Сценарий урока на тему "Знакомство с буквой С", 1 класс. Знакомство с буквой с урок в 1 классе


Конспект урока для 1 класса "Знакомство с буквой В в"

Урок обучения грамоте в 1 классе

Программа «Начальная школа XXI века»

Тема урока: Знакомство с буквой В в.

Цель урока: ознакомление обучающихся с буквой Вв, звуками [ в ]и[ в’].

 Задачи урока:

Предметные:

·        создать условия для ознакомления обучающихся с новыми звуками  и буквой Вв, развитием умений читать слова и слоги с изученной буквой;

·        обучать различным видам работы с текстом, пословицами, словами;

·        помочь обучающимся осознать значимость изучаемого материала на уроке;

Метапредметные:

·        познавательные: общеучебные - ознакомление с буквой Вв; использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанных и прослушанных произведений: А.Шибаева «Одна буква»,Я.Тайца «По грибы»; 

логические – расшифровка «зашифрованных слов

·        регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие;

Личностные:

·        формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

 

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Пособия к уроку: лента букв, карточки, рабочая тетрадь «Учусь читать и писать», фишки для звуковой модели, сигнальные карточки, Букварь

Ход урока

I. Организация класса.

1) Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, подтянулись,

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

Садитесь те ребята, чьи имена начинаются с гласных звуков.

Садитесь те ученики, чьи имена начинаются с твердых согласных звуков.

Садитесь те школьники, чьи имена начинаются с мягких согласных звуков.

- Ребята, сегодня вы будете учиться себя оценивать. Помогут вам в этом сигнальные карточки, которые лежат у вас на партах.

  • Если с заданием справились уверенно, поднимите сигнальную карточку с зеленой стороной;

  • Если затруднялись при выполнении задания, поднимите сигнальную карточку с красной стороной.

2. Введение в тему урока.

На какие две большие группы делятся звуки русского языка?

Чем отличаются гласные и согласные звуки?

СТИХ о гласных и согласных

А на какие группы делятся согласные?

Игра «Верно - Неверно»

Я буду читать разные утверждения, а вы с помощью сигнальных карточек покажите, согласны вы со мной или нет.

ЗЕЛЁНАЯ – да, КРАСНАЯ – нет

  • В русском языке всего 6 гласных звуков.

  • Со звуками: а,о,у,ы,э «дружат» мягкие согласные.

  • Все согласные могут быть твердыми и мягкими.

  • Глухие согласные находятся на ленте букв в верхнем ряду.

  • Не все согласные являются парными.

Оцените свою работу

II. Работа над новой темой.

1) Работа в парах (на парту дается карточка со словами)

- Назовите предметы, изображённые в 1 группе. (стул, волна, стол)

- Назовите предметы, изображённые во 2 группе. (дуб, ветка, клен)

– Исключите 1 слово из первой группы по самостоятельно выбранному признаку. (Волна, так как в нём 2 слога, а в остальных по 1 слогу. Волна, так как начинается со звука (В), а остальные слова со звука (С), оканчивается на гласный звук, а другие на согласный (Л). Это слово начинается с буквы, которую мы еще не изучали.

– Какое слово можно исключить из второй группы? (Ветка, так как в нём 2 слога, а в остальных словах по 1 слогу. Ветка заканчивается на гласный звук, а другие слова - на согласный. Это слово начинается с буквы, которую мы еще не изучали.

ПРОВЕРКА

2) - Произнесите первые звуки исключённых слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Слово ВОЛНА начинается со звука [в], а слово ВЕТКА – со звука [в,].

Оцените свою работу

Тема сегодняшнего урока – «Знакомство со звуками [в, в,] и буквой, которая их обозначает».

3) Какие учебные задачи мы поставим перед собой на уроке?

(слайд – план урока)

  • Дать характеристику новым звукам,

  • Познакомиться с новой буквой,

  • Научиться читать слоги и слова с этой буквой.

ФИЗМИНУТКА «ЗВЁЗДЫ» (По принципу «МОЛЕКУЛЫ»)

Играет музыка, по её остановке нужно быстро соединиться в созвездия по 3 звезды, по 5 звезд

Даю задание, пока группы находятся у доски.

Тихо, тихо, тихо

По классу нашему пройдём.

И у парты тихо, тихо

Соберемся впятером.

4) Работа в группах (по 5 человек)

Какую работу нам надо выполнить? (звукобуквенный анализ с помощью фишек)

Звукобуквенный анализ слов ветка и волна.

Дети в группах составляют схему слова, дают подробную характеристику 1-ому звуку.

Выбирают нужные карточки, характеризующие звук согласный или гласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой.

ПРОВЕРКА

Группы по очереди выходят к доске, прикрепляют свою модель, а ниже прикрепляют характеристику звуку.

- Чем отличаются характеристики? Почему?

Расскажите, как вы определили, что звуки [в], [в']

- Какое место займет на ленте букв новая буква, обозначающая звуки [в], [в']?

