конь отреагировал на извинения мальчика?
Он сразу принял хлеб из его рук
Сначала он отказывался брать из его рук хлеб, но мельник убедил его в том, что Филька вовсе не злой
Конь так и не принял хлеб из его руки и всегда обходил его стороной
IV конкурс «По предмету угадай произведение»
Каменный погреб, банка, курица, дождевая туча. («Квакша»)
Костер, гнилой сосновый пень, жареная картошка. («Барсучий нос»)
Ворона, Золушка, варежка, ларек. («Растрепанный воробей»)
Мельница, конь, хлеб. («Теплый хлеб»)
Ветеринар, пожар, аптекарь, пенсне. («Заячьи лапы»)
Воробей, колечко, девочка, дед. («Стальное колечко»)
V конкурс «Угадай героя произведения»
(по описанию должны узнать героя и назвать произведение)
Жила она в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое. Она была скупая, сварливая. Она забивала клювом в щели ларька все свои богатства. Чтобы их не разворовали воробьи. (Ворона. «Растрепанный воробей)
Он был старый, спал на шестке, раздувшись как шарик. Всю зиму он жил в избе Кузьмы самостоятельно, как хозяин. С характером своим он заставлял считаться не только Варюшу, но и самого деда. Кашу он склевывал прямо из мисок, а хлеб старался вырвать прямо из рук… (Воробей Сидор. «Стальное колечко»)
Он был тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе. У него разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. (Кот. «Кот-ворюга»)
Он жил за рекой, в большом лесу. Его шкура была вся в желтых сосновых иглах, в давленной бруснике и смоле. Глаза у него горели, как светляки – зеленые.
(Медведь. «Дремучий медведь»)
Он был маленький, с опаленными задними ногами и животом. Левое ухо у него было рваное. (Заяц. «Заячьи лапы»)
Маленький мальчик Степа поймал его и посадил в спичечную коробку. Он грыз травинки, но все равно продолжал стучаться и браниться. Высовывал мохнатую лапу и старался ухватить Степу за палец. (Жук. «Похождение жука-носорога»)
Подведение итогов викторины. Награждение ребят.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области «Красносулинская школа-интернат №1» ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ВИКТОРИНА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ КОНСТАНТИНА ГЕОРГИЕВИЧА ПАУСТОВСКОГО Ноябрь 2016 Литературная интеллектуально-познавательная викторина по произведениям К.Г. Паустовского. Цель: развитие познавательной и творческой активности воспитанников. Задачи:
Подготовительная работа:
Ход занятия. На занятиях внеклассного чтения мы с вами познакомились с выдающимся писателем, жившем в XX веке, которого нередко называют «певцом русской природы». (Слайд 1) Догадались, о ком идет речь? - Константин Георгиевич Паустовский… Творчество этого автора никого не оставляет равнодушным. Как вы думаете, почему? - в своих произведениях он сердечно, просто, с большой теплотой изображал не только нашу природу, но и наш народ, нашу историю. Паустовского уже нет с нами, но его произведения по-прежнему интересны людям. Сегодня мы проведем интеллектуально-познавательную викторину, которая поможет нам вспомнить талантливого человека, его самые лучшие, любимые многими произведения, и определить имена знатоков его жизни и творчества. На литературной интеллектуально-познавательной викторине вас ждет много интересных конкурсов. За правильный ответ вы будете получать жетон. В нашей викторине победит тот, кто получит больше всего жетонов. Победителя ждет награда-сюрприз. Прежде чем начать нашу интеллектуально-познавательную викторину я напомню правила поведения на ней. Правила поведения на литературной интеллектуально-познавательной викторине: • Вопросы надо слушать внимательно. • Не перебивать друг друга. • Если готов ответ, подними руку. Ну, что готовы? Итак, начнем! I конкурс «Лучший знаток биографии К.Г. Паустовского».
II конкурс «Узнай произведение» (зачитываются отрывки из произведений, по которым участники узнают и называют произведения)
(«Похождения жука-носорога»)
(«Стальное колечко»)
(«Дремучий медведь»)
(«Теплый хлеб»)
(«Барсучий нос»)
- Это мне нравится! Довольно странный вопрос! Карл Петрович Корш – специалист по детским болезням – уже три года как перестал принимать пациентов. Зачем он вам? («Заячьи лапы») III конкурс “Самый внимательный читатель» (выбрать из 3 вариантов правильный ответ) Вопросы к произведению «Похождения жука-носорога».
Вопросы к произведению «Кот-ворюга».
Вопросы к произведению «Растрепанный воробей».
Вопросы к произведению «Стальное колечко».
Вопросы к произведению «Теплый хлеб».
