Урок по предмету "Окружающий мир" Тема: КОГДА И ГДЕ? ИСТОРИЯ – ПУТЕШЕСТВИЕ (4 класс). Когда и где конспект урока по окружающему миру 4 класс
Конспект урока по окружающему миру на тему "Когда и где?" 4 класс
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации взаимодействия
на уроке
Формируемые умения(универсальные учебные действия)
Промежуточный
контроль
1
2
3
4
5
6
7
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельно-сти
Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся
к усвоению учебного материала
звучит отрывок из песни о времени (к кинофильму «Стрелы Робин Гуда») в исполнении Владимира Высоцкого.(Приложение 1)
– Здравствуйте, юные историки! Сегодня нас ждет путешествие в глубь времен, и мы узнаем, почему историки так часто задают вопросы «Где?» и «Когда?»
Слушают учителя.
демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку
Фронтальная, индивидуальная
Коммуникативные:высказывают свою точку зрения, вступают в диалог.
Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться
Устные ответы,
организация рабочего места
II. Актуализация опорных
знаний
Проверка домашнего задания: фронтальный опрос.
Кроссворд
– Что изучает история?
– Приведите известные вам примеры исторических памятников.
– Что такое исторические источники?
– Какие исторические источники вам известны?
– Как работают археологи?
Предлагает разгадать кроссворд (Приложение 2)
Отвечают на вопросы учителя.
Отгадывают кроссворд
Фронтальная, коллективная
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.
Регулятивные: ориентируются в учеб-
Устные ответы
1
2
3
4
5
6
7
III. Изучение нового материала
Беседа по теме урока.
Работа по учебнику (с. 42, 43).
– Этот исторический термин поможет нам совершить путешествие в глубь времен. Мы узнаем, как велось летосчисление в давние времена. (Презентация)
– Перед нами отрывной календарь. В нем можно найти даты важных исторических событий. Например, 12 апреля 1961 года – Ю. А. Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе; 9 мая 1945 года – День Победы. Какой вопрос можно задать к этим предложениям?
– Что общего у этих вопросов?
– Что мы называем, отвечая на эти вопросы?
– А как быть, если событие произошло сотни, тысячи лет назад? На помощь нам приходят новые слова: «век» и «тысячелетие». Сколько лет составляет век?
– Сколько лет составляет тысячелетие?
– Сколько веков в тысячелетии?
– В истории принято римскими цифрами обозначать века, а арабскими – годы. Рассмотрите ленту цифр в учебнике (с. 42). В верхнем ряду записаны арабские цифры, а в нижнем – римские.
– Давайте отправимся в прошлое и узнаем, как разные народы вели счет лет.
показывает рисунки с изображением египтянина, римлянина и грека.
– У разных народов был разный счет лет – летосчисление.
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы.
Рассматривают ленту цифр, иллюстрации в учебнике.
Подготовленный ученик рассказывает об истории обозначения
Фронтальная, индивидуальная
нике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.
Устные ответы
1
2
3
4
5
7
Загадка.
Работа с исторической картой
предлагает учащимся прочитать последний абзац в учебнике (с. 43) о том, как узнать по году исторической даты век.
– Сколько лет длится I век нашей эры?
– Когда начинается II век?
– А когда он завершается?
– В каком веке мы с вами живем?
– Так почему же историки задают вопрос «когда»? Что они хотят знать?
Дорога есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя,
Луга есть – косить нельзя. в реках, морях воды нет.
– Что это?
– Мы открываем следующую страницу урока «Карта-помощница». Какие виды карт вы уже знаете, о чем они могут рассказать?
– Что помогает нам ориентироваться по карте?
– Сегодня мы познакомимся с другим видом карт – исторической картой. Рассмотрите историческую карту «Взятие Измаила» в учебнике (с. 45). Какие условные обозначения вам уже знакомы?
– Изучите условные обозначения этой карты. Что в ней особенного?
– Что на исторических картах является главным? Что рассказывает историческая карта?
– Почему же историки задают вопрос «где»?
летосчисления римскими цифрами.
читают статью и рассматривают «ленту времени» в учебнике(с. 44–45).
Отвечают на вопросы
Рассматривают карту, выполняют задания
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; имеют мотивацию к работе на результат
1
2
3
4
5
6
7
IV. Практическая деятельность
Составление рассказа по исторической карте в учебнике.
Проверочная работа (по карточкам).
предлагает учащимся рассказать по исторической карте, как происходило взятие крепости Измаил русскими войсками, используя вопросы:
1) Где расположена крепость?
2) Как она обороняется изнутри?
3) Сколько входов в крепость? Назови их.
4) Какой вид войска обороняет крепость со стороны реки Дунай?
5) Расскажите, как атакуют колонны, флотилия, артиллерия русского войска.
№ 1. Вставь пропущенные слова, чтобы получилось верное высказывание:
«Для обозначения дат событий используются слова: сто лет – … (век), а десять веков – … (тысячелетие). События, случившиеся позднее даты рождения Иисуса Христа, относятся к… (нашей) эре. О том, что произошло раньше этого времени, мы говорим, что это случилось… (до нашей эры). В истории годы принято обозначать с помощью… (арабских) цифр, а века – с помощью… (римских) цифр. Помощницей при изучении истории служит… (историческая) карта».
№ 2. Узнай по году век:
1) Первое упоминание о Москве – 1147 год – … век.
2) Основание Санкт-Петербурга – 1703 год – … век.
3) Крещение Руси, принятие христианства – 988 год –
… век.
Составляют устные рас-сказы.
Выполняют работу письменно, сдают на проверку.
Фронтальная, индивидуальная
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника), логические действия.
Регулятивные: ориентируются в учебнике, при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют учебные задачи.
Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы; слушают учителя.
Личностные: оценивают усваиваемое
Устные рассказы, пись-
менные
работы.
12
3
4
5
6
7
Задания из электронного приложения к учебнику
4) Отечественная война с войсками императора Наполеона – 1812 год – … век.
5) Принятие нового летосчисления от Рождества Христова в России – 1700 год – … век. (Приложение 4)
Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации
Выполняют задания
содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям
Выполненные задания
V. Итоги урока.
Рефлексия
Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа. Выставление оценок
– Какое летосчисление принято сейчас в России и других странах?
– Какую помощь оказывает историческая карта при изучении исторических событий?
– Наш урок подходит к концу. Но мы еще должны «расшифровать» древнюю запись на бересте, используя подсказку.
Отвечают на вопросы.
читают вывод в учебнике (с. 46).
читают: «Молодцы!»
Фронтальная, индивидуальная
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Личностные: проявляют интерес к предмету.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке; следуют в поведении моральным нормам
Устные ответы
1
2
3
4
5
6
7
– Действительно, вы молодцы! Работали дружно, активно
VI. Домашнее задание
Комментарий учителя
Учебник, с. 42–46. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2, с. 46
Слушают, уточняют задания
Фронтальная
Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач
Задания
КОГДА И ГДЕ? ИСТОРИЯ – ПУТЕШЕСТВИЕ (4 класс)
У р о к 8.
