Литературный калейдоскоп по произведениям Б.С.Житкова Внеурочное занятие. Сценарий мероприятия по творчеству житкова
Вечный Колумб: Борис Степанович Житков
Автор: Бабич Е.В.,
педагог-библиотекарь МБОУ «Лицей № 174»
г. Зеленогорск
«Вечный Колумб»: Борис Степанович Житков (Литературный бенефис писателя)
Цель: Знакомство с жизнью и творчеством Б. Житкова. Закрепить знания рассказов этого автора о животных по предложенному списку. Воспитание любви и познавательного интереса к животному миру.
Целевая аудитория: учащиеся 2 кл.
Оборудование: компьютерная презентация, книжная выставка, мультфильм «Пудя».
Борис Степанович Житков родился 11 сентября 1882 года недалеко от города Новгорода. Его отец был учителем математики, мама занималась воспитанием детей, очень любила музыку, играла на фортепиано. У Бориса было три старших сестры. Дети в этой семье росли самостоятельными. А Борис с самого раннего детства был с характером. Когда Борису было три года, кто-то из гостей подарил ему на именинах две копейки. Никому не сказав, Борис пошёл к пристани покупать пароход, там малышу объяснили, что пароход не продаётся. Но есть в другом конце города магазин, где можно купить игрушечный пароходик. И Борис отправился на поиски магазина. Нашли его за городом, он стоял среди мальчишек и рассказывал им про пароход.
Когда Борису было семь лет, семья переехала в Одессу. Борис был счастлив: рядом было море, гавань, где стояли пароходы. Борис познакомился с мальчишками из гавани, ловил с ними рыбу, облазил все пароходы и маленькие парусные суда. Дом, в котором жили Житковы, выходил во двор, где помещались мастерские пароходства, там были столярные, слесарные, токарные станки, на которых Борис учился понемногу работать. Теперь он мастерил настоящие модели яхт.Борис учился в гимназии и разрывался от увлечений. Занимался фотографией, любил рисовать, увлёкся игрой на скрипке. Вместе с соседскими детьми взялся выпускать рукописный журнал.
Когда ему исполнилось одиннадцать лет, их семье подарили парусную шлюпку, на которой он катался вместе с сёстрами. У Бориса Житкова всю жизнь было увлечение морем, кораблями, путешествиями, а вот писателем он никогда не мечтал стать. Первое морское путешествие Борису посчастливилось совершить в тринадцать лет.
В эти годы он со всей своей энергией бросился вырабатывать свой характер и силу воли. В гимназии вместе с Борисом учился Коля Корнейчуков. Он вспоминал, что Борис был молчаливый, надменный, очень прямой. Сидел в классе всегда впереди, но ребята его уважали, им нравилось то, что Борис живёт среди кораблей, что все его дяди адмиралы, что у него есть собственная лодка, телескоп, скрипка, чугунные шары для гимнастики и дрессированный пёс.
Повзрослев, Борис Житков стал изучать математику и химию в Новороссийском университете. Летом 1905 года, когда началась первая русская революция, а на броненосце «Потёмкин» взвился красный флаг, студент Житков ночью на паруснике, притушив огни, перевозил оружие восставшим матросам и портовым рабочим. За участие в «беспорядках» его исключили из университета. Он пытался перевестись в Петербургский университет и, конечно, получил решительный отказ.
Бориса Степановича манили вольные ветры и морские просторы. Он сдал экзамен на штурмана, летом нанимался на парусники, ходил по Чёрному морю и к дальним берегам: в Турцию, Болгарию. Плавал и по Средиземному морю, и по Красному. И где только он не побывал!
В 1909 году Борис Житков отправился в ихтиологическую экспедицию по Енисею.
В 1912 году Житков на учебно-грузовом судне совершил кругосветное плавание. Начал он это плавание юнгой, затем стал кочегаром и к концу путешествия уже был помощником капитана. Был в Индии, на Цейлоне, в Китае, в Японии.
Россия накануне революции. В стране неразбериха, на биржах труда толпились безработные. Даже такому опытному и знающему человеку, как Житков, нелегко было найти работу инженера. Ему приходилось голодать, скитаться.
В 1923 году Житков приехал в Петроград, больной и без денег. У него украли документы, нужные для поступления на работу. В отчаянии он явился к своему школьному другу Николаю Корнейчукову, который стал известным писателем Корнеем Чуковским. Целый вечер развлекал его детей рассказами о своих путешествиях и морских приключениях. Чуковский предложил ему написать на этой основе рассказ.
И вот, со страстью, с которой мальчишкой водил яхту по Чёрному морю, он – человек немолодой, бросился в литературную работу. Писательский талант у Житкова раскрылся в нём как-то сразу и разгорелся быстро и ярко.
"Если я начну писать про то, чего не знаю, – это вот будут подлинные враки", – говорил он. И писал о том, что знал: о дальних странах, о честных моряках, о работящих слонах и храбрых мангустах, о том, как люди летают на Северный полюс и строят электростанции.
Житков сумел написать настоящую энциклопедию для детей – книгу "Что я видел", где рассказывается и о метро, и о семафоре, и об огороде, и о зверях в зоологическом саду. Повествование ведётся от имени мальчика Алёши.
В сборнике «Морские истории» - рассказы о нелёгком труде моряков, об их ежедневном подвиге, о случаях, происходящих в море.
В сборнике рассказов «Что бывало» - в увлекательных сюжетах то, что было с автором в его интересной, бурной жизни.
Любил Житков рассказывать в своих книгах и про животных, жизнь и повадки которых он отлично знал.
У Житкова самого всегда были собаки и кошки, а однажды — даже ручной волк. Кошки у него давали лапку и шли на свист. А этого добиться от кошки чрезвычайно трудно. У Житкова есть рассказ «Про обезьянку», про маленького, бесстрашного и проказливого макаку Яшку. Такую обезьянку ему действительно подарили, когда он еще учился в одесской гимназии.
В Индии он видел слонов в лесу, на работе, наблюдал, как они таскают брёвна, как нянчат детей; видел, как маленький зверёк мангуста воюет со страшной змеёй; как умны, шаловливы и надоедливы обезьянки.
Борис Степанович прожил всего 56 лет, но успел написать много. Ему нравилось пробовать себя в разной работе. То напишет рассказ для совсем маленьких ребят, то сказку, то пьесу, а то - и большой роман для взрослых. Недаром его называли «Вечным Колумбом», то есть вечным искателем. А отдыхал он, играя на скрипке.
Прошло почти сто лет. Сколько потрясений пережила наша страна, сколько поколений сменилось. Но у каждого поколения вновь и вновь возникают всё те же вопросы: отчего идёт дождь, отчего море солёное, кто живёт на другой стороне Земли и так до бесконечности. Детям важно, чтобы тот, кто отвечает на их вопросы, всё это видел сам, чтобы мог терпеливо и доступно рассказать о мире, его простых и таких сложных вещах. Поэтому книги Бориса Житкова вряд ли устареют когда-либо, ведь детям во все времена нужен умный взрослый друг, готовый поделиться своими богатейшими знаниями, передать им своё умение и весь свой опыт.
ИГРА «Зоосад Бориса Житкова»
Конкурс «Клички животных»
За закрытыми квадратами – картинка. Чтобы её открыть, вы должны определить, кому принадлежит кличка и из какого рассказа этот герой.
