План - конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Вода - растворитель". Проект 3 класс вода растворитель


Урок окружающего мира "Вода – растворитель"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: изучение свойств воды.

Задачи урока: дать представление о воде как растворителе, о растворимых и нерастворимых веществах; познакомить с понятием «фильтр», с простейшими способами определения растворимых и нерастворимых веществ; подготовить доклад на тему «Вода – растворитель».

Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы; наборы: стаканы пустые и с кипяченой водой; коробочки с поваренной солью, сахаром, речным песком, глиной; чайные ложки, воронки, фильтры из бумажных салфеток; гуашь (акварельные краски), кисти и листы для рефлексии; презентация, выполненная в Power Point, мультимедийный проектор, экран.

ХОД УРОКА

I.  Организационный момент

У. Всем доброе утро! (Слайд 1) Приглашаю вас на третье заседание школьного научного клуба «Мы и окружающий мир».

II. Сообщение темы и цели урока

Учитель. Сегодня у нас гости, учителя из других школ, которые пришли на заседание клуба. Предлагаю председателю клуба, Порошиной Анастасии, открыть заседание.

Председатель.  Мы сегодня собрались на заседание клуба по теме «Вода – растворитель». Задание всем присутствующим: подготовить доклад на тему «Вода – растворитель». На этом уроке вам вновь предстоит стать исследователями свойств воды. Изучать эти свойства вы будете в своих лабораториях, с помощью «консультантов» – Макаренкова Михаила, Старковой Олеси и Стениной Юлии. Каждая лаборатория должна будет выполнить следующее задание: провести опыты и наблюдения, а в конце заседания обсудить план сообщения «Вода – растворитель».

III. Изучение нового материала

У. С разрешения председателя я хочу сделать первое сообщение. (Слайд 2) Такое же заседание по теме «Вода – растворитель» недавно провели ученики села Мирного. Открыл заседание Костя Погодин, который напомнил всем присутствующим еще об одном удивительном свойстве воды: многие вещества в воде могут распадаться на невидимые мельчайшие частицы, то есть растворяться. Следовательно, для многих веществ вода – хороший растворитель. После этого Маша предложила провести опыты и выявить способы, с помощью которых можно будет получить ответ на вопрос, растворяется вещество в воде или нет. У. Предлагаю вам на заседании клуба определить растворимость в воде таких веществ, как поваренная соль, сахар, речной песок и глина. Давайте предположим, какое вещество, по вашему мнению, растворится в воде, а какое не растворится. Выскажите свои предположения, догадки и продолжите высказывание: (Слайд 3)

Предположим … Допустим … Возможно … Что, если …

У. Подумаем вместе, какие гипотезы будем подтверждать. (Слайд 3) Предположим … (соль растворится в воде) Допустим … (сахар растворится в воде) Возможно … (песок не растворится в воде) Что, если … (глина не растворится в воде)У. Давайте, и мы проведем опыты, которые помогут нам в этом разобраться.     Перед работой председатель напомнит вам правила при проведении опытов и раздаст карточки, на которых эти правила напечатаны. (Слайд 4)П. Посмотрите на экран, где записаны правила.

«Правила при проведении опытов»

  1. Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться.
  2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.
  3. Опыт проводит один из учеников (докладчик), остальные молча наблюдают или по просьбе докладчика помогают ему.
  4. Обмен мнениями по результатам проведенного опыта начинается только после того, как докладчик разрешает его начать.
  5. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.
  6. Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только по разрешению председателя.

IV. Практическая работа

У. Предлагаю председателю выбрать  «консультанта», который прочитает вслух из учебника (с.85) порядок действий при проведении первого опыта. (Слайд 5)

1) П.  Проведите опыт с поваренной солью. Проверьте, растворяется ли в воде поваренная соль.«Консультант» из каждой лаборатории берет один из подготовленных наборов, и проводит опыт с поваренной солью. В прозрачный стакан наливает кипяченую воду. Всыпает в воду небольшое количество поваренной соли. Группа наблюдает, что происходит с кристалликами соли, и исследует воду на вкус.Председатель (как в игре КВН) зачитывает один и тот же вопрос каждой группе, а представители от лабораторий отвечают на них. П. (Слайд 6) Изменилась ли прозрачность воды? (Прозрачность не изменилась) Изменился ли цвет воды? (Цвет не изменился) Изменился ли вкус воды? (Вода стала соленой) Можно ли сказать, что соль исчезла? (Да, она растворилась, исчезла, ее не видно)У. Сделайте вывод. (Соль растворилась) (Слайд 6)

П. Прошу всех приступить к выполнению второго опыта, для которого необходимо использовать фильтры. У. Что такое фильтр? (Прибор, устройство или сооружение для очищения жидкостей, газов от твёрдых частиц, примесей.) (Слайд 7)У. Прочитайте вслух порядок действий при выполнении опыта с фильтром. (Слайд 8)Учащиеся пропускают воду с солью через фильтр, наблюдают и исследуют воду на вкус.П. (Слайд 9) Осталась ли соль на фильтре? (На фильтре пищевая соль не осталась) Изменился ли вкус воды? (Вкус воды не изменился) Удалось ли очистить воду от соли? (Пищевая соль прошла с водой через фильтр)У. Сделайте вывод из своих наблюдений. (Соль растворилась в воде) (Слайд 9)У. Подтвердилась ли ваша гипотеза?У. Все правильно! Молодцы!У. Результаты опыта оформите письменно в Тетради для самостоятельной работы (с. 30). (Слайд 10)

2) П. (Слайд 11) Проделаем такой же опыт еще раз, только вместо соли положим чайную ложку сахарного песка. «Консультант» из каждой лаборатории берет второй набор и проводит опыт с сахаром. В прозрачный стакан наливает кипяченую воду. Всыпает в воду небольшое количество сахара. Группа наблюдает, что происходит и исследует воду на вкус.П. (Слайд 12) Изменилась ли прозрачность воды? (Прозрачность воды не изменилась) Изменился ли цвет воды? (Цвет воды не изменился) Изменился ли вкус воды? (Вода стала сладкой) Можно ли сказать, что сахар исчез? (Сахар стал невидимым в воде, вода его растворила)У. Сделайте вывод. (Сахар растворился) (Слайд 12)

