Краткое содержание, тема стихотворения Некрасова "Школьник". Анализ стихотворения. Посмотрите на рисунок 27 и вспомните сказку н а некрасова


Акцентное вычитывание произведения по стихотворению Н.А. Некрасова "Крестьянские дети"

Разделы: Литература

Цель урока: проследить, как меняется настроение рассказчика

на протяжении всего произведения

Задачи:

  1. обучать навыкам сравнительного анализа;
  2. развивать образное мышление и речь;
  3. воспитывать эстетически развитого читателя, способного понимать позицию автора и порождать собственное суждение.

Межпредметная связь: музыка, изобразительное искусство, история.

На доске: Н.А. Некрасов “Крестьянские дети”.

Эпиграф

Вижу дитя на руках у родимой, Сердце волнуется думой любимой.

Учитель: Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихов, посвященных детям, сколько у Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимают “Крестьянские дети”. И не случайно эпиграфом нашего урока послужили строки из стихотворения Некрасова “Свобода”.

— А что такое эпиграф?

(Эпиграф - изречение, краткая цитата, которая характеризует основную мысль произведения).

— Назовите ключевые слова эпиграфа?(Дитя и сердце волнуется).

 — А что значит “сердце волнуется”? (Переживает, беспокоится).

Учитель: Дети и чувства - вот основные понятия, вокруг которых пойдут наши рассуждения при анализе стихотворения Н.А. Некрасова “Крестьянские дети”: на прошлом уроке мы познакомились с творчеством Некрасова и начали анализировать стихотворение “Крестьянские дети”, прочли ее первую часть.

— Давайте вспомним, каким предстает перед нами рассказчик? Кто он? Каково его настроение?

(Рассказчик - герой, барин, охотник, поэт. Он любуется крестьянскими детьми. Любит милых плутов, с радостью вспоминает “грибные набеги”, ему нравится вольная жизнь крестьянских детей).

--А какой еще род искусства помогает нам передать настроение? (Изобразительное искусство, музыка.)

—Прослушайте музыкальный фрагмент...

—Кто автор этого музыкального произведения?

—Какие чувства вызвала у вас эта музыка?

(В этой музыке мы уловили звуки, которые вызвали у нас хорошее настроение, мелодия несет радость, наслаждение).

Учитель: Мы убедились, что настроение можно передать не только словесно, но и с помощью музыки. В домашнем задании вы должны были выразить это настроение в иллюстрациях.

- Давайте посмотрим, как вам удалось уловить это настроение?

Учитель может предложить учащимся следующий подход при анализе иллюстраций.

1. Детей можно направить на то, что в I части используется автором литературный прием - сравнение. Поэтому некоторые рисунки могут выглядеть в виде полевых цветов; (рассказчик сравнивает глаза детей с цветами).

2. Другие в виде надутого гуся (в тексте дети сравнивают рассказчика с гусем, но с улыбающимся солнцем, где через солнышко передается любовь к детям).

3. Рисунки с использованием ярких красок, которые создают радостное настроение.

4. В виде венка с детскими глазами, уч-ся должны высказать свое настроение в иллюстрациях и показать, как его рисунок передает настроение рассказчика.

Учитель: Таким образом, мы увидели с вами, что настроение рассказчика можно передавать с помощью иллюстрирования. Обратимся к тексту и прочитаем вторую часть стихотворения и подумаем, какое настроение передает рассказчик в этой части. На прошлом уроке мы поделили стихотворение на смысловые части. Прочитаем следующий отрывок:

 -Довольно, Ванюша! Гулял ты немало...

- Каким сначала представляется Ванюше крестьянский труд?

(Труд перед Ванюшей предстает “нарядной своей стороной”).

- В каких строчках звучит поэзия крестьянского труда?

(Он видит, как поле отец удобряет, как в рыхлую землю бросает зерно, как поле потом зеленеть начинает, как колос растет, наливает зерно...).

  • Дома вы должны были выписать слова, лексическое значение которых вам непонятно.
  • Объясните значение следующих слов: жатва, серп, снопы, рига, цеп.

Жатва - уборка хлебных злаков путем срезания под корень.

Серп - ручное орудие в виде прогнутого полукругом мелко зазубренного ножа для срезания хлебных злаков с корня.

Сноп — связка сжатых стеблей с колосьями.

Рига — сарай для сушки снопов и молотьбы.

Цеп - ручное орудие для молотьбы.

- Употребляются ли эти слова в современном русском языке?

(Нет, они вышли из активной лексики).

- А как называются слова, которые вышли из активного употребления?

(Устаревшими или архаизмами).

Учитель: эти слова не случайно прозвучали в этом отрывке, потому что они созвучны поэзии крестьянского труда.

- Каким показывает Некрасов Ванюшу в этой части?

(Он в деревню въезжает царем). Какое интересное выражение...

  • А что означает это выражение “въезжает царем”?

(Ванюше не приходилось сталкиваться с тяжелым трудом крестьян, он только наблюдал за работой, и поэтому чувствует себя “царем”).