Васенька (Кот «Мангуста»)
Мурка («Беспризорная кошка)
Рябка (Собака «Беспризорная кошка»)
Яшка (Обезьянка «Про обезьянку»)
Тихон Матвеич (Орангутанг «Тихон Матвеич)
Плишка (Собака «Про волка»)
Манефа (Кошка «Про волка»)
Рябик (Собака «Пудя»)
Открываем картинку. Вопрос – на картинке животные в зоосаде. Какие из них не упоминаются в рассказах Б. Житкова?
Конкурс «Птицы и звери»
Задание – я буду зачитывать описание животного из рассказа Б. Житкова. Вы должны ответить, о каком животном идёт речь.
«Она ела с рук, давалась гладить, улетала на волю и назад прилетала». (Галка)
«На маленьких ножках и очень толстая. У ней клюв очень большой. И под клювом кожа висит, как мешок». (Пеликан)
«У ней на клюве, на конце, - крючок. А на лапах – очень острые когти. Она коричневая и немного чёрная». (Орёл)
«Он синий и блестит, как стеклянный. На голове у него торчком стоят тоненькие пёрышки, как иголочки с шишечками». (Павлин)
«Он ступает и стучит, - прямо как лошадь. А летать он никак не может: у него крылья маленькие». (Страус)
«Он почти весь состоял из головы – будто морда на четырёх ножках, и морда эта вся состояла из пасти, а пасть из зубов». (Волчонок)
«...мой палец схватили. Схватили маленькие лапки, цепкие, с ноготками. Быстро-быстро кусает меня… за палец. Но совсем не больно – это она нарочно, так – играет». (Мангуста)
«Большая, серая, мордастая. Она, как увидела меня, отскочила в сторону и села. Злыми глазами на меня глядит. Вся напружинилась, замерла, только хвост вздрагивает». (Кошка)
«И я думал, что это не зверь, а только кожа от него. Потому что прямо как ковёр. И этот зверь весь в полосках. Жёлтых и чёрных». (Тигр)
«От него на лошади не ускачешь. И на всякое дерево залезет, как обезьяна». (Медведь)
«Они морских зверей едят и рыбу тоже. Достают и едят. Зимой им здесь хорошо, потому что они холод любят». (Белый медведь)
«Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие». (Мартышка)
Конкурс «Внимательный читатель».
В какой стране происходит действие рассказа «Про слона»? (В Индии)
Кто купал слонёнка в реке? (Слон)
Что выдавало в Волчике волка? (Он не лаял, и выл по ночам)
«…на пароходе у нас был свой давнишний хозяин на палубе. Нет не капитан… Громадный, откормленный, в медном ошейнике. Он важно ходил по палубе». Кого считали хозяином на палубе? (Кота, «Мангуста»)
«А ребята тоже на нас пялятся и шепчутся меж собой. Сидят, как на дому, на крыше». Где сидели ребята? (На слоне, «Про слона»)
Старший машинист парохода Храмцов решил бороться с Тихоном Матвеичем. Кто победил? Тихон Матвеич)
Из чего ребята сделали Пудю? (Из мехового хвостика от шубы, ноги – из спичек)
Что может делать обученный слон? (Носить брёвна, доставать воду из колодца, успокаивать проказников-детей)
Сколько лет было слону-отцу? (150) А слону-детёнышу? (20 лет)
Зачем галке колечки и очки? (Галки любят всё блестящее)
Что любил есть Яшка (Конфеты и сладкий чай)
Чем лечили Яшку? (Касторкой)
Отчего чуть не погиб ручной мангуст? (От электрического тока)
Мангусты – хищники или травоядные? (Хищники)
В какой стране приобрели Тихона Митвеича и Леди? (На Цейлоне (Шри-Ланка))
Что умела себе добывать беспризорная кошка? (Кроликов, ласточек, слизняков из ракушек)
Кто был врагом Яшки? (Кот)
Что подарил мальчик Петя Алёше на память о зоосаде? (Павлинье перо)
Конкурс «Угадай-ка»
Я зачитываю наводящие вопросы о животном. По ним вы должны угадать, о ком идет речь.
Рождается весом 100 кг. Не умеет прыгать. Имеет 4 колена. (Слон)
Яйцо варится 40 минут. Глотают песок или гравий. Глаза больше, чем мозг. (Страус)
Живут до 100 лет. Глотают камни, чтобы глубже нырнуть. Льют «слёзы». (Крокодил)
Жилище - норы до 18 м в глубину. В переводе с английского - «игольчатая свинья». Иголки могут достигать в длину 40 см (Дикобраз)
Анатомически напоминает человека. На некоторых языках Африки - «человек из джунглей». Не умеет плавать и боится воды. Может страдать от табачной зависимости. (Орангутанг)
Хвост как у бобра, но тоже одет шерстью. Клюв мягкий и гибкий. Каждый год впадают в 5- 10 дневную зимнюю спячку. Откладывают яйца, но детенышей кормят молоком. (Утконос)
Подведение итогов.
Список литературы:
(В любом издании):
Беспризорная кошка
Галка
Зоосад
Мангуста
Про волка
Про обезьянку
Про слона
Пудя
Тихон Матвеич
http://injournal.ru/biograf/zhitkov.html
http://childlib.kmtn.ru/index.files/Page1325.htm
kopilkaurokov.ru
Школьная библиотека и детское чтение
Сценарий мероприятия для учащихся 3-4 классов Лазарева Т.А., библиотекарь МОУ «Серёдкинская средняя общеобразовательная школа» Псковского района Псковской областиЦели: - привлечениек чтению в библиотеке; - содействие экологическому воспитанию. Задачи: - познакомить с творчеством писателя Бориса Житкова; - развивать умения работать в команде; - прививать навыки внимательного чтения; - воспитывать ответственность за приручённых животных. Оборудование: - портрет писателя - компьютер с проектором; - плакат - коллаж «изображения разных животных»; - раздаточный материал на карточках - Книжная выставка. Предварительная подготовка Детям даётся задание прочитать рассказы Бориса Житкова: 1. Беспризорная кошка 2. Мангуста 3. Про волка 4. Про обезьянку 5. Про слона 6. Тихон Матвеевич Класс заранее делится на две команды, выбирает капитана, придумывает название команды. В название команды нужно выбрать кого-тоиз животных – героев понравившихся вам, на которых вы хотели бы походить какими-то качествами, для того, чтобы победить. Ход мероприятия Библиотекарь: Здравствуйте ребята! (Рассказ библиотекаря сопровождается презентацией) Слайд 2. Наша встреча посвящена замечательному русскому писателю, Борису Житкову и его книгам. Сейчас я расскажу вам о писателе, его детских годах, а вы внимательно слушайте, потому что у нас будет конкурс «Внимательный слушатель». Какой же он был человек Борис Степанович Житков? Что известно нам о его жизни? Когда замечательного человека уже нет на свете, те кто его знал, стараются записывать всё, что о нём помнят. Из рассказов этих людей (современников), мы можем узнать о многих замечательных людях. Я прочитала о жизни Б. Житкова много интересного, но вам я расскажу только некоторые странички его жизни. Слайд 3. Прожил Борис Житков 56лет. Родился он 11 сентября 1882 года недалеко от города Новгорода. Его отец был учителем математики, мама занималась воспитанием детей, очень любила музыку, играла на фортепиано. У Бориса было три старших сестры. Дети в этой семье росли самостоятельными. А Борис с самого раннего детства был с характером. Когда Борису было три года, кто-то из гостей подарил ему на именинах две копейки. Никому, не сказав, Борис пошёл к пристани покупать пароход, на пристани малышу объяснили, что пароход не продаётся. Но есть в другом конце города магазин, где можно купить игрушечный пароходик. И Борис отправился на поиски магазина. Нашли его за городом, он стоял среди мальчишек и рассказывал им про пароход, какой он и где его купить. Слайд 4. В четыре года Борис попросил, чтобы ему купили: «большие сапоги и топорик…» И с тех пор, что-то мастерил из чурок и щепок, стараясь сделать столы, скамейки и конечно пароходики. Потом семья переехала в Петербург. Борис жил у бабушки на берегу речки и подолгу смотрел, через щель в заборе на речку и на проплывающие лодки. На полке у бабушки стояла модель настоящего корабля. Борис не мог оторвать глаз от него и всё думал: - как там бегают маленькие человечки, как они там живут? Ребята, вам это не напоминает какой-то рассказ Б.