Повествование: пример. Повествование, описание, рассуждение: тексты. Повествование примеры
Задание № 22. Типы речи
Задание № 22. Типы речи
Все тексты делятся на три смысловые типы: повествование, описание, рассуждение. Рассмотрим особенности каждого из них.
Повествование
Повествование - это тип речи , в котором повествуется, рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности. События в повествовании сменяют одно другое.
Композиция повествования
- завязка действия( начало событий)
- развитие действий
- кульминация (наивысшее напряжение действия)
- развязка
Особенности текста-повествования
- большое количество глаголов, которые передают движение действия
- в тексте -повествовании мы может представить движение действия во времени и пространстве, поэтому в нём много наречий места и времени
Пример текста-повествования
Я увидел на самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдалённый холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран. Я слыхал о тамошних метелях, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее. Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. («Капитанская дочка» А.С.Пушкина) |
Описание
Описание - это тип речи, в котором описывается что-либо, изображается какое-то явление действительности. В описании могут перечисляться как общие, так и частные признаки, высказываться впечатления о ком-либо или о чём-либо.
Что может описываться
- портрет, описание внешности человека, его состояния
- пейзаж, то есть описание природы- какого-то конкретного уголка природы или состояние природы вообще в данный момент
- интерьер, то есть внутреннее пространство помещения
- вещь, например. игрушка
- животное, например, любимая собака
Композиция описания
- общее представление о предмете описания
- отдельные признаки предмета описания
- может включать авторскую оценку, вывод, заключение
Особенности текста – описания
- ведущие части речи - существительные, прилагательные, причастия
- глаголы в основном употребляются несовершенного вида, так как они помогают передать статичность, вневременность описания. Так как что-то описывается в данный момент времени
- предложения часто простые, могут употребляться неполные и назывные
- в описании даются ответы на вопросы: какой он? где это находится?( справа, слева, недалеко), каково здесь? каково ему?( хорошо, плохо, весело), какие у него ощущения, чувства?(радостно, весело)
Пример текста – описания
Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были острижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары. («Капитанская дочка» А.С.Пушкина, описание Емельяна Пугачёва) |
Рассуждение
Рассуждение - это тип речи, при помощи которого что-то доказывается, объясняется какое-то положение или мысль, говорится о причинах и следствиях чего-либо, содержится оценка.
Композиция текста - рассуждения
- тезис – это мысль, которую надо доказать или опровергнуть
- аргументы, доводы, доказательства, примеры
- вывод
Разновидности рассуждения
- рассуждение - доказательство: почему так , а не иначе? что из этого следует?
- рассуждение – объяснение: что это такое?( толкование понятия, объяснение сути чего-либо)
- рассуждение - размышление : как быть ? что делать ? ( даны раздумья по какой-то проблеме или вопросу)
Особенности текста – рассуждения
- Большое место занимают вводные слова, которые помогают последовательно изложить мысли, указать на связь мыслей (во-первых, таким образом, итак, следовательно)
- Достаточно сложный синтаксис (наличие обособленных членов, вводных конструкций, сложноподчинённых предложений
Пример текста – рассуждения
Дорожные размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был немаловажен. Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Всё это меня мучило. «Капитанская дочка» А.С.Пушкина |
Таковы типы речи и их особенности. Следует помнить, что границы между типами условны. Редко, когда текст можно отнести только к одному конкретному типу. Значительно чаще встречаются сочетания типов речи в самых различных вариантах : описание и повествование, описание и рассуждении, описание, повествование и рассуждение, описание с элементами рассуждения, повествование с элементами описания и другие.
Именно такие задания часто бывают на ЕГЭ: нужно доказать правильность высказывания, в котором названо сочетание типов речи.
Например:
В предложениях 2-8 - рассуждение с элементами описания.
В предложениях 17-25- описание с элементами рассуждения.
Выполняя задание № 21. Помните , каковы особенности каждого типа речи, находите их в данных предложениях.
Пример текста с элементами повествования и описания
Я пошёл вправо через кусты [повествование]. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота [описание]. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд [повествование]. Всё кругом чернело и утихало, одни перепела изредка кричали[описание]. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой [повествование]. Уже с трудом различал я отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём [описание]. «Бежин луг» И.С.Тургенева. |
Удачи вам!
Мельникова Вера Александровна
poznaemvmeste.ru
пример. Повествование, описание, рассуждение: тексты
Формирование связанной человеческой речи шло на протяжении многих тысячелетий. На более поздних стадиях получила развитие письменная форма речи. В современном языке отмечается наличие трех основных типов текстов: повествование, описание, рассуждение. Тексты отличаются своей функциональностью, несут разную смысловую нагрузку, имеют определенную структуру.
Любой текст произносится или записывается с какой-то целью. От этого во многом зависит его содержание. Для оформления речи существует определенный набор средств, их использование зависит от типа текста.
Повествование, описание, рассуждение - тексты, которыми наиболее часто приходится пользоваться в устной и письменной речи.
Текст-описание
Этот тип текста создается с той целью, чтобы указать на принадлежность предмета к определенной группе. Для этого, как правило, описываются его характерные признаки, функциональные возможности, область использования.
Чтобы дать представление о предмете, в одной из частей текста обязательно приводится его общее описание. Чаще всего это делают в начале или конце.Полноценное описание предмета невозможно без детализации. Наиболее важные признаки описываются подробно с учетом того смысла, который необходимо донести посредством текста. К описанию без труда можно поставить вопросы "какой?", "каков?". Этот тип текста легко проиллюстрировать. При этом достаточно одной картинки, на которой будут изображены как общие признаки предмета или явления, так и все его важные детали. Действие происходит в определенном месте в конкретный временной промежуток. Из выразительных средств языка используется прием сравнения, противопоставления, аналогий. Простые и сложные предложения - это конструкции, входящие в текст-описание.
