«Н. Н. Носов – самый веселый писатель на свете». Носов н портрет


Биография Н.Н. Носова (презентация)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

БИОГРАФИЯ Николая Николаевича Носова Подготовила учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 349 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Печёнкина Тамара Павловна

2 слайд Описание слайда:

Николай Николаевич Носов 10.11.1908 – 26.07.1976 советский детский писатель-прозаик, драматург, киносценарист

3 слайд Описание слайда:

Николай Николаевич Носов родился 10 ноября 1908 года в городе Киеве, в семье эстрадного артиста, который в зависимости от обстоятельств работал и железнодорожником. Детство его прошло в небольшом городке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии.

4 слайд Описание слайда:

Николай был вторым сыном в семье. Кроме него, в семье был старший брат Пётр и младшие брат и сестра. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена.

5 слайд Описание слайда:

Детство и школьные годы Николая Носова пришлись на тяжелейший период в российской истории: Первую Мировую и Гражданскую войну. Недостаток продуктов, отсутствие тепла и электричества холодной зимой, болезни были обычным явлением того времени. Вся семья переболела тифом. К счастью, никто не умер. Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. Чтобы прокормить семью, потерявшую стабильный заработок из-за Великой Октябрьской революции, Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив её в 1924 году, он работал чернорабочим. В возрасте 19 лет поступил в Киевский художественный институт. Николай тогда серьёзно увлёкся фотографией, а затем и кинематографом. Это и повлияло на его выбор. Через 2 года, в 1929 году, Николай Носов перевёлся в Московский институт кинематографии. В 1932 году он закончил его и до 1951 года работал постановщиком и режиссёром мультипликационных, научных и учебных фильмов.

6 слайд Описание слайда:

С 1938 года начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники». Потом были опубликованы другие рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и др. Печатались они, в основном, в журнале для детей «Мурзилка». Эти рассказы вошли в первый сборник Носова «Тук-тук-тук», 1945. Через год издательство «Детгиз» выпустило следующий сборник рассказов Носова — «Ступеньки».

7 слайд Описание слайда:

Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно – сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. «Постепенно я понял, что сочинять для детей – наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…» Н.Н.Носов с сыном Петром 1932г. Николай Николаевич интересовался психологией детей, считал, что «к детям нужно относиться с самым большим и очень тёплым уважением», наверное, поэтому его книги находили и находят такой большой отклик у детской аудитории.

8 слайд Описание слайда:

В 1947 году вышел сборник рассказов — «Весёлые рассказы». Широкую популярность завоевали и его повести для подростков «Весёлая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950), «Витя Малеев в школе и дома» (1951). В 1952 году Николай Носов получил Сталинскую премию третьей степени за написание повести «Витя Малеев в школе и дома». В 1954 году по этой повести был снят детский художественный фильм «Два друга». В 1953 году был опубликован сборник рассказов «На горке», в 1956 году — «Прятки», в 1958 году — «Весёлые рассказы и повести».

9 слайд Описание слайда:

Наиболее известны и любимы читателями сказочные произведения Николая Носова о Незнайке. Первое из них — сказка «Винтик, Шпунтик и пылесос». Потом была написана знаменитая трилогия, «Приключения Незнайки и его друзей» (1953—1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1964—1965). Роман-сказку с элементами научной фантастики и политической сатиры и антиутопии «Незнайка на Луне» экономисты называют самым толковым и доступным учебником политэкономии. Из него можно отлично усвоить, что такое реклама, акционерное общество, лопнувший банк, продажная пресса, забастовка, безработица, биржа, что такое рыночные отношения

10 слайд Описание слайда:

Николай Николаевич Носов писал не только для детей. В 1969 году выходит сборник сатирических рассказов «Иронические юморески», которые затрагивали вопросы современной литературы («Поговорим о поэзии», «Трактат о комедии»), русский алфавит («А, Б, В…»), отношения учителя и ученика («Второй раз в первый класс»), социальные темы — мещанство («Ещё об одном, всем надоевшем вопросе»), взаимоотношение родителей и их детей («Нужно ли называть родителей предками и конями и о других подобных вопросах») и т. д.

11 слайд Описание слайда:

Автобиографическое произведение писателя – «Повесть о моём друге Игоре» (1971 – 1972), написанная в форме дневниковых записей из жизни дедушки и внука (1-я ч. – «Между годом и двумя», 2-я ч. – «От двух до двух с половиной лет») и художественно-мемуарная повесть «Тайна на дне колодца» (1977, вышедшая уже после смерти писателя; два её первоначальных варианта – «Повесть о детстве» и «Всё впереди», обе 1976). Н.Н.Носов с внуком Игорем Москва, 1968 г.

12 слайд Описание слайда:

Николай Носов умер в Москве 26 июля 1976 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве

13 слайд Описание слайда:

http://ru.wikipedia.org http://ru.wikipedia.org http://www.foxdesign.ru http://www.litra.ru http://to-name.ru ИСТОЧНИКИ:

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-523648

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

«Н. Н. Носов – самый веселый писатель на свете»

«Н. Н. Носов – самый веселый писатель на свете».

Краткая аннотация проекта.

Проект о жизни и творчестве детского писателя Н.Н. Носова.

В нем раскрывается связь писателя и детей, через веселые, всеми любимые произведения, такие как: «Фантазеры», «Огурцы», «Сказка о Незнайке и его друзьях», «На горке».

Проект возбуждает у детей интерес к чтению художественной литературы.

Направляющие вопросы по теме.

  • Подробная, доступная детям информация о жизни и творчестве детского писателя Н.Н. Носова.
  • Сценарии отрывков – миниатюр из известных произведений писателя.
  • Игры и кроссворды по теме.

План проекта:

  1. Вводная часть:
а) Организационный момент.

б) актуализация опорных знаний, умений, навыков.

2. Основная часть:

а) Знакомство с творчеством и биографией писателя Н. Н. Носова.

б) Инсценирование детьми отрывков – миниатюр из произведений писателя: «Фантазеры», «Огурцы»,

«Сказка о Незнайке и его друзьях»

в) Игры: «Отгадай», «Мозаика», «Кто это сказал?».

г) Экранизация произведения Н. Н. Носова «На горке». Знакомство с новым произведением.

д) Первичное закрепление.

^

4. Домашнее задание.

Цели мероприятия:

- Продолжать знакомить детей с рассказами и сказками Н. Н. Носова.