Оцените свою работу

(слайд - план урока)

- Какую учебную задачу выполнили? (дали характеристику новым звукам)

5) Знакомство с буквой В, в

  • Кто знает, как правильно называется новая буква?

  • Как она выглядит?

ФИЗМИНУТКА

Покажите новую букву с помощью своего тела (пальчиков)

Показ карточки с новыми печатными и письменными буквами В в.

Приклеиваю на ленту букв новую букву В.

6.МУЛЬТФИЛЬМ Знакомство с буквой В в .

- Какие слова с новой буквой вы запомнили?

(слайд - план урока)

- Какую учебную задачу выполнили? (познакомились с новой буквой)

III. Первичное закрепление. Работа с учебником с.116

1) Чтение слогов с буквой Вв  в Букваре на стр.116

  • Чтение слогов «по цепочке»

  • громко (хором)

  • радостно (девочки)

  • вопросительно (мальчики)

  • торжественно (один)

- На какие группы их можно разделить? По какому признаку?- Какие гласные обозначают мягкий звук?

2) Чтение слов с заданием:

1 ряд – слова, состоящие из 1 слога

2 ряд – слова, состоящие из 2 слогов

3 ряд – слова, состоящие из 3 слогов

- Какое слово осталось непрочитанным? (велосипед)

- Почему? (в нем 4 слога)

Оцените свою работу

IV. Включение в систему знаний и повторение.

1) Работа с текстами

Проверка восприятия:

-Какую ошибку допустила девочка?

- Как вы поняли: что значит одна буква?

ВЫВОД: изменив в слове 1 букву, меняется его значение.

А) чтение «цепочкой»;

Б) проверка восприятия:

- Почему стыдно вороне?

В) -Как можно озаглавить данный текст?

Оцените свою работу

2) Самостоятельная работа.  Работа в тетради на печатной основе.

3) Закрепление знаний во внешней речи.

Чтение хорошо читающими детьми рассказа Я.Тайца «По  грибы»

А) Обсуждение ситуации в рассказе.

Б) Подбор слов, характеризующих девочку: честная, …, ….,

В) Хотели бы вы иметь себе такую подружку?

VI. Итог урока.

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.

- С какой новой буквой мы познакомились сегодня?

- Какие звуки обозначает эта буква?

- Дайте характеристику этих звуков.

 

(слайд - план урока)

- Давайте подумаем и ответим, получилось ли нам выполнить все учебные задачи на уроке.

 - Зачем мы выполняли все эти задания?

Оцените свою работу

doc4web.ru

Конспект урока в 1 классе "Знакомство с буквой А, а"

Тема: Знакомство с буквой «А, а»

Цели: Познакомить учащихся с гласной буквой «А, а». формировать умения обозначать звук «а» буквами «А, а», находить звук «а» в слове. Отрабатывать умение проводить звуковой анализ слова с определением качества звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные). Развивать фонематический слух, речь учащихся.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  1. Актуализация прежних знаний.

Учитель загадывает загадки. Учащиеся определяют начальный звук и показывают фишку соответствующего цвета:

красная фишка – гласный звук;

синяя фишка – твердый согласный звук;

зеленая фишка – мягкий согласный звук.

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (волк)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы? (заяц)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса.

Кто же это? (лиса)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает! (воробей)

Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят (осы)

Пестрая крякушка

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочкой (утка)

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет (улитка)

- Что объединяет отгадки?

Дети: Отгадки – названия животных.

  1. Сообщение темы урока.

- Послушайте еще одну загадку:

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый,

Он летает на охоту

За лягушками на болото.

- Кто это?

Дети: Аист.

- Изображение этой птицы вы видите на доске.

- Какая буква написана рядом с аистом?

- Как вы думаете, почему указали именно букву «А»?

- Какова же тема нашего урока?

Дети: Знакомство с буквой «А, а»

  1. Новый материал.

А) Звуковой анализ слова «аист», выделение звука «а».

- Гласный звук «а» обозначают буквами «А, а». Чтобы назвать букву «а» надо назвать звук «а».

Б) Работа по учебнику «Букварь» с. 30-31.

  1. Выделение звука «а» в словах «Анюта», «луна», обозначение его гласными буквами «А, а»; составление схем к данным словам.

  1. Игра «Где спрятался звук «а»?»

Физкультминутка.

  1. Разгадываем кроссворд.

В) Упражнение в слышании звука «а».

Если в слове есть звук «а» - хлопок в ладоши.

Тюльпан, василек, фикус, роза, мак, флоксы, ландыш.

  1. Закрепление нового материала.

    1. Работа в тетради «Я учусь писать и читать» с. 19.

Задание 1: раскрасить рисунок.

- С какой буквой мы сегодня познакомились?

- Какой звук она обозначает?

-Как вы думаете, что будет изображено на рисунке?

- Подсказка:

Что за чудо - синий дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином!

- Что же это?

Дети: автобус.

Дети раскрашивают рисунок.

Физкультминутка.

Задание 2: работа с моделями слов «шар», «бант», «ваза».

Дети раскрашивают схемы и обозначают звук «а» буквой «А».

