«Мы живем в России». Познавательное занятие для детей. Рассказы для детей про россию
Рассказ о государстве Россия детям
Есть такое важное понятие – государство. Государство – это люди, живущие на определенной территории, и вместе с тем это — политическое пространство. Наше государство называется Россия. Россия занимает огромную территорию, одну восьмую заселенной человеком суши Земли.
Россия велика от рождения, а не в силу завоеваний. Многопланова её история. На территории нашей страны, задолго до государственности, проживали разные народы. Каждый народ занимал свою географическую и историческую нишу, нес на себе печать самобытности и неповторимости. Государство российское унаследовало многие традиции, которые сложились до него на этой территории, в том числе и добрососедские отношения.
Географическое положение России уникально, её территория охватывает несколько природных зон: арктическая пустыня, тундра, степь, полупустыня, лесотундра и другие.
Как и любое другое государство, Россия имеет свой флаг, гимн и герб. Россия – федеративное государство. Во главе нашего государства стоит Президент. Охрану государства осуществляют Вооруженные силы. День и ночь в воздухе, на суше, на воде они зорко следят за всеми происходящими событиями. Задача Вооруженных сил – не пропустить неприятеля. Очень важно, чтобы все граждане России спали спокойным, мирным сном.
Особой гордостью России является то, что на её территории проживает более 190 народов. Все народы России (мордва, удмурты, осетины, буряты и другие) живут своей полноценной жизнью.
Согласно Конституции (основного закона) государственный язык на территории страны – русский. На нем пишутся все законы, постановления, на нём написана и Конституция Российской Федерации
Что касается экономики России, то следует сказать, что уровень экономического развития страны — это понятие историческое. Разные периоды развития российской экономики и мировой экономики вносили и вносят те или иные коррективы в состав основных экономических показателей.
В экономике бывают трудные времена. Но вся история русского народа показывает, что его творческие силы, интеллектуальный и трудовой потенциал в любом случае преодолеют трудности.
На сегодняшний день Россия – это крупнейшее государство, население которого стремится к 150 млн. человек. Россия всегда проводила дружественную политику, политику партнерства с другими странами: большими и малыми, ближними и дальними.
Россия – это наша Родина. На этой земле жили и работали наши кровные родственники. Многие из них с оружием в руках защищали Родину. Не все вернулись с поля боя, вечная память им, павшим в неравных схватках за Отчизну. Родина – великое слово, великое и очень важное.
detskiychas.ru
Краткий рассказ о России
Россия – великая страна и только ленивый не знает историю ее возникновения, развития и становления. Она занимает площадь около 17 миллионов километров. Расположилась страна в Северном полушарии и большая часть материка Евразии принадлежит именно ей. У России общие границы с восемнадцатью странами, в том числе и по морю. В море мы граничим с США и Японией.В России большое количество водоемов, рек, озер. Если говорить о количестве, то это цифра будет около 2,8 млн. рек. Самые большие реки, текущие по территории России: Волга, Енисей, Дон, Обь и Лена. И только в нашей стране есть самое чистое озеро и глубокое на земле – Байкал. В России и есть самое крупное в мире море - Каспийское.
Столицей России является город Москва, здесь развита инфраструктура, город который богат своей историей.
В стране есть большое количество мегаполисов. В них население превышает по количеству один миллион человек.
Россия это страна, в которой мирно уживаются большое количество национальностей. Примерное количество – 160 национальностей. Каждая национальность исповедует свою религию. Поэтому в России можно встретить христиан, мусульман, буддистов, иудеев и много еще различных религий.В состав страны входят автономные республики (21), края (6).
Русский язык является государственным языком страны.
Флаг России - трех цветов: белый, голубой и красный. На гербе России величественно восседает двуглавый орел, который смотрит на запад и восток.В России есть места, которые включены в наследие ЮНЕСКО. И их не мало. Можно выделить красную площадь, Памятники Новгорода, церкви из дерева, построенные в Кижах, Петербургский исторический центр.
География страны
Практически 70 % территории страны – низменность. На юге страны в основном горы и здесь же расположилась самая высокая гора Эльбрус (5642 метра). Север, восток Сибири и Дальний восток представлены хребтами – Верхоянский, Сихотэ-Алиньский. На Камчатке большое количество вулканов, некоторые из них сейчас остаются действующими.Информация о России
Подробности Создано 01.12.2013 15:33 Просмотров: 43964
Флаг России Герб России
Россия, самая большая страна мира, расположена в Северном полушарии, занимает большую часть Евразии. Общая граница с восемнадцатью странами, из них с США и Японией по морю.
С запада на восток Россия протянулась на 10 тысяч километров, с севера на юг – около 4 тысяч. В стране 11 часовых поясов.
В России около 2,8 миллиона рек, из которых самые большие: Волга, Енисей, Лена, Обь и Амур. Самые большие озера: Байкал, Ладожское, Онежское и Таймыр.
В северо-западной части России находятся 2 самых больших европейских озера — Ладожское и Онежское. Кроме того, в стране есть самое крупное море в мире – Каспийское, и самое глубокое на планете – Байкал, глубина его 1620 метров.
Площадь — около 17 млн. км?.
Столица — город Москва. В России 13 мегаполисов с населением более миллиона человек: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Волгоград, Самара, Пермь, Уфа, Казань, Новосибирск, Екатеринбург, Омск, Челябинск и Ростов-на-Дону.В стране насчитывается 1030 городов, 2153 поселков городского типа и неисчислимое количество сел и деревень.
Население — по переписи 2005 года 143,3 млн. человек, основная часть которых проживает в европейской части, за Уралом проживает только 20% всего населения.
В составе России 21 автономная республика, 6 краев, 49 областей, два города федерального значения, одна автономная область и десять автономных округов.
Россия – одна из самых многонациональных стран мира - около 160 национальностей и народностей.
Религия: православие, ислам, буддизм, иудаизм и некоторые другие религии.
Государственный язык: русский.
Флаг России — прямоугольное полотно с полосами одинакового размера, сверху вниз: белой, голубой и красной.
Государственный герб России изображает двуглавого орла на фоне красного щита.
Гимн России: музыка А. Александрова, стихи С. Михалкова.
Денежная единица — рубль.
День России: 12 июня.
23 исторических и культурных объекта включены в список мирового наследия ЮНЕСКО: Кремль в Москве вместе с Красной площадью, Петербургский исторический центр, Новгородские памятники, деревянные церкви в Кижах и многие другие.
География и Климат России.
Около 70 % страны занимают равнины и низменности. Самые большие - это Восточно- Европейская равнина и Западно-Сибирская низменность, разделенные Уральским хребтом
Юг страны, в основном, горный – это Кавказ с самой высокой горой страны, Эльбрусом, высотой 5642 метра, Алтайские и Саянские горы. Север и восток Сибири и Дальний Восток занимают Сихотэ-Алиньский, Верхоянский хребты, хребет Черского и другие.
На Камчатке и Курилах множество вулканов, четверть из которых действуют и сейчас.
Россия очень богата лесами, практически 40% территории занято ими, сформировано 35 национальных парков и 84 заповедника. Животный мир также многообразен, кроме обычных, привычных зайцев, волков, лис и медведей, в России обитают тигры, леопарды, а на севере белые медведи, моржи и прочие.Через Россию проходит 4 климатических пояса: арктический, субарктический, умеренный, в котором находится основная часть страны и субтропический.
Температура в среднем в середине зимы колеблется от ?50 °C в самых холодных регионах до +6°C на юге, а летом от +1°C на севере до +25°C на юге. Осадки от 150 мм в год в самых засушливых местах до 2000 мм соответственно в самых дождливых.
Основные праздники России.
Ночь с 31 декабря на 1 января — Новый год, главный российский праздник. Главную роль играют Дед Мороз и Снегурочка, раздающие в эту ночь подарки. Праздник, в основном, семейный и очень веселый.
7 января — Православное Рождество. Не так популярен, как Новый год, и все-таки с уходом Советского Союза набирает популярность.
23 февраля — День защитников отечества, бывший день Советской Армии.
8 марта — международный Женский день, празднуемый почему-то только на просторах СНГ. В этот день некоторые мужчины вдруг решают помыть за собой посуду.
1 и 2 мая — праздник Первое мая. Во времена Советского Союза он назывался День солидарности трудящихся. В отличие от 8 марта это действительно международный праздник, отмечаемый во многих странах.
9 мая — День Победы над фашистской Германией, праздник со слезами на глазах, Отечественная война унесла десятки миллионов жизней.
12 июня — День независимости России. Официальный праздник, не совсем понятный многим – от кого именно независимость.
