Открытый классный час "О культуре поведения в школе" (5 класс). Этикет классный час 5 класс


Классный час «Поговорим об этикете» (5 класс)

Учитель: Антонова Н.В.

Классный час «Поговорим об этикете» (5 класс)

Форма: ролевая игра.

Цель:

  1. воспитывать в детях культуру поведения в соответствии с нравст­венными нормами, правилами поведения, правилами этикета;

  2. развивать мышление, умение анализировать, синтезировать, обоб­щать, развивать произвольное внимание; умение правильно выражать свои мысли, долговременную память, наблюдательность;

  3. учить правилам общения и поведения в ситуации общения в теат­ре, транспорте, во время телефонного общения.

Игровые задачи: точно, коротко и выразительно разыграть сценки типичных ситуаций соблюдения или нарушения норм общения.

Оформление: плакаты и карточки с правилами этикета.

Подготовительная работа:

  1. Перед уроком раскладываю словари.

  2. Создается экстрим - группа (под руководством детей 11 класса), которая готовит инсценировки-миниатюры о нелепом поведении людей, не знающих правил этикета.

Высказывания на индивидуальных карточках.

  1. Никакая причина не извиняет невежливости. (Т. Шевченко.)

  2. Быть грубым - значит забывать собственное достоинство. (Н. Черны­шевский.)

  3. Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований. (Р. Эмерсон.)

4.Уважение к людям есть уважение к самому себе. (Д. Голсуорси.)

Ход классного часа:

- Здравствуйте! Добрый день! Меня зовут Марина Викторовна Загорулько. Я из СОШ № 3 п. Усть - Камчатска. И сегодня я проведу конкурсный классный час с вами, дорогие дети. Тема классного часа «Поговорим об этикете». А помогут мне в этом мои ученики из 11 касса: __________ и ___________.

I. Уважаемые ребята! Нам предстоит разбиться на 2 команды. Мои по­мощники уже разложили на ваши столы этикетки с опознавательными зна­ками. Постарайтесь быстро объединиться в группы.

Спасибо! Теперь у нас две команды. Давайте познакомимся, на счет 1, 2, 3, назовитесь хором: 1-я команда «Спасибо»; 2-я команда «Пожалуй­ста». Замечательно.

Первое задание вы выполнили быстро, а, главное - достойно. Теперь давайте посмотрим на доску, здесь развешены высказывания известных людей. (помощники громко прочитывают эти высказывания). Кто может ответить на вопрос «Что такое этикет?»

  1. Молодцы. А теперь давайте заглянем в словари и прочтем трак­товку этого слова. Помощники положили на столы по 2-3 словаря. Дети самостоятельно ищут ответ и зачитывают для всех.

III. Учитель: Итак, французское слово «этикет» вошло во все языки мира. Оно близко греческому слову «Этика», что означает «привычка», «нрав». Одно из значений слова «Этикет» – надпись. Вспомним знакомое нам слово "этикетка". Мы же с вами понимаем под этикетом определённые правила поведения, выработанные обществом, которые необходимо знать и следовать им в различных ситуациях.

«Этикет - это разум для тех, кто его не имеет», - метко сказал французский философ Вольтер.

Сейчас я предлагаю вам окунуться в историю, возникновения данного термина. (просмотр видеоролика)

Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил этикета? Посмотрим, что из этого получится. Мы попробуем с вами определить основные правила этикета. Итак, первое правило: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе!»

IV. А теперь поговорим о том, как мы говорим. Многим известна героиня романа Ильфа и Петрова «12 стульев» Эллочка – людоедочка, словарный запас которой состоял из 30 слов на все случаи жизни. Мне кажется, что современные «Эллочки» обходятся гораздо меньшим количеством слов, позаимствованных с рекламных роликов. Подслушаем телефонный разговор одной из них. Правда, при этом потребуется синхронный перевод.

Сценка №2. Разговор по телефону.

Два человека

•  Алло, можно Эллу?

•  Привет, мочалка! Это я.

•  Ты выйдешь гулять?

•  Не могу: шнурки в стакане.

•  Ты фейерверк видела? Ну, как?

•  Ну, кайф! Классно! Потряска!

•  Знаешь, Мадонна приезжает.

•  Да, я от нее торчу.

•  Будешь смотреть ее концерт?

•  Без базара, я же не лох какой-нибудь.

•  До свидания, Элла.

_-_Чао, бамбино!

Переводчик

-Здравствуй, дорогая подруга.

-Я не смогу пойти, так как родители дома.

-Да! Очень красиво. Зрелище потрясает!

-Да, я восхищена ее пением.

-Конечно, я же современная девушка.

-Пока, подружка!

А ведь нам, ребята, по словам писателя И. С. Тургенева, «дан во владение великий и могучий русский язык», язык Пушкина, Лермонтова и Толстого. Так стоит ли заменять его каким-то суррогатом?

Задание 1. Я попрошу вас стать переводчиками. Вам необходимо будет прослушать второй телефонный разговор и исправить его, так чтобы речь стала понятной.

-Привет, мочалка!

-Привет! Ты бокс смотрела? Как В. Ключко в нокаут отправил Тайсона

-Куда бы он делся он же ему по тыкве так заторцевала, что тот с ходу в отключку сел. Врубаешься?

- Да. А ты на консультацию пойдешь?

-А на кой, я уроки и так уже залобала!

- Понятно. А я пойду. До свидания.

- Чао, крошка!

-привет, дорогая подруга.

-куда бы он делся, он же его по голове так ударила. Он и потерял сознание. Поняла?

- Зачем, я уроки и так уже сделала!

- До свидания, подруга!

Молодцы, вы все справились отлично с этим заданием.

Правило: «Говори с людьми на понятном им языке!», «Говорить может каждый…, разговаривать – тот, кто умеет»

V. Как вы думаете, в определение этикет, в его нормы входит исполь­зование «волшебных» слов? Проверим, как хорошо вы их знаете. Мы бу­дем читать, а вы в рифму будете отвечать. Сначала хором отвечает коман­да «Спасибо», потом - «Пожалуйста».

Игра «Волшебные слова» (читают учитель, помощники по очереди, ука­зывая рукой, какой команде отвечать).

1.Растает ледяная глыба

От слова теплого... (спасибо!)

2.Зазеленеет старый пень,

Когда услышит... («Добрый день!»)

  1. Мальчик вежливый и развитый

говорит при встрече... («Здравствуйте!»)

  1. Когда нас бранят за шалости,

Говорим: («Прости, пожалуйста»)

Как же стать вежливым? Нет ничего проще. Для этого надо пользоваться словами, от которых становится теплее и радостнее на душе. Давай же вместе вспомним эти волшебные слова. (Ребята называют слова хором: здравствуйте, спасибо, будете любезны и другое.)

Какое прекрасное слово: «Здравствуйте». (помощники читают стихотворение).

Мне кажется, что «здравствуй» – лучшее из слов,

Потому что «здравствуй» – значит будь здоров.

Правило запомни, знаешь – повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались, встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй» говорить пора.

Будьте добры иль будете любезны –

Эти слова в разговоре полезны.

С ними легко на прогулке и дома,

Будет приятно их слышать другому.

Спасибо всем за работу.

Правило: «Используй в своей речи «волшебные» слова

Прошу внимания, т. к. мы сейчас представим себя в транспорте. (На доске большие буквы «Автобус».)