- Кто говорит: “Родной”, “Полезай постреленок”.

(Эти слова говорит отец, крестьяне).

— Дайте объяснение слову “постреленок” (озорник).

— Какое отношение выражает автор, этим словом, вкладывая его в уста отца?

(В этом слове автор выражает любовь не только отца, но и любование автором Ванюшей).

— Какая часть слова демонстрирует это отношение к Ванюше?

(В этом слове автор употребляет уменьшительно-ласкательный суффикс “енок”, который выражает любовь к этому ребенку).

— Прочитаем следующий отрывок стихотворения.

 — Сравните этот фрагмент с предыдущим, где рассказчик восхищается радостью труда.

 — Чем они отличаются?

Учитель: Это стихотворение написано в 1861 году.

—Какое событие произошло в это время в России? (В 1861 году было отменено крепостное право).

Учитель: 1861 год - год отмены крепостного права, год обретения долгожданной “воли”, год надежд на лучшее будущее.

— Давайте обратимся к тексту, и следующий отрывок разыграем по ролям? Подумаем, о каком времени вспоминает рассказчик в данном отрывке?

Учитель: Понравилась вам игра актеров?

— Какие чувства возникли у вас, когда вы наблюдали за игрой актеров?

(Актеры передали своей игрой чувство печали, как тяжело крестьянским детям достается хлеб).

— О каком времени вспоминает рассказчик в данном отрывке?

(Он вспоминает о времени, когда в России было крепостное право).

 —Почему мальчик назван “мужичком”?

(Мальчик одет не по своему росту, в больших сапогах, эти вещи еще больше уменьшают его в росте, и не случайно рассказчик называет его “мужичком с ноготок”).

(Работа с иллюстрацией на стр. 176).

Учитель: Посмотрите на иллюстрацию на стр. 176.

—Что вы видите на ней? Опишите словесно.

(На первом плане изображен мальчик, который ведет под уздцы лошадь. Походка у мальчика уверенная. Этой походкой художник подчеркивает гордость мальчика за порученный ему ответственный труд. Лошадь согнулась под тяжестью груза, поэтому мальчик ведет ее под уздцы, беря на себя часть тяжести.)

Учитель: Замечательно каждое слово, которым Некрасов изображает этого шестилетнего труженика. Другой бы сказал о мальчике, что тот шагает, или идет, или бредет.

— А как говорит Некрасов? (шествует).

— Найдите это слово в толковом словаре (шествовать - идти, двигаться важно).

— О ком говорят, когда произносят слово “шествует” (о царе, о важном человеке).

— Почему именно это слово использует рассказчик, говоря о походке “мужичка”?

(Мальчик не просто идет, а идет уверенно, важно. Это и видно на иллюстрации. Этой походкой рассказчик подчеркивает, как уважает “мужичок” себя за то, что ему поручили важное дело).

- Сравните отрывок о Ванюше и “мужичке”. Есть ли разница в оценках настроении. (В отрывке о мужичке показывается не радость труда, не его “нарядная сторона”, где ребенку дается посильная интересная работа и он может чувствовать себя “царем”, а тяжелый мужской труд - ребенок один в лесу, ведет лошадь по снегу).

  • Дети, заглядывающие в щели - “плуты”.
  • А какой характер у “мужичка”?

(Тяжелый труд делает его взрослым, поэтому по характеру он важный, и на вид строгий, горд тем, что работает наравне с взрослыми).

  • Какие строчки подтверждают обретение долгожданной воли надежду на лучшее будущее?
  • (Играйте же, дети, растите на воле, на то вам и красное детство дано).

- Как называется художественно-изобразительное средство, используемое в словосочетании “красное детство”.

(эпитет)

- Объясните значение выражения “красное детство”

(На Руси под словом “красное” понималось как красивое, прекрасное, счастливое, поэтому “красное детство” понимается как прекрасное, счастливое детство после отмены крепостного права).

Учитель: Таким образом, воля - это не только долгожданное освобождение от крепостного права, но это еще и крестьянское детство, поэтому эти строки являются поэтическим образом вольного “красного детства” - прекрасной поры человеческой жизни. Дочитаем стихотворение до конца.

- Какие чувства вызывают заключительные строки стихотворения?

(Чувство радости и печали, грусти; это связано с тем, что поэту пришлось расстаться с детьми из-за грозы).

- Сравните с началом стихотворения. Есть ли различия? (Начало и конец стихотворения составляют одну картину. “Теперь нам пора возвратиться к началу”, - говорит поэт в заключительной части, где между ним и детьми уже нет никаких преград. В этом-то и отличие, что много смеха и радости.)

