Презентация к уроку биологии по теме "Из истории биологии" (5 класс). Урок по биологии 5 класс из истории биологии
конспект урока "Биология как наука" 5 класс
План – конспект урока: "Биология как наука"
Образовательные задачи:
продолжить формирование представлений о царствах живой природы;
сформировать первоначальные представления о многообразии растительного мира;
познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности.
Развивающие задачи:
развивать общеучебные умения и навыки, а также интеллектуальные способности учащихся;
развивать интерес к биологическим знаниям;
формировать умение применять знания в решении учебных и жизненных задач.
Воспитательные задачи:
формировать естественнонаучное мировоззрение и понимание необходимости бережного отношения к природе, на примере значения растений, бактерий и грибов в природе и жизни человека;
создание комфортной образовательной среды по сохранению здоровья учащихся и формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни.
Форма организации учебной деятельности: коллективно-индивидуальная.
Тип урока: вводный урок.
Методы обучения: словесные, наглядные и практические.
Оформление и оборудование: материалы к уроку размещены на стенде, гербарии растений, таблицы с изображением царств живой природы.
Ход урока:
Орг. момент.
Актуализация опорных знаний.
Вы окончили начальную школу, стали на год взрослее, и мы с вами переходим к изучению очень важного в жизни каждого человека предмета – биологии. Изучение любой науки, в том числе и биологии, это процесс, который лишь однажды начинается, и затем продолжается постоянно. «Нет ничего более изобретательного, чем природа. Нет ничего более упорядоченного, чем природа», - сказал Марк Туллий Цицерон.
Не случайно слова «ученик» и «учёный» - однокоренные. Мы будем проводить учебные исследования, использовать методы биологической науки, освоим еще один иностранный язык, который является международным официальным языком медицины и биологии и, возможно, кто-то из вас в будущем выберет себе профессию, связанную с биологией. На каждом занятии нам потребуется знание ещё одного языка – латыни. Ведь все биологические термины имеют греко-латинскую основу.
Даются основные рекомендации работы с учебником, ведением тетрадей.
Проводится инструктаж по правилам техники безопасности в кабинете биологии и при выполнении лабораторных и практических работ.
Изучение нового материала.
Познакомимся с первым термином. В переводе на русский язык «биос» означает «жизнь», «логос» - «наука». Дайте определение науки. Жизненная наука… Я с вами согласна: биология – жизненно важная для каждого человека наука. Постараемся всё-таки дать научное определение. Совершенно верно. Биология – наука о живой природе. Зная предмет изучения биологии, постарайтесь сформулировать наши цель и задачи. Ребята! Вами названо много задач, часть из них мы будем решать в течение всего курса биологии. Целью урока будет знакомство с предметом биологии. Обобщим всё сказанное вами: мы должны будем узнать, что изучает биология.
Итак, биология как наука о живой природе зародилась еще в античные времена, то есть до начала нашей эры. Биология изучает строение, химический состав, процессы жизнедеятельности живых организмов, их сообщества, связи с окружающей средой, то есть исследует различные проявления жизни.
Среди различных биологических наук одними из первых, более 2000 лет назад, возникли науки, изучающие растения – ботаника и животных – зоология. Грибы изучает наука – микология, а микробиология изучает микроорганизмы. Успехи в развитии биологии со временем обусловили возникновение различных ее направлений, с которыми вы познакомитесь в старших классах.
Каждый организм обитает в определенной среде. Среда обитания – это часть природы, окружающая живые организмы, с которой они взаимодействуют. Вокруг нас существует множество живых организмов. Это - растения, животные, грибы, бактерии. Каждую из этих групп изучает отдельная биологическая наука:
Бактериология – бактерии.
Вирусология – вирусы.
Цитология – строение клеток.
Анатомия – строение организмов.
Физиология – жизненные функции организмов.
Экология – взаимосвязи организмов между собой и окружающей средой.
В наше время перед человечеством особенно остро встают такие общие проблемы, как охрана здоровья, обеспечение продовольствием и сохранение разнообразия организмов на нашей планете. Биология, исследования которой направлены на решение этих и других вопросов, тесно взаимодействует с медициной, с/х, промышленностью, в частности пищевой и легкой.
Вы все знаете, что, заболев, человек использует лекарства. Большинство лекарственных веществ получают из растений или продуктов жизнедеятельности микроорганизмов. Например, жизнь сотен миллионов людей сохранило применение антибиотиков. Их вырабатывают определенные виды грибов и бактерий. Антибиотики убивают возбудителей многих опасных заболеваний человека и животных.
Биология играет важную роль и в обеспечении человечества продовольствием. Ученые создают новые высокоурожайные сорта растений и породы животных, что позволяет получать больше продуктов питания. Исследования биологов направлены на сохранение и повышение плодородия почв, что обеспечивает высокие урожаи. Живые организмы широко используются и в промышленности. Например, простоквашу, кефир, сыры человек получает благодаря деятельности определенных видов бактерий и грибов.
Однако активная и часто непродуманная хозяйственная деятельность человека привела к значительному загрязнению окружающей среды веществами, вредными для всего живого, к уничтожению лесов, целинных степей, водоемов. За последние столетия исчезли тысячи видов животных, растений, грибов, а десятки тысяч находятся на грани вымирания. А ведь исчезновение даже одного какого – нибудь вида организмов означает безвозвратную потерю для биологического разнообразия нашей планеты. Поэтому ученые создают списки видов растений, животных и грибов, нуждающихся в охране (так называемые Красные книги), а также выделяют территории, где эти виды взяты под охрану (заповедники, национальные природные парки).