-Познакомить учащихся с биографией и творчеством писателя.

-Помогать детям, совершенствовать навыки чтения – беглость, правильность, осознанность.

- Развивать образное мышление, творческие возможности, память и внимание.

-Воспитывать интерес к чтению

Оборудование:

Портрет Н. Н. Носова, слайды, выставка книг писателя, кроссворд, костюмы для сказочных героев:

Незнайке – шляпа, галстук. Тюбику – берет, бант, кисточка, палитра, мольберт, рисунок.

К рассказу «Огурцы» - одежда для мамы и Котьки. К рассказу «Фантазеры» - лавка.

Плакат с пословицей «Не дорого начало, а похвален конец».

Ход мероприятия:

  1. Вводная часть.
а) Организационный момент.

Здравствуйте ребята!

Для того чтобы узнать тему нашей встречи, вы должны разгадать кроссворд, вспомнив героев сказок

и рассказов, их авторов, в произведениях с которыми мы уже знакомы.

Если кроссворд будет правильно разгадан, то в выделенном столбике по вертикали, появится

ключевое слово.

Это и будет темой нашего мероприятия.

Слайды 1-2

1

2

3

4

5

  1. Кто написал сказку о рыбаке и рыбке?
  2. Русская народная сказка, в которой главные герои мышка, лягушка, зайка, лисичка, волчок, медведь.
  3. Как звали девочку сделанную из снега в сказке Владимира Ивановича Даля.
  4. Назовите имя маленького мальчика, который очень хотел учиться в школе, в повести Л. Н. Толстого.
  5. Все знают знаменитые басни про Ворону и Лисицу, про Стрекозу и Муравья. А кто же написал эти басни?

б) Актуализация опорных знаний, умений, навыков.

Какое ключевое слово получилось?

Правильно. Молодцы! Это Николай Николаевич ^ .

  1. Основная часть.
а) Знакомство с творчеством и биографией писателя.

Кто такой Носов в детской литературе?

Мы продолжаем знакомство с Николаем Носовым и его творчеством.

Слайды 3-5

Родился Николай Николаевич Носов в Киеве 23 ноября 1908 года в семье актера. Писал он в то же время, когда писали К.Чуковский, А. Барто, С. Маршак и С. Михалков. Первый его рассказ «Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1938 году, еще до Великой Отечественной войны.

Носов написал много рассказов и повестей о ребятах, ваших сверстниках.

Все произведения Н.Носова - это увиденное, услышанное и талантливо перенесенное на бумагу.

Слайд 6

В 1954 году вышла его книжка – сказка «Приключения Незнайки и его друзей». Потом появились

«Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне».

Незнайка был ростом с небольшой огурец .Вот какие сведения были получены о нем в полицейском участке. «Измеряем окружность вашей головы…Вот так… Тридцать единиц. Видим, таким образом. Что у вас голова большая… Измеряем ваш нос и видим что длиной он лишь две с половиной единицы ,то есть коротенький.» Исходя из лунных единиц узнаем, что рост Незнайки- 72мм,нос- всего 2,5мм, зато окружность головы - аж 30мм.

Но Н. Н.Носов не сразу стал писателем. Он сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком брёвен.

Поступил сначала в Киевский художественный институт, а потом перевелся в институт кинематографии в Москве. Был постановщиком нескольких учебных и научно-популярных фильмов. И только после такой трудовой биографии стал писателем. В 1952году он получил Государственную премию СССР за свои повести и рассказы.

Слайд 7.

В детстве Н.Носов увлекался музыкой, пением, театром, сочинительством, химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Не случайно любимый герои многих его рассказов стал горе-изобретатель Мишка, который никогда не сидит без дела. В своих рассказах, Носов не упускает повода сообщить своим читателям, что-нибудь интересное и полезное. Очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.

б) Инсценирование детьми отрывков-миниатюр рассказов Н.Н.Носова «Фантазеры», «Огурцы», «Сказка о Незнайке и его друзьях».

Все мы с детства знакомы с интересными рассказами, повестями Носова. В 1 классе мы знакомились с его творчеством. Нескольким ребятам из нашего класса было задано выучить отрывки-миниатюры из известных вам рассказов. Давайте внимательно посмотрим и узнаем, из каких они произведений.

^

Действующие лица: Кармазин Егор-Мишка

Савин Эдик-Стасик

Повесть «Огурцы».

Действующие лица: Домрачева Маша-Котька

Яшина Настя-мать

«Сказка о Незнайке и его друзьях».

Действующие лица: Кармазин Егор-Незнайка

Камалетдинова Лиля-Тюбик

^

Мишка и Стасик на лавочке.

-Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка.

-Девяносто пять. А тебе?

-А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка, раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

-А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленьким, а теперь опять скоро буду большой.

-А я, когда был большой, всю реку мог переплыть,- говорит Мишутка.

-У! А я мог море переплыть!

-Подумаешь- море! Я океан переплывал!

-А я раньше летать умел!

-А ну, полети!

-А я один раз купался в море,- говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она цап за голову- и откусила.

-Врешь!

-Нет, правда!

-Почему же ты не умер?

-А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.

-Без головы?

-Конечно, без головы! Зачем мне голова?

-Как же ты шёл без головы?

-Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя!

-Почему же ты теперь с головой?

-Другая выросла.

-« Ловко придумал»,- позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.

-Ну, это что!- сказал он.- Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

-Вот так соврал!

-Вовсе нет.

-Почему же ты теперь живой?

-Так он же меня потом выплюнул.

Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика.

-Один раз я шёл по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики…

-Знаю, знаю!- закричал Стасик. Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.

-Ничего подобного. Я не про это.

-Ну ладно. Ври дальше.

^

-Мама, я тебе огурцов принёс!

-Где ты их взял?

-На огороде.

-На каком огороде?

- Там, у реки, на «колхозном».

- Кто же тебе позволил?

- Никто, я сам нарвал.

- Значит украл.

- Нет, не украл, а так просто… Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну и я взял…

(вынимает огурцы из карманов)

- Постой, постой! Не выгружай!

- Почему?

- Сейчас же неси их обратно!

- Куда же я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Все равно они уже теперь расти не будут.

- Ничего, отнесешь и положишь на той же грядке, где сорвал.

- Ну, я их выброшу.

- Нет, не выбросишь. Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.

Котька стал плакать:

- Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.

- Вот видишь, что делаете! А если бы он вас поймал?

- Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.

- Ну, как тебе не стыдно! Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?

