Сценарий урока на тему "Знакомство с буквой С", 1 класс. Знакомство с буквой с урок в 1 классе
Конспект урока для 1 класса "Знакомство с буквой В в"
Урок обучения грамоте в 1 классе
Программа «Начальная школа XXI века»
Тема урока: Знакомство с буквой В в.
Цель урока: ознакомление обучающихся с буквой Вв, звуками [ в ]и[ в’].
Задачи урока:
Предметные:
· создать условия для ознакомления обучающихся с новыми звуками и буквой Вв, развитием умений читать слова и слоги с изученной буквой;
· обучать различным видам работы с текстом, пословицами, словами;
· помочь обучающимся осознать значимость изучаемого материала на уроке;
Метапредметные:
· познавательные: общеучебные - ознакомление с буквой Вв; использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанных и прослушанных произведений: А.Шибаева «Одна буква»,Я.Тайца «По грибы»;
логические – расшифровка «зашифрованных слов
· регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие;
Личностные:
· формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Пособия к уроку: лента букв, карточки, рабочая тетрадь «Учусь читать и писать», фишки для звуковой модели, сигнальные карточки, Букварь
Ход урока
I. Организация класса.
1) Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
Садитесь те ребята, чьи имена начинаются с гласных звуков.
Садитесь те ученики, чьи имена начинаются с твердых согласных звуков.
Садитесь те школьники, чьи имена начинаются с мягких согласных звуков.
- Ребята, сегодня вы будете учиться себя оценивать. Помогут вам в этом сигнальные карточки, которые лежат у вас на партах.
Если с заданием справились уверенно, поднимите сигнальную карточку с зеленой стороной;
Если затруднялись при выполнении задания, поднимите сигнальную карточку с красной стороной.
2. Введение в тему урока.
На какие две большие группы делятся звуки русского языка?
Чем отличаются гласные и согласные звуки?
СТИХ о гласных и согласных
А на какие группы делятся согласные?
Игра «Верно - Неверно»
Я буду читать разные утверждения, а вы с помощью сигнальных карточек покажите, согласны вы со мной или нет.
ЗЕЛЁНАЯ – да, КРАСНАЯ – нет
В русском языке всего 6 гласных звуков.
Со звуками: а,о,у,ы,э «дружат» мягкие согласные.
Все согласные могут быть твердыми и мягкими.
Глухие согласные находятся на ленте букв в верхнем ряду.
Не все согласные являются парными.
Оцените свою работу
II. Работа над новой темой.
1) Работа в парах (на парту дается карточка со словами)
- Назовите предметы, изображённые в 1 группе. (стул, волна, стол)
- Назовите предметы, изображённые во 2 группе. (дуб, ветка, клен)
– Исключите 1 слово из первой группы по самостоятельно выбранному признаку. (Волна, так как в нём 2 слога, а в остальных по 1 слогу. Волна, так как начинается со звука (В), а остальные слова со звука (С), оканчивается на гласный звук, а другие на согласный (Л). Это слово начинается с буквы, которую мы еще не изучали.
– Какое слово можно исключить из второй группы? (Ветка, так как в нём 2 слога, а в остальных словах по 1 слогу. Ветка заканчивается на гласный звук, а другие слова - на согласный. Это слово начинается с буквы, которую мы еще не изучали.
ПРОВЕРКА
2) - Произнесите первые звуки исключённых слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Слово ВОЛНА начинается со звука [в], а слово ВЕТКА – со звука [в,].
Оцените свою работу
Тема сегодняшнего урока – «Знакомство со звуками [в, в,] и буквой, которая их обозначает».
3) Какие учебные задачи мы поставим перед собой на уроке?
(слайд – план урока)
Дать характеристику новым звукам,
Познакомиться с новой буквой,
Научиться читать слоги и слова с этой буквой.
ФИЗМИНУТКА «ЗВЁЗДЫ» (По принципу «МОЛЕКУЛЫ»)
Играет музыка, по её остановке нужно быстро соединиться в созвездия по 3 звезды, по 5 звезд
Даю задание, пока группы находятся у доски.
Тихо, тихо, тихо
По классу нашему пройдём.
И у парты тихо, тихо
Соберемся впятером.
4) Работа в группах (по 5 человек)
Какую работу нам надо выполнить? (звукобуквенный анализ с помощью фишек)
Звукобуквенный анализ слов ветка и волна.
Дети в группах составляют схему слова, дают подробную характеристику 1-ому звуку.
Выбирают нужные карточки, характеризующие звук согласный или гласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой.
ПРОВЕРКА
Группы по очереди выходят к доске, прикрепляют свою модель, а ниже прикрепляют характеристику звуку.
- Чем отличаются характеристики? Почему?
Расскажите, как вы определили, что звуки [в], [в']
- Какое место займет на ленте букв новая буква, обозначающая звуки [в], [в']?
Оцените свою работу
(слайд - план урока)
- Какую учебную задачу выполнили? (дали характеристику новым звукам)
5) Знакомство с буквой В, в
Кто знает, как правильно называется новая буква?