VI. Игровая ситуация «В транспорте».

В автобус с шумом и хохотом заскочили двое школьников (помощники). Они, толкаясь, уселись на сиденья и увлеклись разговором. Здесь же на остановке в автобус вошла бабушка (которую играет учитель). Учитель-ба­бушка, стоит рядом с помощниками (они не встают), потом около одной группы «Спасибо», потом около другой, провоцируя детей на поступок. Школьники некоторое время не обращают внимания на стоящую рядом ста­рушку, а потом допускают грубое замечание вроде: «Вам бы лучше сидеть дома», встают и выходят из автобуса. Старушка в недоумении садится на сиденье, произносит: «Ну и молодежь пошла!»

Что скажут наши команды по этому поводу? Время на обдумывание отве­та 1 минута.

Выслушиваются и комментируются мнения детей.

- Но почему никто из вас не предложил мне сесть? (Выслушать ответы, прокомментировать, или объявить благодарность за правильное поведение, если кто-то догадался предложить место.)

Задание №2. вашему вниманию предлагается просмотреть ролик, про мальчика. Ваша задача найти как можно больше ошибок, которые он допустил. (просмотр видеоролика)

Обсуждение и просмотр правильных ответов.

Правила:

«Остановка. Все ждут транспорта. Не суетись»,

«Не загораживай вход, ты не один»,

«Уважай водителя, кондуктора и пассажиров»,

«Когда едем – не едим, когда едим – не едем»

«Уступай место, а лучше не занимай его!»

«Купи билет, и езжай спокойно!»

VII. Все знают такой афоризм Сервантеса: «Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого как вежливость». И этому тоже нужно учиться. Вежливое, доброжелательное отношение к ровесникам, младшим и старшим – одна из важнейших норм этикета. Вот что по этому поводу сказал поэт С. Маршак:

1 чтец. Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите …(старухе).

2 чтец. Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться …(инвалиду).

3 чтец . И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не …(перебьете).

4 чтец. И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать, как две …(сороки).

Правило: «Относись доброжелательно к ровесникам, младшим и старшим!»

VIII. А теперь давайте проведем с вами викторину, на обсуждение вам предоставляется 30 секунд. Если команда ошибается, вторая может дать свой вариант ответа.

Вопрос1: можно ли прийти в гости за час до назначенного времени? (нет, можно застать хозяев врасплох)

Вопрос 2: известно, что дамам принято дарить цветы, а можно ли дарить цветы мужчинам? (да, но только в особых торжественных случаях)

Вопрос 3: каким должно быть рукопожатие? (не вялым и не слишком сильным)

Вопрос 4: что вы ответите, если кто-то у вас попросит извинения? (пожалуйста или ничего страшного)

Вопрос 5: как вы поступите, если в помещении рядом с вами кто-то чихнул? (если много людей, то достаточно промолчать)

Вопрос 6: вы звоните другу, а трубку берет его мама. Она вас не знает. Как вы будете с ней разговаривать? (нужно поздороваться, назвать свои имя и фамилию, сказать, что вы друг ее сына, и только потом попросить позвать его к телефону)

IX. Давайте попробуем подвести итоги методом голосования. Отвечаем хором «да» или «нет» на мои вопросы и утверждения.

  • Будьте добры иль будете любезны – Эти слова в разговоре полезны?

  • Говорить громко в транспорте со своим собеседником - это нор­мально.

  • Вовремя оплатить проезд тоже надо? Это нормально?

  • Мы всегда уступаем место людям, которые старше нас?

  • Мы оставляем после себя мусор.

  • В транспорте часто мы слышали такие слова «извините», «пожалуй­ста», «спасибо, что уступил место, детка».

  • Если вечером расстались, встретились с утра, значит, слово «здравствуй» говорить пора?

  • Использовать в речи непонятную лексику нужно?

Вы все молодцы. Я думаю, что сегодня нет проигравших и нет побежденных, есть культурные и воспитанные дети. Наш классный час близиться к завершению. Я предлагаю всем вместе спеть песню «От улыбки станет всем светлей». Почему я выбрала именно эту песню? (ребята дают ответы) Правильно. (исполняется песня)

X. Спасибо, дорогие дети, за то, что у вас есть добрая струна отзыв­чивости. Я уверена, что вы поможете тем, кто нуждается не только в тра­нспорте, но и на улице, в школе, дома... Спасибо за работу и поддержку на этом конкурсном занятии. До свидания.

6

multiurok.ru

Классный час в 5 классе ТЕМА «АЗБУКА ПОВЕДЕНИЯ» или «РАЗГОВОР ОБ ИМИДЖЕ» Цель

Классный час в 5 классе.

Классный руководитель: Полукеева С.В.

ТЕМА: «АЗБУКА ПОВЕДЕНИЯ» или «РАЗГОВОР ОБ ИМИДЖЕ»

Цель: знать нравственные и этические нормы поведения.

Задачи: обсудить правила общей опрятности и гигиены;

составить свод правил, которыми должен руководствоваться

каждый человек.

Подготовительная работа:

  1. Подготовка стихов для учащихся (раздать для заучивания).

  2. Подготовка презентации на тему «Разговор об имидже».

  3. Подготовка подарков для детей (мыло детское, зубная щётка, расчёска, зубная паста детская).

  4. Памятки для учащихся.

Материалы: белые листы и маркеры, мультфильм из серии «Смешарики» - «Моя прелесть».

Занятие проводится в кабинете мультимедиа.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Учитель. Сегодня у нас с вами обычно-необычный классный час. Обычный – потому что мы продолжим разговор об этикете и здоровье. А необычный – потому что сегодня у нас гости: и взрослые и учащиеся нашей школы, ваши ровесники.

Тема нашего классного часа: ИМИДЖ (от английского – image).

Для каждого человека важно выглядеть аккуратно и привлекательно. Вы наверное замечали, стоит только привести себя в порядок, нарядиться как-нибудь по особенному, как сразу само собой улучшается настроение, все, кто встречается – улыбаются тебе и жизнь становится прекрасней.

У каждого из вас есть знакомые, друзья, мнением которых вы дорожите или хотите произвести хорошее впечатление. А теперь представьте себе, что этот друг всегда находится недалеко от вас и наблюдает за вами. Это изменит вас до неузнаваемости. Ты уже не сможешь дернуть за ухо млад­шего брата или обругать товарища. Под взглядом этого человека тебе и в голову не придет, возвратившись из школы, швырнуть в угол пальто, обли­зать тарелку или пробурчать какую-нибудь грубость маме. Так воображение поможет тебе прилично вести себя дома, нормально есть, быть вежли­вым с окружающими, приводить себя в порядок каждый день. А через некоторое время (попробуй, и ты сам в этом убедишься) кусок хлеба в грязной руке уже не покажется таким вкусным, невоспитанность товарищей будет тебя возмущать, а беспорядок в кварти­ре - раздражать. Пройдет еще какое-то время, и ты почувствуешь, что хо­рошие манеры стали уже привычкой и внутренней потребностью.

А теперь назовем черты поведения, которые мешают стать по-настоящему воспи­танным, вежливым и культурным человеком, ТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕКОМ У КОТОРОГО ЕСТЬ СВОЙ ИМИДЖ: это неумение держать слово, безответственность, отсутствие силы воли, неуважение к себе и к окружающим людям, нескромность, неумение хранить чужую тайну.

Но такие черты, как доброжелательность и уважение к людям и к себе, плюс знание и соблюдение этикета и формируют образ человека.

Только овладев правилами поведе­ния, можно смело отправляться в путешествие по жизни.

