Конспект занятия в средней группе по теме "Хлеб всему голова". Конспект занятия хлеб всему голова в средней группе
Конспект ООД "Хлеб- всему голова" с детьми средней группы по образовательной области "Познавательное развитие"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47 «Радужный»
Конспект ООД
по познавательному развитию на тему
«Хлеб всему голова»
с детьми средней группы «Пчёлки».
Воспитатель: Ефремова С.Г.
Новочебоксарск -2015
Цель:
Формировать представления детей о хлебе, как главном продукте.
Дать знания о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании, о труде хлебороба, мельника, пекаря.
Развивать внимание, память, мышление, речь.
Воспитывать уважительное отношение к профессии хлебороба и бережное отношение к хлебу.
Оборудование: Предметные картинки с изображением хлебных изделий; иллюстрации из серии картин "Злаковые".
Ход занятия.
-Здравствуйте ребята. Отгадайте пожалуйста загадку: Отгадать легко и быстро Мягкий, пышный и душистый. Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб).
-Ребята, как вы думаете, почему в народе говорят: "Хлеб всему голова"? Как вы понимаете эту пословицу?
(Дети высказывают свои предположения)
Воспитатель подводит итог: О хлебе есть много пословиц, о нем слагают стихи, песни, загадывают загадки.
А сейчас я хочу предложить вам поиграть в игру, называется она "Доскажи словечко".
Для больших и малышей, будет много. (калачей).
Для маленькой публики свяжем в вязку. (бублики).
Всем без исключения - вкусное. (печенье).
Наберем зерна мы вволю, на пшеничном зрелом. (поле).
-Какие вы молодцы ребята, замечательно справились с заданием. Мне хотелось бы прочесть вам рассказ Я. Тайца "Все здесь".
-Бабушка, а что тут растет?
-Хлеб, внученька.
-Хлеб? А булки где?
-И булки здесь, внученька.
-А баранки?
-И баранки здесь.
-А пряники?
-И пряники здесь.
Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники".
Воспитатель предлагает детям порассуждать:
Почему бабушка сказала, что "все здесь"? Что она имела ввиду?
(Дети высказывают свои предположения.)
А теперь мы немного отдохнем и поиграем. Игра называет "Эксперты"
Давайте рассмотрим колоски пшеницы и ржи, давайте найдем в них зерна.
Закрепляем с детьми названия: В поле дружно колосится Золотистая. (пшеница).
Черный хлебушек хорош, нам его подарит. (рожь).
Дети достают зернышки, рассматривают их с помощью лупы, сравнивают и узнают, что черные и белые сорта хлеба выпекают из разных зерен, а если зерна смешать, то получится серый хлеб.
На мольберте вывешен плакат с изображением зерна, колоса, мешка с мукой,хлебобулочными изделиями. Детям предлагается самим сделать выводы "Откуда хлеб на стол пришел".
Многие люди трудились, прежде чем хлеб пришел к нам на стол. Хлеборобы сеяли зерно, выращивали его, комбайнеры собирали зерно. Потом зерно отвозили на элеватор, там его сортировали, сушили и хранили. Потом зерна отправляют на мельницу, где из них делают муку, а муку уже отвозят в магазины и в пекарню. Вот тогда за дело принимаются мастера-пекари. Они пекут хлеб. Много людей трудятся днем и ночью, что бы мы ели свежий, душистый хлеб, поэтому его нужно беречь. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций)
Поднимается росток, Зеленеет стебелек, Скоро будет колосок. Станет поле щедрой нивой, сильной, рослой, златогривой. Хлеб созрел. В полях моторы Песню жатвы завели. В степь выходят комбайнеры, Полевые корабли. Хлеб созрел, но к нам на стол, прямо с поля не пришел. с поля даже в магазины Хлебу ехать рановато. Он уселся на машины И спешит на элеватор. Едет хлеб на мельницу, мельницу - чудесницу. Богатырь - муковоз На завод муку повез. От завода автомата Льется теплый хлебный запах. Так и скачут, их пеки - плюшки, сушки, калачи!
Физминутка. Давайте немного разомнемся и отдохнем.
Хлеборобы зерно сеют (дети идут по группе имитируяпосев зерна).
Комбайнеры колосья жнут (сжимают и разжимают кулаки)
Мельники зерна мелят (вращают руками перед грудью.
Пекари хлеб пекут (хлопки имитирующие выпечку пирожков)
Хлеб водители развозят (имитируют движение водителя за рулем)
Продавцы хлеб продают (разводят руки в стороны)
Сейчас ребята давайте вспомним профессии людей связанные с изготовлением хлеба.
Кто сеет хлеб? (хлебороб)
Кто работает на мельнице? (Мельник)
Кто печет хлеб? (Пекарь)
Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились, узнали много нового и интересного. И в завершении нашей втречи хотелось бы прочесть стихотворение:
Вот он - хлебушко душистый, с хрусткой корочкой витой,
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
Ведь не сразу стали зерна хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно потрудились на земле.
multiurok.ru
Конспект занятия в средней группе: " Хлеб всему голова"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад комбинированного вида № 100»
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе: « Хлеб - всему голова».