Таким образом, биология – наука, призванная своими исследованиями убедить людей в необходимости бережного отношения к природе, соблюдения ее законов. Поэтому ее считают наукой будущего.
Закрепление изученного материала.
Что такое биология?
Что она изучает?
С какими биологическими науками мы с вами сегодня познакомились? Что они изучают?
Какова роль биологии в жизни человека?
Какую роль играет биология в охране окружающей среды?
Домашнее задание.
Параграф 1, выучить термины. Найти по одному представителю животного и растения, занесенного в Красную книгу Крыма.
infourok.ru
Презентация к уроку биологии по теме "Из истории биологии" (5 класс)
30.09.2016
Из истории биологии
Д/З:
параграф 4
Ученый
Годы жизни
Заслуги
Аристотель
Древнегреческий философ и учёный. В «Истории животных» различал водных и сухопутных животных, плавающих, летающих, ползающих.
Интересовали такие вопросы, как приуроченность организмов к местообитаниям, одиночная или стайная жизнь, различия в питании и т. д.
Уильям Гарвей
Открыл кровообращение, выяснил, что сердце работает как насос.
Роберт Гук
Открыл клетки, рассматривая срез пробки.
В своей работе «Микрография» он описал клетки бузины, укропа, моркови, привел изображения весьма мелких объектов, таких как глаз мухи, комара и его личинки, детально описал клеточное строение пробки, крыла пчелы, плесени, мха. В этой же работе Гук изложил свою теорию цветов, объяснил окраску тонких слоёв отражением света от их верхней и нижней границ. Гук высказывал мысли об изменении земной поверхности, которое, по его мнению, повлекло изменение фауны. Гук считал, что окаменелости – это остатки прежде живших существ, по которым можно воспроизвести историю Земли.
Гук был известен также как архитектор. По его проектам было построено несколько зданий, главным образом в Лондоне.
Карл Линней
Шведский врач и натуралист, автор искусственной классификации растений и животных, ставшей базисом для научной классификации живых организмов. Описал около полутора тысяч новых видов растений и большое число видов животных.
К.Линней заложил основы научной систематики.
Чарлз Дарвин
Объяснил происхождение видов растений и животных.
Грегор Мендель
Австрийский естествоиспытатель, ученый-ботаник и религиозный деятель, монах, основоположник учения о наследственности .
Владимир Иванович Вернадский
Разработал учение о биосфере — оболочке Земли, населенной живыми организмами.
Никола́й Ива́нович Вави́лов (1887—1943)
Создал учение о мировых центрах происхождения культурных растений.
www.videouroki.by
РАЗРАБОТКИ |
5 классВ категории разработок: 35 Фильтр по целевой аудитории - Целевая аудитория -для 1 классадля 2 классадля 3 классадля 4 классадля 5 классадля 6 классадля 7 классадля 8 классадля 9 классадля 10 классадля 11 классадля учителядля классного руководителядля дошкольниковдля директорадля завучейдля логопедадля психологадля соц.педагогадля воспитателя Данная презентация может использоваться на уроке биологии в 5 классе по теме: Экологические факторы среды. Цель урока: выяснить, что такое экологические факторы среды, какое влияние они оказывают на живые организмы. Урок по линии И.Н. Пономарёвой "Алгоритм успеха"
Целевая аудитория: для 5 класса Урок биологии в 5 классе разработан по УМК И.Н.Пономаревой, но может быть использован к учебникам других авторов. Урок направлен на формирование УУД на основе учебных задач по Дане Толлингеровой. Урок включает технологическую карту, презентацию и приложения, таблицы учебных задач по Д.Толлингеровой, дополненные формируемыми УУД.
Целевая аудитория: для 5 класса Презентация и технологическая карта с подробным конспектом к уроку «Бактерии: строение и жизнедеятельность» Технологическая карта с подробным конспектом урока для учащихся 5 класса в условиях введения ФГОС. Тип урока: открытие нового знания. Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности царства Бактерии, углубить знания о типах питания организмов на примере бактерий На уроке учащиеся формулируют тему урока, выдвигают гипотезу, самостоятельно работают по группам (с использованием инструкции) с дальнейшим отчетом групп, выполнением в качестве закрепления материала мини-теста.Урок можно провести с использованием презентации, или только на основе рисунков в учебнике и распечатанной на каждую парту модульной основы урока. Учебник: Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012
Целевая аудитория: для 5 класса Урок биологии в 5 классе (УМК Сонин Н.И.) "Увеличительные приборы. Клетка - элементарная единица живого". Нетрадиционная форма проведения урока, красочное мультимедийное сопровождение, практические работы и творческое задание органично включены в структуру урока и позволяют формировать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки, интеллектуальные умения и достичь основной образовательной цели урока.
Целевая аудитория: для 5 класса Данный урок расширит представления учащихся о методах изучения природы. Ребята не только вспомнят основные методы изучения - наблюдение, эксперимент и т.д., но и познакомятся с новыми методами, например, моделирование. На этапе закрепления материала проводится практическая работа, которая позволит применить полученные знания.
Целевая аудитория: для 5 класса Данный урок позволит учащимся ответить на важный вопрос:"Чем живая природа отличается от неживой?" На уроке продолжится формирование базы биологических понятий. На этапе актуализации опорных знаний ребятам предстоит разгадать кроссворд и вспомнить материал прошлого урока.
Целевая аудитория: для 5 класса Данный урок является вводным. Основная цель урока - пробудить интерес у ребят к изучению нового предмета. На уроке формируются представления о биологии как науке, о царствах живой природы, о многообразии биологических дисциплин, о роли биологических знаний в жизни человека.