Как она выглядит?
ФИЗМИНУТКА
Покажите новую букву с помощью своего тела (пальчиков)
Показ карточки с новыми печатными и письменными буквами В в.
Приклеиваю на ленту букв новую букву В.
6.МУЛЬТФИЛЬМ Знакомство с буквой В в .
- Какие слова с новой буквой вы запомнили?
(слайд - план урока)
- Какую учебную задачу выполнили? (познакомились с новой буквой)
III. Первичное закрепление. Работа с учебником с.116
1) Чтение слогов с буквой Вв в Букваре на стр.116
Чтение слогов «по цепочке»
громко (хором)
радостно (девочки)
вопросительно (мальчики)
торжественно (один)
- На какие группы их можно разделить? По какому признаку?- Какие гласные обозначают мягкий звук?
2) Чтение слов с заданием:
1 ряд – слова, состоящие из 1 слога
2 ряд – слова, состоящие из 2 слогов
3 ряд – слова, состоящие из 3 слогов
- Какое слово осталось непрочитанным? (велосипед)
- Почему? (в нем 4 слога)
Оцените свою работу
IV. Включение в систему знаний и повторение.
1) Работа с текстами
Проверка восприятия:
-Какую ошибку допустила девочка?
- Как вы поняли: что значит одна буква?
ВЫВОД: изменив в слове 1 букву, меняется его значение.
А) чтение «цепочкой»;
Б) проверка восприятия:
- Почему стыдно вороне?
В) -Как можно озаглавить данный текст?
Оцените свою работу
2) Самостоятельная работа. Работа в тетради на печатной основе.
3) Закрепление знаний во внешней речи.
Чтение хорошо читающими детьми рассказа Я.Тайца «По грибы»
А) Обсуждение ситуации в рассказе.
Б) Подбор слов, характеризующих девочку: честная, …, ….,
В) Хотели бы вы иметь себе такую подружку?
VI. Итог урока.
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.
- С какой новой буквой мы познакомились сегодня?
- Какие звуки обозначает эта буква?
- Дайте характеристику этих звуков.
(слайд - план урока)
- Давайте подумаем и ответим, получилось ли нам выполнить все учебные задачи на уроке.
- Зачем мы выполняли все эти задания?
Оцените свою работу
doc4web.ru
Конспект урока в 1 классе "Знакомство с буквой А, а"
Тема: Знакомство с буквой «А, а»
Цели: Познакомить учащихся с гласной буквой «А, а». формировать умения обозначать звук «а» буквами «А, а», находить звук «а» в слове. Отрабатывать умение проводить звуковой анализ слова с определением качества звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные). Развивать фонематический слух, речь учащихся.
Ход урока.
Орг. момент.
Актуализация прежних знаний.
Учитель загадывает загадки. Учащиеся определяют начальный звук и показывают фишку соответствующего цвета:
красная фишка – гласный звук;
синяя фишка – твердый согласный звук;
зеленая фишка – мягкий согласный звук.
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (волк)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (заяц)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто же это? (лиса)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает! (воробей)
Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят (осы)
Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочкой (утка)
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе ее везет,
Очень медленно ползет (улитка)
- Что объединяет отгадки?
Дети: Отгадки – названия животных.
Сообщение темы урока.
- Послушайте еще одну загадку:
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками на болото.
- Кто это?
Дети: Аист.
- Изображение этой птицы вы видите на доске.
- Какая буква написана рядом с аистом?
- Как вы думаете, почему указали именно букву «А»?
- Какова же тема нашего урока?
Дети: Знакомство с буквой «А, а»
Новый материал.
А) Звуковой анализ слова «аист», выделение звука «а».
- Гласный звук «а» обозначают буквами «А, а». Чтобы назвать букву «а» надо назвать звук «а».
Б) Работа по учебнику «Букварь» с. 30-31.
Выделение звука «а» в словах «Анюта», «луна», обозначение его гласными буквами «А, а»; составление схем к данным словам.
Игра «Где спрятался звук «а»?»
Физкультминутка.
Разгадываем кроссворд.
В) Упражнение в слышании звука «а».
Если в слове есть звук «а» - хлопок в ладоши.
Тюльпан, василек, фикус, роза, мак, флоксы, ландыш.
Закрепление нового материала.
Работа в тетради «Я учусь писать и читать» с. 19.
Задание 1: раскрасить рисунок.
- С какой буквой мы сегодня познакомились?
- Какой звук она обозначает?
-Как вы думаете, что будет изображено на рисунке?
- Подсказка:
Что за чудо - синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином!
- Что же это?
Дети: автобус.
Дети раскрашивают рисунок.
Физкультминутка.
Задание 2: работа с моделями слов «шар», «бант», «ваза».
Дети раскрашивают схемы и обозначают звук «а» буквой «А».
Игра «Любопытный»
- На любой вопрос называйте только те слова, которые начинаются со звука «а».