4 ноября — День народного единства, в этот день в 1612 Минин и Пожарский призвали народ на борьбу с поляками, оккупировавшими Москву.
Понравилась тема? Полезно? Буду рад комментариям и благодарен лайкам по кнопкам ниже
- < Назад
Добавить комментарий
Россия - краткая информация | 2013-12-01 15:33:00 | Viktor Rusnak | Россия | http://sam-turizm.ru/media/system/images/new.png | Краткая информация о России, население, города, климат, география | Россия, флаг, население, города, климат, география
sam-turizm.ru
Александра Осиповна ИшимоваИстория России в рассказах для детей
Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?
Жуковский
Славянедо 862 года христианского летосчисления
Милые дети! Вы любите слушать чудесные рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах, вас веселят сказки о добрых и злых волшебницах. Но, верно, для вас еще приятнее будет слышать не сказку, а быль, т.е. сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам о делах ваших предков.
В старину в отечестве нашем, России, не было таких прекрасных городов, как Петербург и Москва. На тех местах, где вы любуетесь теперь красивыми строениями, где вы так весело бегаете в тени прохладных садов, некогда были непроходимые леса, топкие болота и дымные избушки; местами были и города, но вовсе не такие обширные, как в наше время. В них жили люди, красивые лицом и станом, гордые славными делами предков, честные, добрые и ласковые дома, но страшные и непримиримые на войне. Их называли славянами. Верно, и самые маленькие из вас понимают, что значит слава? Славяне старались доказать, что недаром их называли так, и отличались всеми хорошими качествами, которыми можно заслужить славу.
Они были так честны, что в обещаниях своих вместо клятв говорили только: «Если я не сдержу моего слова, да будет мне стыдно!» – и всегда исполняли обещанное; так храбры, что и отдаленные народы боялись их; так ласковы и гостеприимны, что наказывали того хозяина, у которого гость был чем-нибудь оскорблен. Жаль только, что они не знали истинного Бога и молились не ему, а разным идолам.
Идол – значит статуя, сделанная из дерева или какого-нибудь металла и представляющая человека или зверя.
Славяне разделялись на разные племена. У северных, или новгородских, славян не было и государя, что бывает у многих необразованных народов: они почитали начальником своим того, кто более всех отличался на войне. По этому вы видите, как они любили войну и все соединенное с ней. На поле, где сражались они и потом торжествовали победу или славную смерть погибших товарищей, можно было всего лучше видеть истинный характер славян. Жаль, что до нас не дошли песни, которые обыкновенно пелись в это время певцами. Мы хорошо узнали бы тогда их самих, потому что в песнях народных выражается народ. Но я могу предложить вам здесь несколько строк, из которых вы все-таки получите понятие о славянах.
Это отрывок из «Песни барда над гробом славян-победителей» Жуковского:
«Ударь во звонкий щит! стекитесь, ополченны!Умолкла брань – враги утихли расточенны!Лишь пар над пеплом сел густой;Лишь волк, сокрытый нощи мглой,Очами блещущий, бежит на лов обильный;Зажжем костер дубов; изройте ров могильный;Сложите на щиты поверженных во прах.Да холм вещает здесь векам о бранных днях,Да камень здесь хранит могущих след священной!» Гремит… раздался гул в дубраве пробужденной!Стеклись вождей и ратных сонм;Глухой полнощи тьма кругом;Пред ними вещий бард, венчанный сединою,И падших страшный ряд, простертых на щитах. Объяты думою, с поникнутой главою;На грозных лицах кровь и прах;Оперлись на мечи; средь них костер пылает,И с свистом горный ветр их кудри воздымает. И се! воздвигся холм, и камень водружен;И дуб, краса полей, воспитанный веками,Склонил главу на дерн, потоком орошен;И се! могущими перстамиПевец ударил по струнам —Одушевленны забряцали!Воспел – дубравы застенали,И гул помчался по горам.
Эта картина из жизни древних славян представлена прекрасно и верно.
Но эта самая воинственность, охраняя землю их, была причиной и большого зла для нее.
Вы слышали уже, что, не имея государей, они почитали начальником своим того, кто более других отличался на войне, а так как они все были храбры, то иногда случалось, что таких начальников было много.
Каждый из них хотел приказывать по-своему; народ не знал, кого слушать, и оттого были у них беспрестанные споры и несогласия. А ведь вы знаете, как несносны ссоры! И вам в ваших маленьких делах, верно, случалось уже испытать, какие неприятные последствия имеют они.
Славяне также видели, что во время несогласий их все дела шли у них дурно, и они даже переставали побеждать своих неприятелей.
Долго не знали они, что делать, наконец придумали средство привести все в порядок.
На берегах Балтийского моря, не очень далеко от отечества нашего, жил народ по имени варяги-русь, происходивший от великих завоевателей в Европе – норманнов.
Эти варяги-русь считались народом умным: у них давно уже были добрые государи, которые заботились о них так, как заботится добрый отец о детях, были и законы, по которым эти государи управляли, и оттого варяги жили счастливо и им удавалось даже иногда побеждать славян.
Вот старики славянские, видя счастье варягов и желая такого же своей родине, уговорили всех славян отправить послов к этому храброму и предприимчивому народу – просить у него князей управлять ими.
Послы сказали варяжским князьям: «Земля наша велика и богата, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами».
Начало Русского государства и первые государи русские802–944 годы
Варяги-русь были рады такой чести, и три брата из князей их – Рюрик, Синеус и Трувор – тотчас поехали к славянам. Рюрик сделался государем в Нове-городе1 Т.е. в Новгороде (прим. ред.).
[Закрыть], самом старинном из городов славянских, Трувор – в Изборске, Синеус – в земле, лежащей около Белого озера. От этих-то варяго-русских князей славяне начали называться русскими, а земля их Русью, или Россией. Синеус и Трувор скоро умерли, и Рюрик сделался одним великим князем русским и основателем Русского государства. Он княжил счастливо два года с братьями и пятнадцать лет один.
Есть стихи, написанные одним из лучших поэтов наших, Державиным, на победы, одержанные русскими в Италии, во времена позднейшие, и в этих стихах есть изображение Рюрика. Так как всякое поэтическое описание гораздо живее действует на ум и долго остается в нем, нежели сделанное прозой, то я уверена, что вы навсегда оставите в памяти черты, в которых великий поэт представил первого государя России:
Но кто там белых волн туманомПокрыт по персям, по плечам,В стальном доспехе светит рдяномПодобно синя моря льдам?Кто, на копье склонясь главою,Событье слушает времен? —Не тот ли, древле что войноюПотряс парижских2 Здесь говорится о завоеваниях норманнов, которыми они приводили в ужас Западную Европу.[Закрыть]
твердость стен?Так, он пленяется певцами,Поющими его дела,Смотря, как блещет битв лучамиСквозь тьму времен его хвала.Так, он! – Се Рюрик торжествуетВ Валкале3 Так назывался рай у языческих норманнов.[Закрыть]
звук своих победИ перстом долу показуетНа росса4 Это относится к Суворову.[Закрыть]
, что по нем идет.После Рюрика остался маленький сын его Игорь, который еще не мог быть государем, и для того Рюрик просил своего родственника и товарища – Олега управлять государством, пока не вырастет Игорь. Олег был храбр и умен, победил много соседних народов и так увеличил Россию, что при нем она простиралась почти до гор Карпатских, которые лежат в Венгрии. Но Олег не совсем заслуживал похвалы. Вы увидите это сами.
Вместе с Рюриком приехали к славянам многие варяги, которые еще на родине служили ему и, любя доброго начальника, не хотели расстаться с ним. Рюрик за это усердие дарил некоторым из них деревни и селения славянские: от этого появились у нас помещики, т.е. такие бояре, которые владели людьми и землями. Но не все помещики были довольны своими поместьями: иным казалось веселее искать счастья на войне, нежели сидеть дома. Надобно сказать, что тогда люди очень любили войну. Это потому, что, будучи язычниками, они почитали непременным долгом мстить за обиды, а обижали они друг друга очень часто. К тому же они мало учились и не понимали приятностей мира, который доставляет нам возможность предаться занятиям тихим, сладостным для сердца и полезным для ума. Они думали только о том, чтобы сражаться и побеждать своих врагов.
Двое из таких смелых воинов, Аскольд и Дир, отправились с товарищами к югу от Новгорода и на прекрасных берегах реки Днепр увидели маленький городок, который им очень понравился. Этот городок был Киев. Они, недолго думая, завладели им и сделались государями киевскими. Это государство можно назвать Южным, потому что оно лежало к югу от Новгородского.