Котька плакал и кричал:

- Не пойду я! У дедушки ружьё. Он выстрелит и убьёт меня!

- И пусть убьет! Пусть у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор!

- Ну, пойдем со мной мамочка! На дворе темно. Я боюсь.

- А брать не боялся?

Мама дала Котьке в руки два огурца, и вывела его за дверь.

- Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!

^

- Эй, Тюбик! Можно войти?

- Рад видеть тебя. Заходи.

- Слушай, Тюбик, я к тебе по делу!

- По делу?

- Я, Тюбик читаю очень плохо. А Ты коротышка творческий. Придумай, как бы поскорее научиться.

- Ты правильно сразу ко мне пришел. Я ведь не только рисую: я еще и думаю!

Вот, например, как научить читать, я тоже думал. И знаешь, что придумал?

- Откуда же я знаю, что твоя голова придумывает?

- Да! Две головы хорошо, а моя одна лучше…

Придумал я все слова учить с рисунками.

( он нарисовал оранжевое солнце с лучиками и подписал «солнце»)

- Читай!

- А чего тут читать. Солнце – оно и есть солнце.

- Правильно.

(Нарисовал дом, а снизу подписал «домик»)

- Дом.

- Неверно. Не «дом» а «домик»! Понял?

- Понял!

(Нарисовал собаку и подписал «Булька»)

- Собака!

- Нет, какой-то ты глуповатый. Не собака, а Булька.

- Я туповатый?! Это метод у тебя какой-то туповатый. Рисуешь одно, а пишешь совсем другое, как тут выучишься? Пойду в другое место учиться!

- ну и иди в другое место, коль мой метод тебе неподходит.

- Ну и пойду!

Молодцы ребята! Знаете произведения Н. Н. Носова.

в) Игры по теме.

- А теперь проверим, хорошо ли вы знаете и другие произведения.

- Поиграем в игры.

^

^

Игра третья.

Задание: назвать авторов следующих фраз:

  • ^
  • « НУ, СПОСОБНЫЙ , СПОСОБНЫЙ, ТОЛЬКО ОТСТАНЬ! У МЕНЯ ГОЛОВА РАЗБОЛЕЛАСЬ. СОЧИНЯЙ ТАК, ЧТОБЫ БЫЛ СМЫСЛ И РИФМА, ВОТ ТЕБЕ И СТИХИ»
  • ^
  • « ЭТО ПОТОМУ, ЧТО ТЫ К МОЕЙ МУЗЫКЕ ЕЩЕ НЕ ПРИВЫК. ВОТ ПРИВЫКНЕШЬ, И УШИ НЕ СТАГУТ БОЛЕТЬ»
  • ^

г) Экранизация произведения Н.Н. Носова « На горке». Знакомство с новым произведением.

д) Первичное закрепление.

Беседа по увиденному произведению «На горке».

- Понравился ли вам рассказ?

- Попадали ли вы в такую ситуацию?

- Как вы себя вели? Что делали?

- Представьте, что вы вышли во двор, а там новая ледяная горка, и забраться на нее не возможно. Как бы вы себя повели?

- Что делал Котька Чижов, когда ребята трудились?

- Как Котька пытался залезть на горку?

- Как отреагировали ребята на поступок Котьки?

- Понравилось ли Котьке работать?

- Понравился ли вам мальчик Котька?

- Хотели бы вы с ним дружить?

- Какая часть рассказа вам больше всего понравилась?

- Можно ли отнести к этому рассказу пословицу: «Не дорого начало, а похвален конец»?

^

4. Домашнее задание:

- Прочитать рассказ «На горке»

- Подготовить пересказ.

- Нарисуйте иллюстрацию к наиболее понравившемуся эпизоду рассказа «На горке».

Презентация учителя

Внеклассное мероприятие во 2 классе, Обсерваторской средней школы. Учителя 1й квалификационной категории Домрачевой Елены Владимировны.

Высшее образование.

Закончила Педагогическое училище №1 в 1986г.

Закончила Казанский государственный педагогический институт в 1993г.

Педагогический стаж работы 23 года.

Пример продукта проектной деятельности учащихся.

Подготовка к мероприятию:

  • Чтение произведения Носова.
  • Иллюстрирование эпизода из понравившегося произведения.
  • Подбор костюмов для сказочных персонажей.
  • Разучивание слов для инсценирования сцен – миниатюр произведений Н. Н. Носова.

Полезные ресурсы.

В работе использованы: Internet, Word, сканирование.

do.gendocs.ru

Литературная викторина по произведениям Н.Носова

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели:

  1. В игровой форме обобщить и систематизировать знания воспитанников о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять кругозор.
  2. Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.
  3. Прививать интерес к книге. Воспитывать бережное отношение к книгам. Способствовать активизации каждого ребенка в деятельности (групповая работа)

Оборудование: Выставка книг Н.Н.Носова, портрет писателя, набор предметов для конкурса.

Подготовка. Чтение рассказов “На горке”, “Фантазеры”, “Живая шляпа”, “Заплатка”, “Огурцы”, “Карасик”, просмотр мультфильма “Приключение Незнайки и его друзей”

Ход мероприятия

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие. А в какое – вы узнаете, отгадав загадку.

Ты беседуй чаще с ней – Будешь в четверо умней. (Книга.)

– Мы отправляемся путешествовать по произведениям Николая Николаевича Носова.

Книга нам про все расскажет, Книга нам все покажет. Почему садится солнце, Где прибой о берег бьется. Где тепло, а где мороз, Листья все смахнул с берез. Если книгу прочитаешь, Много интересного узнаем.

– Ребята обратите внимание на выставку. Это книги Н.Н.Носова. А какие рассказы Носова вы знаете?

– Чем запомнились произведения Носова? Какие у него рассказы? (Веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные.) О ком и для кого писал Н. Носов?

Воспитатель: Путешествовать будем группами. У нас есть две команды.

– Сейчас я вам расскажу о жизни и творчестве Н.Н.Носова, вы внимательно слушайте, а потом будете отвечать на вопросы.

Рассказ воспитателя о жизни и творчестве Н.Н. Носова.

Родился Николай Николаевич Носов в Киеве в 1908 году в семье актера. В годы учебы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой. Н.Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Потом учился в институте Кинематографии в Москве. Первые рассказы сочинял для своего сына. И первый рассказ “Затейники” был опубликован в журнале “Мурзилка” в 1938 году. Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает, что-нибудь интересное и полезное, легко с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. Он был сценаристом, работал режиссером, поставил немало мультфильмов, которые мы все полюбили.