КОГДА И ГДЕ? ИСТОРИЯ – ПУТЕШЕСТВИЕ В ГЛУБЬ ВРЕМЕН. КАРТА-ПОМОЩНИЦА
Цели:
1. Познакомить учащихся с обозначением дат исторических событий, с понятиями «век», «тысячелетие», «летосчисление».
2. Формировать умение работать с исторической картой.
3. Развивать познавательный интерес, умение анализировать и обобщать.
О б о р у д о в а н и е: карточки с новыми словами; таблица римских цифр, исторические карты; лента времени.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Здравствуйте, юные историки! Сегодня нас ждет путешествие в глубь времен и мы узнаем, почему историки так часто задают вопросы «Где?» и «Когда?».
II. Проверка домашнего задания.
Трое учеников зачитывают сочинения о музее, в котором они побывали. Остальные сдают работы на проверку.
Далее учитель проводит ф р о н т а л ь н ы й о п р о с:
– Приведите известные вам примеры исторических памятников.
– Что такое исторические источники?
– Какие исторические источники тебе известны?
– Как работают археологи?
Учитель. Чтобы познакомиться с новым историческим термином, необходимо решить кроссворд и прочитать выделенное слово.
Вопросы к кроссворду:
1. Первый в России музей.
2. Специалист по истории.
3. Хранилище документов.
4. Древние записи о событиях, которые велись год за годом.
5. Скульптурное или архитектурное сооружение в память о кого-нибудь.
Учитель. Этот исторический термин поможет нам совершить путешествие в глубь времен. Мы узнаем, как велось летосчисление в давние времена.
III. Изучение нового материала.
Учитель. Запишите тему урока: «Когда и где?».
Ученики. Когда первый человек полетел в космос? Когда отмечался День Победы над фашистской Германией?
Учитель. Что общего у этих вопросов?
Ученики. Их объединяет вопрос «когда».
Учитель. Что мы называем, отвечая на эти вопросы?
Ученики. 12 апреля 1961. Называем число, месяц, год.
Учитель. А как быть, если событие произошло сотни, тысячи лет назад? На помощь нам приходят новые слова: «век» и «тысячелетие». Сколько лет составляет век?
Ученики. Один век – сто лет.
Учитель. Сколько лет составляет тысячелетие?
Ученики. Тысячу лет.
Учитель. Сколько веков в тысячелетии?
Ученики. Тысячелетие – 10 веков.
Учитель. В истории принято римскими цифрами обозначать века, а арабскими – годы. Рассмотрите ленту цифр на с. 42 учебника. В верхнем ряду записаны арабские цифры, а в нижнем – римские.
Подготовленный ученик рассказывает об истории обозначения римских цифр.
У древних римлян цифры были не очень удобные. Единица, двойка, тройка изображались просто палочками – I, II, III (по количеству пальцев соответственно). А пятерка – это уже пятерня – рука. А чтобы не рисовать четыре пальца и один большой, стали писать вот такой значок V. Надо изобразить четверку, тут уж занимайся арифметикой, вычитай из пяти один – сначала пиши единичку, а за ней пятерку, вот так: IV. Нужна шестерка – значит, прибавляй: пиши сперва пятерку, а единичку следом за ней: VI. Семёрка – это пятерка и две палочки: VII. Восьмерка – прибавляй еще одну: VIII. А девятка? Думаете, надо опять прибавлять? Нет, наоборот, надо вычитать. Десятка у римлян изображалась Х (как две ладони).
Учитель. Давайте отправимся в прошлое и узнаем, как разные народы вели счет лет.
Учитель показывает рисунки с изображением египтянина, римлянина и грека.
У разных народов был разный счет лет – летосчисление.
Древние египтяне начинали отсчет лет заново каждый раз с правления нового фараона.
Древние римляне вели отсчет лет от основания Рима.
В жизни древних греков очень важное место занимали Олимпийские игры, поэтому греки вели свое летосчисление по олимпиадам.
Допетровская Русь считала годы «от сотворения мира».
Это было очень неудобно. Люди испытывали трудности при подсчете лет. Тогда христианская церковь предложила создать единую систему отсчета лет: «Пусть год рождения Христа будет первым, следующий – вторым и т. д.».
Время от рождения Христа до наших дней мы называем «нашей эрой», а если какое-то событие произошло раньше рождения Христа, мы говорим «до нашей эры».
Постепенно такой счет лет приняли в большинстве стран мира. В России он принят с 1700 года по указу Петра I.
Учитель предлагает учащимся прочитать последний абзац на с. 43 учебника о том, как узнать по году исторической даты век.
Учащиеся читают статью и рассматривают ленту времени (с. 44–45 учебника).
Учитель. Сколько лет длится I век нашей эры?
Ученики. 100 лет.
Учитель. Когда начинается II век?
Ученики. В 101-м году.
Учитель. А когда он завершается?
Ученики. В 200-м году.
Учитель. В каком веке мы с вами живем?
Ученики. Сейчас 2005 год. Это XXI век.
Учитель. Так почему же историки задают вопрос «когда»? Что они хотят знать?
Ученики. Они хотят знать дату исторического события.
Учащиеся выполняют упражнения.
Прозвенел веселый звонок,
Начинаем наш урок.
Нам многое надо понять,
Чтобы историками стать.
Дорога есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя,
Луга есть – косить нельзя.
В реках, морях воды нет.
Что это?
Учитель. Послушайте еще раз внимательно эту загадку:
Дорога есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя,
Луга есть – косить нельзя.
В реках, морях воды нет.
Что это?
Ученики. Это карта.
Учитель. Верно. Мы открываем следующую страницу урока «Карта- помощница». Какие виды карт вы уже знаете, о чем они могут рассказать?
Ученики. Карта звездного неба рассказывает о звездах и созвездиях, физическая карта – о поверхности Земли, политическая карта – о государствах.
Учитель. Что помогает нам ориентироваться по карте?
Ученики. Условные обозначения.
Учитель. Сегодня мы познакомимся с другим видом карт – исторической картой. Рассмотрите историческую карту «Взятие Измаила» на с. 45 учебника. Какие условные обозначения вам уже знакомы?
Ученики. Обозначения рек, озер, болот. Зеленым цветом показаны участки леса.
Учитель. Изучите условные обозначения этой карты. Что в ней особенного?
Ученики. Все, что относится к русским войскам, раскрашено красным цветом. А все, что касается турецких войск, показано черным цветом, кроме флотилии, – она голубого цвета.
Учитель. Что на исторических картах является главным? Что рассказывает историческая карта?
Ученики. Главное на исторической карте – цвет и условные обозначения. Историческая карта указывает место, где происходило событие.
Учитель. Почему же историки задают вопрос «где»?
Ученики. Чтобы узнать место, где произошло историческое событие.
