Проект «Живая душа природы» Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье. Проект на тему экологическое воспитание в доу
Проект "Экологическое воспитание в ДОУ"
Проект "Экологическое
воспитание в ДОУ"
"Детский сад
компенсирующего вида"
Авторы проекта:Норова Марина Рустэмовна воспитатель 1 кв.категории.
Юдова Лариса Анатольевна воспитатель 1 кв.категории.
Маринушкина Юлия Владимировна воспитатель.
Содержание:
I Этап – ЦелеполаганиеII Этап – Разработка проекта
III Этап – Выполнение проекта
IV Этап – Презентация проекта
V Этап – Определение задач новых подпроектов
Участники проекта:
Дети дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели групп, логопед, музыкальный руководитель, педагог - психолог, учитель – тифлопедагог.
Цель проекта:
Сформировать у ребенка-дошкольника новое экологическое мышление, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи проекта:
Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.
Развитие познавательного интереса к миру природы.
Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, развитие чувства эмпатии к объектам природы.
Формирование умений и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями.
Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.)
Формирование эмпатийных умений (предвидеть последствия своих действий по отношению к окружающей среде)
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
Знать несколько видов травянистых растений, знать несколько видов зимующих птиц.
Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот; о растениях и способах вегетативного размножения; об обитателях уголка природы; о зимующих птицах; о повадках диких животных; о помощи человека природе.
I этап реализации проекта: Целеполагание.
Уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.
Диагностика экологической воспитанности детей
Экологические досуги и праздники
Просмотр фильмов
Работа с моделями
Сбор коллекций, семян, камней, листьев
Игры
Создание книг самоделок
Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику
Работа с календарем природы, дневники наблюдений
Труд в уголке природы и на участке
Наблюдение в уголке природы
Опыты, поисковая деятельность
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе
Беседы и разговоры с детьми на экологические темы
Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы
Целевые прогулки на природе
Совместная деятельность воспитателя и детей
Старшая группа № 3
II этап: Разработка проекта.
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу.
3.Создать определенную развивающую среду.
4. Приобрести необходимое оборудование.
5. Проявить творчество, изменить свое потребительское отношение к природе, свое мировоззрение.
6. Составить перспективный план мероприятий.
Развивающая среда.
III этап: Выполнение проекта.
Лаборатория
Жужжащий и ползающий мир.
Цветочный калейдоскоп
Как поймать ветер?
Летний дождь, какой он?
Свойства песка:
Камни:
Деревья и кустарники:
Птицы
IV этап: Презентация проекта.
1. Мастер-класс «Путешествие капельки»
«Воздух и его роль в жизни человека»
2. Выступление педагогов, педагога-психолога, логопеда, учителя-тифлопедагога, на родительских собраниях.
3. Оформление папки-передвижки «Посади дерево», «Если в доме собака или кошка»
4. Проведение родительского собрания «Тайны природы», «Войди в природу другом»
5. Досуг «Люблю природу русскую»
6. Экологическая неделя «Весна»
7. «Праздник юных любителей природы»
8. Презентация проекта модели «Экологическое воспитание дошкольников для педагогов ДОУ.»
V этап: Определение задач для новых проектов.
Помочь родителям осуществлять воспитание у детей экологической культуры.
Повысить интерес родителей к экологическому образованию и их детей к экологии в целом.
Создать условия для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психологического сближения.
Формы работы.
Тематические выставки Праздники
Родительские собрания Фотовыставки
Консультации Рисование темы
КВН Экологические газеты
Анкетирование родителей Совместное озеленение территории
Участие родителей в экологических оздоровительных мероприятиях
Выезды на природу с детьми.
Вот и осень пришла, листопад…
Трудовое воспитание в природе
Экология через художественное слово.
Экологическое воспитание через художественное творчество.
Экологические утренники и развлечения
Физ-минутки в процессе НОД
infourok.ru
Проект «Живая душа природы» Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье
Проект «Комнатные растения»
Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем этого огромного мира. Мы взрослые на этом этапе главные помощники. Ведь именно от нашего одобрительного слова, помощи и поддержки
ПодробнееУДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР РАСТЕНИЙ ПОДМОСКОВЬЯ
УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР РАСТЕНИЙ ПОДМОСКОВЬЯ МДОУ детский сад комбинированного вида 25 «Улыбка» город Подольск Над проектом работали: Старший воспитатель: Горбатюк Елена Леонидовна Воспитатель: Кондратьева Евгения
Экологический проект «Цветы вокруг нас»
Экологический проект «Цветы вокруг нас» Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории в старшей группе Ястребова Н.Н. Актуальность проекта Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра
ПодробнееПРОЕКТ «Мы друзья природы!»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 7» ПРОЕКТ «Мы друзья природы!» Авторы проекта: старший воспитатель 1 кв. категории Егорова Т.В,. воспитатель1 кв. категории Борискина
ПодробнееВоспитатель:Мостова Е.В.