Целевая аудитория: для 5 класса Презентация к уроку составлена по УМК Т.С. Суховой и В. И. Строгонова. Презентация работает при помощи триггеров и к ним подобраны анимации. Современный урок открытия новых знаний построен на основе компетентно-деятельностного подхода по технологии диалогового взаимодействия. В подробном конспекте имеются навигации по слайдам.
Целевая аудитория: для 5 класса Конспект и презентация к уроку естествознания по учебнику "А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Естествознание. Введение в естественно-научные предметы. 5 класс" по теме: "Вселенная. Солнечная система". Используется в качестве дополнения к электронному приложению учебника по указанной теме.
Целевая аудитория: для 5 класса Конспект и презентация к уроку естествознания по учебнику "А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Естествознание. Введение в естественно-научные предметы. 5 класс". Используется в качестве дополнения к электронному приложению учебника по указанной теме.
Целевая аудитория: для 5 класса | Конкурсы Диплом и благодарность каждому участнику! |
www.uchportal.ru
Мастер-класс по биологии первый урок в 5 классе "Биология
Районное методическое объединение учителей биологии.
Тема самообразования: «Формирование творческого потенциала и самореализация личности в процессе социализации».
Тема: Мастер-класс «Биология – здравствуй!» (Учебник « Биология 5 класс», издательство «Вентана-Граф», авторы: И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, О.А., И.В. Николаев).
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с применением эффективных подходов, способствующих вызвать интерес к новому изучаемому предмету - биологии.
(Слайд1)
Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее... (Франс А)- Добрый день уважаемые коллеги! Я не напрсно выбрала данный афоризм для начала нашей работы, ведь каждый из нас мечтает о том, что при первой встрече с новым классом, оставит в душах детей неизгладимое впечатление о своём предмете, пробудит интерес настолько, что на каждый урок дети будут приходить с желанием получить порцию новых знаний, научиться новому, неизведанному и сотрудничество «ученик-учитель» выстроится настолько открыто, что каждая сторона образовательного процесса получит максимум. Я сегодня рассчитываю получить тот самый максимум от совместного сотрудничества с вами. Протягивая вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет - отверните их от меня.
Прием обратной связи "Ладошки". Слайд 2
- Спасибо, начинаем наш мастер- класс.
Биология ... это слово рождает у нас различные ассоциации и образы. Я предлагаю Вам подумать несколько секунд и изобразить свои ассоциации, связанные с этим словом (можно озвучить, как кому захочется)
Прием " Ассоциации", выполняется на фоне
музыки (Слайд 3).
Для кого-то это растение - красивый цветок или шум моря, для другого- загадочный лес, диковинное животное. У учеников, конечно, возникает множество вопросов по изучению тайн науки биологии. А мы, учителя, должны помочь найти ответы и разобраться в этом загадочном и интересном мире нашего предмета. И от того как мы будем ставить и формулировать интересующие вопросы, будет зависеть развитие мышления наших детей. Знакомство с предметом продолжается с постановки проблемы: «Может ли современный человек прожить без живых организмов. (Слайд 4)
- Научить ребят думать над прочитанным, понимать текст помогает приём "толстых” и "тонких” вопросов. "Умный вопрос — это уже добрая половина дела”, — писал Ф.Бекон. Таблица "толстых” и "тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного.
(Методика постановки «тонких и толстых вопросов» или вопросов второго и первого порядка) Слайд 5( на партах у детей лежат вопросы)
Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.Кто?
Что?
Когда?
Как звать ...?
Было ли ...?
Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Дайте три объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Почему, вы думаете ...?
Почему вы считаете ...?
В чём различие ...?
Предположите, что будет, если ...?
Что, если ...?
Может ...?
Будет ...?
Мог ли ...?
Согласны ли вы ...?
Верно ли ...?
Заданный учеником вопрос является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в тему, текст и умение анализировать. Учитель на первых порах работы с этим приёмом должен научить детей определять уровень сложности вопросов.
Практическое задание: Составьте по два вопроса к рисункам на с. 5 «Первобытные охотники и собиратели».
Озвучивание и выступление желающих
Слайд 6
Развитие критического мышления.
Как и в любой науке у Биологии есть свои объекты изучения. Найти эти объекты изучения поможет Вам моя подсказка: из предложенных мной объектов найдите лишний и объясните, почему вы так считаете.
Приём "Третий - лишний" (слайд 7)
(бактерии-гриб-солнце)
(гусь-папоротник-ландыш)
(прудовик- дятел-бабочка)
- Что же у нас получилось? Объекты природы представлены живыми и неживыми прдметами. Мы собрали всех представителей царств живой природы, которые и являются объектами изучения биологии.
(Слайд 8)
Как Вы думаете, почему все они стали объектами изучения биологии? И что изучает, на ваш взгляд, эта наука?
Ответ: Все названные объекты-живые организмы, наука, изучающая живую природу - Биология.
( Слайд 9).
Биология раскрывает перед нами много тайн и загадок и чтобы познать их мы должны быть очень наблюдательными. Я предлагаю провести небольшой конкурс " Что бы это значило?"
Приём "Что бы это значило?"
(Демонстрация слайда 10).
Что объединяет эти организмы? (ответы детей) Почему все увиденные существа мы можем назвать живыми? (выдвижение гипотез).
На самом деле они все ЖИВЫЕ и их объединяют признаки, которые имеются у всех живых организмов.
Признаки живых организмов: (Слайд 11)
растут
размножаются
питаются
дышат
состоят из клеток
обладают раздражимостью
происходит обмен веществ
Для выполнения следующих заданий, нам необходимо разделиться на 3 группы.