Составила: Кутырева Татьяна Васильевна
Воспитатель МБДОУ №100
Конспект занятия познавательного цикла в средней
группе «Хлеб - всему голова»
Образовательные задачи:
- познакомить детей с пословицами и поговорками русского народа о хлебе.
- дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом.
- закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола.
- познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий.
Развивающие задачи:
- совершенствовать навыки связного высказывания
- развивать умения анализировать, сравнивать
- развивать воображение
- развивать мелкую и общую моторики
- продолжать формировать обследовательские и исследовательские действия
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к хлебу, экономное его использование
- воспитывать уважение к труду взрослых
Словарная работа:
Обогащать словарь детей словами: меню, хлебобулочные изделия, хлеборобы, снегозадержание, поле, земля, тракторист, батон, буханка,булка, кулебяка, пирожок, сухарь, всходы, урожай, свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.
Ход занятия.
Вношу поднос, на котором красиво разложены белый, серый, черный хлеб, булочки разной величины и формы, накрытые салфеткой.
Показываю детям поднос с хлебом.
Дети, у меня для вас сюрприз, то что спрятано под салфеткой вы узнаете, отгадав загадку.
Ай, качи-качи-качи!
Глянь, - баранки, калачи!
Глянь, - баранки, калачи!
С пылу, с жару из печи!
(Снимаю салфетку) Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?
(Белый, булки с изюмом, мягкий).
Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб? (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный).
Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.
А почему говорят «Хлеб – всему голова?» Хлеб – это главный продукт на нашем столе. Вспомните, что вы ели сегодня на завтрак? (Каша, булка с маслом, кофе). А вчера? (омлет, булка с маслом, кофе?) А что вы кушаете на обед? (суп, картошка с котлетой, компот, хлеб)
Ребята, меню все время меняется, а какой продукт есть на столе и утром, и в обед и на ужин? Правильно, каждый день у нас на столе, и в детском саду, и дома есть хлеб.
Назовите хлебобулочные изделия, которые вы знаете. (батон, баранка, буханка, каравай, булочка, кулебяка, пирожок, лаваш, сухарь, хлебцы, крендель) Вот сколько много есть хлебобулочных изделий!
Когда - то в далекие времена первобытный человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Он научились размельчать зерна камнями, и получилась мука, а затем научился выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным.
Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы о хлебе? (Хлеб - всему голова! Без хлеба - нет обеда! Будет хлеб - будет и песня. Без хлеба не вкусно и не сытно.)
Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны хлеб пекли из шелухи, травы лебеды и т.д. И вот такой хлебушек давали по маленькому кусочку 125г на весь день. (показываю этот кусочек) Других продуктов не было.
Люди понимали, что хлеб - это их жизнь.
Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб.
Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине.
А хотите узнать, как хлеб оказался в магазине?
Для начала я вам загадаю загадку:
Меня бьют, колотят, режут, ворочают,
А я все терплю, и всем добром плачу. (Земля)
Уже даже зимой начинаются работы на полях. Как вы думаете, для чего хлеборобы проводят снегозадержание на полях? Весной снег растает и напоит землю водой. Во влажной земле будет хорошо расти зерно.
Наступила весна, снег сошел.
Какие машины выходят на поля? Кто ведет эти машины?
У тракториста много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – подготовить теплую постель для зерен.
Готовить землю нужно быстрее. Пословица говорит: «Весенний день год кормит».
Какими семенами засеивают поля? Ребята, посмотрите что у меня есть! Кто знает, что это за зернышко? Это – пшеница. Расскажите, какое это зернышко?
Попробуйте разжевать. Разломите, отделите оболочку от сердцевины – вот это зерно и есть.
А теперь каждый возьмите по зернышку пшеницы и разжуйте. Какое оно на вкус?
Быстро прорастают семена, тянутся зелеными стебельками к солнышку. Если лето засушливое, плохой вырастет урожай, тогда хлеборобы обращаются к дождику.
Дождик, дождик, поливай
Будет славный урожай,
Будет жито и ячмень,
Долгий лен, зеленый хмель,
Будет белая пшеница,
И в амбар пшена катиться,
И веселый хоровод
Красных девиц у ворот.
Чтобы вырастить хороший урожай, хлеборобы внимательно следят за всходами. А кто может помешать росту колосьев? (птицы, грызуны, насекомые). Что тогда хлеборобы делают?
После того, как колосья вырастут, их убирают с помощью специальных машин. Как они называются?
Потом колосья молотят, чтобы отделить зерна от оболочки. После эти зерна везут на мельницу, чтобы перемолоть их в муку.
А теперь давайте немного поиграем. Встаньте все в круг. Вы будете кружиться вокруг себя, не сходя с места. Как только я закончу говорить слова вы должны остановиться и стоять, не шевелясь. Тот, кто не сумеет остановиться – выходит из игры и садится на стульчик.
Мели, мели мельница!
Жерновочки вертятся!
Мели, мели, засыпай
И в мешочки набивай.
Хорошо жернова поработали! Много муки намололи.