Олег, управляя Новгородом после смерти Рюрика, слышал, что все приезжавшие из Киева хвалили новое княжество, и вздумал завоевать его. Но он знал, что князья киевские и народ их храбры, что они будут сражаться с такою же смелостью, как и его воины, и потому решил употребить хитрость. Подойдя к Киеву, он оставил войско сзади, приплыл к киевскому берегу в небольшой лодке только с Игорем и несколькими воинами и послал сказать государям киевским, что с ними желают видеться купцы варяжские из Новгорода, их друзья и земляки. Аскольд и Дир были очень рады таким гостям и тотчас отправились на лодку. Но только они вошли туда, воины Олега окружили их, а сам Олег, подняв на руках маленького Игоря, сказал: «Вы не князья, но я князь, и вот сын Рюрика!» В эту самую минуту воины бросились на обоих князей киевских и убили их. Вот одно дурное дело Олега, а впрочем, он был хорошим опекуном маленького воспитанника своего, старался о пользе народа русского, соединил оба новых государства варягов в одно, сделал столицей Киев и так прославился своей храбростью, что даже греки в Константинополе боялись его и имени русского. Олег вел с ними войну, подходил к самым стенам славной столицы их, в знак победы повесил свой щит на воротах ее, собрал дань с греков, и, когда он возвратился в Киев, народ назвал его вещим – это значит почти то же, что всеведущий.
Славные дела его кратко и прекрасно описал Языков в стихотворении «Олег». Он представил, как наследовавший ему государь, молодой Игорь, вместе с народом справлял торжественную тризну, или поминки, по нем, и на этой тризне был, по обыкновению славян, певец, долженствовавший воспеть дела умершего. Но прочтите стихи Языкова с того самого места, как певец, или, как звали его славяне, баян, приходит в середину народа, торжествовавшего память знаменитого князя своего:
Вдруг, – словно мятеж усмиряется шумныйИ чинно дорогу дает,Когда поседелый в добре и разумныйБоярин на вече идет, —Толпы расступились – и стал среди сходаС гуслями в руках славянинКто он? Он не князь и не княжеский сын,Не старец, советник народа,Не славный дружин воевода,Не славный соратник дружин;Но все его знают, он людям знакомКрасой вдохновенного гласа… Он стал среди схода – молчанье кругом,И звучная песнь раздалася!Он пел, как премудр и как мужествен былПравитель полночной державы,Как первый он громом войны огласилДревлян вековые дубравы;Как дружно сбирались в далекий походНароды по слову Олега;Как шли чрез пороги под грохотом водПо высям днепровского брега;Как по морю бурному ветер носилПроворные русские челны;Летела, шумела станица ветрил,И прыгали челны чрез волны!Как после, водима любимым вождем,Сражалась, гуляла дружинаПо градам и селам с мечом и огнемДо града царя Константина;Как там победитель к воротам прибилСвой щит, знаменитый во брани,И как он дружину свою оделилБогатствами греческой дани!Умолк он – и радостным криком похвалНарод отозвался несметный,И братски баяна сам князь обнимал;В стакан золотой и заветныйОн мед наливал искрометныйИ с ласковым словом ему подавал.И, вновь наполняемый медом,Из рук молодого владыки славянС конца до конца меж народомХодил золотой и заветный стакан.
Олег управлял государством 33 года: добрый Игорь не хотел напоминать ему, что сам уже может княжить, и сделался государем русским только тогда, когда умер Олег.
Игорь, как и все русские князья, был храбр, но не так счастлив, как Олег: при нем явились в первый раз в Россию печенеги – народ, который потом всегда был страшным врагом наших предков.
Печенеги поселились между реками Дон и Днепр, на лугах, где паслись стада их. Они не строили домов, но делали подвижные шатры или шалаши. Когда стада не находили более корма на лугах, они переносили шалаши на другое место и оставались там, пока была трава. Они сами и лошади их бегали очень скоро, по рекам же умели плавать почти как рыбы. Это помогало им нападать на соседей своих, уводить в плен бедных жителей и избавляться от наказания. Злые печенеги даже нанимались на службу к таким народам, которые вели с кем-нибудь войну, и тогда-то злодействовали сколько им хотелось. Игорь, хотя и наложил на них дань, т.е. заставил каждого платить в казну свою, не мог прогнать их подалее от границ своего государства.
Еще несчастнее был поход его к древлянскому народу, который жил там, где теперь Волынская губерния. Древляне также были славянского племени, их покорил Олег. Игорь ездил к ним для того, чтобы взять более дани, нежели сколько они всегда платили. Древлянам показалось это так обидно, что они забыли все почтение, какое должно иметь к государю своему, и совершили ужасный грех: убили Игоря.
Так погиб этот несчастный государь. Он княжил 32 года, но не отличался никакими особенно примечательными делами.
Святая Ольга945–955 годы
Гораздо более Игоря прославилась прекрасная супруга его Ольга. Святослав, сын ее, был еще очень мал, когда умер отец его, и потому Ольга правила государством вместе с двумя знаменитыми воеводами – боярином Асмудом, дядькой маленького Святослава, и Свенельдом, начальником войска. История этой княгини очень любопытна. Каждый русский мальчик и русская девочка должны знать ее. Послушайте же.
Ольга родилась в деревне около Пскова. Молодой князь Игорь приехал туда на охоту и случайно увидел эту деревенскую красавицу, которая так понравилась ему своей скромностью и умом, что он не хотел слышать о других невестах и женился на милой Ольге. В высоком дворце государя она была так же умна и любезна, как прежде в маленьком домике своих родителей, так же добра и ласкова с окружавшими ее знатными боярынями, как прежде со своими сельскими подружками.
Услышав о смерти Игоря, Ольга обещала отомстить злым древлянам и тотчас послала войско свое в землю их.
Древляне отправили послов с оправданиями, но Ольга приказала казнить их, не желая слушать этих оправданий, и, когда войско ее покорило их, она наложила большую дань на этот ненавистный ей народ и присоединила землю его к своему государству.
Ольга вместе с маленьким Святославом объезжала свои области и везде приводила в порядок то, что было расстроено. Вы помните, любезные читатели, что, с тех пор как государи наши начали жить в Киеве, Новгород уже перестал быть столицей Русского государства. Князья киевские, воюя с Грецией и с соседними народами, не имели времени заботиться об отдаленных подданных своих – новгородцах – и позволили им самим выбирать своих судей и начальников, которые бы решали дела их, награждали добрых, наказывали злых и собирали с народа дань для князя киевского. Главного из таких начальников новгородцы называли посадником. Зная, что князь киевский далеко от них, они начали меньше уважать его и думали, что могут обойтись и без государя, имея своего посадника.
Ольга поехала туда и умными распоряжениями заставила новгородцев вспомнить, что они должны быть покорны государю своему, хотя бы он жил еще гораздо далее от них. Так хорошо умела княгиня Ольга управлять государством!
Народ любил и благословлял добрую мать государя своего. Но из всех прекрасных дел Ольги самое лучшее и самое великое было то, что она приняла веру христианскую. Она первая из русских поняла, как глупо молиться идолам, которые столько же могли слышать молитвы бедных людей, сколько слышат вас ваши куклы, когда вы говорите с ними. Умная княгиня чувствовала в сердце своем, что есть Бог, без которого не мог быть мир и все, что мы видим в этом мире. К тому же она много слышала о вере христианской с тех пор, как жила в Киеве: воины князя Олега и супруга ее Игоря, бывшие вместе с ними в Греческой империи5 Т.е. в Византии. С IV века н. э. Греция стала основной частью Восточной Римской империи – Византии (прим. ред.).
[Закрыть], рассказывали дома о счастье и добродетелях истинных христиан, о святости веры их, о терпении, с которым они переносили несчастья здешней жизни, надеясь на награду в будущей.
Надобно сказать, что в это время греки давно уже перестали быть идолопоклонниками и знали истинного Бога. В столице их Константинополе жил патриарх, т.е. начальник духовенства христиан греческих. У него-то княгиня Ольга хотела учиться закону Божию и для того поехала в Константинополь в 955 году, когда сын ее уже вырос и она перестала управлять государством.
Патриарх и император греческий Константин Багрянородный дивились уму и кротости знаменитой государыни русской. Патриарх рассказал ей о жизни, страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа, научил ее всему, что должны знать все любящие Господа и верующие в него, и потом окрестил ее. Император был крестным отцом Ольги; в крещении назвали ее Еленой. С восторгом возвратилась она в Киев, радуясь тому, что может просветить душу сына своего и сделать его также христианином. Но молодой гордый Святослав не хотел слышать о новом законе6 Т.е. о вероисповедании (прим. ред.).
