ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Адаптация ребёнка к детскому саду». Памятка для родителей ясельной группы в период адаптации
Адаптация детей раннего возраста в яслях. Часть 1
Приветствую Вас, дорогие подписчики и гости сайта "Счастливые малыши в детском саду". В этой статье речь пойдет об адаптации детей раннего возраста в яслях. Даже если вы серьезно подошли к вопросу подготовки своего ребенка к яслям, наивно было бы думать, что он с первого дня будет чувствовать себя в группе спокойно и хорошо, как дома, не будет плакать и капризничать. Малыш, которого оторвали от привычных условий, от родных и близких людей, все равно будет переживать это изменение в своей маленькой жизни.
Бывают случаи, когда ребенок идет в группу спокойно, не плачет. Ну и это не означает, что он совсем не переживает. Он держит переживания в себе и не показывает свои страхи и чувства незнакомым людям. Должно пройти достаточно времени, пока воспитатель из чужой тети, станет для него "своей".
Давайте разберемся, что же такое адаптация.
Адаптация-это процесс приспособления организма и личности ребенка к новой обстановке и новым условиям. Адаптация бывает: легкая, средней тяжести, тяжелая и очень тяжелая. Легкая адаптация может проходить в течении 2-3 недель, а тяжелая иногда длится около полугода и больше. Какая адаптация будет у вашего ребенка, зависит от многих факторов: от особенностей его центральной нервной системы, стиля воспитания принятого в вашей семье и от подготовленности к яслям.
Как правило, путевки в ясли начинают давать в конце июня - начале июля. С этого времени начинается прием новеньких детей в ясельную группу. Это время считается самым благоприятным для адаптации малышей .
- Тепло на улице, тепло в группе. Малыши меньше подвержены простудным заболеваниям. Солнце, воздух и игры с водой на участке, способствуют закаливащему эффекту .
- Летом основную часть времени дети проводят на улице. Всем известно, что малыши очень любят гулять. На улице ребенок не чувствует себя в замкнутом пространстве. Он быстрее находит себе занятие , увлечение, т.к. здесь его отвлекают природные факторы. Малыш может засмотреться на солнце, птичку, бабочку или жучка. Может увлечься игрой с песком в песочнице и забыть на время о своей печали (песочная терапия).
- Обычно новенькие детки поступают не одновременно, а 1 -2 ребенка в неделю. Поэтому воспитатель может уделить новичку больше внимания, взять его на ручки, обнять, пожалеть, подобрать "ключики" и завоевать его расположение.
- В это время в группу еще ходят "старенькие" детки. Они ведут себя уже спокойно, уверенно, как хозяева группы. Не беспокойтесь по этому поводу. В яслях нет дедовщины. Во- первых рядом всегда воспитатель и он следит, чтобы малышей не обижали. Во-вторых по моим наблюдениям, "старенькие " детки, как правило, любят малышей. Они начинают их обхаживать , няньчиться, по праву старших. А малышки, тоже всегда тянутся, к тем кто постарше и с удовольствием вступают с ними в игру. Наблюдая за своими новыми друзьями новичок учиться вести себя в коллективе, учится принимать и выполнять правила, слушать воспитателя, учится все делать вместе: играть, убирать игрушки , собираться на прогулку, садится за стол и кушать и т.д. Видя, что старшие дети привычно и спокойно придерживаются заведенного порядка, малыш успокаивается и начинает подражать их действиям. Он как-бы перенимает "штамб" поведения в коллективе. Надо оговориться, что здесь проявляется, насколько общителен ваш ребенок. Если у него маленький опыт общения или его нет вообще, он возможно будет сопротивляться и не захочет подчиняться коллективным правилам.
Как же обычно ведут себя дети во время адаптации?
Впервые войдя в группу, ребенок может даже не заплакать. Он будет с интересом рассматривать новые , яркие игрушки, обстановку, окружающих его детей, пока не поймет, что рядом нет мамы. Вот когда начинаются слезы.
Малыш осознает, что он остался без мамы и для него это самое большое горе в его жизни. Он показывает на дверь, в которую ушла мама, отказывается от еды, не ссадится за стол, его уже ничего не интересует. Малыш, который умеет говорить, постоянно зовет маму или просит воспитателя отвести его домой. На следующий день, он от мамы отрывается со слезами и продолжаться такое может на протяжении двух недель, а иногда и больше.
Постепенно, ребенок начинает забываться, отвлекаться и успокаиваться. Он уже узнает знакомую воспитательницу и иногда со слезами, но все- таки идет к ней.
Первое время детки ходят в ясли только на два часа. Воспитатель следит за состоянием ребенка в группе и потихонечку, по часу, прибавляет время нахождения его в детском учреждении.
Многие мамочки начинают торопить воспитателей, чтобы побыстрее оставить малыша в яслях. Не нужно форсировать события. Если воспитатель видит, что ребенок быстро успокаивается после ухода мамы, кушает и играет с другими детьми, сам быстрее оставит ребенка на более длительный срок в группе.Не зря говорят "Спешка нужна только при ловле блох". Всему свое время и не за горами то время, когда малыш сам помашет вам ручкой и с удовольствием побежит в группу, к своей воспитательнице.
Когда ребенок будет спокойно уходить от родителей в группу, с удовольствием кушать, играть и спать, можно считать, что адаптация закончилась и ребенок полностью привык к яслям.
Как родители могут помочь ребенку быстрее и легче адаптироваться в яслях.
- Если малыш больше привязан к маме, то лучше будет, если в ясли его будет водить папа или другой член семьи.
- Если у ребенка есть любимая игрушка, он может брать ее с собой в группу. Пусть она будет вместе с ним и облегчит расставание с близкими.
- Если вы заранее не отучили малыша от соски или от бутылочки, не отучайте сейчас . Пусть пока не привыкнет, он их сосет. Замечено, что сосательные движения успокаивают. Если ребенок пользуется соской или бутылочкой только перед сном, воспитатели дадут их малышу своевременно.
- Если ребенок не приучен к горшку, не следует отучать его от памперсов в адаптационный период.
- В это время действует закон- никаких резких перемен, чтобы не усугублять и без того тяжелый период в жизни ребенка!!!
- Обратите внимание на правильное питание ребенка, разнообразьте его живыми витаминами: овощами и фруктами.Здоровое питание укрепляет нервную систему.
- Старайтесь побольше находится с ребенком на свежем воздухе и лучше в компании других детей.
- Следите за тем, чтобы ребенок высыпался ночью. Укладывайте его вовремя спать. Часто дети плачут от того, что хотят спать.
- Беседуйте с малышом, рассказывайте что-нибудь хорошее о детском садике, о воспитателях, о детках. Даже если ваш ребенок не умеет говорить, он уловит ваши теплые нотки в голосе и поймет вас.
- Никогда не обсуждайте воспитателя при ребенке, не настраивайте его против детского садика.
- Будьте решительны. Старайтесь прощаться с ребенком в раздевалке быстрее, не оттягивая время расставания.
- Если решили приучать ребенка к детскому учреждению, водите каждый день, а не случай, от случая. (Конечно, если ребенок не болен) . Этим можно только растянуть адаптацию по времени и сделать ее более тяжелой для малыша.
- Прислушивайтесь ко всем советам воспитателей. Они тоже заинтересованы в скорейшей адаптации вашего ребенка.