Например:
- Как тебя зовут? (Анна)
- А фамилия? (Азбукина)
- Откуда ты приехала? (Из Астрахани)
- А что там растет? (Арбузы)
- А еще что? (Абрикосы)
- Какие птицы там водятся? (Аисты)
- А на чем ты поедешь обратно? (На автобусе)
- Какой подарок привезешь маме и папе? (Астры и альбом)
Игра «Доскажи словечко»
Он верен морю, как матрос.
Предвестник бури … альбатрос.
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель.
Что за месяц к нам пришел? (апрель)
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его …(арбуз)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит
Это доктор …(Айболит)
Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит …(автомобиль)
Буквы – значки, как бойцы на параде,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условном месте стоит,
И называются все …(алфавит)
- Что есть общее у данных отгадок?
Итог урока.
- О каком звуке мы сегодня говорили на уроке?
- Какой буквой обозначают данный звук на письме?
- Почему для обозначения звука «а» используют заглавную и строчную буквы «А, а»?
Рефлексия.
- Что особенно понравилось и запомнилось?
- С каким настроением вы уходите с урока?
infourok.ru
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с гиперссылкой на ресурс) | Деятельность педагога | Деятельность детей | Время |
I. | Организационный момент |
| Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть.Если у вас хорошее настроение, то похлопайте в ладоши.Пожмите руку своему соседу по парте, если вы доброжелательны и готовы помочь товарищам.А теперь помашите рукой те, кто хочет поскорее начать урок и узнать что-то новое.Улыбнитесь друг другу, кто сегодня будет старательным и внимательным!Повернитесь, ребята, к гостям и поприветствуйте их.Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро улыбчивым лицам, доброе утро всем, кто сейчас пришли на урок грамоты в наш класс! | Улыбаются друг другу, хлопают в ладоши, пожимают руки друг другу, в знак приветствия машут руками, поворачиваются к гостям, приветствуют их. | 1 мин. |
II. | Актуализация знаний |
| Повторение изученного материалаДавайте вспомним, какие буквы мы уже знаем.На какие две группы делятся все буквы?Почему они так называются? | Произносят изученные буквы и звуки по ленте букв. Объясняют, какие звуки называются гласными, а какие согласными. | 1 мин. |
2.1. | Мотивация обучающихся | Презентация к уроку Слайды 1, 2 | Сегодня к нам на урок пришла мудрая тетушка Сова.Она нам предлагает сыграть в игру, которая называется «Пазлы»Что такое «пазлы»?Цель игры: Собрать слово.Правила игры: –Я предлагаю Вам задания, если вы его выполняете правильно – получаете кусочек пазла, с помощью которого соберёте слово. Собираете слово – выигрываете в игре.Согласны? |
Объясняют, что это головоломка-мозаика, из которой собирается картинка
Настраиваются на игру.
| 1 мин. |
2.2. | Наблюдение | ЭОР Согласные звуки [с] и [с']. Строчная буква "с" http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a37f0-0a01-0180-0191-275b636f96ea/%5BNS-RUS_1-15%5D_%5BMA_126%5D.swf
| Задание № 1 “Доскажи словечко”. Демонстрация ЭОР Целый день он спать не прочь, Но едва наступит ночь,Запоёт его смычок,Музыканта звать... (сверчок).То погаснет, то зажжётсяНочью в роще огонёк.Угадай, как он зовётся?Золотистый...(светлячок)Ходит длинный, пасть с клыками,Ноги кажутся столбами,Как гора, огромный он.Ты узнал, кто это? ... (слон)– Посоветуйтесь в паре и ответьте на вопрос:– Что общего в словах отгадках?Демонстрация ЭОР– Как Вы думаете, какая тема.Какова тема нашего сегодняшнего урока?– Молодцы . Тетушка Сова дарит нам 1 пазл. |
Договаривают последнее слово в стихотворении.