(По рождению зимой, весной, осенью. Можно любые варианты)
Приём "Сочиняй-ка, методом буриме"(слайд 12)
1 группа - из предложенного набора слов сочинить стихотворение, посвященное биологии.
Приём "Мозаика" (слайд13)
2 группа - опознать таинственных незнакомцев.
Приём " Почемучка" (слайд 14)
3 группа – придумать три «Толстых» вопроса для знатоков биологии.
Творческая деятельность (для коллег). Каждая группа составляет «Осенний букет» и пишут впечатления и пожелания от проведённого мастер-класса.
Вот и завершает работу наш мастер класс я предлагаю вам поразмышлять над вопросом, достигнуты ли цели, поставленые мной на данный урок?
(Выступления участников).
Рефлексия.
На память о нашей сегодняшней встрече вы оставите мне плод нашего совместного труда – «Осенний букет» и ваше отношение к данному мероприятию. Если вы что-то для себя решили «взять» из сегодняшней встречи – прикрепите смайлик к плакату.
Приём обратной связи "Смайлик". (Слайд 15).
Домашнее задание: Изучить текст параграфа, ознакомииться с памятками. (слайд 16)
(Применение модуля ИКТ. Работа с одарёнными детьми)
Задание: Найдите в интернете и подготовьте сообщение или презентацию о разнообразии живых организмов.
Приём обратной связи "Анкетирование"
метод незаконченного предложения
(Слайд 17)
я очень попрошу Вас выбрать 1-наиболее значимое для Вас и дополнить своими мыслями:
- На мастер- классе я::.
- Самым интересным для меня сегодня было:
- В своей дальнейшей работе я:
- Я пожелал бы:
- Я бы хотела посоветовать:.
Я искренне благодарю всех за нашу совместную работу и думаю, что используемые сегодня методические приёмы могут вам пригодиться в работе.
Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует.И. Гёте
Истинные дарования не остаются без награды: есть публика, есть потомство. Главное дело не получать, а заслуживать.Н. Карамзин (Слайд 18)
Желаю вам всем заслужить благодарность от наших потомков!
infourok.ru
Разработка урока по биологии в 5 классе
Разработка урока по биологии в 5 классе.
Тема урока: Биология - наука о живой природе.
Тип урока: Изучение нового материала.
Используемые технологии: Здоровьесбережение. Проблемное обучение. Развивающее
обучение.
Формируемые УУД: Коммуникативные: акцентирование внимания на необходимость
сотрудничества в ходе выполнения совместной деятельности, умение слушать учителя и
отвечать на вопросы, работа в микрогруппах.
Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете.
Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное.
Ожидаемые результаты: Ученики дают определение науки «биологии», «биосферы»,
«экологии», понятия биологических наук и их разнообразие, значение биологии в жизни
людей. Называют задачи, стоящие перед учёными-биологами; называют основные принципы
и правила отношения к живой природе. Учатся подводить итог по полученным знаниям.
Оборудование урока: магнитная доска, или мел и меловая доска, или интерактивная доска, в
зависимости от технических возможностей кабинета, гербарии, муляжи, коллекции,
гербарии, живые растения кабинета. Разнообразные карточки с изображением животных и
растений, а так же карточки с названиями – гидросфера, литосфера и атмосфера (по одному
комплекту на парту).
учебник Биология 5 класс, Пасечник В.В., издательство «Дрофа»
Урок № 1. Введение. Что изучает наука биологи.
Ход урока.
1. Организационный момент (10-12 мин). Знакомство.
В начале урока учитель представляется перед обучающимися, и просит представиться
каждого. Для разнообразия можно предложить детям сравнить себя с каким-нибудь
животным или растением, это позволит учащимся раскрепоститься перед знакомством с
новым учителем и новым предметом.
Далее учитель знакомит обучающихся с правилами поведения в кабинете и техникой
безопасности. Например: « Ребята, вы неверное уже обратили внимание на кабинет, в
котором мы с вами сегодня встретились, это кабинет «Биологии», и что бы нахождение в
нем было для вас максимально безопасным, вы должны запомнить некоторые правила. В
процессе обучения мы будем выполнять лабораторные и практические работы, а для этого
мы будем использовать различное оборудование, при работе с которым необходимо
соблюдать осторожность». Учитель может продемонстрировать микроскоп, лупу,
некоторые влажные препараты. Показ обязательно сопровождается пояснением правил
техники безопасности. Во время инструктажа по технике безопасности учитель
рассказывает, что каждый ученик должен иметь на уроке – учебник, рабочую тетрадь,
карандаш, линейку и т.д.
Используя взятый в руки карандаш, детям предлагается небольшая физ. минутка.
«Карандаш в руке кручу, биологию учу. Отодвину и придвину, если только захочу. Спинки
выпрямили дружно, биология нам нужна».
2. Изучение нового материала (20-25 мин).
Актуализация опорных знаний.
Учитель делает акцент на растения, которые так же имеются в кабинете, и переходит к
введению учащихся в новый предмет обучения - биология. При этом надо подчеркнуть, что
жизнь человека невозможна без растений, грибов, животных и микроорганизмов. Учитель
предлагает разобрать слово БИОЛОГИЯ. Дети высказывают свое мнение, как они понимают
это слово.
Учитель помогает поставить цель урока: «Для чего необходимо изучать биологию?» В
режиме «Мозговой штурм», дети высказывают свое мнение. После беседы учащимся
предлагается открыть тетрадь и записать тему урока, а затем предложить учащимся записать
вывод – «Что изучает наука биология и для чего мы ее изучаем».