Другие интересные статьи:
scastliwymalish.ru
Консультация для родителей "Адаптация в ясельной группе"
Адаптация детей ясельной группы В последние годы получило распространение мнение, что лучше отдавать ребенка в детский сад до трех лет - он легче адаптируется в новой среде, меньше возникает проблем с приучением к детскому саду. Действительно, как правило, ясельные дети - это очень удобно. Воспитателя называют мамой, любят детский сад, идут туда с удовольствием.1. Перестаньте волноваться. Все будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на ребенка, не обсуждайте при нем возможных осложнений. Не стоит ударяться и в другую крайность, рисуя малышу идиллические картины его жизни в детском саду. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости.2. Обратите внимание на режим дня ребенка. За лето он должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора до того времени, когда вы планируете выходить из дома в детский сад. Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто лежать в постели одного. Научите каким-нибудь играм: вспоминанию выученных им стихов, песен, сочинению сказок, счету, рассматриванию окружающих предметов с запоминанием мелких деталей. Очень полезны так называемые пальчиковые игры. Хорошо, если вам удастся смоделировать ситуацию коллективного тихого часа.3. Постарайтесь приучить ребенка ходить в туалет по-большому в одно и то же время (не с 11 до 13 часов - время прогулки в саду). По-маленькому малыша нужно научить ходить в туалет не тогда, когда уже "очень хочется", а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном.4. Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните "кусочничество" между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита. Если ваши настоятельные просьбы съесть все побыстрее и до конца вызывают у малыша приступ тошноты - это серьезный повод задуматься о возможности посещения ребенком детского сада. В любом случае о детях с проблемным аппетитом необходимо разговаривать с воспитателем и просить его быть мягким и терпеливым в этом вопросе. Проблемы с едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад.5. Закаливать нужно всех детей, а детей, которые идут в детский сад - особенно. Хождение босиком в помещении и по земле летом в любую погоду - самый простой и эффективный способ. Это укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры (душ, ванна, озеро, море), при этом постарайтесь не ограничивать пребывание ребенка в воде и не очень контролируйте ее температуру. Постепенно приучайте ребенка к холодному питью (кефир, молоко, сок из холодильника).6. Довольно часто встречаются дети, которые плачут при расставании с мамой. Их приходится долго уговаривать, даже если они остаются с близкими, хорошо знакомыми людьми. Если после того, как мама ушла, ребенок чувствует себя хорошо, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, необходимо изменить только сложившуюся "традицию" расставания. "Почетной обязанностью" малыша может стать помощь маме при сборах на работу ("А ну-ка неси мою "рабочую" сумку" или "Куда же это я положила зонтик? Ты не мог бы поискать его?"), а также такие ритуалы, как провожать маму до лифта или махать рукой из окна. Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в мамино отсутствие, следят за временем, когда она должна прийти. В отсутствии мамы у них ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не ложатся спать без мамы. Лучше всего в этой ситуации обратиться к психологу. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребенка, нежелание увидеть в его поведении элементы манипулирования взрослыми - все эти причины в той или иной степени могут провоцировать подобное поведение. Прежде всего в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама. На практике лучше всего приучать ребенка к расставанию с мамой, создавая такие ситуации, когда малыш сам хочет попросить маму отлучиться. Например, ему нужно сделать для мамы сюрприз, или он заигрался с друзьями, а маме нужно в магазин. Уходя надолго, просите не взрослых, а ребенка следить за порядком в доме. Давайте ему поручения, что он должен успеть сделать к вашему приходу, пусть сам проследит за временем, когда пора есть или ложиться спать. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам.7. Проследите, как ребенок играет с другими детьми. (Взаимоотношения детей со сверстниками в этом возрасте только формируются. Отдавая ребенка в детский сад, мы ускоряем этот процесс, поэтому было бы неправильно пускать его на самотек.) Подходит ли он к группе играющих детей? Если ему трудно это сделать, помогите: научите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант. 8. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывет жадиной или все время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться.Памятка родителямКаждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.1. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.2. В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.3. Не кормите малыша перед тем, как пойти в детский сад; более того, старайтесь приблизить питание ребёнка в выходные дни к рациону дошкольного учреждения.4. Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например, от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.5. Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!6. Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).7. Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.8. Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.9. Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.10. И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.11. Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!12. У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.Нежелательные методы воздействия.К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:1. Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.2. Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.3. Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.4. Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.Помощь маме Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, очень много говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один очень важный человек – мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Она тоже остро нуждается в помощи и почти никогда ее не получает. Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад – это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже «рвется» сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад. Чтобы помочь себе, нужно:1. Быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.2. Поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.3. Воспользоваться помощью. Если в саду есть психолог, то этот специалист может помочь не только (и не столько!) ребенку, сколько его маме, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда маме очень нужно знать, что ее ребенок быстро успокаивается после ее ухода, и такую информацию может дать психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.4. Заручиться поддержкой. Вокруг вас мамы, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждой из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя. Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет». Через некоторое время Вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.
В самостоятельной деятельности: как умеет ребенок играть, находить контакт с другими детьми. Умение самостоятельно организовать свой досуг. Анализируя полученные результаты от наблюдения, воспитатель устанавливает индивидуальный план работы с конкретным ребенком, для успешного адаптационного процесса.Развивающие игры:- развивают зрительное и слуховое внимание, например: игра «Дотронься до носа» дает представление строения своего тела; ребенок приобретает навыки слухового восприятия.Игра «Покажи у зайки» - развивает зрительные восприятия. Ребенок узнает изображение частей тела на картинке; Игры, развивающие речевую активность ребенка.Игра «Кто за дверью?» развивает воображение; ребенок приобретает навыки активной речи.В процессе адаптации ребенка в нашем дошкольном учреждении, воспитатель использует элементы телесной терапии (берет ребенка на руки, обнимает его, поглаживает.)- предлагает ребенку засыпать с его любимой игрушкой;- рассказывает сказки, поет колыбельные перед сном.После дневного сна ребенка в период адаптации с целью создания условий успешного пробуждения и бодрствования, воспитатель использует потешки. Например: Потягушки потянись,И скорей – скорей проснись.Свои слова воспитатель сопровождает действиями и обыгрыванием игрушкой. Ребенок чувствует внимание, заботу воспитателя идет на контакт и вливается в детский коллектив после пробуждения. Использует игровые методы взаимодействия с ребенком.Воспитатель фиксирует наблюдения за поведением ребенка в листе адаптации до тех пор, пока не нормализуется его поведение. Если ребенок заболевает, это тоже отмечается в листе адаптации, и по возвращении ребенка в дошкольное учреждение воспитатель проводит наблюдения за его поведением в течение трех дней. Важно провести анализ течения процесса адаптации в группе. Для этой цели надо проанализировать, какова была готовность ребенка к поступлению в детское дошкольное учреждение. И как протекало привыкание под наблюдением воспитателей и медицинской сестры.Так же, большое внимание уделяется питанию детей. Но самое главное условие успешной адаптации, не сколько ребенка, сколько всей семьи - это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад. Важная форма адаптации семьи - экскурсия по детскому саду: знакомство родителей с персоналом ДОУ, с детьми группы, в которую пойдет их малыш. Специалисты ДОУ ( врач, логопед, воспитатели групп) расскажут о режиме дня и правилах поведения в детском дошкольном учреждении. Ответят на все вопросы родителей.Экскурсия проходит по всем основным помещениям, чтобы создать целостное впечатление не только о ясельной группе, но и дальнейшем пребывании их ребенка в детском саду. В группе родители знакомятся с воспитателем и его помощником, которые проводят их по групповой комнате: показывают игрушки, кроватку, где будет спать ребенок, туалет, приемную. Это важный момент в работе с семьей. Мама сможет сама убедиться в том, что малышу будет комфортно, и расскажет остальным членам семьи, в первую очередь ребенку, о том, как уютно и весело в детском саду. Хорошо, если удастся привлечь маму к работе с детьми: она может помочь одеть их на прогулку, поиграть с ними, прибрать вместе с ними игрушки и т.п. Такая деятельность сближает маму с воспитателем, помогает понять его должностные обязанности, ближе познакомиться с детьми. На прогулке продолжается адаптация ребенка и мамы. Прогулка обычно не вызывает у ребенка тревоги (у него уже есть опыт игры с детьми во дворе), поэтому он с удовольствием общается с детьми. Мама в этот момент не должна безучастно наблюдать за группой; можно научить ее нескольким подвижным играм, обратить внимание на то, как строит ребенок свои отношения с другими детьми.Адаптация ребенка к детскому саду - это адаптация в первую очередь семьи. Если родители будут доверять работникам детского сада, адаптация ребенка пройдет быстрее и легче. Опыт работы подсказывает, что такая организация адаптационного периода позволяет дошкольникам быстрее привыкнуть к условиям дошкольного учреждения, наладить положительные взаимоотношения с воспитателями и сверстниками, создает благоприятные условия для развития и воспитания дошкольников.