1 занятие. “Блиц-вопросы”

  1. Назовите имя и отчество Носова.
  2. Где и когда родился Носов?
  3. Чем швырял Володя в шляпу в рассказе “Живая шляпа”? (Картофель.)
  4. В каком журнале Н.Носов напечатал свой первый рассказ? (“Мурзилка”.)
  5. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы. (“Фантазеры”.)
  6. В какой сказке Н. Носов рассказал нам о человечках коротышках? (“Приключения Незнайки и его друзей”.)
  7. Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы.)
  8. На чем путешествовали Незнайка и его друзья в Зеленый город? (На воздушном шаре.)
  9. Как звали мальчика в рассказе “Заплатка”? (Бобка.)
  10. Кто сочинял из коротышек стихи?
  11. Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка.)
  12. На что обменял Виталик рыбку. (Милицейский свисток.)

Входит Незнайка:

Почему-то обо мне знают все на свете. Знают даже на Луне взрослые и дети. Зря хвалиться не хочу, но скажу вам честно, Что другим не по плечу, мне давно известно.

– Я самый лучший художник, сочинитель стихов и рассказов, вот хочу создать книгу, но пока у меня ничего не получается.

Воспитатель: Какой ты хвастун. Всему нужно учиться. Оставайся с нами, смотри и учись, а ребята тебе помогут.

Игра “Попади в цель”

Каждой команде дается картофель и шляпа. Необходимо картофелем попасть в шляпу. Побеждает та команда, которая больше совершила точных попаданий.

2-й конкурс. “Бюро находок”.

Определите из каких произведений Н. Носова потерялись предметы (воспитатель показывает вещи, каждая команда за правильный ответ получает жетон).

Шляпа – “Живая шляпа”. Нитки, иголки, ткань – “Заплатка” Отвертка, винтики – сказка “Приключения Незнайки и его друзей” Лопата, песок – “На горке” Огурцы – “Огурцы” Лопата – “На горке”

3 конкурс: “Этизод”.

Назовите произведение и его героев?

  1. Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород…. (Мальчиков звали – Павлик и Котька. “Огурцы”)
  2. “Я вот обедаю, а Мурзик бедный в подвале сидит” или “Такие свистки не продаются. Это настоящий милицейский свисток” (“Карасик”, Виталик, Сережа)
  3. “Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: “Кто варенье съел?” Я говорю: “Ира”. Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье”. (“Фантазеры”, Мишутка, Стасик, Ира, Игорь)
  4. “Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее” (“На горке”, Котька Чижов)
  5. “Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату” (“Живая шляпа” Котенок Васька, Вовка, Вадик.
  6. “Сумел порвать, сумей и зашить” (“Заплатка”, Бобка)

Игра “Рыболов”

Импровизированной удочкой с магнитом надо поймать как можно больше рыбок.

Выходит Знайка.

Знайка: “А знаете ли вы, что существуют книжки – малышки. Они очень маленьких размеров. Несколько таких книг можно было уложить в карман. Размер книг 65 мл на 94 мл.

Есть “миниатюрные книги”, длина страницы – не превышает 2–3 сантиметров. (Показывает).

Есть книги-великаны. В Самарканде это книга Великий коран. Длина страницы 2,5 метра. Есть географический атлас, который весит 252 кг, длина его в человеческий рост.

Книга-скрипка, один из ее экземпляров хранится в отделе редких книг Государственной исторической библиотеке.

4-й конкурс. “Нарисовать портрет”.

Один член команды рисует на мольберте с закрытыми глазами портрет человечка из Солнечного города.

5-й конкурс. “Что лишнее”

Необходимо по набору картинок, определить: какая из них лишняя и назвать из какого произведения.

Рыба, удочка, огурцы, помидор. (“Огурцы”)

Шляпа, картофель, лыжная палка, собака. (“Живая шляпа”)

Брюки, иголка, нитки, швейная машинка. (“Заплатка”)

Милицейский свисток, рыба, кот, конфета. (“Карасик”)

Подведение итогов.

Ведущий: Ребята, что интересного вы узнали из книг Н Носова? Почему вам нравятся произведения Носова? Как вы думаете, почему рассказы Н Носова не стареют?

Как нужно обращаться с книгами? Какую книгу приятно держать в руках?

Ведущий:

Пока книга сделается книгой Огромный путь она пройти должна. И столько знаний требуется разных, Труда, забот, чтоб родилась она.

Книги рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, книги обогащают наш ум.

Книги помогают преодолевать трудности, стать смелыми, вежливыми, умелыми. Читая книги, важно думать над их содержанием. Я думаю, что с сегодняшнего дня вы еще бережнее будете обращаться с книгой.

Но вот Незнайка мы помогли тебе понять, что всему нужно учиться. Дети показали хорошие знания, талант.

Приложение

Литература

  1. Внеклассные мероприятия.. Авт.-сост. О.Е.Жиренко, Л,Н. Яровая. М., ВАКО 2007 г.
  2. Педсовет № 3 1998 г. Мой любимый писатель – Н.Н. Носов.
  3. Хрестоматия для старшего дошкольного возраста.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Портрет Носова

