Конспект открытого урока в 8 классе по предмету музыка по теме "Мюзикл". Особенности песенной музыки 8 класс конспект


Урок музыки №2 в 8 классе Раздел "Жанровое разнообразие музыки"

Урок №2 8 класс

Цель урока – на основании пройденного материала дать новые сведения о вокальных и инструментальных жанрах.

Задачи:

Образовательные – углубление и закрепление знаний о многообразии музыкальных жанров;

Развивающие - развитие познавательных процессов, таких как речь, память, мышление, воображение; развитие интереса и кругозора о музыке; развитие певческого дыхания; диапазона;

Воспитательные – воспитание и формирование исполнительской и слушательской культуры.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Повторение – повтор темы прошлого урока: Значение музыки в жизни человека.

Домашнее задание – Раздел физики, изучающей природу звука? – Акустика.

  1. Мотивация.

  2. Изучение нового материала.

Сегодня мы начинаем тему, о которой будем говорить не один урок

«Жанровое разнообразие музыки».

На уроках музыки мы с вами знакомились с разными жанрами музыки. Сегодня мы попробуем эти знания упорядочить.

Давайте вспомним, как когда-то во 2 классе мы говорили о трёх китах, на которых держится вся наша музыка: ПЕСНЯ, ТАНЕЦ, МАРШ.

Это и есть самые простые музыкальные жанры.

Так что такое музыкальный жанр?

Итак, слово «жанр» с французского - «вид» или род.

Следовательно, музыкальный жанр – это вид или род музыкальных произведений.

Музыкальные жанры – исторически сложившиеся разновидности музыкальных произведений, определяемые условиями их бытования (сочинения и исполнения) составом исполнителей, особенностями содержания и структуры.

КАКИЕ БЫВАЮТ ЖАНРЫ МУЗЫКИ:

КЛАССИФИКАЦИЯ. Самая простая классификация жанров – по способу исполнения.

Это две большие группы:

инструментальные (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония)

вокальные жанры (песня, романс, кантата, опера, мюзикл).

Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения.

Она принадлежит А. Сохору – учёному, который утверждает, что жанры музыки бывают:

обрядовые и культовые (псалмы, месса, реквием) – для них характерны обобщённые образы, господство хорового начала и одинаковые настроения у большинства слушателей; Слушать: Духовный концерт М. Березовского

массово-бытовые (разновидности песни, марша и танца: полька, вальс, регтайм, баллада, гимн) – отличаются простой формой и привычными интонациями;

Слушать: Вальс Ф. Шопена

концертные жанры (оратория, соната, квартет, симфония) – характерно исполнение в концертном зале, лирический тон как самовысказывание автора;

Слушать: Л. Бетховен Симфония №5

театральные жанры (мюзикл, опера, балет) – требуют действия, сюжета и декораций.

Слушать: А. Бородин, фрагмент оперы «Князь Игорь»

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Рассказывая о том, какие бывают жанры музыки, нельзя не упомянуть часто встречаемую ошибку. Это путаница в понятиях, когда такие стили как классика, рок, джаз, хип-хоп называют жанрами.

Здесь важно помнить о том, что жанр – это схема, на основе которой создаются произведения, а стиль указывает скорее на особенности музыкального языка творения. 

На следующем уроке мы продолжим с вами разбирать классификацию разных жанров.

  1. Вокально-хоровая работа: 1) распевка;

2) работа над песней «Любимый Крым».

  1. Итог урока. Оценивание.

infourok.ru

Конспект урока музыки 8 класс

Арт-рок – музыка современности.

(разработка урока для 8 класса) 

Цель урока. Сформировать у учащихся представления о направлении арт-рок, его разновидностях и отличительных чертах. Через сопоставление с произведениями классической музыки учить анализировать современные музыкальные явления, интерпретировать современную музыку с позиций музыкальных традиций, преемственности музыки прошлых веков и современности. Развивать музыкальное восприятие образов современной музыки; критическое мышление школьников в процессе анализа современной музыки. Воспитывать эстетический вкус учащихся, формировать навыки оценки рок-музыки с духовно-нравственных и эстетических позиций.

Тип урока: урок обобщения темы.

Методы обучения:

по источнику получения знаний - словесные, наглядные, практические;

по характеру познавательной деятельности – объяснительно – иллюстративные, репродуктивные, частично – поисковые.

В ходе игры форд «Баярд» используется метод ретроспективы, т.е. повторения знаний, опираясь на которые будет дан новый материал.

В процессе изложения нового материала при создании проблемно – поисковых ситуаций, путем метода переинтонирования и размышления о музыке, дети анализируют и сравнивают музыку прошлого и современности.

Игра «Морской бой» направлена на создание ситуации занимательности, соревнования и предполагает ненавязчивое повторение ранее выученного материала.

Формы обучения: коллективная, групповая.

Учащиеся должны усвоить: понятие арт-рок, основные характеристики арт-рока, познакомиться с творчеством В. Зинчука, рок групп «Rainbow», «Yes».

Музыкальный материал: Rainbow “Ball of Mountain Ling”, Acsept “Metal Heart”, “Лунная соната” Бетховена в аранжировке В.Зинчука, “К Элизе” Бетховена, Yes «Sweet Dreams», Мика Ньютон «Белые Лошади».

Оборудование: СD проигрыватель, жетоны “волшебные ключи”, текст песни Мики Ньютон «Белые лошади», проект «Арт-рок», конверты с вопросами для закрепления нового материала.

Ход урока.

Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!»

Учитель: Ребята, сегодня мы проведём урок-игру. Первая часть урока – музыкальный форд Баярд. Для того, чтобы узнать тему урока, нужно будет набрать определённое количество жетонов. Слушая музыку, размышляя о ней, вы (за каждый верный ответ) будете получать “волшебные ключи”, определённое количество которых позволит нам открыть название темы урока.

Актуализация знаний учащихся…Я предлагаю вам рассмотреть слайд, на котором изображён портрет молодого композитора. Нужно догадаться о каком музыканте пойдет речь … и назвать произведение, которое звучит.