Проблемы адаптации детей к детскому саду: первый раз в детский сад.
Статьи / Детская психология
Первый раз – в детский сад
Воспитание-дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей человека.
Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда ребенок впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка. Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т.п. Обращение персонала с детьми также резко отличается от того, к которому они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции. Прием новых детей в группу связан с некоторыми трудностями и для воспитателей. Не всегда им, так же, как и родителям, удается облегчить процесс привыкания детей к условиям общественного воспитания. Зачастую это связано с тем, что в группу сразу приводят нескольких новичков, постоянно нуждающихся во внимании и ласке. Это не позволяет воспитателю обеспечить необходимый контакт с детьми, найти правильный подход к ним.[4] В современной жизни мы мало уделяем внимания проблеме адаптации, а ведь успешная адаптация ребенка к изменяющимся условиям его существования – залог его будущей успешной взрослой жизни, залог его побед и достижений. Любая адаптация – это приспособление индивида к новым условиям существования. Адаптация делится на биологическую и социальную. Биологическая – изменение физиологической активности органов и их систем ребенка в ответ на изменение условий существования. Так, в условиях тяжелой адаптации в ДОУ у ребенка возможны замедление речевого, психического развития, и задача логопеда – помочь ребенку в процессе адаптации сохранить и приумножить речевое развитие малыша. Социальная адаптация – формирование новых социальных отношений и связей ребенка в группе. Речь является при этом очень важным связующим компонентом между детьми. Биологическая и социальная адаптация тесно взаимосвязаны, что отражается, например, в снижении функциональной активности организма в период возникновения сложных социальных взаимоотношений, что проявляется в снижении иммунитета малыша, например, в период адаптации. Цель адаптационного периода – приспособление малыша к новым условиям его существования. Задачи:
Если психолог, логопед и воспитатель, организуя деятельность детей, помогут новичку пережить хотя бы однажды, хотя бы в малом радость успеха, утвердиться в получении какого-либо результата и почувствовать свою нужность в группе — тогда ребенок будет открыт и подготовлен к дальнейшей жизни в детском саду. По существующим литературным данным, адаптация ребенка к яслям длится 7-10 дней, к детскому саду в 3 года – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц. Чаще всего дети приходят в детский сад в 3 года, поэтому остановимся на этом периоде подробнее. Адаптацию трехлетнего малыша к детскому саду можно разделить на три вида: легкая, тяжелая и средняя. Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, на лицо - резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Кроме того, малыш очень часто болеет, что связано в первую очередь с нежеланием ребенка идти в детский сад. Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют. При тяжелой адаптации возможен ее срыв, который может привести к психосоматическому заболеванию ребенка: Разлука → страх → стресс → срыв адаптации → болезнь. Второй тип адаптации - легкая, противоположная той, что была описана выше. В этом случае ребенок вливается в новый коллектив безболезненно, ему там комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя в период адаптации физиологические "срывы" все же возможны. И последний тип адаптации - средняя, когда малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически "всплакнуть", но ненадолго. Этот период может длиться до двух-трех месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.[1] Первые признаки того, что ребенок адаптировался:
К невротическим реакциям, сопровождающим срыв адаптации, можно отнести: 1. рвота; 2. пристрастие к личным вещам; 3. наличие страхов; 4. неуправляемое поведение; 5. стремление спрятаться от взрослых; 6. истерические реакции; 7. тремор подбородка, пальчиков. [2] Для логопеда, на наш взгляд, наиболее важными являются особенности речевой активности в период адаптации. По присущим детям различиям в поведении и потребности в общении в период адаптации к детскому саду можно условно выделить три группы. 1. Дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем. 2. Дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем. 3. Дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и в общении с взрослыми. Речевая активность такого ребенка является выражением повышенного стремления к разговору, активизации внимания, преобладания положительного эмоционального тонуса, повышенного интереса к окружающей среде — повышенной умственной активности. Формирование речевых и коммуникативных проявлений в период адаптации детей раннего и младшего школьного возраста затрагивает некоторые исследования (А. М. Леушиной, Е. И. Кавериной, Г. М. Ляминой, Н. М. Аксариной) в области решения задач речевого развития. Разносторонний анализ трудов этих авторов широко представлен в отечественной литературе, поэтому изложим лишь, по нашему мнению, основные положения по проблеме изменения речевой активности детей в адаптационный период. 1. Формирование речи в раннем детстве определяется развитием новых видов деятельности и новых форм общения с взрослыми по поводу этих видов деятельности. Д. Б. Эльконин подчеркивает, что возникновение новых видов деятельности ребенка и новых отношений его со сверстниками и с взрослыми приводит к дальнейшей дифференциации функций и форм его речи. Ведущей в этот период является предметно-орудийная деятельность, поэтому маркером изменений речевой активности детей в период адаптации к ДОУ выступает соотношение единиц в паре «глаголы — существительные». Исследованиями А. С. Выготского, А. М. Аркина, А. М. Гвоздева установлено, что изменение объема речевой активности в адаптационный период приводит к изменениям соотношения между существительными и глаголами: в ясельной группе — 100/170, в группе детского сада — 100/120. Новые потребности деятельности и общения ведут к дальнейшему интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем. В результате этого речь ребенка становится все более связной и в итоге превращается в важнейшее средство передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых. Взрослый(логопед и родитель) задает систему расчленения действительности, которая необходима для формирования понятия, когда показывает и называет признаки предметов ребенку в процессе совместной предметной или предметно-игровой деятельности с ним; систему обобщения — когда учит пользоваться сенсорными эталонами, помогает накопить опыт обозначения каких-либо предметов их изображениями, символами или предметами-заместителями 2. Высшие психические функции внутренне связаны с развитием речевой активности и языковой способности. Это объясняет факт понижения общей психической и речевой активности детей в период адаптации к новой среде. Так, современными исследователями установлено, что в период адаптации задерживается пополнение активного словаря детей новыми словами. Лишь к концу первого месяца адаптации дети начинают использовать, в среднем, 10-15 новых слов: в ясельной группе словарь детей ежемесячно пополняется 20-23 словами; в группе детского сада новые слова в словаре детей встречаются в отдельных случаях. С повышением речевой активности детей возрастает и их психическая активность. Под влиянием речи перестраиваются психические процессы ребенка — его восприятие, мышление, память. Однако процесс овладения речью, в свою очередь, зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. На начальных ступенях овладения речью значение, которое ребенок вкладывает в слышимые и произносимые им слова, существенно отличается от значения, которое эти же слова имеют для взрослого. На протяжении раннего детства происходит изменение значений слов, что является одной из важнейших сторон умственного развития ребенка. 