У. Пропустите воду с сахаром через бумажный фильтр. (Слайд 13)Учащиеся пропускают воду с сахаром через фильтр, наблюдают и исследуют воду на вкус.П. (Слайд 14) Остался ли сахар на фильтре? (На фильтре сахара не видно) Изменился ли вкус воды? (Вкус воды не изменился) Удалось ли очистить воду от сахара? (Воду от сахара очистить не удалось, вместе с водой он прошел через фильтр)У. Сделайте вывод. (Сахар растворился в воде) (Слайд 14)У. Подтвердилась ли гипотеза?У. Верно. Молодцы!У. Результаты опыта оформите письменно в Тетради для самостоятельной работы. (Слайд 15)

3) П. (Слайд 16) Проверим утверждения и проведем опыт с речным песком.У. Прочитайте в учебнике порядок действий при проведении опыта.Проводят опыт с речным песком. Размешивают в стакане с водой чайную ложку речного песка. Дают смеси отстояться. Наблюдают, что происходит с песчинками и водой.П. (Слайд 17) Изменилась ли прозрачность воды? (Вода стала мутной, грязной) Изменился ли цвет воды? (Цвет воды изменился) Исчезли ли песчинки? (Более тяжелые песчинки опускаются на дно, а мелкие плавают в воде, делая ее мутной)У. Сделайте вывод. (Песок не растворился) (Слайд 17)

У. (Слайд 18) Пропустите содержимое стакана через бумажный фильтр. Учащиеся пропускают воду с сахаром через фильтр, наблюдают.П. (Слайд 19) Что проходит через фильтр, а что остается на нем? (Вода проходит через фильтр, а речной песок остался на фильтре и песчинки хорошо видны) Очистилась ли вода от песка? (Фильтр помогает очистить воду от частиц, которые в ней не растворяются)У. Сделайте вывод. (Речной песок в воде не растворился) (Слайд 19)У. Верным ли было ваше предположение о растворимости песка в воде?У. Отлично! Молодцы!У. Результаты опыта оформите письменно в Тетради для самостоятельной работы. (Слайд 20)

4) П. (Слайд 21) Проделайте такой же опыт с кусочком глины.Проводят опыт с глиной. Размешивают в стакане с водой кусочек глины. Дают смеси отстояться. Наблюдают, что происходит с глиной и водой.П. (Слайд 22) Изменилась ли прозрачность воды? (Вода стала мутной) Изменился ли цвет воды? (Да) Исчезли ли частицы глины? (Более тяжелые частицы опускаются на дно, а мелкие плавают в воде, делая ее мутной)У. Сделайте вывод. (Глина не растворилась в воде) (Слайд 22)

У. (Слайд 23) Пропустите содержимое стакана через бумажный фильтр. П. (Слайд 24) Что проходит через фильтр, а что остается на нем? (Вода проходит через фильтр, а не растворившиеся частицы остаются на фильтре.) Очистилась ли вода от глины? (Фильтр помог очистить воду от частиц, которые не растворились в воде)У. Сделайте вывод. (Глина не растворяется в воде) (Слайд 24)У. Гипотеза подтвердилась?У. Молодцы! Все правильно!

У. Прошу одного из членов группы зачитать выводы, записанные в тетради, всем присутствующим.У. Есть ли у кого-нибудь дополнения, уточнения?У. Сделаем выводы из опытов. (Слайд 25) Все ли вещества растворяются в воде? (Соль, сахарный песок растворились в воде, а песок и глина не растворились.) Всегда ли с помощью фильтра можно выявить, растворяется вещество в воде или нет? (Растворившиеся в воде вещества проходят через фильтр вместе с водой, а не растворившиеся частицы остаются на фильтре)

У. Прочитайте о растворимости веществ в воде в учебнике (с.87).

У. Сделайте вывод о свойстве воды как растворителя. (Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются) (Слайд 25)

У. Советую членам клуба прочитать рассказ в хрестоматии «Вода – растворитель» (с.46). (Слайд 26) Почему же ученым пока не удалось получить абсолютно чистую воду? (Потому что в воде растворены сотни, а может и тысячи разных веществ)

У. Как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества? (Слайд 27) Безвкусная вода становится сладкой или соленой благодаря сахару или соли, так как вода растворяет и приобретает их вкус. Это свойство человек использует, когда готовит пищу: заваривает чай, варит компот, супы, солит и консервирует овощи, заготавливает варенье. (Слайд 28) Когда мы моем руки, умываемся или купаемся, когда стираем одежду, то используем жидкую воду и ее свойство – растворителя. (Слайд 29) В воде также растворяются газы, в частности кислород. Благодаря этому в реках, озерах, морях живут рыбы и другие. Соприкасаясь с воздухом, вода растворяет кислород, углекислый газ и другие газы, которые находятся в нем. Для живых организмов, обитающих в воде, например, рыб, очень важен кислород, растворенный в воде. Он им нужен для дыхания. Если бы кислород не растворялся в воде, то водоемы были бы безжизненными. Зная это, люди не забывают насыщать кислородом воду в аквариуме, где живут рыбки, или прорубают зимой проруби в водоемах для улучшения жизни подо льдом. (Слайд  30) Когда рисуем акварельными красками или гуашью.

У. Обратите внимание на задание, записанное на доске. (Слайд 31) Предлагаю составить коллективный план выступления на тему «Вода – растворитель». Обсудите его в своих лабораториях. Заслушивание планов по теме «Вода – растворитель», составленных учащимися.У. Давайте все вместе сформулируем план выступления. (Слайд 31)

Примерный план выступления по теме «Вода – растворитель»

  1. Введение.
  2. Растворение веществ в воде.
  3. Выводы.
  4. Использование людьми свойства воды растворять некоторые вещества.

Экскурсия в «Выставочный зал». (Слайд 32)

У. При подготовке сообщения вы можете использовать дополнительную литературу, подобранную ребятами, помощниками докладчиков по теме нашего заседания. (Обратить внимание учащихся на выставку книг,    интернет – страничек)

V. Итог урока

Какое свойство воды исследовали на заседании клуба? (Свойство воды как растворителя) К какому выводу мы пришли, исследовав это свойство воды? (Вода – хороший растворитель для некоторых веществ.) Как вы думаете, трудно быть исследователями? Что показалось наиболее сложным, интересным? Пригодятся ли вам знания, приобретенные в ходе исследования этого свойства воды в дальнейшей жизни? (Слайд 33) (Очень важно помнить о том, что вода – растворитель. Вода растворяет соли, среди которых есть как полезные для человека, так и вредные. Поэтому пить воду из источника, если вы не знаете, чист ли он, нельзя. Не зря в народе есть пословица: «Не всякая водица для питья годится».)