Все слова начинаются со звука [с].Запоминают хар-ку звука [с], [с’].Тема урока «Звуки [с], [с], буква С,с». | 4 мин. |
2.3. | Постановка цели и задач урока |
| – Как вы думаете, чему будем учиться сегодня на уроке?–Какие знания нам понадобятся? Почему? | Обозначают цель урока: изучить новую букву;и задачи урока:познакомиться с буквой, научиться читать слоги, слова с новой буквой и предложения и тексты. | 2 мин. |
III. 3.1. | «Открытие» нового знанияЗвуковой анализ слов «гуси», «сумка» | Слайд 3
ЭОР. Согласные звуки [с] и [с']. Строчная буква "с" http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a37fa-0a01-0180-01b8-1d4f43cbff80/%5BNS-RUS_1-15%5D_%5BIM_127%5D.swf | – Откройте учебник на стр.91– Рассмотрите схемы, расположенные справа от рисунков. Задание № 2 – Какое задание нужно выполнить?– Какие слова спрятались в схемах?– Разделите слова «гуси», «сумка» на слоги.– Определите, какой слог ударный.– Сравните обозначенные стрелочкой звуки.Демонстрация ЭОР | Слайд 3Рассматривают стр. учебника, определяют задание.Называют слова, выполняют звуковой анализ слов «сумка», «гуси»Определяют ударный слог: в словах «гуси», «сумка» два слога, первый слог ударный.Сравнивают указанные стрелочкой звуки, называют их [с], [с`]; называют букву.Запоминают характеристику звуков [с], [с’]. | 2 мин. |
IV. | Физкультминутка под музыку. | Слайд 4 | – Сейчас мы сделаем зарядку для язычка.Чистоговорка.– Какой звук чаще других повторялся в этих чистоговорках? | Читают чистоговорку, поют ее под музыку. Имитируют движения животных. | 2 мин |
3.2. | «Открытие» нового знания (продолжение работы)Знакомство с буквой С,с | Слайд 5 | Задание № 3 – Какой буквой можно обозначить эти звуки?– На что похожа буква С,с.– За правильные ответы вы получаете пазл от тетушки Совы. | Подготовленный ученик читает стихотворение.Выдвигают свои предположения. | 1 мин. |
3.3. | Игра «Запомни как можно больше слов» | Слайд 6 | Задание № 4 – Мудрая Сова приготовила вам сюрприз– фильм.– Внимательно его смотрите, слушайте и постарайтесь запомнить как можно больше слов со звуками [c] и [c`].– Молодцы. Молодцы. Вот еще пазл! |
Перечисляют запомнившиеся слова из фильма. | 2 мин. |
3.4. | Дифференцированная работа | Слайд 7 | Задание № 5 – Откройте рабочую тетрадь на стр. 40. Какую букву мы сегодня изучаем?– Выберите себе задание.1) Посмотри на рисунок. В мозаике спрятались печатные и письменные буквы С.– Раскрась рисунок2) Сообрази. Найди букву, которой отличаются слова левого и правого столбиков.– Молодцы. За правильную работу – еще пазл! | Слайд 7Выполняют задания в Рабочей тетради.Находят элементы буквы С, советуются в паре, один из пары отвечает, обводят элементы по серым линиям.Раскрашивают слона.Читающие дети находят буквы, которыми различаются пары слов. | 4 мин. |
IV. | Физкультминутка. |
| Выполняют задания под музыку | 2 мин | |
V. 5.1.
5.2. | Первичное закрепление Чтение слогов, слов.
Работа со словарем | Слайды 8, 9 | Задание № 6 – Прочитайте все слоги на 91 стр. букваря.– Дополните их до слова.– Прочитайте вслух самое короткое слово.– Что это означает? (обращаемся к словарю)– Прочитайте самое длинное слово.– Как назвали усы? (ласково)– Вы обратили внимание, что у этих слов есть одинаковая часть. Это корень слова. Общая часть слов родственников называется корнем. А слова с одинаковым корнем однокоренными. Мы постепенно с Вами запомним это название.– Прочитайте слова на странице 92 вверху.– Какая общая часть у этих слов?– Молодцы. Сова дарит вам еще один пазл. Какое слово получается? | Читают слоги, договаривают слог до слова Читают слово «ус» Читают сначала про себя, затем вслух столбики слов, находят общую часть в этих словах. Отвечают про источники информации, где можно уточнить значение слова.Объясняют лексическое значения известных слов.Получают пропедевтические знания об однокоренных словах. Дети называют недостающую букву в слове «молодцы» | 5 мин |
VI. | Применение полученных знаний и навыков для приобретения новых. | Слайд 10. | Задание № 7 Групповая работа.– Чтобы получить последнюю букву, прочитайте текст на 92 странице букваря.– Какая была погода в лесу? Что делала злая лиса? – Что сказала сорока? Что сделал зайчик? – Молодцы. Получите последний пазл.– Ребята, на партах у вас есть пазлы, давайте посмотрим, какое слово у вас получится?М О Л О Д Ц Ы! |
Работают в группах. Читают друг другу текст на странице 92.Отвечают на вопросы учителя. Слайд 10 Работают в парах, собирают слово «МОЛОДЦЫ»! | 5 мин. |
IX. | Итог урока (рефлексия) |
| – С какими звуками мы с Вами познакомились?С какой буквой?Какие задачи мы перед собой ставили. Оцените свою работу на уроке по следующему плану:
– Спасибо за урок! | Самооценка.Отвечают на вопросы учителя, продолжают предложения.Слушают своих товарищей. | 3 мин |
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Сценарий урока на тему "Знакомство с буквой С", 1 класс
Тема урока: Знакомство с буквой С,с.
Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с новой буквой С,с; вовлечь учащихся в процесс поиска «открытия» нового знания; способствовать формированию читательских умений; развитию мотивов учения, логического мышления, фонематического слуха, создать условия для развития умений логически обосновывать суждения, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи; научить выполнять звуковой анализ слов «гуси», «сумка».