3. Социальная среда и роль взрослого в развитии речевой активности ребенка — важные факторы социального и общего развития ребенка в раннем детстве и младшем. Поэтому в период адаптации воспитанников к детскому саду особые требования предъявляются к речи воспитателя , логопеда, их умению моделировать педагогические ситуации, позволяющие решать задачи стимуляции речевой активности, формирования речевых умений и навыков воспитанников. Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков, позволяющих ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с коммуникативной ситуацией и законами родного языка, исследователи называются языковой способностью. [3, 6] Чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла успешно, рекомендуется начать готовить малыша к саду заранее. 1. Следует рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему мама и папа хотят, чтобы малыш пошел в детский сад (чтобы было интересно, например). 2. Показать ребенку детский сад, понаблюдать за прогулкой ребят, которые уже ходят в садик. Подробно рассказать о режиме детского сада, чтобы ребенка не пугала неизвестность. Для этого следует проконсультироваться с сотрудниками детского сада, чтобы рассказ о режиме дня был правдив, иначе ребенка может ждать разочарование. 3. Поговорить с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Следует проговаривать вместе с ребенком модели поведения, тогда малыш будет чувствовать себя увереннее. 4. Научить ребенка знакомиться с другими детьми, вместе играть, обмениваться игрушками, прощаться. 5. Следует в присутствии ребенка не выказывать своих страхов по поводу детского сада, не давать знакомым высказываться критически в отношении принятого вами решения отдать ребенка в детский сад. Уверенность родителей в правильности своего решения вселяет уверенность в ребенка, что все будет хорошо. В период адаптации необходимо эмоционально поддерживать малыша, чаще обнимать его, больше общаться. Детей, которые, по прогнозам, легко привыкнут к детскому саду, можно начинать приводить сразу на время с начала работы группы (7.00 час) до дневного сна (12.30-13.00), при этом ориентируясь на эмоциональное состояние ребенка. Детей с прогнозируемой адаптацией средней тяжести предлагается приводить на прогулку к 10.00 часам. Родитель гуляет вместе с ребенком. За время прогулкивзрослые и дети ближе знакомятся друг с другом. Через некоторое время ребенка приглашают на обед, но не настаивают. Обычно ребенку требуется от одной до двух недель, чтобы спокойно отпустить маму. Детей с прогнозируемой тяжелой и очень тяжелой адаптацией приводят также к 10.00 часам на прогулку с детьми (около двух недель), после обеда мама с ребенком может поиграть в группе. Через какое-то время (оговаривается с психологом, логопедом) ребенка приглашают в группу сразу после прогулки без мамы. [2] Таким образом, адаптация малыша к детскому саду – очень сложный и ответственный процесс. Главнее в нем – не навредить ребенку, а способствовать его успешному психофизиологическому развитию. И чтобы малыш чувствовал себя комфортно, в первое время следует как можно раньше забирать ребенка домой, чтобы он привыкал к новому окружению постепенно, приложить все усилия, чтобы создать спокойный, бесконфликтный климат в семье, необходимо в выходные дни организовывать дома такой же режим, как и в детском саду. И, конечно, родители ребенка должны тесно сотрудничать с воспитателями, психологом и логопедом детского сада. [5] |
АДАПТАЦИЯ В ЯСЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
нарушение положительного эмоционального состояния ребёнка;
ребёнок много плачет, стремится к эмоциональному контакту с взрослыми или, напротив, раздражённо отказывается от него;
ребёнок испытывает сложности с установлением контакта с другими детьми;
нарушение аппетита;
нарушение сна;
болезненно протекает разлука с родными;
снижается общая активность;
общее подавленное состояние.
2. Приблизительно за месяц можно начинать подготавливать ребенка психологически - рассказать про то, что такое детский сад, кто туда ходит, что там происходит, желательно, как можно чаще гулять около него, чтобы малыш привыкал к территории. Родитель может поделиться с ребёнком собственными положительными воспоминаниями о пребывании в саду. Однако одновременно с этим нужно не перестараться - не стоит слишком часто акцентировать внимание на предстоящем событии, что может вызвать у ребенка страх и неуверенность в собственных силах.
5. К режиму детского сада необходимо подготовиться также заблаговременно - обычно детей приводят к 8-9 утра, а забирают в 6 вечера, тихий час - с 13 до 15. Далеко не все дети привыкли вставать в 7 утра, поэтому перестраиваться под новый лад нужно начинать как минимум за 2-3 месяца. Отправляться ко сну лучше в 21.00.
7. Стоит заранее приучать ребёнка к самостоятельности и навыкам самообслуживания. Совсем маленьким детям помогают одеться воспитатели, в более старшем возрасте ребенок должен уже кое-что уметь и сам. Безусловно, навыки самостоятельности прививаются не сразу. Однако в привычной домашней обстановке ребенку будет гораздо проще научиться надевать колготки, застегивать пуговицы и т.д.
10. В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.
www.videouroki.by
Адаптация ребенка к детскому саду. Памятка для родителей ⋆ Планета Детства
После долгих раздумий вы все-таки решили отдавать ребенка в детский сад. Теперь перед Вами стоит вопрос: как подготовить ребенка к посещению детского сада? Как помочь ему легче адаптироваться?
Предлагаем Вам использовать несколько простых рекомендаций:
1. Начните готовить малыша к садику заранее.
2. Важно учить ребенка общаться. Водите его гулять на детские площадки, посещайте детские праздники, берите его с собой в гости и приглашайте друзей к себе в гости. Расширяйте круг общения ребенка. Поощряйте его за контакты со сверстниками.
3. Оставляйте ребенка с другими близкими и знакомыми, сначала не надолго, а затем увеличивайте время. Объясняйте, что у вас есть дела, работа, Вы помогаете папе зарабатывать денежки, чтобы покупать продукты, игрушки и др.
4. В ходе подготовки к садику приведите малыша гулять на участок, познакомьте с детьми и воспитателями, покажите группу, кроватку, рассказывайте ему как весело и интересно будет ему с другими детьми.
5. В период подготовки к детскому садику рассказывайте малышу больше о детском саде, придумывайте истории, сказки в которых любимый персонаж малыша пошел в садик и что он там делал.
6. Дома поиграйте в детский сад, роль ребенка можете выполнять Вы или любимая игрушка малыша. Покажите ребенку в игре, как он может познакомиться, вступить в игру. Соблюдайте в ходе игры режимные моменты.
7. Продолжайте играть с малышом в детский сад, когда он начнет ходить в садик. В игре ребенок покажет вам, с какими проблемами он сталкивается, а вы предложите пути их решения.
8. Не показывайте ребенку свое волнение относительно поступления в детский сад. Ребенок должен понять, что выбора у него нет — детский сад это неизбежность. Ваша уверенность, оптимизм передастся ребенку. Первое время водить ребенка в детский сад может папа.
9. Придумайте ритуал встречи и прощания, делайте ребенку сюрприз, который он найдет в шкафчике, когда придет в детский сад. Разрешите взять ему игрушку, украсить шкафчик по его усмотрению.
10. Необходимо обсуждать с воспитателем длительность пребывания малыша в детском саду, возможность вашего присутствия в садике в течении какого-то времени и домашний режим ребенка на период адаптации к детскому саду.