[Закрыть]. Княгиня печалилась, что не может разделить с сыном счастье знать истинного Бога, и умерла с этой печалью через 14 лет после крещения. Церковь наша признала ее святой, а история – Мудрой.
Крещение русского народа980–988 годы
Можно ли было ожидать, чтобы этот князь Владимир, причинивший столько зла брату своему и бедной красавице Рогнеде, стал потом добрейшим государем и первым благодетелем своего народа? Вот какие чудеса может Бог делать с теми людьми, которые искренно раскаиваются и сожалеют о худых делах своих!
С самого начала своего княжения Владимир старался победами и славою заставить народ свой забыть его прежнюю жизнь. Он завоевал у польского короля Галицию7 Поляки так же, как и русские, происходят от народа славянского. Племя их поселилось около реки Вислы и основало Польское королевство. Галиция была прежде польской областью.
[Закрыть], или города Червенские; победил болгар – народ, живший на берегах Волги; к северу увеличил Россию до самого Балтийского моря. Кроме этих завоеваний, он старался прославиться и хорошими качествами: сердце его сделалось добрее, нрав спокойнее. Он очень любил народ свой, заботился о его счастье, мог уже не наказывать того, кто обижал его, мог даже прощать самых жестоких врагов своих, в числе которых была супруга его Рогнеда-Горислава. Эта несчастная государыня так много печалилась, что сделалась почти безумною от слез. Однажды она вздумала отомстить Владимиру за все горести, какие терпела от него, и уже вошла с ножом в руке в ту комнату, где спал он крепким сном. К счастью, Владимир вдруг проснулся и в первую минуту гнева хотел наказать смертью такое злодейство, но, увидев слезы маленького сына своего Изяслава и услышав трогательные слова8 Вот подлинные слова Изяслава, переданные нам летописцами: «Отче! Егда един жити хощеши, приими меч сей, вонзи прежде в утробу мою, да не вижу аз смерти матери моея».
[Закрыть], которыми малютка просил помиловать мать, простил ее и по совету бояр построил на родине ее, в нынешней Минской губернии, новый город, назвал его по имени сына Изяславлем и отправил туда их обоих.
Чтобы успокоить совесть свою, которая все еще напоминала ему об убитом брате, Владимир приносил часто жертвы своим богам и даже сделал нового идола с серебряной головой. Но могли ли утешить его боги бесчувственные, как бы усердно он ни молился им? Нет, он начинал понимать, как и бабушка его Ольга, что такие боги не могут быть богами истинными, но не знал, какая вера лучше всех: в Киеве были и магометане, и иудеи, и римские католики, и греки. Каждый из них хвалил свою веру. Владимир, не зная, кого слушать, решил отправить десять человек в разные земли, чтобы узнать, какой народ лучше всех других понимает Бога истинного. Послы его объездили почти все государства европейские, и более всего понравилось им благочестие греков и святое служение в церквах их. С восхищением рассказывали они великому князю о вере греческой. Владимир радовался, что наконец может молиться Богу истинному, и предпочел принять христианскую веру от греков.
Но гордому князю русскому, привыкшему всегда повелевать, казалось унизительно просить крещения у греков, прежних врагов его отечества, и для того, отправляя послов в Константинополь к императорам Василию и Константину, он просил у них не одной веры христианской, но вместе с нею и руки сестры их, царевны Анны. Умный Владимир знал, что, сделавшись братом императоров, он мог уже не стыдясь называть их своими просветителями в вере истинной.
Греки еще со времен Олега начали бояться храбрых князей русских; Владимир же завоевал уже богатый город их Херсон9 Правильно – Херсонес (прим. ред.).
[Закрыть] и угрожал идти с войском к Константинополю, если ему откажут в руке царевны. Итак, императоры должны были умолять сестру свою выйти за государя русского. Царевна горько плакала, желая лучше умереть, нежели расстаться с родными и отечеством, но Бог призывал ее просветить идолопоклонников – могла ли она не повиноваться ему? Добрая царевна со слезами простилась с братьями и отправилась на корабле в Херсон, где ждал ее жених. Кроме придворных особ с нею поехало много священников для крещения Владимира.
Народ в Херсоне с радостью спешил на берег встретить прекрасную невесту, называл ее своею спасительницей, дивился ее красоте и приветливости. Но великий князь, с нетерпением ожидавший ее, не был так счастлив, как народ его: в то время у него болели глаза и он ничего не видел. Он мог только плакать о своем несчастье и благодарить царевну за жертву, которую она принесла.
Анна, как ангел-хранитель, посланный Богом Владимиру, просила его тотчас креститься. Великий князь послушал совета благочестивой невесты своей и за то щедро награжден был Богом. Как только епископ херсонский и священники константинопольские приступили к совершению обряда крещения Владимира и епископ возложил руку на новокрещаемого, больные глаза его открылись, и он увидел храм Божий, где раздавалось святое пение, увидел прелестную невесту свою и вместе с нею упал на колени, благодаря Бога милосердного и всемогущего.
Бояре и дружина10 Так называли предки наши воинов и телохранителей княжеских.
[Закрыть] его, удивляясь такому чуду, также крестились в веру христианскую и потом весело праздновали свадьбу государя с царевной. Прекрасная Анна уже не плакала, как в то время, когда уезжала из Константинополя: она, как усердная христианка, радовалась, что избавила знаменитого супруга своего и народ его от ужасного несчастья быть идолопоклонниками, потому что с тех пор все русские начали креститься в веру христианскую.
Вот было чего посмотреть, когда великий князь возвратился с молодой супругой и со всем двором своим в Киев! Прежде всего он велел рубить и жечь всех идолов, а главного из них – Перуна с серебряной головой – бросить в реку. Потом приказал всем киевлянам явиться на другой день на берег Днепра.
Священники освятили Днепр и начали крещение народа. Взрослые люди вошли в воду, маленькие дети были на руках отцов и матерей, между тем как на берегу стояли великий князь, супруга его, бояре и воины, окрещенные еще в Херсоне. Они стояли в тихом благоговении и усердно молились за новых христиан. В эту торжественную минуту Владимир поднял руки к небу и сказал: «Творец неба и земли, благослови сих новых детей твоих, дай им познать тебя, Бога истинного, и утверди веру их!»
Так крестились предки наши, и такое усердие к Богу видно было не в одном Киеве, но и во всем государстве Русском. Везде народ оставлял идолов и с радостью принимал веру христианскую.
fictionbook.ru
"Мы живем в России". Познавательное занятие для детей ⋆ Планета Детства
Программное содержание:
- Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, ее природе, некоторых исторических событиях, культуре (устное народное творчество, народно-прикладное искусство).
- Уточнить знания детей о таком понятии как традиции.
- Вспомнить традиции русского народа, о которых уже рассказывали, познакомить с другими традициями.
- Воспитывать уважение у традициям.
- Формировать патриотизм к Родине.
Ход занятия
Занятие проводится вначале в «Знаковой комнате», затем в «Горнице». Дети стоят у географической карты России.
Беседа о Родине (с использованием карты).
— Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей Родине. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
— Кто может показать на карте границы нашей Родины? (Вызванный ребенок показывает указкой на карте границы страны)
— Что вы можете рассказать о природе нашей страны? Посмотрите на иллюстрации и попробуйте составить короткий рассказ.
Примерный рассказ.
Россия – большая страна, в ней много лесов, рек, есть горы и возвышенности. В лесах водятся разные звери, птицы, растут разные деревья и кустарники. Наши леса богаты множеством грибов и ягод.
Через всю страну протекает много рек, в которых много разной рыбы. Одна из самых больших рек в России – Волга, на берегу которой находится город Тольятти. Мы живем в этом городе.
Рассказ «История России».
— Молодцы. Да наша страна очень большая, красивая и богатая. Она возникла очень давно и у нее древняя и интересная история. Раньше в России было множество княжеств. Князья воевали друг с другом и захватывали друг у друга земли. Так Московского князя Юрия прозвали Долгоруким за то, что он отвоевывал и присоединял к своему княжеству земли других князей. Но когда на Русь нападали внешние враги – иноземные, все князья объединялись на борьбу с ними. И однажды они поняли, что воевать с врагами в одиночку невозможно и решили объединиться навсегда. Выбрали себе главного князя, которого стали называть царем.