IV. Закрепление изученного материала.
Учитель предлагает учащимся рассказать по исторической карте, как происходило взятие крепости Измаил русскими войсками, используя вопросы:
1) Где расположена крепость?
2) Как она обороняется изнутри?
3) Сколько входов в крепость? Назови их.
4) Какой вид войска обороняет крепость со стороны реки Дунай?
5) Расскажите, как атакуют колонны, флотилия, артиллерия русского войска.
Проверочная работа
№ 1. Вставь пропущенные слова, чтобы получилось верное высказывание.
«Для обозначения дат событий используются слова: сто лет – … (век), а десять веков – … (тысячелетие). События, случившиеся позднее даты рождения Иисуса Христа, относятся к … (нашей) эре. О том, что произошло раньше этого времени, мы говорим, что это случилось … (до нашей эры). В истории годы принято обозначать с помощью … (арабских) цифр, а века – с помощью … (римских) цифр. Помощницей при изучении истории служит … (историческая) карта».
№ 2. Узнай по году век:
1) Первое упоминание о Москве – 117 год – … век.
2) Основание Санкт-Петербурга – 1703 год – … век.
3) Крещение Руси, принятие христианства – 988 год – … век.
4) Отечественная война с войсками императора Наполеона – 1812 год – … век.
5) Принятие нового летосчисления от Рождества Христова в России – 1700 год – … век
Учащиеся сдают работы на проверку.
V. Итоги урока. Выставление оценок.
Учитель. Какое летосчисление принято сейчас в России и других странах?
Ученики. Принято летосчисление от Рождества Христова.
Учитель. Какую помощь оказывает историческая карта при изучении исторических событий?
Ученики. Историческая карта показывает, гдепроисходило это событие и как оно развивалось?
Ученики читают вывод на с. 46 учебника.
Учитель. Наш урок подходит к концу. Но мы еще должны «расшифровать» древнюю запись на бересте, используя подсказку.
Ученики читают: «Молодцы!»
Учитель. Действительно, вы – молодцы! Работали дружно, активно. Спасибо за урок.
Домашнее задание.
С. 42–46.
Вопросы «Проверь себя».
Выполнить задания 1, 2 на с. 46.
infourok.ru
Конспект урока по окружающему миру на тему "Когда и где?" 4 класс
Этапы урокаОбучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации взаимодействия
на уроке
Формируемые умения(универсальные учебные действия)
Промежуточный
контроль
1
2
3
4
5
6
7
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельно-сти
Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся
к усвоению учебного материала
звучит отрывок из песни о времени (к кинофильму «Стрелы Робин Гуда») в исполнении Владимира Высоцкого.(Приложение 1)
– Здравствуйте, юные историки! Сегодня нас ждет путешествие в глубь времен, и мы узнаем, почему историки так часто задают вопросы «Где?» и «Когда?»
Слушают учителя.
демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку
Фронтальная, индивидуальная
Коммуникативные:высказывают свою точку зрения, вступают в диалог.
Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться
Устные ответы,
организация рабочего места
II. Актуализация опорных
знаний
Проверка домашнего задания: фронтальный опрос.
Кроссворд
– Что изучает история?
– Приведите известные вам примеры исторических памятников.
– Что такое исторические источники?
– Какие исторические источники вам известны?
– Как работают археологи?
Предлагает разгадать кроссворд (Приложение 2)
Отвечают на вопросы учителя.
Отгадывают кроссворд
Фронтальная, коллективная
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.
Регулятивные: ориентируются в учеб-
Устные ответы
1
2
3
4
5
6
7
III. Изучение нового материала
Беседа по теме урока.
Работа по учебнику (с. 42, 43).
– Этот исторический термин поможет нам совершить путешествие в глубь времен. Мы узнаем, как велось летосчисление в давние времена. (Презентация)
– Перед нами отрывной календарь. В нем можно найти даты важных исторических событий. Например, 12 апреля 1961 года – Ю. А. Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе; 9 мая 1945 года – День Победы. Какой вопрос можно задать к этим предложениям?
– Что общего у этих вопросов?
– Что мы называем, отвечая на эти вопросы?
– А как быть, если событие произошло сотни, тысячи лет назад? На помощь нам приходят новые слова: «век» и «тысячелетие». Сколько лет составляет век?
– Сколько лет составляет тысячелетие?
– Сколько веков в тысячелетии?
– В истории принято римскими цифрами обозначать века, а арабскими – годы. Рассмотрите ленту цифр в учебнике (с. 42). В верхнем ряду записаны арабские цифры, а в нижнем – римские.
– Давайте отправимся в прошлое и узнаем, как разные народы вели счет лет.
показывает рисунки с изображением египтянина, римлянина и грека.
– У разных народов был разный счет лет – летосчисление.
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы.
Рассматривают ленту цифр, иллюстрации в учебнике.
Подготовленный ученик рассказывает об истории обозначения
Фронтальная, индивидуальная
нике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.
Устные ответы
1
2
3
4
5
6
7
Загадка.
Работа с исторической картой
предлагает учащимся прочитать последний абзац в учебнике (с. 43) о том, как узнать по году исторической даты век.
– Сколько лет длится I век нашей эры?
– Когда начинается II век?
– А когда он завершается?
– В каком веке мы с вами живем?
– Так почему же историки задают вопрос «когда»? Что они хотят знать?
Дорога есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя,
Луга есть – косить нельзя. в реках, морях воды нет.
– Что это?
– Мы открываем следующую страницу урока «Карта-помощница». Какие виды карт вы уже знаете, о чем они могут рассказать?
– Что помогает нам ориентироваться по карте?
– Сегодня мы познакомимся с другим видом карт – исторической картой. Рассмотрите историческую карту «Взятие Измаила» в учебнике (с. 45). Какие условные обозначения вам уже знакомы?
– Изучите условные обозначения этой карты. Что в ней особенного?
– Что на исторических картах является главным? Что рассказывает историческая карта?
– Почему же историки задают вопрос «где»?
летосчисления римскими цифрами.
читают статью и рассматривают «ленту времени» в учебнике(с. 44–45).
Отвечают на вопросы
Рассматривают карту, выполняют задания
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; имеют мотивацию к работе на результат
1
2
3
4
5
6
7
IV. Практическая деятельность
Составление рассказа по исторической карте в учебнике.
Проверочная работа (по карточкам).
предлагает учащимся рассказать по исторической карте, как происходило взятие крепости Измаил русскими войсками, используя вопросы:
1) Где расположена крепость?
2) Как она обороняется изнутри?
3) Сколько входов в крепость? Назови их.
4) Какой вид войска обороняет крепость со стороны реки Дунай?
5) Расскажите, как атакуют колонны, флотилия, артиллерия русского войска.