Планируемые результаты обучения:
Предметные: знают букву С,с; умеют выполнять звуковой анализ слов, характеризовать согласные звуки по звонкости-глухости.
Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД)
Познавательные: общеучебные – осмысление прочитанного произведения;
логические – разгадывание «зашифрованных» слов.
Регулятивные: применять и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителями, сверстниками)
Личностные: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнения других.
Тип урока: открытия нового знания (ОНЗ).
Сценарий урока:
Мотивация учебной деятельности.
Мы урок начнём с разминки.
Выпрямляем свои спинки.
Вправо, влево повернитесь,
И друг другу улыбнитесь. (садимся за парты)
Ой, ребята, тише, тише,
Что-то странное я слышу:
Гость какой-то к нам спешит
И как будто бы свистит.
Кто бы ни был, заходи
Да ребяток научи!
2.Актуализация знаний.
-Сегодня к нам на урок пришел гость. Отгадайте, кто это:
Днем спит, ночью летает,
Прохожих пугает. (Сова)
-Кто видел сову? Какая она?
Слайд 1
Совушка-сова, большая голова,
На суку сидит, головой вертит,
Во все стороны глядит.
Сове очень хочется узнать , насколько прочные знания у вас уже есть.
Она приготовила для вас задание:
А, О, Ы, И, У, З, Н, М,Р, Л
-Распределите буквы на две группы? Как называются буквы первой группы? Как называются буквы второй группы?
Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Мудрая сова принесла с собой новую букву. Может кто-то догадался какую? Почему так решили?
3.Постановка учебной задачи.
-Сова предлагает вам первое испытание: найти «заблудившийся» звук.
Говорят, один рыбак,
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался … дом! (с-с-сом)
Слайд 2, 3.
Лежит лентяй на раскладушке,
Грызет, похрустывая, пушки. (с-с-сушки)
Слайд 4,5
-Какой звук заблудился? ( с )
-Какой буквой он обозначается? Буквой с.
-Кто из вас не знаком с буквой эс? Хотите, чтобы эта буква стала нашей гостьей?
-Какую учебную задачу поставим и постараемся решить? (Наша задача – познакомиться с буквой с, охарактеризовать ее звуки.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
-Как можно решить сформулированную задачу? (Будем наблюдать, как произносится звук с, определять его место в словах)
Физминутка
5.Открытие нового знания.
1.Наблюдение.
-Отгадайте загадки:
Когда плывет – прекрасен,
Когда шипит – опасен. (гусь)
-Как сказать когда их много? (гуси)
Слайд 6.
Кто-то в сумке носит книжки,
Кто-то - нужные вещички,
Кто-то – телефон, игру,
А детишек - … (кенгуру)
Слайд 7
-Кто знает, как называется карманчик, в котором носят детенышей кенгуру? (Сумка)
2.Звуковой анализ слов «гуси», «сумка».
Слайд 8
-Рассмотрите схему к слову «гуси», выполните звуковой анализ этого слова.
__
-Замените фишки в схемах слов буквами.
г
у
с
и
-Рассмотрите схему к слову «сумка», выполните звуковой анализ этого слова.
_
с
у
м
к
а
Слайд 9.
-Разделите слова «гуси», «сумка» на слоги.
-Определите , какой слог ударный.
-Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой.
-Кто догадался какой буквой можно обозначить звуки (с),(с)? Буквой с.
-Рассмотрите букву С,с На что она похожа? (Луна, подкова ..)
Слайд 10
Села мышка в уголок.
Съела бублика кусок.
Г. Виеру.
-Придумайте слова с этими звуками. (солнце, снегирь, сосна, слон…)
6.Первичное закрепление
1.Чтение слогов, слов и предложений. Работа по учебнику.
а ) -Прочитайте слоги с буквой с, используя «окошечки».
Слайд 11
-Прочитайте слоги по строкам.
Слайд 12
Работа по учебнику. С. 91.
б) -Прочитайте слова по столбцам.
в) -Прочитайте слова парами
Физминутка
г) -Отгадайте загадки.
Он слетает белой стаейИ сверкает на лету.Он звездой прохладной таетНа ладони и во рту.(Снег)
Не снег и не лед, А серебром деревья уберет. (иней)
Слайд 13.
-Чувствуете, как сразу стало холодно?
Замело в лесу пригорки
И овражки замело.
Ни души нет на полянке.
Тихо. Холодно. Бело.
-Но это только так кажется. Зимняя лесная сказка самая таинственная.
-Попробуйте объяснить, почему?
д) Чтение текста «Зимняя сказка»
Слайд 14.
-Какие слова повторяются в тексте?
-Сколько предложений в тексте?
-Что заметили? (Три одинаковых предложения, состоящих из одного слова)
-Как вы думаете, зачем автор написал предложение «Снег» три раза подряд?
-Мудрая сова довольна вашими ответами.
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Работа по учебнику. Расшифровка закодированных букв. (касса букв)
-Прочитайте слова в левом столбике: поставьте под каждым числом соответствующую букву.