Учитель: Но не только детским смехом и радостью навеян этот этюд, в нем говорится о наступлении хороших времен, чем свидетельствует гроза, которая несет в себе ожидании какой-то новизны. Гроза - символический, многозначимый образ, и в литературе встречается нередко. Мы встретимся с этим образом в 10 классе, когда будем изучать пьесу Островского “Гроза”, где гроза несет ту же нагрузку, что и здесь. Ожидание перемен к лучшему - этим настроением пронизано все стихотворение Некрасова “Крестьянские дети”, и мне бы хотелось еще раз обратиться к эпиграфу нашего урока:

Вижу дитя на руках у родимой, Сердце волнуется думой любимой,

где выражена любовь к самому дорогому в жизни человека - любовь к ребенку. Без этой любви нельзя говорить о прекрасном детстве. И сердце волнуется не только об этом, но и о будущем этих детей.

Д/з. Напишите сочинение на тему “Мое настроение и чувства после прочтения стихотворения Н. А. Некрасова “Крестьянские дети”.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Биография Н.А.Некрасова

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 г. в местечке Немирове Каменец-Подольской губернии. Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, служил в то время в армии в чине капитана. Через три года после рождения сына, выйдя в отставку майором, он с семьей навсегда поселился в своем родовом ярославском имении Грешневе. Здесь, в деревне, неподалеку от Волги, среди бесконечных полей и лугов, поэт провел свое детство.

Детские воспоминания Некрасова связаны с Волгой, которой он потом посвятил столько восторженных и нежных стихов. «Благословенная река, кормилица народа!» – говорил он о ней. Но здесь же, на этой «благословенной реке», ему довелось испытать первое глубокое горе. Однажды он бродил по берегу в жаркую погоду и вдруг увидел бурлаков, которые брели вдоль реки,

Почти пригнувшись головойК ногам, обвитым бечевой...

Мальчик долго бежал вслед за бурлаками и, когда они расположились на отдых, приблизился к их костру. Он услышал, как один из бурлаков, больной, замученный трудом, сказал товарищам: «А кабы к утру умереть – так лучше было бы еще...» Слова больного бурлака взволновали Некрасова до слез:

О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски!

У впечатлительного мальчика очень рано появилось то страстное отношение к людским страданиям, которое и сделало его великим поэтом.

Вблизи усадьбы Некрасовых проходила дорога, по которой гнали в Сибирь закованных в кандалы арестантов. Будущий поэт на всю жизнь запомнил «печальный звон – кандальный звон», раздававшийся над проторенной цепями» дорогой. Рано открылось ему «зрелище бедствий народных». Дома, в родной семье, ему жилось очень горько. Его отец был одним из тех помещиков, каких тогда было множество: невежественный, грубый и буйный. Он угнетал всю семью и нещадно бил своих крестьян. Мать поэта, любящая, добрая женщина, бесстрашно заступалась за крестьян. Защищала она и детей от побоев сердитого мужа. Его это так раздражало, что он набрасывался с кулаками и на жену. Она убегала от мучителя в дальнюю комнату. Мальчик видел слезы матери и горевал вместе с ней.

Кажется, не было другого поэта, который так часто, с такой благоговейной любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери. Ее трагический образ увековечен Некрасовым в стихотворениях «Родина», «Мать», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю», «Затворница», «Несчастные». Задумываясь в детстве о печальной судьбе матери, он уже в те годы научился сочувствовать всем бесправным, униженным, замученным женщинам. По словам Некрасова, именно под влиянием воспоминаний о матери им написано столько произведений, протестующих против угнетения женщины («Тройка», «В полном разгаре страда деревенская...», «Мороз, Красный нос» и др.).

Когда Некрасову исполнилось десять лет, его отдали в Ярославскую гимназию. Учителя в гимназии были плохие: они требовали от учеников только зубрежки и за всякую провинность секли их розгами.

Ничему путному такие учителя не могли научить любознательного, богато одаренного мальчика. Некрасов не кончил гимназию. Он ушел из V класса, так как отец отказался вносить плату за его обучение.

В эти годы Некрасов полюбил книги. Они заменили ему школу. С жадностью прочитывал он все, что мог раздобыть в провинциальной глуши. Но этого ему было мало, и вскоре он задумал уехать из деревни в Петербург, чтобы поступить в университет, стать студентом.

Ему шел семнадцатый год, когда он покинул родительский дом и в ямщицкой телеге впервые приехал в столицу. При нем была лишь большая тетрадь его полудетских стихов, которые он тайком мечтал напечатать в столичных журналах.

В Петербурге Некрасову жилось очень трудно. Отец хотел, чтобы сын поступил в военную школу, а сын стал хлопотать, чтобы его приняли в университет. Отец рассердился и заявил, что не вышлет ему больше ни копейки. Юноша остался без всяких средств к жизни. С первых же дней по приезде в столицу ему пришлось добывать себе пропитание тяжелым трудом. «Ровно три года, – вспоминал он впоследствии, – я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, но и не каждый день...»

Поселился он в убогой каморке, которую снимал с одним товарищем. Однажды им нечем было заплатить за нее, и хозяин выгнал их на улицу. Ютясь то на чердаке, то в подвале, без хлеба, без денег, без теплой одежды, Некрасов на себе испытал, каково живется бедноте и как обижают ее богатые люди.