VI. Рефлексия

Как мы используем свойство воды растворять некоторые вещества на уроках изобразительного искусства? (Когда рисуем акварельными красками или гуашью) Предлагаю вам, используя это свойство воды, раскрасить воду в стакане в такой цвет, который наиболее полно соответствует вашему настроению. (Слайд 34) «Желтый цвет» – радостное, светлое, хорошее настроение. «Зеленый цвет» – спокойное, уравновешенное. «Синий цвет» – грустное, печальное, тоскливое настроение. Покажите свои листы с раскрашенной водой в стакане.

VII. Оценивание

Благодарю председателя, «консультантов» и всех участников заседания за активную работу.

VIII. Домашнее задание

(Слайд 35) Составить по плану доклад для выступления по теме «Вода – растворитель». Лучшие исследовательские работы по этой теме будут отправлены в научный клуб. (Слайд 36) Спасибо всем за урок. Думаю, что заседание школьного клуба прошло хорошо, и вы можете поделиться своими впечатлениями, написав об этом в клуб любителей природы «Мы и окружающий мир».

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

План - конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Вода

Здесь Вы можете скачать План - конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Вода - растворитель" для предмета : Окружающий мир. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Тема урока: Вода – растворитель.

Цель: Изучение свойств воды, формирование учебно-познавательного интереса к новому способу действия через работу в группах при изучении свойств воды.

Задачи урока: Дать представление о воде как растворителе, о растворимых и нерастворимых веществах; познакомить с понятием «фильтр», с простейшими способами определения растворимых и нерастворимых веществ; подготовить доклад на тему «Вода – растворитель».

Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы; наборы: стаканы пустые и с кипяченой водой; коробочки с поваренной солью, сахаром, речным песком; чайные ложки, воронки, фильтры из бумажных салфеток; гуашь (акварельные краски), кисти и листы для рефлексии; презентация, выполненная в Power Point, мультимедийный проектор, экран.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

У. Всем доброе утро!

Приглашаю вас на третье заседание школьного научного клуба «Мы и окружающий мир».

II. Сообщение темы и цели урока

Учитель. Сегодня у нас гости, которые пришли на заседание клуба. Задание провести опыты и наблюдения, повторить свойства воды.( Слайд1). План работы клуба «Мы и окружающий мир» (Слайд 2)

III. Повторение темы.

-В каком состоянии вода ( жидкое, твёрдое, газообразное) (Слайд3)

- Загадки про воду.(Слайд 4)

IV. Изучение нового материала.

У. Сегодня мы поговорим об одном удивительном свойстве воды: многие вещества в воде могут распадаться на невидимые мельчайшие частицы, то есть растворяться. Следовательно, для многих веществ вода – хороший растворитель. Ребята, я предлагаю вам послушать притчу и подумать как она связана с темой урока. Притча: Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой ватой. Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша, второй шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги, когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться, но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата.

Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго тяжелее?

Д: Соль растворилась в воде, а вата впитала в себя воду и стала тяжелее.

У. Предлагаю вам на заседании клуба определить растворимость в воде таких веществ, как поваренная соль, сахар, речной песок. Давайте предположим, какое вещество, по вашему мнению, растворится в воде, а какое не растворится. Выскажите свои предположения, догадки и продолжите высказывание:

(Слайд 5)

Предположим … (соль растворится в воде)

Допустим … (сахар растворится в воде)

Возможно … (песок не растворится в воде)

Что, если … (глина не растворится в воде)

У. Давайте, и мы проведем опыты, которые помогут нам в этом разобраться.

Правила при проведении опытов

Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться.

Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.

Опыт проводит один из учеников, остальные молча наблюдают или по просьбе помогают ему.

Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.

V. Практическая работа

У. - Проведите опыт с поваренной солью. Проверьте, растворяется ли в воде поваренная соль. (Слайд 6)

Учащиеся берут один из подготовленных наборов, и проводит опыт с поваренной солью. В прозрачный стакан наливает кипяченую воду. Всыпают в воду небольшое количество поваренной соли. Группа наблюдает, что происходит с кристалликами соли, и исследует воду на вкус.

У. (Слайд 7) Изменилась ли прозрачность воды? (Прозрачность не изменилась)

Изменился ли цвет воды? (Цвет не изменился)

Изменился ли вкус воды? (Вода стала соленой)

Можно ли сказать, что соль исчезла? (Да, она растворилась, исчезла, ее не видно)

У. Сделайте вывод. (Соль растворилась)

У. Прошу всех приступить к выполнению второго опыта, для которого необходимо использовать фильтры. Словарная работа

У. Что такое фильтр? (Прибор, устройство или сооружение для очищения жидкостей, газов от твёрдых частиц, примесей.) (Слайд 8)

У. Прочитайте вслух порядок действий при выполнении опыта с фильтром. (Слайд 9)

Учащиеся пропускают воду с солью через фильтр, наблюдают и исследуют воду на вкус.

П. (Слайд 10) Осталась ли соль на фильтре? (На фильтре пищевая соль не осталась)

Изменился ли вкус воды? (Вкус воды не изменился)

Что происходит с солью в воде?

У. Сделайте вывод из своих наблюдений. (Соль растворилась в воде)

У. Подтвердилось ли наше мнение, что соль растворится в воде?

У. Все правильно! Молодцы!

У. Результаты опыта оформите письменно в Тетради для самостоятельной работы (с. 30).

У. (Слайд 11) Проделаем такой же опыт еще раз, только вместо соли положим чайную ложку сахарного песка.

Учащиеся берут второй набор и проводят опыт с сахаром. В прозрачный стакан наливают кипяченую воду. Всыпает в воду небольшое количество сахара. Группа наблюдает, что происходит и исследует воду на вкус.

П. (Слайд 12) Изменилась ли прозрачность воды? (Прозрачность воды не изменилась)

Изменился ли цвет воды? (Цвет воды не изменился)

Изменился ли вкус воды? (Вода стала сладкой)

Можно ли сказать, что сахар исчез? (Сахар стал невидимым в воде, вода его растворила)

У. Сделайте вывод. (Сахар растворился)

У. Пропустите воду с сахаром через бумажный фильтр. (Слайд 13)

Учащиеся пропускают воду с сахаром через фильтр, наблюдают и исследуют воду на вкус.

У. (Слайд 14) Остался ли сахар на фильтре? (На фильтре сахара не видно)

Изменился ли вкус воды? (Вкус воды изменился)

Удалось ли очистить воду от сахара? (Воду от сахара очистить не удалось, вместе с водой он прошел через фильтр)

У. Сделайте вывод. (Сахар растворился в воде)

У. Подтвердилась ли гипотеза?

У. Верно. Молодцы!

У. Результаты опыта оформите письменно в Тетради для самостоятельной работы.