Человек в отличие от животного учитывает последствия своих дейст­вий, руководствуясь при этом нормами поведения.

Человек, испытывая голод, может временно отказаться от пищи, если это вызывается необхо­димостью.

Человек может преодолеть страх и идти навстречу опасности, сознавая свой долг.

Человек может обдумывать, обсуждать, раскидывать умом, если он стоит перед выбором, от которого зависит его жизнь и жизнь близких или окружающих людей.

Не даром же появились Пословицы:

Не продумавши, ничего не начинай.

Сперва подумай, а там и нам скажи.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

На классных часах о культуре поведения вы знакомились с правилами поведения. Кто-то придерживается этих правил постоянно, кто-то вспоминает иногда.

Сегодня мы продолжим работу по накоплению правил этикета. Мы поговорим об элементарных, но очень важных понятиях. Ключевым из них является ИМИДЖ (образ). И понятия его составляющие. Их много. Они делятся на группы. имидж

а) физический облик, который даетсяотприроды

1. Лицо.

2. Пропорциифигуры, осанка.

3. Походка.

4. Жесты.

5. Взгляд.

6. Мимика.

б) то, чемчеловек украшаетсебясам

1. Одеждаиобувь.

2. Прическа.

3. Косметика.

в) чертыхарактера

1. Приветливость.

2. Доброжелательность.

3. Тактичность.

4. Деликатность. г) следование этикету

5. Прочее. 1. Манеры.

«Ну-у-у-у... — наверняка обиженно скажете вы, - Вон сколько всего дается человеку от природы! А что же делать мне, если у меня и характер так се­бе... и лицо неважнецкое, и походка не очень... А уж о мимике вообще ничего не говорю, потому что ничего о ней и не знаю...»

Не стоит огорчаться, даже если тебе не слишком нравится твое отражение в зеркале! Многое в физическом облике поддается улучшению, совершенствова­нию: например, с помощью специальных упражнений можно похудеть или, наоборот, пополнеть, можно стать более гиб­ким и пластичным, можно даже немного увеличить свой рост, если научиться поддерживать хорошую осанку. Однако никто не оценит твоей фигуры, приобретенной долгими изнуряющими упраж­нениями, если... Словом, одинмудрецсказал, чтокультура начинаетсясумываниялица (амыдобавим, чтофизическая красотатожесэтогоначинается).

Начнём с кожи, лица, причёски, одежды и обуви.

Так как упомя­нуты кожа, лицо, причёска, одежда и обувь речь, безусловно, идет об общей опрятности и гигиене(мероприятиях, сохраняющих здоровье). Обо всех составляющих имиджа мы обязательно поговорим, но сначала все же о ней — о гигиене! Без гигиены НЕТ ИМИДЖА.

Давай-ка для начала проведем тестнаопрятность.

Итак!

1. Положирукинастолладонямивверх. Нестоитлиихпря­мосейчасхорошенечковымытьсмылом? Мыл(а)литыих, когдасегоднясадиласькстолу?

2. Естьлившкольнойсумкеиливкармашкеодежды, вко­торойтыходишьвшколу, носовойплатокилиодноразо­выебумажныесалфетки? Проверь, чистлион? Небудет литебестыдно, еслипридетсядостатьплатокприлю­дях?

3. Приведеналивпорядокобувь, вкоторойтывернулся(ась) изшколы? Можетбыть, тынечистишьеедажепривы­ходеиздома—зачем? Всеравноведьзапачкается, не такли?

4. Еслисейчасже, сиюминуту, тебяпригласятвкабинетк врачу, неиспытаешьлитынеловкостьиз-засвоегоне­свежегобелья?

Наверное, пока достаточно. И комментарии, как говорит­ся, излишни, настолько все ясно и понятно.

Подростковый возраст, в который вы, дорогие мальчики и девочки, вот-вот войдете, — время бурной перестройки организма, к ко­торой надо быть готовыми. Врачи говорят, что в это время в организме происходит так называемый гормональный взрыв — резкое увеличение содержания в крови определенных гор­монов(веществ, возбуждающих деятельность тех или иных органов). В результате этого может появиться повышенная потливость, чрезмерная сальность кожи и волос. Со временем все придет в норму, но в подростковом периоде телу требуется особый уход. Запах пота, несвежее дыха­ние, жирные волосы, распадающиеся на отдельные неопрятные прядки, лосня­щаяся кожа — все это считается непри­личным, поэтому каждый подросток, будь то мальчик или девочка должны тщательно следить, чтобы и с одеждой и с внешним видом все было в порядке.

ОДЕЖДА И ОБУВЬ.

Б. Капаличин. Про опрятного неряху.

1. Ученые-химики сшили костюм,

И вот что пришло тем ученым на ум:

- Чтоб нам испытать и штаны, и рубаху,

Давайте, друзья, мы отыщем неряху.

2. Но трудно ученым неряху найти,

Не знают, куда за неряхой пойти.

Грязнуль остается все меньше на свете,

Но где-то ведь есть неопрятные дети?

3. И вот объявляют десятки газет:

«Грязнули, вас ищет ученый совет.

Пусть тот, кто не чистит, а пачкает брюки,

Хоть раз, да послужит на благо науке».

4. Явился один мальчуган на совет.

Взглянул председатель и вымолвил:

«Нет! Пятно от чернил посадил на рубахе,

А тоже себя зачисляет в неряхи!».

5. Явился второй мальчуган на совет.

Взглянул председатель и вымолвил:

«Нет! Неделю всего не погладил он брюки

И думает быть уж полезным науке!».

6. И третий пришел мальчуган на совет,

Таких замарашек не видывал свет.

Мальчишка сто пятен имел на рубашке,

Как будто играл с трубочистом в пятнашки.

Светились на брюках три тысячи дыр,

Он был всех нерях и грязнуль командир.

7. Вот тут просиял сам профессор на стуле:

- Вот это неряха! Вот это грязнуля!

И хором решил весь ученый совет:

- Такой подойдет. Возражения нет.

8. И вот нарядили, как надо неряху:

- Ну что ж, испытай нам штаны и рубаху.

Он брюки борщом за столом обливал,

Рубашкой он брюки свои вытирал.

У лужи нарочно неряха стоял,

Чтоб грязью его обливал самосвал.

9. Но как он испортить костюм ни старался,

-Наряд его новым и чистым остался. „

Неряху хвалили: «Какой молодец!

Смотрите, опрятным он стал наконец!».

А вот о чудесном костюме - ни звука,

Мол, я молодец, а потом уж... наука!

Неряшливо одетый человек производит тягостное впечатление. А ведь многие девочки и мальчики, стоя перед зеркалом, не замечают, что выглядят неопрятно. Воротничок блузки или рубашки грязноват? Не беда. Кто его станет рассматривать? Пятно на джинсах? Ерунда. Оно маленькое, его никто и не увидит! Оторвалась пуговица на плаще? Ну и что? Сделаю вид, что просто забыла ее застегнуть!

Иногда неопрятность стараются оправдать тем, что уход за собой требует

слишком много времени. Конечно, время потратить придется, но если вы сумеет все организовать правильно, то уход за собой станет для вас таким же необходимым делом, как сон или еда. На это мы ведь никогда не жалеем времени.

ПАМЯТКА ПО УХОДУ ЗА ОДЕЖДОЙ И ОБУВЬЮ.

  1. В одежде, в которой ты ходишь в школу нельзя играть, а в одежде в которой ты играешь, нельзя ходить в библиотеку.

  2. Одежда должна быть всегда постиранной, проглаженной, заштопанной.