Учитель подводит итог высказываний и переходит к сфере, которая включает все живые
организмы - Биосфере. Учащимся предлагается посмотреть на стр. 7 учебника, на рис 2, где
изображены организмы и их распределение по слоям биосферы. Учитель задает вопрос -
«Как вы думаете, где живых организмов обитает больше всего?», учащиеся высказывают
свое мнение, а учитель, подводя итоги высказанного, утверждает, что живых организмов
больше всего в литосфере, и поясняет, что большую роль в распределении жизни играет
солнечный свет и питание.
Учитель может предложить поработать обучающимся в парах, разложить карточки с
изображением различных организмов в группы по средам жизни и слоям биосферы: например
– крот - литосфера, птицы – атмосфера, рыбы и водоросли – гидросфера. После работы в
парах необходимо обсудить, какие организмы и почему попали в ту или иную группу. При
переходе от биосферы к экологии, желательно провести еще одну физ. минутку. Пример:
используя глазодвигательные траектории «нарисовать» глазами восьмерку по часовой
стрелке и против часовой стрелки, после упражнения закрыть глаза и сосчитав до 5
открыть глаза.
Учитель объясняет, что все живые организмы тесно связаны между собой и со средой
обитания. Живые организмы влияют на окружающую среду, а среда влияет на них и их
существование зависит от условий этой среды. Экология это раздел биологии, который
изучает отношения организмов между собой и с окружающей их средой (от греческих слов
«ойкос» - дом, жилище и «логос» - учение). Учащимся предлагает учитель посмотреть на
стр. 6 учебника, рис. 1 и найти место среди биологических дисциплин, которое занимают
биология и экология. Учащиеся так же знакомятся через предложенную схему с
биологическими науками и отмечают, о каких науках им приходилось слышать, а с какими
они знакомятся впервые. В тетради учитель предлагает записать «Что изучает экология».
Еще один пункт, на который учитель обращает внимание учащихся, это значение биологии.
Используя рис 3 на стр. 8 учебника, учащимся предлагается составить небольшой рассказ о
том, как человек использует биологические знания. Учитель приводит пример использования
молочнокислых бактерий при изготовлении любимых детьми различных йогуртов и
кисломолочных напитков.
Рефлексивно - оценочная работа (10 мин).
Учитель вместе с учениками подводит итог полученным знаниям (учитель в течение
нескольких первых уроков учит учеников правильно это делать). Ученикам предлагается
зачитать свои небольшие рассказы об использовании человеком биологических знаний.
Учитель простит рассказать, что на уроке обучающимся больше всего запомнилось, и что
они узнали нового. Оценивание обучающихся проходит по усмотрению учителя, но важно
отметить тех, у кого ответы были хорошие.
Домашнее задание.
Прочитать материал § 1, пересказать, можно предложить заполнить схему «Биологические
дисциплины» в тетради. Отвечать на вопросы в конце параграфа на усмотрение учителя. На
стр. 10 учебника предлагается вопрос «Подумайте», предложите детям обсудить этот вопрос
дома с родителями и вывод обсуждения записать в тетрадь.
Страница 1 из 3Разработка урока- учебник Биология 5 класс, Пасечник В.В., издательство «Дрофа» Предложено и составлено учителем биологии МБОУ СОШ № 189, Курта О.В. Урок № 1. Введение. Что изучает наука биология. Тема урока: Биология - наука о живой природе. Тип урока: Изучение нового материала. Используемые технологии: Здоровьесбережение. Проблемное обучение. Развивающее обучение. Формируемые УУД: Коммуникативные: акцентирование внимания на необходимость сотрудничества в ходе выполнения совместной деятельности, умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работа в микрогруппах. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Ожидаемые результаты: Ученики дают определение науки «биологии», «биосферы», «экологии», понятия биологических наук и их разнообразие, значение биологии в жизни людей. Называют задачи, стоящие перед учёными-биологами; называют основные принципы и правила отношения к живой природе. Учатся подводить итог по полученным знаниям. Оборудование урока: магнитная доска, или мел и меловая доска, или интерактивная доска, в зависимости от технических возможностей кабинета, гербарии, муляжи, коллекции, гербарии, живые растения кабинета. Разнообразные карточки с изображением животных и растений, а так же карточки с названиями – гидросфера, литосфера и атмосфера (по одному комплекту на парту). Ход урока. 1. Организационный момент (10-12 мин). Знакомство. В начале урока учитель представляется перед обучающимися, и просит представиться каждого. Для разнообразия можно предложить детям сравнить себя с каким-нибудь животным или растением, это позволит учащимся раскрепоститься перед знакомством с новым учителем и новым предметом. Далее учитель знакомит обучающихся с правилами поведения в кабинете и техникой безопасности. Например: « Ребята, вы неверное уже обратили внимание на кабинет, в котором мы с вами сегодня встретились, это кабинет «Биологии», и что бы нахождение в нем было для вас максимально безопасным, вы должны запомнить некоторые правила. В процессе обучения мы будем выполнять лабораторные и практические работы, а для этого мы будем использовать различное оборудование, при работе с которым необходимо соблюдать осторожность». Учитель может продемонстрировать микроскоп, лупу, некоторые влажные препараты. Показ обязательно сопровождается пояснением правил техники безопасности. Во время инструктажа по технике безопасности учитель рассказывает, что каждый ученик должен иметь на уроке – учебник, рабочую тетрадь, карандаш, линейку и т.д. Используя взятый в руки карандаш, детям предлагается небольшая физ. минутка. «Карандаш в руке кручу, биологию учу. Отодвину и придвину, если только захочу. Спинки выпрямили дружно, биология нам нужна».