IV конкурс «По предмету угадай произведение» Каменный погреб, банка, курица, дождевая туча. («Квакша») Костер, гнилой сосновый пень, жареная картошка. («Барсучий нос») Ворона, Золушка, варежка, ларек. («Растрепанный воробей») Мельница, конь мальчик Филька. («Теплый хлеб») Ветеринар, пожар, аптекарь, пенсне. («Заячьи лапы») Воробей, колечко, девочка, дед. («Стальное колечко») V конкурс «Угадай героя произведения» (по описанию должны узнать героя и назвать произведение) Жила она в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое. Она была скупая, сварливая. Она забивала клювом в щели ларька все свои богатства. Чтобы их не разворовали воробьи. (Ворона. «Растрепанный воробей) Он был старый, спал на шестке, раздувшись как шарик. Всю зиму он жил в избе Кузьмы самостоятельно, как хозяин. С характером своим он заставлял считаться не только Варюшу, но и самого деда. Кашу он склевывал прямо из мисок, а хлеб старался вырвать прямо из рук… (Воробей Сидор. «Стальное колечко») Он был тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе. У него разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. (Кот. «Кот-ворюга») Он жил за рекой, в большом лесу. Его шкура была вся в желтых сосновых иглах, в давленной бруснике и смоле. Глаза у него горели, как светляки – зеленые. (Медведь. «Дремучий медведь») Он был маленький, с опаленными задними ногами и животом. Левое ухо у него было рваное. (Заяц. «Заячьи лапы») Маленький мальчик Степа поймал его и посадил в спичечную коробку. Он грыз травинки, но все равно продолжал стучаться и браниться. Высовывал мохнатую лапу и старался ухватить Степу за палец. (Жук. «Похождение жука-носорога») |
infourok.ru
Литературная викторина "Умники и умницы по творчеству К.Г.Паустовского
Рассказы К.Г.Паустовского:
«Кот ворюга»
«Жильцы старого дома»
«Прощание с летом»
«Корзина с еловыми шишками»
«Бескорыстие»
Литературная викторина «Умники и умницы»
по творчеству К.Г.Паустовского
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости и участники литературной викторины «Умники и умницы», посвященной творчеству К.Г.Паустовского!
«Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску…» Константин Георгиевич Паустовский |
Ведущий. Итак, приступаем к состязанию. Послушайте, пожалуйста, правила игры. Для выбора участников состязания вам будут заданы вопросы. За каждый правильный ответ игроку вручается «Орден умника». По количеству орденов будут выбраны шесть участников.
Игра состоит из двух агонов («агон» в переводе с греческого означает «соревнование»), в ходе которых из шести участников в финал выйдут двое. Если участник отвечает неправильно, вопрос передается теоретикам, среди которых также ведется соревнование: теоретик, получивший наибольшее количество орденов, становится третьим участником финала.
Красная дорожка - самый короткий путь к победе, так как участник должен ответить всего на 2 вопроса. Однако, избрав красную дорожку, он не имеет права ошибаться.
Желтая дорожка - игрока ожидают три вопроса, зато здесь допускается одна неточность в ответе.
Зеленая дорожка – игроку будут заданы четыре вопроса, тем не менее, здесь есть свое преимущество - можно ошибаться дважды.
Побеждает участник, который первым достигнет линии финиша. Таким образом, верные ответы участников на «желтой» и «зеленой» дорожках не гарантируют победы в случае правильных ответов участника на «красной» дорожке.
Вопросы разминки:
«Бескорыстие»
О чём идёт речь? «…это тихая и немудрая земля под неярким небом» (о Мещёрском крае)
«Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она даёт обильные урожаи и природные её силы можно использовать для нашего благосостояния!» Закончи фразу: «Не только за это мы любим родные места. Мы любим их ещё за то, что…» («даже небогатые, они для нас прекрасны»)
Кому принадлежат слова? «…если придётся защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было…» (автору К.Паустовскому)
Закончи фразу: «…этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается…» («…как никогда не забывается первая любовь»)
«Прощание с летом»
Зима начала хозяйничать над землей, но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам… продолжите фразу («… такой же прекрасной, как лето»)
«Кот ворюга»
6. Кот-ворюга ходил по саду и дому как кто? («Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож»)
7. Закончи фразу: «Мы переименовали его из «Ворюги» в … «А бабы-молочницы почему-то прозвали кота…» («Милиционера», Степаном)
«Жильцы старого дома»
Назовите жильцов старого дома? («сварливый голенастый петух, прозванный Горлачом», «худая чёрная курица. На шее у неё была накинута шаль из пёстрого пуха, и вся она походила на цыганку-гадалку», Маленькая зелёная лягушка, Ходики, Деревянная чёрная шкатулка)
В чём заключалась прелесть жизни для кота Степана? («лениво тереться мордой о косяки рассохшихся дверей или валяться на солнце около колодца»)
Какие неприятности бывали в жизни Степана? («Однажды он украл и съел плотицу вместе с застрявшим в жабрах рыболовным крючком…»)
Вы кривоноги, прибыли в старый деревенский дом из Москвы, тем самым начав череду неприятностей. Кто Вы? (кривоногая такса Фунтик)
Как была объявлена война между Фунтиком и Степаном? («…пёс тянулся мокрым носом к Степану… Степан изловчился и ударил Фунтика по вывернутому уху»)
В чём проявлялась особенность курицы? («Курица эта летала, как ворона, дралась и по нескольку часов могла стоять на крыше и без перерыва кудахтать. Сбить ее с крыши, даже кирпичом, не было возможности. Когда мы возвращались из лугов или из леса, то издалека была уже видна эта курица - она стояла на печной трубе и казалась вырезанной из жести»)