Урок по литературному чтению во 2 «Б» классе по системе Л. В. ЗанковаОборудование: выставка книг, портрет писателя, аудиокассета, предметы и иллюстрации к рассказам Н. НосоваПрофессиональная ориентация обучающихся школы с обучающимися 4-6 классов на тему: «Профессия каменщика» Творческое задание «Портрет строителя»Каждая группа должна описать портрет рабочего строительной специальности, которого все любят и ува­жают за его работу. Затем представители...
«Не желаю оставаться безвольным зрителем » ( урок-портрет А. П. Столыпин) ЦелиСоставить психологический и политический портрет государственного деятеля П. А. СтолыпинаІлля Єфимович Рєпін (1844-1930)Вертуха. Портрет Віри Рєпіної, дочки художника Портрет піаніста, диригента і композитора Рубінштейна
Урок портрет М. ШолоховОборудование: портрет М. Шолохова; стенд, посвященный творчеству М. Шолохова; произведения писателяСтатусный портрет РФЗадание: на основе предложенных ниже данных составьте статусный портрет Российской Федерации
Заполните предложенную форму словами так, чтобы получился ваш словесный портрет. Сохраните файл и отправьте учителю. Мой словесный портретСейчас бы я назвал (а) себя, и (три прилагательных)Онз тема: «Сатира и юмор в произведениях детской литературы. Н. Носов «Федина задача». Основные цели: сформировать представление о сатире и юморе; на примере рассказа Н. Носова «Федина задача»Сформировать представление о сатире и юморе; на примере рассказа Н. Носова «Федина задача»
Рассказ по картине И. Н. Крамского «Неизвестная». разучивание стихотворения из книги Трофимовой (про портрет)Продолжать учить детей составлять рассказы описания по картине (портрет), обогащая словарь дошкольников эмоционально-окрашенной лексикой...???????? «??????????????? ??????? ???????» ?? ?????????, ????????, ?? ?????????, ??????? ???????? ????? ? ??????????, ???????? ????? ? ???????? ?????????? ??????? В основу методики «Психологический портрет учителя»В основу методики «Психологический портрет учителя» легли представления авторов о хорошем учителе, подкрепленные отечественными и...
Урок по внеклассному чтению в 5 классе по теме: «Веселые рассказы Николая Николаевича Носова»Открытый урок по внеклассному чтению в 5 классе по теме: «Веселые рассказы Николая Николаевича Носова»

lib2.podelise.ru

Носов, Николай Николаевич — википедия фото

Николай Николаевич Носов родился 10 (23 ноября) 1908 года в Киеве, в семье эстрадного артиста, который в зависимости от обстоятельств работал и железнодорожником. Детство его прошло в небольшом городке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии.

Николай был вторым сыном в семье. Ещё в семье был старший брат Пётр и младшие брат и сестра. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена. Детство и школьные годы Николая Носова пришлись на тяжелейший период в российской истории: Первую Мировую и Гражданскую войну. Недостаток продуктов, отсутствие тепла и электричества холодной зимой, болезни были обычным явлением того времени. Вся семья переболела тифом. К счастью, никто не умер. Николай вспоминал, что когда он выздоровел (он болел дольше всех), его мать плакала от радости, потому что все остались живы. «Так я узнал, что плакать можно не только от горя»[4].

Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. Чтобы прокормить семью, Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив её в 1924 году, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпене, потом на частном кирпичном заводе в городе Буча.

После Гражданской войны Николай увлёкся химией. Вместе со школьным товарищем он организовал химическую лабораторию на чердаке его дома, где друзья проводили разные опыты. Носов вспоминал: «По окончании школы я был уверен, что должен стать химиком и никем другим! Химия мне представлялась наукой из наук». Николай хотел поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но не смог, так как он не закончил профшколу, дающую законченное среднее образование. Николай стал обучаться в вечерней профшколе, готовясь к поступлению в политехнический вуз. Одновременно с этим он пошёл работать на Ирпенский кирпичный завод. Но перед поступлением Николай вдруг передумал и в возрасте 19 лет поступил в Киевский художественный институт. Николай тогда серьёзно увлёкся фотографией, а затем и кинематографом. Это и повлияло на его выбор. Через 2 года, в 1929 году, Николай Носов перевёлся в Московский институт кинематографии. В 1932 году он окончил его и до 1951 года работал постановщиком и режиссёром мультипликационных, научных и учебных фильмов[4]. Некоторые воспоминания о своём детстве Носов использовал в книге «Тайна на дне колодца» (см. напр.: Н. Носов. Собрание сочинений в 4-х томах, т. 4. М.: Детская литература, 1982 г.).

В годы Великой Отечественной войны Носов занимался режиссурой учебных военно-технических фильмов для РККА.

Литературное творчество

С 1938 года начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники». Потом были опубликованы другие рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и др. Печатались они в основном в журнале для детей «Мурзилка». Эти рассказы вошли в первый сборник Носова «Тук-тук-тук», 1945[5]. Через год издательство «Детгиз» выпустило следующий сборник рассказов Носова — «Ступеньки».

Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.

  «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…»[5]  

Николай Николаевич интересовался психологией детей, считал, что «к детям нужно относиться с самым большим и очень тёплым уважением», наверное, поэтому его книги находили и находят такой большой отклик у детской аудитории[5].

В 1947 году вышел сборник «Весёлые рассказы». Широкую популярность завоевали и повести для подростков «Весёлая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950), «Витя Малеев в школе и дома» (1951). В 1952 году Николай Носов получил Сталинскую премию третьей степени за написание повести «Витя Малеев в школе и дома». В 1954 году по этой повести был снят детский художественный фильм «Два друга».

В 1953 году был опубликован сборник рассказов «На горке», в 1956 году — «Прятки», в 1958 году — «Весёлые рассказы и повести».

Короткие, порой отчётливо сконструированные, всегда весьма детальные, эти истории призваны воспитывать в детях честность, чувство товарищества, отзывчивость, любовь к труду и т. д.; в них осуждаются такие постыдные качества, как зависть, тщеславие, грубость[6].

  Монета Банка России — Серия: «Выдающиеся личности России», 100-летие со дня рождения детского писателя Николая Николаевича Носова, серебро, 2 рубля, реверс.

Наиболее известны и любимы читателями сказочные произведения Николая Носова о Незнайке. Первое из них — сказка «Винтик, Шпунтик и пылесос». Потом была написана знаменитая трилогия, в которую вошли повести «Приключения Незнайки и его друзей» (1953—1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1964—1965)[7]. Роман-сказку с элементами научной фантастики, политической сатиры и антиутопии «Незнайка на Луне» экономисты называют самым толковым и доступным учебником политэкономии. Из него можно отлично усвоить, что такое реклама, акционерное общество, лопнувший банк, продажная пресса, забастовка, безработица, биржа, что такое рыночные отношения и кого на самом деле защищает полиция[8].[неавторитетный источник?]

Одним из первых иллюстраторов «Незнайки» был А. М. Лаптев (1905—1965) — художник, который подарил литературному герою хорошо знакомый всем образ. Не менее известным иллюстратором Носова был Г. О. Вальк. Также книги Носова иллюстрировали художники: И. Семёнов, Д. Бисти, Е. Афанасьева, А. Каневский, В. Горяев, Г. Огородников и другие[7].