-Прочитайте слова которые получились. (Навес. Сосна)
8.Включение в систему знаний.
1.Работа по учебнику с.93.(касса букв)
-Кто определит, какое слово зашифровала сова? Бант
2.Игра «Кто самый внимательный».
-Я прочитаю стихотворение
-Посчитайте количество слов на букву с.
Как старательно трудился
Звук согласный – буква С!
В результате получился
Слов прекрасных целый лес:
Скрипка, струны и смычок.
Гриб растет в лесу – сморчок.
Есть на с любые птицы:
Совы, снегири, синицы,
Страус, сокол и скворец.
Буква С, ты – молодей! (20)
7.Рефлексия деятельности.
-Наша гостья осталась довольна вашей работой.
-А своей работой вы довольны?
-Если вам понравился урок, то улыбнитесь друг другу.
Слайд 15.
infourok.ru
Конспект урока в 1 классе по теме " Знакомство с буквой З з"
Знакомство с буквой «З,з »
Ход урока
1.Организационный момент
Звенит заливисто звонок,
Вся школа загудела
Спешат ребята на урок,
И нам пора за дело!
Улыбнёмся друг другу и нашим гостям,
Чудесных открытий желаю я вам.
- Я вижу у вас хорошее настроение, желаю сохранить это хорошее настроение в течение всего урока.
- Ребята, сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем – с согласного.
2. Подготовительный этап.
На уроке мы с вами сегодня отправимся в гости.
- Посмотрите, какие чудесные картины нарисовал художник. ( Показ картин с зимним пейзажем)
- Какое время года изображено на картинах? ( На картинах нарисована зима)
- По каким признакам узнали, что это зима? ( Кругом лежит снег. Деревья стоят без листьев, на ветках снег..)
- Мы очутились в зимнем лесу. Посмотрите, как красиво кружатся снежинки. Ребята, да это необычные снежинки, а с буквами и они падают на разноцветные домики. На крыши каких домиков упадут снежинки-буквы. Догадайтесь.
-На красную крышу опустятся гласные. На сине-зелёную согласные. На зелёную «й».( Вызываю двоих детей к доске)
- Ребята, а одна снежинки не знает, на какую крышу ей опустится. Почему?
- На ней нет буквы.
- Вам хочется узнать, что это за буква? Послушай те скороговорку и постарайтесь запомнить: «Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы».
- Давайте произнесём её хором. Какой звук чаще других повторяется в этой скороговорке? Знакомы мы с этим звуком? Что для этого нам предстоит сделать?
Познакомиться с…. познакомиться с новым звуком и новой буквой:
Учиться отличать…. учиться отличать новый звук и букву от других звуков и букв;
Учиться читать….. учиться читать слоги, слова с новой буквой.
3.Изучение нового материала
1) Характеристика нового звука
-Но зима пригласила в гости не только нас, но и разных зверей, чтобы проверить, все ли хорошо подготовились к зимним холодам.
Мчится без оглядки,Лишь сверкают пятки.Мчится что есть духу,Хвост короче уха.Живо угадай-ка,Кто же это? …(зайка)-В гости к зиме пришли и другие животные. Послушайте загадку и отгадайте, кто же ещё пришёл.
Это странная лошадка,
Словно школьная тетрадка,
Полосатая лошадка
От хвоста до головы.
- Кто это? ( Зебра)
- Можно ли встретить зебру в наших лесах? Кто из вас знает, где живут зебры?
( Дикие полосатые лошади - зебры живут только в Африке. Большая, размером с лошадь, саванная зебра. Все зебры обладают отважным характером и при случае могут постоять за себя, поэтому жертвами хищников становятся, как правило, старые и больные животные. Приручить этих животных очень сложно )
- Назовите первый звук в слове зайчик, дайте характеристику этому звуку
- В слове зайка звук [з] согласный, потому что во рту есть преграда. Звук твёрдый, после него слышим звук а ( Стучат кулачками).
- В слове зебра звук согласный, мягкий (Произносят и «кладут» под голову с помощью рук подушечки.)
-Определите, звонкие эти звуки или глухие. Докажите.
- Положили руку на горлышко.(Дети кладут руку на горлышко и определяют, “включился” ли моторчик. Ответы детей с доказательством.)
-Дрожит ваше горлышко или нет? Да.
- Значит звук [з] звонкий или глухой? ( звук [з] - звонкий.)
2) Составление звукобуквенных моделей слов. Знакомство с новой буквой.
- Давайте составим звуковые модели слов зайка и зебра. ( Двое у доски, остальные на партах)
-Сколько слогов в слове зайка, зебра? Почему два слога? (Два гласных звука )
- Замените фишки известными вам буквами. Какой буквой можно заменить первые звуки? Какую букву нужно взять: заглавную или строчную? Почему? ( строчную, т.к. эти слова обозначают названия животных)
- На что похожа буква З?
На эту букву посмотри!Она совсем как цифра 3.3 не просто завитушка,3 — пружина, крендель, стружка.