Некоторые из своих ранних стихов ему удалось напечатать в журналах. Увидев, что юноша талантлив, петербургские книготорговцы стали ради наживы заказывать ему разные книжки, за которые платили гроши. Некрасов, чтобы не умереть с голоду, сочинял для них всевозможные стихи и рассказы, писал день и ночь, не разгибая спины, и все же оставался бедняком.

В это время он познакомился и близко сошелся с великим русским критиком, революционным демократом Виссарионом Григорьевичем Белинским. Он требовал от современных писателей правдивого, реалистического изображения русской действительности. Некрасов и был таким писателем. Он обратился к сюжетам, подсказанным ему подлинной жизнью, стал писать проще, без всяких прикрас, и тогда особенно ярко засверкал его свежий, многосторонний талант.

В 1848 г. писатель Панаев вместе с Некрасовым приобрели журнал «Современник». Им вместе с Белинским удалось превратить его в боевой печатный орган, на страницах которого печатались произведения самых передовых и даровитых писателей: Герцена, Тургенева, Гончарова и многих других. Там же, в «Современнике», Некрасов помещал и свои стихотворения. В них он с гневом писал о жестоких обидах, которые приходилось терпеть при царе трудовому народу. Вся лучшая молодежь того времени с восторгом читала «Современник». А правительство царя Николая I возненавидело и Некрасова, и его журнал. Поэту не раз угрожала тюрьма, но он бесстрашно продолжал свое дело.

После смерти Белинского Некрасов привлек для работы в журнале продолжателей дела Белинского – великих революционных демокра­тов Чернышевского и Добролюбова, и «Современник» стал еще бесстрашнее и последовательнее призывать к революции. Влияние «Современника» росло с каждым годом, но вскоре над ним разразилась гроза. В 1861 г. умер Добролюбов. Через год арестовали и (после заключения в крепости) сослали в Сибирь Чернышевского.

Правительство, вступившее на путь жестокой расправы со своими врагами, решило уничтожить ненавистный журнал. В 1862 г. оно приостановило издание «Современника» на несколько месяцев, а в 1866 г. совсем запретило его издание.

Но не прошло и двух лет, как Некрасов стал редактором журнала «Отечественные записки»; в качестве соредактора он пригласил великого сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина. «Отечественные записки» стали таким же боевым жур­налом, как и «Современник». Они следовали революционным заветам Чернышевского, в них впервые проявился во всей своей мощи сатирический гений Салтыкова-Щедрина. Некрасову вместе с Салтыковым-Щедриным приходилось по-прежнему вести упорную борьбу с царской цензурой.

Наивысший расцвет творчества Некрасова начался с 1855 г. Он закончил поэму «Саша», в которой заклеймил так называемых «лишних людей», выражавших свои чувства к народу не делами, а болтовней. Тогда же он написал: «Забытая деревня», «Школьник», «Несчастные», «Поэт и гражданин». В них обнаружились его могучие силы народного певца.

Первый сборник стихов Некрасова (1856) имел огромный успех – не меньший, чем в свое время «Евгений Онегин» и «Мертвые души». Царская цензура, испугавшись такой популярности поэта, запретила газетам и журналам печатать хвалебные отзывы о нем.

Стихи Некрасова прекрасны и певучи, написаны они замечательно богатым и в то же время очень простым языком, тем самым, которому поэт научился еще в детские годы, живя в ярославской деревне. Когда мы читаем у него:

Стала скотинушка в лес убираться, Стала рожь-матушка в колос метаться,

мы чувствуем, что это подлинная, живая народная речь. Как хороши, например, здесь два слова: рожь-матушка, выражающие любовь и даже нежность крестьянина к тем долгожданным колосьям, которые он с таким упорным трудом взрастил на своей скудной земле!

Много в поэзии Некрасова ярких, метких и чисто народных выражений. Он говорит о ржаных колосьях:

Стоят столбы точеные, Головки золоченые.

И о свекле, которую только что выдернули из земли:

Точь-в-точь сапожки красные Лежат на полосе.

О весеннем солнце, окруженном веселой толпой облаков, Некрасов пишет:

Весной, что внуки малые,С румяным солнцем-дедушкойИграют облака.

Некоторые из этих сравнений он брал из народных загадок, поговорок и сказок. В сказках он нашел и замечательный образ Мороза-воеводы – могучего богатыря и чародея. Особенно близки Некрасову русские народные песни. Слушая с детства, как поет их народ, он и сам научился создавать такие же прекрасные песни: «Солдатская песня», «Песня дворового», «Песня убогого странника», «Русь», «Зеленый Шум» и др. Кажется, будто их сложил сам народ.

Пристально изучая крестьянскую жизнь, поэт готовился к великому литературному подвигу – к созданию большой поэмы, прославляющей великодушие, героизм, могучие духовные силы русского народа. Поэма эта – «Кому на Руси жить хорошо». Герой ее – все многомиллионное «мужицкое царство». Такой поэзии еще не бывало в России.