У. (Слайд 15) Проверим утверждения и проведем опыт с речным песком.

Проводят опыт с речным песком. Размешивают в стакане с водой чайную ложку речного песка. Дают смеси отстояться. Наблюдают, что происходит с песчинками и водой.

П. (Слайд 16) Изменилась ли прозрачность воды? (Вода стала мутной, грязной)

Изменился ли цвет воды? (Цвет воды изменился)

Исчезли ли песчинки? (Более тяжелые песчинки опускаются на дно, а мелкие плавают в воде, делая ее мутной)

У. Сделайте вывод. (Песок не растворился)

У. (Слайд 17) Пропустите содержимое стакана через бумажный фильтр.

Учащиеся пропускают воду с сахаром через фильтр, наблюдают.

П. (Слайд 18) Что проходит через фильтр, а что остается на нем? (Вода проходит через фильтр, а речной песок остался на фильтре и песчинки хорошо видны)

Очистилась ли вода от песка? (Фильтр помогает очистить воду от частиц, которые в ней не растворяются)

У. Сделайте вывод. (Речной песок в воде не растворился)

У. Верным ли было ваше предположение о растворимости песка в воде?

У. Отлично! Молодцы!

У. Результаты опыта оформите письменно в Тетради для самостоятельной работы.

У. Сделаем выводы из опытов. (Слайд 19)

Все ли вещества растворяются в воде? (Соль, сахарный песок растворились в воде, а песок не растворился.)

У. Прочитайте о растворимости веществ в воде в учебнике (с.87).

У. Сделайте вывод о свойстве воды как растворителя. (Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются)

У. Советую членам клуба прочитать рассказ в хрестоматии «Вода – растворитель» (с.46). (Слайд 20)

У. Почему же ученым пока не удалось получить абсолютно чистую воду? (Потому что в воде растворены сотни, а может и тысячи разных веществ)

У. Как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества? (Слайд21)

Безвкусная вода становится сладкой или соленой благодаря сахару или соли, так как вода растворяет и приобретает их вкус. Это свойство человек использует, когда готовит пищу: заваривает чай, варит компот, супы, солит и консервирует овощи, заготавливает варенье.

(Слайд 22) Когда мы моем руки, умываемся или купаемся, когда стираем одежду, то используем жидкую воду и ее свойство – растворителя.

(Слайд 23) Когда рисуем акварельными красками или гуашью.

VI.Закрепление

(Слайд 24) Составь и поясни пословицы и поговорки.

Где вода, там и верба

У воды нос остёр – камень долбит

Капля воды пробивается всюду

Царь огонь да царица вода.

VII. Итог урока. Оценивание.

У. Какое свойство воды исследовали на заседании клуба? (Свойство воды как растворителя)

К какому выводу мы пришли, исследовав это свойство воды? (Вода – хороший растворитель для некоторых веществ.)

Как вы думаете, трудно быть исследователями?

Что показалось наиболее сложным, интересным?

Пригодятся ли вам знания, приобретенные в ходе исследования этого свойства воды в дальнейшей жизни? (Очень важно помнить о том, что вода – растворитель. Вода растворяет соли, среди которых есть как полезные для человека, так и вредные. Поэтому пить воду из источника, если вы не знаете, чист ли он, нельзя. Не зря в народе есть пословица: «Не всякая водица для питья годится».) (Слайд25)

VIII. Рефлексия (Слайд 26)

Выбрать стаканчик с разноцветной водой (Показать карандаш такого цвета)

Жёлтый – радостное, светлое, хорошее настроение

Зелёный – спокойное, уравновешенное настроение.

Синий – грустное, печальное, тоскливое настроение

IХ. Домашнее задание (Слайд 27)

Разгадать кроссворд. Составить по плану доклад для выступления по теме «Вода – растворитель». Лучшие исследовательские работы по этой теме будут отправлены в научный клуб.

(Слайд28) Спасибо всем за урок. Думаю, что заседание школьного клуба прошло хорошо, и вы можете поделиться своими впечатлениями, написав об этом в клуб любителей природы «Мы и окружающий мир».

docbase.org

Свойства воды. Вода – растворитель. (Практическая работа), 3 класс. Окружающий мир

Свойства воды. Вода – растворитель. (Практическая работа)

Урок открытия новых знаний.

Развитие исследовательских умений и навыков на основе практической деятельности и жизненного опыта ребёнка.

Расширить знания о воде, ее свойствах, состояниях, значении воды. Ввести понятия «растворение»; выявить значение растворения в природе и жизни человека.

 Развивать наблюдательность, внимание, исследовательские умения. Развивать коммуникативные навыки, умение работать в сотрудничестве.

  Воспитывать бережное отношение к воде в природе, своему здоровью. Вызвать добрые чувства у учащихся, сострадание, желание прийти на помощь.

Проводить несложные опыты по растворению веществ в воде. Формулировать на основе наблюдений выводы. Фиксировать результаты опытов. Различать и сравнивать растворимые и нерастворимые в воде вещества. Приводить примеры растворения веществ в воде в жизни человека. Характеризовать воду как природный растворитель.

Регулятивные УУД: умение определять учебную задачу; самостоятельно планировать пути достижения целей; осуществлять контроль своей деятельности.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, готовность слушать собеседника, умение излагать свою точку зрения, умение работать в паре, группе.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; проводить исследования по инструкции, формулировать выводы.

Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; оценивать себя, границы своего знания и незнания; соблюдать экологическую культуру.

Работа в малых группах, фронтальная.

Проектор, интерактивная доска, колонки, компьютер, оборудование для проведения опытов (стаканы с водой; ложки; ёмкости ; сахарный песок, речной песок, соль, масло растительное; порошок стиральный, мука, вода минеральная; гуашь; глобус; сигнальные карточки;

Этап урока

Деятельность учителя

УУД

Мотивация к учебной деятельности

Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация и постановка проблемы

Цель:

Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

Разгадайте кроссворд и ответьте на вопрос:

Без чего невозможна жизнь на Земле? ( Слайд 1)

1.Кто он, сказочный герой, Жизнь свою связал с водой?

2. Речка бежала,Упала с горы.Это явление ты назови.

3. В огне не горитИ в воде не тонет.

4.Без крыльев летит,Без ног бежит,Без паруса плывет.

й

о

я

о

н

в

д

д

д

а

о

в

о

п

л

е

д

о

б

л

а

к

о

- Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях. В каких состояниях встречается вода в природе?

(- В твердом, жидком и газообразном состоянии)

Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…Ты самое большое богатство в мире.

Антуан де Сент-Экзюпери (слайд 2)

- Почему Антуан де Сент-Экзюпери написал «вода – сама жизнь, самое большое богатство в мире»?