Дети: Имя композитора – Людвиг Ван Бетховен.

Учитель: Инструментальное и, прежде всего, симфоническое творчество Бетховена имеет ярко выраженный программный характер. Что означает термин “программная музыка”?

Дети: В основе такой музыки лежит тематическая программа, некий сюжет. Программность задаётся или его названием, или излагается в специальном литературном комментарии.

Учитель: Назовите программные произведения разных композиторов.

Дети: Различные оперы, балеты, циклы, например, “Времена года” Чайковского и “Карнавал животных” Сен-Санса, сюита “Пер Гюнт” Грига, Героическая симфония, “К Элизе”, “Лунная соната” и др.

Учитель: Вы упомянули циклические формы. Что это за произведения.

Дети: Циклическая форма состоит из нескольких частей, которые объединяет общий замысел.

(Звучит 1 часть “Лунной сонаты” Бетховена в обработке рок-гитариста В.Зинчука.)

Дети: Это его “Лунная соната”, первая часть которой посвящена Джульетте Гвиччарди. Но соната написана для фортепиано, а сейчас она прозвучала в переложении для электрических музыкальных инструментов.

Учитель: Влияет ли изменение тембровой окраски на изменение смысла произведения?

Дети: Я считаю, что влияет, но не на столько, чтобы исказился общий замысел произведения.

Учитель: Как именно звучат эти инструменты?

Дети: Инструменты не акустические, а электрические, характерные для рока, но сохранился медленный темп, регистр низкий и средний, гармония произведения.

Дети: Электрические инструменты подобраны таким образом, что лишь подчёркивают глубину чувств композитора, трагизм ситуации и боль человека, отвергнутого любимой.

Учитель: На протяжении 5 уроков мы говорили о современной музыке, и классическую музыку сегодня вспомнили неслучайно. Ваши версии, почему мы сегодня говорим о классической музыке (Возможно, дети догадаются, так как на уроке уже звучали обработки современной музыки)?

Дети: Классическая музыка сегодня звучала в современной обработке, это было произведение Бетховена…

Дети: Может быть потому, что мы услышали сегодня, как современные композиторы используют классические мелодии, поэтому мы говорим о классике…

Дети: Рок-музыканты когда-то были детьми и учились в музыкальных школах и музыка классиков им хорошо известна, а некоторые образцы особенно любимы, поэтому…

Учитель: Действительно, классическую музыку мы вспомнили не случайно, т.к. сегодня мы обратимся с вами к музыке, которая своими корнями уходит в музыку прошлого … За каждый верный ответ я награждала вас волшебным ключом. Достаточное количество ключей позволят нам открыть тему урока: «Арт-рок – музыка современности».

В ходе дальнейшей работы мы поймем, как луч классической музыки, преломляясь в зеркале времени, отражается в одном из направлений рок музыки АРТ-РОК.

Попытка соединить классическую музыку и рок привели к появлению во второй половине 60-х годов арт-рока (art rock, от art - “искусство” и “рок”). В композициях арт-рока ощутимо влияние классической музыки, в арт-роке используется оркестровки, гармонии, мелодии и музыкальные формы симфонической и камерной музыки. Признанными звездами арт-рока являются британские группы «Yes», «King Crimson», «Genesis». Музыка группы «Yes» характеризуется резкими динамичными контрастами, расширенной продолжительностью композиций и высочайшим исполнительским мастерством всех членов группы. (Звучит «Sweet Dreams»).

Рок музыканты обращались к музыке Й. Баха, Л. Бетховена, Э. Грига и других композиторов. В арт-роке виртуозное мастерство сочетается с ярким, драматическим вокалом. Здесь он занимает равноправное положение.

(звучит Rainbow “Ball of Mountain Ling”).

Учитель: Слышны ли знакомые интонации в прозвучавшей музыке?

Дети: Это очень интересная композиция, основанная на главной интонации произведения Грига “В пещере горного короля”.

Учитель: Чем, на ваш взгляд отличается композиция “Ball of Mountain Ling” от произведения Э. Грига, и что общего вы можете отметить?

Дети: В своей композиции рок-музыканты сохранили не только лейтмотив, но и средства выразительности, характерные для этого произведения в классике: так же как и у Грига постепенно меняется темп, нарастает динамика, происходит наслоение тембровых красок, и т д.

Дети: Отличается композиция большой динамичностью, экспрессией….

Учитель: В дополнение к традиционным для рок-музыки музыкальным инструментом, в арт-роке используют духовые – флейту и саксофон, струнные – скрипку и виолончель. Музыканты обычно применяют всевозможные синтезаторы и устройства для преобразования звука.

Вокально-хоровая работа.

1.      Распевание.

2.      Дыхательная разминка.

3.      Показ песни.

4.      Пение с текстом.

Закрепление нового материала.

Учитель: Для того, чтобы подытожить знания, полученные на уроке, я предлагаю вам поработать в группах (состав группы определён заранее). Перед каждой группой в конверте лежат вопросы, на которые нужно найти.

Вопросы первой группе:

                     Чем отличаются композиции современных рок-музыкантов от классической музыки? Обоснуйте ответ.

Вопросы второй группе:

                     Какие инструменты используются рок-музыкантами данного направления?

Вопросы третьей группе:

                     Что вы можете сказать о сочетании мастерства инструменталистов и вокалистов арт-рока?

Вопросы четвёртой группе:

                     Что вы скажете об оформлении альбомов рок-групп?

Учитель - дети: Происходит обсуждение услышанного. В ходе дискуссии дети выделяют особенности, характерные для арт-рока:

Учитель: Наряду с “арт-роком” употребляются такие понятия, как прогрессивный рок, симфо-рок (в случае, когда речь идёт о включении в музыку оркестровых эпизодов), классик-рок, техно-рок (если акцент делается на техническую сложность материала), барокко-рок (мелодические стилизации под музыку Ренессанса с использованием или имитацией барочных инструментов)

Домашнее задание:

Учитель: Я предлагаю вам самостоятельно или с родителями выполнить следующую работу:

Найти дополнительную информацию о рок-группах, работающих в направлении арт-рок.