Житкова? Назовите его. Правильно «Как я ловил человечков». Слайд 5. Когда Борису было семь лет, семья переехала в Одессу. Борис был счастлив, рядом было море, гавань, где стояли пароходы. Борис познакомился с мальчишками из гавани, ловил с ними рыбу, облазил все пароходы и маленькие парусные суда. Дом, в котором жили Житковы, выходил во двор, где помещались мастерские пароходства, там были столярные, слесарные, токарные станки, на которых Борис учился понемногу работать. Теперь он мастерил настоящие модели яхт. Борис учился в гимназии и разрывался от увлечений. Занимался фотографией, любил рисовать, увлёкся игрой на скрипке. Вместе с соседскими детьми взялся выпускать рукописный журнал. Когда ему исполнилось одиннадцать лет, их семье подарили парусную шлюпку, на которой он катался вместе с сёстрами. У Бориса Житкова всю жизнь было увлечение морем, кораблями, путешествиями, а вот писателем он никогда не мечтал стать. Первое морское путешествие Борису посчастливилось совершить в тринадцать лет. Слайд 6. В эти годы он со всей своей энергией бросился вырабатывать свой характер и силу воли. В гимназии вместе с Борисом учился Коля Корнейчуков, он вспоминал, что Борис был молчаливый, надменный, очень прямой. Сидел в классе всегда впереди, но ребята его уважали, им нравилось то, что Борис живёт среди кораблей, что все его дяди адмиралы, что у него есть собственная лодка, телескоп, скрипка, чугунные шары для гимнастики и дрессированный пёс. Слайд 7. После гимназии Борис много учился, получил несколько профессий, занимался кораблестроением, ходил в кругосветное плавание, побывал в разных городах и странах. Но наступило время в жизни Бориса Житкова, когда он морской инженер остался без работы. Он переехал в город Петербург и встретился там с другом детства Колей Корнейчуковым, который стал уже известным писателем. Ребята назовите имя этого писателя. Да, это Корней Иванович Чуковский. Он предложил Б. Житкову написать рассказы о своих путешествиях и увидев, что у него получаются очень интересные рассказы, предложил ему заниматься писательским трудом. Слайд 8. Рассказы Б.Житкова понравились редактору детского журнала С.Я. Маршаку, и их стали печатать в журналах и издавать отдельными книжками. Книги Житкова полюбились детям и взрослым, ведь писатель рассказывал о том, что он сам видел, что происходило на его глазах, о настоящей храбрости, о товариществе. Книги Бориса Степановича Житкова вы видите на этой книжной выставке. Слайд 9.Ребята, вы прочитали рассказы Бориса Житкова о животных и сейчас мы проведём конкурс внимательных и начитанных – КВН по этим рассказам. Вам будут предложены разные задания, а вы старайтесь активно работать, отвечать на вопросы, оценивать ваши ответы будет жюри (представление членов жюри). За каждый конкурс объявляются оценки. Слайд 10. Сегодня в КВН участвуют две команды. Конкурс 1 Представление команд (Команды представляются, объясняя, почему выбрали такое название). Конкурс 2 Команды по очереди должны показать на плакате ряд животных, которые встречаются в одном из рассказов Б.С. Житкова 1. Беспризорная кошка – кошка, собака, мыши, рыбы, ласточки. 2. Мангуста – мангуста, змея, кот. 3. Про волка – волк, собака, кошка. 4. Про обезьянку – обезьяна, собака, кошка. 5. Про слона - слоны 6. Тихон Матвеевич – орангутанг, горилла, тигр. Конкурс 3 Задание для самых внимательных читателей «Словесный портрет». Узнайте животное по описанию автора, назовите рассказ (Можно зачитать или раздать на карточках по три портрета каждой команде).- «…Какой он был урод! Он почти весь состоял из головы – как будто морда на четырёх ножках, и морда эта вся состояла из пасти, а пасть из зубов…» (Волчонок, «Про волка»)
- «…Оба оглянулись на людей. Они глядели спокойно, даже с ленивым любопытством. Рыжая борода придавала (ему) вид простака, немного дурковатого, но добродушного и без хитрости…» (Орангутанг и его жена, «Тихон Матвеевич»)
- « …Она суетилась, бегала по полу, всё нюхала и крякала: кррык! Кррык! – как будто ворона. Я хотел её поймать, нагнулся, протянул руку, и вмиг (она) мелькнула мимо моей руки и уже в рукаве. Я поднял руку – и готово: (она) уж за пазухой.… И вот слышу – она уже под мышкой, пробирается в другой рукав и выскочила из другого рукава на волю….» (Мангуста)
- « …Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие. Шерсть на ней рыжая, а лапки чёрные. Как будто человечьи руки в перчатках чёрных. На ней был надет синий жилет…» (Обезьянка, «Про обезьянку»)
- « … Большая, серая, мордастая. Она, как увидела меня, отскочила в сторону и села. Злыми глазами на меня глядит. Вся напружилась, замерла, только хвост вздрагивает….» (Кошка, «Беспризорная кошка»)
- « … И сразу видно было, что он уже совсем старик, - кожа на нём совсем обвисла и заскорузла…. Уши обгрызенные какие-то (Старый слон, «Про слона»)
- «Собрался мой приятель на охоту и спрашивает меня: - Чего тебе привезти? Говори, привезу. Я подумал: «Ишь хвастает! Дай загну похитрей чего-нибудь», и сказал…» («Привези мне живого волка…», «Про волка»)
- «Вот отец идёт утром на службу. Почистился, надел шляпу, спускается по лестнице…» («Хлоп! Сверху падает штукатурка», «Про обезьянку»)
- «Я выпросил у повара мяса, накупил бананов, притащил хлеба, блюдце молока. Всё это поставил посреди каюты и открыл клетку. Сам залез на койку и стал глядеть…» (Мангусты сначала съели мясо, потом банан, «Мангуста»)
- «Вот я зарядил ружьё и пошёл по берегу. Кого-нибудь подстрелю: на берегу в норах жили дикие кролики. Вдруг смотрю: на месте кроличьей норы большая дырка раскопана, как будто бы ход для большого зверя. Я скорее туда. Я присел и заглянул в нору. Темно. А когда пригляделся, вижу: там в глубине два глаза светятся. Что думаю, за зверь такой завёлся? Я сорвал хворостину – и в нору. А оттуда как зашипит!» («Я назад попятился! Да это же кошка!», «Беспризорная кошка»)
- «Вот как если б мне в детстве целый ящик игрушек принесли и только завтра можно его раскупорить». С чем сравнивает автор это ожидание? Назовите рассказ (Желание увидеть слонов, «Про слона»)
- «А ребята тоже на нас пялятся и шепчутся меж собой. Сидят, как на дому, на крыше». Где сидели ребята? (На слоне, «Про слона»)
- «Он протянул мне свою ручку. Тут я рассмотрел, какие на ней хорошенькие чёрные ноготки. Игрушечная живая ручка». Чья это ручка? (Обезьянки, «Про обезьянку»)
- «Но на пароходе у нас был свой давнишний хозяин на палубе. Нет не капитан… Громадный, откормленный, в медном ошейнике. Он важно ходил по палубе». Кого считали хозяином на палубе? (Кота, «Мангуста»)
- Мать, Манефа, Аннушка, дворник, генеральша Чистякова, пристав. ( Манефа, «Про волка»)
- Юхименко, отец, Яшка, девочки, доктор, дама, Каштан. (Яшка, Каштан, «Про обезьянку»)
- Храмцов, Марков, сингалезы, Асейкин, Тихон Матвеевич, Леди, Серёжка, Тит Адамович (Тихон Матвеевич, Леди, «Тихон Матвеевич»)
- Володя, Рябка, Мурка (Рябка, Мурка, «Беспризорная кошка»)
- Из кого состояла семья Бориса Житкова? (Отец- учитель, мать, две сестры, бабушка, дяди – морские адмиралы)
- Чем увлекался маленький Борис? (Мастерил топориком из дерева).