Страница 2 из 32. Изучение нового материала (20-25 мин). Актуализация опорных знаний. Учитель делает акцент на растения, которые так же имеются в кабинете, и переходит к введению учащихся в новый предмет обучения - биология. При этом надо подчеркнуть, что жизнь человека невозможна без растений, грибов, животных и микроорганизмов. Учитель предлагает разобрать слово БИОЛОГИЯ. Дети высказывают свое мнение, как они понимают это слово. Учитель помогает поставить цель урока: «Для чего необходимо изучать биологию?» В режиме «Мозговой штурм», дети высказывают свое мнение. После беседы учащимся предлагается открыть тетрадь и записать тему урока, а затем предложить учащимся записать вывод – «Что изучает наука биология и для чего мы ее изучаем». Учитель подводит итог высказываний и переходит к сфере, которая включает все живые организмы - Биосфере. Учащимся предлагается посмотреть на стр. 7 учебника, на рис 2, где изображены организмы и их распределение по слоям биосферы. Учитель задает вопрос - «Как вы думаете, где живых организмов обитает больше всего?», учащиеся высказывают свое мнение, а учитель, подводя итоги высказанного, утверждает, что живых организмов больше всего в литосфере, и поясняет, что большую роль в распределении жизни играет солнечный свет и питание. Учитель может предложить поработать обучающимся в парах, разложить карточки с изображением различных организмов в группы по средам жизни и слоям биосферы: например – крот - литосфера, птицы – атмосфера, рыбы и водоросли – гидросфера. После работы в парах необходимо обсудить, какие организмы и почему попали в ту или иную группу. При переходе от биосферы к экологии, желательно провести еще одну физ. минутку. Пример: используя глазодвигательные траектории «нарисовать» глазами восьмерку по часовой стрелке и против часовой стрелки, после упражнения закрыть глаза и сосчитав до 5 открыть глаза. Учитель объясняет, что все живые организмы тесно связаны между собой и со средой обитания. Живые организмы влияют на окружающую среду, а среда влияет на них и их существование зависит от условий этой среды. Экология это раздел биологии, который изучает отношения организмов между собой и с окружающей их средой (от греческих слов «ойкос» - дом, жилище и «логос» - учение). Учащимся предлагает учитель посмотреть на стр. 6 учебника, рис. 1 и найти место среди биологических дисциплин, которое занимают биология и экология. Учащиеся так же знакомятся через предложенную схему с биологическими науками и отмечают, о каких науках им приходилось слышать, а с какими они знакомятся впервые. В тетради учитель предлагает записать «Что изучает экология». Еще один пункт, на который учитель обращает внимание учащихся, это значение биологии. Используя рис 3 на стр. 8 учебника, учащимся предлагается составить небольшой рассказ о том, как человек использует биологические знания. Учитель приводит пример использования молочнокислых бактерий при изготовлении любимых детьми различных йогуртов и кисломолочных напитков. Рефлексивно - оценочная работа (10 мин). Учитель вместе с учениками подводит итог полученным знаниям (учитель в течение нескольких первых уроков учит учеников правильно это делать). Ученикам предлагается зачитать свои небольшие рассказы об использовании человеком биологических знаний. Учитель простит рассказать, что на уроке обучающимся больше всего запомнилось, и что они узнали нового. Оценивание обучающихся проходит по усмотрению учителя, но важно отметить тех, у кого ответы были хорошие. Домашнее задание.
Страница 3 из 3Прочитать материал § 1, пересказать, можно предложить заполнить схему «Биологические дисциплины» в тетради. Отвечать на вопросы в конце параграфа на усмотрение учителя. На стр. 10 учебника предлагается вопрос «Подумайте», предложите детям обсудить этот вопрос дома с родителями и вывод обсуждения записать в тетрадь.
Поиск в документе
1 из 3
user_file_563f82f3d60ef.docx. На экране.
kopilkaurokov.ru
Презентация по биологии к урокам темы№1"Введение"(5 класс ФГОС)
Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по биологии к урокам темы№1"Введение"(5 класс ФГОС)Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Биология -5 класс Тема 1. Введение
2 слайд Описание слайда:Урок 1. Биология – наука о живой природе 1.Что изучает биология 2.Что называют биосферой 3. Границы биосферы 4.Что изучает экология 5.Значение биологии Биология Биосфера Экология д/з § 1
3 слайд Описание слайда:Биология – наука о живой природе Экология – наука о взаимосвязи организмов между собой и окружающей средой Биосфера – живая оболочка Земли Биосфера атмосфера до 20 км вся гидросфера литосфера до 3 км
4 слайд Описание слайда:Урок 2. Методы исследования в биологии 1.Методы исследования в биологии 2. Приборы и инструменты, применяемые в научных исследованиях наблюдение эксперимент измерение д/з § 2
5 слайд Описание слайда:Методы исследования в биологии наблюдение эксперимент измерение
6 слайд Описание слайда:Урок 3. Разнообразие живой природы 1.Царства живой природы 2. Отличие живого от неживого царство клетка питание дыхание рост развитие размножение раздражимость д/з § 3
7 слайд Описание слайда:1.Царства живой природы бактерии грибы растения животные 2. Отличие живого от неживого Клеточное строение Процессы жизнедеятельности: питание, дыхание, рост, развитие, размножение
8 слайд Описание слайда:Урок 4. Среды обитания организмов 1.Среда обитания 2. Характеристика сред обитания и как приспособились организмы среда обитания водная наземно-воздушная почвенная организменная д/з § 4
9 слайд Описание слайда:Среда обитания – место, где обитают организмы водная воздушно-наземная почвенная организменная
10 слайд Описание слайда:Урок 5. Экологические факторы и их влияние на организмы 1.Экологические факторы 2. Характеристика экологических факторов среды экологические факторы абиотические биотические антропогенные д/з § 5
11 слайд Описание слайда:Экологические факторы– условия среды, оказывающие влияние на организмы абиотические биотические антропогенные
12 слайд Описание слайда:Урок 6. Итоговый урок по теме №1 В тетради запишите в строчку цифры от 1 до 5. По мере выполнения заданий вы будете под каждой цифрой ставить ( в зависимости от правильности выполнения задания) «+» или «-» Оценка за урок по количеству «+» Желаю успехов!