Воспитатель:Мостова Е.В. Тип проекта: исследовательский, групповой. Особенности проекта: по составу участников: детско-взрослый; по виду: творческий; по типу: исследовательский; по сроку реализации: долгосрочный
ПодробнееЭкологический проект «В мире цветов»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 89 «Крепыш» Экологический проект «В мире цветов» (группа старшего дошкольного возраста 5-6 лет) Составитель: Кулаева С.В. Воспитатель
ПодробнееКраткосрочный проект:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 233 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Краткосрочный проект: для детей старшего дошкольного возраста Составитель:
ПодробнееПроект «Огород на окне»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 18 «Мишутка» Проект «Огород на окне» (группа среднего дошкольного возраста) Выполнила: воспитатель Кузнецова Е.В. г. Сургут 2014
ПодробнееЗадачи на учебный год
Цель. Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Задачи на 2015 2016 учебный год 1. Проектный метод как ресурс развития дошкольников в условиях реализации
ПодробнееПроект «Лук-здоровью друг»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад 26 «Солнышко» г. Светлоград Петровского муниципального района Проект «Лук-здоровью друг» Подготовила:
ПодробнееПрограммно-методическое обеспечение
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад 6 «Сказка» города Рубцовска Алтайского края «Формирование познавательного интереса детей дошкольного
ПодробнееДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 2070» (ГБОУ Школа 2070) 142770, г. Москва, п. Сосенское пос. Коммунарка Телефон: (495)817-8802
ПодробнееЭкологический проект: «Мир растений!».
Экологический проект: «Мир растений!». Тип проекта: среднесрочный, исследовательский. Выборова Валентина Викторовна Автор проекта: воспитатель старшей группы Выборова В.В. воспитатель Участники проекта:
ПодробнееЭкологический проект
ДОУ 96 Экологический проект Подготовительная группа Подготовила: Моисеенко А.А. Липецк - 2016 г. Экологический проект по теме «Лекарственные растения» Вид проекта: познавательно-творческий. Продолжительность
ПодробнееПроект «Юные агрономы»
Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 1 «Теремок» Проект «Юные агрономы» Средняя группа 8 «Белочка» Воспитатели: Кылосова
ПодробнееСтупеньки в мир экологии
Министерство культуры Красноярского края Красноярская краевая детская библиотека Отдел организации, хранения и использования фондов Ступеньки в мир экологии Аннотированный список литературы для работников
ПодробнееАвтор Черкашина В.Б.
Автор Черкашина В.Б. Пояснительная записка. Дошкольный возраст самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение
ПодробнееОтчет о реализации проекта
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 101» Отчет о реализации проекта «Природа наш дом» Природа - это уникальная книга. Ее тираж - один экземпляр. Только один! И поэтому,
ПодробнееЭкологический проект «Друзья природы»
Муниципальное казённое дошкольное общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунский детский сад 4 «Журавлик» Экологический проект «Друзья природы» Выполнили воспитатели средней группы: Мащенко
Подробнее«Летняя академия добра»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 26 «ЛАСТОЧКА». ПРОЕКТ «Летняя академия добра» Автор проекта Учитель-логопед Аришина Л.Я Г.о.г. Выкса 2017
ПодробнееПРОЕКТ «ОГОРОД НА ОКНЕ»
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 257» городского округа Самара ПРОЕКТ «ОГОРОД НА ОКНЕ» Автор: Воспитатель Былинина Л.П. «Природа единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания»
ПодробнееСоциально-экологический проект
МБДОУ «Детский сад «Светлячок» с. Никитовка» Красногвардейского района Социально-экологический проект Автор: воспитатель Кашкина И.А. Актуальность: нашему обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые
Подробнее«Березка русская моя»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Тарасовский детский сад «Малышок» «Березка русская моя» Экологический проект Разработала воспитатель Шувалова Нина Ильинична 2013 г. АКТУАЛЬНОСТЬ:
ПодробнееПРОЕКТ «ПРИРОДА НАШ ДРУГ»
МДОУ «Детский сад «Ладушки» г. Лихославль ПРОЕКТ «ПРИРОДА НАШ ДРУГ» Выполнила: воспитатель второй младшей группы «Почемучки» Баженова Д. Д. Город Лихославль 2017 г. АКТУАЛЬНОСТЬ Ознакомление дошкольников
ПодробнееПроект «Зелёный мир детского сада».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад 12» Проект «Зелёный мир детского сада». (подготовительная к школе группа) Проект подготовила и провела:
Подробнее«Сбережем природу родного края»
МБДОУ детский сад 11 «Берёзка» общеразвивающего вида с приоритетным художественно-эстетическим направлением ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по теме: «Сбережем природу родного края» (Эколого-патриотическое воспитание
ПодробнееПроект «Такая разная вода».
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГБОУ СОШ 2035 ДО Проект «Такая разная вода». Разработчики: Воспитатели группы 10СП Агагулян Н. Ф. Виноградова А.Ю. г.москва.
ПодробнееСлайд 1. Слайд 2. Слайд 3.
Слайд 1. Темой моего выступления является Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Слайд 2. Началом работы по данной теме стало проведение
ПодробнееВоспитание юного эколога в ДОУ
Воспитание юного эколога в ДОУ В судьбе природы - наша судьба. Формирование экологического сознания дошкольников чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение,
ПодробнееПознавательное развитие дошкольников
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС Познавательное развитие дошкольников Подготовила старший методист Пчелкина Юлия Васильевна Основная образовательная
ПодробнееПРОЕКТ на тему «В гостях у сказки»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципальное образование «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида 22» ПРОЕКТ на тему «В гостях у сказки» Подготовила: Гусева
Подробнееdocplayer.ru
Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность
Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (5,1 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Пояснительная записка
"В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека. "Михаил Пришвин
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе, и практические умения, направленные на охрану природы.
кологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира, отношение человека к природе и к миру в целом. Уровень экологической культуры – есть результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Экологическое воспитание дошкольников обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачей знаний, где важное место имеет детский сад, являющийся начальной ступенью в формировании ответственного отношения детей к окружающей среде и здоровью человека.