Сейчас я вам дам потрогать муку, а вы скажете, какая она на ощупь.
Да, рассыпчатая, чуть клейкая, мелкая.
После муку с мельницы отправляют в пекарню. Что делает пекарь? Он знает очень много рецептов разного теста. Есть и сдобное, и песочное, слоеное, бездрожжевое тесто. Из сдобного теста делают бублики, баранки, булочки, пирожки. Изделия из песочного теста хрупкие, сыпучие, очень нежные. Из этого теста делают разные пирожные, торты. Слоеное тесто очень хрупкое, легко ломается и крошится, есть его нужно аккуратно. Из бездрожжевого теста делают лаваш, блины… Изделия из этого теста упругие, не крошатся…
Сейчас я вам дам пощупать, помять сдобное тесто, из которого делают хлеб, булочки, пирожки. Какое оно? Упругое, эластичное, теплое, плотное. А какой запах! Но из такого теста печь нельзя! Что ваши мамы делают? Правильно, ставят кастрюлю с тестом в теплое место, чтобы тесто подошло.
Посмотрите, что я вам принесла! Какое пышное! Какое оно на ощупь? Чем дошедшее тесто отличается от недошедшего?
А сейчас я вам покажу еще один вид теста – слоеное. Пощупайте, какое оно? Чем оно отличается от предыдущих?
А вот теперь я раздам каждому по кусочку какого-либо изделия, а вы определите на вкус из какого теста оно сделано.
Ребята, кто знает, без чего не существует пирогов? Без начинки. Я вам предлагаю попробовать несколько видов начинок, а вы назовете, какие они.
А какие начинки делают ваши мамы и бабушки?
Из пекарни хлеб попадает в магазины, где мы его покупаем. Вот такое путешествие совершает хлеб прежде чем попасть к нам на стол.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Нужно не только благодарить за хлеб, но и бережно относиться к нему, ведь он – богатство нашей Родины. А сколько людей работает, чтобы хлеб оказался у нас на столе!
Ребята, что мы сегодня с вами узнали? Что вам понравилось?
( ответы детей)
С огурцами ли, с картошкой надо хлеб съедать до крошки!
infourok.ru
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе: «Хлеб всему голова»
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе: «Хлеб всему голова»
Программные задачи:
Обучающие задачи:
- Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы.
- Расширять и обогащать знания детей о хлебе, и его изготовлении.
- Познакомить детей с профессиями (хлебороб, комбайнер, тракторист, шофер, мукомол, — (мельник), пекарь).
- Активизировать в речи детей слова (жатва, элеватор, веялка, хлебобулочные изделия, хлебокомбинат и др.).
Скачать презентацию
Развивающие задачи:
- Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности (замешивание теста).
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию связной речи.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу.
- Формировать умение работать сообща. Вызывать интерес к коллективному труду.
Интегрируемые образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие; • познавательное развитие; • речевое развитие; • художественно-эстетическое развитие; • физическое развитие.
Использование инновационной технологии: — показ презентации:
«Хлеб — всему голова».
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Колосок», разучивание физкультминутки «В землю зернышко попало».
Материалы и оборудование: компьютер, телевизор, колосья и зерна пшеницы, посуда для сервировки стола и замешивания теста, продукты для теста: (мука, соль, сахар, вода, яйцо и др.), фартуки и шапочки для детей и взрослых, хлебобулочные изделия, декоративные и влажные салфетки.
Содержание организованной деятельности детей:
Загадка про хлеб:
Отгадать легко и быстро,
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Дети: Хлеб.
Воспитатель: Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. (показ слайда № 2). Хлеб, хлебушек, хлебушко. Он-самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажите.
Дидактическая игра: «А какой он, хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети стоят вокруг стола, на котором стоит тарелка с хлебобулочными изделиями, берут из тарелки по одному изделию и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, белый, мягкий, черствый, горячий и другие, затем складывают все обратно на тарелку).
Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится много витаминов, но больше всего витамина В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?
Дети: Его покупают в магазине.
Воспитатель: А хотите, я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?
Дети: Пекут из муки.
Воспитатель: А что такое мука, из чего ее получают?
Дети: Из зерен.
Воспитатель: Правильно. Из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы (показ слайда №3). Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его…?
Дети: Тракторист.
Воспитатель: Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю (слайды №4, №5 и №6). И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка «В землю зернышко попало»
В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель: Ну вот, зерна созрели (слайды № 7 и №8). Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины-комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнер.
Воспитатель: Что же делает комбайн?
Дети: Собирает колосья.
Воспитатель: (слайды №9, №10 и №11). Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайна через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна. А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети: На мельницу.
Воспитатель: (слайд № 12). Правильно, на мельницу зерно везут машины, и там зерно мелют в муку. А кто работает на мельнице?
Дети: Мельники.
Воспитатель: Ребята, а куда потом отправляется мука? (слайды № 13
и №14).
Дети: На хлебозавод, в пекарню.
Воспитатель: Правильно (слайд №15). На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими “руками” вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг. (Одеваем фартуки и шапочки, замешиваем тесто, проговаривая текст пальчиковой гимнастики).