Для защиты от врагов строили крепости. Одна из таких крепостей была построена на берегу Волги и названа – Ставрополь. Ставрополь означает – город святого креста. Позднее эта крепость стала городом, а во время строительства автозавода город переименовали. Теперь это город – Тольятти. На гербе нашего города и сейчас вы видите святой крест.
Русское устное народное творчество: пословицы, поговорки, сказки.
— Мы с вами читали много сказок. Почему о многих из них мы говорили — «народные»? Что еще сочиняли талантливые русские люди? (Песни, потешки, небылицы, заклички, считалки и дразнилки, скороговорки, пословицы и поговорки).
— Какие русские народные сказки вы знаете?
— Назовите русскую поговорку о дружбе?
Хоровод.
— А еще в России любили водить хороводы. Давайте встанем и заведем хоровод. (В качестве физминутки проводится хоровод «Во поле береза стояла»).
Группа переходит в горницу.
Беседа о народном декоративно-прикладном искусстве.
— А сейчас мы попали на русскую ярмарку, где продаются прекрасные изделия, сделанные руками русских мастеров. Возьмите по одному предмету в руки. Расскажите, что за изделие вы купили на ярмарке. (Дети рассказывают о дымковской, филимоновской игрушках, хохломской, городецой росписях, игрушках-оберегах)
Беседа о русских традициях.
— У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиции? (Ответы детей).
— Традиции – слово нерусское оно переводится с латинского языка как слово «передача», то есть традиция – это то, что передают от одного поколения другому. Например, бывают семейные традиции. Какие традиции есть у вас в семье? (Ответы детей).
— Почти во всех семьях есть традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки. Во всех странах мира есть традиция встречать Новый год в 12 часов ночи.
— Есть традиции, которые сложилось много веков назад, и сохранились до наших дней. Какой праздник русские люди отмечают в конце зимы и начале весны? Что вы знаете об этом празднике? К какому празднику красят яички? Какие еще старинные традиции вы знаете?
Обсуждение слова «именины».
— Расскажите, что такое именины? (Если дети затрудняются с ответом, рассказать им о традиции празднования именин).
Каждому человеку при рождении дается имя. Имя ребенку долго выбирают. Часто детей называют в честь бабушки или дедушки, или в честь еще какого-то родственника или знакомого. В старину на Руси очень серьезно относились к выбору имени. Считалось, что если имя выбрано правильно, то ребенок будет счастлив.
Был такой обычай – когда рождался ребенок, родители выбегали за ворота и спрашивали первого встречного или встречную, как их зовут. Это имя давали ребенку.
Но у каждого имени тоже есть свой день рождения. Это день рождения святого. Поэтому, если ребенок родился в день рождения, какого- либо святого, то ему давали его имя. Считалось, что святой, чьим именем зовут ребенка, будет всегда оберегать его от бед. Сейчас люди празднуют свой день рождения. А на Руси существовал обычай праздновать именины, не всегда этот день совпадал с днем рождения ребенка. Когда праздновались именины, имениннику дарили подарки. И существовал обычай – именинник садился за стол, ему давали пирог с кашей. Разламывали пирог над головой именинника, чем больше каши просыплется на его голову, тем счастливее будет его жизнь в течение года. Еще в этот день разбивали что-то из посуды. По этому, и сейчас, если бьется посуда, говорят «На счастье».
Беседа о национальной кухне.
— А еще есть традиции, связанные с приготовлением различных блюд — традиционная национальная кухня. Национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или иной стране. Например, в Японии и Китае выращивают рис, поэтому много блюд готовят из риса. А что выращивают в России? (Пшеницу, рожь, разные овощи).
— Из злаков, названных вами, готовят муку. И в традиционной русской кухне много блюд их муки. Например, знаменитые калачи и пряники. Их пекут только в России. (Показать)
Какие кушанья из муки пекут в вашей семье? (Блины, пирожки, оладьи, кулебяки).
-А еще в России любят щи. Из чего их готовят? Отберите овощи, которые используют при приготовлении шей.
Дидактическая игра «Поварята».
— Русского народа есть поговорка «Щи, да каша – пища наша». Значит, кашу тоже можно назвать национальным русским блюдом.
Найдите компоненты, используемые для приготовления каш. Какие каши нравятся вам? Из чего их готовят?
— В России часто бывает холодно зимой и жарко летом. Какой напиток часто используют, чтобы уталить жажду. (Ответы детей)
— Это квас. (Показать). Делают его из хлеба. А зимой на ярмарках продавали особый напиток – горячий сбитень – это напиток из меда. Он очень хорошо согревал во время сильного мороза.
— Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте и традициях русского народа. У русских людей много традиций. Поговорите с родителями, узнайте, в каких обрядах они принимали участие; какие русские традиции еще они помнят.
Автор: Кочеткова Любовь Сергеевна,воспитатель МБУ Детский садкомпенсирующего вида №116 «Солнечный»,г.о. Тольятти.
Статья размещена в авторской редакции.
planetadetstva.net
Рассказ о русском языке
У нас есть святыня – русский язык. Век за веком шёл своим неповторимым историческим путём русский народ. И во все времена его неизменным «спутником» был русский язык. Менялись века, обычаи, нравы, формы устройства и психология, претерпевал изменения и язык народа. И всё же на протяжении тысячелетий он оставался всё тем же русским языком. Языком, на котором говорили Великий князь Киевский Владимир (Красно Солнышко), Ломоносов и Радищев, Пушкин и Лермонтов, Есенин и Чехов.
Русский язык занимает важное место в плеяде языков мира. Русский язык принадлежит к языковой системе родственных индоевропейских языков, которые по происхождению восходят к индоевропейскому праязыку. Он был в ходу у предков ряда народов, проживающих на бескрайних просторах Европы и Азии. По своей специфике (особенностям грамматики, фонетики и лексики), русский язык отличается от языков других языковых семей: тюркских, финно-угорских, китайско-тибетских и других.
Русский язык (язык русского народа) – разновидность восточнославянской ветки в рамках индоевропейской языковой семьи.
Русский язык – это официальный язык Российского государства. Есть Федеральный закон, принятый Государственной Думой и называемый так: «О государственном языке Российской Федерации». Этот закон направлен на обеспечение использования государственного языка Российской Федерации, защиту и развитие языковой культуры.
Все государственные акты, законы, постановления, протоколы, приказы (официальные документы) в России пишутся на русском языке.
Россия – это многонациональное государство. И именно русский язык является языком межнационального, межгосударственного общения. Он относится к семейству наиболее распространенных языков мира.
… С детских лет и до самой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. Первые слоги «ма-ма», колыбельные, сказки, стихи – и вот уже знакомство с русским языком началось. Оно продолжается в школе, университете, и, собственно говоря, на протяжении всей нашей жизни. Посредством слова, чтения, речи мы узнаём о многом. О том, о чём никогда не знали и не видели. И не исключено, что не увидим никогда. Мы постигаем мир посредством слова. Рассказы учителей, беседы с мамой, хорошие книги, увлекательные кинофильмы, нужная информация с электронных носителей – и мир становится нам ближе. Вселенная открывает свои секреты.
Одно из главных богатств народа — его язык! Веками множатся и живут в слове вечные сокровища человеческой мысли и опыта. Язык не появился «вдруг» — это результат развития не одного тысячелетия.
Язык – это первейшее средство человеческого общения. Не менее существенно и то, что язык – это орудие мышления. «Человеческое мышление опирается на языковые средства».
Русский язык – один из сложнейших языков в мире. Он певуч и красив, нежен и лиричен. На нём написано множество великолепных произведений. Произведения пишутся литературным языком. Литературный язык — это высшая форма русского языка, это язык национальной культуры.
В русском языке огромное количество слов. Но чтобы написать хорошую литературную работу, недостаточно просто подобрать нужные слова. Чтобы было интересно, необходимо выполнить огромный объём работы. Все мы знаем нетленные шедевры – басни Ивана Андреевича Крылова. Прошло уже несколько веков после их опубликования. Но они до сих пор у всех слуху; а все потому, что басни Крылова — это великолепные законченные драматические произведения, а их язык – это абсолютно совершенный русский язык. Произведения Крылова полны удивительных фразеологических оборотов, метких выражений, тонких словосочетаний. Скорее всего, до конца оценить творения этого автора может только тот человек, для кого русский язык – родной. И, хотя работы Крылова переведены на многие языки мира, полностью ощутить тот «аромат», который источает язык басен Крылова, смогут те, кто владеет русским языком в совершенстве. Около двухсот строк черновых набросков было найдено к хорошо знакомой нам басне Крылова «Кукушка и петух», состоящей в чистовом варианте всего лишь из двадцати одной строки. Вот как тщательно великий баснописец обращался с русским словом, русским языком.