Формирование ответственного отношения к природе требует включения в различные виды деятельности и межличностного общения, предполагает обеспечение такого воспитательного воздействия, который адекватно соответствует символической структуре экологической ответственности. Основой психологического механизма формирования у дошкольников экологической ответственности является поэтапный процесс накопления и разрешения противоречий между реальным уровнем их отношения к природе к тем потенциально – возможным уровнем, на достижение которого ориентированы цели экологического образования дошкольника.
Цели и задачи:
Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей дошкольника. Конкретная цель экологического воспитания может быть сформулирована как становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде, к познанию природного и социального окружения человека. Итак, основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, а также:
- Развитие осознания ребенком собственного «Я», как части природы;
- Создание экологически- благоприятной среды на территории ДОУ для реализации приоритетного направления
- Способствование воспитанию экологической культуры дошкольников посредством использования проектной технологии;
- Познакомить детей с явлениями природы, со способами сохранения и восстановления окружающей среды;
- Развивать представления об опасных для природы действий человека;
- Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой, развитие представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности;
- Создание оптимальных условий по формированию у дошкольников экологической культуры и учета этого в практической деятельности посредством акций, развлечений, игр, используя нестандартные формы решения проблемных ситуаций.
- Развивать познавательный интерес к миру природы;
- Способствование формированию экологической культуры и экологического сознания в процессе ознакомления с природой родного края;
- Формирование у детей видеть и понимать прекрасное в природе, в самовыражении в природоохранной деятельности;
- Привлечение семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Актуальность
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Экологическое воспитание – актуальная и главная задача. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно только в дошкольном возрасте, потом поменять мировоззрение и изменить представление человека чрезвычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность, ведь для того, чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди.
Инновационный потенциал проекта: Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является тесное взаимодействие с родителями, личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь детского сада. Инновационная деятельность в нашем ДОУ реализуется через особые тематические проекты, которые направлены на работу педагога с детьми по основным разделам программы воспитания и обучения в детском саду. Систематическое использование проектной технологии в воспитании экологической культуры дошкольников позволяет достичь поставленных целей, опираясь на интерес дошкольников и сотрудничество с родителями воспитанников.
Участники проекта: дошкольники 5-7 лет, педагогические работники ДОУ №100, родители воспитанников.
Тип проекта: Практико-ориентированный, исследовательский. Информация, знания, впечатления находят свое отражение в различных видах деятельности.
Этапы проекта:
- Аналитический и подготовительный – 1. Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности детей. 2. Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно-развивающей среды; 3. Определение цели; 4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. 5. Повышение собственной профессиональной компетенции
- Организационный и основной - 1. Проведение комплекса мероприятий; 2. Взаимодействие с родителями.
- Заключительный и диагностический - 1. Заключительный мониторинг усвоения программных задач по экологическому воспитанию. 2. Проведение праздника-развлечения «Праздник эколят - молодых защитников природы»
Ожидаемый результат:
Повышение уровня знаний детей по экологии.
- Полученные детьми знания, умения и навыки позволят ребенку грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение, сопереживать ее бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности), повышение коммуникативного интереса.
- Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
- Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с родителями.
Условиями успешного обучения являются:
Формы работы по реализации проекта:
Срок реализации проекта: 1 год.
План-карта действий по реализации проекта «Мы - маленькие хранители природы».
№ | Время проведения | Совместная деятельность педагога со специалистами | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьей |
1 этап – Аналитический и подготовительный. | ||||
1. | август | 1. Создание нового экологического совета на учебный год. 2. Составление плана работы3. .Подбор методической и художественной литературы, пособий.4. Создание краткосрочного проекта «Игрушки из бросового материала своими руками» | 1. Мониторинг формирования экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста.2. Начало ведения экологических дневников. | 1. Анкетирование родителей, педагогов «Экологическое образование в семье».2. Проведение родительского собрания. |
2 | сентябрь | 1. Экологический совет на тему «Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания».2. Заключение договора с ООО «Поволжская экологическая компания на оказание комплекса услуг в области экологии. | 1. Определение проблематики загрязнения окружающей среды, просмотр короткометражных видеофильмов, беседы.2. Чтение художественной литературы.3. Наблюдения в природе с записью в экологический дневник.4. Дидактические игры.5. Экспериментирование «Нефтяная речка». | Консультация для родителей об экологическом воспитании дошкольников. |