Пальчиковая гимнастика: «Каравай»
(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто)
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, ( «перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй. (2 раза)
И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму (слайды № 16 и №17) и ставить в печь. Когда хлеб испечется, его грузят на машины и везут в магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети: Булочки, печенье, торты, пироги, сухари, пряники.
Воспитатель: А как все эти продукты, называются, одним словом? (слайды № 18 и №19).
Дети: Хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?
Дети: (Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).
Пословицы и поговорки про хлеб:
«Без хлеба – нет обеда».
«Хлеб надо всегда доедать».
«Хлеб нельзя бросать на пол».
Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?
Дети: Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.
Воспитатель: Какие машины помогают хлеборобам?
Дети: Трактора, комбайны, грузовые машины.
Воспитатель: Как нужно относиться к хлебу?
Дети: Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. А сейчас я предлагаю вам пройти к столу и угоститься вкусными булочками, пряниками, сушками.
Следующая > |
doshkolnik.ru
Конспект занятия в средней группе по теме "Хлеб всему голова"
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе на тему: «Хлеб – всему голова».
Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Цель: Сформировать у детей первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
Задачи:
дать детям первоначальные представления о пути хлеба на стол: профессиях людей, которые принимают участие;
формировать представление о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания, разнообразии хлебобулочных изделий;
воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых.
Словарь: хлебороб, мельница, мельник, пекарня, пекарь, жернова, колосок, зерно.Оборудование: иллюстрации : круглый ржаной хлеб, булка белого хлеба, поднос, хлебобулочные изделия: баранки, сухарики, печенье; колосок, зерно, мука; иллюстрации; тарелочки с зерном, мукой, соленое тесто, дощечки для лепки, салфетки.
Ход занятия.
Орг. момент.
(Дети стали в круг)
-Ребята, предлагаю поиграть в игру, которая называется «Приходите к нам на чай»
Из пшеничной из муки испекли мы Ритмично «лепить» куличики.
Пироги, плюшки, пряники, печенье, Загибать по одному пальцу, перечисляя то,
Кексы, торты, калачи,
Булки, бублики, баранки.
И достали из печи
Мы румяный каравай, Соединить руки в кольцо.
Приходите к нам на чай! Наклон вперёд и вниз с движением руки от груди.
- Что испекли мы из муки? (Ответы детей)
А что еще пекут из муки? (хлеб)
Сегодня мы с вами поговорим о хлебе.Под веселую музыку в группу «входит» Колобок.Ребята, кто к нам пришёл в гости. (Колобок) Посмотрите, что он нам принёс? (Колоски)Колобок: - Из чего печётся хлеб,Что едим мы на обед?Хлеб печётся из муки,Что дают нам колоски. (показывает детям колоски)Воспитатель:
- Каждый день мы едим хлеб. Какой бывает хлеб? (Белый, черный)
Хлеб бывает белый, ржаной. Что еще бывает хлебным? ( предположения детей) Многие из вас любят печенье, пряники, сухарики, различные пирожные. А кто знает, из чего всё это делают? ( Показываю хлебобулочные изделия)Ответ детей: мука, яйца…Воспитатель: А вы знаете, как из колоска получается душистый каравай.Предлагаю взять на подносе колосок и внимательно его рассмотреть. Что живет в колоске? ( В колоске живут зёрнышки).- Как вы думаете, колосок был таким же зёрнышком? (ответы детей)
- Как же зернышко стало колоском? (Зернышко попало в землю. Солнышко его пригревало, дождик поливал) .
- Кто заботился о нем? (Люди о нём заботились, ухаживали).
- Кто знает, как называются люди, которые выращивают такие колоски? ( Эти люди называются хлеборобы)И из зерна вырос колосок. Из колосков с помощью специальных машин собирают зерно. ( показываю на тарелочке зерна пшеницы)
- Как же эти зёрна превращаются в муку – белую, воздушную, нежную, послушную? ( предположения детей)Зерно везут на мельницу, где мельник мелет из них муку.(Воспитатель показывает иллюстрации).Мельник включит жернова и перетрёт зерно в муку. А как работают жернова, я сейчас покажу. ( показываю иллюстрацию с изображением )За работу, жернова,Зёрна перетрём сперва!А давайте включим свои жернова. Все готовы? Тогда начинаем.
Физкультминутка
Чтобы сделать каравай, (вращательным движением тереть ладонью о ладонь)
Жернова быстрей вращай!
Крепче трём зерну бока, (поменять движения рук).
Получается мука.- После мельника кто с мукой будет работать? ( пекарь)
Игра «Хлебобулочные изделия»
- Скажите, что лежит на подносе? ( показываю поднос с разными предметами)
Предлагаю вам взять на подносе по одному хлебобулочному изделию.
Покажите, что вы взяли из подноса. Максим, почему ты считаешь, что это хлебобулочное изделие?
Много людей трудится, чтобы появился вкусный хлеб! Как вы думаете, как нужно относится к хлебу? ( бережно)
А что значит «Бережно относится» ? (Не крошить хлеб во время еды, не оставлять недоеденные кусочки, не выбрасывать их).
Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку хлеба. Берегите хлеб!
- Давайте вспомним, кто помогает хлебу « прийти» на стол?Ответ детей: Хлебороб, мельник, пекарь,
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, что это? ( показываю пакет с тестом) Что можно сделать из теста? ( ответы детей)
Хотите стать пекарями? Тогда садитесь за столы и приступайте . Если хотите, пригласите своих мам стать вашими помощниками в этом нелегком труде. Предлагаю испечь из теста то, что вы сами хотите. А Колобку пора возвращаться в свою сказку. Что мы ему скажем? «До свидания»
Дети прощаются с Колобком, садятся за столы, лепка по замыслу.(звучит тихая спокойная музыка)
Воспитатель: Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
infourok.ru
Занятие «Хлеб -всему голова»
Задачи: 1. Расширить знания детей о хлебе.2. Учить сравнивать, описывать, делать выводы, поощрять исследовательскую активность.3. Упражнять в формировании грамматического строя речи, образование прилагательных от существительных, прилагательных в уменьшительно-ласкательной форме.4. Воспитывать бережное отношение к хлебу.Материал: фланелеграф, картинки герое сказки «Колобок», колоски ржи и пшеницы, тарелочки, мука ржаная, пшеничная, кусочки хлеба ржаного, пшеничного, большая хлебница с хлебобулочными изделиями.Ход занятия:
Дети заходят в группу, их встречает бабушка Арина в русском народном костюме.
Здравствуйте ребятишки, девчонки да мальчишки!Давно вас поджидаю, рассказывать не начинаю.Быть внимательными и смышлёными вам сегодня предлагаю.
- Я бабушка Арина из русской народной сказки «Колобок»
- Знаете такую сказку? Тогда присаживайтесь и послушайте, что со мной произошло.
- Ой, беда, беда, беда. Просил меня дед испечь ему вкусный, румяный, душистый, мягкий, пышный и вкусный колобок. Я по сусекам помела, по амбару поскребла, муки набрала, колобок на сметанке испекла. Положила его на окошко остудиться, а он от меня по дорожке укатился. Какой был колобок? (румяный, душистый, мягкий, пышный, вкусный). Я пошла его искать.
- Шла я, шла и встретила …отгадайте:
Что за зверь леснойВстал как столбик под соснойИ стоит среди травы-Уши больше головы?- Заяц? (выставить картинку на фланелеграфе)
- Я ему говорю помоги, зайка, колобка найти. А зайка говорит: помогу, бабушка, только поиграй со мной.- Ребятки, давайте поиграем, игра называется «Назови ласково».Я называю слова, а вы называете ласково.
Хлеб-хлебушек
Булка – булочкаПирог-пирожок
Блин-блинчикСолнце-солнышкоВода-водичкаДождь-дождикКолос-колосок.
- Зайчик подарил мне колоски. Я вам принесла показать.
- Посмотрите, ребята, одинаковые колоски?
- Чем отличаются? (по цвету, один колосок светлее, другой- темнее; у одного длинные усики, у другого нет усиков; один-пузатый, другой потоньше,)
- Что общего? (все колосья имеют стебель, колос, зерна, растут на хлебных полях).- Один колосок – ржаной, другой- пшеничный. А хотите поиграть с колосками?
-Встаньте, ребята, в кружок, поиграем. Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зёрнышки и сажаю в землю (присядьте). Тёплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зёрнышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимайте руки). Колоски тянутся к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище. Опуститесь на пол). Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу). А теперь изобразите колоски – толстячки, превратитесь в колоски – худышки.
-Замечательные колоски выросли. Много муки получится.
- Пошла я дальше, ребята, и встретились мне ….отгадайте кто?:
День и ночь по лесу рыщетДень и ночь добычу ищетХодит – бродит он молчком,Уши острые толчком (показать на фланелеграфе) (волк)
- Я ему говорю: помоги мне найти колобка. А он мне отвечает: расскажи мне, что в коробочке лежит, тогда помогу.
Дети располагаются вокруг стола, на котором стоят баночки с мукой,
молоком и сахаром.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, что это у нас на столе стоит? (сахар,молоко и мука)
- Скажу вам по секрету, что у сахара есть своя песенка, хотите послушать? (трясет баночку с сахаром)
-Как вы думаете, у молока есть песенка? (нет) Давайте послушаем.
- А у муки есть песенка? Послушайте.
Вывод: муки в баночке мало, она легкая и мягкая, ее даже не слышно.
Посмотрите, вот в такой пачке муку продают в магазине. Как вы думаете,
тяжелая она или легкая? (тяжелая, легкая) Попробуйте поднять пачку?
(тяжелая) Дети по желанию пробуют поднять пачку муки.
Вывод: когда муки много, она тяжелая
- Ребята, посмотрите, мука одинаковая?- Белая мука из пшеницы. Значит мука, какая?- Тёмная мука изо ржи. Значит мука, какая?- Как вы думаете, из какой муки получается белый хлеб?- Из пшеничной.- Хлеб из пшеницы называется …. (пшеничный)- Из какой муки получается чёрный хлеб?- Из ржаной.- Хлеб из ржи называется …. (ржаной).