Найти и прослушать музыкальные произведения, написанные в стиле арт-рок.

Учитель: Вы неплохо ориентируетесь в классической музыке. Так ли хорошо вы знаете музыку XX века? Я предлагаю вам сыграть в игру “Морской Бой”.

Игра “Морской бой”

Подведение итогов урока.

1.      Что нового узнали на уроке?

2.      Что понравилось?

3.      Если бы еще раз повторить урок, вы изменили бы…

Учитель: Ребята, надеюсь, вы увидели взаимосвязь и преемственность музыки прошлых веков и современности, академического направления и рок-музыки. Желаю вам, ребята, критично относится к вновь возникающим музыкальным явлениям, уметь оценивать их с эстетической точки зрения на основе знаний истории теории музыки.

Анализ активности учащихся на уроке, выставление оценок.

Учитель: Всех благодарю за работу. Урок окончен.

infourok.ru

Значение песни в жизни человека. 8 класс

Цель: Выявить значение песни в жизни человека.

Развить художественный вкус

Воспитать любовь к искусству.

I. Вступительное слово учителя.  

Вспомнить основные музыкальные жанры.

Подвести к пониманию учащихся, что песня, танец, марш  привели к многообразию музыкальных жанров.

II. Учитель  предлагает учащимся вспомнить и  исполнить песню О. Митяева «Изгиб гитары желтой»

III. Беседа » История появления жанра песни»

Когда человек начал петь?

Предполагаемый ответ: в древности. Человек издавал различные звуки перед стихией природы, при опасности появления дикого зверя, при общении с ребенком и т. д.

Какие чувства испытывал древний человек? (ответы учащихся)

Учитель делает обобщение в ходе беседы с учащимися: древний человек проявлял интерес  к окружающему миру и собственному развитию. Именно, это, прежде всего,  отразилось  в искусстве, связанном с  деятельностью древнего человека. 

Какие действия совершал древний человек, чтобы выжить в суровых условия?

— ритуал начала охоты;

— после охоты

— преклонение перед стихией природы

(можно с учащимися изобразить движения и издания звуков, выкриков перечисленных действий древнего человека)

Учитель делает вывод: таким образом, человек издавна стремился выразить свое отношение к миру, земле, солнцу через музыкальные  звуки, жесты. Он был частицей  вселенной, управляемой могучими, неведомыми силами. Он поклонялся им, просил, заклинал их даровать тепло, свет, удачу.

Какую роль сыграла вера древнего человека в божественную силу? (Она помогла древнему человеку создать древние языческие обряды, праздников, игр)

Чем сопровождались эти обряды? (сопровождались плясками, музыкой. Слова заклинаний в обрядах не только произносились, но и пелись)

Учитель добавляет: так появились обрядовые песни,  и предлагает разучить всем классом р. н.п. «А мы сечу сеяли»

Разучивание песни «А мы сечу сеяли, сеяли»

Учитель предлагает проанализировать песню.

Дайте музыкальную характеристику мелодии песни? (узкий диапазон, однообразная мелодия с постоянным возвращением к сходному звуку)

Какую геометрическую фигуру образует мелодия? — круг.

Учитель: таким образом, древняя обрядовая музыка проста и лаконична. Передаваясь из уст в уста, она веками шлифовалась; в ней сохранились лишь самые яркие попевки, мелодические обороты, интонации.

С ходом исторического времени внутренний мир человека стал шире и многограннее. И это все отразилось, прежде всего, в песне.

Кто сочинял песни на Руси? (народ)

Давайте мы с вами не будем забывать о том, что композиторы, тоже проявляли большой интерес к песенному творчеству.

Давайте мы с вами  послушаем две песни.

Какая из прозвучавших песен народная, а какая авторская?

Учащиеся слушают р. н.п. «Матушка, матушка, что во поле пыльно» и Матвеева «МАтушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Ж. Бичевской.

— Сравнение песен, раскрытие тематики, мелодий, исполнение, название песен.

Таким образом, песня стала зеркалом самой жизни человека.

Какие события стали отражаться в песне? (Защита Отечества, любовь к природе,  человеку)

Приведите примеры песен и их композиторов? (класс приводит  примеры названия песен)

Исполнение известных песен классом по усмотрению учителя

IV. Подведение итогов.

Какую роль играет песня в наши дни?

Учащиеся самостоятельно делают вывод.

 Звучит песня А. Розембаума «Мы живы»

V. Домашнее задание.

Вспомнить любимые песни и выписать в тетрадь. Найти в интернете информацию об их создании.

Скачать с сайта   >>

Метки к статье: Музыка, Конспект урока, 8 класс

Предыдущее: Работа по развитию мелкой моторики у детей, посещающих логопедическую группу детского садаСледующее: Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей «Скоро в школу» 6-7 лет. (подготовительная группа)

Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий и опубликована 30th Сентябрь, 2015Вы находитесь:

www.inksystem-az.com

План-конспект урока музыки в 8 классе

План – конспект урока музыки в 8 классе. Тема «Что значит современность в музыке?»

Урок разработала и провела учитель музыки МБОУ гимназия №1 г. Миллерово Илющихина Е.В.

Цель: развитие творческого мышления в процессе творческих заданий, направленных на усвоение знаний о понятии «современность» в музыке.

Задачи: формирование понятий «современность в музыке», расширение знаний о творчестве И.С. Баха; овладение вокально – хоровыми навыками звуковедения, звукообразования, необходимыми для выразительного исполнения; воспитание личностной значимости для каждого учащегося восприятия классической музыки.

Структура урока:

  1. Организационный момент:

  2. Объяснение нового материала в форме творческих заданий;

  3. Закрепление изученного материала;

  4. Диагностика;

  5. Рефлексия.

Виды деятельности учащихся:

  1. Выполнение творческих заданий;

  2. Слушание;

  3. Вокально – хоровая работа.

Методы обучения:

  1. Обобщение;

  2. Анализ;

  3. Стимулирование музыкально – творческой деятельности через создание проблемно – поисковых ситуаций.