№ 1. Вставь пропущенные слова, чтобы получилось верное высказывание:
«Для обозначения дат событий используются слова: сто лет – … (век), а десять веков – … (тысячелетие). События, случившиеся позднее даты рождения Иисуса Христа, относятся к… (нашей) эре. О том, что произошло раньше этого времени, мы говорим, что это случилось… (до нашей эры). В истории годы принято обозначать с помощью… (арабских) цифр, а века – с помощью… (римских) цифр. Помощницей при изучении истории служит… (историческая) карта».
№ 2. Узнай по году век:
1) Первое упоминание о Москве – 1147 год – … век.
2) Основание Санкт-Петербурга – 1703 год – … век.
3) Крещение Руси, принятие христианства – 988 год –
… век.
Составляют устные рас-сказы.
Выполняют работу письменно, сдают на проверку.
Фронтальная, индивидуальная
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника), логические действия.
Регулятивные: ориентируются в учебнике, при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют учебные задачи.
Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы; слушают учителя.
Личностные: оценивают усваиваемое
Устные рассказы, пись-
менные
работы.
12
3
4
5
6
7
Задания из электронного приложения к учебнику
4) Отечественная война с войсками императора Наполеона – 1812 год – … век.
5) Принятие нового летосчисления от Рождества Христова в России – 1700 год – … век. (Приложение 4)
Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации
Выполняют задания
содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям
Выполненные задания
V. Итоги урока.
Рефлексия
Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа. Выставление оценок
– Какое летосчисление принято сейчас в России и других странах?
– Какую помощь оказывает историческая карта при изучении исторических событий?
– Наш урок подходит к концу. Но мы еще должны «расшифровать» древнюю запись на бересте, используя подсказку.
Отвечают на вопросы.
читают вывод в учебнике (с. 46).
читают: «Молодцы!»
Фронтальная, индивидуальная
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Личностные: проявляют интерес к предмету.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке; следуют в поведении моральным нормам
Устные ответы
1
2
3
4
5
6
7
– Действительно, вы молодцы! Работали дружно, активно
VI. Домашнее задание
Комментарий учителя
Учебник, с. 42–46. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2, с. 46
Слушают, уточняют задания
Фронтальная
Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач
Задания
infourok.ru
Конспект урока по окружающему миру "Мир глазами эколога" (4 класс)
Цель урока: способствовать обогащению представлений учащихся о последствиях влияния человека на природу, об экологических проблемах, которые нужно решать человечеству на современном этапе.
Методы и методические приёмы: метод постановки проблемы, побуждающий от проблемной ситуации диалог, метод поиска решения, подводящий к знанию диалог, сопоставление «открытого» знания с научной формулировкой учебника, с образцом, продуктивное применение «открытого» знания.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в группах
Мотивация к учебной деятельностиЦели:
-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- уточнить тип урока;
Вот книжки на столе, а вот тетрадки…
Не хочется играть сегодня в прятки
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
– А почему он важный? Постараемся ответить на этот вопрос в конце урока. Я желаю вам хорошего настроения и успехов на нашем уроке. Сегодня нам будут нужны ваши знания, внимание, поддержка и помощь.
Наш урок пройдет под девизом:
«Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»
Коммуникативные УУД:
развиваем умение слушать и понимать других; развиваем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
II. Актуализация опорных знаний
Цели:
- организовать повторение изученного, активизировать знания.
•Актуализировать умения:
-выполнять самопроверку, корректировку и самооценку учебного задания;
А сейчас хотелось бы узнать,
У скольких ребят класса знания на «пять».
Тест «Расшифруй слово». Обведи нужную букву и результат обозначь в таблице.
1. Как можно защитить себя от загрязненного воздуха?
к) не дышать
э) не задерживаться в тех местах, где грязный воздух
2. Как защититься от загрязненной воды?
т) пить сырую воду
к) научиться пользоваться бытовым фильтром
3. Какие правила личной экологической безопасности связаны с продуктами питания?
а) не обращать внимания на срок хранения продуктов
о) мыть овощи и фрукты в теплой кипяченой воде
4. Планеты Солнечной системы изучают…
в) географы б) химики
л) астрономы г) физики
5 Как называется наука о прошлом людей?
а) география; о) история;
р) астрономия; г) экология.
6. В каком городе был открыт первый музей в России – Кунсткамера? Обведи нужную букву.
г) в Санкт – Петербурге; б) в Москве;
7. Кто открыл первый музей в России – Кунсткамеру? Обведи нужную букву.
л) Екатерина Вторая и) Пётр Первый;
б) Иван Грозный;
8. Что такое архив?
а) хранилище предметов старины;
я) хранилище документов;
р) древние записи о событиях прошлых лет.
Взаимопроверка.— Какое слово получилось из букв, которые обозначали правильные ответы? (экология)
Познавательные УУД:
развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста; формируем умение представлять информацию в виде схемы; формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. формируем умение ориентироваться на развороте учебника. формируем умение находить ответы на вопросы иллюстрации
Личностные УУД: развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
II.Формулирование темы урока, постановка цели
Цели:
- организовать формулирование темы урока учащимися;
-организовать постановку цели урока учащимися.
Совместное открытие знаний.
Мы уже смотрели на мир глазами астронома, географа, историка.
- Кто догадался, с точки зрения кого мы сегодня посмотрим на мир? (С точки зрения эколога.)
-Попробуйте сформулировать тему урока.
Видеоролик «Мысли глобально, действуй локально»
Серьезные проблемы будем мы решать —
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам предстоит найти ответ:
«Экология — это важно или нет?»
Это наука о нашем собственном доме, о Земле и о законах, по которым мы должны в нем жить. Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос», что значит «дом», и «логос» – наука.
— О ком говорится в загадке?
На земле он всех умней,
Потому и всех сильней. (Человек.)
Работа в учебнике.
– Откройте учебник на с. 41.(Чтение статьи "Сын или покоритель?").
Вопросы к тексту:
1.Что же решил человек? (Человек решил, что он не зависит от природы, что он сильнее ее, и даже решил покорить природу с помощью техники).
2. К чему привело такое покорение? (Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных).
3.Может ли человек господствовать над природой? Почему? (Нет, такое господство может погубить ее).
4. Кто такой человек по отношению к природе? (Сын, он часть природы).
– Поднимите руку, те кто когда-нибудь болел?
– Что вы чувствовали?
– А может ли планета заболеть?
Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего. Сегодня мы раскроем и обсудим эти проблемы.
Работа в группах. (Каждая группа получает рисунок.)
— Догадайтесь, что символизирует изображенный предмет. Первая группа получает рисунок, на котором изображена капля воды (символ океана). Вторая группа - пальма (символ тропических лесов). Третья группа - банка (символ мусора).
(Далее каждой группе предлагается сформулировать проблему). Проблема загрязнения океана (как защитить океан от загрязнения). Проблема исчезновения тропических лесов (вырубка лесов). Проблема мусора (как избавиться от мусора).
— Как вы думаете, нова ли проблема охраны природы? (Ответы детей.)
Во все времена людей волновали вопросы охраны природы. Так, Ярослав Мудрый еще в XI в. законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных. Указ Петра I, изданный в 1718 г., предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, наказывать, посылать в каторжные работы». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в Петербурге и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.