11. Обычно ребенок привыкает к новым условиям в течение 2-3 недель. В это время ребенок может стать капризным, плохо есть и спать, плакать, когда видит уходящих родителей. Не торопитесь немедленно забрать малыша на домашний режим. Пройдет немного времени и он привыкнет к новому общению.
12. Расскажите воспитателю заранее об индивидуальных особенностях вашего ребенка: что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается,, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.
Что нужно обязательно сделать перед садом:
1. Режим дня дома должен быть похож на режим дня детского сада.
2. Желательно приучить ребенка к горшку (как минимум, чтобы ребенок спокойно на него садился).
Малыш должен уметь самостоятельно мыть руки с мылом и сморкаться в носовой платок.
3. Научить ребенка есть ложкой. Для годовалых детей — держать ложку, пытаться есть.
4. Отлучите ребенка от груди. Кормление грудью сильно привязывает малыша к маме, усложняет адаптацию. Но, если уж, так случилось, что до сада никак не удалось отучить, то во время самой адаптации этого делать не стоит, это слишком стрессирует малыша.
5. Кормите ребенка едой, совпадающей с меню детского сада.
6. Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
7. Повысить роль закаливающих мероприятий.
8. Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
9. Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
10. Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.
11. И последнее – очень важно, чтобы ребенок много общался с детьми и умел играть самостоятельно.
Что нужно делать, когда ребенок уже начал посещать детский сад:
1. Начните гулять на площадке детского сада.
2. Хорошо, если в детском саду вам разрешат самим показать ребенку группу. Таким образом, вы покажете ребенку свое одобрение всего, что там есть.
3. Вначале приводите ребенка на 1-2 часа в день, затем оставьте на обед, далее на сон. Когда ребенок уже будет оставаться на сон, забирайте его после полдника, не ждите окончания работы сада.
4. Во время адаптации у детей часто нарушатся аппетит и сон. Быстрее всего восстанавливается аппетит. Со сном часто бывают проблемы. Поэтому не отчаивайтесь, если ваш малыш ни с первой попытки сможет заснуть в группе.
5. Приводя ребенка в детский сад, не передавайте ему свое беспокойство: не стойте у дверей, не подсматривайте в окно, отдавайте ребенка воспитателю спокойно. Не обсуждайте при ребенке проблемы, касающиеся сада.
6. Старайтесь в выходные соблюдать такой же режим дня, что и в саду.
7. В период адаптации уменьшите просмотр телевизора, посещение гостей и любых новых событий. Новизны у ребенка и так хватает!
8. В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.
9. Два слова хочу сказать об игрушках. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывет жадиной или все время будет находиться в тревоге за свою любимую
ВАЖНО ПОМНИТЬ:
Привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности.
Нужно быть очень внимательным к крохе в этот нелегкий для него период. Хвалить и благодарить, что помогает маме управиться с делами, восхищаться умением ладить со всеми в группе, дарить ему мелкие подарки, чаще целовать и обнимать!
Положительные эмоции вашего малыша от посещения детского садика — противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Они сравнимы только лишь с рассветом, который возвещает нам о том, что ночь уже давно пошла на убыль и будет светлый, много обещающий всем день. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто «опьянен» ориентировочной реакцией на «прелесть новизны». Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, — это верный знак того, что он освоился. Чем легче адаптируется ваш ребенок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающих о завершении у вашего ребенка адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, — главные «лекарства», вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.
В ДОБРЫЙ ВАМ ПУТЬ!
Автор: Плотникова Анна Евгеньевна Педагог-психолог (1 категория), воспитатель (1 категория). МКДОУ Детский сад комбинированного вида №2 «Берёзка» г. Катайск Курганская область, Россия.
Статья размещена в авторской редакции.
planetadetstva.net
Памятка для родителей Адаптация детей ясельной группы в детском саду
Памятка для родителей. Подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным ( адаптивность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). Ребенок в период адаптации – живая стрессовая модель. Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды). Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и реальностью социальной среды. Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе. У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию. Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую. При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. Ребенок как правило не заболевает в период адаптации. При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений. Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей. От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода? Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов: возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более лprofhelp.net
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Адаптация ребёнка к детскому саду»
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Адаптация ребёнка к детскому саду»
Чем может помочь мама
Каких необходимо придерживаться правил для более быстрой адаптации ребенка:
1. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и садике. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Ребенку придется ходить в этот детский сад и эту группу, а значит, нужно сформировать у него позитивное отношение. Расскажите кому-нибудь в присутствии малыша, в какой хороший садик он теперь ходит и какие замечательные «тетя Валя» и «тетя Таня» там работают.
2. В выходные дни не меняйте режим дня. Можно дать поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться». Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, возможно, он слишком поздно ложится вечером.
3. Не отучайте малыша от «дурных» привычек (например, от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать его нервную систему. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.
4. Постарайтесь создать дома спокойную, бесконфликтную обстановку. Чаще обнимайте ребенка, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему сейчас так нужна ваша поддержка!
5. Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите малыша, помогите ему успокоиться и переключите внимание на что-то интересное.
6. Дайте с собой в садик небольшую игрушку (лучше мягкую). У детей формируется восприятие игрушки как «заместителя» мамы. Когда он прижимает к себе что-то пушистое, что является частичкой дома, то чувствует себя спокойнее.
7. Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту историю вы можете инсценировать с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком. Ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не дойдете до этого момента. Собственно, цель в том и заключается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.
8. Облегчите режим. Если вы видите, что ребенку сложно, он стал еще более капризным, скорректируйте режим. Например, сделайте дополнительный «выходной день» в среду или пятницу. Забирайте по возможности пораньше, лучше сразу после полдника.
Спокойное утро
Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен ребенок. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.
1. И дома, и в садике разговаривайте с малышом доброжелательно, уверенно. Проявляйте дружелюбную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – при раздевании. Говорите не слишком громко, но уверенно, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которая идет с малышом в садик. Видя, что зайчик «так хочет в садик», малыш заразится его хорошим настроением.
2. Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему расстаться легче. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого (чаще всего маму) никак не может отпустить от себя, продолжая переживать и после ухода. А вот забирает лучше пусть тот, с кем эмоциональная связь сильнее!
3. Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
4. У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчетесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.
Часто болеющие дети.
Если ребенок находится дома больше, чем ходит в садик, то ему сложно влиться в коллектив. Ребенка 2–3 лет сверстники из группы просто «забывают». Дети постарше формируют стойкие дружеские связи по интересам, принося игрушки и организуя игры. Часто болеющий ребенок не может в них вписаться. Он как бы остается «чужим» – тем, кто приходит ненадолго. Конечно, он чувствует себя не слишком комфортно!
Рекомендация: У таких детей обычно есть родные, которые не работают. Замечено, что чем больше заняты родители и чем быстрее им нужно выйти на работу, тем реже и менее продолжительно болеют дети. Не держите ребенка дома просто так, «чтобы окреп». Чаще эта мера не только не помогает, но и мешает. Ведь естественный иммунитет вырабатывается и поддерживается в «активной» среде. Если все же ваш ребенок часто пропускает садик, постарайтесь организовать неформальное общение. Приглашайте ребят из его группы в гости, гуляйте на площадках, где можно встретить друзей из садика. Так он не будет одинок и растерян, возвращаясь после болезни в свою группу.
Все, что касается еды, сна, прогулок, занятий, относится к Его Величеству Режиму, великому и ужасному. И родителям не под силу изменить его, сколько ни говори об индивидуальном подходе. Как говорится, подход подходом, «а их у меня больше двадцати».