Физминутка
В землю зёрнышко попало. (Дети приседают, руки поднимают над головой)
Прорастать на солнце стало.
Дождик землю поливал
И расточек подрастал. (Медленно встают, и поднимаются на носочки)
Высоко поднялись колоски,
К солнышку тянулись все они.
Ветер налетает, колоски качает. (Наклоны туловища вправо, влево)
Вправо пригнулись,
Влево качнулись,
А как дождик идёт, (Складывают ладони чашечкой и подносят ко рту - «пьют»)
Рожь водицу пьёт и пьёт.
Вот какая нива,
До чего красива! (Поднимают руки над головой, трясут кистями.)
- Иду дальше по дорожке, а навстречу мне…. Отгадайте кто?
- Медведь, попросила я его, помоги найти колобка? А он предложил мне поиграть с ним в игру «Угадай на вкус».(дети с закрытыми пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, что ели)
- Что можно печь из муки? (блины, пироги, печенье, булки, баранки, хлеб)
- Пошла дальше я по дорожке. А навстречу мне колобок выбежал, стал жаловаться, что лиса его чуть не съела, откусила бок, на землю уронила, лапой наступила. Жалко мне стало колобка.
- Ребята, а вы знаете, как надо обращаться с хлебом? (высказывания детей).(не бросать, доедать до конца, не играть с хлебом, не крошить, не выбрасывать).
-Есть такая пословица «Без хлеба нет обеда», «Хлеб всему голова»
- Вы ребята такие молодцы знаете, как с хлебом обращаться, и поэтому я испекла для вас угощение. Ешьте на здоровье, растите большие.- Ну, а мне пора уходить. Пойду я колобка лечить. До свидания.
МБДОУ Брасовского района Локотской детский сад №2
Конспект открытого
познавательно-речевого занятия
в средней группе
на тему:
« Хлеб -всему голова.»
Подготовила: воспитатель
1 квалификационной категории
Озеровская Н.А.
2017 г.
литература:irina-nikolaevna-konstantinova
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Конспект занятия в средней группе: " Хлеб всему голова"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад комбинированного вида № 100»
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе: « Хлеб - всему голова».
Составила: Кутырева Татьяна Васильевна
Воспитатель МБДОУ №100
Конспект занятия познавательного цикла в средней
группе «Хлеб - всему голова»
Образовательные задачи:
- познакомить детей с пословицами и поговорками русского народа о хлебе.
- дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом.
- закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола.
- познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий.
Развивающие задачи:
- совершенствовать навыки связного высказывания
- развивать умения анализировать, сравнивать
- развивать воображение
- развивать мелкую и общую моторики
- продолжать формировать обследовательские и исследовательские действия
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к хлебу, экономное его использование
- воспитывать уважение к труду взрослых
Словарная работа:
Обогащать словарь детей словами: меню, хлебобулочные изделия, хлеборобы, снегозадержание, поле, земля, тракторист, батон, буханка,булка, кулебяка, пирожок, сухарь, всходы, урожай, свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.
Ход занятия.
Вношу поднос, на котором красиво разложены белый, серый, черный хлеб, булочки разной величины и формы, накрытые салфеткой.
Показываю детям поднос с хлебом.
Дети, у меня для вас сюрприз, то что спрятано под салфеткой вы узнаете, отгадав загадку.
Ай, качи-качи-качи!
Глянь, - баранки, калачи!
Глянь, - баранки, калачи!
С пылу, с жару из печи!
(Снимаю салфетку) Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?
(Белый, булки с изюмом, мягкий).
Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб? (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный).
Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.
А почему говорят «Хлеб – всему голова?» Хлеб – это главный продукт на нашем столе. Вспомните, что вы ели сегодня на завтрак? (Каша, булка с маслом, кофе). А вчера? (омлет, булка с маслом, кофе?) А что вы кушаете на обед? (суп, картошка с котлетой, компот, хлеб)
Ребята, меню все время меняется, а какой продукт есть на столе и утром, и в обед и на ужин? Правильно, каждый день у нас на столе, и в детском саду, и дома есть хлеб.
Назовите хлебобулочные изделия, которые вы знаете. (батон, баранка, буханка, каравай, булочка, кулебяка, пирожок, лаваш, сухарь, хлебцы, крендель) Вот сколько много есть хлебобулочных изделий!
Когда - то в далекие времена первобытный человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Он научились размельчать зерна камнями, и получилась мука, а затем научился выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным.
Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы о хлебе? (Хлеб - всему голова! Без хлеба - нет обеда! Будет хлеб - будет и песня. Без хлеба не вкусно и не сытно.)
Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны хлеб пекли из шелухи, травы лебеды и т.д. И вот такой хлебушек давали по маленькому кусочку 125г на весь день. (показываю этот кусочек) Других продуктов не было.
Люди понимали, что хлеб - это их жизнь.
Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб.
Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине.
А хотите узнать, как хлеб оказался в магазине?