Как видим, вопросы охраны природы были важны во все времена. Но особенно остро стоят они в век научно-технического прогресса.
Работа со статьей
1 группа работает со статьей «Проблема загрязнения океана» (стр. 42- 43).
2 группа работает со статьей «Проблема исчезновения тропических лесов» (стр. 43- 44).
3 группа работает со статьей «Проблема мусора» (стр. 44).
Вопросы для первой группы по проблеме загрязнения океана
1. Что поразило путешественников?
2. Уменьшилось ли с тех пор загрязнение океана?
3. Страдают ли от загрязнения живые существа, обитающие в океане?
4. Какие меры для защиты океана от загрязнения вы могли бы предложить? (Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные суда -«губки», они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и объемы добычи рыбы. Созданы Красная книга Международного союза охраны природы и Красная книга России.)
- Переходим к обсуждению второй проблемы
Вопросы для второй группы по проблеме исчезновения тропических лесов
1. О каком чуде природы вы узнали? (тропические леса)
2. Найдите в тексте слова об изобилии растительного и животного мира тропических лесов.
3. Ради чего люди уничтожают тропические леса?
4. Сколько деревьев гибнет ежедневно под пилой человека? (5 миллионов)
5. Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов? (запретить вырубку и выкорчёвывание деревьев, усилить меры пожаробезопасности в лесах)
- Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы избежим экологических катастроф.
- Перейдем к обсуждению третьей проблемы: "Как избавиться от мусора?"
Вопросы для третьей группы по проблеме мусора
1. Сколько мусора приходится на каждого жителя города в год? (тонна мусора)
2. Сколько грузовиков ежегодно требуется, чтобы вывезти весь мусор? (три миллиона грузовиков)
3. Какими способами, на ваш взгляд, можно избавиться от мусора? (Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. Существуют заводы по сортировке мусора. А некоторые предметы можно использовать вторично, например, стеклянные банки, бутылки)
Физкультминутка
Физминутка на зарядку.
Раз – подняться, потянуться,Два – нагнуть, разогнуться,Три – в ладоши, три хлопка, (РАЗ, ДВА, ТРИ)Головою три кивка. (РАЗ, ДВА, ТРИ)На четыре – руки шире,Пять – руками помахать,Шесть – на место тихо сесть.
Применение нового знания
– Мы уже говорили, что планета, как и мы с вами может болеть.
– Что к этому приводит? (Загрязнение океана, вырубка леса).
– А может ли один человек вылечить планету? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям).
– Да, охрана окружающей среды – задача всего человечества.
- У нас присутствуют представители некоторых международных организаций, служащие делу охраны природы. Это Всемирный фонд дикой природы (эмблема панда) и Гринпис(зеленый мир).Сообщения представителей об их организациях.
Работа с деформированными предложениями
(Каждая группа получает конверт с отдельными словами.) Задача - составить фразу.
1 группа «Люди! Планета — наш дом. Содержите ее в чистоте, оберегайте и любите».
2 группа - Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин - дуб и лось. Их покой побереги, Ведь они нам не враги.
3 группа - Бабочки пускай летают, Ну кому они мешают? Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить.
— Ребята, по-вашему, лично от каждого из вас зависит спасение природы? (Да.)
Какой вклад в дело охраны природы можете внести вы? (Высказывания детей.)
Видеоролик «Году экологии в России посвящается»
— Как вы думаете, о чем должен помнить, знать каждый из нас, пользуясь всем, чем богата Земля? (Не навредить, не испортить природу. Мы должны сохранить эту красоту для тех, кто будет жить после нас.)
Работа в рабочей тетради
– Волнует ли тебя состояние окружающей среды. Запишите. (задание №1)
– Задание №2. Прочитайте.
– Приведите примеры международных соглашений по охране окружающей среды. Запишите. (Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких животных и растений).
– Назовите экологические организации. Запишите.
– Назовите Международные экологические дни. Запишите несколько примеров.(22марта - всемирный день воды,4 октября – международный день защиты животных).
Работа с CD (Просмотр презентации.)
Подведение итогов
– Какие экологические проблемы мы с вами решали?
– Назовите международные экологические организации.
– Какая экологическая организация имеет эмблему с изображением панды?
– Если люди погубят окружающую природу, смогут ли они сами выжить?
-Удалось ли человеку покорить природу? Так кем же является человек – сыном Природы или покорителем?
– Ну что, ребята, я могу сказать, что все вы: МОЛОДЦЫ!!!!!
Ну и в завершении запомните, что
Экология важна, Людям всем она нужна. Правильно беречь природу, К счастью, снова входит в моду. Пусть на Земле не умирают реки, Пусть стороной обходит их беда, Пусть чистой остается в них навеки Студёная и вкусная вода.
самооценка
Рефлексия учебной деятельности
Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились, понравился вам наш совместный урок? Какое у вас сейчас настроение?
– Что нового вы сегодня узнали?
– Какая работа на уроке вам понравилась больше всего?
– Что вызвало наибольшие затруднения?
А теперь оцените сами свою работу.
«Для меня урок сегодня»
Оцени себя:Отлично поработал- 5
Хорошо поработал- 4
Мог бы лучше поработать- 3
Не постарался- __
Самооценка
Домашнее задание
стр. 41-47, вопросы
- Вы, молодцы! Спасибо всем за урок. Урок окончен.
infourok.ru
Конспект урока по предмету "Окружающий мир" 4 класс
Тема: Наши подземные богатства.
Цели: 1. Обобщить сведения о полезных ископаемых, наиболее ценных в народном хозяйстве; повторить знания о свойствах полезных ископаемых; познакомить с полезными ископаемыми Ульяновской области.
2. Формировать навыки исследования, составления отчетов о проделанной работе, развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать, делать выводы.
3. Воспитывать интерес к изучаемому предмету; гордость, бережное отношение к недрам земли; умение работать в команде.
Оборудование: Индивидуальные карточки, глобус, карта РФ и Ульяновской области, карточки-аппликации, компасы, коробочки с кусочками полезных ископаемых , учебник «Мир вокруг нас» для 4 класса, А.А.Плешаков.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.Учитель:
-Ребята, для чего вы ходите в школу?
-Зачем вам нужны знания?
-Кто из вас кем хочет стать?
-Сегодня на уроке мы все мысленно станем геологами.
-Кто такие геологи?
-Что такое полезные ископаемые?
2.Постановка целей и задач урока.
-Итак, на прошлом уроке мы познакомились с полезными ископаемыми, узнали об их свойствах и применении в народном хозяйстве.
Сейчас поиском полезных ископаемых занимаются геологи. Для своих маршрутов они выбирают неисследованные, необжитые места. Среди снаряжения любого геолога можно обязательно найти три вещи: полевой дневник – главный документ экспедиции, который хранят как зеницу ока, геологический молоток и компас.