На что был похож старый дом? («Нам вспоминались средневековые харчевни - о них мы читали в романах Вальтера Скотта. На крышах этих харчевен торчали на шесте жестяные петухи или куры, заменявшие вывеску. Так же как в средневековой харчевне, нас встречали дома бревенчатые темные стены, законопаченные желтым мхом, пылающие поленья в печке и запах тмина. Почему-то старый дом пропах тмином и древесной трухой»)
Где проводила дневное время лягушка? («вода лилась тонкой и прозрачной струей из водосточной трубы, а под трубой сидела в луже маленькая зеленая лягушка. Вода лилась ей прямо на голову, но лягушка не двигалась и только моргала. Когда не было дождя, лягушка сидела в лужице под рукомойником. Раз в минуту ей капала на голову из рукомойника холодная вода»)
Что она делала по вечерам? («Иногда по вечерам лягушка приходила в дом. Она прыгала через порог и часами могла сидеть и смотреть на огонь керосиновой лампы»)
Какие старые вещи жили в доме? («ящик от масляных красок, покрытый разноцветными окаменелыми каплями, то сломанный перламутровый веер, то медную кофейную мельницу времен севастопольской обороны, то огромную тяжелую книгу с гравюрами из древней истории, то, наконец, пачку переводных картинок»)
«Корзина с еловыми шишками»
Где проводил осень композитор Эдвард Григ? (Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена)
Чем особенно хороши горные леса по мнению К.Паустовского? («Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли. Кроме того, в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы»)
Почему корзина Дагни была очень тяжёлой? («В еловых шишках много смолы, и потому они весят гораздо больше сосновых»)
Какие достопримечательности были в доме маленькой Дагни? («вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодка»)
Кому принадлежат слова «Музыка – это зеркало гения»? (Нильсу, дядюшке Дагни)
Где работали и жили тётушка Магда и её муж Нильс? (Жили они в комнатушке под крышей театра)
В чём выражалась колдовская власть над людьми тётушки Магды? («Выражалась она в том, что Магда шила театральные костюмы. А кто же не знает, что человек каждый раз, когда надевает новый костюм, совершенно меняется. Вот так оно и выходит, что один и тот же актер вчера был гнусным убийцей, сегодня стал пылким любовником, завтра будет королевским шутом, а послезавтра – народным героем»)
Подведение итогов ареопагом. Выявление шестёрки лучших теоретиков для участия в агонах. Жеребьёвка участников 1 агона.
Ведущий. Из воспоминаний Валерия Дружбинского, секретаря К.Паустовского: «О себе рассказывал с юмором, с самоиронией. "Однажды мне пришлось посетить одного высокого начальника. "Здравствуйте! Я из Москвы, писатель. Моя фамилия Паустовский". Начальник, не отрываясь от бумаги, сказал: "Ну и что?" Я маленько опешил от такой встречи. "Разве вы ничего не читали из написанного мною?" И тогда начальник отвечает веско и спокойно: "А вы мне ничего и не писали". Сказав это, Паустовский первым начинал смеяться, буквально заливался хохотом».
1 агон
«Жильцы старого дома»
Зеленая дорожка
О ком идёт речь? «…сидел, как всегда, на крыльце и, не торопясь, умывался. Он лизал растопыренную пятерню, потом, зажмурившись, тёр изо всей силы обслюненной лапой у себя за ухом» (кот Степан из рассказа «Жильцы старого дома»)
У Вас, как у всех котов, были твёрдые привычки. Какие? («он любил по утрам обходить заросший чистотелом сад, гонять со старых яблонь воробьёв, ловить жёлтых бабочек-капустниц и точить когти на сгнившей скамье»)
Как изменилась Ваша жизнь с приездом Фунтика? («ходить приходилось с опаской, на цыпочках, почаще оглядываться, и всегда выбирать впереди какое-нибудь дерево или забор, чтобы вовремя удрать от Фунтика»)
Продолжи: «Среди жильцов старого дома, кроме Фунтика, кота Степана, петуха, ходиков, музыкального ящика, мастера Гальвестона и скворца, были еще …» («прирученная дикая утка, ёж, страдавший бессонницей, колокольчик с надписью "Дар Валдая" и барометр, всегда показывавший "великую сушь")
Желтая дорожка
О чём идёт речь? («На крышке ее медными буквами была выложена английская надпись: "Эдинбург. Шотландия. Делал мастер Гальвестон"»)
Что было у вас внутри? (« Внутри были медные валики с тонкими стальными шипами. Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук»)
Какое неожиданное событие связано с вами? («неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном»)
Красная дорожка
Кто вы? «это был веселый пожилой шотландец в клетчатом жилете и кожаном фартуке. Во время работы, обтачивая в тисках медные валики, он, наверное, насвистывал песенку о почтальоне, чей рог поет в туманных долинах, и девушке, собирающей хворост в горах. Как все хорошие мастера, он разговаривал с теми вещами, которые делал, и предсказывал им их будущую жизнь» (Мастер Гальвестон – один из обитателей дома)
Каковы были последствия звучания проснувшейся шкатулки? («Мы долго потом насвистывали мелодию о милых покинутых горах, пока однажды нам ее не просвистел пожилой скворец, - он жил в скворечне около калитки. До тех пор он пел хриплые и странные песни, но мы слушали их с восхищением. Мы догадывались, что эти песни он выучил зимой в Африке, подслушивая игры негритянских детей. И почему-то мы радовались, что будущей зимой где-то страшно далеко, в густых лесах на берегу Нигера, скворец будет петь под африканским небом песню о старых покинутых горах Европы»)
Ареопаг определяет победителя первого агона.