Повествование. Цели создания текста
Задачей этого текста является описание события, в котором просматривается взаимосвязь отдельных фактов. Читателю должен быть понятен ход развития одной или нескольких взаимосвязанных историй.
Для наиболее полного понимания цели, ради которой создается текст данного типа, будет полезно рассмотреть цепочку родственных слов: повествование - повесть - весть. Отсюда становится ясно, что повествовать - значит рассказывать.
Характерные особенности текста
Если читатель после ознакомления с содержанием текста сам для себя может ответить на некоторые вопросы: "что случилось", "что было с самого начала", "чем закончилась история", "какой момент был кульминационным в развитии событий". Это указывает на то, что он имеет дело с таким типом речи, как повествование.
Здесь огромную роль играют глаголы, которые могут быть включены в повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения.Рассказ-повествование подчеркивает смену событий и их логическую последовательность. В текстах подобного типа прослеживается хронология. Простые и сложные предложения составляют основу текстов, относящихся к данному типу.
Повествование: пример
В качестве примера можно взять текст из сборника упражнений, предназначенных для работы с детьми младшего школьного возраста. Рассказ называется "На берегу моря".
"Ночью был сильный шторм. Свирепо дул ветер. Весь дом содрогался от бури. Грозно ухали морские волны. К утру шторм постепенно стих. Наташа и Сережа пошли прогуляться к морю. Девочка подняла с песка маленького беспомощного рачка. Ночью волны выбросили его на морской берег. Рачок слабо шевелил лапками. Наташа бросила беднягу в воду. Он закувыркался в зеленой воде и быстро уплыл. В прибрежной лужице на боку плавала рыбка. Мальчик поймал ее и поскорее выпустил в море. Потом Сережа нашел двух беспомощных улиток. Они почти высохли и тоже нуждались в помощи. В этот день Сережа и Наташа спасли много морских жителей."
Русские народные сказки тоже могут выступать в качестве примера текстов-повествований. В их структуре отчетливо просматривается завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка действия. Повествование встречается в художественной и научной литературе, а также во всех жанрах разговорного стиля.
Определение типов речи. Приемы работы
После того как дети прочитали текст-повествование, пример которого приведен выше, им можно предложить определить его тему и главную мысль. Коллективно обсудив предложенное задание, уместно ответить на вопрос "что сделали Сережа и Наташа?" Ученики перечисляют все поступки, совершенные героями рассказа. Полезным будет дать оценку действиям персонажей. Кроме того, нужно попросить детей рассказать о тех событиях, которые предшествовали действиям героев. Завязка очень важна в тексте-повествовании.
Одним из приемов, который помогает определить принадлежность текста тому или иному типу речи, является словесное рисование. Для этого нужно попросить детей определить, сколько кадров диафильма они смогут составить, чтобы передать содержание текста. Школьники обнаруживают, что одним кадром не передать всю последовательность событий, нужна серия картинок. После такой работы дети легко определяют, что приведенный рассказ - повествование. Пример подобного типа текста дети способны составить самостоятельно. При этом на определенном этапе обучения они могут указать все его существенные признаки.
Текст-рассуждение
Этот тип речи призван не только указать на признаки предмета, но и исследовать их. Кроме того, нужно доказать и обосновать существование взаимосвязей, чего совсем не требует повествование.
Пример текста-рассуждения обязательно будет содержать мысль, предназначенную для доказательства, а также умозаключения, пояснения, рассуждения, благодаря которым предположение окажется доказанным.
В тексте очень важна логика, поэтому следует четко выстраивать ход рассуждения. Все, что не относится к доказательству тезиса, из статьи исключается. В конструкции чаще всего используются простые распространенные предложения и сложные с придаточными обстоятельственными, цели, причины, следствия.
Из вопросов к тексту-рассуждению больше всего подходят такие, как "отчего?", "зачем?", "почему?"
Наблюдение за типами речи
Общеобразовательная программа по русскому языку должна давать знание школьникам того, что такое текст, его тип. Повествования, рассуждения, описания приводятся в качестве примеров. Но главное, чему необходимо научить детей,- это умению доказывать принадлежность текста тому или иному типу и самостоятельно составлять их на заданную учителем тему.
Для овладения этими навыками ученики должны:
- отличать текст от набора предложений;
- знать структуру текста, его основные части;
- уметь поставить к содержанию произведения один из вопросов, по которому легко определить его принадлежность к типу речи;
- уметь оценивать жизненную ситуацию, при которой должен употребляться определенный тип речи.
При работе над текстом нетрудно заметить, что существует такое явление, как сочетание различных его типов в одном произведении. Фрагменты включаются в изложение не изолированно друг от друга, а в тесном соединении. Поэтому очень важно не только научиться различать типы речи, но и умело соединять их друг с другом.
Выпускник начальной школы при условии того, что работа по развитию речи велась систематически, без особого труда определяет тип текста: повествование, описание, рассуждение. Работа над умением составлять и сочетать их между собой продолжается на последующих ступенях обучения.
загрузка...
102mikro.ru
пример. Повествование, описание, рассуждение: тексты
Формирование связанной человеческой речи шло на протяжении многих тысячелетий. На более поздних стадиях получила развитие письменная форма речи. В современном языке отмечается наличие трех основных типов текстов: повествование, описание, рассуждение. Тексты отличаются своей функциональностью, несут разную смысловую нагрузку, имеют определенную структуру.
