Рисование ладошками в старшей группе: осенний натюрморт. Осенний натюрморт рисование старшая группа


"Осенний натюрморт" для детей старшей группы

Конспект для детей старшей группы

«Осенний натюрморт»

Педагог доп. образования Рудометкина Н.П.

Цель: вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание рассматривать натюрморт, любоваться красотой предметов, необычностью их формы, цвета, сочетанием предметов.Задачи:Образовательные:Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – натюрморт.Закрепить знания детей о нетрадиционных видах изобразительной техники (раздувание краски трубочкой, печать пальчиками, ватной палочкой, листом от дерева, штампами ). Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция.

Развивающие: Развивать технические навыки, в рисовании, работая разными материалами и способами.

Развивать творческое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.

Развивать мелкую моторику кистей рук, мышцы рта, тренировать дыхание.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к предметам быта.

Вызвать желание детей сохранять красоту предметов в картинах.

Материал для занятия: альбомные листы, акварель, гуашь, кисти, трубочки, стакан с водой, салфетка, ватные палочки, штампы, листочки от деревьев.Репродукции картин И. Машков «Роза в хрустальной вазе»; И.Хруцкий «Цветы и плоды», «Натюрморт с грибами»» П.Кончаловский «Сирень» и др.

Словарная работа: натюрморт, неживые предметы, Франция, рябина, гроздь рябины, цветовой контраст, композиция.

Образовательные области: коммуникация, здоровье, познание, социализация, чтение художественной литературы, музыка.

Ход занятия:

Педагог:

«С каждым днем быстрей темнеет,

Позже рассветает.Листья летние желтеют,Желтые - слетают.

И тумана полоса Тянется лениво

На красивые леса

Грустно, но красиво»

Про какое время года это стихотворение? (стихотворение про осень)Много стихов написано про осень.А кто из вас знает стихи про осень? (Дети рассказывают стихи).Д/и «Чудесный мешочек»

Осень нам приносит много даров, и эти дары спрятаны у меня в чудесном мешочке. Хотите узнать, что там спрятано? Но сначала необходимо угадать на ощупь, что это за предмет, сказать, какой он формы,цвета, а только потом достать из мешочка.

Ребята, скажите, как называется картина, где художник изображает все эти предметы? (эта картина называется натюрморт)

А вот какое стихотворение придумал художник про натюрморт:

«Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу -

Знай, что это натюрморт»

А что обозначает это слово? (неживые предметы)

Посмотрим на работы художников, которые рисовали натюрморты. Что на них нарисовано?

Как вы думаете, о чем хотел рассказать нам художник в этой картине? (педагог показывает указкой на нужную картину) Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эту картину? Какие краски использовал художник? (яркие, теплые, холодные)

Почему художник захотел нарисовать эти предметы? (Художник нарисовал эти предметы потому, что захотел показать, какой богатый урожай собрали люди.)

Мы с вами увидели разные натюрморты. На них изображены цветы и фрукты, овощи, грибы, посуда и т.д. В жизни иногда не замечаешь красоту предметов, а художники – очень внимательные люди. Каждый предмет на картине как бы говорит, какой он красивый. Сорванные фрукты, ягоды люди съедят, а нарисованные художником будут жить вечно.

Д/игра «Угадай предмет»Предлагаю вам подойти к этому столу и внимательно посмотреть на карточки, которые здесь лежат. Поднимите по одной карточке с предметом, который можно изобразить на натюрморте. (Дети поднимают карточки с цветами, овощами, фруктами.)

Почему не показали карточку с изображением птиц, людей, дерева? (Если на картине нарисован человек - это портрет, если дерево - это пейзаж.)

Рябинка (физкультминутка)

На холме стоит рябинка,

Держит прямо, ровно спинку. (Потягивания - руки вверх.)

Ей не просто жить на свете —

Ветер крутит, вертит ветер. (Вращение туловищем вправо и влево.)

Но рябинка только гнётся,

Не печалится — смеётся. (Наклоны в стороны.)

Вольный ветер грозно дует

На рябинку молодую. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Практическая работа.