  3. Кожаные сапоги и ботинки нужно регулярно чистить кремом, а резиновые сапоги или калоши нужно тщательно мыть.

  4. Обувь нужно обязательно просушивать, это важно для твоего здоровья и полезно для обуви.

ВОЛОСЫ.

Самое естественное украшение девочки или мальчика — это здоровые блестящие волосы. Если вы хотите, чтобы они оставались такими всегда, за ними надо ухаживать. Их надо мыть так часто, как они того требуют. Сейчас сущес­твуют шампуни, которыми можно пользоваться ежедневно. Избавиться от перхоти, если она есть, помогут шампуни со специальными добавками. Волосы нужно тщательно расчёсывать. Девочки должны укладывать в причёску, например в косу или хвост. Мальчики должны носить аккуратную стрижку.

Э.Успенский. Страшная история.

Мальчик стричься не желает,

Мальчик с кресла уползает,

Кричит и заливается,

Ногами упирается.

Он в мужском и женском зале

Весь паркет слезами залил.

Парикмахерша устала,

И мальчишку стричь не стала.

А волосы растут,

А волосы растут.

Год прошел, другой проходит...

Мальчик стричься не приходит.

А волосы растут,

А волосы растут.

Отрастают, отрастают,

Их в косички заплетают...

- Ну и сын! - сказала мать,

- Надо платье покупать.

Мальчик в платьице гулял,

Мальчик девочкою стал.

И теперь он с мамой ходит

Завиваться в женский зал.

ПАМЯТКА УХОДА ЗА ВОЛОСАМИ.

  1. Регулярно мой волосы (не реже одного раза в неделю, а лучше два-три раза)

  2. Тщательно расчёсывай волосы утром, после снятия головного убора и после активной игры.

  3. Девочкам: убирать волосы в косу или хвост, мальчикам – регулярно подстригать отросшие волосы.

СВЕЖЕЕ ДЫХАНИЕ.

Зубы надо чистить после каждого приема пищи, но если это невозможно, утром и перед сном это следует делать обязательно.

Утро-вечер, каждый день,

Чистить зубки нам не лень.

Тот, кто любит чистоту

Сохраняет красоту!

С щёткой, пастой подружись

Не стесняясь, улыбнись!

+ Гимн зубной щётке. Автор Еланцева Лиза (6кл)

ПАМЯТКА ПО УХОДУ ЗА ЗУБАМИ И ПОЛОСТЬЮ РТА:

1. Зубы надо чистить после каждого приема пищи, но если это невозможно, утром и перед сном это следует делать обязательно.

2. После приёма пищи прочищай зубы зубной нитью или палочкой от остатков пищи.

3. Несколько раз в день полощи рот зубным элексиром, он не только освежает дыхание, но и укрепляет десны и зубную эмаль.

КОЖА.

Лучший способ освежить­ся, — принять душ. Вместо мыла луч­ше использовать специальные гели, поскольку они не пересушивают кожу.

На состоянии вашей кожи положительно скажется пра­вильное питание. Больше ешьте растительной пищи: овощей, фруктов. Постарайтесь исключить из своего рациона копче­ности, солености, жирные и сладкие продукты.

Регулярно мойте ноги, ежедневно меняйте нижнее белье.

Когда моете руки, потрите жесткой щеткой кончики пальцев, чтобы вычистить грязь из-под ногтей.

Запомните: ваши самые верные помощники все те же — вода, мыло и гели для душа. Не возлагайте особые надежды на дезодорантыи антиперсперанты(средства против потливости). Их нельзя использовать излишне часто, особенно девочкам, так как у них слишком нежная и чувствительная кожа.

Те, кто все же пользуется дезодорантами, должны иметь в виду: дезодорирующее вещество, обладающее приятным за­пахом, смешавшись с ароматами немытой, потной кожи или заношенной одежды, может выдать такой неприятный запах, что люди от вас просто станут шарахаться в разные стороны, как это происходит с героем мультфильма «Моя прелесть»

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА «МОЯ ПРЕЛЕСТЬ»

Чистота и правильный образ жизни — залог здоровья, а нечистоплотность ведет к размножению микробов и различным заболеваниям. Нечистоплотность – это проявление пренебрежения к другим людям, оскорбление их эстетического чувства, то есть чувства прекрасного. И неуважение к себе самому.

ПАМЯТКА ПО УХОДУ ЗА КОЖЕЙ.

1. Регулярно принимай душ или ходи в баню (не реже одного раза в неделю, а лучше два-три раза, а ещё лучше каждый день)

2. Для мытья тела используй детское мыло или гель.

3. Не злоупотребляй дезодорантами и другими ароматическими веществами.

4. Носи только чистую, постиранную одежду.

Подведение итогов:

Изменить уже сложившийся имидж – трудная задача. Она требует существенных усилий и значительных затрат времени. Да и вы сами знаете, если за одноклассником закрепился имидж хулигана или грубияна, неряхи или грязнули, то ему надо очень постараться, чтобы коллектив, поверил, что он на самом деле начал жить по - новому.

Я НАДЕЮСЬ, ЧТО ВЫ ПРИЛОЖИТЕ МАКСИМУМ УСИЛИЙ, ЧТОБЫ ЗА ВАМИ ЗАКРЕПИЛСЯ ИМИДЖ ВЕЖЛИВОГО, АККУРАТНОГО, ОПРЯТНОГО ЧЕЛОВЕКА.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Походка.

Проведём эксперимент:

Положите на голову книгу и, не придерживая ее руками, идите вперед по прямой линии. Когда научитесь делать это легко, свободно, без напряжения, одну книгу замените двумя-тремя.

Это упражнение очень полезно для выработки правиль­ной осанки. Вы наверняка видели по телевизору, как женщи­ны Востока и Африки носят тяжести на голове — сосуды с водой, корзины с фруктами. Они совсем не поддерживают их руками. Эти женщины как раз и отличаются особой стройнос­тью и горделивой осанкой, а самое главное правильная походка способствует здоровью человека. Именно при правильной осанке все ораны расположены правильно и они работают правильно и без нарушений.

Походка.

Легкая походка добавляет человеку привлекательности. Нередко, правда, бывает так, что тоненькая изящная девушка ходит тяжело и увесисто, как большой тучный (упитанный, толстый) мужчина, а полный сил молодой человек шаркает ногами, словно старенькая сгорбленная бабушка. Разумеет­ся, привлекательной такую поступь не назовешь.

Походка довольно точно характеризует общую культуру человека. Автор книги «Детское сокровище», изданной еще в 1812 году, уделял походке много внимания. Он писал:

«Если вы будете ходить, как индейские петухи, во­лоча ноги, то сочтут вас ленивыми, которые едва могут передвигаться. Не размахивайте слишком руками, как крыльями, чтобы скорее идти. Ежели вы идете с кем-то, то старайтесь идти с ним ровным шагом, не подхо­дите к нему слишком близко и не отдаляйтесь настоль­ко, чтоб его не слышать. Смотрите под ноги, чтобы не наступить нечаянно в грязь и не забрызгать своего спутника. Сия предосторожность равно полезна и для вас самих».

Многие не виноваты в том, что у них некрасивая походка. Они просто не знают, какую походку принято считать краси­вой. А она должна быть: умеренно быстрой, легкой и обя­зательно ритмичной. Упруго и уверенно ставится на зем­лю нога (всей ступней или чуть с носка). Тело выпрямле­но, голова слегка откинута, руки легко и естественно помогают ходьбе, движения плеч и бедер почти неза­метны.