Некрасов начал поэму вскоре после «освобождения» крестьян в 1861 г. Он очень хорошо понимал, что никакого освобождения не было, что крестьяне по-прежнему остались под властью помещиков и что, кроме того,

...на место сетей крепостных Люди придумали много иных...

В центре своей эпопеи Некрасов поставил Савелия, «богатыря святорусского», человека, как бы созданного для революционной борьбы. По убеждению Некрасова, таких богатырей в русском народе – миллионы:

Ты думаешь, Матренушка, Мужик – не богатырь?.. Цепями руки кручены, Железом ноги кованы, Спина... леса дремучие Прошли по ней – сломалися... И гнется, да не ломится, Не ломится, не валится... Ужли не богатырь?

Рядом с Савелием в поэме встают привлекательные образы русских крестьян. Это Яким Нагой, вдохновенный защитник чести трудового народа, Ермил Гирин, деревенский праведник. Самим своим существованием эти люди свидетельствовали о том, какая несокрушимая сила скрыта в народной душе:

Сила народная, Сила могучая – Совесть спокойная, Правда живучая!

Сознание этой нравственной «силы народной», предвещавшей верную победу народа в борьбе за счастливое будущее, и было источником того оптимизма, который чувствуется в великой поэме Некрасова.

В 1876 г. после перерыва Некрасов снова вернулся к поэме, но у него уже не было сил закончить ее. Он тяжело заболел. Врачи отправили его в Ялту, на берег моря, но ему с каждым днем становилось все хуже. Трудная операция лишь на несколько месяцев отсрочила смерть.

Страдания Некрасова были мучительны, и все же нечеловеческим напряжением воли он находил в себе силы слагать свои «Последние песни».

Когда читатели узнали из этих песен, что Некрасов смертельно болен, его квартиру завалили телеграммами и письмами. В них была скорбь о любимом поэте.

Особенно растрогал больного прощальный привет Чернышевского из ссылки в августе 1877 г.

«Скажи ему, – писал Чернышевский одному литератору, – что я горячо люблю его как человека, что я благодарю за его расположение ко мне, что я целую его, что я убежден: его слава будет бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов. Я рыдаю о нем. Он действительно был человек очень высокого благородства души и человек великого ума».

Умирающий выслушал этот привет и сказал еле слышным шепотом: «Скажите Николаю Гавриловичу, что я очень благодарю его... Я теперь утешен... Его слова мне дороже, чем чьи-либо слова...»

Умер Некрасов 27 декабря 1877 г. (по новому стилю 8 января 1878 г.). Его гроб, несмотря на сильный мороз, провожало множество народа. (см. гравюру)

Некрасов всегда страстно желал, чтобы его песни дошли до народа. Надежда поэта сбылась. Да и как было народу не петь этих некрасовских песен, если в них высказывались те самые чувства, которые всегда волновали народные массы! Поэт в мрачную пору предчувствовал и приветствовал будущую всенародную революцию:

Рать подымается – Неисчислимая! Сила в ней скажется – Несокрушимая!

hallenna.narod.ru

КВН по творчеству Н. А. Некрасова

КВН

по творчеству Н. А. Некрасова

Провела учитель русского языка и литературы

ООШ д. Старобаскаково, филиал

МБОУ СОШ № 1 с. Кушнаренково

Хамадаминова Л. А.

Данный материал представляет собой Игру - КВН по творчеству Н.А.Некрасова. Это своеобразная викторина, включающая сведения о жизни и творчестве поэта.

В викторине принимают участие 2 команды по 6 человек.

Право ответа принадлежит команде, которая первой подняла табличку со своим названием. В случае верного ответа команда получает балл. Если дан неправильный ответ, то право ответа на этот вопрос переходит другой команде.

Данный материал предназначен, конечно, учителям русского языка и литературы, но , думается, будет интересен и другим предметника, классным руководителям. Провести такой КВН можно и на уроках литературы, и во время мероприятий в рамках Недели литературы.

2013 год

Игра по творчеству Н.А.Некрасова

ХОД ИГРЫ

Ведущий. Итак, мы начинаем игру по творчеству Н.А.Некрасова.

В викторине принимают участие 2 команды (по 6 человек).

ПРАВИЛА ИГРЫ.

Право ответа принадлежит команде, которая первой подняла табличку со своим названием. В случае верного ответа команда получает балл. Если дан неправильный ответ, то право ответа на этот вопрос переходит другой команде.

Ведущий. Давайте познакомимся с названием команд.

Команда №1 _____ класс - _______________________________

Команда №2 _____ класс - _______________________________

- Мы начинаем игру.

Ведущий.

Первый конкурс "БИОГРАФИЯ ПОЭТА"

1. Назовите годы жизни поэта Николая Алексеевича Некрасова.

ОТВЕТ . Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине 28 ноября (10 декабря) 1821 года, а умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю) в Петербурге.

2 . Назовите пристрастие, которое наследовал Николай Некрасов от своего отца.