Предлагаю сесть за столы. На столах: альбомные листы, акварель, гуашь, кисти, трубочки, стакан с водой, салфетка, ватные палочки, штампы, листочки от деревьев.Задание: нарисовать осенний натюрморт в вазе.

Порядок выполнения натюрморта:1. Затонировать альбомный лист восковыми мелками, используя мелки холодных оттенков.2. Нарисовать контур вазы.3. Макаем кисть в разведенную краску(тушь) и рисуем две веточки в вазе. 

4. Берем трубочку, и дуем через нее на краску, получая веточки в разных направлениях. (Чтобы веточки были в разных направления, надо поворачивать лист бумаги)

5.Пока наши веточки подсыхаю, надо будет украсить вазы акварельными красками или восковыми мелками.

Д/игра «Составь натюрморт» Посмотрите на столы. Здесь вы видите разные предметы. Какие? (Дети перечисляют фрукты, овощи, вазы, тарелочки, цветы).

3 человека составляют натюрморт из фруктов, 3 человека составляют из овощей.

Отойдя от стола, любуются своей работой. Рассказывают о своем натюрморте, придумывают ему название.

6. Веточки подсохли. Теперь нам надо нарисовать осенние листочки или ягодки. Рисовать мы их будем способом печати: печать пальчиком, ватной палочкой, раздувание краски трубочкой, штампом – на ваш выбор. (Рассматриваем рисунки, сделанные разными способами печати)

Дети продолжают работу.

В конце занятия дети придумывают название своему натюрморту, рассказывают, что нарисовали, почему.

Работы дарим родителям.

infourok.ru

Рисование ладошками в старшей группе

Рисование ладошками в старшей группе: осенний натюрморт. Конспект НОД, картинки для детей, примеры детских работ.

Рисование ладошками – нетрадиционная техника рисования, которая обычно используется с маленькими детьми. Но ее возможности намного шире. Сегодня мы с вами рассмотрим, как можно использовать эту нетрадиционную технику в обучении рисованию детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная к школе группы детского сада).

Техника рисования ладошками. Вам понадобятся краски консистенции жидкой сметаны. Краска либо наносится на  ладошку ребенка широкой кистью, либо наливается в плоскую тарелку, в которую малыш макает свою ладонь. Далее делаются отпечатки ладони на бумаги и они дорисовываются до нужного образа. Дорисовывать можно как пальчиками, так и обычной кистью.

Автор конспекта: читательница «Родной тропинки» и участница нашего конкурса «Осенняя мастерская детских поделок -2015» Лебедева Елена Николаевна, педагог дополнительного образования и педагог — организатор ( Москва ГБОУ Школа №324 «Жар-птица» ДП детский сад №215 и №179).

Тема: осенний натюрморт

Цель

— познакомить детей с теплым колоритом осеннего натюрморта,

— научить детей составлять необычный натюрморт с использованием красок теплого и холодного колорита,

— побуждать детей использовать свои знания и творческий потенциал для создания  натюрморта, развивать  самостоятельность в выборе цветового решения.

Задачи

— познакомить с творчеством художников, которые изображали осенние натюрморты,

— познакомить с основами цветоведения, научить определять холодные и теплые цвета и использовать оттенки в своих работах, познакомить с термином «насыщенные цвета»,

— закрепить умение детей смешивать акварельные краски, получая оттенки цветов и использовать их в рисунке,

— развивать композиционные умения детей: учить размещать композицию на нестандартном листе бумаге, самостоятельно строить композицию рисунка и прорабатывать ее в цвете,

— побуждать детей смело экспериментировать,  используя палитру для смешивания   красок,  найти своё собственное виденье красоты форм и  предметов.

Материалы и инструменты

— карандаш или фломастеры, ластик,

— двойной лист бумаги для акварели (два горизонтально расположенных листа формата А4),

— акварельные краски (12 цветов),

— кисти (белка №5 и №7),

— баночка с водой,

— салфетка (бумажная или х/б),

— палитра для акварели.