2 этап – Организационный и основной | ||||
1 | Октябрь | 1. Организация конкурса «Краски парков и скверов Татарстана»2. Организация цикла занятий на тему «Природа Татарстана», «Наш дом-Земля!», «Мусор земле не к лицу».3. Цикл наблюдений за сезонными изменениями на территории ДОУ.4. Цикл практических дел:- опытно-исследовательская деятельность «Волшебница-вода» | 1. ООД «Не загрязняй природу», «Дети чистой планеты». Художественное творчество: рисование «Не загрязняй природу».2. Чтение художественной литературы Воронкова Л.Ф. «Как человек приручил растения», Дворецкая Т.Н. «Чудесное спасение», Фролова Н.Е. «Путешествие капельки».3. Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность с детьми с записью в экологический дневник. | 1. Участие в совместном изготовлении альбомов «Краски скверов и парков Татарстана» |
2 | Ноябрь | 1. Проведение открытого семинара для воспитателей «Организация экологической деятельности в ДОУ» 2. Организация краткосрочного проекта «Не навреди природе».3. Детско-родительский конкурс поделок из природного и бросового материала «Зимняя сказка». | 1. Разучивание стихов по теме проекта.2. Цикл бесед на тему «Правила поведения на природе».3. Опытно-исследовательская деятельность «Удивительные свойства воздуха».4. Сюжетно-ролевые игры «Мы-спасатели». | 1. Консультация для родителей «Прогулки на природу-основа здоровья ребенка», «Как научить ребенка беречь природу»2. Участие в конкурсе поделок «Зимняя сказка» |
3 | Декабрь | 1. Организация конкурса зимнего оформления участков совместно с родителями воспитанников.2. Организация конкурса кормушек «Покормите птиц зимой»3. Организация конкурса «Елочка – живи!» | 1. Работа в экологическом уголке. 2. ООД на темы «Главная книга природы», «Охраняемые животные и растения Татарстана» «Заповедники Татарстана»3. Беседы «Сбережем нашу планету для будущего» 4. «Сюжетно-ролевые игры «Ветеринар», «Лесничий».5. Наблюдение за птицами зимой.6. Театрализованные игры (игры-имитации) «Изобрази животное из Красной книги» | Привлечение родителей к изготовлению кормушек и елочек для птиц из различного и бросового материала. |
4 | Январь | 1.Изготовление памяток-листовок «Покормите птиц зимой» для родителей. | 1. Совместная продуктивная деятельность. Рисование «Деревья в инее». Лепка «Лебедь»2. Дидактические игры «Хорошо-плохо», «Мир вокруг нас», «Чудеса в лесу»3. Игры «На лесной опушке, собрались зверушки»4. Чтение художественной литературы «Приключение сосульки», «Маленький принц» | Участие родителей в распространение памяток-листовок «Покормите птиц зимой» |
5 | Февраль | 1. Организация конкурса авторских экологических сказок с иллюстрациями, создание красочного альбома.2. Организация творческого семейного конкурса «Моя дорога в детский сад» | 1. Чтение литературы художественного и познавательного характера Е.Серова «Зеленая страна», М.Скребцова «Сказки матушки Земли», Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»2. ООД «Растения и животные моей республики», «Правила поведения на природе »2. Беседы «Чем богата Земля», «Посадим дерево»3. Сюжетно-ролевая игра «Лесное путешествие»4. Игра со строительным материалом «Зоопарк для редких животных» | Привлечение родителей к созданию авторской экологической сказки совместно с детьми |
6 | Март | 1 .Организация конкурса «Фоторамка своими руками».2. Организация цикла занятий и опытно-экспериментальной деятельности на тему «Растения- факторы жизни» | 1. Цикл бесед: «Человек и действия человека на природу» (положительные и отрицательные.2. Опытно-экспериментальная деятельность «Без воды и света нет жизни для растений»3. Просмотр видеофильма «Неживая природа (воздух, почва, вода- как факторы, влияющие на функционирование живых организмов»4. Праздник-развлечение «В гостях у лесовичка» | Привлечение родителей к конкурсу «Фоторамка своими руками» из бросового материала |
7 | Апрель | 1. Организация конкурса среди педагогов ДОУ на лучшую сюжетно-ролевую игру своими руками»2. Организация акций «Чистая среда», «Трудовой десант».3. Участие во всероссийском конкурсе для дошкольников «Прикоснись к природе сердцем».4. Организация экологического праздника «День Земли» с освещением в СМИ | 1. Беседа и наблюдение «Куда девается мусор?»2. Трудовая деятельность «Спасем землю от мусора»3. Творческая мастерская «Вторая жизнь отходам»- продуктивная деятельность.4. Просмотр и обсуждение презентаций на тему загрязнения окружающей среды.5. Экспериментирование «Свалка и дождь» | 1.Участие в акции-субботнике по благоустройству территории ДОУ.2.Участие родителей в сборе макулатуры. |
8 | Май | 1. Оформление стенда « Мы-маленькие защитники природы».2. Проведение консультации для воспитателей «Человек и природа». | 1. Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе, учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.2. Д/и «Определи дерево по листочку».3. Высаживание вместе с детьми семян цветов на групповом участке | Участие в озеленении группового участка вместе с детьми. |
9 | Июнь | Творческий отчет педколлектива ДОУ о проведенных мероприятиях, обобщение результатов членами экологического совета ДОУ. | 1. Продуктивная деятельность: Рисование рисунков с природохранными знаками.2. Экспериментирование «Кораблекрушение», с целью наглядно показать как уровень вредных веществ может навредить обитателям воды. | Участие в составление с детьми книжки-малышки «Правила друзей природы» |
3 этап – заключительный и диагностический | ||||
1 | Июль | 1.Оформление стенда с фотографиями для родителей по результатам экологического проекта | Закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Анализ достижения целей и результатов проекта. Диагностирование уровня экологических знаний по окончанию проекта. |
|
Проведение экологических акций стало хорошей традицией нашего детского сада. Хочется верить, что наши дети когда вырастут, будут бережно относиться ко всему живому. На всю жизнь сохранят любовь к миру природы.