(- Жизнь зародилась в воде. Вода необходима для организма человека, для растений и животных. Без воды невозможна жизнь на Земле)

- Вода «добывает» электрический ток, работая на (слайд 3) электростанциях, и моет всех людей, города, машины, дороги. А ещё вода- это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.

Вот она какая, вода!

- Но все это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства воды.

- Вспомним свойства, которыми обладает вода, которые вы узнали из прошлых уроков.

Дети работают с карточками, выбирая свойства воды, верный ответ.

Растворитель – это свойство воды или нет?

- Да

- Нет

Возникает проблема – кто-то согласен, а кто-то нет. Надеюсь, что в конце урока мы придем к общему мнению, а пока карточку со свойством «растворитель» поместим на доске в стороне от свойств воды, рядом поставим знак вопроса. (слайд 4)

Растворитель ?

Регулятивные:

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

Коммуникативные:

Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её

Построение проекта выхода из проблемной ситуации

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Тема: Вода – растворитель?)

Что будет сегодня объектом исследования?

(Объект - вода.)

Предметом исследования будет свойство – растворитель.

- Работать будут пять исследовательских групп. В каждой группе по 5 человек: руководитель, секретарь, докладчик и 2 лаборанта.

(Дети в каждой группе распределяют роли)

- Вспомним, правила поведении при опытов (слайд 5)

И только соблюдая все правила, ваша группа сделает точный вывод! - Поднимите руки, кому понятны правила

- Господа ученые, перед нашим научным центром стоит важная цель. Назовите ее.

(Опытным путем доказать, обладает ли вода свойством «растворитель.) (слайд 6)

- Перед вами план действий. Каждая группа будет работать с одним из пяти возможных веществ. После, на конференции мы обобщим опыт всех групп.

План действий.

1.Руководители зачитывают задание.

2.Лаборанты получают нужные вещества и выполняют опыт.

3.Все вместе наблюдают, делают вывод.

4.Секретари записывают результат в карточку.

5.Докладчики громко и чётко зачитывают выводы на конференции.

Регулятивные УУД -умение формулировать тему и выявлять объект исследованияКоммуникативные УУД -лидерство и согласованность действий с партнерамиЛичностные УУД - умение соблюдать установленные правилаРегулятивные УУД-целеполаганиеКоммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества

Реализация проекта

- Прошу руководителей подойти за заданиями для групп

(Руководители получают карточку, зачитывают ее группе (см. Приложение 1).

- Прошу лаборантов подойти за необходимым оборудованием и веществами.

(Лаборанты получают химическую посуду и вещества. Начинают проводить опыт, наблюдать, фиксировать результаты.)

Познавательные УУД -умение работать с текстом, умение выделять существенное, умение наблюдать, делать выводы

Физкультминутка

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

Коммуникативные УУД -лидерство и согласованность действий с партнерами

-Господа ученые, начинаем пресс-конференцию. ( слайд 7) Ждём результатов ваших исследований. На конференции выступает докладчик, лаборант демонстрирует результат.

Докладчик группы №1:

- После того, как насыпали в воду соль и размешали, мы увидели, что соль стала незаметной. Вода осталась прозрачной. Соль растворилась.

(аплодисменты)

Докладчик группы №2:

- После того, как насыпали в воду соду, размешали, мы увидели, что соль стала незаметной. Вывод: сода растворяется в воде.

(аплодисменты)

Докладчик группы №3:

Мы насыпали в воду сахар. Он смешался с водой. Вывод: сахара растворяется в воде.

(аплодисменты)

- Какой вывод вы сделали?

Соль растворяется в воде.

Сода растворяется в воде.

Сахар растворяется в воде.

- Соль, сода, сахар смешались с водой и теперь их трудно или даже невозможно отделить друг от друга. Они растворились.

- Итак, мы заслушали отчеты 3 групп. Результаты их опытов у вас перед глазами. Вернемся к свойствам воды (они на доске). Какие будут предложения?

(- Убрать вопросительный знак и добавить свойство «растворитель» к свойствам воды.)

- Предоставляем слово 4 группе.

Докладчик группы №4:

Мы насыпали в воду речной песок. Он опустился на дно. Вывод: речной песок не растворяется в воде.

(аплодисменты)

- Даем слово 5 группе

Докладчик группы №5:

Мы положили в воду мел. Со временем он опустился на дно. Мел в воде не растворился.

(аплодисменты) (слайд 8)

- Мы заслушали отчеты еще 2 групп. Какой вывод сделаем?

(Вода растворяет не все вещества.)

Вспомните вопрос, который стоял перед научным центром.

(Вода – растворитель?)

- Как вы сейчас ответите на него?

(Вода – растворитель, но она растворяет не все вещества.) (слайд 9)

Коммуникативные УУД -

построение речевых высказываний

Регулятивные УУД -коррекция

Познавательные логические УУД -обобщение, формулирование выводов

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Итак, вы узнали новое свойство воды. Теперь это свойство попробуем применить в жизни

Я, как руководитель, даю каждой группе объект. Ваша задача – прокомментировать, как он связан с водой и ее свойством - «растворитель».

Учитель выдает по группам

1. акварельные краски

2. таблетки

3. мыло

4. пакетик растворимого кофе

5. минеральная вода

Идет обсуждение в группах с последующим озвучиванием.

Группа №1: «Акварельные краски растворяются в воде»

Группа №2: «Таблетки растворяются в воде»

Группа №3: «Мыло растворяется в воде»

Группа №4: « Пакетик растворимого кофе растворяется в воде»

Группа №5: «Минеральные вещества растворяются в воде»

- Минеральная вода содержит в себе растворенные минеральные вещества, полезные для организма человека. Посмотрите внимательно на бутылку с минеральной водой. Что значит надпись «газированная»?( «Газированная» значит «содержит газы»)

- Что нужно сделать, чтобы их увидеть?( Надо встряхнуть бутылку и приоткрыть крышку.)

(Учитель выполняет рекомендации детей. Дети наблюдают, как пузырьки газа поднимаются на поверхность.)

- Почему их не было видно?( - Они растворились в воде)

- Сделайте вывод. (- Газы тоже растворяются в воде.)

- Итак, в воде растворяются не только твердые (соль, сода), жидкие, но и газообразные вещества.

Познавательные общеучебные УУД -умение использовать полученные знания в практической деятельности

Коммуникативные УУД -построение речевых высказываний

Рефлексия учебной деятельности

- Как вам работалось в группе?

- Легко ли вам было заполнять карточку?