13 слайд Описание слайда:З А Д А Н И Е 1 Словарик (письменно, самоконтроль) В тетрадь записать понятие, для которого дано определение Самая большая группа живых организмов Самая малая единица живых организмов Процесс поглощения организмами кислорода и удаления углекислого газа Количественные изменения организмов Качественные изменения организмов Процесс поглощения веществ организмами Процесс увеличения числа организмов Способность организмов реагировать на воздействие внешней среды Наука о живых организмах Наука о взаимодействии организмов между собой и окружающей средой
14 слайд Описание слайда:1.Царство 2.Клетка 3.Дыхание 4.Рост 5.Развитие 6.Питание 7.Размножение 8.Раздражимость 9.Биология 10.Экология
15 слайд Описание слайда:З А Д А Н И Е 2 Исследователь природы (письменно, взаимоконтроль) В тетрадь записать номера приборов и инструментов, применяемых 1 вариант – в лабораторном эксперименте 2 вариант – при наблюдениях в природе 1 2 3 4 6 5
16 слайд Описание слайда:1 вариант – 2, 4, 5 2 вариант - 1, 3, 6
17 слайд Описание слайда:Царства живой природы (устно, взаимоконтроль) Используя представленные картинки, назовите по одному представителю каждого царства живой природы З А Д А Н И Е 3 1 вариант 2 вариант
18 слайд Описание слайда:Среды обитания организмов (письменно, самоконтроль) Распределите организмы по средам обитания З А Д А Н И Е 4 1 вариант 2 вариант 1 2 3 2 1 3
19 слайд Описание слайда:1 вариант 1.Дождевой червь – почвенная 2.Рыба – водная 3.Птица – воздушно-наземная 2 вариант 1.Бабочка – воздушно-наземная 2.Крот – почвенная 3.Морская звезда – водная
20 слайд Описание слайда:Экологические факторы (письменно, контроль учителя) В тетрадь записать свой пример, на котором показать влияние экологического фактора на живой организм З А Д А Н И Е 5 1 вариант Абиотический фактор 2 вариант Биотический фактор
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-456702
Похожие материалы
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Урок по биологии на тему "Мой первый шаг в биологию" (5 класс)
Учитель: Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке мастер класса.
Мой мастер-класс посвящён встречи с будущими 5-ти-классниками. У ребят начнется совершенно новый этап в жизни: учителя, кабинеты, предметы. И если мы учителя будем узнавать их постепенно, то у детей впечатление сложится скорее всего уже на первом уроке. В современной школе существует множество трудностей, среди которых можно выделить одну из важнейших - проблему учебной мотивации. На слайде представлены основные факторы, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности : (слайд 1)
содержание учебного материала;
организация учебной деятельности;
коллективные формы учебной деятельности;
оценка учебной деятельности;
стиль педагогической деятельности учителя.
Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, памяти, внимания, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других. Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют, в том числе и к учебному предмету.
Мастер-класс "Биология. Мой первый шаг в науку."
"Восторг от созерцания природы выше, чем от искусства".
П.И. Чайковский.
Только наука учит тому, как добывать истину из её единственного первоисточника – из действительности.
К.А. Тимирязев
Я преднамеренно не буду озвучивать цели и задачи своего мастер-класса, т.к. хотела, чтобы вы предположили какие цели и задачи были поставлены мной на данный урок?
И в конце мы к этому вернемся.
Презентация.
Спасибо за поддержку, начинаем наш урок. (Слайд 2)
РАДУГА
Я на радугу в небе смотрела:
Полоски цветные считала,
И каждому цвету решила
Придумать забавную тайну.
Пусть красный в любви признаётся,
Оранжевый солнцем играет,
А жёлтый цыплёнком зовется,
Зелёному - ёлку оставим.
Пускай голубой будет небом,
А синий – морскою волною,
Пусть фиолетовый станет
Цветком с необычной каймою.
Я множество «тайн» насчитала,
Их семь всего (если быть точной),
Но каждый в цветах тех увидит
Всё то, что фантазия хочет.
Учитель: Как одним словом можно назвать всё то, что вы видите сейчас на доске? - Природа. Как часто мы слышим это слово, оно рождает у нас различные ассоциации и образы. (слайд 3)
Послушайте: музыка вокруг, она во всем – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны, раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели среди зеленой тишины.
Я предлагаю Вам, в течение двух минут, на предложенных Вам для работы творческих листках, отобразить свое видение природы.
Прием " Ассоциации", выполняется на фоне легкой
музыки голосов природы. .
Учитель: А теперь я попрошу всех показать свои работы. (Демонстрация работ) Неудивительно, что нет ни одного повторяющегося рисунка, ведь мир природы многолик и неповторим. Для кого-то это волшебный мир цветка или бег волны, для другого - таинственный лес, а в образах третьих- наша уникальная планета.
Обратить внимание на слайды и рисунки
(Параллельно демонстрируются слайды 4-10)
А чем неповторима наша планета? (Ответы участников, что только на нашей планете есть жизнь).