Первая часть  конспекта НОД: теоретическая.

Подготовка к рисованию осеннего натюрморта

                       Педагог спрашивает детей, в какое время года в природе много ярких и сочных оттенков теплых цветов, природа буквально дышит теплом. Это время года всегда привлекало художников, поэтов, композиторов своей роскошной красотой, они восхищались этим временем года и передавали своё восхищение людям через своё виденье красоты природы. Как много  знаменитых людей оставили нам свои шедевры в живописи, поэзии и музыке! Как вы думаете, какое время года, это может быть? (осень). А сейчас какое время года? Какие осенние месяцы вы  знаете?

Чем отличаются ранняя осень от золотой осени? (В сентябре осень только начинается. Появляются первые жёлтые листочки на берёзах, клёны расцветают жёлтой и красной листвой. Про такую осень говорят – ранняя осень. В октябре все деревья наряжаются в осенние наряды, начинается листопад. Про такую осень говорят  – золотая, пышная осень).

Как мы узнаем, что наступила поздняя осень? (В ноябре листвы на деревьях совсем почти  нет, идут частые холодные дожди, наступают морозы, выпадает первый снег. Такую осень называют поздней).

У осени свои краски. Какие краски золотой осени вы знаете? (Красные, жёлтые, оранжевые, зелёные, пурпурные, теплые, багряные, золотистые).

Еще полезные материалы для беседы с детьми: Подборку стихов о красках осени для занятий по рисованию с детьми дошкольного возраста Вы найдете здесь в статье о рисовании осеннего леса в технике отпечатков листьев на бумаге.

Педагог предлагает детям  нарисовать осенний натюрморт и показывает, как рисуют натюрморты взрослые художники и  дети которые учатся быть художниками.

Как анализировать эти натюрморты с детьми: Педагог показывает детям таблицу с тёплыми и холодными цветами и натюрморт предлагает подумать, через  какую цветовую палитру художник рассказывает нам об осени в своём натюрморте. В этой картине больше теплых или холодных цветов и оттенков?

В заключении беседы взрослый спрашивает: «Через какие цвета вы поведете ваш рассказ об осени вашем будущем натюрморте? Подумайте,  и мы с вами начнем рисовать необычный осенний натюрморт.

Натюрморт будет состоять из кленовых листов, которые стоят в вазе. Кленовые листья мы нарисуем с помощью ладошки».

Вторая часть НОД: практическая. Рисование натюрморта

Шаг 1. Находим центр листа. В центре листа рисуем карандашом вазу или емкость, в которой могут находиться наши необыкновенные осенние листья.

Примеры ваз разной формы – см. рисунок ниже.

 

Шаг 2. Рисуем поверхность, на которой стоит ваза (стол или другую основу).

Шаг 3. Прикладываем к листу ладонь левой руки, раздвигаем пальцы руки и делаем обводку ладони. Начинаем обводить: большой палец руки, переходя плавно линией к указательному, затем к среднему, безымянному и мизинцу.

Замыкаем  зигзагообразной линией точку начало обводки и точку конца обводки руки. Затем к листу пририсовываем черенок листа, который попадает в нашу необычную вазу.

Шаг 4. Рисуем еще один – два листа в вазе. Получается композиция: вазочка и два листа,  развёрнутые в разные стороны друг напротив друга,  стоят на столе или на любой другой поверхности. Если композиция устраивает ребёнка, он обводит все линии фломастером, а ненужные линии стирает ластиком.

Физкультминутка. Мы готовы к работе с красками и проведём небольшую физкультминутку под музыку.

Мы — листочки, мы — листочкиМы – кленовые листочки.Мы на веточке сидели,Ветер дунул — полетели.Ветер снова вдруг подулИ листочки быстро сдул.Все листочки полетелиИ на землю тихо сели.

Дети в свободно двигаются, слушая   внимательно  текст.  На слова «тихо сели» дети занимают свои места.

Шаг 5. Рисуем акварельными красками.