Представитель русского сентиментализма, Николай Михайлович Карамзин (1766-1825) в своё время верно подметил: «Истинное богатство языка состоит не во множестве звуков, не во множестве слов, но в числе мыслей, выражаемых оным. Богатый язык тот, в котором вы найдете слова не только для означения главных идей, но и для изъяснения их различий, их оттенков, большей или меньшей силы, простоты и сложности. Иначе он беден; беден со всеми миллионами слов своих. В языке, обогащенном умными авторами, в языке выработанном не может быть синонимов; всегда имеют они между собою некоторое тонкое различие, известное тем писателям, которые владеют духом языка, сами размышляют, сами чувствуют, а не попугаями других бывают».
О русском языке писал и рассуждал видный педагог, критик и литературовед Алексей Федорович Мерзляков. Он был преподавателем словесного отделения в Московском университете. Был педагогом А.С. Грибоедова. Лекции Алексея Федоровича пользовались неизменным успехом у студентов. Мерзляков высоко ценил русскую литературу ХVIII века, придавал большое значение поэзии Ломоносова и Державина, занимался изучением русского языка. Он писал: «Заслуги Ломоносова языку и Литературе бессмертны.- В его сочинениях с сладостным изумлением заметили россияне в первый раз богатство, пышность, великолепие языка своего… Все нашли новый язык, новые слова, новые звуки; чувствовали, что они родные, и дивились, почему они прежде их не знали».
За чистоту, за утверждение русского языка боролся лицейский друг Пушкина, видный участник декабристского движения Вильгельм Карлович Кюхельбекер. В публицистической статье «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие» (1824), вызвавшей огромный резонанс в обществе, Кюхельбекер писал: «Да создастся для славы России поэзия истинно русская; да будет святая Русь не только в гражданском, но и в нравственном мире первою державою во вселенной!.. Летописи, песни и сказания народные – лучшие, чистейшие, вернейшие источники для нашей словесности».
Русский язык, соединивший предков и потомков, объединивший нацию, меняющийся во времени, ни на миг не прерывавший свою историю, стал одним из самых совершенных и полновесных языков мира. Выдающийся французский писатель Проспер Мериме подчёркивал: «…французский язык,подкрепленный греческим и латинским, призвав на помощь все свои диалекты… и даже язык времен Франсуа Рабле, — разве только он один мог бы дать представление об этой утонченности и об энергической силе… русского языка».
detskiychas.ru
Читать книгу История России в рассказах для детей Александры Ишимовой : онлайн чтение
Александра Осиповна ИшимоваИстория России в рассказах для детей
Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?
Жуковский
Славянедо 862 года христианского летосчисления
Милые дети! Вы любите слушать чудесные рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах, вас веселят сказки о добрых и злых волшебницах. Но, верно, для вас еще приятнее будет слышать не сказку, а быль, т.е. сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам о делах ваших предков.
В старину в отечестве нашем, России, не было таких прекрасных городов, как Петербург и Москва. На тех местах, где вы любуетесь теперь красивыми строениями, где вы так весело бегаете в тени прохладных садов, некогда были непроходимые леса, топкие болота и дымные избушки; местами были и города, но вовсе не такие обширные, как в наше время. В них жили люди, красивые лицом и станом, гордые славными делами предков, честные, добрые и ласковые дома, но страшные и непримиримые на войне. Их называли славянами. Верно, и самые маленькие из вас понимают, что значит слава? Славяне старались доказать, что недаром их называли так, и отличались всеми хорошими качествами, которыми можно заслужить славу.
Они были так честны, что в обещаниях своих вместо клятв говорили только: «Если я не сдержу моего слова, да будет мне стыдно!» – и всегда исполняли обещанное; так храбры, что и отдаленные народы боялись их; так ласковы и гостеприимны, что наказывали того хозяина, у которого гость был чем-нибудь оскорблен. Жаль только, что они не знали истинного Бога и молились не ему, а разным идолам.
Идол – значит статуя, сделанная из дерева или какого-нибудь металла и представляющая человека или зверя.
Славяне разделялись на разные племена. У северных, или новгородских, славян не было и государя, что бывает у многих необразованных народов: они почитали начальником своим того, кто более всех отличался на войне. По этому вы видите, как они любили войну и все соединенное с ней. На поле, где сражались они и потом торжествовали победу или славную смерть погибших товарищей, можно было всего лучше видеть истинный характер славян. Жаль, что до нас не дошли песни, которые обыкновенно пелись в это время певцами. Мы хорошо узнали бы тогда их самих, потому что в песнях народных выражается народ. Но я могу предложить вам здесь несколько строк, из которых вы все-таки получите понятие о славянах.
Это отрывок из «Песни барда над гробом славян-победителей» Жуковского:
«Ударь во звонкий щит! стекитесь, ополченны!Умолкла брань – враги утихли расточенны!Лишь пар над пеплом сел густой;Лишь волк, сокрытый нощи мглой,Очами блещущий, бежит на лов обильный;Зажжем костер дубов; изройте ров могильный;Сложите на щиты поверженных во прах.Да холм вещает здесь векам о бранных днях,Да камень здесь хранит могущих след священной!» Гремит… раздался гул в дубраве пробужденной!Стеклись вождей и ратных сонм;Глухой полнощи тьма кругом;Пред ними вещий бард, венчанный сединою,И падших страшный ряд, простертых на щитах. Объяты думою, с поникнутой главою;На грозных лицах кровь и прах;Оперлись на мечи; средь них костер пылает,И с свистом горный ветр их кудри воздымает. И се! воздвигся холм, и камень водружен;И дуб, краса полей, воспитанный веками,Склонил главу на дерн, потоком орошен;И се! могущими перстамиПевец ударил по струнам —Одушевленны забряцали!Воспел – дубравы застенали,И гул помчался по горам.
Эта картина из жизни древних славян представлена прекрасно и верно.
Но эта самая воинственность, охраняя землю их, была причиной и большого зла для нее.
Вы слышали уже, что, не имея государей, они почитали начальником своим того, кто более других отличался на войне, а так как они все были храбры, то иногда случалось, что таких начальников было много.
Каждый из них хотел приказывать по-своему; народ не знал, кого слушать, и оттого были у них беспрестанные споры и несогласия. А ведь вы знаете, как несносны ссоры! И вам в ваших маленьких делах, верно, случалось уже испытать, какие неприятные последствия имеют они.
Славяне также видели, что во время несогласий их все дела шли у них дурно, и они даже переставали побеждать своих неприятелей.
Долго не знали они, что делать, наконец придумали средство привести все в порядок.
На берегах Балтийского моря, не очень далеко от отечества нашего, жил народ по имени варяги-русь, происходивший от великих завоевателей в Европе – норманнов.
Эти варяги-русь считались народом умным: у них давно уже были добрые государи, которые заботились о них так, как заботится добрый отец о детях, были и законы, по которым эти государи управляли, и оттого варяги жили счастливо и им удавалось даже иногда побеждать славян.
Вот старики славянские, видя счастье варягов и желая такого же своей родине, уговорили всех славян отправить послов к этому храброму и предприимчивому народу – просить у него князей управлять ими.
Послы сказали варяжским князьям: «Земля наша велика и богата, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами».
Начало Русского государства и первые государи русские802–944 годы
Варяги-русь были рады такой чести, и три брата из князей их – Рюрик, Синеус и Трувор – тотчас поехали к славянам. Рюрик сделался государем в Нове-городе1 Т.е. в Новгороде (прим. ред.).
[Закрыть], самом старинном из городов славянских, Трувор – в Изборске, Синеус – в земле, лежащей около Белого озера. От этих-то варяго-русских князей славяне начали называться русскими, а земля их Русью, или Россией. Синеус и Трувор скоро умерли, и Рюрик сделался одним великим князем русским и основателем Русского государства. Он княжил счастливо два года с братьями и пятнадцать лет один.