-Я приглашаю вас в геологическую экспедицию. Вашим неотъемлемым снаряжением будет ручка, полевой дневник – тетрадь, листы для записей, карта.
В экспедицию отправятся три геологических отряда:
1. -наблюдательные
2. -любознательные
3. -находчивые
Каждый отряд будет заниматься исследованием полезных ископаемых, составлением отчета о проделанной работе. Я прошу всех взять с собой наблюдательность, любознательность, находчивость, выручку и взаимопомощь, т. к. выручка и взаимопомощь – необходимые качества при работе командой в любой экспедиции .
3.Актуализация знаний учащихся.
- Проверим готовность отрядов к экспедиции.
1- На какой планете мы живём?
2- Какую форму имеет наша планета?
3 –Чем окружена планета?
1 – Что называют макушкой Земли?
2 – Что находится на поверхности земли?
3 – Что находится в ее недрах?
-Я рада, что все отряды готовы. Отправляемся в экспедицию
.4 . Практическая работа.
_ Я раздаю компасы.
- Как им пользоваться?
-Раздаю карты маршрутов.
1отр. | 2отр. | 3отр. |
-Определите направление маршрута.
- Давайте подготовим наши глаза к выполнению важной работы.
Физкультминутка. (гимнастика для глаз)
- Во время экспедиции каждый отряд нашел полезные ископаемые.
(раздаю образцы пород)
-Исследуйте, что это за ископаемое и расскажите о нем по плану.
План. 1.Название полезного ископаемого______________________________ 2.Основное свойство ________________________ 3. Использование и значение _______________________________________ |
1 отр – гранит, известняк, песок
2 отр – уголь, глина ,торф
3отр – Железная руда, нефть, природный газ
-Давайте вспомним, в каком направлении вы оправились в экспедицию и определим, в каком направлении вам необходимо возвращаться.
1отр. | 2отр. | 3отр. |
Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим,
Стоп. Немного отдохнем,
И домой пешком пойдем.
-А теперь мы совершим маленькое путешествие по родному краю и узнаем , какие полезные ископаемые есть в нем.
-Как называется наш край?
-Вам предстоит выполнить одно интересное задание: узнать по описанию полезное ископаемое Рузского края.
Каждый отряд обнаружил в Рузском крае какое – то полезное ископаемое.
1 отр. -легкий, впитывает влагу. Хорошо горит. -служит для удобрения полей, для подстилок скоту, для отапливания помещений. -образуется из остатков растений на болотах |
2 отр. -Плотный камень, тяжелее воды, вскипает под действием уксусной кислоты - используется в строительстве, в качестве удобрения; мел используется в школе -во многих местах по обрывистым берегам рек можно найти беловато – серый камень |
3 отр. - это ископаемое обладает пластичностью, - используется для изготовления кирпича, посуды, цветочных горшков , ваз - образуется в природе при разрушении гранита |
5.Самостоятельная работа.
1)Рассмотреть карту Ульяновской области и выписать полезные ископаемые нашего края.
2)Теперь каждому отряду необходимо подготовить отчет о проделанной работе.: каждый из вас должен выбрать себе задание, с которым он может справиться.
1- отгадать кроссворд
2 – заполнить таблицу
1 -отгадай кроссворд.
По горизонтали: | 1 | 2 | ||||||||||||||
1. Гранит | 3 | |||||||||||||||
3. Мел | ||||||||||||||||
4. Песок | 4 | |||||||||||||||
5. Газ | 5 | |||||||||||||||
6. Нефть | ||||||||||||||||
8. Руда | 6 | 7 | ||||||||||||||
По вертикали: | 8 | 9 | ||||||||||||||
1. Глина | ||||||||||||||||
2. Известняк | ||||||||||||||||
7. Торф | ||||||||||||||||
9. Уголь | ||||||||||||||||
По горизонтали:
| По вертикали:
|
2 – Заполни таблицу
Полезные ископаемые | ||
твердые | жидкие | газообразные |
-Итак, экспедиция наша завершилась. Сдавайте свои отчеты в конверты.
Назовите полезные ископаемые, которые необходимы для изготовления этих предметов.
- Ребята, подумайте, можно ли восстановить полезные ископаемые, которые образовывались в недрах нашей планеты в течение многих миллионов лет?
- Когда-нибудь они закончатся – истощатся. Поэтому богатства земных недр необходимо использовать очень экономично.
7. Работа с учебником
Охрана полезных ископаемых
- Прочитайте об этом в учебнике .
8.Подведение итогов урока.
Учитель: А сейчас - заключительный разговор. Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях. Легко ли вы справились со всеми заданиями? Где вы испытали затруднения? Что нового узнали?-Сегодня на уроке вы были геологами. А теперь подумайте и скажите, что это за профессии:
Гончар
Сталевар
Шахтер
- Попробуйте сами дать определение, что такое Геология?
- Геология – это наука о строении и истории развития земной коры, о методах поиска полезных ископаемых.
Учитель: Вы все были дружными, активными, проявили смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу!
Дом. задание. Стр. 168
-подумайте над вопросами:-
-Что дороже железо или золото?
- Что называют «черным золотом»?
kopilkaurokov.ru
Конспект урока по окружающему миру «Что такое географическая карта и как ее читать?», 4 класс
Окружающий мир 4 класс
Тема «Что такое географическая карта и как ее читать?»
Ф.И.О. учителя: Андреева Наталья Юрьевна.
Место работы: Саверовский филиал МБОУ «Репинская СОШ».
Цели урока:
- дать понятие географической карты, учить находить и показывать объекты на ней.
- формировать познавательный интерес и экологическое мировоззрение.
- прививать навыки поисковой деятельности.
Задачи урока:
Обучающие: научить пользоваться географической картой и правильно читать её.
Развивающие: развивать кругозор уч-ся, внимание, память.
Воспитательные: воспитывать любовь к окружающему миру.
Формируемые УУД:
Познавательные:
- знание условных обозначений, умение читать карту, находить на ней заданные объекты.
Регулятивные:
- формирование организации учебного труда;
- умение распределять рабочее время на уроке.
Коммуникативные:
- умение отвечать на вопросы, дополнять, комментировать ответы товарищей.
- умение оказывать помощь друг другу при выполнении заданий.
Личностные:
- стремление узнавать новое, совершенствовать имеющиеся навыки.
Тип урока: изучение нового.
Формы работы: групповые, индивидуальные, в парах.
Оборудование: физические карты России, мира; условные знаки: река, равнина, горы, море.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
- для чего составили карты ?
-что можно определить по карте?
-сформулируйте тему урока.
3.Постановка учебной задачи.
- чему должны научиться на уроке? (познакомиться с картой России,
научиться читать её).
4.Решение УЗ.
- Как нам решить эту проблему?
- Что поможет нам?(карта, условные обозначения, учебник)
1. Загадка:
Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя,
Что это? (карта)
- Наша Родина велика и прекрасна. Карта поможет тебе, не выходя из
класса совершить путешествие в любой ее уголок
2. Изучение географической карты.