Работа с акварельными красками будет у нас похожа на рисование гуашью.  Мы не будем использовать мягких переходов из цвета в цвет. Нам важно сегодня другое — создание насыщенного яркого осеннего цвета в натюрморте и цветовое соотношение разных цветов к друг к другу.

Ребенок сам ищет цвет, педагог направляет  детей и помогает им справиться с цветовыми решениями. Например, если тональность и цвет совпадают в объекте и в фоне и поэтому объект сливается с фоном, то взрослый предлагает ребенку еще раз воспользоваться палитрой и найти новое решение по тону.

Шаг 6. Анализ детских работ.

Очень важно научить ребёнка принимать свою работу и рисунки других детей, понимать, что мы все разные и непохожие друг на друга. Картины, которые мы рисуем, зависят от нашего поведения, вкусов, отношений к другим людям, настроения. Например: если мы рисуем с радостью, с вдохновением, восхищением природой,  то цвет в картинах  становится звонко — яркий и тёплый.

В заключении педагог говорит детям о том, что только что они проникли в волшебство доброты и любви осеннего настроения и перенесли его на необычный натюрморт, созданный в необычной технике рисования ладошками.

 Еще один мастер-класс по рисованию осеннего натюрморта с детьми Вы найдете в статье «Натюрморт для детей: дары осени». 

Интересные идеи по детскому творчеству Вы найдете в рубриках сайта:

— Рисование с детьми

— Осенние поделки с детьми

— Аппликация с детьми

 

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

rodnaya-tropinka.ru

Конспект занятия по рисованию

Рисование (подготовительная группа)

Тема:«Осенний натюрморт».

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с одним из жанров живописи - натюрмортом.

2. Познакомить с видом изобразительного искусства – графикой и «обратной» графикой.

3. Вызвать у детей желание составлять натюрморт из предложенных предметов, сочетая их между собой по цвету и величине.

4. Закреплять умение передавать в рисунке характерные особенности листьев, цветов, фруктов: форму, строение, величину, расположение.

5. Продолжать осваивать приёмы работы в нетрадиционной технике – рисование ластиком (обратная графика) .

6. В процессе работы создать у детей радостное настроение, учить умению радоваться результатам своего труда и успехам других детей.

7. Поддерживать проявление фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.

 Оборудование: натюрморт осени, веточка дуба, листья клена, цветы, вазы,  фрукты, тонированный лист, карандаш, резинка.

 

                                                Ход занятия:

  -Ребята, вас в ждёт наш друг-карандаш, он приготовил для вас много интересного.

- Сегодня у нас много гостей, поприветствуйте их.

(В волшебном окне – Карандаш.)

-Ребята, мы с вами часто встречаемся с карандашом, и он стал нашим другом.

- Сегодня он пришёл не один, а с резинкой.

 А зачем он её привёл, вы узнаете позже, а сейчас Карандаш приготовил вам

 загадку, хотите её отгадать?

-Ребята, вы догадались, о чём сегодня будем говорить,

- Приглашаю вас на выставку, на которой мы полюбуемся натюрмортами разных художников.

(Просмотр натюрмортов ).

-Понравились вам натюрморты

- О каком времени года рассказывают эти натюрморты? (осень)

-Какие цвета использовали художники для передачи даров осени?

(= Предполагаемые ответы детей: яркие, тёплые, золотистые, солнечные…)

-Посмотрите, какие работы яркие, какое здесь многообразие красок.

-Прежде чем нарисовать натюрморт, художник его составляет.

- И мне тоже захотелось составить осенний натюрморт.

-Я сохранила веточки дуба, листья клёна, цветы.

 У нас есть вазы, фрукты.

 

- Ребята, я попробую составить натюрморт, а вы мне, надеюсь, поможете.

-Какой у нас фон? (тёмный)

Подберите ту вазу, которая лучше подойдёт (тёмная или светлая)

(Составляем с детьми натюрморт.) 

 

Любуемся.

-Карандаш что-то ещё для вас приготовил.

- Оказывается можно изобразить натюрморт, пользуясь только двумя цветами - чёрным и белым, и этот вид изобразительного искусства называется - графика.