- Поработайте в паре , выложите на парте букву З з при помощи ниточки ( один ученик заглавную, другой строчную)
- Отгадайте загадку: Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
-Выложите модель этого слова на партах.
- А теперь поиграем в игру « Живые звуки» ( Вызываю 5 учеников к доске, дети берут фишки и составляют модель слова замок, остальные проверяют)
- Сколько слогов в лове замок? На какой слог падает ударение?
- Произнесите слово с ударением на 1 слоге. Что заметили? (получилось другое слово)
-При перестановке ударения меняется лексическое значение слова.
замок (ударение на 2-ой слог) – приспособление для запирания чего-либо ключом;
замок (ударение на 1-ый слог) – в старые времена так назывались дворцы и крепости богатых людей.
Вот старинный дом огромный:Стены, башни, ров прорыт.Переставишь ударенье —И на двери он висит.
Физкультминутка
1, 2, 3, 4, 5 - будем мы в снежки играть!Валенки наденем, шапку,Шарф завязан?Всё в порядке!Раз – присесть, Два – наклониться,Три – снежок лепи,На четыре и на пять,Начинай снежки бросать!
4. Первичное закрепление.
1) Самостоятельное чтение слогов, используя пособие « окошечки»
2)Чтение слогов в Букваре.
- Мальчики прочитают вслух слоги с твёрдым звуком, а девочки с мягким.
3)Чтение слов в « Букваре»: верхнюю строку-1 вариант, нижнюю-2 вариант
-Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы? Прочитайте имена.
- Прочитайте слова, состоящие из одного слога, из двух слогов.
4) Самостоятельное чтение слов по стрелкам.
5) Чтение текста.
-О чем этот текст?
-О каком времени года говорится в тексте?
-Кто рисовал узоры?
-Где рисовал мороз узоры?
-Какие узоры он рисовал?
6)Работа в группах.
1 группа - собрать рассыпавшуюся букву З.
2группа - Найти и обвести буквы З,з
Г З Е Э О В И З Л Р Е З
э о в з с я е ю г з р а з к
3 группа –посмотреть на схему, подобрать слово зерно
зубры
земля
4 группа -посмотреть на схему, подобрать слово загар
зефир
заряд
5группа - составить слова из слогов за, гар, зо, ла, зи, ма, зу, бы
6 группа- собрать предложение из слов на, За́мок, закрыт, замо́к
Все задания дети выполняют на листах формата А4, наклеивают части буквы, слова, предложение .Затем командир группы выходит к доске и представляет выполненное группой задание.
5.Подведение итогов
-Наш урок подошёл к концу. Вы не забыли о снежинке?
-Какую букву мы ей подарим? ( зэ)
- Почему? ( Познакомились с буквой з)
-На какую крышу она опустится? ( На сине-зелёную)
- Почему? ( она согласная, бывает твёрдой и мягкой)
6.Рефлексия
- Наш урок мы начали со снежинок. Снежинки опустились не только на крыши домиков, но и на ваши парты. Нарисуйте лицо снежинке, чтобы оно отражало ваше сегодняшнее настроение.
Звонок заливисто звенит
И всем он в школе говорит:
Урок заканчивать пора.
На перемену, детвора!
-А я могу сказать, что вы хорошо поработали сегодня. Я очень вами довольна. Вы большие молодцы! Урок окончен.
infourok.ru
Знакомство с буквой «Я, я» 1 класс
Тема: Знакомство с буквой «Я, я».
Цель урока: Познакомить учащихся с гласной буквой «Я, я» и её «работой» – обозначать звук [а] и указывать на мягкость стоящего впереди согласного.
Отрабатывать умение проводить звуковой анализ слова с определением качества звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные).
Развивать фонематический слух, речь учащихся.
Воспитание в детях интереса к познавательной деятельности и учению.
Оборудование: мультфильм «Буква Я»; интерактивная доска, флипчарт с квадратиками для звукового анализа.
Ход урока
Организационный момент.
Повторение.
Упражнение в слышании звука [а].
- Если в слове есть звук [а] - хлопок в ладоши.
Тюльпан, василек, фикус, роза, мак, флоксы, ландыш.
III. Актуализация знаний.
- Давайте с вами вспомним, какие бывают буквы. (Гласные, согласные твердые, согласные мягкие.)
- Как мы их обозначаем. (Гласные – красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым цветом.)
IV. Сообщение темы урока.
- Я задумала два слова, но надо сначала составить их звуковые схемы. Слова эти мак и мяч.
Схемы составляются на доске, и в блокнотах.
- В слове мак, звук [м] твердый, а в слове мяч – мягкий. Почему у нас так получилось. Это произошло потому, что буква «я» обладает волшебными свойствами, она делаем согласный звук, стоящий перед ней мягким. Звук [ч’] всегда мягкий и у этого мягкого согласного звука нет твердой пары.
- Какова же тема нашего урока?
(Знакомство с буквой «Я, я».)