Ход урока.

Приветствие в форме вокализации учителем.

Учитель. Вы уже имеете большой опыт общения с музыкой, поэтому вам будет несложно определить композитора следующего произведения и проанализировать его образный строй, характер и те мысли, которые хотел этот композитор донести до нас.

Слушание «Токкаты и фуги ре минор» И.С. Баха.

Учитель. Итак, стиль музыкального произведения указывает на имя какого композитора?

Ученики. Иоганн Себастьян Бах.

Учитель. Почему вы так решили?

Ученики. Потому, что звучит орган; полифонический характер звучания во 2-й части.

Учитель. Но для органа в полифоническом складе (форма фуги) сочиняли многие композиторы, хотя, конечно никто, кроме Баха, не достигал такого высочайшего совершенства музыки в этом роде. Теперь поговорим о характере, образах музыки, об идеях, которые хотел передать композитор И.С. Бах.

Учащиеся дают различные ответы, на основе этих ответов, корректируя их, делается вывод о величественности, огромной жизненной силе. Вселяющей в человека свободу дыхания, глубину чувств и мыслей, желание гордо, с высоко поднятой головой идти вперёд, к достижению высоких жизненных идеалов. Музыка Баха, глубоко человечная, полная небывалой до него в музыке эмоциональной силы, вступала в резкое противоречие с господствующими в ту пору сухими нормами средневековой церкви.

Учитель. Вам сложно было воспринимать эту музыку, понятна она вам?

Учащиеся. Воспринимать легко, музыка понятна.

Учитель. Значит, можно сделать вывод , что мы, современные люди, с интересом слушаем, анализируем, понимаем музыку, которая написана три века назад. В связи с эти предлагаю вам письменно выполнить следующее задание: составить логическую цепочку или несколько её вариантов для ассоциативного перехода через три – четыре промежуточных понятия от слова «современность» к слову «Бах». Возможна обратная последовательность: «Бах – современность».

За оригинальную, интересную цепочку я поставлю оценку, также оценю того, кто придумает больше вариантов последовательного перехода.

Учащиеся придумывают варианты логического перехода и записывают их.

Например, такие варианты:

Современность – жизнь; жизнь красота; красота – музыка; музыка - Бах.

Современность – мир; мир - вечность; вечность – Бах.

Бах – человечность; человечность – гуманизм; гуманизм – демократия; демократия – современность.

Бах – чувства; чувства – восприятие; восприятие – действительность; действительность – современность.

Учитель. Исходя из ваших вариантов логических цепочек мы можем сделать вывод о том, что, несмотря на временную отдалённость Баха и его музыки от нас, мы можем рассматривать этого композитора как актуального, современного, воспитывающего глобальные, вечные, глубокие темы жизни, счастья, человеческого достоинства, силу духа, право на равенство.

Итак, мы подошли к теме нашего урока. Как вы думаете, как она будет звучать?

Учащиеся составляют несколько предложений и с помощью учителя формулируют тему урока: « Что значит современность в музыке?»

Учитель. Мы будем рассматривать понятие «современность в музыке» как актуальность, значительность и на сегодняшний день музыкальных образов, тем и идей. Итак, современные течения, направления музыки, которые привлекают нас сегодня. Мы будем говорить о вашей любимой музыке; но прежде чем перейти к современности во втором её значении, необходимо остановиться на таких её понятиях, как «мода» и «вкус». Для этого предлагаю вам выполнить упражнение «Ассоциативные гроздья». Вы должны к этим двум словам подобрать как можно больше различных понятий, ассоциаций, которые помогли бы нам разобраться в их разных смысловых значениях.

Примерные работы учеников:

  1. «Мода» - непохожесть, яркость, современный ритм жизни, дискотека. Мелирование (особенность окрашивания волос), спандекс (модный материал), «Мумий Троль»,…

  2. «Вкус» - элегантность, красота, классика, балет, опера, смокинг, Бах, Шопен, Ванесса Мей…

После прослушивания нескольких ответов делаю вывод, что мода не всегда соответствует вкусу и, чтобы уметь разобраться в потоке современной музыки, нам необходимо знание современной классики как образца и эталона как подлинного вкуса.

Мода – обычное явление в разных областях жизни, но мода корректироваться подлинным вкусом. То, что отвечает требованиям высокого вкуса, если не вечно, то, во всяком случае, долговечно. То, что рождено модой, - зыбко, переходяще и склонно быстро уступать место новому, ещё более модному, в музыке в том числе.

Теперь я предлагаю детям послушать песню Стаса Намина, которую ученики наверняка узнают и определят её общее настроение и идею.

Слушание песни «Мы желаем счастья вам», музыка С.Намина, слова И.Шаферана.

После прослушивания ученики обмениваются впечатлениями, характеризуют песню как светлую, яркую. Добрую, душевную, воспевающую идею счастья, дружбы, верности, человеческого тепла и стремления через все невзгоды к своей цели

Разучивание в песне «Мы желаем счастья вам» второго голоса в припеве, вокализация на «ля».

Диагностика: Учитель. Чтобы сделать вывод о знаниях, полученных на сегодняшнем уроке, прошу на листочке каждого учащегося самостоятельно дать ответ на вопрос нашего урока: «Что значит современность в музыке?»

Домашнее задание: написать в тетради, какие композиторы прошлого и их произведения, на ваш взгляд, современны и на сегодняшний день.

Критериями оценивания будут активность учащихся на уроке, количество правильных ответов.

infourok.ru

Конспект открытого урока в 8 классе по предмету музыка по теме "Мюзикл"

Открытый урок по музыке 8 класс по теме «МЮЗИКЛ».

Тип урока: изучение нового материала

Цель: сформировать понятие мюзикл, выявить характерные особенности, определить жанровые категории мюзикла, проследить связь с литературными жанрами (трагедия, стих, роман)

Задачи:

Образовательные: активное и сознательное усвоение нового материала, усвоение и закрепление новых знаний;

Воспитательные: воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру, эстетический вкус;

Развивающие: умение учиться, навыки сбора, обработки и систематизации, анализа информации, мышление.