А как бы вы ответили на вопрос, что такое природа? (2-3 мнения участников).
Давайте найдем определение этого слова в словаре. заслушаем определение, которое даёт Большой Энциклопедический Словарь. (Слайд 11). 1 человек найдёт определение этого понятия в интернете (с помощью телефона)
Учитель: Я предлагаю Вам посмотреть в зеркало. Кого Вы в нём увидели? (Заслушиваются 4-5 ответов)
Приём "Зеркало".
Верно, вы увидели в нём человека, как неотъемлемую часть Природы. И, безусловно, мы не можем не знать мир, частью которого мы являемся, чтобы установить с ним гармоничные отношения. Поэтому с давних времён человек изучает и постигает тайны этого загадочного и неповторимого мира. Ведь Природа нам подарила столько волшебных творений! Вот только некоторые из них:
- самое большое сооружение, построенное живыми организмами - Большой Барьерный риф в Квинсленде, на северо-восточном побережье Австралии. Он простирается на 2027 км, при ширине до 72 км. (Слайд 12)
- самый большой цветок - раффлезия Арнольда, диаметр цветка около метра, растёт на островах Суматра, Ява и Калимантан. ( Слайд 13)
- самое большое животное - синий кит, размер до 33 метров, масса до 190 т, сердце весит 600-700 кг (Слайд14) А вот так звучит любовная песня этого гиганта.
- самые быстрым наземным млекопитающим является гепард, догоняя добычу, он может развить скорость до 128 км/час (Слайд15)
- самое толстое дерево - баобаб. При высоте 20м и обхвате ствола 20м, в дереве может скапливаться до 120 тыс. л воды. (Слайд16)
- самая длинная змея - анаконда, был зарегистрирован экземпляр длиной 11м 43 см (Слайд 17)
П.И. Чайковский
Учитель: Список этот можно продолжать и продолжать. Мы его будем пополнять, изучая волшебную науку-Биологию.
Обозначаю тему: Какова же тема нашего мастер-класса? (на доске тема)
Как и в любой науке у неё есть свои объекты. Найти объекты изучения Биологии поможет Вам моя подсказка: из предложенных мной объектов найдите лишний и объясните, почему вы так считаете.
Камень - гриб-вода-облако
Гладиолус-клён - пшеница-крокодил
Бактерии - вода-воздух-снег
Иголка - книга-мимоза-шкаф.
Приём "Четвёртый - лишний".(слайд 18)
Учитель: Что же у нас получилось? Мы собрали всех представителей царств живой природы, которые и являются объектами изучения науки - биология. (Слайд: 19).
Как Вы думаете, почему все они стали объектами изучения биологии? И что изучает, на ваш взгляд, эта наука?
Ответ: Все названные объекты-живые организмы, наука, изучающая живую природу - Биология. ( Слайд20).
Биология раскрывает перед нами много тайн и загадок и чтобы познать их мы должны быть очень наблюдательными. Я предлагаю вам выполнить небольшое задание " Что бы это значило?"
(Демонстрация слайдов:(21-24).
21-папоротник - одно из немногих древнейших растений, еще не наст.листья улиткообразно закручены
22-лишайник- очень медленно растущий организм, может поселиться даже на голых камнях
23-палочник – насекомое отряда Приведеньевые или палочники, сходство с побегами, листьями
24-плоды финиковой пальмы - в нашей местности только в виде сухофруктов.
Учитель: Почему все увиденные существа мы можем назвать живыми? (Работа с творческими листами, выдвижение гипотез).
Признаки живых организмов: (со слайда читают участники)
растут
размножаются
питаются
дышат
состоят из клеток (Слайд 25)
Учитель: Проникнуть в тайны всех этих процессов поможет нам наука Биология.
"Отправимся в путь без сомнений и муки,
Чтоб тайны освоить великой науки.
Её изучали до вас очень многие,
Но все, же она молода, как всегда,
Красавица в мире наук - биология
Наука о жизни!
Вперёд же друзья!"
Я предлагаю вам сделать первые самостоятельные шаги в науку:
Учитель: 1 группе - выдвинуть как можно больше идей, где можно применить биологические знания.
Приём "Аукцион идей".
2 группа - опознать таинственного незнакомца. (Слайд 26)
Приём "Мозаика".
Только наука учит тому, как добывать истину из её единственного первоисточника – из действительности.
К.А. Тимирязев
Учитель: Мастер- класс близок к завершению. И я хотела бы поделиться своим видением современной биологии – науки , которую нам с вами предстоит изучать до конца школы:
Биология? Биология! Биология… (Слайд 27).
Учитель:
Биология? (таит ещё много тайн и загадок).
Биология! (Удивительны и восхитительны творения Природы).
Биология… (Путь этой науки долог и неостановим)
На память о нашей сегодняшней встрече вы оставите мне ваши портретики, показывающие как вы, чувствовали себя на нашей встрече.
Я прошу на ваших творческих листах нарисовать: (Слайд 28)
1. Какими Вы были в начале нашей встречи
2. В конце встречи.
Учитель: Какие же цели были поставлены мной на данный урок? (Выступления участников).
Учитель: А теперь, давайте посмотрим, совпали ли наши мнения.
(Слайд29).
Как вы считаете, удалось нам реализовать поставленные цели?
Рефлексия.
У меня в руках 2 растения: Какое из них является объектом изучения биологии?
Учитель: Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу и очень хочу подарить этот цветок самому активному участнику встречи. Кто он? Подскажите мне. (Дарит цветок самому активному участнику урока).
Успехов Вам и творчества! До свидания!
infourok.ru