    1. Игра «Любопытный»

- На любой вопрос называйте только те слова, которые начинаются со звука «а».

Например:

- Как тебя зовут? (Анна)

- А фамилия? (Азбукина)

- Откуда ты приехала? (Из Астрахани)

- А что там растет? (Арбузы)

- А еще что? (Абрикосы)

- Какие птицы там водятся? (Аисты)

- А на чем ты поедешь обратно? (На автобусе)

- Какой подарок привезешь маме и папе? (Астры и альбом)

    1. Игра «Доскажи словечко»

Он верен морю, как матрос.

Предвестник бури … альбатрос.

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

И в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель.

Что за месяц к нам пришел? (апрель)

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его …(арбуз)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит

Это доктор …(Айболит)

Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит …(автомобиль)

Буквы – значки, как бойцы на параде,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условном месте стоит,

И называются все …(алфавит)

- Что есть общее у данных отгадок?

  1. Итог урока.

- О каком звуке мы сегодня говорили на уроке?

- Какой буквой обозначают данный звук на письме?

- Почему для обозначения звука «а» используют заглавную и строчную буквы «А, а»?

  1. Рефлексия.

- Что особенно понравилось и запомнилось?

- С каким настроением вы уходите с урока?

infourok.ru

Урок "Знакомство с буквой С,с". 1-й класс

Этап урока

Название используемых ЭОР (с гиперссылкой на ресурс)

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

I.

Организационный момент

 

Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть.Если у вас хорошее настроение, то похлопайте в ладоши.Пожмите руку своему соседу по парте, если  вы доброжелательны и готовы помочь товарищам.А теперь помашите рукой те,  кто хочет поскорее начать урок и узнать что-то новое.Улыбнитесь друг другу, кто сегодня будет старательным и внимательным!Повернитесь, ребята, к гостям и  поприветствуйте их.Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро улыбчивым лицам, доброе утро всем, кто сейчас пришли на урок грамоты в наш класс!

Улыбаются друг другу, хлопают в ладоши, пожимают руки друг другу, в знак приветствия машут руками, поворачиваются к гостям, приветствуют их.

1 мин.

II.

Актуализация знаний

 

Повторение изученного материалаДавайте вспомним, какие буквы мы уже знаем.На какие две группы делятся все буквы?Почему они так называются?

Произносят изученные буквы и звуки  по ленте букв.

Объясняют, какие звуки называются гласными, а какие согласными.

1 мин.

2.1.

Мотивация обучающихся

Презентация к уроку Слайды 1, 2

Сегодня к нам на урок пришла мудрая тетушка Сова.Она нам предлагает сыграть в игру, которая называется  «Пазлы»Что такое «пазлы»?Цель игры:  Собрать слово.Правила игры: –Я предлагаю Вам задания, если вы его выполняете правильно – получаете кусочек пазла,  с помощью которого соберёте слово. Собираете слово – выигрываете в игре.Согласны?

 

 

Объясняют, что это головоломка-мозаика,  из которой собирается картинка

 

Настраиваются на игру.

 

1 мин.

2.2.

Наблюдение

ЭОР Согласные звуки [с] и [с']. Строчная буква "с"

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a37f0-0a01-0180-0191-275b636f96ea/%5BNS-RUS_1-15%5D_%5BMA_126%5D.swf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 1 “Доскажи словечко”. Демонстрация ЭОР Целый день он спать не прочь, Но едва наступит ночь,Запоёт его смычок,Музыканта звать... (сверчок).То погаснет, то зажжётсяНочью в роще огонёк.Угадай, как он зовётся?Золотистый...(светлячок)Ходит длинный, пасть с клыками,Ноги кажутся столбами,Как гора, огромный он.Ты узнал, кто это? ... (слон)– Посоветуйтесь в паре и ответьте на вопрос:– Что общего в словах отгадках?Демонстрация ЭОР– Как Вы думаете, какая тема.Какова тема нашего сегодняшнего урока?– Молодцы . Тетушка Сова дарит нам 1 пазл.

 

 

Договаривают последнее слово в стихотворении.

 

 

 

 

 Все слова начинаются со звука [с].Запоминают хар-ку звука [с], [с’].Тема урока «Звуки [с], [с], буква С,с».

4 мин.

2.3.

Постановка цели и задач урока

 

– Как вы думаете, чему будем учиться сегодня на уроке?–Какие знания нам понадобятся? Почему?

Обозначают цель урока: изучить новую букву;и задачи урока:познакомиться с буквой, научиться читать слоги, слова с новой буквой и предложения и тексты.

2 мин.

III.

3.1.