Жеребьёвка участников 2 агона.
Ведущий. Из воспоминаний Валерия Дружбинского, секретаря К.Паустовского: «Как-то Константину Георгиевичу предложили анкету. Вопрос: "Какое качество в человеке вы больше всего цените?" Ответ: "Деликатность". Вопрос: "Какое качество находите самым отвратительным?" Ответ: "Индюк. Надутый индюк".Вопрос: "Какой недостаток считаете простительным?" Ответ: "Чрезмерное воображение". Вопрос: "Напутствие-афоризм молодому писателю?" Ответ: "Останься прост, беседуя с царями. Останься честен, говоря с толпой".
2 агон
Зеленая дорожка
«Прощание с летом»
Прослушайте отрывок и назовите произведение К.Г.Паустовского (Исполнитель: Рафаэль Клейнер, Наталия Минаева, «Прощание с летом»)
«Однажды ночью я проснулся от странного ощущения» Какого? («Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и наконец понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой»)
Закончи фразу: «Проснулся Рувим. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал:
– Первый снег очень к лицу земле.
Земля была нарядная, похожая на …» («застенчивую невесту»)
«А утром все хрустело вокруг: подмерзшие дороги, листья на крыльце, черные стебли крапивы, торчавшие из-под снега.К чаю приплелся в гости дед Митрий и поздравил с первопутком.– Вот и умылась земля, – сказал он, – снеговой водой из серебряного корыта.– Откуда ты это взял, Митрий, такие слова? – спросил Рувим.»
Как ответил на этот вопрос дед Митрий? («Моя мать, покойница, рассказывала, что в стародавние годы красавицы умывались первым снегом из серебряного кувшина и потому никогда не вяла их красота»)
Желтая дорожка
«Кот - ворюга»
О ком идёт речь? «Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как его поймать…Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел…(«…рыжий кот. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.») Продолжи фразу «Это был кот, потерявший всякую совесть, кот — бродяга и бандит. Мы прозвали его …» («…Ворюгой»)
Как Вы попались? («Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на берёзу. Мы начали трясти берёзу. Кот уронил колбасу. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с берёзы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом. Он залез под дом в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не было. Мы заложили лаз старой рыболовной сетью и начали ждать. Но кот не выходил. Он противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого утомления»)
«На следующее утро Вы даже совершили благородный и неожиданный поступок» Какой? («Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь, начали склёвывать из тарелок гречневую кашу. Кот дрожа от негодования, прокрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол. С тех пор куры опасались воровать. Увидев кота, они с писком и толкотнёй прятались под домом»)
Красная дорожка
Вы - сын деревенского сапожника, славитесь бесстрашием и ловкостью. Кто Вы? (Лёнька)
Как вы вытащили из-под дома кота? («Лёнька взял шёлковую леску, привязал к ней за хвост пойманную днём плотицу и закинул её через лаз в подполье. Мы услышали хруст и хищное щёлканье — кот вцепился зубами в рыбью голову. Лёнька потащил за леску. Кот отчаянно упирался, но Лёнька был сильнее и, кроме того, кот не хотел выпускать вкусную рыбу. Через минуту голова кота с зажатой в зубах плотицей показалась в отверстии лаза»)
Ареопаг определяет победителя второго агона и лучшего из теоретиков, как участника тройки финалистов.
Тема устного выступления: «С чего начинается Родина?"
Игроки готовят выступление в течение одной минуты.
Ареопаг оценивает ответы, участники выбирают дорожки.
Ведущий. Из воспоминаний Валерия Дружбинского, секретаря К.Паустовского: «Во всем, что делал, к чему прикасался, о чем бы ни говорил Паустовский, была покоряющая искренность. И та самая благородная простота, к которой люди идут всю жизнь и не всегда приходят. Еще в нем был какой-то чисто юношеский вызов быстротечному времени - в каждом его жесте, порывистом движении чувствовалась нескончаемая молодость. А главное, я думаю, этот человек такой трогательный в своей непосредственности, обладал редчайшим даром - он всех вокруг себя очеловечивал. Мне многие говорили, что буквально после короткого общения с Константином Георгиевичем происходит переоценка ценностей - хочется смотреть на людей совсем другими глазами - с большим пониманием, нежностью, состраданием».