- Были проблемы в работе лаборантов?

Регулятивные УУД -самооценка

Итог урока, оценивание

Вы проделали огромную работу - ставили опыты, наблюдали, совещались и как результат - открыли новое для себя свойство воды. Назовите его еще раз.

(Вода – растворитель)

- Как вы доказали, что вода – растворитель? (Ставили опыты.)

- Достигла ли цели ваша лаборатория?

Самооценка: (слайд 10)

- Оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите зелёный цвет сигнальной карточки, если вы были внимательными – жёлтый цвет, если вы были любознательными – красный

- Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе. Вы, действительно, сегодня были активными, внимательными, любознательными. Молодцы! Вы получили за урок отличные оценки.(слайд.11)

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

infourok.ru

Практическая работа. Вода - растворитель (часть 1)

Просмотр содержимого документа «Практическая работа. Вода - растворитель (часть 1)»

Вода как растворитель

Презентация ученика 3 «Б» класса МБОУ лицея №7 г.Красный Сулин Ростовской области Локтионова Семёна

2011г.

Вода в природе

Вода – самое распространенное вещество на нашей планете. Ею заполнены океаны, моря, озера, реки. Пары воды входят в состав воздуха. Вода содержится в организмах растений и животных .

Если всю воду Земли распределить равномерным слоем по ее поверхности, то образовался бы Мировой океан глубиной 4 км.

Вода - это

Самое распространённое вещество на Земле

Находится сразу в трёх состояниях (жидком, твердом , газообразном)

Прозрачна

Способна расширятся (охлаждение, нагревание)

Растворённое вещество

вещество,

которое растворилось в растворителе

Растворитель

жидкое вещество, в котором растворяются другие вещества

Великолепный растворитель

Химическая формула Н2О

Среда зарождения и источник жизни

Многие вещества в воде могут распадаться на невидимые мельчайшие частицы, то есть растворяться. Следовательно, для многих веществ вода – хороший растворитель.

Мы хотим выяснить

От чего зависит растворимость (эксперимент) ?

Что берём?

Что наблюдаем?

Поваренная соль

?

Сахарный песок

?

Речной песок

?

Глина

?

Предлагаю провести опыты и выявить способы, с помощью которых можно будет получить ответ на вопрос, растворяется вещество в воде или нет.

Растворимость – это содержание растворенного вещества в насыщенном растворе. Бывают:

Проведем опыт

  • Наполни прозрачный стакан кипячёной водой.
  • Всыпь в него чайную ложку поваренной соли.
  • Помешивая воду, наблюдай, что происходит с кристалликами соли.

Соль растворилась в воде. Прозрачность не изменилась. Цвет не изменился. А вот вкус – да! Раствор стал соленый.

В пустой стакан вставь воронку с фильтром и

пропусти через неё воду с солью .

Соль вместе с водой прошла через фильтр, она не осталась на фильтре. А вкус после фильтрования прежний. Значит она растворилась.

multiurok.ru

"Вода – растворитель". (Третье заседание клуба) 3 класс

Урок по окружающему миру в 3 классе по теме «Вода – растворитель»

Подготовила учитель начальных классов Пасько Татьяна Борисовна

2014-2015 учебный год

вода

Третье заседание клуба

«Мы и окружающий мир»

«Воде была дана волшебная власть стать

соком жизни на Земле»

Леонардо да Винчи

Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой, источником плодородия.

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.»

Антуан-де Сент-Экзюпери

Три состояния воды

твёрдое жидкое газообразное

Благодарим за внимание!

Наше тело почти на 2/3

состоит из воды

Тема исследования : «Вода - растворитель».

Цель работы – проверить свойство воды

растворять разные вещества

План работы по теме «Вода –растворитель»

1. Повторение.

3. Выводы.

«Вода – растворитель»

4. Использование людьми свойства воды растворять некоторые вещества .

2 . Опыты «Растворение веществ в воде»

Изменилась ли прозрачность воды?

Изменился ли цвет воды?

Изменился ли вкус воды?

Можно ли сказать, что соль исчезла?

Изменилась ли прозрачность воды?

Изменился ли цвет воды?

Изменился ли вкус воды?

Можно ли сказать, что сахар исчез?

Изменилась ли прозрачность воды?

Изменился ли цвет воды?

Исчезли ли песчинки?

ФИЛЬТР, –а, м.

Прибор, устройство или сооружение для очищения жидкостей, газов от твёрдых частиц, примесей.

Осталась ли соль на фильтре?

Изменился ли вкус воды?

Что происходит с солью в воде?

Остался ли сахар на фильтре?

Изменился ли вкус воды?

Остался ли сахар на фильтре?

Что проходит через фильтр, а что остаётся на нём?

Что происходит с речным песком в воде?

Вещества могут быть растворимыми

и не растворимыми в воде.

Растворимые вещества: поваренная соль,

Сахар, мёд в воде становятся невидимыми.

Некоторые вещества: речной песок и глина

в воде не растворяются.

Очистить воду от растворимых веществ

с помощью фильтра не удается.

С помощью фильтра воду с речным песком

или глиной можно очистить.

Все ли вещества растворяются в воде?

Всегда ли с помощью фильтра можно выявить, растворяется вещество в воде или нет?

Сегодня на уроке я научился …

Было интересно …

Для меня было открытием то, что…

Мне показалось важным…

Больше всего мне понравилось…

Могу похвалить одноклассников за то, что…

multiurok.ru

Урок по окружающему миру Вода-растворитель (3 класс)

Урок окружающего мира в 3 «б» классе по УМК «Перспективная»

Тема урока: Вода – растворитель.

Цели урока:

  1. создать условия для определения учащимися   свойства воды - растворитель;

  2. формировать исследовательские умения в практической деятельности;

  3. формировать универсальные учебные действия:

    • коммуникативные (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе, построение речевых высказываний, лидерство и согласованность действий с партнерами, планирование учебного сотрудничества),

    • личностные (умение любоваться красотой окружающего мира, умение соблюдать установленные правила),

    • регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция),

    • познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с текстом, умение выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности).

Оборудование:

  • ПК, проекционное оборудование, презентация к уроку;

  • химическая посуда для опытов: стаканы, мерные ложки;

  • вещества для опытов: соль, сода, песок, вишневый сок, мел, вода;

  • акварельные краски, таблетки, мыло, пакетик растворимого кофе, бутылка минеральной воды;

  • карточки-задания для фиксации результатов групповой работы.

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

ФУУД

(формирование универсальных учебных действий)

  1. Организационный момент

Готовы вы к уроку? (да)На вас надеюсь я друзья.Вы хороший дружный класс,Всё получится у вас!