- Что такое географическая карта?
- Что находится на географической карте?
Ответы детей.
Давайте рассмотрим.
- Моря. Каким цветом изображены?
- Горы. Каким цветом?
- Леса. Каким цветом?
- Равнины. Каким цветом?
- Можно ли изобразить всю поверхность Земли на одном листе бумаги?
Географическая карта – это уменьшенное изображение земной поверхности.
Надо понимать и особый язык карты – условные знаки.
Давайте научимся определять по карте стороны горизонта.
Перечислите основные стороны горизонта: север, юг, запад, восток.
- Север –сверху,
- Юг – внизу,
- Запад – слева,
- Восток – справа.
Найдите на карте океаны, омывающие нашу страну:
- с севера: Северный-Ледовитый.
- с востока: Тихий.
Найдите на карте моря, омывающие нашу страну:
- с севера: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.
- с востока: Берингово, Охотское.
- на юге: Черное, Каспийское.
- на западе: Балтийское.
Какие города вы видите на карте?
- Главный город страны? (Москва)
- На какой равнине он находится? (Восточно-Европейская)
-В Москве говорят «Спокойной ночи», а в это время во Владивостоке
звучит приветствие «С добрым утром».
-Теперь сможете ли вы объяснить, почему в один и тот же день на
территории одной страны, одном уголке ребята загорают, а в другом – ходят
в теплых куртках?
Что нам помогло разобраться в этом? Географическая карта.
Работа по учебнику (стр.76-77).
Найти ответы на вопросы:
-как появились первые карты? Кто приказал «землю мерить и чертёж
государства сделать»?
Физкультминутка.
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по моему вели.
Закрепление изученного.
1). Исторический экскурс.
Учитель: В истории нашей страны много было путешественников. Человек, который жил на Земле с древних времен, всегда хотел знать, кто живет за рекой, за лесами, за высокими горами, за далекими морями. И человек начал путешествовать и познавать мир.
2). Работа с условными знаками.
- Помогите мне составить рассказ о путешествии Афанасия Никитина в Индию.
Более 500 лет назад, когда Америка еще не была открыта Колумбом,
русский купец Афанасий Никитин отправился в Индию из города Твери.
В начале путешественник плыл на корабле по реке Волге (замените
название объекта условным знаком).
Путь его пролегал по (равнине). Она называется Восточно-Европейской.
Затем А.Никитин плыл на корабле по (морю). В наше время оно
называется Каспийским морем. После этого он пересек (горы). Они
называются Иранское нагорье. Затем он снова сел на корабль и поплыл
по (морю), которое называется Аравийским морем. Наконец он пришел в Индию.
- Для чего нужны карты?
3). Работа в тетрадях на печатной основе.
Итог урока.
-Мы совершили путешествие по географической карте родной страны.
-Что мы узнали?
-Что же такое географическая карта?
-Как понимаете слова «читать карту».
-Для чего нужно знать карту?
Творческое домашнее задание:
Вылепить из цветного пластилина макет участка земли, на котором должны
быть горы, река, стекающая с горы и впадающая в большой водоем,
равнина. Создать свою воображаемую страну.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Открытый урок по окружающему миру в 4 классе
Конспект урока по окружающему миру в 4 классеПроблемный урок по окружающему миру в 4 классе на тему: «Наши подземные богатства» (с использованием регионального компонента)
УМК: «Школа России».
Автор учебника «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков «Просвещение» 2011г.
Автор: Тлехас Светлана Махмудовна
Учитель начальных классов СШ № 9 п. Отрадный
План урока.
I Организационный момент (1 минута)
II Актуализация знаний для изучения нового материала = постановка проблемы (5 мин)
III Проблемная ситуация (2 мин)
IV Усвоение новых знаний (15 мин)
V Закрепление новых знаний (13 мин)
VI Подведение итогов по теме (6 мин)
VII Выставление отметок (1 мин)
VIII Домашнее задание (1 мин)
Цели урока:
1. Образовательные: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.
2. Развивающие: научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.
3. Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в группах, воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно использовать богатства нашей Родины.
Задача:
формирование умения правильно называть, анализировать и охранять природные богатства своего края.
Оборудование:
1. Образцы полезных ископаемых, иллюстрации с изображением добычи и применения полезных ископаемых.
2. Учебники «Мир вокруг нас», 4 класс, 1 часть – М «Просвещение» 2011г (автор А. А. Плешаков)
3. Рабочие тетради «Мир вокруг нас» 4 класс, 1 часть - М «Просвещение» 2011 г (автор А. А. Плешаков)
4. Атлас – определитель «От земли до неба» - М «Просвещение» 2008г (автор А. А. Плешаков)
Ход урока:
I Организационный момент (психологический настрой).
Учитель: Поприветствуйте улыбкой гостей, друг друга. Я рада вас вести дорогой знаний.
Мы снова вместе – вы и я
Начинаем наш урок – он для вас
Мы будем вместе грызть
Гранит науки, в добрый час.
Оцените свой настрой, покажите его карточкой настроения.
Ученик:
Учитель: Желаю сохранить радостное настроение на протяжении всего урока. Желаю открытия новых знаний и отличных отметок.
II Актуализация знания для изучения нового материала = постановка проблемы.
Учитель: Что такое водоемы?
Ученик: Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом.
Учитель: На какие две группы можно разделить водоемы Лужского района, о которых мы говорили на прошлом уроке?
Ученик: Реки и озера.
Учитель: Цифровой диктант. I вариант выписывает номера с названием рек, II вариант с названием озер.
Луга, Омчино, Сяберо, Обла, Вревка, Толони, Оредеж
Ученик:
I в. 1, 4, 5, 7.
II в. 2, 3, 6.
Учитель: Что объединяет эти водоемы?
Ученик: Они все естественные, пресные.
Учитель: Можно ли назвать водоемы богатством земли?
Ученик: Да.
Учитель: Обоснуйте свое мнение.
Ученик: Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.
III Проблемная ситуация
Учитель: Что относится еще к природным богатствам?
Ученик: Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые
Учитель: Сегодня на урок я принесла товары, которые можно приобрести в магазине, те которые необходимы в быту. Вот они: ножницы, глиняная свистулька, набор школьных мелков, мыло, торфяной горшочек, плакат с изображением Медного всадника, кирпич, таблетки активированного угля, стакан, игрушечная газовая плита. Что объединяет эти товары?
Ученик: они созданы человеком и необходимы людям.
Учитель: Из чего они сделаны?
Ученик: трудно ответить, хотя можно предположить, что они сделаны из того, что дала природа.
Учитель: Попробуйте сформулировать точнее.
Ученик: Из полезных ископаемых.
Учитель: Почему они так называются?
Ученик: Их добывают глубоко под землей.
Учитель: Сформулировать тему сегодняшнего урока.
Ученик: (Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе)
Учитель: Точнее, вспомните, пожалуйста, где они добываются?