«Открытие» нового знанияЗвуковой анализ слов «гуси», «сумка»

Слайд 3

 

 ЭОР. Согласные звуки [с] и [с']. Строчная буква "с" http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a37fa-0a01-0180-01b8-1d4f43cbff80/%5BNS-RUS_1-15%5D_%5BIM_127%5D.swf

– Откройте учебник на стр.91– Рассмотрите схемы, расположенные справа от рисунков. Задание № 2 – Какое задание нужно выполнить?– Какие слова спрятались в схемах?– Разделите слова «гуси», «сумка» на слоги.– Определите, какой слог ударный.– Сравните обозначенные стрелочкой звуки.Демонстрация ЭОР

Слайд  3Рассматривают стр. учебника, определяют задание.Называют слова, выполняют звуковой анализ слов «сумка», «гуси»Определяют ударный слог: в словах «гуси», «сумка» два слога, первый слог ударный.Сравнивают указанные стрелочкой звуки, называют их [с], [с`]; называют букву.Запоминают характеристику звуков [с], [с’].

2 мин.

IV.

Физкультминутка под музыку.

Слайд 4

– Сейчас мы сделаем зарядку для язычка.Чистоговорка.– Какой звук чаще других повторялся в этих чистоговорках?

Читают чистоговорку, поют ее под музыку.

Имитируют движения животных.

2 мин

3.2.

«Открытие» нового знания (продолжение работы)Знакомство с буквой С,с

Слайд 5

Задание № 3 – Какой буквой можно обозначить эти звуки?– На что похожа буква С,с.– За правильные ответы вы получаете пазл от тетушки Совы.

Подготовленный ученик читает стихотворение.Выдвигают свои предположения.

1 мин.

3.3.

Игра «Запомни как можно больше слов»

Слайд 6

Задание № 4 – Мудрая Сова приготовила вам сюрприз– фильм.– Внимательно его смотрите, слушайте  и постарайтесь запомнить как можно больше слов со звуками [c] и [c`].– Молодцы. Молодцы. Вот еще пазл!

 

 

Перечисляют запомнившиеся слова из фильма.

2 мин.

3.4.

Дифференцированная работа

Слайд 7

Задание № 5 – Откройте рабочую тетрадь на стр. 40.  Какую букву мы сегодня изучаем?– Выберите себе задание.1) Посмотри на рисунок. В мозаике  спрятались  печатные и письменные буквы  С.– Раскрась рисунок2) Сообрази. Найди букву, которой отличаются слова левого и правого столбиков.– Молодцы. За правильную работу – еще пазл!

Слайд 7Выполняют задания в Рабочей тетради.Находят элементы буквы С, советуются в паре, один из пары отвечает, обводят элементы по серым линиям.Раскрашивают слона.Читающие дети находят буквы, которыми различаются пары слов.

4 мин.

IV.

Физкультминутка.

 

Выполняют задания под музыку

2 мин

V.

5.1.

 

 

 

 

 5.2.

Первичное закрепление

Чтение слогов, слов.

 

 

 

 

 

Работа со словарем

Слайды 8, 9

Задание № 6 – Прочитайте все слоги на 91 стр. букваря.– Дополните их до слова.– Прочитайте вслух самое короткое слово.– Что это означает? (обращаемся к словарю)– Прочитайте самое длинное слово.– Как назвали усы? (ласково)– Вы обратили внимание, что у этих слов есть одинаковая часть. Это корень слова. Общая часть слов родственников называется корнем. А слова с одинаковым корнем однокоренными. Мы постепенно с Вами запомним это название.– Прочитайте слова на странице 92 вверху.– Какая общая часть у этих слов?– Молодцы. Сова дарит вам еще один пазл. Какое слово получается?

Читают слоги, договаривают слог до слова

Читают слово «ус»

Читают сначала про себя, затем вслух столбики слов, находят общую часть в этих словах.

Отвечают про источники информации, где можно уточнить значение слова.Объясняют лексическое значения известных слов.Получают пропедевтические знания об однокоренных словах.     

Дети называют недостающую букву в слове «молодцы»

5 мин

VI.

Применение полученных знаний и навыков для приобретения новых.

Слайд 10.

Задание № 7 Групповая работа.– Чтобы получить последнюю букву, прочитайте текст на 92 странице букваря.– Какая была погода в лесу? Что делала злая лиса? – Что сказала сорока? Что сделал зайчик? – Молодцы. Получите последний пазл.– Ребята, на партах у вас есть пазлы, давайте посмотрим, какое слово у вас получится?М О Л О Д Ц Ы!

 

Работают в группах.

Читают друг другу текст на странице 92.Отвечают на вопросы учителя.

Слайд 10

Работают в парах, собирают слово «МОЛОДЦЫ»!

5 мин.

IX.

Итог урока (рефлексия)

 

– С какими звуками мы с Вами познакомились?С какой буквой?Какие задачи мы перед собой ставили. Оцените свою работу на уроке по следующему плану:

  • Сегодня я узнал…
  • У меня получилось…
  • Было трудно…
  • Меня удивило …
  • Было интересно…
  • Теперь я умею…

– Спасибо за урок!

Самооценка.Отвечают на вопросы учителя, продолжают предложения.Слушают своих товарищей.

3 мин

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Сценарий урока на тему "Знакомство с буквой С", 1 класс

Тема урока: Знакомство с буквой С,с.

Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с новой буквой С,с; вовлечь учащихся в процесс поиска «открытия» нового знания; способствовать формированию читательских умений; развитию мотивов учения, логического мышления, фонематического слуха, создать условия для развития умений логически обосновывать суждения, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи; научить выполнять звуковой анализ слов «гуси», «сумка».

Планируемые результаты обучения:

Предметные: знают букву С,с; умеют выполнять звуковой анализ слов, характеризовать согласные звуки по звонкости-глухости.

Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД)

Познавательные: общеучебные – осмысление прочитанного произведения;

логические – разгадывание «зашифрованных» слов.

Регулятивные: применять и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителями, сверстниками)

Личностные: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнения других.

Тип урока: открытия нового знания (ОНЗ).

Сценарий урока:

  1. Мотивация учебной деятельности.

Мы урок начнём с разминки.

Выпрямляем свои спинки.

Вправо, влево повернитесь,

И друг другу улыбнитесь. (садимся за парты)

Ой, ребята, тише, тише,

Что-то странное я слышу:

Гость какой-то к нам спешит

И как будто бы свистит.

Кто бы ни был, заходи

Да ребяток научи!

2.Актуализация знаний.

-Сегодня к нам на урок пришел гость. Отгадайте, кто это:

Днем спит, ночью летает,

Прохожих пугает. (Сова)

-Кто видел сову? Какая она?

Слайд 1

Совушка-сова, большая голова,

На суку сидит, головой вертит,

Во все стороны глядит.

Сове очень хочется узнать , насколько прочные знания у вас уже есть.

Она приготовила для вас задание:

А, О, Ы, И, У, З, Н, М,Р, Л

-Распределите буквы на две группы? Как называются буквы первой группы? Как называются буквы второй группы?

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Мудрая сова принесла с собой новую букву. Может кто-то догадался какую? Почему так решили?

3.Постановка учебной задачи.

-Сова предлагает вам первое испытание: найти «заблудившийся» звук.

  1. Говорят, один рыбак,

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался … дом! (с-с-сом)

Слайд 2, 3.

  1. Лежит лентяй на раскладушке,

Грызет, похрустывая, пушки. (с-с-сушки)

Слайд 4,5

-Какой звук заблудился? ( с )

-Какой буквой он обозначается? Буквой с.

-Кто из вас не знаком с буквой эс? Хотите, чтобы эта буква стала нашей гостьей?

-Какую учебную задачу поставим и постараемся решить? (Наша задача – познакомиться с буквой с, охарактеризовать ее звуки.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

-Как можно решить сформулированную задачу? (Будем наблюдать, как произносится звук с, определять его место в словах)

Физминутка

5.Открытие нового знания.

1.Наблюдение.

-Отгадайте загадки:

Когда плывет – прекрасен,

Когда шипит – опасен. (гусь)

-Как сказать когда их много? (гуси)

Слайд 6.

Кто-то в сумке носит книжки,

Кто-то - нужные вещички,

Кто-то – телефон, игру,

А детишек - … (кенгуру)

Слайд 7

-Кто знает, как называется карманчик, в котором носят детенышей кенгуру? (Сумка)

2.Звуковой анализ слов «гуси», «сумка».

Слайд 8

-Рассмотрите схему к слову «гуси», выполните звуковой анализ этого слова.

__

-Замените фишки в схемах слов буквами.

г

у

с

и

-Рассмотрите схему к слову «сумка», выполните звуковой анализ этого слова.

_

с

у

м

к

а

Слайд 9.

-Разделите слова «гуси», «сумка» на слоги.

-Определите , какой слог ударный.

-Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой.

-Кто догадался какой буквой можно обозначить звуки (с),(с)? Буквой с.

-Рассмотрите букву С,с На что она похожа? (Луна, подкова ..)

Слайд 10

Села мышка в уголок.

Съела бублика кусок.

Г. Виеру.

-Придумайте слова с этими звуками. (солнце, снегирь, сосна, слон…)

6.Первичное закрепление

1.Чтение слогов, слов и предложений. Работа по учебнику.

а ) -Прочитайте слоги с буквой с, используя «окошечки».

Слайд 11

-Прочитайте слоги по строкам.

Слайд 12

Работа по учебнику. С. 91.

б) -Прочитайте слова по столбцам.

в) -Прочитайте слова парами

Физминутка

г) -Отгадайте загадки.

  1. Он слетает белой стаейИ сверкает на лету.Он звездой прохладной таетНа ладони и во рту.(Снег)

  1. Не снег и не лед, А серебром деревья уберет. (иней)

Слайд 13.

-Чувствуете, как сразу стало холодно?

Замело в лесу пригорки

И овражки замело.

Ни души нет на полянке.

Тихо. Холодно. Бело.

-Но это только так кажется. Зимняя лесная сказка самая таинственная.

-Попробуйте объяснить, почему?

д) Чтение текста «Зимняя сказка»

Слайд 14.

-Какие слова повторяются в тексте?

-Сколько предложений в тексте?

-Что заметили? (Три одинаковых предложения, состоящих из одного слова)

-Как вы думаете, зачем автор написал предложение «Снег» три раза подряд?

-Мудрая сова довольна вашими ответами.