Любой текст произносится или записывается с какой-то целью. От этого во многом зависит его содержание. Для оформления речи существует определенный набор средств, их использование зависит от типа текста.
Повествование, описание, рассуждение - тексты, которыми наиболее часто приходится пользоваться в устной и письменной речи.
Текст-описание
Этот тип текста создается с той целью, чтобы указать на принадлежность предмета к определенной группе. Для этого, как правило, описываются его характерные признаки, функциональные возможности, область использования.
Чтобы дать представление о предмете, в одной из частей текста обязательно приводится его общее описание. Чаще всего это делают в начале или конце.Полноценное описание предмета невозможно без детализации. Наиболее важные признаки описываются подробно с учетом того смысла, который необходимо донести посредством текста. К описанию без труда можно поставить вопросы "какой?", "каков?". Этот тип текста легко проиллюстрировать. При этом достаточно одной картинки, на которой будут изображены как общие признаки предмета или явления, так и все его важные детали. Действие происходит в определенном месте в конкретный временной промежуток. Из выразительных средств языка используется прием сравнения, противопоставления, аналогий. Простые и сложные предложения - это конструкции, входящие в текст-описание.
Повествование. Цели создания текста
Задачей этого текста является описание события, в котором просматривается взаимосвязь отдельных фактов. Читателю должен быть понятен ход развития одной или нескольких взаимосвязанных историй.
Для наиболее полного понимания цели, ради которой создается текст данного типа, будет полезно рассмотреть цепочку родственных слов: повествование - повесть - весть. Отсюда становится ясно, что повествовать - значит рассказывать.
Характерные особенности текста
Если читатель после ознакомления с содержанием текста сам для себя может ответить на некоторые вопросы: "что случилось", "что было с самого начала", "чем закончилась история", "какой момент был кульминационным в развитии событий". Это указывает на то, что он имеет дело с таким типом речи, как повествование.
Здесь огромную роль играют глаголы, которые могут быть включены в повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения.Рассказ-повествование подчеркивает смену событий и их логическую последовательность. В текстах подобного типа прослеживается хронология. Простые и сложные предложения составляют основу текстов, относящихся к данному типу.
Повествование: пример
В качестве примера можно взять текст из сборника упражнений, предназначенных для работы с детьми младшего школьного возраста. Рассказ называется "На берегу моря".
"Ночью был сильный шторм. Свирепо дул ветер. Весь дом содрогался от бури. Грозно ухали морские волны. К утру шторм постепенно стих. Наташа и Сережа пошли прогуляться к морю. Девочка подняла с песка маленького беспомощного рачка. Ночью волны выбросили его на морской берег. Рачок слабо шевелил лапками. Наташа бросила беднягу в воду. Он закувыркался в зеленой воде и быстро уплыл. В прибрежной лужице на боку плавала рыбка. Мальчик поймал ее и поскорее выпустил в море. Потом Сережа нашел двух беспомощных улиток. Они почти высохли и тоже нуждались в помощи. В этот день Сережа и Наташа спасли много морских жителей."
Русские народные сказки тоже могут выступать в качестве примера текстов-повествований. В их структуре отчетливо просматривается завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка действия. Повествование встречается в художественной и научной литературе, а также во всех жанрах разговорного стиля.
Определение типов речи. Приемы работы
После того как дети прочитали текст-повествование, пример которого приведен выше, им можно предложить определить его тему и главную мысль. Коллективно обсудив предложенное задание, уместно ответить на вопрос "что сделали Сережа и Наташа?" Ученики перечисляют все поступки, совершенные героями рассказа. Полезным будет дать оценку действиям персонажей. Кроме того, нужно попросить детей рассказать о тех событиях, которые предшествовали действиям героев. Завязка очень важна в тексте-повествовании.
Одним из приемов, который помогает определить принадлежность текста тому или иному типу речи, является словесное рисование. Для этого нужно попросить детей определить, сколько кадров диафильма они смогут составить, чтобы передать содержание текста. Школьники обнаруживают, что одним кадром не передать всю последовательность событий, нужна серия картинок. После такой работы дети легко определяют, что приведенный рассказ - повествование. Пример подобного типа текста дети способны составить самостоятельно. При этом на определенном этапе обучения они могут указать все его существенные признаки.
Текст-рассуждение
Этот тип речи призван не только указать на признаки предмета, но и исследовать их. Кроме того, нужно доказать и обосновать существование взаимосвязей, чего совсем не требует повествование.
Пример текста-рассуждения обязательно будет содержать мысль, предназначенную для доказательства, а также умозаключения, пояснения, рассуждения, благодаря которым предположение окажется доказанным.
В тексте очень важна логика, поэтому следует четко выстраивать ход рассуждения. Все, что не относится к доказательству тезиса, из статьи исключается. В конструкции чаще всего используются простые распространенные предложения и сложные с придаточными обстоятельственными, цели, причины, следствия.
Из вопросов к тексту-рассуждению больше всего подходят такие, как "отчего?", "зачем?", "почему?"
Наблюдение за типами речи
Общеобразовательная программа по русскому языку должна давать знание школьникам того, что такое текст, его тип. Повествования, рассуждения, описания приводятся в качестве примеров. Но главное, чему необходимо научить детей,- это умению доказывать принадлежность текста тому или иному типу и самостоятельно составлять их на заданную учителем тему.
Для овладения этими навыками ученики должны:
- отличать текст от набора предложений;
- знать структуру текста, его основные части;
- уметь поставить к содержанию произведения один из вопросов, по которому легко определить его принадлежность к типу речи;
- уметь оценивать жизненную ситуацию, при которой должен употребляться определенный тип речи.