- Садитесь, пожалуйста

Взгляните на своего соседа, улыбнитесь. Начинаем урок.

Настрой на работу

Включение детей в деятельность

Регулятивные УУД (самоконтроль)

II. Этап мотивирования к учебной деятельности

В кружево будто одеты Деревья, кусты, провода,

И кажется сказкою это,А, в сущности, только вода.

Безбрежная ширь океана, И тихая заводь пруда,Каскад водопада и брызги фонтана, А всё это только вода.

В бирюзовой дали, исчезая, Лебедями плывут облака. Вот туча идёт грозовая, А, в сущности, только вода.

Снег белый пойдёт и укроет Родные леса и поля.Но время придёт - всё растает, И будет простая вода.

Приглашение к размышлению

Личностные УУД

(умение любоваться красотой окружающего мира)

  1. Актуализация и постановка проблемы

- Вспомним, какое было домашнее задание?

-Туман и облака.

Ответы учащихся.

- Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях. В каких состояниях встречается вода в природе?

Презентация детей

(- В твердом, жидком и газообразном состоянии)

слайд

Ответы детей

Познавательные УУД (извлечение из памяти сохраненной информации

Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…Ты самое большое богатство в мире.

Антуан де Сент-Экзюпери

- Почему Антуан де Сент-Экзюпери французский лётчик, писатель, который вынужден был по воле случая некоторое время провести в пустыне и по достоинству оценить цену и вкус глотка воды, написал «вода – сама жизнь, самое большое богатство в мире»?

- Жизнь зародилась в воде.

- Вода необходима для организма человека, для растений и животных. - Без воды невозможна жизнь на Земле.

Определение и обоснование темы урока

Познавательные общеучебные УУД (анализ текста)

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

- Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях, и моет всех людей, города, машины, дороги. А ещё вода - это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.

Вот она какая, вода!

- Но все это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства воды.

- Вспомним свойства, которыми обладает вода, которые вы узнали на прошлом уроке

Дети работают с карточками, выбирая свойства воды:

Растворитель – это свойство воды или нет?

- Да

- Нет

Ответы детей

Выбирают карточки

Познавательные УУД (умение классифицировать

Регулятивные УУД (прогнозирование)

Возникает проблема – кто-то согласен, а кто-то нет. Надеюсь, что в конце урока мы придем к общему мнению, а пока карточку со свойством «растворитель» поместим на доске в стороне от свойств воды, рядом поставим знак вопроса.

растворитель

?

Постановка проблемы

Познавательные УУД (постановка проблемы)

IV. Построение проекта выхода из проблемной ситуации

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Тема: Вода – растворитель?

Что будет сегодня объектом исследования?

Объект - вода. Предметом исследования будет свойство – растворитель.

Регулятивные УУД (умение формулировать тему и выявлять объект исследования)

- Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут пять исследовательских групп. В каждой группе 3 человек: руководитель, докладчик и лаборант.

(Дети в каждой группе распределяют роли)

- Исследование – это один из видов профессиональной деятельности человека, который при грамотном подходе к делу использует элементы исследовательской работы.

Фильтр – это приспособление для очистки воды.

Коммуникативные УУД (лидерство и согласованность действий с партнерами)

- Роли в ваших группах уже распределены, но этого недостаточно. В каждой группе существуют правила.

- Правила работы в группах

  • Каждый выполняет свою роль

  • Говорим по очереди

  • Вкус веществ не определяем!!!

И только соблюдая все правила, ваша группа сделает точный вывод!- Поднимите руки, кому понятны правила.

Пояснение работы в группах

Личностные УУД (умение соблюдать установленные правила)

- Господа ученые, перед нашим научным центром стоит важная цель. Назовите ее.

(Опытным путем доказать, обладает ли вода свойством «растворитель».)

Постановка цели

Регулятивные УУД (целеполагание)

План действий.

1.Руководители зачитывают задание.

2.Лаборанты получают нужные вещества и выполняют опыт.

3.Все вместе наблюдают, делают опыт, записывают результат в карточку

4.Докладчики громко и чётко зачитывают выводы на конференции.

- Перед вами план действий. Каждая группа будет работать с одним из пяти возможных веществ, отгадав загадку. После, мы обобщим опыт всех групп.

V. Реализация проекта

- Прошу руководителей подойти за заданиями для групп (отгадывают загадку)

Подкрашена вода и с ягодами она. (Вишнёвый сок)

Отдельно - я не так вкусна,

Но в пище — каждому нужна. (Соль)

Сообщаю: я спешу!Я живу, пока пишу. Исчертил всю доску белым…Исчезаю. Был я ... (мелом)

Есть у соли сестра. ОнаИзжогу вылечить должна.Кто знает свойств моих природу,Ответит сразу, кто я: ...  (Сода)

Если встретишь на дороге

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу. (Глина).

Руководители получают карточку, зачитывают ее группе

(см. Приложение 1).

- Прошу лаборантов подойти на склад за необходимым оборудованием и веществами.

- Давайте вспомним Технику безопасности (слайд)

Лаборанты получают посуду и вещества. Начинают проводить опыт, наблюдать, фиксировать результаты. (Музыка воды)

Групповая работа

Проводят опыты

Коммуникативные УУД

(планирование учебного сотрудничества)

Познавательные УУД

(умение работать с текстом, умение выделять существенное, умение наблюдать, делать выводы)

VI. Физкультминутка

Льется чистая водица.

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берём

Крепко щеткой зубы трём

Моем, шею, моем, уши

Вытираемся, посуше.

Выполнение движений, показанных учеником

Коммуникативные УУД

(лидерство и согласованность действий с партнерами)

Господа ученые, ждём результатов ваших исследований, выступает докладчик, лаборант демонстрирует результат.

Докладчик группы №1:

- После того, как насыпали в воду соль и размешали, мы увидели, что соль стала незаметной. Вода осталась прозрачной. Вывод: соль растворилась.

Докладчик группы №2:

- После того, как насыпали в воду соду, размешали, мы увидели, что сода стала незаметной. Вывод: сода растворяется в воде.

Докладчик группы №3:

Мы налили в воду вишневый сок. Он смешался с водой и равномерно по ней распределился. Вода поменяла цвет. Вывод: сок растворяется в воде.

- Какой вывод вы сделали?

Соль растворяется в воде.

Сода растворяется в воде.

Сок растворяется в воде.

- Соль, сода, сок смешались с водой и теперь их трудно или даже невозможно отделить друг от друга. Они растворились.