- Любимые занятия Бориса – гимназиста? (фотография, рисование, игра на скрипке и др.)
- Кто был школьным товарищем Бориса Житкова? (Корней Чуковский)
- Глоцер В. О Борисе Житкове // Житков Б.С. Избранное. – М.: Просвещение, 1989. – С.5-20.
- Житков Б. Избранное – М.: Просвещение, 1989. – 192с. (Школьная библиотека).
- Книги юбиляры / авт.-сост. О.Н. Кондратьева. – М.: РШБА, 2010.
- Федин К. Мастер // Житков Б.С. Что я видел. – Л.: Дет. Лит., 1979. – С.5.
biblpoipkro.weebly.com
Литературный час по творчеству Б.С. Житкова (3-4 классы)
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЧАС
к 135-летию Бориса Степановича Житкова
Подготовила: педагог-библиотекарь Бобичева Наталья Николаевна
МКОУ СОШ с. Гаровка-2
Уровни образования: начальное общее образование
Класс(ы): 3 – 4 класс
Предмет(ы): Библиотечное дело Внеклассная работа Литературное чтение
Тип ресурса: сценарий мероприятия
Краткое описание ресурса: Литературный час о жизни и творчестве
Б.С. Житкова в сопровождении презентации
ЦЕЛЬ: познакомить с жизнью и творчеством писателя, прозаика, педагога, путешественника и исследователя.
ЗАДАЧИ: на примере жизненной любознательности и целеустремленности писателя воспитать у учащихся интерес к увлечениям и приключениям;
на основе рассказов писателя формировать бережное отношение и любовь к окружающему миру;
воспитать интерес к чтению через произведения Б.С. Житкова.
ОБОРУДОВАНИЕ: книжная выставка «135 лет со дня рождения
Б.С. Житкова», компьютер, мультимедиапроектор
Ход мероприятия
Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. Внешне сдержанной, но искренней и трогательной любовью к этому миру, ко всему живому и требующему защиты обладал Борис Степанович Житков. Он умел удивляться красоте бытия, в своих рассказах будить сострадание к слабым, в т.ч. к «братьям нашим меньшим», и проявлять интерес к загадкам природы.
Слайд: 1 Наш литературный час мы посвящаем жизни и творчеству прозаика, педагога, путешественника и исследователя Бориса Степановича Житкова ему в этом году исполнилось бы 135-лет. Слайд: 2
Слайд: 3 Борис Степанович Житков родился 11 сентября 1882 года, недалеко от Новгорода, в деревушке на берегу Волхова, где родители снимали дачу. Семья Житковых жила в то время в Новгороде. Отец, Степан Васильевич, преподавал математику в новгородской учительской семинарии, писал учебники.
Мать, Татьяна Павловна, была отличной пианисткой, она боготворила музыку. Борис получил отличное начальное домашнее образование. Семье пришлось много поколесить по России, пока они не осели в Одессе, где Бориса отдали во вторую одесскую гимназию. В том же классе, что и Житков, сидел высокий, худой, очень вертлявый гимназист, будущий писатель Корней Чуковский. Однажды Борис уговорил Колю Корнейчукова отправиться в Киев пешком! А это 400 км. Вышли на рассвете. У каждого заплечный мешок. Но шли недолго. Борис был властным, непреклонным командиром, а Коля оказался строптивым подчинённым. Они повздорили, и их дороги разошлись… на несколько десятилетий. Чуковский пошел в литературу, а Житков ещё долго бродил по миру.
Слайд: 4 Борис был необычным гимназистом. Его увлечения не знали границ. Казалось, он интересовался всем: то часами играл на скрипке, то изучал фотографию. Он увлекался абсолютно разными занятиями: цитировал сцены из литературных произведений, играл на скрипке и учился гребле. За спортивные достижения будущий писатель получил несколько призов. Во время увлечения греблей ему удалось построить небольшой бот с каютой, разумеется, при помощи друзей.
Слайд 5: Математику и химию Борис изучал в Новороссийском университете. Но всегда Бориса Степановича манили вольные ветры и морские просторы. Он экстерном сдал экзамен на штурмана. Летом нанимался на парусники, ходил по Чёрному морю и к дальним берегам: в Турцию, Болгарию. Плавал и по Средиземному морю, и по Красному. И где только он не побывал!
В 1912 году Житков отправился на учебно-грузовом судне в кругосветное плавание. Начал он это плавание юнгой, затем стал кочегаром и к концу путешествия уже был помощником капитана. Был в Индии, на Цейлоне, в Китае, в Японии. Житков не знал, что станет писателем, однако он навсегда запомнил и умных индийских слонов, и аромат зноя, и чёрную худую спину сингалеза-рикши.
Было среди увлечений Бориса Степановича одно, которое упорно «вело» к той калитке в заборе, что «открыла» Житкова-писателя. Можно сказать, его рука с детства тянулась к перу, «перо к бумаге». Он выпускал рукописные журналы. Всю жизнь вёл дневники. Его письма, порой, – целые рассказы. Писал он и стихи: их у него накопилась целая тетрадь.
Слайд: 6 Осенью 1923 года Борис Житков вернулся в Петроград. У него не было денег, а здоровье оставляло желать лучшего. Из-за этого Борис отправился к школьному другу Корнею Чуковскому. Там он развлекал детей писателя своими рассказами о море и путешествиях, в итоге Николай предложил товарищу перенести эти истории на бумагу.