Э.Успенский. Страшная история.

Мальчик стричься не желает,

Мальчик с кресла уползает,

Кричит и заливается,

Ногами упирается.

Он в мужском и женском зале

Весь паркет слезами залил.

Парикмахерша устала,

И мальчишку стричь не стала.

А волосы растут,

А волосы растут.

Год прошел, другой проходит...

Мальчик стричься не приходит.

А волосы растут,

А волосы растут.

Отрастают, отрастают,

Их в косички заплетают...

- Ну и сын! - сказала мать,

- Надо платье покупать.

Мальчик в платьице гулял,

Мальчик девочкою стал.

И теперь он с мамой ходит

Завиваться в женский зал.

Б. Капаличин. Про опрятного неряху.

1. Ученые-химики сшили костюм,

И вот что пришло тем ученым на ум:

- Чтоб нам испытать и штаны, и рубаху,

Давайте, друзья, мы отыщем неряху.

2. Но трудно ученым неряху найти,

Не знают, куда за неряхой пойти.

Грязнуль остается все меньше на свете,

Но где-то ведь есть неопрятные дети?

3. И вот объявляют десятки газет:

«Грязнули, вас ищет ученый совет.

Пусть тот, кто не чистит, а пачкает брюки,

Хоть раз, да послужит на благо науке».

4. Явился один мальчуган на совет.

Взглянул председатель и вымолвил:

«Нет! Пятно от чернил посадил на рубахе,

А тоже себя зачисляет в неряхи!».

5. Явился второй мальчуган на совет.

Взглянул председатель и вымолвил:

«Нет! Неделю всего не погладил он брюки

И думает быть уж полезным науке!».

6. И третий пришел мальчуган на совет,

Таких замарашек не видывал свет.

Мальчишка сто пятен имел на рубашке,

Как будто играл с трубочистом в пятнашки.

Светились на брюках три тысячи дыр,

Он был всех нерях и грязнуль командир.

1. Вот тут просиял сам профессор на стуле:

- Вот это неряха! Вот это грязнуля!

И хором решил весь ученый совет:

- Такой подойдет. Возражения нет.

2. И вот нарядили, как надо неряху:

- Ну что ж, испытай нам штаны и рубаху.

Он брюки борщом за столом обливал,

Рубашкой он брюки свои вытирал.

У лужи нарочно неряха стоял,

Чтоб грязью его обливал самосвал.

3. Но как он испортить костюм ни старался,

-Наряд его новым и чистым остался. „

Неряху хвалили: «Какой молодец!

Смотрите, опрятным он стал наконец!».

А вот о чудесном костюме - ни звука,

Мол, я молодец, а потом уж... наука!

Тестнаопрятность.

1. Положи руки на стол ладонями вверх. Не стоит ли их пря­мо сейчас хорошенечко вымыть с мылом? Мыл(а) ли ты их, когда сегодня садилась к столу?

2. Есть ли в школьной сумке или в кармашке одежды, в ко­торой ты ходишь в школу, носовой платок или одноразо­вые бумажные салфетки? Проверь, чист ли он? Не будет ли тебе стыдно, если придется достать платок при лю­дях?

3. Приведена ли в порядок обувь, в которой ты вернулся(ась) из школы? Может быть, ты не чистишь ее даже при вы­ходе из дома — зачем? Все равно ведь запачкается, не так ли?

4. Если сейчас же, сию минуту, тебя пригласят в кабинет к врачу, не испытаешь ли ты неловкость из-за своего не­свежего белья?

ИМИДЖ (от английского – image).

. имидж

а) физический облик, который даетсяотприроды

1. Лицо.

2. Пропорциифигуры, осанка.

3. Походка.

4. Жесты.

5. Взгляд.

6. Мимика.

б) то, чемчеловек украшаетсебясам

1. Одеждаиобувь.

2. Прическа.

3. Косметика.

в) чертыхарактера

1. Приветливость.

2. Доброжелательность.

3. Тактичность.

4. Деликатность.г) следование этикету

5. Прочее. 1. Манеры.

ПАМЯТКА УХОДА ЗА ВОЛОСАМИ.

  1. Регулярно мой волосы (не реже одного раза в неделю, а лучше два-три раза)

  2. Тщательно расчёсывай волосы утром, после снятия головного убора и после активной игры.

  3. Девочкам: убирать волосы в косу или хвост, мальчикам – регулярно подстригать отросшие волосы.

ПАМЯТКА ПО УХОДУ ЗА ЗУБАМИ И ПОЛОСТЬЮ РТА:

1. Зубы надо чистить после каждого приема пищи, но если это невозможно, утром и перед сном это следует делать обязательно.

2. После приёма пищи прочищай зубы зубной нитью или палочкой от остатков пищи.

3. Несколько раз в день полощи рот зубным элексиром, он не только освежает дыхание, но и укрепляет десны и зубную эмаль.

ПАМЯТКА ПО УХОДУ ЗА ОДЕЖДОЙ И ОБУВЬЮ.

  1. В одежде, в которой ты ходишь в школу нельзя играть, а в одежде в которой ты играешь, нельзя ходить в библиотеку.

  1. Одежда должна быть всегда постиранной, проглаженной, заштопанной.

  2. Кожаные сапоги и ботинки нужно регулярно чистить кремом, а резиновые сапоги или калоши нужно тщательно мыть.

  3. Обувь нужно обязательно просушивать, это важно для твоего здоровья и полезно для обуви.

ПАМЯТКА ПО УХОДУ ЗА КОЖЕЙ.

1. Регулярно принимай душ или ходи в баню (не реже одного раза в неделю, а лучше два-три раза, а ещё лучше каждый день)

2. Для мытья тела используй детское мыло или гель.

3. Не злоупотребляй дезодорантами и другими ароматическими веществами.

4. Носи только чистую, постиранную одежду.

textarchive.ru

Открытый классный час "О культуре поведения в школе" (5 класс)

Открытый классный час "О культуре поведения в школе" (5 класс)

Классный руководитель: Зинченко Н.А.

Цели: Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими учащимися в результате групповой работы по темам классного часа; профилактика спорных ситуаций среди учеников, предотвращение конфликтных ситуаций между учителями и учениками.

Мотивация выбора данной темы: учащиеся сами должны прийти к правилам поведения в школе и школьному этикету, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более осознанно всего этого придерживаться.

Задача: Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Оснащение и оборудование:

  • Столы со стульями для групп
  • Задания для групп для обсуждения одной тем
  • Подсказки по каждой теме (общие для всех)
  • Бумага и фломастеры для записи
  • Мультимедиа проектор
  • Интерактивная доска
Форма проведения: работа учащихся в группах по выработке правил поведения в школе, школьного этикета, а также разработка обязанностей дежурного класса.

Содержание классного часа

Класс делится классным руководителем на 3 группы с учетом пожеланий учащихся. Ребята рассаживаются за свои столы. Классный руководитель вводит учеников в курс дела: сообщает тему классного часа, знакомит с целями мероприятия.

Ход классного часа

До начала выступления учителя включается песня Б.Окуджавы «Давайте восклицать!» С классом обсуждается смысл слов песни, ведется поиск связи с тематикой классного часа.

Вводное слово учителя

Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития “я” каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа - школьный класс. Что такое класс? Класс - объединение людей, где “я” каждого превращается в общее “мы”. И нужно чтобы каждое отдельное “я” чувствовало себя в этом большом “мы” комфортно. И чтобы “я” каждого не подавляло “я” своего соседа. Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому “я” полноценно развиваться.

Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы общаемся с родными: мамой, папой, братьями и сестрами, с соседями; в школе – с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине - с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице – с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Очень много времени мы с вами проводим в школе, поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в школе, а также о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают обиды. Как правило, обиды взаимны.

К сожалению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова да навек ссора”, “Бритва скребет, а слово ранит”, “Ласковое слово – это вешний день”.

Как вы думаете, что обозначает слово “вежливый” (соблюдающий правила приличия).

Итак, предлагаю вам в группах выполнить следующую работу: в течение 5 минут придумать, точно, кратко и выразительно разыграть сценки типичных ситуаций соблюдения или нарушения норм культуры поведения и общения в различных ситуациях. Например: “Как мы приветствуем, друг друга, взрослых в школе, на улице”, “Как мы возражаем взрослым, родителям”, и т. д.

Самостоятельная работа в группах.

Выступления от групп и общее обсуждение. Отношение других групп к ситуации.

Задание

Перед вами на интерактивной доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека.

(от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди записывают характеристики воспитанного человека)

Обсуждаются качества личности воспитанного человека. Вырабатываются правила поведения.

Правила:

  • Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно. Вырабатывайте в себе такие качества.
  • Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.
  • Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.
  • Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.
  • Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе
“Сокровищница народной мудрости”

На интерактивной доске размещена таблица из двух столбцов. В левой части записаны начала народных высказываний. В правой части – окончание пословицы. Необходимо сопоставить начала и окончания, перетаскивая фразы в правой части в соответствующие строки.

Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:

У себя как хочешь,

Не дорог подарок –

О пустяках спорить –

По одежде не суди,

Слово – серебро,

по делам гляди.

молчание – золото.

а в гостях – как велят.

дорога любовь.

дело упустить.

Хоть не богат,

От слова спасенье,

На незваного гостя

В деревню, где живут одноногие,

От одного слова,

и от слова погибель.

не припасена и ложка.

а гостям рад.

да навек ссора.

надо идти на одной ноге.

Смысл каждого высказывания обсуждается.

Далее учащимся дается следующее задание:

Каждая группа получает задание, написанное на приготовленной карточке. Темы выбираются каждой командой вытягиванием заданий из рук учителя.

Темы:

  1. Школьный этикет (внешний вид, речь в стенах школы, вежливость)
  2. Правила поведения в школе
  3. Обязанности дежурного класса
Подсказки
  • Форма
  • Прическа сменная или вторая обувь
  • Приветствие учеников и взрослых
  • Обращение к друг другу
  • Мусор
  • Бережливость
  • Вежливость
  • Опоздания
  • Прогулы
  • Плееры и сотовые телефоны
  • Повседневная речь в школе
  • Манера общения
  • Чужие вещи
  • Поведение в столовой
  • Поведение во время линеек и мероприятий
  • Приход в школу
  • Пропуск уроков
  • Школьное имущество
  • Соблюдение правил безопасности
  • Забота о младших и слабых
  • Решение спорных вопросов
  • Курение в школе
  • Поведение на уроках
  • Поведение на переменах
  • Употребление непристойных выражений
  • Обязанности старшего дежурного по школе
  • Обязанности дежурного класса
  • Поведение на школьных вечерах и дискотеках
Задание

В течение 15-20 минут идет обсуждение темы, вносятся предложения и рекомендации, обсуждается их формулировка. Все это записывается на предоставленной бумаге. Затем учащиеся отбирают наиболее важные пункты. Из отобранного материала учащиеся готовят презентацию, которую защищают перед классом, отстаивая свои наработки и доказывая необходимость того или иного пункта. На подготовку и защиту презентаций отводится 25 минут.

По окончании классного часа принимается решение.

Решение

Выйти с предложением к другим классам провести подобные классные часы с такими же темами для выработки таких правил поведения в школе, чтобы их выполняли уже все учащиеся школы.

Подведение итогов.

Учитель: Предлагаю вам сейчас сдать экзамен по правилам поведения. Лучшему кто справится с заданиями, будет вручена медаль «Супер вежливость»

Заключительное слово.

Как учиться “вежеству”

До XVI века в русском языке широко употреблялось слово “вежа”, т.е. человек, который знает как вести себя в той или иной обстановке. Чтобы научиться “вежеству” существует несколько приемов.

Самонаблюдение

Прием сложный. Нужно как бы раздвоиться. Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель. Например, сегодня – “манеры”. В другой раз цели будут другие: как разговариваю с людьми? Как здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.

Самооценка

Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.

Изучение мнения других людей

Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.

Помогает и самопознание, и наблюдение за поведением окружающих. У одного древнего восточного мудреца спросили: “У кого ты учился благовоспитанности?” - “У невоспитанных, ответил он, я избегал делать то, что делают они”.

Итак, первое условие воспитанности – знание общепринятых норм и правил поведения; второе – тренироваться упражняться в правильном поведении; третье – прочные и устойчивые привычки поведения.

kak.znate.ru

«Речевой этикет или урок вежливости» 5-6 Класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Большеарбайская средняя общеобразовательная школа

Классный час для 5-6 классов

по теме:

«Речевой этикет или урок вежливости»

Классный час провела

учитель русского языка и литературы:

Архипова О.Е.

Классный час «Речевой этикет или урок вежливости»

Цель: знакомство детей с правилами речевого этикета в игровой форме; усвоение учащимися одного из нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди - быть вежливыми.

Задачи:

-воспитывать вежливое отношение к окружающим людям;

-научить правильно употреблять слова вежливости.

Оборудование:

-ребус для каждой команды;

-таблички со словами вежливости;

-ромашка из бумаги;

-таблички с названиями сказочных персонажей.

Ход классного часа

Здравствуйте, ребята! Наш классный час сегодня будет посвящён очень важной и полезной теме. О чём именно мы будем говорить, вам предстоит догадаться самим. Но для начала давайте разделимся на две команды (ребята делятся на 2 команды, выбираются капитаны и жюри).

Конкурс 1: «Размышляй-ка»

У каждой команды на столе лежит ребус, разгадав который, вы и узнаете тему нашей сегодняшней встречи. Время на это задание 2 минуты.

(команда, быстрей всех разгадавшая ребус, получает 2 балла).

Итак, тема сегодняшнего классного часа или игры: «Речевой этикет или урок вежливости».

Прежде чем начать игру, вам нужно придумать название для своей команды, связанное с темой игры.

Конкурс 2: «Культура поведения»

(Командам по очереди задаются вопросы. Если команда дала неверный ответ, право ответа передаётся команде соперников. За каждый правильный ответ команда получает - 1 балл)

Вопрос №1: Вашему вниманию предлагаются слова вежливости, которые произносят, чтобы подчеркнуть своё расположение к собеседнику. Они часто звучат в начале разговора (на доску вывешиваются таблички со словами):

1.Доброе утро

2.Здорово

3.Привет

4.Здравствуйте

5.Хелло

-Какие слова, по-вашему, наиболее употребимы? (Варианты ответа: 1,4).

Вопрос №2: Вы звоните по телефону и собираетесь позвать подругу или друга. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы:

1.Позовите Машу.

2.Здравствуйте, позовите Машу.

3.Здравствуйте, извините, Маша дома?

(Вариант ответа – 3)

Вопрос №3: В школе вы стали свидетелем неприятной ситуации. Два мальчика столкнулись в дверях и не могут разойтись. Который из них должен уступить дорогу, если одному 8, а другому 11 лет?