ФИНАЛ
«Корзина с еловыми шишками»
Зеленая дорожка
Кому принадлежат слова: «Вот беда! Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев»? (композитору Эдварду Григу)
Слушай, Дагни,– сказал Григ,– я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять. Что придумал композитор? («Я напишу музыку,– решил Григ.– На заглавном листе я прикажу напечатать: «Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет»)
На что похож ваш дом? («Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль. Если человек был наделен воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи – от рокота северного океана, что катил волны из мглы и ветра, что высвистывал над ними свою дикую сагу, до песни девочки, баюкающей тряпичную куклу»)
Декламация: «Григ писал о глубочайшей прелести девичества и счастья. Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелеными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке. «Спасибо!» – говорит она, сама еще не зная, за что она благодарит его.
«Ты как солнце, – говорит ей Григ. – Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны. Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни.
Ты – белая ночь с ее загадочным светом. Ты – счастье. Ты – блеск зари. От твоего голоса вздрагивает сердце.
Да будет благословенно все, что окружает тебя, что прикасается к тебе и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься».
Григ думал так и играл обо всем, что думал. Он подозревал, что его подслушивают. Он даже догадывался, кто этим занимается».
Кто подслушивал Грига? (« Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, прачка из соседнего дома, сверчок, снег, слетавший с нависшего неба, и Золушка в заштопанном платье»)
Желтая дорожка
Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки … зрачки у нее зеленоватые и в них поблескивает огоньками листва. Кто Вы? (Дагни Педерсон, дочь лесника Хагерупа Педерсона)
По какому случаю отец отправил Вас в Христианию погостить к своей сестре Магде? («В восемнадцать лет Дагни окончила школу. Пускай девочка посмотрит, как устроен свет, как живут люди, и немного повеселится»)
Дядюшка Нильс о Дагни говорил, что она так хороша, будто … Продолжите фразу. («Дагни так хороша, будто идёт на первое свидание»)
Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она произвела на нее странное действие. Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны. За что благодарила композитора Дагни Педерсон? («За то, что вы не забыли меня. За вашу щедрость. За то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек»)
Красная дорожка
Вы чердачный философ, любите выражаться возвышенно и туманно, переспорить Вас невозможно. Кто Вы? (Нильс)
Кого Вы сравнили с «первым аккордом увертюры»? (Дагни)
ДЕКЛАМАЦИЯ:
–Слушатели из последних рядов просят меня повторить. Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет.
Дагни вздохнула так глубоко, что у нее заболела грудь. Она хотела сдержать этим вздохом подступавшие к горлу слезы, но это не помогло. Дагни нагнулась и закрыла лицо ладонями.
Сначала она ничего не слышала. Внутри у нее шумела буря. Потом она наконец услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.
Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.
Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!
Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке – в ее окно любимый бросил на рассвете горсть песку. Дагни слышала эту песню у себя в горах.
Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! И она его укоряла, что он не умеет быстро работать.
Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через десять лет!
Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности. К тому времени музыка заполнила все пространство между землей и облаками, повисшими над городом. От мелодических волн на облаках появилась легкая рябь. Сквозь нее светили звезды.
Музыка уже не пела. Она звала. Звала за собой в ту страну, где никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастья, где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы.
В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос. «Ты – счастье, – говорил он. – Ты – блеск зари!»
Музыка стихла. Сначала медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты.
Подведение итогов жюри. Награждение победителей.
intolimp.org
государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области «Красносулинская школа-интернат №1» ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ КОНСТАНТИНА ГЕОРГИЕВИЧА ПАУСТОВСКОГО декабрь 2016 Литературная интеллектуально-познавательная викторина по произведениям К.Г. Паустовского. Цель: развитие познавательной и творческой активности воспитанников. Задачи:
Подготовительная работа:
Ход занятия. На занятиях внеклассного чтения мы с вами познакомились с выдающимся писателем, жившем в XX веке, которого нередко называют «певцом русской природы». (Слайд 1) Догадались, о ком идет речь? - Константин Георгиевич Паустовский… Творчество этого автора никого не оставляет равнодушным. Как вы думаете, почему? - в своих произведениях он сердечно, просто, с большой теплотой изображал не только нашу природу, но и наш народ, нашу историю. Паустовского уже нет с нами, но его произведения по-прежнему интересны людям. Сегодня мы проведем интеллектуально-познавательную викторину, которая поможет нам вспомнить талантливого человека, его самые лучшие, любимые многими произведения, и определить имена знатоков его жизни и творчества. На литературной интеллектуально-познавательной викторине вас ждет много интересных конкурсов. За правильный ответ вы будете получать жетон. В нашей викторине победит тот, кто получит больше всего жетонов. Победителя ждет награда-сюрприз. Прежде чем начать нашу интеллектуально-познавательную викторину я напомню правила поведения на ней. Правила поведения на литературной интеллектуально-познавательной викторине: • Вопросы надо слушать внимательно. • Не перебивать друг друга. • Если готов ответ, подними руку. Ну, что готовы? Итак, начнем! I конкурс «Лучший знаток биографии К.Г. Паустовского».