Проведенные мероприятия в 2016-2017 уч.году:
- Детско-родительский конкурс «Поделки из бросового материала»;
- Акция «Посади дерево», с участием педагогов, воспитанников и родителей;
- Открытые ООД по опытно-экспериментальной деятельности и экологическому воспитанию.;
- Представление проектов, дидактических игр по экологии;
- Конкурс экологических сказок с иллюстрациями с участием воспитанников и родителей;
- Конкурс «Краски скверов и парков Татарстана», создание красочных альбомов с участием воспитанников и родителей;
- Конкурс «Фоторамка своими руками» из бросового материала, приуроченный к Международному дню 8 Марта;
- Конкурс «Лучшая сюжетно-ролевая игра своими руками», с участием педагогов и родителей воспитанников;
- Акция «Цветочная фантазия» по озеленению летних участков и территории детского сада с участием педагогов, воспитанников и родителей;
- Организация контейнеров для раздельного сбора мусора: бумаги и бытовых отходов;
- Праздник-развлечение «День Земли»;
- Акция «Сдай макулатуру - спаси дерево» с участием педагогов, воспитанников, родителей и заинтересованной общественности с освещением в СМИ;
- Праздник-развлечение «Праздник эколят - молодых защитников природы».
Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы.
В ходе реализации проекта «Мы-маленькие хранители природы» были достигнуты следующие результаты: - сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе; - дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым; - появился интерес к явлениям и объектам природы; - научились экспериментировать, анализировать и делать выводы;
Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.
Литература.
- Москва 2005. Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.
- Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.
- Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.
- Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000. Л.П. Молодцова «Игровые экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2001.
- Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.
- Николаева С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
- Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.
- Петрова Н.А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.
- Предъявите экологический паспорт// Обруч. – 1997. – №2.
- Н.А.Рыжова «Воздух - невидимка» / пособие по экологическому воспитанию/ Москва LINKA. – PRESS 1998.
- Н.А.Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ ЛИНКА-ПРЕСС. Москва 2002
- Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993.
- Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.
- Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями» Разработчик: Сурова Марина Александровна
Транскрипт
1 Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями» Разработчик: Сурова Марина Александровна 2015 год
2 Анализ ситуации: воспитание любви и уважения к родной природе, родному селу является важнейшей составляющей нравственно - патриотического воспитания. У детей среднего дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствуют формированию экологического мировоззрения. Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы. Происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Цель работы: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды. Задачи: показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Ожидаемые результаты: - Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей; - Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий; - Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы. Цели и задачи экологического воспитания дошкольников во взаимодействии с родителями. Дошкольный возраст самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоциональноценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственноэкологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях
3 ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они необходимое условие выработки эмоциональнонравственного и действенного отношения к миру. Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает: - физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду, заботу о здоровье; - эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо; - условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления. Цель экологического воспитания в современном ДОУ становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда она включает в себя, человека. Вышеуказанные цели достигаются по мере решения в единстве следующих задач: - образовательных формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; - воспитательных формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; - развивающих развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности). Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Экологическое воспитание дошкольников осуществляется в ДОУ через весь педагогический процесс в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы, экологическая комната, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений
4 за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участках ДОУ - создание специальных площадок природы, естественных уголков с дикорастущими растениями, экологическая тропа. Формы работы с родителями по экологическому воспитанию. Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях: - Педагог-родитель; - Педагог-ребенок-родитель. Методы работы с родителями по экологическому воспитанию: - Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности. - Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. - Календарь интересных дат совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д. - Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д. - Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы. - Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания. - Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папокпередвижек. Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.
5 Проект «Работа с родителями в экологическом воспитании дошкольников» Проект направлен на работу с родителями воспитанников, посещающих дошкольное учреждение, и позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов. Цели проекта: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей. Актуальность: - сохранность окружающей природы: улиц, леса, территории детского сада; - экологическое воспитание детей и родителей, создание позитивного образа чистого села. Задачи проекта: 1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней. 2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять. 3. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений. 4. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды села. 5. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе. 6. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее. Ожидаемые результаты: - посильное участие родителей в экологическом образовании детей; - непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий; - повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного села, охране природы. Участники проекта: родители и дети, педагоги. Перспективный план работы над проектом с родителями Дата Мероприятие Задачи Апрель Родительское собрание, анкетированием на тему «Берегите природу». Групповые экскурсии с детьми и родителями по селу «Клуб Привлечение родителей к участию в проекте. Привлечь родителей к созданию