ОТВЕТ . От Алексея Сергеевича поэт с детства заразился охотничьей страстью, той самой, которая впоследствии давала ему счастливую возможность искреннего, сердечного сближения с мужиком.

3. А какая страсть досталась семейству Некрасовых от прапрадеда Некрасова Якова Ивановича?

ОТВЕТ. От Якова Ивановича прослеживается наследственная некрасовская страсть - карты. В результате его сыну Алексею досталось только одно - и последнее - рязанское имение.

4 . Назовите первое учебное заведение, в котором он полюбил чтение?

ОТВЕТ. Ярославская гимназия

5. Ради благополучия своего сына эта женщина подчинялась всю жизнь "угрюмому невежде" и "жребий свой несла в молчании рабы"? Кто она?

ОТВЕТ. Это мать Некрасова.

6 . Издателем какого журнала становится Н.А.Некрасов с 1847 года?

ОТВЕТ. Н.А. Некрасов вместе с И.И. Панаевым с января 1847 года издаёт журнал "Современник"

7 . В чьем обществе любил подолгу бывать Некрасов?

ОТВЕТ. В обществе крестьянских ребятишек

8 . Какую карьеру хотел отец Некрасова для своего сына?

ОТВЕТ. Он хотел, чтобы сын поступил в военную школу (в Дворянский полк)

9 . Некрасов так писал в одном из своих стихотворений:

Когда ещё всё в мире спит:

И алый свет едва скользит

По бледно-голубым волнам,

Я убегал к родной реке".

- О какой реке говорится в этом стихотворении?

ОТВЕТ . О реке Волге.

10. В поэме "Мать" Некрасов пишет о такие строки:

Я отроком покинул отчий дом.

(За словом я в столицу торопился.)

В шестнадцать лет я жил своим трудом

И между тем урывками учился.

- О каком городе идет речь?

ОТВЕТ. О Петербурге.

11. Назовите давнее увлечение Н.А.Некрасова, к которому он пристрастился ещё в детстве и пронёс через всю жизнь?

ОТВЕТ. Охота.

12. В 1846 году поэтом написано стихотворение, в котором он великолепно описывает этот вид охоты. Назовите это стихотворение?

ОТВЕТ. Стихотворение "Псовая охота".

13. В каком стихотворении Встреча с голодным и оборванным мальчиком на пустынной проезжей дороге напомнила Некрасову об одном "архангельском мужике". О ком идет речь? И почему?

ОТВЕТ. Эта встреча напомнила Некрасову Михаила Васильевича Ломоносова. великого "архангельского мужика" (он был родом из Архангельской губернии), который, желая учиться, пришёл в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился.

Ведущий. Первый конкурс "БИОГРАФИЯ ПОЭТА" завершён. И мы спросим жюри об итогах этого конкурса.

Жюри подводит итоги первого конкурса.

2 Прочитайте зашифрованные строчки из стихотворения Н.А. Некрасова. Вспомните название стихотворения.

19, 12, 16, 18, 16 19, 1, 14 21, 9, 15, 1, 6, 26, 30 3 26, 12, 16, 13, 6

12, 1, 12 1, 18, 23, 1, 15, 4, 6, 13, 30, 19, 12, 10, 11 14, 21, 8, 10. 12

17,16 19, 3, 16, 6, 11 10 2, 16, 8, 30, 6, 11 3, 16, 13, 6,

19, 20, 1, 13…18, 1, 9, 21, 14, 6, 15 10 3, 6, 13, 10, 12.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Р

С

Т

У

Ф.

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Ведущий.

3 конкурс "ИЗ КАКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТРОКИ".

"Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано..."

("Крестьянские дети". 1861)

"Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц..."

("Мороз Красный Нос". 1863)

"Молча крепилась Феклуша-сиротка,

Глядя, как пряники дети жуют,

А как увидала в книжках картинки,

Так на глаза навернулись слезинки,

Сжалился, дал ей букварь старина:

"Коли бедна ты, так будь ты умна!"

("Дядюшка Яков". 1867)

"Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки..."

("На Волге". 1860)

"Пушисты ли сосен вершины?

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

("Мороз, Красный нос")

Ведущий. 3 конкурс "ИЗ КАКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТРОКИ" завершён. Я прошу жюри подвести итоги двух конкурсов.

Жюри подводит итоги первого конкурса.

4 Прочитайте строчку из стихотворения Н.А. Некрасова. Вспомните название этого стихотворения.

ч

о

р

я

а

т

о

ш

ь

л

ж

ы

д

г

у

о

д

д

о

т

н

а

и

н

г

Ведущий.

5 конкурс "ТРУДНЫЕ СЛОВА".

- Капитаны подойдите ко мне и выберете задание для следующего конкурса.

Задание этого конкурса - дать объяснение выделенным словам .

Карточка 1.

Задание конкурса - дать объяснение выделенным словам .

"С старым Мазаем я бил дупелей".

"Начал частенько Мазай пуделять".

("Дедушка Мазай и зайцы")

"Вижу я в котомке книжку".