Для начала я вам загадаю загадку:
Меня бьют, колотят, режут, ворочают,
А я все терплю, и всем добром плачу. (Земля)
Уже даже зимой начинаются работы на полях. Как вы думаете, для чего хлеборобы проводят снегозадержание на полях? Весной снег растает и напоит землю водой. Во влажной земле будет хорошо расти зерно.
Наступила весна, снег сошел.
Какие машины выходят на поля? Кто ведет эти машины?
У тракториста много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – подготовить теплую постель для зерен.
Готовить землю нужно быстрее. Пословица говорит: «Весенний день год кормит».
Какими семенами засеивают поля? Ребята, посмотрите что у меня есть! Кто знает, что это за зернышко? Это – пшеница. Расскажите, какое это зернышко?
Попробуйте разжевать. Разломите, отделите оболочку от сердцевины – вот это зерно и есть.
А теперь каждый возьмите по зернышку пшеницы и разжуйте. Какое оно на вкус?
Быстро прорастают семена, тянутся зелеными стебельками к солнышку. Если лето засушливое, плохой вырастет урожай, тогда хлеборобы обращаются к дождику.
Дождик, дождик, поливай
Будет славный урожай,
Будет жито и ячмень,
Долгий лен, зеленый хмель,
Будет белая пшеница,
И в амбар пшена катиться,
И веселый хоровод
Красных девиц у ворот.
Чтобы вырастить хороший урожай, хлеборобы внимательно следят за всходами. А кто может помешать росту колосьев? (птицы, грызуны, насекомые). Что тогда хлеборобы делают?
После того, как колосья вырастут, их убирают с помощью специальных машин. Как они называются?
Потом колосья молотят, чтобы отделить зерна от оболочки. После эти зерна везут на мельницу, чтобы перемолоть их в муку.
А теперь давайте немного поиграем. Встаньте все в круг. Вы будете кружиться вокруг себя, не сходя с места. Как только я закончу говорить слова вы должны остановиться и стоять, не шевелясь. Тот, кто не сумеет остановиться – выходит из игры и садится на стульчик.
Мели, мели мельница!
Жерновочки вертятся!
Мели, мели, засыпай
И в мешочки набивай.
Хорошо жернова поработали! Много муки намололи.
Сейчас я вам дам потрогать муку, а вы скажете, какая она на ощупь.
Да, рассыпчатая, чуть клейкая, мелкая.
После муку с мельницы отправляют в пекарню. Что делает пекарь? Он знает очень много рецептов разного теста. Есть и сдобное, и песочное, слоеное, бездрожжевое тесто. Из сдобного теста делают бублики, баранки, булочки, пирожки. Изделия из песочного теста хрупкие, сыпучие, очень нежные. Из этого теста делают разные пирожные, торты. Слоеное тесто очень хрупкое, легко ломается и крошится, есть его нужно аккуратно. Из бездрожжевого теста делают лаваш, блины… Изделия из этого теста упругие, не крошатся…
Сейчас я вам дам пощупать, помять сдобное тесто, из которого делают хлеб, булочки, пирожки. Какое оно? Упругое, эластичное, теплое, плотное. А какой запах! Но из такого теста печь нельзя! Что ваши мамы делают? Правильно, ставят кастрюлю с тестом в теплое место, чтобы тесто подошло.
Посмотрите, что я вам принесла! Какое пышное! Какое оно на ощупь? Чем дошедшее тесто отличается от недошедшего?
А сейчас я вам покажу еще один вид теста – слоеное. Пощупайте, какое оно? Чем оно отличается от предыдущих?
А вот теперь я раздам каждому по кусочку какого-либо изделия, а вы определите на вкус из какого теста оно сделано.
Ребята, кто знает, без чего не существует пирогов? Без начинки. Я вам предлагаю попробовать несколько видов начинок, а вы назовете, какие они.
А какие начинки делают ваши мамы и бабушки?
Из пекарни хлеб попадает в магазины, где мы его покупаем. Вот такое путешествие совершает хлеб прежде чем попасть к нам на стол.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Нужно не только благодарить за хлеб, но и бережно относиться к нему, ведь он – богатство нашей Родины. А сколько людей работает, чтобы хлеб оказался у нас на столе!
Ребята, что мы сегодня с вами узнали? Что вам понравилось?
( ответы детей)
С огурцами ли, с картошкой надо хлеб съедать до крошки!
infourok.ru
Хлеб всему голова. Конспект занятия:«Хлеб-всему голова»
Конспект занятия:«Хлеб-всему голова» Конспект совместной деятельности в средней группе (возраст 4-5 лет) на тему: «Хлеб – всему голова».Описание работы: Предлагаю вам конспект для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Хлеб – всему голова» Данный материал будет полезен для воспитателя средней группы. Этот конспект познавательного характера, направленный на расширение представления детей о том, как хлеб приходит к нам на стол.
Интеграция образовательных областей:
Познавательно – речевое, физическое развитие.
Цель:
Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
Задачи:
Образовательные:
• дать представление о том, как хлеб приходит к нам на стол;
• познакомить детей с профессией хлебороба, тракториста, комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности.