При работе над текстом нетрудно заметить, что существует такое явление, как сочетание различных его типов в одном произведении. Фрагменты включаются в изложение не изолированно друг от друга, а в тесном соединении. Поэтому очень важно не только научиться различать типы речи, но и умело соединять их друг с другом.
Выпускник начальной школы при условии того, что работа по развитию речи велась систематически, без особого труда определяет тип текста: повествование, описание, рассуждение. Работа над умением составлять и сочетать их между собой продолжается на последующих ступенях обучения.
загрузка...
skv-tv.ru
пример. Повествование, описание, рассуждение: тексты
Формирование связанной человеческой речи шло на протяжении многих тысячелетий. На более поздних стадиях получила развитие письменная форма речи. В современном языке отмечается наличие трех основных типов текстов: повествование, описание, рассуждение. Тексты отличаются своей функциональностью, несут разную смысловую нагрузку, имеют определенную структуру.
Любой текст произносится или записывается с какой-то целью. От этого во многом зависит его содержание. Для оформления речи существует определенный набор средств, их использование зависит от типа текста.
Повествование, описание, рассуждение - тексты, которыми наиболее часто приходится пользоваться в устной и письменной речи.
Текст-описание
Этот тип текста создается с той целью, чтобы указать на принадлежность предмета к определенной группе. Для этого, как правило, описываются его характерные признаки, функциональные возможности, область использования.
Чтобы дать представление о предмете, в одной из частей текста обязательно приводится его общее описание. Чаще всего это делают в начале или конце.Полноценное описание предмета невозможно без детализации. Наиболее важные признаки описываются подробно с учетом того смысла, который необходимо донести посредством текста. К описанию без труда можно поставить вопросы "какой?", "каков?". Этот тип текста легко проиллюстрировать. При этом достаточно одной картинки, на которой будут изображены как общие признаки предмета или явления, так и все его важные детали. Действие происходит в определенном месте в конкретный временной промежуток. Из выразительных средств языка используется прием сравнения, противопоставления, аналогий. Простые и сложные предложения - это конструкции, входящие в текст-описание.
Повествование. Цели создания текста
Задачей этого текста является описание события, в котором просматривается взаимосвязь отдельных фактов. Читателю должен быть понятен ход развития одной или нескольких взаимосвязанных историй.
Для наиболее полного понимания цели, ради которой создается текст данного типа, будет полезно рассмотреть цепочку родственных слов: повествование - повесть - весть. Отсюда становится ясно, что повествовать - значит рассказывать.
Характерные особенности текста
Если читатель после ознакомления с содержанием текста сам для себя может ответить на некоторые вопросы: "что случилось", "что было с самого начала", "чем закончилась история", "какой момент был кульминационным в развитии событий". Это указывает на то, что он имеет дело с таким типом речи, как повествование.
Здесь огромную роль играют глаголы, которые могут быть включены в повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения.Рассказ-повествование подчеркивает смену событий и их логическую последовательность. В текстах подобного типа прослеживается хронология. Простые и сложные предложения составляют основу текстов, относящихся к данному типу.
Повествование: пример
В качестве примера можно взять текст из сборника упражнений, предназначенных для работы с детьми младшего школьного возраста. Рассказ называется "На берегу моря".
"Ночью был сильный шторм. Свирепо дул ветер. Весь дом содрогался от бури. Грозно ухали морские волны. К утру шторм постепенно стих. Наташа и Сережа пошли прогуляться к морю. Девочка подняла с песка маленького беспомощного рачка. Ночью волны выбросили его на морской берег. Рачок слабо шевелил лапками. Наташа бросила беднягу в воду. Он закувыркался в зеленой воде и быстро уплыл. В прибрежной лужице на боку плавала рыбка. Мальчик поймал ее и поскорее выпустил в море. Потом Сережа нашел двух беспомощных улиток. Они почти высохли и тоже нуждались в помощи. В этот день Сережа и Наташа спасли много морских жителей."
Русские народные сказки тоже могут выступать в качестве примера текстов-повествований. В их структуре отчетливо просматривается завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка действия. Повествование встречается в художественной и научной литературе, а также во всех жанрах разговорного стиля.
Определение типов речи. Приемы работы
После того как дети прочитали текст-повествование, пример которого приведен выше, им можно предложить определить его тему и главную мысль. Коллективно обсудив предложенное задание, уместно ответить на вопрос "что сделали Сережа и Наташа?" Ученики перечисляют все поступки, совершенные героями рассказа. Полезным будет дать оценку действиям персонажей. Кроме того, нужно попросить детей рассказать о тех событиях, которые предшествовали действиям героев. Завязка очень важна в тексте-повествовании.
Одним из приемов, который помогает определить принадлежность текста тому или иному типу речи, является словесное рисование. Для этого нужно попросить детей определить, сколько кадров диафильма они смогут составить, чтобы передать содержание текста. Школьники обнаруживают, что одним кадром не передать всю последовательность событий, нужна серия картинок. После такой работы дети легко определяют, что приведенный рассказ - повествование. Пример подобного типа текста дети способны составить самостоятельно. При этом на определенном этапе обучения они могут указать все его существенные признаки.
Текст-рассуждение
Этот тип речи призван не только указать на признаки предмета, но и исследовать их. Кроме того, нужно доказать и обосновать существование взаимосвязей, чего совсем не требует повествование.
Пример текста-рассуждения обязательно будет содержать мысль, предназначенную для доказательства, а также умозаключения, пояснения, рассуждения, благодаря которым предположение окажется доказанным.