Есть стихи, написанные одним из лучших поэтов наших, Державиным, на победы, одержанные русскими в Италии, во времена позднейшие, и в этих стихах есть изображение Рюрика. Так как всякое поэтическое описание гораздо живее действует на ум и долго остается в нем, нежели сделанное прозой, то я уверена, что вы навсегда оставите в памяти черты, в которых великий поэт представил первого государя России:
Но кто там белых волн туманомПокрыт по персям, по плечам,В стальном доспехе светит рдяномПодобно синя моря льдам?Кто, на копье склонясь главою,Событье слушает времен? —Не тот ли, древле что войноюПотряс парижских2 Здесь говорится о завоеваниях норманнов, которыми они приводили в ужас Западную Европу.[Закрыть]
твердость стен?Так, он пленяется певцами,Поющими его дела,Смотря, как блещет битв лучамиСквозь тьму времен его хвала.Так, он! – Се Рюрик торжествуетВ Валкале3 Так назывался рай у языческих норманнов.[Закрыть]
звук своих победИ перстом долу показуетНа росса4 Это относится к Суворову.[Закрыть]
, что по нем идет.После Рюрика остался маленький сын его Игорь, который еще не мог быть государем, и для того Рюрик просил своего родственника и товарища – Олега управлять государством, пока не вырастет Игорь. Олег был храбр и умен, победил много соседних народов и так увеличил Россию, что при нем она простиралась почти до гор Карпатских, которые лежат в Венгрии. Но Олег не совсем заслуживал похвалы. Вы увидите это сами.
Вместе с Рюриком приехали к славянам многие варяги, которые еще на родине служили ему и, любя доброго начальника, не хотели расстаться с ним. Рюрик за это усердие дарил некоторым из них деревни и селения славянские: от этого появились у нас помещики, т.е. такие бояре, которые владели людьми и землями. Но не все помещики были довольны своими поместьями: иным казалось веселее искать счастья на войне, нежели сидеть дома. Надобно сказать, что тогда люди очень любили войну. Это потому, что, будучи язычниками, они почитали непременным долгом мстить за обиды, а обижали они друг друга очень часто. К тому же они мало учились и не понимали приятностей мира, который доставляет нам возможность предаться занятиям тихим, сладостным для сердца и полезным для ума. Они думали только о том, чтобы сражаться и побеждать своих врагов.
Двое из таких смелых воинов, Аскольд и Дир, отправились с товарищами к югу от Новгорода и на прекрасных берегах реки Днепр увидели маленький городок, который им очень понравился. Этот городок был Киев. Они, недолго думая, завладели им и сделались государями киевскими. Это государство можно назвать Южным, потому что оно лежало к югу от Новгородского.
Олег, управляя Новгородом после смерти Рюрика, слышал, что все приезжавшие из Киева хвалили новое княжество, и вздумал завоевать его. Но он знал, что князья киевские и народ их храбры, что они будут сражаться с такою же смелостью, как и его воины, и потому решил употребить хитрость. Подойдя к Киеву, он оставил войско сзади, приплыл к киевскому берегу в небольшой лодке только с Игорем и несколькими воинами и послал сказать государям киевским, что с ними желают видеться купцы варяжские из Новгорода, их друзья и земляки. Аскольд и Дир были очень рады таким гостям и тотчас отправились на лодку. Но только они вошли туда, воины Олега окружили их, а сам Олег, подняв на руках маленького Игоря, сказал: «Вы не князья, но я князь, и вот сын Рюрика!» В эту самую минуту воины бросились на обоих князей киевских и убили их. Вот одно дурное дело Олега, а впрочем, он был хорошим опекуном маленького воспитанника своего, старался о пользе народа русского, соединил оба новых государства варягов в одно, сделал столицей Киев и так прославился своей храбростью, что даже греки в Константинополе боялись его и имени русского. Олег вел с ними войну, подходил к самым стенам славной столицы их, в знак победы повесил свой щит на воротах ее, собрал дань с греков, и, когда он возвратился в Киев, народ назвал его вещим – это значит почти то же, что всеведущий.
Славные дела его кратко и прекрасно описал Языков в стихотворении «Олег». Он представил, как наследовавший ему государь, молодой Игорь, вместе с народом справлял торжественную тризну, или поминки, по нем, и на этой тризне был, по обыкновению славян, певец, долженствовавший воспеть дела умершего. Но прочтите стихи Языкова с того самого места, как певец, или, как звали его славяне, баян, приходит в середину народа, торжествовавшего память знаменитого князя своего:
Вдруг, – словно мятеж усмиряется шумныйИ чинно дорогу дает,Когда поседелый в добре и разумныйБоярин на вече идет, —Толпы расступились – и стал среди сходаС гуслями в руках славянинКто он? Он не князь и не княжеский сын,Не старец, советник народа,Не славный дружин воевода,Не славный соратник дружин;Но все его знают, он людям знакомКрасой вдохновенного гласа… Он стал среди схода – молчанье кругом,И звучная песнь раздалася!Он пел, как премудр и как мужествен былПравитель полночной державы,Как первый он громом войны огласилДревлян вековые дубравы;Как дружно сбирались в далекий походНароды по слову Олега;Как шли чрез пороги под грохотом водПо высям днепровского брега;Как по морю бурному ветер носилПроворные русские челны;Летела, шумела станица ветрил,И прыгали челны чрез волны!Как после, водима любимым вождем,Сражалась, гуляла дружинаПо градам и селам с мечом и огнемДо града царя Константина;Как там победитель к воротам прибилСвой щит, знаменитый во брани,И как он дружину свою оделилБогатствами греческой дани!Умолк он – и радостным криком похвалНарод отозвался несметный,И братски баяна сам князь обнимал;В стакан золотой и заветныйОн мед наливал искрометныйИ с ласковым словом ему подавал.И, вновь наполняемый медом,Из рук молодого владыки славянС конца до конца меж народомХодил золотой и заветный стакан.
Олег управлял государством 33 года: добрый Игорь не хотел напоминать ему, что сам уже может княжить, и сделался государем русским только тогда, когда умер Олег.
Игорь, как и все русские князья, был храбр, но не так счастлив, как Олег: при нем явились в первый раз в Россию печенеги – народ, который потом всегда был страшным врагом наших предков.
Печенеги поселились между реками Дон и Днепр, на лугах, где паслись стада их. Они не строили домов, но делали подвижные шатры или шалаши. Когда стада не находили более корма на лугах, они переносили шалаши на другое место и оставались там, пока была трава. Они сами и лошади их бегали очень скоро, по рекам же умели плавать почти как рыбы. Это помогало им нападать на соседей своих, уводить в плен бедных жителей и избавляться от наказания. Злые печенеги даже нанимались на службу к таким народам, которые вели с кем-нибудь войну, и тогда-то злодействовали сколько им хотелось. Игорь, хотя и наложил на них дань, т.е. заставил каждого платить в казну свою, не мог прогнать их подалее от границ своего государства.
Еще несчастнее был поход его к древлянскому народу, который жил там, где теперь Волынская губерния. Древляне также были славянского племени, их покорил Олег. Игорь ездил к ним для того, чтобы взять более дани, нежели сколько они всегда платили. Древлянам показалось это так обидно, что они забыли все почтение, какое должно иметь к государю своему, и совершили ужасный грех: убили Игоря.
Так погиб этот несчастный государь. Он княжил 32 года, но не отличался никакими особенно примечательными делами.
Святая Ольга945–955 годы
Гораздо более Игоря прославилась прекрасная супруга его Ольга. Святослав, сын ее, был еще очень мал, когда умер отец его, и потому Ольга правила государством вместе с двумя знаменитыми воеводами – боярином Асмудом, дядькой маленького Святослава, и Свенельдом, начальником войска. История этой княгини очень любопытна. Каждый русский мальчик и русская девочка должны знать ее. Послушайте же.
Ольга родилась в деревне около Пскова. Молодой князь Игорь приехал туда на охоту и случайно увидел эту деревенскую красавицу, которая так понравилась ему своей скромностью и умом, что он не хотел слышать о других невестах и женился на милой Ольге. В высоком дворце государя она была так же умна и любезна, как прежде в маленьком домике своих родителей, так же добра и ласкова с окружавшими ее знатными боярынями, как прежде со своими сельскими подружками.
Услышав о смерти Игоря, Ольга обещала отомстить злым древлянам и тотчас послала войско свое в землю их.
Древляне отправили послов с оправданиями, но Ольга приказала казнить их, не желая слушать этих оправданий, и, когда войско ее покорило их, она наложила большую дань на этот ненавистный ей народ и присоединила землю его к своему государству.
Ольга вместе с маленьким Святославом объезжала свои области и везде приводила в порядок то, что было расстроено. Вы помните, любезные читатели, что, с тех пор как государи наши начали жить в Киеве, Новгород уже перестал быть столицей Русского государства. Князья киевские, воюя с Грецией и с соседними народами, не имели времени заботиться об отдаленных подданных своих – новгородцах – и позволили им самим выбирать своих судей и начальников, которые бы решали дела их, награждали добрых, наказывали злых и собирали с народа дань для князя киевского. Главного из таких начальников новгородцы называли посадником. Зная, что князь киевский далеко от них, они начали меньше уважать его и думали, что могут обойтись и без государя, имея своего посадника.