-Карандаш хочет показать вам осенние натюрморты, выполненные в этой технике.

-Если живопись – это искусство красочное, то основные цвета графики – это чёрный и белый.

Выразительные средства графики - линия, рисунок, переходы цвета и тени, контраст тёмного и светлого.

(На экране Карандаш и Резинка)

-А вот теперь карандаш хочет раскрыть секрет, почему он пришёл сегодня с ластиком

- Часто, когда рисуем набросок простым карандашом, мы пользуемся резинкой. Но ластик не только стирает, но и может сам создать картину.

-Это графика наоборот или «обратная графика».

-Посмотрите рисунки – это работы детей в технике – обратная графика.

-Карандаш приготовил вам тонированные листы и предлагает нарисовать осенний натюрморт на память об этом красивом времени года.

Вы не против?

 

-Ребята, я приглашаю вас занять места .

- Мне захотелось нарисовать вот такой натюрморт в память об осени.

(Показываю свой натюрморт.)

-Если вам понравился натюрморт, который мы вместе составили, то можно нарисовать его.

-А можно придумать и изобразить свой натюрморт.

- Один и тот же предмет можно изобразить по-разному:

-тёмный - можно передать просто контурным рисунком или высветлением контура

-светлый - светлым силуэтом с дорисовкой прожилок простым карандашом

-А теперь вы представьте свой осенний натюрморт и изобразите его в технике - обратная графика, с помощью резинки и простого карандаша.

-Кто готов - может приступать к работе.

 

В ходе работы детей использую:

= наводящие вопросы:

-какими по размеру должны быть листья, чтобы их могли все рассмотреть и любоваться ими;

-могут ли быть на одной ветке листья от разных деревьев;

-какую часть листа может занимать ваза.

= советы:

- как можно исправить ошибку - затушевать эту часть;

- для рисования тонких линий лучше использовать резинку на карандаше, а для прорисовки большого - ластиком.

= косвенные указания:

-а ты не хотел бы на листиках добавить прожилки…

= напоминания:

- а ты не забыла нарисовать стол или полку, на которой расположен натюрморт?

= оценку:

-как ты интересно украсил вазу, молодец;

-мне очень понравилось, как ты расположил предметы на своём натюрморте;

- у тебя получились листики резные, замечательно…

 

Физминутка

 

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Дети расставляют пальцы в сторону и загибают их в такт стихотворению,

по очереди, начиная с большого пальца:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать. (Все пальчики собраны в кулак.)

Листики дубовые, (Отогните мизинец)

Листики кленовые, (Отогните безымянный палец.)

Листики рябины, (Отогните средний палец.)

Листики осины. (Отогните указательный палец.)

Красивые листочки мы вместе соберем

(Сложите две ладошки с расставленными пальчиками вместе.)

И букет осенний маме понесем!

 

– Ребята, сейчас звенит маленький колокольчик.

Наше занятие заканчивается, и мы пригласим всех гостей на открытие выставки осенних натюрмортов.

(-А кто немного не успел дорисовать – может сделать в свободное время) .

( По окончанию - работы детей расположить на выставке)

-Ребята, сегодня на нашей встрече вы узнали, как можно по-разному изобразить натюрморты – и в цвете и в графике, и в обратной графике.

- Ваши осенние натюрморты получились выразительные, интересные, разные.

-А помогла создать вам эту красоту - обычная резинка и простой карандаш.

-Вы сегодня были – художниками –графиками.

-У кого натюрморт похож на наш?

 Почему ты решил его нарисовать?

-Как ты точно изобразила прожилки.

 Чем пользовалась?

-Какие веточки получились у тебя тоненькие, а от какого они дерева?

-А у тебя листочки получились, как живые.

-Очень красиво ты украсил вазу, необычные подобрал узоры.

-Ребята, полюбуемся вашими натюрмортами и пригласим гостей присоединиться к нам.

 

 

 

xn---18--73dfcikbgiaez2cgt8aafq9atr5ao.xn--p1ai