В тексте очень важна логика, поэтому следует четко выстраивать ход рассуждения. Все, что не относится к доказательству тезиса, из статьи исключается. В конструкции чаще всего используются простые распространенные предложения и сложные с придаточными обстоятельственными, цели, причины, следствия.
Из вопросов к тексту-рассуждению больше всего подходят такие, как "отчего?", "зачем?", "почему?"
Наблюдение за типами речи
Общеобразовательная программа по русскому языку должна давать знание школьникам того, что такое текст, его тип. Повествования, рассуждения, описания приводятся в качестве примеров. Но главное, чему необходимо научить детей,- это умению доказывать принадлежность текста тому или иному типу и самостоятельно составлять их на заданную учителем тему.
Для овладения этими навыками ученики должны:
- отличать текст от набора предложений;
- знать структуру текста, его основные части;
- уметь поставить к содержанию произведения один из вопросов, по которому легко определить его принадлежность к типу речи;
- уметь оценивать жизненную ситуацию, при которой должен употребляться определенный тип речи.
При работе над текстом нетрудно заметить, что существует такое явление, как сочетание различных его типов в одном произведении. Фрагменты включаются в изложение не изолированно друг от друга, а в тесном соединении. Поэтому очень важно не только научиться различать типы речи, но и умело соединять их друг с другом.
Выпускник начальной школы при условии того, что работа по развитию речи велась систематически, без особого труда определяет тип текста: повествование, описание, рассуждение. Работа над умением составлять и сочетать их между собой продолжается на последующих ступенях обучения.
загрузка...
bisbroker.ru
Как написать повествование - Пиши.про
Расскажите друзьям
Учимся повествовать
Дар рассказчика делает из автора хорошего писателя. Ведь мало просто придумать историю, ее нужно суметь рассказать. Да причем так, чтобы читатель не мог оторваться от книги до самого финала. А для этого автору нужно создать убедительное повествование. Как это сделать?
Путеводная нить текста
Повествование – это рассказ о том, как все было и происходило. Повествование представляет собой последовательность развивающихся действий, смену состояний, явлений, событий. А на чем строится сюжет произведения, как ни перечисление произошедших событий. К слову, синопсис романа – это чистое повествование, подчас сдобренное перечислением основных идей произведения.
Повествование – это нить за которую держится роман, если повествование в каком-то месте даст сбой, вся история развалится, распадется на части, перестанет быть связной историей.
Хотя, казалось бы, что может быть проще повествования: перечисляй себе действия: пошел, сделал, добился и т.д., однако же способность писать гладкую повествовательную прозу ‑ это целое искусство, которое писатели оттачивают годами, вырабатывают свой собственный стиль для создания гармоничных, убедительных повествований.
И правда, на первый взгляд, повествование – элементарная форма речи, ведь каждый день мы преимущественно повествуем, а не описываем и рассуждаем. Рассказываем о прожитом дне, о произошедших событиях. Однако когда нужно зафиксировать устную речь на бумаге, мы подчас теряемся, ведь для того чтобы рассказать в подробностях таком простом событии, как поход в магазин, необходимо употребить множество глаголов, деепричастий, разобраться с последовательностью событий, уместить в это повествование детали, сдобрить эпитетами и сделать этот текст понятным, читаемым, интересным. Все дело в самой структуре повествования, которое отличается динамичностью и должно выражать «отношения временной последовательности», то есть фиксировать изменения в окружающем мире, а не описывать статичную картину мира.
О муках повествовательной прозы очень занятно написано в начале рассказа «Уста к устам» Владимира Набокова: у автора, изображенного в рассказе, никак не выходят повествовательные фрагменты, в которых нужно поведать о таких простых житейских делах, как получение одежды из гардероба, выход из театра, рукопожатие. Повествования самого Набокова затейливы, изобразительны, всегда апеллируют к чувствам читателя, которого набоковский текст делает не просто очевидцем, а соучастником происходящего. Достигается эффект присутствия и участия в том числе и за счет активного использования несобственно-прямой речи.
Пример из того же рассказа «Уста к устам»:
«Но Илья Борисович уже не слышал и видел сквозь туман и, совершенно потерявшись, совершенно еще не сознавая ужаса происшедшего, а только стремясь инстинктивно поскорее отойти от чего-то стыдного, гнусного, нестерпимого, подвинулся было к смутному столику, где смутно продавались билеты, но вдруг судорожно повернул вспять, толкнул при этом спешившего к нему Евфратского и, очутившись опять у гардероба, протянул свой жетон. Старуха в черном,‑ 79, вон там... Он страшно заторопился, он уже размахнулся, чтобы влезть в рукав пальто, но тут подскочил Евфратский и с ним тот, тот» ‑ в тексте мы выделили несобственно-прямую речь, то есть вербализованные мысли персонажа не оформленные как прямая речь, которые вплетаются в ткань текста. Повествование у Набокова всегда изобразительно, автору важно не просто рассказать, что произошло, а показать, как это было.
Хотя немало найдется критиков набоковского стиля и его манеры повествования, впрочем – это всегда дело вкуса. Главное, чему учит автора, размышляющего над тем, как написать книгу, весь мировой литературный опыт – быть свободным от влияний извне, но задавшись целью написать роман, сделать текст убедительным, так чтобы читатель, читая, мог признать: да, это художественный литература, а не школьное сочинение.
5 характерных черт убедительного повествования:
- Правдоподобность – происходящее должно быть убедительным, даже если речь идет о вымышленном мире, где действуют другие законы физики.