За несколько дней Житков написал новеллу «Шквал». Новеллу отнесли в издательство «Время», и уже в 1924 г. увидела свет первая книга Житкова под названием «Злое море».
Чуковский был поражён мастерством друга, ему даже не пришлось редактировать рассказ. Он восхищался безошибочным чувством стиля и манерой письма своего товарища, которого ранее считал дилетантом.
Слайд 7-10: Борис Степанович предпочитал писать о том, что хорошо знает, поэтому произведения были наполнены удивительными историями о путешествиях и дальних странах. В каждый из своих рассказов прозаик вкладывал мораль, стремился научить детей и взрослых тому, что уже знал сам. Герои Житкова часто попадают в экстремальные ситуации. Об этом циклы «На воде», «Над водой», «Под водой», «Механик Салерно» и др.
Но не только о море писал Борис Степанович. Много у него рассказов о животных. К примеру, в доме у Житковых действительно жил ручной волк, позже ставший героем одноименного рассказа.
Произведения Житкова насыщены действием, он часто пользуется формой разговора с читателем, пишет всегда образно и ясно. Задача творчества Житкова — сообщение детям полезных сведений и воспитание в них лучших человеческих качеств.
Слайд: 11 Вершина творчества Житкова – повесть-энциклопедия «Что я видел» (опубликована в 1938, посмертно), ставшая настольной книгой многих поколений детей. Главный герой— любознательный мальчик «Алёша-Почемучка», прототипом которого стал маленький сосед писателя по коммунальной квартире Алёша Некрасов.
Автор отвечает на многообразные вопросы, возникающие у малыша при первом столкновении с «чудом» железной дороги, новыми людьми, предметами и животными.
Затем в жизни Алексей Всеволодович Некрасов стал профессором, доктором географических наук, заведующим кафедрой в Санкт-Петербургском Гидрометеорологическом Университете.
Рассказы этого цикла позднее легли в основу мультипликационных фильмов: «Кнопочки и человечки», «Почему слоны?», «Пудя».
Слайд 12: Все, о чем писал Житков, ему довелось увидеть в жизни своими глазами или сделать своими руками. Поэтому так увлекательны его рассказы.
Слайд 13: 19 октября 1938 года Борис Степанович Житков умер. Он прожил всего пятьдесят шесть лет, а писательская жизнь его была совсем короткой – около пятнадцати лет. Но успел написать он так много и так талантливо, как редко кому удавалось. Наряду с В.В.Бианки и Е.И.Чарушиным, Борис Житков считается основоположником научно-художественного жанра в детской литературе. Его творчество оказало существенное влияние на многих детских писателей.
Слайд 14: Практическая часть:
I ЗАДАНИЕ: «Как вы знаете биографию писателя»
В каком городе жила семья писателя?
Как звали отца писателя?
Что любил Борис Степанович больше всего?
О ком и о чём писал писатель?
Слайд 15-16: Ребята из 4 класса прочитали рассказ «Как я ловил человечков» и сейчас они попробуют ответить на некоторые вопросы по этому рассказу.
Найдите и зачитайте описание пароходика.
Чьими глазами он увиден (глазами бабушки, глазами мальчика, глазами автора). Зачитайте нужное.
Почему мальчик решил, что на пароходике живут человечки? Найдите это в тексте.
Найдите и зачитайте в тексте слова, которые характеризуют маленьких человечков ( их рост, поведение и привычки).
Можно ли назвать мальчика фантазёром и выдумщиком? Верит ли он в собственную выдумку?
Слайд 17-18: А ребята из 3-го класса расскажут нам о рассказе «Про слона», который прочитали они.
Расскажите ребята о чём это рассказ?
Найдите и зачитайте отрывок в котором автор описывает купание слонов в речке.
Какую работу выполняли слоны в рассказе Бориса Житкова?
Вот и подошел к концу наш урок. Хочется, чтоб у вас появилось желание прочитать не только другие книги Б. Житкова, но и произведения других писателей-натуралистов, их много: Чарушин Е., Чаплина В., Снегирев Г., Сладков Н., Скребицкий Г., М. Пришвина и многие другие. Эти замечательные произведения позволят вам познакомиться с родной природой, побольше узнать про птиц и зверей, про охоту и лес, научат вас бережно относится к родной природе, любить и охранять всё живое.
ИСТОЧНИКИ:
http://stories-of-success.ru/borisa-zhitkova
http://injournal.ru/biograf/zhitkov.html
https://www.livelib.ru/author/15795-boris-zhitkov
http://vm.ru/news/2013/09/10/10-interesnih-faktov-iz-biografii-borisa-zhitkova-213366.html
http://www.litra.ru/biography/
https://www.google.ru/ картинки
https://infourok.ru/
infourok.ru
Литературный калейдоскоп по произведениям Б.С.Житкова Внеурочное занятие
1. Восстанови биографию СЛАЙД 2.
Викторина по внеклассному чтению по произведениям Б.С.Житкова Автор: учитель начальной школы ГБОУ СОШ 254 Кировского района г.санкт-петербурга Савёнышева Ирина Владимировна СЛАЙД 1. 1. Восстанови биографию
ПодробнееВ ГОСТЯХ У С.Я. МАРШАКА
В ГОСТЯХ У С.Я. МАРШАКА Цель: привлечь внимание обучающихся к чтению книг С.Я. Маршака. Задачи: рассказать обучающимся о жизни и творчестве писателя; провести с обучающимися викторину по произведениям
ПодробнееМ.М.Пришвин «Моя Родина»
М.М.Пришвин «Моя Родина» Цели урока: Познакомить с произведением М.М.Пришвина «Моя Родина», развивать навык чтения, работать над интонацией, над содержанием текста; Формировать умение отвечать на вопросы
ПодробнееЗООПАРК В ГОРОДЕ Мы растем вместе с ним
ЗООПАРК В ГОРОДЕ Мы растем вместе с ним МОСКВА, 2014 г. АВТОР ПРОЕКТА: СТЕПАНОВА МАРИЯ, 6 КЛАСС. РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА: БАЛАКИНА Н.А. УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ. КОЛЕСНИЧЕНКО И.А. УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ. История Московского
ПодробнееТема: «Животные нашего леса».