План урока:

  1. Орг. момент

  2. Вступительная беседа

  3. Знакомство с жанром мюзикл

  4. «Нотр дам де Пари» Р.Коччианте

Ход урока:

Приветствие.

Здравствуйте, садитесь. Тема нашего сегодняшнего урока « МЮЗИКЛ», как самый интересный, музыкальный жанр в музыке.

СЛАЙД №1.

Прошу вас открыть тетради и записать тему урока. На этом уроке мы узнаем: что такое мюзикл? Проследим за развитием мюзикла. Так же обратим внимание на мюзикл « Нотр - Дам де Пари».

Учитель. Можно сказать, что ни один жанр музыкального театра в 20 веке не порождал столько вопросов и загадок, как мюзикл. И споры не стихают до сих пор: Что это? Жанр? Или смесь жанров? Дело в том, что мюзиклу подвластно многое: он может притвориться легкой комедией, может рассказать о жизни двух – трех людей, может развернуть на сцене грандиозное эпическое действие, может отказаться от разговорных сцен, может быть рок – оперой или существовать в классических традициях.

Такая свобода тематики и выразительных средств и породило разнообразные спектакли. Исходя из услышанного попробуйте дать определение, что такое мюзикл-………

В музыкальной энциклопедии мы можем найти определение. Оно звучит так: Мюзикл- это музыкально – сценический жанр, использующий выразительные средства музыкального, драматического, хореографического и оперного искусств.

Их сочетание и взаимосвязь придали мюзиклу особую динамичность и красоту. СЛАЙД №2.

Записать определение №1.

Учитель. У мюзикла есть свои особенности, которыми он отличается от других жанров. Характерные особенности мюзикла:

-широта жанрового диапазона /комедия, драма, трагедия/

-ведущая роль музыки эстрадного плана

-равноправие музыки, танца и разговорного жанра в драматургии спектакля

-в основе – литературные произведения, завоевавшие широкую популярность

-стремление к содержательности, высокой идейности, глубине мысли

СЛАЙД №2.

Разновидности жанра:

-МЮЗИКЛ-ОПЕРА- разновидность, которая сочетает в единстве свойства и признаки обоих жанров.

-МЮЗИКЛ-ОПЕРЕТТА- жанр, сочетающий характерные черты оперетт и мюзикла.

-МЮЗИКЛ-ДРАМА: жанр опирается на разговорный диалог.

МЮЗИКЛ-ОБОЗРЕНИЕ: эстрадное ревю, но скрепленное драматическим сюжетом. СЛАЙД №3

Учитель. Немного истории.

Ученик 1.

Мюзикл возник в США в ХХ веке. В результате синтеза ряда жанров: балладной оперы, оперетты, водевиля, профессиональной эстрадной песни и характерных американских эстрадно- концертных представлений. Сейчас мюзикл – один из самых модных жанров современного театра. Историю мюзикла можно разделить на два основных этапа:

I этап. 1900-1930 годы характеризуются произведениями развлекательного характера. Эти произведения должны были удовлетворять спрос преуспевающего бизнесмена того времени.

II этап связан с экономическим кризисом 1929 года. Мюзикл не остаётся безучастным к проблемам экономики и политики. Актуальными становятся темы и сюжеты: гражданская война в Америке и вторая мировая война.

Послевоенное десятилетие стало триумфом мюзикла. Он шагнул за пределы Америки и отправился покорять мир.

Во второй половине 20 века мюзикл проникает на театральные подмостки Европы. Мюзикл приобретает не только содержательность и глубину, но и пользуется более серьезными выразительными средствами. Усложняется драматургия, совершенствуются хореографические формы.

Период высшего рассвета отечественного мюзикла приходится на 60 – 70 годы, когда появились такие композиторы как Геннадий Гладков / «Бременские музыканты»/, Алексей Рыбников / «Юнона и Авось»/, Максим Дунаевский / «Мэри Поппинс, до свидания»/.

Учитель. С каждым годом этот жанр становится все более популярным. И вот что интересно, в мюзикле играют универсальные актеры, ведь они должны и петь, и танцевать. И быть драматическими актерами одновременно. Конечно, вокальные и хореографические требования в мюзикле не высокие, но трудность здесь в другом: мюзиклы проходят каждый вечер, а вокал должен быть обязательно живым, фонограмма в мюзикле вещь не допустимая. Нагрузки на голоса актеров колоссальны. Кроме того, исполнители главных ролей должны обладать соответствующей внешностью. Ведь 150 – килограммовый тенор в роли юного прекрасного героя – вещь невозможная. Ну и естественно, когда речь заходит об авторе мюзикла, то конечно имеется в виду композитор, так как музыка здесь играет важную роль.

Я, надеюсь, вы поняли, что такое мюзикл, и что он из себя представляет. И чтобы проверить свои знания по теме « Мюзикл», я предлагаю вам небольшой тест. Проверка теста.

Учитель. Итак, мы переходим непосредственно к знакомству с мюзиклом «Нотр – Дам де Пари». СЛАЙД №4.

Ученик 2. СЛАЙД №5, 6. Виктор Гюго- /годы жизни 1802 – 1885/ - французский поэт, писатель. В мировую литературу вошел социальными романами, суть которых можно определить его же словами: «Проснитесь, человек бедствует, народ раздавлен несправедливостью». Талант Виктора Гюго достиг таких вершин, на которые поднимались только мировые поэты. Благодаря соединению в его творчестве романтического и реалистического элементов, он внес во французскую поэзию новую струю, которой со временем суждено было превратиться в широкое течение и сказываться чуть ли не во всех позднейших выдающихся произведений этой литературы. Гюго оказал очень большое влияние на развитие французской литературы. Французская революция 1789 года стала основным источником творчества Гюго. Гюго был одним из любимых писателей Льва Николаевича Толстого. Первый значимый роман Виктора Гюго назывался «Собор Парижской Богоматери» воскрешал жизнь Парижа 15 века.