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Работа по учебнику. Расшифровка закодированных букв. (касса букв)

-Прочитайте слова в левом столбике: поставьте под каждым числом соответствующую букву.

-Прочитайте слова которые получились. (Навес. Сосна)

8.Включение в систему знаний.

1.Работа по учебнику с.93.(касса букв)

-Кто определит, какое слово зашифровала сова? Бант

2.Игра «Кто самый внимательный».

-Я прочитаю стихотворение

-Посчитайте количество слов на букву с.

Как старательно трудился

Звук согласный – буква С!

В результате получился

Слов прекрасных целый лес:

Скрипка, струны и смычок.

Гриб растет в лесу – сморчок.

Есть на с любые птицы:

Совы, снегири, синицы,

Страус, сокол и скворец.

Буква С, ты – молодей! (20)

7.Рефлексия деятельности.

-Наша гостья осталась довольна вашей работой.

-А своей работой вы довольны?

-Если вам понравился урок, то улыбнитесь друг другу.

Слайд 15.

infourok.ru

Конспект урока в 1 классе по теме " Знакомство с буквой З з"

Знакомство с буквой «З,з »

Ход урока

1.Организационный момент

Звенит заливисто звонок,

Вся школа загудела

Спешат ребята на урок, 

И нам пора за дело!

Улыбнёмся друг другу и нашим гостям,

Чудесных открытий желаю я вам.

- Я вижу у вас хорошее настроение, желаю сохранить это хорошее настроение в течение всего урока.

- Ребята, сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем – с согласного.

2. Подготовительный этап.

На уроке мы с вами сегодня отправимся в гости.

 - Посмотрите, какие чудесные картины нарисовал художник. ( Показ картин с зимним пейзажем)

 - Какое время года изображено на картинах? (  На картинах нарисована зима)

 - По каким признакам узнали, что это зима? ( Кругом лежит снег. Деревья стоят без листьев, на ветках снег..)

- Мы очутились в зимнем лесу. Посмотрите, как красиво кружатся снежинки. Ребята, да это необычные снежинки, а с буквами и они падают на разноцветные домики. На крыши каких домиков упадут снежинки-буквы. Догадайтесь.

-На красную крышу опустятся гласные. На сине-зелёную согласные. На зелёную «й».( Вызываю двоих детей к доске)

- Ребята, а одна снежинки не знает, на какую крышу ей опустится. Почему?

- На ней нет буквы.

- Вам хочется узнать, что это за буква? Послушай те скороговорку и постарайтесь запомнить: «Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы».

- Давайте произнесём её хором. Какой звук чаще других повторяется в этой скороговорке? Знакомы мы с этим звуком? Что для этого нам предстоит сделать?

Познакомиться с…. познакомиться с новым звуком и новой буквой:

Учиться отличать…. учиться отличать новый звук и букву от других звуков и букв;

Учиться читать….. учиться читать слоги, слова с новой буквой.

3.Изучение нового материала

1) Характеристика нового звука

-Но зима пригласила в гости не только нас, но и разных зверей, чтобы проверить, все ли хорошо подготовились к зимним холодам.

Мчится без оглядки,Лишь сверкают пятки.Мчится что есть духу,Хвост короче уха.Живо угадай-ка,Кто же это? …(зайка)

-В гости к зиме пришли и другие животные. Послушайте загадку и отгадайте, кто же ещё пришёл.

Это странная лошадка,

Словно школьная тетрадка,

Полосатая лошадка

От хвоста до головы.

 - Кто это? ( Зебра)

- Можно ли встретить зебру в наших лесах? Кто из вас знает, где живут зебры?

( Дикие полосатые лошади - зебры живут только в Африке. Большая, размером с лошадь, саванная зебра. Все зебры обладают отважным характером и при случае могут постоять за себя, поэтому жертвами хищников становятся, как правило, старые и больные животные. Приручить этих животных очень сложно )

- Назовите первый звук в слове зайчик, дайте характеристику этому звуку

- В слове зайка звук [з] согласный, потому что во рту есть преграда. Звук твёрдый, после него слышим звук а ( Стучат кулачками).

- В слове зебра звук согласный, мягкий (Произносят и «кладут» под голову с помощью рук подушечки.)

-Определите, звонкие эти звуки или глухие. Докажите.

- Положили руку на горлышко.(Дети кладут руку на горлышко и определяют, “включился” ли моторчик. Ответы детей с доказательством.)

-Дрожит ваше горлышко или нет? Да.

- Значит звук [з] звонкий или глухой? ( звук [з] - звонкий.)

2) Составление звукобуквенных моделей слов. Знакомство с новой буквой.

- Давайте составим звуковые модели слов зайка и зебра. ( Двое у доски, остальные на партах)

-Сколько слогов в слове зайка, зебра? Почему два слога? (Два гласных звука )

- Замените фишки известными вам буквами. Какой буквой можно заменить первые звуки? Какую букву нужно взять: заглавную или строчную? Почему? ( строчную, т.к. эти слова обозначают названия животных)

- На что похожа буква З?