1.Тот, кому 8 лет.

2.Тот, кому 11 лет.

3.Тот, кто вежливее.

4.Уступать дорогу не обязательно.

(Вариант ответа – 3).

Вопрос №4: Вы едете в автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова вы бы произнесли при этом?

1.Простите меня, я выхожу.

2.Разрешите пройти.

3.Извините, можно пройти?

(Вариант ответа – 3).

Вопрос № 5: Поздоровавшись с учителем один раз, стоит ли здороваться с ним ещё раз при встрече?

1.Да.

2.Нет.

3.Можно, но не обязательно.

4.Можно, заменив слова улыбкой, поклоном.

(Вариант ответа – 4).

Вопрос №6: Вы опаздываете. У вас нет часов. Как вы спросите у прохожего время?

1.Скажите, сколько сейчас часов?

2.Вы не подскажите, который час?

3.Скажите, пожалуйста, который час?

4.Сколько времени?

(Вариант ответа – 3).

Конкурс №3: «Цветок вежливости»

Выносится ромашка, на лепестках которой написано:

1.приветствие

2.прощание

3.просьба

4.благодарность

Каждая команда берёт по 2 лепестка и выполняет задание: «Вспомнить слова, обороты речи, которые будут уместны в данных ситуациях». Побеждает та команда, которая больше таких оборотов вспомнит (Этот конкурс оценивается максимально – 5 баллов).

Конкурс № 4: «А вы могли бы?»

Для того чтобы ваше общение было приятным и полезным, важно уметь сопровождать свою речь различными жестами и мимикой. Попытайтесь с помощью принятых в русском языке жестов и мимики изобразить различные состояния человека:

1.грусть, плохое настроение.

2.сомнение.

3.растерянность, нерешительность.

4.восторг, восхищение.

Команда, справившаяся с заданием лучше всех, получает 3 балла.

Конкурс №5: «Капитаны, капитаны…»

Капитанам каждой команды задаются вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы:

1. На улице кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Проходящий)

2.При входе  и выходе из общественного транспорта кому отдается первенство? ( Первой заходит дама, затем мужчина, выходят – наоборот)

3.При разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший)

4.Вас случайно толкнули и извинились. Ваш ответ?

5.Вы едите в переполненном автобусе, вам нужно выходить, обратитесь к стоящим рядом?

6.Продолжи фразу: «Не перебивай говорящего товарища или взрослого. Во-первых, в этом проявляется неуважение к нему, а, во-вторых…».

Конкурс №6: «Инсценировка»

Сейчас каждой команде предстоит инсценировать неприятную ситуацию, в которой оказались два человека. Ваша задача – разыграть эту сценку так, чтобы и пострадавший, и виновник постарались смягчить неприятную ситуацию. Максимальный балл за конкурс – 5.

1.официант опрокинул поднос с едой на посетителя.

2.мальчик попал мячом в старушку, сидящую на скамейке.

Пока каждая команда продумывает своё выступление, я предлагаю ответить на несколько вопросов болельщикам. Тот, кто отвечает правильно, приносит 1 балл для команды, за которую болеет.

Вопросы:

1.В некоторых фразеологизмах русского языка, обозначающих разные эмоции, используются слова, которые называют цвет лица. Восстановите эти фразеологизмы.

1.покраснеть от …(стыда).

2.позеленеть от …(злости).

3.побелеть от …(страха).

4.порозоветь от …(удовольствия).

5.потемнеть от …(горя).

2.Попробуйте сформулировать значения распространённых жестов.

1) Если ваш собеседник барабанит пальцами, то это может означать, что он… (проявляет нетерпение, ему скучно, он нервничает).

2) Если ваш собеседник сжимает кулаки, то это значит, что он… (настроен агрессивно, пытается контролировать свой гнев).

3) Если человек трогает или потирает нос, значит… (он размышляет над чем-то, думает).

4) Если человек расхаживает взад и вперёд, то он… (видимо, озабочен, нервничает).

Конкурс №7: «Комплименты любят все»

Каждый член жюри получает табличку с названием сказочного персонажа. Это могут быть как добрые, так и злые персонажи (например, Золушка, Кощей Бессмертный, Баба-Яга и др.). Задача команд по очереди сделать как можно больше комплиментов каждому герою, но так, чтобы им было это приятно. Повторяться нельзя. За каждый комплимент команда получает 1 балл.

Конкурс №8: «Поздравительный»

Задача команд написать команде соперников поздравительное письмо (тема поздравления – на выбор), используя в своём письме как можно больше этикетных формул. За каждую используемую формулу, команда получает 1 балл.

Подведение итогов жюри.

Пока жюри подводит итоги, предлагаю вам «Весёлую пятиминутку».

  1. Попрощайтесь. У арабов помахивание рукой означает «иди сюда».

  2. Покажите согласие и несогласие. В Болгарии это выглядит наоборот.

  3. Укажите на чью-то глупость. Если в Голландии покрутят пальцем у виска, то это будет означать, что кто-то сказал остроумную фразу.

Объявление результатов, награждение команд.

Учитель: Знание правил поведения пригодятся в жизни всегда. Надеюсь, что некоторые уроки запомнились вам надолго, и вы будите использовать их в своей жизни. А теперь я попрошу каждую команду подумать над словами благодарности. Соперников поблагодарите за игру, жюри и гостей за внимание.

doc4web.ru

Классный час в 5-м классе «Вежливость. Культура. Этикет»

Классный час в 5-м классе «Вежливость. Культура. Этикет»

Цель: Прививать учащимся правила поведения в обществе

Задачи:

  • Развитие у учащихся чувства ответственности за свое поведение.
  • Воспитание уважительного отношения к окружающим.
  • Знакомство с правилами этикета.
  • Формирование эстетического вкуса в манерах поведения.
Оборудование: таблички со словами «этикет», «здравствуй», «спасибо», «пожалуйста», «извините» и др.; ситуативные картинки и рисунки на тему вежливого поведения; набор предметов для практического занятия.

^

Вступление

Учитель: Здравствуйте, ребята, мы начинаем наш разговор на очень, на мой взгляд, важную тему. Сегодня мы будем говорить о вежливости, об этикете, о добром отношении к людям. Мне бы хотелось, чтобы вы были активны и высказывали свое мнение.

^

Первый ученик: Начнем с истории. Первые упоминания об этикете как установленном порядке поведения уходят вглубь тысячелетней истории человечества. Один из самых известных литературных текстов Древнего Шумера — «Первые моральные идеалы». Высокие моральные качества, по мнению шумеров, были дарованы человеку богами, и человек должен был следовать этим божественным предначертаниям. Со временем правила поведения разных народов видоизменились, отражая различные условия их жизни. Наряду с повседневным появился деловой этикет.

^  Первые пособия по правилам поведения, трактаты, появились в Средние века. Первый трактат о поведении был издан в 1204 году испанским священником Педро Альфонсо и назывался «Дисциплина клерикалис». На основе этого сочинения были составлены книги по этикету. Они содержали правила поведения за столом, ведения беседы, приема гостей и т. п.

Слово «этикет» произошло от названия карточек, «этикеток», которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV–XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.