Ученик 3. Композитор Ришар Кошан и автор сюжета Люк Пламмонд нашли героя своего мюзикла в романе В.Гюго «Собор Парижской богоматери». Автор сюжета долго перечитывал роман В.Гюго, пересматривал уже снятые фильмы на этот сюжет, пока не понял. Что эта история должна принести успех мюзиклу хотя бы во Франции, где любят свою историю и все французское. И, наконец, 1998 год- премьера мюзикла « Нотр- Дам де Пари».

СЛАЙД №7.

Учитель. Спасибо. Итак, что же представляет собой этот собор.

Ученик 3. Собор Парижской Богоматери - символ Парижа. Он расположен в старой, средневековой части французской столицы, на острове Ситэ. Его строили почти без перерывов 185 лет. Нотр - Дам прославился скульптурными чудовищами, которые украшали водостоки. Французская революция отменила религию, и собор превратился в храм Пригины. Наполеон 1802 году вернул имя Парижской Богоматери и даже короновался в нем. Но парижане не слишком любили этот большой / высота 35 метров, длина 130 метров, высота колоколен 69 метров, вес колокола Эммануэль 13 тонн/ и старый собор… до 1831 года, когда появился роман В.Гюго «Собор Парижской Богоматери».

СЛАЙД №8 .

Средневековой готический собор простоял в самом центре Парижа почти 1000 лет. Он был свидетелем всех событий французской истории.

СЛАЙД №9,10.

Ученик 5. История, рассказанная в мюзикле, довольно близка к оригинальной сюжетной линии романа Гюго. Юная девушка-цыганка по имени Эсмеральда своей красотой привлекает к себе внимание мужчин.

СЛАЙД №11.

- Среди них - архидъякон Собора Парижской Богоматери Фролло.

СЛАЙД №12.

- Молодой красавец - капитан королевских стрелков Феб.

СЛАЙД №13.

- И уродливый звонарь Квазимодо, воспитанник Фролло.

СЛАЙД №14.

- Эсмеральда без памяти влюбляется в самого красивого из них - Феба

СЛАЙД №15.

- Он не против воспользоваться этим, несмотря на то, что у него есть невеста - Флер-де-Лис. СЛАЙД №16.

- Фролло же обуреваемый ревностью и терзаемый сомнениями - ведь он, как священник, не имеет права любить женщину.

СЛАЙД №17.

- Квазимодо восхищается юной цыганкой, видя в ней ту недосягаемую неземную красоту, которая является полной его противоположностью.

СЛАЙД №18.

- Поэт Гренгуар, которого Эсмеральда спасает от гибели, согласившись стать его женой по законам обитателей Двора Чудес (цыган, воров и бродяг), провозглашает девушку своей музой. Клопен - "король" Двора Чудес - относится к ней с отеческой заботой. Кажется, что весь мир вращается вокруг Эсмеральды. СЛАЙД №19.

- По стечению трагических обстоятельств, спровоцированных ревностью Фролло, цыганка оказывается в тюрьме - ее обвиняют в покушении на убийство Феба. Фролло дает девушке шанс освободиться - если она подарит ему "миг блаженства". Эсмеральда отказывается, но ее спасают ее друзья-цыгане и Квазимодо. Но ненадолго - вскоре героиню вновь арестовывают. Эсмеральда заканчивает жизнь на виселице.

СЛАЙД №20.

- Квазимодо, узнав, что виновник этих событий - его воспитатель, сбрасывает Фролло с башни Собора. Затем он обнимает мертвое, но все еще прекрасное тело Эсмеральды и остается с ней рядом до конца своих дней.

СЛАЙД №21.

1. Итак, пришло время музыки. Начинается мюзикл с песни ПОЭТА ГРЕНГУАРА.

Настало время, пробил час!

Мы начинаем наш рассказ о жизни, смерти и любви, как это было в наши дни!

Дневник история ведет, и каждый век и каждый год заносит в летопись ее

Предание свое. СЛАЙД №22.

Понравилось? Конечно, замечательное исполнение песни, хорошо поставленный эстрадный голос, это прозвучал жанр песни.

2. Сравните предыдущий музыкальный номер с новым, который вы сейчас посмотрите. Какой новый жанр добавился, а какой остался. Праздник дураков – просмотр.

Спросить. Конечно, в этом музыкальном номере произошло слияние 2 жанров: песни и хореографии.

3. Этот мюзикл попал в книгу рекордов Гиннеса. И нам предоставляется возможность прослушать главную песню мюзикла, которая облетела весь мир раньше, чем вышел на сцену сам мюзикл, и стала очень популярной. Песня «БЕЛЛЬ».

Прослушав, ответьте на вопросы: СЛАЙД №23.

- о чем поется в песне

-сколько исполнителей

- характер музыки

Песня «BEII»

Трио «Белль»- просмотр.

Ответы на вопросы:

1.о красавице Эсмеральде, которая сводила всех мужчин с ума.

2. три: Фролло, Феб и Квазимодо.

3. мелодичный, спокойный, плавный, трогательный.

ВЫВОД ПО УРОКУ: Итак, подведем итог по нашему уроку. Что такое МЮЗИКЛ?- ответ.

Да, мюзикл – это слияние песни, хореографии и сценического жанра.

Ваше домашнее задание:

1.выучить определение

2.составить кроссворд по теме «МЮЗИКЛ», из основных понятий.

СЛАЙД №24

Мир музыки так многогранен. СЛАЙД №25

Век оперы сменился опереттой,

А мюзикл ворвался словно пламя

И заблистал серебряной монетой!

Спасибо за урок!!!