На эту букву посмотри!Она совсем как цифра 3.3 не просто завитушка,3 — пружина, крендель, стружка.

- Поработайте в паре , выложите на парте букву З з при помощи ниточки ( один ученик заглавную, другой строчную)

- Отгадайте загадку: Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

-Выложите модель этого слова на партах.

- А теперь поиграем в игру « Живые звуки» ( Вызываю 5 учеников к доске, дети берут фишки и составляют модель слова замок, остальные проверяют)

- Сколько слогов в лове замок? На какой слог падает ударение?

- Произнесите слово с ударением на 1 слоге. Что заметили? (получилось другое слово)

-При перестановке ударения меняется лексическое значение слова.

замок (ударение на 2-ой слог) – приспособление для запирания чего-либо ключом;

замок (ударение на 1-ый слог) – в старые времена так назывались дворцы и крепости богатых людей.

Вот старинный дом огромный:Стены, башни, ров прорыт.Переставишь ударенье —И на двери он висит.

Физкультминутка

1, 2, 3, 4, 5 - будем мы в снежки играть!Валенки наденем, шапку,Шарф завязан?Всё в порядке!Раз – присесть, Два – наклониться,Три – снежок лепи,На четыре и на пять,Начинай снежки бросать!

4. Первичное закрепление.

1) Самостоятельное чтение слогов, используя пособие « окошечки»

2)Чтение слогов в Букваре.

- Мальчики прочитают вслух слоги с твёрдым звуком, а девочки с мягким.

3)Чтение слов в « Букваре»: верхнюю строку-1 вариант, нижнюю-2 вариант

-Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы? Прочитайте имена.

- Прочитайте слова, состоящие из одного слога, из двух слогов.

4) Самостоятельное чтение слов по стрелкам.

5) Чтение текста.

-О чем этот текст?

-О каком времени года говорится в тексте?

-Кто рисовал узоры?

-Где рисовал мороз узоры?

-Какие узоры он рисовал?

6)Работа в группах.

1 группа - собрать рассыпавшуюся букву З.

2группа - Найти и обвести буквы З,з

Г З Е Э О В И З Л Р Е З

э о в з с я е ю г з р а з к

3 группа –посмотреть на схему, подобрать слово зерно

зубры

земля

4 группа -посмотреть на схему, подобрать слово загар

зефир

заряд

5группа - составить слова из слогов за, гар, зо, ла, зи, ма, зу, бы

6 группа- собрать предложение из слов на, За́мок, закрыт, замо́к

Все задания дети выполняют на листах формата А4, наклеивают части буквы, слова, предложение .Затем командир группы выходит к доске и представляет выполненное группой задание.

5.Подведение итогов

-Наш урок подошёл к концу. Вы не забыли о снежинке?

-Какую букву мы ей подарим? ( зэ)

- Почему? ( Познакомились с буквой з)

-На какую крышу она опустится? ( На сине-зелёную)

- Почему? ( она согласная, бывает твёрдой и мягкой)

6.Рефлексия

- Наш урок мы начали со снежинок. Снежинки опустились не только на крыши домиков, но и на ваши парты. Нарисуйте лицо снежинке, чтобы оно отражало ваше сегодняшнее настроение.

Звонок заливисто звенит

И всем он в школе говорит:

Урок заканчивать пора.

На перемену, детвора!

-А я могу сказать, что вы хорошо поработали сегодня. Я очень вами довольна. Вы большие молодцы! Урок окончен.

infourok.ru

Знакомство с буквой «Я, я» 1 класс

Тема: Знакомство с буквой «Я, я».

Цель урока: Познакомить учащихся с гласной буквой «Я, я» и её «работой» – обозначать звук [а] и указывать на мягкость стоящего впереди согласного.

Отрабатывать умение проводить звуковой анализ слова с определением качества звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные).

Развивать фонематический слух, речь учащихся.

Воспитание в детях интереса к познавательной деятельности и учению.

Оборудование: мультфильм «Буква Я»; интерактивная доска, флипчарт с квадратиками для звукового анализа.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Повторение.

Упражнение в слышании звука [а].

- Если в слове есть звук [а] - хлопок в ладоши.

Тюльпан, василек, фикус, роза, мак, флоксы, ландыш.

III. Актуализация знаний.

- Давайте с вами вспомним, какие бывают буквы. (Гласные, согласные твердые, согласные мягкие.)

- Как мы их обозначаем. (Гласные – красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым цветом.)

IV. Сообщение темы урока.

- Я задумала два слова, но надо сначала составить их звуковые схемы. Слова эти мак и мяч.

Схемы составляются на доске, и в блокнотах.

- В слове мак, звук [м] твердый, а в слове мяч – мягкий. Почему у нас так получилось. Это произошло потому, что буква «я» обладает волшебными свойствами, она делаем согласный звук, стоящий перед ней мягким. Звук [ч’] всегда мягкий и у этого мягкого согласного звука нет твердой пары.

- Какова же тема нашего урока?

(Знакомство с буквой «Я, я».)