Просмотр мультфильма «Буква Я».
V. Изучение нового материала. Работа по учебнику.
Букварь (с. 32-33). (Работа на интерактивной доске).
- Давайте с вами запомним правило написания буквы «я»: Слышим звук [а], но после мягких согласных пишем букву «я».
Звуковой анализ слов «пять», «дыня», самостоятельно, обозначить звук [а] после мягких согласных буквой «я».
- Буква «я» похожа на букву «а», но чем она отличается? (Она обозначает тот же гласный звук [а], но буква «а» указывает на твёрдость согласного, а буква «я» – на мягкость.)
VI. Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке:
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке,
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы поскачем, словно зайки…
Стоп! Немножко отдохнем
И домой пешком пойдем.
VII. Работа по учебнику.
- Мы с вами немного передохнули, давайте попробуем составить рассказ по картинкам.
- Рассмотрите рисунки на с.33, каждое произнесённое предложение мы будем обозначить полоской.
- А теперь «прочитаем» эти предложения.
VIII. Закрепление нового материала.
- Следующие наше задание - разгадывание кроссворда.
VIII. Закрепление материала. Работа в печатной тетради.
Работа в тетради «Я учусь писать и читать» с. 23.
Задание 1: раскрасить рисунок.
Задание 2: работа с моделями слов «мяч», «котята».
IX. Итог урока.
- О какой букве мы сегодня говорили на уроке?
- Какими звуками обозначают данную букву?
Буква а и буква я
Нам нужны для звука [а].
X. Рефлексия.
- Что особенно понравилось и запомнилось?
- С каким настроением вы уходите с урока?
infourok.ru
Конспект урока для 1 класса "Знакомство с буквой К, к"
Обучение чтению в 1 классе
Тема: Знакомство с буквой К, к
Цель: - Создать условия для знакомства с буквой К, к.
-Формировать навык чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами.
- Развивать речь, фонематический слух.
-Расширять словарный запас учащихся.
- Воспитывать интерес к чтению.
Ход урока
Ι. Организационный момент
Быстренько проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль в порядке, всё ль на месте,
Фишки и учебник вместе?
ΙΙ. Повторение.
Называние изученных букв (Слайд)
Чтение слогов ГИ, НА, КУ, ГЕ, ЛО, МЮ, ГА, ГУ, НЯ (слайд)
Чтение предложений:
Гена и Гера играли. Они юнги.
Сколько предложений? О ком говорится? Что о них говорится?
В каком слове 2, 3 слога?
ΙΙΙ. Сообщение темы урока.
Назовите сказочных героев. Что общего в произношении этих слов? Какой первый звук?
Сегодня мы будем обозначать звук [к], [к'] буквой.
ΙV. Целеполагание.
-Чему будем учиться на уроке? (Выделять звуки, обозначать буквами, читать слоги, слова, предложения).
V. Планирование.
слова, предложения
слоги
буквы
звуки
VΙ. Изучение новой темы.
Скороговорка
У Кондрата куртка коротковата
- Какой звук повторяется?
- Какой это звук?
Работа со звуковыми схемами
Загадки: Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном. (карта)
- Сколько гласных, согласных, слогов? Назовите первый слог, 2 слог?
- Охарактеризуйте первый звук.
По дороге я шёл, две дороги нашёл.
Да и в обе пошёл. (брюки)
- Охарактеризуйте 4 звук. (Составьте в паре слова с мягким и твёрдым звуком)
Игра «Бим- Бом»
(поднимите синюю фишку, если слово начинается с твёрдого звука, зелёную – если с мягкого)
Кино, кубик, книга, кисель, кукушка, кит, кисточка, картина, Кирилл, компот, кран, коньки, кислота, куст.
Обозначение звуков буквами.
Звуки [к], [к'] обозначаются буквой кА.
Заменим звук буквой.
- В каких случаях нужно писать заглавную букву?
- На что похожа буква Ка?
Чтение слогов, составление слов с данными слогами
ка кё
ку кы
ко кю
ке кэ
ки кя
ФИЗМИНУТКА
Работа по учебнику
- Чтение слогов по цепочке.
-Чтение слов (назовите слова, где 1, 2, 3 слога).- в паре
-Чтение слов по стрелке.
- Чтение слов по строчкам.
- Где твёрдый звук к, мягкий звук к?
Стр. 82 – составление слов по заданию
Стр. 83 - Чтение текста учителем.
Беседа:
- Кто автор?
- Что такое ловитки?
- О ком текст? Как они жили?
- Что возмущало соседского кота?
- Что значит, живут, как «кошка с собакой»?
- Можно ли сказать, что эти герои так живут?
VΙΙ. Итог урока
- Чему учились на уроке?
- Над чем надо ещё поработать?
- Встаньте те, у кого всё получилось… Кому ещё надо поработать… Кто не запомнил букву…
VΙΙΙ. Для подготовки: дома прочитать слоги, слова, предложения
doc4web.ru