Николай Николаевич Носов писал не только для детей. В 1969 году выходит сборник сатирических рассказов «Иронические юморески», которые затрагивали вопросы современной литературы («О литмастерстве», «Поговорим о поэзии», «Трактат о комедии»), русский алфавит («А, Б, В…»), отношения учителя и ученика («Второй раз в первый класс»), социальные темы — мещанство («Ещё об одном, всем надоевшем вопросе»), взаимоотношения родителей и их детей («Нужно ли называть родителей предками и конями и о других подобных вопросах»), вредные привычки («Об употреблении спиртных напитков») и т. д.[9]

Автобиографические произведения писателя — это «Повесть о моём друге Игоре» (1971—1972), написанная в форме дневниковых записей из жизни дедушки и внука (1-я ч. — «Между годом и двумя», 2-я ч. — «От двух до двух с половиной лет») и художественно-мемуарная повесть «Тайна на дне колодца» (1977), вышедшая уже после смерти писателя; два её первоначальных варианта — «Повесть о детстве» и «Всё впереди» — изданы в 1976 году.

Николай Носов умер в Москве 26 июля 1976 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве[10].

В 1997—1999 годах студией FAF Entertainment был создан мультфильм «Незнайка на Луне» по одноимённой книге Н. Н. Носова.

В 2008 году к 100-летию со дня рождения Н. Н. Носова Центральный Банк РФ выпустил серебряную монету[11].

Личная жизнь

Николай Носов был женат дважды. Его первая жена Елена умерла, когда их сыну Петру было 15 лет. От второй жены Татьяны детей не было. Николай Носов посвятил ей «Приключения Незнайки и его друзей». Сын писателя Пётр Носов (1931—2002) стал фотожурналистом, классиком отечественной жанровой и репортажной фотографии. Около 30 лет он проработал в Фотохронике ТАСС, где возглавлял творческую секцию[12]. Внук — Игорь Петрович Носов (р. 1962) — фотограф, писатель, автор «Новых приключений Коротышек». Правнуки — Иван Игоревич Носов, Анастасия Игоревна Носова, Петр Игоревич Носов, Варвара Игоревна Носова.

org-wikipediya.ru

Портрет Н. Н. Носова, выставка книг, рисунки детей по роману сказке, книга декорация

скачать В гостях у героев романа – сказки Н.Н.Носова

«Приключения Незнайки и его друзей»

Внеклассное мероприятие

Оформление:

Портрет Н.Н.Носова, выставка книг, рисунки детей по роману – сказке, книга – декорация.

Действующие лица:

Ведущий, Носов Н.Н., Незнайка, Ромашка, Синеглазка, Кнопочка, Тюбик, Медуница, Знайка, Молчун, Ворчун, Пилюлькин, Винтик, Шпунтик, Цветик, Гунька, Гусля, Пулька.

Ведущий: Открывает книгу – декорацию и начинает читать: «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли, потому что они были очень маленькие.

Каждый коротышка был с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, бульвар Васильков, аллея Ромашек. А сам город назывался Цветочным. Он стоял на берегу ручья. Этот ручей коротышки называли Огурцовой рекой, потому что по берегам ручья росло много огурцов.

В одном домике на улице Колокольчиков жило 16 малышей - коротышей…»

Представление начинается. С вами хотят подружиться герои Цветочного города. Встречайте их.

Из книги - декорации выходят герои и представляются:

Незнайка:

Я, Незнайка, к вам пришел

И друзей своих привел.

Все мы любим веселиться

И на улице резвиться.

Любим петь и рисовать,

Любим книжечки читать.

С вами мы хотим ужиться

И надолго подружиться.

Я, — Незнайка, я — Незнайка.

Вы попробуйте, узнайте!

Почему меня вокруг

Все Незнайкою зовут? Тюбик:

А я — художник Тюбик,

Меня ребята любят,

И мы гордимся с ними

Рисунками своими.

Винтик:

Механик Винтик я зовусь

И этим именем горжусь.

Не утверждайте-ка, друзья,

Что обойдетесь без меня. Шпунтик:

Помощник Шпунтик!

Звучит красиво!

Помощник Шпунтик!

Просто диво!

Успеет тут, поможет там,

И не дает покоя вам... Гусля:

Музыкант Гусля

Стоит перед вами,

А какой я музыкант,

Вы судите сами.

Пилюлькин:

Доктор Пилюлькин

Лечит всех с люльки.

Беспокоится о вас,

Не спускает с вас он глаз. Пулька:

Меня Пулькою зовут,

Бывалый я охотник,

Пропадаю часто я,

С ружьем на болоте. Знайка:

Я горжусь тем, что я Знайка!

Знаю, скажете — зазнайка,

Говорите, не боюсь,

Но в жизни я всего добьюсь.

За героями из книги выходит автор Носов Н.Н.

Носов: Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь, и у меня было о чём порассказать людям; Как и многие знаменитые писатели, я сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ, он назывался “Затейники”, отнес в журнал “Мурзилка”. Рассказ напечатали. Это было в 1938 году. После в печати появились другие книги. Ведущий: У Н.Носова действительно очень много книг и любимых нами героев.

Конкурс «Назови героев Носова».

Ведущий: Н.Носов человек очень наблюдательный и имена своим героям давал по тому, как герой себя вел, по характеру, по профессии.

Конкурс: «Узнай характер по имени коротышки».

ПОНЧИК (сладкоежка)

СИРОПЧИК (любит воду с сиропом)

ВОРЧУН (ворчливый)

МОЛЧУН (молчаливый, неразговорчивый)

ТОРОПЫЖКА (всегда торопится)

РАСТЕРЯЙКА (часто теряет вещи)

НЕЗНАЙКА (мало что знает и умеет, хотя считает, что знает и умеет многое)

ПАЧКУЛЯ ПЕСТРЕНЬКИЙ (неопрятный, грязнуля)

«Узнай профессию»

ПИЛЮЛЬКИН – врач

ГУСЛЯ – музыкант

ПУЛЬКА – охотник

КАРАУЛЬКИН – милиционер

ВИНТИК, ШПУНТИК – механики

СВИСТУЛЬКИН – милиционер

СТЕКЛЯШКИН – астроном

ТЮБИК – художник

ЗВЕЗДОЧКИН – астроном

КУБИК – архитектор

КОМПРЕССИК – врач

Ведущий: Кем хотел стать Незнайка?

Инсценировка «Как Незнайка был художником». Конкурс: «Кому что принадлежит?»