- Итак, мы заслушали отчеты 3 групп. Результаты их опытов у вас перед глазами. Вернемся к свойствам воды (они на доске). Какие будут предложения?

- Убрать вопросительный знак и добавить свойство «растворитель» к свойствам воды.

Самооценка и коррекция

Систематизация знаний .

Коммуникативные УУД

(построение речевых высказываний)

Регулятивные УУД (коррекция)

- Предоставляем слово 4 группе.

Докладчик группы №4:

Мы насыпали в воду глину. Она опустилась на дно. Вывод: глина не растворяется в воде.

- Даем слово 5 группе

Докладчик группы №5:

Мы положили в воду мел. Со временем он опустился на дно. Мел в воде не растворился.

- Мы заслушали отчеты еще 2 групп. Какой вывод сделаем?

(Вода растворяет не все вещества.)

- Вспомните вопрос, который стоял перед научным центром.

(Вода – растворитель?)

- Как вы сейчас ответите на него?

Вода – растворитель, но она растворяет не все вещества.

Познавательные логические УУД (обобщение, формулирование выводов)

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Итак, вы узнали новое свойство воды.

-Еще раз проконтролируем результаты наших действий  на материале учебника.

Откроем содержание учебника и найдем тему «Вода – растворитель»

с. 87 учащиеся читают по учебнику

Теперь это свойство попробуем применить в жизни.

Я, как руководитель, даю каждой группе объект. Ваша задача – прокомментировать, как он связан с водой и ее свойством - «растворитель».

Учитель выдает по группам:

1. акварельные краски

2. таблетки

3. мыло

4. пакетик растворимого кофе

5. минеральная вода

Идет обсуждение в группах с последующим озвучиванием.

Группа №1: «Акварельные краски растворяются в воде»

Группа №2: «Таблетки растворяются в воде»

Группа №3: «Мыло растворяется в воде»

Группа №4: «Кофе растворяется в воде»

Группа №5: «Минеральные вещества растворяются в воде»

- Минеральная вода содержит в себе растворенные минеральные вещества, полезные для организма человека. Посмотрите внимательно на бутылку с минеральной водой. Что значит надпись «газированная»?

«Газированная» значит «содержит газы»

- Что нужно сделать, чтобы их увидеть?

Надо встряхнуть бутылку и приоткрыть крышку.

Учитель выполняет рекомендации детей. Дети наблюдают, как пузырьки газа поднимаются на поверхность.

- Почему их не было видно?

Они растворились в воде

- Сделайте вывод.

Газы тоже растворяются в воде.

- Итак, в воде растворяются не только твердые (соль, сода), жидкие (сок), но и газообразные вещества.

VIII. Итог урока, оценивание

-Вы проделали огромную работу - ставили опыты, наблюдали, совещались и как результат - открыли новое для себя свойство воды. Назовите его еще раз.

(Вода – растворитель)

- Как вы доказали, что вода – растворитель? (Ставили опыты.)

- Достигла ли цели ваша лаборатория? (да)

Учитель и учащиеся оценивает работу групп.

IX. Домашнее задание

У 1 с. 85-87 Т 1 с.30

- Предположим, что смешали соль, речной песок и опилки. Как всё отделить друг от друга?

Что будете делать? Где и как будете искать ответ?

- подумаем сами,

- вспомним материал прошедшего урока,

- проведем опыт дома,

- спросим у старших,

- обратимся к Интернету и др.

X. Рефлексия учебной деятельности

- Как вам работалось в группе?

- Легко ли вам было заполнять карточку?

- Были проблемы в работе лаборантов?

- Хорошо ли группа вас подготовила к докладу?

Закрасьте воду в своём стаканчике (слайд)

Резерв Работа по Хрестоматии с. 46

Всем спасибо за урок.

Работа по группам

Обсуждение в группах

Оценки за работу

Осознание темы следующего урока

Познавательные общеучебные УУД (умение использовать полученные знания в практической деятельности)

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

Регулятивные УУД (самооценка)

Регулятивные УУД

Познавательные УУД (работа с информацией)

Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Приложение 1

Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества и найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

1.Насыпьте соль в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой.

2.Вылейте солёную воду в воронку с фильтром

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________.

Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества и найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

1.Налейте вишнёвый сок в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой.

2.Вылейте воду с вишнёвым соком в воронку с фильтром

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________.

Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества и найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

1.Насыпьте мел в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой.

2.Вылейте воду с мелом в воронку с фильтром

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________.

Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества и найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

1.Насыпьте глины в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой.

2.Вылейте воду с глиной в воронку с фильтром

________________________

________________________

_______________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________.

Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества и найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

1.Насыпьте соды в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой.

2.Вылейте воду с содой в воронку с фильтром.

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: _______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

www.metod-kopilka.ru

Урок по окружающему миру на тему «Разнообразие животных»

Этап урока 1.Самоопределение к учебной деятельности.Цель: сформировать самооценку готовности к уроку. Деятельность учителя Организация детей к уроку. С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и писать. Начинаем урок! (слайд 2) Психологический настрой к уроку На доске: 1 2 3 4 5 - Ребята, я на доске написала числа от 1 до 5. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 5. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи. Деятельность обучающихсяпознавательная осуществляемые действия формируемые способы деятельности коммуникативная осуществляемые действия формируемые способы деятельности регулятивная осуществляемые действия Организация рабочего места формируемые способы деятельности Умение организовать свое рабочее место. личностная осуществляемые действия Самооценка готовности к уроку. формируемые способы деятельности Умение оценивать свою готовность к уроку. Этап урока 2.Актуализация опорных знаний: Цель: Актуализировать знания о животных. Деятельность учителя Организует работу со словами: Ятрышник, ветреница дубравная, сон-трава, боярышник, астра альпийская, эвглена зелёная (слайд 3) -Узнайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке. Для этого выбрать лишнее слово. - Лишнее слово: эвглена зелёная. А кто такая эвглена зелёная? (ссылка на источник в Интернет). Мы выяснили что она - животное. Значит, сегодня на уроке у нас речь пойдет о животных. Просит привести примеры разных животных: огромных и маленьких, красивых и безобразных, опасных и безвредных, быстрых и медленных - Посмотрите, сколько животных вы знаете. Деятельность обучающихсяпознавательная осуществляемые действия Рассматривают предложенные слова. формируемые способы деятельности Анализировать визуальную информацию; осуществлять актуализацию личного жизненного опыта, знаний, анализ объектов. коммуникативная осуществляемые действия Во фронтальном опросе взаимодействуют с учителем. формируемые способы деятельности Воспринимать на слух ответы учащихся. регулятив

weburok.com