1.02.17 Тема: «Животные нашего леса». 1. Упражнение «Угадай кто это?» Бурый, косолапый, неуклюжий - Серый, зубастый, страшный - Хитрая, пушистая, рыжая - Маленький, длинноухий, пугливый - 2. Игра «Кто
ПодробнееЦыферов Геннадий Михайлович
МУК Матвеево Курганского района «Межпоселенческая Центральная Библиотека» Методико-библиографический отдел Цыферов Геннадий Михайлович Матвеев-Курган 2015 Наверное, нет такого ребенка, который бы не смотрел
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Внеклассная работа по литературному чтению является важнейшей составной частью работы по приобщению детей к литературе как искусству слова, пробуждению у детей интереса к словесному
ПодробнееЗнакомство с детским журналом «Мурзилка»
Знакомство с детским журналом «Мурзилка» (урок внеклассного чтения) Цели: -познакомить с детским журналом «Мурзилка», с его тематическими страницами, -познакомить с изданием журнала: кто работает над ним,
ПодробнееРАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Романово» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ГОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 207/ 208 УЧЕБНЫЙ ГОД КЛАСС: ОБЩЕЕ
Подробнее«Необыкновенное путешествие в сказку»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 35 комбинированного вида» «Необыкновенное путешествие в сказку» конспект занятия в старшей группе Составитель: О.Б.Воронова, воспитатель
ПодробнееУрок литературного чтения в 3 классе
МБОУ «Верхососенская СОШ» Урок литературного чтения в 3 классе Провела: учитель начальных классов Масловская Г.В. 2013 учебный год Тема: "Б.Житков. "Про обезьянку" Цель: познакомить с рассказом Б.Житкова;
ПодробнееДетские энциклопедии. с Чевостиком
Детские энциклопедии с Чевостиком По мотивам произведения О. Жаховской Иллюстрации Анастасии Балатёнышевой и Анастасии Холодиловой Москва «Манн, Иванов и Фербер» 2016 УДК 910.4 ББК 63.3(4/8) К 30 Возрастная
ПодробнееНаталия Чуб ДРУЖБЫ АСТ Москва УДК 372.3/.4 ББК 74.90 Ч-81 Чуб, Наталья Валентиновна. Ч-81 Азбука дружбы / Н.В. Чуб. Москва : АСТ, 2015. 112 с.: ил. (Расскажи мне как). ISBN 978-5-17-087710-2. Этак книга
ПодробнееДрагунский Виктор Юзефович ( )
Драгунский Виктор Юзефович (1913 1972) советский писатель-прозаик, автор популярных рассказов Писатель для детей. щедрый и радостный Виктор Драгунский родился 30 ноября 1913 года в Америке в Нью-Йорке.
ПодробнееВ этой книге вы найдете рассказы о животных, написанные самыми разными авторами. Есть среди них такие, кто писал только для детей: К. Д. Ушинский, Н.
6+ В этой книге вы найдете рассказы о животных, написанные самыми разными авторами. Есть среди них такие, кто писал только для детей: К. Д. Ушинский, Н. И. Сладков, Е. И. Чарушин. Есть и такие, как, например,
ПодробнееКнига, которая мне интересна
Муниципальный конкурс «Качканар читающий» Номинация «Книгооткрыватели» Книга, которая мне интересна Нюкин Петр, ученик 7Г класса МОУ СОШ 7 Я- читатель В моей семье с уважением относятся к книге и все с
ПодробнееКлассный час. Сентябрь 2016г 2 класс
Классный час. Сентябрь 2016г 2 класс Тема: Великий помор М. Ломоносов Цели: сформировать представления учащихся о жизни и творчестве М.В. Ломоносова Задачи : познакомить учащихся с разными сторонами деятельности
ПодробнееУрок литературного чтения в 4 классе
Урок литературного чтения в 4 классе Тема: Р.Фраерман «Гайдар и дети» Цель: отрабатывать и совершенствовать навык чтения, умение ориентироваться в прочитанных произведениях; совершенствовать навыки анализа
ПодробнееНЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ 2017
НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ 2017 У каждого есть свой любимый праздник. Кто-то любит Новый год, кто-то Масленицу, кто-то свой День рождения. У книг тоже есть праздники - это «Книжкины именины». Что же это за праздник
Подробнее«Путешествие в страну книг»
Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой. «Путешествие в страну книг» Цели: Познакомить детей с энциклопедией, как видом кнжного издания, ее назначением, рассказать
Подробнее«Зелёные» страницы литературы»
Проект «Зелёные» страницы литературы» Отчёт 2 группы Тема «Писатели натуралисты» Группу консультировала заведующая Мари-Турекской центральной детской библиотекой Шмарова Т.И. Работаем с толковым словарём
ПодробнееПроект: «Моя родословная».
Проект: «Моя родословная». 2 класс Учитель: Юровская Наталья Юрьевна Проект: «Моя родословная». Цель: исследовать родословную своей семьи. Представление итогов совместной работы с родителями по созданию
Подробнееdocplayer.ru
«Подружитесь с книгами Бориса Житкова!», — Библиотека г. Лабытнанги
МБУК « Централизованная библиотечная система»
Библиотека семейного чтения
Виртуальная выставка-рекомендация
«Подружитесь с книгами Бориса Житкова!»,
к 80-летию книги «Рассказы о животных» русского писателя Б. Житкова.6+
2015 год объявлен в России Годом литературы, одной из целей которого является убедить как можно большее число российских граждан в том, что всегда нужно находить время для хорошей книги.
Наши юные друзья!
Представляем Вашему вниманию виртуальную выставку-рекомендацию «Подружитесь с книгами Бориса Житкова!»
В 2015 году исполнилось 80 лет, как были написаны «Рассказы о животных» Б.С. Житкова (1935 год).
Борис Степанович Житков родился 30 августа 1882 г. в Новгороде; его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать — пианистка.
Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Он многое умел и знал. Успел поработать кораблестроителем и химиком и даже штурманом дальнего плавания. Он слыл среди своих друзей прекрасным рассказчиком, но писателем становиться не собирался. Однажды по просьбе своего школьного товарища К.Чуковского, Б. Житков записал один из своих рассказов, и это решило всё.
В журналах стали появляться веселые и трогательные истории для детей про «Беспризорную кошку» и «Галку», «Мангуста» и «Слона». Создал циклы детских рассказов «Что я видел» и «Что бывало». Главный герой первого цикла — любознательный мальчик «Алёша-Почемучка», прототипом которого стал маленький сосед писателя по коммунальной квартире Алёша. Некоторые рассказы этого цикла позднее легли в основу мультипликационных фильмов: «Кнопочки и человечки», «Почему слоны?», «Пудя».
Б. Житков очень любил животных и всего лишь несколькими штрихами умел показать в своих рассказах все особенности повадок и характера и тигра, и слона, и обезьяны.
Книга «Рассказы о животных» — это короткие истории отношений человека с животными, которые не устаревают и не надоедают.
Все дело в отношении автора к животным. Борис Житков не просто любил животных, он глубоко понимал их и умел с ними обращаться. Рассказов в книге о животных всего три. Житков описывает различные невыдуманные случаи спасения людей животными, их преданности, крепкой дружбы и не менее крепкой привязанности.
В каждом из рассказов в качестве домашнего животного выступает какой-то экзотический зверь. То обезьянка в доме появится, то мангусты на корабле, то домашний волк… Выкрутасы и шалости макака Яшки буквально списаны с натуры – Яшка действительно жил когда-то в семье Житковых.
Вам, юные читатели, будет над чем и посмеяться, но и задуматься придётся: не так-то легко бок о бок жить с таким непоседой и озорником.
Из дальнего плавания автор везёт с собой не деньги, не сокровища, а двух шустрых мангуст, ни минуты не сидящих без дела. Самый яркий эпизод рассказа – сражение мангуст с ядовитой змеёй – буквально завораживает. Почти ручные зверьки набрасываются на змею, потому что таково их природное назначение.
Рассказ о волке, которого автору почти удалось сделать ручным, читается на одном дыхании. Писатель досконально знает повадки волка, сопереживает зверю, оказавшемуся в непривычной среде, и, главное, несёт ответственность и за животное, и за все события, происходящие «по вине» волка.
Житков сообщает нам массу полезных и интересных сведений, пишет о животных без слащавости, находит меткие сравнения. Нежное, тёплое отношение автора к персонажам рассказов спрятано глубоко внутри. Краткость, простота и решительное действие – вот три главных составляющих анималистической прозы Житкова.