Там уж поприще широко:

Знай работай, да не трусь.

("Школьник")

ОТВЕТЫ. Карточка 1.

Дупеля - болотные птицы из семейства бекасов.

Пуделять - промахиваться при стрельбе.

Котомка - так в старину называли сумку, носимую за плечами.

Поприще - пространство, место, приспособленное для бега, скачек, борьбы, игр; область деятельности.

Карточка 2.

Задание конкурса - дать объяснение выделенным словам .

"Пишу мои вирши..."

" Кто тащит на пожню ведёрко кваску..."

"В снопы перевяжут, на ригу свезут,

Просушат, колотят-колотят цепами..."

"И дровни, и хворост, и пегонький конь".

("Крестьянские дети")

ОТВЕТЫ. Карточка 2.

Вирши - стихи.

Пожня - жнивье (поле, где сжат, убран хлеб) или луг.

Рига - сарай для сушки снопов и молотьбы.

Цепы - цеп - ручное орудие для молотьбы; длинная деревянная рукоятка, к которой на ремне подвешивали било - тяжёлую палку с округлым утолщенным концом. Она-то и выбивала зёрна из колосьев.

Карточка 3.

Задание конкурса - дать объяснение выделенным словам .

"Много видел на тракту

Генералов строгих..."

"Дело под вечер, зимой,

И морозец знатный".

("Генерал Топтыгин")

ОТВЕТЫ. Карточка 3.

Тракт - большая проезжая дорога.

Знатный - здесь, сильный.

Карточка 4.

Задание конкурса - дать объяснение выделенным словам .

"Нас, что ни ночь, разоряют станицы

Всякой пролётной прожорливой птицы..."

("Несжатая полоса")

"А старший с важностью спросил,

Кубарь пуская перед нею..."

("Соловьи")

ОТВЕТЫ. Карточка 4.

Станицы - здесь, стая птиц.

Кубарь - волчок, пустой шар на ножке, который дети спускают для потехи. Зовут кубарем и вертушку, погоняемую плёткою; пускаемое из рук веретёнце зовут - юла.

Ведущий.

Третий конкурс "ТРУДНЫЕ СЛОВА" подошёл к концу. И я опять прошу жюри рассказать об итогах трёх конкурсов.

Жюри подводит итоги первого конкурса.

6. Найдите в цепочке названий лишние (написанные не Некрасовым):

Парус, Мужичок с ноготок, Мцыри, Поэт и гражданин, Генерал Топтыгин, Руслан и Людмила, Зеленый Шум.

Ответ: Парус, Мцыри, Руслан и Людмила

Ведущий.

4 название стихотворения Н. Некрасова (из двух слов), записанные змейкой. . Прочитайте

а

ч

й

л

д

е

П

е

т

ЗАГАДКИ

(из стихов Н.А. Некрасова)

"В зеленой раме зеркало"? (пруд)

"Стоят столбы точеные, головки золоченые,

Задумчиво и ласково шумят"? (колосья)

"Точь-в-точь сапожки красные

Лежат на полосе" (свекла)

Мороз-воевода построит мосты ледяные, каких не построит народ (лед на реке)

"Я царство мое убираю в алмазы, жемчуг, серебро..." (это снег и лед)

[Он] неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит... (лед осенью)

"Прямы и светлы, как прутья стальные,

В землю вонзались с силой смертельной" (струи дождевые)

Ведущий. Вот и подошла наша игра к концу.

www.metod-kopilka.ru

Краткое содержание, тема стихотворения Некрасова "Школьник". Анализ стихотворения

Тема стихотворения Некрасова "Школьник", анализ которого вы найдете ниже, - жизнь русской глубинки и вера в светлое будущее. Перед нами одна из настоящих жемчужин русской поэзии. Яркий, живой язык, близкие поэту образы простого народа делают стихотворение особенным. Строчки легко запоминаются, перед нами при прочтении будто возникает картинка. Стихотворение входит к обязательным для изучения в школьной программе. Изучают его ученики в шестом классе.

Предлагаем вам краткое содержание стихотворения, описание его тематики и анализ, а также откроем вам небольшой секрет: о ком же в поэзии говорит Некрасов, кто этот загадочный "архангельский мужик", ставший "разумным и великим".

О Некрасове

Н. А. Некрасов – классик, писатель и публицист. Известен своими поэмами "Кому на Руси жить хорошо" и "Русские женщины".

Он же автор стихотворения о дедушке Мазае и зайцах.

Писатель старался писать наиболее простой и легкой речью, максимально приближенной к народному стилю. Диалектизмы и просторечные выражения придавали его слогу удивительную живость и искренность. Ярким примером служит речь стихотворения Некрасова "Школьник", анализ которого мы предоставим ниже.

Поэт вырос в семье помещика, который был грозой как для своих крепостных, так и для жены и детей. Постоянный террор и деспотизм отца оставили глубокие шрамы на сердце писателя, многие переживания он выплеснул в своих произведениях. Будучи сыном помещика, он всем своим сердцем сочувствовал простому народу, принимая его беды и лишения. В 16 лет юный поэт оказался совершенно без помощи и поддержки отца, но он, как и герой нашего произведения, не оплошал и добился своей цели.