- Ясность – читатель должен понимать, что происходит в тексте, а не путаться в деталях и действующих лицах, для этого автору нужно следить за согласованностью глаголов, избегать частого употребления личных местоимений, заменяющих название предметов, не злоупотреблять уточняющими конструкциями. «Герой поставил ногу в стремя, закинул ее на коня, роющего землю ногами, ухватил его за блестящую на солнце уздечку, подтянулся, тяжело сел, погладил его по сильному загривку, рукой поправил кокарду» ‑ вопрос: какую ногу и куда закинул герой, если он закинул ту ногу, которую поставил в стремя, то как это ему удалось? И еще – чью кокарду поправил герой, свою или коня? Со стилистической точки зрения этот фрагмент вообще довольно неловкий, изобилует местоимениями и лишними перечислениями действий. Как его исправить? Переписать его так, чтобы было ясно, что произошло, а произошло вот что: герой запрыгнул на коня, а все остальное – это лишний литературный шум, от которого можно избавится «Герой ухватился за блестящую на солнце уздечку, поставил ногу в стремя и запрыгнул на коня, роющего землю копытом. Погладил его по сильному загривку, чтобы успокоить».
- Последовательность – даже инверсивное повествование должно быть логичным. «Пришел, увидел, победил», «Победил. После того как пришел и увидел» ‑ читатель должен понять, что произошло вначале, а что в конце. Это особенно актуально для повествований, рассказывающих о простых бытовых действиях, в которых очень часто путаются авторы. «Утром он идет в ванну, берет бритву и небрежно держит ее слегка наотмашь, тут же мажет лицо гелем для бритья…» ‑ но ведь герой уже взял бритву, о каком геле речь? Чтобы его взять, нужно отложить бритву. Это, конечно, мелочи, но из-за таких недочетов повествование выходит неубедительным. Чтобы исправить недочет, нужно просто поменять местами «держит ее слега наотмашь» и «мажет лицо гелем для бритья».
- Стилистическая чистота и гладкость – любой текст, изобилующий речевыми, грамматическими, лексическими ошибками, отталкивает толкового читателя. . «Глаза героя заискрились, когда он увидел…» ‑ в этом примере явная речевая ошибка, глаза не заискрились, а заблестели. От ошибок, стилистических огрехов нужно избавляться любыми способами: больше читать художественные тексты, отдавать свое произведение на вычитку литературному редактору.
- Согласованность времен – повествуя, автору стоит помнить о выбранном времени и в соответствии с ним склонять все члены предложения, дабы избегать досадных ошибок, ведущих к нелепице и смысловому коллапсу, мешающему читателю понять, что и когда сделал герой. Чтобы согласовать между собой времена, подчас достаточно активнее использовать служебные части речи и наречия, указывающие на последовательность событий, и другие уточняющие конструкции: «Он стоял на этом мосту каждую пятницу, долго глядел в воды канала, смотрелся в отражение. А потом повернулся, ушел» ‑ в 1 предложении этого фрагмента время прошедшее протяженное, длительное, использованы глаголы несовершенного вида, во втором предложении – время прошедшее совершенное, используются глаголы совершенного вида, что сбивает с толку читателя, потому что непонятно, когда произошли действия, описанные во втором предложении. То есть вначале рассказывается о том, что всегда делал герой, а потом мы вдруг переносимся во время настоящее, текущее, и герой описывается в другом временном контексте: не «всегда», а «сейчас». Как исправить фрагмент? Либо поставить глаголы второго предложения в форму прошедшего времени, но несовершенного вида: «А потом поворачивался, уходил»; либо добавить предложение, в которых нас возвращали бы к настоящему моменту: «Он стоял на этом мосту каждую пятницу, долго глядел в воды канала, смотрелся в отражение. Он пришел и на этот раз, облокотился на перила, закурил. А потом вдруг повернулся, ушел»
pishi.pro
пример. Повествование, описание, рассуждение: тексты
Формирование связанной человеческой речи шло на протяжении многих тысячелетий. На более поздних стадиях получила развитие письменная форма речи. В современном языке отмечается наличие трех основных типов текстов: повествование, описание, рассуждение. Тексты отличаются своей функциональностью, несут разную смысловую нагрузку, имеют определенную структуру.
Любой текст произносится или записывается с какой-то целью. От этого во многом зависит его содержание. Для оформления речи существует определенный набор средств, их использование зависит от типа текста.
Повествование, описание, рассуждение - тексты, которыми наиболее часто приходится пользоваться в устной и письменной речи.
Текст-описание
Этот тип текста создается с той целью, чтобы указать на принадлежность предмета к определенной группе. Для этого, как правило, описываются его характерные признаки, функциональные возможности, область использования.
Чтобы дать представление о предмете, в одной из частей текста обязательно приводится его общее описание. Чаще всего это делают в начале или конце.Полноценное описание предмета невозможно без детализации. Наиболее важные признаки описываются подробно с учетом того смысла, который необходимо донести посредством текста. К описанию без труда можно поставить вопросы "какой?", "каков?". Этот тип текста легко проиллюстрировать. При этом достаточно одной картинки, на которой будут изображены как общие признаки предмета или явления, так и все его важные детали. Действие происходит в определенном месте в конкретный временной промежуток. Из выразительных средств языка используется прием сравнения, противопоставления, аналогий. Простые и сложные предложения - это конструкции, входящие в текст-описание.
Повествование. Цели создания текста
Задачей этого текста является описание события, в котором просматривается взаимосвязь отдельных фактов. Читателю должен быть понятен ход развития одной или нескольких взаимосвязанных историй.
Для наиболее полного понимания цели, ради которой создается текст данного типа, будет полезно рассмотреть цепочку родственных слов: повествование - повесть - весть. Отсюда становится ясно, что повествовать - значит рассказывать.