«Рассказы о животных» для детей Бориса Житкова стали классикой советской литературы о природе. Всего он выпустил в свет около 60-ти детских книжек.
Самый лучший подарок книге-юбиляру – это прочитанная книга.
Читать Житкова — это удовольствие. Он пишет так «вкусно», с улыбкой и юмором, с любовью к живности, подмечая все их забавные повадки и хулиганства. Все рассказы о животных Житкова рассчитаны на детей дошкольного и младшего школьного возраста, но даже взрослому понравятся трогательные, а иногда и смешные рассказы автора.
Приятного вам чтения!
liblbt.yanao.ru
"В гостях у Почемучки". По книге Житкова "Что я видел"
Здравствуйте, друзья! Сегодня пойдёт рассказ об одной интересной книжке Бориса Житкова.
«Эта книга - о вещах. Писал я её, имея в виду возраст от трёх до шести лет. Читать её ребёнку надо по одной – две главы на раз. Пусть ребёнок листает книгу, пусть рассматривает, изучает рисунки. Книжки этой должно хватить на год. Пусть читатель живёт в ней и вырастает». Б.С. ЖитковКнига «Что я видел» — энциклопедия для детей от 3 до 6 лет. Книга построена в форме путешествия. Рассказ ведётся от имени четырёхлетнего мальчика Алёши. Как и все в этом возрасте, он постоянно задаёт вопрос «Почему?» За это он и прозван Почемучкой. Алёша едет на поезде, летит на самолёте, плывёт на пароходе, видит много нового и интересного. И обо всём рассказывает.
О железной дороге, пароходе, зоосаде, о том, как ловят рыбу, как устроен танк, как червячки шёлк выпускают и многом другом читатель узнаёт со слов Алёши-Почемучки, простых и понятных малышам. Книга была написана в 1937 году, опубликована уже после смерти автора в 1939-м. С тех пор прошло немало лет, и так уж получилось, что «энциклопедия для четырёх летних граждан» во многом устарела. Вместо паровозов появились тепловозы и электровозы, вместо пароходов — теплоходы и атомоходы, человек полетел в космос, неузнаваемо изменились средства связи и т.д. Но неизменным остался детский вопрос «Почему?». И поэтому книгу и сейчас читать очень интересно даже и взрослым.Своеобразная, новаторская форма привлекает многих писателей и издателей и побуждает их создавать своеобразное продолжение книги про Почемучку. Таковы, например, «По следам Почемучки» Олега Кургузова или «Почемучка» А. Дитрих, Г. Юрмина и Р. Кошурниковой.
Дитрих, А.; Юрмин, Г.; Кошурникова, Р. Почемучка. М.: Педагогика-пресс; 1996. Издание 7-е. Переплет: ламинированный тверд.; 384 страниц; ISBN: 5-7155-0748-0; формат: энциклопедическийМногожанровая книга-игра, в которой действуют забавные персонажи, рассказываются сказки, смешные и поучительные истории и стихи, загадываются загадки, своеобразная энциклопедия для самых маленьких, рассчитаная на так называемое сплошное чтение.Борису Житкову, создателю образа Алеши-почемучки посвящают авторы свою книгу. Кургузов О. По следам Почемучки. – М.: АСТ, 2011.По следам Почемучки» — очень забавная книга. В легком юмористическом повествовании содержатся веселые объяснения самых разных явлений природы. Они так же образны и понятны, как и у прародителя жанра Бориса Житкова, чьи книги автор, Олег Кургузов, очень любил в детстве.
Можно провести по книге Бориса Житкова мероприятия: библиотечный урок, занятие в детском саду, викторины, «Угадайки». Используйте в работе эти материалы. Особенно рекомендую родителям дошкольников.
«В гостях у Почемучки»По книге Житкова «Что я видел»Я — Алёша Почемучка, про меня все говорят, Что вопросами замучил я и взрослых и ребят. Почему бывает жарко, если солнце светитярко?Почему растёт трава, дождик лишь пройдётедва?
Почему вода мокра, если вылить из ведра?Почему пищит котёнок, голос почему тактонок?Почему, почему, почему, почему?Я с вопросом пристал, как липучка,Потому, что зовусь — Почемучка.ВИКТОРИНА «Почемучкины “угадайки”»
Алёша Почемучка с мамой ездили в зоосад, или, как теперь говорят, зоопарк. Там Алёша видел многих животных и очень хорошо о них рассказывает на страницах книги.Угадайте, о ком идёт речь:
• Птица на маленьких ножках и очень толстая. У неё клюв очень большой. И под всем клювом кожа висит, как мешок. (Пеликан)
• У неё на клюве, на конце, — крючок. А на лапах очень острые когти. Она коричневая и немного чёрная. Эта птица сидела на большом камне и лапами держала сырое мясо. Это самая главная птица. (Орёл)
• А это была за решёткой лошадь. И я думал, что на ней одеяло нашито. Потому, что на ней белые и чёрные полоски. (Зебра)
• Я думал, что там в клетке чёрный человек сидит. А это не человек, и она не чёрная, а рыжая. Она взяла чашку и стала пить из чашки, а потом взяла молочник и прямо из молочника всё выпила. (Большая обезьяна орангутанг)
• Я думал даже, что он не настоящий. Он хвост поставил кругом, и на хвосте — синие кружочки с золотым и с зелёненьким. (Павлин)
• Он как в ванне лежал, а нос из воды высунул. Он длинный, а на нём колючие шишки. И он лежал, как неживой. У него зубы, ну прямо как гвозди, и их там много-много. (Крокодил)
• Зверь мохнатый, а с клювом. Как у утки. И на четырёх лапах бегает. И он в воду ныряет и в воде рыбу ловит. (Утконос)
Книгу про Алёшу Почемучку Борис Житков написал очень давно. Для Алёши очень многие вещи были в диковинку, он видел их впервые. А для современных детей это самые обычные вещи. А теперь угадайте, о чём идёт речь:• Наверху на проволоке мы увидали фонарик: он горел красным светом. И вдруг он загорелся жёлтым светом. А потом зелёным (светофор).
• В Москве большой-большой погреб вырыли. Длинный-длинный. И с одной стороны вход, и с другой стороны вход. А в этом погребе положили рельсы и пустили трамвай (метро).
• По полю поехали домики. Они серые. А сверху башенка. А из башенки палка торчит. А домик крепкий: в него из ружья можно стрелять, ему ничего (танк).
• Я увидел как будто три птицы, они гудели. И вдруг из них стали падать маленькие грибочки. И потихоньку вниз полетели, как пузырики (самолёты и парашюты).
• Там мальчики и девочки рисуют, вырезают и танцуют. И там их учат играть на рояле и на трубе тоже. И они там сами делают лодочки, и паровозики, и вагончики тоже (Дворец пионеров).
• Это вовсе не сад, а дом. И около дома веранда, а на веранде дети (детский сад).
• Он шёл впереди всех вагонов. Самый первый. Длинный, чёрный. Впереди — труба.Из неё пар. А сзади — будочка. На красных колёсах (паровоз).