Если садик вам необходим, помогите своему ребенку приспособиться. Ищите поддержки у воспитателей. Они любят, когда родители проявляют заинтересованность в том, чтобы улучшить ситуацию. Нежелание ходить в детский сад, связанное с едой, сном или другими элементами режима, в общем-то, преодолимо.
Очень важно, чтобы у ребенка были позитивные стимулы, которые помогут смириться с некоторыми неприятными моментами. Например, дружба, интересные игры или любимые занятия. Найдите их вместе с ним, и «режимные» трудности будет преодолеть гораздо легче!
Ошибки, которые не стоит допускать
Иногда родители совершают ошибки, приводящие к тому, что ребенок начинает бояться садика. Чего же делать нельзя?
1. Нельзя показывать ребенку свою тревогу. Нужно исключить все высказывания типа: «Бедненький, в садик тебе придется идти!», «Как же ты в садике без мамы?» Не говорите это сами и не позволяйте «доброхотам» говорить такое малышу. Также не обсуждайте тему того, как вы встревожены, со своими подругами при ребенке. Даже если он не понимает всех фраз, он способен выделять ключевые слова «детский сад», «воспитатель» и связывать их с вашим встревоженным выражением лица. И у него может закрепиться уверенность: садик – это плохо и опасно.
2. Нельзя пугать детским садом. «Вот пойдешь в садик, там тебе покажут, как не слушаться!», «Не будешь хорошо себя вести, отдам в садик, пусть тебя там воспитывают!», «В садике воспитатель тебе ремня даст за такое поведение!» Родители применяют такие фразы в качестве «воспитательной» меры: напугаешь, он и слушаться будет лучше. О таких родителях можно сказать: «Не ведают, что творят». Да, возможно, в этой ситуации ребенок и послушался. Но вред нанесен ему долговременный! Теперь ребенок твердо знает: садик – это опасное место, где его буду ругать, наказывать, а может, и бить. Захочет ли он туда пойти?
3. Нельзя критиковать садик и воспитателей перед ребенком. Возможно, вам не слишком нравятся детский сад и воспитатели, но по каким-то причинам вы не можете выбрать другой. Что ж, придется мириться с тем, что есть. Ошибкой было бы обсуждать при ребенке ваше недовольство. Иначе ваш настрой передастся ему, и он будет воспринимать атмосферу в детском саду как недружелюбную. Старайтесь вообще поменьше обсуждать садовские проблемы при ребенке, это лишь способно его дезориентировать.
4. Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы «заберете его пораньше», если не предполагаете этого делать. Пусть лучше знает, что мама придет не скоро, чем потеряет к вам доверие.
Итак, причин для того, чтобы не желать ходить в детский сад, у ребенка не так уж мало. Но практически все представляют временные трудности, с которыми по силам справиться. Но поделюсь самым главным, секретным способом. Просто предложите ребенку поиграть в детский сад. С вашей стороны – минимум активности. Принесите игрушки и приготовьтесь: сейчас начнется самое интересное! Ребенок в своей игре покажет вам то, о чем никогда не расскажет, отвечая на вопросы. А также то, о чем всегда молчат воспитатели. Понаблюдав, вы сможете узнать, что воспитатель покрикивает на детей во время еды. Что один из мальчиков постоянно обижает других. Что есть девочка, с которой хотелось бы дружить, а не получается. Что он испугался, толкнув другого мальчика, и чувствует себя виноватым. В общем – все тайное станет явным. Несколько таких игр – и картина будет вам ясна. А это – половина успеха!
В силах родителей сделать многое, чтобы ребенку было комфортно в детском саду. И тогда проблемы нежелания его посещать можно будет избежать. Иначе говоря – «болезнь» легче предупредить, чем лечить!
Психолог я/с №54: Хасенова М.И.
infourok.ru
Памятки для родителей младших групп в период адаптации.
Привыкаем постепенно.
Уважаемые родители!
Для того, что бы ваш ребенок быстро и легко привыкли к новому образу жизни, который предлагает детский сад, чувствовал себя в группе уверенно и комфортно, мы просим вас о сотрудничестве в период его адаптации к новым условиям.
В детском саду ребенку нужно привыкнуть:
- К новым взрослым людям, которые будут, о нем заботиться;
- К новой обстановке, помещениям, мебели, игрушкам;
- Обществу своих сверстников;
- Новой пище и условиям еды;
- Новой обстановке для сна.
Вашему ребенку будет проще привыкнуть ко всему постепенно.
Поэтому мы просим вас прийти с ребенком в то время, когда в группе не будет других детей, и воспитатель сможет познакомиться с вашим малышом, а он – изучить нового для него взрослого человека. Ребенок будет чувствовать себя уверенно, если вы будете на первых порах рядом с ним.
Первую неделю мы просим вас приходить в период с 8.00 до 10 .00 или с 10.00 до 12.00.
Вторую неделю мы предложим ребенку обедать в группе и, возможно в конце недели - спать.
Третью и четвертую неделю просим забирать ребенка после дневного сна.
Дома в адаптационный период нужно относиться к малышу более терпимо и внимательно. Если что-либо волнует вас в связи с детским садом, не обсуждайте это при ребенке, но обязательно поделитесь всеми опасениями с сотрудниками нашего детского сада. Просим Вас рассказать психологу и воспитателям о ребенке как можно больше, все, что вы считаете особенно важным. Мы готовы прислушаться ко всем вашим пожеланиям.
Ребенок собирается в детский сад.
1.Воспитатели и родители устанавливают контакт до прихода ребенка в группу, беседуют об особенностях развития ребенка, его привычках, сообщают ласкательное имя ребенка, к которому он привык.
2.Не изменяйте резко привычный уклад жизни детей. Домашний режим желательно приблизить к садовскому, не позднее, чем за месяц.
3.Желательно отучить ребенок от вредных привычек: кормления с книжкой, засыпания с укачиванием, присутствие взрослого у кровати во время сна, абсолютная тишина и темнота.
4. Старайтесь соблюдать возрастной режим: длительное (не менее 4 часов зимой) пребывание на воздухе; массаж, гимнастика, закаливающие процедуры. При пониженном аппетите не кормите насильно. Соблюдайте питьевой режим.
5. Упражняйте (не заставляйте) ребенка в самостоятельности: есть ложкой, пить из чашки, играть игрушками.
6.Развивайте у ребенка навыки общения со сверстниками, доброжелательное к ним отношение.
7.Формируйте у ребёнка элементарные навыки самообслуживания: одеваться, раздеваться, мыть руки, обуваться, есть самостоятельно, используя ложку.
Ребенок начал посещать детский сад.
1.В первые дни приводить ребенка только на прогулку или в вечернее время, чтобы ребенок видел, как родители приходят за детьми.
2.Сократите время пребывания детей в группе на первых порах до минимума. Не более трех часов. Дома уделить внимания режиму, приблизив его к садовскому.
3.Родители могут пройти в группу, рассмотреть игрушки, поиграть с детьми.
4.Взятая с собой из дома игрушка напомнит о семье, снимет напряжение у ребенка.
5.Обстановка в семье должна быть спокойная, обращение с малышом ласковое и участливое.
6. На время ограничите для ребенка новые впечатления – не кормите новыми блюдами, не покупайте новых игрушек, не принимайте гостей и не ходить в гости самим.
7. В период адаптации старайтесь не наказывать малыша, лучше переключайте внимание ребенка на что-нибудь интересное.
8. В выходные дни следуйте садовскому режиму.