6 Май выходного дня». Оформить папку-передвижку для родительского уголка «Люби и охраняй окружающую природу». «Чистый дворик» (субботник). Консультация для родителей «Мусор-проблема 1». Рассказать о способах переработки мусора, о возможностях его вторичного использования. Показать, на примерах, какой ущерб наносят отходы населению. «Экологический десант». Домашнее задание для родителей «Отходы как ресурс». Конкурс для родителей на лучшую листовку на тему «Сделаем наше село чище». «Экологический десант» - провести субботник с родителями. Анкетирование родителей. стенгазеты, посредством фотосессии на экскурсии посвященной охране природы. Приобщать к совместной деятельности родителей. «Трудовой десант» по уборке территории дошкольного учреждения. Донести до родителей, насколько важна эта проблема в нашем селе. Провести совместно с родителями и детьми прогулки по селу с целью сбора пластика. Привлечение родителей для изготовления композиций из пластиковых отходов для преобразования прогулочного участка группы. Побуждать к проявлению творчества, фантазии. Привлечь внимание населения села к проблеме загрязнения территории. Озеленение территории детского сада. Выявления их экологической компетентности. Перспективный план работы над проектом с детьми
7 Образовательные области Познание Дата проведения Апрель: 1 неделя Вид детской деятельности Беседа «Деревья и кустарники нашего участка». 2 неделя Экспериментальная деятельность «Вода в жизни человека». Задачи Закрепить знания о деревьях, как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. Воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений. Дать понятие об охране природы. Формировать знание о значении воды в жизни человека, о необходимости воды для обеспечения здоровья человека. Воспитывать бережное отношение к воде. 3 неделя «День Земли». Познакомить с праздником «День Земли», который отмечается 22 апреля. Формировать представления о том, что человек часть природы. Понимать и любить природу. 4 неделя «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». Май: 2 неделя «Цветущая Весна». Продолжать уточнять знания о свойствах воды и воздуха, их функциональном значении для животных и человека. Узнавать о новых сезонных изменениях в природе, происходящих весной. Воспитывать любовь к природе, наблюдательность. 3 неделя «Цветущий луг». Закреплять знания о травах и цветах, как
8 Худ. литература 4 неделя Развлечение «Земля наш дом родной». Апрель: 1 неделя В.Бианки «Синичкин календарь» (апрель). 2 неделя Загадывание загадок о разных состояниях воды. 3 неделя Демонстрация «Красной книги». 4 неделя И.Белоусов «Весенняя гостья». Май: 2 неделя В.Бианки «Синичкин календарь» (май). 3 неделя И. Полянская «Одуванчики». 4 неделя З.Александрова «Белая черёмуха». представителях флоры земли, их красоте и пользе. Воспитывать любовь к природе, заботиться о растениях и животных. Решать проблемы загрязнения Земли на уровне территории детского сада и села. Сравнивание того, что узнали из рассказа с тем, что могут сами наблюдать на участке, в лесу. Развивать знание детей о воде. Познакомить с «Красной книгой», показать и назвать растения, которые находятся под охраной. Закреплять умение выразительного чтения стихотворений. Сравнивание того, что узнали из рассказа с тем, что могут сами наблюдать на участке, в лесу. Познакомить со стихотворением, помочь видеть красоту цветов через произведение искусства. Воспитывать эмоциональный отклик на красоту черёмухи, вызвать желание выучить стихотворение.
9 Худ. творчество Апрель: 1 неделя Рисование «Красивое развесистое дерево». Создавать в рисунке образ дерева, находить красивое композиционное решение. Развивать эстетическое восприятие. 2 неделя Лепка «Кувшинчик». Создавать изображение посуды из целого куска пластилина. Вызывать желание дополнять созданное изображение соответствующими содержанию деталями. 3 неделя Рисование «Красивые цветы». 4 неделя Ручной труд «Бусы из соломинок для коктейля». Май: 2 неделя Рисование «Цветут сады». 3 неделя Коллективная аппликация «Весенний ковёр». 4 неделя Аппликация «Сказочная птица». Закреплять умение задумывать красивый, необычный цветок. Развивать творчество, воображение. Формирование ценностных ориентаций, определяющих бережное отношение к природному и рукотворному миру. Закреплять умение изображать картины природы передавая её характерные особенности. Закреплять умение создавать части коллективной композиции, развивать эстетические чувства (композиции, цвета, ритма). Закреплять умение передавать образ сказочной птицы, развивать воображение,
10 Игровая деятельность Трудовая деятельность Апрель, май 1. Оформление игротеки дидактических игр: С какого дерева лист? Назови друзей леса. Кто лишний. Найди животных нашего края. Когда это бывает. Грибная поляна. Кто живёт в реке. Кому, что нужно для работы. Что нам нужно взять в поход. Что перепутал художник. 2. Сюжетно ролевые игры: Пожарные Защитники Родины Экскурсии по селу 3. Подвижные, речевые игры. Апрель, май «Трудовой десант» детей и родителей (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора на участке, в селе). Конкурс на лучшую поделку из пластиковых бутылок для участка активность, творчество. Проанализировать знакомые подвижные игры, выделить их основные составляющие. Формировать умение детей считывать модели и выделять последовательно действия на их основе. Формировать умение детей самостоятельно создавать подвижные игры на основе модели. Активизировать память, наблюдательность, ориентировку в пространстве. Развивать умение анализировать свои действия и действия других. Развивать коммуникативные навыки. Провести совместно с родителями и детьми прогулки по селу с целью сбора пластика. Привлечение родителей для изготовления композиций из
11 Здоровье и физическое развитие детского сада. Привлечение детей родителями для труда на своих приусадебных участках. Конкурс для родителей и детей на лучшую листовку на тему «Сделаем наше село чище». Ручной труд: Поделки из природного материала. Апрель, май Беседы: «Полезные привычки» (утренняя гимнастика, культурногигиенические навыки, активная двигательная деятельность), «Лечебный чай». пластиковых отходов для преобразования прогулочного участка группы. Побуждать к проявлению творчества, фантазии. Привлечь внимание населения села к проблеме загрязнения территории. Озеленение территории детского сада. Формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей жизни, воспитывать интерес к здоровому образу жизни. Определить и закрепить полученные знания о значении витаминов. В игровой форме развивать ловкость, быстроту, силу. Формировать навыки сотрудничества детей друг с другом. Прогноз возможных трудностей в реализации проекта: Этапы Трудности Варианты решения 1 этап Недостаточный уровень знаний и умений детей. 1.Привлечь к работе специалистов; 2.Составить перспективный план работе в соответствии с возрастом детей группы; 3. Подборка дидактических игр. 2 этап Отсутствие интереса и 1.Консультирование и