О стихотворении

Произведение Некрасова "Школьник" – одно из самых известных его стихотворений. Написано оно удивительно легким звонким языком, о народе и для народа.

Главным героем становится простой сельский мальчишка-школьник. Он храбро идет еловым лесом, впереди его ждет достойное занятие – учеба. Автор в образе извозчика встречает его и предлагает подвезти. На долгом пути герои разговаривают, и извозчик восхищается школьником, который стыдится порванной изношенной одежды, но гордится книжечкой в котомке. Автор всячески подбадривает мальчика, говоря, что ждет его светлый путь, главное - не робеть, не лениться.

Краткое содержание

Стихотворение начинается окриком на свою лошадку извозчика. Он видит мальчика, худого, бедного, с грязными от длительной ходьбы ногами и "книжкой в котомке". Мальчик на предложение подвезти быстро забирается в убогую телегу, и герои едут дальше разговаривая.

После прочтения сразу становится ясно, кого подразумевал Некрасов в стихотворении "Школьник". Это собирательный образ всего народа, который беден и голоден, но стремится к знанию, не боится трудностей и тревог. Писатель испытывает гордость за своих сверстников, которые, сбивая в кровь ноги, стремятся стать кем-то.

Упоминается в стихотворении еще один персонаж: «архангельский мужик», который «по своей и Божьей воле стал разумен и велик». Эти строчки – о величайшем ученом, математике, физике, биологе и филологе Михаиле Ломоносове, который родился в маленькой деревушке, но стал академиком, профессором и преподавателем. Вот на такое будущее намекает автор, пророча его маленькому мальчику-школьнику.

Образы стихотворения Некрасова "Школьник". Анализ

Главный центральный образ произведения – бедный оборванный мальчишка-школьник, бредущий лесом, скорее всего, на учебу. Извозчик, посадивший мальчика на свою телегу, и сочувствует ему, и подбадривает ученика, что он на верном пути, знания - путь к выходу из нищенской жизни. При этом рассказчик сквозь грусть и жалость к бедному школьнику говорит о радости и вере в его внутреннюю силу.

Проблематика стихотворения Некрасова "Школьник" (анализ которого сейчас часто выполняют на уроках литературы современные ученики) – это и сопереживание, и страдание сердца поэта от безысходной, нищей жизни в деревнях, и одновременно гимн сильному, целеустремленному народу. Эти простые, искренние люди не грустят о своей горькой судьбе, а борются с невзгодами и тревогами, и даже в бедствии стремятся к знаниям, верят в светлое будущее.

Тема стихотворения "Школьник" Некрасова

Произведение поднимает несколько актуальных и сегодня тем. Это и трудное детство, лишенное многих радостей, и трагическая судьба русской глубинки, и детей родом оттуда. Но не только грусть в произведении. Со стороны мальчика светлые чувства читателей вызывает его характер, достойная борьба с трудностями и бедами. Несмотря на непогоду и обветшалую одежду, он каждый день бредет к школе, и путь его может составлять не один километр. Тяжело представить на его месте современных учеников, приезжающих в школу на комфортных автобусах или машинах родителей. К счастью, эти дети не вынуждены жертвовать своим здоровьем ради учебы, но вопрос немного о другом: а стали бы они делать это, если бы магическим образом вдруг оказались в дальней деревушке двести лет назад? Скорее всего, нет, учеба для них – надоевшее занятие. Для героя стихотворения Некрасова же это благородная цель, ради которой холодный далекий пеший путь совершенно не кажется чем-то трудным. Он – плата за заветную «грамоту».

Н. А. Некрасов ("Школьник" - одно из ярчайших произведений поэта) возносит хвалу целеустремленности будущего ученика.

В образе ямщика выступает сам автор и поддерживает мальчика, гордится знакомством с ним. Он рассказывает, что обязательно нужно хорошо учиться, ведь родители отдали все свои силы и сбережения, чтобы обеспечить будущее сыну. Светлая вера в то, что мальчик достойно себя поведет, справится – еще одна из тем произведения. Она придает стиху возвышенное, светлое настроение.

Выводы

Настоящие художники, поэты, писатели и творцы никогда не были оторванными от своего народа. К таким поэтам относился Н. А. Некрасов. "Школьник" – это гимн русскому народу и крестьянским детям, это преклонение перед светлой мечтой и надежда на светлое будущее.

Маленький школьник воплощает в себе образ всего народа – голодного и холодного, вкрай обнищалого, но не сдавшегося.

В пример ему случайный попутчик ставит великого ученого, славу и гордость русского народа – Михаила Васильевича Ломоносова. Такое же будущее автор желает и смелому, трудолюбивому мальчику. Но не только великого ученого вспоминает рассказчик, он верит во весь народ, которому под силу стать достойными сыновьями своей земли.

fb.ru