Развивающие:
• расширить представление детей о том, как выращиваю, пекут хлеб,
• формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий;
• формировать представление о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания.
• знакомить с трудом взрослых: хлебороб, мельник, пекарь.
Воспитывающие:
• воспитывать бережное отношение к хлебу,
• воспитывать бережное отношение к труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.
• Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.
Словарь: хлебороб, мельница, мельник, пекарня, пекарь, жернова.
Оборудование: Круглый ржаной хлеб, поднос, хлебобулочные изделия: баранки, сухарики, печенье; хлебница, колосок, зерно, мука, каравай;
иллюстрации: хлебороб, комбайн, мельница, пекарь; тарелочки с зерном, мукой.
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Ход занятияДети сидят полукругом на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, послушайте и догадайтесь, о чём я сейчас буду говорить.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет!
Ответ детей: Хлеб.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о хлебе.
Входит Колосок
Ребята, в гости к нам пришёл колосок. Посмотрите, что он нам принёс.
Из чего печётся хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печётся из муки,
Что дают нам колоски
Каждый день мы едим белый и ржаной хлеб, многие из вас любят сушки, печенье, сухарики, различные пирожные. А кто знает, из чего всё это делают?
Ответ детей: мука, яйца…
Воспитатель: А колосок нам сейчас расскажет, как же он стал таким душистым караваем.
Колосок:
а) В колоске живут зёрнышки.
Наш колосок был таким же зёрнышком. Оно попало в землю. Солнышко его пригревало, дождик поливал. Люди о нём заботились, ухаживали. Эти люди называются хлеборобы.
И из зерна вырос колосок. Из колосков с помощью специальных машин собирают зерно.
б) Эти зёрна надо превратить в муку – белую, воздушную, нежную, послушную.
Поэтому зерно везут на мельницу, где мельник молит из них муку.
(Воспитатель показывает иллюстрации) .
Мельник включит жернова и перетрёт зерно в муку. А как работают жернова, я сейчас покажу.
За работу, жернова,
Зёрна перетрём сперва!
А давайте включим свои жернова. Все готовы? Тогда начинаем. Повторяйте за мной.
Физкультминутка
Сначала жернова нужно
привести в движение, вот так.
(Вращательные движения руками перед собой.)
А теперь вращаем жернова. (Вращательными движениями тереть ладонью о ладонь)
Чтобы сделать каравай,
Жернова быстрей вращай (Поменять движения рук.)
Крепче трём зерну бока,
Получается мука!
в) После мельника с мукой будет работать пекарь.
Пекарь мучицу белую
Пышным тестом сделает!
Дрожжи, ну-ка не ленитесь,
Наше тесто поднимите!
А теперь давайте поиграем.
Сейчас я буду показывать, как дрожжи тесто поднимают. Следите за мной и повторяйте все действия.
Дрожжи воздух собирали,
Дрожжи тесто раздували.
Дрожжи тесто раздували.
Вдох и выдох, вдох и выдох:
Пух! Пух! Ох! Ох!
Ну-ка, тесто, вширь и ввысь
Разрастись и поднимись!
Тесто белое пыхтело – Ох! Ох!
Тесто зрело и толстело – Ох! Ох!
Мы его слегка помяли -
И весёлкой повзбивали.
Какое пышное тесто у нас получилось! Спасибо всем за помощь.
Это тесто пекарь помещает в печку, приговаривая:
В печку жаркую садись
Порумянься, испекись!
Какое это чудо, хлебный каравай! Спасибо пекарю!
Ребенок:
Вот ржаной каравай
С корочкой румяной.
Никогда не забывай
На столе он главный!
Без него обед не в счёт.
В праздники и будни:
«Хлебу слава и почёт! » -
Говорят все люди.
Воспитатель: Как много людей трудится, чтобы появился вкусный хлеб! К нему нужно бережно относиться. Не крошить хлеб во время еды, не оставлять недоеденные кусочки, не выбрасывать их. Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек.
Итак, для того, чтобы на нашем столе всегда был душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся много людей. Давайте вспомним, кто это?
Ответ детей: Хлебороб, мельница (мельник, пекарь, мука, хлебобулочные изделия, хлеб, каравай, булочки и т. д.
Воспитатель: Вот сколько интересного рассказал нам колосок. Он говорит вам спасибо за то, что вы внимательно его слушали и выполняли все задания.
Дети, помните о том, что хлеб – самое главное богатство, создан он огромным трудом. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку хлеба. Берегите хлеб!
Ребята, у нашего каравая есть младшие сестрёнки. Они тоже испеклись в жаркой печке. Что это?
Маленькое, сдобное, колесо съедобное.
Я одна его не съем, разделю ребятам всем.
Ответ детей: Баранка.
Воспитатель: Это угощение от колоска. Давайте скажем ему спасибо.
Дети: Спасибо.
Воспитатель: До свидания, колосок, приходи к нам ещё со своими интересными рассказами.
Дети: До свидания!
Автор: Сакунц Сусанна Владимировнаpedportal.net