Просмотр мультфильма «Буква Я».

V. Изучение нового материала. Работа по учебнику.

Букварь (с. 32-33). (Работа на интерактивной доске).

- Давайте с вами запомним правило написания буквы «я»: Слышим звук [а], но после мягких согласных пишем букву «я».

Звуковой анализ слов «пять», «дыня», самостоятельно, обозначить звук [а] после мягких согласных буквой «я».

- Буква «я» похожа на букву «а», но чем она отличается? (Она обозначает тот же гласный звук [а], но буква «а» указывает на твёрдость согласного, а буква «я» – на мягкость.)

VI. Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке:

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке,

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы поскачем, словно зайки…

Стоп! Немножко отдохнем

И домой пешком пойдем.

VII. Работа по учебнику.

- Мы с вами немного передохнули, давайте попробуем составить рассказ по картинкам.

- Рассмотрите рисунки на с.33, каждое произнесённое предложение мы будем обозначить полоской.

- А теперь «прочитаем» эти предложения.

VIII. Закрепление нового материала.

- Следующие наше задание - разгадывание кроссворда.

VIII. Закрепление материала. Работа в печатной тетради.

Работа в тетради «Я учусь писать и читать» с. 23.

Задание 1: раскрасить рисунок.

Задание 2: работа с моделями слов «мяч», «котята».

IX. Итог урока.

- О какой букве мы сегодня говорили на уроке?

- Какими звуками обозначают данную букву?

Буква а и буква я

Нам нужны для звука [а].

X. Рефлексия.

- Что особенно понравилось и запомнилось?

- С каким настроением вы уходите с урока?

infourok.ru

Конспект урока для 1 класса "Знакомство с буквой К, к"

Обучение чтению в 1 классе

Тема: Знакомство с буквой К, к

Цель: - Создать условия для знакомства с буквой К, к.

-Формировать навык чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами.

- Развивать речь, фонематический слух.

-Расширять словарный запас учащихся.

- Воспитывать интерес к чтению.

Ход урока

Ι. Организационный момент

Быстренько проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль в порядке, всё ль на месте,

Фишки и учебник вместе?

ΙΙ. Повторение.

  1. Называние изученных букв (Слайд)

  2. Чтение слогов ГИ, НА, КУ, ГЕ, ЛО, МЮ, ГА, ГУ, НЯ (слайд)

  3. Чтение предложений:

Гена и Гера играли. Они юнги.

Сколько предложений? О ком говорится? Что о них говорится?

  1. В каком слове 2, 3 слога?

ΙΙΙ. Сообщение темы урока.

Назовите сказочных героев. Что общего в произношении этих слов? Какой первый звук?

Сегодня мы будем обозначать звук [к], [к'] буквой.

ΙV. Целеполагание.

-Чему будем учиться на уроке? (Выделять звуки, обозначать буквами, читать слоги, слова, предложения).

V. Планирование.

слова, предложения

слоги

буквы

звуки

VΙ. Изучение новой темы.

  1. Скороговорка

У Кондрата куртка коротковата

- Какой звук повторяется?

- Какой это звук?

  1. Работа со звуковыми схемами

Загадки: Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шёл отважно –

На одном листе бумажном. (карта)

- Сколько гласных, согласных, слогов? Назовите первый слог, 2 слог?

- Охарактеризуйте первый звук.

По дороге я шёл, две дороги нашёл.

Да и в обе пошёл. (брюки)

- Охарактеризуйте 4 звук. (Составьте в паре слова с мягким и твёрдым звуком)

  1. Игра «Бим- Бом»

(поднимите синюю фишку, если слово начинается с твёрдого звука, зелёную – если с мягкого)

Кино, кубик, книга, кисель, кукушка, кит, кисточка, картина, Кирилл, компот, кран, коньки, кислота, куст.

  1. Обозначение звуков буквами.

Звуки [к], [к'] обозначаются буквой кА.

Заменим звук буквой.

- В каких случаях нужно писать заглавную букву?

- На что похожа буква Ка?

  1. Чтение слогов, составление слов с данными слогами

ка кё

ку кы

ко кю

ке кэ

ки кя

ФИЗМИНУТКА

  1. Работа по учебнику

- Чтение слогов по цепочке.

-Чтение слов (назовите слова, где 1, 2, 3 слога).- в паре

-Чтение слов по стрелке.

- Чтение слов по строчкам.

- Где твёрдый звук к, мягкий звук к?

Стр. 82 – составление слов по заданию

Стр. 83 - Чтение текста учителем.

Беседа:

- Кто автор?

- Что такое ловитки?

- О ком текст? Как они жили?

- Что возмущало соседского кота?

- Что значит, живут, как «кошка с собакой»?

- Можно ли сказать, что эти герои так живут?

VΙΙ. Итог урока

- Чему учились на уроке?

- Над чем надо ещё поработать?

- Встаньте те, у кого всё получилось… Кому ещё надо поработать… Кто не запомнил букву…

VΙΙΙ. Для подготовки: дома прочитать слоги, слова, предложения

doc4web.ru