Собака Булька – охотнику Пульке

Бормотограф – писателю Смекайле

Лунный камень – Знайке

Флейта – музыканту Гусле

Комбинезон с одной кнопкой – Торопыжке

Волшебная палочка – Незнайке (вариант ответа – Волшебнику)

Градусник – доктору Пилюлькину

Мед – Медунице

Касторка - доктору Пилюлькину

Гаечный ключ – Винтику и Шпунтику Носов: «Конкурс на самого внимательного читателя»

1. Как назывался город, в котором жили коротышки? (Цветочный)

2. Как назывался город, в котором жили одни малышки и куда прилетели малыши на шаре? (Зелёный)

3. Какого роста были коротышки? (Ростом с огурец)

4. Из чего были сделаны воротнички на платьях у малышек? (Из черно-бурых гусениц)

5. Трактор Митя из деревни Простоквашино работал на продуктах, а на чем работал автомобиль механиков Шпунтика и Винтика? (На сиропе и на газировке)

6. Из чего Знайка сделал воздушный шар? (Резину для шара сделали из сока цветов, похожих на фикусы).

7. Из чего были сделаны парашюты у малышей, когда они прыгали с воздушного шара? (Из одуванчиков)

8. Чем лечил коротышек доктор Пилюлькин? (Йодом и касторкой)

9. Чем лечила коротышек Медуница? (Мёдом)

10. Какого цвета была волшебная палочка у Незнайки? (Красновато-коричневая, небольшая, круглая)

11. Из чего был сделан водопровод в Зеленом городе? (Из стеблей тростника)

12. Почему город, где жили одни малыши, назывался Змеёвка? (Потому, что его жители любили запускать бумажных змеев)

13. Незнайка и его друзья в Солнечном городе остановились в гостинице, как они себя назвали? (Автопутешественник Незнам Незнамович Незнайкин и иностранец Пачкуале Пестрини)

14. Какие необычные машины увидел Незнайка в Солнечном городе? (Циркулину, Планетарку, гусеничный мотоцикл, спиралеходы, реактивные роликовые турболёты и мн. др.)

15. Как одет Незнайка? (Яркая голубая шляпа, жёлтые канареечные брюки и оранжевая рубашка с зелёным галстуком)

Инсценировка «Как Незнайка сочинял стихи». Ведущий: Какие стихи сочинил Незнайка?

Знайка шел гулять на речку,

Перепрыгнул чрез овечку. У Авоськи под подушкой

Лежит сладкая ватрушка.

Торопыжка был голодный,

Проглотил утюг холодный.

Конкурс поэтов. На предложенные рифмы герои сочиняют стихи

тучи/лучше дверь/теперь

урок/не мог класс/раз Ведущий: «Литературный диктант». Как и любой другой диктант, он покажет, как хорошо вы знаете материал, в данном случае – содержание книги.

Ведущий читает отрывок из последних глав сказки. Дети кратко записывают концовку:

1. Незнайка покраснел от стыда и был готов провалиться сквозь землю. Он бросился бежать и спрятался в... (одуванчиках).

2. Малыши дразнили Незнайку, потому что он... (хвастун и трусишка).

3. Незнайке стало так жаль себя, так жаль, что и сказать нельзя. Он прижался к забору лбом и... (заплакал).

4. Вместо того чтобы идти играть в городки или в футбол, Незнайка садился за стол и принимался за... (чтение).

5. За что малышки стали уважать Незнайку и говорили, что он совсем не плохой коротыш? (Он защищал малышек.) Ученица рассказывает стихотворение «Люблю я Носова читать» Носов: Советы читателям

К книге надо относиться как к жизни. Ее надо читать собственными глазами. Недоверчиво. Рассматривать. Выискивать в ней точное знание. И идти от книги к книге. Ведь книга – это дорога.

Когда вы что-нибудь шьете, вам нужен материал, нитки. Если вы что-нибудь сколачиваете, нужен инструмент, гвозди, дерево. А для того, что бы жить и развиваться, надо знать необыкновенное количество книг.

Не надо пугаться, что написано уже столько книг. Все равно, мол, всех не прочитаешь. Если вы верите в себя, вы будите идти все дальше по жизни, а книги будут идти с вами вместе и будут с вами разговаривать.

Дарит книги детских писателей участникам мероприятия. Рефлексия. Вам понравилось быть героями Н.Н.Носова? Как вы смогли ими стать? Есть ли у вас желание познакомиться с другими произведениями Н.Н.Носова? До новых встреч.

Фото на память

скачать

nenuda.ru

Носов Николай Николаевич

✍  Носов Николай Николаевич (1908—1976) — советский детский писатель-прозаик, драматург, киносценарист. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1952). Наиболее известен как детский писатель, автор произведений о Незнайке.

    § Биография

Николай Николаевич Носов родился 10 (23 ноября) 1908 года в Киеве, в семье эстрадного артиста, который в зависимости от обстоятельств работал и железнодорожником. Детство его прошло в небольшом городке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии.

Николай был вторым сыном в семье. Ещё в семье был старший брат Пётр и младшие брат и сестра. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена. Детство и школьные годы Николая Носова пришлись на тяжелейший период в российской истории: Первую Мировую и Гражданскую войну. Недостаток продуктов, отсутствие тепла и электричества холодной зимой, болезни были обычным явлением того времени. Вся семья переболела тифом. К счастью, никто не умер. Николай вспоминал, что когда он выздоровел (он болел дольше всех), его мать плакала от радости, потому что все остались живы. «Так я узнал, что плакать можно не только от горя».

Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. Чтобы прокормить семью, Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив её в 1924 году, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпенe, потом на частном кирпичном заводе в городе Буча.

После Гражданской войны Николай увлёкся химией. Вместе со школьным товарищем он организовал химическую лабораторию на чердаке его дома, где друзья проводили разные опыты. Носов вспоминал: «По окончании школы я был уверен, что должен стать химиком и никем другим! Химия мне представлялась наукой из наук». Николай хотел поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но не смог, так как он не закончил профшколу, дающую законченное среднее образование. Николай стал обучаться в вечерней профшколе, готовясь к поступлению в политехнический вуз. Одновременно с этим он пошёл работать на Ирпенский кирпичный завод. Но перед поступлением Николай вдруг передумал и в возрасте 19 лет поступил в Киевский художественный институт. Николай тогда серьёзно увлёкся фотографией, а затем и кинематографом. Это и повлияло на его выбор. Через 2 года, в 1929 году, Николай Носов перевёлся в Московский институт кинематографии. В 1932 году он закончил его и до 1951 года работал постановщиком и режиссёром мультипликационных, научных и учебных фильмов. Автобиография детского периода частично отражена в книге «Тайна на дне колодца» (см. напр. Из-во «Детская литература», 1982 г.) собрание сочинений Н. Носова в 4-х томах, т. 4 В годы Великой Отечественной войны Носов занимался режиссурой учебных военно-технических фильмов для РККА.