Характерные особенности текста
Если читатель после ознакомления с содержанием текста сам для себя может ответить на некоторые вопросы: "что случилось", "что было с самого начала", "чем закончилась история", "какой момент был кульминационным в развитии событий". Это указывает на то, что он имеет дело с таким типом речи, как повествование.
Здесь огромную роль играют глаголы, которые могут быть включены в повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения.Рассказ-повествование подчеркивает смену событий и их логическую последовательность. В текстах подобного типа прослеживается хронология. Простые и сложные предложения составляют основу текстов, относящихся к данному типу.
Повествование: пример
В качестве примера можно взять текст из сборника упражнений, предназначенных для работы с детьми младшего школьного возраста. Рассказ называется "На берегу моря".
"Ночью был сильный шторм. Свирепо дул ветер. Весь дом содрогался от бури. Грозно ухали морские волны. К утру шторм постепенно стих. Наташа и Сережа пошли прогуляться к морю. Девочка подняла с песка маленького беспомощного рачка. Ночью волны выбросили его на морской берег. Рачок слабо шевелил лапками. Наташа бросила беднягу в воду. Он закувыркался в зеленой воде и быстро уплыл. В прибрежной лужице на боку плавала рыбка. Мальчик поймал ее и поскорее выпустил в море. Потом Сережа нашел двух беспомощных улиток. Они почти высохли и тоже нуждались в помощи. В этот день Сережа и Наташа спасли много морских жителей."
Русские народные сказки тоже могут выступать в качестве примера текстов-повествований. В их структуре отчетливо просматривается завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка действия. Повествование встречается в художественной и научной литературе, а также во всех жанрах разговорного стиля.
Определение типов речи. Приемы работы
После того как дети прочитали текст-повествование, пример которого приведен выше, им можно предложить определить его тему и главную мысль. Коллективно обсудив предложенное задание, уместно ответить на вопрос "что сделали Сережа и Наташа?" Ученики перечисляют все поступки, совершенные героями рассказа. Полезным будет дать оценку действиям персонажей. Кроме того, нужно попросить детей рассказать о тех событиях, которые предшествовали действиям героев. Завязка очень важна в тексте-повествовании.
Одним из приемов, который помогает определить принадлежность текста тому или иному типу речи, является словесное рисование. Для этого нужно попросить детей определить, сколько кадров диафильма они смогут составить, чтобы передать содержание текста. Школьники обнаруживают, что одним кадром не передать всю последовательность событий, нужна серия картинок. После такой работы дети легко определяют, что приведенный рассказ - повествование. Пример подобного типа текста дети способны составить самостоятельно. При этом на определенном этапе обучения они могут указать все его существенные признаки.
Текст-рассуждение
Этот тип речи призван не только указать на признаки предмета, но и исследовать их. Кроме того, нужно доказать и обосновать существование взаимосвязей, чего совсем не требует повествование.
Пример текста-рассуждения обязательно будет содержать мысль, предназначенную для доказательства, а также умозаключения, пояснения, рассуждения, благодаря которым предположение окажется доказанным.
В тексте очень важна логика, поэтому следует четко выстраивать ход рассуждения. Все, что не относится к доказательству тезиса, из статьи исключается. В конструкции чаще всего используются простые распространенные предложения и сложные с придаточными обстоятельственными, цели, причины, следствия.
Из вопросов к тексту-рассуждению больше всего подходят такие, как "отчего?", "зачем?", "почему?"
Наблюдение за типами речи
Общеобразовательная программа по русскому языку должна давать знание школьникам того, что такое текст, его тип. Повествования, рассуждения, описания приводятся в качестве примеров. Но главное, чему необходимо научить детей,- это умению доказывать принадлежность текста тому или иному типу и самостоятельно составлять их на заданную учителем тему.
Для овладения этими навыками ученики должны:
- отличать текст от набора предложений;
- знать структуру текста, его основные части;
- уметь поставить к содержанию произведения один из вопросов, по которому легко определить его принадлежность к типу речи;
- уметь оценивать жизненную ситуацию, при которой должен употребляться определенный тип речи.
При работе над текстом нетрудно заметить, что существует такое явление, как сочетание различных его типов в одном произведении. Фрагменты включаются в изложение не изолированно друг от друга, а в тесном соединении. Поэтому очень важно не только научиться различать типы речи, но и умело соединять их друг с другом.
Выпускник начальной школы при условии того, что работа по развитию речи велась систематически, без особого труда определяет тип текста: повествование, описание, рассуждение. Работа над умением составлять и сочетать их между собой продолжается на последующих ступенях обучения.
загрузка...
twofb.ru
пример. Повествование, описание, рассуждение: тексты
Формирование связанной человеческой речи шло на протяжении многих тысячелетий. На более поздних стадиях получила развитие письменная форма речи. В современном языке отмечается наличие трех основных типов текстов: повествование, описание, рассуждение. Тексты отличаются своей функциональностью, несут разную смысловую нагрузку, имеют определенную структуру.
Любой текст произносится или записывается с какой-то целью. От этого во многом зависит его содержание. Для оформления речи существует определенный набор средств, их использование зависит от типа текста.
Повествование, описание, рассуждение - тексты, которыми наиболее часто приходится пользоваться в устной и письменной речи.
Текст-описание
Этот тип текста создается с той целью, чтобы указать на принадлежность предмета к определенной группе. Для этого, как правило, описываются его характерные признаки, функциональные возможности, область использования.