9. Как правило, все дети, поступающие в детский сад, на 5-й - 7 –й день заболевают ОРВИ. Поэтому желателен перерыв в посещении с 4-го по 9-й,10-й день.
10. Родителям необходимо набраться терпения и оптимизма - поменьше тревожиться.
Помните: Ваша тревожность передается детям. В детском саду работают люди безгранично преданные детям и своему труду. Доверяйте им, не забывайте с ними советоваться.
nsportal.ru
Адаптация детей ясельной группы в условиях дошкольного учреждения. Рекомендации из опыта работы. - «Дошколенок.ру»
Адаптация детей ясельной группы
Воспитатели ясельной группы в нашем ДОУ долгое время работали по обычной схеме приема детей в ясельную группу, проходя через все трудности адаптационного периода, который в среднем длился около полугода.
Постепенное поэтапное привыкание детей к детскому саду начинается с прогулки с родителями на участке. Затем ребенку с родителями предлагают зайти в группу, осмотреться. Через некоторое время делается попытка оставить ребенка в группе без матери. Тем временем, в группу поступают новые дети. И так – с каждым ребенком.
Не имея возможности принять одновременно всех детей группы, мы столкнулись с проблемой, когда в группе находятся одновременно дети с родителями и дети без родителей. Одних детей родители забирают раньше, других позже. Эмоциональная ситуация в группе была нестабильной и плохо поддавалась регулированию. Воспитателям трудно было контролировать ситуацию: дети, только было привыкшие к группе, начинали снова плакать, глядя на чужих родителей.
Новый подход к проблеме адаптации в ясельной группе.
В 2006 году наши воспитатели решили попробовать новый подход к приему детей в группу и адаптации. Родители будущей ясельной группы были приглашены на собрание в мае 2006 года. Мы описали им недостатки стандартной схемы адаптации, и они согласились на новый подход, который предполагалось осуществлять в тесном сотрудничестве между воспитателями, родителями, психологом, медицинскими работниками и администрацией. Также родители получили инструкции по соблюдению нового режима (режима ДОУ), на который они должны перевести детей за лето, для того, чтобы настроить организм ребенка на быструю адаптацию.
Суть новой схемы заключалась в том, что дети должны оставаться в группе с 8.00 до 15.30 уже через неделю после прихода в детский сад. Прием детей осуществляется тройками: каждую неделю в группу приходят 3 новых ребенка.
Родители поступивших в группу малышей не заходят в помещение группы, где с детьми работают воспитатели. Родители находятся дома и ждут звонков от воспитателей о самочувствии ребенка и возникших или не возникших проблемах, а также о времени, когда они должны прийти за своим ребенком.
Основа новой схемы – доверительные отношения между родителями и воспитателями: родители вместе с воспитателями принимают на себя ответственность за адаптацию и здоровье своих детей, выполняя рекомендации по соблюдению режима дня, налаживанию взаимопонимания с ребенком и чуткого отношения к его эмоциональным реакциям, трудностям и проблемам нового переходного состояния.
Психолог проводит беседу с каждым из родителей, и также находится в постоянном контакте с ними. Работают индивидуальные схемы общения с каждым ребенком и с каждым родителем.
Нашим воспитателям, как правило, удается адаптировать детей через 3-4 дня, так, чтобы к концу первой недели их пребывания, они уже спокойно оставались в группе без родителей, играли, кушали и засыпали в тихий час. Конечно, бывают и исключения.
Во вторую неделю сентября приходят три новых ребенка. Наличие в группе уже адаптированных детей помогает воспитателям быстрее подключить вновь прибывших к режимным моментам. В течение сентября-октября в группу поступают все дети. К этому времени адаптация практически заканчивается, и воспитатели могут начинать развивающие занятия.
Подходы и методы работы наших воспитателей носят одновременно традиционный и инновационный характер и будут описаны ниже. Сейчас остановимся подробнее на методологической основе нашей системы адаптации.
Методологическая основа адаптации.
Из психиатрии и психологи известно, что «…привязанность ребенка к матери наиболее сильна в 1-1,5 года. Она несколько уменьшается к 2,5-3 годам, когда в поведении ребенка отчетливо намечаются другие тенденции – стремление к самостоятельности и самоутверждению, связанные с развитием самосознания» («Клиническая психиатрия раннего детского возраста», Б.Е. Микиртумов, А.Г. Кощеев, С.В. Гречаный).
К возрасту 2-3 лет, когда малыш поступает в дошкольное детское учреждение, у ребенка помимо первичной привязанности к матери уже сформировалось чувство привязанности к другим близким людям, которые способны заменить мать в условиях ее кратковременного отсутствия. В этих привязанностях существует иерархия. Задача воспитателя – завоевать доверие ребенка и стать объектом его привязанности на период пребывания в ясельной группе.
В психиатрии так же имеются сведения о позитивном влиянии замещающих привязанностей на психическое развитие детей в дошкольном и раннем школьном возрасте. Обнаружено, что такие дети достаточно компетентны в общении со сверстниками, часто проводят время в контактах с другими детьми и в социальных играх. Надежная замещающая привязанность проявляет себя также отсутствием агрессивности, враждебности, позитивном отношении к играм и общению.
Прием детей в ясельную группу и адаптационный период являются испытанием не только для ребенка, приходящего в ДОУ, но и для самих воспитателей. Успешная работа воспитателей зависит не только от их профессиональных навыков и опыта работы, но и от их мировоззрения, жизненных установок, взглядов, позиций. В условиях каждодневных испытаний на прочность, которые предъявляет к воспитателям период адаптации, на передний план выходят такие личные качества, как твердость духа и уравновешенность.
Как утверждал А.С. Макаренко: «Хороший педагог должен быть хорошим актером». Для того чтобы продемонстрировать ребенку всю гамму разнообразных эмоций (в зависимости от ситуации), воспитатель должен хорошо владеть собой и чутко ощущать потребности ребенка раннего возраста. Воспитатель стоит не на позиции жалости и сострадания к малышу (даже в глубинен души), а на позиции милосердия. Милосердие – это помощь духу ребенка в преодолении испытания, переживании страдания, отделения от первичного объекта привязанности – его матери.
Если воспитатель убежден, что малышу по силам преодолеть свое испытание, что эти переживания в дальнейшем сделают его душу более чуткой, а дух – закаленным, что новая социальная среда наполнит жизнь ребенка и новым развивающим полезным содержанием, - установки воспитателя передадутся малышу и он сможет легче справиться со своими эмоциями.
Предварительная работа с родителями непременно затрагивает и эти моменты адаптации. Родители должны сами подготовить себя к необходимости временной разлуки с ребенком, и их настрой обязательно передастся малышу.
Воспитатель также просит родителей заранее сформировать позитивное отношение к детскому саду, к будущей интересной и содержательной жизни малыша. Не нужно обманывать ребенка, что в детском садике все будет замечательно и прекрасно, иначе ребенок может столкнуться с проблемой обманутых ожиданий. Ребенок сам в состоянии разобраться и оценить новую обстановку.
Только при таком подходе мы сможем мобилизовать психику малыша. помочь ему сконцентрировать все свои силы для преодоления своего жизненного испытания.
Наши наблюдения за детьми в последующие годы показали, что дети, прошедшие адаптацию в таких условиях более жизнеспособны, ответственны, внимательны, общительны, практически не страдают личностной тревожностью, хорошо осваивают программу обучения.
Другим важным принципом в работе воспитателя является демократичность. Воспитатель выступает для малышей не авторитетным педагогом, а старшим товарищем. Мы не забываем, что не только взрослые учат детей, но и дети учат нас, и, возможно, даже в большей степени, так как «…устами младенца глаголет истина…».