«МУЗЕЙ ПОЧЕМУЧКИ»
Предложите детям на время мероприятия создать «Музей Почемучки»: принести старинные вещи, которые сохранились у них дома: керосиновую лампу, механическую кофемолку, утюг или чайник старого образца и т.п. или модели старых автомобилей, самолётов, паровозов...ВИКТОРИНА «Вчера и сегодня»
Соедините в пары карточки с названиями предметов, желательно рядом с названием поместить изображение:
ВЧЕРА | СЕГОДНЯ |
паровоз | высокоскоростной электропоезд,, («Сап«Сапсан» |
пароход | теплоход |
телефон | мобильный телефон |
почтовый ящик | электронная почта |
самолёт | реактивный самолёт |
примус, керосинка | электроплита; микроволновая печь |
механическая кофемолка, ступка, тёрка, венчик венчик для сбивания | блендер, миксер, кухонный комбайн |
лошадь | автомобиль |
керосиновая лампа | электрическая, энергосберегающая лампочка, фонарь на батарейках |
светофор | светофор со звуковым сигналом |
книга на бумаге | книга в электронном виде |
Творческое задание: «Если бы Алёша попал в наше время...».
Объясни Алёше Почемучке, что такое:
• ракета, полёты в космос,
• телевидение,
• шариковая ручка, фломастер,
• электронная книга,
• компьютерная игра,
• «Лего»,
• «эсэмэска»В подготовке этого поста использованы материалы:- Борис Степанович Житков: изоматериалы; текст/сост. Андреева М.С., Короткова М.П. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2012.
Читать книгуbibl-140.blogspot.com
Встреча в библиотеке: «130 лет Борису Житкову» Познакомить учащихся с жизнью и творчеством известного детского писателя Бориса Житкова.
«Путешествие в страну книг»
Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой. «Путешествие в страну книг» Цели: Познакомить детей с энциклопедией, как видом кнжного издания, ее назначением, рассказать
ПодробнееВ этой книге вы найдете рассказы о животных, написанные самыми разными авторами. Есть среди них такие, кто писал только для детей: К. Д. Ушинский, Н.
6+ В этой книге вы найдете рассказы о животных, написанные самыми разными авторами. Есть среди них такие, кто писал только для детей: К. Д. Ушинский, Н. И. Сладков, Е. И. Чарушин. Есть и такие, как, например,
ПодробнееНЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ 2017
НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ 2017 У каждого есть свой любимый праздник. Кто-то любит Новый год, кто-то Масленицу, кто-то свой День рождения. У книг тоже есть праздники - это «Книжкины именины». Что же это за праздник
ПодробнееМеждународный день детской книги
Международный день детской книги Книжкина неделя Пролетит по всей стране. Как предвестие апреля Как приветствие весне! 22 марта воспитанники МБДОУ 45 посетили Библиотеку Семейного чтения. Сотрудники библиотеки
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Внеклассная работа по литературному чтению является важнейшей составной частью работы по приобщению детей к литературе как искусству слова, пробуждению у детей интереса к словесному
ПодробнееИстория Пиноккио Буратино
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского Зональная научная библиотека имени В. А. Артисевич представляют виртуальную выставку История Пиноккио Буратино
ПодробнееНатуральные числа и действия над ними
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5 с углублённым изучением отдельных предметов г. Пересвета» 141320, г. Пересвет, ул.советская, 1, тел/ факс 8 (496) 546-74-43
ПодробнееВ ГОСТЯХ У С.Я. МАРШАКА
В ГОСТЯХ У С.Я. МАРШАКА Цель: привлечь внимание обучающихся к чтению книг С.Я. Маршака. Задачи: рассказать обучающимся о жизни и творчестве писателя; провести с обучающимися викторину по произведениям
ПодробнееНЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ- 2015
НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ- 2015 Не изменяя прекрасной традиции, весна и в этот год принесла в нашу библиотеку яркий, шумный, веселый, многолюдный и радостный праздник КНИГИ и ЧТЕНИЯ! Замечательный праздник
Подробнее«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦВЕТОЧНОМ ГОРОДУ»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ А.С. ПУШКИНА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦВЕТОЧНОМ ГОРОДУ» Интерактивный путеводитель к выставке работ художника Б. Калаушина Для детей 5-10 лет и их родителей Интерактивная музейная игра «ПУТЕШЕСТВИЕ
ПодробнееВ мире сказочных животных
" Владей собой среди толпы смятенной, Тебя клянущей за смятенье всех, Верь сам в себя наперекор вселенной, И маловерным отпусти их грех, Наполни смыслом каждое мгновенье Часов и дней неуловимый бег, -
ПодробнееЗООПАРК В ГОРОДЕ Мы растем вместе с ним
ЗООПАРК В ГОРОДЕ Мы растем вместе с ним МОСКВА, 2014 г. АВТОР ПРОЕКТА: СТЕПАНОВА МАРИЯ, 6 КЛАСС. РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА: БАЛАКИНА Н.А. УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ. КОЛЕСНИЧЕНКО И.А. УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ. История Московского
ПодробнееЗнакомство с детским журналом «Мурзилка»
Знакомство с детским журналом «Мурзилка» (урок внеклассного чтения) Цели: -познакомить с детским журналом «Мурзилка», с его тематическими страницами, -познакомить с изданием журнала: кто работает над ним,
Подробнее1.Игра «Фотоглаз». (Слайд 3)
Тема: Чтение слов с изученными буквами. Е.Чарушин и его произведения. Цель: познакомить уч-ся с творчеством Е.И. Чарушина; развивать навыки слогового чтения; развивать умения анализировать текст; пересказывать
Подробнеег. Павловский Посад, 2014г.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 9 «Малыш» комбинированного вида Конспект итогового занятия по развитию математических навыков «Путешествие с колобком» во второй младшей
ПодробнееСценарий ко Дню матери в средней группе.
Сценарий ко Дню матери в средней группе. Цель: Формирование у детей среднего дошкольного возраста уважительного отношения к маме, умение выразить ей свою любовь словами и действиями. Задачи: Воспитывать
ПодробнееОтветим на следующие Вопросы:
СЦЕНАРИЙ «С ДЕТСТВА ДРУЖБОЙ ДОРОЖИ» Здравствуйте, дети! Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема занятия. А о чем мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете слово. Подсказка: к этому
ПодробнееПЛАН НЕДЕЛИ ДЕТСКОЙ И ЮНОШЕСКОЙ КНИГИ
п/п ПЛАН НЕДЕЛИ ДЕТСКОЙ И ЮНОШЕСКОЙ КНИГИ Название мероприятия Дата и время проведения Место проведения 1 день Открытие Недели детской и юношеской книги 1. Праздник читательских удовольствий 2. Литературный
ПодробнееOKTV 2005/2006 Orosz nyelv II. forduló
OKTV 2005/2006 Orosz nyelv II. forduló Выберите правильный вариант и впишите в тексты букву, которая его обозначает. 1. ОДА КОФЕ Каждое утро миллионы людей во всём мире начинают свой день (1). Сколько
Подробнее«Здравствуй солнце золотое!»
Развлечение «Здравствуй солнце золотое!» (по страницам произведения К.И.Чуковского «Краденое солнце) Средняя группа Цель: развивать эмоционально-образное восприятие литературных произведений, творческие
ПодробнееНаш любимый Новый год!
Наш любимый Новый год! Консультация для родителей Все меньше и меньше остается времени до самого веселого, самого волшебного, самого чудесного праздника Нового года. Новый год - это самые приятные воспоминания
Подробнееdocplayer.ru