      ¶ Литературное творчество

С 1938 года начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники». Потом были опубликованы другие рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и др. Печатались они, в основном, в журнале для детей «Мурзилка». Эти рассказы вошли в первый сборник Носова «Тук-тук-тук», 1945. Через год издательство «Детгиз» выпустило следующий сборник рассказов Носова — «Ступеньки».

Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…».

Николай Николаевич интересовался психологией детей, считал, что «к детям нужно относиться с самым большим и очень тёплым уважением», наверное, поэтому его книги находили и находят такой большой отклик у детской аудитории.

В 1947 году вышел сборник рассказов — «Весёлые рассказы». Широкую популярность завоевали и его повести для подростков «Весёлая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950), «Витя Малеев в школе и дома» (1951). В 1952 году Николай Носов получил Сталинскую премию третьей степени за написание повести «Витя Малеев в школе и дома». В 1954 году по этой повести был снят детский художественный фильм «Два друга».

В 1953 году был опубликован сборник рассказов «На горке», в 1956 году — «Прятки», в 1958 году — «Весёлые рассказы и повести».

Короткие, порой отчётливо сконструи­рованные, всегда весьма детальные, эти ис­тории призваны воспитывать в детях честность, чувство товарищества, отзывчивость, любовь к труду и т. д.; в них осуждаются такие постыдные качества, как зависть, тще­славие, грубость.

Наиболее известны и любимы читателями сказочные произведения Николая Носова о Незнайке. Первое из них — сказка «Винтик, Шпунтик и пылесос». Потом была написана знаменитая трилогия, «Приключения Незнайки и его друзей» (1953—1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1964—1965). Роман-сказку с элементами научной фантастики и политической сатиры и антиутопии «Незнайка на Луне» экономисты называют самым толковым и доступным учебником политэкономии. Из него можно отлично усвоить, что такое реклама, акционерное общество, лопнувший банк, продажная пресса, забастовка, безработица, биржа, что такое рыночные отношения.

Одним из первых иллюстраторов «Незнайки» был А. М. Лаптев (1905—1965) — художник, который подарил литературному герою хорошо знакомый всем образ. Не менее известным иллюстратором Носова был Г. О. Вальк. Также книги Носова иллюстрировали художники: И. Семёнов, Д. Бисти, Е. Афанасьева, А. Каневский, В. Горяев, Г. Огородников и другие.

Николай Николаевич Носов писал не только для детей. В 1969 году выходит сборник сатирических рассказов «Иронические юморески», которые затрагивали вопросы современной литературы («О литмастерстве», «Поговорим о поэзии», «Трактат о комедии»), русский алфавит («А, Б, В…»), отношения учителя и ученика («Второй раз в первый класс»), социальные темы — мещанство («Ещё об одном, всем надоевшем вопросе»), взаимоотношение родителей и их детей («Нужно ли называть родителей предками и конями и о других подобных вопросах»), вредные привычки («Об употреблении спиртных напитков»), и т. д.

Автобиографическое произведение писателя — «Повесть о моём друге Игоре» (1971—1972), написанная в форме дневниковых записей из жизни дедушки и внука (1-я ч. — «Между годом и двумя», 2-я ч. — «От двух до двух с половиной лет») и художественно-мемуарная повесть «Тайна на дне колодца» (1977, вышедшая уже после смерти писателя; два её первоначальных варианта — «Повесть о детстве» и «Всё впереди», обе 1976).

Николай Носов умер в Москве 26 июля 1976 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

В 1997—1999 годах студией FAF Entertainment был создан мультфильм «Незнайка на Луне» по одноимённой книге Н. Н. Носова.

В 2008 году к 100-летию со дня рождения Н. Н. Носова Центральный Банк РФ выпустил серебряную монету.

      ¶ Личная жизнь

Николай Носов был женат дважды. Его первая жена Елена умерла, когда их сыну Петру было 15 лет. От второй жены Татьяны детей не было. Николай Носов посвятил ей «Приключения Незнайки и его друзей». Сын писателя Петр Носов (1931—2002) стал фотожурналистом, классиком отечественной жанровой и репортажной фотографии. Около 30 лет он проработал в Фотохронике ТАСС, где возглавлял творческую секцию. Внук — Игорь Петрович Носов (р. 1962) — фотограф, писатель, автор «Новых приключений Коротышек». Правнук — Иван Игоревич Носов.

    § Награды и премии

  • Орден Трудового Красного Знамени (1967).
  • Орден Красной Звезды (1.10.1943) — за создание выдающегося учебного фильма «Планетарные трансмиссии в танках» и проявленный при этом трудовой героизм.
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
  • Сталинская премия третьей степени (1952) — за повесть «Витя Малеев в школе и дома» (1951).
  • Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (1969) — за трилогию о Незнайке.

    § Библиография

      ¶ Повести и романы
  • Незнайка учится
  • Незнайка-путешественник
  • Тайна на дне колодца
  • Мы и дети
  • Повесть о моём друге Игоре
  • Небольшая литературная энциклопедия
  • Бабушка Дина
  • Кванта смеха
  • Витя Малеев в школе и дома
  • Весёлая семейка
  • Дневник Коли Синицына
  • Приключения Незнайки и его друзей
  • Незнайка в Солнечном городе
  • Незнайка на Луне
      ¶ Рассказы
  • Автомобиль
  • Бенгальские огни
  • Бобик в гостях у Барбоса
  • Винтик, Шпунтик и пылесос (1956)
  • Дружок
  • Живая шляпа
  • Замазка
  • Заплатка
  • Затейники
  • И я помогаю
  • Карасик
  • Клякса
  • Когда мы смеёмся
  • Леденец
  • Метро
  • Милиционер
  • Мишкина каша
  • На горке
  • Находчивость
  • Наш каток
  • Огородники
  • Огурцы
  • Приключения Толи Клюквина
  • Про Гену
  • Про репку
  • Прятки
  • Саша
  • Ступеньки
  • Телефон
  • Три охотника
  • Тук-тук-тук
  • Фантазёры
  • Федина задача
  • Шурик у дедушки

interdoka.ru