Ученик: они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства».
IV Усвоение новых знаний
Учитель: Что такое полезные ископаемые?
Ученик: Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.
Учитель: Ископаемые, объясните смысл этого слова.
Ученик: Их выкапывают, добывают из земли.
Учитель: Из курса природоведения 3 класса. Какие полезные ископаемые вам известны?
Ученик: гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ.
Учитель: В природе очень много подземных богатств, польза от их добычи и переработки огромна, поэтому человечество не может жить без использования полезных ископаемых.
Практическая работа (карточки с названием полезных ископаемых).
Учитель: Проведем практическую работу. Будем работать в группах, каждая группа будет исследовать образец полезного ископаемого, устанавливать его свойства, используя образец (учебную статью) иллюстрации на страницах учебника.
Работаем по плану с159
1. Название, где добывают.
2. основные свойства.
3. Использование.
4. Что из представленных товаров может быть из него сделано.
Каждая группа заполняет плакат.
Название | Основные свойства | Использование | Плакаты |
1. Гранит глубоко в земле | Твердый, прочный, хорошо полируется | Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий. | Памятник «Медный всадник» |
2. Известняк в карьере | Твердый, белого или серого цвета | Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор – видоизмененный известняк) | Мел |
3. Глина карьер | Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая | Кирпичи, черепица, облицовочная плитка | кирпич |
4. Каменный уголь шахты глубоко в земле | Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч. | Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи. | лекарства |
5. Нефть глубоко под землей | Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом | Топливо, бензин, керосин, смазное масло, вазелин | мыло |
6. Железная руда | Твердая, плавкая, тяжелая, притягивает металлические предметы | Металлы, основное сырье для машин | ножницы |
В конверте у каждой группы черно-белые варианты или цветные иллюстрации.
Таблица из плакатов открывается после отчета группы. Учитель дополняет ответы.
Гранит – горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. «Зерно» по латыни – гранум. От этого слова появилось название – гранит.
Каменный уголь образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами – колоннами. Вот эти деревья и превратились в каменный уголь. Это удивительная весточка из бесконечно далекого прошлого.
А где мы видели папоротники?
Ученик: В ботаническом саду Санкт-Петербурга.
Известняк образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк использует в строительстве. Мрамор и мел – его разновидности.
Железная руда. Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии – производству металлов.
Нефть – жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно она образовалась из остатков каких-то живых организмов.
Учитель: Посмотрите на статью учебника, какие подземные богатства мы не исследовали?
Ученик: Торф, песок, глину.
Учитель: Как вы думаете, почему?
Ученик: высказывают свои предположения.
Учитель: (Указываю на карту Лужского района)
Ученик: Может быть, их добывают на территории нашего края?
Учитель: Правильно, давайте исследуем эти полезные, результат исследования запишем в таблицу рабочей тетради на стр 52
Название | Свойства | Применение |
Глина в карьере | Рыхлая, пластичная, бурая, может быть белая или голубая | Кирпичи , посуда |
Песок в карьерах | Сыпучие крупинки желтого цвета | Строительство, дороги, стекло |
Торф болотистая местность карьер | Горючий, непрочный, легче воды, рыхлый, бурого цвета в нем хорошо видно | Топливо, удобрение, подстилка для скота, лекарства |
Итог по пр. работе. Осталась игрушечная газовая плита.
Учитель: Посмотрите на карту нашего района. Крупнейшее в Лен. области месторождение песка – деревня Крупели, имеет запасы 600 000т.
Песок и глину используют для строительных, дорожных работ, около нашего города строится объездная дорога, где как раз используют эти полезные ископаемые; есть строительных завода, на них производят стеклянную тару, посуду, они находятся в поселке Торковичи, Плоское.
Велики в районе запасы торфа. Наиболее крупные Вердугский и Песовский массивы.
IV Закрепление знаний.
Работаем со статьей стр. 168 «Охрана подземный богатств»
Учитель: Прочитаем статью. Сформулируйте и задайте одноклассникам вопросы по тексту статьи.
Ученик: Почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства?
Это такие богатства, которые нельзя восстановить.
Ученик: Как мы (школьники) можем помогать взрослым в охране полезных ископаемых?
Собирать металлолом, следить, чтобы попусту не горел газ а плите, зимой не оставлять открытой дверь в подъезд, беречь тепло.
Учитель: Какая главная мысль статьи?
Ученик: Подземное богатство земли бесценно, поэтому необходимо использовать их очень экономично и бережно.
Учитель: Вы хорошо поработали. Узнали много нового, обобщили изученные знания. Надеюсь, что вы легко справитесь с заданием.
С каждого ряда по три человека (это команда), называется игра «Вопрос из конверта».
(Берут из конверта вопросы, обсуждают, выбирают правильный, озвучивают ответы)
1 конверт (1 команда)
1 задание:
Что такое полезное ископаемое?
1) Все, что люди добывают из под земли.
2) Все полезные для человека минералы и горные породы.
3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их
2 задание:
О чем идет речь в тексте?
Это полезные ископаемые. Узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее – мох – сфагнум.
Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и дугие растения Это горючее полезное ископаемое
3 задание:
Назовите горючие полезные ископаемые:
А – гранит
Б – нефть
В – газ
Г – каменный уголь
1) АБГ
2) АВГ (правильный ответ)
3) АБГ
4) БВГ
2 конверт (2 команда)
1 задание:
Укажите рудное полезное ископаемое:
1) природный газ
2) торф
3) железная руда (правильный ответ)
4) нефть
2 задание:
Какое полезное ископаемое используют при производстве кирпичей?
1) глина (правильный ответ)
2) известняк
3) торф
4) мрамор
3 задание:
Человек из глины научился делать посуду. Посуда это часть природы или изделие?
3 конверт
1 задание: Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла?
1) глина
2) песок
3) известняк
4) торф
2 задание:
Укажите общее свойство для каменного угля, нефти, природного газа:
1) твердость
2) цвет
3) текучесть
4) горючесть
3 задание:
О чем идет речь?
Бывает в природе серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: и облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Это горная порода, состоящая из таких минералов, как полевой шпат, кварц и слюда
Итог по игре:
Учитель: Вы хорошо справились с заданием. Работали активно и быстро.
V Выставление отметок
Покажите на карточках, какое у вас настроение на конец урока.
Ученик: (ученики показывают)
Учитель: Понравился лм вам урок?
Ученик: Очень понравился
Учитель: Чем?
Ученик: Мы работали дружно, коллективом, узнали много интересного.
VI Домашнее задание.
Дома:
1) проверьте знания, полученные на уроке, ответив на вопросы учебника на стр. 169
2) выполните задание в тетради на стр. 52
3) У нас на столе осталась игрушечная газовая плита. Какое полезное ископаемое используют, чтобы она функционировала?
Ученик: Природный газ.
Учитель: Сделайте сообщение об этом природном ископаемом.
Урок окончен.
kopilkaurokov.ru