Тест по теме « МЮЗИКЛ»

1.Что такое Мюзикл – это

а) музыкально – сценический жанр

б) литературный жанр

в) разговорный жанр

2.Родина Мюзикла – это

а) СССРб) Китай

в) США3. Композиторы отечественного Мюзикла

а) Г.Гладков, М.Дунаевский

б) П.Чайковский, С.Рахманинов

в) М.Глинка, С.Прокофьев

4. Мюзикл – это смесь жанров:

а) разговор, поэзия

б) песня, хореография, драматургия

5. Мюзикл – это игра

а) профессиональных актеров

б) универсальных актеров

в) актеров – любителей

Тест по теме « МЮЗИКЛ»

1.Что такое Мюзикл – это

а) музыкально – сценический жанр

б) литературный жанр

в) разговорный жанр

2.Родина Мюзикла – это

а) СССРб) Китай

в) США3. Композиторы отечественного Мюзикла

а) Г.Гладков, М.Дунаевский

б) П.Чайковский, С.Рахманинов

в) М.Глинка, С.Прокофьев

4. Мюзикл – это смесь жанров:

а) разговор, поэзия

б) песня, хореография, драматургия

5. Мюзикл – это игра

а) профессиональных актеров

б) универсальных актеров

в) актеров - любителей

infourok.ru

Конспект урока музыки в 8 классе "Музыка серьезная и музыка легкая"

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 67»

Конспект урока музыки в 8 классе

Тема урока: Музыка »серьезная « и музыка «легкая »

подготовила

учитель музыки 1 категории

Сагитова Татьяна Викторовна

Оренбург 2013г.

Конспект урока в 8классе 2 четверть

Тема урока: Музыка »серьезная « и музыка «легкая »

Цели урока: Понятие «легкая» и «серьезная» музык; формирование представлений учащихся о музыке легкой и серьезной.

I. Обучающие:

1. Дать первоначальное представление о серьезной и легкой музыке

2. Разучивание песни

II. Воспитывающие: формирование эстетического вкуса учеников; воспитание интереса к новаторстве современной музыке.

III. Развивающие: развитие речи учащихся, их кругозора, наблюдательности, музыкальной памяти

Тип урок: изучение нового материала

Оборудование к уроку: звучание органа, портрет Баха, портрет Б.Окуджава таблица, хрестоматия 8 класс, рабочая тетрадь 5 класс, компьютер, диск.

Ход урока

1.Организационное начало урока (музыкальное приветствие )

2.Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Какую музыку мы можем назвать современной? Что значит современная музыка? (дети делятся своими впечатлениями, высказывают своё мнение )

3. Сообщение темы урока. Сегодня мы с вами будем говорить о музыке серьёзной и музыке легкой. Постановка цели.

Беседа по теме урока.

Учитель: Музыка не может обновляться. Нельзя представить, чтобы те преобразования, которые происходят в наше время, все стороны жизни нашего общества , никак не коснулись музыки , её стилей, образов, средств выразительности. Любая эпоха обобщает все, что создано предыдущим поколением. Современная музыка при всем новаторском облике не отрывается от классической традиции, она как бы вырастает из неё.

Как вы понимаете слово «новаторство», «традиции»?

Новаторство - это прежде всего новый взгляд на жизнь, постановке новых проблем, рождение новых чувств, мыслей и средств выразительности. Нет «плохих» средств или «запрещенных». Все зависит то того,как они использованы. Мы с вами знаем, что красота неразделима с правдой жизни, если нет правды, то и нет красоты. Искусство исчезает.

Почему одна музыка звучит вечно, а другая просто исчезает?

Дети : Значит она не интересна слушателям.

Учитель: Какую музыку мы можем назвать серьезной? Какую музыку можно назвать легкой? И почему, приведите свои примеры.

Дети: Музыка, которая заставляет задуматься слушателей, необходимо подготовиться к восприятию такой музыки- это серьёзная музыка. А легкая музыка она веселая, легкая к восприятию, жизнерадостная.

Учитель: Для чего предназначена серьезная музыка, а для чего легкая?

Дети: Серьёзная музыка предназначена для того, чтобы человек мог думать, размышлять. Легкая музыка, для того, чтобы развлекаться.

Учитель: Можно ли сразу, без подготовки понять и прочувствовать музыку серьёзную?

Дети: Не всегда. Для постижения серьёзной музыки необходима подготовка.

Учитель: Какая музыка в наши дни звучит чаще? (Легкая).

Учитель: А какой музыки мы слушаем больше на уроках? (Серьёзной). Почему?

Дети : Чтобы стать человеком духовно развитым, умеющим мыслить, рассуждать не только о делах житейских, но и о более серьёзных проблемах.

Учитель: Какие произведения, относящиеся к музыке серьёзной, мы с вами слушали на уроках первой четверти? (Перечисляют).

Учитель: А кто помнит это произведение?

4. Звучит: Токкаты и фуги d-moll И. С. Баха.

слушают

Учитель: Кто автор? ( показать портрет)

Дети: И.С.Бах

Учитель: Какой инструмент вы услышали?

Дети: орган

Учитель: О чём написал Бах, какова главная идея его творчества в целом?

Дети: В его музыке воплотилась идея вселенской гармонии, гармонии мира, человека.

Учитель: Послушайте, что услышал в музыке Баха поэт Н. Ушаков.

5.Читаю стихи Николая Ушакова “Бах”.

Мне дорог Бах…

Ну, как бы вам сказать,

Не то, чтоб нынче музыки не стало,

Но вот такого чистого кристалла

Ещё нам не являлась благодать.

Какое равновесие страстей,

Какая всеобъемлющая совесть,

Какая удивительная повесть

О брошенной в века душе моей!

(Поэт услышал равновесие страстей, всеобъемлющую совесть, повесть о брошенной в века душе).

Учитель: Услышим ли мы то же самое, что и поэт?

Дети: Да

6. Звучит обработка Токкаты и фуги d moll в исполнении “Оркестра золотого света”.

Учитель: Понравилось? (Не совсем).

Учитель: Почему?

Дети: Не похоже на музыку Баха, хотя мелодия та же.

Учитель: Мелодия осталась, а что же изменилось?

Дети: Изменился образ, чувства, мысли.

Учитель: Да, оставив мелодию неизменной, музыканты лишили музыку Баха самого главного – авторского образа, души музыки. Из серьёзного философского произведения оно превратилось в музыку лёгкую, развлекательную: облегчённость чувства, мысли.

Давайте послушаем фрагмент из Токкаты Баха в оригинале, а вы, слушая, прочитайте в карточках высказывания разных людей о музыке

( выходят к доске 3 ученика) и выберете то, которое, наиболее созвучно с вашими представлениями о лёгкой и серьёзной музыке. Обоснуйте свою точку зрения.