II конкурс «Узнай произведение» (зачитываются отрывки из произведений, по которым участники узнают и называют произведения)
(«Похождения жука-носорога»)
(«Стальное колечко»)
(«Дремучий медведь»)
(«Теплый хлеб»)
(«Барсучий нос»)
- Это мне нравится! Довольно странный вопрос! Карл Петрович Корш – специалист по детским болезням – уже три года как перестал принимать пациентов. Зачем он вам? («Заячьи лапы») III конкурс “Самый внимательный читатель» (выбрать из 3 вариантов правильный ответ) Вопросы к произведению «Похождения жука-носорога».
Вопросы к произведению «Кот-ворюга».
Вопросы к произведению «Растрепанный воробей».
Вопросы к произведению «Стальное колечко».
Вопросы к произведению «Теплый хлеб».
7. Что случилось после того, как мальчик плохо обошелся с конем?
8. Как Филька спас деревню?
9. Как конь отреагировал на извинения мальчика?
IV конкурс «По предмету угадай произведение» Каменный погреб, банка, курица, дождевая туча. («Квакша») Костер, гнилой сосновый пень, жареная картошка. («Барсучий нос») Ворона, Золушка, варежка, ларек. («Растрепанный воробей») Мельница, конь, хлеб. («Теплый хлеб») Ветеринар, пожар, аптекарь, пенсне. («Заячьи лапы») Воробей, колечко, девочка, дед. («Стальное колечко») V конкурс «Угадай героя произведения» (по описанию должны узнать героя и назвать произведение) Жила она в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое. Она была скупая, сварливая. Она забивала клювом в щели ларька все свои богатства. Чтобы их не разворовали воробьи. (Ворона. «Растрепанный воробей) Он был старый, спал на шестке, раздувшись как шарик. Всю зиму он жил в избе Кузьмы самостоятельно, как хозяин. С характером своим он заставлял считаться не только Варюшу, но и самого деда. Кашу он склевывал прямо из мисок, а хлеб старался вырвать прямо из рук… (Воробей Сидор. «Стальное колечко») Он был тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе. У него разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. (Кот. «Кот-ворюга») Он жил за рекой, в большом лесу. Его шкура была вся в желтых сосновых иглах, в давленной бруснике и смоле. Глаза у него горели, как светляки – зеленые. (Медведь. «Дремучий медведь») Он был маленький, с опаленными задними ногами и животом. Левое ухо у него было рваное. (Заяц. «Заячьи лапы») Маленький мальчик Степа поймал его и посадил в спичечную коробку. Он грыз травинки, но все равно продолжал стучаться и браниться. Высовывал мохнатую лапу и старался ухватить Степу за палец. (Жук. «Похождение жука-носорога») Подведение итогов викторины. Награждение ребят. |
kopilkaurokov.ru
Викторина по произведениям К. Паустовского
Викторина по произведениям К. Паустовского (3 – 4 класс)
Форма проведения: урок – исследование «Юный следопыт»
(работа индивидуальная или групповая)
Цель: формирование навыка смыслового чтения и умения находить информацию, данную в явном и неявном виде.
Задание 1:
Из рассказа «Золотой линь»
Отрывок: «Когда в лугах покосы, то лучше не ловить рыбу на луговых озёрах». «Всем известно, что на рыбной ловле разговаривать нельзя»
Вопрос: О каких правилах рыбалки здесь идёт речь?
Задание 2:
Из рассказа «Золотой линь»
Отрывок: «Недавно я ночевал у паромщика, мы с ним варили уху у костра, и лягва прыгнула прямо в котелок, там и сварилась».
Вопрос: Кто такая лягва?
Задание 3:
Из рассказа «Последний чёрт»
Отрывок: «Во время перевозки зверинца сбежала птица пеликан. Приметы: перо розовое, большой клюв с мешком для рыбы, на голове пух, птица старая, очень злая, не любит и бьет детей, взрослых трогает редко»
Вопрос: почему местные жители боялись этой птицы, не узнавали её, и считали её диковинной?
Задание 4:
Из рассказа «Заячьи лапы»
Отрывок: «Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: Погоди, милый, не беги так быстро!». Заяц вывел деда из огня.
Вопрос: почему дед в этой страшной ситуации поверил зайцу?
Задание 5:
Из рассказа «Барсучий нос»
Отрывок: «Около пня, спиной к нам, стоял барсук. Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожженный нос».
Вопрос: Почему именно в пне барсук лечил свой нос?
Задание 6:
Из рассказа «Сивый мерин»
Отрывок: « Однажды днём в лугах ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня, задевала за плечо, кричала жалобно и настойчиво, будто я у неё отнял птенца, и она просила отдать его обратно. Она летела за мной, не отставая, два часа, и в конце концов мне стало не по себе. Я не мог догадаться, что ей нужно».
Вопрос: А что было нужно ласточке от человека?