12 желание участвовать в совместной деятельности по реализации проекта у родителей. индивидуальные беседы; 2. Проведение совместных викторин, анкетирование. Устойчивость проекта: причины, по которым проект будет продолжаться: - деятельность по улучшению экологической обстановки всегда актуальна, поскольку позволяет изменить отношение человека к природе во избежание экологических проблем; - к реализации проекта присоединились родители, администрация сельского поселения, которые оказывают поддержку и хотят помочь в дальнейшем; - реализация проекта позволит повлиять на решение экологических проблем для детей, родителей, сотрудников детского сада и других благополучателей проекта. Показатели оценки результативности проекта: Оценка хода и итогов реализации проекта будет осуществляться в соответствии с планом проекта. При этом творческая группа будет анализировать следующие данные: - соответствие сроков реализации; - количество участников привлеченных дополнительно; - качество выполненных работ; - истории успеха, мнение работников проекта о состоянии дел и развитии деятельности. Результат проекта. Проект реализовывался в исследовательской, игровой форме, дети были включены в различные виды творческой, опытно-исследовательской и практически значимой деятельности. Было проведено развлечение «Земля наш дом родной». У детей повысился уровень интереса и желания заниматься элементарными экологическими проблемами. Использование проектной деятельности позволило активизировать сотрудничество детского сада и семьи. Воспитатели представили свои результаты по проектной деятельности в форме презентаций, педагогической выставки. Список используемой литературы
13 1. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада / под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика- Синтез, Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. - М.: Просвещение, Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М.: Просвещение, Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения (Основы коммуникации): Программа развития личности ребёнка, навыков его общения со взрослыми и сверстниками. СПб.: ЛОИУУ, 12. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- М.: Владос, Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. - М.: Баласс, Л.Г.Киреева, С.В.Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников». Учитель 2008 г. 15. О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду». Учитель 2011 г.
docplayer.ru
ПРОЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - Дошкольное образование
Экологический проект «Будем беречь и охранять нашу Землю!» в подготовительной группе
Фаттахова Дания Гафуановна.Экологический проект «Будем беречь и охранять нашу Землю!» в подготовительной группе
Срок реализации проекта
– с сентября по май 2017.
Участники проекта:
дети,воспитатель и родители.
Цель:
• Создание условий для воспитания осознанного, бережного отношения к земле и воде как источников жизни и здоровья человека.
• Активизировать познавательную деятельность участников проекта.
• Продолжать формировать умения детей с помощью взрослых находить полезную информацию о живых объектах природы.
• Совершенствовать умения детей использовать полученные знания на практике во время экспериментальной деятельности.
• Вызвать эмоциональный отклик во время наблюдений и экскурсий.
• Воспитывать у детей бережное отношение к природному миру.
Задачи:
• Формировать умения детей объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
• Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.
• Расширять представление детей о различных природных объектах (почва, вода).
• Формировать представления детей о здоровом образе жизни.
• Расширять представления детей о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни.
• Приобщать детей к выполнению правил безопасного поведения человека в окружающей природе.
• Воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим.
• Развивать интерес детей в процессе совместной деятельности.
• совершенствовать способности детей коммуникативному общению с детьми и взрослыми.
• Формировать у детей эстетическое отношение к явлениям живой природы.
• Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
Актуальность проекта:
В предметное окружение ребенка входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с явлениями неживой природы, растениями, животными неизбежен – это естественный процесс познания и приобретение социального опыта.
В нормативном документе Министерства образования Российской Федерации «Концепция дошкольного образования» - дошкольный возраст определен, как начальный этап позитивного отношения к природе, «к рукотворному миру», к себе и людям, начале ценностной ориентации в окружающей действительности.
Многогранный мир природы пробуждает у детей любознательность и интерес. Дети задают много вопросов о мире природы. Ответы, на которые направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями, на систематизацию представлений о живых и неживых объектах.
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.
Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи.
Идеи проекта:
Вся деятельность направлена на подведение детей к пониманию основ экологического воспитания.
Соблюдение основных норм поведения в природе.
Формирование умения находить причинно- следственные связи.
Непосредственно образовательная деятельность:
- Совместная деятельность взрослого и ребенка
- Самостоятельная деятельность детей
- Экскурсии и наблюдения
- Чтение художественной литературы
- Изобразительная деятельность
Работа воспитателя с родителями включает:
- Анкетирование родителей
- Подбор материалов для фоторепортажа
Конечный результат:
Оформление фоторепортажа «Мы любим родную природу»
Этапы реализации проекта
Подготовительный.
Разработка проекта «Будем беречь и охранять нашу Землю!»:
1. Изучить литературу по теме;
2. Подобрать материал для развития творчества детей;
3. Обсудить с родителями проблему и определить пути решения.
Реализация проекта
Непосредственно образовательная деятельность
• Занятие «Лес – наше богатство!»
• Игра – занятие «Вода - волшебница»
• Самостоятельная деятельность в центре экспериментирования.
• Беседы с детьми об охране окружающей природы.
• Чтение стихов: Н. А. Некрасова «Зелёный шум», И. А. Бунина «Всё темней и кудрявей берёзовый лес…»
• Обсуждение значений пословиц о родной земле.
• Дидактические игры: «Что растёт в лесу», «Правила поведения в лесу».
Взаимодействие с родителями
- Составить брошюру «Сбережём родную природу!»
- Провести анкетирование родителей на тему «Экология в семье».
-Организовать проведение дискуссии «Поговорим о природе».