Чтобы дать представление о предмете, в одной из частей текста обязательно приводится его общее описание. Чаще всего это делают в начале или конце.Полноценное описание предмета невозможно без детализации. Наиболее важные признаки описываются подробно с учетом того смысла, который необходимо донести посредством текста. К описанию без труда можно поставить вопросы "какой?", "каков?". Этот тип текста легко проиллюстрировать. При этом достаточно одной картинки, на которой будут изображены как общие признаки предмета или явления, так и все его важные детали. Действие происходит в определенном месте в конкретный временной промежуток. Из выразительных средств языка используется прием сравнения, противопоставления, аналогий. Простые и сложные предложения - это конструкции, входящие в текст-описание.
Повествование. Цели создания текста
Задачей этого текста является описание события, в котором просматривается взаимосвязь отдельных фактов. Читателю должен быть понятен ход развития одной или нескольких взаимосвязанных историй.
Для наиболее полного понимания цели, ради которой создается текст данного типа, будет полезно рассмотреть цепочку родственных слов: повествование - повесть - весть. Отсюда становится ясно, что повествовать - значит рассказывать.
Характерные особенности текста
Если читатель после ознакомления с содержанием текста сам для себя может ответить на некоторые вопросы: "что случилось", "что было с самого начала", "чем закончилась история", "какой момент был кульминационным в развитии событий". Это указывает на то, что он имеет дело с таким типом речи, как повествование.
Здесь огромную роль играют глаголы, которые могут быть включены в повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения.Рассказ-повествование подчеркивает смену событий и их логическую последовательность. В текстах подобного типа прослеживается хронология. Простые и сложные предложения составляют основу текстов, относящихся к данному типу.
Повествование: пример
В качестве примера можно взять текст из сборника упражнений, предназначенных для работы с детьми младшего школьного возраста. Рассказ называется "На берегу моря".
"Ночью был сильный шторм. Свирепо дул ветер. Весь дом содрогался от бури. Грозно ухали морские волны. К утру шторм постепенно стих. Наташа и Сережа пошли прогуляться к морю. Девочка подняла с песка маленького беспомощного рачка. Ночью волны выбросили его на морской берег. Рачок слабо шевелил лапками. Наташа бросила беднягу в воду. Он закувыркался в зеленой воде и быстро уплыл. В прибрежной лужице на боку плавала рыбка. Мальчик поймал ее и поскорее выпустил в море. Потом Сережа нашел двух беспомощных улиток. Они почти высохли и тоже нуждались в помощи. В этот день Сережа и Наташа спасли много морских жителей."
Русские народные сказки тоже могут выступать в качестве примера текстов-повествований. В их структуре отчетливо просматривается завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка действия. Повествование встречается в художественной и научной литературе, а также во всех жанрах разговорного стиля.
Определение типов речи. Приемы работы
После того как дети прочитали текст-повествование, пример которого приведен выше, им можно предложить определить его тему и главную мысль. Коллективно обсудив предложенное задание, уместно ответить на вопрос "что сделали Сережа и Наташа?" Ученики перечисляют все поступки, совершенные героями рассказа. Полезным будет дать оценку действиям персонажей. Кроме того, нужно попросить детей рассказать о тех событиях, которые предшествовали действиям героев. Завязка очень важна в тексте-повествовании.
Одним из приемов, который помогает определить принадлежность текста тому или иному типу речи, является словесное рисование. Для этого нужно попросить детей определить, сколько кадров диафильма они смогут составить, чтобы передать содержание текста. Школьники обнаруживают, что одним кадром не передать всю последовательность событий, нужна серия картинок. После такой работы дети легко определяют, что приведенный рассказ - повествование. Пример подобного типа текста дети способны составить самостоятельно. При этом на определенном этапе обучения они могут указать все его существенные признаки.
Текст-рассуждение
Этот тип речи призван не только указать на признаки предмета, но и исследовать их. Кроме того, нужно доказать и обосновать существование взаимосвязей, чего совсем не требует повествование.
Пример текста-рассуждения обязательно будет содержать мысль, предназначенную для доказательства, а также умозаключения, пояснения, рассуждения, благодаря которым предположение окажется доказанным.
В тексте очень важна логика, поэтому следует четко выстраивать ход рассуждения. Все, что не относится к доказательству тезиса, из статьи исключается. В конструкции чаще всего используются простые распространенные предложения и сложные с придаточными обстоятельственными, цели, причины, следствия.
Из вопросов к тексту-рассуждению больше всего подходят такие, как "отчего?", "зачем?", "почему?"
Наблюдение за типами речи
Общеобразовательная программа по русскому языку должна давать знание школьникам того, что такое текст, его тип. Повествования, рассуждения, описания приводятся в качестве примеров. Но главное, чему необходимо научить детей,- это умению доказывать принадлежность текста тому или иному типу и самостоятельно составлять их на заданную учителем тему.
Для овладения этими навыками ученики должны:
- отличать текст от набора предложений;
- знать структуру текста, его основные части;
- уметь поставить к содержанию произведения один из вопросов, по которому легко определить его принадлежность к типу речи;
- уметь оценивать жизненную ситуацию, при которой должен употребляться определенный тип речи.
При работе над текстом нетрудно заметить, что существует такое явление, как сочетание различных его типов в одном произведении. Фрагменты включаются в изложение не изолированно друг от друга, а в тесном соединении. Поэтому очень важно не только научиться различать типы речи, но и умело соединять их друг с другом.
Выпускник начальной школы при условии того, что работа по развитию речи велась систематически, без особого труда определяет тип текста: повествование, описание, рассуждение. Работа над умением составлять и сочетать их между собой продолжается на последующих ступенях обучения.
загрузка...
em-goldex.ru