Задание 7:
Из рассказа «Старый мерин»
Отрывок: «Старый мерин нас не испугал, хотя и шёл сзади так близко, что иногда толкал меня мордой в спину. Старого мерина мы знали давно, и ничего таинственного в том, что он увязался за нами не было –попросту ему было скучно стоять одному под ивой. Мы всегда думали, о чем думают лошади ночью. Мне казалось, что лошади ни о чем не думают».
Вопрос: Думают ли лошади? И почему старый мерин увязался за людьми именно на рыбалку?
Задание 8:
Из рассказа «Собрание чудес»
Отрывок: «Ваня говорит: С Лёнькой все дерутся. Он непременно сведёт весь лес, порубит на дрова. А я больше всего на свете боюсь, когда сводят лес. Страсть как боюсь!»
Вопрос: Почему Ваня боится, что порубят весь лес?
Задание 9:
Из рассказа «Собрание чудес»
Отрывок: «Я давно заметил, что почти все полковские крестьяне отличаются от окрестных жителей высоким ростом»
Вопрос: Почему они так отличались от других жителей этих мест?
Задание 10:
Из рассказа «Собрание чудес»
Отрывок: «Вода в Ларином озере была глубокая и прозрачная до самого дна»
Вопрос: Обычно в озерах вода застаивается и покрывается водорослями. Почему в этом озере вода другая: чистая и прозрачная?
Задание 11:
Из рассказа «Подарок»
Отрывок: «Мы принесли из сарая ящик, насыпали его доверху землей и пересадили в него маленькую берёзку. Мы мечтали, что в зимние снежные дни береза будет зеленеть в комнатах и напоминать нам о лете. Но… почти вся она за эту ночь пожелтела»
Вопрос: Почему люди не смогли спасти зеленую листву на березе?
Задание 12:
Из рассказа «Прощание с летом»
Отрывок: «Однажды я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и наконец понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют мертвой.»
Вопрос: Когда так бывает?
Задание 13:
Из рассказа «Прощание с летом»
Отрывок: «В стародавние времена красавицы умывались первым снегом из серебряного кувшина»
Вопрос: Зачем они это делали?
infourok.ru
Викторина по произведениям К. Паустовского
Викторина по произведениям К. Паустовского (3 – 4 класс)
Форма проведения: урок – исследование «Юный следопыт»
(работа индивидуальная или групповая)
Цель: формирование навыка смыслового чтения и умения находить информацию, данную в явном и неявном виде.
Задание 1:
Из рассказа «Золотой линь»
Отрывок: «Когда в лугах покосы, то лучше не ловить рыбу на луговых озёрах». «Всем известно, что на рыбной ловле разговаривать нельзя»
Вопрос: О каких правилах рыбалки здесь идёт речь?
Задание 2:
Из рассказа «Золотой линь»
Отрывок: «Недавно я ночевал у паромщика, мы с ним варили уху у костра, и лягва прыгнула прямо в котелок, там и сварилась».
Вопрос: Кто такая лягва?
Задание 3:
Из рассказа «Последний чёрт»
Отрывок: «Во время перевозки зверинца сбежала птица пеликан. Приметы: перо розовое, большой клюв с мешком для рыбы, на голове пух, птица старая, очень злая, не любит и бьет детей, взрослых трогает редко»
Вопрос: почему местные жители боялись этой птицы, не узнавали её, и считали её диковинной?
Задание 4:
Из рассказа «Заячьи лапы»
Отрывок: «Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: Погоди, милый, не беги так быстро!». Заяц вывел деда из огня.
Вопрос: почему дед в этой страшной ситуации поверил зайцу?
Задание 5:
Из рассказа «Барсучий нос»
Отрывок: «Около пня, спиной к нам, стоял барсук. Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожженный нос».
Вопрос: Почему именно в пне барсук лечил свой нос?
Задание 6:
Из рассказа «Сивый мерин»
Отрывок: « Однажды днём в лугах ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня, задевала за плечо, кричала жалобно и настойчиво, будто я у неё отнял птенца, и она просила отдать его обратно. Она летела за мной, не отставая, два часа, и в конце концов мне стало не по себе. Я не мог догадаться, что ей нужно».
Вопрос: А что было нужно ласточке от человека?
Задание 7:
Из рассказа «Старый мерин»
Отрывок: «Старый мерин нас не испугал, хотя и шёл сзади так близко, что иногда толкал меня мордой в спину. Старого мерина мы знали давно, и ничего таинственного в том, что он увязался за нами не было –попросту ему было скучно стоять одному под ивой. Мы всегда думали, о чем думают лошади ночью. Мне казалось, что лошади ни о чем не думают».
Вопрос: Думают ли лошади? И почему старый мерин увязался за людьми именно на рыбалку?
Задание 8:
Из рассказа «Собрание чудес»
Отрывок: «Ваня говорит: С Лёнькой все дерутся. Он непременно сведёт весь лес, порубит на дрова. А я больше всего на свете боюсь, когда сводят лес. Страсть как боюсь!»
Вопрос: Почему Ваня боится, что порубят весь лес?
Задание 9:
Из рассказа «Собрание чудес»
Отрывок: «Я давно заметил, что почти все полковские крестьяне отличаются от окрестных жителей высоким ростом»
Вопрос: Почему они так отличались от других жителей этих мест?