^  На Руси первые письменные правила поведения были составлены князем Владимиром Мономахом. В своих «Поучениях» мудрый князь писал: «Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях,: где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего: чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, — простой ли человек, или знатный — угостите пищей и питьем: Больного посещайте, мертвого приходите проводить: Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово:»

Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе — всей этой тонкой науке поведения — обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

^

Учитель: А сейчас, в настоящее время, какого человека можно назвать культурным и вежливым? Где и каким образом человек получает первые навыки этикета? Рождается ли ребенок сразу вежливым и воспитанным? Что надо сделать для того, чтобы тебя считали вежливым? Хорошо ли быть вежливым или этого надо стесняться? Всегда ли человека, строго придерживающегося правил поведения, можно считать культурным? На чем основаны требования культуры поведения в семье, школе, обществе?

(ученики отвечают на вопросы учителя, начинается дискуссия)

^

Учитель: Представляю на ваш суд следующие ситуации.

Ситуация 1. Школьная перемена. Ученики выходят из кабинета, мальчики начинают бегать и играть. За игрой не замечают библиотекаря, несущего стопку книг, один мальчик, назовем его Костя, толкает библиотекаря, книги рассыпаются по полу, но Костя этого не замечает и бежит дальше. Библиотекарю ничего не остается, как поднять книги самой. Один из одноклассников Кости, Егор, оказывается рядом и помогает собрать книги. «Простите его, — говорит Егор,- Костя у нас такой несобранный! Давайте я помогу вам отнести книги». Казалось бы, неприятный инцидент исчерпан, библиотекарь доволен. Так ли это, как вы думаете? Что скажете про Костю и Егора? Как бы вы поступили в данной ситуации?

(ответы учеников)

Ситуация 2. В дверях магазина встречаются мальчик с девочкой. Мальчику надо выйти из магазина, а девочке войти. Мальчик уступает дорогу девочке, а за его спиной в это время собирается несколько человек. «Чего встал? Выходи быстрее! — кричит парень сзади. — Не задерживай, я тороплюсь!». На что мальчик ему отвечает: Что, по-вашему, мог ответить мальчик этому парню? Как мог повести себя парень? Какой могла бы быть реакция стоящих рядом людей?

(ответы учеников)

Ситуация 3.

1) У вас день рождения. Гости приглашены в пять часов, но кое-кто из гостей приходит раньше. Стол еще не накрыт, вы не одеты в праздничную одежду. Вы в растерянности:

2) Вы звоните другу, чтобы узнать домашнее задание. К телефону подходит бабушка. Каким будет ваш разговор с ней?

3) Мальчик просит у одноклассника компьютерный диск с игрой, в которую давно мечтал поиграть. «А что ты мне за это дашь?» — спрашивает тот. После долгих уговоров и обещаний подарить новый журнал о машинах тот соглашается дать диск.

Вопросы для обсуждения: В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым? Какое поведение вы одобряете? Как бы вы поступили в каждой из приведенных ситуаций?

(ответы учеников, дискуссия)

^

(ученики делятся на две команды)

Учитель: Что ж, посмотрим на практике, насколько хорошо вы владеете правилами этикета.

Задание 1. «Встреча гостей». В каждой группе 5 человек от команды. Мы распределяем роли: хозяин, хозяйка, подруга хозяйки, друг хозяина, гость.

Представим себе ситуацию: гость звонит в дверь. Кто должен открыть дверь? (команды обсуждают)

Предполагаемый ответ: дверь обычно открывает хозяин, хозяйка выходит из кухни или комнаты встретить только почетного гостя, в остальных случаях она продолжает заниматься приготовлениями к столу. (Если команда ответила правильно, ей дается 2 балла)

Задание 2. «Приветствие». Вопрос: как нужно здороваться с пожилым человеком, с мужчиной, с женщиной, с равным себе? (команды обсуждают)

Предполагаемый ответ: Младший по возрасту первым приветствует старшего, для рукопожатия первым руку протягивает старший, если он этого не делает, то руки не протягивают. Если здороваются мужчина с женщиной, то первой руку протягивает женщина. Если здороваются равные между собой люди, например офицер с офицером, то первым здоровается тот, кто вежливее. Не подать руки, если тебе протягивают руку — очень невежливо и даже оскорбительно. (За правильный ответ команде присуждаются 4 балла)

Задание 3. «Подарки». От каждой команды требуются три человека — один будет выбирать и дарить подарки, двое других — принимать их. На столе разложены возможные подарки: книга, репродукция картины, носовой платок, шарфик, дорогая ручка, блокнот, диск и т. п. Задача: выбрать подарок и объяснить, почему именно этот предмет выбран в качестве подарка.

Предполагаемый ответ: Книгу дарят в том случае, если знают ее содержание. Картину дарят, если знают вкусы виновника торжества. Носовой платок дарить не положено, это — к ссоре. Подарок не должен быть ненужным и бесполезным. Прежде чем подарить подарок, с него нужно снять этикетку-ценник. Дарить нужно только новые вещи.(Команды получают за этот конкурс 3 балла).

Задание 4. «Да — нет». Командам по очереди учитель задает вопросы, на которые требуется положительный или отрицательный ответ. За каждый правильный ответ — 1 балл.

За столом ведут громкие разговоры? (нет)Сливочное масло сначала кладут себе на тарелку, потом намазывают на хлеб? (да)Печенье, сухари, фрукты за столом берут руками? (да)Хлеб со стола берут вилкой? (нет)Мальчик первым входит в темную комнату? (да)Если молодой человек и девушка идут по дороге, с одной стороны которой дома, а с другой едут машины, то молодой человек идет со стороны дороги? (да)На день рождения дарят четное количество цветов? (нет)Уместно ли детям посылать комплименты очень пожилым людям? (нет)

^

Учитель: Подведем итоги нашей практической части классного часа (Объявляются баллы, набранные командами).

Ученик: (читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Ежели вы вежливы»):

Ежели вы вежливыИ к совести не глухи,То место без протестаУступите старухе.Ежели вы вежливыВ душе, а не для виду,В троллейбус вы поможетеВзобраться инвалиду.И ежели вы вежливы,То, сидя на уроке,Не будете с товарищемТрещать, как две сороки.И ежели вы вежливы,Поможете вы маме,И помощь ей предложитеБез просьбы-то есть сами.И ежели вы вежливы,То в разговоре с тетей,И с дедушкой, и с бабушкойВы их не перебьете.И ежели вы вежливы,Вы книжечку вернетеВ опрятном, не измазанномИ целом переплете.И ежели вы вежливы, —Тому, кто послабее,Вы будете защитником,Пред сильным, не робея.

Учитель: Уважение вызывает тот человек, который, следуя установленным правилам и нормам поведения (т. е. этикету), не забывает о том, что главным является не только то, что он делает, но и как он это делает, в какой форме. Один и тот же поступок в одном случае может быть уместным и красивым, а в другом — грубым и бестактным. Все зависит от того, насколько мы учитываем обстоятельства, настроение, особенности характера людей, с которыми мы общаемся.

В понятие культура входит не только внешнее проявление отношения к людям, к природе, к животным, к миру вещей, но и внутренняя культура и красота человека. Эта красота выражается в характере личных потребностей и интересов, в образе жизни, в культуре речи, в красоте мимики и жестов, в постоянном совершенствовании таких качеств, как принципиальность, благородство, отзывчивость, тактичность, честность и бескорыстие. Вы живете среди людей, и каждый ваш поступок и желание отражаются в людях. Знайте, что существует граница между тем, что хочется, и тем, что можно: Проверяйте свои поступки сознанием: не причините ли вы зла, обиды, неприятности людям. Поступайте так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо. Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте людям словом, делом и поступком. Ведь каждому приятно иметь дело с добрым, культурным, воспитанным, вежливым человеком.

fs.nashaucheba.ru