- Совместно с родителями изготовить атрибуты к ролевой игре «Прогулка всей семьёй в лес».
- Оформить фотовыставку «Наш любимый край».
- Провести субботник по уборке участка детского сада.
- Организовать экскурсию на реку Белая.
Приложение:
Непосредственно образовательная деятельность
«Лес – наше богатство!»
Программное содержание:
Уточнить и расширить представления детей о лесе. Дать понятие о роли леса в жизни человека: оздоровительной, эстетической и хозяйственной. В лесу человек отдыхает, укрепляет свое здоровье, наслаждается тишиной, красотой природы. От леса человек много получает для своего хозяйства – грибы, ягоды, древесину, пушнину. Из древесины делают мебель, дома, бумагу. Каждый человек должен заботиться о лесе.
Материалы и организация:
Репродукции картин известных художников И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору», «Лесные дали»; И. И. Левитана «Березовая роща»; В. М. Васнецова «Дубы».
Подборка классической музыки и звуков леса.
Буклеты «Дары леса», «Что растёт в лесу, «Лесные обитатели».
Оформить выставку детских работ «Мир природы - глазами детей»
Подобрать загадки: о лесе, растениях, лесных обитателях.
Старик – лесовик (воспитатель, переодетый в сказочный персонаж)
Краткий ход ОД:
Внесение старика – лесовика. Вопросы: Кто был в лесу? Что там видели? Что растет в лесу? Какие животные живут? Лесовик задаёт вопросы, слушает ответы детей и хвалит. Старик – лесовик приглашает детей прогуляться в лес. Сообщает, что главные жители леса – деревья. Их много, они высокие, все имеют разные названия. Старик – лесовик вместе с детьми вспоминает названия деревьев. Сообщает, что леса бывают смешанные, лиственные и хвойные. Рассказывает, чем они отличаются друг от друга. Старик - лесовик загадывает загадки и просит среди картинок найти отгадки. Говорит о том, что у поэтов рождаются стихи, а художники, вдохновлённые и очарованный красотой природы, пишут картины. Старик – лесовик предлагает пройти в картинную галерею и рассмотреть репродукции художников с изображением природы, лесных пейзажей. В это время тихо играет классическая музыка, разлаётся пение птиц. В завершении осмотра Старик – лесовик спрашивает, понравилось ли ребятам лесное путешествие, что запомнилось им больше всего.
Непосредственно образовательная деятельность
Игра – занятие «Вода - волшебница».
Цель:
Уточнить представление детей о том, что вода – очень ценный продукт.
Всем обитателям планеты нужна вода.
Познакомиться со свойствами воды.
Ход: Воспитатель показывает 3 одинаковые бутылки. Вопрос детям: Как вы думаете, с чем они? Догадались? Конечно вода! Посмотрите, какая она. (Чистая, прозрачная.) Оставляет на столике одну бутылку. А хотите, я научу вас делать фокус? (Ответы детей) Тогда смотрите и учитесь. Я беру вторую бутылку, наливаю воду в этот прозрачный стаканчик. Посмотрите, как хорошо льётся водичка, а всё почему – потому, что она жидкая. Вот стаканчик уже весь полон. Какая в нём вода? Прозрачная. А сейчас я открою баночку с краской красного цвета. Где на участке вы видите красный цвет? (Цветы, божьи коровки, постройки) Итак, баночка открыта. Теперь нам понадобится кисточка. Набираю красную краску на кончик кисточки и опускаю в свой стаканчик. Раз, два, три! (воспитатель размешивает краску в воде.) Посмотрите! Водичка стала красного цвета. Давайте, проверим, прозрачная она или нет (опускает ложечку в стакан с водой) Ложечки не видно, значит вода не прозрачная. Вот какая волшебная вода, взяла и растворила краску. Все желающие дети повторяют «фокус». Как вы думаете, а зачем нам нужна третья бутылка. Я хочу показать ещё один фокус, как вода меняет запах и вкус. Сейчас из третьей бутылки я каждому из вас налью в воду стаканчик (наливает) Понюхайте и скажите, пахнет вода? Какая вода в ваших стаканчиках? (вода без запаха, ничем не пахнет) А сейчас каждый из вас положит в свой стаканчик немного кофе. Размешайте и скажите, чем сейчас пахнет вода? Поменяла ли вода цвет и запах? (вода пахнет кофе, стала коричневого цвета) Попробуйте воду на вкус (горькая, невкусная.) Теперь я предлагаю вам положить по кусочку сахара, и снова размешать. (дети размешивают ложечкой сахар) Посмотрите, кусочек становится всё меньше и меньше. Это он растворяется в воде. А теперь снова попробуйте. Какого вкуса стала вода? (сладкая)
ВЫВОД: Вода бывает прозрачной, она жидкая переливается. Вода может поменять цвет, вкус и запах. Волшебница, да и только!
Анкеты для родителей
«Экология в семье».
Цель анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
1. Есть ли у вас дома животные (кошки, рыбки, собака, хомячок и др.) .
2. Есть ли комнатные растения? Какие?
3. Кто ухаживает за животными ли растениями?
4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, поливает или ничего не делает)
5. Есть ли у ребенка уголок природного материала?
6. Бываете ли с ребенком на природе?
7. Если да, то где?
8. С какой целью?
9. Снимаете ли вы фотографии на тему «природа»?
10. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?
11. Считаете ли вы необходимым экологическое образование детей?
12. Считаете ли вы необходимым экологическое образование взрослых?
13. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду?
multiurok.ru