Задание 10:
Из рассказа «Собрание чудес»
Отрывок: «Вода в Ларином озере была глубокая и прозрачная до самого дна»
Вопрос: Обычно в озерах вода застаивается и покрывается водорослями. Почему в этом озере вода другая: чистая и прозрачная?
Задание 11:
Из рассказа «Подарок»
Отрывок: «Мы принесли из сарая ящик, насыпали его доверху землей и пересадили в него маленькую берёзку. Мы мечтали, что в зимние снежные дни береза будет зеленеть в комнатах и напоминать нам о лете. Но… почти вся она за эту ночь пожелтела»
Вопрос: Почему люди не смогли спасти зеленую листву на березе?
Задание 12:
Из рассказа «Прощание с летом»
Отрывок: «Однажды я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и наконец понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют мертвой.»
Вопрос: Когда так бывает?
Задание 13:
Из рассказа «Прощание с летом»
Отрывок: «В стародавние времена красавицы умывались первым снегом из серебряного кувшина»
Вопрос: Зачем они это делали?
kopilkaurokov.ru
Викторина по произведениям К. Паустовского
Викторина по произведениям К. Паустовского (3 – 4 класс) Форма проведения: урок – исследование «Юный следопыт» (работа индивидуальная или групповая) Цель: формирование навыка смыслового чтения и умения находить информацию, данную в явном и неявном виде. Задание 1: Из рассказа «Золотой линь» Отрывок: «Когда в лугах покосы, то лучше не ловить рыбу на луговых озёрах». «Всем известно, что на рыбной ловле разговаривать нельзя» Вопрос: О каких правилах рыбалки здесь идёт речь? Задание 2: Из рассказа «Золотой линь» Отрывок: «Недавно я ночевал у паромщика, мы с ним варили уху у костра, и лягва прыгнула прямо в котелок, там и сварилась». Вопрос: Кто такая лягва? Задание 3: Из рассказа «Последний чёрт» Отрывок: «Во время перевозки зверинца сбежала птица пеликан. Приметы: перо розовое, большой клюв с мешком для рыбы, на голове пух, птица старая, очень злая, не любит и бьет детей, взрослых трогает редко» Вопрос: почему местные жители боялись этой птицы, не узнавали её, и считали её диковинной? Задание 4: Из рассказа «Заячьи лапы» Отрывок: «Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: Погоди, милый, не беги так быстро!». Заяц вывел деда из огня. Вопрос: почему дед в этой страшной ситуации поверил зайцу? Задание 5: Из рассказа «Барсучий нос» Отрывок: «Около пня, спиной к нам, стоял барсук. Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожженный нос». Вопрос: Почему именно в пне барсук лечил свой нос? Задание 6: Из рассказа «Сивый мерин» Отрывок: « Однажды днём в лугах ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня, задевала за плечо, кричала жалобно и настойчиво, будто я у неё отнял птенца, и она просила отдать его обратно. Она летела за мной, не отставая, два часа, и в конце концов мне стало не по себе. Я не мог догадаться, что ей нужно». Вопрос: А что было нужно ласточке от человека? Задание 7: Из рассказа «Старый мерин» Отрывок: «Старый мерин нас не испугал, хотя и шёл сзади так близко, что иногда толкал меня мордой в спину. Старого мерина мы знали давно, и ничего таинственного в том, что он увязался за нами не было –попросту ему было скучно стоять одному под ивой. Мы всегда думали, о чем думают лошади ночью. Мне казалось, что лошади ни о чем не думают». Вопрос: Думают ли лошади? И почему старый мерин увязался за людьми именно на рыбалку? Задание 8: Из рассказа «Собрание чудес» Отрывок: «Ваня говорит: С Лёнькой все дерутся. Он непременно сведёт весь лес, порубит на дрова. А я больше всего на свете боюсь, когда сводят лес. Страсть как боюсь!» Вопрос: Почему Ваня боится, что порубят весь лес? Задание 9: Из рассказа «Собрание чудес» Отрывок: «Я давно заметил, что почти все полковские крестьяне отличаются от окрестных жителей высоким ростом» Вопрос: Почему они так отличались от других жителей этих мест? Задание 10: Из рассказа «Собрание чудес» Отрывок: «Вода в Ларином озере была глубокая и прозрачная до самого дна» Вопрос: Обычно в озерах вода застаивается и покрывается водорослями. Почему в этом озере вода другая: чистая и прозрачная? Задание 11: Из рассказа «Подарок» Отрывок: «Мы принесли из сарая ящик, насыпали его доверху землей и пересадили в него маленькую берёзку. Мы мечтали, что в зимние снежные дни береза будет зеленеть в комнатах и напоминать нам о лете. Но… почти вся она за эту ночь пожелтела» Вопрос: Почему люди не смогли спасти зеленую листву на березе? Задание 12: Из рассказа «Прощание с летом» Отрывок: «Однажды я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и наконец понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют мертвой.»Вопрос: Когда таweburok.com