Пока наши младенцы не умеют разговаривать, - их поведение и эмоциональные реакции являются для нас источником информации не только о психическом благополучии ребенка в группе, но и об особенностях его характера, и часто - об укладе жизни в семье и семейных проблемах.
Помогая детям в преодолении себя, мы помогаем самим себе в преодолении ограниченности своих познаний о мире и о человеке. В общении с детьми мы замечаем свои недостатки и слабые стороны, надо которыми нужно работать. Наши воспитатели воспринимают ребенка как личность, с мнением которой взрослым необходимо считаться. Любить детей нужно всех вместе и каждого в отдельности, и в то же время не идти у них на поводу.
Очень непросто каждую минуту держать под контролем ситуацию в группе, не допуская нервозности. Это трудно, но выполнимо. Контролируя психическое состояние каждого ребенка, мы держим под контролем психическое состояние всей группы.
Основные принципы, от которых отталкивается воспитатель в своей работе в адаптационный период, это:
-
посильность требований
-
постепенность усложнения.
На практике это выглядит так. В первый и второй день своего пребывания в группе ребенку позволяется вести себя так, как ему хочется. Он осматривается в новых условиях, плачет или не плачет, приглядывается к другим детям, которые уже привыкли к группе и режиму. Новому ребенку не обязательно следовать за ними и соблюдать режимные моменты. По мере привыкания малыша воспитатель предлагает ему попробовать присоединиться к группе. Наличие уже адаптированных детей облегчает новому ребенку приспосабливание, так как срабатывает рефлекс подражания. Ориентировочный рефлекс (из которого при правильном развитии впоследствии может развиться любознательность) лежит в основе возникновения интереса к окружающей действительности, помогает малышу преодолеть свои страхи и начать игровую деятельность и общение.
Общение с ребенком. Речь. Игра.
Разговаривая с детьми, воспитатель очень требовательно относится к собственной речи, помня о том, что ребенок раннего возраста позитивно реагирует на эмоциональное общение, короткие емкие фразы, наглядность.
Воспитатель представляет себя детям не по имени/отчеству, а просто по имени (напр. Света, Галя), - так легче наладить доверительный контакт.
Слово «нельзя» исключается из обихода общения, используются такие формы воздействия, как переключение ребенка на другой вид деятельности: предложить малышу другую игру, другую игрушку, включиться в игру вместе с ним и т.д. Если ребенок сильно возбужден или агрессивен, воспитатель мягко предлагает ему посидеть на стульчике, отдохнуть, успокоиться. Как только ребенок успокоился, он может в любой момент по своему желанию встать со стульчика и продолжить игру.
Мы посвящаем родителей в особенности нашего общения с детьми в группе, что помогает им дома налаживать контакты взаимодействия с ребенком.
Представим как пример наши рекомендации по организации игры.
-
- играть с ребенком надо, чувствуя себя партнером, участником игры, радуясь вместе с ним, незаметно помогая ему при затруднениях;
-
- сопровождать движения стихотворным текстом; ритм не только воспитывает слуховое внимание и восприятие, но и организует темп игры
-
- текст произносить четко, эмоционально, с повторениями
-
- играть против желания ребенка недопустимо
Плач.
Родители часто спрашивают нас, как правильно реагировать на слезы ребенка.
Как разъясняет психотерапевт А.И.Захаров в своей книге «Как предупредить отклонения в поведении ребенка», адресованной воспитателям детских садов: «Плач – особый язык ребенка, и от того, как взрослый понимает его, во многом зависит взаимопонимание с детьми».
«Плач – один из показателей эмоциональной чувствительности, и характер ее выражения зависит не только от особенностей темперамента, но и от характера воспитания. Действительно, чрезмерная забота и опека на фоне полной вседозволенности со стороны родителей, как правило, сопровождаются повышенной капризностью у детей, одним из проявлений которой и является плач, доходящий до истерик».
«С другой стороны, плач-протест говорит об ограничении жизненно важных интересов и потребностей, с которыми не может примириться ребенок, об унижении его чувства собственного достоинства, оскорблении и обиде. Иногда плач возникает как способ привлечения внимания родителей, как своеобразная просьба помочь вмешаться, разрешить ту или иную волнующую ситуацию. У эмоционально безучастных родителей плач ребенка в этом случае достигает градации крика и отчаяния, как бы призывая их быть более теплыми и отзывчивыми в выражении ответных чувств. Плача, ребенок жалуется на того, кто его обидел, на плохое самочувствие, боль, неспособность реализовать желания».
«Иногда плач проявляется только потому, что накопившееся нервное напряжение требует своего выхода, разрядки, облегчение, испытываемое после плача, в какой-то мере способствует улучшению настроения, представляя таким образом средство регуляции эмоционального тонуса.
Разнообразные функции плача: каприз (истерика), протест, просьба, требование, жалоба (обида), плач-сигнал и плач-разрядка составляют его сложную психологическую структуру – то, что мы определили как язык плача».
В своих беседах мы объясняем эти особенности эмоционального развития ребенка родителям.
Воспитатели стараются отвлечь плачущего от протеста ребенка, переключить его внимание (а вслед за этим эмоции) на созидательно-деятельное направление: «Нам в ясельках некогда плакать, у нас очень много дел. Мы должны расти большими, кушать, играть, отдыхать (слово «спать» не употребляется)! Потом вырастем вот такими, и в школу пойдем, учиться будем и т.п.»
Если ребенка обидел другой малыш, мы зовем обидчика и просим обнять и погладить обиженного, если обидчик отказывается, обиженного малыша «жалеют» другие дети.
Развитие движений ребенка раннего возраста.
Изучая особенности психики ребенка раннего возраста, мы понимаем справедливость наблюдений А.В. Запорожца, который утверждал: «…наиболее эффективными средствами оптимизации качества контакта с ребенком-дошкольником является язык игры, выразительных движений и невербального поведения в широком смысле, или язык внутренней моторики». Движение – основа восприятия и переработки информации об окружающем мире.
«Основной предмет телесности – «живое движение» соединяет в себе психическое содержание и материальную форму» (А.В. Запорожец). Игра – ведущее средство развития ребенка раннего возраста, ключ к формированию психических процессов (ощущение, восприятие, память, внимание, воображение, мышление). Обучающая игра ребенка и взрослого сопровождается выразительными словами, песенками, шутками-прибаутками, мимикой и жестами, хорошими наглядными пособиями.
Ребенок «…учится по своей программе» (Л.С. Выготский). Особенностью ясельного периода в жизни ребенка является также «… встреча двух программ: врожденной и социально-детерминированной. В основе обучения лежит принцип: идти от ребенка, вместе с ним, ради него» («Развитие и воспитание детей раннего возраста», Л.Г. Голубева, М.В. Лещенко, К.Л. Печора).
В своей работе по организации движений и деятельности ребенка наши воспитатели опираются на следующие моменты.
-
- предоставить свободу действий в безопасном для ребенка пространстве
-
- утолять жажду ребенка в познании окружающего мира
-
- обеспечивать сенсорное развитие
-
- удовлетворять стремление ребенка к самостоятельности
Л.С. Выготский считал (мы полностью с этим согласны), что ребенок созревает психологически и социально вместе со своей жизненной ситуацией развития, ибо реально существует и развивается не ребенок, а система «взрослый-ребенок», из которой малыш постепенно выделяется как самостоятельный индивид.
blog.dohcolonoc.ru