Ольга поехала туда и умными распоряжениями заставила новгородцев вспомнить, что они должны быть покорны государю своему, хотя бы он жил еще гораздо далее от них. Так хорошо умела княгиня Ольга управлять государством!
Народ любил и благословлял добрую мать государя своего. Но из всех прекрасных дел Ольги самое лучшее и самое великое было то, что она приняла веру христианскую. Она первая из русских поняла, как глупо молиться идолам, которые столько же могли слышать молитвы бедных людей, сколько слышат вас ваши куклы, когда вы говорите с ними. Умная княгиня чувствовала в сердце своем, что есть Бог, без которого не мог быть мир и все, что мы видим в этом мире. К тому же она много слышала о вере христианской с тех пор, как жила в Киеве: воины князя Олега и супруга ее Игоря, бывшие вместе с ними в Греческой империи5 Т.е. в Византии. С IV века н. э. Греция стала основной частью Восточной Римской империи – Византии (прим. ред.).
[Закрыть], рассказывали дома о счастье и добродетелях истинных христиан, о святости веры их, о терпении, с которым они переносили несчастья здешней жизни, надеясь на награду в будущей.
Надобно сказать, что в это время греки давно уже перестали быть идолопоклонниками и знали истинного Бога. В столице их Константинополе жил патриарх, т.е. начальник духовенства христиан греческих. У него-то княгиня Ольга хотела учиться закону Божию и для того поехала в Константинополь в 955 году, когда сын ее уже вырос и она перестала управлять государством.
Патриарх и император греческий Константин Багрянородный дивились уму и кротости знаменитой государыни русской. Патриарх рассказал ей о жизни, страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа, научил ее всему, что должны знать все любящие Господа и верующие в него, и потом окрестил ее. Император был крестным отцом Ольги; в крещении назвали ее Еленой. С восторгом возвратилась она в Киев, радуясь тому, что может просветить душу сына своего и сделать его также христианином. Но молодой гордый Святослав не хотел слышать о новом законе6 Т.е. о вероисповедании (прим. ред.).
[Закрыть]. Княгиня печалилась, что не может разделить с сыном счастье знать истинного Бога, и умерла с этой печалью через 14 лет после крещения. Церковь наша признала ее святой, а история – Мудрой.
Крещение русского народа980–988 годы
Можно ли было ожидать, чтобы этот князь Владимир, причинивший столько зла брату своему и бедной красавице Рогнеде, стал потом добрейшим государем и первым благодетелем своего народа? Вот какие чудеса может Бог делать с теми людьми, которые искренно раскаиваются и сожалеют о худых делах своих!
С самого начала своего княжения Владимир старался победами и славою заставить народ свой забыть его прежнюю жизнь. Он завоевал у польского короля Галицию7 Поляки так же, как и русские, происходят от народа славянского. Племя их поселилось около реки Вислы и основало Польское королевство. Галиция была прежде польской областью.
[Закрыть], или города Червенские; победил болгар – народ, живший на берегах Волги; к северу увеличил Россию до самого Балтийского моря. Кроме этих завоеваний, он старался прославиться и хорошими качествами: сердце его сделалось добрее, нрав спокойнее. Он очень любил народ свой, заботился о его счастье, мог уже не наказывать того, кто обижал его, мог даже прощать самых жестоких врагов своих, в числе которых была супруга его Рогнеда-Горислава. Эта несчастная государыня так много печалилась, что сделалась почти безумною от слез. Однажды она вздумала отомстить Владимиру за все горести, какие терпела от него, и уже вошла с ножом в руке в ту комнату, где спал он крепким сном. К счастью, Владимир вдруг проснулся и в первую минуту гнева хотел наказать смертью такое злодейство, но, увидев слезы маленького сына своего Изяслава и услышав трогательные слова8 Вот подлинные слова Изяслава, переданные нам летописцами: «Отче! Егда един жити хощеши, приими меч сей, вонзи прежде в утробу мою, да не вижу аз смерти матери моея».
[Закрыть], которыми малютка просил помиловать мать, простил ее и по совету бояр построил на родине ее, в нынешней Минской губернии, новый город, назвал его по имени сына Изяславлем и отправил туда их обоих.
Чтобы успокоить совесть свою, которая все еще напоминала ему об убитом брате, Владимир приносил часто жертвы своим богам и даже сделал нового идола с серебряной головой. Но могли ли утешить его боги бесчувственные, как бы усердно он ни молился им? Нет, он начинал понимать, как и бабушка его Ольга, что такие боги не могут быть богами истинными, но не знал, какая вера лучше всех: в Киеве были и магометане, и иудеи, и римские католики, и греки. Каждый из них хвалил свою веру. Владимир, не зная, кого слушать, решил отправить десять человек в разные земли, чтобы узнать, какой народ лучше всех других понимает Бога истинного. Послы его объездили почти все государства европейские, и более всего понравилось им благочестие греков и святое служение в церквах их. С восхищением рассказывали они великому князю о вере греческой. Владимир радовался, что наконец может молиться Богу истинному, и предпочел принять христианскую веру от греков.
Но гордому князю русскому, привыкшему всегда повелевать, казалось унизительно просить крещения у греков, прежних врагов его отечества, и для того, отправляя послов в Константинополь к императорам Василию и Константину, он просил у них не одной веры христианской, но вместе с нею и руки сестры их, царевны Анны. Умный Владимир знал, что, сделавшись братом императоров, он мог уже не стыдясь называть их своими просветителями в вере истинной.
Греки еще со времен Олега начали бояться храбрых князей русских; Владимир же завоевал уже богатый город их Херсон9 Правильно – Херсонес (прим. ред.).
[Закрыть] и угрожал идти с войском к Константинополю, если ему откажут в руке царевны. Итак, императоры должны были умолять сестру свою выйти за государя русского. Царевна горько плакала, желая лучше умереть, нежели расстаться с родными и отечеством, но Бог призывал ее просветить идолопоклонников – могла ли она не повиноваться ему? Добрая царевна со слезами простилась с братьями и отправилась на корабле в Херсон, где ждал ее жених. Кроме придворных особ с нею поехало много священников для крещения Владимира.
Народ в Херсоне с радостью спешил на берег встретить прекрасную невесту, называл ее своею спасительницей, дивился ее красоте и приветливости. Но великий князь, с нетерпением ожидавший ее, не был так счастлив, как народ его: в то время у него болели глаза и он ничего не видел. Он мог только плакать о своем несчастье и благодарить царевну за жертву, которую она принесла.
Анна, как ангел-хранитель, посланный Богом Владимиру, просила его тотчас креститься. Великий князь послушал совета благочестивой невесты своей и за то щедро награжден был Богом. Как только епископ херсонский и священники константинопольские приступили к совершению обряда крещения Владимира и епископ возложил руку на новокрещаемого, больные глаза его открылись, и он увидел храм Божий, где раздавалось святое пение, увидел прелестную невесту свою и вместе с нею упал на колени, благодаря Бога милосердного и всемогущего.
Бояре и дружина10 Так называли предки наши воинов и телохранителей княжеских.
[Закрыть] его, удивляясь такому чуду, также крестились в веру христианскую и потом весело праздновали свадьбу государя с царевной. Прекрасная Анна уже не плакала, как в то время, когда уезжала из Константинополя: она, как усердная христианка, радовалась, что избавила знаменитого супруга своего и народ его от ужасного несчастья быть идолопоклонниками, потому что с тех пор все русские начали креститься в веру христианскую.
Вот было чего посмотреть, когда великий князь возвратился с молодой супругой и со всем двором своим в Киев! Прежде всего он велел рубить и жечь всех идолов, а главного из них – Перуна с серебряной головой – бросить в реку. Потом приказал всем киевлянам явиться на другой день на берег Днепра.
Священники освятили Днепр и начали крещение народа. Взрослые люди вошли в воду, маленькие дети были на руках отцов и матерей, между тем как на берегу стояли великий князь, супруга его, бояре и воины, окрещенные еще в Херсоне. Они стояли в тихом благоговении и усердно молились за новых христиан. В эту торжественную минуту Владимир поднял руки к небу и сказал: «Творец неба и земли, благослови сих новых детей твоих, дай им познать тебя, Бога истинного, и утверди веру их!»
Так крестились предки наши, и такое усердие к Богу видно было не в одном Киеве, но и во всем государстве Русском. Везде народ оставлял идолов и с радостью принимал веру христианскую.
iknigi.net