7. Работа с карточками

1. “Между лёгкой и серьёзной музыкой не лежит непереходимой грани, но во всяком искусстве, будь то литература, живопись, скульптура или музыка, самое глубокое по мысли и чувству, самое ценное по красоте художественного воплощения, лежит в области серьёзного”.

Т. Попова.

2 .“Истинная цель искусства лежит в служении нравственности и возвышении души”.

Жан Луи Давид.

3. “Вполне естественна любовь многих слушателей к подлинно художественной лёгкой музыке, в которой есть блеск, остроумие, задор, ощущение радости жизни. Но настоящее искусство составляет нечто более значительное, нежели миг приятного развлечения”.

И. Нестьев.

Слушаем ответы детей

8. Заполни таблицу (Дети пишут в тетради ).

Серьезная музыка и легкая

(Работа с компьютером)

Серьёзная

8. Физминутка + распевка.

9. Разучивание песни: «Пожелание друзьям « Б.Окуджава (портрет Б.Окуджавы).

Беседа. Когда то в глубокой древности, поэзия рождалась вместе с мелодией. После они разъединились. Сегодня вы услышите песню Булата Окуджава. Его мелодии как бы живут внутри стихотворения. Окуджав стал создателем нового жанра авторской песни. Нелегкая эпоха, нелегкая судьба вошли в песни этого автора, но они полны уверенности и оптимизма.

1. Слушают, беседа о песни.

2. Показ 1 куплета.

3. Разучивание мелодии, над кантиленой звука;

4. Работа над чистотой интонации; над характером.

10. Итог урока.

Учитель: Что нового узнали на уроке?(отвечают дети)

Что больше всего понравилось?

Вывод. Людям необходимо самая разная музыка, отражающая нашу с вами жизнь, но не менее важным для человека является наличие музыкальной культуры, умение отличать подделку от истинного шедевра, как серьезной музыки, так и легкой.

10. Д/З - выучить песню , мини-сочинение « Какой бывает музыка?»

Список литературы

1. Хрестоматия 8 класс Москва «Просвещение» 2004

2. В.В. Алеева. Т. И. Науменко

Музыка Поурочные планы 8 класс Москва «Просвещение» 2006

3.Д.Б.Кабалевский Программы общеобразовательных учреждений

Музыка 1-8 класс Москва «Просвещение» 2006

4.Сборник рабочих программ Музыка Искусство 5-9 классы

5. Рабочая тетрадь 5 класс Т.И. Науменко В.В. Алеев Т.Н. Кичак

Лёгкая

1.Главное- мелодия и гармония.

2.Крупные и малые формы

3.художественный образ динамичен.

4.Имеет собственную логику.

5Восприятие углубленное.

6.Заставляет человека обратиться внутрь себя.

7.Поднимает слушателя до своего уровня.

8.ставит свои самостоятельные задачи.

9.Приобщает к вечным идеалам.

1. Главное –ритм

2.малые формы.

3.образ статичен

4.-

5.Восприятие поверхностное.

6Помогает выбросить , то чем тяготитесь.

7.Спускается к человеку.

8Служит фоном.

9.Приобщение к жизни.

doc4web.ru

План-конспект урока музыки 8 класс по ФГОС — «Готовим Урок»

Автор: Дюняшева Лина Борисовна, МАОУ «Лицей №8», учитель музыки и искусства. Анонс: «Каждый имеет право на свободу самовыражения за счет творчества. Весь смысл «музыкального случая» в стирании границы между реальной жизнью и творчеством. А для этого нужны всего лишь звуки…

Автор: Аскарова Дана Жаксылыковна, ГУ «Средняя школа №20», учитель музыки. Цели урока Все учащиеся: -осознают связь казахских обрядово-бытовых песен с музыкальным искусством, продолжающаяся и сегодня; -знакомятся с музыкальными напевами песен жар-жар, которые поют на свадьбах и проводах невесты.

Автор: Абдуллаева Елена Маликовна, ГБОУ СШ №1 г.Байконур, учитель музыки и МХК. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования и ориентирована на использование учебника «Искусство. 8-9 классы» Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской.

Автор: Шалина Виктория, ГБОУ ООШ 17 , Ученица 8 класса. 1.История создания 2.Состав оркестра

Автор: Толмачева Людмила Григорьевна, ГБОУ ЛНР УВК № 8 г.Стаханова, учитель музыки. Цель мероприятия: обогатить представление об истоках, средствах выразительности и сложном пути развития джаза в музыкальной культуре XX столетия.

Автор: Чернега, МКОУ «СОШ № 1 ст. Преградная», учитель музыки. Цель: Формировать оценочные критерии роли музыки в жизни человека прошлого и настоящего; Развить творческое мышление; Воспитывать любовь к музыкальной культуре;

Автор: Мужельских Татьяна Васильевна, МБУ ДО «Центр развития творчества», педагог дополнительного образования. Открытый урок проводится с учащейся 4 года обучения Бурцевой Владиславой. Учащаяся заинтересована в дальнейшем продолжении музыкального образования, поэтому на уроках ведется подробное изучение музыкального материала, с целью использования…

Автор: Мужельских Татьяна Васильевна, Муниципальное казенное учреждение «Управление образования» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества», преподаватель фортепиано. Открытый урок проводится с учащейся 4 года обучения Бурцевой Владиславой. Учащаяся заинтересована в дальнейшем продолжении музыкального образования, поэтому на уроках ведется…

Автор: Белаш Вероника Сергеевна, МБУ ДО «Мало — Шелемишевская ДШИ», преподаватель фортепиано. С чего начинать разбор музыкального произведения, какие методы и способы существуют.

Автор: Колесникова Наталья Олеговна, МБОУ «Гимназия№5 г. Морозовска2, УЧИТЕЛЬ. Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 8 класса составлена на основе авторской и примерных учебных программ основного общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом// Просвещение, 2012 год.

gotovimyrok.com